Внешняя политика древняя греция. Внутренняя и внешняя политика Древней Греции. Древнегреческие политики
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Внешняя политика древней Македонии. Внешняя политика древняя греция


Внешняя политика Греции - это... Что такое Внешняя политика Греции?

В своей внешней политике Греция придерживается международных законов, отказывается от силовых методов в решении проблем, поддерживает продвижение коллективных систем безопасности и мирного урегулирования международных конфликтов, принимает участие в борьбе с терроризмом.

Дипломатические отношения

Дипломатические отношения Греции:      уровень посольства      уровень консульства[1][2]

Основные проблемы

До сих пор проблемными и неурегулированными вопросами во внешней политике Греции остаются Кипрский и Эгейский конфликты по поводу соответственно оккупации Кипра и делимитации Эгейского моря с Турцией[3], а также Македонский вопрос из-за названия, территориальных[4][5] и историко-культурных претензий[6][7]Республики Македонии.

Кипрский конфликт

Кипрский конфликт вызван турецким вторжением 1974 года и оккупацией северной части Кипра, которая принудительно разделила население, превратила тысячи греков-киприотов на беженцев. 15 ноября 1983 года была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра, признанная только Турцией, в то же время международное сообщество, в частности ООН, до сих пор считает эту территорию оккупированной Турцией[8]. После обретения независимости от Великобритании, греки-киприоты три раза голосовали на референдуме по вопросу присоединения к Греции. Около 90 % избирателей высказалось за присоединение. Однако Греция всё время отказывала в воссоединении, ссылаясь на условия договора о независимости[9].

Эгейский конфликт

Основная статья: Эгейский конфликт

Эгейский конфликт — основной камень преткновения в греко-турецких отношениях с начала 1970-х годов. Неурегулированными остаются вопросы: делимитации территориальных вод, национального воздушного пространства, исключительных экономических зон и использования континентального шельфа, районов полётной информации (FIR), споры по уже демилитаризованному статусу, присвоенного некоторым из греческих островов в этом районе, турецкие претензии «серых зон» неопределённого суверенитета над многочисленными незаселёнными маленькими островками, в первую очередь острова Имиа (Кардак). В то же время Греция в Хельсинки в декабре 1999 года играла активную роль в предоставлении Турции статуса кандидата на вступление в ЕС. В 2010 году премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган с несколькими министрами посетил с официальным визитом Афины[10]. Проведённые переговоры, по мнению аналитиков, стали проявлением определённого потепления в отношениях между государствами[11], а глава МИД Турции Ахмет Давутоглу заявил, что турецкое правительство работает над созданием «атмосферы психологических перемен» в отношениях между двумя странами[12].

Македонский вопрос

Македонский вопрос особенно остро встал в начале 1990-х годов в отношениях между Грецией и новообразованной Республикой Македонией, которую Греция до сих пор не признала по нескольким причинам. Во-первых, особенно в первые годы своей независимости, Республика Македония вела активную пропаганду создания независимого государства не в бывшей югославской республике, а в пределах исторической области Македония, которая включает части территорий современных государств: Сербии, Болгарии и Греции[13]. Столицей этого государства должен стать греческий город Салоники[14], даже на банкноте македонского денара изображался символ Салоник — Белая башня[15]. В столице Республики Македонии Скопье именем Александра Македонского назван международный аэропорт[16], главная площадь города названа Македонской, где также установят огромный памятник Александру[17][18]. В общем македонские историки ставят под сомнение и греческий характер Древней Македонии[19]. Поэтому едва ли не наибольшую обеспокоенность в Греции вызывает переиначенная национальная история Республики Македонии. Греция настаивает на использовании официального названия, признанного ООН, — Бывшая Югославская Республика Македония — и блокирует вступление Республики Македонии в ЕС и НАТО, пока не будет согласовано новое имя для этого государства на продолжающихся переговорах, идущих под эгидой ООН.

Евроинтеграция

В 1961 году Греция стала первой страной, которая не будучи членом ЕЭС, подписала соглашение об ассоциации с ЕЭС. Через 20 лет, в 1981 году, Греция стала членом Европейского союза (в то время Европейское экономическое сообщество). 1 января 2000 года Греция приняла нормативно-правовую базу Шенгенского соглашения, которое дало гражданам Греции право неограниченных поездок. 1 января 2001 года Греция присоединилась к экономическому валютному союзу, став двенадцатым полноправным членом Еврозоны.

Греция активно поддерживает будущее расширение ЕС (за исключением членства Турции и Республики Македонии). В частности, в 2010 году Греция выразила поддержку европейской перспективе Сербии[20]. Одновременно в ноябре 2010 года президент Греции Каролос Папульяс в ходе визита в Болгарию заявил относительно БЮРМ[21]:

Греция поддерживает решение, которое будет отражать историческую реальность региона… до тех пор, пока она (БЮРМ) настаивает на непримиримой своей позиции, двери НАТО и ЕС будут для нее закрыты, а процедуры присоединения к Европейскому союзу заморожены.

По поводу ассоциации Турции Каролос Папульяс в том же сообщении добавил:

Кипрский конфликт глубоко затрагивает греко-турецкие отношения и является основным препятствием для отношений ЕС с Турцией.

Членство в международных организациях

Имея исключительно выгодное географическое положение в регионе, она пользуется многими дипломатическими, торговыми и политическими выгодами от международного сотрудничества. Греция — один из основных участников большинства крупных международных организаций, в частности: Банк международных расчётов, Организация черноморского экономического сотрудничества, Всемирная таможенная организация, Совет Европы, Совет Евро-Атлантического Сотрудничества, Европейский банк реконструкции и развития, Европейская экономическая комиссия ООН, Африканская экономическая комиссия ООН (ассоциация), Латино-Американская и Карибская экономическая комиссия ООН, Европейский инвестиционный банк, Экономический и монетарный союз ЕС, Европейский союз, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, МАГАТЭ, Международный банк реконструкции и развития, Международная организация гражданской авиации, Международная ассоциация развития, Международное энергетическое агентство, Международный фонд сельскохозяйственного развития, Международная финансовая корпорация, Международная организация труда, Международный валютный фонд, Международная морская организация, Интерпол, Международный олимпийский комитет, Международная организация по миграции, Международная организация по стандартизации, НАТО, Организация экономического сотрудничества и развития, ОБСЕ, ООН, Совет Безопасности ООН, Конференция ООН по торговле и развитию, ЮНЕСКО, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Западноевропейский союз, ВОЗ, Всемирная метеорологическая организация, Всемирная организация интеллектуальной собственности.

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Внешняя политика Греции - Gpedia, Your Encyclopedia

В своей внешней политике Греция придерживается международных законов, отказывается от силовых методов в решении проблем, поддерживает продвижение коллективных систем безопасности и мирного урегулирования международных конфликтов, принимает участие в борьбе с терроризмом.

Дипломатические отношения

Дипломатические отношения Греции:      уровень посольства      уровень консульства[1][2]

Основные проблемы

До сих пор проблемными и неурегулированными вопросами во внешней политике Греции остаются Кипрский и Эгейский конфликты по поводу соответственно оккупации Кипра и делимитации Эгейского моря с Турцией[3], а также Македонский вопрос из-за названия, территориальных[4][5] и историко-культурных претензий[6][7]Республики Македонии.

Кипрский конфликт

Кипрский конфликт вызван турецким вторжением 1974 года и оккупацией северной части Кипра, которая принудительно разделила население, превратила тысячи греков-киприотов в беженцев. 15 ноября 1983 года была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра, признанная только Турцией, в то же время международное сообщество, в частности ООН, до сих пор считает эту территорию оккупированной Турцией[8]. После обретения независимости от Великобритании, греки-киприоты три раза голосовали на референдуме по вопросу присоединения к Греции. Около 90 % избирателей высказалось за присоединение. Однако Греция всё время отказывала в воссоединении, ссылаясь на условия договора о независимости[9].

Эгейский конфликт

Эгейский конфликт — основной камень преткновения в греко-турецких отношениях с начала 1970-х годов. Неурегулированными остаются вопросы: делимитации территориальных вод, национального воздушного пространства, исключительных экономических зон и использования континентального шельфа, районов полётной информации (FIR), споры по уже демилитаризованному статусу, присвоенного некоторым из греческих островов в этом районе, турецкие претензии «серых зон» неопределённого суверенитета над многочисленными незаселёнными маленькими островками, в первую очередь острова Имиа (Кардак). В то же время Греция в Хельсинки в декабре 1999 года играла активную роль в предоставлении Турции статуса кандидата на вступление в ЕС. В 2010 году премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган с несколькими министрами посетил с официальным визитом Афины[10]. Проведённые переговоры, по мнению аналитиков, стали проявлением определённого потепления в отношениях между государствами[11], а глава МИД Турции Ахмет Давутоглу заявил, что турецкое правительство работает над созданием «атмосферы психологических перемен» в отношениях между двумя странами[12].

