Термины древняя русь. Древняя Русь как источник скреп: Как в наше время воспринимается Древняя Русь
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Термины и понятия по Истории России. Термины древняя русь


Древняя Русь как источник скреп: Как в наше время воспринимается Древняя Русь

Из каких источников мы можем узнать о Древней Руси, как этот период изучают в школе и об образе российской истории Бориса Акунина отделу науки «Газеты.Ru» рассказал доктор исторических наук, профессор Высшей школы экономики Игорь Данилевский.

— Игорь Николаевич, не могли бы вы рассказать о том, что такое Древняя Русь? Известно, что есть несколько определений, в целом ситуация с терминологией весьма непростая. Тем самым не могли бы охарактеризовать Древнюю Русь с точки зрения ее культурных, социальных, политических особенностей? В чем была специфика данного периода.

— Зачастую мы пытаемся современным языком описать те события, которые были в прошлом. Все то, что мы читаем, рассказываем, мы пропускаем через современный язык и через понятия и определения, современные и понятные нам. При этом надо понимать, что люди тогда жили в совершенно другом обществе: у них были другие представления, категории, ценностные ориентации. Когда говорят о Древней Руси, сразу же всплывают несколько определений. Есть понятие «длинной» Древней Руси, которая продолжается до XVII века, — это широкое понятие, включающее всю допетровскую Русь. Ее иногда называют Средневековой Русью, что не очень хорошо, называли и феодальной Русью, потому что пытались в советское время подогнать под марксистскую пятичленку. Вместе с тем есть понятие Древняя Русь. Это условное название объединения восточнославянских и финно-угорских племен, просуществовавшее с IX века по первую четверть XII века.

Это еще не государство в нынешнем понимании этого термина: там не было четких границ, не было единого экономического, политического, культурного пространства. Люди того времени вообще не представляли себе, что такое государство и что представляет собой объединение, в котором они живут. Но это государственное объединение, во главе которого стоит группа лиц, которым было делегировано право формулировать законы, по которым будет жить общество, и применять силу, если эти законы нарушаются.

Вот это государство начиная с XIX века и называют условно Древней или Киевской (поскольку политическим центром был Киев, и там сидел князь) Русью.

Откуда берется сам термин Древняя Русь, нам хорошо известно. В ранних источниках упоминается Русь, Русская земля. Когда в источниках упоминается Русь, не всегда понятно, идет ли речь об этносе или об этом самом государственном объединении. Когда же летописцы говорят «Русская земля», то речь может идти о двух разных понятиях. В узком смысле слова это территория, по которой проходил торговый путь на запад. А вот в широком смысле Русская земля — довольно аморфное понятие, которое постоянно меняет свои границы. Это уже не географическое или политическое понятие, а некое этноконфессиональное представление, охватывающее все земли, жители которых исповедовали христианство восточного толка, а службу вели на славянском языке. В него помимо собственно Руси могли входить Болгария, Валахия, литовские земли.

— Откуда мы можем узнать о том, что происходило в Древней Руси?

— Во-первых, у нас есть «Повесть временных лет». Это условно выделяемый текст, летопись, которая открывает большинство летописных сводов. Составлена она была в промежуток между 1113 и 1118 годами. В свою очередь, этот текст опирается на более ранние своды, которые до нас, к сожалению, в полном виде не дошли. Тексты, которые предшествовали «Повести», начали создаваться в 30-е годы XI века, то есть примерно через двести лет после первых событий, в ней описанных. Уже на рубеже XIX–XX веков благодаря трудам А.А. Шахматова стало ясно, что «Повесть временных лет» — очень сложный источник, содержание которого далеко не всегда соответствует тому, «как это было на самом деле». Исходя из этого, ученик Шахматова М.Д. Переселков вполне логично заключил: «Повесть временных лет» — источник искусственный и малонадежный.

Но помимо «Повести» есть еще ряд источников. Актовых материалов за этот период сохранилось крайне мало. Зато мы располагаем рядом агиографических произведений – житиями святых. Есть иностранные источники. С ними работать сложно, потому что не всегда понятно, о каком именно событии они рассказывают. Сегодня благодаря усилиям научного центра Института всеобщей истории РАН под руководством Е.А. Мельниковой мы обладаем полным комплексом зарубежных свидетельств об истории Древней Руси. Это византийские, латиноязычные, арабоязычные, скандинавские источники. Они очень разные: тут и краткие упоминания в греческих хрониках, и трактаты Константина Багрянородного об управлении империей и о церемониях, скандинавские саги. Многие из них содержат уникальную информацию о ранней истории Руси. Арабоязычные источники представляют преимущественно комплекс записок путешественников, очевидцев каких-то событий, происходящих в Древнерусском государстве. Западноевропейские источники, в свою очередь, эпизодически упоминают Древнюю Русь — в основном это всего несколько фраз. Но есть и более подробные свидетельства. Так, скажем, период правления Владимира Святославича довольно ярко описан в хронике Титмара Мерзебургского.

Таким образом, источников довольно много, но по ним крайне сложно связно рассказать о том, что происходило в Древней Руси. Это позволяет сделать лишь «Повесть временных лет».

Именно поэтому возникает множество проблем. Одна из них заключается в том, как нам состыковать различные сведения из других источников с текстом «Повести временных лет». Радикальный шаг на этом пути предпринял в последнее время украинский историк А.П. Толочко. Он попытался представить историю Древней Руси, опираясь прежде всего на зарубежные источники, дополняя их сведениями из «Повести временных лет». У него получилась несколько иная, но очень интересная история первых столетий Руси. Он пишет о том, что государственных структур долгое время не существовало, а их роль играли торговые корпорации, конкурирующие между собой, из которых уже потом формируется то государство, которое мы называем Древней Русью.

Также помимо письменных источников мы располагаем богатыми археологическими материалами. Но они молчат, мы не знаем, кто оставил те или иные памятники, на каком языке говорили их создатели. Предпринимаются попытки связать их с письменными источниками, но это не всегда получается.

— Очевидно, что данный период очень мифологизирован. Не могли бы рассказать о природе и содержании этих мифов, какое они имеют значение и что нам с ними делать?

— У всех народов есть мифы. Есть они и у нас — это легенды о Рюрике, о его призвании и его братьях, миф о Кие, Щеке и Хориве и другие. Их записывали летописцы через много лет после того, как это якобы произошло. Можно еще вспомнить легенды о хазарской дани, о смерти Святослава, из черепа которого печенежский хан Куря приказал сделать кубок. Надо четко понимать, что все эти сведения носят легендарный характер. Элемент легендарного начала был у любой страны, у любого государства. Подтвердить или опровергнуть эти сведения мы не можем. Конечно, какие-то реальные основания в этих легендах присутствуют, но что это за основания, сказать сложно. До Игоря Святославича и Ольги у нас нет никаких надежных сведений.

— В последнее время появилось множество споров вокруг того, каким образом преподавать Древнюю Русь в школе, да и в целом историю России. Какова специфика преподавания Древней Руси в школах, в университетах?

— Есть две специальности, которые невероятно консервативны по отношению к инновациям, — это медицина и школьное образование. Последнее отличается особым консерватизмом. Скажем, математика преподается до сих пор преимущественно на уровне XVIII–XIX веков. В истории то же самое: она преподается приблизительно на уровне рубежа XIX–XX веков, когда история стала наукой. И эта традиция закреплена у нас всякими стандартами, программами и концепциями. С одной стороны, это неплохо, но с другой — имеет негативные последствия, потому что в этих постановлениях и стандартах не объясняется, например, что вся ранняя история России носит легендарный характер.

Я считаю, это должно быть четко прописано и хорошо осознаваться учителями, потому что ребенок должен ясно осознавать, какие факты доказаны наукой, а каким не стоит доверять, и не основывать на них свои представления о прошлом.

Современные научные достижения крайне тяжело проникают в школьные курсы, и это нормально. Они должны обкататься какое-то время в научной среде, потом должна пройти подготовка к восприятию этого нового материала учителями, родителями, составителями программ. Потому что, когда дети придут домой и начнут рассказывать родителям о том, что Древней Руси не было или она была какая-то «не такая», родители возмутятся и начнут убеждать своего ребенка в обратном, а потом ругать инстанции и тех, кто отвечает за полученное их ребенком новое представление. (Смеется.) Конечно, в преподавании перемены неизбежны, но они происходят очень медленно.

