Ткачество в древней руси. Какую технику использовали древнерусские ремесленники?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок на тему "История ткацкого ремесла на Руси". Ткачество в древней руси


История древней Руси - » Прядение и ткачество

Кожевенное дело в городах

Наиболее спорным из всех городских ремесл является ткачество. С одной стороны, мы располагаем большим количеством обрывков различных льняных и шерстяных тканей со сложным тканым, вышитым и даже набивным рисунком. С другой стороны, у нас нет никаких данных о ткачах-ремесленниках.

Прядение льна и шерсти (волны) производилось и женами ремесленников, и боярынями, и княжнами, как об этом можно судить по находкам пряслиц и в рядовых избах, и в составе драгоценных кладов, где шиферные пряслица находились рядом с жемчугом, эмалью и золотом.

Прядение, вышивание и ткачество были тесно связаны с феодальными дворами. Недаром придворный летописец XII в. поучительно цитирует притчи царя Соломона, где речь идет об обязанностях хозяйки дома: «дееть бо [жена] мужеви своему благо все житье. Обретши волну и лен, сотворить благопотребная рукама своима. Руце свои простираеть на полезная, локти же свои утвержаеть на веретено. Не печеться о дому своемь мужъ ея, егдакде будет — вси свои ее одени будуть...» (Лавр, л., 980). Возможно, что ткацкое дело в боярских и княжеских дворах было в руках женской половины дворовой челяди, руководимой хозяйкой, которая иногда и сама «утверждала локти на веретено», что считалось — наиболее приличным времяпрепровождением для знатной женщины в средние века.

Говоря о развитии городского ткачества, необходимо учитывать, наряду с возможностью домашнего производства тканей, и наличие тканей на рынке. Дорогие аксамиты и паволоки шли из Ирана и Византии, а простое полотно скатерти и убрусы, конечно, поступали из деревни. В феодальное хозяйство деревенская ткань попадала как часть натурального оброка (сведения об этом содержит грамота Ростислава Мстиславича Смоленской епископии 1150 г.), а к горожанам деревенская ткань могла попадать на городских торгах. Наличие в составе городских) ремесленников опонников (опънь — ткань, кошма) может говорить о том, что некоторые виды тканей вырабатывались особыми специалистами.

Можно предполагать, что выделение городских специалистов — ткачей, обособившихся от княжеского или боярского двора, началось именно с обработки шерсти, а льняная и конопляная ткань долго еще оставалась по преимуществу деревенской. Изготовление опон и сукна уже в XIV в. привело в Новгороде к появлению специалистов, связанных с выделкой этих материалов, — стригольников.

istoiarusi.ru

Ткачество на Руси

  • Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

  • Стол украшают гости, а дом - дети.

  • Тот не умирает, кто детей не покидает.

  • Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

    — Л.Н. Толстой

  • Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.

  • Дайте детству созреть в детях.

  • Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.

    — М. Горький

  • Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.

  • Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

Образы богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки, веретена. В народе женщины-рукодельницы, имеющие дело с полотном и нитью, также наделяются пониманием тайной природы вещей и умело используют свое знание. При помощи нити воздействуют на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь». Судьба человека воспринимается как нить, выпряденная на прялке божеством, и затем оформленная (уже человеческими руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества.

Колесо прялки стало колесом времени (или же понимание цикличности процессов в природе оказалось там просто объяснить посредством вращающегося колеса) – рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчета. Колесо символично и цифре 0 — замкнутый круг, беспредельное, начало и конец, символ абсолюта. Узоры на прялке связывали человеческую жизнь с мифическим актом ткачества мироздания. В славянской культуре центральная часть прялки, с которой соприкасалась кудель, часто украшалась знаками-символами солнца и суточного круговорота. Колесо крутится – жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится. Время в мифологии осмыслялось как конкретная предметная стихия – кудель на прялке, челнок или ткань на станке богов. В некоторых традициях определенный отрезок времени так и назывался «пряжей». Если на нити (читай – на прямом течение силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. Создавая изделие, вместе в нитью вплетали свои желания, посулы, мечты.

Среди богинь-прях наиболее известна Мокошь, Ма-кош означает “Мать жребия” (в санскрите найдены слова kac – связывать, kac — «быть видимым, проявляться»). Макошь— славянская богиня, покровительница женского рукоделия и женщин. Со своими дочерьми Долей и Недолей плетет нити судьбы для богов и людей.

