История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Образы волка в славянской мифологии. У древних славян волк


Волк в славянской культуре

Говорить про волка в славянской культуре можно долго. Волк второй по значению славянский персонаж. Судя по сегодняшним тенденциям волк даже опережает медведя по популярности. Давайте разбираться подробнее. Волк это коллективное животное, наделённое мощью, скоростью, и разумом лесного хищника. Волки сбиваются в стаю, где есть вожак. Вот культ вожака волчьей стаи и обыгрывают многие направления родноверия, и прочие идеологических направлений.

 

Волк

 

Волк — это и символ бесстрашия. В любой схватке волк борется до победы или до смерти.Волк не подбирает падаль, а значит — это и символ чистоты.Волк живет семьей, ухаживает только за своей волчицей-женой, и сам волк-отец воспитывает своих детей-волчат. У волков не существует такого порока, как прелюбодеяние. — Волк — это и символ высокой нравственности, преданности семье. (Чего не скажешь о самцах других животных.)Волк — символ справедливости и честолюбия. В обычных условиях волк не допустит, со своей стороны, обидеть более слабого.

 

В скандинавской мифологии сидящий на высоком престоле за пиршественным столом Один пьет только вино и не притрагивается к еде — он бросает ее двум волкам, которые лежат у его ног. Эти волки были чудесными помощниками Одина, символом боевой дружины.

 

Другой гигантский волк находится на западной стене Вальхаллы — это Фенрир, скованный волшебными путами.В славянской народной традиции волку присуща хтоническая символика, в облике волка появляются умершие; в русских сказках волк может доставить героя в иное царство, он имеет отношение к подземным кладам.Волк, единственное животное, на которое не рапространяются правили сезонной охоты.Волка можно убивать круглый год. ( В Европпе волк истреблён полностью….)

 

Нельзя не упомянуть и о волкодлачестве, которое рассматривается как оборотничество и поэтому идёт максимальное отождествление человека и волка. Именно поэтому это второй по значимости зверь который есть в славянской ведической культуре. Именно возможность и желание человеку иметь возможность оборачиваться в волка и делает этого животного таким магически привлекательным объектом для тотемизирования. Говоря о тотемизировании нужно учитывать тот момент, что зубы и когти волка рассматриваются как обереги от злого и являются талисманами на ловкость, зоркость и силу. В христианстве, волк приобрёл негативную окраску. он обязательно злодей, ворующий домашний скот. Волк, в их представлении вредит человеку. Вот это двойственность отношения к волку и отобразилась в русских сказках, где волк то помогает герою, то является персонажем негативным. Волк интересный тотемный зверь который требует детального изучения, но и так понятно что он является неотъемлемым персонажем славянской культуры.

Читайте также:

Хитрости наших предков

Хитрости наших предков

В детстве, наверно, каждый хоть раз мечтал или просто думал стать волшебником, иметь волшебную палочку. Я была в числе таких людей, которые хотели волшебства в...

Подробнее

Живительная сила родников

Живительная сила родников

Что мы знаем о родниках , родниковой воде в целом? Вот что повествует нам Википедия — свободной энциклопедия. Родни́к, исто́чник, ключ — естественный выход...

Подробнее

Аркаим древний город

Аркаим древний город

Наши предки очень внимательно относились к космосу и взаимоотношениям с ним. Подтверждением тому служит уникальный город-обсерватория Аркаим, который позволяет...

Подробнее

Каши на Руси

Каши на Руси

Каша была известна с глубокой древности всем земледельческим народам. В русских письменных памятниках это слово встречается в документах конца ХII в., однако...

Подробнее

Понятие рода на Руси

Понятие рода на Руси

По утверждению некоторых историков, на Руси очень рано вступали в брак, детей рано обучали ремеслам и приучали к труду, в большом хозяйстве нужны были рабочие...

Подробнее

Поверье славян — медведи

Поверье славян — медведи

● У славян было поверье, что медведи являются человеческой расой. И свои убеждения они подтверждали тем, что у них по пять пальцев на лапах, все представители их...

Подробнее

artsgtu.ru

Славянская мифология. Белый волк. — Славянская культура

Волк в славянской мифологии

По преданиям, белый волк - вожак и царь над всеми волками. Это не простой волк, а человек-оборотень. В представлениях наших предков волк всегда выделялся из остальных зверей умом, хитростью, силой. Ну а редкие особи белого цвета (альбиносы) не зря назывались в народе корольками или князьками: белый цвет выделял их из окружения и придавал, по поверьям, особенную силу. Порою даже волшебную. Ведь этот цвет в самых древнейших представлениях был исконно связан с потусторонним миром. 

БЕЛЫЙ ВОЛК РАНЕНЫЙ СЫН

Жил-был охотник-вдовец. И женился он на вдове с сыном. Была она красавица, только глаза черные, недобрые. А на сына ее охотнику и глядеть страшно, таков свиреп видом. Каждую ночь исчезал куда-то.

- Куда ходит парень? - спросит, бывало, охотник, а мать глаза отводит:

- Дело молодое. Небось с девушками гуляет.

И вот заметил хозяин, что около избы каждую ночь волки начали выть. Так они воют, когда своего вожака зовут. А в хлеву корова, поросята... Жалко стало охотнику добра, взял он ружье и пошел волков караулить. «Непременно, - думает, - убью их вожака и отважу от здешних мест!»

Сидит в стогу, караулит.

Подошла стая, легла у околицы. Ждет. Потом выть начали.

И тут видит охотник: бежит от избы волк, да не простой, а весь белый. Ринулся в лес - и вся стая за ним.

«Ого! Да тут дело нечистое!» - подумал охотник и воротился домой. Пасынка нету...

Только под утро объявился.

На другую ночь взял охотник лук и стрелы, омочил их святой водой да под крыльцом спрятался.

Лео Хао Завыли волки. Ровно в полночь выскакивает белый волк, но тут охотник не оплошал: натянул тетиву и пустил стрелу, но не убил зверя, а лишь подранил. Волк завыл - и бежать, но не в лес, а в избу. Охотник за ним. Смотрит - на лавке сын без памяти лежит, а мать ему тряпицей руку вяжет. Тут хозяин снова схватился за оружие, да жена ему в ноги кинулась и начала молить выслушать. Оказывается, некогда на парня наложил заклятье до первой крови ведун. За то почудесил, что молодец дочку его обгулял грешным делом. А теперь, после кровопролития, заклятье сошло.

Завыли волки.

Ровно в полночь выскакивает белый волк, но тут охотник не оплошал: натянул тетиву и пустил стрелу, но не убил зверя, а лишь подранил.

