Торговля в египте древнем. Реферат: Финансы и торговля в Древнем Египте
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Работа: Финансы и торговля в Древнем Египте 2. Торговля в египте древнем


Финансы и торговля в Древнем Египте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

“Финансы и торговля в Древнем Египте”

 

 

Студента группы ИВ-51

Литвинова Евгения Валентиновича

 

                

Невозможно представить общество, в котором отсутствовали бы в каком-либо виде экономические отношения.  Не является тут исключением и такое высокоразвитое общество как древнеегипетское. 

В Древнем Царстве денег как таковых не существовало, все платежи производились натурой. Эта же система существовала и на очень высоком социальном уровне. Крупные чиновники извлекали доход из того имущества, которым они владели или управляли от имени царя. Царь сам был  крупнейшим землевладельцем. Нам, живущим в век сложных банковских операций и систем денежного обращения, такой порядок покажется странным и даже примитивным. Но древние египтяне считали его очень удобным. Они торговали на рынках, выплачивали жалованье, ссужали под проценты и собирали налоги, не пользуясь деньгами, которые переходят из рук в руки. В то же время, несмотря на то, что можно было гуся обменять на зерно или скот на древесину, был установлен эталон относительной стоимости товаров.

Во времена Нового царства таким эталоном стоимости стала спираль из медной проволоки, которая называлась утен. Этот эталон получил настолько широкое распространение, что спираль стала иероглифическим знаком, обозначающим утен. Но это совсем не означало, что медная спираль переходила из рук в руки при совершении сделок, кроме тех случаев, вероятно, когда возникала необходимость компенсировать небольшую разницу в стоимости. Но цена товаров в большинстве случаев соизмерялась именно с ней. На одном из изображений в храме Тота служитель Тутмос нарисован с податным списком, в котором стоимость каждого предмета оценена именно таким способом.

Другой египетской единицей стоимости был дебен. Первоначально это слово означало “кольцо”, но со временем оно стало обозначать не сам предмет, а его вес или стоимость. Подобные единицы стоимости существовали и в других странах. Холдеи одно время использовали для этой цели слитки металла. В наши дни у некоторых африканских и других примитивных племен таким же образом используются бусы или предметы удобного размера.

Внутренняя торговля Египта велась, по всей вероятности, не очень широко по той простой причине, что каждая провинция обеспечивала свои нужды сама, производя все необходимое для жизни. У каждого царя или жреца были собственные ткачи,  пивовары, плотники и другие ремесленники. Крестьяне сами выращивали продукты питания. Такое положение вещей нельзя даже сравнивать с  нашим временем, когда каждый человек может прийти в магазин и купить продукты, привезенные из самых отдаленных уголков земного шара. Не было в Египте и оптовых торговцев в современном смысле этого слова. В отличие от финикийцев и греков - поставщиков и посредников других народов - египтяне удовлетворяли только свои собственные потребности.

Единственным исключением из этого правила была внешняя торговля. На протяжении всей своей истории Египет оживленно торговал с соседними странами, которые находились под его контролем, такими, как Нубия, Сирия и Ливия.

Нубия (современный Судан) была известна египтянам со времен Древнего царства, а возможно и раньше. Время от времени египтяне совершали набеги на эту страну, и ее народ вынужден был откупаться данью. Особенно активными на этом поприще были цари XII династии. Наиболее распространенный мотив, запечатленный на  царских памятниках того времени, - вереница пленных негров, закованных в кандалы, и среди них женщины с детьми за спиной.  Из Нубии в качестве военных трофеев или предметов торговли поступали: слоновая кость, эбеновое дерево, золото, драгоценные камни, а также такие экзотические товары, как страусовые перья (для вееров) и яйца, обезьяны, пантеры и жирафы.

Добыча главным образом пополняла сокровищницы фараона и жрецов. Но были и такие страны, слишком удаленные, чтобы их можно было завоевать, например острова Эгейского моря и “страна Пунт”, с которыми египтяне несомненно торговали. Местонахождение загадочной “страны Пунт” до сих пор точно не определено. Одни исследователи полагают, что она могла находится на западном побережье Индии, другие - на африканском побережье, к югу от Красного моря, там, где сейчас находится Сомали.

На стене храма царицы Хатшепсут (предшественницы Тутмоса III) в Дейр-эль-Бахри можно видеть знаменитый скульптурный рельеф, на котором во всех подробностях изображена экспедиция в Пунт.  На другом барельефе изображено прибытие в Пунт. Художник, возможно сам участвовавший в путешествии изобразил примитивные хижины на сваях, к единственной двери которых можно было взобраться только по лестнице. Самый ценный товар, который прославил Пунт, - ладан. Египтяне берут не только куски ладана, но и деревья чтобы посадить их в Египте.

Что же получил народ Пунта взамен?  На столе, установленном на берегу моря, восхищенные туземцы рассматривают товары, привезенные гостями: цветные ожерелья, кинжалы и боевые топоры, хлеб, пиво, вино, фрукты и “другие прекрасные египетские товары”, которые наверняка были значительно дешевле тех, что они получили взамен.

Египтяне торговали также с Критом, “островами Великого моря” и с Сирией. Египетские оружейники ездили в страну Речену, продавали там свои изделия и часто покупали или захватывали семитских девушек в качестве рабынь.

К товарам, импортированным Египтом из Сирии в обмен на зерно и другие продукты, можно отнести корабли, колесницы, повозки, оружие, музыкальные инструменты, напитки, лошадей, быков, коров и другой скот.

Но все это богатство шло лишь в царские кладовые и сокровищницы богов. Египетские труженики не могли и думать о том, чтобы купить для себя продукты. Их существование полностью зависело от воли хозяев.

Все население, от самых высокопоставленных людей до беднейших слоев безжалостно облагалось налогом. Возникает вопрос: как египтяне, не имея монетной системы, собирали эти налоги? С крестьянами и землевладельцами все было просто - они отдавали часть своего урожая, скот и одежду, которую изготовляли их жены и дочери. Но как взымались налоги с многочисленной армии писцов и чиновников?

Эти люди обладали богатствами и могуществом благодаря дарам царя, то есть государства. В обмен за свои услуги высокопоставленный чиновник мог получить в знак уважения и почета прекрасную “виллу”, изящную повозку, роскошную лодку, много рабов, не считая скота, продуктов питания, вина и одежды. Неудобства, с точки зрения чиновника, заключалось в том, что все эти подарки были записаны на его имя. Когда сборщик налогов оценивал имущество, он всегда мог подсчитать состояние конкретного человека и взять с него соответствующий налог.

Египтяне, находившиеся на любой ступени социальной лестницы, платили налоги с небольшей охотой, чем сегодня это делаем мы. Конечно же существовали многочисленные жалобы на то, что имущество, подлежащее обложению налогом, оценивалось неправильно, имелись случаи вымогательства и несправедливости. Поэтому не стоит завидовать древним египтянам, за исключением, пожалуй, одного обстоятельства - им не приходилось заполнять анкеты для налоговой инспекции.

Исходя из вышесказанного, нетрудно увидеть, что древнеегипетское общество обладало вполне развитой экономикой натурального обмена, что являлось пусть не совершенной, но, пожалуй, наиболее удобной экономической моделью государства.

Список литературы:

 

              А. Эрман. Жизнь в Древнем Египте.

              Л. Котрелл. Во времена фараонов

             Дж. Брэстед. История Египта с древнейших времен до персидского завоевания.

