Театр в древних афинах. Театр Диониса в Афинах: история, описание и интересные факты
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Театр Афин: зарождение театрального искусства. Театр в древних афинах


история, описание и интересные факты :: SYL.ru

Античный театр, посвященный богу Дионису, был главной сценой как Афин, так и всей Эллады. Он функционировал на протяжении нескольких столетий. Здесь родилась трагедия и сформировались ключевые традиции драматургии той эпохи.

Общие черты

Афинский театр Диониса был открыт в V столетии до н. э. Деревянное здание построили на юго-востоке Акрополя. Его назвали и построили в честь бога Диониса (его же именем назывались ежегодные праздники - Малые и Великие Дионисии). Театральные выступления проводились именно во время этих торжеств. Поэтому большую часть года здание было закрыто и никак не использовалось. Дионис – младший из олимпийцев, покровительствовавший виноградарству и виноделию. Его праздный образ жизни отлично подходил для ежегодного праздника.

Театр Диониса был местом не просто выступлений, а выступлений-состязаний. Во время них устраивались соревнования между тремя авторами трагедий. Каждый из участников ставил несколько произведений. Кроме собственно трагедии, это могла быть сатировская драма с мифологическим сюжетом. Отдельное соревнование устраивалось для авторов комедий. Результаты состязаний фиксировались в специальных бланках. Это были дидаскалии, которые отправлялись в городской архив. Важность дионисий подчеркивал тот факт, что дни этого праздника объявлялись выходными, а в мероприятиях принимало участие все население города.

Зрительские места

В 326 году до н. э. театр Диониса был серьезно реконструирован. Греки отказались от деревянной сцены и заменили ее мраморной. Появились и новые сиденья из камня (всего было сделано 67 рядов). Ближе всего к сцене находились почетные гости – политики, военные, богачи и т. д. У каждого из них было свое персональное кресло – на нем высекались должность и имя владельца. В римскую эпоху император Адриан выбрал себе место во втором ряду (он был поклонником греческой культуры). Из других цезарей к театру Диониса имел отношение Нерон – он выступал прямо на легендарной афинской сцене.

Места для зрителей достигали основания верхнего города – Акрополя. После реконструкции театр Диониса вмещал в себя 17 тысяч посетителей. По меркам тогдашних Афин, в нем могла уместиться половина населения полиса. Древний театр Диониса обходился без кровли и перекрытий. Хор, актеры, зрители – все пребывали на свежем воздухе. По этой причине спектакли в основном проходили в светлое время суток.

Организация торжеств

У древних греков, а значит, и у афинян, не существовало жреческой касты. По этой причине организацией праздников в театре Диониса занималась государственная власть. Проведение соревнований и торжеств находилось в компетенции афинских должностных лиц. Они пользовались официальными полномочиями и государственными средствами.

За Акрополь, театр Диониса и другие общественно важные места Афин отвечали архонты (высшие должностные лица полиса). Они же назначали хорегов. В обязанности этих людей входил отбор драматургов, поэтов, хора и пьес, которые принимал и ставил театр Диониса. Греция от мала до велика всегда внимательно следила за новыми спектаклями, и сделать неправильный выбор в отношении репертуара ответственные лица не имели права. Хорегами назначались самые состоятельные жители Афин. Они также тратили свои средства на организацию общественных мероприятий в театре Диониса.

Место народных собраний

Древние Афины жили согласно законам демократии. У города было свое народное собрание – экклесия. Первоначально оно созывалось на Пниксе – каменистом холме к западу от Акрополя. После открытия театра Диониса Пникс признали непригодным, а собрания иногда стали организовываться в театре.

Принимать участие в экклесии имели право все афинские граждане-мужчины старше 20 лет. При входе каждому выдавалась разрешительная дощечка. В положенные дни собраний в театр не допускались люди из черных списков. За соблюдением этого правила следили лексиархи (в их ведении находились списки совершеннолетних афинян). Традиционно перед каждым собранием жители полиса совершали жертвоприношение и молились богам-олимпийцам.

Орхестра, скены, декорации

Архитектурной основой театра являлась орхестра – круглая площадка, на которой выступали актеры, музыканты и хор. В переводе с древнегреческого это название означало буквально «место для танца». Первоначально на орхестре пели дифирамбы Дионису. Позже этот жанр эволюционировал в трагедию, с которой ассоциируется уже классический античный театр. В середине орхестры располагался жертвенник для жертвоприношений (обычно афиняне закалывали свинью).

Специально для актеров строились палатки для переодевания – скены. Они примыкали к орхестре. К ним также пристраивались специальные башни, необходимые для улучшений акустики и усилений резонанса в театре. Передний фасад скены (проскений) использовали для крепления красочных декораций. Впервые их в V веке до н. э. изобрел знаменитый трагик и драматург Софокл. Декорации для спектаклей рисовались на полотнах и досках. Все это нам подарила Древняя Греция. Театр Диониса стал площадкой, откуда нововведения в области сценического искусства распространились по всему миру и стали достоянием целого человечества.

Особенности спектаклей

По традиции в каждом спектакле в театре Диониса участвовало не больше трех актеров. Из-за этого одному человеку иногда приходилось играть сразу множество ролей. Еще одна особенность – мужчины исполняли даже женские роли. Каждый автор трагедии, участвовавший в состязании, получал команду хореографов и актеров.

Именно в театре Диониса появился обычай делить актеров на протагонистов (главных героев) и остальных персонажей. Исполнители ролей распределялись между драматургами с помощью случайного жребия. Во время праздника в театре работали судьи. Они определяли победителя состязания.

Каждый трагик выступал со своей тетралогией или трилогией (группой пьес). Любопытно, что на раннем этапе развития театра некоторые драматурги были не только собственно авторами, но и актерами в своих произведениях (как, например, Софокл). К спектаклям предъявлялось обязательно требование – новизна. За всю историю театра исключение было сделано только однажды – для трагедий Эсхила, основоположника данного жанра. Но даже эта оговорка имела место уже после смерти античного автора.

Драматург, представлявший свою пьесу, полностью отвечал за ее содержание: литературный текст, музыку, сценическое оформление, игру актеров, танцы, хоровые выступления. При этом хорег брал на себя организационные обязанности. Автор же был режиссером и руководителем репетиций. Если драматург понимал, что в одиночку ему не справиться, он имел право пригласить помощников. Однако в таком случае трагик должен был оплатить их труд из собственного кармана.

Актеры

Со временем традиции в театре Диониса менялись. Например, все больше функций брали на себя актеры-протагонисты. Они становились антрепренерами и даже приглашали остальную часть труппы. К актерам предъявлялись определенные требования. Они должны были обладать безупречным, сильным и звучным голосом, одинаково пригодным как для вокальных выступлений, так и для декламации стихов. Афиняне всегда считались придирчивыми зрителями. Чуткие к голосу актера, они могли освистать протагониста за любую оплошность (к примеру, известен случай освистания за неправильное ударение в слове). Греки считали, что раз Дионис - бог театра, то выходившие на сцену - его глашатаи, и они были обязаны не посрамить этот статус.

Также от исполнителей ролей требовалось владение искусством жеста. Как правило, актеры выступали в масках и громоздких нарядах. Нося такой костюм, человек должен был уметь наглядно выражать эмоции. В афинском театре при смене настроения пьесы актер быстро менял маску. Часто это делалось прямо по ходу спектакля. Актер мог стремительно отвернуться от зрителей или упасть на колени. Наконец, исполнители ролей должны были уметь танцевать и обладать выносливостью. Некоторые представления могли растянуться на 8-10 часов. Все это время актер не имел права показывать свою слабость и утомленность. Подобную нагрузку мог выдержать далеко не каждый мужчина. Нередко актерами театра Диониса становились известные атлеты и участники Олимпийских игр.

