Архитектурные школы Древней Руси. Школа древней руси
Открытый урок «Образование в древней Руси».
Слайд 1
Доклад «Школы и учебные книги в Древней Руси»
ученика 6 «В» класса МБОУ гимназии «Пущино» Круглова Ярослава.
Слайд 2
С введением христианства связано и начало школьного образования в Древней Руси. Первые школы в Киевском государстве были созданы князем Владимиром Святославовичем. «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное», — сообщалось в летописи. Князь Ярослав Владимирович, вошедший в историю как Мудрый, расширил круг людей, обучавшихся грамоте, предписав священникам «по городам и иным местам» учить людей, ибо «велика ведь бывает польза от учения книжного».
Слайд 3
Первые русские школы создавались в основном при монастырях, преподавало в них духовенство. В школах начального типа изучали чтение, письмо, пение и богословие. Обучение велось на родном языке. В школах высшего типа для «лучших людей детей», где готовили к государственной и церковной деятельности, давали, кроме того, знания по философии, риторике, грамматике, для обучения использовались византийские исторические сочинения, географические и естественнонаучные труды, сборники высказываний античных авторов.
Слайд 4
Высокообразованные люди встречались не только в среде духовенства, но и в светских аристократических кругах. «Отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран», — писал в своем «Поучении» сыновьям князь Владимир Мономах. Такими «книжными мужами» были князья Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, его отец Всеволод, Ярослав Осьмомысл, Константин Ростовский и другие.
Слайд 5
Образованность в Киевский период ценилась очень высоко. «Книги наставляют и научают нас», книги «суть реки, напояющие вселенную», «если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей», — такими изречениями наполнена литература этого периода. Высокий уровень профессионального мастерства, с которым исполнены дошедшие до нас древнейшие русские книги (прежде всего, самая древняя — «Остромирово Евангелие», 1057 г.), свидетельствует о налаженном производстве рукописных книг уже в ХI в.
Слайд 6
Известно, что книгописание на Руси в XI - XIV в.в. началось в церкви. Сама церковь нуждалась во все возрастающем количестве богослужебных книг: библиях, евангелиях, псалтырях, часословах и др. Поэтому списывание «книг святых» считалось делом богоугодным.
Слайд 7
Как же создавались первые русские рукописные книги?
Материалом для книг служил пергамент, называвшийся на Руси «харатья» (от латинского слова «charta» — «письмо, сочинение»), а также «кожа», «телятина».
Писались книги железистыми чернилами, имевшими коричневатый оттенок. Для чернил использовалось старое железо (например, гвозди) и дубильные вещества («чернильные орешки» — наросты на дубовых листьях). Для блеска и густоты добавляли вишневый клей и патоку.
Для украшения применяли цветные краски, особенно красные, а также листовое золото, реже серебро.
Орудиями для письма служили гусиные перья, а для торжественного писания использовали лебединые и павлиньи перья. Кончик пера срезался наискось, посередине острия делался короткий расщеп.
Слайд 8
Процесс написания книг протекал так: писец сидел на табуретке рядом с невысоким столиком, на котором располагались письменные принадлежности. Пергамент он держал на коленях.
Слайд 9
Сначала текст переписывался чернилами, а затем в оставленные пустые места вписывались красные строки. Особый мастер-художник украшал книгу заставками и миниатюрами (рисунками).
Слайд 10
После этого книга попадала в руки переплетчику, который сшивал листы и делал переплет. Переплетом служили две доски, обтянутые кожей, иногда бархатом или парчой.
Слайд 11
Правила обращения с книгами
Книги, будучи собственностью школы, составляли главную ее ценность. Отношение к книге внушалось трепетное и уважительное. Требовалось, чтобы ученики, «замкнув книгу», всегда клали ее печатью кверху и не оставляли в ней «указательных древец» (указок), не слишком разгибали и не листали попусту.
Категорически запрещалось класть книги на лавку, а по окончании учения книги надлежало отдать старосте, который складывал их в назначенное место. И еще один совет - не увлекаться разглядыванием книжных украшений – «повалок», а стремиться понять написанное в них.
Слайд 12
Самые древние азбуки и буквари не дошли до нас, но есть все основания предполагать, что они существовали. Киевская Русь была государством высокоразвитой культуры и широко распространенной грамотности. Об этом свидетельствуют находки советских археологов, обнаруживших при раскопках в Новгороде письма и документы XII века, написанные на бересте. Ранние из дошедших до нас учебников относятся к XVI веку.
Слайд 13
Псалтырь в старину была первой настольной книгой для всякого грамотного человека, и простолюдина, и князя. Книга эта, полная религиозного вдохновения и поэзии, имела в старину у нас, как и на западе, глубоко воспитательное и образовательное значение.
Слайд 14
В числе учебных пособий того времени следует назвать, кроме псалтыря, еще и те книги, которые были наиболее распространены в школе и у состоятельных светских людей. Все это больше книги переводные – с греческого, болгарского, сербского, - оригинальных было мало.
Слайд 15
Учебные книги
Патерики, т. е. собрания жизнеописаний разных святых.
Пчелы — сборники множества разнохарактерных отрывочных научных сведений, поучений, афоризмов, замечаний мудрецов и поэтов;
Азбуковники — род энциклопедий, лексиконов и справочных книг по всевозможным отраслям знаний.
Слайд 16
12 января 2015
sch2psn.edumsko.ru
Первые школы древней Руси
Муниципальное бюджетное образовательное учреждениеМасловская основная общеобразовательная школа
Первые русские школы в Древней Руси.Учебные книги.
Колчанова Анастасия Александровна2002 г.р., ученица 6 класса
Масловской ООШ
Московская обл., Зарайский р-он,пос. Масловский, ул. Клубная д. 8 кв. 48
Тел: 8-929-591-15-80
Руководитель Галкина Инна Геннадиевна
учитель русского языка и литературыМасловской оошп. Масловский, ул. Школьная, 16
2014 г.
Цели:
1. Познакомиться с историей возникновения первых школ на Руси.
2. Узнать, по каким учебникам учили в древности.
3. Осознать важность образования в жизни человека.
Среди предложенных тем меня привлекла тема о первых школах на Руси и первых учебниках. Мне было интересно узнать о том, как обучались дети в то время.
Я знаю, что принятие христианства в 988 г. способствовало быстрому распространению письменности и письменной культуры.
В ходе подготовки работы, я узнала ещё, что с введением христианства связано и начало школьного образования в Древней Руси. Первые школы в Киевском государстве были созданы князем Владимиром Святославовичем. «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное», — сообщалось в «Повести временных лет». Князь Ярослав Мудрый расширил круг людей, обучавшихся грамоте, предписав священникам «по городам и иным местам» учить людей, ибо «велика ведь бывает польза от учения книжного». В Новгороде им была создана школа, в которой обучалось 300 детей.
