История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Толковый словарь понятий и терминов. Древняя русь словарь терминов


РУСЬ 12-16 вв. Словарь терминов

БАРЩИНА – форма феодальной земельной ренты, даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве феодала. На Руси появилась во времена Киевского государства.

 

БАСКАК – представитель монгольского хана в завоеванных землях, контролировал местные власти.

 

БОЯРСКАЯ ДУМА – высший совет при князе и царе, возникла из боярского совета, старшей дружины великого князя. Состояла из представителей аристократии и являлась законосовещательным и отчасти – судебным органом. В боярскую думу входили представители четырех думных чинов: думные бояре, думные окольничьи, думные дворяне и думные дьяки. Была упразднена Петром I в 1711 году.

ВОЛОСТЕЛЬ – в русских княжествах в XI в. и в русском государстве до середины XVI в. лицо, возглавлявшее волость и осуществлявшее административно-финансовые и судебные функции. Не получая жалованья от правительства, «кормились» за счет населения, платившего налоги.

 

ВЫХОД КРЕСТЬЯНСКИЙ – в Русском государстве XI-XVII вв. право крестьян на переход от одного помещика к другому. В XI-XV вв. ограничивался для отдельных категорий сельского населения. Судебник 1497г. установил единый срок выхода крестьян – Юрьев день. Запрещен в 80-х гг. XVI в. полностью отменен Соборным уложением 1649 г.

ГРИВНА – денежная и весовая единица в Древней Руси, слиток серебра в полфунта. В XV веке вытеснена рублем. С XVI в. счетно-денежная единица, равная 10 копейкам. Отсюда «гривенник».

 

ГРИДИ (ГРИДНИ) – княжеские дружинники, телохранители князя в Древней Руси в IX-XII вв.

ГУБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ – органы местного управления в России 30-40-х гг. XVI в. – 1702 г. в масштабе Губы (уезда). В них входили губные старосты, губные целовальники, дьячки. Ведали сначала сыском и судом по уголовным делам, затем и другими вопросами текущего управления. Губные старосты – выборные лица из дворян, подчинялись Разбойному приказу.

ДВОРЯНСТВО – привилегированное сословие в русском феодальном обществе, являющееся частью господствующего класса. Возникло на почве государственной службы. Термин «дворянство» появился в XII в. и обозначал людей, живших при княжеском дворе – вольных слуг и холопов. Позже дворяне проживали на государственной земле, участки передавались в пользование с условием несения службы. Служба дворян стала военной и обязательной. В процессе создания единого централизованного государства дворянство являлось опорой великого князя. Роль дворянства возрастает во второй половине XVI в., когда царь Иван IV стал вести борьбу с боярской аристократией. При Петре I завершился процесс слияния дворянства и боярства в единое землевладельческое сословие, когда Указом царя дворянское землевладение – поместье – стало наследственным, так же, как и вотчина.

«ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА» – годы, в течение которых в некоторых районах Русского государства запрещался переход крестьян от одного землевладельца к другому. Были введены Иваном IV в 1581 г. одновременно с началом всеобщей переписи населения. Правительство обещало, что «заповедные лета» будут временным явлением, однако уже с 1592 года указом царя Федора Иоанновича они стали действовать на всей территории государства. «Заповедные лета» явились важным моментом в процессе юридического оформления крепостного права на Руси.

 

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ – центральные сословно-представительные учреждения в России в XVI-XVII вв. Включали членов Освященного собора – архиепископов, епископов и других во главе с митрополитом, с 1589 г. – с патриархом, членов Боярской Думы, «Государева двора», выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. На Земских соборах рассматривались важнейшие общегосударственные вопросы. С середины XVII в. деятельность Земских соборов замирает, что объясняется укреплением абсолютизма в России.

ЗЕМЩИНА – территория Русского государства, не включенная в годы опричнины в состав опричных земель. В Земщине Иван IV управлял по-прежнему, при участии в делах Боярской думы и Земских соборов.

 

ЗОЛОТАЯ ОРДА – монголо-татарское феодальное государство, основанное в начале 40-х гг. XIII в. ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Волжская Болгария, Крым, Северный Кавказ, Кыпчакская Орда. Русские князья находились от Золотой Орды в вассальной зависимости, были обязаны выплачивать дань. В XIV в. Золотая Орда в результате междоусобной борьбы распалась на Казанское, Крымское, Астраханское, Сибирское и другие ханства.

ИЗБРАННАЯ РАДА – кружок лиц, особо приближенных к Ивану IV, фактически бывший неофициальным правительством Русского государства с конца 40-х до начала 60-х гг. XVI в. Впервые это название было употреблено в «Истории о великом князе Московском» - сочинении князя А.М.Курбского. Избранная Рада разработала и осуществила ряд реформ 50-х гг. XVI в.

ИЗГОИ – класс людей в Древней Руси, вышедших из своего обычного социального состояния, лишившихся обычных способов существования, люди бедные, поэтому попавшие под опеку церкви. К изгоям относились крестьяне, ушедшие из общины, вольноотпущенники или выкупившиеся холопы и др. В широком смысле – люди, выброшенные из общества, опустившиеся и всеми презираемые.

ИЗЛЮБЛЕННЫЙ ГОЛОВА – выборные лица из дворян, управители на местах в XV – XVII вв., которые выполняли судебные и административные функции. Должность была введена в результате земской реформы Ивана IV в 1555 г., ликвидировавшей наместников-кормленщиков.

КОРМЛЕНИЯ – система местного управления и содержания аппарата управления (наместников и др.) на Руси за счет натуральных и денежных сборов («корм») с местного населения. Особенное распространение эта система получила в XIV – XVI вв., хотя существовала еще в Древней Руси. Кормления были отменены в 1556 г. при Иване IV.

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО – форма феодальной зависимости крестьян в России ХI в. – 1861 г. Юридически оформлена в конце XV – XVII вв. в форме прикрепления к земле и подчинена административной и судебной власти феодала («Судебник», 1497 г.), указами о заповедных и урочных летах, и окончательно «Соборным уложением» 1649 г.). В XVII-XVIII вв. все несвободное крестьянство слилось в крепостное крестьянство. Отменено крестьянской реформой 1861 г.

МЕСТНИЧЕСТВО - система феодальной иерархии в Русском государстве XV - XVII вв., когда место феодала определялось прежде всего его происхождением- «породой», знатностью, заслугами предков. Тот из феодалов, который считал свое происхождение более древним, благородным и знатным, претендовал на более высокую должность в войске или гражданской администрации. Местничество было ликвидировано в 1682 году.

НАМЕСТНИК – должностное лицо в Древней Руси, занимавшийся в волости судом, сбором пошлин, другими административными делами. В качестве жалования собирали особый налог с местных жителей (кормление). В 1555-1556 гг. должности наместников-кормленщиков были упразднены.

«НЕСТЯЖАТЕЛИ» - представители религиозно-политического течения в Русской православной церкви в 15 – первой половине XVI в. Во главе со своим руководителей Нилом Сорским «нестяжатели» выступили против монастырского землевладения, внешней роскоши монастырей как противоречащих христианству и подрывающих нравственный авторитет церкви. Ученик Нила Сорского Вассиан Косой выступил за конфискацию монастырских земель и образование земельного фонда для надела мелких и средних феодалов. Против «нестяжателей» выступили «иосифляне» во главе с Иосифом Волоцким. Собор 1503 г. осудил «нестяжателей» и высказался за сохранение церковной земельной собственности.

 

ОКОЛЬНИЧИЙ – придворный чин и должность в Русском государстве в XIII – начале XVIII вв. Первоначально в обязанности окольничего входило устройство путешествий князя и переговоры с иностранными послами. С конца XV в. окольничий входил в состав Боярской Думы, был вторым после боярина душным чином. Окольничих назначали руководителями приказов, полковыми воеводами.

ОРДЫНСКИЙ ВЫХОД – дань, которую русские земли обязаны были выплачивать ханам ЗОЛОТОЙ ОРДЫ в XIII – XIV вв. Данью облагалось все население, кроме духовенства. Сбором дани ведали ханские сборщики-баскаки, с 1327 года – русские князья.

ПРИКАЗЫ – центральные органы государственного управления в Русском государстве в XVI – начале XVIII вв. Среди приказов выделялись административные, финансовые, судебные, военные, областные приказы и дворцовые. Приказы были упразднены в 1718 г. Петром I и заменены коллегиями.

СЕМИБОЯРЩИНА – 1) совет, образованный Василием III для опеки над его сыном Иваном IY незадолго до смерти Василия III; 2) правительство, образовавшееся в июле 1610 г. после свержения с трона царя В.И.Шуйского, в которое вошли семь крупных бояр – Ф.И.Мстиславский, И.М.Воратынский, А.В.Трубецкой, А.В.Голицын, Б.М.Лыков, И.Н.Романов, Ф.И.Шереметов. Семибоярщина в августе 1610 г. заключила с польским королем договор, согласно которому сын Сигизмунда III королевич Владислав провозглашался русским царем. Семибоярщина впустила в Москву польские войска, после чего власть фактически сосредоточилась в руках польских военачальников.

