Правитель древнего египта фараон. Древние фараоны. Фараон – бог при жизни, бог после смерти
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Обязанности фараона в Древнем Египте кратко. Правитель древнего египта фараон


Почему фараонов не называли фараонами? • Arzamas

30 ноября 2015История

Из школьных учебников мы знаем, что правителей Древнего Египта называли фараонами. Египтолог Галина Караулова объясняет, откуда взялось слово «фараон» и почему оно никогда не было официальным царским титулом

Тутмос III. Гранодиоритовая скульптура. 1504–1452 годы до н. э. © Google Cultural Institute

Термин «фараон» действительно никогда не был официальным царским титулом в Древнем Египте, хотя, безусловно, имел прямое отношение к высшей власти. Греческое слово φαραώ, благодаря которому мы все сейчас называем правителей Древнего Египта фараонами, происходит от древне­египетского pr-aА (принятое чтение — «пер-а»), что буквально переводится как «великий дом». Первоначально термин pr-aА употреблялся только в контексте придворного быта: когда речь шла о дворцовых постройках, о придворных должностях или работах, например imy-r pr-aA («надзиратель во дворце»), smr pr-aA («придворный»). Однако со временем — далеко не сразу — слово начало использоваться как вежливый эвфемизм для обраще­ния к царю вроде «Ваше Величество», ведь царское имя или официальная титулатура носили сакральный характер, поэтому произнесение их всуе было бы неприличным и даже, можно сказать, кощунственным. 

Первое упоминание обращения к царю как к pr-aA встречается в документах XII династии, но окончательно это обращение вошло в обиход только в Новом царстве, в правление XVIII–XIX (во второй половине II тысячелетия до н. э.) династий. Уже сильно позже, в эллинистический период, то есть в последние несколько веков перед началом нашей эры, pr-aA становится обиходным названием любого царя как такового — и не только египетского: термин применяется в том числе и по отношению к чужеземным правителям. В эту эпоху слово и попало в греческий язык и дальше стало для всей европейской цивилизации традиционным обозначением египетского царя.

Как же официально назывался титул древнеегипетского царя?

Полная царская титулатура в Древнем Египте состояла из пяти различных титулов-имен, из которых самым близким к нашему термину «царь» будет nsw-bity (принятое чтение — «несу-бити»). Написание этого слова включает в себя изображения тростника и пчелы. По мнению большинства исследо­вателей, это сакральные символы Верхнего и Нижнего Египта соответственно. Буквально nsw-bity можно перевести как «тот, который от тростника и пчелы», иными словами — «правитель как Верхнего Египта, так и Нижнего»: дело в том, что в начале своей истории Египет был разделен на два враждующих царства — Верхнеегипетское и Нижнеегипетское, и только с момента объеди­нения их в одно государство возник тот сильный и процветающий Египет, каким его знаем мы и каким его знали сами египтяне, поэтому тема этого дуализма проходит красной нитью через почти все символы царской власти. Эта власть для древних египтян была не в последнюю очередь именно залогом (если не сказать памятником) единства, подарившего им стабильную и благополучную жизнь.

«Несу-бити» являлось тронным титулом или, как его еще называют, «солнечным», ведь в большинстве случаев имя царя, следовавшее за этим титулом, включало в себя упоминание бога Ра. Другие царские титулы подчеркивали разные аспекты сакрализации правителя.

Самым древним из длинной цепочки титулатуры было так называемое Хорово имя: по нему царь отождествлялся с богом Хором — богом-соколом, богом-воителем, в мифологии победившим силы зла в лице бога-антагониста Сета. К самому имени Хора прибавлялся также эпитет, который как бы пояснял, какой является частица Хора в этом царе, какие качества в себе хотел подчеркнуть царь. В течение первых династий, когда самой актуальной задачей царя было удерживать Верхний и Нижний Египет под одной властью, эти имена были подчеркнуто агрессивные, маскулинные, например Хор-боец или различные упоминания животных — змеи, крокодила, скорпиона. Позже, когда в Египте наступила стабильность, Хоровы имена стали спокойнее и миролюбивее, например Хор-Перэнмаат — «Достигающий Маат» (то есть правды, гармонии).

Следующим за ним было имя Обеих Владычиц (титул «небти», nbty от слова nbt — «владычица, госпожа»), также напоминающее нам о функции царя-объединителя и легитимизирующее единую власть царя над Верхним и Нижним Египтом. Здесь под «Обеими Владычицами» имеются в виду богини Нехбет и Уаджет — покровительницы Верхнего и Нижнего Египта соответственно. Эти титулы имели такие формы: «Брат Обеих Владычиц», «Тот, кто наследует Обеим Владычицам» и даже «Поцелованный Обеими Владычицами».

