Типы колонн древнего египта. Структура египетского храма. Типы египетских колонн.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Архитектура Древнего Египта 2 Распространение типа. Типы колонн древнего египта


7.Типы древнеегипетских колонн.

Развитие египетского ордера относится к эпохе Древнего и Среднего царств,

когда преобладали колонны геометрически правильные. В эпоху Нового и Позднего

царств преобладали колонны второй группы, основанные на подражании формам

растительного мира: папирусообразная с открытыми или закрытыми бутонами – ос-

новной тип колонн Нового царства, лотосообразная колонна, пальмообразная, а так-

же колонна со сложной композитной капителью, появившаяся в эпоху Позднего цар-

ства. Высота колонн равнялась от 3,75 до 7 наибольших диаметров. Антаблемент

египетского ордера состоял из архитравной балки и выносной прямоугольной плиты.

Пропорции египетской колонны были относительно тяжелы, массивны.

8. Разрез гипостильного зала храма Амона-Ра в Карнаке.

9. Антаблемент греческого дорического ордера (фасад).

10. Антаблемент греческого ионического ордера без фриза (фасад).

11. Антаблемент греческого ионического ордера с фризом (фасад).

12. Типы греческих храмов (схемы планов).

1.Храм в антах

2. Простиль

3. Амфипростиль

4. Периптер

5. Псевдопериптер (тип постройки, появившейся в Древнем Риме)

6. Псевдодиптер

7. Диптер

8. Моноптер

9. Толос

13. План Парфенона (графическая схема).

В основе построения квадрат со стороной в сто аттических футов – он определяет ширину храма по стилобату. Длина находится геометрически: засечкой радиусом, равным диагонали половины квадрата

14. План Эрехтейона (графическая схема).

Посвящён Афине и Посейдону (421-406 гг до н.э.) Арх.Мнесикл. особенность – ассимметричный план.

Основной прямоугольный объём – 11,63 x23.50 м (по стилобату)

15. Греческий жилой дом пастадного типа (план, разрез).

Пастада– портик, вытянутый во всю ширину жилого дома; помещение, раскрытое в одну сторону. Промежуточное пространство между комнатами греческого дома и его внутренним двориком.

16. Греческий жилой дом перистильного типа (схема плана).

Перистиль – внутренний двор с колоннадой, прямоугольный в плане. Колоннада окружала сад, часто украшенный фонтаном или скульптурой.

17. Части греческого театра (схема плана).

18. Цилиндрический и сомкнутый своды (планы, разрезы, аксонометрии).

19.Парусный (пандативный) свод (схема плана, разрез).

20. Купол на парусах (план, разрез, аксонометрия).

а-римский крестовый свод

Б – вспарушенный свод на 4 опорах;

В – вспарушенный свод на 8 опорах

Г – купол на парусах

Д – купол на парусах с погашением распора боковыми полукуполами

Е – крестово-купольная система перекрытия.

21. Римская арочно-ордерная ячейка (план, фасад, разрез).

22.Римский жилой дом атриумного типа (план, разрез).

Атриум– помещение в жилом доме с проёмом в перекрытии.

Типы атриумов:

1) Тосканский атриум (без колонн, для маленького дома)

2) 4-х колонный атриум

3)Коринфский многоколонный атриум

4)Дождеотводящий

5)Крытый атриум (отверстия в потолке нет при сохранении плана)

23. Римский жилой дом атриумно-перистильного типа (план, разрез).

24. Колизей в Риме (фрагмент фасада).заложен имп. Веспасианом в 75г.н.э., открыт Титом в 80г.н.э.

В плане эллипс: длинная ось: 187,8 м., поперечная – 155,6м.

Постройка амфитеатрабыла начата императоромВеспасианомпосле его побед вИудее, и завершено в сыном Августа — императоромТитом.Колизей— самый большой из древнеримских амфитеатров, — один из знаменитых древних памятников древнего Рима и одно из самых примечательных сооружений в мире. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами, на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому Дому Нерона. Колизей первоначально назывался Амфитеатром Флавиев, потому что он был коллективным сооружением императоров династии Флавиев. Строительство велось на протяжении 8 лет, в 72-80 гг. н. э.

1й ярус – кон.1в н.э. 2ой ярус – 2в. н.э.

studfiles.net

Структура египетского храма. Типы египетских колонн. — МегаЛекции

Билет 1

Наскальная живопись древнейших времён. Основные этапы развития

1.Первобытное искусство человека - важнейший период в истории мировой художественной культуры, давший мощный толчок к возникновению искусства. Оно развивалась по определённым периодам, археологическим эпохам, которые носили названия по материалу орудий - каменный век, железный век, бронзовый век. Каменный век имеет своё деление

на три продолжительных периода: древний каменный век - палеолит, средний каменный век -

мезолит, новый каменный век - неолит.