История прялки уходит далеко в прошлое. Первоначально она состояла из донца, на которое садилась пряха , и вертикальной части, куда привязывалась кудель, из кудели вытягивалась нитка и накручивалась на веретено. Прялка сопровождала женщину с колыбели и до замужества, была ее оберегом, защищала от порчи, сглаза. Считалась самым ценным подарком отца дочери или жениха невесте, изготовлялась собственноручно и с любовью украшалась, поэтому ни одна прялка не напоминала другую, рисунок ее - это фантазия того, кто ее изготовил. Чаше всего на прялках изображались солнце, растения, животные , птицы. Эти рисунки имели определенную символику. Прялку изготовляли из березы, клена, осины, липы. По традиции ее передавали из поколения в поколение. Нить на прялке тоже являлась символом (в зависимости от того, как спрядена)-какова нить ,такова и судьба. На прялках делали дарственные надписи, такие прялки нельзя было давать в руки чужому человеку, считалось что это может принести беду.

his-top_1422000309_big

На Руси находились умельцы, которые ткали и пряли из всего, что под руку попадалось: из иван-чая, репейника, лопухов, лебеды и даже вареных сосновых иголок. В старину известна была так называемая «лесная шерсть» – волокнистый материал, извлекаемый из сосновых иголок. Для получения «сосновой шерсти» иглы распаривали, вываривали в щелоке, расчесывали, отмывали и сушили. Полученное волокно шло на изготовление теплых вязаных вещей. «Сосновая» одежда считалась не только теплой, но и очень полезной. Из крапивы тоже делали ткани. Они были достаточно широко распространены.

Праздничную одежду, в частности женские рубахи, шили из холста белого цвета, подолы украшались красной полосой тканого узора. Общий колорит и подбор тонов в традиционной одежде свидетельствуют об удивительном вкусе и чувстве гармонии у славянских мастериц.

Тканые узорные полотенца, подзоры и женские рубахи изготовлялись браной двухуточной техникой тканья. Техника браного двухуточного тканья не отличается особой сложностью, но она очень трудоёмка и требовала от ткачихи большого внимания - малейшая оплошность при отсчёте нитей вызывала искажение всего рисунка.

Техникой тканья обуславливался характер браных узоров и их композиционный строй. На подзорах и полотенцах узоры располагались строгими горизонтальными рядами, с преобладанием трёхчастных композиций : срединной широкой полосы и бордюров, симметрично обрамляющих центральную кайму. Многоярусными композициями украшали особенно нарядные - дарственные полотенца.

Несмотря на небольшой круг исходных мотивов, тканые узоры чрезвычайно разнообразны по общему виду, что достигалось благодаря различным комбинациям и перестановке фигур. Даже простое удлинение или укорочение геометрических фигур создавало новый орнамент.

Так же рекомендуем посмотреть

zarenica.net

Урок на тему "История ткацкого ремесла на Руси"

История ткацкого ремесла на Руси

hello_html_5e0d29f7.jpg

Для одного из самых древних промыслов – ткацкого – на Руси было множество разновидностей не только техник исполнения, но и узорного плетения.

 

Хобби для домохозяек.

 

Ткачество – один из древнейших видов ремесла в истории человечества, появившийся еще в каменном веке. До XX века оно было самым распространенным домашним занятием для женщин на Руси. Крестьянские женщины ткали нарядные сарафаны для себя, рубахи с узорами для мужей, платки, головные косынки, всевозможные изделия для домашних нужд, в том числе для «красного угла» – самого важного места в избе. Узорными тканями украшали избы во время больших праздников – например, на свадьбу, чтобы гости могли оценить мастерство и трудолюбие невесты, а также состоятельность семьи.

Все разнообразие прекрасных узоров, различные техники создания тканей, любовь и уважение к ткацкому ремеслу наши прародительницы передавали из поколения в поколение, бережно сохраняя и улучшая.

Благодаря этому ткацкие промыслы до сих пор живы, хотя, бесспорно, существуют уже скорее на правах «культурного наследия», ведь конкурировать домашнему рукоделию с фабричным производством невозможно.