Волк завыл - и бежать, но не в лес, а в избу.

Охотник за ним. Смотрит - на лавке сын без памяти лежит, а мать ему тряпицей руку вяжет.

Тут хозяин снова схватился за оружие, да жена ему в ноги кинулась и начала молить выслушать. Оказывается, некогда на парня наложил заклятье до первой крови ведун. За то почудесил, что молодец дочку его обгулял грешным делом. А теперь, после кровопролития, заклятье сошло. 

Милена Сочилина

Не будет он больше бегать с волками!

Чуть рана у парня поджила, отправились все к ведуну, челом били, дочку сватали. Она уже брюхатая была, но свадьбу успели сыграть до родин.

А потом жили и молодые, и старые долго и счастливо.

Волк (Собака) – Зверь Дажьбогов

Волк (Собака) – Зверь Дажьбогов

Волк – хорт, вовк, серый, зверь, лютый. Хищный зверь, давний сосед славянского племени. Предок домашней собаки, во многом близок к ней по повадкам – сбивается в стаи, плотояден и быстр.

Это сильное и опасное животное вызывало у славян противоречивые чувства. С одной стороны волк – тотемный предок многих славянских племен и память об этом крепка до сих пор. Волк по сей день внушает страх и уважение. Хотя и не смел он, в одиночку на охоту не выходит, предпочитает слабую или больную дичь. Но без нужды не убивает, в сытое лето практически не опасен.

Невры Геродота, которые обитали где-то в районе современной Белоруссии, несколько дней в году превращались в волков, и это не удивляло даже древних греков, мало знакомых с которые знакомы с перевоплощением в иной облик. Как и у любого тотемного животного, у волка было несколько прозвищ, заменяющих настоящее имя – «серый», «лютый». Слово «волк» вслух не произносилось. Во многих сказках волк – это проводник по заколдованному лесу, воплощение загробного мира. Проводник, впрочем, не бескорыстный, за свои услуги волк всегда брал плату – коня или скот. В этой волчьей особенности слышны отзвуки древней справедливости, «взявши – отдай сполна», ныне мы его знаем, как закон сохранения энергии.

Темная сущность волка, странным образом связанного с луной и морозными ясными ночами, пугала Славян. Считалось, что волк принадлежит к миру мертвых и ведает его секреты. Унылый волчий вой заставлял содрогаться наших предков и считался дурным знаком. Услышавший его готовился к голоду, войне или жестокой зиме. Вера в оборотней-волкодлаков есть у многих европейских народов. Воткнувши в пень нож, колдун мог оборотиться в волка и бегать в его шкуре до тех пор, пока нож остается на месте.

Таким образом, волк – существо двуединое. С одной стороны он тесно связан с солнечными божествами, мудрый и верный спутник, могущественный прорицатель. С другой – хищный демон, чужой зверь из мира мертвых. Помянувший страшное имя к ночи, тут же осекался и замолкал, отводя беду. Все это можно увидеть в образе оборотня – наполовину человека, наполовину зверя.

Время волка – середина зимы. Цвета – серый, белый, черный

Пословицы и приметы:

- Волка нога кормят - Либо с волками выть, либо съеденным быть - Сытый волк смирнее ненасытного человека

- Таскал волк, потащат и волка - Сколько волка не корми, все в лес тянет - Волки появляются в селениях – голоду. - Волк дорогу перейдет – к счастью

Похожие статьи:

Боги, духи и существа → Оборотничество как мистический опыт «знающего»

Боги, духи и существа → Верный спутник полнолуния и его собратья

Фольклористика → Реальные прототипы героев русских народных сказок. Часть 4. Волколак

Альтернативная история → Образ Волка у индоевропейцев

Боги, духи и существа → Культ волка

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Волк у древних Славян Волк

Волк у древних Славян

Волк у древних Славян

Волк - это старое славянское слово. До прихода христианства волк был тотемным животным у старых славян, их мифическим предком. Он сыграл немалую роль в славянской мифологии и фольклоре. В старой славянской религии было много ритуалов, относящихся к ритуалам волка, которые защищались от животных, а также к тем, которые относятся к культу предков. Волк почитался и его боялись. Волк также занимал особое место в дохристианских религиях других народов. Многие нации считали волка своим предком. Волки также встречаются с мифическими славянскими божествами. После принятия христианства, народное воображение поместило волка на сторону отца христианской Сербии, Святого Саввы. Вольф, или Вук, является общим именем в Сербии. В древние времена люди полагали, что тот, кто имел имя тотемного животного, был бы защищен от всего зла. Мы все еще можем найти такие имена довольно часто: Вук, Вукашин, Вучица, Вукица, а также фамилии: Вучич, Вуджошевич, Вукадинович, Вучелич и т. д.

Для славянских людей волки привязаны к ритуалам защиты и поклонения предкам, что является способом соединить твердую реальность этого мира с менее прочными, но не менее реальными царствами Другого мира.

Одним из славянских божеств, связанных с Волками, является Хорс, который является богом Луны. Учитывая давнюю связь волков с луной, вероятно, не должно было бы стать большим удивлением, что лунное божество будет привязано к духу Волка. Говорят, что Хорс контролирует пространство времени между закатом и восходом солнца, которое в северных землях, где проживает большинство славянских народов, может быть обширным периодом времени. Это делает Хорса важным божеством в славянском пантеоне. Волки совершают много охоты в часы темноты, в то время, когда луна является самым сильным источником света, поэтому Хорс привязан к мощному и преследующему присутствию волков.

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку последних новостей и статей мира Магии!

dommagii.com

Символ волка в разные исторические периоды

Сегодня символ волка является довольно популярным. Огромное количество футболок и рюкзаков украшаются принтом с фотографиями этого хищника. Также многие делают татуировки или носят украшения с изображением волков. При такой популярности не все знают, что это животное в разные исторические периоды было символом как добра, так и зла.

Немного о волчьей природе

Сегодня люди реже сталкиваются с волками, чем их предки. Поэтому представление об этом животном складывается на основе книг и телепередач. Между тем волк - довольно опасный хищник, который не только силен и быстр, но и очень умен.символ свободы

Будучи довольно сильным животным, волк способен напасть на человека и одолеть его. Однако происходит это в случае крайней нужды, так как этот зверь не любит человеческий запах. Как правило, если стая волков не голодна и не спровоцирована, они не нападают на людей.

