История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние города — Египет, Междуречье, Индия, Китай. Древний египет индия китай


Месопотамии, Египта, Индии и Китая

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 10Следующая ⇒

 

Анализ имеющихся свидетельств о жизни древних народов и современных природных сообществ позволяет сделать вывод, что для создания социальной системы, где на практике действуют принципы взаимопомощи, необязательно иметь высокоразвитую экономику и изобилие материальных благ. (Что нужно для этого?)Для этого необходимо, чтобы в данном обществе существовало ценностное понятие заботы о ближнем и этот принцип был бы составной частью данной социальной системы.

 

Тип цивилизации - восточный. Он был представлен древнейшими государствами Месопотамии, Египта, Индии, Китая и др. Известно, что в восточных обществах основу социальной организации (какая?)составляла соседская община. Община регламентировала жизнь своих членов, устанавливала определенные правила,требовала участия в совместных работах, например, строительство ирригационных сооружений, дорог, храмов, участие в празднествах и обрядах. Взаменобщина обеспечивала коллективную помощь своим членам в решении ихтрудных жизненных ситуаций, а именно: болезни, уход за детьми и старика-ми, сиротство, обеспечение питанием, бедность и др.

В древних восточных обществах существовала социальная и имущественная дифференциация и неравенство. Дошедшие до нас письменные источники свидетельствуют, что в этих обществах социально значимой была благотворительная деятельность богатых и обеспеченных по отношению к неимущим. (Кого вспоминаем?)Правители и знать в своих жизнеописаниях и биографиях стреми лись изобразить себя благодетельными и идеальными правителями. Так, аристократ Нехебу в Древнем Египте писал о себе: «Я всегда давал одежду, хлеб и пиво бедняку и голодному человеку. Я был любим всеми людьми». Или правитель одного из месопотамских городов Ура Ур-Намму приписывал себе заслугу защиты интересов бедняков: «Сироту человеку богатому ни за что ни отдавал, вдовувласть имущему ни за что не отдавал». Этисвидетельства относятся ко II тысячелетию до н.э.

Хотя в государствах восточного типа цивилизации социальные отношения регулировались обычаями и традицией, власть принимала участие в решении социальных проблем.

Древние правовые документы регулировали главным образом сферу семейно-брачных отношений. Например, свод законов вавилонского царя Хаммурапи (ХVIII в. до н.э.) фиксирует приниженное положение женщины, типичное для многих восточных обществ. Муж являлся господином своей жены, которую он приобретал за определенный выкуп у своего тестя. Это ставило жену в положение рабыни в доме мужа. Закон предусматривал за неверность мужа возвращение жены в дом своего отца со своим приданным. В случае неверности жены ее следовало бросить в воду. Дети считались собственностью отца, который был волен поступать с ними, как ему заблагорассудится.

Или например, законы древнего Шумера (ХХ в. до н.э.) разрешали отцу

продавать в рабство своих детей. Это было вполне реальное право, имевшее широкое распространение. Условия такой продажи фиксировались в документах и были замаскированы под обычай усыновления. Сделка скреплялась особым документом, и усыновитель платил определенную сумму отцу усыновляемого в качестве платы за усыновление. Усыновление осуществлялось в двух формах: с объявлением усыновленного наследником и без такового. Усыновление первого вида происходило, как правило, в бездетной семье для продолжения рода. Во втором случае речь шла о приобретении рабочих рук и зависимом положении «усыновленного».

 

Своеобразные социальные отношения и социальная практика сложились в Древнем Китае. Древнекитайское общество было жестко иерархичным и делилось на пять социальных групп.

Высшую ступеньку на иерархической лестнице занимал единоличный правитель - ван. Он являлся верховным собственником земли в Поднебесной, а все люди были его слугами.

Как верховный собственник земли ван «жаловал»

высшим аристократам - чжухоу - право наследственного владения частью земель в государстве. В свою очередь чжухоу признавали право на владение принадлежащей им территории глав родоплеменных групп, которые на этой территории проживали.

Этот третий социальный слой назывался дафу. Сами дафу не обрабатывали землю, а передавали ее во владение

четвертой группе - ши. В конечном счете земля обрабатывалась

пятой группой, которую называли простолюдинами.

Принадлежность к одной из пяти групп определяла объем тех материальных благ, которыми мог пользоваться человек.

