КАТОН СТАРШИЙ. Капитолийская волчица. Рим до цезарей
КАТОН СТАРШИЙ
Перед нами прошли три полководца, три политика нового склада, которые с суровостью соединяли мягкость, с римской мощью — греческую образованность, с заботой о государстве — заботу о собственной славе: Сципион, Фламинин, Эмилий Павел. Теперь нас ждет человек, который всю жизнь был их противником, который словом и делом неустанно отстаивал древние римские доблести — простоту и строгость. Это Марк Порций Катон.
В молодости он служил в войске Фабия Медлителя и благоговел перед ним. Потом он участвовал в африканском походе Сципиона. Щедрость Сципиона казалась ему мотовством. Он сделал ему замечание. Тот ответил:
— Рим с нас потребует счет не денег, а побед!
Вернувшись в Рим, Катон привлек Сципиона к суду, но безуспешно.
Растущая роскошь казалась ему источником всех бед. Он говорил:
— Не спастись городу, где вкусная рыба стоит дороже рабочего быка.
Народ требовал внеочередных раздач хлеба. Катон начал речь к народу так:
— Трудно, граждане, говорить с желудком, у которого нет ушей…
Один лакомка навязывался к нему в друзья. Катон ответил:
— Никогда не будет моим другом человек, у которого язык чувствительней, чем сердце.
Единственным честным образом жизни был для него крестьянский труд. Его спросили:
— Что приносит лучший доход?
— Хорошее поле.
— А потом?
— Поле похуже.
— А потом?
— Плохое поле.
— А ростовщичество? — спросили его.
— А разбой на большой дороге? — ответил он вопросом на вопрос.
Сам он пахал и жал в поле рядом со своими рабами, зимой в рубахе, летом полуголый, ел и пил то же, что они. В обращении с рабами он был бессердечен: кормил их как можно меньше, выжимал из них как можно больше, ослабевших или состарившихся сбывал с рук, как сносившуюся вещь. Стены в его домах были неоштукатуренные, из голых кирпичей. В Риме начиналась мода на сады — он говорил, что земля ему нужна, чтобы на ней сеять и пасти, а не чтобы ее подметать и поливать.
В походах он был неутомим. Он предупреждал:
— Старые подвиги надо прикрывать новыми, чтобы не испарилась слава.
А о солдатах говорил:
— Мне не нужны такие, которые в походе дают волю рукам, а в бою — ногам и у которых ночной храп громче, чем боевой клич.
После одной победы он роздал всем воинам из добычи по фунту серебра:
— Пусть лучше многие вернуться с серебром, чем немногие с золотом.
Греков он ненавидел за то, что они приносят в Рим изнеженность и роскошь. Он издевался над философами, которые до седых волос искали новых и новых знаний:
— Перед кем хотят они блеснуть ученостью? Перед Миносом в Аиде?
В Рим прибыли послами по какому-то делу три греческих философа. Один из них, Карнеад, был лучшим диалектиком своего времени. Однажды он произнес речь о том, что справедливость прекрасна. Ему рукоплескали. На следующий день он прочитал лекцию о том, что справедливость ничтожна, жалка и мнима. Ему рукоплескали еще громче. Катон заявил в сенате, что надо как можно скорее решить дело и отправить послов, иначе Рим забудет, что он Рим. В Риме много лет жила тысяча греков-заложников, взятых после битвы при Пидне. В живых осталось уже немного. Они просили вернуть их на родину. Сенат спорил. Катон сказал:
— Разве нет у нас дел важнее? Не все ли равно, кто похоронит кучку дряхлых греков — наши могильщики или ахейские?
Среди этих заложников был знаменитый историк Полибий. Он просил вернуть изгнанникам их почетные должности. Катон с ласковой улыбкой произнес:
— Как, по-вашему, если Одиссей забыл в пещере циклопа шляпу и кошелек, станет ли он возвращаться за ними?
В Риме уже были свои историки, но писали они по-гречески: латинский язык был еще груб и не разработан. Один из этих историков извинялся в предисловии за возможные ошибки в греческом языке. Катон сказал:
— Зачем извиняться за ошибки, когда можно их не делать? Кто неволит тебя писать по-гречески?