Школьные учебники по истории оставляют желать лучшего. Не потому, что их пишут плохие или незнающие люди, а потому, что в них пытаются впихнуть тот самый федеральный стандарт, который сейчас дополнили концепцией историко-культурного стандарта, и получается колоссальный объем информации, который невозможно адекватно и планомерно усвоить. Главный вопрос, который я всегда задаю: зачем школьникам нужен такой массив информации? Ответить на этот вопрос никто не может. Беда в том, что цель школьного курса истории никем точно не определена. Зачем школьник должен это знать? Почему именно эти знания будут ему необходимы во взрослой жизни?

— Как воспринимается эпоха, о которой мы с вами беседуем, в обществе, в массовом представлении? Из последних событий, которые нас могут подтолкнуть к обсуждению этого аспекта, я вспомнил выставку в Манеже, а также влияние на определенную аудиторию оказывают последние работы Бориса Акунина, в частности его книжная серия по истории государства Российского.

— На выставку в Манеже я не ходил, это мероприятие имело более политическую окраску, нежели какой-то просветительский или культурный характер. Эпоха Древней Руси сейчас очень активно используется для формирования тех самых духовных скреп, о которых постоянно идет речь, с помощью отсылки к какой-то древней истории, традиции. Не думаю, что это хороший ход. Нас всегда призывают гордиться прошлым. Но давайте искать в нем не только положительное, но и отмечать отрицательное, пытаться понять, почему произошло так, а не иначе. Надо учиться извлекать из истории уроки, чтобы не повторять ошибок прошлого. У нас сложная история, как и у многих других народов. Она не может уложиться в какие-то одни определенные рамки.

Что касается книг Бориса Акунина, то я прочитал две из них. Борис Акунин себя позиционирует как новый Карамзин. Я все-таки предпочту читать Николая Михайловича Карамзина (смеется). Да, Борис Акунин замечательный писатель, у него классные детективы. Но что касается истории России, то, если бы речь шла о реферате студента-первокурсника университета, я бы поставил за его работу твердую оценку «хорошо с плюсом». Это субъективный образ, который выстроился в его голове.

Как признается сам автор, это пишет дилетант для дилетантов.

Вторую книгу из серии Бориса Акунина я прочитал внимательнее, так как являлся ее консультантом. Отметил некоторые погрешности в фактическом материале и его интерпретации. Как и в каком объеме были учтены эти соображения и рекомендации, не проверял. В конце концов оценочные характеристики, которые дает автор, — это его право, это не научный и даже не научно-популярный труд. Перед нами, повторю, сугубо субъективная точка зрения замечательного писателя Бориса Акунина на историю России.

— А можете ли вы посоветовать что-то нашим читателям из научно-популярной литературы про эпоху Древней Руси?

— У нас есть потребность в качественной научно-популярной литературе, описывающей Древнюю Русь, но у нас ее нет, и я не знаю, когда она появится.

slavtradition.com

Вопрос о понятии "Древняя Русь"

В филологии и современную (по-крайней мере до ХХ в. включительно) старообрядческую литературу, написанную в традициях (в письме, языке, тематике и тд), продолжающих традицию др. Руси, принято считать своеобразным продолжением древнерусской литературы.

Но все таки вы применили слово "продолжение". Считать например старообрядческие произведения XIX века "древнерусскими" в полном смысле слова вряд ли возможно.

Мне кажется при выделении понятия Древняя Русь как эпоха ключевым понятием является "древнерусская народность" (века жизни род. IX - ум. кон. XVII).

[User Picture]
From: b_graf2011-01-09 09:05 pm (UTC)

Довольно-таки ламерское ИМХО

(Link)

ДР - доактовый период (т.е. заканчивается в XV в.; постепенно :-))

(Deleted comment)

(Deleted comment)

(Deleted comment)

До окончательного объединения вокруг Москвы(присоединение Новгорода, Твери, Пскова, Рязани). То есть конец 15 - нач 16-го веков.

Тогда встают вопросы. Например, почему в одном случае (начало 12 века) изменение государственного устройства (распад Руси) не стал концом древнерусской эпохи, а обратное изменение в конце 15 века стало? Или почему когда исчезла Древняя Русь, продолжала развиваться (по крайней мере судя по учебникам) древнерусская литература. Или еще вопрос можно ли считать древнерусскими храмы XVI века? И т.п.

А какой смысл (окромя сугубо прикладного, методического) в этом вопросе? Для исследователей - не всё ли равно?

Меня этот вопрос интересует прежде всего в методическом плане. Но с другой стороны почему этот вопрос сам по себе не может послужить объектом научного исследования?

Вопрос о Древней Руси как эпохе выходит за рамки чисто хронологического. Это вопрос связан с атрибуцией артефактов древнерусской культуры (я приводил пример с литературой), выводит нас на причины распада древнерусской общности (если о нем говорить, надо по крайней мере определиться с примерной датировкой)... и т.п.

Перефразируя изв.: "исследователи - не только те, кто горшки разгребают..."

Зато в литературоведении есть вполне устоявшаяся традиция считать древнерусской литературой литературу до конца XVII в.

Да, но это чисто литературоведческие заморочки. Терминология историков и историков литературы не обязана совпадать.

Если развить эту тему дальше, то не обязана совпадать терминология историков и археологов, исследователей и педагогов. Ну и вообще даже ученых одной специальности, придерживающихся различных точек зрения... К чему собственно мы сейчас и приближаемся...

From: ru_st_am2011-01-10 03:55 am (UTC)

хороший вопрос...

(Link)

...поскольку ответы на него разные и все верные. Древняя Русь, древнерусский, -ая - лишь удобный "хронотермин", разнозначимый из-за отсутствия его заполнения чем-то действительно существовавшим.Насчет старообрядцев - отличный пример.ВКЛ вообще больше прав имеет именоваться Русью, чем Московия, не так-ли?

[User Picture]From: nickfilin2011-01-10 07:14 am (UTC)

Re: хороший вопрос...

(Link)

Московия и ВКЛ - государства, в рамках которых происходил распад древнерусской народности. Спорить о том, какое из них было более русским бессмысленно. Ибо каждое из них - новообразование на теле древнерусской культуры. ВКЛ как русское государство не имело исторического продолжения. А Московия представляла собой уродливый результат влияния на древнерусскую культуру византийского культурного "ренессанса". ИМХО конечно...

From: ru_st_am2011-01-10 08:22 am (UTC)

древнерусская народность...

(Link)

... была ли на самом деле, или это просто идеальный народ, удобный для определенных расчетов?

[User Picture]From: seminatore2011-01-10 09:57 am (UTC)

Re: древнерусская народность...

(Link)

вот в случае с "советским народом" "древнерусская народность" просто важнейший и необходимейший элемент эволюции - типа как "гейдельбергский человек" для дарвинизма ггг

а вообще о чем разговор? - категориально понятие "древняя Русь" имеет смысл только в случае формационного подхода к историческому процессу - тогда его определение следует искать через призму исторического материализма, ну или по крайней мере в рамках каких-то экономических теорий - во всех остальных случаях любая периодизация имеет исключительно формальный характер и может определяться исследователем каждый раз самостоятельно кмк

Ну например, есть еще цивилизационный подход. Разве в его рамках (Древняя Русь = Древнерусская цивилизация) использовать это понятие невозможно?

old-rus.livejournal.com

Термины и понятия по Истории России |

Термины и понятия по Истории России

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО

Вервь (от слав. «вервь» — веревка; участок земли, отмеренный веревкой) — община в Древней Руси.

Вече — народное собрание. Участники веча решали вопросы, опираясь на обычное право.

Княжеская дружина — профессиональные военные, подчинявшиеся князю.

Люди — свободные общинники.

Мотыжное земледелие — тип земледелия, при котором используется мотыга в качестве орудия обработки земли. Производительность труда низкая.

Оседлость — образ жизни, состоящий в проживании на одном месте. Распространяется с возникновением рыболовства и мотыжного земледелия.