 

hello_html_m45a15e5f.jpg

 

Основа основ

 

Технологически процесс ручного ткачества состоит в следующем. Одни нити, идущие вдоль станка и называемые основой, должны быть натянуты параллельно друг другу в горизонтальной плоскости, другие нити – «уточные» – должны переплетаться с нитями основы, образуя ткань. Эти нити имеют поперечное направление.

 

Для натяжения основы и придания ей горизонтального положения на станке имеется система из двух валиков: на первом, так называемом «навое», нити основы должны быть навиты, как на большую катушку. На второй – «товарный валик» – наматывается готовая ткань.

 

hello_html_76a06d62.jpg

 

Хамовники царского двора.

 

История узорного ткачества в России уходит своими корнями в глубокое прошлое. Среди остатков тканей, найденных при раскопках курганов на территории средней полосы России, относящихся к X—XIII вв., встречаются узорные ткани местного изготовления. Самым неожиданным стало то, что их узоры и техника выполнения близки крестьянским узорным тканям России XIX—XX вв. Известно также, что льняные ткани Древней Руси в XV в. экспортировались на Восток – в Самарканд, Индию, что говорит о высоком уровне развития ткацкого искусства уже в тот период.

Сырьем для узорного ткачества служили лен, шерсть, конопля, добываемые и обрабатываемые в каждом крестьянском хозяйстве.

В XVII в. в Москве население двух слобод, Кадашевской и Тверской-Константиновской, называемой также Хамовники («хамовник» – значит ткач), специализировалось на выработке высококачественных, главным образом узорных тканей для нужд царского двора. Этим же занимались «государевы хамовные» села под Ярославлем — Брейтово и Черкасово, изделия которых ценились очень высоко.

 

Брать или закладывать?

 

В русском народном ткачестве издавна сложились различные приемы, составляющие особенность той или иной техники исполнения.

 

hello_html_7bbe065c.jpg

 

Техника закладного ткачества – одна из самых древних и относится к числу наиболее трудоемких. Она состоит в том, что нити утка прокладываются не по всей ширине ткани, а участками. Согласно узору каждый участок выполняется ниткой определенного цвета. Узор при этом получается двусторонним, без изнанки. Техника закладного ткачества позволяет выполнять самые разнообразные узоры геометрического характера, от простых до самых сложных, причем чередование цветов в узоре может быть любым.

infourok.ru

2. Ткачество на Руси. Народные художественные промыслы. Ткачество, вышивка и кружевоплетение

Похожие главы из других работ:

Быт. Нравы. Обычаи жителей древнерусского государства

2. Быт в Киевской Руси

Быт в Киевской Руси имел существенную разницу в образе жизни людей различных районов страны, городов и деревни, феодальной верхушки и основного населения. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах...

Детский праздник в русской культуре

3. Праздники на Руси

Совершенно очевидно, что народные праздники, игравшие весьма заметную роль в жизни древнеславянских народов, не могли оказаться в стороне от формирования магических и религиозных обрядов...

Культура Древней Руси

3. Культура Руси до 13 века

...

Культура Древней Руси

2. Культура Древней Руси

...

Культура Древней Руси

2.2 Книгописание на Руси

Первое упоминание о книгописании на Руси относится лишь ко второй четверти XI в. Под 1037 г...

Культура Древней Руси

2. Архитектура Древней Руси

Крещение Руси положило начало возведению храмов, монастырей. первоначально они были деревянными. Каменное строительство, возникшее под влиянием Византии, начинается в Киеве в конце Х в. В центре города была сооружена Десятинная церковь...

Культура древних русичей

Быт в Киевской Руси

Быт в Киевской Руси имел существенную разницу в образе жизни людей различных районов страны, городов и деревни, феодальной верхушки и основного населения. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах...

Культура древних русичей

Прядение и ткачество

Особенно почитались у крестьянина прялки. Прядение и ткачество было одним из основных занятий русских женщин. Нужно было наткать ткани, чтобы одеть свою большую семью, украсить дом полотенцами, скатертями...

Культурология и ее предмет. Культура Киевской Руси

3. Культура Киевской Руси

Культура, сложившаяся в Киевской Руси, отличалась своеобразием от предшествующей ей эпох. Прежде всего, это культура цивилизации, отличающаяся от культур варварских. Все попытки заложить основы прочной цивилизации...