Дошедшие до нас памятники первобытной культуры представлены главным образом произведениями изобразительного искусства. Первыми изображениями палеолитического человека в пещерах становятся красочные штрихи и пятна, зигзаги и спирали, контуры рук

и т. д. Самым распространённым сюжетом первых рисунков были изображения крупных животных: бизонов, оленей, лошадей, носорогов и др. Рисунки выполнялись чаще в натуральную величину. Они отличались простотой форм, точностью в передаче строения животного, статичностью поз. Тем не менее, художник пытается передать объём с помощью штрихов и теней, намечается перспектива.

Мезолит является переходным этапом. Наиболее переломные изменения в наскальной живописи происходят в неолите.

Неолит - время патриархата. Здесь происходит резкое изменение сознания человека. Зверь уже не покровитель и враг человека, а слуга и средство для выживания. Конечно, изменилось и искусство. Глядя на рисунки этого времени можно увидеть, что центральное место в многофигурных композициях занимает человек. Изображения носят условный характер. От точной передачи животного в палеолите, остаётся лишь примерное, схематичное изображение. В связи с чем, следует уменьшение рисунка от натурального размера изображаемого, до объекта в 5-7 см. На рисунке видно уже «бешеное», стремительное движение людей, их ноги раскинуты в шпагате, штриховка рядом стремится передать не только движение тела, но и порывы воздуха, при быстром движении.

Ярким примером наскальной живописи палеолита являются росписи, обнаруженные в пещере Альтамира в северной Испании. Самым известным рисунком пещеры является «Бизон». К временам неолита можно отнести одну из интереснейших композиций того времени - «Сражающиеся лучники», из пещеры в Восточной Испании.

 

 

Билет 2

Понятие художественной культуры. Виды искусства. Их специфика.

2. Традиционное понятие «культура» переводят с латинского языка как «возделывание», «облагораживание», «образ жизни». Таким образом, древнейшее значение слова «культура» - это изменение, переделывание. То есть, культура- это организация человеком естественного, природного в лучшую или худшую сторону. Поэтому художественное произведение - это всегда художественная организация. И для того, чтобы понять тот или иной вид искусства необходимо ответить на вопрос: что организуется? При помощи чего организуется? И каким образом ?

Так в архитектуре организуется ПРОСТРАНСВО человеческой жизни. Все архитектурные сооружения делят пространство на две разные части - пространство внешнее и внутреннее. При помощи чего и каким образом: всевозможные материалы, их особенности и возможности, а также конструкции , с ними связанные. До 20 века практически все строили из дерева, камня, глины. Именно материалы , и их свойства определяют тип конструкции. Дерево - это стоечно-балочная конструкция, камень - это своды, арки, купола, а глина - это кирпич.

Тесно связан с архитектурой такой вид искусства , как дизайн. Он и отвечает за организацию ПРЕДМЕТОВ внешнего и внутреннего пространства.

Скульптура художественно организует ОБЪЁМЫ, поэтому моделью для скульптора часто становятся любые объёмы. Скульптура не имеет внутреннего пространства. Как и в архитектуре от материала сильно зависит способ работы. Их три. Это высекание (камень, дерево) и лепка (глина), литьё ( металл ).

Между скульптурой и живописью находится графика. Это слово происходит от греческого - «черчу, царапаю». Поэтому графика организует ПОВЕРХНОСТЬ, углубляясь в неё ( камень, деревянная или металлическая доска).

Живопись-это организация ПЛОСКОСТИ. Произведения живописи картины - обязательно вставляются в рамочку, организующую эту организованную плоскость.

Архитектура , скульптура, живопись, графика, дизайн - это пространственные виды искусства.

К временным видам искусства относятся следующие: литература, организует РЕЧЬ, музыка - ЗВУК, танец - ЖЕСТ. Однако жизнь человека состоит не из жестов, а из последовательных движений, которые отличаются от жестов целенаправленностью. Именно ДЕЙСИВИЯ и составляют ткань театрального искусства. Последовательное действие актёров, декорации, костюмы, музыка, речь рождают театр.

В 20 веке возникают новые виды искусства. Это фотоискусство и киноискусство. Они художественно организуют мир ВОСПРИЯТИЙ человека. С помощью раскадровки, монтажа. различные виды искусства художественно организуют пространство и время.

Билет 3

Мегалиты древнего мира. Менгиры, кромлехи, дольмены.

1. Первым домом человека была пещера - убежище, созданное природой. Но люди каменного века жили не только в пещерах. В самом конце неолита стали появляться укреплённые поселения - городища, появляются и земляные холмы - курганы, где хоронили богатых умерших.

В веке бронзы своего наивысшего развития достигли сооружения из огромных камней, так называемые мегалиты.

