История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Троя и Троянская война. Троя в древней греции


Что мы знаем о Трое из греческих мифов

муза Мнемосина

Руины ТроиРичард Львиное Сердце Плантагенет

Троя, иначе называемая Илион — древнее укреплённое поселение в Малой Азии в турецкой провинции Чанаккале. Находится у побережья Эгейского моря, недалеко от входа в пролив Дарданеллы. Народ, населявший Трою, в древнегреческих источниках именуется тевкрами. Троя воспета в поэме «Илиада», автором которой считается Гомер. События, описанные Гомером, относятся к микенской эпохе.

 

Троя была главным городом области на северо-западном прибрежье Малой Азии, раскинувшейся равниной до Геллеспонта (Дарданелл), далее от моря подымающейся грядами холмов к горе Иде, орошаемой Скамандром, Симоисом и другими речками. Эта область упоминается уже в древних мифах о богах.

Задолго до построения Трои, в незапамятно древние времена, по склонам Иды жил народ тевкров, которым правил царь Тевкр, сын нимфы Идеи и бога реки Скамандра. В это время из Аркадии, своей родины, спасаясь от голода, бежал Дардан, сына Зевса и плеяды Электры. Сначала он поселился на острове Самофракии, а отсюда перешел на фригийский берег Азии, в области царя Тевкра.

Тевкр дружелюбно приютил у себя Дардана, отдал ему в жёны дочь свою Батэйю и отвел ему полосу земли; Дардан на той земле построил город Дардан. Заселившее город и его окрестности троянское племя, стало называться дарданами. У Дардана был сын Эрихфоний: он уже всю троянскую землю покорил под свою власть и почитался своими современниками как богатейший из смертных. У него на лугах паслось три тысячи шелкогривых кобылиц; двенадцать из них обладали такой быстротой и легкостью, что фригийцы прозвали их порождениями бурного Борея: они носились по волнующимся нивам и не сбивали копытами колосьев, носились по взморью, залитому волнами, и не касались волн, в их пене не мочили быстрых ног своих.

Эрихфонию наследовал сын его Трос, по имени этого правителя народ стал называться троянцами. Было у Троса три сына: Ил, Ассарак и Ганимед. На земле не было человека, который мог бы сравниться с Ганимедом красотою; отец людей и богов, миродержец Зевс велел своему орлу похитить отрока на Олимп: здесь он жил между бессмертными греческими богами и служил Зевсу — наполнял его кубок за трапезой. Взамен похищенного сына Зевс даровал царю Тросу упряжь божественных коней.

По смерти отца Ассарак и Ил разделили между собой его царство. Ассарак стал родоначальником дарданских царей; у него был внук Анхис — юноша такой красоты, что им пленилась сама Афродита. От брака Анхиса с Афродитой родился герой Эней, бывший во время Троянской войны царем над дарданами. Ил, старший сын Троса, был родоначальником троянских царей.

Однажды Ил пришел во Фригию и победил всех бойцов на состязании; фригийский царь в награду за победу дал ему пятьдесят юношей и пятьдесят дев, и, по велению оракула, дал еще пеструю корову и наказал: где остановится корова, там пусть он построит город. Ил пошел вслед за коровой и шел до холма, где корова остановилась. На этом холме Ил и построил город Илион, или Трою. Выстроив город, он обнес его высокими стенами с бойницами; нижняя же часть города была обнесена стеною позже — при сыне Ила, Лаомедонте.

Однажды к Лаомедонту пришли Аполлон и Посейдон: Зевс послал их на землю за какую-то вину и велел провести год на службе у смертного. Не открывая своей божественности, боги предложили Лаомедонту — за известное вознаграждение — обвести его город стеною. Мощный Посейдон приложил немало усилий; он выкапывал каменные глыбы из недр земли, таскал их к городу и складывал из них стену; Аполлон же приводил камни в движение звуками струн своей лиры: сами собой камни складывались, и сама собой воздвигалась стена. Твердыня, построенная богами, была бы неразрушима — врагам города не разгромить бы ее никогда, но вместе с богами участвовал в постройке укреплений и смертный — Эак, родоначальник сильных Эакидов, к роду которых принадлежали Ахилл и Пелей; воздвигнутая Эаком часть стены была разрушима.

Когда строительство такой мощной крепости было закончено, жадный и вероломный Лаомедонт отказался платить богам. Тогда, разгневанный Аполлон на все владения Лаомедонта наслал ужасный мор, а Посейдон -- чудовище, которое опустошало, никого не щадя, окрестности Трои. Лаомедонт мог спасти свою страну от ужасного бедствия, только пожертвовав жизнью дочери.  Ему пришлось приковать к скале у моря свою дочь Гесиону.

Геракл, увидев несчастную девушку, вызвался спасти её, а за спасение Гесионы потребовал у Лаомедонта в награду тех коней, которых дал царю Трои громовержец Зевс как выкуп за его сына Ганимеда.  Лаомедонт согласился на требования Геракла. Великий герой спас Гесиону. Когда же Геракл потребовал у Лаомедонта обещанную награду, то стало царю жалко расстаться с дивными конями, он не только не отдал их Гераклу, но даже прогнал его с угрозами из Трои. Геракл покинул владения Лаомедонта, затаив свой гнев глубоко в сердце. Сейчас он не мог отомстить обманувшему его царю, ибо должен был совершать свои 12 подвигов.

Когда же Геракл освободился от службы Зврисфею, он пошел войной на Трою и взял его город; из всей семьи Лаомедонта при этом разгроме Трои остались в живых только его дочь Гесиона, да младший его сын, малолетний Приам. Гесиону взял себе в супруги Теламон и увез с собой на Саламин; маленький Приам с соизволения Геракла, был оставлен в Трое и впоследствии стал царем троянской земли.

Город расцвел под его властью снова и стал так же могуществен и славен, как и в прежние времена. Умер царь Приам в глубокой старости. Со своей женой Гекубой жил он в блестящем богатом дворце, в крепости Пергам, окруженный многочисленным и цветущим потомством, и все завидовали его славе и богатству и почитали его счастливейшим из людей. Однако, окончил свои дни царственный старец Приам в великой скорби. Ибо грянула Троянская война, окончившаяся гибелью Трои, под мечами врагов пал и сам старец Приам со всеми сынами своими, престарелая же Гекуба и все царевны, дочери Приама, отведены были в неволю.

www.smirnova-tatjana.ru

Троя и Троянская война

Древний город Троя

Троя (тур. Truva), второе название – Илион, древний город на северо-западе Малой Азии, у побережья Эгейского моря. Была известна благодаря древнегреческим эпосам, обнаружена в 1870 гг. при раскопках Г. Шлиманом холма Гиссарлык. Особую известность город приобрел, благодаря мифам о Троянской войне и событиям, описанным в поэме Гомера "Илиада", согласно которым 10 летняя война коалиции ахейских царей во главе с Агамемноном – царем Микен против Трои закончилась падением города – крепости. Народ, населявший Трою, в древнегреческих источниках именуется тевкрами.