Пашенное земледелие — традиционный тип земледелия восточных славян. На черноземном юге земли распахивали в основном ралом или плугом с парной упряжкой волов, а на севере и в лесистых местах — сохой, в которую запрягали одну лошадь.

Подсечно-огневая система земледелия — система земледелия, при которой на освобожденных от леса (вырубки, выжигание) землях в течение 2—3 лет выращивали сельскохозяйственные растения, используя естественное плодородие почвы.

Племенное военное ополчение — военное формирование, создававшееся во время войны, состояло из свободных общинников — воев. Во главе ополчения стоял воевода.

Старейшины — родоплеменная знать.

ПОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

862 г. — призвание варягов на Русь. Первое летописное упоминание о Руси.

882 г. — объединение Новгородских и Киевских земель в единое Древнерусское государство.

907, 911 гг. — походы Олега на Царьград. Первые договоры с Византией.

Рюрик (862—879) — варяжский конунг, призванный ильменскими словенами, согласно «Повести временных лет», княжить в Новгород. Основатель династии Рюриковичей.

Олег (879—912) — древнерусский князь. Правил с 879 г. в Новгороде, с 882 г. — в Киеве. В 907 г. совершил поход в Византию, в 907 и 911 гг. заключил с ней договоры.

РУСЬ В ПРАВЛЕНИЕ ИГОРЯ, ОЛЬГИ И СВЯТОСЛАВА

Основные даты и события

944 г. — договор с Византией.

945 г. — восстание древлян и убийство князя Игоря.

Ок. 957 г. — поездка Ольги в Константинополь и принятие христианства.

964—972 гг. — походы Святослава.

Дань — натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с IX в. В XI—XVI вв. слово «дань» означало налог и феодальную ренту.

Погосты — первоначально центр сельской общины на северо-западе Древней Руси. Позднее место сбора дани.

Полюдье — в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани. Позднее так называлась сама дань, размер которой не был определен. В Новгородской и Смоленской землях в XII в. — фиксированная денежная повинность.

Уроки — размер дани. Введены княгиней Ольгой.

Персоналии

Игорь (912—945) — древнерусский князь. Продолжал деятельность Олега, подчиняя восточнославянские племена. Совершал походы в Константинополь, в 941 г. — неудачный, в 944 г. заключил договор с Византией. Был убит древлянами при попытке собрать с них дань вторично.

Ольга (945—962) — киевская княгиня, жена Игоря. Подавила восстание древлян. Установила размер дани (урок) и устроила места сбора дани (погосты). В 957 г. приняла христианство, крестилась под именем Елена. Канонизирована Православной церковью.

Святослав (962—972) — древнерусский князь, выдающийся полководец. С 964 г. совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы; подчинил вятичей, воевал с Волжской Булгарией, разгромил Хазарский каганат, в 967 г. воевал с Болгарией за Подунавье. В союзе с венграми и болгарами вел русско-византийскую войну 970—971 гг. Укрепил внешнеполитическое положение Киевского государства. Был убит печенегами у днепровских порогов.

РУСЬ ВО ВРЕМЕНА ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА

Основные даты и события

972—980 гг. — правление великого князя Ярополка.

980—1015 гг. — княжение Владимира I.

980 г. — языческая реформа Владимира. Попытка создать единый культ, объединяющий 6 основных божеств различных племен.

988 г. — принятие христианства.

Персоналии

Владимир I Святой (?—1015 гг.) — великий князь киевский с 980 г., младший сын Святослава. Покорил вятичей, радимичей и ятвягов, воевал с печенегами, Волжской Булгарией, Византией и Польшей. При нем сооружены оборонительные рубежи на южных и юго-западных границах. Около 988 г. ввел в качестве государственной религии христианство. При Владимире I Древнерусское государство вступило в период своего расцвета, усилился международный авторитет Руси. В русских былинах князя называли Красным Солнышком. Канонизирован Русской православной церковью.

Термины и понятия

Православие — одно из главных направлений в христианстве. Возникло в 395 г. после разделения Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы сложились в Византии в IX—XI вв. Окончательно оформилось как самостоятельная церковь в 1054 г. после разделения христианской церкви на католическую и православную. Особенности нашли отражение в самом названии восточной ветви христианства. Православие — «правильная» вера, «правильное» вероисповедание, «правильная, истинная» церковь. Провозглашает верность древности, неизменность идеалов (в истине ничего нельзя менять, иначе она станет ложью). В основу учения положены Священное Писание — Библия (Ветхий и Новый заветы) и Священное Предание.

Русь в XI—XII вв.

ПРАВЛЕНИЕ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

Основные даты и события

1015 г. — восстание в Новгороде против варягов.

1036 г. — Ярослав Мудрый нанес сокрушительное поражение печенегам, от которого они не смогли оправиться.

1037 г. — заложен Софийский собор в Киеве.

1051 г. — образование Киево-Печерского монастыря.

Термины и понятия

Гривна — основная денежная единица в Киевской Руси.

Династический брак — брак между представителями различных монархических династий с целью укрепления международных связей.

«Лествичный» (очередной) порядок престолонаследия — порядок престолонаследия, согласно которому власть должна передаваться старшему в роду.

Раннефеодальная монархия (IX—XI вв.) — форма политического режима, при котором монарх находится в договорных или сюзерено-вассальных отношениях с другими князьями.

Русская Правда — первый письменный свод законов Древней Руси.

Персоналии

Ярослав Мудрый (ок. 978—1054 гг.) — великий князь киевский (с 1019 г.), сын Владимира I. Изгнал Святополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, разделил с ним государство в 1026 г. После смерти Мстислава в 1036 г. Русь вновь объединилась. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи со многими странами Европы. При нем составлен общерусский свод законов Русская Правда.

Нестор — древнерусский летописец, монах Киево-Печерского монастыря, автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Традиционно считается одним из крупнейших историков Средневековья — автором первой редакции «Повести временных лет» (ок. 1113 г.).

РУССКОЕ ОБЩЕСТВО В XI в.

Термины и понятия

Бояре — вотчинники, знать. Источники пополнения: родоплеменная знать, разбогатевшие общинники-аллодисты, служилая знать (старшая дружина).

Вира — денежный штраф, судебная пошлина в пользу князя за убийство. Заменила обычай кровной мести.

Вотчина — форма организации хозяйства в Древней Руси. Земельное владение, передаваемое по наследству в боярских родах.

Гривна — весовая, денежно-весовая, денежно-счетная единица Древней Руси.

Закупы — люди, попавшие в долговую кабалу, отрабатывающие «купу» (ссуду). После выплаты долга могли стать свободными. В случае побега теряли остатки свободы и становились рабами. В случае обращения в раба без законного основания освобождались от долга и получали свободу.

Изгои — люди, потерявшие связь с общиной, либо выкупившиеся на волю холопы. Занимали промежуточное положение между свободными и несвободными категориями населения.

Обычное право — совокупность неписаных правил поведения (обычаев), сложившихся в обществе в результате их неоднократного традиционного применения и санкционированных государством.

Рядовичи — люди, заключившие «ряд» (договор) с феодалом и попавшие в положение, близкое к рабскому. По своему статусу были близки к закупам.

Смерды — социальный слой Древнерусского государства, занимавшийся сельским хозяйством, в положении которого переплетались элементы свободы и несвободы.

Холопы — категория рабов, которые либо были посажены на землю, либо входили в состав челяди или дружины феодала. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой.

Челядь — домашние рабы.

ВРЕМЯ НОВЫХ УСОБИЦ

Термины и понятия

Любечский съезд — съезд древнерусских князей, состоявшийся в 1097 г. в городе Любече — вотчине Владимира Мономаха, на котором было принято решение о том, что «каждый владеет отчиной своей», юридически оформившее политическую раздробленность на Руси.

Половцы (кипчаки) — тюркоязычный народ, кочевавший в XI — начале XIII в. в южнорусских степях. Совершали набеги на Русь. Наиболее опасными были нападения в конце XI в. Разгромлены и покорены монголо-татарами в XIII в.

Основные даты и события

Середина XI в. — у границ Руси появились половцы.

1097 г. — Любечский съезд русских князей.