СОСЛОВНАЯ МОНАРХИЯ – сословно-представительная монархия – форма феодального государства, при котором власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства, горожан. Сословное представительство в виде Земских соборов существовало в России в XVI-XVII вв. Сословная монархия предшествовала абсолютизму.

СТРЕЛЬЦЫ – часть русского войска в XVI – начале XVIII века, состоявшие из служилых людей, находившихся на постоянной службе. Были вооружены огнестрельным оружием. Сначала набирались из свободного населения, затем их служба стала наследственной и пожизненной. Они жили в особых слободах, имели семьи, занимались ремеслом и торговлей. Стрельцы подчинялись стрелецкому приказу. Были упразднены Петром I.

СУДЕБНИКИ – сборники законов Русского государства в XV-XVI вв. Первым «Судебником» был «Судебник» Ивана III 1497 г. Он установил единую систему административных органов, единые пошлины, новые наказания за различные преступления. Впервые было ограничено право крестьян на переход от одного землевладельца к другому – теперь такие переходы разрешались за неделю до и неделю после осеннего Юрьева дня (26 ноября). Кроме того, такие переходы теперь разрешались только после выплаты «пожилого». Судебник Ивана IV 1550 г. был утвержден первым на Руси Земским собором и являлся важным шагом на пути централизации Русского государства

 

ТЫСЯЦКИЙ – военачальник, возглавлявший древнерусское военное ополчение – «тысячу», первоначально назначаемый князем. В городах, где развилось вечевое управление, должность стала выборной (например, Великий Новгород). Тысяцкий избирался из местных бояр сроком обычно на один год, являлся помощником посадника. В городах без вечевого управления они всегда назначались князем и эта должность постепенно стала наследственной. Великий князь Московский Дмитрий Донской (1359-1389) упразднил должность тысяцкого в Москве и к середине XV в. она исчезла.

 

УДЕЛ – доля члена княжеского рода в родовом владении, удельное княжество.

 

 

УДЕЛЬНЫЕ ЗЕМЛИ – в России земельная собственность императорской фамилии, созданная в 1797 г. из дворцовых земель.

 

УРОЧНЫЕ ЛЕТА – в России XVI - XVII вв. летние сроки, в течение которых феодалы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 1597 г., первоначально установлен 5-летний срок розыска. В 1607 г. он был увеличен до 15 лет, при Михаиле Романове

 

ФЕОДАЛЬНАЯ ВОЙНА В РОССИИ – война 1425 – 1453 гг. между Василием II Темным и дядей Василия Звенигородского – галичским удельным князем Юрием Дмитриевичем и его сыновьями за московское великое княжение. вновь сокращен до 5 лет. В 1642 г. был установлен 10-летний срок для беглых крестьян и 15-летний для увезенных другими землевладельцами. Соборное уложение 1649 г. ввело бессрочный розыск беглых крестьян.

ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ – закономерный этап в развитии феодальных государств, когда единое государство распадается на ряд самостоятельных княжеств, в которых правит своя династия, проводится самостоятельная внутренняя и внешняя политика, однако схожими остаются правовые основы, культура, бытовой уклад. На Руси феодальная раздробленность наступает в конце XI – начале XII вв., с XIV в. начинается процесс складывания единого государства.

ХОЛОПЫ – в России в Х – начале ХVIII вв. категория феодально-зависимого населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и выполняли различные работы в хозяйстве феодала. Холопами становились в результате пленения, за долги. С ХVII в. холопы получили в пользование землю и облагались повинностями. С введением в 1722 г. подушной подати холопы превратились в крепостных крестьян.

ЧАСОСЛОВ – православная, богослужебная книга, предназначенная для чтецов и певцов. Включает в себе молитвы ежедневных служб: заутрени, полуночницы, вечерни и др., а также так называемые молитвы к службам круга дневного. Различаются Великий и Малый Часословы.

 

ЧЕЛОБИТНАЯ – прошение, заявление, жалоба в Русском государстве ХVI-ХVII вв. Происходит от выражения «бить челом», т.е. кланяться лбом до земли.

ЧЕРНОСОШНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ – в русском государстве XIV – XVII вв. лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие государственные феодальные повинности. В XVIII веке стали государственными крестьянами.

«ЮРЬЕВ ДЕНЬ» – название церковных праздников, посвященных христианскому святому Георгию (Егорию, Юрию) Победоносцу. Празднуется 23 апреля и 26 ноября по старому стилю. Широко известен после принятия Судебника 1497 года. По Судебнику устанавливалось правило – переход крестьянам разрешался только за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и неделю после этого дня. В конце XVI в. «Юрьев день» был отменен.

ЯМ (ЯМА) – в XVI – XVII вв. селение на почтовом тракте, жители которого назывались ямщиками.

ЯРЛЫК – документ хана Золотой Орды, выдаваемый русским князьям на великое княжение, а также митрополитам русской церкви, по которым церкви и монастыри освобождались от уплаты дани.

 

ЯСАК – натуральный или денежный налог, который платили народы монголо-татарам. В России XV – XX вв. натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной

Россия в 17-18вв.

БЛИЖНЯЯ ДУМА – совет доверенных лиц царя или великого князя в России в XV – начале XVIII вв., в середине XVI в. была фактическим правительством страны.

«ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО» – длительная дипломатическая поездка Петра I в Западную Европу в 1697-1698 гг. для приглашения специалистов на русскую службу и закупки вооружения. Подготовило почву для борьбы за Прибалтику со Швецией и за Черноморское побережье с Турцией.

 

ВЕРХОВНЫЙ ТАЙНЫЙ СОВЕТ – высшее совещательное государственное учреждение в России в 1726 – 1730гг. из узкого круга лиц. Создан Екатериной I как совещательный орган, фактически решил важнейшие государственные вопросы. Пытался ограничить самодержавие в свою пользу, но был распущен императрицей Анной Иоановной 4 марта 1730 г.

ГВАРДИЯ – первоначального образца – отряд телохранителей или отборное войско. В России лейб-гвардия создана Петром I в 90-х гг. XVII в. из «потешных» в составе Преображенского и Семеновского полков. После смерти Петра I сыграли большую роль в осуществлении «дворцовых переворотов». В Советское время гвардейцами стали называть части, корабли, соединения и объединения вооруженных сил, отличившихся в боях Великой Отечественной войны, и части реактивной артиллерии. 21 мая 1942 г. введены гвардейские звания и установлен нагрудный знак для военнослужащих гвардейских частей.

 

ГЕНЕРАЛ–ГУБЕРНАТОР – высшее должностное лицо местной администрации в России в 1703-1917 гг. Обладал гражданской и военной властью на территории одной или нескольких губерний. Подчинялся непосредственно губернатору.

ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ – эпоха с 1725 по 1762 гг., когда смена власти в России происходила в основном путем переворотов, совершавшихся дворянскими группировками при содействии гвардейских полков.

МАНУФАКТУРА – форма капиталистического промышленного производства и стадия в его историческом развитии, предшествующая фабрике. Основана на ручном труде и разделении рабочих операций. В России первые мануфактуры возникли в 30-е гг. XVII в.

МЕРКАНТИЛИЗМ – экономическая политика, направленная на развитие отечественной торговли, промышленности. В России политика меркантилизма особое развитие получила в XVII – XVIII вв.

МЕЩАНЕ – в Российской империи в 1775 – 1917 гг. податное сословие из бывших посадских людей - ремесленников, мелких торговцев и домовладельцев. Объединялись по месту жительства в общины с некоторыми правами самоуправления. В советское время мещанами стали называть людей с мелкими интересами и ограниченным кругозором.

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ – система налогообложения в России, заменившая в 1724 г. подворную подать. Налог взимался с каждого мужчины податного сословия (т.е. крестьян и городских жителей) независимо от возраста. Отменена в 80-90-х годах ХIХ века.

ПОЖИЛОЕ – в России в XIV - начале XVII вв. плата, взимавшаяся с крестьянина при переходе от одного землевладельца к другому. Судебник 1497г. устанавливал обязательную выплату пожилого в размере от 50 копеек до 1 рубля. Введение пожилого способствовало закрепощению крестьян. Исчезло с полным закрепощением крестьян. В XVII-XVIII вв. штраф за прием беглых крестьян.

 

ПОЛКИ «НОВОГО СТРОЛЯ» - полки иноземного строя – воинские части, сформированные в XVII в. в России из «охочьих» вольных людей, казаков, иностранцев и др., позже из даточных людей по образцу организации и обучения западноевропейских армий. В конце XVII – начале XVIII вв. использованы для формирования регулярной русской армии.

 

 

ПРИПИСНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ – в России XVIII – первой половине XIX вв. государственные, дворовые, экономические крестьяне, работавшие на казенных и частных заводах вместо уплаты феодальной подати. Прикрепленные, приписанные к ним, они были освобождены крестьянской реформой 1861 г.

 

РАСКОЛ – религиозно-общественное движение в России, возникло в середине XVII в. и привело к разделению в русской православной церкви, образованию старообрядчества. На соборе 1667 был утвержден принцип разделения светской и духовной власти. Царь имел преимущество в решении гражданских дел, а церковь – в решении духовных.