В одном из китайских источников Х-VIII вв. до н.э. подчеркнуто: «Одежда зависит от ранга, а потребление богатств - от размера вознаграждения, соответствующего рангу. Различны количества питья и еды, покрой одежды, количество скота и рабов, существуют запреты на употребление определенных форм лодок, колесниц и домашней утвари. При жизни человека соблюдаются различия в головном уборе, одежде, количестве полей и размерах жилища; после смерти - в размерах внутреннего и внешнего гроба, савана и могильной ямы».

Принадлежность человека к высшим социальным группам устанавливалась в зависимости от родства: кто был отец человека, каким по счету сыном в семье он родился. Старший сын наследовал ранг своего отца, а все остальные сыновья опускались на одну ступеньку ниже.

При таком подходе с жесткой иерархией в обществе проблемы малоимущих и бедных не были предметом заботы общества и, фактически, их положение не могло быть изменено.

Как и в Месопотамии, государство в Древнем Китае регулировало, прежде всего, семейно-брачные отношения.

Семья, согласно закону и конфуцианской традиции, рассматривалась как первичная социальная ячейка. Главная цель брака заключалась в обеспечении физического и духовного воспроизводства семьи, которое достигалось рождением, прежде всего, мужского потомства, «чтобы человек был в состоянии правильно служить усопшим предкам и иметь возможность продолжать свой род».

 

Положение мужчины как господина в семье распространялось не толь ко на жену, но и на детей. В Древнем Китае существовал обычай закладывать детей за долги. Если таких детей не выкупали в течение трех лет, они становились рабами. Дети могли быть также проданы своими родителями. Исключение делалось только для старшего сына, который пользовался рядом преимуществ. Вплоть до ХIХ в. в Китае сохранялась безнаказанность за убийство отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу сына, внука, невестки, если смерть наступила в результате побоев.

Необходимость поддержания стабильности в обществе диктовала участие государственной власти в решении социальных проблем, прежде всего в экстремальных условиях. Сохранившиеся письменные источники свидетельствуют, что, например, в Древнем Египте уже в III тыс. до н.э. (2700-2300 гг.до н.э.) проявлялась забота о членах общества со стороны государства.

Власть в Древнем Египте применяла методы централизованного планирования производства и распределения продуктов питания по различным регионам. Использовалась также определенная миграционная политика. (Для чего власть это делала?)

Эта практика объяснялась не моральными, этическими нормами египетских властей, а их рационализмом. Прерогативой государства было заботиться о сохранении трудовых ресурсов и поддерживать жизненный уровень людей, которые были заняты на общественных работах, а именно: строили каналы, пирамиды, гробницы и храмы. Целью властей было также предотвращение голодных бунтов, которые могли бы угрожать стабильности государства.

В древнеиндийском обществе власть также брала на себя обязанность помогать населению в случае голода и стихийных бедствий, а царь считался покровителем больных, вдов и малолетних.

Подобное положение сложилось и в Древнем Китае, где правительство

уже в 1 в. до н.э. разработало меры социальной защиты для чрезвычайных ситуаций:

- бесплатное (или за минимальную плату) распределение зерна;

- использование всех пустующих полей для засева бесплатным зерном;

- переселение голодающих в благополучные районы страны.

Такая политика продолжалась только в период чрезвычайных ситуаций и не имела постоянного характера.

 

История древнего государства Вавилон свидетельствует о том, что оказанием социальных услуг населению занимались не только органы власти, (кто еще?) но и храмы. Храмовые хозяйства отличались огромными размерами и уступали только царским хозяйствам.

(В чем отличие их деятельности от деятельности государства?)В отличие от государства, их деятельность носила постоянный характер. Под опеку храмов попадали различные категории людей:

- военнопленные;

- рабы, купленные или полученные в подарок;

- незаконнорожденные;

- дети из бедных семей, отданные в храм во время голода.

-

Благодаря такой социальной помощи разным категориям людей храмы превращались в мощную социальную и политическую силу, имели поддержку широких слоев общества.

Следует также отметить социальную практику иудейских обществ в древности. Жизнь в условиях пустыни, борьба за выживание обусловили стремление снять противоречие между интересами личности и коллективными интересами общества. Выход был найден в формировании религиозного альтруизма (Что это за принцип?)(альтруизм - принцип жизненной ориентации личности, в соответствии с которой благо другого человека более важно и значимо, чем собственные благо и личные интересы).

