Термины из древней руси. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ТЕРМИНЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Киевская Русь в терминах и понятиях. Термины из древней руси


Древнерусские правовые термины

 

Вервь – территориальная община, орган крестьянского самоуправления.

Вира— в Русской Правде наказание в виде штрафа за убийство (за увечье, тяжкие телесные повреждения назначалась полувира).

Заклич, свод, гонение следа – стадии древнерусского судебного процесса.

Закуп – человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу» – заем (в виде земли, скота, денег, зерна и т. д.).

Изгой— общинник, изгнанный из общины и лишенный ее покровительства.

Поток и разграбление – высшая мера наказания по Русской Правде. Назначалась за убийство в разбое, поджог, конокрадство и заключалась в конфискации имущества и выдаче преступника вместе с семьей «головой», т. е. в рабство.

Продажа – в Русской Правде наказание в виде штрафа за преступления против личности и имущества.

Холопы и челядь – рабы, прежде всего пленники, а также попавшие в рабство за долги, совершение наиболее опасных преступлений и др.

 

Выдающиеся русские мыслители и правоведы

 

Десницкий Семен Ефимович (ок. 1740–1789) – ученый, юрист, действительный член Российской академии наук, первый российский профессор права. Много сделал для развития на Руси «юридического мировоззрения». Его правовая концепция тесно связана с нравственной философией.

Екатерина II (1729–1796) – императрица (с 1762). Участвовала в проведении правовой реформы в России. Автор «Наказа» Уложенной комиссии (1766), в котором сформулированы некоторые принципы правовой политики и правовой системы, содержатся заимствования из трактатов Монтескье, Беккариа, Дидро и Д'Аламбера. В «Наказе» декларировались свобода граждан, принцип равных обязанностей всех перед лицом государственной власти, утверждалось, что законов должно быть немного и они должны оставаться неизменными, а правовая система – стабильной.

Петр I Великий (1672–1725) – царь, с 1721 г. – император. Провел реформы государственного управления. Принимал важные указы и законы, некоторые из них сочинил собственноручно.

Радищев Александр Николаевич (1749–1802) – писатель, политический мыслитель. В «Путешествии из Петербурга в Москву» выступил против самодержавия и крепостничества. Был заключен в Петропавловскую крепость, затем отправлен в ссылку. По возвращении из ссылки работал в Комиссии по составлению законов. Был последователем идей Локка, Гельвеция, Дидро, Руссо. Условием общественного блага считал реализацию естественных человеческих прав.

Ярослав Мудрый (ок. 978—1054) – великий князь киевский. При нем составлена Русская Правда – первый на Руси кодекс частного права.

 

Исследуем документы

 

Не должен есть себе от соперника первый удар ожидать, ибо через такой первый удар может такое причиниться, что и противиться весьма забудет (из «Воинских артикулов» Петра I).

 

 

Если, идущу мне, нападет на меня злодей и, вознесши над головой моей кинжал, восхочет меня им пронзить, – убийцею ли я почтуся, если я предупрежу его в его злодеянии и бездыханного его к моим ногам повергну? (из «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева).

 

 

Темы для проектов и рефератов

 

1. Исторические корни демократии в России.

 

Обсуждаем, спорим

 

1. История становления права в России. Влияние национальной культуры, психологии и религии народов нашей страны на развитие права.

 

§ 6*. Российское право в XIX – начале XX в.

 

Наследниками политико-правовых идей А. Н. Радищева в первой четверти XIX в. были декабристы. В «Русской правде» П. И. Пестеля (1793–1826), например, защищались и пропагандировались такие этико-правовые ценности, утвердившиеся в западноевропейской теории права, как народный суверенитет, верховенство права, принцип разделения властей, права и свободы граждан. Эти республиканские представления были развиты в середине столетия А. И. Герценом (1812–1870), Н. Г. Чернышевским (1828–1889) и другими революционными демократами.

Российская монархическая государственность между тем не оставалась неизменной, безучастной к требованиям времени. Император Александр I в начале XIX в. высказал мысль, которая вполне соответствует современным представлениям о правовом государстве: «Быть выше их (законов. – А. Н.), если бы я мог, конечно бы, не захотел, ибо я не признаю на земле справедливой власти, которая бы не от закона проистекала». В период его правления разрабатывались конституционные проекты, были расширены права Сената, образованы министерства. Сенат, например, получил функции высшего административного, судебного, контролирующего органа и пользовался значительной независимостью.