У каждого народа символ волка имеет свое значение. Часто все зависело от внешних факторов. На более плодородных территориях, где волкам было проще раздобыть себе пищу, не нападая на людей, к этим хищникам относились с уважением и восхищением. А вот в тех странах, где им не хватало пропитания и они вынуждены были охотиться на людей, их, естественно, считали воплощением зла.

Существует немало заблуждений касательно природы волков. Так, считается, что они - благородные охотники, которые не едят падаль и не охотятся на слабых. В действительности это не так. Волки едят мясо как недавно убитых животных, так и случайно найденную тушу. Кроме того, они часто добивают найденных слабых или раненых зверей.

А вот что касается волчьей моногамии, это правда. В стае волки формируют пары и остаются верными друг другу до смерти одного из партнеров. Именно поэтому волк часто считается символом верности, как и лебедь.

Еще одной интересной особенностью этого хищника является невозможность приручить или выдрессировать волка. Именно поэтому для многих волк – символ свободы и непокорности.

Животное у древних греков и римлян

Еще во времена эллинов волкам уже приписывали магические способности. Так, в записях отца истории Геродота упоминалось о племенах, чьим тотемом был волк. Кроме того, у греков он считался животным Аполлона.

В древней Спарте появление волков перед битвой считалось дурным предзнаменованием. Для римлян же они были очень уважаемыми животными. Согласно легенде, именно волчица вскормила своим молоком легендарных основателей вечного города – близнецов Ромула и Рема. Кроме того, волк был животным, посвященным Марсу.

символ бесстрашияВ отличие от спартанцев для римлян увидеть волка перед военным походом почиталось за доброе знамение, так как он это был символ бесстрашия. Некоторые легионеры носили амулеты в виде зуба этого животного.

В римской культуре очень часто присутствовал символ волка, а еще чаще - волчицы. Самки считались у римлян символами сексуальной привлекательности. В связи с этим женщин, продающих свое тело, иногда называли волчицами. Также волку был посвящен древний праздник – Луперкалии.

Символ волка в мифологии скандинавов и египтян

В скандинавской мифологии волки знаменовали хаос и зло. Так, согласно легенде, гигантский волк Фенвир проглотил солнце, и люди оказались в вечной тьме.символ волка Только благодаря доблестному сыну Одина небесное светило вернулось на место.

А вот в Древнем Египте было божество-волк по имени Упуат.

что символизирует волкОн являлся лучшим воином Осириса и часто отождествлялся с ним. Кроме того, Упуат считался божеством, покровительствующим умершим. Изображения волка были очень популярны у египтян, а на большинстве праздников обязательно выносили впереди шествия щит с изображением этого хищника.

Волк у славянских племен

Как и в Египте, для славян волк выступал символом потустороннего света. Считалось, что в облике этого зверя умершие способны возвращаться в мир живых. Волк был проводником. Люди верили, что если при встрече с волком произнести имена трех умерших родственников, хищник не тронет.

В народных сказках он часто выступал как положительный персонаж, своим умом и мудрыми советами помогающий главному герою добиться цели.

Кроме того, в мифологии славян волк был животным божества Семаргла, и ему посвящена отдельная руна.символ самостоятельности

Также для славян волки являлись символом доброго урожая. Ведь в старину они водились практически в каждом лесу, выполняя функцию санитаров. Хищники контролировали популяцию оленей, зайцев и других более слабых животных. Благодаря этому пшеница и другие растения на прилегающих к лесу полях не были вытоптаны или съедены травоядными.

Славянские племена, как правило, не охотились на волков. Но при этом найти тушу считалось положительным знамением. Шкуры часто использовались не только как теплая одежда, но и как оберег.

Волк в христианстве

С распространением христианства все прочие культы старались упразднить. Чтобы избавиться от их влияния, все связанное с язычеством было признано происками нечистых сил. В том числе и волк, который, несмотря на множество негативных черт, был в почете у большинства язычников. Именно поэтому он был объявлен «нечистым» и прислужником сатаны. Кроме того, в Библии во многих притчах волк ассоциировался с дьяволом, мечтающим погубить людей (овец). символ волка Чуть позже этот хищник стал считаться соблазнителем. На волках, согласно преданиям, ездили ведьмы и колдуны на свои шабаши.

Что символизирует волк сегодня

В двадцатом веке волк был «реабилитирован». Он не только перестал быть символом зла, но и стал воплощением многих положительных качеств.

Теперь волк в первую очередь – символ свободы и одиночества. И хотя свободолюбием эти животные и вправду славятся, одиночками их назвать сложно, так как они обитают в стае с четкой иерархией отношений, которая не нарушается. В связи с этим еще одной ошибочной трактовкой является признание того, что волк - символ самостоятельности.

Сегодня эти животные символизируют верность в любви, чистоту и заботу о своих детях.

Кроме того, теперь волк – символ благородства. Вопреки совсем неблагородным повадкам этого зверя в действительности, он символизирует воинскую честь и доблесть, а также бесстрашие и готовность бороться до смерти.

На протяжении веков природа волка интересовала людей. Многие из них возводили этого хищника в разряд божеств, надеясь заручиться помощью сильного и независимого зверя. Чуть позже он стал символом зла. Сегодня же многие старые представления о символе волка забылись или потеряли свое значение, на смену им пришли новые. Как долго они будут актуальны, покажет время.

fb.ru

Образы волка в славянской мифологии – Ярмарка Мастеров

Наши древние предки передали нам свою философию через разные образы  волка. Это сильное и опасное животное вызывало у славян двойственные чувства. С одной стороны он тесно связан с солнечными божествами, мудрый и верный спутник, могущественный прорицатель. С другой - хищный демон, чужой зверь из мира мертвых.

волк

Самый распространенный образ волка у славян Семаргл, который считался хранителем Вечно живого Огня.  Это огненный волк с крыльями сокола. В каждом славянине живет Семаргл, который сражается с болезнями и злом в теле человека. Пьющий, курящий, ленивый, деградирующий человек убивает своего Семаргла, поэтому заболевает и умирает.

образы волка

славянская мифология

символы

фото

Воины часто отождествляли себя с волками  и в своих оберегах использовали образ волка, ведь ему присущи качества настоящего борца.  В первую очередь он представляет собой образ свободы, самостоятельности и бесстрашия. В любой схватке волк борется до победы или до смерти.В обычных условиях волк не допустит, со своей стороны, обидеть более слабого, что делает его символом  справедливости и честолюбия.