Существуют три вида мегалитов:

· Менгиры - вертикально поставленные камни, различной величины, стоящие отдельно или образуют целые аллеи. Размеры менгиров колеблются от 1 до 20 метров. Менгиры бывают и едва отёсанными камнями, и выполненными в виде монументальной скульптуры. Они , как правило, не были связаны с погребальными обрядами, а выполняли самостоятельную функцию ( например, обозначали место проведения каких-либо ритуалов ).

· Дольмены -это сооружения из двух вертикально поставленных необработанных камней, перекрытых третьим. В конструкции этих сооружений уже присутствуют несущие и несомые части.

· Кромлехи - каменные плиты или столбы, поставленные по кругу. Это наиболее сложное мегалитическое сооружение. Иногда кромлехи окружали курган , иногда существовали самостоятельно и состояли из нескольких концентрических окружностей. Самый известный и сложный из кромлехов находится в Англии около Стоунхенджа ( от англ. «СТОУН» - камен, «ХЕНД» - ров ). Внешний вид камней имеет диаметр около 100 м. Их расположение симметрично направлено на точку восхода и захода солнца в дни летнего солнцестояния. Несомненно, Стоунхендж служил и для астрономических наблюдений.

 

Билет 4

Храмовый комплекс др. Египта.

Храм как место встречи солнечного бога с людьми.

Структура египетского храма. Типы египетских колонн.

1. Все заупокойные храмы находились на западном берегу Нила. Храмы, посвящённые богам, такие как Карнакский и Луксорский, были построены на восточном берегу.

Карнакский был главным храмом Амона-Ра и официальным святилищем страны. Его строили по проекту архитектора Инени несколько столетий. Храм неоднократно перестраивался. Он грандиозен со всех сторон: мощные пилоны с гигантами-статуями фараона перед ними, обширный колонный двор, гипостильный зал с целым лесом колонн высотой более 20 м и диаметром более 3 м.

Луксорский храмбыл вторым по значению в стране. На этом месте кого-то стояли Фивы, которые дважды были столицей Египта. Храм Амона-Ра в Луксоре ( зодчие Аменхотеп и Майа) наиболее совершенный. Он отличается чёткой планировкой: два двора с портиками, Культовые помещения и молельни со статуями богов в глубине здания. В первом дворе - колоннада из 14 колонн 20-метровой высоты с капителями в виде раскрытых метёлок папируса. Всего колонн в храме около 150. Древнеегипетские колонны делились на следующие виды:

· Пальмовидная – капитель в форме листьев пальмы;

· папирусовидная с открытым и закрытым цветком;

· лотосовидная – капитель в форме цветка лотоса;

· хаторическая – капитель в виде головы богини Хатор.

 

Таким образом, в эпоху Нового царства сложился тип храма, который состоит из трёх частей:

1. Перистиль- огромный открытый внутренний двор , обнесённый колоннадой.

2. Гипостильный зал- закрытый колонный зал.

3. Святилище -с ладьей Ра в центре.

Билет 6

megalektsii.ru

ЕГИПЕТСКИЙ ОРДЕР КОЛОННЫ ЕГИПТА Все типы колонн

ЕГИПЕТСКИЙ ОРДЕР. КОЛОННЫ ЕГИПТА.

Все типы колонн этого ордера создавались по единому принципу, являя собой стилизованное отображение в камне растений, чаще всего лотоса, пальмы или папируса, занимавших особое значение в культуре Древнего Египта. Исходя из этого принципа ствол колонны был круглым в сечении или состоял из стилизованного «пучка стеблей» - с полукруглыми в сечении выпуклостями, соответственно круглому стеблю камыша или лотоса, а иногда в виде заостренных ребер, как у стебля папируса. Ствол зачастую украшался горизонтальными полосами с орнаментом или выпуклыми «жгутами» , которые будто удерживали вместе «пучки стеблей» . Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей, изображавших закрытого бутона или раскрывшейся чашечки цветка папируса, лотоса или листья пальмы. В отдельных случаях на капители высекали изображение головы богини плодородия Хатор.

Творческая работа «Египетская колонна. »

Типы египетских колонн. На протяжении истории развития рахитектуры Древнего Египта наиболее значительные изменения коснулись формы опор — столбов и колонн. На ранних этапах чаще использовали опоры геометрически правильной формы. Более сложные колонны, с использованием растительных форм, начали возводить в период Нового царства. Древнеегипетский ордер с опорами в виде геометрически правильных форм - массивные столбы квадратного сечения, без капителей, без мелких деталей, иногда покрытые рельефами, порой перед столбами помещали скульптуры.

Типы и виды колонн 1. лотосная 2. папирусная 3. лотосная 4. пальмовая 5. хаторская

Оформление колонн Позднее, в период Среднего царства наблюдается тенденция к преодолению массивности опор, придание им более стройной и пластичной формы. Широко распространились колонны в форме 8 - или 16 -гранного цилиндра или с вырезанными желобами — каннелюрами. Также в древнеегиптских постройках были обнаружены колонны, ствол которых равномерно утоньшался от основания кверху. Высота колонн обычно в 5— 5, 5 раза превышает диаметр колонны в основании. Часто колонны имели капитель в виде квадратной плиты — абаки.