Македонский вопрос

Македонский вопрос особенно остро встал в начале 1990-х годов в отношениях между Грецией и новообразованной Республикой Македонией, которую Греция до сих пор не признала по нескольким причинам. Во-первых, особенно в первые годы своей независимости, Республика Македония вела активную пропаганду создания независимого государства не в бывшей югославской республике, а в пределах исторической области Македония, которая включает части территорий современных государств: Сербии, Болгарии и Греции[13]. Столицей этого государства должен стать греческий город Салоники[14], даже на банкноте македонского денара изображался символ Салоник — Белая башня[15]. В столице Республики Македонии Скопье именем Александра Македонского назван международный аэропорт[16], главная площадь города названа Македонской, где также установят огромный памятник Александру[17][18]. В общем македонские историки ставят под сомнение и греческий характер Древней Македонии[19]. Поэтому едва ли не наибольшую обеспокоенность в Греции вызывает переиначенная национальная история Республики Македонии. Греция настаивает на использовании официального названия, признанного ООН, — Бывшая Югославская Республика Македония — и блокирует вступление Республики Македонии в ЕС и НАТО, пока не будет согласовано новое имя для этого государства на продолжающихся переговорах, идущих под эгидой ООН.

Евроинтеграция

В 1961 году Греция стала первой страной, которая не будучи членом ЕЭС, подписала соглашение об ассоциации с ЕЭС. Через 20 лет, в 1981 году, Греция стала членом Европейского союза (в то время Европейское экономическое сообщество). 1 января 2000 года Греция приняла нормативно-правовую базу Шенгенского соглашения, которое дало гражданам Греции право неограниченных поездок. 1 января 2001 года Греция присоединилась к экономическому валютному союзу, став двенадцатым полноправным членом Еврозоны.

Греция активно поддерживает будущее расширение ЕС (за исключением членства Турции и Республики Македонии). В частности, в 2010 году Греция выразила поддержку европейской перспективе Сербии[20]. Одновременно в ноябре 2010 года президент Греции Каролос Папульяс в ходе визита в Болгарию заявил относительно БЮРМ[21]:

«Греция поддерживает решение, которое будет отражать историческую реальность региона… до тех пор, пока она (БЮРМ) настаивает на непримиримой своей позиции, двери НАТО и ЕС будут для неё закрыты, а процедуры присоединения к Европейскому союзу заморожены.»

По поводу ассоциации Турции Каролос Папульяс в том же сообщении добавил:

«Кипрский конфликт глубоко затрагивает греко-турецкие отношения и является основным препятствием для отношений ЕС с Турцией.»

Членство в международных организациях

Имея исключительно выгодное географическое положение в регионе, она пользуется многими дипломатическими, торговыми и политическими выгодами от международного сотрудничества. Греция — один из основных участников большинства крупных международных организаций, в частности: Банк международных расчётов, Организация черноморского экономического сотрудничества, Всемирная таможенная организация, Совет Европы, Совет Евро-Атлантического Сотрудничества, Европейский банк реконструкции и развития, Европейская экономическая комиссия ООН, Африканская экономическая комиссия ООН (ассоциация), Латино-Американская и Карибская экономическая комиссия ООН, Европейский инвестиционный банк, Экономический и монетарный союз ЕС, Европейский союз, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, МАГАТЭ, Международный банк реконструкции и развития, Международная организация гражданской авиации, Международная ассоциация развития, Международное энергетическое агентство, Международный фонд сельскохозяйственного развития, Международная финансовая корпорация, Международная организация труда, Международный валютный фонд, Международная морская организация, Интерпол, Международный олимпийский комитет, Международная организация по миграции, Международная организация по стандартизации, НАТО, Организация экономического сотрудничества и развития, ОБСЕ, ООН, Совет Безопасности ООН, Конференция ООН по торговле и развитию, ЮНЕСКО, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Западноевропейский союз, ВОЗ, Всемирная метеорологическая организация, Всемирная организация интеллектуальной собственности.

Примечания

Ссылки

www.gpedia.com

Внутренняя и внешняя политика Древней Греции. Древнегреческие политики

Формированию государственности в Греции поспособствовало расположение государства на территории с благоприятными для жизни условиями.

На этих землях находились природные ископаемые, незамерзающее побережье моря, множество островов. Какой была внешняя и внутренняя политика Древней Греции? Какие цели преследовались? Обо всем этом вы узнаете, прочитав статью.

Возникновение городов и внутренняя политикаполитика древней греции

На греческих островах первые города стали появляться еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Приблизительно тогда же на Крите зародилась Минойская цивилизация.

Возводились дворцы, которые в дальнейшем стали политическими, экономическими, религиозными и культурными центрами Греции. На материке постепенно стали формироваться самостоятельные государства.

Мало что известно о политике Древней Греции в то время. До наших времен дошли только сведения о событиях Троянской войны. Даже выдающиеся греческие историки называли эти времена «веками темными».

Далее истории известен факт, что территорию Греции захватили первобытные племена дорийцев. Развитие страны затормозилось. Но созданные предпосылки дали дальнейший политический и экономический толчок развитию. Государство вступило в эпоху расцвета, в том числе и социального. К шестому веку до нашей эры начинается довольно бурное развитие греческих городов.

Города назывались полисами, в них проживали люди, владеющие землей, просто граждане, промышленники и ремесленники. Они обладали собственностью и, как следствие, гражданством.

Проживающие в городах разделялись на свободных и рабов, поэтому в полисах происходила борьба между разными слоями населения. Простые граждане постоянно боролись с аристократией. Со временем обстановка нормализовалась, и установилось государственное правление – тирания, что в переводе означает «правление единоличное».

Подобные изменения поспособствовали развитию экономики. Появились товары и первые деньги, повысилась роль граждан без имущества. Возросла роль денег, стали меняться традиции и нормы морали, принятые в городах. Обострились социальные конфликты между разными слоями населения, проживавшего в городах. Это ослабило страну, поэтому в скором времени Грецию завоевал царь из Македонии.

Греция распалась. Появилось много самостоятельных объединений, которые попали под иго римлян. Философы будущего в своих трактатах долго осмысливали, как такое могло случиться.

Формы правления

Испокон веков известно, что начало мировой демократии было положено в Древней Греции. Но были в этой стране формы правления, резко отличающиеся от демократии.

Великий Аристотель назвал демократию «политией», предполагая, что правление может быть и аристократическим, и монархическим. Формы государственного устройства он делил на три типа, при которых все делается ради общего блага. Соответственно выделял он и три отклонения правления, называя их извращенными. При таком положении правящая верхушка руководствовалась исключительно эгоистическими интересами. Как называлась форма правления в этот период, так и называли правителя страны (тирания – тиран). Всё зависело от режима, который господствовал в данный момент.

Довольно широко мир политики Греции известен в крито-микенский период. Для него характерен монархический строй правления, который называли ванака, что в переводе означает «хозяин, владыка, царь». Властью заправляли басилевсы. Они были главными и в военных делах.

Правители

Только благодаря произведениям Гомера, до современников дошли имена многих правителей Древней Греции и просто известных личностей. Мы знаем Одиссея, Диомеда, Нестора, Ахилла, династии Атридов, Лабдакидов, Нелеидов. Считалось, что они потомки богов, но, несмотря на это, династии монархов в Греции не прижились.

В 7-6 веках до нашей эры в стране стали править тираны. Несмотря на их безжалостность, именно они внесли наибольший вклад в развитие страны, которую мы сейчас знаем.

Вспомним Периандра, Писистрата, Кипсела и многих других, о которых нам поведали древнегреческие историки и писатели. Их нахождение у власти оказалось быстротечным, чего не скажешь о правлении Дионисия, тирана и правителя Сиракузов. Его избрали стратегом-автократом на время ведения войны. Война закончилась, а он так и правил до конца своей жизни, который настиг его прямо на троне.

Управление городами осуществляла магистратура, которую возглавляли так называемые архонты (вожди). Но данный орган присутствовал только во времена демократических периодов правления.

Правитель Древней Греции назывался тагом. Одним из таких тагов был и Ясон Ферский, который внес большой вклад в формирование Греции.

Большинство полисов Древней Греции были демократическими или олигархическими. При демократии все свободные граждане имели право голосовать, при олигархии - только те, кто был богат. Перикл – это наглядный пример вождя-демократа. Благодаря его большому влиянию на народ, его довольно часто называли демагогом, то есть «властвующим над народом».

При Александре Македонском его стратеги и воины высшего эшелона Деметрий и Антигон уже назвали себя царями. Прошло время и монархов стали возводить до уровня богов. Каждый из правителей считал, что он царь и потому может передать власть по наследству.

Внешняя политикавнешняя политика древней греции

Внешняя политика Древней Греции носила оккупационный характер. Правители стремились завоевать как можно больше земель и народов. Греки подчиняли себе близлежащие города и страны в результате победоносных войн или же путем подписания договора о добровольном присоединении.

Герои

В Древней Греции считалось, что герои могли рождаться только от смертного человека и бога с Олимпа. Рожденные таким образом дети обладали необычными возможностями и огромной силой, но были смертными. Нахождение полубогов на земле являлось результатом выполнения воли их родителей. Они должны были следить, чтобы в мире людей царили справедливость и порядок. Героев почитали, сказания о них и их поступках передавались от одного поколения к другому.правители древней греции

Героический поступок — это не обязательно воинский подвиг. Героем Древней Греции мог быть воин, врач, путешественник, муж какой-нибудь богини, родоначальник или пророк. Все они были смертны, но их жизнь после смерти удивительна. Окончив свой земной путь, они продолжали жить на островах для блаженных или на о. Левка, а некоторые, самые выдающиеся герои, - на Олимпе.

