ГлавнаяДревнийДревние государства восточного средиземноморья
Глава 19. ВОСТОЧНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ И АРАВИЯ СИРИЯ, ФИНИКИЯ И ПАЛЕСТИНА В ДРЕВНОСТИ. Древние государства восточного средиземноморья
ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА ВОСТОЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ
1. Природные условия и древнее население Восточного Средиземноморья.
2. Города-государства Финикии в III-II вв. до н.э. (Угарит, Библ, Сидон и др.).
3. Финикия и Сирия в началеI тыс. до н.э.
а) государственное управление
б) хозяйство
в) финикийское пиратство
г) социальные отношения
4. Карфаген в IX-III вв. до н.э.
Источники
Хрестоматия по истории Древнего Востока / под ред. М.А. Коростовцева. – Т. I/ - М. : Наука, 1980. - С.243-249
Литература
Всемирная история [Текст] : в 6 т. / РАН. Ин-т всеобщей истории; ред.: В. А. Головина, В. И. Уколова. - М. : Наука, 2011 - Т. 1 : Древний мир. - 2011. - 822 с.
Циркин Ю.Б. Карфаген и его культура. М.,1986
Шифман И.Ш. Культура древнего Угарита. М.,1987
Шифман И.Ш. Финикийские мореходы. М.,1965
Палестина вО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ II - I тысячелетии до н. э. Израильско-Иудейское царство
1. Природные условия и древнее население Палестины.
2. Ветхий Завет как исторический источник.
3. Заселение Палестины евреями. Эпоха судей.
4. Образование Израильско-Иудейского царства.
5. Внутренняя и внешняя политика царей Давида и Соломона.
6. Израиль и Иудея после распада единого государства.
7. Движение пророков и религиозно-политические реформы Иосии.
8. Разгром Израильского царства ассирийцами и Иудейского царства вавилонянами
Источники
Библия. Ветхий Завет.
Литература
Амусин И.Д. Проблемы социальной структуры обществ древнего Ближнего Востока (I тысячелетие до н.э.) по библейским источникам. М.,1993
Вейнберг И.П. Рождение истории. Историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тысячелетия до н.э. М.,1993
Вейнберг И.П. Древнееврейское государство: идея и реальность. М.,2004
Вилкинсон Ф. Библейские земли. М.,1998
Всемирная история [Текст] : в 6 т. / РАН. Ин-т всеобщей истории; ред.: В. А. Головина, В. И. Уколова. - М. : Наука, 2011 - Т. 1 : Древний мир. - 2011. - 822 с.
Дуэ А. Атлас библейских земель. История. Традиции. М.,2000
Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности. М.,1989
Возникновение Персидской державы
1. Природные условия и древнее население Передней Азии.
2. Источники по ранней истории государства Ахеменидов.
3. Заселение Передней Азии ираноязычными племенами и формирование первых политических племенных объединений на территории Западного Ирана.
4. Государственное управление, экономика, социальный строй, религия и культура Мидии.
5. Кир II Великий и рождение державы Ахеменидов.
Источники
Геродот. История [Текст] : научное издание / Геродот; пер. с греч., авт. примеч. Г. А. Стратановский. - М. : АСТ : АСТ МОСКВА ; Минск : Харвест, 2009. - 671 с.
История Древнего Востока. Тексты и документы [Текст] : учеб.пособие для студ. вузов / под ред. В. И. Кузищина. - М. :Высш. шк., 2002. – 384-389
Литература
Всемирная история [Текст] : в 6 т. / РАН. Ин-т всеобщей истории; ред.: В. А. Головина, В. И. Уколова. - М. : Наука, 2011 - Т. 1 : Древний мир. - 2011. - 822 с.
Дандамаев М.А. Иран при первых Ахеменидах. М.,1963
Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. М.,1985
Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика древнего Ирана. М.,1980
Дьяконов И.М. Очерк истории древнего Ирана. М.,1961
Грантовский Э.А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. М.,1970
Грантовский Э.А. Иран и иранцы до Ахеменидов. М.,1998
История Ирана. М.,1977
История Иранского государства и культуры. М.,1971
Куликан У. Персы и мидяне: подданные империи Ахеменидов. М.,2002
ИРАН ПРИ ДАРИИ I
1. Политическая борьба в Иране в 522-521 гг. до н.э. и приход Дария I к власти
2. Политико-административные реформы Дария I
3. Экономические реформы и развитие хозяйства при Дарии I
4. Национальная политика Дария I
5. Политика Дария I в сфере религии и культуры.
Источники
Геродот. История [Текст] : научное издание / Геродот; пер. с греч., авт. примеч. Г. А. Стратановский. - М. : АСТ : АСТ МОСКВА ; Минск : Харвест, 2009. - 671 с.
История Древнего Востока. Тексты и документы [Текст] : учеб.пособие для студ. вузов / под ред. В. И. Кузищина. - М. :Высш. шк., 2002. – 389-402
Литература
Всемирная история [Текст] : в 6 т. / РАН. Ин-т всеобщей истории; ред.: В. А. Головина, В. И. Уколова. - М. : Наука, 2011 - Т. 1 : Древний мир. - 2011. - 822 с.
Дандамаев М.А. Иран при первых Ахеменидах. М.,1963
Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. М.,1985
Дандамаев М.А. Имперская идеология и частная жизнь в Ахеменидской державе // Вестник древней истории. 1998. № 1
Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика древнего Ирана. М.,1980
Дьяконов И.М. Очерк истории древнего Ирана. М.,1961
Грантовский Э.А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. М.,1970
Грантовский Э.А. Иран и иранцы до Ахеменидов. М.,1998
История Ирана. М.,1977
История Иранского государства и культуры. М.,1971
Куликан У. Персы и мидяне: подданные империи Ахеменидов. М.,2002
Струве В.В. Геродот и политические течения в Персии эпохи Дария I // Вестник древней истории. 1948. № 3
Уилбер Д. Персеполь. Археологические раскопки резиденции персидских царей. М.,1977
Уиллер М. Пламя над Персеполем. Поворотный пункт истории. М.,1972
Уилбер Д. Персеполь. Археологические раскопки резиденции персидских царей. М.,1977
Фрай Р. Наследие Ирана. М.,1972
infopedia.su
Восточное Средиземноморье – страны и цивилизации в древности
История Восточного Средиземноморья – это удивительная смесь различных культур, народов и государств, которые в течение многих сотен лет боролись за господство на этой территории. Будучи центром торговли, культурного обмена и многочисленных путей, Средиземноморье сыграло огромную роль в развитии всей Западной цивилизации.
Восточное Средиземноморье в древности
Район Восточного Средиземноморья включал в себя земли от предгорий Тавра до Египта, включая узкую приморскую полосу. В древности большая часть этого региона называлась Ханаан, и включала в себя Сирию, Финикию и Палестину.
Эти земли не отличалась большим количеством водных артерий. Самыми крупными реками были Иордан и Оронт, в то время как небольшие речки наполнялись водой лишь в период дождей и почти полностью пересыхали в засушливые периоды. Как следствие, земледелие в этом регионе не могло процветать из-за особенностей географического положения и сухого климата. В основном, здесь выращивали оливковое дерево и виноград.
Рис. 1. Река Иордан.
Жители Восточного Средиземноморья освоили немало полезных ремесел: ткачество, ювелирное и гончарное дело, производство стекла, строительство и прочее. Но самым интересным было производство дорогой пурпурной краски. Ее изготавливали из особых моллюсков, живших на дне Средиземного моря. Ими плотно набивали бочку, перемалывали, заливали водой и подогревали. В полученный раствор опускали ткань, которая приобретала роскошный оттенок пурпура.
Средиземноморский регион располагал богатыми природными ресурсами: залежами железных и медных руд, лесными массивами, среди которых наибольшую ценность представлял ливанский кедр. Столь щедро наделенный край быстро привлек к себе внимание двух могущественных древних царств Египта и Месопотамии.
В результате активного вмешательства этих государств начала складываться уникальная культура Восточного средиземноморья, ставшая причудливым сплавом месопотамской и древнеегипетской культур.
Страны Восточного Средиземноморья
В древности регион Восточного Средиземноморья включал в себя три государства:
Финикия. Небольшая прибрежная страна, в которой заканчивались сухопутные торговые пути и брали начало морские. Уже в глубокой древности здесь были построены портовые города, которые отличались удобным расположением.
Местные жители были прекрасными судостроителями и мореплавателями, и в этих вопросах они не знали себе равных. Они торговали драгоценной древесиной ливанского кедра, рабами, не брезговали и морским разбоем.
Рис. 2. Финикийский корабль.
Сирия. Располагалась в северной части Восточного Средиземноморья. Эта страна примечательна тем, что именно здесь впервые возникла государственность: в 23 веке до н. э. на этом месте располагался величественный город-государство Эбла.
Палестина. Небольшая страна с плодородными землями и комфортным климатом. В Палестине особенно хорошо было развито скотоводство, а местные пастушеские племена постоянно кочевали в поисках богатых пастбищ. Среди местных племен были и пришлые древние евреи – иудеи.