Ещё волк - это и символ высокой нравственности, преданности семье. Он живет семьей, ухаживает только за своей волчицей-женой, и сам волк-отец воспитывает своих детей-волчат. У волков не существует такого порока, как прелюбодеяние. Но волк может быть и одиноким, поэтому славяне отождествляли холостяка с волком. А жених считался волком, который хочет украсть свою невесту, а все друзья и родственники жениха тоже  волки, которые ему упорно помогают в этом нелегком деле. И девушки знали, если во сне приснился волк, то обязательно жди сватов.

Во многих сказках волк - это проводник по заколдованному лесу, воплощение загробного мира. Считалось, что волк принадлежит к миру мертвых и ведает его секреты. В образе волка могут появляться умершие предки, и своими советами помогать и направлять в нужное русло. Чтобы уберечься при встрече с волком, у славян нужно было назвать три имени умерших родных, и тогда волк пройдет мимо. Это также связано с ролью проводника в иной мир.

И в заключении хотелось бы сказать, что волк имеет разные и противоречивые образы. Он может быть связан с силами добра и света,  может оказывать помощь и быть защитником, но в свою очередь он имеет отношение и к темным силам. Эта подборка - мой взгляд на образ волка. А каким его видите вы, пусть каждый решает сам.

www.livemaster.ru

Образ Волка у индоевропейцев — Славянская культура

Образ Волка

Образ волка связан с определенным символическим рядом ассоциаций, неизменно повторяющимся в разные времена и у разных народов, в том числе и не имеющих общей праистории. Это общность образов волка и собаки. Часто повторяющаяся связь хтонического зверя - волка с солнцем или солнечным божеством.  

Роль волка - собаки как посредника между небесным и подземным миром, а также проводника в загробном царстве. Чаще всего повторяется военная символика волка: волк - покровитель воинских сообществ, а воинственные нации часто называют волка своим прародителем. В патриархальных обществах образ волка тесно связался с ролью жениха или похитителя женщин, соответственно насыщаясь эротической символикой. Со временем волк начинает ассоциироваться с преступником, разбойником из дикой глуши.

Издревле прослеживается верование о возможности оборотничества некоторых людей - в волков. Такие люди называются волкодлаками и вервольфами (на славянский и на немецкий манер, соответственно). Через практику оборотничества волк связывается с медведем. Превращение в волка упоминается также часто, как и превращение в медведя и иногда они смешивались. Волка и медведя объединяет также эротическая символика.

Растительная жизнь также не избежала ассоциаций с главным лесным хищником: в европейских языках встречаются многочисленные названия растений, по своему названию связанных с волком. Имеют ли эти названия какое-то отношение к превращению в волка - неизвестно. Существует также связь волка с вороном, змеями как хтоническими "родственниками" и с орлом и конем как небесными антагонистами.

Волк и солнце

Чрезвычайно широко распространена связь волка с солнцем. Она странным образом встречается в мифах и религиях различного происхождения.

Египетский бог Упуаут (Вепуат), чьим священным животным был волк, со времени возвышения культа солнечного бога Ра становится спутником бога солнца, сражающимся с противником Ра - змеем Апопом. Культовым городом бога Упуаута был Сиут (а по-гречески Ликополь, что означает буквально "Волкоград").

Греческий бог Солнца Аполлон иногда назывался еще Аполлоном Ликейским ("Волчьим"). Аполлон был также богом гипербореев, народа живущего за Бореем - Северным ветром. Как многие боги солнца Аполлон борется со змеем - Пифоном. (Пифон был также змеем - прорицателем, связанным с архаическим матриархальным культом матери - земли.) Аполлон Ликейский был как хранителем от волков, так и самим волком.

У восточных славян уже в христианское время волк был спутником Егория. Егорий или Георгий Победоносец изображался воином на белом коне, борющимся со змеем. Так по своей иконографии это типично солнечное божество.

У северных германцев волк - это однозначно зверь Одина, верховного аса. Один не является солнечным божеством, скорее он посредник - медиатор. Но один свой глаз Один потерял и в источниках есть намек, что Солнце и является глазом этого бога. В скандинавской мифологии волки связаны с солнцем самым непосредственным образом. Они гонятся за девой - Солнцем. И когда настигнут ее и сожрут, то наступит конец света. Солнечное и лунное затмения вообще часто ассоциировались с волками. В славянской Кормчей книге 1218 года говорится, что "когда погибает луна или солнце говорят: волкодлаки съели луну или солнце".

Таким образом волк может быть спутником божества - Солнца, помогающим ему бороться с однозначно хтоническим врагом - змеем. Или же просто спутником такого бога. В то же время волк становится постоянным врагом (тоже своего рода спутником) солнца, когда солнечным божеством оказывается не сильный бог - мужчина, а дева - Солнце. Так волк может быть союзником только для мужчины (сильного мужчины), а для женщины (девы) он оказывается преследователем, охотником, насильником и убийцей. А принадлежность солнечного божества к тому или иному полу иногда попросту связывается с географическими широтами и климатическим поясом народа, создающего мифы. Яркое и жаркое солнце - бог-мужчина, слабое солнышко - нежная солнечная дева.

Волк - проводник (пес - страж) подземного мира

Волк - зверь, связанный с темнотой, мраком, подземным миром. В сочетании же с его охотничьими навыками выслеживания и преследования он (точнее, и волк, и собака) становится проводником в царстве умерших, в загробном мире.

Египетский бог Упуаут (Вепуат), "Открывающий пути Дуата" был одним из загробных богов, провожающих умершего в царство мертвых. Его священным животным был волк. Позднее Упуаут был покровителем караванов на пути через свой город Сиут (Ликополь). Здесь волк - проводник путешественников и умерших.

Пес же обычно бывал "стражем" для чужих и спутником "своих". Так греческая мифология знает пса - стража подземного мира, трехголового Цербера. А трехголовую (или точнее трехтелую) богиню ночных перекрестков и чародейства Гекату сопровождали собаки. Роль пса - стража загробного мира в христианстве играет святой Петр, стоящий у небесных врат и пускающий или не пускающий туда души умерших.

Пес - проводник оказался запечатленным на звездном небе. Созвездие Большого Пса известно с древности (как минимум с 4 века до нашей эры, когда его описал Аратус). Самой яркой его звездой является Сириус - "собачья звезда". Таким образом Сириус являлся поводырем людей в ночи с древнейших времен и нес на себе символику пса - стража, проводника, охранника. Созвездие Волка же называлось еще, по словам известного астролога Бернадет Брэди (Неподвижные звезды. М.: ЦАИ: 1999) Звездами Умерших Предков или Зверем Смерти.