Стоимость посещения

Первоначально вход в афинский театр был бесплатным. Его двери открывались для всякого желающего: мужчин, женщин, граждан и метеков – переселенцев и неполноправных жителей Аттики. Однако позже была введена плата. Она составляла 2 обола. При Перикле появилась традиция давать жителям Афин кредиты на посещение театра (теорикон).

Дальнейшая судьба

Вторая серьезная перестройка театра произошла в I веке, когда Греция уже оказалась под римским владычеством. С наступлением новых времен центр культурной жизни Афин стал обслуживать новые праздники. Теперь древнегреческий театр Диониса предназначался для гладиаторских и цирковых представлений. Из-за этого перед зрительскими местами был построен высокий борт. При императоре Нероне также появился фриз с изображением сатиров, сохранившийся до наших дней.

Рядом с театром находились и другие уникальные образцы античной архитектуры. К ним можно отнести храм Диониса и Периклов Одеон – здание, в котором проводились музыкальные и певческие состязания. Эти постройки не сохранились – от них остались лишь развалины.

Театр Диониса в Афинах пришел в запустение после принятия Римской империей христианства. В византийскую эпоху он постепенно разрушался – время не щадило древнюю постройку. Сегодня театр является объектом особой культурной значимости. На уход за ним власти Греции тратят немалые средства.

www.syl.ru

Театр Диониса в Афинах — подробная информация с фото

Театр Диониса, расположенный на холме Акрополя - один из древнейших в мире театров. Именно здесь были впервые представлены на суд зрителей труды величайших представителей древнегреческой литературы и драматургии: Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана. Античный театр Диониса мог вместить более 17 тысяч зрителей, до наших времен дошли 20 рядов из 64.

Театр посвящен древнегреческому богу Дионису, покровителю виноделия и веселья, в честь которого и устраивались дионисии. Дело в том, что культ того или иного бога в Древней Греции предполагал проведение торжественных шествий и жертвоприношений перед главным храмом божества и праздничных мероприятий – спортивных состязаний и зарисовок на темы из жизни богов и героев. Эти представления и положили начало театральным постановкам, которые постепенно приобретали популярность и становились самостоятельным видом искусства.

В театре Диониса были впервые показаны первые трагедии и комедии, а также положено начало традиции театрального грима, костюмов и масок. К слову, и мужские и женские роли в театре исполнялись всегда мужчинами, а для того, чтобы их было хорошо видно с последних рядов амфитеатра, они надевали котурны – специальные сандалии на высокой платформе.

В период Дионисий (театральных представлений) жители Афин не работали, они собирались в театре посмотреть на зрелище. Кстати, если публике не нравилась пьеса или представление, она могла засвистать актёров и потребовать другую постановку. Демократия, одним словом!

История

Древнегреческий театр Диониса был сооружен в 4-м веке до нашей эры на месте храмов, посвященных богу виноделия Дионису, откуда и походит название театра.

Спектакли в театре Диониса давались дважды в год, на праздниках в честь Диониса: Малых (или Сельских) Дионисиях (в декабре - январе) и Великих (или городских) Дионисиях (в марте - апреле). Спектакли носили характер состязания. Сначала состязались драматурги и хореги, а со второй половины V века до нашей эры состязались и актёры, исполнявшие первые роли (протагонистов). Также, состязались и авторы комедий, которые ставили по одной пьесе.

Подготовка к драматическим состязаниям была очень длительной и возлагалась на членов коллегии архонтов. Спустя месяц, после окончания Великих Дионисий, выбиралось 10 хорегов, по одному от каждой филы, для дифирамбических состязаний. А в июле, после ежегодных перевыборов коллегии архонтов, архонт-эпоним назначал трёх хорегов для трагедий и трёх для комедий. Хорегами могли быть только очень состоятельные люди, так как все расходы по постановке спектаклей производились за их счет. Но зато щедрость хорега отмечалась в народных почетных постановлениях.

С момента назначения для хорега наступало очень хлопотное время. Ему нужно было составить будущий хор — выбрать 14- 15 человек для трагедий, и 24- 25 человек для комедий. Всем хористам необходимо было изготовить костюмы — иногда очень дорогие, вышитые золотом, а также, венки, маски и другие украшения. Кроме того, требовались ещё и статисты, чтобы сделать представление более пышным и блестящим. Их, также, должен был оплачивать хорег. Помимо этого, хореги переманивали друг у друга певцов- профессионалов, уже существовавших в Афинах, повышая их ставки. Всё это стоило немалых денег.

Всю цензуру и предварительную критику в Афинах осуществлял архонт. Поэты вручали ему свои произведения и просили дать им хор. Он выбирал те, которые казались ему более достойными, и вносил имена авторов в списки агона. Никаких ограничений для поэта не существовало. Он мог быть кем — угодно, математиком, философом, даже мог быть и незрелым юношей.

В то время здесь были впервые представлены труды четырёх великих греческих представителей драматургии — Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана. Популярность Софокла была так велика, что, когда он умер во время Пелопоннесской войны, вождь лакедемонян позволил жителям осаждённых Афин похоронить поэта с приличествующими ему почестями. Помимо этих главных представителей драматургии авторов было ещё очень много.

С раннего утра тысячи зрителей собирались в театр. Даже бедные приходили посмотреть на спектакли. Государство выдавало беднякам специальную субсидию — феорикон, которая давала возможность каждому заплатить за своё место. Веселые, нарядные, с венками на головах, афиняне окружали плотной шумной толпой вход в театр. У каждого в руке была свинцовая марка с обозначением сектора филы. С каждым годом, по мере популярности театральных зрелищ, борьба за места становилась всё ожесточённее и нередко переходила в драку. Поэтому, места занимались с ночи, и афиняне жаловались на то, что чужие оттесняют граждан. Марки распространялись и за пределами Афин, но каждый гражданин имел право потребовать для себя место.

Театральная постановка в Древней Греции существенно отличалась от современного спектакля: в действии участвовало всего несколько актёров (а на первых порах – и вовсе один человек), лица актеров закрывались масками, соответствующими тому или иному персонажу, и весь набор выразительных средств сокращался до голоса и пластики. К тому же, в античном театре каждая пьеса ставилась на сцене – за редким исключением – только один раз.

Не было публики, которая бы так понимала представление и сочувствовала ему, как афинская, не было зрителя более благодарного для хорошего спектакля, но и более страшного для плохого. Самые неясные намёки на современность немедленно понимались афинянами, которые замечали малейшую ошибку актера. Если зрители были недовольны, они свистели, щёлкали языками и стучали сандалиями. Если же зрителям нравилась постановка они бурно аплодировали и свистели.

Три дня подряд афинские зрители проводили в театре Диониса. Каждый день они видели несколько разных пьес. Все три дня они бурно реагировали на всё происходящее на сцене и запасались материалом для обсуждений, которого хватало до следующего праздника Дионисий. А вечером последнего дня судьи конкурса торжественно произносили свой приговор. Затем вторичными выборами из среды судей определялось пять человек. Они выносили окончательное решение и объявляли имя победителя, которого архонт под гром приветствий увенчивал на сцене венком из плюща. Хорегическая победа — самое почётное отличие для афинского гражданина. Поэтому хореги стремились увековечить своё торжество. В случае победы было принято жертвовать Дионису бронзовый треножник, присуждённый государством, поместив его на вершине колонны или павильона. Все результаты конкурсов фиксировались в особенных надписях – дидаскалиях, хранившихся в государственном афинском архиве. После праздников, в театре Диониса воцарялась тишина. Афиняне возвращались к своим повседневным занятиям и развлечениям.