Персоналии

Владимир Мономах (1053—1125 гг.) — князь смоленский (с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий князь киевский (с 1113 г.). Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха. Призван киевскими боярами во время восстания. Боролся против княжеских междоусобиц. Разработал «Устав», ограничивавший произвол ростовщиков. В «Поучении» призывал сыновей укреплять единство Руси.

Изяслав, Святослав и Всеволод — сыновья Ярослава Мудрого, создатели Правды Ярославичей.

ВЛАДИМИР МОНОМАХ — ВЕЛИКИЙ КИЕВСКИЙ КНЯЗЬ

Основные даты и события

1113 г. — восстание в Киеве.

30-е гг. XII в. — условная дата начала феодальной раздробленности.

1147 г. — первое летописное упоминание о Москве.

1157—1174 гг. — княжение Андрея Боголюбского.

1176—1212 гг. — княжение Всеволода Большое Гнездо.

Термины и понятия

«Крестовый поход» — название похода Владимира Мономаха против половцев в 1111 г.

Съезды князей — личные встречи носителей высшей власти, уполномоченные принимать судьбоносные для страны решения.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ

Термины и понятия

Боярская республика — Новгородская республика, где высшим органом власти стало собрание свободных горожан — владельцев дворов и усадеб в городе — вече. Оно собиралось или на Софийской площади, или на Ярославовом дворище Торговой стороны. Вече было гласным. На нем очень часто присутствовала масса городского населения (феодально-зависимые, кабальные люди), не имевшего права голоса. Эти люди бурно реагировали на прения по тем или иным вопросам. Эта реакция оказывала на вече давление, иногда достаточно сильное. Вече обсуждало вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя, заключало с ним договор. На вече избирался посадник, тысяцкий, архиепископ.

Политическая раздробленность — процесс дробления земель, характеризующийся стремлением феодалов, ведущих вотчинное хозяйство, к независимости от власти великого князя. На Руси политическая раздробленность наступила во второй четверти XII в., после окончательного распада Киевского государства. Продолжалась до конца XV в. Является показателем зрелости феодального общества.

Посадник — глава Новгорода, ведавший управлением и судом, контролировавший деятельность князя.

Тысяцкий — начальник новгородского ополчения.

Уделы — совокупность земель, удельных имуществ и доходов.

КУЛЬТУРА РУСИ Х — НАЧАЛА XIII в.

Термины и понятия

Глаголица — одна из древнеславянских азбук, расположенная так же, как и кириллица, но отличающаяся от нее начертанием букв. Происходит, по мнению ученых, из греческой скорописи VIII—IX вв.

Кириллица — одна из двух славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя середины IX в. Кирилла (до принятия монашества — Константин), который в 863 г. создал первую славянскую азбуку и с помощью брата Мефодия перевел с греческого на славянский язык христианские богослужебные книги.

Летописи — погодные записи событий.

Мозаика (буквально «сложенный из кусочков») — изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д. Один из древнейших видов изобразительного искусства.

Фреска — форма живописной росписи стен, когда краски наносятся на сырую штукатурку.

Основные даты и события

988 г. — принятие христианства.

1037 г. — заложен Софийский собор в Киеве.

1045—1050 гг. — строительство Софийского собора в Новгороде.

IX—X вв. — возникновение кириллицы.

Ок. 1113 г. — составление Нестором «Повести временных лет».

X в. — возникновение героического былинного эпоса.

Русь в XIII—XV вв.

НАЧАЛО МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ВТОРЖЕНИЯ НА РУСЬ

Основные даты и события

1208—1223 гг. — завоевательные походы монголов в Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье.

1223 г. — битва на реке Калке.

Термины и понятия

Араты — рядовые монголы-скотоводы.

Нойон (господин, князь) — название предводителей древних монгольских аристократических родов.

Нукеры — дружинники на службе монгольской знати в XII—XIII вв.

Тумен — высшая организационно-тактическая единица монголо-татарского войска, насчитывавшая 10 тысяч воинов. Возглавлялся темником.

Улус — родоплеменное объединение с определенной территорией, подвластное хану или вождю.

Хан (тюркский и монгольский титул в Средние века и Новое время) — вождь племени, государь.

Персоналии

Чингисхан (1155—1227 гг.) — основатель Монгольской империи, крупнейший завоеватель и государственный деятель. Настоящее имя Тэмучэн (Темучин). В 1206 г. на курултае (съезде монгольской знати) был провозглашен Чингисханом (Великим ханом). Правление Чингисхана оказало влияние на развитие политической и духовной культуры населения многих азиатских регионов.

Джучи (ок. 1184 — ок. 1227 гг.) — старший сын Чингисхана от старшей жены Бортэ из племени онгхират (кунгират).

МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ НА РУСЬ. ВТОРЖЕНИЕ КРЕСТОНОСЦЕВ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

Основные даты и события

1237—1238 гг. — поход Батыя на Северо-Восточную Русь.

1239—1240 гг. — поход Батыя на Южную и Юго-Западную Русь.

1241 г. — вторжение Батыя в Польшу, Венгрию, Чехию, Молдавию.

1233—1257 гг. — крестовые походы в Прибалтику.

1237 г. — создание Ливонского ордена.

1240 г. — разгром шведов на Неве Александром Ярославичем.

1242 г. — Ледовое побоище.

Ок. 1243 г. — образование государства Золотая Орда.

1252—1263 гг. — княжение Александра Невского.

Термины и понятия

Баскаки — военная охрана сборщиков дани.

Золотая Орда — государство, созданное в ходе монгольских завоеваний в начале 40-х гг. XIII в. ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили степи Восточной Европы, Казахстана и Западной Сибири, земли в Крыму, на Северном Кавказе, Волжско-Камская Булгария, Северный Хорезм. Столицы: Сарай-Бату, с первой половины XIV в. — Сарай-Берке (Нижнее Поволжье). В XV в. Золотая Орда распалась на Большую Орду, Сибирское, Казанское, Крымское и другие ханства.

Ливонский орден — католическая государственная и военная организация немецких рыцарей-крестоносцев в Восточной Прибалтике на латышских и эстонских землях в 1237—1561 гг. Орден вел захватнические войны против Литвы и Руси.

Ордынское иго (1243—1480 гг.) — система эксплуатации русских земель монголо-татарскими завоевателями. Установлено в результате нашествия Батыя.

Ордынский выход — дань, выплачиваемая русскими князьями монголо-татарам.

Ярлык — грамота на княжение.

Персоналии

Александр Невский (1221—1263 гг.) — новгородский князь в 1236—1251 гг., с 1252 г. — великий князь владимирский. Одержал выдающиеся победы над шведами (Невская битва — 1240 г.) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище — 1242 г.), благодаря чему обезопасил западные границы Руси. Канонизирован Русской православной церковью.

Батый (1207/08—1255 гг.) — монгольский хан, внук Чингисхана, сын Джучи, старшего сына Чингисхана, завоеватель западных и северных земель, составивших монгольский улус. Основатель государства Золотая Орда.

МОСКВА — ЦЕНТР ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ. ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ

Основные даты и события

1325—1340 гг. — княжение Ивана Калиты.

1327 г. — восстание в Твери.

1378 г. — битва на реке Воже.

1380 г. — Куликовская битва.

1382 г. — набег хана Тохтамыша на Москву.

Термины и понятия

Волостель — глава волости, исполняющий административные, финансовые и судебные функции.

Кормление — система местного управления, когда кормленщики-наместники (управитель уезда) и волостели (управители волостей), имевшие штат чиновников, содержались за счет населения. В их ведении находились суд, сбор налогов. Кормленщики находились под контролем царя.

Наместник — должностное лицо на Руси в XII—XVI вв., возглавлявшее местное управление.

Централизация — процесс объединения земель, результатом которого становится формирование единой верховной власти, устанавливающей единый административный аппарат, подконтрольный центру, единые законы, общие вооруженные силы и др. Закономерный и прогрессивный этап в экономическом и социально-политическом развитии общества.

Персоналии

Иван I Калита (?—1340 г.) — князь московский, великий князь владимирский. Сын Даниила Александровича Московского. Заложил основы политического и экономического могущества Москвы. Добился у Золотой Орды права сбора монголо-татарской дани на Руси. При Иване I резиденция русского митрополита была перенесена из Владимира в Москву.