Существует представление о связи волка с душами умерших предков. Еще в недавнее время у славян говорилось, что встретив волка, нужно назвать три имени своих мертвых родичей, и тогда волк не тронет. Это видимо связано с его ролью проводника в загробном мире. Также и в некоторых заговорах от реальных волков говорится о том, что волк бывает у мертвых на том свете.

В кельтской и в германской мифологии встречаются псы преисподней, сопровождающие владыку мертвых, или просто владыку иного мира. Дикая Охота, возглавляемая Воданом и его супругой, состояла из душ умерших и охотничьих псов неистового и безумного бога. Так адский пес уже не кажется верным стражем и защитником - собакой бога или человека, так же далек он и от своего прародителя - лесного и свободного волка. Можно сказать, что гончие преисподней (в кельтской мифологии - белые с рыжими ушами) это отдельная категория, насыщенная особым символизмом. Они уже целиком приручены, в отличие от волка, но подчиняются безумию, иррациональности, стихийности.

Пес Гарм - в скандинавской мифологии является как бы двойником и собратом волка Фенрира, который проглотит Одина. Пес Гарм привязанный к пещере Гнипахеллир ждет своего часа и перед началом Последней Битвы он вырвется, залает и вступит в бой с богами. Гарм и бог Тюр убьют друг друга. Таким образом пес Гарм является "адским псом преисподней". После того как он срывается с привязи, мертвецы из Хель начинают биться с умершими воинами эйнхериями.

До нас не дошло четкого скандинавского представления о волке - спутнике умерших. Но обратившись к шаманским практикам, широко распространенным на Севере в свое время, мы легко можем найти аналогию. Шаман может превращаться в волка или же иметь волка своим союзником в шаманских путешествиях. И волк является спутником Одина не только в его ипостаси воина, но и в роли колдуна.

В наше время байкеры, называющие себя "Ночными волками", подчеркивают тем самым хтоническую природу волка. Прежде всего сами по себе они принадлежат хтоническому миру: куча металла, преимущественно черная (или черно-красная) одежда, вонь, дым и грохот - вот признаки его жителей. Их клуб называется "Sexton" - "могильщик", что неминуемо ассоциируется с миром мертвых, точнее с границей мира мертвых и еще живых. Само название - "ночные волки" - означает, безусловно, оборотней (это классический кеннинг скандинавской скальдической поэзии). В целом же собрание напоминает классический мужской союз или братство. Так, кстати, удачно подобранное название влияет на судьбу и долгожительство проекта.

Волк - посредник

Волк является посредником между "этим" миром живых людей и "тем" миром умерших и иных сил. Также он оказывается посредником между хтоническими существами подземного мира и обитателями неба, будучи способным общаться и с теми, и с другими. В христианских культурах это проявляется как двойственная природа происхождения волка: создает волка черт, а оживляет Бог. Так похищение и съедание скота волком у славян зачастую воспринималось как законная жертва св. Егорию, лешему или даже Христу. Считалось даже, что волки поедают чертей по велению Бога.

В разных культурах волк связан с пересечением границ, различными пограничными и переломными периодами или моментами. Например, переход от осени к зиме, а от зимы к весне. К этому времени относится обычно и разгул волков и соответственно частота обрядов против них и оберегов. При первом выпасе скота не давали ничего взаймы, не сношались в первую ночь перед масленицей, не пряли на святки, не передавали после захода солнца орудия ткачества и тому подобное - все это для того, чтобы волки не пожрали скотину.

У восточных славян поездка к венчанию и от венчания на свадьбу тоже была переломным моментом связанным с возможностью превращения всего свадебного поезда в волков.

В исландской "Саге об Эгиле" дед Эгиля Кведульв прозывался так ("Вечерним Волком"), потому что к вечеру, то есть в момент перехода от дня к ночи, становился сонливее и сильнее, а потом и, считалось, вовсе превращался в волка.

Волки Одина ("псы бога")

Волки часто воспринимались как "псы бога". Огромное значение волки имели в культе скандинавского Одина. Его волков - спутников - Гери и Фреки - "жадный" и "прожорливый".

И волки - псы Одина: Гери и Фреки кормит их воинственный Ратей Отец; но вкушает он сам только вино, доспехами блещущий.

В жертву Одину-Вотану приносились волки, которых вешали на ритуальных столбах, называвшихся "волчьим деревом" - vargtre. Даже напротив чертогов Одина Вальгаллы повешен волк:

Легко отгадать, где Одина дом, волк там на запад от дверей висит, парит орел сверху.

Волк Фенрир - важное существо скандинавской мифологии. Это гигантский волк, сын Локи и великанши Ангрбоды. Фенрира асы вырастили у себя, но когда он стал входить в силу и боги поняли, что он оправдает пророчества и принесет гибель их миру, то решились его связать. Когда они пытались его сковать обычными цепями, то Фенрир легко их рвал, и только созданная только колдовством, из несуществующих материалов (шума кошачьих шагов, женской бороды, корней гор и прочего) цепь смогла сковать Фенрира. При этом ас Тюр, бог права, потерял правую руку. Перед началом Последней Битвы волк Фенрир вырвется и проглотит Одина. Видар, сын Одина разорвет пасть Фенриру, поставив на нижнюю челюсть свой башмак (или пронзив сердце мечом). Примечательно то, что Фенрир проглотит бога, зверями которого и являлись волки. Так, в символическом смысле, Одина поглощает его же собственная "волчья" природа.

Волк и мужской военный союз

Образ волка тесно связан с мужскими военными братствами многих культур и народов. Полагают, что в древние времена инициация молодых воинов могла состоять в их магическом превращении в волков (особенно, если обряд происходил с применением наркотических или опьяняющих веществ), которые должны были некоторое время жить вдали от поселений "волчьей жизнью".

Боевая дружина, военный мужской союз традиционно сравнивается с волчьей стаей. Волк - вор, убийца, насильник, душитель в глазах потенциальной жертвы и символ воинской доблести в глазах воина. Сам воин - волк, его противники - овцы, козы и тому подобные травоядные.

Так убегали в страхе безмерном перед Хельги враги и родичи их, как козы бегут по горным склонам, страхом гонимы, спасаясь от волка.

Связываясь с мужскими военными союзами волк легко становится символом "внезаконности". Воинский мужской союз в любом случае предполагает некоторый разрыв с семейными родовыми связями и общепринятыми законами. Так образуется свое воинское "братство". Не случайно кровное побратимство было так широко распространено у скандинавских дружинников и викингов в целом.