План

 

             Денежная система Древнего Египта.

             Внутренняя торговля Египта.

             Внешняя торговля Египта.

             Налогообложение в Древнем Египте.

 

www.referatmix.ru

Финансы и торговля в Древнем Египте

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

Реферат на тему:

“Финансы и торговля в Древнем Египте”

Студента группы ИВ-51

Литвинова Евгения Валентиновича

 

Невозможно представить общество, в котором отсутствовали бы в каком-либо виде экономические отношения.  Не является тут исключением и такое высокоразвитое общество как древнеегипетское.  

В Древнем Царстве денег как таковых не существовало, все платежи производились натурой. Эта же система существовала и на очень высоком социальном уровне. Крупные чиновники извлекали доход из того имущества, которым они владели или управляли от имени царя. Царь сам был  крупнейшим землевладельцем. Нам, живущим в век сложных банковских операций и систем денежного обращения, такой порядок покажется странным и даже примитивным. Но древние египтяне считали его очень удобным. Они торговали на рынках, выплачивали жалованье, ссужали под проценты и собирали налоги, не пользуясь деньгами, которые переходят из рук в руки. В то же время, несмотря на то, что можно было гуся обменять на зерно или скот на древесину, был установлен эталон относительной стоимости товаров.

Во времена Нового царства таким эталоном стоимости стала спираль из медной проволоки, которая называлась утен. Этот эталон получил настолько широкое распространение, что спираль стала иероглифическим знаком, обозначающим утен. Но это совсем не означало, что медная спираль переходила из рук в руки при совершении сделок, кроме тех случаев, вероятно, когда возникала необходимость компенсировать небольшую разницу в стоимости. Но цена товаров в большинстве случаев соизмерялась именно с ней. На одном из изображений в храме Тота служитель Тутмос нарисован с податным списком, в котором стоимость каждого предмета оценена именно таким способом.

Другой египетской единицей стоимости был дебен. Первоначально это слово означало “кольцо”, но со временем оно стало обозначать не сам предмет, а его вес или стоимость. Подобные единицы стоимости существовали и в других странах. Холдеи одно время использовали для этой цели слитки металла. В наши дни у некоторых африканских и других примитивных племен таким же образом используются бусы или предметы удобного размера.

Внутренняя торговля Египта велась, по всей вероятности, не очень широко по той простой причине, что каждая провинция обеспечивала свои нужды сама, производя все необходимое для жизни. У каждого царя или жреца были собственные ткачи,  пивовары, плотники и другие ремесленники. Крестьяне сами выращивали продукты питания. Такое положение вещей нельзя даже сравнивать с  нашим временем, когда каждый человек может прийти в магазин и купить продукты, привезенные из самых отдаленных уголков земного шара. Не было в Египте и оптовых торговцев в современном смысле этого слова. В отличие от финикийцев и греков - поставщиков и посредников других народов - египтяне удовлетворяли только свои собственные потребности.

Единственным исключением из этого правила была внешняя торговля. На протяжении всей своей истории Египет оживленно торговал с соседними странами, которые находились под его контролем, такими, как Нубия, Сирия и Ливия.

Нубия (современный Судан) была известна египтянам со времен Древнего царства, а возможно и раньше. Время от времени египтяне совершали набеги на эту страну, и ее народ вынужден был откупаться данью. Особенно активными на этом поприще были цари XII династии. Наиболее распространенный мотив, запечатленный на  царских памятниках того времени, - вереница пленных негров, закованных в кандалы, и среди них женщины с детьми за спиной.  Из Нубии в качестве военных трофеев или предметов торговли поступали: слоновая кость, эбеновое дерево, золото, драгоценные камни, а также такие экзотические товары, как страусовые перья (для вееров) и яйца, обезьяны, пантеры и жирафы.

Добыча главным образом пополняла сокровищницы фараона и жрецов. Но были и такие страны, слишком удаленные, чтобы их можно было завоевать, например острова Эгейского моря и “страна Пунт”, с которыми египтяне несомненно торговали. Местонахождение загадочной “страны Пунт” до сих пор точно не определено. Одни исследователи полагают, что она могла находится на западном побережье Индии, другие - на африканском побережье, к югу от Красного моря, там, где сейчас находится Сомали.

На стене храма царицы Хатшепсут (предшественницы Тутмоса III) в Дейр-эль-Бахри можно видеть знаменитый скульптурный рельеф, на котором во всех подробностях изображена экспедиция в Пунт.  На другом барельефе изображено прибытие в Пунт. Художник, возможно сам участвовавший в путешествии изобразил примитивные хижины на сваях, к единственной двери которых можно было взобраться только по лестнице. Самый ценный товар, который прославил Пунт, - ладан. Египтяне берут не только куски ладана, но и деревья чтобы посадить их в Египте.

Что же получил народ Пунта взамен?  На столе, установленном на берегу моря, восхищенные туземцы рассматривают товары, привезенные гостями: цветные ожерелья, кинжалы и боевые топоры, хлеб, пиво, вино, фрукты и “другие прекрасные египетские товары”, которые наверняка были значительно дешевле тех, что они получили взамен.

Египтяне торговали также с Критом, “островами Великого моря” и с Сирией. Египетские оружейники ездили в страну Речену, продавали там свои изделия и часто покупали или захватывали семитских девушек в качестве рабынь.

К товарам, импортированным Египтом из Сирии в обмен на зерно и другие продукты, можно отнести корабли, колесницы, повозки, оружие, музыкальные инструменты, напитки, лошадей, быков, коров и другой скот.

Но все это богатство шло лишь в царские кладовые и сокровищницы богов. Египетские труженики не могли и думать о том, чтобы купить для себя продукты. Их существование полностью зависело от воли хозяев.

Все население, от самых высокопоставленных людей до беднейших слоев безжалостно облагалось налогом. Возникает вопрос: как египтяне, не имея монетной системы, собирали эти налоги? С крестьянами и землевладельцами все было просто - они отдавали часть своего урожая, скот и одежду, которую изготовляли их жены и дочери. Но как взымались налоги с многочисленной армии писцов и чиновников?

Эти люди обладали богатствами и могуществом благодаря дарам царя, то есть государства. В обмен за свои услуги высокопоставленный чиновник мог получить в знак уважения и почета прекрасную “виллу”, изящную повозку, роскошную лодку, много рабов, не считая скота, продуктов питания, вина и одежды. Неудобства, с точки зрения чиновника, заключалось в том, что все эти подарки были записаны на его имя. Когда сборщик налогов оценивал имущество, он всегда мог подсчитать состояние конкретного человека и взять с него соответствующий налог.

Египтяне, находившиеся на любой ступени социальной лестницы, платили налоги с небольшей охотой, чем сегодня это делаем мы. Конечно же существовали многочисленные жалобы на то, что имущество, подлежащее обложению налогом, оценивалось неправильно, имелись случаи вымогательства и несправедливости. Поэтому не стоит завидовать древним египтянам, за исключением, пожалуй, одного обстоятельства - им не приходилось заполнять анкеты для налоговой инспекции.

Исходя из вышесказанного, нетрудно увидеть, что древнеегипетское общество обладало вполне развитой экономикой натурального обмена, что являлось пусть не совершенной, но, пожалуй, наиболее удобной экономической моделью государства.

Список литературы:

 А. Эрман. Жизнь в Древнем Египте.

 Л. Котрелл. Во времена фараонов

Дж. Брэстед. История Египта с древнейших времен до персидского завоевания.