Троя - мифический город. В течение многих веков реальность существования Трои ставилась под сомнение – она существовала, как город из легенды. Но всегда находились люди, ищущие в событиях "Илиады" отражение реальной истории. Однако серьезные попытки поиска древнего города были предприняты лишь в XIX веке. В 1870 году Генрих Шлиман во время раскопок горного селения Гиссрлык на турецком побережье, наткнулся на руины древнего города. Продолжив раскопки на глубину 15 метров, он раскопал сокровища, относившиеся к древней и высокоразвитой цивилизации. Это и были руины знаменитой гомеровской Трои. Стоит отметить, что Шлиман раскопал город, который был построен раньше (за 1000 лет до троянской войны), дальнейшие исследования показали, что он просто прошел Трою насквозь, так как она был воздвигнута на руинах найденного им древнего города.

В 1992 году Эберхардом Цангером было выдвинуто предположение, что Троя и Атлантида - это один и тот же город. Он строил теорию на сходстве описания городов в древних легендах. Однако распространения и научной основы у этого предположения не было. Широкой поддержки данная гипотеза не получила.

Сущность Троянской войны

Троянская война разгорелась из-за женщины. Согласно греческой легенде, Троянская война вспыхнула из-за того, что один из 50 сыновей царя Приама – Парис, похитил прекрасную Елену - жену спартанского царя Менелая. Греки выслали войска именно для того, чтобы забрать Елену. Однако, по мнению некоторых историков, это, скорее всего, только вершина конфликта, то есть та последняя капля, которая дала предпосылку войне. До этого, предположительно, было множество торговых войн между греками и троянцами, которые контролировали торговлю на всем побережье в районе пролива Дарданеллы.

Троя продержалась 10 лет благодаря помощи извне. Согласно имеющимся источникам, войско Агамемнона расположилось лагерем перед городом на берегу моря, не осадив крепость со всех сторон. Этим воспользовался царь Трои Приам, установивший тесные связи с Карией, Лидией и другими районами Малой Азии, которые в течение войны оказывали ему помощь. В результате война оказалась очень затяжной.

Троянский конь

Троянский конь существовал на самом деле. Это один из немногих эпизодов той войны, который так и не нашел своего археологического и исторического подтверждения. Более того, в Илиаде о коне нет ни слова, зато Гомер его подробно описывает в своей "Одиссее". А все события, связанные с троянским конем и их подробности были описаны римским поэтом Вергилием в "Энеиде", 1 в. до н.э., т.е. почти 1200 лет спустя. Некоторые историки предполагают, что под троянским конем понималось какое-либо оружие, например, таран. Другие утверждают, что так Гомер назвал греческие морские суда. Возможно, что коня вовсе не было, а Гомер использовал его в своей поэме, как символ гибели доверчивых троянцев.

Троянский конь попал в город благодаря хитрой уловке греков. По легенде греки распространили слух, будто существует пророчество, что если деревянный конь будет стоять в стенах Трои, он сможет вечно защищать город от греческих набегов. Большинство жителей города склонялось к тому, что коня надо ввести в город. Однако были и противники. Жрец Лаокоон предлагал сжечь коня или сбросить его со скалы. Он даже метнул в коня копьем, и все услышали, что конь внутри пуст. Вскоре был пленен грек по имени Синон, рассказавший Приаму, что греки выстроили коня в честь богини Афины, чтобы искупить многолетнее кровопролитие. За этим последовали трагические события: во время жертвоприношения богу моря Посейдону из воды выплыли два огромных змея, которые задушили жреца и его сыновей. Увидев в этом предзнаменование свыше, троянцы решили вкатить коня в город. Он был так огромен, что не пролез в ворота и пришлось разобрать часть стены.

Троянский конь стал причиной падения Трои. По легенде, в ночь после того, как конь попал в город, Синон выпустил из его чрева прятавшихся внутри воинов, которые быстро перебили стражу и распахнули городские ворота. Уснувший после буйных празднеств город, даже не оказал сильного сопротивления. Несколько троянских воинов во главе с Энеем пытались спасти дворец и царя. По древнегреческим мифам, дворец пал благодаря великану Неоптолему, сыну Ахилла, который разбил парадную дверь своим топором и убил царя Приама.

Раскопки Трои

Генрих Шлиман, нашедший Трою и скопивший за жизнь огромное состояние, родился в бедной семье. Он родился в 1822 году в семье сельского пастора. Его родина – небольшая немецкая деревушка возле польской границы. Мать умерла, когда ему было 9 лет. Отец был суровым, непредсказуемым и эгоцентричным человеком, очень любившим женщин (за что и лишился должности). В 14 лет Генриха разлучили с его первой любовью – девочкой Минной. Когда Генриху было 25 лет и он уже становился знаменитым бизнесменом, он, наконец, в письме попросил руки Минны у ее отца. В ответе было сказано, что Минна вышла замуж за фермера. Это сообщение окончательно разбило его сердце. Страсть к Древней Греции появилась в душе мальчика благодаря отцу, который читал "Илиаду" детям по вечерам, а после подарил сыну книгу по мировой истории с иллюстрациями. В 1840 году, после долгой и изнурительной работы в бакалейной лавке едва не стоившей ему жизни, Генрих садится на корабль отправляющийся в Венесуэлу. 12 декабря 1841 года корабль попал в шторм и Шлиман был выброшен в ледяное море, от гибели его спас бочонок, за который он держался до тех пор, пока его не спасли. За свою жизнь он выучил 17 языков и сколотил крупное состояние. Однако пиком его карьеры были раскопки великой Трои.

Раскопки Трои Генрих Шлиман предпринял из-за неустроенности в личной жизни. В 1852 году Генрих Шлиман, имевший много дел в Санкт-Петербурге женился на Екатерине Лыжиной. Будучи человеком страстным по натуре, он взял в жены здравомыслящую женщину, которая была к нему холодна. В результате, он чуть ни оказался на грани безумия. Несчастливая пара имела троих детей, но Шлиману это не принесло счастья. От отчаяния он сколотил еще одно состояние, продавая краску индиго. Кроме того, он вплотную занялся греческим языком. В нем появлялась неумолимая тяга к путешествиям. В 1668 году он решил поехать на Итаку и организовать свою первую экспедицию. Далее он отправился в сторону Константинополя, в те места, где по "Илиаде" находилась Троя и начал раскопки на холме Гиссарлык. Это был его первый шаг на пути в великую Трою.