Воин - волк, оставшись не у дел, выйдя на покой, покоя обычно не обретает, а становится преступником, преследующим своих жертв и преследуемым самим. Так берсерки ("медвежьи шкуры", но их вполне можно называться и "ульвсерки" - "волчьи шкуры") становились обидчиками вдов и нежных дев, а также похитителями чужих наследств в исландских сагах. Но и таких волков - преступников находили и убивали. Уничтожение злых берсерков даже ставится в заслугу некоторым героям саг.

Существовала определенная воинская магия, где немалую роль играл волк. Обычно различные части тела волка служили оберегами или талисманами. Также волчий вой и появление волка разъяснялось как воинская примета.

Кеннинги с именем волка в скальдической поэзии

Кеннинги (иносказания) с упоминанием волка были довольно популярны в скандинавской скальдической поэзии. Как говорится в "Языке поэзии" Снорри Стурлусона "Есть зверь, что зовется волк. Его следует упоминать в кеннингах крови и трупов, называя их его пищей и его питьем. Не годится брать для этих кеннингов названия других зверей. Волка также называют "бирюк"… "алчный", "вещий", "лесной житель", "завывала", "Фенрир". Поскольку вся хвалебная и поминальная поэзия скандинавских скальдов строилась на описании битв, ран и трупов, то "лесной житель" поминался очень часто.

Также имя волка упоминалось при назывании любимых детищ скандинавов - кораблей. Корабль называли "конем, или зверем, или лыжами морского конунга, моря, корабельных снастей либо ветра". Соответственно, корабль мог называться "волк корабельных катков".

Оборотничество

Представления о превращении человека в волка распространены по всей Европе. Такое оборотничество приписывается обыкновенно мужчинам и редко - женщинам. Предполагается, что это связано с ритуальным переодеванием в волка и отождествлением с ним во время инициаций в мужском братстве. Также этот обычай сохранился и в календарных праздниках - на те же зимние праздники (будут они называться хоть йолем, хоть святками - молодые мужчины все равно прикидываются разными чудовищами, чтобы получить свою часть съестной добычи). Такое обрядовое оборотничество обычно оказывается временным.

Мужчины, обращающиеся волками, встречаются в исландских сагах и это представлено, как несколько необычное дело, но вполне вероятное. В "Саге об Эгиле" есть Ульв - хороший человек и добрый хозяин, но вечерами его клонило в сон и он избегал людей. И люди поговаривали, что он оборотень, и называли его Кведульвом - "Вечерним Волком". И этот человек по сюжету саги обладает даром предвидения. Его действия подчинены не логике, рассудку или эмоциям, а внутреннему чутью, "звериному нюху".

Берсерки также часто бывали оборотнями. Такие воины часто оказываются неприкаянными в обычной людской жизни. Они мечутся как затравленные звери, временами убивая, оскорбляя или вызывая на поединки людей. Пока их самих не затравят, не обманут и не убьют.

Было и оборотничество другого типа, не "военное", а "бытовое". К нему прибегали колдуны, чтобы превратить другого человека в волка, или чтобы обернуться зверем самому. Такого рода превращения в изобилии описаны собирателями славянского фольклора. Способы заколдовать другого обычны: заколдованное питье (травы и заговор), подложенные заговоренные вещицы и тому подобное. К этому добавляется "опоясывание ремнем", когда на человека накидывается некий поясок и тот превращается в зверя хищного. Есть представления о том, что после превращения в волка, человек постепенно теряет свою человеческую сущность, как бы перестает ее осознавать. Обратиться в волка самому можно ударившись о землю (Мать - Земля дает силу), кувыркнувшись через 12 ножей и с помощью чародейных мазей из трав.

В оборотничестве собственно два кульминационных момента. Важен как способ оборачивания в волка, так и обратное превращение в человека. Так можно снять заговоренный пояс с оборотня или он сам порвется, тогда человек опять становится человеком. И обратное правило: если оборотень кувыркается через нож, воткнутый в пень, а нож этот кто-то вдруг вынет, то тот волк так человеком и не станет.

Так же существуют волкодлаки (оборотни - волки) природные, по рождению. Их различают по шерсти на загривке и другим признакам.

Волк - преступник

И у скандинавов преступник часто представлялся волком. 

Лакомство волчье - падаль - глотал ты, брата убийцей был твоего, всем ненавистный в груде камней ползал ты, корчась и раны зализывал! ("Первая песнь о Хельги Убийце Хундинга", Старшая Эдда)

В древней Исландии был своего рода юридический термин, обозначающий убийцу: композит, состоящий из двух слов "убийство" и "волк" ("мордварг"). Древненорвежские и древнеисландские законы различали разные типы убийств, в зависимости от обстоятельств и отношений между убийцей и убитым. Одним из самых тяжких оказывалось убийство беззащитного человека особенно после наступления темноты и попытка скрыть преступление. К такому убийце и относился вышеупомянутый термин "мордварг".

И у славян преступник, в том числе вор, традиционно именовался "волком". Об этом пишет в связи с казнью князя Игоря известный исследователь В.Я. Петрухин. Тут есть и прямая ассоциация современников казненного князя древлян:"Аще ся въвадитъ волк в овце, то выносит все стадо". И как у вора рука может быть "доброй" или "худой", так и у реального волка может быть "хороший" зуб. После его нападения оставшиеся животные плодятся и живут здоровехоньки.

Волк - жених (холостяк)

Жених в славянской свадебной поэзии часто ассоциируется с волком - похитителем невесты. Также в некоторых шуточных песнях волк, нападающий на скотину и загрызающий добычу, нередко приобретает эротическую символику. Волками - то есть "чужими" - представляются друзья и родственники жениха на свадьбе. В сонниках волк снится к приходу сватов. Иногда и родственники невесты ассоциируются с волками, а сама невеста или ее мать с волчицей. Тут проявляется подозрительность стороны жениха к чужой, невестиной родне, их обычаям, повадкам и возможностям навредить. Большей частью, все - таки, образ волка связан с мужчинами и мужской символикой. Женитьба самого волка воспринимается как наказание или способ с этим волком - хищником справиться.

Имя Волка

Имя и называние волка употреблялось или наоборот, накладывался запрет на его употребление, в ритуальных целях. Так могло быть у славян языческое имя - Волк. Известен дьяк Иван Волк Курицын - еретик - "жидовствующий" при Иване III. Подобное второе имя давали для определенного покровительства "хозяина имени". Само название волка служило оберегом. У скандинавов был подобный же обычай. Существовали имена Ульв - "волк", Лейдольв - "ведущий волк", Модольв - "храбрый волк", Раудульв - "рыжий волк", Снеульв - "снежный волк", Тьостольв - "упрямый волк", Вигольв - "сражающийся волк", Эндольв - предположительно "волк - противник" и наконец, Арнольв - "волк орла". Даже о появившемся на свет теленке, поросенке или жеребенке говорят "Это не теленок, а волчонок", чтобы волки приняли его за своего и не пожрали.