Сказания древних евреев были записаны в особые книги, которые позже вошли в единый свод под названием Библия. В переводе она означает «папирус» – материал, на котором в древности записывали тексты. Библия – это священная книга христиан во всем мире.
Рис. 3. Библия.
Что мы узнали?
При изучении темы «Восточное Средиземноморье» мы узнали, какие страны располагались в этом регионе, как происходило зарождение и развитие их культуры. Мы выяснили, какие цивилизации оказали колоссальное влияние на этот регион, какое значение он имел в древние времена.
Тест по теме
obrazovaka.ru
Глава 19. ВОСТОЧНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ И АРАВИЯ СИРИЯ, ФИНИКИЯ И ПАЛЕСТИНА В ДРЕВНОСТИ
1. Природные условия. Источники. Обзор исторической литературы. Древнейший период истории Восточного Средиземноморья
Природа и население.
В район Восточного Средиземноморья, простирающегося от предгорий Тавра и среднего течения Евфрата до Египта, входили Сирия, включая приморскую полосу, получившую у греков название Финикия, и Палестина. В древности значительная часть этой территории называлась Ханаан.
Крупных речных артерий здесь не было, и наиболее значительными по местному масштабу реками являются Иордан в Палестине, Оронт в Сирии и Финикии. Мелкие речки и ручьи наполнялись водой лишь в период дождей, и урожаи на полях были небольшими и неустойчивыми. Примитивные ирригационные сооружения имели лишь местное значение и не могли способствовать объединению различных областей в единый хозяйственный организм. Горные хребты (Ливан, Антиливан и др.) делили Восточное Средиземноморье на несколько районов, что также способствовало разобщению и изоляции. Степные и пустынные области были издревле местом обитания скотоводческих племен, то и дело вторгавшихся в оазисы. Все это объясняло сравнительно замедленные темпы исторического развития региона.
Вместе с тем Восточное Средиземноморье располагало ценными сырьевыми ресурсами: залежами медной и железной руды, обширными лесами, в том числе зарослями знаменитого ливанского кедра. Все это рано стало привлекать внимание могущественных государств Месопотамии и Египта. В Восточное Средиземноморье направляются торговые и военные экспедиции. Отголоски преданий о походах за ливанским кедром сохранились в «Эпосе о Гильгамеше». В результате Восточное Средиземноморье начинает испытывать все возрастающее влияние этих двух великих цивилизаций Древнего Востока — древнеегипетской и месопотамской, что заметно сказывается на развитии местных культур. Население Восточного Средиземноморья первоначально составляли племена — потомки носителей местного мезолита (они же заселили Северную Аравию). С конца IV тысячелетия до н. э. в регион одна за другой вторгаются волны семитских племен, расселившихся еще ранее в Аравии, куда они прибыли, по-видимому,из Восточной Сахары через Эфиопское нагорье иБаб-эль-Мандеб.Исследователи различают несколько семитоязычных этносов Восточного Средиземноморья (ханаанеев, эблаитов,сутиев-амореев,особую ветвь последних — «ибри» или древнееврейские племена, арамеев и, возможно, других). В середине III и второй четверти II тысячелетия в Сирии — Палестине расселялись также хурритские племена. Наконец, группаэгейско-анатолийских«народов моря» мигрировала в Палестину в начале XII в. до н.
э.,
217
но была вскоре ассимилирована местным населением.
Источники и историография.
Древнюю историю племен и народов Восточного Средиземноморья освещают как источники соседних стран (например, данныеТелль-Амарнскогоархива в Египте, хеттские документы, ассирийская административная переписка), так и местные источники, среди которых особенно важны письменные документы и местная традиция, сохранившаяся в таком сложномлитературно-религиозномпамятнике, как Библия. Большое значение имеют документы изРас-Шамры(древнего Угарита), где были открыты древние тексты экономического, политического и религиозного содержания, в том числе написанные местной системой письма, получившей название угаритской. С территории Восточного Средиземноморья происходит значительное число древних надписей. Из новых находок следует отметить открытие в70-егоды итальянскими археологами архива древнего города Эбла (на территории Сирии), насчитывающего несколько тысяч клинописных табличек, написанных знаками, заимствованными у северошумерской письменности, и на одном из древнесемитских языков. Содержание архива — дипломатические, административные, хозяйственные, литературные, религиозные и школьные тексты. Датируется царский архив второй половиной III тысячелетия до н. э.
Сохранилось много памятников материальной культуры Восточного Средиземноморья, часто образующих целые комплексы, открытые археологами. Наиболее грандиозными являются раскопки в Иерихоне, начатые немецкими археологами в 1907 г. и продолженные в 30—50-хгодах английской экспедицией во главе с К. Кенион.
Весьма плодотворными были раскопки в Мегиддо (особенно показательны вещи, свидетельствующие о сильном египетском влиянии во II тысячелетии до н. э.), в Гезере, Лахише.
Следует отметить также многочисленные находки археологов в Финикии и Сирии — в Библе, Тире, Сидоне (совр. Сайде) и близ Дамаска. Интересны открытые в 70-хгодах близ города Акко погребения «торговцеввоинов», датируемыеXIV—XIIIвеками до н. э. и содержащие много вещей,
происходящих из различных областей эгейского и древневосточного мира: изделия из Египта, Закавказья, Месопотамии, с острова Кипр.
Важнейшими источниками по истории и культуре стран Восточного Средиземноморья служат памятники древнееврейской литературы, входящие в состав Библии.
Для становления библеистики необходимо было прежде всего освободиться от наивной веры в ветхозаветные предания. Первый шаг к научному разбору Библии сделал в XVII в. Б. Спиноза, обнаруживший в ней целый ряд противоречий и указавший на компилятивный характер отдельных ее частей. Таким образом, Библия стала рассматриваться уже не в качестве божественного откровения, а как литературный памятник, отразивший эпоху своего возникновения. Библейская критика в XVIII и XIX вв. сделала большие успехи в выделении различных слоев произведений, вошедших в Ветхий Завет, в определении их относительной и абсолютной хронологии.
Особое внимание уделялось, естественно, наиболее авторитетной его части — пятикнижию Моисея. Самый тщательный анализ текста Библии служил образцом источниковедческого исследования древних литературных памятников. Наиболее принципиальные выводы, сделанные на рубеже XIX—XXвв. (например, в работах Ю. Велльгаузена), до сих пор сохраняют свое значение. В то же время наука впоследствии должна была отказаться от излишне критического подхода к сохранившемуся библейскому тексту. Находки в последние десятилетия так называемых кумранских рукописей показали, что уже в начале новой эры ветхозаветные сочинения существовали примерно в той же форме, что и ныне.
В конце XIX в. библеисты могли опираться не только на тонкий филологический анализ, но и на результаты раскопок в «библейских странах» Ближнего Востока. Известно, что и сама активность археологов в этом районе в значительной мере определялась его ролью в так называемой священной истории. Ученые уделяли особое внимание доказательству (или опровержению) достоверности библейских повествований. Находки древнейших памятников культуры в Месопотамии и в Египте привели и к постановке другой, общей проблемы — о месте древнееврейской литературы в истории
218
Ближнего Востока. Были найдены прямые заимствования в Библии идей и сюжетов, возникших у других народов. Однако первоначальное увлечение проблемой влияний в настоящее время прошло, уступив место трезвой оценке степени самостоятельности древнееврейской культуры.
Путешествия европейцев в «святую землю» совершались издавна, но серьезное археологическое изучение Восточного Средиземноморья началось сравнительно поздно, немногим более 100 лет назад (здесь прежде всего необходимо назвать работы замечательного французского семитолога Э. Ренана). Наиболее крупные открытия сделаны за последние полвека — раскопки в Библе велись с 20-хгодов, в конце20-х— в30-егоды найден был древнийсиро-финикийскийгород Угарит, к30—40-мгодам относится исследование Алалаха. Сенсационные результаты принесла в60—70-егоды итальянская экспедиция в Эбле. Тщательное исследование археологических и письменных памятников в настоящее время позволяет изучать историю этого региона с древнейших времен. Огромное значение имеют раскопки и для изучения Библии, с одной сторон, позволяя рассматривать ее в контексте наиболее близких семитских культур, с другой стороны, давая основу для анализа экономики и общественных отношений в различных государствах Восточного Средиземноморья. Именно к этим проблемам привлечено внимание отечественных ученых.
Культура Иерихона. Земледельцы и скотоводы (VIII—IVтысячелетия до н. э.).
Области Восточного Средиземноморья с древнейших времен были освоены палеолитическими охотниками и собирателями. Истребление диких животных относительно густым населением вело к голоду, и местные племена переходили на растительную пищу. Уже в IX—VIIIтысячелетиях до н. э. племена мезолитической натуфийской культуры, обитавшие в пещерах и стойбищах по берегам рек и озер, систематически собирали дикорастущие злаки и употребляли их в пищу. Обширные заросли диких сортов пшеницы и ячменя благоприятствовали раннему переходу к земледелию.