Украшения Елены троянской Шлиман примерял своей второй жене. Со второй женой Генриха познакомил его старый друг, это была 17-летняя гречанка София Энгастроменос. По некоторым источникам, когда в 1873 году Шлиман нашел знаменитые сокровища Трои (10000 золотых предметов), он перенес их наверх с помощью своей второй жены, которую безмерно любил. Среди них были две роскошные диадемы. Надев одну из них на голову Софии, Генрих произнес: "Драгоценность, которую носила Елена Троянская, теперь украшает мою жену". На одной из фотографий она действительно изображена в великолепных украшениях древности.



biofile.ru

Троя

Велика и могущественна была Троя, против которой собрались выступить герои Греции. Основал Трою Ил, правнук сына Зевса Дардана и плеяды [1] Электры. Дардан пришел из Аркадии к царю Тевкру. Тевкр отдал Дардану в жены дочь свою, а в приданое дал ему часть своей земли, на которой и был основах город Дардания. Внуком Дардана был Трос, а его-то сыном и был Ил. Он во Фригии принял однажды участие в состязании героев и вскоре победил их одного за другим. В награду за эту победу получил он пятьдесят дев и пятьдесят юношей. Дал ему царь Фригии также пеструю корову и сказал, чтобы он шел за коровой и там, где остановится корова, основал бы город. Великую славу обещал оракул, по словам царя Фригии, этому городу. Ил поступил так, как сказал ему царь Фригии. Пошел он за коровой, а она остановилась как раз на холме богини Атэ. На этом-то холме и начал Ил постройку города. Он поднял руки к небу и молил Зевса послать ему знамение того, что благословил громовержец его дело. Утром, выйдя из своего шатра, Ил увидал перед ним вырезанное из дерева изображение Афины-Паллады; это и был тот палладий, который должен был охранять новый город. Во время царствования Ила только та часть Трои была окружена стеной, которая находилась на холме, часть же города у подошвы холма была не защищена. Стену вокруг этой части города построили Посейдон и Аполлон, которые, по повелению богов, должны были служить у царя Трои Лаомедонта, сына Ила. Несокрушимую стену построили Посейдон и Аполлон вокруг Трои. Только в одном месте можно было разрушить стену - там, где работал герой Эак, помогавший богам в труде.

 

В то время, когда герои Греции собирались в поход против Трои, в ней правил внук Ила Приам; один только он остался в живых из детей царя Лаомедонта после того, как взял Трою сын Зевса Геракл. Богат был Приам. Роскошен и величествен был дворец его, в котором жил он со своей женой Гекабой. Вместе с Приамом жили и пятьдесят его сыновей и дочерей. Среди сыновей Приама особенно славился своей храбростью и силой благородный Гектор.

 

Могущественна была Троя. Великие трудности предстояли греческим героям в их борьбе с воинственными троянцами, но зато и великая слава, и богатейшая добыча ожидала тех, кто победит троянцев и овладеет Троей.

 

  1. Плеяды - богини, именем их названо созвездие Плеяд.

www.ilovegreece.ru

Троя - MoiKompas.ru

История, особенно древнейшая, неотделима от мифов, а мифы неотделимы от истории. По-видимому, описанный Гомером город все же действительно существовал; после длительного забвения его остатки были обнаружены в конце XIX века археологом-любителем Генрихом Шлиманом на территории современной Турции. . К настоящему времени археологи обнаружили на территории, ассоциируемой с древней Троей, следы девяти крепостей-поселений, существовавших в разные эпохи.

Троя-I (около 2920-2450 гг. до н.э.) Первое поселение, предположительно относящееся к крито-микенской, догреческой культуре Средиземноморья, сохранилось плохо. Город имел 90 метров в диаметре и был окружен невысокой стеной, следовавшей по рельефу местности. В стене имелись одни ворота с бастионами.

Троя-II (около 2600-2450 гг. до н.э.) Это поселение, относящееся к раннему периоду минойской культуры (центром которой был остров Крит), сохранилось существенно лучше предшествующего; именно оно было ошибочно принято Шлиманом за гомеровскую Трою. Второй город имел в диаметре на 10 метров больше, чем его предшественник; площадь Трои-II составляла 8800 кв. м., а окружающая город стена местами достигала четырехметровой толщины. В стене имелись двое ворот с тщательно вымощенными проездами – Западные (принятые Шлиманом за Секейские ворота, упоминаемые у Гомера) и Восточные. Руины дворца, обнаруженные недалеко от западных ворот, были ошибочно приняты Шлиманом за дворец царя Приама, поскольку именно там он и обнаружил «клад Приама». Причиной гибели Трои-II был очень сильный пожар. «Горелый» слой достигает двухметровой толщины!

Троя-III (около 2390-2220 гг. до н.э.)

Троя-IV (около 2220-2000 гг. до н.э.)

Троя-V (около 2000-1700 гг. до н.э.) Три следующих друг за другом поселения, построенные на развалинах Трои-II, были сравнительно бедными и особого интереса не представляют.

Троя-VI (около 1700-1250 гг. до н.э.) Троя снова достигла утраченного величия. Город уже тяготел к эгейской культуре; археологические находки подтверждают тесные связи города с греческим государством со столицей в Микенах. Это поселение состояло уже из двух городов: Цитадели (площадь – 16 380 кв.м.) и раскинувшегося за крепостными стенами Нижнего Города (площадь – 180 000 кв.м.). Крепостные стены были сделаны из тщательно обработанных блоков и в некоторых местах достигали пятиметровой толщины. Троя-VI перестала существовать в результате мощного землетрясения.

Троя-VII (около 1250-1020 гг. до н.э.) Фактически полностью отстроенный заново после землетрясения, город достиг наибольшего расцвета и могущества. Число жителей Цитадели и Нижнего Города достигало 7 тысяч человек, что по тем временам было очень солидной цифрой. Именно Троя-VII больше всего подходит на роль города из «Илиады». Причиной гибели города на этот раз, скорее всего, было военное нашествие, вызванное экономическим соперничеством между Троей и Микенами, а вовсе не желанием греков возвратить Елену Прекрасную ее законному супругу. Что же касается истории о Троянском Коне, то ей нет никаких подтверждений. Версия о том, что построенная греками деревянная скульптура не вызвала у троянцев никаких подозрений выглядит неубедительной. Но если предположить, что «Конь» - это лишь одно из осадных орудий, брошенное у городских стен при мнимом отступлении греческой армии и взятое троянцами в город в качестве трофея, то этот миф начинает выглядеть правдоподобным.

Троя-VIII, Илион (около 800-85 гг. до н.э.) Часть населения пережила падение города и продолжала жить на этой территории даже после прихода сюда греков-колонистов. в 480 г. до н.э. город посетил персидский Царь Ксеркс, а в 334 г. до н.э. – Александр Македонский. Он принес в дар духу Приаму свое оружие, умолял его не гневаться на Неоптена (от руки этого героя пал Приам), от которого вел свой род великий полководец, и поклялся возродить Трою. Но преждевременная смерть помешала ему выполнить обещание. Чтобы Божественный Александр не вошел в анналы истории клятвопреступником, один из его военачальников по имени Лисимах, возвел вокруг Трои стены длиной 40 стадиев (более 7 километров). Длительное время Троя была неприметной греческой колонией, но в конце IV века до н.э. ситуация изменилась, в городе началось широкомасштабное строительство. Был построен Храм Афины, здание собрания и театр, рассчитанный на 6 тысяч зрителей. После того, как Илион вошел в состав Римской Империи, городу были дарованы новые земли и освобождение от налогов, что сделало Трою снова процветающим городом. Однако, в 85 г. до н.э., из-за противоречий с Римом, город был вновь разграблен и разрушен, на этот раз войсками римского наместника Флавия Фимбрия.