Героев Древней Греции, которые погибали в битвах, хоронили в земле. Места захоронения одновременно были и местами поклонения, которые именовались героонами. Случались казусы, когда один и тот же персонаж имел несколько святилищ.

Ни для кого не секрет, что древнегреческие сказания и мифы имеют такое количество героев, что запомнить их совсем непросто. Вот лишь самые известные:

  • основатель Кадмеи был победителем драконов;
  • Персей отрубил голову медузе Горгоне и победил страшное чудище — Кита;
  • Тесей убил Минотавра, который поедал людей;
  • Ясон привез в Грецию золотое руно;
  • Дедал покорил небо.

Античных героев можно перечислять бесконечно. Все они совершили какие-то подвиги или поступки, которые принесли пользу людям. Но сумели они это сделать только благодаря поддержке своих небесных родственников.

Есть в этих мифах и герои, о которых знают практически все. Например, сын Зевса — Геракл. Он находился на службе у недостойного царя в течение двадцати лет и именно по желанию этого правителя совершил свои двенадцать подвигов, о которых знает весь мир. Это и убитая им Гидра с постоянно вырастающими головами, и победа над драконом, и прорытый Гибралтарский пролив, и поверженный трехглавый пёс Цербер. Подвиги Геракла вызывают восхищение. В конечном итоге он принял участие в войне олимпийцев с младшими богами, которые подняли мятеж. Следует заметить, что Геракл был простым человеком, который помогал небожителям.герои древней греции

Один из его последних подвигов — это освобождение Прометея. Прометей указал герою путь к Гесперидам, а тот в благодарность убил стрелой огромного орла, ежедневного прилетавшего клевать печень титана.

Семь мудрецов

Это очень почитаемые в древнегреческой политике мыслители и общественные деятели. Мудрость их состояла в том, что они давали чисто житейские советы, которые могли пригодиться любому человеку. Это не наука и не философия. Это сознание на чисто бытовом уровне. Пословицы, поговорки, обладающие очень глубоким и поучительным смыслом.

О мудрости семи мудрецов писали Карл Маркс, Гегель и многие другие выдающиеся люди. Их имена были обнародованы при архонте Дамасии в Афинах (582-581 гг. до н. э.). Историки приводят различные комбинации имен в соответствии с древними источниками, однако неизменными остаются четыре: Фалес Милетский, Биант Приенский, Солон Афинский, Питтак Митиленский. Причем математик и философ из Милета всегда стоит на первом месте.

Самый ранний список семи мудрецов был приведен Платоном в «Протагоре», где также впервые излагается предание о них. Помимо упомянутых лиц, в него включены Хилон из Спарты, Клеобул из Линда и Мисон из Хены.

Диоген Лаэрций включал в список Анаксагора, Аристодерма, Лина, Писистрата, Памфила, Орфея и др.

Илоты и их восстание

В третьем веке до нашей эры произошло восстание илотов. Они вторглись на Пелопонесс. Захватчиками были заняты самые плодородные земли. Местные жители покидали насиженные места, а оставшиеся люди оказались в зависимом от чужеземцев положении. Это представили как восстановление справедливости и законной власти на территориях потомков Геракла.

Захватчики сделали Спарту главным городом. Здесь обосновались и правители, и царские войска. Царских династий стало две. Правили они вместе, а основой правления стали гражданское единство и равенство. Здесь регламентировалось жизненное устройство общества. Рабы были государственными и прикреплялись к участкам земли, которые принадлежали семьям из правящих династий. Илоты отдавали хозяевам только часть из собранного ими урожая, которая был строго фиксирована. Основы этого государства заложил царь Ликург, который являлся почти легендой.

Принадлежащие к верхушке власти обучались военному делу и занимались спортом. Мужское население было физически крепким, организованным, знающим военное ремесло и науки, очень дисциплинированным. Всему, что не соответствовало таким принципам и понятиям, давался отпор. Таким образом, верхушка власти и близкие к ней сословия стали необычайно сильными и сплоченными.

Одни из илотов имели некоторые привилегии, другие были совсем бесправны. Из их рядов набирали солдат для пополнения войск. Им разрешали жениться на вдовах погибших. В этом случае они могли претендовать на то, чтобы стать полноправными гражданами.

В пятом веке до нашей эры в Спарте случилось сильное землетрясение. Разрушения были катастрофическими. Многие жители того периода считали, что причиной этому стало осквернение храма Посейдона. Традиции предписывали, что преступивший закон, успевший укрыться в стенах храма, был неприкосновенным, но местные власти не последовали традициям, они схватили, арестовали и казнили виновных. Эта религиозная истерия и послужила причиной восстания илотов. Бунт был преподнесен как воля богов, которые хотят, чтобы илоты обрели свободу.

Мятеж охватил Лаконику и Мессину. Лаконское восстание было неорганизованным и стихийно распространилось на спартанские поместья. Мессинцы за это время успели разгромить гарнизоны спартанцев, отобрали у них оружие, организовали войска и пошли к Спарте. По дороге к ним стали присоединяться отряды других взбунтовавшихся.

Спарта не пала после штурма. Дала о себе знать спартанская организованная, вымуштрованная и закаленная армия. Она сумела отстоять город, невзирая на большие разрушения от землетрясения. Илоты приняли решение отступить и взяли крепость на горе Итома. На помощь спартанцам пришли многие города, но это не помогло. Такая ситуация продолжалась долгих десять лет. Все закончилось заключением мира. Крепость освободили, война прекратилась. Илотам дали возможность свободного выхода из крепости на территорию Афин.восстание илотов

Илоты не имели оружия и опыта проведения военных действий, но сумели организованно восстать против правящей верхушки и армии, одержать победу, пусть и частичную. В результате они обрели свободу. История илотского восстания очень показательна: революция может быть успешной, если ее двигающей силой являются такие идеи и принципы, ради которых можно и умереть.

Коринфский конгресс

В конце зимы 338 года до нашей эры в Коринфе состоялась учредительная сессия конгресса. На нее приехали посланцы от всех государств, кроме Спарты, которая на обращение не обратила внимания. Проще говоря, она проигнорировала его.

О чем будет идти речь на конгрессе, было изложено македонским царем Филиппом II в документе, который был разослан всем приглашенным заранее. Главной целью конгресса было установление мира во всей Элладе. Для стран-участниц устанавливались порядки, которые становились незыблемыми. Каждое из государств должно было дать присягу, что будет свято чтить власть Филиппа II и не посягать даже на его потомков. В целом это были довольно приемлемые для любого государства обязательства. Но нужно было учесть и то, хотели ли они присягать на верность данному правителю. Так ли уж нравилось им то, что именно Филипп II хотел сохранить престол для себя и своих потомков. В документе говорилось о гражданском и политическом мире. Если же кто-либо его нарушал, остальные государства, подписавшие этот договор, должны были вместе дать отпор нарушителю.

Было предложено освободить греков от всяких видов налогов, устанавливалась квота на поставку в рамках союза военной силы и военных кораблей. Предложили создать высший политический орган — синедрион, куда должны были войти представители всех союзных государств. Царь Македонии в союз не входил, он олицетворял собой высшую власть, являлся полноправным господином всех этих государств.

Объединение было названо панэллинским союзом. Данное мероприятие по факту завершило процесс подчинения македонскому царю балканской части Греции.

Антиперсидские настроения

Мечтой персов было завоевать Грецию. Это было необходимо им для установления господства в Эгейском море. Установив его, они получили бы возможность контролировать торговлю в этом регионе. Македонцы уже подчинились персидской власти, но когда флот персов подходил к Халкиду, произошел страшный шторм, и затонула большая часть кораблей. Фракийцы нанесли сухопутным войскам большой урон.

К концу четырехсотых годов антиперсидская демократическая партия в Афинах победила на выборах. Фемистокл стал архоном.

Он был очень популярен в народе, поскольку являлся непримиримым врагом персов. Это имело огромное значение, так как персы угрожали набегами, вероятность которых была действительно очень высока. Фемистокл начал укреплять Пирею. Затем воплотил в жизнь важнейшую из реформ. Согласно его распоряжению, должность архона стала выборной. Правителя стали выбирать по жребию, а круг кандидатов значительно расширился.

Перикл и его реформы

Значительную роль в развитии городов Древней Греции сыграли реформы Перикла. Он являлся представителем одной из самых знатных семей страны и длительное время не хотел принимать никакого участия в политической деятельности. Но из-за наступления трудных времен в его родном городе Периклу пришлось изменить своё решение. На тот период шла серьёзная борьба между демократической партией и олигархической, Перикл принял решение поддержать демократов.