На практике это вылилось в почитание и следование одной из десяти заповедей: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Это вторая заповедь, полученная Моисеем от Бога. Первая заповедь: «Возлюби Господа Бога своего и ему одному поклоняйся». Эти библейские заповеди позднее перешли в христианство.

Иудейская система социальной помощи, основанная на любви к ближнему, действовала через законом установленные налоги и вела к перераспределению доходов среди нуждающихся.

В иудейской культуре социальная помощь проявлялась в двух элементах:

- в поведении самого человека, обязанностью которого был труд;

- в заботе общества по обеспечению нуждающихся пищей. В древнем

Иерусалиме вдовы и другие малоимущие люди бесплатно получали пищу,прежде всего, в храмах.

Имеющиеся довольно ограниченные сведения из истории древних народов относительно развития общественной помощи позволяют все же сделать определенные выводы:

1. Оказание помощи различным категориям нуждающихся - больные,

имеющие физические и умственные недостатки, вдовы, дети, старики и др.

они могли рассчитывать на помощь своих родственников и семей, друзей, соседей или членов общины. Такая помощь оказывалась, прежде всего, под воздействием духовных, религиозных систем у тех или иных народов, а также традиционного общинного уклада.

2. Помощь, оказываемая властями, носила, как правило, прагматический характер. Она была отражением потребности государства в обеспечении его трудовыми ресурсами, а также в обеспечении социальной и экономической стабильности.

Способы, к которым прибегала власть, были различны:

- централизованное планирование распределения продуктов питания и средств существования людей;

- налоговая система, которая позволяла накапливать средства, необходимые для оказания помощи нуждающимся,

эксплуатация ресурсов завоеванных территорий.

 

 

Читайте также:

lektsia.com

Древние города - Египет, Междуречье, Индия, Китай, История

Пример готовой контрольной работы по предмету: История

Содержание

Введение 3

1. Города Древнего Египта 5

2. Древний Вавилон (Междуречье).

Основные черты городов 7

3. Древняя Индия. Основные черты городов 11

4. Города в Древнем Китае 13

Заключение 17

Список литературы 18

Выдержка из текста

Введение

Самые ранние из известных цивилизаций, в традиционном смысле этого слова, возникли из культур, предшествовавших цивилизации в Месопотамии между реками Тигр и Евфрат, на территории современного Ирака, в египетской долине Нила. Малые цивилизации возникли в Эламе на территории современного Ирана (особенно в той его части, которая называется «плодородным полумесяцем»), в индийской долине на территории современного Пакистана и севера Индии, параллельно с китайскими цивилизациями в долинах рек Хуанхэ (Желтая река) и Янцзы, а также на острове Крит и в Микенах (Греция) в Эгейском море, в Персии на территории современного Ирана, а также цивилизации ольмеков и каралов на территории современной Мексики и Перу. Обитатели городов в этих регионах создали системы письменности, научились гончарному делу и обработке металлов, приручили и одомашнили животных, а также создали сложные социальные структуры, подразумевающие разделение на классы. Культуры, предшествующие цивилизациям, развивались как финальная стадия революции неолита, и открыли множество социальных и природных механизмов, в последствии перенятых и ассоциируемых с цивилизованным обществом.

Например, самым древним амбаром для хранения зерна является постройка, датируемая 9

50. годом до нашей эры, найденная в Иорданской долине. Древнейшее известное поселение в Иерихоне (девятое тысячелетие до нашей эры) было воздвигнуто еще в период неолита до появления гончарного дела. Поселение, датируемое восьмым тысячелетием до нашей эры, состояло в основном из домов, построенных из кирпичей, полученных благодаря смеси грязи с соломой, но вот его оборонительная стена была усовершенствована каменной сторожевой башней. Приблизительно к этому же времени относятся ранние свидетельства о домашней пшенице, овсе и бобовых, а также охоте на диких животных. Но, как бы то ни было, люди неолита не стремились создавать общество с окружающими их поселениями. К шестому тысячелетию уже можно найти древние гробницы и предметы культа, которые, возможно, являются знаками объединенной религии, практикуемой в нескольких поселениях. Среди археологических находок присутствуют и коллективные захоронения, где у скелетов отсутствуют челюсти, а вместо глаз — раковины каури. Другие находки этого периода — каменные и костяные инструмента, глиняные статуэтки, бусы из раковин и малахита. Невзирая на довольно распространенное урбанизированное движение в начале-середине бронзового века, эти места стали частью цивилизованного мира в период около 1500−1200 гг. до н.э., когда Иерихон и другие города Ханаана, еще не знавшие письменности, стали вассалами египетской империи.