Позже в Киеве при Андреевском монастыре была открыта специальная женская школа, где «младых девиц» обучали писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им ремеслам».
Созданная князем школа «книжного учения» являлась дворцовым учебным заведением.
Со временем в древнерусском языке рядом с понятием «книжное учение» от глагола «учить» стал складываться более удобный термин «училище». В.И. Даль записал тверское диалектное — учельня — «всякое заведение для обучения чему-либо, школа».
В древнерусской письменности термин «школа» впервые встречается в 1382 г. Первые русские школы создавались в основном при монастырях, преподавало в них духовенство. Сведения о таких школах содержатся в житиях русских святых — Сергия Радонежского, Александра Свирского и других. В таких школах изучали чтение, письмо, пение и богословие. Обучение велось на родном языке. В школах высшего типа для «лучших людей детей», где готовили к государственной и церковной деятельности, давали знания по философии, риторике, грамматике. Многие видные деятели древнерусской культуры вышли из школы при Киево-Печерском монастыре — ведущем центре книжности.
Сохранялась и поддерживалась в XIV—XV вв. грамотность в среде торгово-ремесленного населения Новгорода и Пскова. Археологические раскопки середины ХХ в. в Новгороде, Пскове, Смоленске, других русских городах дали ценнейший материал о распространении письменности в Древней Руси. Найденные там берестяные грамоты самого различного содержания (письма, памятные записки, учебные записи и т. д.) стали свидетельством широкого распространения грамотности среди городского населения в Киевской Руси.Универсальной учебной книгой долгое время была Псалтирь, служившая первоосновой для толкования библейских текстов. Кроме того, по ней изучались грамматика, риторика и философия. С начала книгопечатания на Руси появляются первые печатные учебные книги, первое место среди которых принадлежит «Азбуке» Ивана Федорова. «Азбука» была издана первопечатником во Львове в 1574 г. Книга была рассчитана на широкое овладение грамотой. В мире сохранилось только три экземпляра этих уникальных книг. К сожалению, ни одним из них не владеет Россия. «Азбука» 1574 г. хранится в библиотеке Гарвардского университета (США). «Азбука» 1578 г. хранится в Копенгагене в Королевской библиотеке (Дания) и в Готском университете (Германия).
Слово «азбука» происходит от названия первых букв алфавита «Аз» и «Буки». «Азбука» И.Федорова отражает древнюю буквослагательную систему обучения грамоте, унаследованную от греков и римлян. В начале книги помещен алфавит, насчитывающий 46 букв, от буквы «аз» до « ижицы». Учащиеся должны были запоминать по внешнему виду буквы и выучивать их названия: Аз, буки, веди, глагол, добро, есть и т.д. Затем складывать слоги и также заучивать их. Далее в особом разделе приводятся некоторые сведения из грамматики, прежде всего о глаголе. «Азбука» в грамматическом разделе имеет рубрику: «По прозодии» , где помещены сведения об ударениях ; «По ортографии» , который включает первоначальные сведения об отдельных частях речи (глаголе, имени существительном и прилагательном, местоимени (совр. местоимение). Упор делался на обучении грамотному чтению и письму.
После усвоения грамматических сведений дети переходили к чтению отдельных предложений, которые давались в алфавитном порядке. Затем следует материал для чтения. Это, конечно же, были молитвы, которые и по сей день читаются в православной церкви. Тексты для чтения были взяты из Библии. Приводятся обращения и к детям, и к родителям. Например, обращаясь к детям, автор пишет: «Чада послушайте своих родителей». И в то же время – к родителям: «Отцы не раздражайте чад своих».
Издания Ивана Федорова открыли новую страницу в истории просвещения русского, белорусского, украинского и всех славянских народов, которые использовали опыт И. Федорова для первоначального обучения грамоте в своих странах. Это первая светская книга, которая была предназначена, как говорит в послесловии сам составитель, «возлюбленному честному христианскому русскому народу» и которую он «писах» и «сложих» «ради скорого младенческого научения».Изданная в Москве в 1634 г. «Азбука» Василия Бурцова продолжала традиции федоровских букварей. По–прежнему использовался буквослагательный метод обучения чтению, стали включаться для чтения отрывки из сочинений о языке, о славянской письменности, сохранялось простое оформление книги.
Значительным событием в истории учебников русской грамоты конца 17 века явились «Малый» и «Большой» буквари Кариона Истомина. Он создал оригинальный учебник. Стали изучаться русские слова, их звучание и написание. Тексты носили нравоучительный характер. В учебнике были иллюстрации.
В «Букваре» Кариона Истомина дано 257 слов, они соотнесены с рисунками. Даются образцы печатных и рукописных букв.
Во всех древних учебниках было мало грамматического материала.В ходе работы над темой у меня возникло желание узнать об учебных заведениях моего родного Зарайска. Я обратилась к книгам по истории родного края и нашла некоторые данные.
В 1859 году в городе Зарайске существовало 4 училища: духовное, приходское, для благородных девиц, уездное. Были земские школы, которые содержала местная власть. Многим школы были обязаны и отдельным благотворителям, например, А.А.Бахрушину.
Проведя небольшое исследование, я узнала, что возникновение школ в Древней Руси связано с именем святого князя Владимира, Крестителя Руси. Познакомилясь с первым букварем, узнала об учебных заведениях своего города.
Источники:
http://museum.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12971http://dates.gnpbu.ru/4-9/Pervaja_azbuka/pervaja_azbuka.htmЛопушанская С.П. Страницы истории русского языка : кН. Для учащихся 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений / С.П.Лопушанская, О.А.Горбань, Е.М. Шептухина. – М : Просвещение, 2007. – 191 с.
multiurok.ru
Проект:Первые школы на Руси. | Социальная сеть работников образования
]]>
Мой проект . Первые школы на Руси
Цели:
1. Познакомиться с историей возникновения первых школ на Руси.
2. Узнать, как и чему учили сверстников ребят в древности.
3. Осознать важность образования в жизни человека.
Разработка проекта
Для осуществления поставленной цели я продумывала план деятельности:
Узнать как можно больше сведений о древней школе у взрослых, из энциклопедий и т.д.
Для выполнения плана проводила следующие действия:
Я ходила в библиотеку брала книги и их читала, посетила краеведческий музей, спрашивала у родителей и взрослых и выяснила нужные мне сведения.