Троя-IX, Илион, Илиум (около 85 г. до н.э. – 500 г. н.э.) Вскоре после разрушения города знаменитый римский политический деятель, диктатор Сулла, приказал вновь его отстроить и заселить. На этот раз город стал неприметной колонией Римской Империи. Юлий Цезарь и Октавиан Август симпатизировали городу; при Августе в Илионе были заново восстановлены театр, здание собраний, Храм Афины. С падением Римской Империи исчезла жизнь во многих уголках этой сверхдержавы. Опустели города и дороги, обвались мосты и акведуки… Без поддержки метрополии большинство городов, потерявших свое стратегическое значение после вхождения в состав Империи, постепенно начало погружаться в небытие. Такая судьба была уготовлена и некогда блистательной Трое. В VI веке н.э. на холме Хизарлык опустели последние здания, и город канул в Лету.

Сегодняшний день Начиная со второй половины XX века, Троя стала местом паломничества туристов. Турецкая деревня в сотню домов, раскинувшаяся совсем близко от обнесенного сеткой музея-заповедника, и примыкающей к ней туристический центр не являются десятой или одиннадцатой Троей. Преемственность времен давно нарушена.

moikompas.ru

Древняя Троя и Пергам | Мир Знайки

В той области современной Турции, которая когда-то называлась Анатолия, находятся руины двух древних городов. Современная литература обязана именно этим местам. Однако до XIX века легенды не воспринимали, как источник достоверной информации о прошлом. Первый из городов Троя воскрешает в памяти великий миф и битву, вдохновившую написать Гомера написать «Илиаду». Второй Пергам – блистательный культурный центр, город великолепной культуры и центр наук.

Отправляясь из Греции на западное побережье Турции, путешественник попадает в область Троада, известной в древности как Фригия. Эта область считается нахождением легендарной Трои, воспетой Гомером в «Илиаде». Великий поэт собирал и приукрашивал сказания, а затем рассказывал их заново. Его форма повествования стала образцом для многих поколений писателей после него.

Эпическая поэма Гомера повествует о осаде Трои. Веками «Илиада» служила источником вдохновения и способствовала появлению многих греческих мифов и пьес. Значение поэзии Гомера очень велико. В V веке афиняне видели в нём певца Греции. Для историков он стал первым летописцем со времён троянской войны. С Троей связано и имя Генриха Шлимана. Оно неотделимо от имени Троя, ибо это имя его первооткрывателя.

shlimanШлиман родился в Германии в 1822 году. Он не был профессиональным археологом, им руководила детская мечта вернуть к жизни Древнюю Грецию. Многие годы учёные-археологи считали, что Троя располагалась в Троядии, к югу от реки Скамандра, в местности известной как возвышенность Бунарбаши. Шлиман не являясь профессионалом, основывался на тексте «Илиады», он отправился в Бунарбаши, и тщательно проверил описание Гомера. Исследователь попытался представить, как события поэмы должны были разворачиваться на этом месте, сопоставить письменный памятник и топографию. Первыми Шлиман попытался отыскать два источника упомянутые Гомером. Источников в Бунарбаши оказалось 34, и до побережья было 3 часа езды. Однако Гомер говорит, что во время атак греки проделывали от кораблей до Трои и обратно несколько раз в день, что кажется просто невероятным. Непобедимый греческий герой Ахиллес убивает Гектора, одного из защитников Трои и три раза обходит вокруг стен крепости, волоча за собой тело врага. Но характер местности в Бунарбаши подсказывает, что такого тоже не могло быть. Шлиман убеждённый, что «Илиада» была основана на реальных событиях, заключил, что город нужно искать в другом месте.

По счастью Шлиман повстречал другого археолога-любителя Фрэнка Калверта. Американец решил, что холм Гиссарлык, выросший под останками зданий разных эпох, мог быть местом нахождения Трои. Гиссарлык, или город, который учёные считают Троей, занимает стратегически важное место, для контроля выхода к Эгейскому и Чёрному морям. Вероятно, город был важным портом, где торговали металлом и возможно рыбой, морепродуктами. Так что это был очень ценный и важный порт. Калверт убедил Шлимана, что холм Гиссарлык, что по-турецки означает крепость, это, то место, где нужно вести раскопки. В достижении своей цели, Шлиман в большей мере полагался на внутреннее чутьё. Оказавшись на вершине холма Гиссарлык, Шлиман убедился, что именно здесь должен был располагаться город,  и его цитадель.

Укреплённая позиция возвышалась над всей окружающей её равниной. В целом регионе нельзя найти более удачно расположенной стратегической позиции. Шлиман приступил к раскопкам в Гиссарлыке в 1871 году. На месте раскопок работало до полтора сотен человек. Шлиман начал проходку шахтных стволов и вскоре обнаружил кладку римских и эллинистических стен. Желая добраться до самых древних слоёв, он пробурил девятиметровый ствол, попутно разрушив многие важные артефакты.

troyaВ ходе раскопок Шлиман пришёл к выводу, что скопление каменных обломков свидетельствовали о разных периодах обитания человека. Каждый культурный слой отражал свою историческую эпоху. В течении следующих двух лет рабочие Шлимана откопали древние стены и фундаменты. И убедились что слоёв как минимум три. Обнаруженные там же керамические изделия отличались по функциям и стилю.

Шлиман писал, что в июле 1873 года произошли важные события, из-за которых работы прекратились на целый год. В северо-западном рве под эллинистической стеной Шлиман обнаружил скопление золотых предметов. Отпустив рабочих, он послал за своей женой. Трясущимися руками Шлиман надел на свою жену Софию драгоценности, которые возможно носила на себе Елена Троянская три тысячи лет назад.

mirznayki.ru

Р. Грейвс. Мифы Древней Греции : Троянская война. ОСНОВАНИЕ ТРОИ

462
ОСНОВАНИЕ ТРОИ

Одна из историй основания Трои гласит, что во время голода треть критян под предводительством царевича Скамандра отправилась основывать колонию. Приплыв во Фригию, они разбили лагерь на берегу моря неподалеку от города Гамаксита [1], под высокой горой, которую они назвали Ида в честь критского дома Зевса. До этого Аполлон посоветовал им поселиться там, где под покровом темноты на них нападут "порождения земли". В ту же ночь несметное количество голодных полевых мышей перегрызло всю кожу на их оружии и утвари. Тогда Скамандр решил остаться здесь, построил храм Аполлону Сминфейскому, вокруг которого быстро вырос город Сминфий, а сам женился на нимфе Идее, которая родила ему сына Тевкра. С помощью Аполлона критяне победили их новых соседей бебриков, но во время битвы Скамандр бросился в реку Ксанф, которая с тех пор носит его имя. Ему наследовал Тевкр, по имени которого переселенцы стали называть себя тевкрами. Некоторые, правда, говорят, что Тевкр сам возглавлял критских колонистов и был приглашен во Фригию Дарданом, который дал ему в жены дочь и стал называть своих собственных подданных тевкрами [2].