Семен (Симеон) Гордый (1316—1353 гг.) — великий князь московский и владимирский, старший сын князя Ивана I Калиты. Успешно воевал с Новгородом и Литвой.

Иван II Красный (1326—1359 гг.) — великий князь владимирский и московский, второй сын Ивана I Калиты. Продолжал объединение русских земель.

Дмитрий Иванович Донской (1350—1389 гг.) — великий князь владимирский и московский, сын Ивана II Красного, внук Ивана I Калиты. При нем в 1367 г. построен белокаменный Кремль в Москве. Возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татарского ига; руководил их разгромом в битве на реке Вожа в 1378 г. В Куликовской битве 1380 г. проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским. В его княжение Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение своему сыну Василию I без санкции Золотой Орды. Канонизирован Русской православной церковью.

ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА — РОССИИ. ИВАН III

Основные даты и события

1425—1453 гг. — феодальная война.

1462—1505 гг. — княжение Ивана III.

1478 г. — окончательное присоединение Новгорода к Москве.

1480 г. — стояние на Угре.

1485 г. — присоединение Твери к Москве.

1497 г. — принятие Судебника Ивана III.

XV — начало XVI в. — создание ансамбля Московского Кремля.

Термины и понятия

Автокефальная церковь — самостоятельная в административном отношении церковь в православии.

Боярская дума — высший совет при князе (с 1547 г. — при царе) в Русском государстве X — начала XVIII в. Деятельность Боярской думы носила законосовещательный характер. В Киевской Руси Боярская дума была совещанием князей с дружинниками (княжьими мужами, думцами) и старцами градскими (земскими боярами, потомками местной знати), иногда присутствовали и высшие представители духовенства. В Московском государстве членами Боярской думы были: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки.

Местничество — система распределения служебных мест в Русском государстве в XIV—XV вв. с учетом происхождения, служебного положения предков человека и его личных заслуг. Отменено в 1682 г.

Пожилое — пошлина в России конца XV—XVII в., которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня (осеннего).

Поместье — владение, получаемое князьями — дворянами за службу.

Помещики — держатели поместий, дворяне.

Приказы — центральные правительственные учреждения, ведающие отдельными отраслями великокняжеского управления.

Персоналии

Василий II Темный (1415—1462 гг.) — сын Василия I, великий князь московский с 1425 г. Одержал победу в феодальной войне (1425—1453 гг.). Ослеплен в ходе войны в 1446 г. князем Дмитрием Шемякой (отсюда прозвище). Ограничил самостоятельность Новгорода и Пскова.

Василий Косой (?—1448 гг.) — удельный князь звенигородский. Вместе с братом Дмитрием Шемякой вел долголетнюю феодальную войну с Василием II Темным. Пытался захватить власть в Москве, но был побежден в 1436 г. и ослеплен.

Дмитрий Шемяка (1420—1453 гг.) — сын Юрия Дмитриевича, князь Галича-Костромского. В ходе феодальной войны в 1446 г. взял в плен и ослепил Василия II Темного, после ряда поражений бежал в Новгород.

Юрий Дмитриевич (1374—1434 гг.) — князь звенигородский и Галича-Костромского, сын Дмитрия Донского. С 1425 г. вступил в борьбу с Василием II Темным. В 1433—1434 гг. дважды захватывал великокняжеский стол.

Иван III (1440—1505 гг.) — сын Василия II, великий князь московский с 1462 г. Женат первым браком на княжне тверской Марии Борисовне, вторым — на Софье Палеолог. В правление Ивана III сложилось территориальное ядро единого Российского государства, началось складывание центрального государственного аппарата. Были присоединены Ярославль, Новгород, Тверь, Вятка, Пермь и др. При нем было свергнуто монголо-татарское иго (стояние на Угре в 1480 г.), составлен Судебник 1497 г., развернулось большое строительство в Москве, вырос международный авторитет Российского государства, произошло оформление титула — великий князь всея Руси.

КУЛЬТУРА И БЫТ XIV—XV вв.

Термины и понятия

Былины — русские народные эпические песни-сказания.

«Задонщина» — памятник древнерусской литературы конца XIV в., воинская повесть о Куликовской битве 1380 г. Написана (возможно, Софонием Рязанцем) с ориентацией на «Слово о полку Игореве».

Историческая песнь — жанр русского фольклора, эпические и лирико-эпические песни об исторических событиях.

Светлица — часть крестьянского жилища восточных славян, парадная комната, предназначенная для рукоделия и других чистых домашних работ. Устраивалась на женской половине, преимущественно в верхней части дома (на верхних этажах).

Основные даты и события

1425—1427 гг. — построен Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

XV в. — создан иконостас Благовещенского собора Кремля.

goxi.ru

Древняя Русь - это... Что такое Древняя Русь?

Русь — первоначально историческое название земель восточных славян и первого государства Древней Руси. Впервые употребляется как название государства в тексте русско-византийского договора 911 года, более ранние свидетельства имеют дело с этнонимом русь (то есть русь как название народа). Согласно летописцу «Повести временных лет» название произошло от варягов племени русь, призванных новгородскими славянами в 862 году в качестве воинской дружины.

В историографии дискутируется вопрос о существовании на землях восточных славян более раннего государства, получившего условное название Русский каганат, однако недостаток свидетельств относит Русский каганат к области исторических гипотез.

Образование государства Русь

Наиболее ранним историческим документом, свидетельствующим о существовании Древнерусского государства, являются Бертинские анналы, в которых сообщается о прибытии в мае 839 года к франкскому императору Людовику Благочестивому византийского посольства от императора Феофила. В составе византийской делегации находились послы народа рос (rhos), посланные в Константинополь правителем, обозначенным в тексте как хакан (chacanus). Древнерусское государство, о котором практически ничего не известно, в этот период времени условно обозначается в современной историографии как Русский каганат.

Наиболее ранний древнерусский летописный свод «Повесть временных лет» излагает образование Руси на основании сохранившихся преданий спустя 250 лет после самих событий, датируя их 862 годом. Союз северных народов, в который входили славянские племена словене и кривичи, а также финно-угорские племена чудь и весь, пригласили варягов из-за моря для того, чтобы остановить внутренние раздоры и междоусобные войны (см. статью Призвание варягов). По Ипатьевской летописи варяг князь Рюрик сел сначала княжить в Ладоге, и только после смерти братьев срубил город Новгород и перебрался туда. Эта версия подтверждается археологическими поисками. В то время, как существование поселения Ладога отмечается с середины VIII века, в самом Новгороде отсутствует культурный слой старше 30-х годов X века. Зато подтверждено местонахождение княжеской резиденции в так называемом Рюриковом городище, возникшем в первой половине IX века недалеко от Новгорода.

К моменту возникновения Руси «Повесть временных лет» относит набег руси на Константинополь в 860 году, датируя его ошибочно 866 годом и связывая его с частным походом удельных киевских князей Аскольда и Дира.

862 год — принятый для отсчёта русской государственности — скорее всего условная дата. По одной из версий неизвестный киевский летописец[1]XI века выбрал 862 год на основании памяти о так называемом первом крещении Руси, последовавшем вскоре после набега 860 года.

Именно с походом 860 года, если дословно доверять тексту летописи, её автор связывал начало Русской земли:

«В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом».

В последующих расчетах летописца сказано, что «от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила сего 542 года», таким образом в летописи неверно назван год начала правления византийского императора Михаила III. Существует точка зрения, что под 6360 годом летописец имел в виду 860 год. Он указан по Александрийской эре, которую историки также называют Антиохийской (для пересчёта её в современную следует отнять 5500 лет). Однако указание индикта соответствует именно 852 году.

В те времена варяги-русь создали по меньшей мере два независимых центра. Вокруг Ладоги и Новгорода собирал земли Рюрик, в Киеве княжили Аскольд и Дир, соплеменники Рюрика. Киевская русь (варяги, правящие в землях полян) приняла христианство от константинопольского епископа.[2]

По мере развития древнерусского государства, а именно в 882 году, его столица была перенесена в Киев князем Олегом, преемником Рюрика. Олег убил киевских князей Аскольда и Дира, объединив в единое государство новгородские и киевские земли. Позднейшими историками этот период был обозначен как времена Древней или Киевской Руси (по местонахождению столицы).