Школа – это учебное заведение, где ребёнка готовят к жизни
До 10 века на Руси школ не было .Детей отдавали в ученики к мастеру.
На Руси учебные заведения назывались училищами: слово школа стала называться с 14 века. Уже в первой половине 11 века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году.
Первая «школа учения книжного» открылась в Киеве в 988 г. при князе Владимире Святославиче.
Во времена правления князя Владимира в школе учиться могли только мальчики, а первыми предметами для их обучения стало книжное дело. Считалось, что мужчины должны быть более подкованы в общении, а девушки не должны знать грамоту, так как они станут будущими хозяйками, и в их обязанности будет входить только правильное владение домашним хозяйством. А для этого знать грамоту совсем не обязательно.
И только в мае 1086 года на Руси появляется самое первое женское училище, основателем которого является князь Всеволод Ярославович.
В начале 1096 года школы начинают открываться уже по всей Руси. Первые школы начинали появляться в таких крупных городах как Муром, Владимир и Полоцк, причем строились чаще всего при монастырях и храмах. Таким образом , священники считались на Руси самыми образованными людьми.
Первые школы на Руси хоть и существовали, но не расцветали и постепенно начинали угасать. И только в 17 веке изучение наук и искусств в школах начиналось по новому в эпоху Петра 1.
В 18 веке Петр I издаёт указ об открытии начальных школ во всех губерниях(областях). В его царствование было открыто 110 таких школ. Детей обучали чтению, письму и счёту. Пётр I многое сделал для просвещения народа,
т.к. понимал, что без образованных людей страна останется отсталой и бедной.
В 1701 году в Москве открывается Школа математических и навигационных (морских) наук.
В 1764 году в
Санкт-Петербурге открывается Смольный институт Благородных девиц
Это было первое учебное заведение для девочек из семей дворян. Туда принимались девочки в возрасте 6 лет и обучение продолжалось 12 лет.
Но школ было мало, поэтому было мало специалистов.
Много для образования сделал Ломоносов. В основу образования вошел национальный русский язык. Главным научно-педагогическим центром был Московский университет.
Во второй половине ХIХ в.существовали две самые крупные группы среди начальных школ - церковно-приходские и земские. В ходе своего исследования, мне стало интересно узнать
А когда же появились первые школы в нашем городе Пугачеве (Николаевск)?
Первые школы на Иргизе возникли в старообрядческих монастырях в конце 18в. Монастырские школы готовили старообрядческих начетчиков, переписчиков церковных книг и т.д. В них обучали славянской грамоте: чтению и письму, пению по нотам. В этих школах учили и рисованию, для украшения переписываемых книг.
Первая народная школа в г. Пугачеве( Николаевске) была открыта в 1848г.
В 1860 г. было открыта четырехлетняя начальная школа. Ныне здание техникума.
В северной части г.Пугачева стоит красивое здание из красного кирпича, в народе называемое «Бурса». Это здание бывшего духовного училища и общежития. Ныне здание принадлежит военной части .В начале ХХ века население г. Пугачева (Николаевска) все больше склонялось к мысли, что необходимо развивать школьное образование. Даже старообрядцы, учившие своих детей только по Псалтырю, стали посылать детей в школу. Появляются новые мужские и женские училища. В 1911году- мужская гимназия..
В 1944 – женская гимназия ( здание старая школа №1)
В настоящее время в нашеи городе 6 школ, школа-интернат, техникум, СПТУ – 67.
В результате исследования я узнала о первых школах на Руси,как и чему учили сверстников в древности,о важности образования в жизни человека. Я учусь в МОУ « СОШ № 14 имени П. А.Столыпина». Наша школа большая и мне нравится моя школа.
Список использованной литературы............................................................................................ 11
В период развития культуры Древней Руси важная роль отведена художественным школам.
К художественным школам Древней Руси относятся псковская, новгородская, московская и т.д.[1]
Особое внимание уделяется творчеству Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия.
Прослеживаются основные этапы в истории христианской храмовой архитектуры, анализируется пространственно – временная символика православного храма и богослужения, синтез различных видов искусств в православном богослужении.
Рассматривается влияние богослужения на образы и формы церковного искусства.
Актуальность выбранной темы и послужила поводом выбора данной работы.
Цель работы: дать общее представление о художественных школах Древней Руси.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. описать новгородскую художественную школу;
2. кратко описать псковскую художественную школу в Древней Руси.
Среди сложившихся к XII-XIII векам художественных центров Новгород занимает ведущее место, являясь хранителем традиций древнерусской культуры предшествующих столетий[2].
Условная, как и все древнерусское искусство, новгородская икона отличалась жизнеутверждающей силой.
Художественный язык новгородской иконы прост, лаконичен, четок. Композиция строится на противопоставлении крупных форм и ярких локальных тонов.
Произведений древнейшего времени сохранилось сравнительно мало, и определить их принадлежность к новгородской иконописи в большинстве случаев затруднительно, так как самые ранние иконы испытывали на себе сильное влияние византийской живописи. В Новгороде той поры было много Византийских икон, там жили и творили греческие художники.
К числу древнейших (конец XII начало XIII веков), возможно написанных в Новгороде могут быть отнесены иконы "Святой Георгий" и двухсторонняя икона, на одной стороне которой был изображен "Спас", а на другой "Православия Креста". Судя по стилю, сторона изображающая "Прославление креста" была написана позднее и другим мастером. На написание ее в Новгороде указывает ее схожесть с росписью новгородской церкви Спаса Нередицы.
Возможно, новгородским мастерам принадлежит и так называемое "Благовещение Устюжское". Это произведение близко по стилю к типичным византийским иконам.
Самобытные черты новгородской живописи XII-XIII веков проявляются в известной иконе Николы. Произведение отличает лаконичность, немногоцветность и контрастность красок.
Изображение Николы весьма часто встречается в новгородских иконах. Этот святой особо почитался на Новгородской земле, да и во всей древней Руси. Никола считался покровителем торговли и путешествий.
Развитие русской культуры было прервано нашествием на Русь монголо-татар под предводительством Батыя – внука Чингиз Хана. Первый поход Батыя на Русь начался в 1237 году. Многие русские города были разрушены, было уничтожено громадное количество древних произведений искусства. На несколько веков русские земли попали в политическую зависимость от монголо-татарских ханов.
Новгород и его пригороды не подверглись прямым ударам татарских войск и избежали разрушения.
Кроме того, Новгород в многочисленных боевых столкновениях успешно противостоял экспансии Швеции и Тевтонского ордена. Так в 1242 году новгородское ополчение с дружиной князя Александра Невского в битве на льду Чудского озера (Ледовое побоище) разбило рыцарей Тевтонского (Ливонского) ордена, представлявших серьезную угрозу Новгороду с запада.