ВVIII—VIIтысячелетиях до н. э. в Восточном Средиземноморье складывается одна из древнейших в мире культур оседлых земледельцев и скотоводов, названная по
наиболее изученному поселению культурой Иерихона. Племена этой культуры возделывали ячмень и два сорта пшеницы, разводили коз; с целью сохранения зерновых запасов, подвергавшихся угрозе разорения со стороны грызунов, они приручили кошку. Население обитало в небольших поселках, состоящих из глинобитных домов. Некоторые из них, в частности Иерихон, окружали стены из бутового камня, ибо накопление богатств земледельческими общинами и беспокойное соседство воинственных степняков требовали надежной обороны.
ВVI—IVтысячелетиях до н. э. происходит дальнейшее развитиеоседло-земледельческойкультуры, правда, еще бедной и маловыразительной. Остатки небольших деревень земледельцев и скотоводов этого времени обнаружены во многих местах, в том числе в нижних слоях Библа и Угарита, ставших впоследствии важными городскими центрами. Наряду с пшеницей и ячменем теперь возделывается и чечевица, одомашниваются овца, свинья и крупный рогатый скот. Для приготовления пищи используются глиняные сосуды, порой украшенные несложными узорами, нанесенными краской.
Уже в этот ранний период Восточное Средиземноморье начинает испытывать влияние со стороны высокоразвитых соседей. Так, в Северной Сирии в V тысячелетии до н. э. появляется нарядная расписная посуда халафского типа. В IV тысячелетии до н. э. халафское влияние сменяется воздействием убейдской и урукской культур, основные центры которых находились в Южном Двуречье. Важным нововведением явилось широкое внедрение медных изделий.
Сходные изменения происходят и в Палестине, где широко осваивается земледельцами долина реки Иордан. Особенно характерны памятники, представленные небольшими поселками, состоящими из землянок и глинобитных домов, внутренние стены которых нередко покрывались росписью, воспроизводившей геометрические орнаменты, фигуры людей и животных. Распространяется металлургия. Отдельные поселения специализируются на выплавке меди и изготовлении из нее различных изделий — топоров, булав, игл, проколок. Находка целого клада, состоящего из 630
219
медных предметов, и среди них своеобразные скипетры с головами козлов (видимо, атрибуты вождей племен или старейшин общин) свидетельствуют о накоплении богатств некоторыми членами общины.
2.Ранние государственные образования в III—IIтысячелетиях до н. э.
Развитие ремесел и сложение городов-государств.Эбла, Библ и Алалах.
Вконце IV тысячелетия до н. э. племенной семитский мир Северной Аравии приходит в движение. Восточные семиты (будущие аккадцы) проникают на Средний Евфрат, акакая-тодругая группа семитских племен (видимо, ханаанеев) расселяется в Сирии. С их появлением в регионе становится заметен резкий прогресс в ремесленном производстве, прежде всего металлургии, и с этого времени начинается так называемый Раннебронзовый период в истории Восточного Средиземноморья. Металл идет не только на изготовление орудий и оружия, но также на выделку сосудов и литье небольших статуэток. Определенные изменения происходят и в земледелии, где возделываются не только зерновые культуры, но также оливковое дерево и виноград. В III тысячелетии до н. э.кое-гдепоявляется террасное земледелие: поля располагаются по склонам гор террасами, поддерживаемыми каменными стенками. Возможно, стала употребляться и соха. Развивается сухопутная торговля с Месопотамией и морская — с Египтом, шедшая главным образом через Библ.
Прогресс земледелия и ремесел, развитие торговли привели к появлению в конце IV тысячелетия до н. э. первых протогородских центров. Одним из них становится протогород на месте Библа (археологический слой Библ IV).
Вначале III тысячелетия до н. э. в Восточном Средиземноморье происходят важные изменения. Ханаанеи расселяются из Сирии в Палестину и переходят к оседлости и урбанизованному образу жизни на всем протяжении своего ареала. Именно в это время они возводят на средиземноморском побережье основные города будущей Финикии (финикийцами называли именно прибрежных ханаанеев) — собственно Библ (археологический Библ VI), Тир и др. (ок. XXIX—XXVIIIвв. до н. э.).По-видимому,
одновременно в Северной Сирии аналогичный процесс происходит с другим семитским народом, «эблаитами» (назваными так современными учеными по Эбле, их крупнейшему центру в Сирии. В Шумере их, по-видимому,называли «марту» — не исключено, что по среднеевфратскому Мари, частично заселенному ими).
Библ III тысячелетия до н. э. представлял собой благоустроенное поселение, обнесенное каменной стеной, с улицами, вымощенными булыжником, достаточно широкими для проезда повозок. В Библе появляются монументальные постройки — храмы на каменном фундаменте. В храме местной богини найдены вазы с египетскими надписями. Как и для других городов Финикийского побережья, для Библа характерно значительное развитие торговли с Египтом. Библ снабжал египтян кедровым лесом и смолой, использовавшейся для мумификации. Видимо, вывозились также вино и оливковое масло. Глиняная тара от этих товаров обнаружена при раскопках некоторых египетских памятников. Из Египта в Библ привозились изделия художественного ремесла — бусы, алебастровые и диоритовые сосуды, драгоценные ларцы, декоративное оружие из золота и серебра.
Вприбрежных городах интенсивно шла социальная дифференциация и складывались классы. Например, крупные жилые строения (так называемые дома купцов) по размерам и богатству отделки явно принадлежали городской верхушке. Началом II тысячелетия до н. э. датируются богатые гробницы, скорее всего правителей города. Можно предположить, что к этому времени здесь уже сложилось политическое образование — городгосударство, подобный ранним государствам Южной Месопотамии. Египетское влияние в Библе все время было очень велико.
Аналогичные процессы формирования городских центров, превращающихся в города-государства,и сложения классового общества происходят и в глубине страны. Таков, например, городок Алалах в Северной Сирии. Его центром уже в конце IV — первой трети III тысячелетия до н. э. был храм, располагавшийся на высокой платформе. ВXXVIII—XXIVвв. до н. э. рядом с храмом появляется дворец с парадной колоннадой, постепенно заметно увеличивающийся в размерах, что свидетельствует
220
о возрастании могущества алалахского царька. Появляются печати с клинописными надписями, а в XVIII в. до н. э.— клинописные глиняные таблички из царского архива. В Северной Сирии уже в конце IV тысячелетия возникло протогородское поселение Эблы. К середине III тысячелетия до н. э. оно превращается в крупный городской центр, занимающий площадь в 56 га с населением ориентировочно оцениваемым в 20—30тыс. человек. Расположенная в стороне от крупных водных источников Эбла была обязана своим подъемом в большей мере развитию ремесленной и торговой деятельности, чем поливному земледелию.
ВXXV—XXIV вв. до н. э. Эбла была центром крупного государства, охватывавшего всю Сирию вместе с предгорьями малоазиатского Тавра и соперничавшего с Мари на Среднем Евфрате — столицей другого раннего государства, заселенного аккадцами и, видимо, другой ветвью эблаитов. В Эбле этого времени существую дворцовые комплексы, в которых сосредоточиваются архивы, хранятся запасы сырья, ценных привозных изделий. Здесь имеются египетские алебастровые сосуды с именами фараонов, найдено около 32 кг лазурита. Сюго-востокапоступали различные ткани, в широких масштабах велась обработка шерсти, получаемой в местных скотоводческих хозяйствах. Торговый обмен совершался в больших масштабах, причем значительную роль в нем играли и чужеземные купцы. Вскоре Эбла попала в орбиту притязаний аккадских правителей, начавших осуществлять широкую завоевательную программу. Она упоминается уже в числе городов, будто бы подчиненных Саргоном. Около 2225 г. до н. э. один из преемников СаргонаНарам-Суэнзахватывает Эблу и причиненные разрушения заметно сказались на развитии города. Однако к 2000 г. до н. э. наблюдается новый подъем, городская территория окружается мощной глинобитной стеной двадцатиметровой высоты и шириной до 40 м в основании. Заново отстраивается дворец, поблизости от которого располагаются царские гробницы, содержащие богатые приношения (в том числе привозные египетские вещи и художественные изделия из слоновой кости).
Всоциальном плане Эбла представляла собой типичный город-государствос развитой административной системой управления. Во главе государства стоял царь, возможно, осуществлявший также некоторые сакральные обязанности. При нем имелись советники, ведавшие различными отраслями хозяйства, все сведения
одеятельности которых сосредоточивались в специальных архивах. Так, в одном архиве хранились документы, содержащие перечни полей, учетные данные о продуктах земледелия и поставках скота. В другом архиве сосредоточивались данные о распределении пищевых продуктов и тканей согласно определенным рационам — в этом отношении государственное земледельческое хозяйство напоминало традиции Древнего Шумера. Имеются в документах различные термины для обозначения подневольных работников, трудившихся в таких хозяйствах, среди них упоминаются и собственно рабы. Вероятно, нередко это были военнопленные. Во всяком случае среди найденных изображений имеется фигура пленника с завязанными за спиной руками — образ, типичный для искусства городов-государств,непрерывно ведших захватнические войны.