 

РЕКРУТ – лицо, принятое на военную службу по найму или по повинности. В русской армии в 1705-1874 гг. – лицо, зачисленное в армию по рекрутской повинности, которой подлежали все податные сословия и для которых она была пожизненно С 1793 г. бессрочный срок службы был сокращен до 25 лет и в последствии сокращен до 7 лет. В 1874 г. рекрутская повинность заменена всеобщей воинской, а слово «рекрут» заменено на слово «новобранец».

 

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ – светской, мирской – превращение церковной собственности в светскую, изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения.

 

СЕНАТ – высший орган управления, созданный Петром I в 1711 году. Первоначально работал как орган коллегиального управления страной в отсутствие царя. Затем являлся законодательным органом и высшей судебной инстанцией. В 1763 году был разделен Екатериной II на шесть департаментов, которые занимались делами управления, судебными вопросами, заведовали путями сообщения, медициной, образованием и другими вопросами. С 1782 г. – высший судебный орган.

СИНОД – собрание – Святейший синод – высший орган церковного управления, ведал делами православной церкви вместо упраздненной Петром I должности патриарха. После 1917 г. – совещательный орган при патриархе Московском и всея Руси.

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 г. – свод законов Русского государства, принят Земским собором 1648-1649 гг. Впервые выделены государственные преступления, окончательно оформлено крепостное право. Основной закон в России до первой половины ХIХ в. Соборное Уложение сыграло большую роль в оформлении самодержавия и подготовило условия для перехода к абсолютизму.

СТОЛБОВЫЕ ДВОРЯНЕ – потомственные дворяне знатных родов, занесенные в XVI-XVII вв. с столбцы (отсюда название) – родословные книги, в отличие от дворян более позднего происхождения.

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ – закон о порядке государственной службы в Российской империи, издан Петром I в 1722 г. Устанавливал 14 рангов (классных чинов, первый – высший) по тем видам: военные (сухопутные и морские), штатские и придворные. Упразднен после Октябрьской революции.

 

ТАЙНАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ – орган политического сыска в России в 1718-1726 и 1731-1762 гг. Возникла по указу Петра I в феврале 1718г. по делу царевича Алексея Петровича и близких ему лиц – противников реформ Петра I. Тайная канцелярия в мае 1726 г. была ликвидирована, восстановлена под названием Канцелярии тайных розыскных дел в 1731 г. Окончательно ликвидирована в 1762г. с передачей функций департаментам Сената.

studopedya.ru

Исторический словарь - значение слова Древняя Русь Конца Ix — Начала Xii В.