Таким образом, в критический для русских земель период Новгород полностью сохранил художественные шедевры предшествующего периода, и не нарушилась преемственность работ новгородских мастеров.
Во второй половине XIII века окончательно сложились стилевые особенности новгородской иконописи, четче определились почитавшиеся новгородцами святые.
К этому времени относится икона "Спас на престоле с изображенными святыми".
На рубеже XIII и XIV столетий создана знаменитая икона "Никола" из Никольской церкви Липенского монастыря, написанная Алексой Петровым в 1294 году. Это первое произведение новгородской станковой живописи с датой создания, именами заказчика и художника.
Значительное место в новгородской живописи начала XIV столетия занимает икона "Сошествие во ад" и "Чудо Геогргия о змие с змие с житием в 14 клеймах". Четырнадцать житийных клейм содержат подробный рассказ о жизни и страданиях Святого.
Появление в конце XIII начале XIV века ранее не встречавшихся в русской живописи житийных икон объясняется распространением религиозной литературы, с описаниями жизни христианских святых.
Во второй половине XIV века Новгород становится крупнейшим торговым центром Древней Руси, укрепляются торговые связи со Швецией, Германией, Фландрией, с ганзейскими городами. Наступает время острых социальных столкновений внутри новгородского общества и бурного подъема новгородского искусства.
Новгородская живопись, тесно соприкасалась с искусством Византии времен императорской династии Палеологов. Новгородцы использовали византийские и балканские образы, интерпретируя их по своему. Во фресковых росписях Новгорода встречаются новые темы, в традиционных сюжетах v попытки передать психологическое состояние изображенных, наблюдение окружающего мира. Это выражается в драматизации действия, а также в свободе и экспрессивности композиционных решений, в повышении интереса художников к пейзажу и перспективе.
Интерес к человеку, к миру его чувств влияет на выбор изобразительных средств, способных подчеркнуть эмоциональность образа. Это сказывается и на композиции: формы свободнее располагаются в пространстве, их пропорции гармоничны, а позы разнообразны и естественны. Композиция иконы усложняется и одновременно делается свободной.
Типичными иконами того времени "Благовещение с Федором Тироном" и созданная в 1377 году икона "Борис и Глеб на конях" из Борисоглебской церкви в Новгороде.
В конце XIV века написана икона "Сошествие во ад" из города Тихвина . На иконе заметно прослеживаются приемы фресковой живописи. Напряженны позы персонажей. Красочные одеяния противопоставлены черной пещере ада.
Если образцов иконописи XII-XIV сохранилось незначительное количество, то произведений XV-XVI веков сохранилось до наших дней неизмеримо больше.
XV век - эпоха расцвета новгородской иконописи, когда завершается формирование стиля, характерного для многих произведений XIV столетия: Некоторый отход от жесткого канона, повышение интереса к душевному складу, психологии персонажей, к реальной жизни.
В XV столетии Новгород по-прежнему занимает видное место среди русских художественных центров. Реставрационные раскрытия стенописей позволяют утверждать, что стилистические особенности, типичные для иконописи того времени, прослеживаются и во фресковой живописи.
В целом в живописи Новгорода XV v первой половины XVI столетия наблюдается влияние отголосков византийского стиля времен Палетологов.
Мастер миниатюр по-новгородски упрощает художественные приемы, сообщает им возможную экспрессию и одновременно возможную наглядность. Образы его внушительны, язык же доступен, почти прост.
Как и во всей ранней новгородской живописи, в его искусстве есть стихийность, экзальтированность и вместе с тем доступность, которые чрезвычайно далеко отстоят от интеллектуализма византийской художественной системы и роднят его с низовым демократическим искусством христианского Востока, надолго сохранившим мироощущение первохристианской общины.
Кроме украшенных миниатюрами дорогих княжеских манускриптов, от ранней домонгольской Руси сохранились лицевые рукописи, вышедшие, видимо, из совсем иной, более простой среды.
Самая ранняя среди таких миниатюр лист с изображением евангелиста Иоанна с апостолом Павлом, восходящий к XI в., некогда очень большой, а затем сильно обрезанный и вклеенный в новгородскую рукопись Милятино евангелие, созданное попом Домкой по заказу Миляты Лукинича в "голодное лето" 1188 или 1215 г. В этой миниатюре еще очевиднее связь с восточно-христианской живописью, внутреннее сходство с ней и внешнее следование ее приемам.
Миниатюра Милятина евангелия (или Евангелия Домки) противоположна иллюстрациям Мстиславова евангелия и по происхождению своему, и по качеству, и по осмыслению художественных традиций. Она бедна, груба, почти не имеет черт того особого новгородского художественного языка, который надолго удерживается в местной школе и уже столь очевиден в миниатюрах Мстиславова евангелия.
Она обнаруживает сильнейшее тяготение к восточно-христианскому искусству, почти полное, буквальное повторение его художественного идеала. Живописные средства этой миниатюры минимальны, духовная насыщенность ее максимальна.
В 1453 году турки штурмом берут Константинополь. Столица византийской империи из духовного центра восточных христиан превращается в столицу мусульманского государства и переименовывается в Стамбул.
Падение Константинополя отразилось на исторической связи древнерусского и византийского искусства, но не прервало ее. В то же время после падения Византии в живописи Новгорода наблюдается усиление проникновения некоторых черт балканского и западноевропейского искусства.
Псковская школа живописи уже давно признана совершенно самобытным художественным явлением Древней Руси.
Иконы псковских мастеров в своих коллекциях имеют крупнейшие музеи страны - Русский музей, Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж. Еще в 1911 году один из виднейших знатоков древнерусской живописи писал: "Старые новгородские и псковские мастера создали такой волшебный мир красоты, что ровнять его можно лишь с вершинами, до которых доходило мировое искусство".
Псковская коллекция икон побывала во Франции, Германии, Италии, Швеции, Финляндии, Италии и центральных музеях России. Сотрудником музея, профессионалом в области изучения иконописи - Ириной Родниковой был составлен альбом-каталог икон древнего Пскова.
В период феодальной раздробленности на Руси появляются разные художественные школы.
У школы каждого княжества и у каждого художника есть своя манера исполнения, но сюжеты икон остаются прежними.
Однако иконы отличаются друг от друга не манерой исполнения, а присутствием и отсутствием некоторых деталей.
1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. – М.: 1974.
2. Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. – М.: 1966.
3. Масленицын С. И. Живопись Владимиро-Суздальской Руси. годы. М.: Изобразительное искусство, 1998.