В 326-325 года до нашей эры театр был отреконструирован: ряды сидений и деревянную сцену заменили на мраморные. Каменные сидения разместили в 67 рядов. Теперь театр Диониса вмещал более 17 тысяч зрителей, что на то время составляло приблизительно половину афинских граждан. Именно эти исторические факты притягивают сюда туристов с детьми, ведь для последних намного интереснее будет изучение истории после того, как они увидят тот же театр Диониса воочию.

Из-за больших размеров театр был лишен кровельных перекрытий, поэтому актеры, хор и зрители располагались прямо под открытым небом, а действия на сцене происходило при естественном дневном освещении.

Первый ряд театра включал в себя 67 мраморных кресел для почетных зрителей. На каждом кресле были высечены должности и имена владельцев. Кресло и выступ во втором ряду – это ложа римского императора Адриана, страстного поклонника греческой культуры. Именно здесь также выступал и император Нерон.

Театр был перестроен в 1-м веке нашей эры в римскую эпоху, в том числе под гладиаторские и цирковые представления. С художественной точки зрения самое лучшее в развалинах театра Диониса – это скульптурный фриз периода правления императора Нерона с интересными сатирами. Возле театра сохранились также развалины и других исторических сооружений: камни Перикла Одеона, остатки двух храмов Диониса 6-го и 4-го веков до нашей эры.

Театр Диониса в наши дни

Сегодня вокруг театра ведутся археологические раскопки, которые ежегодно открывают новые детали древнегреческих сооружений – здесь можно увидеть превосходные византийские цистерны и маленькую выставочную область, на которой размещены фрагменты последних обнаруженных статуй и скульптур. Немного выше театра Диониса, Вы сможете увидеть вход в большую пещеру, которую обычно именуют Фрасилос.

Предположительно, данный скальный комплекс с двумя колоннами и мраморным фасадом, датируемый примерно 320 годом до нашей эры, был особенным помещением для греческого хора. Немного позже скальный комплекс был перестроен в часовню Девы Марии, однако, древняя статуя Диониса здесь простояла лишь до 19-го столетия, пока не была вывезена британским лордом Элгином.

Процесс реставрации театра Диониса должен закончиться в 2015 году. На финансирование реставрации некоммерческой организацией «Диазома» и греческими властями было выделено шесть миллионов евро. Этим проектом занимается архитектор Константинос Болетис. К каменным сидениями, которые сохранились, предполагается добавить еще несколько ярусов, при этом совмещая новый камень с древними обломками. Также планируется укрепить держащие стены театра и другие части сооружения.

Туристам

Посещая театр Диониса, обратите внимание на руины двух храмов Диониса VI и IV веков до н.э. и на камни Периклова Одеона — концертного зала, знаменитого своей удивительной акустикой.

Почитателям театральных представлений непременно стоит приехать сюда летом, когда проводится ежегодный Афинский фестиваль — один из самых популярных в Греции. Фестиваль проходит с середины июня по середину сентября в Афинах и Эпидавре, куда можно добраться на специальных автобусах. Под эгидой Афинского фестиваля проходят театральные, музыкальные, культурные мероприятия, открываются выставки и музеи.

Часы работы

Театр входит в архитектурную зону Акрополя. Летом ее можно посетить с 8:00 до 19:30. В понедельник – с 11:00 до 19:30. В зимнее – ежедневно с 8:00 до 15:30. Без выходных.

Как добраться

Театр Диониса находиться на Южном склоне Акрополя. Добраться до Акрополя можно на второй (красной) линии афинского метро. Станция «Акрополь».

Стоимость входа

Вход в Акрополь стоит 12 €.

Адрес

Theatre of Dionysus

wikiway.com

Греческий театр периода демократических Афин

Поиск Лекций

АНТИЧНЫЙ ТЕАТР

В античные времена было только два театра: древнегреческий и древнеримский. В других государствах театры возникли значительно позднее. Поэтому в первой главе речь пойдет о древнегреческом и древнеримском театрах, об их сценическом искусстве, драматургах, актерах, декорациях и костюмах.

Древнегреческий театр

Древнегреческий театр берет свое начало от народных гуляний в честь бога Диониса. Изначально Дионис почитался греками как бог производительной силы природы, но несколько позже, когда народ Древней Греции стал возделывать виноградники, он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра.

Эти народные празднества происходили несколько раз в году. На них пели хвалебные песни Дионису, которые назывались дифирамбами. Из торжественной части праздника родилась трагедия, а из веселой и шутливой – комедия.

Если перевести слова «трагедия» и «комедия» с греческого языка на русский, то они дадут пояснение происхождения греческой драмы. Слово «трагедия» состоит из греческих слов «трагос» – «козел» и «одэ» – «песнь», т. е. дословно это будет звучать как «песнь козлов», потому что спутниками Диониса были сатиры – козлоногие существа, прославлявшие подвиги и страдания бога.

Слово «комедия» также имеет в своем составе два греческих слова: «комос» – «шествие» пьяной толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, и «одэ» – «песнь». Следовательно, комедия – это «песнь комоса».

Считается, что древнегреческое искусство берет свое начало в мифологии. По мере развития греческой трагедии ее основой стали повествования не только о жизни Диониса, но и таких героев древности, как Эдип, Агамемнон, Геракл, Фесей и пр. Таким образом, во все времена греческая трагедия пополнялась сюжетами из мифологии, потому что в ней имелась глубокая художественная выразительность. Греческая мифология образовалась тогда, когда возникло стремление народа объяснить окружающий мир. В Греции не было замкнутой и могущественной касты жрецов, которая запрещала бы изображать богов в виде людей, она не мешала свободному созданию мифов. Вот почему все мифы, хотя они и относятся к религиозным сказаниям, изобилуют жизненными мотивами.

Согласно древним историческим документам, греческая трагедия уже во второй половине VI века до н. э. была довольно развитой, потому что использовала богатое наследие эпоса и лирики. Живший в то время трагик Феспид сделал одно нововведение: он выделил из хора особого исполнителя – актера, которого еще называли «гипокрит» – «ответчик». Это название показывало, что главная роль в трагедии все еще отводилась хору.

Феспид – это первый афинский трагический поэт. Его первая пьеса была поставлена весной 534 года до н. э. на великих дионисиях. С тех пор эту дату считают годом рождения мирового театра.

Греческие трагедии раннего периода представляли собой чаще всего лирические кантаты, состоявшие из песен хора и актера. Многие из ранних произведений не дошли до наших дней.

Сюжеты комедий, так же как и трагедий, содержали в себе не только религиозные, но и житейские мотивы, которые со временем стали доминирующими, а потом просто единственными. Но все равно комедии по-прежнему посвящались Дионису. В праздничных шествиях, помимо песен, стали появляться маленькие комические сценки, в которых актеры разыгрывали чисто бытовые сюжеты (например, кража ворами пищи и вина, визит врача-иностранца к больному и пр.). В это же время к содержанию комедий стали примешиваться элементы социальной и политической сатиры. Актеры поднимали вопросы политического строя, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, ее внешней политики, ведения войн и т. д. Пика своего расцвета греческое театральное искусство достигло во времена творчества трех великих трагиков: Эсхила, Софокла и Еврипида, а также комедиографа Аристофана. Конечно, в то время жили и писали и другие драматурги, но их произведения, к сожалению, не дошли до наших дней. Иногда историкам и исследователям театра известны только имена греческих авторов, а из их произведений – небольшие отрывки.

Греческий театр периода демократических Афин

Поскольку театр в Древней Греции был учреждением государственным, то и организацией представлений занимались специально назначенные для этого люди.