В Анатолии (Турция) первый урбанистический комплекс Катал Хуюк характеризуется многими отличительными чертами, которые были найдены в более поздних городах на Ближнем Востоке. Существует гипотеза, что эта культура пришла в упадок, когда были истощены близлежащие леса, как это было и с анасази в Америке.

Крупнейшие города Бронзового века на Ближнем Востоке имели население в несколько тысяч человек. Видимо крупнейшим городом раннего бронзового века был 30-тысячный Мемфис в Египте. Ур в средний период бронзового века имел население около 65 тыс. чел. Вавилон позднего бронзового века был также населён 50−60 тыс. человек. Ниневия же в тот период имела население всего 20−30 тыс. чел, достигнув 100-тысячного рубежа лишь около 700 г. до н. э. (железный век).

Цель настоящей работы — исследование характерных черт древних городов.

Список использованной литературы

1.Всеобщая история государства и права: Учеб. пособие /Под ред. К.И. Батыра — М.: Манускрипт, 1993.- 374с.

2.История древнего мира. Ранняя древность /Под ред. И.М. Дьяко-нова — М.: Наука, 1989.- 470с.

3.Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права за-рубежных стран: Учеб. пособ. для вузов. Ч.1. — Ростов на/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1994.- 272с.

referatbooks.ru

Школа в странах древнейших цивилизаций Египет Индия Китай

Республиканское высшее учебное заведение «Крымский инженерно-педагогический университет»

Факультет ___________________________________________________________

Кафедра _____________________________________________________________

Реферат
по дисциплине «ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ» на тему: ШКОЛА В СТРАНАХ ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ: ЕГИПЕТ, ИНДИЯ, КИТАЙ

Студентки _________________ специальности _____________ __________________________ курса _____________________ группы ___________________ № зачетной книжки_________ Преподаватель________________________________________ (ученая степень, звание, Ф. И. О.)

 

Контрольная работа

получена _______________________ передана рецензию _______________ возвращена рецензентом __________

 
 

Симферополь – 2008г.

Содержание 1.                Школа в Древнем Египте 2.                Воспитание и школа в древней Индии 3.                Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем Китае Литература