Объединение восточнославянских земель в составе Древнерусского государства в конце IX и в X в. Во второй половине IX в. новгородский князь Олег (по-видимому, варяг по происхождению) объединил в своих руках власть над Киевом и Новгородом. Это событие летопись датирует 882 г. Образование в результате возникновения антагонистических классов раннефеодального Древнерусского государства (Киевской Руси) было переломным моментом в истории восточных славян. Процесс объединения восточнославянских земель в составе Древнерусского государства был сложным. В ряде земель киевские князья встречали серьёзное сопротивление со стороны местных феодальных и племенных князей и их «мужей». Сопротивление это подавлялось силой оружия. В княжение Олега (конец IX — начало X в.) уже взималась постоянная дань с Новгорода и с земель северорусских (новгородские или ильменские словене), западнорусских (кривичи) и северовосточных (где жило финское племя меря, скоро растворившееся в массе славянства). Дружины Олега ходили в землю древлян, живших по правой стороне Днепра. Олег «примучил» их (подчинил своей власти), заставив местных князей платить дань. Из Восточного Поднепровья дружины киевского князя вытеснили хазар и заняли черниговские земли северян и радимичей. Киевский князь Игорь (начало X в.— 945 г.) в результате упорной борьбы подчинил земли уличей и тиверцев. Таким образом, граница Киевской Руси была продвинута за Днестр. Длительная борьба продолжалась с населением Древлянской земли. Игорь увеличил размеры взимавшейся с древлян дани. Во время одного из походов Игоря в Древлянскую землю, когда он решил собрать двойную дань, древляне разбили княжескую дружину и убили Игоря. В княжение Ольги (945—969), жены Игоря, земля древлян была окончательно подчинена Киеву, их столица Искоростен разрушена, местные князья и знать истреблены, а на древлян наложена дань в увеличенном размере. Территориальный рост и укрепление Руси продолжались при Святославе Игоревиче (969—972) и Владимире Святославиче (980—1015). В состав Древнерусского государства вошли земли вятичей (по Оке). Власть Руси распространилась на Северный Кавказ. Территория Древнерусского государства расширилась и в западном направлении, включив Червенские города (названные так по городу Червену) и Карпатскую Русь. С образованием раннефеодального государства создались более благоприятные условия для поддержания безопасности страны и её экономического роста. Но укрепление этого государства было связано с развитием феодальной собственности и дальнейшим закабалением ранее свободного крестьянства, о чём свидетельствует ряд источников. В летописях упоминаются княжеские сёла (X в.), в договорах Руси с Византией фигурируют представители феодальной знати — «князья» и «бояре». Всё это говорит о том, что шёл процесс феодализации. Политический строй и государственный аппарат в IX — X вв. Войско Верховная власть в Древнерусском государстве принадлежала великому киевскому князю. При княжеском дворе жила дружина, делившаяся на «старшую» (бояре, княжеские мужи) и «младшую» (гриди, отроки, детские). Княжеские дружинники принимали участие в управлении государством. Так, князь Владимир Святославич вместе с боярами обсуждал вопрос о введении христианства, о мерах борьбы с «разбоями» и решал другие дела. В отдельных частях Руси правили свои князья (например, в Древлянской земле князь Мал). Но великий киевский князь стремился заменить местных правителей своими ставленниками. Государство содействовало укреплению господства феодалов на Руси. Аппарат власти обеспечивал поступление дани, взимавшейся деньгами и натурой (например, мехами). Единицей обложения было отдельное крестьянское хозяйство — дым, рало, плуг. Трудовое население выполняло и ряд других повинностей — военную, подводную, участвовало в постройке крепостей, дорог, мостов и т. д. Отдельные княжеские дружинники получали в управление целые области с правом взимать дань. Вначале дань собиралась во время полюдья — периодических объездов подвластных земель князем с дружиной, но затем стала вводиться постоянная военно-административная организация на местах. В середине X в. при княгине Ольге были определены размеры повинностей (даней и оброков) и установлены временные и постоянные становища и погосты, в которых производился сбор дани. Нормы обычного права складывались у славян с глубокой древности. С возникновением и развитием классового общества и государства, наряду с обычным правом и постепенно заменяя его, появились и развивались письменные законы, охранявшие интересы феодалов. Уже в договоре Олега с Византией (911 г.) упомянут «закон русский». Сборником письменных законов является «Русская правда» так называемой «Краткой редакции» (конец XI — начало XII в.). В её составе сохранилась «Древнейшая правда», записанная, по-видимому, в начале XI в., но отразившая некоторые нормы обычного права. В ней говорится ещё о пережитках первобытно-общинных отношений, например о кровной мести. Закон рассматривает случаи замены мести денежным штрафом в пользу родственников пострадавшего (впоследствии в пользу государства). Вооружённые силы Древнерусского государства состояли из дружины великого князя, дружин, которые приводили подчинённые ему князья и бояре, и народного ополчения (воев). Численность войска, с которым князья выступали в походы, доходила иногда до 60—80 тыс. Важную роль в вооружённых силах продолжало играть пешее народное ополчение. Использовались на Руси и отряды наёмников — кочевников степей (печенегов), а также половцев, венгров, литовцев, чехов, поляков, варягов-норманнов, но роль их в составе вооружённых сил была незначительна. Древнерусский флот состоял из судов, выдолбленных из деревьев и обшитых по бортам досками. Русские суда плавали по Чёрному, Азовскому, Каспийскому и Балтийскому морям. Внешняя политика киевских князей X в. Внешняя политика Древнерусского государства выражала интересы растущего класса феодалов, расширявшего свои владения, политическое влияние и торговые связи. Стремясь к покорению отдельных восточнославянских земель, киевские князья приходили в столкновение с хазарами (тюрки-кочевники, подчинившие ряд славянских племён и основавшие свое государство в низовьях Волги). Продвижение к Дунаю, стремление овладеть торговым путём по Чёрному морю и крымским побережьем приводило к борьбе русских князей с Византией, старавшейся ограничить влияние Руси в Причерноморье. В 907 г. князь Олег организовал поход морем на Константинополь. В русском флоте, по сообщению летописей, было 2 тыс. ладей, в каждой из них находилось по 40 человек. Византийцы вынуждены были просить русских о заключении мира и заплатить контрибуцию. По мирному договору 911 г. Русь получила право беспошлинной торговли в Константинополе. В княжение Игоря были предприняты два новых похода на Византию. Во время первого похода (в 941 г.) русские прошли черноморское побережье от Босфора до Пафлагонии, но в решающей битве византийцы нанесли поражение русскому флоту, спалив часть его «греческим огнём» (горючей смесью). Второй поход (944 г.) закончился новым мирным договором, менее выгодным для Руси, чем договор 911 г. Киевские князья предпринимали походы и в более отдалённые земли — за Кавказский хребет, к западному и южному побережьям Каспийского моря (походы 880, 909, 910, 913—914 гг.). В последнем из этих походов участвовало до 50 тыс. человек, а в море вышло до 500 кораблей. В 913 г. русскими войсками был занят один из островов близ Баку. Во время похода 944 г. русские овладели важным центром Закавказья городом Бердаа, но не могли здесь надолго закрепиться из-за сопротивления местных жителей. Восточная политика Святослава Игоревича имела своей целью выход к морю, овладение волжским путём, укрепление в устьях Дона и расширение связей с Ираном и Средней Азией. Походы войск Святослава в 60-х годах X в. закончились подчинением Волжской Болгарии, разгромом и уничтожением хазарского каганата, занятием городов Саркела, Итиля, Семендера. Были расширены и русские владения на Северном Кавказе, подчинены земли осетин и черкесов (ясов и касогов). Власть Руси распространилась на берега Керченского пролива, где город Тмутаракань стал крупной русской гаванью. Древнерусское государство стремилось укрепиться в низовьях Дуная (в землях, население которых политически зависело от Болгарии). В период упадка Первого Болгарского царства Византия пыталась столкнуть между собой Русь и Болгарию, которая в начале X в. нанесла Византии серьёзные поражения. Византия рассчитывала ослабить Болгарию и в то же время отвлечь внимание Руси от Херсонеса. Святослав вмешался в византийско-болгарскую борьбу, по отнюдь не в интересах византийской дипломатии, а в целях расширения владений Руси. В результате первого похода Святослава на Балканы в 968 г. его войска заняли ряд городов по Дунаю (Переяславец и др.). Ввиду нападения печенегов на Киев войска Святослава были вынуждены вернуться из Болгарии на Русь. Во время второго похода на Балканы в 969 г. Святослав действовал уже в союзе с болгарами против Византии. Русско-болгарские войска, к которым присоединились венгры, вступили в Филиппополь (Пловдив), заняли Фракию, прошли Македонию. Лишь собрав большие силы, византийскому императору Иоанну I Цимисхию удалось взять Великую Преславу. После кровопролитной битвы у Доростола войска Святослава были вынуждены покинуть Балканы. На обратном пути князь был убит печенегами (972 г.). Неудача похода русских привела к тому, что Восточная Болгария попала под власть Византии. Много сил требовала от Руси борьба с печенегами. Появившись в IX в. из междуречья Волги — Яика, печенеги обосновались в Северном Причерноморье, между Доном и Дунаем, нападая при поддержке Византин на русские границы. При князе Владимире Святославиче на юге; страны была возведена линия укреплений по рекам Стугне, Ирпени, Трубежу и др. и реконструированы городские укрепления Киева. Принятие христианства В конце X в. на Руси было официально введено христианство. Развитие феодальных отношений подготовило замену языческих культов новой религией. Восточные славяне обожествляли силы природы. Среди почитаемых ими богов первое место занимал Перун — бог грома и молнии. Даждь-бог был богом солнца и плодородия, Стрибог — богом грозы и непогоды. Богом богатства и торговли считался Волос, творцом всей человеческой культуры — бог-кузнец Сварог. У восточных славян имелись капища, где происходили моления и приносились жертвы идолам. Археологами открыто капище Перуна на Перыни под Новгородом. Заметную роль в общественной жизни играли кудесники-волхвы, ведуны и т. п. Существовал восходящий ещё к родовому строю культ предков. Останки умерших сжигали, и над ними насыпали курган. С развитием индивидуальной семьи вместо устройства родовых усыпальниц над каждым захоронением стал возводиться особый курган. Христианство рано стало проникать на Русь в среду знати. Ещё в IX в. константинопольский патриарх Фотий отмечал, что Русь переменила «языческое суеверие» на «христианскую веру». Христиане были среди дружинников Игоря. Христианство приняла княгиня Ольга. Владимир Святославич, крестившись в 987 пли в 988 г. и оценив политическую роль христианства, решил сделать его государственной религией на Руси. Принятие Русью христианства произошло в сложной внешнеполитической обстановке. В 80-х годах X в. византийское правительство обратилось к киевскому князю с просьбой о военной помощи для подавления восстаний в подвластных землях. В ответ Владимир потребовал от Византии союза с Русью, предлагая скрепить его своей женитьбой на Анне, сестре императора Василия II. Византийское правительство было вынуждено на это согласиться. Русское войско быстро ликвидировало восстание в Малой Азии, но Византия отказалась выполнить условие соглашения с Русью. Тогда Владимир двинулся в Крым, и русское войско в 989 г. заняло Херсонес. Василий II должен был уступить. После брака Владимира и Анны христианство было официально признано религией Древнерусского государства. Христианство, утверждавшее божественное происхождение власти, стало идеологическим орудием укрепления феодального строя и авторитета государства. Церковные учреждения на Руси получили большие земельные пожалования и десятину из государственных доходов. На протяжении XI в. были основаны епископии в Юрьеве и Белгороде (в Киевской земле), Новгороде, Ростове, Чернигове, Переяславле-Южном, Владимире-Волынском, Полоцке и Турове. В Киеве возникло несколько крупных монастырей. Народ встретил враждебно новую веру и ее служителей. Христианство насаждалось насильственно, и христианизация страны затянулась на несколько столетий. В конце XI в. во время народного восстания был убит ростовский епископ Леонтий; в середине XII в. вятичи убили киевского миссионера Кукшу. Дохристианские («языческие») культы долго продолжали жить в народной среде. Введение христианства было прогрессом в сравнении с язычеством. Вместе с христианством русские получили некоторые элементы более высокой византийской культуры, приобщились, как и другие европейские народы, к наследию античности. Введение новой религии повысило международное значение древней Руси. Сельское хозяйство конца X — начала XII в. Время с конца X до начала XII в. является важным этапом в развитии феодальных отношений на Руси. Это время характеризуется постепенной победой феодального способа производства на значительной территории страны. В сельском хозяйстве Руси господствовало устойчивое полевое земледелие. На севере основным земледельческим орудием была деревянная соха с железным наконечником, на юге — плуг и рало. Для рыхления пашни употреблялась деревянная борона. О развитом пашенном земледелии свидетельствует ремесленное производство сельскохозяйственных орудий на продажу: при раскопках обнаружены кузнечные мастерские XII—XIII вв., в которых найдены серны, косы, лемехи и т. д. Была распространена залежная, или переложная, система земледелия, при которой земля после её вспашки в течение нескольких лет не засевалась. В то же время уже появилась и распространялась паровая зерновая система земледелия (двухполье и трёхполье). Разнообразен был состав сельскохозяйственных культур. Высевались рожь, просо, овёс, пшеница, гречиха, горох, полба, мак, лен. Из огородных культур были известны репа, капуста, бобы, лук, чеснок, хмель, из фруктовых деревьев -вишня и яблоня. Скотоводство развивалось медленнее, чем земледелие. Тягловой силой в хозяйстве служили рабочий конь и вол. Несмотря на относительное увеличение сельскохозяйственного производства, урожаи собирались низкие (как и во всей тогдашней Европе). Частыми явлениями были недород и голод, подрывавшие крестьянское хозяйство и способствовавшие закабалению крестьян. В экономике сохраняли большое значение охота, рыболовство, бортничество. Меха белок, куниц, выдр, бобров, соболей, лисиц, а также мёд и воск шли па внешний рынок. Лучшие охотничьи и рыболовные участки, леса с бортными угодьями захватывались феодалами. Рост феодальной собственности на землю. Организация