Существовали запреты упоминания волка к ночи, и особенно в "волчьи праздники". Для определения волка использовали другие названия: "серый", "Кузьма" (у славян), "бирюк", "алчный", "вещий", "лесной житель", "завывала".

Волчьи амулеты

Глаза, сердце, зубы, когти, шерсть волка служили оберегами, военными талисманами и лечебными средствами повсеместно. Волчий зуб давали ребенку, у которого режутся зубы. Волчий хвост носили от болезней. А вот в любовной магии чаще использовались сердца птиц и половые органы других животных, славящихся большей плодовитостью и похотливостью.

"Волчьи праздники"

У русских разгул волков (и нечистой силы при христианстве) приходился с осеннего Юрия (26 ноября по старому стилю), со дня св. Дмитрия (26 октября) до весеннего Юрия (23 апреля). Таким образом Юрий - покровитель волков - "открывал им пасть осенью и замыкает им пасти весной.

Это похоже на совпадение по времени со старинными данями, которые брали варяги - русь с восточных славян. По свидетельству Константина Багрянородного "Когда наступает ноябрь-месяц, тотчас архонты их выходят совсеми росами из Киава и отправляются в полюдье, что именуется "кружением". Что из себя представляло полюдье и чем иногда заканчивалось для "архонтов - волков" мы знаем по судьбе князя Игоря.

Так называемые "волчьи праздники", большей частью приходящиеся на ноябрь - декабрь, бывали посвящены защитным обрядам от волков. Продолжительность этих "праздников" не превышала девяти дней. В середине зимы волки собираются в стаи. Это время приходится на празднование скандинавского праздника Йоль. Кстати одно из имен Одина - Jolmir- отец зимнего солнцеворота. У южных славян "волчьи праздники" приходились как раз на дни от Рождества до Крещения, на "некрещеные дни". И окончательно празднуется конец разгула волков в первые три дня февраля, на день св. Трифона.

Волчья фауна

Можно отметить связь волка с растительным миром. Это общеевропейские представления о волчьих травах, цветах, ягодах, о волчьих болезнях злаков.

Самое известное растение такого рода "волчье лыко" или "волчьи ягоды", имеет научное название Daphne mezereum. При том, что Аполлон, называемый иногда Аполлоном Ликейским "Волчьим" был безответно влюблен в нимфу Дафну, совпадение, осознанное или нет, кажется примечательным. Это кустарник с белыми или розовыми цветами, распускающимися весной в апреле - начале мая, еще раньше листьев. Ягоды у него ярко-красные и для людей ядовитые. Если же лизнуть кору растения (которую можно ободрать как лыко), то начинает сразу же жечь во рту. Зато кору настаивают на спирте и растирают настойкой тело при хроническом ревматизме. Очень ценится мед с этого растения, как один из самых ранних. А также декоративность кустарника. У него приятный запах, впрочем, вызывающий головную боль.

Приложение: Волк - зверь, шаманский союзник и зверь силы

В шаманской традиции существует практика поиска и взаимодействия со своим "зверем силы", тотемом или же духом - союзником в образе зверя. Каждый зверь, пресмыкающееся или птица имеют свои особенности, достоинств и умения. И человек, ощущающий родство с этим зверем (будем условно и в общем называть их зверями), может научиться у него многому. Подробнее обо всем этом вы прочтете в других книгах, здесь же остановимся на тотемах, особенно значимых в скандинавской культуре. Ваш зверь силы может быть совсем другим существом, потому не следует читать эту главу, всерьез размышляя, кого бы себе выбрать в союзники. Указанные ниже вероятности того, чему могут научить вас союзники не являются единственно возможными. Каждый "зверь силы" способен научить чему-то особенному. Но даже если это все не "ваши звери" вы все равно можете познакомиться и найти какой-то контакт с ними. Если вы никак не практикуете шаманские техники, то сможете больше узнать о том, на что могла быть похожа "викингская" культура, если описать ее как мир зверей.

Дух зверя - "союзник" всегда имеет качества общие с реальным животным. И его свойства становятся подсказкой человеку, стремящемуся чему-то научиться у своего зверя. Или же человек сам узнает в себе черты, роднящие его с этим зверем. Мы знаем, что тотем волка свойственен не только отдельным людям, но и мужским воинским братствам - был групповым тотемом. Так, даже если человек по природе своей имел или мог иметь другого "союзника", входя в "братство волка" он либо находил себе "союзника" - волка ("становился волком"), либо находил язык с этим духом.

Известно, что жизнь реальных волков во многом ритуализирована. Для них важна своя размеченная территория: своя и чужая, те или иные тропы, места предназначенные для одних целей и для других. Такая ориентация в мире как нельзя лучше подходит для мужских братств, собирающихся в то или иное время года для возрастных инициаций и каких-то других неизвестных мне вещей.

Человеку, который в наше время обнаружил свою связь с волком, следует обращать внимание на представление о своей и чужой территории в жизни. В результате он получает четкое ощущение пространства и понимает где именно он в каждый момент времени находится и какие тут правила.

Интересно то, что у волков существует довольно сложная система передачи информации (движение головы, ушей, хвоста, взгляд и пр.). Это очень похоже на знаки и жесты, которыми обмениваются воины, подбирающиеся к врагу. Также и ходить волчья стая старается след в след так, что сложно определить, сколько именно волков тут прошло.

Вой волка - его яркая особенность. Своим воем они могут сообщать что-либо или просто выражать свои эмоции. Для человека - волка это также важно - научиться внятно выражать свои эмоции. Это то, на что для мужчин существует едва ли не культурный запрет в западной цивилизации. При этом внятно - не означает "разрушительным образом". И вообще, это относится не только к гневу, злости или ярости. Волк может повыть просто потому что ему хочется повыть (и для этого ему не обязательно для начала выжрать бутылку водки).

Общество волков основано на иерархии. У каждого зверя есть свое место и свои функции в рамках стаи. Среди самцов, как и среди самок существует своя элита. Они редко выясняют разногласия друг с другом посредством боя. Обычно хватает взгляда, позы или рычания. Обычно волки не любят демонстрировать превосходство, однако умеют с успехом это делать. В людях эта сила тоже бывает заметна, даже если человек ничего особенного вроде бы и не делает. Волк как союзник, как считается, учит развивать в себе силу, уверенность и спокойствие, которые не требуют демонстративных доказательств. Конечно, при индивидуальном общении с духом зверя в шаманском путешествии можно научиться чему-то особому, связанному с вашей непосредственной земной жизнью.