План

Денежная система Древнего Египта.

Внутренняя торговля Египта.

Внешняя торговля Египта.

Налогообложение в Древнем Египте.

samzan.ru

Реферат - Финансы и торговля в Древнем Египте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансы и торговля в Древнем Египте

Внутренняя торговля Египта велась, по всей вероятности, не очень широко по той простой причине, что каждая провинция обеспечивала свои нужды сама, производя все необходимое для жизни. У каждого царя или жреца были собственные ткачи, пивовары, плотники и другие ремесленники. Крестьяне сами выращивали продукты питания. Такое положение вещей нельзя даже сравнивать с нашим временем, когда каждый человек может прийти в магазин и купить продукты, привезенные из самых отдаленных уголков земного шара. Не было в Египте и оптовых торговцев в современном смысле этого слова. В отличие от финикийцев и греков — поставщиков и посредников других народов — египтяне удовлетворяли только свои собственные потребности. Единственным исключением из этого правила была внешняя торговля. На протяжении всей своей истории Египет оживленно торговал с соседними странами, которые находились под его контролем, такими, как Нубия, Сирия и Ливия. Нубия (современный Судан) была известна египтянам со времен Древнего царства, а возможно и раньше. Время от времени египтяне совершали набеги на эту страну, и ее народ вынужден был откупаться данью. Особенно активными на этом поприще были цари XII династии. Наиболее распространенный мотив, запечатленный на царских памятниках того времени, — вереница пленных негров, закованных в кандалы, и среди них женщины с детьми за спиной. Из Нубии в качестве военных трофеев или предметов торговли поступали: слоновая кость, эбеновое дерево, золото, драгоценные камни, а также такие экзотические товары, как страусовые перья (для вееров) и яйца, обезьяны, пантеры и жирафы.Добыча главным образом пополняла сокровищницы фараона и жрецов.

Но были и такие страны, слишком удаленные, чтобы их можно было завоевать, например острова Эгейского моря и «страна Пунт», с которыми египтяне несомненно торговали. Местонахождение загадочной «страны Пунт» до сих пор точно не определено. Одни исследователи полагают, что она могла находится на западном побережье Индии, другие — на африканском побережье, к югу от Красного моря, там, где сейчас находится Сомали. На стене храма царицы Хатшепсут (предшественницы Тутмоса III) в Дейр-эль-Бахри можно видеть знаменитый скульптурный рельеф, на котором во всех подробностях изображена экспедиция в Пунт. На другом барельефе изображено прибытие в Пунт. Художник, возможно сам участвовавший в путешествии изобразил примитивные хижины на сваях, к единственной двери которых можно было взобраться только по лестнице. Самый ценный товар, который прославил Пунт, — ладан. Египтяне берут не только куски ладана, но и деревья чтобы посадить их в Египте. Что же получил народ Пунта взамен? На столе, установленном на берегу моря, восхищенные туземцы рассматривают товары, привезенные гостями: цветные ожерелья, кинжалы и боевые топоры, хлеб, пиво, вино, фрукты и «другие прекрасные египетские товары», которые наверняка были значительно дешевле тех, что они получили взамен. Египтяне торговали также с Критом, «островами Великого моря» и с Сирией. Египетские оружейники ездили в страну Речену, продавали там свои изделия и часто покупали или захватывали семитских девушек в качестве рабынь. К товарам, импортированным Египтом из Сирии в обмен на зерно и другие продукты, можно отнести корабли, колесницы, повозки, оружие, музыкальные инструменты, напитки, лошадей, быков, коров и другой скот. Но все это богатство шло лишь в царские кладовые и сокровищницы богов. Египетские труженики не могли и думать о том, чтобы купить для себя продукты. Их существование полностью зависело от воли хозяев.

Вавилон.

В нижней части области двух рек земля давала замечательные урожаи, и множество людей были заняты ее обработкой. Но рядом с этим было другое крупное занятие. В то время как долина Нила замкнута, равнина по Евфрату и Тигру открыта во все стороны. Отовсюду соседи могли приезжать за товарами или привозить свои предметы. У жителей равнины не было металлов, камня, строительного дерева; эти материалы подвозились из горных стран с севера и востока. Из степи кочевники, у которых нет хлеба, нет орудий и растительных тканей, являлись за этими предметами и привозили для обмена скот, шерсть, кожи. Из стран южной Аравии, лежавших по другую сторону пустыни, те же кочевники могли подвозить золото, самоцветные камни, ладан для курения в храмах. Наконец с моря могли подходить суда из южных стран Азии, особенно из Индии, со слоновой костью, пряностями и др. Кроме произведений своих полей и садов, жители равнины могли заплатить за нужные им материалы множеством ремесленных изделий: они выделывали ковры и узорчатые ткани, тонкое металлическое оружие и особенно глиняную утварь с разнообразной и художественной раскраской.

По стране во всех направлениях проходили удобные дороги. К городам, которые имели на реках и больших каналах пристани, прилегали с одной стороны караванные пути из пустыни, с другой – дороги к горным проходам. Главный перекресток этих водных и сухопутных дорог и составлял Вавилон.

Ассирия – воистину великое государство, которое поклонялось только силе и решимости. Именно сила была предметом поклонения ассирийского народа. И как доказательство этого, Ассирия около 700 года до н.э. присоединила к себе во время правления царя Синаххериба Вавилонию, Сирию, Палестину вместе с Иудеей и отдельные районы Закавказья. Воистину мощное государство.

Но начиналось все довольно мирно. Был однажды город Ашшур – древняя столица будущей Ассирии. Славился этот город приблизительно в конце 2го тысячелетия до н.э. своими купцами, но никак не воинами. Именно купцы принесли Ассирии ее славу, а получилось все это в результате географического положения города Ашшур.

Ашшур располагался в верхнем течении Тигра. Именно в этом месте сходились торговые пути Древнего мира. С севера на юг везли золото, серебро, олово, медь и рабов. С юга на север – зерно, растительное масло и ремесленные изделия. И все эти товары стекались в Ашшуре.

Жители столицы Ассирии быстро поняли, что на торговле можно хорошенько заработать. Они покупали товары северян и перепродавали их южанам. Потом покупали товары южан и перепродавали их северянам. Будучи посредниками в торговле между многими странами, Ассирия очень быстро разбогатела и стала великой страной.

Именно купцы в Ассирии заправляли всеми делами. Тогда в стране еще не было войн, соответственно не было и никаких монархов. Все жили счастливо в данной стране, поскольку деньги и еда были в каждом слое населения. Даже простые крестьяне могли себя сами прокормить, собирая обильные урожаи и платя сравнительно небольшую пошлину в казну государства.

Но, как известно, долго жить и процветать еще не удавалось ни одному государству. Приблизительно в 1800 году до н.э. ассирийских купцов стали вытеснять. Сначала Вавилон и Мари, немного позже хетты и Митанни. Купцы были согнаны с насиженных мест, а Ашшур на несколько веков полностью потерял свою независимость.

Аж в далеком 1350 году до н.э. с помощью своих союзников египтян, ассирийский народ освободился от власти Вавилона и Митанни. С этих пор Ассирия пообещала больше не допускать собственного рабства и давать отпор всем захватчикам.

Финикия.

Сравнительно высокая продуктивность сельского хозяйства, расцвет ремесел и благоприятные естественные условия способствовали значительному развитию торговли в Сирии и Финикии. Финикийские города находились в центре скрещения важнейших торговых путей, соединявших страны Передней Азии с бассейном Средиземного моря, с Африкой и Аравией.