Серьезная попытка реформировать систему государственного управления и законодательства была предпринята в первое десятилетие XIX в. М. М. Сперанским (1772–1839). По поручению Александра I он подготовил проект «Введения к уложению государственных законов»,содержавший тщательно разработанный план преобразований. Проект предусматривал образование выборной Государственной думы (органа народного представительства), а также Государственного совета, совещательного органа при главе государства – монархе. Из всего задуманного Сперанским осуществлено было лишь одно – в 1810 г. был учрежден Государственный совет.

В царствование Николая I (годы правления – 1825–1855) основные усилия были сосредоточены на ужесточении государственной дисциплины, централизации управления, его бюрократизации. Ключевое положение заняла Собственная его императорского величества канцелярия. Совершенствовалась система местного управления. Губернии возглавлялись губернаторами. Имелись губернские правления. Вице-губернаторы стояли во главе казенных палат – органов финансового управления, в чьем ведении были налоги, предоставление монополий и др. Губернии делились на уезды, в которых действовали состоявшие из выборных лиц земские суды. Городами управляли городничие и управы благочиния. Уезды делились на волости, которые управлялись волостными правлениями (волостной голова, старосты, писарь).

В 1830 г. было издано подготовленное под руководством Сперанского Полное собрание законов Российской империи, состоявшее из 45 томов. Собрание начиналось с Соборного уложения 1649 г. Шесть томов составили законы, принятые при Николае I. В 1832 г. был опубликован Свод законов(15 томов). Законы в нем располагались по тематическому и хронологическому принципам. В 1845 г. император утвердил Уложение о наказаниях уголовных и исправительных.

В период правления Николая I ясно определились два направления общественной мысли, восходящих ко временам Петра I: славянофильство и западничество. Славянофилы (семейство Аксаковых, братья Киреевские, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков и др.) развивали идею естественного врастания государства в систему общинных отношений, что обеспечило бы, по их мнению, синтез сильного государственного начала с присущим России и русскому народу соборным мировоззрением. Западники (Т. Н. Грановский, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, П. Г. Редкий и др.) доказывали необходимость перенесения западных правовых идей, форм и институтов на русскую почву.

Что касается революционных демократов (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев и др.), то они видели в праве инструмент построения совершенного общества, стремились объединить социалистические идеи с буржуазной правовой нормативностью. А. И. Герцен, в частности, обращал внимание на взаимосвязь социального бесправия и уровня правовой культуры народа. Он подчеркивал, что уважение к законности в России лишь зарождается. Люди, к какому бы классу они ни принадлежали, нередко нарушают закон, если уверены, что наказания не будет. Той же логикой руководствуется, по убеждению Герцена, и правительство.

Самое значительное событие XIX в., важный шаг в процессе демократизации социальной жизни – отмена крепостного права в 1861 г. и последовавшие за ним великие реформы:местного самоуправления, военная, финансовая, судебная и др.

Одной из важнейших была реформа местного самоуправления (1864 г. – земская, 1870 г. – городская). Закон определял структуру земских учреждений, которые состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских управ) органов, избиравшихся на трехлетний срок. Политическими проблемами органы местного самоуправления не занимались, в их задачи входили вопросы местной экономической и культурной жизни: взаимное страхование, ветеринарная служба, строительство и содержание школ, больниц, богаделен, приютов, развитие местной торговли и промышленности, почта, местные тюрьмы и пр. Деятельность земств, органов по существу демократических, была очень полезна для общества, для всех его сословий. Земства приобрели большой авторитет, играли значительную роль в российской жизни. Они были ликвидированы советским правительством в 1918 г. Интерес к земским учреждениям сегодня снова возрос. В них не без основания видят доказавшую свою эффективность форму местного самоуправления, основанную на национальных традициях.

Поистине демократическим прорывом была судебная реформа. В 1864 г. были утверждены судебные уставы. Ими вводились мировой и коронный суды. Мировые суды рассматривали мелкие проступки и гражданские дела, используя упрощенную процедуру судопроизводства. Мировым судьей мог быть избран человек, имевший образование не ниже среднего и прослуживший не менее трех лет на государственной службе. Ведению коронных судов подлежали уголовные дела. Коронный суд имел две инстанции: окружной суд (в каждой губернии) и судебную палату, объединявшую несколько округов.