Волчья стая - особое объединение. Иногда она целиком подчиняется авторитету вожака, иногда в ней царит "народовластие". Именно за счет такой гибкости стае обычно удается выжить. Соблюдается определенное равновесие между автократией и демократией. Потому волк как союзник может научить отдельные общества находить подобную гибкую устойчивость, а конкретного человека - способности подчиняться или выходить из подчинения в зависимости от ситуации. Волк также учит, как ни странно, быть дисциплинированным и свободным одновременно.

Волки моногамны (в отличие от своих ближайших родственников - собак, которых, как говорят злые языки, испортили люди) и выбирают себе пару на всю жизнь. Они способны на сильную и постоянную эмоциональную привязанность. Брачный период волков приходится на конец зимы. О волчатах зачастую заботятся не только их прямые родители, но и другие члены стаи. Волки очень чадолюбивы. И отношения с собственными, родственными или даже чужими детьми или подростками обычно может дать очень многое людям - волкам. Не зря военные "волчьи братства" уделяли особенное влияние возрастным инициациям.

В связи с тем, что половозрелости волки достигают по достижению где-то двух лет, предполагают, что энергия волка может особенно проявляться и подобной же цикличностью. Кстати, период обращения планеты Марс, связанной с волками, также около двух лет, потому периоды в два года могут особенно быть важными для людей "марсианского", "волчьего" типа. Если пойти дальше по символическим рядам, то цветом людей волков будет красный или черный и красный, числом - пятерка и так далее. Впрочем, особенно далеко в символических соответствиях уходить не стоит - это уведет нас в излишнюю теоретизацию и интеллектуальные построения. А волк, как и любой зверь - союзник учит возвращаться к природе.

Волки - хищники и во время охоты способны преодолевать большие расстояния. В день волки пробегают около 25-40 километров и спокойно уносят тяжелых овец, закинув их на спину. Путешествия и походы оказываются важными и для современных людей, ищущих родства с духом волка. Проявляется выносливость и сила, и как волк находит, выслеживает и добывает себе добычу, в странствии человек способен найти именно то, что ему нужно.

Волк очень практичен, беспокоится о себе впрок и тому же учит людей. Но речь тут идет не только о здравом смысле, но и о развитии и доверии к своей интуиции. Внутренний голос, который иногда можно услышать, способен подсказать верное решение. А волосы, неожиданно шевелящиеся у вас на голове или кожа, покрывающаяся пупырышками вовсе не от холода, также могут стать решающим доводом. Для волка, вставшая дыбом шерсть - это не признак страха и трусости, а важная реакция тела. Волк не будет лишний раз доказывать другим, на что способен.

Это зверь очень осторожный. При появлении новых видов добычи, волки какое-то время - порой около нескольких лет - не трогают незнакомых зверей. Волки очень умны и способны к своеобразному сотрудничеству с другими существами. Не говоря о людях, которые смогли приручить некоторых предков современных волков, волки могут кооперироваться с воронами. Так ворон и волк оказываются связаны не только символически, но и в реальной жизни. Замечалось, что вороны способны указывать волкам источники пищи и препровождать к ним, потом же подъедать за ними. А в нашей жизни связываются различным образом люди - волки с людьми - воронами.

© Бедненко Г.Б., 1994 - 2002 

Похожие статьи:

Традиции → Заговоры как одна из составляющих Традиционной Славянской Культуры

Книги → Свято-Русские Веды. Книга Велеса

Древний мир → Скандинавская мифология

Гостиная → Кодекс викинга в речах Высокого

Боги, духи и существа → Культ волка

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Тотем волка в русской культуре

Одним из символов возрождения, помимо символа коловрат, является и волк. Но Волк наделяется особыми свойствами и в этом ключе он работает как символ, первопредок, тотем, называйте как угодно. Но, безусловно, Волка нужно рассматривать как архетип.Культ Волка сегодня можно встретить как на футболках, так и в оберегах, особенно силён этот архетип в правой среде. Волка наделяют многими магическими свойствами. Давайте поговорим на тему того, чем же таким Волк заслужил такое отношение к своей персоне. - Волк ассоциируется с основным отождествлением русских с этим животным. Волк, как и Медведь традиционно считается символом русской нации. Но, в последнее время тут есть деление, Медведь ассоциируется с государственностью, а Волк с русским бунтарством. Это образно, естественно. Поэтому, - Волк основной тотем русских. - Волка уважают за мудрость, спокойствие, величественность и, как ни странно, стадность. В былые времена стаи волков держали в страхе целые деревни. Они всегда действовали сообща и группой и составляли серьёзную угрозу для деревенского скота. Поэтому даже сегодня за убитого Волка наше государство выплачивает 5000 рублей. Это всё отголоски тех времён. -Волк ассоциируется с оборотничеством. Волкодлак – человековолк, распространенный миф, или реальность. Но бытуют легенды, естественно христианского толка, что чёрт пытался создать человека, а создал волка. Эта легенда больше говорит о том, что постязычестве образ Волка прочно был закреплён с культом оборотничества. Волк считался зверем Велеса. Напомним, что оборотничество было обычным делом для славянских языческих богов. - Волк прочно закреплён в славянской родной культуре. Это, в основном, связана со сказками, былинами и преданиями. В сказках Волк предстаёт перед нами как мудрое животное, которое тесно вплетено в навий мир. Волк, в сказках, отличается честностью, мудростью и другими благими качествами. Волк старается всегда помочь персонажу (читать русскому человеку). В христианской традиции Волка пытаются сравнять с злым, похотливым существом. Но это из-за страха, который он внушал. После принятия христианства и окружающий мир с веками стал представляется носителю культуры иначе и то что раньше было родным стало незнакомым и чуждым, что же поделать… - Культ волка закреплён в староверчестве, где для него есть целый ряд вышивок. Культ Волка закрепился и в ещё одной народной традиции. Он прочно закрепился в пословицах и поговорках:

Не стреляй в зайца, убегающего от волка. Наживешь врага

Овца волку друг, брат, шерсть и мясо

Одна была у Волка песенка, и ту переняли

Отзовутся волку овечьи слезки

Походишь по волчьему следу - узнаешь волчью жизнь

С волками жить – по-волчьи выть

www.slavyarmarka.ru