4. Миева Н.Е. Искусство Московской Руси. – М., 1970.
5. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи. – М.: 1975.
[1] Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. – М.: 1966. С.18
[2] Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи. – М.: 1975. – с.26
www.yurii.ru
Архитектурные школы Древней Руси
Архитектурные школы Древней Руси
Древнерусская архитектура
Киевская школа
Новгородская школа
Московская школа
Владимиро-Суздальская школа
Особенности стиля
Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями.
Характерные черты – органическое сочетание с природным ландшафтом.
Зодчие стремились выделить храмовые сооружения среди остальных городских построек. В северных городах, где архитектурным фоном были бревенчатые дома, церкви делали белоснежными, в южных, где постройки промазывали глиной и белили, церкви оставляли в красно-розовой окраске. После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору застоя и упадка, таким образом в конце XIII в. во многом приходилось начинать все сначала. Очевидно, что разделение русской архитектуры на школы не уничтожило близости между ними, не привело к распаду русского зодчества на самостоятельные части.
В течение почти всего XI в. Киев был единственным городом Руси, где имелась строительная организация, способная возводить монументальные здания. Отдельные области были тесно связаны с Киевом также и после утраты им
центрального руководящего значения (Черниговское, Волынское,
Смоленское княжества), другие (Новгородское, Галицкое, Владимиро-
Суздальское, Полоцкое) в результате обособления создали собственную
архитектурную традицию. В отдельных областях сформировались
архитектурные традиции, отличные от киево-черниговской. Прежде всего,
это удаленные от Киева, северные области: Новгородская и Владимиро-
Суздальская.
Отличительные черты новгородской архитектуры — монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности. Храмы отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм.
Превращение Москвы в сильный политический центр привело к стремительному развитию архитектуры на территории города и княжества. Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества успешно перенимались московскими зодчими, к концу XVI века уже можно говорить о собственной московской архитектурной школе. В раннемосковском зодчестве конца XIV - начала XV в. продолжаются традиции русской архитектуры предшествующего периода. Москва воспринимала формы зодчества разных русских земель и объединяла их в своем строительстве. Для московских церквей того времени характерен пирамидально-ярусный переход от основного объема к куполу, что было свойственно смоленским и черниговским храмам XII-XIII вв. В декоративном убранстве фасадов и барабана в определенной мере возрождались приемы владимиро-суздальского зодчества. У новгородско-псковских мастеров было воспринято практичное отношение к использованию внутреннего пространства: столбы делались не крестовидными в сечении, а квадратными или даже круглыми, отсутствовали пилястры на поверхностях стен в интерьере.
Уникальность владимиро-суздальского зодчества состоит в том, что оно не просто продолжило традиции византийской и южнорусской архитектуры, но и значительно обогатило их западноевропейскими идеями и элементами. Специфическая особенность Владимиро-Суздальских храмов – скульптурная декорация. В интерьере храма было много драгоценных икон в золотых окладах, стены украшала фресковая живопись. Владимиро-суздальские храмы имели компактный кубовидный объем и увенчивались одной главой. Внешние массы и внутреннее пространство статичны. Постройки обогащены каменной пластикой и иногда деталями из золоченой меди; интерьеры расписаны фресками.
•Золотые — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.•Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.•Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа. •Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.•В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.
Примеры зданий:
Софийский собор1045-1050гг.
Церковь Благовещения в Городищах 1103 г.
Рождественский собор Антоньева монастыря 1117–1119 гг.
Церковь Фёдора Стратилата 1361 г.
Спасо-Преображенская церковь на Ильине улице 1374 г.
Храм Петра и Павла в Кожевниках 1406 г.
Новгородская архитектурная школа
Общие черты по отношению к древнерусской архитектуре
«Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки... но себе на уме... В его зодчестве такие же... простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, могучие силуэты, энергичные массы». Общие закономерности, зависящие от единства происхождения, сходства социального развития и непосредственных культурных связей между русскими землями, определили общность путей развития русской архитекторы в целом при всем многообразии направлений, в которых эта общность получила отражение. Распространен крестово-купольный тип храма.
Принципиально отличительные черты от других школ
Для понимания причин становления особой отличной от других архитектурных традиций необходимо понимание социального и политического положения Новгорода как обособленной области. Напомним, что в XII веке Новгород становится республикой, свободной от княжеской власти. Возглавляют область бояре и архиепископ, но большую роль также играют ремесленники и торговцы. Те же сословия определяли принципы монументального зодчества: зодчие возводят небольшие домовые (боярские) четырехстолпные храмы или же приходские церкви. Упрощается не только общая композиция и масштаб сооружения, но также внутреннее пространство: оно становится более лаконичным и просторным, столбы не крестообразные, а квадратные в плане, упрощаются хоры. Нередко к храму примыкает дополнительный объем – придел, посвященный покровителю заказчика. Отличается также техника кладки: вместо плинфы (плоского кирпича) используют известняковые плиты, затираемые с фасада раствором, во избежание выветривания. Ряды плит прокладывают рядами кирпичей (в целях выравнивания фасада). В рамках описанной техники мастера отказались от сложных декоративных элементов фасадов, оставив наиболее простые в исполнении. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру". Цвет купола также важен в символике храма.
Новгород был связан культурными традициями с Западной Европой и подвергался тем самым влиянию романской архитектуры, поэтому для архитектуры Новгорода характерны художественные и конструктивные решения, не известные ни южнорусскому, ни византийскому зодчеству: кладка стен из огромных, неправильной формы камней, двускатные перекрытия, наличие лопаток на фасадах, аркатурный пояс на барабане, отсутствие пышного скульптурного убранства стен.
Влияние традиций школы на дальнейшее развитие архитектуры
Постепенно влияние типов и отдельных форм архитектуры Москвы усиливается, что приводит в Новгороде к отказу от традиционного одноабсидного решения алтарной части и замене его на трехабсидное, а также к появлению в Новгороде и Пскове пятиглавых храмов (а в Новгороде - и трехглавых). Большое значение имело появление трапезных с церквами в новгородских и псковских монастырях: их тип и декорация были попросту перенесены из архитектурной практики Северо-Восточной Руси. Следует отметить, что в 1530-1540-е гг. московское влияние шло часто не напрямую из Москвы, а транслировалось через зодчество Ростовской епархии, развивавшееся в близком к Новгороду Белозерском крае. После разгрома Новгорода в 1569 г. и серьезного ослабления обоих центров в конце Ливонской войны пути новгородской и псковской архитектурных школ разошлись: в Новгородской земле мастера в монастырских постройках конца XVI в. продолжали традицию местного варианта "грозненского стиля", но архитектурное качество форм было уже во многом утрачено, а во Пскове произошло возвращение к чистой местной традиции, что привело к появлению ряда архаичных памятников. К рубежу XVI-XVII вв. Новгород хотя и сохраняет "особность" своего зодчества, но превращается по сути в провинциальные архитектурные центры Московского государства.
infourok.ru
Образование в Древней Руси - Gpedia, Your Encyclopedia
Период развития отечественного образования при князьях Владимире и Ярославе Мудром нередко признается начальным во всей истории этого образования, во многом связанного с христианскими храмами[1]
Под 988 годом в Повести временных лет: «И поставил (Владимир) церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых» (язычники были против христианских инноваций).