Во главе Афин стоял Буле (государственный совет), в состав которого входило 500 взрослых представителей мужского пола, обладающих полноценным гражданством. Кроме того, верховным органом власти считался ареопаг, представителями которого являлись 9 архонтов, выбрать которых можно было с помощью голосования. После первой реформы Перикла было отменено голосование, теперь выбор архонтов выполнялся с помощью жребия.выдающиеся политики древней греции

Изменения в мире политики коснулись и народа. Теперь гражданами Афин являлись те люди, родители которых были афинянами. Для того чтобы люди из нижних слоев могли занимать высокие должности, Перикл установил, что они должны быть платными. Внеся определённую сумму денег, можно было ее без труда занять.

Политики

Самые выдающиеся политики Древней Греции:

  • Аристен. За свою политическую деятельность он трижды занимал должность стратега Ахейского союза. Поспособствовал разрыву союза между ахейцами и Македонией и их переходу под римское покровительство.
  • Архон. Три раза назначался стратегом Ахейского союза. Причислен к рядам умеренной партии Ликорта, которая выступала за независимость и суверенитет Ахейского союза.
  • Тимоксен. Трижды находился на должности стратега Ахейского союза. Стал участником Клеоменовой войны.

Кроме того, широко известными были ещё и такие древнегреческие политики, как Арат Сикионский, Диэй, Лидиад, Филопемен и другие.

Греко-персидские войны

Персидская монархия образовалась на Востоке в середине шестого столетия. Её основателем был Кир старший. Именно при его правлении были обложены данью греческие города.

В 499 году Аристогор призвал города Греции восстать против персов. Греки сожгли центр персидского управления в Малой Азии – Сарды. К сожалению, Спарта, от которой они ждали помощи, им не помогла. На призыв откликнулись только афиняне. Восстание подавили, и греки были жестоко наказаны. Результатом стало увеличение дани с городов. Персидский царь получил возможность развязать новые войны против греков, мотивируя это их непокорностью.

Надо добавить, что много значил и патриотизм греческого народа, который не желал находиться под игом варваров. Именно так относились греки к персам. Такие отношения между греками и персами продолжались в течение долгих столетий.

Военные баталии

Между Грецией и Персией постоянно происходили морские баталии. Была поставлена цель: освободиться от персов в полисах Древней Греции.

Греческий флот освобождал города от персов один за другим. И они сразу же начинали вступать в Союз, чтобы присоединиться к грекам и бороться с общим врагом. Но, как и всегда, не обошлось без разногласий. Афины призывали продолжать войну до победного конца, а Спарта протестовала против такого решения, так как не была заинтересована продолжать военные действия. Отношения стали напряженными.

Как же такое могло случиться, чтобы страны, которые объединились против общего врага, вдруг начали ссориться? Произошло следующее. Греки установили вокруг своих городов сооружения и высокие стены для обороны. Такие действия Спарта восприняла как выпад в свою сторону. Конфликт удалось кое-как затушить. После того как Спарта вышла из Союза, вся тяжесть военного бремени грузом опустилась на плечи Афин. Афины стали создавать союзы с другими городами, которые боялись персидского нашествия. Таким образом продолжалась борьба против персов.

Противостояние с персами закончилось поражением Афин. Политическая ситуация в Средиземноморье изменилась. Но морской союз придавал Афинам силы. Полководец и политический деятель Кимон организовывает экспедицию, чтобы поддержать повстанцев в египетских городах, которые осаждают персы. Военные действия переместились на Кипр. Кимону удалось все же нанести вражескому флоту поражение и освободить некоторые города. Все эти склоки разрушили существующие договора и, как следствие, сам союз.антиперсидская демократическая партия в афинах

Остров, называющийся Делосом, как и оговаривалось в договоре, долгое время оставался главным центром и хранилищем общей казны Союза. Отсюда и происходит название.

Сильнейшими из всех входящих в Союз являлись Афины. Флот афинян был основой вооруженных сил объединения. Другие его участники пополняли флот имеющимися у них кораблями и снабжали его деньгами. Афины были освобождены от всех видов взносов. Они были только военной силой. Со временем Афины стали набирать все большую и большую силу. В определенный момент казна союзного государства была перенесена в Акрополь афинян. Так было нарушено соглашение о равноправии его членов. Военные действия с Персией продолжались, освобождались все новые города, которые и вступали в объединение. Делосский союз приобрел исключительную важность на десятилетия вперед.

загрузка...

twofb.ru

Внешняя политика Греции — WiKi

В своей внешней политике Греция придерживается международных законов, отказывается от силовых методов в решении проблем, поддерживает продвижение коллективных систем безопасности и мирного урегулирования международных конфликтов, принимает участие в борьбе с терроризмом.

До сих пор проблемными и неурегулированными вопросами во внешней политике Греции остаются Кипрский и Эгейский конфликты по поводу соответственно оккупации Кипра и делимитации Эгейского моря с Турцией[3], а также Македонский вопрос из-за названия, территориальных[4][5] и историко-культурных претензий[6][7]Республики Македонии.

Кипрский конфликт

Кипрский конфликт вызван турецким вторжением 1974 года и оккупацией северной части Кипра, которая принудительно разделила население, превратила тысячи греков-киприотов в беженцев. 15 ноября 1983 года была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра, признанная только Турцией, в то же время международное сообщество, в частности ООН, до сих пор считает эту территорию оккупированной Турцией[8]. После обретения независимости от Великобритании, греки-киприоты три раза голосовали на референдуме по вопросу присоединения к Греции. Около 90 % избирателей высказалось за присоединение. Однако Греция всё время отказывала в воссоединении, ссылаясь на условия договора о независимости[9].

Эгейский конфликт

Эгейский конфликт — основной камень преткновения в греко-турецких отношениях с начала 1970-х годов. Неурегулированными остаются вопросы: делимитации территориальных вод, национального воздушного пространства, исключительных экономических зон и использования континентального шельфа, районов полётной информации (FIR), споры по уже демилитаризованному статусу, присвоенного некоторым из греческих островов в этом районе, турецкие претензии «серых зон» неопределённого суверенитета над многочисленными незаселёнными маленькими островками, в первую очередь острова Имиа (Кардак). В то же время Греция в Хельсинки в декабре 1999 года играла активную роль в предоставлении Турции статуса кандидата на вступление в ЕС. В 2010 году премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган с несколькими министрами посетил с официальным визитом Афины[10]. Проведённые переговоры, по мнению аналитиков, стали проявлением определённого потепления в отношениях между государствами[11], а глава МИД Турции Ахмет Давутоглу заявил, что турецкое правительство работает над созданием «атмосферы психологических перемен» в отношениях между двумя странами[12].

Македонский вопрос

Македонский вопрос особенно остро встал в начале 1990-х годов в отношениях между Грецией и новообразованной Республикой Македонией, которую Греция до сих пор не признала по нескольким причинам. Во-первых, особенно в первые годы своей независимости, Республика Македония вела активную пропаганду создания независимого государства не в бывшей югославской республике, а в пределах исторической области Македония, которая включает части территорий современных государств: Сербии, Болгарии и Греции[13]. Столицей этого государства должен стать греческий город Салоники[14], даже на банкноте македонского денара изображался символ Салоник — Белая башня[15]. В столице Республики Македонии Скопье именем Александра Македонского назван международный аэропорт[16], главная площадь города названа Македонской, где также установят огромный памятник Александру[17][18]. В общем македонские историки ставят под сомнение и греческий характер Древней Македонии[19]. Поэтому едва ли не наибольшую обеспокоенность в Греции вызывает переиначенная национальная история Республики Македонии. Греция настаивает на использовании официального названия, признанного ООН, — Бывшая Югославская Республика Македония — и блокирует вступление Республики Македонии в ЕС и НАТО, пока не будет согласовано новое имя для этого государства на продолжающихся переговорах, идущих под эгидой ООН.

В 1961 году Греция стала первой страной, которая не будучи членом ЕЭС, подписала соглашение об ассоциации с ЕЭС. Через 20 лет, в 1981 году, Греция стала членом Европейского союза (в то время Европейское экономическое сообщество). 1 января 2000 года Греция приняла нормативно-правовую базу Шенгенского соглашения, которое дало гражданам Греции право неограниченных поездок. 1 января 2001 года Греция присоединилась к экономическому валютному союзу, став двенадцатым полноправным членом Еврозоны.

Греция активно поддерживает будущее расширение ЕС (за исключением членства Турции и Республики Македонии). В частности, в 2010 году Греция выразила поддержку европейской перспективе Сербии[20]. Одновременно в ноябре 2010 года президент Греции Каролос Папульяс в ходе визита в Болгарию заявил относительно БЮРМ[21]:

 Греция поддерживает решение, которое будет отражать историческую реальность региона… до тех пор, пока она (БЮРМ) настаивает на непримиримой своей позиции, двери НАТО и ЕС будут для неё закрыты, а процедуры присоединения к Европейскому союзу заморожены. 

По поводу ассоциации Турции Каролос Папульяс в том же сообщении добавил:

 Кипрский конфликт глубоко затрагивает греко-турецкие отношения и является основным препятствием для отношений ЕС с Турцией. 