Археологические свидетельства

Археологические исследования подтверждают факт больших социально-экономических сдвигов в землях восточных славян в середине IX века. В целом результаты археологических исследований не противоречат преданию «Повести временных лет» о призвании варягов в 862 году.

Развитие древнерусских городов

В середине VIII века по течению Волхова основываются два населенных пункта: Любшанская крепость на месте стоянки финно-угорских племён и, предположительно позже, в нескольких километрах от неё на другом берегу Волхова скандинавское поселение Ладога. В 760-х годах Ладога подвергается нападению, и её население вплоть до 830-х годов стало преимущественно славянским (предположительно кривичи)[3].

В конце 830-х Ладога сгорает и состав её населения сменяется снова. Теперь в ней четко прослеживается заметное присутствие скандинавской военной элиты (скандинавские мужские воинские захоронения, «молоточки Тора» и т. д.)

В 860-х годах по территории северо-запада Руси проходит волна войн и пожаров. Сгорают Ладога, Рюриково городище, Любшанская крепость (причем по наконечникам стрел, найденных в её стенах, осада и взятие Любши проводилось исключительно или преимущественно не-скандинавским населением). После пожаров Любша исчезает навсегда, а население Ладоги становится почти исключительно скандинавским — теперь этот город мало отличается от шведских и датских городов того же периода. [4]

К середине IX века археологи относят возникновении Рюрикова городища, рядом с которым в 930-х годах появились три поселения (кривичи, словене и финно-угры), позднее слившихся в Великий Новгород. Характер поселения в Рюриковом городище позволяет отнести его к военно-административному центру с ярко выраженной скандинавской культурой в ранних слоях, причём не только воинской, но и бытовой (то есть жили семьями). Связь Рюрикова городища с Ладогой прослеживается по характерным признакам бус, распространённых в обоих поселениях.[5] Некоторые намёки на происхождение пришлого населения в Рюриковом городище даёт анализ гончарной керамики из ранних слоёв, соответствие которой находится на южном побережье Балтики. [6]

Археологические раскопки Киева подтверждают существование с VI—VIII веков ряда маленьких обособленных поселений на месте будущей столицы Руси. Градообразующий признак — оборонительные укрепления — заметны с VIII века, хотя датировка времени постройки укреплений остаётся неясной. Археологические следы начинают свидетельствовать о центральной роли города только с X века, и с того же времени определяется заметное присутствие скандинавов [7]

Начиная со 2-й половины IX века Русь покрывается сетью городов (городище в Гнёздово под Смоленском, Сарское городище под Ростовом, Тимерево[8] под Ярославлем), где чётко прослеживается присутствие скандинавской военной элиты. Эти поселения обслуживали торговые потоки с Востоком, в то же время служили центрами колонизации среди местных племён. В некоторых городах (Смоленск, Ростов), упомянутых в древнерусских летописях как племенные центры IX века, культурные городские слои старше XI века не обнаружены, хотя отмечены мелкие поселения.

Клады арабских монет

В 780-х начинается путь «Из варяг в булгары» (Волго-Балтийский торговый путь) — первые находки арабских серебряных дирхемов датируются этим десятилетием (древнейший клад в Ладоге датируется 786 годом). Число ранних кладов (до 833 г.) на территории будущей Новгородской земли сильно превышает количество аналогичных кладов в Скандинавии, то есть изначально Волго-Балтийский путь обслуживал местные потребности. Ладога стала ключевым городом, через который проходил поток арабского серебра в Европу. После пожара Ладоги около 860-го года примерно на десятилетие прерывается поступление серебра в Швецию и на о. Готланд.[9]

Согласно исследованиям Т. Нунана во 2-й половине IX века количество кладов восточных монет на Готланде и в Швеции возросло в 8 раз по сравнению с 1-й половиной, что свидетельствует об установлении и стабильном функционировании торгового пути с Северной Руси в Скандинавию.[10] По распределению ранних кладов можно сделать вывод о том, что «путь из варяг в греки» по Днепру ещё не функционировал в IX веке: клады того времени найдены в Новгородской земле (водный путь Волхов—Нева), по Западной Двине, по Оке и верхней Волге.[9] Через новгородские земли в страны Скандинавии шёл также путь «из варяг в персы», который как бы продолжил путь «из варяг в булгары» в страны Востока.

Один из ранних кладов, найденных в Петергофе (младшая монета датируется 805 годом), содержит большое число надписей-граффити на монетах, по которым стало возможным определить этнический состав их владельцев. Среди граффити единственная надпись на греческом языке (имя Захариас), скандинавские руны и рунические надписи (скандинавские имена и магические знаки), тюркские (хазарские) руны и собственно арабские граффити.[9]

Происхождение названия «Русь»

Как следует из летописных источников, первое многонациональное государство восточных славян Русь получило своё название по варягам—руси. До призвания варягов территорию первого русского государства населяли славянские и финно-угорские племена под своими собственными названиями. Древнерусские летописцы, самый ранний из которых монах начала XII века Нестор, просто отмечают, что «с тех варяг прозвалася Русская земля».

Не отмечено варяжских скандинавских племён или родов с наименованием русь или близким к тому, потому в настоящее время существует несколько версий появления названия Русь, ни одна из которых не является общепринятой. Все версии разбиваются на

  1. исторические, выведенные из свидетельств авторов-современников;
  2. лингвистические, выведенные из схожих по звучанию слов в скандинавском, славянском либо других языках.
  3. топонимические, выведенные на основе географических названий, как-то связанных по месту расположения с Русью;

Сторонники топонимической теории термина "русь" указывают на обилие гидронимов с корнем "рось". Так, только на Киевщине их насчитывается четыре. Это реки Рось, Росава, Роставица, Роська. При этом историками и лингвистами гидронимы традиционно относятся к наиболее ранним и убедительным доказательствам этнокультурной принадлежности того или иного региона в период его ранней истории.

Историческая византийская версия

Скудость источников IX—X века не позволяет в полной мере оценить зарождение и употребление термина русь или народа рос (более раннего византийского термина для обозначения руси). Однако можно сделать вывод, что термин, по-видимому, возник в Византии в 1-й половине IX века при появлении там варягов-викингов и позднее был заимствован арабскими писателями.

Первое принимаемое всеми историками документально зафиксированное упоминание народа рос относится к 839 году, в Бертинских анналах. Византийский император Феофил направил послов франкскому императору Людовику Благочестивому, а с посольством послал:

«тех самых, кто себя, то есть свой народ называли Рос, которых их король, прозванием каган, отправил ранее ради того, чтобы они объявили о дружбе к нему, прося посредством упомянутого письма, поскольку они могли [это] получить благосклонностью императора, возможность вернуться, а также помощь через всю его власть. Он не захотел, чтобы они возвращались теми [путями] и попали бы в сильную опасность, потому что пути, по которым они шли к нему в Константинополь, они проделывали среди варваров очень жестоких и страшных народов. Очень тщательно исследовав причину их прихода, император узнал, что они из народа свеонов [шведов], как считается, скорее разведчики, чем просители дружбы того королевства и нашего, он приказал удерживать их у себя до тех пор, пока смог бы это истинно открыть…»[11]

Буквально германский летописец указывает на Рос как на самоназвание народа, но неизвестно, имел он эти сведения от самих росов или так ему передали через византийцев. Таким образом, неких шведов (в IX веке из шведов путешествовали только викинги) византийцы назвали народом Рос, но западные франки признали шведами, и более того, сразу насторожились, потому что уже начали опасаться набегов викингов. Произошло это ещё до образования древнерусского государства, когда варяги никак не ассоциировались со славянами. Название короля русов — каган — возможно является переводом шведского конунг в более близкое и понятное византийцам тюркское хакан, но также может свидетельствовать о существовании государственного образования на землях восточных славян до прихода Рюрика, так называемого Русского каганата.