Драмы давались три раза в год: на малых, или сельских, дионисиях, ленеях и великих, или городских, дионисиях. Чаще всего представления напоминали состязания драматургов. Обычно в этом действе принимали участие три трагика и три комика. Каждый трагик должен был представить по четыре произведения (три драмы и одну пьесу шутливого содержания, или сатировскую драму). Кроме того, три драмы должны были иметь единый сюжет, т. е. составлять трилогию. Только после этого можно было ставить сатировскую драму. Все вместе эти произведения являлись тетралогией

Как правило, состязания длились три дня. Целый день зрителям предлагались трагедии и сатировские драмы, а под вечер ставилась комедия одного из участвовавших в состязании комических поэтов.

Для определения победителя состязаний на представлениях присутствовали особые выборные лица. Для победивших драматургов имелось три награды. Тем не менее тот драматург, который занимал третье место, считался проигравшим. Кроме награды в виде гонорара, поэт получал от государства венок из плюща. Все результаты состязаний обязательно вносились в особый протокол, который назывался «дидаскалия» и хранился в государственном архиве.

Все театры в Древней Греции строились на открытом воздухе, обычно вмещали огромное количество зрителей (например, афинский театр Диониса (рис. 1) был рассчитан на 17 000 человек) и состояли из трех основных частей: орхестры, тэатрона и скены.

Орхестра представляла собой круглую площадку, на которой размещались хор и актеры. Поначалу зрители рассаживались вокруг этой площадки, немного позднее возникли специальные места для публики, которые были расположены на склонах прилегающих к орхестре холмов. Скена находилась недалеко от орхестры, ее передняя стена – проскений, имела вид колоннады и изображала фасад храма или дворца. На обоих концах скены имелись боковые пристройки, которые назывались параскениями. В них обычно хранили всякое театральное имущество. В некоторых случаях, когда по сюжету пьесы требовалось несколько комнат, использовали параскении. Между скеной и зрительскими местами имелись пароды, представлявшие собой проходы, по которым актеры выходили на орхестру. В то время актеры играли представления прямо на орхестре перед проскением, потому что никаких сценических площадок еще не было.

С постепенным развитием древнегреческой драматургии происходила эволюция постановочной техники. На ранних стадиях в пьесах Эсхила использовались декорации, представлявшие собой мощные деревянные сооружения. Во времена Софокла стали появляться расписные декорации, которые в считанные минуты помогали превратить проскений в фасад дворца или храма, в стену палатки предводителя и т. д. Расписные доски или холсты устанавливали между колоннами проскения.

С течением времени постановка греческих драм потребовала применения театральных машин. Самыми распространенными были эккиклема и эорема. Эккиклема – это выдвижная площадка на низких колесах. Ее выдвигали из центральной двери скены и показывали публике, что происходит внутри помещения. Эорема представляла собой агрегат, позволявший актерам подниматься в воздух. Несколько позднее она получила название «механэ», т. е. «машина».

Античные театры строили с таким расчетом, чтобы в них была хорошая слышимость. Иногда для усиления звука в театрах устанавливали резонирующие сосуды, которые размещали среди мест для публики. Занавеса в таких театрах не было. Но изредка в некоторых пьесах кое-какие части проскения временно занавешивали.

Исторические документы того времени рассказывают, что поэт Феспид практически всегда сам принимал участие в постановке своих трагедий в качестве актера. Партия актера чередовалась в пьесах с песнями хора. Это и составляло действие всей драмы. Актера, который исполнял основные роли в драме, называли «протагонист», т. е. первый актер. Позднее Эсхил ввел второго актера – девтерагониста, а Софокл – третьего – тритагониста.

В связи с тем что греческий театр был тесно связан с культом Диониса, а значит, и со всей общественной жизнью Афин, актеры пользовались большим уважением и почетом. Они занимали высокое общественное положение, избирались на высшие государственные должности, отправлялись в качестве послов в другие государства и т. д. Но актером мог стать только свободнорожденный житель Афин.

Поначалу победителями на драматических состязаниях могли стать только драматург и хорег (лицо, которое тренировало и обучало хор, а также обеспечивало хористов костюмами и деньгами). Но уже со второй половины V века до н. э. протагонисты принимали участие в состязаниях.

Обычно в постановках греческих драм участвовало по три актера. В связи с этим часто получалось так, что одному и тому же актеру приходилось играть несколько ролей. Но поскольку большая часть пьесы проходила не перед глазами зрителей (они узнавали о происшедших событиях от слуг, вестников, домочадцев и прочих), то появилась возможность обойтись малым количеством актеров. Если в драмах имелись немые роли, то их исполняли статисты.

В те времена женщин в театре не было. Их роли в драмах играли мужчины. Помимо хорошей дикции и умения декламировать стихи, актеры должны были хорошо петь. Это было нужно для того, чтобы в патетических местах пьесы исполнять монодии (арии). Для актеров были разработаны специальные упражнения, занимаясь которыми постоянно, они достигали наибольшей силы и звучности голоса, а также выразительности и безупречной дикции, т. е. они доводили певческое искусство почти до полного совершенства. Немного позднее в действие пьес стали вводиться некоторые элементы танцев, поэтому актерам нужно было учиться хорошо владеть своим телом.

Поскольку греческие актеры были в масках, то выразить удивление, восхищение или гнев при помощи мимики они не могли. Поэтому актерам приходилось много работать над выразительностью жестов и движений.

Появление масок в древнегреческом театре обусловлено связью с культом бога Диониса. Актер, который играл роль божества, всегда был в маске. В более позднее время в классическом театре маска утратила свое культовое значение. Но с ее помощью актеры могли создавать героические или карикатурно-комедийные образы. Кроме того, исполнение женских ролей мужчинами тоже требовало применения масок. Имелась еще одна причина использования масок – это размеры театра. Если бы актеры не надевали масок, то зрители последних рядов не смогли бы разглядеть их лица.

Иногда маски вырезали из дерева, иногда изготовляли из полотна (рис. 2). Если маска была полотняной, то ткань натягивалась на каркас, обмазывалась гипсом, а потом расписывалась яркими красками. Маски были разного размера. Одни из них закрывали только лицо, другие – лицо и голову. В этом случае прическу закрепляли на маске, иногда к ней крепили и бороду. В комедийных пьесах маски должны были вызывать у публики смех, поэтому их делали карикатурными, даже гротесковыми. Когда авторы комедии описывали в своих произведениях современников, маски актеров выглядели как шаржированный портрет.

Костюмы актеров своим внешним видом напоминали пышные одежды, надеваемые жрецами Диониса во время исполнения ими священных обрядов. Театральный хитон шили с рукавами до пят, плащи были двух видов: один из них, гиматий, был широким, его укладывали складками вокруг тела; второй – хламида – имел на плече застежку. Для некоторых персонажей шили специальные костюмы (например, у царей были длинные пурпурные плащи). Многие театральные костюмы были расшиты цветами, пальмами, звездами, спиралями, фигурами людей и животных. В наши дни археологи нашли вазу, датированную I веком до н. э. Ее назвали «ваза Андромеды». На этой вазе был изображен расшитый театральный костюм.

Трагические актеры во время представления надевали обувь, называемую «котурны». Они представляли собой башмаки с высокими голенищами, с толстыми подошвами, изготавливаемыми из нескольких слоев кожи. Такая обувь значительно увеличивала рост актера.

Для того чтобы придать фигуре объемность, актеры-трагики подкладывали под одежду специальные ватные подушечки. Актеры комедийного плана при помощи ватных подушек и прокладок придавали своему телу гротескный, смешной вид.