феодальной вотчины В XI и начале XII в. часть земли эксплуатировалась государством путём взимания с населения дани, часть земельной площади находилась в руках отдельных феодалов как имения, которые могли передаваться по наследству (впоследствии они стали называться вотчинами, и владения, полученные от князей во временное условное держание. Господствующий класс феодалов сложился из местных князей и бояр, которые попали в зависимость от Киева, и из мужей (дружинников) киевских князей, которые получали в управление, в держание или в вотчину земли, «примученные» ими и князьями. Киевские великие князья сами имели крупные земельные владения. Раздача князьями земли дружинникам, укрепляя феодальные производственные отношения, была в то же время одним из средств, применявшихся государством для подчинения местного населения своей власти. Феодальное владение состояло из господского двора, где находились хоромы феодала и жилые помещения его дворовой челяди, и из близлежащих земель. Во главе княжеского хозяйства стоял управляющий — огнищанин (огнище — хозяйство). В состав вотчинной администрации входили конюший, тиуны (приказчики), сельские старосты и т. д. Земельная собственность охранялась законом. За нарушение межевых знаков, определявших земельные границы, взимался штраф. Рост боярского и церковного землевладения был тесно связан с развитием иммунитета. Земля, являвшаяся раньше крестьянской собственностью, попадала в собственность феодала «с данью, вирами и продажами», т. е. с правом сбора с населения податей и судебных штрафов за убийство (виры) и за другие преступления (npoдaвжи), а следовательно, с правом суда. Положение крестьян. Крестьян на Руси называли смердами, людьми, реже сябрами. Количество лично свободных смердов, плативших дань в княжескую казну, постепенно уменьшалось. С переходом земель в собственность отдельных феодалов крестьяне разными путями попадали к ним в зависимость. Одних крестьян, лишённых средств производства, землевладельцы закабаляли, используя их нужду в орудиях труда, инвентаре, семенах и т. п. Другие крестьяне, сидевшие нa земле, обложенной данью, владевшие своими орудиями производства, принуждались государством силой к переходу с землёй под вотчинную власть феодалов. По мере расширения вотчин и закабаления смердов термин челядь, ранее обозначавший рабов, стал распространяться на всю массу зависимого от землевладельца крестьянства. Смерды имели свой инвентарь (соху, рало и т. д.), у них было незначительное количество скота: лошадь, корова, две-три овцы на крестьянский двор. О юридической неполноправности смердов можно судить по тому, что штраф за их убийство так же, как за убийство холопов (рабов), составлял 5 гривен, в то время как за убийство свободного мужа взыскивался штраф в 40 гривен, а за убийство представителя феодальной аристократии — в 80 гривен. После смерти зависимого смерда, не имевшего мужского потомства, его имущество шло господину. Крестьяне, попавшие в кабалу к феодалу, юридически оформленную особым договором — рядом, носили название закупов. Они получали от землевладельца участок земли и ссуду (купу), которую отрабатывали в хозяйстве феодала господским инвентарём. За побег от господина закупы превращались в холопов — рабов, лишённых всяких прав (за убийство холопа уплачивалась не вира, а лишь урок — вознаграждение его господину). Господин имел право бить закупа. Но закон отличал закупа от холопа. За попытку обратить закупа в холопа феодал лишался на него прав, и закуп получал личную свободу без возврата купы. Источники не позволяют с достоверностью установить, какова была основная форма эксплуатации крестьян в феодальном хозяйстве. По-видимому, отработочная рента — барщина, полевая и замковая (строительство укреплений, мостов, дорог и т. п.), сочеталась с натуральным оброком. Борьба крестьян против феодального гнёта Формы социального протеста народных масс против феодального строя были разнообразны: от бегства от своего владельца до вооружённого «разбоя», от нарушения границ феодальных имений (переорания — перепахивания меж и уничтожения перетёсов, т. е. зарубок на пограничных столбах и деревьях), поджогов принадлежавших князьям бортных деревьев (с ульями диких пчёл) до открытого восстания. Уже в договорах Руси с Византией X в, фигурирует условие о выдаче челядина, который «ускочит» от своего господина. Крестьяне боролись против феодалов и с оружием в руках. При Владимире Святославиче «разбои» (как часто называли в то время вооружённые выступления крестьян) стали распространённым явлением. В 996 г. Владимир по совету духовенства решил применять в отношении «разбойников» смертную казнь, но затем, укрепив аппарат власти и нуждаясь в новых источниках дохода на содержание дружины, заменил казнь денежным штрафом — вирой. Ещё больше внимания уделяли князья борьбе с народными движениями в XI в. Не случайно закон («Русская правда») охранял повышенной вирой жизнь представителей знати, разрешал предавать смерти («как пса») того, кто убьёт огнищанина, охраняющего княжескую собственность, и устанавливал разнообразные штрафы за убийство княжеских тиунов, старост и т. д. Средства сопротивления феодальному гнёту давала крестьянам община (мир, вервь). Члены верви иногда брали под защиту крестьянина, входившего в её состав и совершившего преступление против феодального права, и не выдавали его, уплачивая «дикую» (коллективную) виру. Со своей стороны господствующий класс, подавляя выступления крестьянства, стремился возложить ответственность за них на общину, привлекая её, например, к поимке «разбойников». Ремесло. Торговля. Город Показателем сдвига в производительных силах Руси в XI — начале XII в. явилось дальнейшее развитие ремесла. В деревне, в условиях господства натурального хозяйства, изготовление одежды, обуви, утвари, земледельческого инвентаря и т. д. было домашним производством, ещё не отделившимся от земледелия. Обособились от сельского хозяйства кузнечное и в меньшей мере гончарное ремёсла. Ремесленный характер приобретали также костерезное и плотницкое дело. На Волыни целые селения изготовляли шиферные пряслица для веретён, расходившиеся по всей Руси. С развитием феодального строя часть общинных ремесленников переходила в зависимость от феодалов, другие покидали деревню и уходили под стены княжеских замков и крепостей, где создавались ремесленные посады. Возможность разрыва ремесленника с деревней была обусловлена развитием земледелия, способного обеспечить городское население продуктами и начавшимся отделением ремесла от сельского хозяйства. Центрами развития ремесла становились города. В них к XII в. насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей. Значительная часть ремёсел основывалась на металлургическом производстве, уровень которого показателен для оценки развития ремесла в целом. Если в деревне доменное дело ещё не отделилось от кузнечного, то в городах в области обработки железа и стали появилось не менее 16 специальностей, обеспечивших значительный выпуск изделий. О техническом уровне металлургического производства свидетельствует применение ремесленниками сварки, литья, ковки металла, наварки и закалки стали. Русские ремесленники XI—XII вв. производили более 150 видов железных и стальных изделяй, их продукция играла важную роль в развитии товарных связей города с деревней. Древнерусские ювелиры знали искусство чеканки цветных металлов. В ремесленных мастерских изготовлялись орудия труда (лемехи, топоры, зубила, клещи и т. д.), оружие (щиты, кольчужная броня, копья, шеломы, мечи и др.), предметы быта (ключи и т. п.), украшения — золотые, серебряные, бронзовые, медные. В области художественного ремесла русские мастера освоили сложную технику зерни (выделки узоров из мельчайшлх зёрен металла), скани (выделки узоров из тончайшей проволоки), фигурного литья и, наконец, требующую особенного искусства технику черни (изготовление чёрного фона для узорчатых серебряных пластинок) и перегородчатой эмали. Сохранилась прекрасные изделия с инкрустациями золотом и серебром по железу и меди. Значительное развитие получили в древнерусских городах такие виды ремесла, как гончарное, кожевенное, древодельное, камнесечное, и десятки других. Своими изделиями Русь завоевала известность в тогдашней Европе. В городах ремесленники работали на заказ и на рынок. Однако общественное разделение труда в стране в целом было слабым. Деревня жила натуральным хозяйством. Продукция немногочисленных деревенских ремесленников распространялась на расстояние примерно 10—30 км. Проникновение в деревню из города мелкорозничных торговцев не нарушало натурального характера сельской экономики. Центрами внутренней торговли были города. Там имелись рынки, на которых продавались как продукты питания, так и ремесленные изделия; туда привозили свои товары иноземные купцы. Но и городское товарное производство не изменяло натурально-хозяйственной основы экономики страны. Более развитой являлась внешняя торговля Руси. Русские купцы торговали во владениях Арабского халифата. Днепровский путь связывал Русь с Византией. Русские купцы ездили из Киева в Моравию, Чехию, Польшу, Южную Германию; из Новгорода и Полоцка — по Балтийскому морю в Скандинавию, Польское Поморье и далее на запад. В таможенном уставе X в. города Раффельштеттена (Германия) упоминаются славянские купцы. Вывозилось из Руси главным образом сырьё. С развитием ремесла увеличился вывоз ремесленных изделяй. На внешний рынок поступали пушнина, воск, мёд, смола, лён и льняные ткани, серебряные вещи, пряслица из розового шифера, оружие, замки, резная кость и пр. Ввозились на Русь предметы роскоши, фрукты, пряности, краски и пр. Князья специальными договорами с иностранными государствами стремились защитить интересы русских купцов. В «Русской правде» более поздней (так называемой «Пространной») редакции XII — начала XIII в. предусматривались некоторые меры по охране имущества купцов от потерь, связанных с войнами и другими обстоятельствами. В качестве денег ходили слитки серебра, иностранные монеты. Князья Владимир Святославич и его сын Ярослав Владимирович выпускали (хотя и в небольшом количестве) чеканенную серебряную монету. Однако и внешняя торговля не меняла натурального характера хозяйства Руси, так как подавляющая часть предметов вывоза (меха и пр.) не производилась в качестве товара, а получалась в виде дани или оброка от смердов; вещи, привозимые из-за границы, служили лишь потребностям богатых феодалов и горожан. В деревню заграничные товары почти не проникали. С ростом общественного разделения труда развивались города. Они возникали из крепостей-замков, постепенно обраставших посадами, и из торгово-ремесленных посёлков, вокруг которых возводились укрепления. Город был связан с ближайшей сельской округой, продуктами которой он жил и население которой обслуживал ремесленными изделиями. В то же время и часть городского населения сохраняла связь с земледелием, хотя оно и являлось для горожан подсобным занятием. Скандинавские источники именовали Русь «страной городов». Под этими городами подразумевались как ремесленно-торговые центры, так и небольшие укреплённые пункты. Русские летописи, сохранив упоминания о городах, вероятно неполные, дают возможность судить об их росте. В летописных известиях IX—X вв. упомянуто 25 городов, в известиях XI в.— 89. Расцвет древнерусских городов падает на XI— XII вв. Древнерусский город состоял из крепости — детинца и городского посада, где жило торгово-ремесленное население и находился рынок — торг. Население в таких крупных городах, как Киев, который хронист XI в. Адам Бременский называл «соперником Константинополя», или Новгород, в XI—XII вв. исчислялось, по-видимому, десятками тысяч человек. Городское ремесленное население пополнялось беглыми холопами и зависимыми смердами. Как и в странах Западной Европы, в древнерусских городах возникали ремесленные и купеческие объединения, хотя здесь и не сложился цеховой строй. Так существовали объединения плотников и городников (строителей крепостных сооружений) во главе со старостами, братства кузнецов. Ремесленники делились на мастеров и учеников. Кроме свободных ремесленников, в городах жили и вотчинные ремесленники, являвшиеся холопами князей и бояр. Городскую знать составляло боярство. Крупные города Руси (Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород, Смоленск и др.) были административными, судебными и военными центрами. В то же время, окрепнув, города содействовали процессу политического дробления. Это было закономерным явлением в условиях господства натурального хозяйства и при слабости экономических связей между отдельными землями. Политическая борьба в Древнерусском государстве в начале XI в. Государственное единство Руси не было прочным. Развитие феодальных отношений и усиление могущества Феодалов, а также рост городов, как центров местных княжеств, вели к изменениям в политической надстройке. В XI в. во главе государства по-прежнему стоял великий князь, но зависимые от него князья и бояре приоорели крупные земельные владения в разных частях Руси (в Новгороде, Полоцке, Чернигове, на Волыни и т. д.). Князья отдельных феодальных центров укрепили собственный аппарат власти и, опираясь на местных феодалов, стали рассматривать свои княжения как отчины, т. е. наследственные владения. Экономически они уже почти не зависели от Киева, напротив, киевский князь был заинтересован в поддержке с их стороны. Политическая зависимость от Киева тяготила местных феодалов и князей, правивших в отдельных частях страны. Признаки непрочности государственного единства обнаружились ещё при Владимире Святославиче. Незадолго до смерти последнего его сын Ярослав, правивший в Новгороде, под влиянием новгородских бояр, стремившихся к отделению от Киева, перестал платить дань великому киевскому князю. После смерти Владимира в Киеве стал князем его сын Святополк, убивший своих братьев Бориса и Глеба (за что ему было дано прозвище Окаянный) и начавший упорную борьбу с Ярославом. В этой борьбе Святополк использовал военную помощь польских феодалов. Тогда в Киевской земле началось массовое народное движение против польских захватчиков. Ярослав, поддержанный новгородскими горожанами, нанёс Святополку поражение и занял Киев. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Владимировича В княжение Ярослава Владимировича, прозванного Мудрым (1019—1054), около 1024 г. вспыхнуло большое восстание смердов на северо-востоке, в Суздальской земле. Поводом к нему явился сильный голод. Крестьяне, следуя призывам волхвов, использовавших антифеодальную борьбу в целях защиты языческой веры, начали избивать местную знать, которая прятала запасы хлеба. Для подавления восстания князь Ярослав Владимирович сам отправился в Суздаль. Многие участники восстания были заточены в тюрьмы или казнены. Однако движение продолжалось до 1026 г. В княжение Ярослава продолжалось укрепление и дальнейшее расширение границ Древнерусского государства. В Прибалтике в 1030 г. был построен город Юр