Русские книжники, работавшие в школах повышенного типа, пользовались своим вариантом структуры предметов, который в определенной мере учитывал опыт византийских и болгарских школ, дававших высшее образование.
Софийская первая летопись о школе в Новгороде: 1030. «В лето 6538. Иде Ярослав на Чюдь, и победи я, и постави город Юрьев. И прииде к Новугороду, и събрав от старост и от попов детей 300 учити книгом».
Созданная в 1030 г. Ярославом Мудрым школа в Новгороде была вторым учебным заведением повышенного типа на Руси, в котором обучались лишь дети старост и священнослужителей. Есть версия, что в летописи речь идет о детях церковных старост, избиравшихся из низших сословий, но до конца XVI в. известны лишь старосты административные и военные . Термин «церковный староста» появился в XVII в. Контингент учащихся новгородской школы состоял из детей духовенства и городской администрации. Социальный состав обучающихся отражал классовый характер образования той поры.
Главная задача школы состояла в подготовке грамотного и объединенного новой верой управленческого аппарата и священников, деятельность которых проходила в сложной борьбе с сильными традициями языческой религии среди новгородцев и угро-финских племен, которыми был окружен Новгород.
Деятельность школы Ярослава опиралась на разветвленную сеть школ элементарной грамоты, о чем свидетельствует большое количество обнаруженных археологами берестяных грамот, писал, вощеных дощечек. На базе широкого распространения грамотности расцвела новгородская книжность. В Новгороде написано знаменитое Остромирово Евангелие, описание Добрыней Ядрейковичем Царьграда, математический трактат Кирика. Сохранились для потомков «Изборник 1073 года», начальный летописный свод, краткая редакция «Русской Правды». Новгородские книгохранилища послужили одним из основных источников «Великих четьих миней» — собрания «всех книг, чтомых на Руси», состоящего из 12 огромных томов общим объемом свыше 27 тыс. страниц.
1037. В год 6545. Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь святой Богородицы благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины… Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением божественным. Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил, а мы пожинаем, учение получая книжное.
Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это — реки, напоящие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина… …Ярослав же… любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам"[2]
Образовательная реформа Владимира и Ярослава усиливала христианизацию на землях будущей России и её соседей, однако многовековые языческие традиции имели глубокие корни в народах страны.
Граффити XI века из святой Софии Киевской: «Месяца июня в 10-й (день) выгреб (потревожили мощи) грамматика, а в 15-й отдали Лазорю»[3].
«Грамматиками» называли себя как профессиональные писцы южнославянских рукописей, так греками именовались и учителя — преподаватели полного курса грамматики. Император Юстиниан в 534 г. установил видным грамматикам вознаграждение в сумме 70 солидов и определил этим педагогам ряд других привилегий . Грамматики преподавали и в Киевской дворцовой школе, после смерти по статусу погребались в соборе. Мощи «Грамматика» были перенесены в монастырь, где игуменом был Лазарь (упоминается под 1088 годом).
Монастырское образование при князе Всеволоде
Всеволод Ярославич (1030—1093) — сын Ярослава Мудрого, мог бывать и в новгородской школе отца. С 1054 по 1076 г. Всеволод княжил в Переяславльской и Суздальской землях. После смерти брата Святослава стал великим князем киевским, но отдал престол брату Изяславу и начал княжить в Чернигове. После смерти Изяслава в 1078 г. стал снова великим князем киевским. Был образованным человеком, знал пять иностранных языков, вместе с братьями утвердил так называемую «Правду Ярославичей».
Образование, включая монастырское, поддерживал еще Феодосий Печерский (ок. 1008 — 3 мая 1074). «Житие Феодосия Печерского» сообщало о школе в Курске: «Случилось же родителям блаженного переселиться в другой город, именуемый Курском… Обратимся к рассказу о святом этом отроке. Рос он телом, а душою тянулся к любви божьей и ходил каждый день в церковь божию, со всем вниманием слушая чтение божественных книг. Не приближался он к играющим детям, как это в обычае у малолетних… К тому же попросил он отдать его учителю поучиться божественным книгам, что и сделали. Скоро постиг он всю грамоту, так, что поражались все уму его и способностям и тому, как быстро он всему научился».
Школы в других регионах Руси
Средневековое образование на Руси нередко сводят к примерам Новгорода и Киева. Но немало свидетельств о развитии образования в других городах средневекового государства. Около 1096. Муром «После принятия христианской веры муромцы послали „мнози дети своя в научение грамоты“» [4].
Известно в 1143 году основанное Евфросинией Полоцкой женское монастырское училище в Полоцке(ныне Витебская обл., Белоруссия), входившем тогда в состав Руси.
Здесь учился Авраамий Смоленский. «…Родился же блаженный Авраамий от правоверных родителей. Отец его был всеми почитаем и любим, в чести у князя, и поистине все его знали, и был он украшен правдой, и многим помогал в бедах, был милостив и спокоен со всеми, к молитвам и службам церковным прилежание имел. Мать его также была украшена всяким благочестием». «…Когда мальчик достиг разумного возраста, родители отдали его учиться по книгам. Он же не унывал, как прочие дети, но, благодаря большому прилежанию, быстро обучился; к тому же он не играл с другими детьми, но спешил впереди других на божественное и церковное пение и чтение, так что его родители радовались этому, а другие удивлялись такому разуму ребенка». «…Из всех книг более всего любил он часто читать учение преподобного Ефрема, и великого учителя всленной Иоанна Златоуста, и Феодосия Печерского…» [5].
Училища развивалось во Владимире на Клязьме. «Князь великий Константин Всеволодович Мудрый, внук Юрия Владимировича Мономаша… великий был охотник к читанию книг и научен был многим наукам, того ради имел при себе людей ученых, многие древние книги греческие ценою высокою купил и велел переводить на русский язык. Многие дела древних князей собрал и сам писал, також и другие с ним трудилися». «…6735 (1227). Маиа 11 учинился во Владимире великий пожар и згорело 27 церквей и двор блаженного великого князя Константина Всеволодича и церковь, построенная в нем, архангела Михаила со всею богатою утварию. В нем же трудилися иноки русские и греки, учасце младенцев, и погорели книги многие, собранные сим Константином Мудрым» [6].