1.     Школа в Древнем Египте Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых. На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился определенный психологический тип личности. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого идеала шло обучение и воспитание. В Древнем Египте семейное воспитание и обучение отражали характер взаимоотношений между женщиной и мужчиной, которые в семье строились на равноправной основе. Поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание. Лишь принадлежность к привилегированному меньшинству открывала доступ к знаниям, которые, как сказано в древнем источнике, следовало «связать в единый узел» (вот почему слова «знание», «учение» и «узел» изображались одним и тем же иероглифом). Судя по древнеегипетским папирусам, детям уделялось особое внимание, поскольку, согласно верованиям египтян, сыновья и дочери могли дать родителям новую жизнь, совершив погребальный обряд. Выполняя родительский долг наставника, египтяне считали, что поступают праведно и обеспечивают счастливое существование предкам в загробном мире. Как верили египтяне, боги, взвешивая душу умершего, на одну чашу весов кладут душу, а на другую «кодекс поведения» (маат). Если чаши уравновешивались, умерший мог начать новую жизнь в загробном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и обращенные к детям поучения, которые служили стимулом формирования нравственности и отражали идею крайней важности воспитания и обучения. Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Наиболее эффективны для достижения повиновения были физические наказания, которые считались естественными и необходимыми. На ученика постоянно сыпались удары. Безоговорочный и абсолютный авторитет отца, наставника был освящен многовековыми традициями. С этими традициями был тесно связан обычай передачи профессии по наследству - от отца к детям. К примеру, в одном из папирусов перечислены 25 поколений строителей, принадлежавших к одной семье. Как бы ни был силен консерватизм древнеегипетской цивилизации, ее идеалы и цели воспитания постепенно пересматривались. Древний папирус, относящийся к 1-му тысячелетию до н. э., свидетельствует, что уже тогда появились различия в понимании того, каким надлежит быть человеку. Автор явно спорит с теми, кто отходил от традиционной покорности и безынициативности Он пишет, что такие люди уподобляются растению, лишенному тепла и воды. Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось по преимуществу через заучивание морализаторских наставлений типа: «Лучше уповать на человеколюбие, нежели на золото в сундуке», «Лучше есть сухой хлеб и радоваться сердцем, нежели быть богатым, но познать печаль». Чтение, запись и запоминание подобных наставлений было отнюдь не простым делом, поскольку они изображались иероглифами на языке, все более отличавшемся от живой речи. Целью обучения была подготовка к деятельности, которой традиционно занимались члены семьи. Так что семья являлась первичной ячейкой обучения. Свою профессию передавали детям жрецы, музыканты, ремесленники и т. д. Отцы-ремесленники при обучении порой использовали детские игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц и пр. Лишь военное дело находилось вне строго специального сословно-профессионального обучения. Будущих воинов учили владеть оружием, особыми, упражнениями развивать силу, выносливость, ловкость. Школа в Древнем Египте возникла как семейный институт. Чиновник или жрец обучал сына, который впоследствии должен был сменить его на той или иной должности. Позже в таких семьях появляются небольшие группы учеников. Приобретение грамотности, профессия писца рассматривались как залог социального благополучия. Образование требовало немалого труда. Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический режим беспощадно пресекались. Чтобы достичь успеха, школьники должны были жертвовать мирскими радостями. По-видимому, школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них с 5 лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем - составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль. Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге ученик должен был овладеть деловым стилем - для светских нужд и уставным - для составления религиозных текстов. В эпоху Древнего царства (3-е тысячелетие до н. э.) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но уже в этот период появилась бумага - папирус - из болотного растения того же названия. Позже папирус становится основным писчим материалом. У писцов и школяров имелся своеобразный письменный прибор: чашечка для воды, деревянная дощечка с углублениями для краски из сажи и охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали для обозначения пунктуации и выделения отдельных смысловых фраз. Школьные папирусы использовали многократно. Перед очередным употреблением с них смывали ранее написанное. Писцы ставили на папирусе число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки - пособия, которые переписывали и заучивали. На первоначальной стадии обучения заботились прежде всего о шлифовке техники изображения иероглифов. Затем все больше внимания стали уделять содержанию текстов. На продвинутом этапе обучали красноречию, что почиталось наиважнейшим качеством писца. В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов. Сообщались некоторые сведения по математике, которые могли понадобиться для расчета строительства каналов, храмов, пирамид, подсчета урожая, астрономических вычислений, использовавшихся, в частности, для прогноза разливов Нила. Географии часто обучали в сочетании с геометрией, чтобы ученик мог научиться рисовать план местности. Постепенно специализация обучения усиливалась. Так, в эпоху Нового царства (V в. до н. э.) появляются школы врачевателей. К тому времени были накоплены знания и написаны учебные пособия по диагностике и лечению почти полусотни различных болезней. Особое место занимали царские школы, где дети высшей знати учились вместе с отпрысками фараонов и их родственников. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов.