Имея исключительно выгодное географическое положение в регионе, она пользуется многими дипломатическими, торговыми и политическими выгодами от международного сотрудничества. Греция — один из основных участников большинства крупных международных организаций, в частности: Банк международных расчётов, Организация черноморского экономического сотрудничества, Всемирная таможенная организация, Совет Европы, Совет Евро-Атлантического Сотрудничества, Европейский банк реконструкции и развития, Европейская экономическая комиссия ООН, Африканская экономическая комиссия ООН (ассоциация), Латино-Американская и Карибская экономическая комиссия ООН, Европейский инвестиционный банк, Экономический и монетарный союз ЕС, Европейский союз, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, МАГАТЭ, Международный банк реконструкции и развития, Международная организация гражданской авиации, Международная ассоциация развития, Международное энергетическое агентство, Международный фонд сельскохозяйственного развития, Международная финансовая корпорация, Международная организация труда, Международный валютный фонд, Международная морская организация, Интерпол, Международный олимпийский комитет, Международная организация по миграции, Международная организация по стандартизации, НАТО, Организация экономического сотрудничества и развития, ОБСЕ, ООН, Совет Безопасности ООН, Конференция ООН по торговле и развитию, ЮНЕСКО, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Западноевропейский союз, ВОЗ, Всемирная метеорологическая организация, Всемирная организация интеллектуальной собственности.

ru-wiki.org

Внешняя политика Греции

В своей внешней политике Греция придерживается международных законов, отказывается от силовых методов в решении проблем, поддерживает продвижение коллективных систем безопасности и мирного урегулирования международных конфликтов, принимает участие в борьбе с терроризмом.

Содержание

  • 1 Дипломатические отношения
  • 2 Основные проблемы
    • 2.1 Кипрский конфликт
    • 2.2 Эгейский конфликт
    • 2.3 Македонский вопрос
  • 3 Евроинтеграция
  • 4 Членство в международных организациях
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Дипломатические отношения

Основная статья: Список дипломатических миссий Греции Дипломатические отношения Греции:      уровень посольства      уровень консульства

Основные проблемы

См. также: Греко-турецкие отношения

До сих пор проблемными и неурегулированными вопросами во внешней политике Греции остаются Кипрский и Эгейский конфликты по поводу соответственно оккупации Кипра и делимитации Эгейского моря с Турцией, а также Македонский вопрос из-за названия, территориальных и историко-культурных претензий Республики Македонии.

Кипрский конфликт

Основная статья: Кипрский конфликт

Кипрский конфликт вызван турецким вторжением 1974 года и оккупацией северной части Кипра, которая принудительно разделила население, превратила тысячи греков-киприотов в беженцев. 15 ноября 1983 года была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра, признанная только Турцией, в то же время международное сообщество, в частности ООН, до сих пор считает эту территорию оккупированной Турцией. После обретения независимости от Великобритании, греки-киприоты три раза голосовали на референдуме по вопросу присоединения к Греции. Около 90 % избирателей высказалось за присоединение. Однако Греция всё время отказывала в воссоединении, ссылаясь на условия договора о независимости.

Эгейский конфликт

Основная статья: Эгейский конфликт

Эгейский конфликт — основной камень преткновения в греко-турецких отношениях с начала 1970-х годов. Неурегулированными остаются вопросы: делимитации территориальных вод, национального воздушного пространства, исключительных экономических зон и использования континентального шельфа, районов полётной информации (FIR), споры по уже демилитаризованному статусу, присвоенного некоторым из греческих островов в этом районе, турецкие претензии «серых зон» неопределённого суверенитета над многочисленными незаселёнными маленькими островками, в первую очередь острова Имиа (Кардак). В то же время Греция в Хельсинки в декабре 1999 года играла активную роль в предоставлении Турции статуса кандидата на вступление в ЕС. В 2010 году премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган с несколькими министрами посетил с официальным визитом Афины. Проведённые переговоры, по мнению аналитиков, стали проявлением определённого потепления в отношениях между государствами, а глава МИД Турции Ахмет Давутоглу заявил, что турецкое правительство работает над созданием «атмосферы психологических перемен» в отношениях между двумя странами.

Македонский вопрос

Македонский вопрос особенно остро встал в начале 1990-х годов в отношениях между Грецией и новообразованной Республикой Македонией, которую Греция до сих пор не признала по нескольким причинам. Во-первых, особенно в первые годы своей независимости, Республика Македония вела активную пропаганду создания независимого государства не в бывшей югославской республике, а в пределах исторической области Македония, которая включает части территорий современных государств: Сербии, Болгарии и Греции. Столицей этого государства должен стать греческий город Салоники, даже на банкноте македонского денара изображался символ Салоник — Белая башня. В столице Республики Македонии Скопье именем Александра Македонского назван международный аэропорт, главная площадь города названа Македонской, где также установят огромный памятник Александру. В общем македонские историки ставят под сомнение и греческий характер Древней Македонии. Поэтому едва ли не наибольшую обеспокоенность в Греции вызывает переиначенная национальная история Республики Македонии. Греция настаивает на использовании официального названия, признанного ООН, — Бывшая Югославская Республика Македония — и блокирует вступление Республики Македонии в ЕС и НАТО, пока не будет согласовано новое имя для этого государства на продолжающихся переговорах, идущих под эгидой ООН.

Евроинтеграция

В 1961 году Греция стала первой страной, которая не будучи членом ЕЭС, подписала соглашение об ассоциации с ЕЭС. Через 20 лет, в 1981 году, Греция стала членом Европейского союза (в то время Европейское экономическое сообщество). 1 января 2000 года Греция приняла нормативно-правовую базу Шенгенского соглашения, которое дало гражданам Греции право неограниченных поездок. 1 января 2001 года Греция присоединилась к экономическому валютному союзу, став двенадцатым полноправным членом Еврозоны.

Греция активно поддерживает будущее расширение ЕС (за исключением членства Турции и Республики Македонии). В частности, в 2010 году Греция выразила поддержку европейской перспективе Сербии. Одновременно в ноябре 2010 года президент Греции Каролос Папульяс в ходе визита в Болгарию заявил относительно БЮРМ:

Греция поддерживает решение, которое будет отражать историческую реальность региона… до тех пор, пока она (БЮРМ) настаивает на непримиримой своей позиции, двери НАТО и ЕС будут для нее закрыты, а процедуры присоединения к Европейскому союзу заморожены.

По поводу ассоциации Турции Каролос Папульяс в том же сообщении добавил:

Кипрский конфликт глубоко затрагивает греко-турецкие отношения и является основным препятствием для отношений ЕС с Турцией.

Членство в международных организациях

Имея исключительно выгодное географическое положение в регионе, она пользуется многими дипломатическими, торговыми и политическими выгодами от международного сотрудничества. Греция — один из основных участников большинства крупных международных организаций, в частности: Банк международных расчётов, Организация черноморского экономического сотрудничества, Всемирная таможенная организация, Совет Европы, Совет Евро-Атлантического Сотрудничества, Европейский банк реконструкции и развития, Европейская экономическая комиссия ООН, Африканская экономическая комиссия ООН (ассоциация), Латино-Американская и Карибская экономическая комиссия ООН, Европейский инвестиционный банк, Экономический и монетарный союз ЕС, Европейский союз, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, МАГАТЭ, Международный банк реконструкции и развития, Международная организация гражданской авиации, Международная ассоциация развития, Международное энергетическое агентство, Международный фонд сельскохозяйственного развития, Международная финансовая корпорация, Международная организация труда, Международный валютный фонд, Международная морская организация, Интерпол, Международный олимпийский комитет, Международная организация по миграции, Международная организация по стандартизации, НАТО, Организация экономического сотрудничества и развития, ОБСЕ, ООН, Совет Безопасности ООН, Конференция ООН по торговле и развитию, ЮНЕСКО, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Западноевропейский союз, ВОЗ, Всемирная метеорологическая организация, Всемирная организация интеллектуальной собственности.