Для женских персонажей в комедиях использовали обычный женский костюм, для мужских – короткую куртку или плащ. При раскопках старинных поселений было найдено множество статуэток, которые изображали комедийных древнегреческих актеров. У статуэтки были оттопыренные живот и зад (подложены ватные подушки), вытаращенные глаза, безобразные рот и нос и пр.

В составе хора, принимающего участие в трагедии, поначалу было 12 человек. Позднее это количество увеличили до 15. В комедии число певцов хора всегда равнялось 24. Все участники хора назывались «хоревты», а руководитель хора – «корифей».

В трагедийном представлении хор, как правило, изображал людей, близких к главному герою. В комедии хористы изображали не только людей, но и животных, и сказочных существ.

Как уже говорилось выше, все представления давались во время дионисий. Для народа это были великие праздники. Об этом говорит то, что в эти дни все дела останавливались. Суды не работали, должников освобождали от уплаты налогов в течение всех дней праздника. Из тюрем даже выпускали заключенных, чтобы они могли посмотреть представления. Вместе с мужчинами в театр приходили женщины, дети и даже домашние рабы. Вход в театр был платным, но недорогим. Во времена правления Перикла неимущим жителям выдавали специальные суммы на посещение театра.

Представления в театрах шли с рассвета до заката. Поэтому зрители, которые находились в театре, там же пили и ели. Горожане надевали свои лучшие одежды, на голову – венки из плюща. Пьесы представлялись согласно жребию, о начале каждой из них возвещала труба.

Афинская публика выражала свои эмоции очень непосредственно. Если зрителям нравилось представление, то они громко кричали и аплодировали. Если же пьеса не интересовала зрителей, то они свистели, топали ногами, кричали. Иногда актеров прогоняли со сцены, бросая в них камни. Практически всегда успех драматурга зависел от суждения народа о его произведении.

 

poisk-ru.ru

Театры Афин - на карте, путеводитель и фотографии с названием и описанием популярных

Театрон

Театрон (фото)

Рекомендовать место

Театрон – новый афинский театр, представляющий собой многофункциональное помещение Культурного центра «Греческий мир», своего рода архитектурная находка. Театрон в переводе с греческого означает «место для зрелищ». Это значимый культурный центр современной театральной Греции – центр современного художественного выражения и формы.

Особенностью залов Театрона стала возможность свободного расположения зрительских кресел, в зависимости от типа проходящего мероприятия – театральное или музыкальное представление, концерт, конференция, выставка или спектакль с необычными декорациями и сценой. Аудиовизуальное оборудование Театрона идеально подобрано для греческих постановок.

Здание разработано с учетом новейших технологий, состоит из нескольких залов. Главный зал Театрона – зал «Антигонии», рассчитан на 1000 мест, единственный в своем роде, позволяющий по желанию изменять расположение сцены и зрительских мест. «Ифигения» – многофункциональный зал, вместительностью от 50 до 650 человек, располагает отдельной комнатой для наблюдения. Зал «Измини» – иного формата, он рассчитан на проведение выставок и мастер-классов.

Театр Греческого танца Доры Страту

Театр Греческого танца Доры Страту (фото)

Рекомендовать место

Театр Греческого танца под открытым небом на холме Филопапоу напротив Акрополя является настоящей сокровищницей для любителей традиционных греческих танцев. Театр-сад на 800 мест был построен в начале 50-х годов по инициативе Доры Страту, которой удалось привлечь государственную и частную помощь к его созданию.

Театр и музей славится обширной – более 2 тысяч экземпляров - коллекцией национальных костюмов из разных регионов, традиционных ювелирных украшений и аксессуаров.

Театральная труппа ежедневно представляет вниманию зрителей традиционных греческие танцы разных регионов: движения в них очень просты, однако стиль исполнения разнообразен, а потому сложен.

Яркие представления с использованием национальных музыкальных инструментов, традиционных костюмов, фольклорных песен возрождают древние традиции Греции.

Выступления театра проходят ежедневно в 21.30 за исключением понедельника, и по воскресеньям в 20.15 с мая по сентябрь.

Театр "Одион Геродота Аттического"

Театр Одион Геродота Аттического (фото)

Рекомендовать место

6

Театр "Одион (Иродион)Геродота Аттического" – традиционный римский амфитеатр, расположенный на южном склоне Акрополя.

Театр построен между 160 и 174 годами до н.э. философом Геродотом Аттическим в память о своей жене Регилле. Здание было великолепно: полукруглая сцена для оркестра высотой 82 метра и 92 метра длиной вымощена черным и белым мрамором. По обеим сторонам сцены – лестницы, декорированные мозаикой. Внутренняя облицовка выложена разноцветным мрамором и украшена декоративными пилястрами. Вместимость театра – 5000 человек.

Во время правления Марка Аврелия Афины посетил спартанский полководец Повсаний, который назвал театр одним из лучших сооружений.

В 268 году до н.э. театр был уничтожен пожаром и с тех пор служил каменоломней.

В 1857 году под слоем земли в 12 метров археологи обнаружили зрительный зал. Исследовательские и восстановительные работы продолжились.

В ХХ веке на сцене театра выступали звезды мировой величины – Мария Каллас, Стинг, коллектив Большого театра.

Театр Паллас

Театр Паллас (фото)

Рекомендовать место

1

Театр Паллас расположен в здании Армейского пенсионного фонда, в квартале Ситилинк, который является важной коммерческой частью центра Афин. Архитектурный комплекс, в который вошло здание театра, был выполнен в классическо-модерновом стиле по проекту Леонидаса Бониса и Василиса Кассандраса в 30-х годах и очень схож с некоторыми французскими театрами.

Главная миссия художественного коллектива театра – разработка новых, оригинальных пьес и мюзиклов. В театре Паллас не боятся предлагать новые интерпретации традиционных работ и активно содействуют творческой среде художников, поощряя нестандартные подходы и эксперименты. Театр активно сотрудничает с университетскими театрами, малыми театральными коллективами и региональными театрами, предоставляя им возможность заявить о себе и завоевать признание.

Зал театра Паллас рассчитан на 2,5 тысячи мест и снабжен новейшим техническим оборудованием.

Театр Диониса

Театр Диониса (фото)

Рекомендовать место

1

Театр Диониса по праву считается родиной греческой трагедии. До наших дней сохранились каменные развалины, однако первоначально театр был построен из дерева. В течение длительного времени на каждый праздник, посвященный Дионисию, из дерева возводились временные ряды для зрителей и сцена. Полностью на каменные ряды их заменили лишь в 330 году до н.э.

После обновления театр мог вмещать от 14 до 17 тысяч зрителей. Даже сейчас различимы остатки последнего ряда, который находился почти у основания Акрополя. В период правления римлян здесь проводились гладиаторские бои и цирковые представления. В I веке, в период правления Нерона орхестра была облицована мрамором, а спустя еще сто лет ближнюю часть сцены декорировали рельефами, содержащими сюжеты различных мифов о Дионисе.

www.openarium.ru

афинский театр в древней греции — Жизнь в Европе

Окружающий мир в представлении древних греков — это сцена театра, а люди — актеры, пришедшие с небес для того, чтобы сыграть роль и затем уйти в небытие. На основе этого постулата с признаками космологизма и возник греческий театр, который в полной мере отражает религию эллинов. Первое время спектакли носили глубоко религиозный характер, но постепенно пьесы становились ближе к реальной жизни простых людей.