Части колонн

Орнамент

Цветовое решение

Цветовое решение

Цветовое решение Сохраняя геометрическую регулярнось форм, египетский ордер отличается строгостью и конструктивной логичностью, его также называют протодорическим, так как позже в Древней Греции получил распространение дорический ордер, своими формами несколько напоминавший египетский. В храмовых сооружениях, начиная с периода Нового царства, ордер геометрически правильных форм вытеснился ордером, отображавшем в камне растительных форм, что во многом шло вразрез с конструктивной логикой стоечнобалочной системы, в отличие от более ранних видов ордера.

Египетский ордер

present5.com

Архитектура Древнего Египта 2 Распространение типа

Содержание

Введение

Конструкторское решение

Архитектурно-композиционное решение

Интерьер

Заключение

Список использованных источников

Введение

Архитектура - искусство тонкое и, вместе с тем, довольно конкретная наука. Эта наука говорит, что каждый архитектурный проект, еще до воплощения в жизнь, имеет свой образ - некую чувственную и умозрительную модель, включающую в себя основные закономерности и характеристики будущего здания. А основные закономерности отражаются в его архитектурной композиции. Композиция, в свою очередь, призвана объединить собой идею, замысел, законы и воплощаемую форму. Не видимая неискушенному взору, она, как стержень, нанизывает на себя казалось бы несовместимое - эмоции и технологии, планировочные структуры и религиозные воззрения.

Зодчество Древнего Египта служит прекрасным примером соблюдения этих правил, где все духовные, эмоциональные и физические состояния, по тем же законам архитектуры, должны находить свое выражение в конкретных материальных проявлениях. 1

Установлению Нового царства предшествовал период так называемого Второго распада Египта (1700-1580 гг. до н. э), который произошел в значительной степени в результате вторжения с северо-востока племен гиксосов, захвативших большую часть Египта. Единственно Фивы на протяжении столетнего периода были оплотом сопротивления иноземцам. А в результате в 1580 г. до н.э. основатель XVIII династии фиванский фараон Яхмос I изгнал гиксосов из Египта. С этого времени условно начинается период Нового царства.

Особого политического и экономического расцвета Египет достиг период Нового царства, что нашло свое отражение в бурной строительной деятельности в Фивах.

Целью данной работы является изучение архитектурного объекта Древнего Египта, а именно описание храма царицы Хатшепсут. Для этого необходимо рассмотреть особенности храма, как архитектурно-композиционное и конструкторское решение, внутренний интерьер и его индивидуальные черты, рельеф, как отображение истории.

Конструкторское решение

Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма с четким прямоугольным планом. Его ансамблевый характер был рассчитан на постоянную смену впечатлений у многочисленных участников торжественных религиозных процессий.

Фасад храма обращался к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная по сторонам каменными сфинксами или священными овнами (баранами). Мерное повторение их фигур создавало спокойный ритм, настраивало молящихся, перед которыми во всем великолепии простирался залитый солнцем мир, отгороженный и в то же время слитый с этой своеобразной стеной каменных изваяний. Аллея сфинксов приводила к входу - каменному пилону - грандиозной, сужающейся кверху в форме трапеции стене, разделенной узким проходом посредине. Перед пилоном воздвигались колоссальные статуи, обелиски. За пилоном открывался прямоугольный в плане, открытый двор, обнесенный колоннами. В центре двора по главной оси также прокладывалась каменная колоннада. Она намечала прямую линию пути к колонным залам, молельням, кладовым и другим помещениям. Монументальные рельефы покрывали стены храмов. Мощные колоннады, многочисленные скульптуры дополняли их торжественный облик.

Сохранившиеся колоннады и храмы древней столицы донесли до наших дней величавый дух архитектуры этого периода.

Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или "дома" богов, как их называли древние египтяне. Воды Нила разделили Древний Египет на две части: восточную и западную, на Царство Живых и Царство Мертвых. На восточном берегу Нила возводились дворцы фараонов и громадные храмы, славящие богов; на западном берегу строились пирамиды, гробницы и заупокойные храмы, где совершалась служба в честь умерших и обожествленных фараонов.

Заупокойные храмы и гробницы разделялись. Храмы строились внизу, на равнине, а гробницы, для сохранности от разграбления, высекались в скалах и маскировались. Классическим для этого времени стал храм царицы Хатшепсут у скал Дейр-эль-Бахри (XVIII династия, ок.1500 г. до н. э).