2.     Воспитание и школа в древней Индии История Древней Индии распадается на две главные эпохи, рубежом между которыми является VI в. новой эры: дравидско-арийскую и буддийскую. Цивилизация дравидских племен - коренного населения Индийского полуострова до 1-й половины 2-го тысячеления н. э. - соответствовала культурному уровню первых государств Двуречья. Воспитание и обучение носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была первостепенной. Школьное образование в долине Инда, скорее всего, появилось в доарийский период в городах хараппской культуры (3 - 2 тысячелетие до н. э.), имевших довольно тесные связи с государствами Месопотамии. История сохранила об этой культуре мало сведений. Несколько сотен печатей с надписями на своеобразном письме, глиняные чернильницы для письма - вот, пожалуй, и все вещественные памятники образования тех времен. В течение 2 - 1 тысячелетий до н. э. территория Индии была освоена арийскими племенами. На базе отношений коренного населения с завоевателями-ариями возник строй, позднее получивший название кастового. Население было поделено на четыре основные касты, или варны. Три высших касты составили потомки ариев: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы-общинники, ремесленники, торговцы). Четвертой - низшей кастой - являлись шудры (наемные работники, слуги, рабы). Наибольшими социальными привилегиями пользовались брахманы. Кшатрии - профессиональные воины - в мирное время содержались за счет государства. Вайшьи относились к свободной трудовой части населения. Шудры не имели никаких прав, а лишь одни обязанности. Совершенно жалкое существование влачили потомки дравидов - т. н. парии. Кастовость наложила специфический отпечаток на развитие воспитания и обучения в Древней Индии. Другим не менее важным фактором генезиса воспитания и образования стала религиозная идеология: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий период. В дравидско-арийскую эпоху сложились достаточно устойчивые представления о том, какими должны быть воспитание и обучение. Они основывались на идее, что каждый должен развивать свои нравственные, умственные и физические качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами считались интеллектуальные достоинства, у кшатриев - сила и мужество, у вайшьев - трудолюбие и терпение, у шудров - покорность. Сформировался и взгляд на идеальное воспитание (претендовать на него могли лишь высшие касты), согласно которому человек рожден для насыщенной счастливой жизни. Воспитание предусматривало умственное развитие (ясность суждений и рассудочное поведение), духовность (способность к самопознанию), физическое совершенство (закаливание, владение собственным телом), любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность. Наивысшим проявлением нравственного поведения считалось содействие общему благу. Развернутые характеристики такого идеального воспитания мы находим в древнем эпосе. Так, в сказании индоарийцев «Бхагавата-пурана» дано. подробное описание образцов воспитания божественного и мудрого Кришны. Эпический царь - воин и пастух - рос среди сверстников в совместных играх и труде. Позже родители отдали его в учение мудрому брахману. Вместе с друзьями Кришна более двух месяцев усердно изучал веды, сделавшись знатоком всяческих разнообразных умений и искусств и овладев людской премудростью. Носителем идеального воспитания был также Рама - герой другого древнеиндийского эпоса «Махабхарата». Вот как виделся этот образец человеческого совершенства: «Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, и всех превзошел Рама и ученостью, и воспитанием, и мудрым разумением. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал пороков у других. Чистый душою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со старшими. Постоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, он вел полезные беседы с умудренными возрастом, наукой и опытом мужами. Он знал веды, законы и обычаи, был красноречив и рассудителен и никогда не уклонялся с пути долга». Своеобразной священной и одновременно учебной книгой была также «Бхагавадгита» (1-е тысячелетие до н. э.). В ней предлагались образцы содержания и путей воспитания и образования. «Бхагавадгита» написана в виде собеседований мудрого учителя с учеником. В образе наставника предстает божественный Кришна, в образе ученика - царский сын Арджуна. Попадая в сложные жизненные обстоятельства, Арджуна ищет и находит у Кришны разъяснения для выхода из создавшегося положения, каждый раз поднимаясь на новый, более совершенный уровень познания и поведения. Алгоритм приобретения знаний выглядит следующим образом: поначалу целостное изложение учителем новых знаний, затем - дробный анализ; раскрытие абстрактных понятий сопровождалось обсуждением конкретных примеров. Суть обучения по «Бхагавадгите» состояла в следующем: Кришна ставил перед Арджуной различные цели, расширяя и углубляя их таким образом, чтобы побудить ученика к самостоятельному поиску истины, научить его приемам и методам познания. Процесс обучения сравнивался со сражением, побеждая в котором Арджуна поднимался к совершенству. К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии сложилась определенная традиция семейно-общественного воспитания. На первой ступени - в семье - систематическое обучение не предусматривалось. Для трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые и ученики - упанаямы. Не прошедшие инициацию становились отверженными, их лишали Права иметь супругом представителя своей касты, получать дальнейшее образование. Так, в индоарийском обществе контролировались результаты семейного воспитания, складывалось отношение к ученичеству как