Торговля шла по сухопутным дорогам и по морским путям. Караваны с товарами двигались из Малой Азии, из Месопотамии, из Аравии, от Красного моря и из Египта, достигая городов Финикии и Сирии. Наряду с обычным вьючным транспортом существовал и колесный.

Высокого расцвета достигла в Финикии морская торговля. Уже в период Древнего Царства египтяне вывозили из Финикии различные товары, среди которых следует отметить оливковое масло и дерево. Предметами финикийского вывоза были наряду с этим скот, зерно, ткани, медь, бронза, косметические и медицинские средства.

Исключительное значение в финикийской торговле и во всей экономике занимал лес.

Итак, Египет вывозит из Финикии зерно, скот, дерево («большие бревна»), медь, бронзу, ткани, металлические изделия, рабов и рабынь; через финикийские города в Египет идут транзитом различные товары из Хеттского царства (железо), из Митанни, Вавилона, Ассирии, с островов Эгейского моря, например Кипра (медь). Из финикийских городов, например Арада и Берита, в Египет отправляются корабли, груженные товарами. Сирийские и финикийские князья сообщают об отправке в Египет торговых караванов.

Большое значение для Финикии и Сирии имела торговля с хеттскими странами, откуда издавна доставлялись металлы. Раскопки в Рас-Шамра обнаружили много предметов хеттского происхождения. В Алалахе были найдены скульптуры львов хеттского типа и рельеф с изображением хеттского царя Тудхалия (может быть, четвертого). Хетты проникают в Сирию и колонизуют ее. Проникновение хеттов в Сирию было связано с развитием хеттско-финикийской торговли; в конечном счете оно привело к завоеванию значительной части Сирии хеттскими царями.

Значительного развития достигла торговля с островами Эгейского моря. В Рас-Шамра и в Алалахе найдено много предметов, в частности художественных изделий, происходящих из района Эгейского моря. Эгейская культура оказала некоторое влияние на финикийскую, в частности на архитектуру крупных зданий в Алалахе.

Индия.

На протяжении всего первого тысячелетия христианской эры Индия вела обширную торговлю и индийские купцы контролировали многие иностранные рынки. Индия господствовала в торговле на восточных морях и достигла также Средиземноморья.

Перец и другие пряности вывозились из Индии или через Индию на запад, часто на индийских и китайских судах. Римские авторы сетовали по поводу того, что золото утекало из Рима в Индию и на Восток в обмен на различные предметы роскоши.

Торговля в Индии, как и везде, в то время была основана на обмене товарами, которые можно было найти или изготовить на месте. Индия была плодородной землей, богатой некоторыми продуктами, которых не хватало другим странам, и, поскольку ей были открыты морские пути, она посылала эти продукты за границу. Она получала их также с восточных островов и извлекала прибыль из перевозок. Но у нее были и другие преимущества.

С давних пор, задолго до того, как этим занялись другие страны, в Индии выделывались ткани и развилась текстильная промышленность. Индийский текстиль вывозился в дальние страны. Шелк тоже начал изготовляться очень рано, хотя, вероятно, он был далеко не так хорош, как китайский шелк.

Важные успехи были достигнуты в крашении тканей и были изобретены особые методы изготовления стойких красителей. Химия в Индии в первые века н. э. была, вероятно, более развита, чем в других странах.

Термическая обработка железа была издавна известна в Индии, и индийские сталь и железо высоко ценились за границей, особенно в оружейном деле.

Думается, однако, что Индия в ту эпоху не уступала никакой другой стране в изготовлении и применении орудий, в знании химии и производстве металлов. Именно это дало ей преимущества в торговле и позволило контролировать в течение нескольких столетий ряд иностранных рынков.

Вероятно, у нее было и еще одно преимущество — отсутствие рабского труда, которое тормозило развитие греческой и других ранних цивилизаций и препятствовало их прогрессу. Кастовая система со всеми ее пороками, которые постепенно возрастали, была неизмеримо лучше, нежели рабство, даже для тех, кто занимал самое низкое положение в обществе. Внутри каждой касты существовали равенство и известная степень свободы; каждая каста была основана на роде занятий и трудилась в своей области.

В результате достигалась высокая специализация и большая сноровка в ремеслах и кустарном деле.

Китай.

Основой экономики Древнего Китая было земледелие. Уже в шанскую и иньскую эпохи в Китае строились сложные ирригационные сооружения, искусственные каналы и дамбы; в долинах рек Хуанхэ и Янцзы была создана развитая оросительная система. В Китае культивировали просо, пшеницу, пшено, бобы, коноплю. Там начали впервые выращивать чай, разводить тутовые и лаковые деревья. С XIII века до нашей эры стали использовать для обработки соху: произошел переход от мотыжного земледелия к пашенному, более продуктивному. С VIII века до нашей эры стали применять железные сошники и тягловую силу скота. В Китае не получили развития скотоводство и садоводство. Помимо земледелия в Древнем Китае развивались различные ремесла. В первую очередь здесь нужно сказать о производстве лаков, которое зародилось еще в неолите. Лак – это сок лакового дерева; он окрашивался, им покрывали интерьеры и экстерьеры зданий, щиты, ножны мечей, ювелирные изделия, посуду и пр.; лак был водонепроницаем, выдерживал температуру более 250°С, он придавал прочность и долговечность.

Столь же древним было шелководство. Согласно китайской мифологии, шелководство было введено женой Хуанди. Процесс начинался с разведения гусениц тутового шелкопряда, которые свивали коконы. Затем коконы вываривались в чанах, вытягивались в шелковую нить длиной до 1000 метров; затем нити протягивали через нефритовое кольцо, красились, сматывались на специальных нитекрутильных машинах. После этого переходили к ткачеству. Сначала делалась основа из сотканных поперечных (основных) и продольных (уточных) нитей. Затем ткались разнообразные по качеству шелковые материи. Секрет производства шелковых тканей, как, впрочем, и секрет изготовления китайских лаков, хранились в строгой тайне. Тутовые и лаковые деревья и шелкопряды запрещалось вывозить за пределы Китая.

В иньскую эпоху зародилось производство фарфора, который изготавливался из каолиновой глины с добавлением кварца или песка. Производство фарфора совершенствовалось в чжоускую эпоху. В III веке до нашей эры стали изготавливать (зеленую керамику), или селадон, для чего использовали каолиновую глину, песок, глазурь зеленого тона. Тайны производства фарфора передавались из поколения в поколение; ремеслом занимались в одних и тех же семьях, строго регламентировались брачные союзы между семьями фарфористов, чтобы ремесленные секреты не стали достоянием конкурентов. Наряду с ремеслом развивалась торговля. Центрами ремесла и торговли были города. Китай был самой урбанизированной страной древности. Уже с VIII столетия до нашей эры в Китае были известны деньги, чеканилась монета. Китай вел активную внешнюю торговлю, экспортировал лак, шелк, фарфор, железо, некоторые цветные металлы, косметические средства, а импортировал золото, серебро, коней, ценную древесину, виноград. Со II века до нашей эры начал функционировать Великий Шелковый путь. Он начинался в столице Ханьской империи, в городе Сиань, а заканчивался в Римской империи.

www.ronl.ru

Работа - Финансы и торговля в Древнем Египте 2

Финансы и торговля в Древнем Египте

План

1. Денежная система Древнего Египта.