Народные художественные промыслы. Ткачество, вышивка и кружевоплетение

3. Вышивка на Руси

Вышивка -- это один из наиболее распространённых видов художественного промысла на Руси. Вышивкой женщины украшали одежду и предметы домашнего обихода. Её задачей, кроме украшения ткани, была защита человека от всяких неприятностей...

Народные художественные промыслы. Ткачество, вышивка и кружевоплетение

4. Развитие кружевоплетения на Руси

Кружевоплетение -- одно из традиционных ремесел, которым славится Россия. По сравнению с ткачеством и вышивкой этот вид промысла очень молодой. Его развитие относится только в XV-XVII вв. Кружевоплетение было ремеслом...

Образ материнства в русской иконописи

1. Икона на Руси.

...

Проект росписи матрешки "Вокруг света"

1.1 Появление матрешки на Руси

В конце XIX века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - появилась японская точеная фигурка буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с "сюрпризом" - она разнималась на две части...

Украинская культура: становление и развитие

2. Культура Киевской Руси

Первое государство восточных славян - Киевская Русь, существовало в IX - XIII вв. По разным подсчетам, оно имело от 3 до 12 млн. населения и охватывало территорию около 800 тыс. кв. км (почти половину ее - в пределах современной Украины)...

Христианство и культура Древней Руси

1. ИСТОКИ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

Сведения о проповеди христианства в Поднепровье восходят к I веку н. э. и в преданиях связаны с именем Андрея Первозванного. Апо-стол, якобы поставил крест на месте будущего Киева, предсказав, что тут возникнет “град велик”...

cult.bobrodobro.ru

Какую ткань делали на Руси и какую одежду шили |Горячие кружева. Гильоширование или выжигание по ткани

Август 27th, 2012 Ольга Канунникова 12

Сегодня, дорогие мои, поговорим о том, какие ткани делали на Руси и посмотрим мои очередные фотографии, сделанные во всероссийском музее декоративно-прикладного творчества.

Все ткани на Руси были домотканые. Это значит, что в каждой семье был свой ткацкий станок и женщины сами ткали на нем ткань, чтобы шить одежду для своих семей. Если появлялась лишняя ткань, то ее часть везли на продажу.

Первые ткацкие станки на Руси появились в 10 веке. Они были как вертикальными, так и горизонтальными. Вот такой станок стоит в музее. А рядом с ним прялки.

Ткань делали из льна, крапивы, конопли и хмеля. Ткани часто получилась плотными и жесткими.

Все тонкие и легкие ткани ввозили на Русь из-за границы. Готовую ткань красили. В музее я сделала несколько фото окрашенных тканей. Красители на ткани даже не полиняли. Краски использовались натуральные. Дубовая кора давала желтый и черный цвет,  ольху использовали для коричневых цветов, винный камень и щавель давали желтые цвета, а с помощью девясила получали синий. Зверобой в разном температурном режиме давал желтый, розовый и красный цвета.  Прочность натуральных красок была очень стойкой.

Конечно же самыми распространенными тканями были льняные. Лен широко выращивали по всей территории страны. В конце лета его скашивали, вымачивали в воде, потом сушили и сильно толкли, чтобы лен стал мягким. Потом мягкие волокна чесали и с помощью прялки и веретена  делали нитки, сматывая их в клубки. Готовые нити использовали для ткацких станков.

Из готовой ткани шили одежду, скатерти, полотенца. Также ткани использовали на изготовление  рыболовных сетей, мешков и ткани для укрытия лошадей.

Льняная ткань летом приносила прохладу, а зимой согревала. Для тела одежда была приятной. А еще одежду из льна носили долго. Она не изнашивалась.

Впервые хлопковые ткани в России появились в Москве и Астрахани в 15 веке.

А теперь хочу показать вам какие головные уборы шили русские мастерицы

А это плетеные кружева. Сделаны они были в 19 веке. Очень красивые перчатки и веер.

А это фрагмент тюлевого кружева, из которого сделан веер.

 

А это зонтик, украшенный кружевами.

Теперь очень интересное пальто, в котором использованы различные ткани  шерсть, шелк, хлопок и кружево)  и собрано несколько техник рукоделия: плетеное кружево, вязание, аппликация, шитье. Это пальто шили в Москве в конце 19 века.