Суды были гласными, их деятельность строилась на принципе состязательности сторон. Судебные уставы учреждали должности присяжных поверенных – адвокатов, а также судебных следователей. В судебном процессе принимали участие присяжные заседатели, которые должны были решать вопрос о виновности или невиновности подсудимого. На основе решения присяжных заседателей судья вместе с двумя членами суда определял конкретную меру наказания. Важным являлся принцип несменяемости судей и судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебных палат и другие чиновники системы Министерства юстиции должны были иметь высшее юридическое образование.

Начало XX в. в истории российского государства и права было наполнено важными событиями и процессами. К сожалению, подлинная история первых полутора десятилетий уходящего в прошлое столетия все еще не написана, многое остается непонятым и искаженным.

Острая политическая борьба, революционные потрясения определили восприятие событий современниками. И солидные профессора-конституционалисты, и революционные экстремисты были единодушны в неприятии, в отрицании основ российской государственной и общественной жизни. В советский период истории нашего Отечества утвердились и безраздельно господствовали представления о начале XX в. как о времени глубочайшего кризиса, умирания самодержавной власти, эпохе войн и революций.

Между тем в этот бурный период российской истории наряду с другими сферами общественной жизни (промышленностью, наукой, культурой) успешно развивалось и право. В годы первой русской революции император Николай II 17 октября 1905 г. подписал Манифест об усовершенствовании государственного порядка, юридически зафиксировавший дарование гражданских прав и свобод, среди которых – право участвовать в управлении государством через представительную власть в лице Государственной думы.

 

На обязанность Правительства возлагаем Мы выполнение непреклонной Нашей воли… даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов… Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действия поставленных от Нас властей.

Из Манифеста об усовершенствовании государственного порядка. 17 октября 1905 г.

 

Вскоре были утверждены пересмотренные с учетом положений Манифеста 17 октября Основные государственные законы Российской империи,определившие порядок функционирования верховной власти и ее органов. По мнению некоторых исследователей, они явились своеобразной конституцией, близкой по форме к конституционным законам Великобритании. Был сделан решительный шаг к подчинению системы власти и управления в России четким требованиям закона, к демократизации социально-политической жизни.

Об этом свидетельствовала и деятельность Государственной думы, органа народного представительства. Образовались и на легальных основаниях действовали политические партии – от монархического «Союза 17 октября» до революционных социал-демократической рабочей партии и партии социалистов-революционеров (эсеров). Издавались газеты и журналы, имевшие различную политическую направленность (социал-демократическая «Правда», как известно, стала выходить в свет с 1912 г.). Не было серьезных ограничений свободы передвижения, в частности проблем с выездом из страны и въездом в нее. Противники монархического и буржуазного строя, например социал-демократы, имели в Государственной думе немногочисленную, но крепкую фракцию. Трудностей, конечно, в сфере государства и права было немало: продолжались преследования некоторых христианских сект, сохранялась дискриминация евреев, плохо было поставлено дело народного образования у малых народов Севера. Несмотря на все усилия властей, не удалось окончательно победить терроризм.

Революционное движение, то активизируясь, то ослабевая на время, набирало обороты. Страна шла к революционным событиям 1917 г. Попытки председателя Совета министров П. А. Столыпина обеспечить социальную стабильность, осуществить необходимые аграрные реформы были нейтрализованы его политическими противниками и во многом запоздали. Первая мировая война сделала революцию неотвратимой.

Реакцией на рост революционной активности в какой-то степени было развитие идей монархической государственности, сочетавшихся со стремлением осознать смысл национальных духовных потребностей. Такие сторонники монархизма, как Л. А. Тихомиров (1852–1923) и К. П. Победоносцев (1827–1907), доказывали необходимость религиозного и нравственного единения подданных вокруг верховной власти, видя в ней историческую судьбу нации. Закон, право приобретали в их воззрениях силу нравственных регуляторов, гармонизирующих взаимоотношения в обществе. Однако в сознании образованной части общества идеи монархической государственности вытеснялись либеральными и демократическими. Тогда мало кто догадывался, что, прикрываясь прогрессивной политической фразеологией, к власти шли силы, считавшие права и свободы человека, идеалы демократии, реального народовластия, как и многие другие общечеловеческие ценности, «либеральной болтовней», «буржуазными предрассудками».