2. Внутренняя торговля Египта.

3. Внешняя торговля Египта.

4. Налогообложение в Древнем Египте.

Список литературы

Невозможно представить общество, в котором отсутствовали бы в каком-либо виде экономические отношения. Не является тут исключением и такое высокоразвитое общество как древнеегипетское.

В Древнем Царстве денег как таковых не существовало, все платежи производились натурой. Эта же система существовала и на очень высоком социальном уровне. Крупные чиновники извлекали доход из того имущества, которым они владели или управляли от имени царя. Царь сам был крупнейшим землевладельцем. Нам, живущим в век сложных банковских операций и систем денежного обращения, такой порядок покажется странным и даже примитивным. Но древние египтяне считали его очень удобным. Они торговали на рынках, выплачивали жалованье, ссужали под проценты и собирали налоги, не пользуясь деньгами, которые переходят из рук в руки. В то же время, несмотря на то, что можно было гуся обменять на зерно или скот на древесину, был установлен эталон относительной стоимости товаров.

Во времена Нового царства таким эталоном стоимости стала спираль из медной проволоки, которая называлась утен. Этот эталон получил настолько широкое распространение, что спираль стала иероглифическим знаком, обозначающим утен. Но это совсем не означало, что медная спираль переходила из рук в руки при совершении сделок, кроме тех случаев, вероятно, когда возникала необходимость компенсировать небольшую разницу в стоимости. Но цена товаров в большинстве случаев соизмерялась именно с ней. На одном из изображений в храме Тота служитель Тутмос нарисован с податным списком, в котором стоимость каждого предмета оценена именно таким способом.

Другой египетской единицей стоимости был дебен. Первоначально это слово означало “кольцо”, но со временем оно стало обозначать не сам предмет, а его вес или стоимость. Подобные единицы стоимости существовали и в других странах. Халдеи одно время использовали для этой цели слитки металла. В наши дни у некоторых африканских и других примитивных племен таким же образом используются бусы или предметы удобного размера.

Внутренняя торговля Египта велась, по всей вероятности, не очень широко по той простой причине, что каждая провинция обеспечивала свои нужды сама, производя все необходимое для жизни. У каждого царя или жреца были собственные ткачи, пивовары, плотники и другие ремесленники. Крестьяне сами выращивали продукты питания. Такое положение вещей нельзя даже сравнивать с нашим временем, когда каждый человек может прийти в магазин и купить продукты, привезенные из самых отдаленных уголков земного шара. Не было в Египте и оптовых торговцев в современном смысле этого слова. В отличие от финикийцев и греков — поставщиков и посредников других народов египтяне удовлетворяли только свои собственные потребности.

Единственным исключением из этого правила была внешняя торговля. На протяжении всей своей истории Египет оживленно торговал с соседними странами, которые находились под его контролем, такими, как Нубия, Сирия и Ливия.

Нубия (современный Судан) была известна египтянам со времен Древнего царства, а возможно и раньше. Время от времени египтяне совершали набеги на эту страну, и ее народ вынужден был откупаться данью. Особенно активными на этом поприще были цари XII династии. Наиболее распространенный мотив, запечатленный на царских памятниках того времени, — вереница пленных негров, закованных в кандалы, и среди них женщины с детьми за спиной. Из Нубии в качестве военных трофеев или предметов торговли поступали: слоновая кость, эбеновое дерево, золото, драгоценные камни, а также такие экзотические товары, как страусовые перья (для вееров) и яйца, обезьяны, пантеры и жирафы.

Добыча главным образом пополняла сокровищницы фараона и жрецов. Но были и такие страны, слишком удаленные, чтобы их можно было завоевать, например острова Эгейского моря и “страна Пунт”, с которыми египтяне несомненно торговали. Местонахождение загадочной “страны Пунт” до сих пор точно не определено. Одни исследователи полагают, что она могла находится на западном побережье Индии, другие — на африканском побережье, к югу от Красного моря, там, где сейчас находится Сомали.

На стене храма царицы Хатшепсут (предшественницы Тутмоса III) в Дейр-эль-Бахри можно видеть знаменитый скульптурный рельеф, на котором во всех подробностях изображена экспедиция в Пунт. На другом барельефе изображено прибытие в Пунт. Художник, возможно, сам участвовавший в путешествии изобразил примитивные хижины на сваях, к единственной двери которых можно было взобраться только по лестнице. Самый ценный товар, который прославил Пунт, — ладан. Египтяне берут не только куски ладана, но и деревья, чтобы посадить их в Египте.

Что же получил народ Пунта взамен? На столе, установленном на берегу моря, восхищенные туземцы рассматривают товары, привезенные гостями: цветные ожерелья, кинжалы и боевые топоры, хлеб, пиво, вино, фрукты и “другие прекрасные египетские товары”, которые наверняка были значительно дешевле тех, что они получили взамен.

Египтяне торговали также с Критом, “островами Великого моря” и с Сирией. Египетские оружейники ездили в страну Речену, продавали там свои изделия и часто покупали или захватывали семитских девушек в качестве рабынь.

К товарам, импортированным Египтом из Сирии в обмен на зерно и другие продукты, можно отнести корабли, колесницы, повозки, оружие, музыкальные инструменты, напитки, лошадей, быков, коров и другой скот.

Но все это богатство шло лишь в царские кладовые и сокровищницы богов. Египетские труженики не могли и думать о том, чтобы купить для себя продукты. Их существование полностью зависело от воли хозяев.

Все население, от самых высокопоставленных людей до беднейших слоев безжалостно облагалось налогом. Возникает вопрос: как египтяне, не имея монетной системы, собирали эти налоги? С крестьянами и землевладельцами все было просто — они отдавали часть своего урожая, скот и одежду, которую изготовляли их жены и дочери. Но как взымались налоги с многочисленной армии писцов и чиновников?

Эти люди обладали богатствами и могуществом благодаря дарам царя, то есть государства. В обмен за свои услуги высокопоставленный чиновник мог получить в знак уважения и почета прекрасную “виллу”, изящную повозку, роскошную лодку, много рабов, не считая скота, продуктов питания, вина и одежды. Неудобства, с точки зрения чиновника, заключалось в том, что все эти подарки были записаны на его имя. Когда сборщик налогов оценивал имущество, он всегда мог подсчитать состояние конкретного человека и взять с него соответствующий налог.

Египтяне, находившиеся на любой ступени социальной лестницы, платили налоги с небольшой охотой, чем сегодня это делаем мы. Конечно же существовали многочисленные жалобы на то, что имущество, подлежащее обложению налогом, оценивалось неправильно, имелись случаи вымогательства и несправедливости. Поэтому не стоит завидовать древним египтянам, за исключением, пожалуй, одного обстоятельства — им не приходилось заполнять анкеты для налоговой инспекции.

Исходя из вышесказанного, нетрудно увидеть, что древнеегипетское общество обладало вполне развитой экономикой натурального обмена, что являлось пусть не совершенной, но, пожалуй, наиболее удобной экономической моделью государства.

Список литературы:

1. А. Эрман. Жизнь в Древнем Египте.

2. Л. Котрелл. Во времена фараонов

3. Дж. Брэстед. История Египта с древнейших времен до персидского завоевания.

www.ronl.ru

Финансы и торговля в Древнем Египте

Реферат на тему:

“Финансы и торговля в Древнем Египте”

Студента группы ИВ-51

Литвинова Евгения Валентиновича

Невозможно представить общество, в котором отсутствовали бы в каком-либо виде экономические отношения. Не является тут исключением и такое высокоразвитое общество как древнеегипетское.