закономерному этапу в жизни человека. Порядок упанаямы, содержание дальнейшего обучения для представителей трех высших каст не были одинаковыми. Так, для брахманов срок инициации приходился на 8-летний возраст, для кшатриев - на 11-летний, для вайшьев - на 12-летний. Программа образования брахманов была более полной. У кшатриев и вайшьев программа была менее насыщенной, но профессионально направленной. Кшатрии обучались военному искусству, вайшьи - сельскохозяйственным работам и ремеслам. Длительность обучения обычно не превышала восьми лет. Но в исключительных случаях оно продлевалось еще на 3 - 4 года. Программа обычного обучения состояла прежде всего в пересказах вед, обучении чтению и письму. Повышенное образование получали немногие юноши. В программу повышенного образования входили: поэзия и литература, грамматика и философия, математика, астрономия. Содержание повышенного образования было для того времени весьма сложным. Достаточно сказать, что в Древней Индии впервые были введены ноль и счет с помощью десяти знаков, которые в дальнейшем заимствовали арабы и европейцы. Порядок обучения в доме учителя во многом строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи учителя и, помимо приобретения образования, осваивал правила человеческого общежития. Специальных помещений для учебных занятий тогда не было. Обучение проходило на открытом воздухе. Появились своеобразные семейные школы, где мужчины обучали молодежь, устно передавая знания. Ученики выслушивали, заучивали и анализировали тексты. Учителя поначалу не получали вознаграждения. Подарки имели, скорее, символическую ценность. Основным способом компенсации за обучение была помощь учеников семье учителя по хозяйству. Приобретавшие повышенное образование юноши посещали известного своими познаниями учителя - гуру (чтимый, достойный) либо участвовали в спорах и собраниях ученых мужей. Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики. В середине 1-го тысячелетия н. э. в истории древнеиндийской цивилизации начинается новая эпоха. Происходят существенные изменения в экономической, духовной жизни, в сфере воспитания и обучения. Такие перемены создали условия для зарождения новой религии - буддизма, который, в свою очередь, оказал определяющее воздействие на весь уклад жизни Древней Индии. У истоков буддийской традиции обучения стоит Будда, или Шакья-Муни (623 - 544 до н. э.). С точки зрения его последователей, Будда (Просветленный) достиг высшего духовного совершенства. Он выступал против монополии брахманов в религиозном культе и за уравнивание каст в религиозной жизни и воспитании, проповедовал непротивление злу и отказ от всех желаний (нирвана). По преданию, Будда начинал просветительскую деятельность в лесной школе близ города Бенареса. Вокруг него - отшельника-гуру - собирались ученики, которым он проповедовал свое учение. Буддизм отверг принцип неравенства каст, обратился к отдельной личности, провозгласил равенство людей по рождению. В буддийские общины принимали представителей любой касты. Согласно буддийскому учению, главной задачей воспитания является совершенствование души человека, которую следует избавить от мирских страстей через процесс самопознания и самосовершенствования. В этом процессе различались три основные стадии: стадия предварительная, стадия сосредоточенности, стадия окончательного усвоения. В буддийскую эпоху происходят изменения в учебной программе. Главное внимание начали уделять обучению грамматике санскрита, который с I в. н. э. стал ведущим языком Северной Индии. К этому времени создан древнейший индийский слоговой алфавит - брахми. К III в. н. э в Индии было распространено несколько систем алфавитно-слогового письма, пришедших на смену идеографическому письму. Использование алфавитно-слогового письма заметно повышало результативность образования. Элементарное образование получали в религиозных школах вед и светских учебных заведениях. В школах вед обучение носило сословный характер, будучи адресовано представителям трех ведущих каст. В светских школах учеников набирали независимо от кастовой и религиозной принадлежности, обучение носило более практический характер В школах, вед акцент был сделан на интеллектуальное образование с элементами религии В некоторых буддийских монастырях давали повышенное образование В этом случае в программу обучения входило изучение древних трактатов по философии, математике, медицине и пр. В учебных заведениях наставник занимался с каждым учеником отдельно, учителя получали денежное вознаграждение Во II -VI вв происходит возрождение индуизма В этот период, получивший название «необрахманского», взгляды на воспитание претерпевают значительные изменения Увеличивается число школ Воспитание рассматривается как способ помочь человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться «плодов дела» В школах при индуистских храмах, кроме санскрита, обучали чтению и письму на местных языках Определились два типа учебных заведений толь (начальная школа) и аграхар (учебное заведение более высокого уровня) Аграхары представляли собой своеобразные сообщества гуру и учеников Программы аграхаров постепенно приближались к жизненным потребностям Доступ в толи и аграхары был расширен для представителей разных каст С притоком кшатриев и особенно вайшьев в аграхары увеличился объем преподавания географии, математики, языков, а также врачевания, ваяния, живописи. В ходе развития организованного воспитания и обучения в Древней Индии сложился ряд крупных центров образования Среди таких центров получили известность, например, комплексы в Такташиле (ныне г. Таксила в Пакистане), Наланде (близ г. Бхуванешвара) Так, в Такташиле, процветавшем