Весьма интересна Эбла и в культурном плане. Развиваясь на основе местных традиций, восходящих еще к поре ранних земледельцев, культура Эблы в период развития государства и классового общества широко использовала уже готовые нормы и эталоны шумерской цивилизации. Имелись даже специальные шумероэблаитские словари для облегчения понимания текстов, почти на 90 % состоящих из шумерских идеограмм. Отчетливо проступают связи с Месопотамией в архитектуре и в мозаичных фризах, украшавших стены дворцов.
Небольшие городки Палестины в III тысячелетии до н. э. обносятся стенами, укрепленными овальными или прямоугольными башнями (Мегидцо, Иерусалим, Лахиш и др.). Крепостные стены, так же как и значительное количество оружия, находимого при раскопках, свидетельствуют о напряженной обстановке в стране, куда уже начинают совершать первые походы египетские фараоны. В городах наряду со святилищами появляются резиденции местных правителей. В конце III — первой половине II тысячелетия до н. э. эти процессы получают дальнейшее развитие. Крупнейший центр в долине Иордана — Хацор занимает
studfiles.net
3. Особенности экономического развития государств Восточного Средиземноморья
С древнейших времен Восточное Средиземноморье заселяли эападносемитские племена: бене-самаль, бенеиамина, амориты, финикийцы, ханаанеи, арамейцы, хабири (или нбрим, т. е. евреи). Созданные ими государства, их экономика и культура имели свои особенности, они стали весомым вкладом в историю человечества.
3.1. Сирия и Финикия
Возникновение государств. Развитие экономики
Северную часть земель, находившихся на восточном побережье Средиземного моря, называли Сирия и Финикия. Эти страны, разделенные горами внутри и ограниченные горами извне, были географически разобщены друг от друга и обособлены от других стран. Эта разобщенность не позволяла создать единого государства. Поэтому здесь с древних времен существовали мелкие государства. Окруженные сильными соседями (Египтом, Хеттским государством, Вавилоном), они постоянно подвергались их нападениям и были плацдармом военных действий между ними. Естественно, это отражалось на несамостоятельной политике государств Сирии и Финикии и отрицательно сказывалось на их хозяйстве, подвергавшемся разрушениям.
На территории Сирии и Финикии государства возникли в III тыс. до н. э. Центрами их были в Сирии — Угарит, а в Финикии — Библ. В середине II тыс. до н. э. они были захвачены Египтом, которому были обязаны платить ежегодную дань, сопровождать и охранять египетские торговые караваны. Египетское господство длилось вплоть до XIV в. до н. э., после чего земли Сирии и Финикии подпадали периодически под власть хеттов и других завоевателей. В XI—VII вв. до н. э. эти государства стали самостоятельными, но затем были присоединены уже к Ассирийскому царству.
В природном ландшафте Сирии и Финикии преобладали гористые местности и это сказывалось на недостатке земель для растениеводства. Но Сирийская степь на востоке страны и горные склоны внутри страны были пригодны для скотоводства. С древнейших времен здесь одомашнили и разводили свиней, коз, крупный рогатый скот, который использовался в качестве тягловой силы.
Сельское хозяйства. Ремесла
Земледелие было развито сначала лишь в отдельных районах — долинах рек, где была плодородная почва и достаточно воды. Выращивали пшеницу, ячмень, просо. Технические культуры, например лен, стали выращивать уже в III тыс. до н. э. В дальнейшем дефицит земельных участков в речных долинах заставил население интенсифицировать использование земли и осваивать склоны гор для растениеводства. Для этого была создана террасная система земледелия, при которой горные склоны искусственно выравнивались и земельные участки располагались друг над другом. Для их орошения создавалась ирригационная система, использовавшая горные потоки.
Созданные таким образом земельные участки использовались в основном для садоводства, виноградарства, овощеводства. Вино, оливковое масло, фрукты из этих районов были одной из существенных статей экспорта. Финикийское вино ценилось во всех странах, во все времена вплоть до Римской империи. В стране очень рано стали применять передовые по тем временам сельскохозяйственные орудия труда, плут, мельничный жернов, давильный пресс и др.
Развитое сельское хозяйство стало основой для появления и быстрого выделения в самостоятельную отрасль ремесел. Наиболее развиты были ремесла в Финикии. Здесь изготовлялись шерстяные и льняные ткани, для окраски которых использовали краски, изготавливаемые из морских моллюсков. Финикийские пурпуровые и фиолетовые ткани были известны во всех странах Древнего мира. Наличие в горах Финикии железной руды позволило создать металлургическое производство, изготовлять и вывозить металлические изделия. Финикия славилась изготовлением стекла, которое также было известно во многих странах.
Особую известность среди древних народов приобрели финикийская продукция деревообработки и кораблестроение. Даже название страны и людей, ее населяющих, произошло от египетского слова «фенеху» — кораблестроитель. Горы Финикии были покрыты кедровыми и сосновыми лесами. Заготовляемая в горах древесина была главным конструкционным материалом в кораблестроении, в строительстве храмов и зданий. Корабли, построенные в Финикии, широко использовались во всех ближневосточных странах и странах Средиземноморья, а колонны и перекрытия из ливанских кедров упоминаются в истории создания самых известных архитектурных сооружений Древнего мира.
Торговля
Сирия и Финикия находились на пересечении торговых путей Египта и Азии, между северными и южными странами. Высокий уровень развития земледелия и избыточное производство сельскохозяйственной продукции в Сирии и Финикии, успехи ремесел также способствовали раннему возникновению и самостоятельности как отдельных отраслей внутренней и внешней торговли. Сначала торговля была сухопутно-караванная. Вьючные и колесные караваны шли от берегов Красного моря, вдоль всего побережья на север до Малой Азии. Но уже в IV тыс. до н. э. главной стала морская торговля, которую в основном вели финикийцы. Они не только вывозили в другие страны продукцию своей страны: зерно, оливковое масло, скот, вино, фрукты, железо, дерево, ткани, краски, косметические и медицинские средства и другие изделия, но перевозили из страны в страну изготовляемую, добываемую и выращиваемую там продукцию. По сути вся ближневосточная и средиземноморская торговля была сосредоточена в руках финикийцев.
Быстрый расцвет ремесел и торговли в Сирии и Финикии привел к созданию и росту городов, многие из которых возникли в IV— III тыс. до н. э. Это города Угарит (ныне Рос-Шамра), Библ, Сидон (ныне Сайда), Тир, Верит (ныне Бейрут), Боцруна и др.
Для развития торговли финикийцы стали создавать почти во всех доступных для них странах свои фактории и на их месте города. Обычно новые фактории-города строились на прибрежных островах, где сооружались гавани, склады, жилые дома, храмы. Часто эти города становились не только торговыми центрами, но и центрами восточной цивилизации в регионе. Такими были центры на островах Кипр и Родос, в Малой Азии и материковой Греции, в бассейне Черного моря.
Торговые пути финикийцев вели через Сицилию, Сардинию, Мальту до Иберии на Пиренейском полуострове, где ими были созданы также города. На северном побережье Африки они основали Карфаген и другие города. Выйдя через Гибралтар в океан, на западном побережье Африки финикийцы основали примерно 300 поселений, в том числе ставшие крупными городами Тингис (ныне Танжер), Целис (ныне Азила). Есть предположение, что финикийцы доплывали и до Британии. О высоком мореходном уровне финикийцев и их монополии в морской торговле свидетельствует тот факт, что по заданию египетского фараона Нехо II они совершили первое путешествие вокруг Африки.
Финикийская торговля и создание новых поселений в бассейне Средиземного моря в XVI—IX вв. до н. э. задолго предшествовали греческой колонизации в этом регионе. Позднее грекам, а затем римлянам пришлось вести долгую борьбу с финикийцами за гегемонию в торговле и за территории. Борьба эта была многовековой, часто кончалась разрушением финикийских городов. Пример тому — Пунические войны Рима с Карфагеном, окончившиеся его разрушением.
Конкурентная борьба греческих, позднее римских торговцев с финикийскими наносила большой экономический урон всем странам, участвующим в этой борьбе. Кроме того, эта борьба, видимо, стала началом антисемитизма, явления, оказавшего позднее негативное влияние на экономическую и политическую жизнь многих стран, явления ничего общего не имевшего с этническими и религиозными различиями народов, а лишь отражавшего и отражающего до ныне экономическую конкуренцию, экономическую борьбу промышленников, торговцев, нередко и политических деятелей, ведущих борьбу под предлогом национального и религиозного различия.
Большие масштабы ремесленного производства, внутренней и внешней торговли, требование ведения учета, правового оформления сделок и т.д. привели к необходимости совершенствования фиксации информации, совершенствования системы письма. Заслугой финикийцев стало создание алфавитной системы письменности. Но основе вавилонской клинописи и египетских гиероглифов они в XIII в. до н. э. разработали алфавит из 22 алфавитных знаков, обозначавших согласные звуки. Этот алфавит стал потом основой греческого, латинского и славянского алфавитов.
studfiles.net
Страны Восточного Средиземноморья. История Востока. Том 2
Страны Восточного Средиземноморья
В этом регионе четыре арабские страны – Сирия, Ливан, Иордания, Ирак (проблема Палестины будет рассматриваться особо). Две из них, Сирия и Ирак, – сравнительно крупные, сильные, даже агрессивные государства, если иметь в виду господствующие в них политические режимы; две другие – государства небольшие и слабые, особенно это касается Ливана.