Хатшепсут не жалела средств на возведение этого храма, который она строила "из любви к отцу своему Амону". Этот грандиозный замысел был воплощен руками зодчего Сененмута, фаворита царицы и воспитателя ее дочери Нефрура. Сохранилось несколько статуй этого архитектора, представленного вместе со своей воспитанницей. Изображения Сененмута встречаются и в Дейр эль-Бахри, однако, по всей видимости, их появление было тайным: расположенные около дверных проемов, они всякий раз оказывалась скрытыми открытой дверью. Кроме того, территории первой террасы храма Сененмут начал строительство своей гробницы, чтобы и после смерти оставаться как можно ближе к построенному им храму. Тем не менее, эта священная территория принадлежала Амону и Хатшепсут, и это посягательство священную землю, а возможно и другие причины, вызвало опалу Хатшепсут. Гробница зодчего, в которой было тщательно уничтожены все его имена, так и не была закончена.

Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые помещения с колоннами - портики - и уходившие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединялись пандусами - наклонными дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части.

Такие конструкция и расположение постройки были вовсе не случайны: менее чем в 100 метрах от комплекса Хатшепсут находится схожий храм, возведенный правителем XI династии Ментухотепом Небхепетра.

Этот царь считался родоначальником фиванских царей, и Хатшепсут таким образом демонстрировала преемственность своего правления и доказывала законность своих претензий на египетский престол.

Рис.1 "Храм царицы Хатшепсут"

Архитектурно-композиционное решение

К эпохе Нового царства храм уже приобрел каноническую форму. Аллея, по обе стороны которой выстроились сфинксы, вела к монументальному входу, оформленному в виде двух пилонов. По обе стороны от входных ворот возвышались гигантские статуи богов или правителей. Наружные фасады храма были покрыты рельефами, прославлявшими власть фараона и его победы.

Распределение рельефов на стенах храма во многом отражает мироощущение древних египтян. Так, на стенах южной части нижнего портика изображена доставка обелисков, высекавшихся в Верхнем Египте и предназначавшихся для храмового комплекса Амона в Карнаке. На стенах северного портика расположены сцены, действие которых происходит в тростниковых зарослях, ассоциировавшихся с Нижним Египтом. Идея единства Обеих земель встречается еще раз на перилах пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма. Нижние основания этих лестниц украшены изображениями гигантской кобры, хвост которой поднимался вверх по верхней части перил. Над головой змеи, олицетворявшей покровительницу Нижнего Египта - богиню Уаджет, расположено изображение Хора Бехдетского, божества Верхнего Египта.

Рис. 2. "Рельеф храма"

Если рельефы первого яруса храма посвящены объединенным египетским землям, то композиции второй террасы повествуют о правителе, от которого зависли стабильность и процветание этих территорий. Главным сюжетом рельефов северного портика была божественная теогамия - история божественного рождения Хатшепсут, шаг за шагом воссозданная на этих стенах. По легенде, великий фиванский бог Амон принял облик земного отца Хатшепсут, Тутмоса I, и вошел в покои ее матери Яхмес. Пока царская супруга носила под сердцем будущую правительницу, боги наделяли Хатшепсут всеми качествами, необходимыми для фараона; завершает эту композицию сцена божественного рождения правительницы.

Этот сюжет, как все в египетском искусстве, не случаен. Отстранив от правления Тутмоса III и получив неограниченную политическую власть, Хатшепсут так и не смогла избавиться от вопроса о законности своего восхождения на египетский престол. Именно поэтому в памятниках этой царицы о ее божественном происхождении и изначальной избранности для той роли, которую она играла.

Композиция южного портика второго яруса повествует о знаменитой экспедиции в Пунт. Согласно официальным хроникам, снаряженная Хатшепсут экспедиция была настолько представительна, что местные жители, увидев мощь египетского флота и войска, сразу признали себя вассалами Египта. На рельефах храма в Дейр эль-Бахри представлены все подробности этой кампании. Художники детально изобразили флот Хатшепсут, особенности ландшафта Пунта с лесами благовонных деревьев, которыми так славилась эта страна. Здесь же представлены знаменитые царь и царица Пунта, приносящие дары Хатшепсут, включавшие драгоценные породы деревьев, благовония, притирания, шкуры животных, золото и невольников.

Верхняя часть храма посвящена богам, даровавшим жизнь и египетской земле, и ее правителю. Вокруг по сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Божественного солнца Ра и родителей Хатшепсут - Тутмоса I и Яхмес. В центре этого комплекса расположена святая святых, святилище Амона-Ра, которое было самой главной и самой сокровенной частью всего храма Дейр эль-Бахри.

Единственный дверной проем, располагавшийся между пилонами, вел в залитый солнцем перистиль - внутренний двор, окруженный колоннадой. Пройдя перистиль и продолжая двигаться по центральной оси, можно было попасть в гипостиль - многоколонный зал, плоскую кровлю которого поддерживали тесно поставленные столбы; за ним находилось святилище со священной баркой фараона. Меньшие помещения вокруг святилища служили сокровищницами, складами и т.п. По мере движения от входа к святилищу потолок снижался, а пол повышался, словно сдавливая пространство. Поскольку окон не было, гипостиль освещался через двери, ведущие в него из перистиля, и до святилища доходил лишь слабый отсвет.