Сам Катон написал первую историю Рима на латинском языке. Он писал ее во славу римского народа, а не во славу честолюбивых полководцев — поэтому в ней не упоминалось имен: не «Сципион пошел на Африку…», а «римское войско пошло на Африку…». Однако не забыл упомянуть имя слона, на котором ехал Ганнибал. Слона звали Сур, и один клык у него был выщерблен.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
КАТОН СТАРШИЙ • Большая российская энциклопедия
В книжной версии
Том 13. Москва, 2009, стр. 361
Скопировать библиографическую ссылку:
Авторы: И. Л. Маяк; А. Л. Касаткина (литература)
КАТО́Н СТА́РШИЙ (Цензорий или Цензор) Марк Порций (Marcus Porcius Cato Major) (234–149 до н. э.), гос. деятель, полководец, писатель и оратор в Древнем Риме. Происходил из всаднической семьи лат. г. Тускул, принадлежал к «новым людям» (так римляне называли тех, кто достиг известности благодаря собств. заслугам, а не из-за знатности предков). В период 2-й Пунической войны 17-летним юношей начал воен. службу, сражался в битве при Каннах (216), в качестве воен. трибуна – под Капуей и на Сицилии; в 209 – за Тарент, в 207 доблестно проявил себя при Метавре, принимал участие в начале афр. похода. В конце войны начал гражд. карьеру: в 204 квестор, в 199 плебейский эдил, в 198 претор, наместник на Сардинии, в 195 консул, в 194 получил триумф за покорение исп. племён, в 184 избран цензором.
К. С. был многосторонне одарённым человеком, обладал неуёмной энергией и целеустремлённостью, на войне отличался храбростью и дисциплинированностью. Будучи консулом, подавил восстание иберов, организовал в Испании добычу золота и серебра, обогатив рим. казну. В качестве посла к афинянам и ахейским городам убедил многих из них отказаться от поддержки селевкидского царя Антиоха III. В период наместничества на Сардинии сумел удержать местных жителей от неповиновения, вызывал их уважение, т. к. боролся с ростовщиками, сократил собств. проконсульскую обслугу, был неприхотлив и скромен в быту. Занимая должность цензора, К. С. как поборник староримских традиций исключил из сената нерадивых сельских хозяев, запустивших свои поместья, расточителей и развратников, а при ревизии всадников отнял коней у растолстевших всадников; ввёл налог на роскошь; распорядился снести незаконные личные постройки на обществ. земле; перекрыл желоба, по которым отводилась вода из гос. водопровода на частные участки и усадьбы. На собранные штрафные деньги осуществил ремонт обществ. строений и возвёл первую рим. базилику. К. С. был безжалостным к своим противникам из аристократии: постоянно судился (более 44 раз) и выиграл все тяжбы. Побывав в Карфагене и увидев, как быстро возрождается враждебный Риму город, К. С. стал упорно добиваться разрушения Карфагена [каждую речь в сенате заканчивал вошедшей в поговорку фразой: «И всё же, я полагаю, Карфаген должен быть разрушен» («Cetenim censeo Carthaginern esse delendam»)] и дожил до успешного начала 3-й Пунической войны.
К. С. выступал за интенсификацию рим. экономики, товарного произ-ва и ростовщических операций, поэтому во внешней политике ратовал за расширение завоеваний и превращение покорённых стран в рим. провинции. К. С. боролся за укрепление полисных устоев, служивших социальной гарантией граждан. Он яростно выступал против Сципиона Старшего, сторонника эллинистич. культуры, осуждал проникновение чужеземных нравов, особенно греч. обычаев, языка и литературы, был первым рим. писателем, создававшим свои произведения на лат. языке.
К. С. всю жизнь учился, в т. ч. и у «ненавистных» греков (языку, литературе) и карфагенян (рациональному ведению рабовладельч. сельского хозяйства). Образованность К. С. нашла отражение в его лит. наследии.
Из многочисл. произведений К. С. целиком дошёл трактат «О земледелии» («De agricultura»), построенный по образцу греч. учебников и делящийся на три части, посвящённые устройству имения, сезонным работам и домоводству. В немногих фрагментах дошло гл. произведение К. С. – первая история на лат. яз. «Начала» («Origines»), в 7 книгах, из которых первые три описывали основание Рима и др. италийских городов, а в последующих излагалась история Рима с 1-й Пунической войны до последних лет жизни самого К. С. Отсутствие имён полководцев в изложении событий характеризует взгляд К. С. на историю как творение народа в целом. Среди др. произведений: сохранившиеся во фрагментах дидактич. трактат «К сыну Марку» («Ad Marcum filium»), «Поэма о нравах» («Carmen de moribus»), а также небольшие фрагменты 80 речей, ориентированных не на эллинистич. теорию, а на практику рим. ораторского искусства.
