История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект открытого урока по теме "Древнее Двуречье"(5 класс). Урок культура древнего двуречья


Лекция на тему "Культура Древней Месопотамии"

Культура Древней Месопотамии

Культура Месопотамии (в пер. с гр. Междуречье, Двуречье) сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат в IV тыс. до н.э. (территория современного Ирака). В отличие от египетской, культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов и потому была многослойной.

Принято выделять следующие периоды культуры Древней Месопотамии:

1) шумеро-аккадская культура (27 – 20 вв. до н.э.)

2) культура древнего Вавилона (19-12 вв. до н.э.)

3) культура Ассирии (12-7 вв. до н.э.)

4) культура нового Вавилона (7-6 вв. до н.э.).

1. Шумеро-аккадская культура

Возникновение шумерского этноса до сих пор остается загадкой. Известно только, что в IV тыс. до н.э. южную часть Двуречья заселяют шумеры и закладывают основы для всей последующей цивилизации данного региона. Как и египетская, эта цивилизация была речной. К началу III тыс. до н.э. на юге Месопотамии появляется несколько городов-государств, главными из которых становятся Ур, Урук, Лагаш и др. Они поочередно играют ведущую роль в объединении страны.

Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской литературы стал «Земледельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия — как сохранять плодородие почвы и избегать ее засоления. Важное значение имело также скотоводство. Высокого уровня достигла шумерская металлургия. Шумеры первыми научились изготавливать сплавы из золота и серебра, цветное стекло, гончарный круг. Одно из важнейших достижений шумеров – колесо повозки. Но наибольший вклад в историю мировой культуры внесла шумерская письменность (клинопись) – древнейшая в мире письменность. Писали тростниковыми палочками по сырой глине. Затем таблички обжигались и затвердевали. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

Также шумеры создали первую профессиональную армию, первые медицинские рецепты, составили первый каталог растений и библиотечный каталог, открыли первые школы, изобрели шестидесятеричную систему исчисления (1 час=60 мин., 1 мин=60 сек), первыми начали делить год на 4 сезона и 12 месяцев, создали первую поэму «Золотой век», первые «карты мира» и др.

Одно из величайших достижений в области литературы шумеров - «Эпос о Гильгамеше». В этой эпической поэме рассказывается о легендарном правителе шумерского города Урук Гильгамеше, который отправился в поисках бессмертия, но не получил его. Неизвестный автор в конце эпоса говорит Гильгамешу о том, что боги создали человека смертным, а бессмертие оставили себе. Поэтому всё, что подвластно человеку – это есть, пить, любить жену и детей, совершать добрые дела. Примечательно, что в эпосе впервые упоминается миф о Всемирном Потопе и единственном спасшемся праведнике – Ут-напишти.

Система религиозно-мифологических представлений и культов Шумера.

В культуре Месопотамии Вселенная рассматривалась как государство, которое построено на послушании. Поэтому главной добродетелью была «добронравная» или «послушная жизнь». Человек подчинялся старшим, затем власти, государству, богам. Система послушания была правилом жизни в Древней Месопотамии.

infourok.ru

Культура Древнего Двуречья - История

Зам. дир. по УР______________

Класс:6 «А», «Б», «В»              Дата:24.09.2016 Номер урока: 3

- повторить и закрепить знание материала о географическом положении Вавилона и его правителях;

- развивать навыки работы в группах и составления понятийных карт;

- воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: проблемный урок.

Приемы урока: рассказ учителя, эвристическая беседа, заполнение сравнительной таблицы.

Оборудование: Учебник. Карточки с заданиями.

Ход урока.

Этапы урока

Содержание урока

Ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент.

Проверка присутствия на уроке; создание положительной рабочей атмосферы на уроке для получения положительных результатов в обучении; познакомить учащихся с целями и задачами урока.

Проводит работу по созданию коллаборативной среды. Упражнение «Дождь в Двуречье»

- Хотите сегодня чему-нибудь научиться?

- Хорошо, приступаем к работе.

Подготовка к уроку. Настрой учеников на урок. Выбирают смайлик и демонстрируют его.

Рабочие принадлежности.

Опрос домашнего задания.

Методом «Дуэль» класс делится на группы, каждая группа выдвигает своего рыцаря. Группы подготавливают вопросы. Одна группа вызывает на дуэль другую, и рыцари сражаются вопросом на вопрос, тот рыцарь, который не ответит на 3 вопроса из 5 считается проигравшим, а выигравший рыцарь выигрывает для группы 5 баллов. Беседа:

Какие государства существовали на этой территории?

Систематизация понятий. Что объединяет понятия Хаммурапи и Навуходоносор?

Чем прославились эти личности? Как развивалось государство?

Каких богов Вавилона знаете? О чем это свидетельствует?

Дети на контурных картах наносят объекты, самопроверка по учебнику или флипчарту.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы и приводят в систему понятия, давая объяснения.

Учебник.

Изучение новой темы.

Работа в группах (урок-спектакль). У каждой группы свое задание: (вытягивают) самостоятельное чтение с пометками определенной части параграфа 3 (выбор метода чтения детьми, почему?).

1 группа – поэма о Гильгамеше,

2 группа – Висячие сады,

3 группа – религия.

Каждая группа подготавливает спектакль по своей теме( где имеются рассказчик и немые актеры). Класс должен угадать, что показывает их группа-соперница.

Оценка выступления группами. Выигравшая команда получает 5 баллов.

Подведение итога учителем. Сравнение письменности в разные периоды. Какой вывод можно сделать?

Выполняют задание.

Выступление группы.

Взаимооценка. Исследование в группе.

Карта, учебник.

Закрепление изученного материала.

Составление «толстых» вопросов по «чужим» картам и материалу учебника.

Самостоятельная работа учеников:

Закрепление материала стратегией «Правда и ложь»:

Поэма о Гильгамеше – это религиозное произведение.

Клинопись – это древняя письменность.

Клинопись придумали шумеры.

Клинопись появилась в 3 тысячелетии до н.э.

Висячие сады были построены при Хаммурапи.

Висячие сады созданы в честь Семирамиды.

У жителей Двуречья было многобожие.

Солнце – это главное божество в Вавилоне.

Син – это бог Луны.

Мардук – главный бог всего Вавилона.

Групповое обсуждение, аргументация.

Задают по 2 вопроса.

Ученики обдумывают ответы и отвечают.

Работают самостоятельно.

Самооценивание по критериям:

10-9 ответов – «отлично»

8-7 ответов – «хорошо»

6-5 ответов – «удовлетворительно»

Тетради.

Рефлексия

Метод-интервью. Каждый спрашивает у своего соседа по парте, что он узнал на уроке, и что не понял. По непонятным вопросам учитель составляет кластер на доске и объясняет этот вопрос.

Делятся своими впечатлениями, и мыслями.