Примечания

  1. ↑ В Скопье, Республика Македония, действует офис взаимодействия
  2. ↑ Греция представлена в остальных странах или через параллельную аккредитацию посольств, или через посольство другой страны-члена ЕС
  3. ↑ Foreign Policy — Turkey (англ.). Проверено 15 октября 2011. Архивировано из первоисточника 31 августа 2012.
  4. ↑ The Macedonian Question Today (англ.). Проверено 15 октября 2011.
  5. ↑ Documentation for the Letter to President Barack Obama (англ.). Macedonia-Evidence. Проверено 15 октября 2011. Архивировано из первоисточника 31 августа 2012.
  6. ↑ Maria Nystazopoulou-Pelekidou. The "Macedonian Question" (англ.). Проверено 15 октября 2011. Архивировано из первоисточника 31 августа 2012.
  7. ↑ Jasmina Mironski. Macedonia's great Alexander statue vexes Greece (англ.). smh.com.au (June 9, 2009). Проверено 15 октября 2011. Архивировано из первоисточника 31 августа 2012.
  8. ↑ According to the United Nations Security Council Resolutions 550 and 541 (англ.). Un.org. Проверено 15 октября 2011. Архивировано из первоисточника 31 августа 2012.
  9. ↑ Кипр (рус.). Мир прекрасен.net. Проверено 15 октября 2011. Архивировано из первоисточника 31 августа 2012.
  10. ↑ Премьер-министр Турции прилетел в Афины (рус.). euronews (14/05/10). Проверено 15 октября 2011. Архивировано из первоисточника 31 августа 2012.
  11. ↑ Анкара и Афины идут навстречу друг другу (рус.). euronews (15/05/10). Проверено 15 октября 2011. Архивировано из первоисточника 31 августа 2012.
  12. ↑ Анкара поддержит курс на урегулирование кипрской проблемы (рус.). euronews (19/04/10). Проверено 15 октября 2011. Архивировано из первоисточника 31 августа 2012.
  13. ↑ Учебник по истории для учеников 8 класса в Республике Македония, карта государства Македония. Проверено 15 октября 2011. Архивировано из первоисточника 31 августа 2012.
  14. ↑ Propaganda postcard published in Skopje (англ.). Проверено 15 октября 2011.
  15. ↑ 1 македонский денар с изображением Белой башни. Проверено 15 октября 2011. Архивировано из первоисточника 31 августа 2012.
  16. ↑ Название аэропорта на официальной странице (англ.). Проверено 15 октября 2011. Архивировано из первоисточника 31 августа 2012.
  17. ↑ Греция и Македония поссорились из-за памятника Александру Македонскому (рус.)(недоступная ссылка — история) (Июнь 16, 2011). Проверено 15 октября 2011. Архивировано из первоисточника 31 июля 2013.
  18. ↑ Виталий Портников. Исторические споры потомков Искандера Македонского (рус.) (17.06.2011). Проверено 15 октября 2011. Архивировано из первоисточника 31 августа 2012.
  19. ↑ Maria Nystazopoulou-Pelekidou. The "Macedonian Question" (англ.). Проверено 15 октября 2011. Архивировано из первоисточника 31 августа 2012.
  20. ↑ Греция поддерживает европейскую перспективу Сербии (рус.). ANA-MPA S.A.. Проверено 15 октября 2011. Архивировано из первоисточника 31 августа 2012.
  21. ↑ К. Папульяс по вопросу БЮРМ (рус.). ANA-MPA S.A.. Проверено 15 октября 2011. Архивировано из первоисточника 31 августа 2012.

Ссылки

  • Внешняя политика (англ.). МИД Греции. Проверено 15 октября 2011. Архивировано из первоисточника 17 мая 2012.
  • Внешняя политика (рус.). Посольство Греции в Москве. Проверено 15 октября 2011. Архивировано из первоисточника 17 мая 2012.
  Греция Греция в темах История Символы Политика Вооружённые силы География Общество Экономика Связь Культура
Доисторическая • Эгейская цивилизация • Древняя • Римская • Византия • Герцогство Афинское • Османская империя • Современная Греция
Герб • Флаг • Гимн
Государственный строй • Выборы • Президент • Премьер-министр • Парламент • Правительство • Конституция • Политические партии • Внешняя политика (Энозис • Великая идея Венизелоса) • Внутренняя политика
Сухопутные войска • Военно-воздушные силы • Военно-морские силы
Административное деление • Города (Столица) • Реки Греции • Регионы развития • Периферии • Номы • Димы
Население (Иммиграция) • Языки (греческий • русский) • Спорт (Олимпийский комитет) • Образование • Наука • Здравоохранение • Религия (Православие) • Полиция • Суд (Верховный административный суд) • Международные рейтинги
Валюта • Туризм (всемирное наследие) • Транспорт (Железные дороги, Судоходство) • Торговля
Телефонная • Интернет (.gr) • Телевидение • Радио • Почта (история и марки) • СМИ
Литература • Мифология • Архитектура • Праздники (День независимости) • Достопримечательности • Музыка • Кинематограф  • Театр
Портал «Греция» • Проект «Греция»
  Страны Европы: Внешняя политика Зависимые территории Непризнанные и частично признанные государства

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Косово • Приднестровье

¹ В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией  • ² В основном в Азии

Внешняя политика Греции Информация о

Внешняя политика ГрецииВнешняя политика ГрецииВнешняя политика Греции

Внешняя политика Греции Информация Видео

Внешняя политика Греции Просмотр темы.

Внешняя политика Греции что, Внешняя политика Греции кто, Внешняя политика Греции объяснение

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Внешняя политика древней Македонии

Внутренняя политика Македонского государства определила внешнюю его политику, также проводившуюся в интересах господствующего класса. Сложение Македонского государства неизбежно направило политику этого государства на путь завоеваний, являвшихся средством укрепления и расширения господства эксплуататоров, а также грабежа других народов.

Марксизм-ленинизм учит, что война по своей сущности есть продолжение политики того или иного класса насильственными средствами. Война, как продолжение политики средствами насилия, может быть понята при выяснении классовой сущности самой политики, в которой находят своё выражение коренные экономические интересы классов, их различное положение в процессе производства. Ввиду того, что политика теснейшим образом связана с экономикой и определяется ею, характер той или иной войны обусловливается экономическим строем общества на данном этапе его развития. Поэтому нельзя рассматривать войны вообще, без учёта их характера и конкретно-исторических условий, в которых они возникают и протекают. «Войны, – говорил В. И. Ленин, – вещь архипёстрая, разнообразная, сложная. С общим шаблоном подходить нельзя».

Захватнические войны, которые вели рабовладельческие государства, были основными источниками приобретения рабов. Причины войн для захвата новых земель и рабов крылись в самом рабовладельческом обществе, которое, вследствие низкого уровня развития призводительных сил, постоянно должно было расширять свою территорию, территорию своего господствующего класса за счёт территории других государств и пополнять количество рабов. Война есть основной источник рабочей силы во всём рабовладельческом обществе.

Древние авторы в своих сочинениях: Диодор в XVI книге, Юстин в VII и IX книгах, Фронтин в I–IV книгах – оставили нам достаточно материала для характеристики внешней политики Македонского государства. Отличающиеся друг от друга в частностях, эти источники почти не расходятся в изложении основных вопросов македонских завоеваний. Из них мы узнаём об основных причинах, вызвавших эти македонские завоевания.

Следует учесть тот факт, что в середине IV в. Македонское государство находилось в очень сложной международной обстановке. Оно не имело выхода к морю, граничило с целым рядом воинственных племён с суши, вторым Афинским морским союзом – с моря. Афины не давали Македонии выхода к морю, Амфиполь, лежавший у Стримона, закрывал от неё большую полосу берега Фракийского и Эгейского морей; сильно укреплённый Олинф на Халкидском полуострове мешал продвижению македонских рабовладельцев на юг. Ко всему этому границы Македонского государства на западе и на северо-западе были уязвимы вследствие постоянных нападений на них со стороны соседних племён Пеонии и Иллирии.

Таким образом, вся береговая линия была отрезана от Македонского государства, вследствие чего оно не имело выхода к морю. Это задерживало хозяйственное развитие страны. В интересах Македонского государства было уничтожить власть афинян, Амфиполя и Олинфа и тем самым расширить сферу своего влияния на греческие государства. Но выполнить эту задачу было не так легко. Афины, Амфиполь и Олинф, вместе взятые, были чрезвычайно опасными противниками, поэтому, чтобы разбить их, необходимо было не давать им соединиться. Для решения этой задачи были пущены в ход, кроме меча, также разные дипломатические средства.

Расширение своей территории Македонское государство начало за счёт соседних племён – Пеонии и Иллирии. Хорошо вооружённое македонское войско прежде всего обрушилось против северных соседей. Диодор указывает, что Филипп, услышав о смерти царя пеонийцев, нашёл время удобным для нападения на них. Он вступил в их владения, победил их в сражении и принудил к повиновению. Вслед за этим Филипп выступил против иллирийцев, царём которых был Бардилл. Сражению предшествовали дипломатические переговоры между противниками, во время которых Бардилл предложил Филиппу мир на основе статус кво. По этому предложению обе стороны должны были удержать за собой те города, которые тогда находились в руках каждого. Филипп не принял этого предложения. Он потребовал, чтобы иллирийцы оставили все города, принадлежавшие македонянам. Как известно, иллирийцы в продолжение многих лет выступали в качестве союзников горномакедонских племён в их борьбе против возникшего молодого Македонского государства. Требование Филиппа возвратить ему македонские города исходило не только из стремления расширить территорию государства за счёт северо-западных земель, но и из желания ликвидировать те оппозиционные силы, которыми, в частности, питались иллирийцы в их борьбе против возросшего могущества Македонии. Выполнить требование Филиппа иллирийцы не могли, так как им пришлось бы отказаться от важных и жизненно необходимых для них земельных приобретений. Дипломатические переговоры иллирийцев с Филиппом успеха не имели, и дело дошло до сражения, окончившегося победой македонян. Следствием этой победы было то, что иллирийцы вынуждены были, очистив все македонские города, отдать Филиппу целую область восточнее Охридского озера. Таким образом, с 358 года Охридское озеро стало границей между Иллирией и Македонией.