К. С. был примерным семьянином, рачительным домохозяином. Однако женитьба К. С. в 80-летнем возрасте на юной бесприданнице (родившей ему сына) изменила отношение римлян к нему. Тем не менее римляне высоко оценили личность К. С. – удостоили его статуи с благодарственной надписью.
bigenc.ru
Катон, Марк Порций
КАТОН, МАРК ПОРЦИЙ (Marcus Porcius Cato). В римской истории наиболее знамениты два деятеля, носившие это имя. Катон Старший, он же Катон Цензор (234 – ок. 148 до н.э.), политик, полководец и писатель, больше всего известен строгостью нравов и приверженностью идее окончательного уничтожения Карфагена. Он приходится прадедом Катону Младшему, или Катону Утическому (95–46 до н.э.), аристократу, славившемуся стоическими добродетелями и ставшему в гражданской войне символом проигранного республиканского дела.
Катон Старший. Катон Старший родился в Тускуле в Альбанских горах к юго-востоку от Рима, где его семья владела поместьем. В должности военного трибуна он участвовал во 2-й Пунической войне, сражался, в частности, в битве при Метавре (207 до н.э.). В 204 до н.э. Катон стал квестором, т.е. чиновником по финансам, и в этом качестве сопровождал великого полководца Публия Корнелия Сципиона Африканского во время вторжения римлян в Африку. Щепетильность Катона в денежных вопросах раздражала Сципиона. Из этой поездки Катон привез в Рим Энния, которому суждено было стать великим поэтом.
МАРК ПОРЦИЙ КАТОН СТАРШИЙ (Цензор) беседует с римским полководцем
Публием Корнелием Сципионом Эмилианом Африканским Младшим
При поддержке Луция Валерия Флакка, представителя древней римской знати, владевшего поместьем неподалеку от имения Катона, Катон перебрался в Рим, где поставил свои ораторские таланты на службу своему покровителю и в то же время стал собирать собственных приверженцев, чтобы начать восхождение по традиционным для римской знати ступеням власти. В 199 до н.э. он был избран эдилом, в 198 до н.э., будучи претором, управлял Сардинией, где боролся с ростовщичеством. В 195 до н.э. Катон стал консулом (величайший успех для homo novus, букв. «новый человек», т.е. «выскочка») и в этой должности отправился в Испанию, где ему пришлось подавлять восстание, с чем он превосходно справился. В качестве проконсула Катон остался в Испании еще на один год и организовал здесь новую провинцию Ближняя Испания. По возвращении он был удостоен триумфа, после чего успешно воевал в 191–189 до н.э. в Греции против царя Сирии Антиоха III, находясь под началом Мания Ацилия Глабриона.
В последующие годы Катон часто начинал судебное преследование различного рода проступков (у греков и римлян, не знавших института государственных обвинителей, это считалось долгом каждого гражданина). Так, некий полководец требовал триумф за сражения, которых, по мнению Катона, вовсе не было, другой, будучи проконсулом, проявил бессмысленную жестокость к жителям провинции. Катон был также основным критиком Сципиона Африканского и его брата Луция по вопросу о том, как они распорядились военной добычей. В своей критике Катон преуспел: Луций едва не был осужден, а сам Сципион удалился от дел.
В 184 до н.э. Катон был избран цензором вместе со своим политическим патроном Валерием Флакком. Конкуренция в тот раз была чрезвычайно жесткой, поскольку на должность претендовал целый ряд известных соискателей, и некоторые из них никак не желали уступить «выскочке», предки которого никогда не занимали в Риме высоких должностей. Катон (о его коллеге никто не упоминает) проявил себя в этой должности так, что заслужил прозвище Цензор. Он подверг список сенаторов беспощадному пересмотру, исключив из него семерых недостойных. Так же сурово пересмотрел он и сословие всадников. Был издан закон, ограничивший расходы на роскошь (римляне, как и греки, верили в действенность подобных постановлений). Кроме того, цензоры осуществили строительство целого ряда общественных зданий и проложили новые дороги, в которых ощущалась острая необходимость. В частности, огромная по тем временам сумма в 1000 талантов была израсходована на городскую канализацию.