В целом на протяжении XIX в. философско-правовая мысль России развивалась в духе позитивистских представлений о государстве и праве. Право изучалось либо с формальной точки зрения в отрыве от его содержания, либо в тесной взаимосвязи с социальными явлениями. Исследовались также принципы организации государственной власти, история государства и права, конституционного права зарубежных стран (государственная школа Б. Н. Чичерина, А. Д. Градовского и др.).

На рубеже XIX–XX вв. позитивизм в правовой науке переживал кризис. Правоведы все чаще обращались к теории естественного права (§ 15). Ее значение определялось главным образом тем, что она синтезировала правовые, философские и религиозные идеи. Именно такой синтез был характерен для российской гуманистической мысли. В русле теории естественного права работали такие выдающиеся российские философы, правоведы и общественные деятели, как Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Г. Виноградов, Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин, Б. А. Кистяковский, С. А. Котляревский, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий, И. А. Покровский, П. Б. Струве, Е. Н. Трубецкой, С. Л. Франк и др.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Каковы политико-правовые воззрения декабристов?

2. О каких проектах политических и правовых реформ времен правления Александра I вам известно?

3. Чем различались воззрения западников и славянофилов на историю Российского государства и права?

4. Какие изменения в системе местного самоуправления произошли при Николае I?

5. Охарактеризуйте содержание и значение реформ 60—70-х гг. XIX в.

6. Какой характер имела философско-правовая мысль в России XIX в.?

7. Что изменилось в политико-правовой системе России в начале XX в.?

 

Это интересно

 

В июне – июле 1861 г. в селениях бывших помещичьих крестьян появились органы крестьянского общественного управления… Крестьяне одной общины или бывшего помещичьего имения составляли сельское общество. Несколько сельских обществ образовывали волость, насчитывавшую от 300 до 2000 душ мужского пола. Домохозяева сельского общества составляли сельский сход, который избирал на три года сельского старосту, сборщика податей и представителей на волостной сход (одного от 10 дворов). Волостной сход избирал также на три года волостного старшину и волостной суд, судивший крестьян данной волости по мелким уголовным и гражданским делам. Старшина являлся главой волостного правления, в которое входили сельские старосты и сборщики податей (Ю. Краснов, историк права).

 

 

В 509 городах России вводились новые бессословные органы городского самоуправления – городские думы, избираемые на 4 года… Право избирать и быть избранным в городскую думу получали лишь обладавшие определенным имущественным цензом плательщики городских налогов– владельцы торгово-промышленных заведений, банков и городской недвижимости. По размеру уплачиваемого ими городу налога они разделялись на три избирательных собрания… В 1871 г. в Москве при численности населения 602 тыс. человек право избирать и быть избранным в городскую думу имели лишь 20,6 тыс. человек (т. е. около 3,4 %)… (Ю. Краснов).

 

 

stydopedia.ru

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ТЕРМИНЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ - это... Что такое АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ТЕРМИНЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ?

 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ТЕРМИНЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Великий (большой) двор – усадьба крупного феодала; центр вотчины, в котором располагалась администрация феодала.

По названию усадьбы (великий двор, большой двор) начинали обычно именовать и селения, на территории которых располагалась усадьба. Топонимы Великий Двор, Большой Двор – это названия селений – центров боярских владений, занесены они в Белозерский и Вологодский уезды в ранний период из пределов Новгородской земли.

Городок – укрепленное военное поселение, крепость, оборонительный пункт, состоящий обычно из деревянного острога (стен с башнями) и земляного вала. Внутри ограды находились церковь, амбары, осадные избы, дворы.

Погост – селение с церковью, кладбищем и дворами лиц духовного звания.

Починок – новое, чаще однодверное селение, земельные угодья которого находились в начальной стадии разработки, вследствие чего первопоселенец не облагался налогом.

Слобода, слободка – селение, жители которого временно были освобождены от налогов.

Географические названия Вологодской области: Топонимический словарь. — Архангельск: Северо-Западное книжное издательство. Ю.И. Чайкина . 1988.

  • ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
  • СПИСОК УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ ИСТОЧНИКОВ

Смотреть что такое "АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ТЕРМИНЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ" в других словарях:

  • Феодализм — Содержание [О Ф. во Франции см. соотв. ст.]. I. Сущность Ф. и его происхождение. II. Ф. в Италии. III. Ф. в Германии. IV. Ф. в Англии. V. Ф. на Пиренейском полуострове. VI. Ф. в Чехии и Моравии. VII. Ф. в Польше. VIII. Ф. в России. IX. Ф. в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • Византия* — Содержание: Византия колония. Византийская империя. Византийская литература. Византийское право. Византийское искусство. Византийская монета. Византия (Βυζάντιον, Byzantium) мегарская колония, основанная в 658 г. на европейской стороне Босфора.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Византия — Содержание: Византия колония. Византийская империя. Византийская литература. Византийское право. Византийское искусство. Византийская монета. Византия (Βυζάντιον, Byzantium) мегарская колония, основанная в 658 г. на европейской стороне Босфора.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Царь — один из монархических титулов, равносильный титулу король (см.). В других языках нет того различия, которое русский язык делает между царями и королями, называя первым именем почти исключительно монархов древнего Востока и классического мира, a… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Русский мат — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • Ломоносов, Михаил Васильевич — — ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С. Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Уголовное право — Особенности, характерные для уголовного права Российской Федерации, рассматриваются в статье Уголовное право России Уголовное право  это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний,… …   Википедия

  • Этимология ойконима «Москва» — Ойконим «Москва» имеет основную этимологию, поддержанную или разработанную С. П. Обнорским, Г. А. Ильинским, П. Я. Черных, Т. Лер Сплавинским, М. Фасмером. Кроме того, имеется ряд менее вероятных гипотез. Содержание… …   Википедия

  • Черновцы — У этого термина существуют и другие значения, см. Черновцы (значения). Город Черновцы укр. Чернівці Флаг Герб …   Википедия

vologda_toponyms.academic.ru

Киевская Русь в терминах и понятиях

Блок № 5

Автократия - единовластие, форма правления с неограниченным бесконтрольным полновластием одного лица.

Алтарь - восточная часть христианского храма, где находится престол.

Анафема - в христианстве – отлучение от церкви, проклятие, осуждение, т.е. высшая церковная кара.

Апсида –(термин относится к устройству древнерусского храма) – это выступ здания ,полукруглый ,граненный или треугольный.

Берестяные грамоты – памятник древнерусской письменности 11-15 века, написанные на специально подготовленной березовой коре, заменявшей бумагу. Найдены в 1951 г. При раскопках в Новгороде, Витебске, Твери, Москве и др. городах.

Бортничество – собирание мёда диких пчёл у Восточных Славян.

Бояре – высший слой общества в России (наряду с великими и удельными князьями) в 10-17 веке. С 15 века высший чин среди служилых людей «по отечеству», первые чины Боярской думы. Бояре занимали главные административные, судебные и военные должности, возглавляли приказы, были воеводами. Чин отменен Петром 1 в начале 18 веке.

Былины— русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории.

Варяги– название воинов-дружинников из скандинавских стран у восточных славян. В Европе их называли норманнами, а сами себя они называли викингами.

Вервь –(от «вервь» - веревка) – первоначально община у восточных славян, основанная на кровнородственных связях, впоследствии сельская соседская община.

Вече – народное собрание у восточных славян; орган государственного управления и самоуправления на Руси. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями. Первые летописные упоминания о вече относятся в 10 веку. Наибольшее развитие получило в русских городах второй половины 11-12 веке.

Вира – штраф, судебная пошлина ,шедшая в княжескую на Руси.

Воевода– военачальник, нередко как правитель, совмещавший административную и военную функцию.

Волоститель(волостель) – должное лицо на Руси в 11 – 16 веках , управлявшее волостью от имени великого или удельного князя.

Волхвы– служители языческих богов у древних славян ,знахари. В 10-11 веках являлись организаторами и участниками народных восстаний против принятия христианства.

Восточные славяне – одна из трех групп древних славян , выделившаяся, наряду с западными и южными славянами, из общеславянской этнической общности.

Вотчина– вид крупной феодальной земельной собственности. В Древнерусском государстве в 10-11 век вотчина – это наследственное семейное или групповое владение. В 13-15 века господствующий вид землевладения. С 15 века существовала наряду с поместьем ,с 17 века идет процесс стирания различий между вотчиной и поместьем ,который завершается в 1714 году указом о престолонаследии.