После победоносной борьбы со своими соседями на северо-западе македонский царь приступил к расширению территории за счёт захвата греческих городов македоно-фракийского берега. В первую очередь он был заинтересован в присоединении к Македонии Амфиполя. Для Филиппа этот город был важнейшим объектом. Положение Амфиполя у устья Стримона очень благоприятствовало торговле; он имел значение в качестве стратегического пункта. Амфиполь был одним из крупных пунктов в транзитной торговле с Чёрным морем, городом-портом всего фракийского района. Немаловажным было и присоединение к Македонии богатств этого города и его окрестностей. Особое значение имели разработка множества рудников, производство вина и оливкового масла. Однако завоевать этот город было очень трудно. С одной стороны, сами жители Амфиполя, как утверждает Диодор, настроенные враждебно по отношению к Македонии, были готовы дать отпор захватчикам. С другой стороны, Амфиполь имел экономические связи с рядом греческих государств, в первую очередь с Афинами. Захват Амфиполя мог бы вызвать непосредственную войну с греческими государствами, но это пока не входило в планы македонского царя. Поэтому последний использует всё своё дипломатическое искусство для того, чтобы найти пути примирения с Афинами. С этой целью пленённых ещё со времён Аргея афинян он отпустил без выкупа и наградил дарами. Кроме того, он отправил письмо в Афины, в котором отказывался от Амфиполя, предложил мир и изъявил готовность поддерживать с афинянами дружественные отношения и заключить с ними союз. Несмотря на уговоры амфиполитов и олинфийцев, понявших грозящую им опасность от усиления Македонии, Афины не только дали согласие Филиппу, но вместо борьбы с последним отправили полководца Хареса к Геллеспонту для ведения войны с фракийским царём Керсоблептом. В этом Афины проявили явную беспечность, которую поддерживали приверженцы македонской ориентации, уже появившиеся в греческих городах.

Как известно, Амфиполь не состоял членом Афинского морского союза, был независим и часто занимал враждебную Афинам позицию. Подчинить город силой афиняне, ослабленные Союзнической войной, шатким положением дел на Геллеспонте и войной с Персией, не могли. Они поверили Филиппу, который клятвенно обещал завоевать для них Амфиполь взамен Пидны, не поняв того очевидного факта, что македонский царь не пойдёт в интересах афинян на столь трудное дело – завоевание города, лежащего в самом близком с ним соседстве.

Между тем, получив согласие афинян, Филипп перешёл к решительным действиям. После победы над пеонийцами и иллирийцами в 357 г. он стянул к Амфиполю свои войска и технику. По свидетельству Диодора, Филипп взял город приступом, наказал своих противников и превратил эту местность в один из своих важных стратегических пунктов на Фракийском берегу.

Со взятием Амфиполя береговая линия для Македонии была открыта. За Амфиполем Филипп занял Пидну (357–356 гг., вторую важнейшую линию берега Фермейского залива. Чтобы изолировать Олинф, он заключил с ним союз, обещая отдать олинфянам Потидею, которую, как указывает Диодор, они очень желали иметь. Олинф, стоявший во главе Халкидского союза, имел большое значение и мог быть для Македонии очень опасен, если бы он объединился с Афинами. Различными дипломатическими средствами Филиппу удалось склонить олинфян на свою сторону, заключить с ними договор, по которому обе стороны обязались не заключать отдельно мира с Афинами. Вскоре пала Потидея. Филипп заключил союз с афинскими клерухами в Потидее, отпустил их без выкупа, остальных жителей продал в рабство, а город передал Олинфу. Не объявив прямо войны Афинам, Филипп подрывал их мощь, сея раздоры среди афинских союзников. В то время, когда афинский стратег Харес готовился выступить против Македонии, афинские союзники Хиос, Родос, Кос отпали от Афин и заключили союз с Мавзолом Карийским и с Византием. Афинам предстояло привести к покорности своих отпавших союзников. Это обстоятельство ослабляло силы Афин и исключало возможность ведения энергичной борьбы с Македонией.

Таким образом, Афины, не начав войны, оказались лишенными своих основных союзников. Афиняне, особенно демократические элементы, проводили собрания, принимали решения против Филиппа, но не проводили их в жизнь. Благодаря этому Филипп сумел не только удержать завоёванные области, но и расширить свои завоевания во Фракии с определённой целью захвата богатых золотыми россыпями Кренид.

В 356 году он укрепляет область Кренид, основывает новую крепость и называет её своим именем – «Филиппы».

Усиление власти Филиппа в Пангейской области вызвало тревогу у его соседей, особенно у фракийского царя Кетрипора, владевшего Западной Фракией. Соседи Македонии поняли опасность для себя от возвышения Македонского государства и решили заключить против него союз. Из истории Диодора мы узнаём, что Филипп своими энергичными и смелыми действиями сумел разъединить союзников и принудить их покориться раньше, чем они приготовились к сопротивлению. Иллирийцы, разбитые Парменионом в большом сражении, так же, как и пеонийцы, должны были признать над собою верховную власть Филиппа. Кроме того, используя распри сильного эпирского племени с иллирийцами, Филипп заручился дружбой Аррибы и упрочил своё влияние в Эпире, закрепив его династическим браком с племянницей Аррибы Олимпиадой.

В последующие годы к Македонии перешли расположенные на Фракийском берегу греческие города: Абдера, Маронея, Мефона. С падением последней весь берег, за исключением халкидских городов, стал подвластен Македонскому государству. Эти завоевания способствовали расширению экономических интересов Македонии, в первую очередь, вовлечению её в круг греческой торговли.

В интересах македонских рабовладельцев, пытавшихся стать главной силой в восточной половине Средиземного моря, Филипп стремился расширить свою власть над Грецией, ослабленной междоусобными войнами и социально-экономическим кризисом. Для достижения этой цели македонский царь пользовался распрями греческих городов, борьбой партий и течений, войнами соседей. Политическая обстановка в Греции благоприятствовала захватнической политике Македонского государства.

Удобным поводом для вмешательства в греческие дела послужила так называемая Священная война (355–346 гг.. Священные войны по существу никогда не имели религиозного характера, они вызывались социально-экономическими причинами. В частности, в этой Третьей Священной войне на территории Дельфийского храма столкнулись политические интересы двух государств: Фив и Фокиды.

Известно, что Фивы, вследствие блестящих побед Эпаминонда, в своё время получили гегемонию над Средней и Северной Грецией и стремились к гегемонии над всей Грецией. Однако, ни экономических, ни военных, ни моральных сил для достижения этой цели у Фив не было. Мантинея явилась известным рубежом военных успехов Фив. После неё престиж Фив начинает падать. Бывшие союзники Фив стали проявлять непокорность и стремились уничтожить фиванское могущество. В частности, непокорность Фокиды проявилась в том, что она ещё перед битвой при Мантинее отказала Фивам в военной помощи. Для Фив это был опасный сигнал о шаткости его положения, и, чтобы предупредить события, Фивы решили обвинить фокидцев в святотатстве, использовав для этого свою ведущую роль в амфиктионийском собрании. Фокидцы, обвинённые в неправильном использовании храмовых земель, были по настоянию Фив на собрании амфиктионов приговорены к уплате большого штрафа, а в случае неуплаты его – к изгнанию и к конфискации их земель в пользу храма. Этот приговор мог очень тяжело отразиться на хозяйственном положении фокидцев, вследствие чего они отказались подчиниться постановлению дельфийской амфиктионии и решили защищать свои права на поле сражения. Во главе военной партии стал Ономарх со своим деятельным товарищем Филомелом. Последний добился свидания с царём Архидамом и убедил его в интересах Спарты участвовать против Фив на стороне Фокиды.

Спарта имела много причин для выступления против Фив; фиванцы своими победами ослабили Спарту, добились отпадения от неё Мессении, неоднократно вторгались в Пелопоннес и Лаконию. Эти факты, особенно отпадение от спартанской территории плодородной области Мессении, не могли не отразиться на экономическом состоянии Спарты, на углублении внутреннего её кризиса. Ослабление Фив и уничтожение влияния фиванцев в Греции было желательным для Спарты. Поэтому царь Архидам пошёл навстречу Филомелу и обещал ему поддержку и помощь в борьбе.

В это время, под предводительством своих храбрых полководцев, фокидское народное собрание решило оказать вооружённое сопротивление унизительным требованиям Фив.

Филомел, которого Диодор называет человеком смелым и беззаконным, быстро вооружил народ и после кратковременной битвы в 356 г. захватил Дельфы, уничтожил позорные решения амфиктионии и заставил Пифию служить новым хозяевам.

После захвата дельфийского храма фиванцы устроили в Фермопилах собрание амфиктионов, которое призвало всех к борьбе за священные Дельфы. Фивы пытались придать этой борьбе религиозный характер, но коалиции, создавшиеся вокруг Фив и Фокиды, не имели религиозного характера, а являлись результатом определённого в то время соотношения сил в Греции.

В то время Филомел на деньги, взятые под видом займа, набирал большую наёмническую армию, увеличил ей жалованье и превратил храм в крепость.

Фокидцы во главе с Филомелом перешли в наступление, вторглись в Локриду, разбили наголову локров и их беотийских союзников, одержали победу над шестью тысячами фессалийцев, шедших на помощь локрам. Испугавшись этих успехов, тринадцатитысячная беотийская армия вторглась в Фокиду. В битве с более сильным врагом в долине Кефиса Филомел в 354 году терпит поражение и геройски погибает. На его место избирается Ономарх.