Более всего Катон известен ролью, которую он сыграл в судьбе Карфагена. Побывав там в качестве посла в 153 до н.э., Катон был поражен растущим богатством города и потенциальной угрозой, которой мог вновь сделаться этот старинный враг Рима. Предположение, будто Катон и другие землевладельцы желали уничтожения Карфагена ради монополии в торговле вином и маслом, не слишком убедительно. Возможно, Катон опасался, как бы Карфаген не попал в руки энергичного царя Нумидии Масиниссы, который в таком случае сам сделался бы соперником Рима. Как бы то ни было, теперь Катон завершал каждое свое выступление в сенате словами: «Что до прочего, я полагаю, что Карфаген должен быть уничтожен» («Ceterum censeo Carthaginem esse delendam»). Считается, что именно по его инициативе римляне начали 3-ю Пуническую войну (149–146 до н.э.), завершившуюся разрушением Карфагена.
Биография Катона – это типичная биография римского аристократа его эпохи. Катон перебрался в Рим, потому что здесь перед ним открывалось более широкое поле деятельности, однако его сочинение Начала (не сохранилось) было посвящено скорее истории Италии, чем Рима. Нет никакой необходимости противопоставлять Катона Сципиону Африканскому, как делают некоторые авторы, которые изображают Катона реакционером и поклонником старины, возглавившим движение, враждебное Сципиону, прогрессивному обожателю греческой культуры. На самом деле Катон и сам смотрел в будущее, он проницательно усвоил все лучшее в греческой цивилизации, как ни претила ему тогдашняя греческая политика. После тридцати (а вовсе не в старости, как сообщают некоторые источники) Катон выучил греческий. Трактат О земледелии (сохранился), учебник по доходному ведению хозяйства, составлен по греческим образцам, и даже немногочисленные сохранившиеся фрагменты речей Катона (Цицерон имел более 150 его речей) обнаруживают, что он кое-что почерпнул из греческой риторики. Новое здание суда, базилика, которую возвел Катон, будучи цензором, опять же обнаруживает греческое влияние. Мы вполне можем положиться на мнение римлян следующих поколений, которые усматривали в Катоне достойный восхищения, но вполне знакомый тип римлянина.
Источник:
http://www.krugosvet.ru
ancient.gerodot.ru
Катон (Старший) - это... Что такое Катон (Старший)?
Катон (Старший), Марк Порций Катон Цензор; Marcus Porcius Cato Censorius, 234-149 гг. до н. э., римский политик, оратор и писатель. Благодаря изобилию источников, К. принадлежит к числу наиболее известных личностей II в. до н. э. Он родился в Тускуле, происходил из всаднического рода (эквитов) и воспитывался на родине в стране сабинян, где дольше всего продержались суровые древнеримские обычаи. С ранней молодости он готовился заниматься хозяйственными делами, работая в поле, зачастую вместе с рабами. В 217-216 гг. поступил на военную службу, с 214 г. был военным трибуном на Сицилии. Как первый среди Порциев (homo novus), К. начал добиваться должностей. В 204 г. был в Африке квестором при Публии Корнелии Сципионе Африканском Старшем. На обратном пути в Рим взял с собой с Сардинии поэта Энния. Народным эдилом он был в 199 г., затем в 198 г. в качестве претора пребывал на Сардинии, искореняя ростовщичество. Будучи консулом в 195 г., одержал победу в Испании, за что получил в 194 г. право на триумф. В 184 г. стал цензором, и эту должность исполнял с необычайной суровостью (отсюда его прозвище), среди прочего удалив из сената 7 сенаторов. От общественной жизни никогда не отходил. Непримиримый враг Карфагена, постоянно призывал к его разрушению. Но прежде всего он боролся всеми возможными способами против наступающей эллинизации, особенно преследовал римских филэллинов, а среди них с особой настойчивостью - Сципиона. Именно эта неприязнь к эллинизации и стремление воспитать в римских традициях сына Марка (ок. 192 г.) и сделали из К. писателя. Вскоре после вступления в должность цензора К. собственноручно написал для сына большими буквами историю Рима, разумеется, понятую и трактуемую по-своему, а когда сын немного подрос, изложил ему практическую житейскую мудрость, добытую собственным опытом, в Наставлении сыну (Praecepta ad filium).