Училище при церкви Михаила могло быть одним из нескольких в округе Владимира.
Школа действовала и в Нижнем Новгороде. Так блаженный Евфимий родился и был воспитан в Нижнем Новгороде. Здесь учился грамоте и учился примерно — не любил заниматься детскими шалостями, был кроток и послушлив родителям… [7]. Евфимий родился в начале XIV в. Окончил школу, которая, видимо, существовала в городе уже в XIII в. Пострижен в монахи, а впоследствии назначен архимандритом монастыря в Суздале. В «Житии» Евфимия сохранилось наиболее раннее упоминание о школе в Нижнем Новгороде.
Вероятно существование начальных школ у многих церквей и проходов Руси, но общее их количество определить пока трудно.
Итоги средневекового образования на Руси по Стоглаву
Царь Иван Грозный для укрепления централизованной власти в 1551 г. собрал собор — представителей церковной иерархии с участием боярской думы для составления специального уложения. Сборник решений состоял из 100 глав.
В главе 26 «Стоглава» изложено постановление о школах грамоты. Авторы документа аргументировали своё предложение необходимостью борьбы с неграмотностью дьяконов и попов (гл.25) и ссылкой на училища в прошлом. Исследователи считают, что составители упомянутой исторической справки имели в виду только Русь до монголо-татарского нашествия, но хотя бы новгородские берестяные грамоты в XIII—XV вв. говорят о сохранении высокого уровня образования. Это подтверждает и пример Москвы. В ней найдена свинцовая печать XI в. киевского митрополита, прикрепленная в то время к какой-то грамоте церковного иерарха. В. Л. Янин датировал печать 1091—1096 гг.
О распространении в Москве грамотности свидетельствуют обнаруженные археологами писала: костяное, два бронзовых в пластах XII—XIII вв. В XIII—XIV вв. Москва становится новым центром книгописания на Руси. Летопись, описывая под 1382 г. приближение к городу Тохтамыша, сообщает, что в городе было «…книг же многое множество снесено с всего города, в соборных церквах до стропа неметаю, съхранения ради спроважено» [8].
Многое множество рукописных книг могло накопиться лишь в течение веков. Это знали составителям «Стоглава», упоминая училища «прежде» не только в Новгороде.
Стоглав об училищах (по некоторым версиям — только в домонгольское время, хотя «прежде сего» — именно ранее XVI века). (глава 25)
«…А прежде сего училища бывали в Российском царствии на Москве и в Великом Новуграде, и по иным градам многие училища бывали, грамоте, писати и пети и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и певцы, и чтецы славны были во всей земли…» [9].
Общие достижения культуры средневековой Руси во многом подтверждают оценки авторов «Стоглава»[10][11][12][13][14][15][16][17][18][19][20][21][22].
Примечания
↑ Свидетельства источников о школах на Руси в XI—XIII вв. Приводится по изданию: Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв. М.: Педагогика. 1985. С. 90-102, 106—129, 145—148. http://ricolor.org/history/hr/culture/school/ Русская образованность в X—XVII веках Кириллин В. М. Состояние образования на Руси в дошкольный период (XI—XVII вв.) http://www.roman.by/r-90984.html В эпоху Владимира уже имелись христианские храмы и, соответственно, были люди способные учить «книгам».
↑ См.: Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / [Э. Д. Днепров,О. Е. Кошелева,Г. Б. Корнетов и др.] ; Отв. ред. Э. Д. Днепров; [АПН СССР,НИИ обш. педагогики]. — М. : Педагогика, 1989. — 479с. http://www.booksite.ru/ancient/reader/spirit_2_05_01.htm не учитываются античный и более ранние периоды отечественного образования
↑ Высоцкий С. А. Средневековые надписи Софии Киевской: По материалам граффити XI—XVII вв. Киев, 1976; Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963
↑ Повесть о водворении христианства в Муроме.— В кн.: Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. Вып. 1 / Под ред. Н. Костомарова. СПб., 1860.30, с. 235
↑ Житие Авраамия Смоленского.— В кн.: Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981 , с. 73
↑ Татищев В. Н. История Российская, т. III. M.; Л., 1964. с. 221
↑ Преставление преподобного Евфимия Суздальского.— В кн.: Жития святых, чтимых православною церковью, составленные Филаретом (Гумилевским) с дополнениями из других книг. СПб., 1885, апр. 37, с. 11 — 12
↑ Полное собрание русских летописей, т. IV. СПб., 1848. с. 334
↑ Стоглав. Изд. Д. Е. Кожанчикова. СПб., 1863, гл. 25
↑ Культура и искусство Древней Руси
↑ Сарабьянов В., Смирнова Э. История древнерусской живописи
↑ Лихачёв Д. Словарь книжников и книжности Древней Руси
↑ Лукашевская Я. Понятие «художественный образ» и проблемы его изучения в первобытном искусстве
↑ Ильина Т. История искусств. Отечественное искусство
↑ Рабинович М. Древнерусские знамена (X—XV вв.) по изображениям на миниатюрах
↑ Гуревич А. Категории средневековой культуры
↑ Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том первый: от каменного века до элевсинских мистерий
↑ Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том второй: от Гаутамы Будды до триумфа христианства
↑ Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том третий: от Магомета до Реформации
↑ Ермолин Е. Русская культура. Персоналистская парадигма образовательного процесса
↑ Б. А. Рыбаков — Ремесло Древней Руси
↑ Б.А.Рыбаков - Ремесло Древней Руси :: NoNaMe
Ссылки
www.gpedia.com
Подробно о школах киевской Руси
Итак, создателем первой школы на Руси является Владимир. 988 год – открытие в стольном Киеве дворцовой, т.е. государственной школы – «учения книжного». Существование этих школ зависело от князя, поддерживалось только его личной приверженностью.
Есть упоминания о древнерусских школах в «Истории Российской» В.Татищева. Интересно то, что у Татищева есть сведения о том, что первые школы, учреждались князьями, содержались за счет их казны. Князь Роман Ростиславич «своею казною содержал» училища и учителей в Смоленске . Константин Всеволодович хотел открыть училище в Ростове , а во Владимире на Клязьме он «немалые волости дал» на содержание школы. А также школы открывались во Владимире-Волынском.
Теперь о термине «школа». Он отсутствовал. От глагола «учить» складывается более удобный термин «училище».