Колонны древнеегипетских храмов сохраняют свою преемственность от растительных форм: их цилиндрические стволы слегка сдавлены у основания, где ствол обегают раскрашенные рельефные изображения листьев. Капитель сначала расширяется, а затем сужается наподобие закрытых бутонов лотоса и папируса; рельеф и раскраска имитируют плотно сжатые лепестки цветка. У более высоких колонн центрального нефа гипостиля капителям придана колоколообразная форма раскрытых цветков тех же растений. В других случаях мы обнаруживаем еще более древнюю форму колонны в виде связки тростника, восходящую к эпохе Древнего царства. Росписи стен и колонн гипостильного зала обычно изображали растения в нижнем ярусе, людей за различными занятиями - во втором, летящих птиц - в третьем, и над всем этим - синее небо, усеянное звездами.

Рис.3 "Храм. Колонны"

"Изобразительные" колонны Древнего Египта воспроизводили природу Египта: папирусовидные с открытым и закрытым бутоном (основной тип колонн Нового Царства), лотосообразные, пальмообразные, со сложной (композитной) капителью (эллинистический период), с гаторической капителью, с капителью в виде перевернутого колокола (редко встречается). 2

Рассматривая в целом архитектурно-планировочную композицию храма в Фивах, необходимо отметить ее динамический характер, которому соответствовало чередование метрических протяженных аллей сфинксов с нараставшим в сторону святилища ритмом пилонов-преград.

Вопрос об ориентации фиванских храмов по сторонам света давно уже привлекал многих ученых. Еще в конце XII в. появились труды английских иследователей Ниссена и Локьера, которые высказали предположение о том, что многие египетские храмы были ориентированы на заход или на восход солнца либо на звезды, которые связаны были с солнечным циклом. С XX в. эти наблюдения были продолжены французским исследователем Ленгреном и известным английским астроархеологом Дж. Хоккинсом. Гипотезу этих ученых подтверждали и надписи, сделанные на храмах, повествовавшие об обрядах, связанных с их закладкой.

На самой границе пустыни и орошаемой земли был возведен гигантский пилон, от которого шла процессионная дорога к самому храму. Этот путь, шириною около 37 метров, с обеих сторон охранялся сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Прямо перед храмом были разбит сад диковинных деревьев и кустарников, привезенных из загадочной страны Пунт. Здесь же были вырыты два священных озера Т-образной формы. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян

Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, которые не только служат небывалым фоном для архитектуры, но и сливаются с ней в неповторимое целое. Чтобы посетить храм, нужно было пройти по аллее сфинксов, тянувшейся от берега Нила, и подняться по террасам к святилищу, вырубленному в толще скал. Строгий облик храма разнообразили статуи царицы Хатшепсут в облике Осириса; колонны, на капителях (верхних частях) которых была высечена голова богини Хатор; Гор - один из важнейших богов в египетском пантеоне, сын Осириса и Исиды, человек с головой сокола; росписи и раскрашенные рельефы (на многих из которых изображалось путешествие в далёкую страну Пунт). На просторных террасах располагались водоёмы, росли деревья, экзотические цветы, пели птицы.

Рис. 4 "Храм царицы Хатшепсут"

Рис.5 "Гор - человек с головой сокола"

Рис.6 "Голова богини Хатор"

Храм царицы Хатшепсут был ориентирован на восход солнца в день зимнего солнцестояния, т.е. в период окончания разлива Нила и начала посевных работ. Другими словами, храм служил своеобразным календарем, по которому жили и трудились многие поколения жителей Древнего Египта.

www.coolreferat.com

Архитектура древнего Египта - Архитектура

Архитектура древнего Египта

Архитектура Египта имеет славную древнюю историю. В Древнем Египте впервые появились архитектурные сооружения, представляющие большую эстетическую ценность и для современности. Каменные египетские пирамиды, имеющие колоссальные размеры

и существующие и в настоящее время, были построены примерно в начале III тысячелетия до н. э., т. е. почти 5000 лет тому назад. Памятники архитектуры Египта можно подразделить на три группы: жилища, укрепления и религиозные и надгробные сооружения. Основными строительными материалами в Древнем Египте, лишенном лесных массивов, являлись песчаник и известняк, добываемые из каменоломен в скалах, окаймляющих Нил, и гранит, доставляемый из районов- водопадов, а также глинистый ил — осадок Нила, используемый для небольших построек. Песчаник использовался для возведения монументальных зданий. Принуждая сотни тысяч рабов строить десятилетиями усыпальницы, египетские фараоны и вельможи стремились оставить в память о себе на вечные времена сооружения, предназначенные для сохранения в них тела человека в неразрушенном состоянии. Вечная сохранность мумии символизировала вечность жизни и погребенного.