b. Афиняне рассказывают совсем иную историю. Они отрицают, что тевкры пришли с Крита, и говорят, что некий Тевкр, принадлежавший дому Троса, переселился из Афин во Фригию и что Дардан, сын Зевса и плеяды Электры, родившийся в аркадском Фенее, был приглашен во Фригию этим самым Тевкром, а не наоборот. О правдоподобии этой легенды, по их мнению, говорит тот факт, что Эрихтоний появляется в генеалогии и афинского, и тевкрского царских домов [3]. Дардан, продолжают афиняне, женился на Хрисе, дочери Палланта, которая родила ему двух сыновей - Идея и Дейма. Некоторое время они правили Аркадским царст-

463

вом, основанным Атлантом, но расстались из-за бед, причиненных Девкалионовым потопом. Дейм остался в Аркадии, а Идей со своим отцом Дарданом отправились в Самофракию, которую они заселили совместно, и остров стал называться Дарданией. Хриса принесла Дардану в качестве приданого священные изваяния великих божеств, жрицей которых она была. Дардан ввел их культ в Самофракии, но держал их истинные имена в тайне. Он основал также сообщество салийских жриц для отправления необходимых обрядов, которые были похожи на те, что совершались в честь критских куретов [4].

с. Печаль, вызванная смертью брата Иасиона, привела Дардана за море в Троаду. Он прибыл один, управляя плотом из надутой шкуры, нагруженной четырьмя камнями. Тевкр принял его радушно и при условии, что Дардан поможет ему покорить некоторые соседние племена, дал ему часть царства и женил на своей дочери царевне Батии. Одни говорят, что Батия была теткой Тевкру, а другие считают, что она - его дочь [5].

d. Дардан предложил основать город на небольшом холме Ата, возвышавшемся над долиной, где сейчас стоит Троя, или Илион. Но когда оракул Аполлона Фригийского предупредил его, что несчастья будут преследовать жителей города, Дардан выбрал место на нижних склонах горы Ида и назвал город Дарданией [6]. После смерти Тевкра Дардан унаследовал от него остальную часть царства, дал всему царству свое имя и распространил свою власть на многие азиатские народы. Он также выносил колонии во Фракию и дальше [7].

е. Тем временем младший сын Дардана Идей отправился следом за ним в Троаду, неся с собой священные изваяния. Это позволило Дардану обучить свой народ самофракийским мистериям. Оракул убедил его, что город, который он хочет основать, будет неприступным ровно столько, сколько просуществует приданое его жены под покровительством Афины [8]. Его могила видна до сих пор в той части Трои, которая называлась Дардания до слияния с поселениями Илион и Трои, образовавшими единый город. Идей обосновался на Идейских горах, которые, по мнению некоторых, названы его именем. Там он ввел поклонение фригийской Матери богов и ее мистерии [9].

f. По преданию латинян, отцом Иасиона был тирренский царевич Кориф, а его брат-близнец Дардан был сыном Зевса и жены Корифа Электры. Оба были выходцами из Этрурии и, поделив священные изваяния между собой, Иасион отправился в Самофракию, а Дардан в Троаду. Сражаясь с бебриками, которые хотели сбросить тирренцев в море, Дардан потерял свой шлем, и, хотя его войско отступало, он повел его вперед, чтобы вернуть себе шлем. На этот раз он победил и основал город, названный Кориф, прямо на поле боя: название города было выбрано в равной мере в память о шлеме (corys) и об отце [10].

g. У Идея было два старших брата, Эрихтоний и Ил, или Закинф, и дочь Идея, которая стала второй женой Финея. Когда Эрихтоний унаследовал от Дардана царство, то женился на Астиохе, дочери Симоиса, родившей ему Троса [11]. Эрихтония называют также царем Крита, самым богатым человеком, владельцем трех тысяч кобыл, которые полюбились Борею. Трос наследовал своему отцу Эрихтонию, и не только Троя, но и вся Троада стала называться его именем. От жены Каллирои, дочери Скамандра, у него родились Клеопатра младшая. Ил младший, Ассарак и Ганимед [12].

h. Тем временем Ил, брат Эрихтония, ушел во Фригию, где, вступив в уже начавшиеся игры, стал победителем в борьбе и получил в качестве награды пятьдесят юношей и пятьдесят девушек. Фригийский царь, чье имя уже забыто, также дал ему

464

пятнистую корову и посоветовал основать город там, где корова первый раз ляжет на землю. Ил пошел за ней, и корова легла у холма Ата. Там он основал город Илион, но из-за предупреждения, полученного от оракула отцом Дарданом, не стал строить городские укрепления. Одни говорят, что Ил шел за своей собственной мисийской коровой по велениию Аполлона. Другие - что Илион основали переселенцы из Локриды и дали эолийскому городу Кима имя своей горы Фрикониды [13].

i. Когда был обозначен круг, который должен был стать границей города. Ил обратился с молитвой к Зевсу Всемогущему, чтобы тот явил знамение, и на следующее утро увидел перед своим шатром полу закопанный деревянный предмет, поросший травой. Это был Палладий — фигура в три локтя высотой, которую Афина сделала в память о своей покойной ливийской подруге Палладе. Паллада, имя которой Афина добавила к своему собственному, держала в правой руке копье, готовое к бою, а в левой - прялку и веретено, на грудь была накинута эгида. Поначалу Афина установила изваяние на Олимпе рядом с троном Зевса, где Палладию воздавались большие почести. Но когда прабабка Ила, плеяда Электра, была обесчещена Зевсом и осквернила изваяние своим прикосновением, Афина в гневе сбросила на землю и ее, и изваяние [14].

j. Аполлон Сминфейский дал Илу такой совет: "Сохрани богиню, падающую с небес, — и ты сохранишь свой город. Ведь куда бы ни пришла богиня, она несет с собой власть!" Согласно совету. Ил воздвиг в цитадели храм, куда поместил изваяние [15].

k. Одни говорят, что храм уже строили, когда Палладий упал с небес как дар богини. Изваяние упало в храм через отверстие в недостроенной крыше как раз в то место, которое для него готовили [16]. Другие - что Электра вручила Палладий Дардану, своему сыну от Зевса, и после его смерти Палладий перенесли из Дардании в Илион [17]. Третьи считают, что оно упало с небес в Афинах и что афинянин Тевкр принес изваяние в Троаду. Четвертые утверждают, что было два палладия - афинский и троянский, причем последний был вырезан из костей Пелопа так же, как изваяние Зевса в Олимпии было вырезано из слоновой кости, или что было много палладиев, аналогичным образом упавших с небес, включая самофракийские изваяния, принесенные Идеем в Троаду [18]. Коллегия весталок в Риме теперь хранит то, что считается истинным Палладием. Ни один мужчина не может взглянуть на него безнаказанно. Однажды, когда Палладием еще владели троянцы, Ил бросился спасать его во время пожара и за все свои муки лишился зрения. Позднее, правда, ему удалось умилостивить Афину, и зрение вернулось к нему [19].