А вот я сделала увеличенный фрагмент пальто.

А вот еще комплект одежды из атласа и перьев. Сшит он был в  1903 году также в Москве. Комплект состоит из трех вещей: юбка со шлейфом, перелина и кофта ( ее не видно, так как она под перелиной. В этом комплекте использовали атлас, шелк, хлопок, тюль. А также использовали бисер, бусы, металлическую нить, металлические крючки и кнопки.

Фабричное производство на Руси было не большим и поэтому в основном одежду делали на заказ. Поэтому она была не дешева. Красивые ткани завозили чаще из Европы.

Сейчас русский стиль в одежде очень моден, а значит и актуален.

 

Хотите посмотреть как мяли лен, чтобы сделать ткань? Это интересно . Смотрите.

А вот полное видео об истории льна в Каргополье и не только. Очень познавательное видео.Вам расскажут полностью весь процесс от получения семян до ткачества.

Советую найти время и посмотреть это видео. Не пожалеете.

 

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

kanunnikovao.ru

Ремесла древних славян. Техника древнерусских ремесленников

Фото с сайта goldrussia.antikwariat.ru

Фото с сайта goldrussia.antikwariat.ru

Немало было на Руси искусных ремесленников.  Все, что создавалось в то время, делалось исключительно своими руками. Ни о каких роботах, естественно, люди не знали, даже представить такое не могли. Но, тем не менее, некоторая техника облегчающая труд у них имелась. У древних людей были различные ремесла, к 12 веку их насчитывалось около 60 видов. Древнерусские ремесла делились на женские и мужские. Женское ремесло на Руси носило художественный характер. Те вещи, которые служили для красоты, в основном, выполнялись женскими руками. Мужчины ремесленники занимались более грубыми и сложными делами. С развитием феодального строя все больше ремесленников попадали в зависимость от феодалов. Какую технику использовали древнерусские ремесленники, целиком и полностью зависело от вида производства. Да, немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров превосходных, но ведь создание орудий, помогающих в деле, тоже своего рода ремесло.

Ремесла древних славян.Техника, которую использовали ремесленники древней Руси.

Как уже упоминалось выше, ремесла делились на женские и мужчины. Женщины ни в чем не уступали мужчинам ремесленникам, они добросовестно и с любовью работали над каждой вещью. Больше всего процветало женское ремесло в монастырях. Но еще до крещения Руси, когда было язычество, ремеслу в жизни людей тоже находилось место.

Между прочим...

Почти все художественное ремесло принадлежало женщинам, за исключением ювелирного дела, этим, в большей степени, занимались мужчины.

Женское ремесло на Руси.

  1. Шитье и вышивка. Изначально шитье имело практичный характер, служило оно для обновления старой одежды или создания бытового текстиля. Из оставшихся лоскутков ткани, женщины мастерили различные покрывала, одеяла и коврики. Вся одежда была натуральной и служила не одному поколению. С течение времени одежда стала приобретать декоративные элементы, она украшалась разного рода вышивкой, камнями или жемчугом. С семи лет девочки учились шить и вышивать. Как только она оттачивала свое мастерство, то начинала готовить себе приданое, которое дарилось родне жениха в день свадьбы. Все фигуры изображались в геометрическом виде. На одежде вышивали защитные знаки и символы, чтобы предать ей обережную силу. Праздничные наряды обшивали натуральными камнями, жемчугом, вышивали узоры золотой нитью. Узоры и отделки указывали на статус человека. Больше всего в одежде преобладал красный цвет, из-за приписываемых ему магических свойств. В узорах использовали различные геометрические фигуры, завитки, птиц, животных и деревья. Работали женщины на пяльцах, это два деревянных кольца разного размера. На меньшее кольцо натягивали ткань, сверху надевали кольцо большего размера и, используя иголку, наносили рисунок. Технологий вышивки имелось много разных видов ,например, крест, полукрест, гладь и другие.
  2. Фото с сайта www.stihi.ru

    Фото с сайта www.stihi.ru

    Ткацкое дело. Прядение и ткачество, означает создание ткани. Ткань изготавливали из льна и конопли. Позже появилась шерстяная ткань. Для создания ткани служил ткацкий станок. Первые ткацкие станки были весьма примитивны, изготавливались они из дерева. Техникой для создания нити из волокон растений или комков шерсти служила прялка. Волокно льна, конопли или состриженная шерсть называлось кудель. Первые прялки мастерились из дерева и были ручными. Они имели колесо, на которое наматывалась готовая нить, потом нити снимались и скатывались в клубок.