Популярность

Возникновение греческого театра связано с религиозным культом Диониса, бога растительности, виноградарства, виноделия. Представления строились на сюжетах, посвященных этому небожителю, и были пронизаны благоговейным почитанием божества. Греческий театр появился в VI веке до н.э. и сразу стал частью жизни населения Афин. О популярности его можно судить по грандиозным сооружениям на склонах холмов в виде амфитеатра, вмещающего до 30 тысяч зрителей.

Драматургия прошлого

Древний греческий театр стал расширяться в плане разнообразия спектаклей, появились многочисленные труппы актеров, которые играли уже не только драмы и трагедии, связанные с Дионисом. Великие трагики древности — Еврипид, Эсхил, Софокл — писали пьесы из жизни греческого общества, которые пользовались неизменным успехом. Особенно зрителям нравились комедии Аристофана.

Вся история театра древней Греции состоит из противоположных по смыслу спектаклей. В трагедиях обычно отражались мифы и легенды, в которых боги выступали как непобедимая грозная сила. Герои спектакля боролись с небожителями, погибали, но не сдавались. Комедии, напротив, были смешными и носили остросатирический характер. Актеры греческого театра не выказывали никакого почтения к богам, а порой даже высмеивали их. Героями комедий были простые люди, ремесленники, торговцы, чиновники, рабы, домохозяйки.

Театральные представления обычно проходили на празднике Великих Дионисий. Спектакль устраивался на круглой площадке в нижней части амфитеатра, которая называлась «орхестра». Там размещался хор певчих, которые должны были сопровождать действие. Певцы передвигались по кругу, а среди них находился актер, играющий свою роль. Первоначально все роли в спектакле возлагались на одного исполнителя. Чтобы как-то выделиться из окружающего его хора, актер надевал обувь на высокой платформе — так называемые котурны, благодаря которым становился выше на 15 сантиметров.

Структура спектакля

Вскоре афинский трагик Эсхил ввел второго актера и тем самым сделал действие более динамичным. На орхестре появились декорации, звуковые машины, имитирующие гром и молнию, вой ветра и шум дождя. Затем трагик добавил еще одно действующее лицо. Однако ролей становилось все больше и больше, с ними не справлялись даже трое актеров. Тогда были введены маски, каждая из которых представляла определенный образ. Для перевоплощения достаточно было сменить маску и выйти на сцену в новом обличии.

На заднем плане, за орхестрой, находилось специальное помещение — скена, где актеры могли незаметно для зрителей сменить маску, которая делалась из разноцветной глины и отражала определенное выражение лица героя и его настроение. Характерность маски была обычно ярко выраженной, при взгляде на нее зритель сразу понимал, что хочет сказать актер, и какие чувства он пытается выразить.

Маски как основа театрального искусства

Особое значение имел цвет маски: смуглый оттенок говорил о спокойствии и хорошем здоровье персонажа, болезнь или недомогание олицетворял желтый цвет, красный говорил о хитрости, возмущение и гнев представлялись багровой маской. Выразительность масок лежала в основе всего спектакля, на этом строилось все театральное действие. Актеру нужно было только подкрепить впечатление жестами и движениями тела. Маски греческого театра также играли роль рупора, усиливая силу звучания голоса актера.

Состязательность

Греция издревле считалась страной соревнований. Не избежал этой традиции и театр. В дни Великих Дионисий все спектакли были подчинены огону — состязательности. В праздничные дни устраивались три трагедии и одна комедия сатирической направленности. По окончании каждого представления зрители определяли лучшего актера, лучшую постановку и так далее по всем признакам, которые характеризовали спектакль. В последний день Великих Дионисий победители получали призы.

Отцы драматургии того времени — Эсхил, Еврипид, Софокл — состязались между собой. Эсхил, проповедующий нравственность, моральную ответственность за допущенное зло, благодаря своим произведениям («Орестея», «Прометей», «Персы» и др.) побеждал 13 раз. Софокл признавался как лучший трагик 24 раза, в этом помогли созданные им образы в трагедиях «Электра», «Антигона», «Эдип». Самый младший драматург — Еврипид — старался догнать старших наставников, его персонажи — Медея, Федра — глубоко психологичны.

Античная комедия Аристофана представлена следующими произведениями: «Осы», «Всадники», «Лягушки», «Лисистрата», «Мир», «Облака». Сюжеты сатирических пьес перекликались с политической обстановкой в Греции того периода. В сравнении с драматургией, основанной на легендах, комедии Аристофана отражали реальность.

Греческий театр, его устройство

Склоны холмов и открытое небо. Греческий театр античного периода построен по следующему принципу: ступенчатый амфитеатр в форме усеченного круга поднимается вверх от круглой площадки-сцены. Если мысленно продолжить пологую конструкцию, то получится замкнутая фигура, состоящая из правильных концентрических кругов. Каждый круг сложен из грубо отесанных каменных блоков. Поверхность камня шероховатая, а его контуры настолько правильно рассчитаны, что стыки почти незаметны. За ярусами греческого амфитеатра в Афинах стоит титанический труд сотен тысяч рабов, которые работали без отдыха днем и ночью. 78 рядов зрительских мест делятся на несколько сегментов клинообразной формы. Греческий театр обязательно имел первый ряд со спинками для важных персон, жрецов, должностных лиц и почетных гостей. Отдельно стоит каменное кресло с ажурной резьбой, это место жреца Диониса.

Круглая площадка, сцена театра, так называемая орхестра, отделяется от амфитеатра невысоким забором. В ее центре находится алтарь-жертвенник Диониса, на его ступенях во время спектаклей сидели музыканты. С внешним миром орхестра соединяется проходами — пародами. Площадка регулярно засыпалась мелким щебнем или песком. Позже была вымощена брусчаткой.

Позади орхестры находился проскений — помост для сбора актеров накануне выступления. А за ним располагалась скена или, выражаясь современным языком, гримерка, где исполнители ролей подбирали себе маски и готовились к выходу на орхестру. По бокам скены было два небольших флигеля, где хранился театральный реквизит и маски. Эти помещения назывались «параскении».

Общение перед спектаклем

Многовековая история театра Греции отмечена одной непоколебимой традицией. Публика собиралась задолго до начала спектакля, люди шли длинной вереницей по пародам и рассаживались на свободные места. Ранний приход отчасти объяснялся желанием занять лучшее место. Кроме того, было принято перед представлением общаться с соседями, узнавать новости и делиться своими мыслями. Античный греческий театр был своего рода центром общения столичных жителей. Обычно люди приходили целыми семьями.

Современный театр Греции

В самом начале 20-го века в Афинах был создан театр «Новая сцена», название которого говорило само за себя. В репертуаре «Неа Скини» были произведения как греческих драматургов, так и авторов из других стран. Пьеса Ибсена «Дикая утка», «Нахлебник» Тургенева, «Тайна графини Валерии» Ксенопулоса и многие другие были сыграны и включены в репертуар.

Основатель труппы К. Христоманос стремился создать актерский ансамбль последнего поколения без оглядки на традиционный древнегреческий театр масок, с условными героями и не вполне определенными ролями. В целом ему это удалось, но все же некоторые нюансы из прошлого проскальзывали в постановках. Некоторые сцены не обходились без застывшего выражения лица актера, напоминающего маску. Иногда мимика не позволяла выразить чувства так, как это могла сделать маска. Таким образом прослеживалась связь веков.

В период с 1910 по 1920 год греческое театральное искусство пришло в упадок. Сказалась напряженная ситуация в обществе в связи с Первой мировой войной и общим экономическим застоем. Людям было не до зрелищ. Почти все театры перешли на коммерческую основу, а это означало полный пересмотр репертуара, замену классических произведений низкопробной бульварщиной. Перемены были неизбежны, поскольку в зрительные залы стали приходить разухабистые личности, которые предпочитали видеть на сцене полуобнаженных актрис, а все остальное их не интересовало. Все попытки восстановить на сцене классические спектакли по пьесам Софокла и Эсхила оканчивались провалом. Пришло другое время, и современный театр занял свои позиции.