l. Евридика, дочь Адраста, родила Илу Лаомедонта и Фемисту, которая вышла замуж за фригийца Каписа и, как говорят некоторые, стала матерью Анхиса [20]. Стримона, дочь Скамандра и Левкиппы, Зевксиппы или Тоосы, родила Лаомедонту пять сыновей, а именно: Тифона, Лампа, Клития, Гикетаона и Подарка, и трех дочерей: Гесиону, Киллу и Астиоху. Кроме того, у него появились незаконнорожденные близнецы, рожденные нимфой-пастушкой Калибой. Именно он решил построить знаменитые стены вокруг Трои. Ему повезло: Зевс, разгневанный тем, что Аполлон и Посейдон восстали против него, заставил богов служить простыми поденщиками, и Лаомедонт воспользовался их службой. Посейдон строил, а Аполлон играл на лире и кормил овец Лаомедонта. Лелег Эак помогал Посейдону. Но Лаомедонт обманул богов и не заплатил им положенного, чем вызвал их ужасное негодование. Вот почему он и все его сыновья, кроме Подарка, переименованного в Приама, пали, когда Геракл разграбил Трою [21].

m. Приам, которому Геракл великодушно оставил троянский трон, подумал, что несчастья, которые обрушивались на Трою, объясняются ее несчастливым местопо-

465

ложением, а не гневом богов, и поэтому отправил своего племянника к пифии в Дельфы, чтобы узнать, лежит ли еще проклятье на холме Ата. Но жрец Аполлона Панфой, сын Офрия, оказался таким красивым, что племянник Приама забыл о данном ему поручении, влюбился в жреца и увел его в Трою. Разгневанный Приам не нашел в себе силы наказать племянника. Чтобы загладить его вину, он назначил Панфоя жрецом Аполлона, а сам постеснялся .второй раз обратиться к пифии и отстроил Трою заново на прежнем месте. Первой женой Приама была Арисба, дочь прорицателя Meропа. Когда она родила ему Эсака, он выдал ее замуж за Гиртака.от которого она стала матерью Гиртакидов: Асия и Ниса [22].

n. Этот Эсак, усвоивший искусство толкования снов от своего деда Меропа, знаменит большой любовью к Астеропе, дочери бога реки Кебрен. Когда она умерла, он несколько раз пытался покончить с собой, бросаясь со скалы в море, и боги наконец сжалились над ним. Они превратили его в нырка, чтобы придать охватившему его желанию благопристойность [23].

о. Гекаба — вторая жена Приама, которую латиняне называют Гекуба, была дочерью Диманта и нимфы Евнои или, как говорят некоторые, Киссея и Телеклеи, бога реки Сангария и Метопы. Еще ее матерью называют дочь Ксанфа Главкиппу [24]. Она родила Приаму девятнадцать из его пятидесяти сыновей, а остальные были сыновьями "других любезных жен". Все пятьдесят имели расположенные рядом опочивальни из полированного камня. Двенадцать дочерей Приама спали со своими мужьями в дальнем конце того же двора [25]. Старшего сына Гекабы звали Гектор, отцом которого некоторые считают Аполлона. После Гектора она родила Париса, затем Креусу, Лаодику и Поликсену, затем Деифоба, Гелена, Кассандру, Паммона, Полита, Антифа, Гиппоноя и Полидора. Но Троила она, конечно, зачала от Аполлона [26].

р. Среди младших детей Гекабы Кассандра и Гелен были близнецами. Во время праздника по случаю их дня рождения, который был устроен в святилище Аполлона Фимбрейского*, они устали от игр и уснули в уголке, а их выпившие слишком много вина родители забыли про них и, пошатываясь, пошли домой. Когда Гекаба вернулась в храм, то увидела, что священные змеи лижут уши ее детей, и закричала от ужаса. Змеи тут же скрылись в куче лавровых ветвей, но с этого мгновенья Кассандра и Гелен стали обладать даром пророчества [27].

q. Вот как еще рассказывают об этом. Однажды Кассандра уснула в храме, ей явился Аполлон и обещал научить ее искусству ясновидения, если она разделит с ним ложе. Кассандра, приняв от него дар, в остальном отказала. Аполлон уговорил ее на один поцелуй, и, когда она поцеловала его, он плюнул ей в рот и тем самым сделал так, что никто никогда не верил ее пророчествам [28].

r. Когда несколько лет спустя Приаму удалось благодаря разумному правлению вернуть Трое былое богатство и могущество, он созвал совет, чтобы решить, как быть с Гесионой, которую Эакид Теламон увез в Грецию. Хотя сам он был сторонником применения силы, совет решил, что сначала нужно воспользоваться убеждением. Зять Приама Антенор и его двоюродный брат Анхис отправились в Грецию и предъявили требования троянцев перед толпой греков, собравшихся во дворце Теламона, но их с позором изгнали. Этот случай и стал главной причиной Троянской войны [29], печальный конец которой уже предсказывала Кассандра. Чтобы избежать неприятностей, Приам запер ее в троянской цитадели*, стоящей на высоком холме, а служанке, которая ходила за ней, наказал сообщать обо всех ее пророчествах [30].

1 Cтрабон ХIII.1.48.

2 Cервий. Комментарий к "Энеиде" Вергилия III.108; Страбон. Цит. соч.; Цец. Схолии к

466

Ликофрону 1302.

3 Aпoллoдop III.12.1; Сервий. Цит. соч. III.167; Сграбон. Цит. соч.

4 Дионисий Галикарнасский. Римские древности 1.61 и II.70-71; Евстафий. Схолии к "Илиаде" Гомера с. 1204; Конон. Повествования 21; Сервий. Цит. соч. VII.285.

5 Аполлодор III.12.1; Ликофрон 72 и cл. и схолии Цеца; Схолии к "Илиаде" Гомера XX. 215; Сервий. Цит. соч. III. 167; Цец. Схолии к Ликофрону 29.

6 Цец. Цит. соч.; Диодор Сицилийский V.48; Гомер. Илиада ХХ.215 и cл.

7 Aпoллoдop. Цит соч.; Сервий. Цит. соч.; Диодор Сицилийский. Цит. соч.

8 Диoниcий Галикарнасский 1.61; Евстафий. Схолии к "Илиаде" Гомера с. 1204; Конон. Повествования 21; Сервий. Цит. соч.

9 Цец. Схолии к Ликофрону 72; Дионисий Галикарнасский. Цит. соч.

10 Сервий. Цит. соч. VII.207 и III.15.