О том, что именно византийцы прозвали варягов росами, свидетельствует Лиутпранд Кремонский, посол итальянского короля Беренгария в Византию в 949 году:

«В северных краях есть некий народ, который греки по его внешнему виду называют Ρονσιος, русиос, мы же по их месту жительства зовём „норманнами“… Королём этого народа был [тогда] Ингер [ Игорь Рюрикович ]…»[12]

Лиутпранд Кремонский в своей книге «Антаподосис», написанной около 960 года, рассказал о неудачном походе Игоря Рюриковича на Константинополь в 941 году, причем назвал его именем, более приближенным к изначальному скандинавскому. Лиутпранд не уточнил, по какому именно внешнему признаку византийцы так прозвали россов, но это становится ясно из самого значения греческого слова, обозначающего красный цвет или его оттенок, и из свидетельств арабских авторов.

Аль-Масуди в 1-й половине X века пояснял смысл названия: «Византийцы нарекают их [русов] русийа, смысл этого [слова] — „красные, рыжие“».[13] В своих путевых описаниях арабы особенно отмечают красноту лиц русов и славян. Не вполне понятно, имели они в виду румянец или последствия солнца для северных лиц. Ибн-Фадлан, встретивший русов в 922 году, так их описывал: «Они подобны пальмам, румяны, красны.» [14]

С другой стороны, сложно объяснить, как византийское название русов было заимствовано последними как самоназвание. К тому же данная версия названия русов по красноте лиц исходит не от самих византийцев, а от внешних наблюдателей.

Смешение названия русов и красного цвета на греческом языке иллюстрируется характерным примером, когда в переводе с греческого «Хронографии» Феофана современный русскоязычный переводчик пишет о походе византийцев в 774 году: «Константин двинул флот из двух тысяч судов состоящий, против Болгарии, и сам сев на русские суда, намеревался плыть к реке Дунаю». На самом деле имелись в виду императорские суда, украшенные пурпуром. Латинский переводчик римского папы, библиотекарь Анастасий, который переводил «Хронографию» Феофана в конце IX века, именно так и перевел греческое слово ρουσια в rubea (красные).

Индо-иранская версия

Индо-иранская версия настаивает на том, что этноним «рос» имеет иное, чем «рус», происхождение, являясь значительно более древним. Сторонники этого мнения, также берущего начало от М. В. Ломоносова, отмечают, что фантастический[15] народ «рос» (буквально на сирийском звучит как ерос или хрос) впервые упомянут ещё в VI веке в «Церковной Истории» Захарием Ритором, где он помещается в Северном Причерноморье. С этой точки зрения его возводят к ирано-язычным (сарматским) племенам роксаланов или росомонов, упоминаемых античными авторами. Наиболее полно обоснованной О. Н. Трубачёвым [16] (*ruksi «светлый» > *rutsi > *russi > русь).

Вариант этой теории разрабатывал Г. В. Вернадский, который помещал первоначальную территорию русов в дельте Кубани и полагал, что своё имя они усвоили от роксаланов («светлых аланов»), которые, по его мнению, были частью антов.[17] При этом он считал собственно русов этническими скандинавами.

В 60-е гг. XX века украинский археолог Д. Т. Березовец предложил отождествить с русами аланское население Подонья. В настоящее время эта гипотеза разрабатывается Е. С. Галкиной[18].

В осетинском языке, являющимся современным наследником сармато-аланского языка, так же есть слова ruhs (иронский диалект) и rohs (дигорский диалект), что означает светлый.

Лингвистическая финская версия

Сама структура слова русь позволяет сделать вывод о названии неславянского племени, подобно названиям чудь, весь, водь, пермь, сумь и др.

Историк А. А. Шахматов отмечал:

«Форма Русь… так относится к Ruotsi, как древнерусское Сумь… к финскому Suomi. Мне кажется, что элементарные методологические соображения не позволяют отделить современное финское Ruotsi от имени Русь.»

Финское Ruotsi обозначает шведы, на эстонском шведы называются Rootsi. Считается, что древнее финно-угорское население называло так, по крайней мере с VIII века, скандинавов, собирающих дань.[19] А в финском языке, как предполагают, слово ruotsi возникло на основе древнескандинавского корня rotp-, связанного с понятием гребли, судоходства, жителями шхер. Славяне, соседствующие и живущие вместе с финно-угорскими племенами, могли перенять ruotsi в форме русь для названия скандинавских викингов, приходящих из Финляндии, о чём свидетельствует и «Повесть временных лет»: «Тех варягов звали русь, как другие называются свеи [шведы], другие же урмане [норвежцы] и англяне, а иные готы [готландцы].» Когда Вещий Олег в 882 году отправился на Киев, то в перечислении племенного состава его войск чудь (собирательное название ряда финских племён) стоит на первом месте после варягов и перед славянами.

Столкновения или, по крайней мере, контакты скандинавов, финнов и славян отмечены археологически в середине VIII века в ранних слоях Старой Ладоги. Первоначально финно-скандинавское торговое поселение вскоре, к концу VIII века, характеризуется в основном следами славянского присутствия.

Слова ruotsi и варяги обозначают по сути одних и тех же людей. Не существует пока убедительного объяснения, почему варяги скандинавского происхождения взяли для самоназвания слово финской этимологии. Финская версия подтверждается сообщением так называемой Иоакимовской летописи, что первый князь Рюрик пришёл с дружиной из Финляндии.[20] Однако историки сомневаются в достоверности Иоакимовской летописи, хотя не существует и доказательств её фальсификации, которая могла иметь место в XVII веке.

Писатель XII века Саксон Грамматик в своём описании деяний легендарных датских и шведских королей VIII—IX веков упоминает неоднократно Русию (Russia), а жителей называет русинами (ruthenians). В его былинном изложении Русия находилась на побережье Балтики где-то за Курляндией и Эстонией (Esthonia), имела много вождей и обладала сильным морским флотом на Балтике (см. статью русь (народ)). Возможно это был остров Рюген (Руян, также былинный остров Буян) и народ Руяне. Русины всегда четко отличались от славян. Географическое положение Русии указывает на её близость к Финляндии. Дальше Русии на восток была только так называемая Пермская земля (Permland), край снегов, видимо населённый пермью.

В русско-византийском договоре 912 года варяги со скандинавскими именами называют себя «от рода русского». Однако текст договора является переводом с греческого на славянский, и не отражает исходной формы самоназвания варягов Вещего Олега. То есть в текст договора изначально было записано название русов на греческом, которое, возможно, отличалось от их самоназвания, но сохранилось в обратном переводе на славянский.

Историко-топонимическая прусская версия

Бертинские анналы 839 года и «Повесть временных лет» дают указание на то, что русь (на славянском) или росы (на греческом) являлись самоназванием скандинавских варягов, пришедших «володеть» славянами. В таком случае наиболее вероятно, что русы так звались по названию земли, откуда пришли. В Скандинавии не отмечено мест с подобным звучанием. Датский город Роскилле, резиденция первых датских королей, по ряду причин не может рассматриваться как родина дружины Рюрика.

В то время как «Повесть временных лет» (XII век) сообщает только, что варяги призваны из-за моря, Воскресенская летопись (середина XVI века) указывает на Пруссию, территорию между Вислой и Неманом, населённую балтскими племенами :

«А оть Пруса четвертое на десять колено Рюрикъ. И въ то время въ Новеграде некый бе старейшина именемъ Гостомыслъ, скончаваеть житие, и созва владалца сущая съ нимъ Новаграда, и рече: „советь даю вамъ, да послете въ Прускую землю мудрыя мужи и призовете князя отъ тамо сущихъ родовъ“… И послы же Новоградские шедше во Прусскую землю, обретоша князя Рюрика».

Если скандинав Рюрик пришёл с дружиной из Пруссии, не исключено, что принёс с собой и название Руся (Русь). Косвенно приход Рюрика из Пруссии подтверждается направлением торговых потоков пути из варяг в греки. Как предполагают археологи, первые арабские монеты появились через Русь именно в прусских землях.