Это произведение, признанное повсюду первой римской энциклопедией, содержало наставления в сельском хозяйстве, риторике и медицине. Все указания пронизаны моралистическими тенденциями, как это видно на примере определения оратора, который является «справедливым человеком, владеющим искусством красноречия». Тот же дидактический характер имело прозаическое сочинение Об обычаях (Carmen de moribus). К. создавал также пособия по различным вопросам, важным для помещика и гражданина. Мы знаем следующие названия: Медицинские записки (Commentarius de medicina), Заметки о гражданском праве (Commentarii iuris civilis), О военном деле (De re militari). К этому ряду специальных трудов принадлежало также произведение О сельском хозяйстве (De agri cultura), наиболее древний памятник латинской прозы. Это не систематическое изложение современных автору знаний о земледелии, но собрание относительно упорядоченных указаний по ведению хозяйства в поместье. Некие попытки систематизации можно обнаружить лишь в начальной части, а именно в разделах 1-54, касающихся покупки и обустройства поместья, выделки вина и оливок, а также полевых работ. Оставшаяся часть представляет собой разнообразные хозяйственные советы, не объединенные какой-либо основной мыслью и - кроме частых повторений - без какой-либо связи с начальной частью. Этот непритязательный сборник советов доброго хозяина, постоянно дополняемый и перерабатываемый, создавался на протяжении многих лет; он показывает нам К. человеком, который постоянно чему-то учился. Уже в старости, ок. 168 г., К. приступил к обработке истории Рима, которую довел до 149 г.; не сохранившееся произведение носило довольно своеобразное название Начала (Origines). Оно содержало 7 книг, из которых первая была посвящена легендарной истории Рима от основания Энеем в 751 г. до н. э. до падения царской власти, а книги II-III излагали легенды об основании других италийских городов. Легендарный материал К. дополнял обильными географо-этнографическими сведениями. Оставшиеся книги, своеобразие которых видно даже из фрагментов, содержали историю Рима. Таким образом, IV книга описывала Пунические войны, книга V, вероятно, македонские войны, книга VI - войны с Антиохом III Великим и книга VII - войны в Испании. Такое построение было следствием заведомого разрыва с традициями римской анналистики, что проявляется и в том, что К. не пишет, как его предшественники, по-гречески, но только по-латыни. Таким образом, К. стал подлинным творцом римской историографии. Сохраняющаяся двойственность произведения (кн. I-III и кн. V-VII), не слишком подходящее к целому название и опускание событий от падения царской власти до начала Первой Пунической войны требуют объяснения. Пробелы в изложении римской истории очевидны, в то время как в кн. II-III при изложении истории италийских городов неоднократно приводятся сведения о событиях из истории Рима. Заглавие же, соответствующее содержанию кн. I-III, был позднее сохранен за целым произведением. Из-за ненависти к аристократическим родам, представители которых управляли римской политикой, К. не приводит в Началах ни одного имени. Это была история Рима, предназначенная для римлян; исторические события К. оценивал по-своему. С политической и общественной деятельностью связаны речи К.; их было чрезвычайно много. 44 раза обвиненный, К. защищался перед судом самостоятельно, и всегда успешно. Со времени консульства публиковал свои речи. Цицерон знал их более 150, от половины остались лишь фрагменты. Все сочинения К. отличаются добросовестностью обработки и хорошим знанием предмета, там, где считал это необходимым, использовал даже греческие источники. Язык К. был весьма разнообразен. В специальных сочинениях он не слишком отклонялся от бытовой латыни. Своеобразие речи К. справедливо оценил Геллий, который пишет: «Все это, быть может, и можно было бы изложить более стройно и благозвучно, но выразительней и живее - невозможно». Следы заведомой стилизации носят фрагменты Начал и речей; их язык несколько архаизирован и возвышен, особенно в речах. Стилю К. подражал Саллюстий. За исключением периода повышенного интереса к староримской литературе в правление Адриана, который ценил К. выше, чем Цицерона, влияние его творчества на историю римской литературы очень незначительно. Из его наследия быстрее всего устарели речи, что вполне понятно, хотя предостережение Квинтилиана, чтобы юноши не читали К., наводит на мысль, что обаяние этих речей и тогда было немалым. Лучшее в художественном отношении произведение Начала (в форме своей скопированное Саллюстием) не оказало большого влияния на развитие римской историографии; оно было забыто не только из-за смены литературных пристрастий, но и по внелитературным причинам, ибо прославляло республиканский строй. Литературно посредственное сочинение О сельском хозяйстве дошло до нас постольку, поскольку служило настольной книгой владельца поместья.