  3. Плетение. Первая обувь, которая появилась на Руси, была из древесного лыка. Это всем известные лапти. Лапти широко использовались населением до 1930 года. Изготавливались они по технологии плетения. Так же с помощью плетения из соломы создавались различные предметы быта и украшения. Женщины изготавливали корзинки, соломенные игрушки, обереги для дома и многое другое.
  4. Роспись. Роспись достаточно поздний народный промысел, который появился ближе к 17 веку, это нанесение рисунка на различные предметы, чаще всего на посуду. Существовало несколько видов росписи, например, гжель. Гжелью назвали роспись по месту изготовления фарфоровой посуды, эта территория находилась около реки Агжелка. Там расписывали посуду в сине-белом цвете, такой рисунок на другой территории назывался роспись под гжель. Другой вид росписи — жостовская роспись, это художественная роспись металлических подносов. Еще один, сохранивший свою популярность по сей день, вид росписи – хохлома. Это декоративная роспись деревянной посуды, выполненная красными, зелеными и черными красками по золотому фону. Сначала на посуду наносился оловянный порошок, а он серебряного цвета, затем изделие покрывали специальным раствором и обжигали в печи, благодаря чему достигался золой цвет. В рисунках преобладали цветы, птицы и ягоды. Самый большой цветок располагался посередине, вокруг него цветы поменьше, а сверху наносили птиц.

Мужское ремесло в Древней Руси.

  1. Фото с сайта shr32.ru

    Фото с сайта shr32.ru

    Ювелирное дело. Самым популярным ювелирным изделием в Древней Руси были колты, а попросту височные кольца. Чаще всего эти кольца были полыми, изготовленными из золота или серебра. Для изготовления височных колец  ювелирной техникой, известной древним ремесленникам, была техника, называемая зернью. Она заключалась в том, что готовые колты украшались маленькими металлическими шариками. Так же в ювелирном деле использовалась скань. Это тонкая, как волосок, проволока из золота или серебра, которая скручивалась в жгут, из которой получались ажурные узоры. В наше время на раскопках были найдены великолепные колты, украшенные жемчугом и разноцветными рисунками. Для подобных узоров использовалась техника перегородчатой эмали. Данная техника, к сожалению, в 21 веке забыта. Это тончайшая работа, занимающая много времени. На изделие мастер напаивал тонкие металлические перегородки, тем самым формируя рисунок. Затем отдельные части этого узора заполнялись разноцветным порошком, который при нагревании с помощью высоких температур, превращался в стекловидную массу. Эта масса и есть эмаль.  Изделия, выполненные по технике перегородчатой эмали, были очень дорогими и принадлежали высшим слоям общества. Еще одной излюбленной ювелирной техникой славян являлось чернение, которое использовали для украшения браслетов. Чернь – это сплав из олова, меди, серебра и других составляющих, ее наносили на изделие, как основу для будущего рисунка. В качестве узора чаще всего использовали языческую тематику и символы.

  2. Кузнечное дело. Кузнечное ремесло на Руси являлось самым популярным делом, кузнецы очень ценились, ведь они производили большинство полезных и незаменимых предметов. Благодаря этому ремеслу создавались различные орудия труда для работы на поле, оружия и доспехи для воинов, различные предметы быта.  Самым старым способом обработки металла являлась ковка. Ковка – это обработка металла, с помощью нагревания его до высоких температур. Для каждого вида металла необходима своя температура. После нагревания изделие помещалось на наковальню и доводилось до нужной формы с помощью молота. Когда была достигнута поставленная цель, изделие опускали в воду, для затвердевания металла. Так же древние кузнецы занимались литьем, металл нагревался до жидкого состояния и отливался в нужные формы. Температура плавления, как и температура раскаливания, для каждого металла своя. Для изготовления оружий производилось сначала литье, затем ковкой доводили его до нужного состояния и, если требовалось, затачивали.  В кузнечном деле использовались различные инструменты, такие как молот, наковальня, кувалда, горн, зубила и клещи. Молот – это орудие, которое использовалось при ковке, с помощью его правились изделия. Молоты, чаще всего, выполнялись из чугуна, по форме и принципу действия напоминали современный молоток.  Кувалда – это инструмент для нанесения очень сильных ударов, которая еще больше напоминает современный молоток. Кувалда имеет длинную деревянную рукоять и тяжелый металлический наконечник. Для плавления металлов использовался горн, большая печь, ширина которой больше высоты. Так же не обойтись кузнецу без наковальни, главного опорного кузнечного инструмента, на котором производилась ковка. Для удерживания раскаленного металла использовались кузнечные клещи, а для его обработки – прочный металлический стержень, называемый зубило.
  3. Фото с сайта www.referat.geum.ru