Выверница – мелкие деньги у древних славян.

Галичи– домашние слуги.

Гостьба ( торговля) - на Руси до XVI века крупные купцы, торговавшие с другими городами, или с зарубежными странами.

Грамота– письменный документ на Руси с 10 в виде письма ,послания , свидетельства о жалуемых правах ,наградах ,совершении сделок ,установлении каких-либо отношений.

Гривна– весовая ,денежно-счетная единица Древней Руси в виде серебренного слитка –от 49,25 серебра до 160 г.

Гриди– в Древней Руси 9-12 века княжеские дружинники , телохранители князя,младшие, рядовые дружинники.

Десятина– поземельная мера на Руси, равная 1, 09 га, отменена с 1 сентября 1927 г. Налог в пользу церкви, составляла десятую часть урожая или иных доходов ,взимавшийся с населения на содержание церкви.

Династический брак — это брак между представителями правящих династий разных государств.

Дружина– вооруженный конный, отряд при князе, участвовавший в военных походах ,управлении княжеством ,а также личным хозяйством князя. Проживала на княжеском дворе (гридне) на полном содержании князя. Делилась на старшую («княжьи мужи») и младшую («отроки», «детские», «пасынки»). В 12 веке дружину в княжествах Северо-Восточной Руси сменил так называемый двор со штатом военных слуг (дворян-милостников). Началось формирование дворянства. Изживание дружинных отношений относят к 12-14 векам.

Епископ – в православной и ряде других христианских церковных высшее духовное лицо, глава епархии, церковной территориальной единицы. С 4 века епископы делятся на патриархов, митрополитов (часть из которых имеет титул архиепископа) и собственно епископов.

Жития— жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий. Изучением житий занимается наука агиография.

Жужан – союз кочевых племен.

Закупы – категория зависимых людей на Руси. Люди работавшие в хозяйстве феодала ха купу – заем (земля, скот, зерно, деньги и др.) В отличие от холопов имели свое хозяйство.

Зернь— мелкие золотые, платиновые или серебряные шарики диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Эта техника стала использоваться в Древней Руси с IX—X веков, обычно вместе с эмалью.

 

Изгой (гоить – жить) – в Древней Руси человек, лишившийся своего прежнего социального положения: крестьянин ,выгнанный из общины по каким-либо причинам ,выкупившийся или вольноотпущенный холоп, разорившийся купец или даже князь, лишившийся своего княжества.

И́конопись(от икона и писа́ть) — иконописание, иконное писание, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению.

Каган- правитель хазарского государства.В монгольское время слился с родственной формой каан («великий хан»).

Капище– языческий храм у славян.

Куница (куны) – деньги у древних славян.

Князь– глава феодально-монархического государства у славян и некоторых других народов ,позднее – дворянский титул.

Конунг- древнескандинавский термин для обозначения верховного правителя.

Креще́ние(— «погружение в воду») — одно из важнейших христианских таинств.

Кривичи – союз восточных славян.

Лествичное право (от «лествица» -лестница) – обычай княжеского наследования ,согласно которому каждый потомок Владимира Святославича обладал правом на участие в общем дележе Руссой земли ,правом на получение своей доли соответственно положению ,которое он занимал в родовой семье и которое определялось понятием о родовом старшинстве.

Летопись – особый вид исторического повествования по годам (летам)., возникло на Руси в 11 веке.

Любечский съезд (1097) — съезд русских князей, состоявшийся в городе Любече (на реке Днепре) с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. На Любечском съезде (по «Повести временных лет») присутствовало 6 князей.

 

Митрополит – крупный иерарх Русской православной и ряда других христианских церквей.

Моза́ика(— (произведение) посвящённое музам) - искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

 

Монотеизм – религия, основанная на единобожии, почитании единого, абсолютного бога.«Нормандская теория» –Возникшее во второй четверти 18 века направление в историографии. Его сторонники считали норманнов (варягов) создателями государства в Древней Руси.

Огнищанин (очаг, двор) – по Русской правде(1072 г.) «княжеский муж» ,слуга князя ,отвечавший за имущество в хозяйстве господина.