В древнерусском обучении выделяется два этапа обучения: начальное образование и «учение книжное».
Из таких источников, как «жития святых», мы узнаем о том, что первоначальное обучение на Руси представляло собой непосредственное общение с учителем , а не передача в училища. Обучение у учителя не выходило за рамки начального, а могло ограничиваться только обучением чтению элементарному. Следующий этап обучения – «учение книжное», повышенного уровня. Греков писал : «учение книжное» - это не обучение грамоте, а школа, где преподавались науки, давалось серьезное образование по тому времени. Обучение на повышенном «книжном» уровне предполагало изучение в первую очередь Священного писания, творений отцов церкви и произведений церковно-учительской литературы. Традиционно на Руси знания приобретались через книги путём самообразования. При таком индивидуальном обучении надобность в книгах чисто учебного типа была невелика, они заменялись устными объяснениями учителя и работой над текстом.
Одновременно с появлением письменности на Руси начали своё существование первые учебные пособия для овладения грамотой-азбуки. Без азбуки невозможно само обучение. В основе обучения чтению на протяжении всего средневековья лежал буквослагательный метод.
Обучение начиналось с заучивания наизусть всего алфавита, затем переходили к чтению слогов и только потом к чтению текста. Поэтому алфавит и слоги должна была включать любая азбука: а первым связным текстом, прочитанным учеником, становится обычно текст Псалтыря – распространенный учебник, но кроме него изучали Измарагды, Златоусты, Златоструи. Обучение чтению, письму не составляло в Древней Руси единого процесса: письму учили не только позже, чем чтению, но и не всех.
В Киевской Руси в XI-XIIв сложилось три основных типа школ: демократические школы мастеров грамоты, элитарные школы учения книжного и переводческие школы.
В школах мастеров грамоты детей обучали упрощенному 32-буквенному алфавиту, а в дворцовых, соборных и монастырских – 44-45-буквенному, отражающему уже особенности не развивающейся древнерусской речи, а мертвеющей церковно-славянской . В школах мастеров грамоты обучали навыкам делопроизводства, умению составлять письмо, договор, вести запись цифровых подсчетов.
При Ярославе Мудром при храме Софии появилась особая переводческая школа, где переводчики, по-видимому, были те самые русские из детей «нарочитой чади», которых Владимир приказал набирать для обучения. Научное исследование памятников древнерусской литературы открывает всё большее количество переводов, которые были сделаны в XIв с греческого языка на русский язык, и при этом русскими переводчиками. К числу таких переводов принадлежат переводы Хроники Георгия Амартолы, Хроники Синкелла, замечательный перевод «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия.
А элитарные школы давали профессию «детям боярским».
Интересная страница развития древнерусской школы, что, кстати свидетельствует о прогрессивном культурном развитии Руси. Это зарождение женского образования. И здесь я опять обращаюсь к страницам летописи, как к источнику моей темы.
«Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постригались первая дочь его девица Анка. Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвят».
Анка… Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам… Анка – дочь киевского князя Всеволода Ярославича, сестра Владимира Мономаха. Княжна отличалась начитанностью. В 1086г при Андреевском монастыре открыла первое в Европе женское училище, которым она руководила 26 лет. Анка обладала незаурядными дипломатическими способностями: в 1089 г. возглавляла русское посольство в Византию. Оценивая просветительскую деятельность княжны, В.Н.Татищев писал: «Сия Анна, дочь Всеволода… по ея благочестному житию, прилежности и научению юношества и проч. достойна Анна великая или достохвальная именована быть».
Какова же роль учителя была в древнерусской школе, его место среди детей, отношение к нему.
В системе древнерусского обучения важнейшая роль отводилась учителю. От его знаний и умений, от силы его личности зависел успех труда учеников. И учение, и воспитание требовало «образца» примера: все поведение учителя, все его действия являлись для учеников прямым образцом для подражания.
Слово «учитель» в древнерусской литературе употреблялось в его высшем значении – это наставник на жизненном пути, человек, проповедующий «учение». А термин «мастер грамоты» или просто «мастер» применялся к людям, профессионально занимавшимся обучением детей грамоте. Мастера грамоты были выходцами из непривилегированных слоев общества.
Личность учителя как и в древности, так и сегодня влияет на судьбы учеников. Поэтому никогда не сможет прерваться традиция, существующая у всех народов, - чтить и уважать высокое звание Учителя.
В Древней Руси существовала традиция дарить учителю в конце года горшок каши. В этом символическом подношении выражалась благодарность родителей и их уважение.
Великая роль в древнерусской школе отводилась библиотекам.
Уже в первой половине XIв была создана библиотека Ярославом Мудрым при Киевском Софийском соборе. Она сыграла выдающуюся культурно-просветительскую роль. Она являлась учебной базой дворцовой школы. Книжный фонд Киевской Руси был значителен: 130-140 тысяч томов.
Ярослав Мудрый собрал большое количество книгописцев, которые занимались переводами и написали множество книг, по которым верующие люди могли учится и наслаждаться учением божественным: «Мы пожинаем, учение получая книжное». При Ярославе Мудром появляются первые библиотеки, как при монастырях, так и частные.
Книга становится на Руси главным источником знаний, средством достижения мудрости. Поэтому чтение книги не развлечение, а трудная духовная работа, постижение истинного смысла книги, нелегкий процесс «учения книжного».
Процесс школьного обучения не стоял на месте он совершенствовался из века в век. Доказательством являются школы при Ярославе Мудром. Строки из летописи: «Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, т.е. крещением просветил, а мы пожинаем, учение получая книжное». Слова летописца о том, что Владимир «вспахал» почву для развития просвещения, приняв христианство, а Ярослав посеял книжное учение, раскрывают определенную преемственность в развитии древнерусского образования, дают возможность представить устройство школ не как нагромождение кратковременных случайностей, а как длительный процесс в определенной последовательности.
Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков готовились в школах, открытых со времени князя Владимира и Ярослава Мудрого при церквах.
При Ярославе Мудром складывается система школьного образования: наряду с церковными, монастырскими школами существуют первые светские школы. В Новгороде Ярослав Мудрый создал школу для детей духовных лиц. При Андреевском монастыре в Киеве была основана первая женская школа. В ней учили письму, счету, богословию. Имелись школы высшего типа, готовившие лиц для государственной и церковной деятельности. Одна из них существовала при Киевско-Печерском монастыре, где наряду с богословием изучали философию, риторику.
Киевская Русь при Ярославе Мудром – просвещенное государство, в котором распространялась грамотность, просыпалась потребность в иностранных языках, а книга заняла почетное место в русском обществе.