    Фото с сайта www.referat.geum.ru

    Скорняжное дело. Скорняки занимались выделкой и обработкой шкур животных. Пушнина и изделия из кожи использовались в создании одежды, так же этот товар был одним из самых главных в торговле. Сначала на мясную сторону шкуры наносили овсяный состав и оставляли на несколько дней для размягчения. Затем с помощью специального ножа, размякшее мясо счищалось, и шкура обрабатывалась измельченным мелом для удаления влаги. Далее шкура выбивалась и вытягивалась, после чего ее можно было использовать для изготовления изделий.

  4. Гончарное дело. Гончарное ремесло на Руси, наряду с другими ремеслами, являлось весьма важным и прибыльным делом. Изначально этим видом деятельности занимались исключительно женщины. Для производства посуды и предметов быта использовалась глина, которая смешивалась с песком, ракушками, кварцем. После чего из получившейся глиняной массы, вручную, лепили сосуды различных размеров. Позже гончарное дело перешло и в руки мужчин. В конце 9 века появилось важное орудие для производства посуды – гончарный круг. Как правило, гончарный круг был деревянным, который крепился к специальной скамье. Скамья имела отверстие с осью, благодаря чему круг вращался. Одной рукой гончар вращал круг с глиняной массой, а другой формировал из нее посуду. Из глины изготавливали не только посуду, но и первые игрушки, которые несли свой символический смысл. Различные свистки и колокольчики, которые отгоняли злых духов, детские игрушки, предметы интерьера, чаще всего были выполнены в виде птиц и зверей

Здесь рассмотрены основные, ремесла восточных славян. На самом деле, их гораздо больше. Часто отдельные виды ремесел проистекали из уже существующих. Все что мы видим и чем пользуемся в 21 веке, все это пришло к нам от древних людей. Многие предметы, найденные на раскопках, выставляются в музеях нашей страны. А ювелирные изделия поражают своей красотой и дороговизной. Да, немало было на Руси искусных ремесленников. ЕГЭ по истории  очень часто включает в себя вопросы о ремесле древних славян, что только доказывает искусность русских мастеров, поэтому людям интересующимся историей это необходимо знать. Но не только будущим историкам важны такие знания, они так же важны любому человеку уважающему труд своих предков. Ведь их труд – это наше настоящее и будущее.

А еще читайте о славянских обрядах

perstni.com

Бранное ткачество на Руси - Наследие Предковъ - Книги, статьи - Наследие Предковъ

Я начала ткать бранину на женскую рубашку и на ее примере покажу как это делается.Вот такой результат мы получим:

А сейчас сам процес. Для браного ткачества нам нужно два челнока, один с ниткой фоновой (белая), второй с узорной ниткой (красная в моем случае). Узорная нитка должна быть толще фоновой, чтобы узор застилал фон, а не лежал отдельными стежками., у меня она толще в 2 раза.Основной инструмент для любого набора – бральница, дощечка шириной см 4 с заостренным носиком. Дополнительно к ней нужна доска, шириной см 7-9, лучше, если у нее тоже будет заостренный нос. Все доски должны быть очень тщательно отшкурены и можно их навощить, а можно в процессе работы засалить рукамиЕще нужны куча прутиков-палочек. У меня и тонкие отшкуренные палочки и обычный ивовый прут. Чем шире рисунок. тем больше прутиков понадобится.Ну и, конечно, самый главный инструмент – ткацкий станок.