В Древнем Царстве денег как таковых не существовало, все платежи производились натурой. Эта же система существовала и на очень высоком социальном уровне. Крупные чиновники извлекали доход из того имущества, которым они владели или управляли от имени царя. Царь сам был крупнейшим землевладельцем. Нам, живущим в век сложных банковских операций и систем денежного обращения, такой порядок покажется странным и даже примитивным. Но древние египтяне считали его очень удобным. Они торговали на рынках, выплачивали жалованье, ссужали под проценты и собирали налоги, не пользуясь деньгами, которые переходят из рук в руки. В то же время, несмотря на то, что можно было гуся обменять на зерно или скот на древесину, был установлен эталон относительной стоимости товаров.

Во времена Нового царства таким эталоном стоимости стала спираль из медной проволоки, которая называлась утен. Этот эталон получил настолько широкое распространение, что спираль стала иероглифическим знаком, обозначающим утен. Но это совсем не означало, что медная спираль переходила из рук в руки при совершении сделок, кроме тех случаев, вероятно, когда возникала необходимость компенсировать небольшую разницу в стоимости. Но цена товаров в большинстве случаев соизмерялась именно с ней. На одном из изображений в храме Тота служитель Тутмос нарисован с податным списком, в котором стоимость каждого предмета оценена именно таким способом.

Другой египетской единицей стоимости был дебен. Первоначально это слово означало “кольцо”, но со временем оно стало обозначать не сам предмет, а его вес или стоимость. Подобные единицы стоимости существовали и в других странах. Холдеи одно время использовали для этой цели слитки металла. В наши дни у некоторых африканских и других примитивных племен таким же образом используются бусы или предметы удобного размера.

Внутренняя торговля Египта велась, по всей вероятности, не очень широко по той простой причине, что каждая провинция обеспечивала свои нужды сама, производя все необходимое для жизни. У каждого царя или жреца были собственные ткачи, пивовары, плотники и другие ремесленники. Крестьяне сами выращивали продукты питания. Такое положение вещей нельзя даже сравнивать с нашим временем, когда каждый человек может прийти в магазин и купить продукты, привезенные из самых отдаленных уголков земного шара. Не было в Египте и оптовых торговцев в современном смысле этого слова. В отличие от финикийцев и греков - поставщиков и посредников других народов - египтяне удовлетворяли только свои собственные потребности.

Единственным исключением из этого правила была внешняя торговля. На протяжении всей своей истории Египет оживленно торговал с соседними странами, которые находились под его контролем, такими, как Нубия, Сирия и Ливия.

Нубия (современный Судан) была известна египтянам со времен Древнего царства, а возможно и раньше. Время от времени египтяне совершали набеги на эту страну, и ее народ вынужден был откупаться данью. Особенно активными на этом поприще были цари XII династии. Наиболее распространенный мотив, запечатленный на царских памятниках того времени, - вереница пленных негров, закованных в кандалы, и среди них женщины с детьми за спиной. Из Нубии в качестве военных трофеев или предметов торговли поступали: слоновая кость, эбеновое дерево, золото, драгоценные камни, а также такие экзотические товары, как страусовые перья (для вееров) и яйца, обезьяны, пантеры и жирафы.

Добыча главным образом пополняла сокровищницы фараона и жрецов. Но были и такие страны, слишком удаленные, чтобы их можно было завоевать, например острова Эгейского моря и “страна Пунт”, с которыми египтяне несомненно торговали. Местонахождение загадочной “страны Пунт” до сих пор точно не определено. Одни исследователи полагают, что она могла находится на западном побережье Индии, другие - на африканском побережье, к югу от Красного моря, там, где сейчас находится Сомали.

На стене храма царицы Хатшепсут (предшественницы Тутмоса III) в Дейр-эль-Бахри можно видеть знаменитый скульптурный рельеф, на котором во всех подробностях изображена экспедиция в Пунт. На другом барельефе изображено прибытие в Пунт. Художник, возможно сам участвовавший в путешествии изобразил примитивные хижины на сваях, к единственной двери которых можно было взобраться только по лестнице. Самый ценный товар, который прославил Пунт, - ладан. Египтяне берут не только куски ладана, но и деревья чтобы посадить их в Египте.

Что же получил народ Пунта взамен? На столе, установленном на берегу моря, восхищенные туземцы рассматривают товары, привезенные гостями: цветные ожерелья, кинжалы и боевые топоры, хлеб, пиво, вино, фрукты и “другие прекрасные египетские товары”, которые наверняка были значительно дешевле тех, что они получили взамен.

Египтяне торговали также с Критом, “островами Великого моря” и с Сирией. Египетские оружейники ездили в страну Речену, продавали там свои изделия и часто покупали или захватывали семитских девушек в качестве рабынь.

К товарам, импортированным Египтом из Сирии в обмен на зерно и другие продукты, можно отнести корабли, колесницы, повозки, оружие, музыкальные инструменты, напитки, лошадей, быков, коров и другой скот.

Но все это богатство шло лишь в царские кладовые и сокровищницы богов. Египетские труженики не могли и думать о том, чтобы купить для себя продукты. Их существование полностью зависело от воли хозяев.

Все население, от самых высокопоставленных людей до беднейших слоев безжалостно облагалось налогом. Возникает вопрос: как египтяне, не имея монетной системы, собирали эти налоги? С крестьянами и землевладельцами все было просто - они отдавали часть своего урожая, скот и одежду, которую изготовляли их жены и дочери. Но как взымались налоги с многочисленной армии писцов и чиновников?

Эти люди обладали богатствами и могуществом благодаря дарам царя, то есть государства. В обмен за свои услуги высокопоставленный чиновник мог получить в знак уважения и почета прекрасную “виллу”, изящную повозку, роскошную лодку, много рабов, не считая скота, продуктов питания, вина и одежды. Неудобства, с точки зрения чиновника, заключалось в том, что все эти подарки были записаны на его имя. Когда сборщик налогов оценивал имущество, он всегда мог подсчитать состояние конкретного человека и взять с него соответствующий налог.

Египтяне, находившиеся на любой ступени социальной лестницы, платили налоги с небольшей охотой, чем сегодня это делаем мы. Конечно же существовали многочисленные жалобы на то, что имущество, подлежащее обложению налогом, оценивалось неправильно, имелись случаи вымогательства и несправедливости. Поэтому не стоит завидовать древним египтянам, за исключением, пожалуй, одного обстоятельства - им не приходилось заполнять анкеты для налоговой инспекции.

Исходя из вышесказанного, нетрудно увидеть, что древнеегипетское общество обладало вполне развитой экономикой натурального обмена, что являлось пусть не совершенной, но, пожалуй, наиболее удобной экономической моделью государства.

Список литературы:

  1. А. Эрман. Жизнь в Древнем Египте.

  2. Л. Котрелл. Во времена фараонов

  3. Дж. Брэстед. История Египта с древнейших времен до персидского завоевания.

План

  1. Денежная система Древнего Египта.

  2. Внутренняя торговля Египта.

  3. Внешняя торговля Египта.

  4. Налогообложение в Древнем Египте.

www.coolreferat.com

Работа - Финансы и торговля в Древнем Египте

Реферат на тему:

“Финансы и торговля в Древнем Египте”

Студента группы ИВ-51

Литвинова ЕвгенияВалентиновича

                

Невозможнопредставить общество, в котором отсутствовали бы в каком-либо видеэкономические отношения.  Не является тутисключением и такое высокоразвитое общество как древнеегипетское. 