Сирия с ее 15 млн. населения после неудачной попытки объединения с Египтом в 1963 г. оказалась под властью лидеров ПАСВ (БААС), партии арабского социалистического возрождения. По духу своему это была партия национального единства арабов, и в ней было немало сторонников восстановления унии с Египтом и даже прибавления к этой унии Ирака. Однако в ПАСВ достаточно быстро верх одержала националистическая фракция с ориентацией на тоталитарный социализм, во многом близкий к классической советской марксистской модели (национализация предприятий и ресурсов страны, акцент на общественную собственность, правда, с признанием роли мелкой частной собственности и предпринимательской инициативы). Вскоре социалистический акцент в экономике был смягчен, но за этим последовал военный переворот 1966 г., вновь приведший к руководству страной радикалов. Курс на укрепление роли государственного сектора в экономике был продолжен.
Конституция 1969 г. определила Сирию как демократическую, народную и социалистическую республику с плановой экономикой, с ограниченной рамками закона частной собственностью. В 1972 г. во главе республики стал президент X. Асад, а по конституции 1973 г., одобренной всеобщим референдумом, к формуле о плановой экономике был добавлен тезис о ликвидации «всех форм эксплуатации». Явный светский социалистический уклон политики нового руководства был уравновешен реверансами в адрес ислама. Арабо-израильские войны 1967 и 1973 гг. способствовали увеличению роли Сирии в общем противостоянии арабов Израилю, что также говорило в пользу признания заслуг сирийского руководства в. борьбе за ценности ислама. На волне этого признания Сирия попыталась было в конце 70-х годов улучшить свои взаимоотношения с арабскими соседями, Иорданией и Ираком, но в силу ряда причин, включая и вмешательство Сирии в дела раздираемого внутриполитическими и религиозными конфликтами Ливана, этого не удалось достичь. Зато постепенно становилось все более очевидным сближение Сирии с экстремистски настроенным лидером Ливии Каддафи.
Несмотря на ряд мер, предпринятых в 1974 и 1979 гг. и направленных на либерализацию экономики, руководство Сирии не изменило своего курса, более того, постепенно радикализировало его. Эта радикализация проявлялась не только в дружбе с Ливией, но и в противостоянии умеренной политике Египта, и в той позиции, которую руководство страны заняло в ирано-иракском конфликте 1980–1988 гг., когда Ливия и Сирия оказались союзниками радикального, даже экстремистски настроенного правительства Ирана, но не Ирака, правитель которого, к слову, в то время еще не был символом радикализма и экстремизма на Ближнем Востоке. Кроме того, Сирия все эти годы была одним из ближайших, если не самым близким союзником СССР на Ближнем Востоке.
Политика и позиция Сирии в Ливане, исторически связанном с нею многими корнями, требует особого разговора. Вкратце можно сказать, что долгие годы это вмешательство выглядело более негативным, нежели позитивным, даже имея в виду совместное всеарабское противостояние Израилю. Но в начале 90-х годов оно неожиданно оказалось залогом оздоровления ситуации в Ливане. Едва ли это заслуга Сирии, скорее так сложились обстоятельства. Но факт остается фактом, как фактом остается и резкое противостояние Сирии и Ирака, что на первый взгляд может показаться удивительным хотя бы потому, что обе страны держатся почти одинакового курса во внешней, внутренней и экономической политике, имеют сходные режимы (буквально режимы-близнецы) и в обеих у власти стоит одна и та же партия ПАСВ, точнее, ответвления одной и той же первоначально единой партии. Видимо, здесь следует говорить уже не столько о близости режимов и политических курсов или партий, сколько о национальных интересах, которые Сирию и Ирак в основном и разделяют, прежде всего потому, что в рамках арабского Ближнего Востока обе страны объективно выступают как два сильных соперника.
В заключение существенно заметить, что социальные эксперименты, проводимые правительством Сирии в экономике, не могли привести эту страну к процветанию, скорее наоборот. И если неэффективное национализированное хозяйство не привело страну к экономическому кризису, то это не столько потому, что частный сектор в определенных пропорциях всегда продолжал существовать, хотя это весьма существенно, сколько из-за того, что Сирии, на чьи плечи падает весомая доля в борьбе с Израилем, активно помогают нефтедобывающие арабские страны (не стоит забывать и о немалой советской помощи, причем не только оружием).
Ирак с его 17 млн. населения – вторая крупная арабская страна ближневосточной и восточносредиземноморской зоны. После революции 1958 г. эта страна, занимающая территорию древнего Двуречья, перестала быть монархией. В 1963 г. на передний план в Иране, как и в соседней на западе Сирии, вышла партия ПАСВ, хотя она и не сразу укрепилась в позиции правящей партии, ибо между претендентами на руководство страной шла ожесточенная борьба. 1969–1971 годы были отмечены реформами, направленными на усиление государственного сектора в экономике и кооперацию в сельском хозяйстве-. В 1974 г. на долю государственной экономики приходилось около 3/4 промышленной продукции, чему способствовало и заметно усилившееся сотрудничество с СССР.
Политическая власть в стране не была стабильной, перевороты следовали один за другим, острая внутриполитическая ситуация то и дело осложнялась национальными конфликтами с иракскими курдами на севере страны. Рискованные социальные и экономические эксперименты не приносили и не могли принести успеха. Положение спасла национализация нефтяной промышленности страны с полной ликвидацией здесь позиций иностранных компаний. Резкое увеличение доходов от нефти в 70-х годах, когда цены на нефть были весьма высокими, позволило Ираку компенсировать все экономические неудачи и еще остаться в выигрыше, несмотря на большие расходы, связанные с закупкой оружия. Ежегодный доход от нефти составлял 21–26 млрд. долл. Это усиление потока нефтедолларов могло бы сыграть важную позитивную роль в судьбах Ирака, если бы не война с Ираном, стоившая огромных жертв и материальных затрат и завершившаяся безрезультатно.
Приход в 1979 г. к власти в партии ПАСВ и в государстве С. Хусейна явился важной вехой в истории страны. Жестокий и беспринципный политик, коварно уничтоживший всех своих потенциальных соперников и умело установивший в стране режим тоталитарной диктатуры, Хусейн достаточно быстро сориентировался в обстановке и принял ряд мер, которые должны были способствовать росту его популярности. Прежде всего, он либерализовал экономическую политику, признав роль и место частной собственности и перестав рассуждать на каждом углу о социализме, чем обычно грешили его предшественники. Затем он стал играть на чувствительных струнах национального достоинства, выдвинув на передний план образ врага, против которого всем надлежало сплотиться. Хусейн был бы рад найти этого врага в Израиле, что принесло бы ему, бесспорно, много больше очков. Но Израиль оказался вне сферы его возможностей; кроме того, с ним уже успешно вела политику жесткого противостояния Сирия, соперничество Ирака с которой все время обострялось. Оставался один возможный враг – Иран. Была и причина вражды – спорные территории в районе Персидского залива. Именно с приходом Хусейна к власти в 1979 г. то и дело возникали в районе этих территорий конфликты и вооруженные столкновения, которые в 1980 г. переросли в широкомасштабную войну.
Война затянулась почти на десятилетие. Хотя она не принесла успеха ни одной из сторон и дорого обошлась каждой, победителем в ней оказался С. Хусейн. Это с особой силой выявилось на рубеже 80–90-х годов, когда в глазах населения Ирака Хусейн стал почти обожествленным национальным вождем, подлинным харизматическим лидером, которому верят и за которым готовы идти если не все, то очень многие. И вот здесь-то Хусейн решил играть ва-банк, пойдя на авантюру, которая могла в случае удачи сделать его лидером всего арабского, может быть даже арабо-исламского мира. Речь идет об аннексии Кувейта с дальним прицелом: в случае войны держав против агрессора обрушить всю накопленную страной военную мощь, включая оружие массового уничтожения, на Израиль и тем расколоть мир на враждующие лагеря и спасти свое положение. Как известно, авантюра провалилась. Кувейт был почти бескровно для войск коалиции, куда вошли и многие арабские страны, освобожден, а Израиль не дал спровоцировать себя, несмотря на регулярные ракетные обстрелы. Но показательно, что даже эта неудача не выбила Хусейна из седла, как того многие ожидали. Напрашивается вывод, что агрессивная тоталитарная структура пока не отторгается Ираком, а харизма всесильного лидера, несмотря на неуспех двух его войн, еще не изжила себя.