В прусских землях отмечен исторический гидроним Русс как название Немана в нижнем течении. Это поздненемецкий вариант названия, имеющий и более раннее написание Руссе, то есть Руса, что идентифицируется с современным литовским названием Русне (вероятно, обобщено от рукава Русы). В том же древнепрусском регионе около совр. Велево (повят Бранево, Польша) имеется река гидроним, записанная в немецкой форме как Русса. Оба названия происходят от балтийского корня «медленно течь». Древнейшим руслом Немана была река Немонин, впадающая в Куршский залив. Между ним, Немонином и совр. Русне (Руксой) был огромный остров, который и мог иметь древнескаловское название Руся (Русь).

Главным аргументом в пользу прусской теории является необъяснимое с точки зрения прямого заимствования из скандинавского в славянские языки слово витязь (при прямом заимствовании было бы вицяг от сканд. викинг). Посредником мог быть только прусский язык, в котором знатные воины называются витингами от позднепрусского витингис с мягкой основой. Скандинавское сочетание «ки» было перенято пруссами как «ти» по законам балтийской палатализации, тогда как слог -тингь- закономерно дал русское -тязь. Надо учесть и идентичные захоронения около Киева и на Самландском полуострове, а также знак трезубца (знак Рюриковичей), обнаруживаемый на камнях Самландии в виде изображения падающего сокола (княжеский знак). При этом одна из древнейших улиц Новгорода — Прусская (не позже XII в.). Подробно прусская теория в первый раз обоснована в 2001 г. в познаньском лингвистическом сборнике в честь проф. д-ра М.Хасюка: Old Prussian share in creating the first Russian State: Break of the Millenium Comments to the Norman Theory./ In: Festschrift Dr. Michal Hasiuk. Poznan, University, 2001.

Топонимическая этимология

  • Южнорусская или среднеднепровская этимология слова Русь распространена среди русских и советских историков, привязывающих слово к ряду топонимов Среднего Днепра и исторических этнонимов.

Название Русь выводится из гидронима Рось (др.-рус. Ръсь), названия правого притока Днепра южнее Киева. Археологи не обнаружили в непосредственно районе реки Рось сколько-нибудь значительных памятников древнерусской эпохи, чтобы рассматривать название этой реки как образующий фактор для названия народа. Кроме того, лингвисты сомневаются в возможности перехода изначального названия Ръсь в Русь, а именно с у в корне известен в славянской среде этноним Русь. То есть если бы даже народ прозвали не по славянски росскими, то это слово не могло по правилам славянского словообразования перейти в русские. Жившее по реке Рось население в летописи именуется поршане.

В Воскресенской летописи середины XVI века есть такая версия возникновения эпонима русь: «И пришедше словене съ Дуная и седше у езера Ладожьскаго, и оттоле прииде и седоша около озере Илменя, и прозвашася иным именемъ, и нарекошася Русь рекы ради Руссы, иже впадоша во езеро Илмень». Упоминание о реке Русса явилось вставкой летописца, о чём свидетельствует сравнение с текстом более ранней Софийской первой летописи начала XV века. Позднее возникновение эпонима русь стали связывать не с рекой, а с названием города Руса. Впервые населённый пункт Роус (то есть Рус) упоминается в новгородской берестяной грамоте № 526, датируемой 2-й половиной XI века. Археологические раскопки позволяют отнести возникновение Старой Руссы не ранее конца X века.[21] Лингвисты также сомневаются в возможности перенести название реки или города Руса на название племени. Жителей Руса в летописи именовали рушане.

Производные значения

Этнонимы

Руский, руський, руськый, руський люд — этноним, обозначающий жителей Киевской Руси. В единственном числе представитель народа Русь именовался русин или "роусин", а житель Руси именовался "руський" или "роуский". Если в русско-византийском договоре 911 года (договор Вещего Олега) не вполне ясно, назывались ли русью все жители Руси, или только варяги-русь, то в русско-византийском договоре 944 года (договор Игоря Рюриковича) название русь распространяется на «всѣх людий Руское земли».

Фрагмент текста договора Игоря с греками от 944 года (945 год по смещённой датировке ПВЛ):

«аще ударить мечемъ или копьемъ, или кацемъ любо оружьемъ Русинъ Грьчина или Грьчин Русина, да того деля греха заплатить сребра литр 5, по закону рускому»

Здесь «грьчин» — употребляется в значении житель Византии, грек; значение термина «русинъ» спорно: либо "представитель народа Русь", либо "житель Руси".

Даже в самых ранних дошедших до нас вариантах "Русской правды" русь уже полностью равноправна со славянами:

Убьет муж мужа, то мстить брату брата, или сыну отца, любо отцу сына, или братучаду, любо сестрину сыну. Если не будет кто мстить, то 40 гривен за голову, если будет русин либо гридин, либо купчина, либо ябетник, либо мечник. Если изгой будет либо славянин, то 40 гривен положить за него.

В более поздних редакциях "русин" и "славянин" идут сплошным перечислением (либо вместо "русин" стоит "горожанин"), зато появляются, например, штрафы размером 80 гривен за княжеского тивуна.

В фрагменте договора Смоленска с немцами XIII века слово "Роусин" уже означает "русский воин":

«Немьчичю же не льзе позвати на поле Роусина битъ ся въ Ризе и на Гътьскомь березе, Роусиноу же не льзе позвати Немьчича на поле битъся Смоленьске.»[22]

Топонимы

После монголо-татарского нашествия и дробления Киевской Руси на отдельные независимые княжества Русь сохраняется как название исторических земель. Московский царь, объединив под своей властью Новгородские, Владимирские, Суздальские и Московские земли, официально зовется «великим князем Московским», однако церковный владыка именуется «митрополит всея Руси».[23] В 1493 году царь Иван III впервые включил выражение "Всея Руси" в свой титул на переговорах с Литовским княжеством, правитель которого сам имел слово "Русь" в своем титуле (Великий Князь Литовский и Русский).[24]

Другие исторические названия, такие, как Белая, Чёрная, Красная (или Червоная) Русь, происходят от их географического положения — в средние века направления север-юг и запад-восток имели свои «цветовые» аналоги.

Малая Русь и Великая Русь, произошли от греческих названий Μικρά Ρωσία — Микра Росиа и Μακρά Ρωσία — Макра Росиа, которые использовались в церковно-административной практике Византии с начала XIV в. Греки, по аналогии с терминами «Малая Греция» (собственно Греция) и «Великая Греция» (Греция вместе со своими колониями), под Малой Россией понимали метрополию — центр Руси (Южную Русь, современную Украину), а под «Великой Россией» — в широком смысле все русские земли.

С XV века в церковных книгах название Великая Русь закрепилось за Московским государством и другими северо-восточными русскими землями, а Малая Русь — за современными западными и северными русскими (сейчас украинскими) землями. С XVII века оба названия стали упоминаться в светскои документации и литературе.

Территорально близкие к латинской Европе земли современных Западной Белорусии и Западной Украины именовались в иностранных (прежде всего в австрийских, чешских и польских источниках) Рутенией с XIV века.

Россия

С последней четверти XV века Московское княжество начинает носить официальное название Русия, а великий московский князь Иоанн III титул Государя всея Русии: «Мы Иоанн, Божиею милостию Государь всеа Русии, Володимерский, и Московский, и Новогородский, и Псковский, и Тферский, и Югорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский, и иных». [25]

К рубежу XV—XVI вв. первоначально как простонародное и церковно-книжное, затем в официальных документах, стало распространяться название «Россия», близкое ко греческому обозначению Ρωσία . Соответственно, вместо названий Великая, Малая, Белая Русь стали употребляться Великая Россия — Великороссия, Малая Россия — Малороссия, Белая Россия — Белороссия — Белоруссия.

В связи с присоединением новых территорий появились названия Новороссия — Новая Россия (южная часть современной Украины и южная часть европейской части современной России) и менее употреблявшееся Желтороссия — Жёлтая Россия (сначала — Туркестан, затем — Маньчжурия, позднее — северная и восточная часть современного Казахстана и сопредельные степные территории восточного Поволжья, южного Урала и южной Сибири современной России). По аналогии для других и новых территорий современной России были предложены, но почти не употреблялись названия Зеленороссия — Зелёная Россия (Сибирь), Голубороссия — Голубая Россия (Поморье) и др.

Культура

Примечания

В Викисловаре есть статья «русь»

biograf.academic.ru


Смотрите также