Домашнее задание

Параграф 3, читать, пересказывать, составить 5 тестовых вопросов.

записывают в дневники.

multiurok.ru

Конспект открытого урока по теме "Древнее Двуречье"(5 класс)

Конспект открытого урока по истории Древнего мира

Класс: 5

Дата: 28.10.2015.

Учитель: Кунакова Людмила Борисовна.

Тема: Древнее Двуречье.

Цель урока: Создание организационных и содержательных условий для формирования представлений о природных и климатических условиях Древнего Двуречья, занятиях его жителей.

Задачи урока:

Образовательные: дать представление о жизни древних шумер (быт, религия, письменность.)

Развивающие: формировать умения анализировать прочитанный текст, работать с текстом учебника, делать выводы; развивать навыки умения работать с исторической картой.

Воспитательные: воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, самовоспитанию и самоконтролю.

Планируемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ

Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Уважать культуру других народов, выстраивать конструктивные взаимоотношения в группе. Аргументировано оценивать свои и чужие поступки.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные: Определять цель, выдвигать версии, планировать деятельность. Оценивать степень и способы достижения цели.

Познавательные: Находить информацию в разных источниках, выделять главное. Определять понятия. Анализировать, доказывать. Владеть смысловым чтением. Делать выводы. Пользоваться приемами критического мышления: кластер, концептуальная таблица.

Коммуникативные: Умение вести диалог. Самостоятельно организовывать деятельность в группе.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Уметь описывать климатические условия Двуречья, занятия жителей, их культуру, показывать на карте местоположение Двуречья.

Работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; овладевать целостными представлениями об историческом пути жителей Двуречья.

Устанавливать причинно-следственные связи между географическими условиями обитания шумеров и их экономическим развитием.

Формы работы: парная, групповая.

Ведущая дидактическая цель: изучение нового материала.

Оборудование: настенная карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия» атласы, мультимедийная установка, ПК.

Ход урока:

Мотивационно – целевой этап.

Стадия вызова

/10 минут/

Прогнозирование темы урока.

Целеполагание.

Здравствуйте, ребята! На нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости. Я прошу вас, не смущаться, и работать в нашем обычном режиме. Желаю всем нам сегодня, плодотворной работы, быть внимательными и активными.

Предлагаю с помощью смайликов отобразить своё настроение в начале урока.

- Ребята, какие реки вы знаете?

- Какая река протекает в нашем селе?

- А вы знаете место, где реки как будто встречаются друг с другом?

- А ведь такое место есть?

- Молодцы! Ответьте ещё на несколько вопросов:

- Сколько глаз у человека?

- Сколько ног у человека?

- Сколько туфелек было у Золушки?

- Самая плохая оценка?

Цифра 2 – это важная цифра, которая на нашем уроке будет самой главной.

1.1.Предлагает вспомнить, где возникли первые государства.

1.2.Задает вопрос: Историю какого государства Вы завершили изучать?

1.3. Сегодня мы начнем знакомиться с историей еще одной страны, а какой вы узнаете, если мы повторим поход воинов Тутмоса в Азию и посмотрим, как далеко стали простираться при нем, границы Египетского государства.

Организация работы с атласами, один показывает у доски, на настенной карте.

Задача: используя карту, проследить путь воинов Тутмоса в Азию.

1.4.Географическое положение и природа Двуречья .

- Определите, на каком материке находится новая страна?

-Определите по карте, в какой части света находится страна?

-Как называются реки, которых мы достигли?

- Где начало рек и куда они впадают?

-Через какие страны мы добрались до этих рек?

-Как называются современные государства, по территории которых протекают эти реки?

- О каком государстве мы слышим каждый день в сообщениях СМИ?

Демонстрируется слайд с изображением карты «Древнее Двуречье»

Вопрос: Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат?

-Как бы вы еще назвали эту страну?

Значит, что будет темой изучения нашего урока?

(Демонстрация слайда «ДВУРЕЧЬЕ»)

1.5. Организует учащихся на мозговую атаку, предлагая предположить, опираясь на знания по истории Древнего Египта, что необходимо знать при характеристике государства.

Организует обсуждение.

Результаты оформляются в виде кластера на доске и в тетрадях детей.

Демонстрация слайда «ПАМЯТКА КЛАСТЕР»

Контрольно – оценочная деятельность.

- Кто согласен с выполненной работой?

- С чем согласны ?

- Кто не согласен и с чем именно?

- Оцените работу.

- У кого возникли трудности? В чём?

П о с л е обсуждения:

Изучение Двуречья по этим вопросам и будет целью сегодняшнего урока.

Отвечают на вопросы

Примерные ответы: первые государства возникли в Африке и Азии.

Примерные ответы:

  • Воинам фараона нужно было переплыть на Синайский п-ов, вдоль побережья Средиземного моря, по Аравийскому п/о попадают на берег реки Евфрат (в Азию)

  • Границы Египта при фараоне при Тутмосе достигли р. Евфрат.

  • Евразия

  • Азия

  • р.Тигр и р.Ефрат

  • Текут с гор Закавказья и впадают в Персидский залив

  • Палестина,Сирия,Финикия.

  • Турция,Сирия,Ирак.

  • Сирия (сообщение о российской операции против терроризма в Сирии)

  • Работа учащихся, выделение основных характеристик.

  • Один ученик выполняет работу на доске

hello_html_m15e45cff.gifhello_html_71d31d60.gif

hello_html_479cdfac.gifhello_html_m12aceba8.gif

hello_html_m7878a00c.gif

hello_html_15ed5a.gifhello_html_m3ab5576d.gif

  1. Осмысление

/20 минут/

Физминутка( 5 мин)

2.1. Задает вопрос: почему государство названо Двуречье?

Ещё эту страну называют Месопотамия. Месопотамия - это древнегреческое название, означающее «страна между двух рек».

Итак, Древнее Двуречье возникло около 5 тыс. лет назад. В то же время, как и Египет.

Жителями Двуречья были шумеры – один из самых загадочных народов: откуда они пришли – никто не знает, по одной из легенд они называют своей родиной о. Дильмун в Персидском заливе.

По внешнему виду их трудно спутать с другими народами. Приземистые фигуры, смуглая кожа, длинные, прямые носы, темные прямые или курчавые волосы.

Земля, на которой жили шумеры, — плоская равнина с жарким и засушливым климатом. Дожди выпадали редко. А в период разлива рек бурные потоки воды обрушивались на поселки и пастбища, сносили жилища, посевы и загоны для скота. Память о катастрофических наводнениях сохранилась в шумерских мифах о потопе.

Вопрос: Какие реальные события могли подразумеваться под словом «потоп»?