ВДревнем Царстве денег как таковых не существовало, все платежи производилисьнатурой. Эта же система существовала и на очень высоком социальном уровне.Крупные чиновники извлекали доход из того имущества, которым они владели илиуправляли от имени царя. Царь сам был крупнейшим землевладельцем. Нам, живущим в век сложных банковскихопераций и систем денежного обращения, такой порядок покажется странным и дажепримитивным. Но древние египтяне считали его очень удобным. Они торговали нарынках, выплачивали жалованье, ссужали под проценты и собирали налоги, непользуясь деньгами, которые переходят из рук в руки. В то же время, несмотря нато, что можно было гуся обменять на зерно или скот на древесину, был установленэталон относительной стоимости товаров.

Вовремена Нового царства таким эталоном стоимости стала спираль из меднойпроволоки, которая называлась утен.Этот эталон получил настолько широкое распространение, что спираль сталаиероглифическим знаком, обозначающим утен. Но это совсем не означало, чтомедная спираль переходила из рук в руки при совершении сделок, кроме техслучаев, вероятно, когда возникала необходимость компенсировать небольшуюразницу в стоимости. Но цена товаров в большинстве случаев соизмерялась именнос ней. На одном из изображений в храме Тота служитель Тутмос нарисован сподатным списком, в котором стоимость каждого предмета оценена именно такимспособом.

Другойегипетской единицей стоимости был дебен.Первоначально это слово означало “кольцо”, но со временем оно стало обозначатьне сам предмет, а его вес или стоимость. Подобные единицы стоимостисуществовали и в других странах. Холдеи одно время использовали для этой целислитки металла. В наши дни у некоторых африканских и других примитивных плементаким же образом используются бусы или предметы удобного размера.

Внутренняяторговля Египта велась, по всей вероятности, не очень широко по той простойпричине, что каждая провинция обеспечивала свои нужды сама, производя всенеобходимое для жизни. У каждого царя или жреца были собственные ткачи,  пивовары, плотники и другие ремесленники.Крестьяне сами выращивали продукты питания. Такое положение вещей нельзя дажесравнивать с  нашим временем, когдакаждый человек может прийти в магазин и купить продукты, привезенные из самыхотдаленных уголков земного шара. Не было в Египте и оптовых торговцев всовременном смысле этого слова. В отличие от финикийцев и греков — поставщикови посредников других народов — египтяне удовлетворяли только свои собственныепотребности.

Единственнымисключением из этого правила была внешняя торговля. На протяжении всей своейистории Египет оживленно торговал с соседними странами, которые находились подего контролем, такими, как Нубия, Сирия и Ливия.

Нубия(современный Судан) была известна египтянам со времен Древнего царства, авозможно и раньше. Время от времени египтяне совершали набеги на эту страну, иее народ вынужден был откупаться данью. Особенно активными на этом поприще былицари XII династии. Наиболее распространенный мотив, запечатленный на  царских памятниках того времени, — вереницапленных негров, закованных в кандалы, и среди них женщины с детьми заспиной.  Из Нубии в качестве военныхтрофеев или предметов торговли поступали: слоновая кость, эбеновое дерево,золото, драгоценные камни, а также такие экзотические товары, как страусовыеперья (для вееров) и яйца, обезьяны, пантеры и жирафы.

Добычаглавным образом пополняла сокровищницы фараона и жрецов. Но были и такиестраны, слишком удаленные, чтобы их можно было завоевать, например островаЭгейского моря и “страна Пунт”, с которыми египтяне несомненно торговали.Местонахождение загадочной “страны Пунт” до сих пор точно не определено. Одниисследователи полагают, что она могла находится на западном побережье Индии,другие — на африканском побережье, к югу от Красного моря, там, где сейчаснаходится Сомали.

Настене храма царицы Хатшепсут (предшественницы Тутмоса III) в Дейр-эль-Бахриможно видеть знаменитый скульптурный рельеф, на котором во всех подробностяхизображена экспедиция в Пунт.  На другомбарельефе изображено прибытие в Пунт. Художник, возможно сам участвовавший впутешествии изобразил примитивные хижины на сваях, к единственной двери которыхможно было взобраться только по лестнице. Самый ценный товар, который прославилПунт, — ладан. Египтяне берут не только куски ладана, но и деревья чтобыпосадить их в Египте.

Чтоже получил народ Пунта взамен?  На столе,установленном на берегу моря, восхищенные туземцы рассматривают товары,привезенные гостями: цветные ожерелья, кинжалы и боевые топоры, хлеб, пиво,вино, фрукты и “другие прекрасные египетские товары”, которые наверняка былизначительно дешевле тех, что они получили взамен.

Египтянеторговали также с Критом, “островами Великого моря” и с Сирией. Египетскиеоружейники ездили в страну Речену, продавали там свои изделия и часто покупалиили захватывали семитских девушек в качестве рабынь.

Ктоварам, импортированным Египтом из Сирии в обмен на зерно и другие продукты,можно отнести корабли, колесницы, повозки, оружие, музыкальные инструменты,напитки, лошадей, быков, коров и другой скот.

Новсе это богатство шло лишь в царские кладовые и сокровищницы богов. Египетскиетруженики не могли и думать о том, чтобы купить для себя продукты. Ихсуществование полностью зависело от воли хозяев.

Всенаселение, от самых высокопоставленных людей до беднейших слоев безжалостнооблагалось налогом. Возникает вопрос: как египтяне, не имея монетной системы,собирали эти налоги? С крестьянами и землевладельцами все было просто — ониотдавали часть своего урожая, скот и одежду, которую изготовляли их жены идочери. Но как взымались налоги с многочисленной армии писцов и чиновников?

Этилюди обладали богатствами и могуществом благодаря дарам царя, то естьгосударства. В обмен за свои услуги высокопоставленный чиновник мог получить взнак уважения и почета прекрасную “виллу”, изящную повозку, роскошную лодку,много рабов, не считая скота, продуктов питания, вина и одежды. Неудобства, сточки зрения чиновника, заключалось в том, что все эти подарки были записаны на его имя. Когда сборщикналогов оценивал имущество, он всегда мог подсчитать состояние конкретногочеловека и взять с него соответствующий налог.

Египтяне,находившиеся на любой ступени социальной лестницы, платили налоги с небольшейохотой, чем сегодня это делаем мы. Конечно же существовали многочисленныежалобы на то, что имущество, подлежащее обложению налогом, оценивалосьнеправильно, имелись случаи вымогательства и несправедливости. Поэтому не стоитзавидовать древним египтянам, за исключением, пожалуй, одного обстоятельства — им не приходилось заполнять анкеты для налоговой инспекции.

Исходяиз вышесказанного, нетрудно увидеть, что древнеегипетское общество обладаловполне развитой экономикой натурального обмена, что являлось пусть несовершенной, но, пожалуй, наиболее удобной экономической моделью государства.

Списоклитературы:

1. А. Эрман. Жизнь в Древнем Египте.

2. Л. Котрелл. Во времена фараонов

3. Дж. Брэстед. История Египта сдревнейших времен до персидского завоевания.

План

1. Денежная система Древнего Египта.

2. Внутренняя торговля Египта.

3. Внешняя торговля Египта.