Звезды-одногодки, которые выглядят на разный возраст Познакомьтесь со списком звезд, которые родились в один и тот же год, но выглядят по-разному. Вас потрясут эти фото.

10 оскорблений от Шекспира, которые работают лучше, чем современные Познакомьтесь с оригинальными ругательствами Шекспира — вам понравится пользоваться некоторыми из них.

Дата рождения может многое о вас рассказать В настоящее время все больше людей склоняются к тому, что цифры имеют в судьбе основополагающее значение. Мы приходим в этот мир в определенный день м.

Что произойдет, если вы будете делать «планку» каждый день: 7 неожиданных эффектов «Планка» — это невероятная позиция, которая полезна сама по себе, но также является удобной для выполнения дополнительных упражнений.

7 секретов людей, у которых всегда чисто в доме Хотите, чтобы у вас в доме было чисто всегда, а не только по воскресеньям после генеральной уборки? Тогда следуйте этим советам.

15 самых красивых жен миллионеров Познакомьтесь со списком жен самых успешных людей мира. Они потрясающие красавицы и нередко успешны в бизнесе.

Одной из достопримечательностей древнего греческого города Афин является театр Диониса. Он представляет собой самый старый театр в мире. Театр Диониса в Афинах был построен еще в VI веке до нашей эры. Именно здесь проводились знаменитые афинские дионисии – праздники в честь Диониса, бога искусств и виноделия, проходившие дважды в год. Древние греки с удовольствием посещали состязания актеров, которые вскоре получили название «театр».

Однако современное понятие театра очень отличается от древнегреческого. Тогда, до нашей эры, зрители наблюдали за одним лишь актером в маске, показывающим свое умение под аккомпанемент хора. Как правило, во время дионисий соревновались между собой два или три актера в различных жанрах. Лишь много позже, с развитием театрального искусства, актеры перестали носить маски, а в представлениях начало участвовать сразу несколько человек.

В дальнейшем в театре Диониса в Афинах ставились сцены из Софокла, Еврипида, Эсхила и других античных драматургов.

Особенности античной постройки афинского театра Диониса

Находится театр Диониса на юго-восточной стороне афинского Акрополя.

В древности сцена театра назвалась орхестра. От зрительного зала ее отделял ров с водой и широкий проход. Сзади орхестры располагалась схена – здание, где актеры переодевались и ожидали выхода на сцену. Стены орхестры были украшены барельефами из жизни древнегреческих богов, в частности, самого Диониса, и эти произведения искусства частично сохранились до наших дней.

Характерной особенностью театра Диониса является то, что он не имеет крыши и располагается под открытым небом. Он сделан в форме амфитеатра из 67 рядов, располагающихся в форме полукруга. Такой характер постройки обусловлен большой площадью театра, ведь он был рассчитан на 17 тысяч зрителей. На то время это было очень много, поскольку численность афинян составляла вдвое больше – около 35 тысяч человек. Стало быть, каждый второй житель Афин мог присутствовать на представлении.

Изначально посадочные места для любителей зрелищ были выполнены из дерева, но в 325 году до нашей эры они были заменены на мраморные. Благодаря этому некоторые кресла сохранились до сих пор. Они очень низкие (всего около 40 см высотой), поэтому зрителям приходилось сидеть на подушках.

А для особо уважаемых посетителей театра Диониса в Древней Греции каменные кресла первого ряда были именными – об этом свидетельствуют хорошо различимые надписи на них (к примеру, кресла римских императоров Нерона и Адриана).

На заре нашей эры, в I веке, театр перестраивался снова, на этот раз – под гладиаторские бои и цирковые представления. Тогда между первым рядом и ареной был выстроен высокий бортик из железа и мрамора, призванный обезопасить зрителей от участников таких представлений.

Древнегреческий театр Диониса сегодня

Как одно из наиболее древних сооружений столь великой культуры, театр Диониса в Афинах подлежит реставрации. Сегодня этим занимается некоммерческая организация «Диазома». Финансируются работы частично из бюджета Греции, частично – из собранных с помощью благотворительности средств. На это будет потрачено около 6 миллиардов евро. Главным реставратором является греческий архитектор Константинос Болетис, а сами работы планируется закончить к 2015 году.

Вот каков план работ по реставрации знаменитого памятника архитектуры и искусства:

  • укрепить стены сооружения;
  • отреставрировать старые сиденья и добавить несколько ярусов новых;
  • восстановить декоративные элементы, которыми украшены стены и бортики театра.

Театр Диониса в Греции – это памятник всему мировому искусству. Будучи в Афинах, обязательно посетите древний Акрополь, чтобы воздать должное этой достопримечательности.

gideu.ru

трагедия и комедия, маски и костюмы, первые театры

 

Весь запад считает, что история театр и драматургии в её классическом понимании уходит корнями в Древнюю Грецию. Нет дыма без огня: первые театрализованные представления возникли как раз из танцев и песен, которые исполнялись во время вакханалий в честь греческого бога вина Диониса.

Фестиваль драматического искусства Диониссия

В Афинах этот религиозный праздник постепенно превратился в такой фестиваль драматического искусства как Дионисии, которые длились в весенние месяцы в течение пяти дней. Участвовать мог каждый гражданин Афин. Для этого он приносил написанную пьесу архонту, который решал, можно ли её показывать простым зрителям или нет.

Он же назначал богатых граждан полиса – хорегов – с целью финансирования постановки на сцене, что считалось почётным в те времена. Со временем простые религиозные постановки стали усложняться и появились первые пьесы.

В тех самых Дионисиях принимали участие группы людей, именуемые хором. Их задачей были песни и пляски. Чуть позже выделился актёр – тот кто говорил с хором. Но актёров становилось всё больше и больше.

В результате, пьесы уже писались непосредственно под актёров. Роль же хора становилась всё незначительней. Однако самих актёров в одной пьесе было не более 4 человек.

По этой причине приходилось одному и тому же человеку исполнять несколько ролей. Женщины не могли принимать участие в постановках.  Их роли исполнялись мужчинами. Так и появились первые пьесы. 

Выделения двух жанров: трагедия и комедия

Позже выделилось два жанра: комедия (затем выделилось еще одно направление комедии – сатира) и трагедия.  Трагедии обычно ставились по мифологическим и легендарным сюжетам, комедии же были простыми шаржами на известных людей Афин.

Если в трагедиях главную роль играли герои, боги и цари, то в комедиях это обычные граждане полиса, которые нередко высмеивали политиков своего времени. Как известно, в Афинах была демократия.

Цель трагедии было показать, как следует себя вести и как нет. Хотя у некоторых трагедий был счастливый конец, и сам сюжет не исключал юмор.

Комедии же высмеивали пороки людей и забавные баталии между мужчинами и женщинами. А сатиры высмеивали общественные нравы и в отличие от комедий и трагедий были грубыми и язвительными.

Известными драматургами Древней Греции были Аристофан, Эсхил, Софокл и  Эврипид. Из-под пера этих гениев вышли такие трагедии, как Алкестида, Электра, Ипполит и Циклон Эврипида, Антигона, Эдип-тиран и Электра Софокла, Семеро против Фив и трилогия Орестея, которая включает в себя трагедии Агамемнон, жертва и у гроба и Эвмениды, Эсхила. А также остроумные комедии Аристофана – Лягушки, Птицы, Женщины в народном собрании и Осы.