С этого времени театр военных действий расширяется. В борьбу более активно вступает Фессалия, в захвате которой особенно заинтересован Филипп Македонский. Фессалия в то время была ослаблена частыми восстаниями пенестов и непрерывными междоусобными войнами фессалийских городов между собою. В частности, длительная борьба тиранов Фер против фессалийской знати истощила страну и ослабила её сопротивление внешним силам. Воюющие стороны использовали эту внутреннюю борьбу фессалийских городов и втянули их в войну. Фокидцы привлекли на свою сторону ферских тиранов; сторону Фив принял город Ларисса во главе со старым аристократическим родом Алевадов. Эта новая расстановка сил дала повод македонскому царю для военного вмешательства. Воспользовавшись тем, что фессалийская знать призвала его на помощь, он непосредственно вмешался в войну, расширив её масштабы. Война приняла более ожесточённый характер.

Ономарх со своим братом Файлом, заменившим погибшего Филомела, приняли энергичные меры для продолжения войны. Они стали неограниченно распоряжаться средствами Фокиды, собрали большое войско и укрепили своё влияние среди своих союзников.

Обезопасив себе тыл изгнанием и казнями своих врагов, дружбой Фер и опустошением союзных с Фивами городов, помогавших им войсками, Ономарх с целью помочь своим союзникам совершил поход в Фессалию. Ономарх и Файл опустошили Дориду и начали войну с Фессалийским союзом. Придя на помощь последнему, Филипп начал войну за Фессалию. Он прошёл Темпейское ущелье и разбил Файла, вызванного Ономархом на помощь Ликофрону. Однако не так легко было справиться македонскому царю с фокидскими полководцами. Пришлось ему встретить сопротивление и в самой Фессалии со стороны ферских тиранов, старавшихся передать власть в стране своему союзнику Ономарху.

Два раза Филипп был отброшен Ономархом к македонским границам и лишь в третий раз преобладающими силами в 352 году на Крокусовом поле разбил последнего.

Остатки разбитого войска вместе с Файлом отступили к Фермопилам. Желая исправить положение, Файл собрал новое войско, дал солдатам двойное жалованье и заручился помощью союзников. Как свидетельствует Диодор, лакедемоняне прислали ему 1 тыс. солдат, ахеяне – 2 тыс., афиняне – 5 тыс. пехоты и 400 человек конницы под предводительством Навсикла. Кроме того, ферейские тираны Ликофрон и Пифолай, сдавшие после смерти Ономарха Феры Филиппу, сами пришли на помощь Файлу с двухтысячным наёмным войском. Фокидские города помогали ему людьми и провиантом. В общей сложности Файл получил больше 100 тыс. войск союзников. Этим воспользовался Филипп, чтобы в первую очередь утвердиться в Фессалии. Вытеснив фокидян из Фессалии и предоставив им возможность продолжить борьбу со своими противниками, Филипп захватывает важнейшие пункты страны и укрепляется в них. Во всех значительных городах он поставил македонские гарнизоны; с фессалийских портов и городов стал взимать пошлины. Вскоре Филипп сделался полным властителем Фессалии. Её богатства, обилие хлеба, фессалийская торговля и, наконец, фессалийские военные силы – всё теперь было в распоряжении Македонского государства. Ключевые позиции Фессалии открыли Македонскому государству широкий путь не только во Фракийское море, но и Эгейское. Теперь Македонское государство достигло моря в трёх местах: ) у Амфиполя, ) у Фермейского залива (Мефона) и ) у Пагаса – важнейшей гавани, через которую экспортировался хлеб и переправлялись рабы.

Этих военных успехов Македонское государство достигло вследствие того, что оно экономически и политически оказалось сильнее своих врагов; к тому же Филипп для достижения своих агрессивных целей использовал подкупы, дипломатические средства, материальную и моральную поддержку македонофильских элементов в греческих государствах, организацию восстаний во враждебных ему городах и т. п.

Внешняя политика Македонского государства, направленная на расширение его сфер влияния, затрагивала экономические и политические интересы многих государств Греции и не могла не вызвать со стороны последних отпора. Этот отпор становился особенно заметным, когда Филипп стремился подчинить греческие города Средней Греции.

Как известно, после укрепления позиций в Северной Греции Филипп делает попытку вторгнуться в Среднюю Грецию и входит для этого с войском в Фермопильский проход. Но многие греческие государства к тому времени уже поняли для себя опасность македонских завоеваний и решили остановить дальнейшее наступление Филиппа. К Фермопилам было стянуто большое греческое войско, которое состояло из войска Файла, усиленного отрядами наёмников, из тысячного отряда спартанцев, двухтысячного отряда ахеян и всего гражданского ополчения афинян, состоявшего из 5 тысяч гоплитов и 400 всадников. Такого войска было более чем достаточно, чтобы защитить и удержать Фермопилы. Боясь придать войне общегреческий характер, Филипп даже не попытался атаковать эту укреплённую позицию и отошёл назад.

С самым главным и всё еще сильным соперником – Афинами – Филипп боялся начать открытую войну и боролся с ними втихомолку, из-за угла, стремясь ослабить их влияние на македонском и фракийском берегах, после чего нанести им решительный удар. При таких обстоятельствах в Афинах не могло не возникнуть беспокойства за фракийские владения, особенно за Фракийский Херсонес, имевший для них первостепенное значение. Во Фракии в это время не прекращалась внутренняя борьба. Государство одрисов, не добившись крепкой централизации даже в эпоху своего расцвета, к этому времени оказалось раздробленным на враждующие между сабой области. После царя Котиса наследниками царской династии остались Амадок II и Берисад. Афины поддерживали их, и незаконно вступивший на престол Керсоблепт должен был согласиться на раздел царства и отказаться от Херсонеса. При разделе царства Керсоблепт получил долину Марицы и область Пропонтиды, Амадок II – прибрежную Фракию, а Берисад – Западную Фракию до Стримона. Афиняне тщательно следили за фракийскими делами. Ещё во времена Котиса, когда государство одрисов достигло известного расцвета, отношения фракийцев с афинянами осложнились. Стремясь завоевать фракийский Херсонес и побережье Пропонтиды, Котис вёл враждебную Афинам внешнюю политику. Поэтому расчленение Фракии при наследниках Котиса было в интересах Афинского государства. Между Афинами и тремя фракийскими царями был заключён мирный договор.

В 353–352 гг. афиняне, после захвата Харесом Сеста, укрепились на фракийском Херсонесе и послали туда колонистов. Амадок принял сторону македонского царя. Также присоединились к нему и жителя Перинфа, которые спорили с Керсоблептом за пограничную территорию. К тому же фракийцы оказались окружёнными с двух сторон врагами. С севера их теснили скифы, совершившие свои походы далеко в глубь страны, с юго-запада – македонский царь Филипп.

Фракия, обессиленная борьбой между отдельными династами, должна была выдержать натиск этих двух сильнейших противников: скифов и македонян.

Использовав внутреннюю борьбу в царстве одрисов, Филипп в 352 году появился с войском во Фракии, дошёл до Пропонтиды и начал осаду главной крепости Керсоблепта – Гиерон-Тейхос. Последняя, не получив помощи от Афин, должна была покориться, отдать македонскому царю заложников и решить вопрос о спорной территории в пользу Филиппа. Одновременно с этим македонский царь в течение 352–351 гг. посредством различных дипломатических ухищрений укрепился на Геллеспонте, основав вдоль берега ряд крепостей. Вследствие этих успехов Фракия теперь стала частью Македонского государства. Влияние последнего на Эгейском море усилилось. Филипп успешно выбивал афинян из их позиций во Фракии.

Вслед за Фракийским походом Филипп стал продолжать войну со своими соседями: Иллирией и Пеонией (350–349 гг.. Можно предполагать, что во время войны Филиппа с Фракией иллирийцы и пеонийцы решили помочь своим союзникам – фракийцам. Из Иллирии Филипп направился в Эпир против Аррибы. Всё это дало возможность Македонскому государству распространить свою власть от Охридского озера до Дарданелл, от Шар до Фермопил. По величине территории, по количеству населения и по своему могуществу ни одно греческое государство не могло сравниться с Македонией. С захватом Фракии Македонскому государству стали подвластны все гавани окружающих Балканский полуостров морей.

Усилившееся могущество Македонии и её территориальная близость к Халкидике вызвали у жителей её тревогу за свою судьбу. Халкидские города, отрезанные от суши, решаются нарушить договор и вступить в союз с единственным государством, могущим оказать сопротивление Македонии, – Афинами.

Даже Олинф, союзник Македонии, ужаснувшись широких завоеваний Македонского государства, быстро меняет фронт, присоединяется к другим отшатнувшимся от Македонии городам и отправляет в Афины послов для заключения оборонительного и наступательного союза против агрессивных устремлений Македонии.

Назревала новая открытая война Филиппа с Олинфом, в которой Афины не могли оставаться безучастными зрителями. В этой Олинфской войне македонская армия должна была лицом к лицу встретиться с военными силами греческих государств, в первую очередь Афинского государства. У этих государств была прямая необходимость дать отпор македонским агрессивным притязаниям.



biofile.ru