Египет в те времена представлял собой деспотически организованное государство, во главе которого стоял обожествленный властелин — фараон. Общее состояние страны, ее географическое положение в условиях протекавшей здесь р. Нил, требовавшей регулирования ее разливов, позволяли использовать для строительства большие массы рабов, живших в условиях жестокой деспотической системы управления.

Рис. 1. Древнеегипетские пирамиды: а — ступенчатая пирамида фараона Джосера в Сакнара; б — группа пирамид в Гизе, В центре пирамида Хеопса

В конструктивном отношении египетские гробницы и храмы поражают своей простотой и несокрушимой устойчивостью. Не случайно давно сложилось мнение, что ни одна архитектура не может соперничать с египетской в искусстве простейшими средствами создать неотразимое впечатление грандиозного.

Гробницы. Гробницы Древнего Египта, возводимые на поверхности земли или высеченные в скалах, как правило, имеют в своем составе склеп и капеллу, которая представляет собой нечто подобное вестибюлю перед погребальной комнатой.

В эпоху первых фараонов гробницы с наклонными стенами и плоской крышей имели сходство с хижинами земледельцев (феллахов). Однако в последующие времена форма гробниц фараонов видоизменилась. Путем надстройки одной гробницы над другой были созданы пирамиды с ломаным профилем, уступчатые (рис. 1, а) и, наконец, строгой геометрической формы, примером чему служат пирамиды в Гизе (рис. 1, б).

Внутри пирамид располагались погребальные залы, соединявшие их наклонные коридоры и вентиляционные каналы. Погребальные комнаты имеют четырехугольную форму с вертикальными стенами с устройством над ними особой разгрузочной конструктивной системы. Входы в галереи делались скрытыми (замуровывались). Сооружение некоторых гробниц производилось путем постепенного наслаивания рядов оболочек. Каждый фараон сразу же после восшествия на престол приступал к устройству для себя усыпальницы. Строительство гробницы продолжалось весь период царствования фараона. Каменная наружная оболочка делалась правильными рядами, исключительно тщательной обтеской камней, начинаемой, по предположению современных ученых, с вершины. К одному из самых больших погребальных сооружений Древнего Египта относится гробница фараона Хеопса, построенная около 3 тыс. лет до н. э. Высота ее достигает 147 м, длина сторон основания — по 230 м. На строительство этой пирамиды пошло около 2,5 млн. гладко притесанных друг к другу камней, некоторые из них весом до 2,5 Т. На ее постройке были заняты десятки тысяч людей около 30 лет с перерывами в особенно жаркие месяцы года. Возвышающиеся над пустыней и видные за десятки километров геометрически ясные формы громадных пирамид как бы олицетворяли колоссальное могущество фараонов, являющихся, по религиозным верованиям египтян, сынами бога солнца. На смену гробницам из пирамид пришли пещерные гробницы с открытыми портиками, в которых в последующие времена портик исчез, и сами пещеры устраивались скрытыми.

Рис. 2. Храм Аммона в Карнаке. Гипостильный зал

Храмы. Во II и I тысячелетии до н. э. в связи с ослаблением власти фараонов и усилением роли жречества возведение грандиозных пирамид было прекращено и началось строительство храмов, посвященных уже не фараону, а богам, когда храм рассматривался как их жилище. В состав помещений храма обычно входили святилище — самая недоступная часть храма, служившая условно местом пребывания божества, главный зал храма, открытый лишь для посвященных, и обширный двор, окруженный портиками, для всех молящихся.

К одному из грандиозных храмов Египта относится храмовый комплекс в Карнаке (рис. 2), постройка которого начата во II тысячелетии до н. э. Египетский храм не представлял законченного целого, так как обычно каждый новый фараон стремился обновить храм путем переделки старых дворов, постановки новых пилонов (рис. 3) и т. д.

Рис. 3. Вход в древнеегипетский храм (реконструкция)

Рис. 4. Типы древнеегипетских колонн: а — о гладким стволом и пальмовидной капителью; б — лотосовидная; в — папирусообразная; г, д — композитные

Храм в Карнаке на протяжении нескольких веков подвергался сложным перестройкам. Обычно каждая часть храма в таких случаях носит имя основателя, причем по указанию новых фараонов имена предшественников тщательно стирались. Широкое применение в храмах имели колоннады, состоявшие из ряда вертикальных опор, каменных балок и плафонов из плит. Своими исполинскими размерами (диаметром более 3,4 и высотой до 20 м) колонны, сильно затеснявшие залы, лишенные освещения, вызывали впечатление, что посетитель находится в нереальном мире и грозное божество может в любую минуту сурово покарать человека. Этот прием торжественных неестественно освещенных высоких пространств позже был использован в готических соборах. Наряду с круглыми опорами конической формы (рис. 4, а) были распространены многогранные опоры, представляющие собой своеобразную связку стеблей (рис. 4, в). Почти всегда стволы египетских колонн покоятся на дисках. Наиболее распространены были капители в форме нераспустившегося цветка лотоса, а также в форме опрокинутого венчика лотоса с украшениями из листьев пальмы и др. (рис. 4, д).