почти пятьсот лет (до V в до и э), жили известные ученые и философы Они преподавали медицину, искусство, астрономию, естествознание, коммерцию, обучали магии, заклинанию змей Такташила поддерживал культурные связи с некоторыми странами Древнего Востока, например с Китаем Не менее широкую известность получила просветительская деятельность в Наланде, где в период расцвета (IV в до и э) действовали школы при 13 буддийских монастырях с множеством учеников и учителей Спектр изучаемых предметов был весьма богат индуизм и буддизм, логика, веды, медицина, филология, языкознание, право, астрономия и пр. Таким образом, можно утверждать, что организованное воспитание и обучение в Древней Индии прошло длительный путь развития Постепенно программа обучения приближалась к практике жизни, становилась более доступной, расширялся социальный круг учащихся. 3. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем Китае В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений Так, считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например запрет на бранные слова, поступки, которые могут навредить старшим и остальным родственникам Людям представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле Подобный настрой усиливала непременная атрибутика в каждом жилище - картинки с изображением нравоучительных сценок В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшими Наставник почитался, как отец Деятельность учителя считалась весьма почетной Приобретение образования было делом крайне важным Согласно древним китайским книгам, первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до и э и назывались сян и сюй Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, которые брались обучать и наставлять молодежь В сюй поначалу учили военному делу, в частности стрельбе из лука Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться) Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (XVI -XI вв до и э) В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей В программу обучения и воспитания входили шесть искусств мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI - III вв до и э) В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати {сансюэ} госюэ - в столице, сансюэ - в провинциальных городах. Главной целью обучения было освоение иероглифического письма Ко времени возникновения первых школ иероглифическим письмом владели немногие - т и пишущие жрецы Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно Первые иероглифы были высечены на черепашьих панцирях и костях различных животных С X в до и э появляются иероглифы на бронзовых сосудах В VIII в до и э - начале новой эры для письма стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки После того как в начале II в и э стали изготовлять бумагу и тушь, процесс написания иероглифов и обучения иероглифическому письму стал более простым. Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров Наставник заботился о том, чтобы научить самостоятельно ставить и решать различные задачи Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где в недрах философской мысли были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование Основные философские школы сформировались в Китае к VI в до и э К ним относились моизм, школа легистов (законников) и конфуцианство Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи По-своему развили конфуцианский взгляд на воспитание и образование китайские мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372 - 289 до н. э.) и Сюнецзы (Сюн Куст) (298 - 238 до н. э.). Оба имели свои школы. Мэнцзы выдвинул тезис о доброй природе человека и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала. Перу неизвестного последователя Конфуция и Мэнцзы принадлежит трактат «Заметки об обучении» (Сюэцзи) (III в. до н. э.), где различаются понятия воспитания и обучения. Автор настаивает на необходимости в учебно-воспитательном процессе идти от простого к сложному. На исходе эпохи Древнего Китая (2 в до н. э. - 2 в. н. э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, образования и воспитания в том числе. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере. В целом цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки истории мировой школы и педагогики: возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии и Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

Литература 1.                Будда; Конфуций; Савонарола; Торквемада; Лойола. - СПб.: ЛИО Редактор, 1998. - 392с. 2.                Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов. - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 1998. - 272 с. 3.                Джуринский А. Н. История педагогики древнего и средневекового мира: Учеб. пособие для высшей школы. — М.: Совершенство, 1999. — 207с. 4.                История педагогики: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Хальзова. - СПб.: Военный инженерно-космический университет им. А.Ф.Можайского, 2001. – 216 с. 5.                История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2001. – 510 с. 6.                Конфуций: Жизнь, учение, мысли, изречения, афоризмы / Под ред. В.В. Юрчука. — 3.изд., с изм. — Минск : Современное слово, 2003. — 379с. 7.                Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. — 384с. 8.                Мартынов А. С. Конфуцианство: классический период. — СПб.: Азбука-классика, 2006. — 377с. 9.                Мудрецы Поднебесной: Конфуций. Лао- Цзы. — Симферополь: Реноме, 1998. — 381с. 10.           Педагогічна і психологічна науки в Україні / За ред. О.В. Сухомлинської. - К.: Педагогічна думка, 2007.  - Т. 1: Теорія та історія педагогіки. - 358с.

www.coolreferat.com