Смотреть значение Древняя Русь Конца Ix — Начала Xii В. в других словарях

Начала — основыоснованияначаткиазбукаСловарь синонимов

Без Конца Нареч. — 1. Очень долго. // разг. Бесконечно, постоянно. 2. перен. разг. Очень много, не прекращая.Толковый словарь Ефремовой

Для Начала Нареч. Разг. — 1. Сначала, вначале. 2. На первое время.Толковый словарь Ефремовой

До Конца Нареч. Разг. — 1. Совсем, окончательно; в конец.Толковый словарь Ефремовой

Начала Мн. — 1. Основные положения, принципы. // Способы проявления, осуществления чего-л. 2. Самые необходимые, начальные сведения в какой-л. отрасли знаний.Толковый словарь Ефремовой

Русь Ж. Устар. — 1. Наименование восточно-славянской народности. // Представители этой народность. 2. То же, что: русские.Толковый словарь Ефремовой

Русь* Ж. — 1. Русская земля (первоначальное название государственного образования восточных славян в IX в.).Толковый словарь Ефремовой

Дата Начала Аннуитета — Дата, в которую аннуитент (annuitant) начинает получать выплаты по аннуитету. Обычно любые выплаты до достижения аннуитентом возраста 59,5 лет штрафуются на 10% (согласно правилам........Экономический словарь

Дата Начала Процентного (купонного) Периода Для Исчисления Процентного (купонного) Дохода — - дата, которая согласно условиям данной сделки определяет переход долгового обязательства в собственность покупателя.Экономический словарь

Дата От Начала Года — Период от начала календарного или финансового года (fiscalyear, FY) до даты отчетности. Например, результаты деятельности компании за третий квартал в отчетности следует........Экономический словарь

День Начала Торговой Сессии — - дата проведения торгов по первому из инструментов данной торговой сессии или торгов с установлением фиксинга, относящихся к данной торговой сессии.Экономический словарь

Конвенция Конца Года — Потоки наличности рассматриваются по состоянию на конец года, в противовес конвенции даты. Согласно конвенции конца года, настоящее - это период 0, конец........Экономический словарь

Мероприятия, Подготовительные До Начала Инвентаризации — - комплекс рекомендуемых мер необходимых для проверки наличия и состояния инвентарных карточек, описей и других регистров аналитического учета, а также технических........Экономический словарь

Отсрочка Начала Операций — биржевая ситуация, при которой существует опасность резкого роста или падения цены на покупку и продажу определенной ценной бумаги. Для предотвращения резкого изменения........Экономический словарь

Приказ До Конца Месяца — Приказ на покупку или продажу ценных бумаг (обычно по предельной цене (limitprice) или цене "стоп" (stop price), устанавливаемой покупателем), который действует до конца........Экономический словарь

Русь — -и́; ж.1. Ист. Название государственного образования восточных славян в 9 в. на реке Днепр.2. Высок. поэт. О России. * Русь, куда же несёшься ты? (Гоголь). ● В 9 - 12 вв. Русью........Толковый словарь Кузнецова

Риск Поставки До Начала Следующего Дня — Риск, возникающий вследствие разницы во временных зонах. Разница во временных зонах между расчетными центрами приводит к тому, что при переводе платежей........Экономический словарь

Момент Начала Коллективного Трудового Спора — - день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или несообщение работодателем в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального........Юридический словарь

Назначение Наказания (общие Начала) — - принципиальные положения, которыми обязан руководствоваться суд при выборе индивидуальной меры наказания конкретному лицу за конкретное преступление. Общие начала........Юридический словарь

Общие Начала Назначения Наказания — установленные УК принципы, категории и основные правила, которыми обязан руководствоваться суд при назначении наказания по всем без исключения уголовным делам. Требования,........Юридический словарь

Основные Начала Уголовного Законодательства Союза Сср И Союзных Республик 1924 Г. — - приняты ЦИК СССР 31.10.1924 г. и действовали до 1959 г. Включали большинство положений и определений Общей части УК РСФСР 1922 г.Юридический словарь

Артерия Межреберная Xii — (a. intercostalis XII) см. Перечень анат. терминов.Большой медицинский словарь

Руководящие Начала По Уголовному Праву /1919/ — - первый документ регламентировавший правовую политику государства в области уголовного права, первая попытка систематизации норм общей части уголовного права. Утверждены........Юридический словарь

Вена Межреберная Задняя Xii — (v. intercostalis posterior XII) см. Перечень анат. терминов.Большой медицинский словарь

Белая Русь — название белорусских земель в 14-17 вв.Большой энциклопедический словарь

Кора Древняя — (paleocortex, LNH; син. палеокортекс) филогенетически наиболее ранняя часть К., занимающая смежные участки лобной и височной долей на нижней и медиальной поверхностях полушарий.Большой медицинский словарь

Кора Древняя Промежуточная — (mesopaleocortex, LNH; син.: инсулярная переходная зона, К. переходная островковая, мезопалеокортекс, перипалеокортекс) часть К., расположенная на границе древней и новой К.; занимает........Большой медицинский словарь

Георгий Xii (1746-1800) — последний царь (с 1798) Картли-Кахети, сынИраклия II (династия Багратионов). Просил императора Павла I принятьГрузию в подданство России.Большой энциклопедический словарь

Нерв Черепной Xii — (n. hypoglossus) см. Перечень анат. терминов.Большой медицинский словарь

Древняя Российская Вивлиофика — издание письменных памятников по историиРоссии (ярлыки, грамоты, статейные списки, летописи и др.). Предпринято Н.И. Новиковым в 1773-75 в 10 частях, 2-е издание - в 1788-91 в 20 частях.Большой энциклопедический словарь

Посмотреть еще слова :

slovariki.org

Толковый словарь понятий и терминов. Древняя Русь и Великая степь

Толковый словарь понятий и терминов

В 1976 г. автор этой книги писал: «К сожалению, мы не можем сразу предложить точные дефиниции, которые, вообще говоря, весьма облегчают исследование, но мы, по крайней мере, имеем возможность сделать первичные обобщения».[1203] И это было вполне естественно: ведь дать определение — значит свести явление к более простым и очевидным формам, отражающим закономерности его развития.