Актеры в театрах Афин

Власти благоволили трагедиям: им предоставлялись сцена, хореографы и актёры.  В Афинах проходили фестивали драматического искусства, на которых актёры со всей Греции боролись за титул лучших.

Так разделились и драматические актёры: появились протагонисты, тритагонисты и девтерагонисты. Архонты закрепили за собой права контроля театральной деятельности Афин. У актёров и драматургов не было права выбирать себе роль или назначать понравившегося актёра на неё – всё было в руках архонтов. Даже судья на состязания Дионисий назначал он.

Но теперь оплаты постановки происходила за государственный счёт (налог хорегия, который шёл на финансирование фестивалей, платили все граждане Афин): деньги выделялись лично архонту из казны.

В состязаниях обычно принимали участие три поэта-актёра. Они играли три трагедии и одну комедию. В самые ранние годы зарождения театра драматург был и актёром, и режиссёром. Говорят, Софокл играл в качестве актёра в своих ранних пьесах. На Дионисиях было интересное одно из состязаний, которое заключалось в соревновании трагиков и комиков.

Маски и костюмы актеров

Одним из интереснейших аспектов афинского театры являются маски и костюмы актёров. Сцена театра, о которой еще будет написано чуть позже, была огромной, и зрительских мест было много.

Каждому хотелось рассмотреть, что происходит на сцене. По этой причине, чтобы зрители поняли кто какую роль исполняет, актёры одевали маски, которые показывали настроение и пол (женские и мужские маски). Были и двусторонние маски: с одной стороны – спокойной лицо, а с другой - злое.

Сами маски изготавливались из плотной разрисованной ткани и имели воронкообразные отверстия для рта, что зрители даже на самых последних рядах могли хорошо и чётко слышать  каждое произнесённое актёром слово.

Говоря о масках нельзя сказать о костюмах. Для актёров  изготавливались специальные костюмы, а именно башмаки на толстой подошве, с помощью которых актёры казались выше и были заметнее зрителям, сидевших на дальних местах, плотные туники и парики.

Цвет одежды многое объяснял в спектакле: яркие цвета означали, что герой положительный и удачливый, тёмные оттенки говорили о трагическом образе актёра. Также изготавливались специальные костюмы птиц и животных для актёров, играющих в комедиях.

Древнегреческие театры - первые театры в Афинах

Первые пьесы в Афинах ставили на агоре (рыночная площадь в городах-полисах). Но с успехом фестивалей Дионисий (позже они проводились уже два раза в год – Малые и Великие Дионисии) стало появляться большее количество зрителей.

Тогда власти задумались о постройки специального сооружения, в котором проходили бы спектакли. Так был построен огромный зал на открытом воздухе вблизи Акрополя.

Первый афинский театр стал примером для подражания остальных городов-полисов. Такие театры обычно вмещали более 18 тысяч зрителей. Правда,  в остальных полисах театры строились на склонах гор из-за нежелания властей тратиться на их строительство.

Согласно археологическим раскопкам на территории Греции и остального эллинистического мира наличие театра стало синонима престижа.

Источником о строении театра является сочинения Витрувия ‘Об архитектуре’. Театр состоял из следующих элементов: орхестры (в современном понимании – сцена, в понимании греков – место для пляски), театрон (места для зрителей), скена (место для переодевания актёров), проскений (фасад скены, который служил для укрепления декораций) и пароды (проходы между сидениями).

У театров не было верхних перекрытий – крыши – поэтому спектакли давали днём при дневном освещении. Не все эти составляющие появились сразу, но уже полностью сформировавшийся античный театр выглядел именно так.

Такой театр появился примерно в  IV веке до н.э. после множества перестроек. Сначала 67 рядов сидений в театре были деревянные, но вскоре их заменили на мраморные.  На первом ряду сидели только почётные жители Афин и вельможи.

Каждое место было ‘зарезервировано’ за господином – на спинке кресла высекалось его имя.  Уже после римского завоевания на втором ряду разместилось место императора. А когда римляне проводили на сцене бои гладиаторов, у первых рядов появились небольшие бортники.

Уважение к театру у Афинян

Афиняне с большим уважением относились к театру. Если сначала каждый мог смотреть пьесу, то со временем  нужно было платить два обола (для откупщиков театра). Но граждане полиса сперва получали деньги из казны на посещение театров, а потом была создана отдельная зрелищная касса, которая состояла из остатков государственной казны и была неприкосновенна для других расходов.  Трата этих средств на что-либо другое каралось законом. 

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Афинский Акрополь: греческая архитектура и скульптура Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspОлимпийские игры в Древней Греции: история, суть, олимпийский огонь

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Театр Диониса – главная сцена древних Афин

Театр Диониса (TheatreofDionysus) представляет собой живописные руины величественного когда-то здания. А точнее, обширной круглой сцены и 67-рядовых мраморных трибун. Это один из самых древних театров, сохранившихся до сих пор, он находится на юго-восточном склоне Акрополя, который в античное время был духовным центром Афин, и на его территории вы найдете множество достопримечательностей именно того славного периода.

Конечно, разрушения от человеческих рук и сил природы не пощадили архитектурные классические шедевры, созданные еще до нашей эры, но о некоторых мы все-таки можем судить по сегодняшнему их состоянию. К ним относится и театр Диониса. Несмотря на то, что мрамор искрошился, а часть трибун и вовсе представляют собой обломки, он все еще выглядит внушительно и живописно, напоминая о своем блистательном прошлом.

Немного истории

Театр был построен в 5 веке до н.э. и изначально был сооружен из дерева. На его сцене проходили театральные соревнования – постановки по лучшим произведениям того времени, и комедийные, и трагические, строго оценивались зрителями, а результаты записывались и хранились в государственном архиве.

В 325 году до н.э. театр отстроили из мрамора. Сиденья располагались в 67 рядом и могли вместить половину всех жителей Афин – около 17 000 зрителей.

В 1 веке н.э. театр перестраивали под гладиаторские бои, цирковые представления. Именно поэтому перед первым рядом теперь можно увидеть высокий бортик.

Интересные факты

  • На данный момент идет процесс реставрации театра Диониса. Работы планируют завершить к середине 2015 года, на них было выделено 6 млн. евро некоммерческой организацией «Диазома» и государством Греции. К концу реставрации будут укреплены держащие стены и добавлено еще несколько ярусов к трибунам, чтобы театр был максимально похож на то, что было в древние времена.
  • Из-за своей обширной площади, здание театра обошлось без крыши, так что все спектакли и зрелищные представления устраивали под открытым небом.
  • Дионис – это покровитель вина, буйного веселья, оргий и других низменных, но всегда желанных удовольствий. Театр получил своё название потому, что царь Писистрат, правивший во время возведения храма лицедейства, был большим почитателем гедонистического бога и захотел увековечить его славу.
  • Изначально был возведен храм Диониса, а затем Писистрат приказал построить танцевальную площадку недалеко от святилища. Эта самая площадка и стала фундаментом для великолепного театра.

Как добраться

  • Удобнее всего будет добраться до античного театра на метро. Вам нужна станция под названием ΣΤ.ΑΚΡΟΠΟΛΗ, что расположена на красной ветке.
  • Автобусный маршрут номер 230 проходит мимо парка, где можно осмотреть множество древних достопримечательных руин, в том числе и театр Диониса.
  • Вы всегда можете доехать до театра Диониса на такси, либо арендованном автомобиле.
  • Так как театр находится в сердце прекрасных Афин, вы вполне можете прогуляться до здания, заодно осмотрев старинные центральные улочки столицы.

Контакты

Адрес: Mitseon 25, Athina 117 42, Греция

Телефон: +30 21 0322 4625

btimes.ru