КАТОН СТАРШИЙ (Цензорий или Цензор) Марк Порций (Marcus Porcius Cato Major) (234-149 до нашей эры), государственный деятель, полководец, писатель и оратор в Древнем Риме. Происходил из всаднической семьи латинского города Тускул, принадлежал к «новым людям» (так римляне называли тех, кто достиг известности благодаря собственным заслугам, а не из-за знатности предков). В период 2-й Пунической войны 17-летним юношей начал военную службу, сражался в битве при Каннах (216), в качестве военного трибуна - под Капуей и на Сицилии; в 209 - за Тарент, в 207 доблестно проявил себя при Метавре, принимал участие в начале африканского похода. В конце войны начал гражданскую карьеру: в 204 квестор, в 199 плебейский эдил, в 198 претор, наместник на Сардинии, в 195 консул, в 194 получил триумф за покорение испанских племён, в 184 избран цензором.
Катон Старший был многосторонне одарённым человеком, обладал неуёмной энергией и целеустремлённостью, на войне отличался храбростью и дисциплинированностью. Будучи консулом, подавил восстание иберов, организовал в Испании добычу золота и серебра, обогатив римскую казну. В качестве посла к афинянам и ахейским городам убедил многих из них отказаться от поддержки селевкидского царя Антиоха III. В период наместничества на Сардинии сумел удержать местных жителей от неповиновения, вызывал их уважение, так как боролся с ростовщиками, сократил собственную проконсульскую обслугу, был неприхотлив и скромен в быту. Занимая должность цензора, Катон Старший как поборник староримских традиций исключил из сената нерадивых сельских хозяев, запустивших свои поместья, расточителей и развратников, а при ревизии всадников отнял коней у растолстевших всадников; ввёл налог на роскошь; распорядился снести незаконные личные постройки на общественной земле; перекрыл желоба, по которым отводилась вода из государственного водопровода на частные участки и усадьбы. На собранные штрафные деньги осуществил ремонт общественных строений и возвёл первую римскую базилику. Катон Старший был безжалостным к своим противникам из аристократии: постоянно судился (более 44 раз) и выиграл все тяжбы. Побывав в Карфагене и увидев, как быстро возрождается враждебный Риму город, Катон Старший стал упорно добиваться разрушения Карфагена [каждую речь в сенате заканчивал вошедшей в поговорку фразой: «И всё же, я полагаю, Карфаген должен быть разрушен» («Cetenim censeo Carthaginern esse delendam»)] и дожил до успешного начала 3-й Пунической войны.
Реклама
Катон Старший выступал за интенсификацию римской экономики, товарного производства и ростовщических операций, поэтому во внешней политике ратовал за расширение завоеваний и превращение покорённых стран в римские провинции. Катон Старший боролся за укрепление полисных устоев, служивших социальной гарантией граждан. Он яростно выступал против Сципиона Старшего, сторонника эллинистической культуры, осуждал проникновение чужеземных нравов, особенно греческих обычаев, языка и литературы, был первым римским писателем, создававшим свои произведения на латинском языке.
Катон Старший всю жизнь учился, в том числе и у «ненавистных» греков (языку, литературе) и карфагенян (рациональному ведению рабовладельческого сельского хозяйства). Образованность Катона Старшего нашла отражение в его литературном наследии.
Из многочисленных произведений Катона Старшего целиком дошёл трактат «О земледелии» («De agricultura»), построенный по образцу греческих учебников и делящийся на три части, посвящённые устройству имения, сезонным работам и домоводству. В немногих фрагментах дошло главное произведение Катона Старшего - первая история на латинском языке «Начала» («Origines»), в 7 книгах, из которых первые три описывали основание Рима и других италийских городов, а в последующих излагалась история Рима с 1-й Пунической войны до последних лет жизни самого Катона Старшего. Отсутствие имён полководцев в изложении событий характеризует взгляд Катона Старшего на историю как творение народа в целом. Среди других произведений: сохранившиеся во фрагментах дидактический трактат «К сыну Марку» («Ad Marcum filium»), «Поэма о нравах» («Carmen de moribus»), а также небольшие фрагменты 80 речей, ориентированных не на эллинистическую теорию, а на практику римского ораторского искусства.
Катон Старший был примерным семьянином, рачительным домохозяином. Однако женитьба Катона Старшего в 80-летнем возрасте на юной бесприданнице (родившей ему сына) изменила отношение римлян к нему. Тем не менее, римляне высоко оценили личность Катона Старшего - удостоили его статуи с благодарственной надписью.
Лит.: Astin А. Е. Cato the Censor. Oxf., 1978; Kienast D. Cato der Zensor. Darmstadt, 1979; Трухина Н. Н. Политика и политики «золотого века» Римской республики (II век до нашей эры). М., 1986; Плутарх. М. Катон // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. СПб., 2001. Т. 1.