Оземь– поле, занятое озимыми культурами ,а также всходы этих растений.

Отрок– младший воин дружины.

Уроки– фиксированная дань. В древней Руси размер дани и сама дань, введенная княгиней Ольгой (945 -957) после восстания древлян.

Патриарх – в христианской церкви название принадлежало сначала всем епископам, затем только римскому, константинопольскому ,александровскому, антихийскому, иерусалимскому. В современном православии патриарх – высший духовный сан ,глава самостоятельной (автокефальной) церкви ,избираемый церковным собором.

Палица – древнее ударное или металлическое оружие из прочных и тяжелых сортов дерева ,позже каменные и бронзовые.

Перун– главнейший среди древнеславянских языческих богов, Бог грома и молнии.

Племя– этническая и социальная общность людей, находящихся на первобытном уровне развития.

«По́весть временны́х лет» (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») —древнерусский летописный свод начала XII векаБыл составлен в Киеве.

Погосты– место сбора дани, центр административно-податного округа ,крупное селение с церковью и кладбищем.

Половцы - наименование монгольского тюркоизыческого народа, пришедшего около 11 в. из Заволжья в Причерноморские степи.

Полюдье – в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани.

Посадник – выборное должностное лицо в древнерусском государстве-республике, глава исполнительной власти. Вместе с князем ведал вопросами управления и суда ,командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, представительствовал во внешних сношениях (подписывал договор с князем).

Посадское население – городское население в Древней Руси.

«Поученье» - литературный памятник XI-XII веков, написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом. Это произведение называют первой светской проповедью.

«Путь из варяг в греки» - название водного торгового пути в Киеской Руси, связавшего Северную Русь с Южной. Он шел из Варяжского (Балтийского) моря по реке Неве в Ладожское озерозатем по реке Волхов в Ильменское озеро ,затем по реке Ловаль ,откуда в Днепр.

Рало – земледельческое орудие ,схожее по типу плуга.

Регентство– временное правления при малолетстве правителя.

Ру́сская Правда (1072)— правовой кодекс Руси. Правда Ярослава основана на устном законе и обычном праве Руси, она изображает общество, разделенное на классы рабов и рабовладельцев.

Рюриковичи – княжеский род , правящая династия на Руси (862 – 1598 гг.). Название получило от Рюрика, который, согласно летописным преданиям был предводителем дружины « варягов- русов», призванные для прекращения междоусобиц среди славянских племен.

Ряд (в Древней Руси) — договор.

Рядовичи – категория зависимых людей в Древней Руси. Человек ,заключивший с господином определённый договор – «ряд» и обязанный выполнить какие-либо работы по этому «ряду».

Скань(от старославянского глагола «съкати» — сучить, свивать в одну нить несколько прядей), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

 

Смерды – полусвободного населения Древней Руси 11- 14 века, крестьяне общинники, несшие повинности в пользу князя и платившие ему дань.

Сошник– рабочий инструмент ,сеялка для образования в почве бороздки ,направление в нее семян и заделки их в почве.

Тиу́н (тиву́н) — в Киевской Руси — название княжеского или боярского управляющего, управителя, чиновника. В Великом Княжестве Литовском и в Московском государстве до XVII в. — название некоторых должностей. Должность была заимствована из Скандинавии и попала на Русь вместе с варягами.

Тризна– часть поминального обеда.

Ты́сяцкий— должностное лицо княжеской администрации в городах Средневековой Руси. Первоначально военный руководитель городского ополчения («тысячи»), которому подчинялись десять сотцких.

Феодалы – владельцы земли во время феодализма.

Фреска – живопись по сырой штукатурке, разведённой на чистой лил известковой воде красками.

Холопы – категория зависимого населения; в Древнерусском государстве известна с 10 века. В 17 веке полное холопство было ликвидировано, остались кабальные холопы ,которые постепенно сливались с крепостным крестьянством. С 17 века они получали в пользование землю, облагались повинностями. С введением в 1722 году подушной подати превратилась в крепостных.

Челядь— название зависимого населения в Киевской Руси . В VI — IX веках челядь — рабы-пленники.

Эмаль— тонкое стекловидное покрытие, получаемое высокотемпературной обработкой.

Язычество– дохристианские и нехристианские религии, основанные на поколении многим богам, связанным с явлениями природы.

studopedya.ru