Третьим официальным титулом было так называемое золотое имя, или имя Хора Златого: написание титула чаще всего начиналось с изображения Хора, восседающего на иероглифе золота. Золото в менталитете древних египтян было сакральной субстанцией: из него, по преданиям, состояла плоть богов, оно же являлось символом солнца, поэтому в моменты усиления солнечного культа солярный элемент начинал также встречаться и в «золотом» титуле. Эти титулы могли звучать как «Золотой именем своим», «Златой Хор, изобильный своими годами, как бог Атум», «Прекрасное золото» или даже, например, «Солнце в золоте».

Наконец, личное имя царя, данное ему при рождении, указывалось в титулатуре на последнем месте, обычно его предварял эпитет «Сын Ра» — это символизировало рождение царя от сакрального брака.

В целом эта цепочка из четырех (не считая личного имени) титулов-имен, начиная со Среднего царства, когда она окончательно оформилась, и до позднейших времен, составляла своего рода программный политический манифест для каждого царя. Из титулатуры нередко можно понять, какие качества превозносил в себе правитель, какие аспекты своей политики он считал главенствующими и какими событиями своего правления гордился. Некоторые египетские цари даже по несколько раз меняли свои титульные имена, чтобы обозначить начало нового этапа в своем правлении. Так, например, основатель XI династии Ментухотеп II сменил Хорово имя «Тот, чья белая корона (то есть корона Верхнего Египта) божественна» на имя «Объединитель обеих земель». Он сделал это после того, как заново объединил Египет, разобщенный в смутное время (в Первый переходный период), и начал тем самым эпоху Среднего царства.

Разберем для примера титулатуру Тутмоса III — одного из самых значительных царей эпохи Нового царства, великого завоевателя, расширившего границы территорий, подчиненных Египту, до Сирии на севере и до пятого порога Нила на юге.

Его Хорово имя звучит как Канэхет Хаэмуаст: (Хор) Могучий бык, явившийся в Фивах.

Титул Небти (или Обеих Владычиц) — Уахнесит Мираэмпет: (Тот, кто от Обеих Владычиц) Длящийся в своем правлении, подобно Ра в небесах.

Тронное имя Тутмоса III — Менхеперра: (Царь Верхнего и Нижнего Египта) Долговечное проявление Ра.

Золотое имя — Джесерхау Сехемпехти: (Златой Хор) Священный своими проявлениями, могущественный силой своей.

И наконец, личное имя звучит как Тутмос Неферхеперу: (сын Ра) Бог Тот был рожден, прекрасный в своих проявлениях.

Источники

  • Берлев О. Д. «Золотое имя» египетского царя.

    Ж. Ф. Шампольон и дешифровка египетских иероглифов. М., 1979.

  • Ладынин И. А. Сакрализация царской власти в Древнем Египте в конце IV — начале II тысячелетия до н. э.

    Сакрализация власти в истории цивилизаций. Ч. 1. М., 2005.

  • Allen J. P. М. Egyptian: An Introduction to the Language and Culture of Hieroglyphs.

    New York, 1999.

  • Gardiner A. H. Egyptian Grammar; Being an Introduction to the Study of Hieroglyphs.

    Oxford, 1957.

  • Ronald J. L. The Great Name: Ancient Egyptian Royal Titulary.

    Atlanta, 2013.

Искусство

Разбираетесь ли вы в современном искусстве?

Тест Arzamas и кураторов фондов V-A-C, ММОМА и Kadist, представляющих проект «Генеральная репетиция»

arzamas.academy

Фараоны древности. Фараон – бог при жизни, бог после смерти

Центральной фигурой был царь-фараон, который держал в руках бразды правления государством. Фараоны наследовали престол в пределах одного рода, а всего за историю Древнего Египта сменилось около трёх десятков династий.

Фараон был не только Верховным правителем, но и Верховным жрецом. Его имя нельзя было произносить всуе, и часто оно вообще заменялось иносказаниями словами вроде «сын солнца», «дом великий». Фараон принимал решение по всем важным вопросам: орошение долин Нила, назначение на должность, войны, строительство… Все ресурсы страны, в том числе и трудовые, считались его собственностью.

Древний фараон - история правления.

Фараон — верховный правитель.

Недаром понятия «дом фараона» и «государство» считались синонимами. Члены его семьи также занимали высокие должности в Древнем Египте – они были военачальниками, верховными сановниками, жрецами.

Трепетному отношению населения к фараону и беспрекословному подчинению ему способствовала религия. Тех, кто ослушается правителя или навредит ему, ждёт, по мнению служителей церкви, страшное наказание как при жизни, так и после смерти. Египтянам внушалось, что такой властью, которую имел фараон, могли одарить только боги. Жители страны поклонялись большому количеству верховных богов, которые есть не что иное, как воплощение Высшего, Единого Бога. Этот Бог бесконечно порождает сам себя, он непостижим и является первопричиной любых форм жизни.

Фараон и жрецы — слуги поддерживающие власть.