4. Налогообложение в Древнем Египте.

www.ronl.ru

Реферат Финансы и торговля в Древнем Египте

Реферат на тему:

“Финансы и торговля в Древнем Египте”

Студента группы ИВ-51

Литвинова Евгения Валентиновича

Невозможно представить общество, в котором отсутствовали бы в каком-либо виде экономические отношения. Не является тут исключением и такое высокоразвитое общество как древнеегипетское.

В Древнем Царстве денег как таковых не существовало, все платежи производились натурой. Эта же система существовала и на очень высоком социальном уровне. Крупные чиновники извлекали доход из того имущества, которым они владели или управляли от имени царя. Царь сам был крупнейшим землевладельцем. Нам, живущим в век сложных банковских операций и систем денежного обращения, такой порядок покажется странным и даже примитивным. Но древние египтяне считали его очень удобным. Они торговали на рынках, выплачивали жалованье, ссужали под проценты и собирали налоги, не пользуясь деньгами, которые переходят из рук в руки. В то же время, несмотря на то, что можно было гуся обменять на зерно или скот на древесину, был установлен эталон относительной стоимости товаров.

Во времена Нового царства таким эталоном стоимости стала спираль из медной проволоки, которая называлась утен. Этот эталон получил настолько широкое распространение, что спираль стала иероглифическим знаком, обозначающим утен. Но это совсем не означало, что медная спираль переходила из рук в руки при совершении сделок, кроме тех случаев, вероятно, когда возникала необходимость компенсировать небольшую разницу в стоимости. Но цена товаров в большинстве случаев соизмерялась именно с ней. На одном из изображений в храме Тота служитель Тутмос нарисован с податным списком, в котором стоимость каждого предмета оценена именно таким способом.

Другой египетской единицей стоимости был дебен. Первоначально это слово означало “кольцо”, но со временем оно стало обозначать не сам предмет, а его вес или стоимость. Подобные единицы стоимости существовали и в других странах. Холдеи одно время использовали для этой цели слитки металла. В наши дни у некоторых африканских и других примитивных племен таким же образом используются бусы или предметы удобного размера.

Внутренняя торговля Египта велась, по всей вероятности, не очень широко по той простой причине, что каждая провинция обеспечивала свои нужды сама, производя все необходимое для жизни. У каждого царя или жреца были собственные ткачи, пивовары, плотники и другие ремесленники. Крестьяне сами выращивали продукты питания. Такое положение вещей нельзя даже сравнивать с нашим временем, когда каждый человек может прийти в магазин и купить продукты, привезенные из самых отдаленных уголков земного шара. Не было в Египте и оптовых торговцев в современном смысле этого слова. В отличие от финикийцев и греков - поставщиков и посредников других народов - египтяне удовлетворяли только свои собственные потребности.

Единственным исключением из этого правила была внешняя торговля. На протяжении всей своей истории Египет оживленно торговал с соседними странами, которые находились под его контролем, такими, как Нубия, Сирия и Ливия.

Нубия (современный Судан) была известна египтянам со времен Древнего царства, а возможно и раньше. Время от времени египтяне совершали набеги на эту страну, и ее народ вынужден был откупаться данью. Особенно активными на этом поприще были цари XII династии. Наиболее распространенный мотив, запечатленный на царских памятниках того времени, - вереница пленных негров, закованных в кандалы, и среди них женщины с детьми за спиной. Из Нубии в качестве военных трофеев или предметов торговли поступали: слоновая кость, эбеновое дерево, золото, драгоценные камни, а также такие экзотические товары, как страусовые перья (для вееров) и яйца, обезьяны, пантеры и жирафы.

Добыча главным образом пополняла сокровищницы фараона и жрецов. Но были и такие страны, слишком удаленные, чтобы их можно было завоевать, например острова Эгейского моря и “страна Пунт”, с которыми египтяне несомненно торговали. Местонахождение загадочной “страны Пунт” до сих пор точно не определено. Одни исследователи полагают, что она могла находится на западном побережье Индии, другие - на африканском побережье, к югу от Красного моря, там, где сейчас находится Сомали.

На стене храма царицы Хатшепсут (предшественницы Тутмоса III) в Дейр-эль-Бахри можно видеть знаменитый скульптурный рельеф, на котором во всех подробностях изображена экспедиция в Пунт. На другом барельефе изображено прибытие в Пунт. Художник, возможно сам участвовавший в путешествии изобразил примитивные хижины на сваях, к единственной двери которых можно было взобраться только по лестнице. Самый ценный товар, который прославил Пунт, - ладан. Египтяне берут не только куски ладана, но и деревья чтобы посадить их в Египте.

Что же получил народ Пунта взамен? На столе, установленном на берегу моря, восхищенные туземцы рассматривают товары, привезенные гостями: цветные ожерелья, кинжалы и боевые топоры, хлеб, пиво, вино, фрукты и “другие прекрасные египетские товары”, которые наверняка были значительно дешевле тех, что они получили взамен.

Египтяне торговали также с Критом, “островами Великого моря” и с Сирией. Египетские оружейники ездили в страну Речену, продавали там свои изделия и часто покупали или захватывали семитских девушек в качестве рабынь.

К товарам, импортированным Египтом из Сирии в обмен на зерно и другие продукты, можно отнести корабли, колесницы, повозки, оружие, музыкальные инструменты, напитки, лошадей, быков, коров и другой скот.

Но все это богатство шло лишь в царские кладовые и сокровищницы богов. Египетские труженики не могли и думать о том, чтобы купить для себя продукты. Их существование полностью зависело от воли хозяев.

Все население, от самых высокопоставленных людей до беднейших слоев безжалостно облагалось налогом. Возникает вопрос: как египтяне, не имея монетной системы, собирали эти налоги? С крестьянами и землевладельцами все было просто - они отдавали часть своего урожая, скот и одежду, которую изготовляли их жены и дочери. Но как взымались налоги с многочисленной армии писцов и чиновников?

Эти люди обладали богатствами и могуществом благодаря дарам царя, то есть государства. В обмен за свои услуги высокопоставленный чиновник мог получить в знак уважения и почета прекрасную “виллу”, изящную повозку, роскошную лодку, много рабов, не считая скота, продуктов питания, вина и одежды. Неудобства, с точки зрения чиновника, заключалось в том, что все эти подарки были записаны на его имя. Когда сборщик налогов оценивал имущество, он всегда мог подсчитать состояние конкретного человека и взять с него соответствующий налог.

Египтяне, находившиеся на любой ступени социальной лестницы, платили налоги с небольшей охотой, чем сегодня это делаем мы. Конечно же существовали многочисленные жалобы на то, что имущество, подлежащее обложению налогом, оценивалось неправильно, имелись случаи вымогательства и несправедливости. Поэтому не стоит завидовать древним египтянам, за исключением, пожалуй, одного обстоятельства - им не приходилось заполнять анкеты для налоговой инспекции.

Исходя из вышесказанного, нетрудно увидеть, что древнеегипетское общество обладало вполне развитой экономикой натурального обмена, что являлось пусть не совершенной, но, пожалуй, наиболее удобной экономической моделью государства.

Список литературы:

  1. А. Эрман. Жизнь в Древнем Египте.

  2. Л. Котрелл. Во времена фараонов

  3. Дж. Брэстед. История Египта с древнейших времен до персидского завоевания.

План

  1. Денежная система Древнего Египта.

  2. Внутренняя торговля Египта.

  3. Внешняя торговля Египта.

  4. Налогообложение в Древнем Египте.

nreferat.ru