11 Аполлодор III.12.2 и III.15.3; Дионисий Галикарнасский I.50.3.

12 Гомер. Цит. соч. ХХ.220 и cл.; Дионисий Галикарнасский I.62; Аполлодор III.12.2.

13 Аполлодор III.12.3; Цец. Цит. соч. 29; Лесс Лампсакский. Цит. по: Цец. Цит. соч.; Сгра- бон XIII. 1.3 и 3.3.

14 Овидий. Фасты VI.420 и cл.; Аполлодор. Цит соч.

15 Овидий. Цит. соч.; Аполлодор. Цит. соч.

16 Диктис Критский V.5.

17 Схолии к "Финикиянкам" Еврипида 1136; Дионисий Галикарнасский 1.61; Сервий. Цит. соч.II.166.

18 Климент Александрийский. Увещание IV.47; Сервий. Цит. соч.; Ферекид. Цит. по: Цец. Цит. соч. 355; Большой Этимологик под словом Palladium 649-650.

19 Деркилл. Основания городов I. Цит. по: Плутарх. Малые сравнительные повествования, 17.

20 Аполлодор III. 12.2 и 3.

21 Аполлодор II.59; II.6.4 и III.12.3; Схолии к "Илиаде" Гомера III.250; Гомер. Цит. соч. VI.23-26; XXI.446 и VII.452; Гораций. Оды III.3.21; Пиндар. Олимпийские оды VIII.41 и схолии; Диодор Сицилийский IV. 32.

22 Сервий. Цит. соч. II.319; Аполлодор III.12.5; Гомер. Цит. соч. II.831 и 837; Вергилий. Энеида IX.176-177.

23 Сервий. Цит. соч. V.128; Аполлодор. Цит. соч.; Овидий. Метаморфозы XI. 755-795.

24 Ферекид. Цит. по: Схолии к "Илиаде" Гомера XVI.718 и к "Гекубе" Еврипида 32; Афенион. Цит. по: Схолии к "Илиаде" Гомера XVI.718; Аполлодор. Цит. соч.

25 Гомер. Илиада XXIV.495-497 и VI.242-250.

26 Стесихор. Цит. по: Цец. Цит. соч. 266; Аполлодор. Цит. соч.

27 Антиклид. Цит. по: Схолии к "Илиаде" Гомера VII.44.

28 Гигин. Мифы 93; Аполлодор III.12.5; Сервий. Цит. соч. II.247.

29 Бенуа де Сен-Мор. Роман о Трое 385 и 3187 и сл.; Осада или Баталия Тройская 349 и сл. и 385; Цец. Цит. соч. 340; Дарес 5; Сервий. Цит. соч. III.80.

30 Эсхил. Агамемнон 1210; Цец. Краткое изложение "Александры" Ликофрона; Цец. Цит. соч. 29 и 350.

* * *

1. Хотя расположение Трои на хорошо увлажненной равнине у входа в Геллеспонт и позволило городу стать крупнейшим центром торговли между Востоком и Западом в эпоху бронзы, оно же провоцировало нападения со всех сторон. Утверждения греков, критян и фригийцев, будто все они основали город, не впадают в непримиримое противоречие: до классической эпохи город разрушался и восстанавли-

467

вался довольно часто. На месте Трои стояло семь городов, причем гомеровская Троя была шестой*. Троя, о которой рассказывает Гомер, скорее всего была населена федерацией трех племен: троянцев, илионцев и дарданцев, что весьма характерно для эпохи бронзы.

2. "Аполлон Сминфейский"* указывает на Крит, поскольку sminthos по-критски означало "мышь", которая считалась священным животным не только в Кноссе (см. 90. 2), но и в Филистии (4 Цар. 6.4) и Фокиде (Павсаний X. 12. 5). Оплодотворяющему северному ветру Эрихтонию одинаково поклонялись и пеласги в Афинах, и фракийцы (см. 48. 3). Но притязания афинян как основателей Трои можно отвергнуть, считая их не более чем политической пропагандой. Белые мыши, которых содержали в храмах Аполлона, считались предупредительным средством против чумы и нашествия мышей, о которых упоминают Элиан ("О происхождении животных" XII. 5 и 41) и Аристотель ("О происхождении животных" VI. 370). Дардан мог быть тирренцем из Лидии (см. 136. g) или Самофракии. Сервий ошибается, когда пишет, что он выходец из Этрурии — там тирренцы поселились много позже окончания Троянской войны. "Закинф" — критское слово, фигурирующее в троянских царских списках. Кроме того, так назывался остров, входивший в царство Одиссея. Это говорит о том, что под Троей Одиссей отстаивал свои наследственные права.

3. Палладий, который весталки хранили в Риме как залог благополучия города, имел огромное значение для римских мифографов. Они утверждали, что из Трои его вывез Эней (Павсаний II. 23. 5) и доставил в Италию. Вполне возможно, что он был вырезан из кости морской свиньи (см. 108. 5). "Палладий" означает каменный или другой культовый объект, вокруг которого танцуют девочки из определенного клана, как в Феспиях (см. 120. а), или прыгают юноши, причем pallas мог принадлежать и тому, и другому полу. Римская коллегия жрецов-салиев* была сообществом пляшущих жрецов. Когда такие культовые объекты начинают отождествляться с процветанием племени и тщательно охраняться, то palladia можно воспринимать в значении palta, т.е. "предметы, упавшие с небес". Palta можно было не хранить под крышей. Так, священный "громовой камень" Термина в Риме стоял напротив отверстия в крыше храма Юпитера. Можно предположить наличие аналогичного отверстия в троянском храме.

4. Поклонение метеоритам легко переходило в поклонение древним монолитам, погребальный смысл которых забывался. Монолиты постепенно замещались каменными изваяниями, а те в свою очередь — изваяниями из дерева, кости. Однако падение с небес щитов, из которых самый известный — ancile Марса (Овидий. Фасты III. 259-273), требует специального объяснения. Поначалу метеориты, как единственные настоящие palta, воспринимались как первопричина молний, ударявших в деревья. Далее, неолитические каменные топоры, наподобие того, который был обнаружен в микенском святилище Асины, а также долота и пестики эпохи ранней бронзы, например пестик Кибелы в Эфесе ("Деяния" 19. 35), ошибочно принимались за перуны. Инструментом, воспроизводящим гром, был щит. Доэллинские вызыватели дождя вращали на шнурке большие раковины, имитируя с их помощью звук усиливающегося ветра, а гром возникал от ударов барабанными палками с двумя головками (похожими на те, что изображены в руках у жрецов-салиев на рельефе в Ананьи) по огромным щитам с плотно натянутой бычьей шкурой. Единственный способ заставить раковину непрерывно звучать — вращать ее восьмеркой так, как поступают дети, играя вертушками, и поскольку факелы, имитировавшие молнии, вероятно, вращали аналогичным образом, то и щит, который использовали

468

в церемонии вызывания дождя, разрезался так, чтобы получилась фигура, по форме напоминающая цифру восемь, и по обеим ее половинам наносили удары двуглавыми палками. Вот почему на сохранившихся критских изображениях дух грома спускается в образе похожего на восьмерку щита, а сами щиты почитались как palta.

5. Кассандра и змеи напоминают миф о Мелампе (см. 122 .с), а плевок Аполлона похож на миф о Главке (см. 90.f). Ее темница, вероятно, была сооружена в виде пчельника, из которого Кассандра оглашала свои пророчества от имени героя, погребенного на этом месте (см. 43.2 и 154.1).

6. Эсак (так звали ясновидящего сына Приама) значит "миртовая ветвь", которую на греческих пирах передавали друг другу, вызывая на соревнование в пении или стихосложении. Мирт — это дерево смерти (см. 101.1 и 109.4), поэтому такими стихами первоначально были пророчества, оглашавшиеся на пире, посвященном герою. Нырок был священной птицей Афины в Аттике и связывался с тонущим царем-фармаком (см. 94.1). Скамандр (утонувший в реке Ксанф) должен указывать на троянский обычай топить прежнего царя (см. 108.3).

7. У Приама было пятьдесят сыновей, из которых только девятнадцать законных. Это говорит о том, что в Трое правление царя определялось девятнадцатигодичным циклом Метона*, а не циклом из ста лунных месяцев, во время которых по очереди правил царь и его танист, как на Крите (см. 138.5) и в Аркадии (см. 38.2). Его двенадцать дочерей были, возможно, хранительницами месяцев.

8. Роль Эака в строительстве стен вокруг Трои нельзя преуменьшать: Аполлон предсказал, что потомки Эака будут присутствовать при захвате города. Это относилось к потомкам в первом и четвертом поколениях (см. 66. i), причем только ту часть стены, которую построил Эак, можно будет разрушить (Пиндар. Пифийские оды VIII. 31—46). Андромаха напомнила Гектору, что построенная Эаком часть — это западная стена твердыни, "у смоковницы: там наипаче город присту пен врагами восход на твердыню удобен. Трижды туда приступая, на град покушались герои, оба Аякса могучие, Идоменей знаменитый, оба Атрея сыны и Тидид, дерзновеннейший воин. Верно, о том им сказал прорицатель какой-либо мудрый или, быть может, самих устремляло их вещее сердце" (Гомер. Илиада VI. 433—439). Раскопки Дерпфельда в Трое подтвердили, что стена в этой точке действительно была наиболее слабой по непонятным причинам. Правда, Аяксу или Эакидам не нужен был прорицатель, чтобы узнать об этом, поскольку, как предполагает Полибий, Эак был родом из города, где жил Аякс Малый, т.е. Опунтской Локриды, которой гомеровская Троя обязана илионским элементом и которая пользовалась правом назначать троянскую жрицу (см. 168. 2). Это был район расселения доэллинских лелегов, имевших матрилинейные и даже матриархальные институты (см. 136. 4). Еще одно племя лелегов, возможно происходивших из Локриды, жило в Педасе, что в Троаде. Одна из их царевен, Лаофоя, пришла в Трою и даже родила ребенка от Приама (Гомер. Илиада XXI. 86). Не исключено, что именно готовность локридских жриц похитить Палладий для Локриды помогла грекам захватить город (см. 168.4).

9. Поскольку один Тевкр был сыном Скамандра, а второй — внуком Эака и сыном сестры Приама Гесионы, то тевкрский элемент в Трое можно отождествить с лелегами, эаками или илионцами. Остальными двумя элементами были лидийский, или дарданский, или тирренский, а также троянский, или фригийский.

Подготовлено по изданию:

Грейвс, Р. Мифы Древней Греции / Р. Грейвс; Пер. с англ. К. П. Лукьяненко ; Под ред. и с послесл. А. А. Тахо-Годи. - М. : Прогресс, 1992. - 620 с. © Издательство «Прогресс», 1992.

www.sno.pro1.ru

ТРОЯ - это... Что такое ТРОЯ?

  • Троя — (Краснодар,Россия) Категория отеля: 5 звездочный отель Адрес: Улица 1 мая 131, Краснодар, Росси …   Каталог отелей

  • ТРОЯ 08 — Велика и могущественна была Троя, против которой собрались выступить герои Греции. Основал Трою Ил, правнук сына Зевса Дардана и плеяды(1) Электры. Дардан пришел из Аркадии к царю Тевкру. Тевкр отдал Дардану в жены дочь свою, а в приданое дал ему …   Энциклопедия мифологии

  • ТРОЯ — (Илион), древний город на северо западе Малой Азии. Известная по греческому эпосу, Троя была обнаружена в 1870 х гг. при раскопках Г. Шлиманом холма Гиссарлык. Систематические раскопки с конца 19 в. открыли разные слои Трои, начиная с эпохи… …   Современная энциклопедия

  • ТРОЯ — (Илион) древний город на северо западе М. Азии. Известная по греческому эпосу, Троя была обнаружена в 1870 х гг. при раскопках Г. Шлиманом холма Гиссарлык. Систематические раскопки с кон. 19 в. открыли разные слои Трои начиная с эпохи ранней… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Троя — (Илион) древний город на северо западе Малой Азии. Известная по древнегреческому эпосу, Троя была обнаружена в 1870 х гг. при раскопках Г. Шлиманом холма Гиссарлык. Систематические раскопки с конца 19 в. открыли разные слои Трои, начиная с эпохи… …   Исторический словарь

  • Троя — (Илион), древний город на северо западе Малой Азии. Известная по греческому эпосу, Троя была обнаружена в 1870 х гг. при раскопках Г. Шлиманом холма Гиссарлык. Систематические раскопки с конца 19 в. открыли разные слои Трои, начиная с эпохи… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Троя — или Илион (Troia, Illium; Τροίη, Ιλιο̃ν). Город в Малой Азии, в области Троада, который греки осаждали десять лет. Название Трои произошло от имени ее основателя Троса, Илионом же город называется по имени сына Троса, Ила. Знаменитая Троянская… …   Энциклопедия мифологии

  • троя — сущ., кол во синонимов: 3 • город (2765) • илион (1) • крепость (59) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин …   Словарь синонимов

  • Троя — (Troia, иначе Илион) главн. город Троады. Из всех поселенийТроады пользовалась славою одна Т.; зато у древних греков не было имени,с которым было бы соединено столько воспоминаний, около которогогруппировалось бы столько знаменитых героев и… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Троя — У этого термина существуют и другие значения, см. Троя (значения). Троя* Troy** Всемирное наследие ЮНЕСКО …   Википедия

  • ТРОЯ — называемая также Илионом, древняя крепость на северо западе Малой Азии. Название этого города имеет два значения. В поэмах Гомера и его продолжателей так именовались крепость и город Приама, которые были разграблены войском Агамемнона в… …   Энциклопедия Кольера

  • myth_greek.academic.ru