Иордания, расположенная к югу от Сирии и к западу от Ирака, – наиболее отсталая из стран восточносредиземноморской зоны. Слабонаселенная (ок. 3 млн.), она по многим параметрам тяготеет к странам аравийской зоны арабского мира. Правда, после объединения западноиорданских земель Палестины с Трансиорданией в рамках Хашимитского королевства (1950) ситуация в этом смысле несколько изменилась: вновь присоединенные районы были относительно развитыми и многонаселенными. Правящий страной с 1953 г. король Хусейн установил режим умеренной конституционной монархии с парламентом и многопартийной системой. Отторжение западноиорданских территорий после арабо-израильской войны 1967 г. нанесло удар по экономике страны и привело к обострению внутриполитической обстановки, ибо отступившие на восток палестинцы стали представлять серьезную угрозу власти короля. В 1971 г. Хусейн добился вывода палестинских отрядов с территории Иордании, хотя он при этом вплоть до 1988 г. поддерживал население оккупированного Израилем Западного Иордана, выплачивая жалованье чиновникам, предоставляя социальную поддержку нуждающимся, чему израильские власти не препятствовали. Следует заметить, что Иордания, как и Сирия, не имеет нефтяных запасов. Неразвитость же экономики, особенно после потери западноиорданских территорий, привела к тому, что Иордания, как и Сирия, стала получать регулярную помощь от богатых нефтью аравийских монархий. В 1988 г. в связи с решением признать территорию Палестины (в том числе западноиорданские земли) подвластной арабскому государству в лице Организации освобождения Палестины (ООП) Хусейн отказался от остатков своего суверенитета над Западным Иорданом, включая и упомянутые выплаты.
Соседство с Израилем и постоянная вовлеченность в дела палестинцов позволяют Иордании рассчитывать на поддержку богатых нефтедолларами соседей, что сильно помогает этой бедной стране с неразвитой экономикой сводить концы с концами. Тем более удивительной выглядела позиция короля Хусейна в дни кувейтского кризиса, когда Иордания, пусть с колебаниями, но встала на сторону агрессора, своего могучего соседа Ирака (как это сделали и тесно связанные с ней едиными судьбами палестинцы во главе с Я. Арафатом) и тем самым как бы бросила вызов аравийским монархиям, оказывавшим ей помощь.
Ливан – тоже небольшая страна восточносредиземноморской зоны с населением св. 3 млн. чел. В отличие от Иордании, она всегда была едва ли не наиболее развитой частью арабского мира, а левантийская буржуазия издревле заправляла делами на рынках Магриба, как и в Египте, и в неарабском Средиземноморье. Став независимой республикой с 1943 г., Ливан с его сложным этнорелигиозным составом населения (христиане, мусульмане-сунниты, мусульмане-шииты, друзы; арабы, арабы-палестинцы из числа беженцев с юга, армяне, курды и пр.) два-три десятилетия с трудом поддерживал внутриполитический баланс, основанный на Национальном пакте, который предусматривал строгую систему распределения высших должностей в республике в зависимости от принадлежности к той или иной общине. В 50-х годах при президенте К. Шамуне Ливан в экономическом плане был процветающей страной, выступая в качестве богатого посредника между Западом и арабским рынком. На рубеже 60-х годов Ливан оказался вовлеченным во внутриарабские конфликты, прежде всего в противостояние арабов Израилю. Июньская же шестидневная война 1967 г. и перемещение едва ли не главного центра деятельности антиизраильских политических организаций в Ливан, где обосновалось до 400 тыс. изгнанных или уехавших из Палестины, а затем и из Иордании арабов, усугубили это противостояние и к тому же сильно осложнили и без того напряженную внутриполитическую ситуацию в стране. 70-е годы принесли с собой дальнейший рост напряженности, которая в 1975 г. переросла в острый кризис власти, сопровождавшийся постоянными междоусобными войнами между различными общинами страны.
Некогда процветавшая экономика Ливана за последовавшие затем полтора десятилетия была подорвана практически не прекращавшимися войнами между христианами и мусульманами, шиитами и суннитами, ливанцами и палестинцами и всеми ими вместе – с израильтянами. Южная полоса Ливана, граничащая с Израилем, была фактически оккупирована союзной с израильтянами ливанскохристианской армией, создавшей в этой полосе нечто вроде буфера, который предохранял Израиль от террористических актов со стороны базирующихся в Ливане боевых отрядов Организации освобождения Палестины (ООП). Итог был плачевным: правительство Ливана оказалось в состоянии паралича, боевые отряды ливанских общин действовали на свой риск и страх, а некогда цветущий Бейрут был превращен в разделенную на части груду развалин.
Вмешательство Сирии в ливанские дела долгое время было лишь усложняющим ситуацию моментом, пока в начале 90-х годов оно не стало способствовать консолидации страны и примирению враждующих сторон, чему способствовали принятие в 1989 г. и ратификация членами парламента 1972 г. (после этого выборов в стране больше не было) новой Хартии национального согласия. Есть надежда, что Ливан в 90-х годах встанет на путь политического выздоровления.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Глава 19. ВОСТОЧНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ И АРАВИЯ СИРИЯ, ФИНИКИЯ И ПАЛЕСТИНА В ДРЕВНОСТИ
Древнюю историю племен и народов Восточного Средиземноморья освещают как источники соседних стран (например, данныеТелль-Амарнскогоархива в Египте, хеттские документы, ассирийская административная переписка), так и местные источники, среди которых особенно важны письменные документы и местная традиция, сохранившаяся в таком сложномлитературно-религиозномпамятнике, как Библия. Большое значение имеют документы изРас-Шамры(древнего Угарита), где были открыты древние тексты экономического, политического и религиозного содержания, в том числе написанные местной системой письма, получившей название угаритской. С территории Восточного Средиземноморья происходит значительное число древних надписей. Из новых находок следует отметить открытие в70-егоды итальянскими археологами архива древнего города Эбла (на территории Сирии), насчитывающего несколько тысяч клинописных табличек, написанных знаками, заимствованными у северошумерской письменности, и на одном из древнесемитских языков. Содержание архива — дипломатические, административные, хозяйственные, литературные, религиозные и школьные тексты. Датируется царский архив второй половиной III тысячелетия до н. э.
Сохранилось много памятников материальной культуры Восточного Средиземноморья, часто образующих целые комплексы, открытые археологами. Наиболее грандиозными являются раскопки в Иерихоне, начатые немецкими археологами в 1907 г. и продолженные в 30—50-хгодах английской экспедицией во главе с К. Кенион.
Весьма плодотворными были раскопки в Мегиддо (особенно показательны вещи, свидетельствующие о сильном египетском влиянии во II тысячелетии до н. э.), в Гезере, Лахише.
Следует отметить также многочисленные находки археологов в Финикии и Сирии — в Библе, Тире, Сидоне (совр. Сайде) и близ Дамаска. Интересны открытые в 70-хгодах близ города Акко погребения «торговцеввоинов», датируемыеXIV—XIIIвеками до н. э. и содержащие много вещей,
происходящих из различных областей эгейского и древневосточного мира: изделия из Египта, Закавказья, Месопотамии, с острова Кипр.
Важнейшими источниками по истории и культуре стран Восточного Средиземноморья служат памятники древнееврейской литературы, входящие в состав Библии.
Для становления библеистики необходимо было прежде всего освободиться от наивной веры в ветхозаветные предания. Первый шаг к научному разбору Библии сделал в XVII в. Б. Спиноза, обнаруживший в ней целый ряд противоречий и указавший на компилятивный характер отдельных ее частей. Таким образом, Библия стала рассматриваться уже не в качестве божественного откровения, а как литературный памятник, отразивший эпоху своего возникновения. Библейская критика в XVIII и XIX вв. сделала большие успехи в выделении различных слоев произведений, вошедших в Ветхий Завет, в определении их относительной и абсолютной хронологии.
Особое внимание уделялось, естественно, наиболее авторитетной его части — пятикнижию Моисея. Самый тщательный анализ текста Библии служил образцом источниковедческого исследования древних литературных памятников. Наиболее принципиальные выводы, сделанные на рубеже XIX—XXвв. (например, в работах Ю. Велльгаузена), до сих пор сохраняют свое значение. В то же время наука впоследствии должна была отказаться от излишне критического подхода к сохранившемуся библейскому тексту. Находки в последние десятилетия так называемых кумранских рукописей показали, что уже в начале новой эры ветхозаветные сочинения существовали примерно в той же форме, что и ныне.
В конце XIX в. библеисты могли опираться не только на тонкий филологический анализ, но и на результаты раскопок в «библейских странах» Ближнего Востока. Известно, что и сама активность археологов в этом районе в значительной мере определялась его ролью в так называемой священной истории. Ученые уделяли особое внимание доказательству (или опровержению) достоверности библейских повествований. Находки древнейших памятников культуры в Месопотамии и в Египте привели и к постановке другой, общей проблемы — о месте древнееврейской литературы в истории
studfiles.net
Глава 19. ВОСТОЧНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ И АРАВИЯ СИРИЯ, ФИНИКИЯ И ПАЛЕСТИНА В ДРЕВНОСТИ
1. Природные условия. Источники. Обзор исторической литературы. Древнейший период истории Восточного Средиземноморья
Природа и население.
В район Восточного Средиземноморья, простирающегося от предгорий Тавра и среднего течения Евфрата до Египта, входили Сирия, включая приморскую полосу, получившую у греков название Финикия, и Палестина. В древности значительная часть этой территории называлась Ханаан.