Однако в середине семидесятых годов закономерности этногенеза еще предстояло описать и понять. Такому эмпирическому обобщению и были посвящены три первых выпуска нашей работы.[1204] И только теперь, спустя почти десять лет, мы можем дать определения основных терминов и понятий этнологии.

Необходимость в таких определениях очевидна. Во-первых, необходимо определить основные понятия этнологии в целях ее дальнейшего развития. Во-вторых, определения необходимы во избежание возможных в будущем недоразумений с оппонентами при трактовке основных понятий этнологии. И, наконец, в-третьих, этнология за последнее десятилетие развивалась и уже требует уточнений в понятийном аппарате, отражающих это развитие. В этом смысле и приводимые ниже определения, конечно, не претендуют на окончательность.

* * *

Аберрация близости— преувеличение грандиозности недавних событий сравнительно с более ранними.

Аберрация дальности — расплывчатость далеких явлений, что создает ложное впечатление их незначительности.

Аберрация состояния — восприятие наблюдателем динамики долгоидущего процесса как совокупности статических состояний вследствие медленности восприятия процесса человеком.

Адаптация в этногенезе — приспособление этноса к ландшафту, происходящее путем выработки измененных стереотипов поведения.

Актуализм — ощущение времени, при котором настоящее воспринимается как единственная объективная реальность.

Аннигиляция — распад на субатомном уровне с необратимой потерей световой энергии, уходящей в межгалактический вакуум.

Антисистема — системная целостность людей с негативным мироощущением.

Аттрактивность — влечение к абстрактным ценностям истины, красоты и справедливости.

Бездна — пустота, или вакуум, не являющийся частью материального мира.

Биосфера — оболочка Земли, состоящая из живого вещества и продуктов его деятельности, обладающая антиэнтропийными свойствами.

Биохимическая энергия — см. Энергия живого вещества биохимическая.

Биполярность — возможность развития систем в двух направлениях — к усложнению и к упрощению с лимитом в вакууме.

Вакуум — см. Бездна.

Вакуума нулевые колебания — мгновенный процесс возникновения и уничтожения виртуальных частиц в вакууме (пустоте).

Вариант этнического контакта — различия в способах взаимодействия этнических систем.

Воля — способность производить поступки согласно свободно сделанному выбору.

Время историческое — процесс управления энергетических потенциалов между элементами этносферы, нарушаемый пассионарными толчками.

Гармоничные особи (гармоничники) — особи, пассионарный импульс которых равен по величине импульсу инстинкта самосохранения.

Генетический «дрейф» — явление рассеивания пассионарного признака за пределы популяции путем случайных связей.

Геобиоценоз, или биоценоз — закономерный комплекс форм, исторически, экологически и физиологически связанный в одно целое общностью условий существования.

Геохор — участок земной поверхности, однородный в своих экологических особенностях и отличающийся по этим особенностям от смежных участков.

Деяния — поступки, являющиеся результатом свободного выбора (сознательной деятельности) человека (в отличие от явлений).

Диахроническая шкала — система отсчета времени от пусковых моментов различных этнических систем для их сопоставления по фазам этногенеза.

Дивергенция этническая — распад этнической системной целостности с потерей ощущения комплиментарности на заданном уровне этнической иерархии.

Динамическое состояние этнической системы — такое состояние этнической системы, при котором вследствие пассионарного толчка колебания биохимической энергии — пассионарности приводят к смене фаз этногенеза и активному преобразованию этноландшафтной среды (в отличие от гомеостаза).

Дискретность этнической истории — прерывность причинно-следственных связей, определяющая начала и концы этногенезов.

Идеал — далекий прогноз, воспринимаемый интуитивно.

Императив поведения — идеальный принцип отношения этнического коллектива к индивиду, господство которого в стереотипе поведения этноса связано с фазой этногенеза или сменой фаз.

Императив поведения негативный — стремление к упрощению системы.

Императив поведения позитивный — стремление к усложнению системы.

Импульс инстинкта — см. Импульс поведения инстинктивный.

Импульс поведения инстинктивный (инстинкт) — врожденный поведенческий импульс, направленный на личное и видовое самосохранение.

Импульс сознания — эгоизм, требующий для осуществления себя как цели — рассудка и воли (в отличие от аттрактивности).

Инкубационный период — часть фазы подъема от момента пассионарного толчка или начала генетического дрейфа до появления этноса как новой этносоциальной системы.

Инкубационный период скрытый — та часть инкубационного периода, в которой рост пассионарного напряжения не приводит к фиксации событий современниками.

Инкубационный период явный — та часть инкубационного периода, в которой рост пассионарного напряжения уже вызывает фиксацию событий современниками, но еще не приводит к этнической дивергенции и появлению новой этносоциальной системы.

Истинность — суждение, адекватное заданной сумме наблюдаемых фактов, где погрешность не превышает заданного допуска.

Историческая судьба — цепочки событий, каузально связанные их внутренней логикой.

История антропогенных ландшафтов — история взаимодействия общества и природы через механизм этнической системы.

История культуры — коллективная память этносов о своих культурных традициях.

Комплиментарность — положительная (отрицательная) — ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) особей, определяющее деление на «своих» и «чужих».

Конвиксия — группа особей с однохарактерным бытом и семейными связями, низшей таксой этнической иерархии.

Консорция — группа людей, объединенных одной исторической судьбой, часто эфемерно, на короткое время.

Констелляция в суперэтносе — сходство тенденций развития этносов в пределах суперэтноса вследствие происхождения от одного пассионарного толчка.

Красота — комплекс форм, нравящихся без предвзятости.

Ксения — букв. «гостья» — вариант симбиоза, при котором небольшая группа представителей иного этноса замкнуто живет среди аборигенов и не смешивается с ними.

Логика событий — причинно-следственные связи между событиями, детерминирующие дальнейший ход самих событий.

Ложь — сознательное искажение истины.

Мера устойчивости этноса — показатель плотности этнических связей различных весов и знаков (в кибернетическом смысле), определяющий степень сопротивляемости этноса внешним воздействиям.

Месторазвитие, или родина этноса — неповторимое сочетание элементов ландшафта, где этнос впервые сложился как система.

Мироощущение — фиксированное сознанием прохождение отраженного от вакуума импульса пассионарности (биохимической энергии), выражающееся в отношении к идеальным абстрактным ценностям и материальному миру.

Мироощущение негативное — отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем.

Мироощущение позитивное — отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к усложнению систем.

Мозаичность этноса — неоднородность внутренней структуры, необходимая для поддержания этнического единства.

Ностальгия — ощущение несовместимости с иным этническим полем.

Пассеизм — ощущение времени, при котором прошлое воспринимается как единственная объективная реальность.

Пассионарии — особи, пассионарный импульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения.

Пассионарная индукция — явление трансформации поведения гармоничных особей и субпассионариев в присутствии пассионариев под влиянием пассионарного поля.

Пассионарное напряжение — см. Уровень пассионарного напряжения этнической системы.

Пассионарное поле — поле, обусловленное наличием биохимической энергии — пассионарности.

Пассионарность как характеристика поведения — эффект избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность ради иллюзорной цели.

Пассионарность как энергия — избыток биохимической энергии живого вещества, обратный вектору инстинкта и определяющий способность к сверхнапряжению.

Пассионарный импульс — см. Пассионарный импульс поведения.

Пассионарный импульс поведения, или пассионарный импульс — поведенческий импульс, направленный против инстинкта личного и видового самосохранения.

Пассионарный признак — рецессивный генетический признак, обусловливающий повышенную абсорбацию особей биохимической энергии из внешней среды и выдачу этой энергии в виде работы.

Пассионарный толчок — микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции и приводящая к появлению новых этнических систем в тех или иных регионах.

Персистенты (изоляты, статические этносы, реликты) — этнические системы, находящиеся в этническом гомеостазе. Эти термины в контексте работы — синонимы.

Полоса свободы — совокупность ситуаций, при которых возможен свободный выбор. Именно здесь осуществляется право отдельного человека на выбор тенденции развития (см. Биполярность).

Популяция — совокупность особей, населяющая в течение ряда поколений определенную территорию, внутри которой осуществляется свободное скрещивание.

Принцип неопределенности в этнологии — объективное ограничение возможностей исследователя при наблюдении последовательности событий, позволяющее описать их только в одном аспекте: либо в социальном, либо в этническом (природном).