Браное ткачество характерно тем, что саму ткань создает один уток – фоновый. Узорный же пронизывает ткань и ложится то на неё, то под ней, но в формировании самой ткани никакого участия не принимает. Поэтому надо быть внимательной к ходу фонового утка (так как увлекшись набором, можно забыть на какую подножку нажимать. Проще всего запомнить так: в какую руку берем фоновый челнок, такую подножку и нажимаем (правая рука – правая нога, и наоборот и так в течении всего тканья).

Каждая клеточка рисунка соответствует двум ниткам основы и двум прокидкам узорного утка!!!

Итак начинаем. Красная полоска у меня уже набрана и рисунок буду набирать уже над ней. Ставим на правую подножку ногу, прокидывавем справа налево фоновый уток, прибиваем и начинаем набирать бральницей рисунок. БОльшинство рисунков начианаются 3-3, то есть три клеточки рисунка красные, три белые. Набираем их так 6 нитей основы под носик бральницы, 6 нитей основы на носик и так далее:

набрав весь ряд, проверяем правильность. Неправильный участок глаз видит – в этом месте сбивается четкий рисунок набора, красота ряда теряется. Ошибку лучше исправить, особенно на первом ряду, иначе дальше пойдет искажение рисунка.Бральницу поворачиваем на ребро и отодвигаем к берду. У нас получается узорный зев. Если посмотреть на станок сбоку, то видно, что за бердом тоже открылся этот узорный зев. Он должен продолжаться и за нитченками, но у меня плотная ткань и нитченки кудрявые – подняться узорному зеву за нитченками приходится помогать рукой.

Ввожу левую руку в узорный зев между бердом и нитченками и чуть приподнимаю верхние нити, а правой рукой в открывающийся зев за нитченками вставляю доску. Тут очень хорошо было б, чтоб у нее был острый носик, чтоб она чутко колола нити на верхние и нижние. Я уж пользуюсь тем, что у меня есть, обычной доской.

Узорный зев переведен на доску. Теперь и доску ставим на ребро и вводим в зев рябом с ней прутик. Это обязательная часть программы – заложить в каждый ход по прутику не надо забывать. Теперь в основу заложено все, что требуется и мы с легкой душой прокладываем узорный уток. Убираем бральницу и прибиваем узорную нить набилками.

Вспоминаем на какую подножку поставить ногу для фонового утка. И прокидываем в обычный зев фоновый уток, прибиваем его.Вот что у нас получилось:

Теперь нам надо повторить прокидку красной нитки. И здесь уже ничего набирать не надо, мы воспользуемся доской, которая уложена за нитченками. ПОднимаем ее на ребро и видим, что открылся узорный зев и перед бердом. Не зря были наши предыдущие хлопоты. В открывшийся узорный зев прокидываем узорный уток, доску опускае, уток прибиваем, нажимаем на нужную подножку и прокидываем фоновый уток.

вот что у нас получилось:

Это только первый ход соткан, делаем второй. Все так же: набираем бральницей рисунок, ставим бральницу на ребро, поднимаем узорный зев за нитченками, вытаскиваем доску из первого зева (а прутик оставляем на месте) и вводим доску в новый зев, вводим туда еще и новый прутик. Прокидывае узорный уток, вынимаем бральницу, прокидываем фоновую нитку, поднимаем доску и прокидываем второй ход узорного утка, прокидываем фоновый уток. Каждый ход нитки прибиваем.

Набираем и ткем дальше:

А за доской скапливаются прутики, и на каждом из них память о своем узорном ходе.Есть ли внимательный взгляд, который обнаружит здесь ошибку набора?

Рисунок все приростает.

а за нитченками копятся палочки:

И вот, рисунок соткан, тку фоновым утком простое полотно. :

И начинаем пожинать плоды своих трудов, долгого набора.ПОднимаем доску на ребро и ткем первый ход. Следующие хода ткутся так: доска вынимается из предыдущего хода, приподнимается прутик, ближайший к доске и доска вводится под него, в узорный зев, который хранит этот прутик, прутик вынимается, ход ткется, поднимая два раза доску для узорного утка. И так ткем каждый ход, вынимая постепенно прутики. Не надо вынимать только последний прутик – он нам еще не раз пригодится, по нему можно начинать новый узор, так как набор 3-3 универсален.

Источник

В Мой Мир

Обсудить на нашем форуме

rodobozhie.ru