Крупных речных артерий здесь не было, и наиболее значительными по местному масштабу реками являются Иордан в Палестине, Оронт в Сирии и Финикии. Мелкие речки и ручьи наполнялись водой лишь в период дождей, и урожаи на полях были небольшими и неустойчивыми. Примитивные ирригационные сооружения имели лишь местное значение и не могли способствовать объединению различных областей в единый хозяйственный организм. Горные хребты (Ливан, Антиливан и др.) делили Восточное Средиземноморье на несколько районов, что также способствовало разобщению и изоляции. Степные и пустынные области были издревле местом обитания скотоводческих племен, то и дело вторгавшихся в оазисы. Все это объясняло сравнительно замедленные темпы исторического развития региона.
Вместе с тем Восточное Средиземноморье располагало ценными сырьевыми ресурсами: залежами медной и железной руды, обширными лесами, в том числе зарослями знаменитого ливанского кедра. Все это рано стало привлекать внимание могущественных государств Месопотамии и Египта. В Восточное Средиземноморье направляются торговые и военные экспедиции. Отголоски преданий о походах за ливанским кедром сохранились в «Эпосе о Гильгамеше». В результате Восточное Средиземноморье начинает испытывать все возрастающее влияние этих двух великих цивилизаций Древнего Востока — древнеегипетской и месопотамской, что заметно сказывается на развитии местных культур. Население Восточного Средиземноморья первоначально составляли племена — потомки носителей местного мезолита (они же заселили Северную Аравию). С конца IV тысячелетия до н. э. в регион одна за другой вторгаются волны семитских племен, расселившихся еще ранее в Аравии, куда они прибыли, по-видимому,из Восточной Сахары через Эфиопское нагорье иБаб-эль-Мандеб.Исследователи различают несколько семитоязычных этносов Восточного Средиземноморья (ханаанеев, эблаитов,сутиев-амореев,особую ветвь последних — «ибри» или древнееврейские племена, арамеев и, возможно, других). В середине III и второй четверти II тысячелетия в Сирии — Палестине расселялись также хурритские племена. Наконец, группаэгейско-анатолийских«народов моря» мигрировала в Палестину в начале XII в. до н.
э.,
217
но была вскоре ассимилирована местным населением.
Источники и историография.
Древнюю историю племен и народов Восточного Средиземноморья освещают как источники соседних стран (например, данныеТелль-Амарнскогоархива в Египте, хеттские документы, ассирийская административная переписка), так и местные источники, среди которых особенно важны письменные документы и местная традиция, сохранившаяся в таком сложномлитературно-религиозномпамятнике, как Библия. Большое значение имеют документы изРас-Шамры(древнего Угарита), где были открыты древние тексты экономического, политического и религиозного содержания, в том числе написанные местной системой письма, получившей название угаритской. С территории Восточного Средиземноморья происходит значительное число древних надписей. Из новых находок следует отметить открытие в70-егоды итальянскими археологами архива древнего города Эбла (на территории Сирии), насчитывающего несколько тысяч клинописных табличек, написанных знаками, заимствованными у северошумерской письменности, и на одном из древнесемитских языков. Содержание архива — дипломатические, административные, хозяйственные, литературные, религиозные и школьные тексты. Датируется царский архив второй половиной III тысячелетия до н. э.
Сохранилось много памятников материальной культуры Восточного Средиземноморья, часто образующих целые комплексы, открытые археологами. Наиболее грандиозными являются раскопки в Иерихоне, начатые немецкими археологами в 1907 г. и продолженные в 30—50-хгодах английской экспедицией во главе с К. Кенион.
Весьма плодотворными были раскопки в Мегиддо (особенно показательны вещи, свидетельствующие о сильном египетском влиянии во II тысячелетии до н. э.), в Гезере, Лахише.
Следует отметить также многочисленные находки археологов в Финикии и Сирии — в Библе, Тире, Сидоне (совр. Сайде) и близ Дамаска. Интересны открытые в 70-хгодах близ города Акко погребения «торговцеввоинов», датируемыеXIV—XIIIвеками до н. э. и содержащие много вещей,
происходящих из различных областей эгейского и древневосточного мира: изделия из Египта, Закавказья, Месопотамии, с острова Кипр.
Важнейшими источниками по истории и культуре стран Восточного Средиземноморья служат памятники древнееврейской литературы, входящие в состав Библии.
Для становления библеистики необходимо было прежде всего освободиться от наивной веры в ветхозаветные предания. Первый шаг к научному разбору Библии сделал в XVII в. Б. Спиноза, обнаруживший в ней целый ряд противоречий и указавший на компилятивный характер отдельных ее частей. Таким образом, Библия стала рассматриваться уже не в качестве божественного откровения, а как литературный памятник, отразивший эпоху своего возникновения. Библейская критика в XVIII и XIX вв. сделала большие успехи в выделении различных слоев произведений, вошедших в Ветхий Завет, в определении их относительной и абсолютной хронологии.
Особое внимание уделялось, естественно, наиболее авторитетной его части — пятикнижию Моисея. Самый тщательный анализ текста Библии служил образцом источниковедческого исследования древних литературных памятников. Наиболее принципиальные выводы, сделанные на рубеже XIX—XXвв. (например, в работах Ю. Велльгаузена), до сих пор сохраняют свое значение. В то же время наука впоследствии должна была отказаться от излишне критического подхода к сохранившемуся библейскому тексту. Находки в последние десятилетия так называемых кумранских рукописей показали, что уже в начале новой эры ветхозаветные сочинения существовали примерно в той же форме, что и ныне.
В конце XIX в. библеисты могли опираться не только на тонкий филологический анализ, но и на результаты раскопок в «библейских странах» Ближнего Востока. Известно, что и сама активность археологов в этом районе в значительной мере определялась его ролью в так называемой священной истории. Ученые уделяли особое внимание доказательству (или опровержению) достоверности библейских повествований. Находки древнейших памятников культуры в Месопотамии и в Египте привели и к постановке другой, общей проблемы — о месте древнееврейской литературы в истории
218
Ближнего Востока. Были найдены прямые заимствования в Библии идей и сюжетов, возникших у других народов. Однако первоначальное увлечение проблемой влияний в настоящее время прошло, уступив место трезвой оценке степени самостоятельности древнееврейской культуры.
Путешествия европейцев в «святую землю» совершались издавна, но серьезное археологическое изучение Восточного Средиземноморья началось сравнительно поздно, немногим более 100 лет назад (здесь прежде всего необходимо назвать работы замечательного французского семитолога Э. Ренана). Наиболее крупные открытия сделаны за последние полвека — раскопки в Библе велись с 20-хгодов, в конце20-х— в30-егоды найден был древнийсиро-финикийскийгород Угарит, к30—40-мгодам относится исследование Алалаха. Сенсационные результаты принесла в60—70-егоды итальянская экспедиция в Эбле. Тщательное исследование археологических и письменных памятников в настоящее время позволяет изучать историю этого региона с древнейших времен. Огромное значение имеют раскопки и для изучения Библии, с одной сторон, позволяя рассматривать ее в контексте наиболее близких семитских культур, с другой стороны, давая основу для анализа экономики и общественных отношений в различных государствах Восточного Средиземноморья. Именно к этим проблемам привлечено внимание отечественных ученых.
Культура Иерихона. Земледельцы и скотоводы (VIII—IVтысячелетия до н. э.).
Области Восточного Средиземноморья с древнейших времен были освоены палеолитическими охотниками и собирателями. Истребление диких животных относительно густым населением вело к голоду, и местные племена переходили на растительную пищу. Уже в IX—VIIIтысячелетиях до н. э. племена мезолитической натуфийской культуры, обитавшие в пещерах и стойбищах по берегам рек и озер, систематически собирали дикорастущие злаки и употребляли их в пищу. Обширные заросли диких сортов пшеницы и ячменя благоприятствовали раннему переходу к земледелию.
ВVIII—VIIтысячелетиях до н. э. в Восточном Средиземноморье складывается одна из древнейших в мире культур оседлых земледельцев и скотоводов, названная по
наиболее изученному поселению культурой Иерихона. Племена этой культуры возделывали ячмень и два сорта пшеницы, разводили коз; с целью сохранения зерновых запасов, подвергавшихся угрозе разорения со стороны грызунов, они приручили кошку. Население обитало в небольших поселках, состоящих из глинобитных домов. Некоторые из них, в частности Иерихон, окружали стены из бутового камня, ибо накопление богатств земледельческими общинами и беспокойное соседство воинственных степняков требовали надежной обороны.
ВVI—IVтысячелетиях до н. э. происходит дальнейшее развитиеоседло-земледельческойкультуры, правда, еще бедной и маловыразительной. Остатки небольших деревень земледельцев и скотоводов этого времени обнаружены во многих местах, в том числе в нижних слоях Библа и Угарита, ставших впоследствии важными городскими центрами. Наряду с пшеницей и ячменем теперь возделывается и чечевица, одомашниваются овца, свинья и крупный рогатый скот. Для приготовления пищи используются глиняные сосуды, порой украшенные несложными узорами, нанесенными краской.