Чтобы защищать поля от разливов Тигра и Евфрата, шумеры рыли каналы, сооружали плотины, копали колодцы. Благодаря этому страна стала плодородной. Труднее обстояло дело с сырьем необходимым для строительства. Дерево доставлялось с большим трудом. Дома приходилось строить из тростника. Потом обмазывали глиной. Из глины древние шумеры делали все. Посуду, игрушки. Даже орудия труда. С развитием ремесел появляются два крупных города Ур и Урук. Строили храмы и дворцы. Их язык очень долго не поддавался расшифровке.

Работа в парах. Выполняя задания, определить главные занятия жителей Двуречья.

Задание 1. Основой жизни здесь была вода. Зимой, в сезон дождей, а так же во время разлива вода была в избытке, в остальное время года её не хватало. Особенно остро недостаток воды ощущался в местах, удаленных от рек. Лишённая влаги, опалённая солнцем почва высыхала и трескалась. А в низовьях рек перенасыщенные водой земли заболачивались, превращаясь в непроходимые топи. Сооружение каналов и плотин было направлено на развитие этого занятия. О каком занятии идёт речь?

Задание 2. После орошения земли, когда земля хорошо пропитывалась водой, на поле выпускали быков с обвязанными копытами: они выравнивали поле и вытаптывали сорняки. Успехи в земледелии привели к росту поголовья скота: на пастбищах паслись стада коров, овец, коз и свиней. О каком занятии идёт речь?

Задание 3. В Южном Двуречье не хватало многих видов сырья (строительного камня, леса), но в избытке выращивали зерно, финики, производили шерсть. Товары, которые можно было обменять на те, в которых они нуждались. Как называется занятие, в ходе которого производится обмен одних товаров на другие с помощью денег? (Вместо денег в Двуречье использовали слитки серебра определённого веса.)

Предлагает для осмысления рассмотреть карту, иллюстрации слайдов, исторический документ и попытаться сравнить Древний Египет и Двуречье.

2.2. Организует работу - «Мозговая атака»

Цель: выяснить линии для сравнения

2.3.Организует, предлагая результаты оформить в концептуальной таблице, макет, которой по мере предложений возникает на доске.

    1. Организует обсуждение по вопросу, предлагает сделать вывод.

2.5. Физминутка

2.6.Предлагает решить задачу

СЛАЙД «Реши задачу»

В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены вместе с умершим десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же были найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др. какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение.

2.7. Работа с текстом учебника стр.67. «Башни от земли до неба»

Демонстрация слайда «РЕЛИГИЯ ШУМЕРОВ»

Цель: подвести учеников к пониманию, что религия в Двуречье была языческой

- Каким богам преклонялись жители Двуречья?

-Какую роль играли жрецы в Двуречье?

2.8. Демонстрация слайдов, отображающих письменность Двуречья.

Задание: Определить по слайдам, какая письменность была у жителей Двуречья, на чем писали, чем?

Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежащих ученикам школы – будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.

- Что можно сказать по этим табличкам о жизни людей того времени?

Словарная работа.

Клинопись — вид письма древнего Двуречья.

Древнее письмо было рисуночным. Часто один рисунок имел много значений. Это вызывало затруднения. Чтение текстов иной раз превращалась в разгадывания ребусов. Только опытный мог написать без ошибок. Грамотность была привилегией. Не все могли учиться. В Двуречье было много школ. В них учили детей жрецов, чиновников и других высокопоставленных лиц.

- Почему именно глина служила в качестве писчего материала? Ответ простой. Для деловой переписи был нужен дешёвый и простой материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Если документ был важный, то табличку обжигали, как кирпич. После этого её можно было хранить долго. Множество таких табличек сохранилось до наших дней. Позже из глины научились делать кирпичи, и строить из них дома, храмы, дворцы.

2.9. Просит вернуться к кластеру на доске и назвать, что еще не выяснили по истории Двуречья?

Демонстрация слайдов по КУЛЬТУРЕ ДВУРЕЧЬЯ

Цель: организация учащихся на самостоятельное определение, что было характерно для культуры Двуречья.

Результат должен быть озвучен при помощи учителя.

слайда ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ДВУРЕЧЬЯ

Работа в группах

1 группа- рабочая тетрадь задание № 50 стр.39.

2 группа - рабочая тетрадь задание № 49 стр.39.

  • Высказывают предположения, что, скорее всего из-за того, что возникло между рек.

Сообщение ученика: «Миф о потопе»

«Однажды рассердились боги на людей и решили устроить потоп. Но бог воды, добрый Эа, сообщил об этом одному человеку по имени Утнапишти. Тот построил корабль и погрузил туда весь скот и всю родню. И вот черная туча закрыла небо, грозно загремел бог грома. Когда же через 6 дней и 7 ночей закончилась буря, и выглянуло солнце, над водою был виден лишь маленький остров. Это была вершина высокой горы. Выпустил Утнапишти голубя, и прилетел тот обратно, не найдя сухого места. Выпустил ласточку, и ей пришлось вернуться. Выпустил ворона, и нашел ворон сушу. На вершине горы Утнапишти насыпал тростник, зажег огонь и принес богам жертву. Боги обрадовались приношению и простили людей, спасшихся от потопа. Сам же Утнапишти, единственный из людей, стал бессмертным»

Отвечают: Разливы рек Тигр и Ефрат.

Ответ: Земледелие.

Ответ: Скотоводство.

Ответ: Торговля.

климат, почва, растительность, занятия

теплый климат

климат

теплый климат разливы рек сильнее

плодородная

почва

плодородная

растительность

земледелие, ремесло, строительство каналов.

занятия

земледелие, ремесло, строительство каналов, дома из глины

  • Называют общие черты: разливы рек, плодородная почва, теплый климат, основные занятия: земледелие, ремесло, строительство каналов.

  • Черты различия: разливы рек очень бурные - в Двуречье, строили дома там из глины.

- жители Двуречья верили в жизнь после смерти, т. к. считали, что все перечисленное пригодится в царстве мертвых.

Читают.

  • В одном городе богу солнца Шамашу, в другом – богу луны Сину, мудрым считали бога воды Эа, а к богине плодородия Иштар люди обращались с просьбой о богатых урожаях.

  • Они были служителями храмов, могли общаться с богами

  • Предлагают различные варианты, обсуждают, приходят к совместному решению, что религия в Двуречье была языческой.

Рассматривают слайды

  • Предполагают, что писали на глиняных табличках, используя специальные палочки, письменность была - клинопись

  • Примерный ответ: Для культуры Двуречья было характерно, что там были развиты - наука, литература, архитектура, скульптура, живопись

Работают в группах.

3. Рефлексия.

(5 мин)

hello_html_11f539ba.gif

3.1.На стадии рефлексии происходит возвращение учащихся к первоначальным записям на доске (кластеру)и в тетрадях.