Жилые дома. По плану и устройству древнеегипетские дома имеют обычный тип азиатских жилищ: стены из кирпича-сырца с окнами на внутренний двор, покрытия в виде террас. Народные жилища, состоявшие обычно из двух комнат, были крайне тесными, темными и одновременно служили для хранения продуктов питания.

Дворцы древнеегипетской знати состояли из отдельных легких по конструкции павильонов, расположенных среди садов, окруженных высокой оградой. Рассчитывались они, в отличие от долговечных религиозных и мемориальных сооружений, на относительно небольшой срок. Колонны применялись более стройные в одинаковыми капителями, чем достигалось единство стиля в архитектуре дворца.

Крепости в Древнем Египте, как и в Ассирии и Вавилоне, возводились из глины. В толще стен помещались деревянные брусья, защищавшие стены от ударов осадных машин. Отсутствие строевого леса в Египте привело к необходимости создать приемы возведения куполов и сводов без опалубки — путем незначительного свешивания каждого ряда глиняного кирпича над лежащим ниже.

Гранит применялся редко. Обработка камней твердых пород (граниты, базальты и пр.) осуществлялась с помощью металлических инструментов.

Египетские зодчие в созданных ими памятниках проявили значительный технический и организационный опыт и тонкий художественный вкус, добиваясь единства при использовании разных строительных материалов.

Архитектура Древнего Египта своими памятниками оказала большое влияние на развитие мировой архитектуры. К прогрессивным особенностям ее относятся: создание монументальных архитектурных композиций из геометрических фигур строгой формы, изобретение разнообразных видов колонн и мастерское применение декоративных форм. Храмовые комплексы включали в себя иногда монументальную скульптуру.

Градостроительство. В период строительства больших сооружений (III—-II тысячелетие до н. э.) древнеегипетский город носил ремесленно-сельскохозяйственный характер.

Позже в Египте развивается торговля и товарообмен с соседними племенами и странами. Продавая продукты своего сельскохозяйственного производства, египтяне приобретали твердое дерево, металл для производства бронзовых или железных орудий. Развитие торговых городов в Египте историки относят к периоду между 3400—2300 гг. до н. э. На рубеже II и I тысячелетия до н. э. происходило объединение государства, что способствовало развитию градостроительства.

Существовавшие ранее населенные пункты, возникшие по последним археологическим данным в VI тысячелетии до н. э., теряют свою экономическую и политическую независимость, становясь составной частью единого государства, в котором церковная и светская власть сосредоточивалась в руках одного человека. Египет являлся одним из центров древней цивилизации, от которого остались сравнительно точные данные о строительстве различных памятников. Однако, несмотря на это, не сохранилось значительных остатков древних египетских городов. Особенно сильные разрушения и опустошения городов происходили в последнем тысячелетии до н. э. На базе разрушенных городов возникали новые, вызванные иными условиями жизни.

Архитектурные ансамбли Древнего Египта .формировались не только из пирамид и окружающих их храмов (например, на острове Пхилоя, затопленном водами Асуанской плотины), в ансамбль города входили жилые и ремесленные постройки. Обнаруженные раскопками города Телль-Амарна и Кахун, построенные главным образом для рабов, возводивших пирамиды, сохранились потому, что их не включили в сеть культурных и торговых центров после окончапия строительства пирамид. Засыпанные песком пустыни, эти населенные пункты сохранились в первоначальном виде.

В центре города Кахун, основанном фараоном Сесторисом 2500 лет до н. э., располагалась резиденция с дворцом, окруженная домами богатых людей. На западной стороне часть города имела прямолинейную планировку и тесную жилую застройку, предназначенную для рабов, строивших пирамиды.

Характерной особенностью таких городов является правильная планировка, узкие улицы, геометрическая сеть жилых ячеек и незначительная по размерам главная площадь (рыночная, затем общественная). Все части позднеегипетского города были спланированы, как и римские военные лагеря, без особого стремления художественно разнообразить застройку.

По имеющимся письменным документам, в городах Древнего Египта было много зелени и садов. Наиболее благоустроенные части городов заселялись имущим классом и обслуживающими их рабами, а на окраинах селились ремесленники и торговцы, обеспечивавшие город продовольствием.

Читать далее:Архитектура послевоенных пятилеток (1945—1968 гг.)Советская архитектураАрхитектура восстановительного периода и первых пятилеток (1918—1940 гг.)Архитектура и градостроительство капиталистического обществаАрхитектура второй половины XVIII и первой трети XIV в.Архитектура первой половины XVIII вАрхитектура до XVIII в.Архитектура Возрождения (Ренессанса)Архитектура Романского и Готического периодовАрхитектура Византии

stroy-server.ru