Уже в этот ранний период Восточное Средиземноморье начинает испытывать влияние со стороны высокоразвитых соседей. Так, в Северной Сирии в V тысячелетии до н. э. появляется нарядная расписная посуда халафского типа. В IV тысячелетии до н. э. халафское влияние сменяется воздействием убейдской и урукской культур, основные центры которых находились в Южном Двуречье. Важным нововведением явилось широкое внедрение медных изделий.
Сходные изменения происходят и в Палестине, где широко осваивается земледельцами долина реки Иордан. Особенно характерны памятники, представленные небольшими поселками, состоящими из землянок и глинобитных домов, внутренние стены которых нередко покрывались росписью, воспроизводившей геометрические орнаменты, фигуры людей и животных. Распространяется металлургия. Отдельные поселения специализируются на выплавке меди и изготовлении из нее различных изделий — топоров, булав, игл, проколок. Находка целого клада, состоящего из 630
219
медных предметов, и среди них своеобразные скипетры с головами козлов (видимо, атрибуты вождей племен или старейшин общин) свидетельствуют о накоплении богатств некоторыми членами общины.
2.Ранние государственные образования в III—IIтысячелетиях до н. э.
Развитие ремесел и сложение городов-государств.Эбла, Библ и Алалах.
Вконце IV тысячелетия до н. э. племенной семитский мир Северной Аравии приходит в движение. Восточные семиты (будущие аккадцы) проникают на Средний Евфрат, акакая-тодругая группа семитских племен (видимо, ханаанеев) расселяется в Сирии. С их появлением в регионе становится заметен резкий прогресс в ремесленном производстве, прежде всего металлургии, и с этого времени начинается так называемый Раннебронзовый период в истории Восточного Средиземноморья. Металл идет не только на изготовление орудий и оружия, но также на выделку сосудов и литье небольших статуэток. Определенные изменения происходят и в земледелии, где возделываются не только зерновые культуры, но также оливковое дерево и виноград. В III тысячелетии до н. э.кое-гдепоявляется террасное земледелие: поля располагаются по склонам гор террасами, поддерживаемыми каменными стенками. Возможно, стала употребляться и соха. Развивается сухопутная торговля с Месопотамией и морская — с Египтом, шедшая главным образом через Библ.
Прогресс земледелия и ремесел, развитие торговли привели к появлению в конце IV тысячелетия до н. э. первых протогородских центров. Одним из них становится протогород на месте Библа (археологический слой Библ IV).
Вначале III тысячелетия до н. э. в Восточном Средиземноморье происходят важные изменения. Ханаанеи расселяются из Сирии в Палестину и переходят к оседлости и урбанизованному образу жизни на всем протяжении своего ареала. Именно в это время они возводят на средиземноморском побережье основные города будущей Финикии (финикийцами называли именно прибрежных ханаанеев) — собственно Библ (археологический Библ VI), Тир и др. (ок. XXIX—XXVIIIвв. до н. э.).По-видимому,
одновременно в Северной Сирии аналогичный процесс происходит с другим семитским народом, «эблаитами» (назваными так современными учеными по Эбле, их крупнейшему центру в Сирии. В Шумере их, по-видимому,называли «марту» — не исключено, что по среднеевфратскому Мари, частично заселенному ими).
Библ III тысячелетия до н. э. представлял собой благоустроенное поселение, обнесенное каменной стеной, с улицами, вымощенными булыжником, достаточно широкими для проезда повозок. В Библе появляются монументальные постройки — храмы на каменном фундаменте. В храме местной богини найдены вазы с египетскими надписями. Как и для других городов Финикийского побережья, для Библа характерно значительное развитие торговли с Египтом. Библ снабжал египтян кедровым лесом и смолой, использовавшейся для мумификации. Видимо, вывозились также вино и оливковое масло. Глиняная тара от этих товаров обнаружена при раскопках некоторых египетских памятников. Из Египта в Библ привозились изделия художественного ремесла — бусы, алебастровые и диоритовые сосуды, драгоценные ларцы, декоративное оружие из золота и серебра.
Вприбрежных городах интенсивно шла социальная дифференциация и складывались классы. Например, крупные жилые строения (так называемые дома купцов) по размерам и богатству отделки явно принадлежали городской верхушке. Началом II тысячелетия до н. э. датируются богатые гробницы, скорее всего правителей города. Можно предположить, что к этому времени здесь уже сложилось политическое образование — городгосударство, подобный ранним государствам Южной Месопотамии. Египетское влияние в Библе все время было очень велико.
Аналогичные процессы формирования городских центров, превращающихся в города-государства,и сложения классового общества происходят и в глубине страны. Таков, например, городок Алалах в Северной Сирии. Его центром уже в конце IV — первой трети III тысячелетия до н. э. был храм, располагавшийся на высокой платформе. ВXXVIII—XXIVвв. до н. э. рядом с храмом появляется дворец с парадной колоннадой, постепенно заметно увеличивающийся в размерах, что свидетельствует
220
о возрастании могущества алалахского царька. Появляются печати с клинописными надписями, а в XVIII в. до н. э.— клинописные глиняные таблички из царского архива. В Северной Сирии уже в конце IV тысячелетия возникло протогородское поселение Эблы. К середине III тысячелетия до н. э. оно превращается в крупный городской центр, занимающий площадь в 56 га с населением ориентировочно оцениваемым в 20—30тыс. человек. Расположенная в стороне от крупных водных источников Эбла была обязана своим подъемом в большей мере развитию ремесленной и торговой деятельности, чем поливному земледелию.
ВXXV—XXIV вв. до н. э. Эбла была центром крупного государства, охватывавшего всю Сирию вместе с предгорьями малоазиатского Тавра и соперничавшего с Мари на Среднем Евфрате — столицей другого раннего государства, заселенного аккадцами и, видимо, другой ветвью эблаитов. В Эбле этого времени существую дворцовые комплексы, в которых сосредоточиваются архивы, хранятся запасы сырья, ценных привозных изделий. Здесь имеются египетские алебастровые сосуды с именами фараонов, найдено около 32 кг лазурита. Сюго-востокапоступали различные ткани, в широких масштабах велась обработка шерсти, получаемой в местных скотоводческих хозяйствах. Торговый обмен совершался в больших масштабах, причем значительную роль в нем играли и чужеземные купцы. Вскоре Эбла попала в орбиту притязаний аккадских правителей, начавших осуществлять широкую завоевательную программу. Она упоминается уже в числе городов, будто бы подчиненных Саргоном. Около 2225 г. до н. э. один из преемников СаргонаНарам-Суэнзахватывает Эблу и причиненные разрушения заметно сказались на развитии города. Однако к 2000 г. до н. э. наблюдается новый подъем, городская территория окружается мощной глинобитной стеной двадцатиметровой высоты и шириной до 40 м в основании. Заново отстраивается дворец, поблизости от которого располагаются царские гробницы, содержащие богатые приношения (в том числе привозные египетские вещи и художественные изделия из слоновой кости).
Всоциальном плане Эбла представляла собой типичный город-государствос развитой административной системой управления. Во главе государства стоял царь, возможно, осуществлявший также некоторые сакральные обязанности. При нем имелись советники, ведавшие различными отраслями хозяйства, все сведения
одеятельности которых сосредоточивались в специальных архивах. Так, в одном архиве хранились документы, содержащие перечни полей, учетные данные о продуктах земледелия и поставках скота. В другом архиве сосредоточивались данные о распределении пищевых продуктов и тканей согласно определенным рационам — в этом отношении государственное земледельческое хозяйство напоминало традиции Древнего Шумера. Имеются в документах различные термины для обозначения подневольных работников, трудившихся в таких хозяйствах, среди них упоминаются и собственно рабы. Вероятно, нередко это были военнопленные. Во всяком случае среди найденных изображений имеется фигура пленника с завязанными за спиной руками — образ, типичный для искусства городов-государств,непрерывно ведших захватнические войны.
Весьма интересна Эбла и в культурном плане. Развиваясь на основе местных традиций, восходящих еще к поре ранних земледельцев, культура Эблы в период развития государства и классового общества широко использовала уже готовые нормы и эталоны шумерской цивилизации. Имелись даже специальные шумероэблаитские словари для облегчения понимания текстов, почти на 90 % состоящих из шумерских идеограмм. Отчетливо проступают связи с Месопотамией в архитектуре и в мозаичных фризах, украшавших стены дворцов.
Небольшие городки Палестины в III тысячелетии до н. э. обносятся стенами, укрепленными овальными или прямоугольными башнями (Мегидцо, Иерусалим, Лахиш и др.). Крепостные стены, так же как и значительное количество оружия, находимого при раскопках, свидетельствуют о напряженной обстановке в стране, куда уже начинают совершать первые походы египетские фараоны. В городах наряду со святилищами появляются резиденции местных правителей. В конце III — первой половине II тысячелетия до н. э. эти процессы получают дальнейшее развитие. Крупнейший центр в долине Иордана — Хацор занимает