слайда «Закончи предложения»

hello_html_3cbc0717.gifhello_html_1c1cce22.gifhello_html_7dbed075.gif

hello_html_m88a3932.gifhello_html_71d31d60.gifhello_html_m6e79067f.gifhello_html_m785fb17d.gifhello_html_m5f3141c0.gif

hello_html_m628d150d.gifhello_html_m66e0dfca.gifhello_html_m34c781ba.gifhello_html_m43c8642.gifhello_html_3aae54.gifhello_html_m1c5f5811.gif

hello_html_m6033926c.gifhello_html_m42637b93.gifhello_html_1ae860eb.gifhello_html_cc83ae2.gifhello_html_m2bf14e70.gifhello_html_32d00a21.gifhello_html_2aae8071.gif

hello_html_m38d85e25.gifhello_html_m4772b3d8.gifhello_html_m78bfc34e.gifhello_html_m3feb55cb.gifhello_html_m45277230.gifhello_html_m2f1b6dcf.gifhello_html_6e78142d.gif

hello_html_m16ba4859.gifhello_html_3fef12da.gifhello_html_m61da1954.gif

hello_html_mc7f44a3.gifhello_html_m7734783f.gifhello_html_c7a83d9.gif

Игра «Веришь – не веришь»

Актуализация знаний на изучение материала следующего урока

Наследниками культуры шумеров станут народы нескольких государств Двуречья, каких

мы узнаем на следующем уроке.

Домашнее задание: параграф 13, рабочая тетрадь - стр.36-37,№44,45.

Описать рисунки нашего времени с. 68 «Школа в Двуречье», используя ключевые слова:

Ученики, учитель, работник, разминающий глину.

Дополнительное задание:

1 уровень: Задается домашнее задание слабым ученикам пересказать « Миф о всемирном потопе».

2 уровень: Раздаются напечатанные пословицы первых жителей Междуречья, предлагается дома найти русские варианты:

а) Бедняк занимает - себе забот наживает.

б) Хорошо одетому всегда рады.

в) Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее колодку.

3 уровень: 1) Сильным предлагается найти ответ на вопрос: В клинописи несколько сот разных знаков. Почему так много? Почему знаки письма в Двуречье имели клинообразную форму? 2).По желанию, творческое задание: составить рассказ о том, как учились в школах Двуречья.

Выставляются оценки за урок.

1. С какой темой мы познакомились сегодня?

2. Что нового вы узнали?

3. Что было интересным?

Оцените свою работу по сравнению с другими ребятами.

Учитель просит открыть тетрадь и на чистом листе обвести ладонь по контуру. Когда ладонь нарисована, обучающиеся заштриховывают то количество пальчиков, которое соответствует их оценке на уроке. Дети поясняют, почему они так себя оценили.

Возвращаемся к смайликам. Прошу показать своё настроение в конце урока.

Спасибо за урок!

.

hello_html_1338a348.png

hello_html_m38a7b06d.pnghello_html_m30ffa83b.pnghello_html_m6ab32cb8.png

hello_html_24218278.pnghello_html_15c35526.pnghello_html_m5f83fbd9.png

hello_html_m41be3fe.pnghello_html_4eecf873.png

hello_html_64a55b00.pnghello_html_644e244f.pnghello_html_m37777884.png

hello_html_6a0e60b3.pnghello_html_m5bbec483.pnghello_html_15d4ae00.png

hello_html_ff557b3.pnghello_html_m45876d84.pnghello_html_mdaaacb5.png

hello_html_m124e0885.png

infourok.ru

5-й урок. Культура древней Месопотамии

5-й урок.

Цель: показать, что культура в странах Междуречья 1) достигла высокого уровня и имела значительное влияние на другие страны; 2) носила классовый характер, плодами ее пользовались, преимущественно, рабовладельцы; 3) имела много общего с культурой Египта, но много и своеобразных черт, последние объясняются как природными условиями Междуречья, так и особенно жестоким характером Ассирийского государства.

На этом уроке углубляется понятие культура.

Оборудование урока: историческая карта «Древний Восток», картина «Город Вавилон». Таблицы 29, 30 и 32 Альбома по древней истории, «Возвращение ассирийского войска из похода» и «Город Вавилон».

Опрос начинается с кратких объяснений учащихся, чем можно объяснить успехи Ассирии в войнах с другими странами. Можно задать такие вопросы: когда Ассирийская держава достигла наибольших размеров? Покажите на карте завоевания Ассирии — и заслушать развернутые ответы на вопросы домашнего задания.

Кроме того, один учащийся пишет на доске основные даты по истории Ассирии: образование, расцвет и гибель.

Обобщая ответы, учитель характеризует Ассирию как хищническое рабовладельческое государство.

Переход к новому материалу делается указанием на тесную связь, географическую и историческую, между Ассирией и Вавилонией, в результате чего у них много общего и в культуре. Поэтому учащиеся будут знакомиться с культурой стран Междуречья, а не каждой страны в отдельности.

План изложения нового материала

1. Клинопись.

2. Библиотека глиняных книг.

3. Зачатки науки: астрономия и календарь.

4. Архитектура и скульптура.

Начиная изложение нового материала, учитель указывает, что в странах Южного Междуречья несколько тысячелетий назад была создана высокая для того времени культура. Учащимся предлагается объяснить, почему важнейшим культурным достижением считается письменность.

Дополнительный к учебнику материал о клинописи учитель может заимствовать из книги Л. Липина и А. Белова «Глиняные книги» (стр. 138—142) и из статьи И. М. Дьяконова «Библиотека Ашурбанипала» в Книге для чтения «Древний Восток». В учебнике (стр. 47) учащиеся видят табличку, на которой писали в Вавилонии и Ассирии, а на доске рекомендуется нарисовать клинописные знаки. Максимальной наглядности достигнет учитель, если он сам изготовит глиняную табличку и покажет, как на ней писали (см. у Авдиева стр. 103 или у Липина и Белова стр. 174).

Большая прочность материала для письма в Междуречье обеспечила большую сохранность рукописей, чем в Египте. Учитель сообщит о библиотеке глиняных книг, но знакомство учащихся с более подробным и ярким ее описанием придется перенести на внеклассные занятия (см. в книге Л. Липина и А. Белова гл. 5 «Рабочий, ставший мировым ученым» и гл. 6 «Как изготовляли глиняные книги»).

Вавилонская клинопись послужила образцом для письма многих народов Азии (Урарту, персов). На вавилонских глиняных табличках ученые обнаружили и деловую переписку, и списки завоеванных стран, и перечисление добычи и многое иное. Эти же «глиняные книги» сохранили до нашего времени сочинения вавилонских ученых. Из них мы узнаем, как велики были достижения стран Междуречья в области некоторых наук. Большое развитие получила астрономия. Вопрос классу заставит учащихся вспомнить, почему жители речных долин внимательно изучали движение солнца и планет. Учитель перечисляет достижения вавилонских астрономов.

Наблюдения вавилонских жрецов за движением небесных светил помогли установить календарь.

Для чего был нужен календарь жителям речных долин?

«Календарь подсказывал землепашцу, когда ему ждать разлива рек: к тому времени нужно было успеть очистить старые каналы и прорыть новые, создать водохранилища, укрепить плотины, подготовить лодки; календарь подсказывал, когда могут ждать спада воды, чтобы приступить к пахоте и севу; нужно было знать, когда солнце начнет немилосердно палигь, чтобы не опоздать с перегоном скота на новые пастбища» («Глиняные книги», стр. 283).

Рассказ о вавилонском календаре поможет учащимся понять, как глубоко в прошлое уходят корни нашего счета времени и сделать вывод о высоком уровне развития астрономии в Междуречье.

Учитель указывает также на установленное еще вавилонской наукой и сохранившееся поныне общепринятое деление часа и минут на 60, деление окружности на 360 В то же время учитель отметит ненаучность многих представлений вавилонян (см. в учебнике конец § 21). Рассказ о культуре Междуречья можно закончить описанием Вавилона VI в. до н. э. по картине.

Демонстрируя таблицу 30 Альбома по древней истории, учитель расскажет о семиэтажных башнях, с высоты которых вели астрономические наблюдения вавилонские жрецы. На таблице 29 представлена такая башня.

С ассирийской архитектурой и скульптурой учащиеся знакомятся по уже известной им картине «Возвращение ассирийского войска из похода». На картине хорошо видно широкое облицованное кирпичом возвышение, на котором воздвигнуты огромные зубчатые стены без окон. Это были стены царского дворца. От кого должны были защищать царя эти стены? Они охраняли царя не только от внешних врагов, но и от собственного народа. Перед дворцом находилась широкая площадь, через которую невозможно было пройти незамеченным. Статуи добрых божеств по сторонам входа должны были, по верованиям ассирийцев, оберегать дворец от злых духов.

Общий вид дворца (Саргона II) можно показать на таблице 30 (или на диапозитиве 34). Учащиеся опять обратят внимание на изолированность жилища царя и на возвышение, связывающее целый ряд дворцов и дворцовых помещений в единое архитектурное целое. Можно обобщить своеобразные черты архитектуры Междуречья и предложить учащимся подумать: чем объясняется ее массивность? Почему вавилонские здания обнаружены только в раскопках, тогда как египетские простояли века? Учащиеся вспомнят об основном строительном материале Междуречья, о глине и о разрушительной силе дождей.

Свои здания ассирийцы и вавилоняне украшали блестевшими на солнце синими, зелеными рельефами. Объясняется слово рельеф — выпуклое изображение на плоской поверхности. Рельефы выполнялись на камне или на изразцах и вделывались в глиняные стены. На них запечатлены сцены осады крепостей, увода пленных в рабство, охота на львов и т. д. Показать их можно на таблице 32 Альбома по древней истории или на диапозитиве 38. Особенно удавались ассирийским художникам изображения диких зверей. На некоторых рельефах показаны работы по постройке дворцов рабами-военнопленными. Многие из пленных изображены в цепях, другие прикованы друг к другу железными прутьями. Здесь же находятся вооруженные надсмотрщики.

Обобщая свой рассказ, учитель указывает, что искусство Ассирии отразило ее жестокий рабовладельческий строй.

В заключение ставятся вопросы: кто сооружал великолепные дворцы знати и многочисленные храмы? На кого работали архитекторы, художники и строители Древнего Востока?

Обобщая ответы учащихся, учитель подводит их к выводу, что плодами культуры в странах Междуречья, как и в Египте, пользовались преимущественно рабовладельцы.

Домашнее задание: выучить по учебнику § 21. Сравнить «книги» в Междуречье и в Египте. Повторить § 9. Зарисовать клинописные знаки. Желающим зарисовать внешний вид дворца или какой-либо рельеф. В таблице «Культура Древнего Востока» заполнить второй столбик.

pedagogia.pro

Лекция на тему "Культура Древней Месопотамии" страница 3

Главным божеством был бог Мардук – покровитель Вавилона. В честь него был воздвигнут зиккурат. Почиталась также богиня плодородия и любви Иштар. В древнем Вавилоне был распространен также культ воды и небесных светил.

В сер. 12 в до н.э. Вавилон был завоеван Ассирией.

3. Ассирийская культура

Культура Ассирии носит военизированный характер. Искусство прославляет силу и подвиги завоевателей. Столицей Ассирии был г. Ашшур, затем Ниневия. Главным божеством был бог Ашшур (бог-воитель, покровитель ассирийского государства). Богиня Иштар стала почитаться как богиня войны. Высокого уровня развития достигла военная техника.

В художественной культуре Ассирии — как и во всем Двуречье — ведущим искусством была архитектура. Строились крепости и дворцы. Наиболее значительными архитектурными памятниками стали дворцовый комплекс царя Саргона II в Дур-Шаррукине и дворец Ашшурбанипала в Ниневии.

Дворец царя Саргона II был окружен крепостной стеной и имел ассиметричную планировку. При входе стояли статуи Шеду – фантастические крылатые быки с надменными человеческими лицами (покровители дворцов).

Широкую известность приобрели также ассирийские рельефы, украшавшие дворцовые помещения, сюжетами которых были сцены из царской жизни: культовые церемонии, охота, военные события. Рельефы прославляли грозных и беспощадных царей. Некоторые сцены отличались особой жестокостью – казни, пытки и т.д.

Одним из лучших примеров ассирийских рельефов считается «Большая львиная охота» из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, где сцена, изображающая раненых, умирающих и убитых львов, наполнена глубоким драматизмом, острой динамикой и яркой экспрессией.

В VII в. до н.э. последний правитель Ассирии Ашшурбанипал создал в Ниневии великолепную библиотеку, содержащую более 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Библиотека стала самой большой на всем Ближнем Востоке. В ней были собраны документы, в той или иной мере касавшиеся всего Двуречья. Среди них хранился и упомянутый выше «Эпос о Гильгамеше».

В 612 г. до н.э. асирийская держава была разрушена. Центром Месопотамии стал вновь город Вавилон.

4. Культура нового Вавилона (Нововавилонское царство)

Новая Вавилония достигла своего высшего расцвета при царе Навуходоносоре (605-562 до н.э.). При нем город был окружен тройной крепостной стеной шириной 6 м и длиной 18 км. Были построены три дворца, среди них летний дворец со знаменитыми «висячими садами Семирамиды», ставшими одним из семи чудес света. Их можно назвать грандиозным памятником любви, поскольку они были подарены царем любимой жене, чтобы облегчить ее тоску по горам и садам своей родины.

Не менее известным памятником является также самый высокий в Месопотамии семиярусный зиккурат Этеменанки (91 м), состоявший из нескольких поставленных друг на друга башен, на верхней из которых находилось святилище Мардука. Зиккурат стал прообразом знаменитой Вавилонской башни, упоминаемой в Библии.

В храм вела священная дорога – «дорога процессий», которая проходила через знаменитые ворота богини Иштар. Ворота состояли из 4-х башен с проходами в виде арок и были декорированы синей глазурью и украшены изображениями быков и львов.

infourok.ru

Урок в 5 классе «Древнее Двуречье», ФГОС

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 Предмет: история Класс: 5

 

Тема урока

Место урока по теме

Древнее Двуречье

Урок «Древнее Двуречье» является первым уроком  при изучении главы «Западная Азия в древности» по учебнику «История Древнего мира» 5 класс,  авторы: Вигасин А.А.  Годер Г.И. и Свенцицкая И.С.

Тип урока

Формы, приемы, методы

Открытие новых знаний

Фронтальная, индивидуальная и групповая работа;

проблемно-диалогическая технология

Цель урока

Задачи урока

Сформировать у учащихся представления о географическом положении Древнего Двуречья, занятиях, культуре, верованиях  жителей Древнего Двуречья

I.  Предметные:

характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в Древнем Двуречье

II. Метапредметные:

 Познавательные УУД:

    ● самостоятельно выделять и формулировать тему и цели урока;

   ● самостоятельно ориентироваться в учебнике;

   ● самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для  

        выполнения задания

Регулятивные УУД:

    ● принимать и сохранять учебную задачу;

    ● учитывать выделенные  учителем ориентиры действий;

    ● закреплять умения контролировать и корректировать свою

        деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.

Коммуникативные УУД:

    ● формировать  культуру общения между собой, учиться  работать

   в группах;

    ● представлять результаты деятельности группы.

III. Личностные результаты:

    ● применять правила делового сотрудничества;

    ● оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения;

    ● анализировать  своё эмоциональное состояние.

 

 

 

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

- географическое положение Древнего Двуречья;

- занятия и верования жителей Древнего Двуречья.

- извлекать информацию из текстовых источников и обобщать их по     заданной теме;                                                                                                       - строить свои взаимоотношения с членами группы, высказывать свое мнение.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

  Аспект компетенции:

1. Переработка и использование информации для решения учебных задач.

2. Применение знаний для решения практических задач.

3. Продуктивная коммуникация – работа в группах.

Ориентация на диалогический и эвристический методы обучения. Изложение материала в форме сообщения. При этом проблемная ситуация создается постановкой проблемных вопросов. Эвристический метод характеризуется  на уроке высоким уровнем познавательной активности учащихся.

Проектная технология и ИКТ

·       мультимедийная презентация;

·       мультимедийная установка, экран;

·       конверты, карточки с заданиями;

·       оценочные листы.

       

 

ХОД УРОКА

 

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/         УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап:  организационный  4 мин.

Мотивация к учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

1.1. Организует  приветствие  и ситуацию самооценки готовности к уроку.

Приветствие учителя

-  Здравствуйте ребята.  Меня зовут Анжела Александровна. Я рада вас видеть. И надеюсь, этот урок будет и  для вас и для меня полезным.

 

1.2. Определение темы урока.

Ребята, что у меня в руках (глина).

Сегодня мы познакомимся с государством, где глина играла важную роль. Пожалуйста, внимание на экран.(ролик)

Это древнее государство возникло более пяти тысяч лет назад. Оно находилось меж двух рек. Из этих слов составьте название гос-ва

- Сформулируйте тему нашего урока.

Оно имеет три названия Двуречье , Междуречье, Месопотамия

 

Оценивают готовность к уроку.

 

Приветствуют учителя.

Проверяют наличие учебных принадлежностей

 

 

 

 

 

 

 

 

угадывают

 

 

 

просматривают ролик

 

 

формулируют тему урока «Древнее Двуречье»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-познавательная, коммуникативная

Учебно-познавательная, коммуникативная

 

Эмоциональный настрой на урок.

 

Включение в учебный процесс.

 

 

Формирование интереса к познавательной деятельности на занятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III этап: постановка проблемы и поиск решения 2 минуты

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

НА ОСНОВЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО ГОСУДАРСТВА СОСТАВЛЯЕТСЯ АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВА!!! Ребята а какое государство вы изучали до этого, что вы узнали о Египте. По этому же плану(принципу) мы будем изучать Древнее Двуречье. Что мы должны узнать о Древнем Двуречье?

1. Местоположение Двуречья.

2. Основные занятия жителей Двуречья.

3. Религия.

4. Письменность.

5. Достижения

УСТАНОВИТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

А вот теперь, поставьте учебную задачу для себя на сегодняшний урок в соответствии с темой и планом урока! Воспользуйтесь словами помощниками

Что или кто поможет вам достичь вашей цели?

Разные источники информации

 

Совместно с учителем формулируют цель предстоящей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня на уроке я

  Изучу  Узнаю

  Вспомню

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Диалог с учащимися, формирование проблемы

 

Систематизация знаний по разделу  «Египет»

 

 

 

Появление проблемы.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

 

IV этап: совместное исследование проблемы 20 минут

Открытие нового знания в результате поисково-исследовательской деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с противоречивыми фактами

4.1. Организация практической деятельности

Я предлагаю нам с вами составить справочник о Древнем Двуречье.

ЧТО ТАКОЕ СПРАВОЧНИК?

(справочник м. Книга, содержащая необходимые сведения по какому-л. предмету, вопросу и т.п.)

А СОСТАВЛЯТЬ ЕГО МЫ БУДЕМ В ГРУППАХ ПО ПРЕДЛОЖЕННОМУ ВАМИ ПЛАНУ.

Каждая группа будет создавать свою страницу. ВЫБЕРИТЕ РУКОВОДИТЕЛЯ В СВОИХ ГРУППАХ, ПОДНИМИТЕ РУКИ. У КАЖДОЙ ГРУППЫ БУДЕТ СВОЁ ЗАДАНИЕ.

 

Одна группа познакомит нас с МЕСТОПОЖЕНИЕМ Двуречья.

Другая группа с занятиями жителей Двуречья.

Третья группа с религией Двуречья.

Четвёртая группа с письменностью.

И Пятая группа познакомит нас с достижениями Двуречья.

Для того, чтобы каждая группа выполнила свое задание, у вас на столах лежат памятка для работы в группе, инструкция по выполнению задания, карточка для ответа и заготовки для вашей страницы.

Работу в группе я предлагаю строить по следующему алгоритму, обратите внимание на слайд

1.Вспомните правила работы в группе (памятка)

2.Знакомство с инструкцией

3. Выполнение задания строго по инструкции

4. Представление своей страницы

И так ребята начинаем работу, А Я БУДУ ВАШИМ ПОМОЩНИКОМ

 

4.2. Практическая работа.

- Дайте  знак о готовности к работе.

- Время на выполнение работы 8 минут.   

  Приступайте к работе. Время пошло.

 

 

Перед выступлением групп обратить внимание на буклет

 

Еще у вас каждого буклет, который останется вам на память о сегодняшнем уроке,  в нем нужно выполнять задания,  по ходу выступления групп и оценить свою работу.

 

4.3.Представление результатов работы

 

- Представьте  результаты вашей деятельности.

(И так справочник почти готов не хватает титульной страницы.

Ребята, а кому может быть полезен этот справочник)

 

 

Планирование работы в группе

 

 

Предлагают свои варианты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают алгоритм работы, обсуждают, задают вопросы, принимают учебную задачу

 

 

 

 

Ищут ответы на вопросы записывают ответы в карточке для ответа и готовят страницу справочника.

 

 

 

Выступление командиров групп

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Диалог с учащимися

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формируются навыки публичного выступления

 

 

Оценка и самооценка деятельности каждого и группы в целом

Осознают свой вклад в общий результат

 

Поиски путей решения.

 

Формирование навыков поисковой деятельности.

 

Коммуникативная.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

 

Информационная.

Умение использовать информацию для решения учебной задачи.

 

ФИЗМИНУТКА

Давайте, попробуем «оживить» хвалебную песню древнешумерской богини плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаёшь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

 

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

 

Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу.

 

Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

 

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за ра

оту.

Встали, руки вверх, потянулись.

 

Кистями рук делаем «фонарики».

 

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

 

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

V этап: закрепление 10 мин.

Решение конкретно-практических задач.

 

Ребята ,а теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Да» или «Нет»

 (Если ответ на вопрос положительный – хлопок в ладоши, если отрицательный – тишина.)

 

1. Междуречье иначе называется Двуречье. (Да).

2. Двери у бедняков были деревянные. (Нет).

3. Ур и Урук это название рек. (Нет).

4. Бога солнца звали Шамаш. (Да).

5. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. (Да).

6. Клинопись – это узоры на посуде. (Нет).

7. Знак письменности Двуречья – иероглиф. (Нет).

8. Разливы рек проходили бурно. (Да)

9. Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были шумеры. (Да)

10. Эа – бог Луны. (Нет)

 (Да)

11. Дворцы, храмы, жилые дома сооружали из больших глиняных кирпичей. (Да)

12. Число 60 учёные жрецы считали священным. (Да)

 

 

Заполняют карточки  с вопросами и проводят самооценку «Лесенка успеха»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-познавательная, коммуникативная

Самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диалог с учащимися

 

VI  этап: итоги урока, рефлексия результатов деятельности 2 минут

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Рефлексия

- И так, ребята подведем итог урока вспомним цель, которую мы ставили на урок.

Пусть каждый для себя решит достиг, ли он поставленной цели урока,

Если было все понятно, рядом с темой прикрепите восклицательный знак, если остались вопросы, ?, а если ничего непонятно, то многоточие.

 

.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Коллективная рефлексия деятельности

 

VII этап: задание на дом 2 минуты

Систематизация знания, полученного на уроке, развитие творческого подхода к выполнению задания.

Параграф 13 (для всех)

И задание на выбор

- Написать сочинение на тему (рис. на стр.66) «Путешествие по посёлку шумеров»

- Составить кроссворд на тему «Древнее Двуречье» (10 слов)

- Выполнить задание в рубрике «Познакомьтесь с документами» на стр. 69

 

- Выберите то задание, которое вам по силам.

Задают вопросы, выбирают для себя задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Учебно-познавательная, коммуникативная

 

Диалог с учащимися.

Учатся делать выбор на основе самооценки своих способностей и возможностей

Творческие работы детей по теме

 

Инструкция для работы в группе №1

 

1.     Внимательно прочитайте §13. п. 1, 2 с.65 – 66 (до слов «В Южном Двуречье…)

2.     Прочитайте текст  карточки.

3.     Найдите ответ на своё задание и заполните пропуски  в своей карточке для ответа

4.     Рассмотрите карту на стр. 33

5.     Выполните задание по карте:

а) Напишите  название главных рек Двуречья, обозначенных цифрами 1,2

                  б) Подпишите название городов, обозначенных цифрами 3,4

                  в) Какой залив обозначен на карте цифрой 5

                  5. Подготовьте сообщение для выступления, заполнив шаблон ответа.

                 6. Оцените работу своей группы, заполнив оценочный лист.

 

Карточка для ответа

 

1. Двуречье  лежит между двумя большими реками __________ и ____________.

2. Разливы рек проходили  ______  обрушивались на ____________ и ____________.

3. Приходилось строить _____________ по берегам, чтобы не смыло  ____________ на полях.

4. Для орошения  полей и садов  рыли _______________.

5. Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были ____________, их поселения вырастая превращались в _______________.

6. Из многочисленных городов самыми крупными были _________ и _______.

 

 

Инструкция для работы в группе № 2

1.     Внимательно прочитайте §13. п. 2 с.66 – 67 (со слов «В Южном Двуречье…)

2.     Внимательно прочитайте исторический источник и ответьте на вопросы после него

3.     Найдите ответ на своё задание и заполните пропуски  в своей карточке для ответа

4.     Заполните схему «Основные занятия жителей Двуречья»

5.     Подберите подходящие картинки и приклейте их.

6.     Оцените работу своей группы, заполнив оценочный лист.

 

 

Карточка для ответа

 

1. В Южном Двуречье не было  ни _______, ни _________.

2. Дворцы, храмы, жилые дома сооружали из больших __________ __________.

3. Топлива в Двуречье было мало, и кирпичи не обжигали, а просто сушили на _______.

4. Основными занятиями жителей Двуречья были________, _________, ________, и __________.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочный лист

 

Оценка работы группы

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились

с помощью учителя

 

Инструкция для работы в группе №3

 

1.         Внимательно прочитайте §13. п. 3, с. 67

2.         Прочитайте текст  карточки.

3.         Найдите ответ на своё задание и заполните пропуски  в своей карточке для ответа

4.         Заполните таблицу «Религия жителей Двуречья»

5.         Оцените работу своей группы, заполнив оценочный лист

 

Карточка для ответа

 

 

 

1. Над городскими постройками возвышалась ____________   башня, уступы которой поднимались к ____________. Эти башни назывались зиккураты.

2. Только __________ было позволено подниматься на вершину башни – в __________________.

3. Покровителем города был бог Солнца __________ или бог Луны _________________

4.Все почитали бога воды _________________, а к богине плодородия и любви ____________ люди обращались с просьбами о богатых урожаях  зерна и о рождении детей.

5. Учёные жрецы занимались  ____________ и число ____________ считали священным.

 

 

 

 

Инструкция для работы в группе №4

 

 

1.         Внимательно прочитайте §13. п. 4, с. 67 - 68

2.         Прочитайте текст  карточки.

3.         Найдите ответ на своё задание и заполните пропуски  в своей карточке для ответа

4.         Расшифруйте клинопись

5.         Оцените работу своей группы, заполнив оценочный лист.

 

 

Оценка работы группы

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились

с помощью учителя

 

 

 

 

 

 

 

Карточка для ответа

 

1. Раскапывая древние города Двуречья, археологи находят __________, покрытые значками в виде ___________, которые  выдавлены на табличке из мягкой __________, концом заострённой палочки.

2. Клинообразные значки – это особое письмо  Двуречья, ____________, а каждый знак в клинописи происходит из  _____________ и часто обозначает целое или короткое  ______________.3. В клинописи несколько _____________ значков, уроки продолжались ежедневно с ____________  до __________.4. Во главе школы стоял человек, которого почтительно именовали __________  ___________, ученики его считались ___________   ____________. Школа в Двуречье  называлась  – дом табличек.

 

Оценка работы группы

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились

с помощью учителя

 

 

Инструкция для работы в группе №5

 

 

 

1.         Внимательно прочитайте  рассказ на стр. 35-36, в энциклопедии «Я познаю мир

2.         Прочитайте текст  карточки.

3.         Найдите ответ на своё задание и заполните пропуски  в своей карточке для ответа

4.         Из предложенных картинок, выберете те, которые относятся к достижениям шумер,               приклейте их.

5.         Оцените работу своей группы, заполнив оценочный лист.

 

 

 

Карточка для ответа

1.    Тысячи лет назад шумеры знали _________ (науку о числах) и ________ (науку о движении небесных тел).

2.    Придумали знаки Зодиака.

3.    Они посчитали, сколько дней в году, разделили год на ________месяцев, неделю на ________дней.

4.    Именно шумеры ______ (оружие), плуг и __________Древнее ДвуречьеPPTX / 38.08 МбЧудеса из глиныMP4 / 36.99 МббуклетPUB / 2.33 Мб

 

 

 

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Методическая разработка урока истории ФГОС "Древнее Двуречье"

 

II.Мотивация учебной деятельности обучающихся.

 

 

 

Вводное слово учителя. Сегодня мы с вами продолжаем изучение удивительного мира Древней истории.Ребята,  давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках? С каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках? (Древний Египет). Слайд 1Мы познакомились с Древним Египтом и узнали, что Египет был одной из самых ранних цивилизаций Древнего Востока?

1. Что мы понимаем под словом цивилизация?2. Чем цивилизация отличается от первобытного общества?

Но, недалеко от Египта, на территории Западной Азии раскинулось ещё одна страна, Древнее Двуречье.

–  Мы изучали историю Древнего Египта, особенности его цивилизации, узнали, какая природа, климат там существовали, кто населял эту страну и чем занимались эти люди. Так же познакомились со структурой государственного устройства.

  1. Цивилизация – это стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности.

  2. Наличие письменности, городов, государства.

Регулятивные УУД:

1. Прогнозирование

2. Целеполагние

 

 

 

 

Постановка цели и задачи урока.

(5 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Актуализация знаний

(5 мин)

Страна двух рек.

Работа с историческим источником.

(7 мин)

IV.Культура Двуречья

(4 мин)

Постановка проблемы: Определите, что общего и различного было в Египте и Древнем Двуречье? 

План урока:

  1. Географическое положение

  2. Города из глиняных кирпичей.

  3. Башни от земли до неба.

  4. Письмена на глиняных табличках.

Слайд 2

 Давайте посмотрим на карту стр.33 учебника

  1. Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат?

  2. Как вы думаете, почему Двуречье носит такое название?

  3. Где берут своё начало реки Тигр и Евфрат?

Мы уже с вами изучали историю одной древней страны – Египта. Давайте вспомним, с чего мы начинали наш путь?

Каковы были природные условия Двуречья?

Уже известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Итак, давайте узнаем, как описывает эту великолепную страну Геродот. Слайд 3

Мы продолжаем путешествие по удивительной стране.

Древние племена Междуречья со временем объединились для совместного проживания в укрепленные поселения. Постепенно, эти поселения превращались в города – центры небольших государств. Слайд 4

Так более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигра и Евфрата древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье крупные центры, города-государства. Давайте найдём их на карте.

Каким богам преклонялись жители Двуречья? Для ответа на данный вопрос просмотрите видеофрагмент и выполните задание 3 из рабочей карточки.

Слайд 10

Шамаш – бог Солнца

Син – бог Луны

Эа – бог воды

Иштар – богиня плодородия.

Школа в Двуречье

 Ученики планируют, что они должны узнать о природе, климатических условиях, местоположении Древнего Двуречья.  Познакомиться с занятиями населения, развитием письменности, религиозными верованиями, и культурой этой страны.

 

 

 

Работают с исторической картой стр. 33 учебника и находят путь «Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземному морю, где находятся Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат».

 

Географическое положение и климат.

Выполняют задание 1 из рабочей карточки. Определение темы, главной мысли.

  1. Климат

  2. Влага

  3. Почва

Знакомство с текстом Геродота.

Выполняют задание 2 из рабочей карточки: Плодородная.

Занятия жителей:

 

  1. Земледелие

  2. Скотоводство

  3. Ремесло

  4. Торговля

 

Учащиеся находят на карте города Ур и Урук.

Выполняют задание 3 из рабочей карточки

Запись в тетрадь: зиккураты – храмы в Древнем Двуречье.

Письменные, вещественные. О существовании письменности. Иероглифы

Запись в тетрадь: КЛИНОПИСЬ – письменность, знаки, которые состоят из групп клинообразных чёрточек, знаки выдавливались на сырой глине.

Работа с иллюстрацией в учебнике на с. 68.

Ученики сравнивают помещение, материалы для письма, процесс преподавания, отношения между учениками и учителем. Работают над понятиями  «отец школы», «сыновья школы», « человек с палкой».

 

Регулятивные УУД:

  1. Планировать с помощью учителя  учебную деятельность.

 

 

 

 

Познавательные УУД:

1. Находить информацию в разных источниках.

2. Выделять главное.

Познавательные УУД:

1.Находить информацию в разных источниках.

2.Выделять главное.

3. Определять понятия.

4. Анализировать, доказывать.

Познавательные УУД:

  1. смысловое чтение как осмысление цели чтения

  2. извлечение необходимой информации.

Регулятивные УУД:

1. Определять цель – проблему. 2.Выдвигать версии 3.Планировать деятельность 4.Работать по плану Познавательные УУД: 1.Находить информацию в разных источниках. 2.Выделять главное 3.Предоставлять информацию в сжатом виде. Личностные УУД: 1.Оценивать отношения между учеником и учителем в Древнем Двуречье с точки зрения нравственных позиций.

multiurok.ru