Жрецы выполняли, в том числе, и роль служителей культа какого-нибудь из богов. Они организовывали обильные пожертвования, следили за строительством храмов в его честь. Для обычного человека, жившего в Египте, сами храмы являлись запретным местом, высокие ворота которых открывались чрезвычайно редко. Глубочайшая святая сущность фараона была доступна только верховному жрецу, жрице и разве что ещё одному-двум высокопоставленным служителям богов.

Фараон наши картинки.

Фараон на колеснице.

Обладая большой властью над умами простых граждан, жрецы внушали им представление о фараоне как о божестве, явившемся на землю в человеческом облике. Иными словами, фараон имел двойственную природу: земную, человеческую и высшую, божественную. А родился он от священного брака бога и земной женщины, которая и стала его матерью. При жизни фараон отождествлялся с Гором, а после кончины – с хозяином подземного царства богом Осирисом. Оба этих бога являлись одними из главных в пантеоне Древнего Египта. Гор, с точки зрения древнеегипетской религии, считался отцом-родоначальником всех фараонов, недаром в имени большинства фараонов наличествовало слово «Гор».

Правящего фараона почитали как бога, ему возносили молитвы, просили все известные божества подарить ему здоровье и долголетие. Египтяне не сомневались, что их правитель – единственный из всех смертных, кто имеет прямые контакты с богами, тем более что он и сам нередко молил их о благополучии страны и её жителей. Понятно, что именно такие молитвы обладали наиболее действенной силой.

Олицетворял божественное происхождение фараона сфинкс. Его изображение широко известно: это существо с туловищем льва и головой человека, имеющей портретное сходство с тем или иным фараоном. Лев лежит спокойно, он преисполнен величия и уверенности в своём могуществе. По представлению древних египтян, именно таким и должен быть обожествлённый фараон, который является гарантом величия и мощи государства.

Правитель имел такую силу, подаренную богами, что был в состоянии оказывать влияние даже на природные процессы. Например, он приказывал Нилу разлиться и оросить поля, проводил магические обряды на высокий урожай и т.д.

Видео — Фараон правитель Египта

на Ваш сайт.

ancient-east.ru

Обязанности фараона в Древнем Египте кратко

В обязанности фараона в Древнем Египте, кратко говоря, входило множество различных функций. Это связано с тем, что правитель не имел каких-либо ограничений в своей власти, ему требовалось принимать участие абсолютно во всех государственных делах. Многое в стране зависело от личности самого фараона, если он был решительным, смелым и умным, то и государство процветало во всех отношениях. Также приветствовался и полководческий талант царя – побеждая в войнах, фараон мог прославить свое имя.

Одной из основных функций фараона в Древнем Египте, кратко говоря, была религиозная. Еще при жизни египтяне считали своего правителя богом, его имя запрещалось произносить вслух, а после смерти фараона хоронили в пирамиде, выполняющей функцию заупокойного храма. Правитель должен был обязательно быть сыном бога солнца, иначе государство придет в упадок, а боги отвернутся от него. Обязанностью правителя было составление плана строительства храмов и святилищ, а также сам он являлся самым главным жрецом, в его функции входило проведение множества религиозных обрядов. Правители зачастую присутствовали во время начала важных событий, будь то закладка первого камня для постройки здания. При этом одного присутствия было недостаточно, фараон должен был непременно сам заложить этот первый камень, чтобы боги благословили строительство. Это же правило касалось и других сфер деятельности людей, например земледелия – фараон должен был самостоятельно вспахать одну борозду, имеющую ритуальное значение. Во время сборки урожая ему полагалось срезать самый первый сноп.

Также главной задачей фараона было политическое управление государством. Каждое утро фараон принимал визиря, а потом казначея. Они сообщали фараону о положении дел в стране, но все основные решения принимал исключительно правитель Древнего Египта. Некоторое исключение представляли номархи, которые могли сами управлять своей областью, так как они знали ее местные особенности. Все должностные лица назначались лично фараоном и могли быть сняты им в любой момент. Также фараон заведовал ирригационной системой, являлся верховным судьей, вводил новые законы, отменяя старые, и многое другое.

Во время войн, несомненно, случавшихся за историю Древнего Египта, в обязанности фараона входило военное руководство. Только правитель решал вопросы, связанные с объявлением войны или мира. С эпохи Нового царства в Египте оформилась регулярная армия и воинская служба стала пользоваться популярностью у сыновей фараона, которые становились военачальниками, полководцами.Внешняя политика – это не только ведение войн. В мирное время фараон отвечал за торговые отношения с другими странами – он лично снаряжал торговые экспедиции.

Касаемо судебной функции, то приговор выносил фараон – он мог и помиловать, и наказать. Подозреваемые в это время, пока ожидали приговор, находились в заточении.До наших времен сохранились сведения о том, как жил фараон в Древнем Египте. Кратко говоря, несмотря на его всемогущество, образ жизни правителя был строго регламентирован.

antiquehistory.ru