Пусковой момент — момент пассионарного толчка в абсолютной временной шкале, являющейся точкой отсчета «0» для диахронической шкалы.

Разнообразие этносферы — неравенство энергетических потенциалов, вносимое в историческое время пассионарными толчками.

Разность потенциалов контактная — перепад пассионарности (биохимической энергии), возникающий при контакте двух и более суперэтносов.

Рассудок — способность свободного выбора реакции при условиях, это допускающих.

Ритм этнического поля — та частота колебаний этнического поля, к которой посредством стереотипа поведения адаптировалась этническая система.

Саморегуляция этноса — способность этнической системы развиваться в направлении, обеспечивающем уменьшение затрат биохимической энергии — пассионарности при сохранении существования и адаптации к среде.

Сверхнапряжение — целенаправленное усилие, необходимое и достаточное для нарушения агрегатного состояния среды.

Сигнальная наследственность — передача навыков потомству через условный рефлекс подражания, формирующий стереотип поведения как высшую форму адаптации.

Симбиоз — сосуществование двух и более этносов в одном регионе, когда каждый занимает свою экологическую нишу.

Смещение, или результат контакта — нарушение запрограммированного хода процесса этногенеза вследствие внешнего воздействия.

Смерть — способ существования биосферных феноменов, при котором происходит отделение пространства от времени.

Событие — разрыв системных связей.

Справедливость — соответствие морали и этики.

Старение — потеря инерции пассионарного толчка в этнической системе на персональном и этническом уровнях.

Статическое ощущение времени — восприятие, при котором время игнорируется как реальность.

Стереотип поведения — изменяющийся по ходу времени набор навыков поведения членов этнической системы, передаваемый путем сигнальной наследственности.

Структура стереотипа поведения этноса — строго определенная норма взаимоотношений между:

а) этническим коллективом и индивидом;

б) индивидами;

в) субэтносами;

г) этносом и субэтносами.

Субпассионарии — особи, пассионарный импульс которых меньше импульса инстинкта самосохранения.

Субэтнос — этническая система, являющаяся элементом структуры этноса.

Сукцессия антропогенная — постепенное изменение вмещающего ландшафта, вносимое адаптирующимся этносом, возникающая одновременно в одном ландшафтном регионе и проявляющаяся в истории как мозаичная целостность.

Творчество — направленность поведения, возникающая в популяции вследствие пассионарного толчка.

Традиция культуры — сумма знаний и представлений, передаваемая по ходу времени от этноса к этносу.

Упрощение — уменьшение плотности системных связей в этнической системе.

Уровень пассионарного напряжения системы, или пассионарное напряжение — количество имеющейся в этнической системе пассионарности, деление на количество персон, составляющих этническую систему.

Уровень этнического контакта — ранг контактирующих систем в этнической иерархии.

Усложнение — увеличение плотности системных связей в этнической системе.

Фаза акматическая — колебания пассионарного напряжения в этнической системе после фазы подъема на предельном для данной системы уровне пассионарности.

Фаза инерционная, или фаза инерции — плавное снижение пассионарного напряжения этнической системы после фазы надлома.

Фаза надлома — резкое снижение уровня пассионарного напряжения после акматической фазы, сопровождающееся расколом этнического поля.

Фаза мемориальная — состояние этноса после фазы обскурации, когда отдельными его представителями сохраняется культурная традиция.

Фаза обскурации — снижение пассионарного напряжения ниже уровня гомеостаза, сопровождающееся либо исчезновением этноса как системы, либо превращением его в реликт.

Фаза подъема — период стабильного повышения уровня пассионарного напряжения системы вследствие пассионарного толчка или генетического дрейфа.

Фаза этногенеза — совокупность таких уровней пассионарного напряжения системы, каждый из которых при данном направлении процесса этногенеза определяет господство в стереотипе поведения единого для всей совокупности уровней императива поведения.

Флуктуации биосферы — локализованные в пространстве и времени изменения количества энергии живого вещества биосферы вследствие пассионарных толчков.

Футуризм — ощущение времени, при котором будущее воспринимается как единственная объективная реальность.

Химера — сосуществование двух и более чуждых суперэтнических этносов в одной экологической нише.

Энергия живого вещества биохимическая — свободная энергия, вырабатываемая живыми организмами в процессе обмена веществ.

Энтропийный процесс — необратимый процесс потери энергии.

Этика антиэгоистическая, или альтруистическая — этика, при которой интересы этнического коллектива у индивида превалируют над его собственными.

Этика эгоистическая — этика, при которой интересы индивида и его семьи превалируют над интересами этнического коллектива.

Этническая диагностика — способ различения этносов по стереотипу поведения и принадлежности к той или иной этнической традиции.

Этническая доминанта — явление или комплекс явлений (религиозный, идеологический, военный, бытовой), который определяет переход исходного для процесса этногенеза этнокультурного многообразия в целеустремленное единообразие.

Этническая иерархия — динамичная в процессе этногенеза соподчиненность этнических систем разных таксономических уровней (рангов).

Этническая история — функция этногенезов и этнических контактов за периоды, где события зафиксированы источниками.

Этническая регенерация — восстановление этнической структуры после потрясений.

Этническая традиция — сумма стереотипов поведения, передаваемых механизмом условного рефлекса.

Этнические контакты в аспекте этнического поля — интерференция вибраций этнических полей.

Этнический гомеостаз, или гомеостатический уровень, или статическое состояние этноса — устойчивое состояние этнической системы (структуры), при котором колебания биохимической энергии — пассионарности имеют место в ограниченных пределах, определяя этноландшафтное равновесие и отсутствие смены фаз этногенеза.

Этнический контакт — процесс взаимодействия двух и более этнических систем одного или разных рангов этнической иерархии.

Этнический субстрат — исходные этнические компоненты (два и более), интегрируемые вследствие пассионарного толчка в новый этнос.

Этническое поле — возникающее на основе пассионарного поля поле поведения и аттрактивности членов этнической системы.

Этногенез — момент возникновения и весь процесс исчезновения этнической системы под влиянием энтропийного процесса потери пассионарности.

Этногенез в аспекте этнического поля — динамика колебательного движения этнического поля.

Этнология — географическая наука, изучающая становление этносферы Земли как результат процессов этногенеза в историческую эпоху.

Этнопсихология — наука о проявляющейся в этнической истории смене устойчивых настроений этноса в зависимости от фазы этногенеза.

Этнос — естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким коллективам, исходя из ощущения комплиментарности.

Этносфера — земная оболочка, представляющая собой мозаичную в этническом отношении антропосферу, слагающуюся из всей совокупности этноценозов Земли.

Этноценоз — геобиоценоз, в котором происходит развитие данного этноса, опосредованное процессом его адаптации.

Явления — результаты влияния биосферы на поведение человека и этнического коллектива.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Словарь исторических терминов - русь

Русь

русь

— Русская земля — первоначально название государственного образования восточных славян IX в. на среднем Днепре. До начала ХII в. название территории Киевской Руси. В XII—XIII вв. — название древнерусских земель и княжеств. С XIII в. возникают названия: Белая Р., Малая Р. и другие. Термин «Р.» закрепляется за землями северо-восточных территорий бывшего Древнерусского государства и становится основой понятия «русские».

См. в других словарях

1.

  большая ежедневная газета, выходившая в Петербурге до 1908 г. Во время революции 1905 г. отражала интересы либеральной буржуазии. Ее редактором-издателем был А. А. Суворин. В 1908 г. газета стала выходить под названием "Новая Русь". ...

Исторический справочник русского марксиста

2.

  – название государственного объединения восточных славян в IX в. на Днепре; название других земель и княжеств в XII – XIII вв.; название северо-восточных земель Древнерусского государства , стало основой понятия «русские». (См. историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 вв. ») Имя народа «Русь» или «рось» появляется в источниках в середине VI в. Один из авторов (Иордан) упоминает «мужей-росов» (росоманов), враждовавших с готским князем. В сирийских источниках упоминается оседлый народ «РОС», живший в Среднем Поднепровье. Византийцы применяли форму РОС, а арабо-персидские авторы IX – XI вв. – форму РУС. В русской средневековой письменности употреблялись обе формы («Руськая земля» и «Правда Роськая»). В наше время мы говорим РОСсия, а ее жителей называли РУСскими. Ясности в происхождении слова «Русь» нет. По одной из версий, «русы суть племя славян», обитавшее в Среднем Приднепровье (Б.А. Рыбаков ), жившее на берегах реки Рось. По другой – русы – скандинавское племя, к которому принадлежал основатель славянского государства Рюрик (вполне возможно, что это название первоначально определяло норманов , а затем было перенесено и на...

История России с древнейших времен до 1917 года

3.

  литературно-политическая газета, издавалась в 1880-86 в Москве. Выходила 2 раза в месяц. Редактор-издатель -И. С. Аксаков. Уделяла большое внимание славянскому вопросу, со славянофильских позиций вела полемику с либералами-конституционалистами. ...

Энциклопедия "История отечества"

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai