Театр древний. 10 удивительных древних театров, которые вы можете посмотреть этим летом
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Греческий театр. История театра. Театр древний


Греческий театр. История театра

Окружающий мир в представлении древних греков - это сцена театра, а люди - актеры, пришедшие с небес для того, чтобы сыграть роль и затем уйти в небытие. На основе этого постулата с признаками космологизма и возник греческий театр, который в полной мере отражает религию эллинов. Первое время спектакли носили глубоко религиозный характер, но постепенно пьесы становились ближе к реальной жизни простых людей.

греческий театр

Популярность

Возникновение греческого театра связано с религиозным культом Диониса, бога растительности, виноградарства, виноделия. Представления строились на сюжетах, посвященных этому небожителю, и были пронизаны благоговейным почитанием божества. Греческий театр появился в VI веке до н.э. и сразу стал частью жизни населения Афин. О популярности его можно судить по грандиозным сооружениям на склонах холмов в виде амфитеатра, вмещающего до 30 тысяч зрителей.

Драматургия прошлого

Древний греческий театр стал расширяться в плане разнообразия спектаклей, появились многочисленные труппы актеров, которые играли уже не только драмы и трагедии, связанные с Дионисом. Великие трагики древности - Еврипид, Эсхил, Софокл - писали пьесы из жизни греческого общества, которые пользовались неизменным успехом. Особенно зрителям нравились комедии Аристофана.

Вся история театра древней Греции состоит из противоположных по смыслу спектаклей. В трагедиях обычно отражались мифы и легенды, в которых боги выступали как непобедимая грозная сила. Герои спектакля боролись с небожителями, погибали, но не сдавались. Комедии, напротив, были смешными и носили остросатирический характер. Актеры греческого театра не выказывали никакого почтения к богам, а порой даже высмеивали их. Героями комедий были простые люди, ремесленники, торговцы, чиновники, рабы, домохозяйки.

Театральные представления обычно проходили на празднике Великих Дионисий. Спектакль устраивался на круглой площадке в нижней части амфитеатра, которая называлась "орхестра". Там размещался хор певчих, которые должны были сопровождать действие. Певцы передвигались по кругу, а среди них находился актер, играющий свою роль. Первоначально все роли в спектакле возлагались на одного исполнителя. Чтобы как-то выделиться из окружающего его хора, актер надевал обувь на высокой платформе - так называемые котурны, благодаря которым становился выше на 15 сантиметров.

история театра

Структура спектакля

Вскоре афинский трагик Эсхил ввел второго актера и тем самым сделал действие более динамичным. На орхестре появились декорации, звуковые машины, имитирующие гром и молнию, вой ветра и шум дождя. Затем трагик добавил еще одно действующее лицо. Однако ролей становилось все больше и больше, с ними не справлялись даже трое актеров. Тогда были введены маски, каждая из которых представляла определенный образ. Для перевоплощения достаточно было сменить маску и выйти на сцену в новом обличии.

На заднем плане, за орхестрой, находилось специальное помещение - скена, где актеры могли незаметно для зрителей сменить маску, которая делалась из разноцветной глины и отражала определенное выражение лица героя и его настроение. Характерность маски была обычно ярко выраженной, при взгляде на нее зритель сразу понимал, что хочет сказать актер, и какие чувства он пытается выразить.

современный театр

Маски как основа театрального искусства

Особое значение имел цвет маски: смуглый оттенок говорил о спокойствии и хорошем здоровье персонажа, болезнь или недомогание олицетворял желтый цвет, красный говорил о хитрости, возмущение и гнев представлялись багровой маской. Выразительность масок лежала в основе всего спектакля, на этом строилось все театральное действие. Актеру нужно было только подкрепить впечатление жестами и движениями тела. Маски греческого театра также играли роль рупора, усиливая силу звучания голоса актера.

древний греческий театр

Состязательность

Греция издревле считалась страной соревнований. Не избежал этой традиции и театр. В дни Великих Дионисий все спектакли были подчинены огону - состязательности. В праздничные дни устраивались три трагедии и одна комедия сатирической направленности. По окончании каждого представления зрители определяли лучшего актера, лучшую постановку и так далее по всем признакам, которые характеризовали спектакль. В последний день Великих Дионисий победители получали призы.

Отцы драматургии того времени - Эсхил, Еврипид, Софокл - состязались между собой. Эсхил, проповедующий нравственность, моральную ответственность за допущенное зло, благодаря своим произведениям ("Орестея", "Прометей", "Персы" и др.) побеждал 13 раз. Софокл признавался как лучший трагик 24 раза, в этом помогли созданные им образы в трагедиях "Электра", "Антигона", "Эдип". Самый младший драматург - Еврипид - старался догнать старших наставников, его персонажи - Медея, Федра - глубоко психологичны.

Античная комедия Аристофана представлена следующими произведениями: "Осы", "Всадники", "Лягушки", "Лисистрата", "Мир", "Облака". Сюжеты сатирических пьес перекликались с политической обстановкой в Греции того периода. В сравнении с драматургией, основанной на легендах, комедии Аристофана отражали реальность.

маски греческого театра

Греческий театр, его устройство

Склоны холмов и открытое небо. Греческий театр античного периода построен по следующему принципу: ступенчатый амфитеатр в форме усеченного круга поднимается вверх от круглой площадки-сцены. Если мысленно продолжить пологую конструкцию, то получится замкнутая фигура, состоящая из правильных концентрических кругов. Каждый круг сложен из грубо отесанных каменных блоков. Поверхность камня шероховатая, а его контуры настолько правильно рассчитаны, что стыки почти незаметны. За ярусами греческого амфитеатра в Афинах стоит титанический труд сотен тысяч рабов, которые работали без отдыха днем и ночью. 78 рядов зрительских мест делятся на несколько сегментов клинообразной формы. Греческий театр обязательно имел первый ряд со спинками для важных персон, жрецов, должностных лиц и почетных гостей. Отдельно стоит каменное кресло с ажурной резьбой, это место жреца Диониса.

Круглая площадка, сцена театра, так называемая орхестра, отделяется от амфитеатра невысоким забором. В ее центре находится алтарь-жертвенник Диониса, на его ступенях во время спектаклей сидели музыканты. С внешним миром орхестра соединяется проходами - пародами. Площадка регулярно засыпалась мелким щебнем или песком. Позже была вымощена брусчаткой.

Позади орхестры находился проскений - помост для сбора актеров накануне выступления. А за ним располагалась скена или, выражаясь современным языком, гримерка, где исполнители ролей подбирали себе маски и готовились к выходу на орхестру. По бокам скены было два небольших флигеля, где хранился театральный реквизит и маски. Эти помещения назывались "параскении".

актеры греческого театра

Общение перед спектаклем

Многовековая история театра Греции отмечена одной непоколебимой традицией. Публика собиралась задолго до начала спектакля, люди шли длинной вереницей по пародам и рассаживались на свободные места. Ранний приход отчасти объяснялся желанием занять лучшее место. Кроме того, было принято перед представлением общаться с соседями, узнавать новости и делиться своими мыслями. Античный греческий театр был своего рода центром общения столичных жителей. Обычно люди приходили целыми семьями.

Современный театр Греции

В самом начале 20-го века в Афинах был создан театр "Новая сцена", название которого говорило само за себя. В репертуаре "Неа Скини" были произведения как греческих драматургов, так и авторов из других стран. Пьеса Ибсена "Дикая утка", "Нахлебник" Тургенева, "Тайна графини Валерии" Ксенопулоса и многие другие были сыграны и включены в репертуар.

греческий театр его устройство

Основатель труппы К. Христоманос стремился создать актерский ансамбль последнего поколения без оглядки на традиционный древнегреческий театр масок, с условными героями и не вполне определенными ролями. В целом ему это удалось, но все же некоторые нюансы из прошлого проскальзывали в постановках. Некоторые сцены не обходились без застывшего выражения лица актера, напоминающего маску. Иногда мимика не позволяла выразить чувства так, как это могла сделать маска. Таким образом прослеживалась связь веков.

Стагнация

В период с 1910 по 1920 год греческое театральное искусство пришло в упадок. Сказалась напряженная ситуация в обществе в связи с Первой мировой войной и общим экономическим застоем. Людям было не до зрелищ. Почти все театры перешли на коммерческую основу, а это означало полный пересмотр репертуара, замену классических произведений низкопробной бульварщиной. Перемены были неизбежны, поскольку в зрительные залы стали приходить разухабистые личности, которые предпочитали видеть на сцене полуобнаженных актрис, а все остальное их не интересовало. Все попытки восстановить на сцене классические спектакли по пьесам Софокла и Эсхила оканчивались провалом. Пришло другое время, и современный театр занял свои позиции.

fb.ru

Театр в Древней Греции

Греческие древние театры.

театр Древней Греции

Истоки происхождения театра историки относят к древнейшим временам, когда человечество пребывало чуть ли не в первобытно-общинном строе. Это искусство зародилось в ходе игрищ охотников, земледельцев. Чаще они имели магический облик. Люди просто подражали животным и птицам, надевая на себя звериные шкуры и украшая свои головы перьями. Это, по их поверьям, несло удачную охоту. Когда земледелие начало развиваться интенсивно, первым из праздников стал День урожая. Устраивали его в честь Диониса – бога виноделия. Считалось, что пиршества могли повлиять на плодородность земли, предстоящий урожай винограда и других культур. Превалировали на торжествах «скачки» в козлиных шкурах, а также показывались сцены из мифологических сюжетов о Дионисе.Из таких пиршеств почти одновременно возникла и трагедия, и комедия. Дословно «песнь козла» переводится как «трагедия». Комедия же (от слова «комос») означало «необузданное веселье». Она должна была вызвать у присутствующих радость и смех. С течением времени жители Афин и других городов начали рассказывать и о иных богах, сцены из историй о которых содержались в богатой греческой мифологии.

На что был похож греческий театр?

театры Древней ГрецииКак правило, все театры Древней Греции располагались на открытом воздухе. Наиболее удобным считалось строительство их на горных склонах. Разместиться в театрах могли сразу несколько тысяч зрителей. Они рассаживались на каменных уступах, уходивших, как полукруглые лестницы, вверх. Перед гостями театральных представлений открывался вид на «орхестру» и «скену» (сцену). В древние времена сценой называли помещения для переодевания актеров. Они находились позади, за орхестрой и именовались «скещ». А орхестра представляла собой небольшую круглую или квадратную площадку, на которой и разворачивалось главное действо.Актеры, которые занимались увеселением зрителей и участвовавшие в спектаклях, были довольно ярко одеты, а на лицах их красовались массивные маски. Изначально эти маски делали из дерева, позже — из тканого материала, пропитывали жидким гипсом. Краски выбирали самые броские. При этом выражения «лиц» на масках были довольно разнообразные:

  • Строгие.Веселые.С обидой.Со скорбью.Злобные.Саркастические.

За счет того, что маски были очень крупные, их было видно даже тем зрителям, которые располагались на самых дальних рядах театра. Маски изготавливали с открытыми ртами, что позволяло распространяться звуку, при говорении актера, естественным образом.Маски выражали не только человеческие эмоции, но и представляли характер и даже здоровье персонажа, которого играет актер. Так, например, в темноватые, смуглые цвета окрашивали маски здоровых, успешных людей, а в желтоватый – больных. Лики хитрецов «облачали» в красный, а гневливых личностей – в сливово-бардовый. Маска с гладким лбом – человек веселый, с наморщенным – мрачный.Женщин среди актёров не было. Их роли исполняли мужчины. Чтобы в процессе действа зрители могли видеть каждого персонажа, актеры вставали на специальные сандалии, подошва которых была плоской и довольно высокой. Благодаря такой манипуляции фигуры были хорошо видны всем.

Первый театр Греции увидели жители Афин

театры Древней Греции

Служители Мельпомены греческой столицы стали образцом для остальных театров страны. Но это случилось намного позже того, как афиняне начали наслаждаться актерским мастерством своих собратьев.Театр в Афинах был простроен в Юго-Восточной части Акрополя. Возведение его историки относят к 500 гг. до н.э. Считается, что представления на этой территории давали и в более раннее время. Но официально строительство приравнивают к периоду расцвета греческой культуры.Афинский театр расположили на склоне холма. В нем высекли ступени, на которых могли одновременно разместиться до 30 тысяч зрителей, благодаря огромному количеству ярусов. Они состояли почти из 80 рядов, разделенных на 3 крупных сектора. Для сравнения, в маленьких театрах Греции вымащивали всего пару ярусов с 2 широкими проходами. В проходах устраивали лестницы. Они, как лучи солнца, расходились от основания вверх.В театре Афин, как и в большинстве других храмов Мельпомены, места с краю имели загородки из перил. На первом ряду располагались знатные особы. Для них не просто прорубали ступени-сидения, а оснащали их каменными спинками.

Представления

театры Древней ГрецииЕще самые древние греки думали, что мир и их жизнь – это и есть театральная сцена, либо подобие ее. Актеры играют, и исчезают, снова выходят на сцену, и прячутся за кулисами. Мысля по этому же принципу, греки верили, что люди спускаются с небес и уходят в них, снова возвращаясь. Еще именно и поэтому театр имел такой ошеломительный успех.Представления, которые ставились на сценах повсеместно, были наделены геройством, торжеством, величественной страстью. Как правило, театральное действо, будь то крупный, или маленький храм Мельпомены, начиналось с раннего утра. К своему итогу оно подходило с уходом последних солнечных лучей.Среди главенствующих тем – политика, нравственное воспитание молодежи, вопросы социально-бытовые, эстетическое восприятие мира и прекрасного в нем. По сути, такие представления оказывали сильнейшее влияние не только на индивидуальное восприятие, но и общественное сознание.Это в современном театральном искусстве люди привыкли ходить на спектакли с участием известных актеров и сформировавшихся на долгий срок трупп. А в Древней Греции все было совсем иначе. На каждом представлении появлялись новые актеры, которые не всегда были профессионалами своего дела. Часто на сцену выходили и рядовые горожане. Роли раздавались буквально первым встречным, желающим показаться на публике.Тем не менее, каждая из постановок готовилась тщательно в плане создания костюмов и масок. Атрибуты подбирались в строгом соответствии со сценарием, который, кстати, был довольно прост.Историки — исследователи греческого театра отмечают, что трагедия, комедия и пафосная драма обладали высокохудожественной выразительностью. В них отражалось богатое воображение и глубокий замысел создателя пьесы. Пик своего развития искусство театра Древней Греции получило примерно в 600 гг. до н.э.В орхестре обязательно имелось место поклонения Дионису. На ступеньках неподалеку сидели музыканты. Начиналось представление внизу, в орхестре. В разгар трагедии или комедии, актеры могли перемещаться по зрительным рядам, и снова возвращались на исходные позиции.Позже, спустя несколько веков после основания греческого театра, в орхестру допускали только хор, а актеры рассредоточивались за ним, на специальном помосте. Помещение для переодевания перенесли еще дальше за сцену.Пьесы в театрах ставили по сочинениям:

  • Аристофана.Софокла.Эсхила.Еврипида.

На первый план чаще выходили боги. С наиболее грозными из них вступали в схватки выдающиеся люди. Многие из них гибли, но некоторым удавалось одержать победу. Со временем сюжеты для своих постановок греческие авторы стали брать из жизни, бытовой и социальной сфер. Это касается драмы. Что же до комедий, то здесь за основу брались вовсе не легенды и мифы и даже не повседневные сцены быта, а жители. Среди них — рабы, над которыми издевались, ремесленники, купцы. В комедии почти никогда не упоминали богов. Но если такие факты и имели место, то чаще всего высмеивались негативные стороны характеров небожителей.Поначалу в действе играл лишь 1 актер. Он исполнял все роли. Но, спустя небольшой промежуток времени, в постановках стали участвовать сразу по двое, а позже и довольно большое количество актеров. А в качестве декораций стали применять современные, на тот момент, идеи технического прогресса. На сцене в спектаклях появлялись летающие машины и прочие аппараты, завораживающие зрителя.Если актер появлялся на сцене справа, относительно проскения (комнат для переодевания), это значило, что персонаж сельский житель, а если слева – горожанин.Как правило, действие было очень динамичным. Перевоплощение действующих лиц происходило молниеносно. Для этого не нужно было проявлять особых способностей. Актеры просто заходили за сцену в раздевалки и меняли свои маски. Реквизит театралов находился повсюду вокруг храма Мельпомены и в помещениях. По краям имелась масса пристроек, где актеры не только держали костюмы и маски, но и хранили многочисленные декорации.

gidvgreece.com

10 удивительных древних театров, которые вы можете посмотреть этим летом

10 удивительных древних театров, которые вы можете посмотреть этим летом

10 удивительных древних театров, которые вы можете посмотреть этим летом

Ещё со времён Древней Греции театр считается одним из самых величайших видов искусств, ведь в историях, «проживаемых» актёрами на сцене, есть всё — и поэзия, и музыка, и танцы. Сегодня театральное искусство ничуть не утратило актуальности: такие заведения, как нью-йоркский «Бродвей», московский «Большой театр», миланский «Ла Скала» и сиднейский Оперный театр ежедневно собирают свои многотысячные залы. Но мы предлагаем вашему вниманию список древнейших театральных подмостков, сохранившихся до наших дней.

1. Театр в Сиде

10 удивительных древних театров, которые вы можете посмотреть этим летом

Сиде — это древний город на побережье Средиземного моря неподалёку от Антальи (Турция), первые упоминания о котором датируются VII-м веком до н. э. Он был основан греческими колонистами, прибывшими из Западной Анатолии, а позднее, став частью Римской империи, превратился в крупный торговый центр: Сиде славился оливковым маслом и рабами. Несмотря на частые землетрясения, античные развалины, включающие в себя храм, городские ворота и огромный амфитеатр, довольно хорошо сохранились. Театр вмещал порядка 15-ти тыс зрителей и был на протяжении многих десятилетий культурным центром города, привлекавшим виднейших людей средиземноморья. На закате Римского государства его арену использовали также для гладиаторских боёв, а с расцветом христианства — как церковь.

2. Театр в Борсе

10 удивительных древних театров, которые вы можете посмотреть этим летом

Борса является одним из древнейших городов на Земле, расположенным на территории нынешней Сирии (к югу от Дамаска), первые летописные упоминания о нём встречаются в XIV-м веке до н. э. в документах египетских фараонов Тутмоса III и Аменхотепа IV. Во времена Римской империи город был завоёван римлянами и превращён в столицу Аравии Петра, вскоре после этого был построен и театр. Театр в Борсе — типичный римский амфитеатр с круглой ареной, ступенеобразными сидениями (35 рядов) и высокими стенами (высотой с трёхэтажный дом), вмещающий порядка 15-ти тыс человек, но есть и особенность — изумительная акустика. Этот театр считается одним из наиболее хорошо сохранившихся в мире.

3. Дельфийский театр

10 удивительных древних театров, которые вы можете посмотреть этим летом

Дельфы — древнегреческий город, важный с религиозной точки зрения, так как именно там, согласно мифологии, располагался храм и оракул Аполлона, а также проводились знаменитые Пифийские игры. В исторической части города сохранились остатки храма Аполлона Пифийского, сокровищница афинян, стадион, театр и другие древние сооружения. Амфитеатр, рассчитанный на пять тыс человек, был построен в IV-м веке до н. э., и располагался на холме, что позволяло зрителям любоваться святилищами и живописными пейзажами. Несмотря на масштабные реставрационные работы, проведённые в театре, его состояние оставляет желать лучшего: зрительские места и стены полуразрушены, а некоторые из архитектурных элементов просто «валяются» рядом.

4. Театр в Аммане

10 удивительных древних театров, которые вы можете посмотреть этим летом

Сегодня Амман — столица Иордании, а некогда, в эллинистическо-римскую эпоху, город носил название Филадельфия, одной из наиболее впечатляющих достопримечательностей которого являются развалины римского амфитеатра, построенного при Антонине Пие и рассчитанного на шесть тыс человек. Театр и одеон с двух сторон окружены колоннами, большая часть которых сохранилась до наших дней. Изначально театр располагался у ручья на декуманусе (главной улице в древнеримских поселениях), однако сейчас ни ручья, ни этой дороги уже нет, также исчезли тройные арочные ворота, служившие центральным входом в театр. В 1948-м году амманский театр был убежищем для тысяч палестинских беженцев, покидавших свои дома в Израиле.

5. Театр в Таормине

10 удивительных древних театров, которые вы можете посмотреть этим летом

Таормина, а точнее Тавроменион, — греческая колония на восточном побережье Сицилии. Театр в этом городе был построен во II-м веке до н. э., и для его возведения греки выровняли гору, переместив на возвышенность 100 тыс кубометров известнякового камня. Зрительские места обращены к морю, и с них открывается потрясающий вид на вулкан Этна, залив Наксос, сам город и Средиземное море. В римскую эпоху театр был расширен и отремонтирован, на его арене проводились кровавые бои гладиаторов. Сегодня театр в Таормине — один из крупнейших античных театров, уступающий пальму первенства лишь храму культуры в Сиракузах, и, несмотря на почтенный возраст, на его подмостках проходит множество культурных мероприятий, например, Международный Фестиваль искусств «Taormina Arte».

6. Театр в Мериде

10 удивительных древних театров, которые вы можете посмотреть этим летом

В древнем испанском городке Мерида немало достопримечательностей, но театр, несомненно, является наиболее значимых из них: он представляет собой классический пример архитектуры римских театров, поскольку имеет три секции для размещения порядка шести тыс зрителей согласно их социальному статусу. За последнее время театр несколько раз реставрировали, поэтому в его архитектурном ансамбле появились новые декоративные элементы. Сегодня это не просто исторический, но и действующий культурный объект — здесь проходит ежегодный фестиваль классического театра.

7. Театр Диониса

10 удивительных древних театров, которые вы можете посмотреть этим летом

Театр Диониса располагается на юго-восточном склоне афинского Акрополя и является одним из самых древних театров в мире: он был построен в V-м веке до н. э. потомками тирана Писистрата и изначально был деревянным. Дважды в год — во время Малых и Великих Дионисий (главных религиозных праздников города) — на его арене проводились театральные состязания между авторами трагедий. Театр Диониса неоднократно перестраивался и видоизменялся: то, что видим сегодня мы, — уже наследие римского периода его истории, однако прикладываются усилия для воссоздания первоначального облика здания.

8. Театр в Оранже

10 удивительных древних театров, которые вы можете посмотреть этим летом

Французский город Оранж (департамент Воклюз) некогда носил имя Араузион и славился своим изысканным театром, который был построен при императоре Августе в I-м веке н. э. и отличался красивейшими фасадами стен. В 391-м году по указу Церкви театр закрыли, а восстановить его удалось только в XIX-м столетии. Сегодня древнеримский араузионский театр принимает туристов и ценителей культуры: первым бесплатный аудиогид повествует о судьбе этого удивительного места, а для вторых каждое лето проводится фестиваль оперы.

9. Театр в Эпидавре

10 удивительных древних театров, которые вы можете посмотреть этим летом

Эпидавр — греческий город, расположенный на побережье Арголидского полуострова, главной туристической «приманкой» которого является древний, но очень хорошо сохранившийся театр. Его построили в IV-м веке до н. э., он имеет 55 зрительских рядов, вмещающих более 20-ти тыс человек. Раскопки этого уникального памятника начались в 1880-м году, а завершились уже в ХХ-м столетии реставрацией. Удивительно, но театр прекрасно сохранился, что позволяет оценить не только его архитектурное изящество, но и гений древних инженеров. В амфитеатре потрясающая акустика — шёпот со сцены хорошо слышен даже на самых верхних рядах.

10. Одеон Герода Аттического

10 удивительных древних театров, которые вы можете посмотреть этим летом

Этот потрясающий амфитеатр расположен на южном склоне Акрополя и был построен Геродом Аттическим (древнегреческим «олигархом» с прекрасным образованием и внушительными связями) в 161-м году н. э. в память о своей усопшей жене Регилле, которая была сказочно красива, но, к сожалению, умерла совсем молодой. Герод страшно переживал утрату — выкрасил стены и убранство своего дома в чёрный цвет и целый год не выходил из него. В конце концов, справившись с горем, он решил увековечить память о возлюбленной, построив величественный театр — одеон рассчитан на пять тыс зрителей и дошёл до нас в почти первозданном виде. В наши дни в нём по-прежнему проходят спектакли и концерты: так, на его сцене блистали Мария Калласс, балет Большого театра, Микис Теодоракис и другие звёздные артисты.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

www.publy.ru

Античный театр: Древняя Греция и Рим

Античный театр является театральным искусством Древней Греции, Древнего Рима и ряда других стран Ближнего Востока, у которых культура развивалась под мощным греческим влиянием эпохи эллинизма. Это период, который начался в IV веке до н. э. и завершился в 30 годы до н. э. завоеванием этих стран Римом.

античный театр

античный театр

Почти целое тысячелетие охватывает история античного театра ( с VI в. до н. э. по IV-V вв. н. э.).В этот период завязалось европейское театральное искусство в том виде, в каком оно живёт в наше время: возникла драматургия, начали формироваться основные принципы актёрского искусства, появились стационарные театральные сооружения, сценическая техника, и были получены основы в оформлении театра и спектаклей.

Театральные представления зарождались ещё в глубокой древности, во время сборов земледельцев и охотников на игрища, праздники, где устраивались обрядовые действа.

История античного театра

В Древней Греции на родине театра принято было во время праздничных шумных процессий в честь бога виноделия Диониса разыгрывать сценки из его жизни. Они повествовали о том, как Дионис принес грекам виноградную лозу, как он боролся с врагами, как погиб и воскресши одержал победу над своими врагами.В театральных действах изображали прибытие Диониса на корабле, который позже римлянами был прозван корабельной повозкой (каррус навалис), отсюда пошло название “карнавал”. Вокруг Диониса всегда изображалась толпа его спутников в виде ряженных в маски и козлиные шкуры.

дионис

Дионис

Сама маска имела символический смысл, это “личина”, считавшаяся символом театра. Ну и естественно, что там, где игра есть и правила игры этой игры, они также формировались поэтапно. Одним из первых важных правил было разделение на актеров и зрителей.

Грекам стало понятно, что у театрального действа появилась важная общественная роль — собирать вокруг себя людей, объединять их в едином чувстве. Театр мог сообщать этим людям что-то очень важное, общезначимое и делал это сразу всем.

Много времени прошло, прежде, чем театр стал самостоятельным и отделился от обряда и религиозных культов. Стали появляться театральные здания и представления в них организовывали специально. Под открытым небом древние театры занимали огромные площади и вмещали много людей.

К примеру, театр Диониса в Афинах мог вместить около 17 тысяч человек. И в наше время сохранились еще античные театры, где по сей день устраивают представления (примером служит театр греческого города Эпидавре ). Все народы мира с древних времён имеют в своей истории праздники, которые связаны с ежегодными циклами возрождения и замирания природы, со сбором урожая. Такие праздники и стали основой драмы и театра Греции и Рима.

театр диониса

театр Диониса

В Греции такие праздники посвящались богу Дионису, где хор ряженых и запевала, не только исполняли песни, но и вели диалог. Это и был своего рода драматический первоэлемент, который с веками приобрел литературную обработку. А где диалог – там и действие, и активная мимика.

Построенный изначально на принципах импровизации, диалог со временем стал все более фиксированным. Уже в Риме во время празднования урожая пели фесценнины, которые являлись насмешливыми песенками, где уже обострялась борьба между плебеями и патрициями. Стали появляться более резкие и социальные темы.На праздниках не обходилось без танцев, следовательно, античный театр нес также и высокую пластическую миссию. Развивалась культура жеста и движения. Театр Древней Греции был учреждением общественным, которое содержало государство. За обучение хора и его содержание платили почтенные и состоятельные граждане, а профессии актера и драматурга были в почете.

Актёрами имели право быть только мужчины, им же доставались и женские роли. Эту традицию чтили в разных культурах и странах, ведь таким был театр времён Шекспира, японский, а также китайский театр. Актер в античном театре мог в течение акта играть несколько ролей, владел искусством танца и пения, а также хорошо читал.

Сцена античного театра

Больше всего отвечает духу античной культуры аттическая трагедия, которая должна своему появлению именно греческой земле. В греческой трагедии впервые появилась эстетическая категория под названием катарсис, выражающая облагораживание людей и очищение. Занимая особое место в жизни греков, театр являлся общественной трибуной, где распространялись новые мысли, и передавалась воспитательная роль.Безусловно, что сюжеты греческих трагедий драли происхождение из знакомых с детства грекам мифов, но это не значило, что спектакли не были животрепещущими и не затрагивали острых вопросов.

сцена античного театра

Сцена античного театра

Ведь драматурги в уста мифологических героев старались вкладывать слова, которые касаются самых актуальных проблем той современности. По этой причине драматическая поэзия (абсолютно все комедии и трагедии в Греции писали стихами), смогла отнести на второй план остальные литературные жанры, причем на целый век.

Трагедия — в дословном переводе – “песнь козлов”, возникла из дифирамба, хоровой песни, распевавшейся сатирами, которые были одеты в козлиные шкуры и изображали веселых спутников греческого бога виноделия Диониса.В Афинах того времени проходил ежегодный общегосударственный праздник – Великие Дионисии, где разыгрывали сцены из мифов в сопровождении хора сатиров. В V веке до нашей эры к хору были добавлены 3 актера, ведущие с ним диалог так и возникла драма — театральноедейство.

Греческий театр во многом отличается от современного. Во-первых, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Финансирование и организация театрального представления (литургии) были одной из обязанностей (хорегия) наиболее богатых граждан. Во-вторых, само устройство греческого театра было своеобразным и напоминало, скорее, современный стадион. Представление шло под открытым небом, на круглой площадке – орхестре.

орхестра

Орхестра

 

Скамьи для зрителей были вырублены прямо в каменистых склонах холма, у подножия которого устраивалась орхестра, круглая площадка, на которой выступал хор. Этот простейший зрительный зал назывался у греков театроном. Орхестру замыкала скена — первоначально палатка, в которой переодевались актеры, а потом — двухъярусное каменное ссоружение. Вдоль нее шло возвышение — проскений, на котором и играли актеры.

В таком огромном открытом театре нельзя было рассмотреть ни мимику актеров, ни детали их костюмов, поэтому актеры выступали в масках, обозначающих либо сценический тип персонажа, либо душевное состояние или характер. Поэтому актёр менял маску не только тогда, когда по ходу действия являлся перед зрителями в новой роли, но и тогда, когда показывал зрителям смену душевных состояний одного и того же персонажа.

Приходилось также увеличивать и фигуру актера, который для этого надевал обувь на высокой платформе(котурны), делавшую актера выше ростом, а образ, создаваемый им монументальнее. Движения благодаря котурнам отличались плавностью, величавостью. В греческом театре почти не было декораций. Весь этот ограниченный набор изобразительных средств (маски, костюмы, отсутствие декораций и т.д.) был связан с ориентацией всей античной культуры, в том числе и греческого театра, на слуховое, акустическое восприятие.

Античная культура была культурой устного, а не письменного слова. Как и в других областях греческой культуры в театре непременно присутствовал агон (состязательность). Театральные постановки шли три дня подряд, во время празднования Великих Дионисий. Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму, т.е. комедию. В каждом представлении участвовали три драматурга, а зрители должны были определить лучшую постановку, лучшего актера, лучшего хорега (организатора представления). В заключительный день праздника победители получали награды. Всемирную славу аттической трагедии принесли три величайших афинских драматурга – «отец трагедии» Эсхил и два его современника – Софокл и Еврипид. Эсхил (трагедии «Персы», «Прикованный Прометей», «Орестея» и другие) побеждал в состязаниях драматургов 13 раз.

Главная тема трагедий Эсхила – проблема моральной ответственности за причиненное зло, проблема рока как силы, стоящей над обществом, и возмездия. Софокл признавался лучшим трагиком 24 раза. Созданные им художественные образы – царь Эдип, Антигона, Электра – глубоко человечны. Конфликт трагедий Софокла – в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы. Творчество младшего из трех знаменитых драматургов — Еврипида – отличалось пристальным интересом к человеческой личности, ее индивидуальности, ее влечениям и порывам, радостям и страданиям. Созданные им образы, особенно женские (Медея, Федра), отличаются глубиной психологических характеристик. Расцвет аттической комедии связан с творчеством Аристофана («Всадники», «Осы», «Облака», «Лягушки», «Мир», «Лисистрата» и другие комедии).

Сюжеты комедий

Аристофана взяты из тогдашней политической жизни Афин. Аттическая комедия в отличие от классической трагедии, построенной на легендарном мифологическом материале, несла заряд язвительной сатиры и актуальной политической заостренности. Театр римлян восходит к праздникам сбора урожая, а профессиональных актеров называли гистрионы (от этрусского слова «истер» — актер).

Постоянные театральные сооружения в строить в Риме начали во второй половине I века до н.э в греческих колониях. В отличие от греков, римляне низводили сценические представления почти до балагана и стали создавать новые виды театральных зрелищ. Архитектура римского театра отличалась от греческой архитектуры тем, что римляне строили театры не на склонах гор, а на равнинах, в виде гигантских каменных, обычно мраморных зданий. Орхестра обладала формой полукруга, и в ней были определены места для сенаторов.

Неглубокая сцена богато украшалась колоннами, статуями и архитектурными деталями. Развалины амфитеатра Флавиев — римского Колизея — самого крупного амфитеатра Рима сохранились до наших дней. Получил он свое название от стоявшего некогда поблизости колосса — статуи императора Нерона и был построен на месте дворца Нерона. Пятьдесят тысяч зрителей вмещал Колизей, который имел высоту 57 метров, делился на 4 яруса амфитеатра, имел 80 рядов зрительских мест и 64 входа. Строительство Колизея было начато Веспасианом Флавием в 72 г. н.э а открыт он был Титом в 80-м году. Архитектор, построивший Колизей, неизвестен, некоторые отождествляли его с архитектором Рабирием, построившим дворец Диоклетиана, а другие — с зодчим Гваденцием. В Риме очень высокого уровня достигло мастерство актёров.

колизей

колизей

Особым уважением и любовью публики пользовались трагический актёр Эзоп и его современник комический актёр Росций ( I век до н. э. ). Архитектура великолепных театральных зданий, как и искусство великих драматургов Греции и Рима, были вдохновением для художников возрождения. Театр античного мира является неотделимой частью духовного опыта всего человечества, заложив многое в основу того, что мы сегодня зовём современной культурой.

Похожие записи

ancientart.ru

Античный театр — Юнциклопедия

Античный театр — театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, а также ряда стран Ближнего Востока, культура которых развивалась под сильным греческим влиянием в эпоху эллинизма — период, начавшийся в IV в. до н. э. (походы Александра Македонского) и завершившийся в 30 г. до н. э. завоеванием этих стран Римом. История античного театра охватывает почти целое тысячелетие (VI в. до н. э. — IV—V вв. н. э.). В эту пору возникло европейское театральное искусство в том его качестве, в каком оно живет сейчас: появилась драматургия, сформировались основные принципы актерского искусства, сценическая техника и основы оформления спектакля, возникли стационарные театральные сооружения.

У всех народов мира с древнейших времен существуют праздники, связанные с ежегодными циклами умирания и возрождения природы, со сбором урожая. Эти праздники и дали жизнь драме и театру Греции и Рима. В Греции такие праздники были посвящены богу Дионису. Хор ряженых и запевала не просто исполняли песню, между ними возникал диалог — это и был своего рода драматический первоэлемент, который со временем получил литературную обработку. А где диалог — там и активная мимика, и действие. Вначале построенный на принципах импровизации, диалог постепенно становился все более четко фиксированным. В Риме на праздниках сбора урожая пелись фесценнины — насмешливые песни, в которых, по мере того как обострялась борьба между патрициями и плебеями, все более резко звучали актуальные темы, социальные мотивы. Где праздник, где песни — там и танцы, поэтому античный театр в истоках своих нес еще и высокую пластическую культуру движения, жеста.

Таким образом, уже у своих истоков театр — искусство народное, возникшее как необходимый элемент в социальной и духовной жизни людей, как массовое зрелище. Эти черты театрального искусства на заре его становления на Европейском континенте обусловили и устройство театральных помещений. В Древней Греции театр состоял из орхестры, зрительных мест и скены. Орхестра — круглая площадка, на которой выступали актеры и хор и вокруг которой свободно располагались зрители. Затем на склонах холмов стали делать специальные места для публики. За пределами круга орхестры находилась скена: там актеры переодевались, оттуда выходили к зрителям. Когда скену начали устраивать по касательной к окружности орхестры, то передняя стена скены — проскений — все активнее использовалась при оформлении спектакля. Проскений обычно представлял собой колоннаду или портик: ведь большинство событий в древнегреческих трагедиях развертывалось перед дворцом царя или перед храмом, посвященным одному из богов. Позже к скене стали пристраивать параскении, в них хранилось имущество театра и они же, если было нужно, могли включаться в действие как часть среды, в которой это действие развертывается. Наконец, большую роль играли и пароды — проходы между скеной и местами для зрителей; по пародам выходили на орхестру вестники и чужестранцы.

Древнегреческий театр был учреждением общественным, содержавшимся государством. Наиболее состоятельные и почтенные граждане платили за обучение хора и содержание его (они назывались хорегами). Профессии драматурга и актера считались почетными.

Актерами могли быть только мужчины — они исполняли и женские роли. (Эта традиция в разных странах, в разных культурах была очень стойкой — таковы театр времен Шекспира, китайский и японский театр; см. Восточный театр). Актер античного театра владел техникой чтения, искусством пения и танца. Древнегреческий актер мог по ходу спектакля играть несколько ролей. Он выходил на орхестру в маске: при огромных размерах театров мимика живого человеческого лица не была видна зрителям. Поэтому актер менял маску не только тогда, когда по ходу действия являлся перед зрителями в новой роли, но и тогда, когда показывал зрителям смену душевных состояний одного и того же персонажа. На ногах актеров были котурны (обувь на высокой подошве), делавшие их выше ростом, а образ, создаваемый ими, — монументальнее. Движения благодаря котурнам отличались плавностью, величавостью.

Поначалу действие вели хор и один актер. «Отец трагедии» Эсхил (ок. 525 — 456 до н. э.) ввел второго актера — и этим сделал более динамичным действие трагедии. (Прежде оно было статичным, напоминая, скорее, перекличку солиста и хора.) Эсхил, сам исполнявший главные роли в своих трагедиях, открыл возможности для подлинного театрального диалога, а значит, и для осмысления конфликтности жизни (трилогии «Орестея», «Семеро против Фив»). Реформа в театре, произведенная драматургом, имела глубокий общественный смысл: новый тип трагедии не случайно возник в то время, когда на смену тирании в Афинах установился демократический строй, совершенно по-новому поставивший вопрос о личной ответственности человека, о его способности противостоять судьбе и обстоятельствам. Драма бытия, драма человека — вот что приходит в театр благодаря Эсхилу. Он создает мощные образы героев-богоборцев, героев-тираноборцев («Прикованный Прометей»). Образы эти стали вечными в памяти человечества.

Но жизнь, история все более обнаруживали свою противоречивость. С одной стороны, наблюдались расцвет греческой культуры, укрепление демократического государства, с другой — невозможность для человека полностью реализовать высокие моральные принципы, которые он исповедует. Конфликтность самой жизни потребовала и от театра введения новых средств, раскрывавших эту конфликтность полнее и острее. Второй великий мастер древнегреческой трагедии, Софокл (ок. 496—406 до н. э.) вводит в действие еще одного актера. (Впрочем, в своей последней трагедии, «Орестее», это уже сделал Эсхил.) Софокл уменьшает роль хора. Мир Софокла — это мир высоких страстей, в котором человек постоянно оказывается на перепутье добра и зла. Три актера — это уже возможность раскрыть, проанализировать, воплотить напряженнейшие психологические конфликты. Если у Эсхила пролог трагедии представлял собой лишь экспозицию сюжета, которому суждено было развернуться в дальнейшем, то у Софокла пролог превращается в большую остродраматическую сцену-завязку. У Эсхила ход событий определялся прежде всего волею богов, их действиями (хотя боги могли оставаться и вне собственно действия). Софокл ставит в центр происходящего человека, мир его чувств и памяти, его страстей и внутренних борений. Софокл, по словам Аристотеля, изображал людей «такими, какими они должны быть». Его герои борются за свой идеал, и вся напряженность драматических коллизий, вся острота выбора определяются этим идеалом, его обоснованием, страстным утверждением добра в мире («Царь Эдип», «Антигона», «Электра» и др.). Считается, что именно Софоклу театр обязан и введением в образную структуру спектакля такого важнейшего его элемента, как театрально-декорационная живопись.

Третьим великим трагическим поэтом Древней Греции был Еврипид (ок. 480—406 до н. э.). Он жил в пору, когда все отчетливее обозначались черты кризиса в обществе античной рабовладельческой демократии. И Еврипид с небывалой дотоле силой обращается к жизни, к ее кричащим противоречиям.

Героический пафос Эсхила и Софокла претворяется у Еврипида в новые формы. А это требует поистине революционных перемен в том, что и как изображается перед зрителем.

И Эсхил, и Софокл, и Еврипид черпали свои сюжеты из мифологии. Но для Еврипида мифологический сюжет становится не только «вечной» основой повествования о событиях, известных всем. Миф у Еврипида словно проецируется на день нынешний, на текущую историю, начинает говорить ее голосом, голосами современников. Это — голоса людей, все более остро осознающих трагизм собственного бытия, но не способных понять истоки этого трагизма. До Еврипида перед зрителями не возникали в театре сцены смерти, сцены безумия. Он создает немало новых технических средств, делающих особо эффектными, впечатляющими траурные церемонии, появления богов, разрешающих трагические конфликты. Герои Еврипида произносят монологи в сопровождении музыки (так называемые монодии), раскрывая с удвоенной силой напряженность своих душевных состояний, трагический разрыв сознания и воли, мечты и действительности («Вакханки», «Ипполит», «Медея» и др.).

Общественное развитие древнегреческой рабовладельческой демократии привело к появлению комедий Аристофана (ок. 445 — ок. 385 до н. э.). Благодаря ему театр впервые с необычайной силой выявил свою актуальность, свою способность создавать галерею социальных и психологических типов. В комедиях Аристофана действуют плуты и мошенники, демагоги и стяжатели, выступающие от имени народа и бессовестно надувающие народ. Рядом с ними — лжемудрецы-философы, продающие ум и совесть, сеющие ложные воззрения, растлевающие ум и душу молодого поколения. Но есть в комедиях Аристофана и положительные герои — мелкие землевладельцы, которых разоряла и притесняла олигархия. Главный же герой аристофановского театра — это смех, карающий и очищающий. Вместе с демократизмом аристофановского идеала, стремлением и необходимостью (социальной, художественной) увлечь зрителя он порождал и драматургические приемы, и театральную форму комедий блистательного мастера. Живой диалог, пересыпанный острыми шутками, построен так, что зрители легко узнавали, на кого и на какие обстоятельства намекает Аристофан. Нередко тут были и не намеки, а прямые обращения к самой что ни на есть злобе дня, к «виновникам» событий, о которых говорили, спорили все («Облака», «Лисистрата»). Действие комедий Аристофана насыщено буффонадой, рискованными положениями, смех буквально не щадил никого и ничего — от богов до мелких и крупных «хозяев момента» («Ахарняне», «Птицы» и др.). А такое действие еще больше, чем в трагедии, требовало и технических новшеств, и раскрепощения актерской игры, и свободной манеры поведения актера на сцене. И здесь Аристофан опирался на народные традиции греческого театра (аналогичные традиции возникли и в Древнем Риме).

Мимы — так назывались небольшие сценки на бытовые темы или же сценки сатирические либо пародировавшие «высокое искусство». Сам Аристофан нередко пародировал в своих комедиях произведения великих трагиков. Сначала мимы исполнялись крестьянами и горожанами, потом появились уже и бродячие труппы мимов, представлявшие и повседневную жизнь, и жизнь богов, героев.

В мимах перед зрителями выступали не только актеры-мужчины, но и актеры-женщины. Они обходились без масок и пышных декораций; не было и торжественной орхестры: актеры выходили на деревянные подмостки. Мим по мере распространения греческой цивилизации и ее культурных традиций в эпоху эллинизма далеко перешагнул границы Эллады, стал любимым зрелищем в городах Средиземноморья. Пантомим тоже получил распространение в эпоху эллинизма. Этот жанр обходился без слов, не прибегал и к пению: обо всем повествовал мимический танец. Чаще всего это был «театр одного актера», легко менявшего обличье при помощи маски и переодевания и исполнявшего как мужские, так и женские роли в сопровождении флейты.

В IV—III вв. до н. э. в греческих колониях на Сицилии, на юге Италии любовью зрителей пользовались веселые народные театральные представления — флиаки (от греч. phlýax — шутка). Флиаки были тесно связаны с мимом (однако актеры здесь играли в масках). Они пародировали трагедии и комедии, обращались к сюжетам, взятым из обыденной жизни. Среди драматургов выделяется Менандр (ок. 343 — ок. 291 до н. э.), создатель новой аттической комедии («Угрюмец», «Третейский суд», «Герой», «Земледелец»). В ней активно разрабатываются темы, почерпнутые из семейной жизни. Но это обращение к действительности было явлением отнюдь не однозначным: в нем отразился и упадок всей греческой культуры, и отход театра и драматургии от героических тем, от героической концепции человека. Процессы эти были обусловлены падением классических греческих демократий. Однако этот новый театр сыграл огромную роль в истории театрального искусства: бытовая комедия требовала все большей индивидуализации образов, гибкой актерской техники, умения передавать многообразие повседневной жизни. Оттого и число масок, от которых древнегреческий театр не отказался, стало много больше, и сама актерская профессия усложнилась, потребовала профессионализации. Возрос престиж актерского дела, появилась необходимость защищать свои профессиональные и общественные интересы, материально обеспечивать себя — возникли первые актерские товарищества (членами их могли быть лишь свободнорожденные мужчины).

Следующая замечательная страница истории античного театра — театральное искусство Древнего Рима. По мере того как Рим завоевывал земли Италии, римляне осваивали и театральные традиции племён, эти земли населявших. Важнейшим среди этих обретений была издавна бытовавшая у осков форма народной комедии — ателлана, которая строилась на принципах импровизации и развертывала события вокруг четырех постоянных персонажей-масок: Буккона — плута и болтуна; Паппа — богатого скупого, честолюбивого старика; Доссена — горбуна и шарлатана, выдававшего себя за ученого; Макка — прожорливого дурака. Ателланы с увлечением разыгрывала римская молодежь. Потом появились и профессиональные исполнители ателлан.

От греков римский театр воспринял и эллинскую театральную традицию, и жанры классической трагедии и классической комедии. Но Рим дал этим жанрам самобытное толкование. Здесь возникает претекста — историческая трагедия (создателем ее был Гней Невий). Римляне перерабатывают и оригинальные греческие трагедии, относясь к ним весьма вольно и очень творчески: действие становится гораздо более динамичным, иногда даже чересчур запутанным, его все более определяют именно римские представления о долге, чести, героике, римская тяга к пышной зрелищности, к постановочным эффектам. Римские драматурги и римский театр все более последовательно отказываются от хора в трагедии, отдавая текст, предназначавшийся хору, актерам.

На стыке греческой традиции (бытовая комедия) и традиций ателланы возникает искусство римских комедиографов. Римская комедия — паллиата, великими мастерами которой были Плавт и Теренций, также обращалась к греческим текстам Менандра, других драматургов и вольно перерабатывала эти тексты, ориентировала их на проблемы своей страны. В итоге получались произведения, глубоко новаторские и в то же время поднимавшие «вечные» проблемы: тут и старцы, ворчавшие на молодежь за то, что она не похожа на них своими вкусами и привычками, и робкие влюбленные, и пройдохи, скряги, сутяги, глупые чиновники. В римской комедии музыка стала неотъемлемой частью действия; она звучала и в лирических, и в острокомедийных сценах.

Плавт (ок. 254 — ок. 184 до н. э.), которому мировой театр обязан всеми этими художественными открытиями, был личностью универсальной: он писал текст, играл в спектаклях, которые сам же и ставил («Ослы», «Горшок», «Хвастливый воин» и др.). Он был подлинно народным художником, как и его театр. Другой великий мастер — Теренций (ок. 195 — 159 до н. э.) принадлежал уже новой эпохе — эпохе надвигавшегося кризиса. Его более всего интересуют семейные конфликты. Теренций изгоняет из своих комедий грубый фарс, делает их утонченными по языку, по формам, в которых выражаются человеческие чувства («Девушка с Андроса», «Братья», «Свекровь»). Не случайно в эпоху Возрождения опыт Теренция так пригодился новым мастерам драматургии и театра (см. Эпохи возрождения театр).

Нарастание кризиса привело к тому, что древнеримская драматургия либо пришла в упадок, либо реализовалась в формах, не связанных с собственно театром. Так, крупнейший трагический поэт Рима Сенека (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.) пишет свои трагедии не для представления, а как «драмы для чтения». Зато ателлана (как традиционная, импровизационная, так и все более вытесняющая ее новая форма, подвергнутая литературной обработке) продолжает развиваться, число ее масок пополняется. Традиция ателланы и мима, по сути дела, никогда не умирала в народе. Она продолжалась в искусстве средневековых гистрионов (см. Средневековый театр), она же дала жизнь — уже в эпоху Возрождения — итальянской комедии масок, став одним из ее истоков (см. Комедия дель арте). Ателлана и соперничавший с нею литературный мим были произведениями, в которых нередко затрагивались политические и социальные проблемы.

В Риме достигло очень высокого уровня мастерство актеров. Любовью и уважением публики пользовались трагический актер Эзоп и его современник комический актер Росций (I в. до н. э.). Римляне строили и великолепные театральные здания. Их архитектура, как и искусство великих драматургов Греции и Рима, вдохновили художников Возрождения. Театр античного мира стал неотделимой частью духовного опыта всего человечества, заложил многое в основу того, что мы сегодня зовем современной культурой.

yunc.org

Древнегреческий театр. Популярная история театра

Древнегреческий театр

Древнегреческий театр берет свое начало от народных гуляний в честь бога Диониса. Изначально Дионис почитался греками как бог производительной силы природы, но несколько позже, когда народ Древней Греции стал возделывать виноградники, он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра.

Эти народные празднества происходили несколько раз в году. На них пели хвалебные песни Дионису, которые назывались дифирамбами. Из торжественной части праздника родилась трагедия, а из веселой и шутливой – комедия.

Если перевести слова «трагедия» и «комедия» с греческого языка на русский, то они дадут пояснение происхождения греческой драмы. Слово «трагедия» состоит из греческих слов «трагос» – «козел» и «одэ» – «песнь», т. е. дословно это будет звучать как «песнь козлов», потому что спутниками Диониса были сатиры – козлоногие существа, прославлявшие подвиги и страдания бога.

Слово «комедия» также имеет в своем составе два греческих слова: «комос» – «шествие» пьяной толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, и «одэ» – «песнь». Следовательно, комедия – это «песнь комоса».

Считается, что древнегреческое искусство берет свое начало в мифологии. По мере развития греческой трагедии ее основой стали повествования не только о жизни Диониса, но и таких героев древности, как Эдип, Агамемнон, Геракл, Фесей и пр. Таким образом, во все времена греческая трагедия пополнялась сюжетами из мифологии, потому что в ней имелась глубокая художественная выразительность. Греческая мифология образовалась тогда, когда возникло стремление народа объяснить окружающий мир. В Греции не было замкнутой и могущественной касты жрецов, которая запрещала бы изображать богов в виде людей, она не мешала свободному созданию мифов. Вот почему все мифы, хотя они и относятся к религиозным сказаниям, изобилуют жизненными мотивами.

Согласно древним историческим документам, греческая трагедия уже во второй половине VI века до н. э. была довольно развитой, потому что использовала богатое наследие эпоса и лирики. Живший в то время трагик Феспид сделал одно нововведение: он выделил из хора особого исполнителя – актера, которого еще называли «гипокрит» – «ответчик». Это название показывало, что главная роль в трагедии все еще отводилась хору.

Феспид – это первый афинский трагический поэт. Его первая пьеса была поставлена весной 534 года до н. э. на великих дионисиях. С тех пор эту дату считают годом рождения мирового театра.

Греческие трагедии раннего периода представляли собой чаще всего лирические кантаты, состоявшие из песен хора и актера. Многие из ранних произведений не дошли до наших дней.

Сюжеты комедий, так же как и трагедий, содержали в себе не только религиозные, но и житейские мотивы, которые со временем стали доминирующими, а потом просто единственными. Но все равно комедии по-прежнему посвящались Дионису. В праздничных шествиях, помимо песен, стали появляться маленькие комические сценки, в которых актеры разыгрывали чисто бытовые сюжеты (например, кража ворами пищи и вина, визит врача-иностранца к больному и пр.). В это же время к содержанию комедий стали примешиваться элементы социальной и политической сатиры. Актеры поднимали вопросы политического строя, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, ее внешней политики, ведения войн и т. д.

Пика своего расцвета греческое театральное искусство достигло во времена творчества трех великих трагиков: Эсхила, Софокла и Еврипида, а также комедиографа Аристофана. Конечно, в то время жили и писали и другие драматурги, но их произведения, к сожалению, не дошли до наших дней. Иногда историкам и исследователям театра известны только имена греческих авторов, а из их произведений – небольшие отрывки.

Греческий театр периода демократических Афин

Поскольку театр в Древней Греции был учреждением государственным, то и организацией представлений занимались специально назначенные для этого люди.

Драмы давались три раза в год: на малых, или сельских, дионисиях, ленеях и великих, или городских, дионисиях. Чаще всего представления напоминали состязания драматургов. Обычно в этом действе принимали участие три трагика и три комика. Каждый трагик должен был представить по четыре произведения (три драмы и одну пьесу шутливого содержания, или сатировскую драму). Кроме того, три драмы должны были иметь единый сюжет, т. е. составлять трилогию. Только после этого можно было ставить сатировскую драму. Все вместе эти произведения являлись тетралогией.

Как правило, состязания длились три дня. Целый день зрителям предлагались трагедии и сатировские драмы, а под вечер ставилась комедия одного из участвовавших в состязании комических поэтов.

Для определения победителя состязаний на представлениях присутствовали особые выборные лица. Для победивших драматургов имелось три награды. Тем не менее тот драматург, который занимал третье место, считался проигравшим. Кроме награды в виде гонорара, поэт получал от государства венок из плюща. Все результаты состязаний обязательно вносились в особый протокол, который назывался «дидаскалия» и хранился в государственном архиве.

Все театры в Древней Греции строились на открытом воздухе, обычно вмещали огромное количество зрителей (например, афинский театр Диониса (рис. 1) был рассчитан на 17 000 человек) и состояли из трех основных частей: орхестры, тэатрона и скены.

Рис. 1. Театр Диониса в Афинах. Современный вид

Орхестра представляла собой круглую площадку, на которой размещались хор и актеры. Поначалу зрители рассаживались вокруг этой площадки, немного позднее возникли специальные места для публики, которые были расположены на склонах прилегающих к орхестре холмов. Скена находилась недалеко от орхестры, ее передняя стена – проскений, имела вид колоннады и изображала фасад храма или дворца. На обоих концах скены имелись боковые пристройки, которые назывались параскениями. В них обычно хранили всякое театральное имущество. В некоторых случаях, когда по сюжету пьесы требовалось несколько комнат, использовали параскении. Между скеной и зрительскими местами имелись пароды, представлявшие собой проходы, по которым актеры выходили на орхестру. В то время актеры играли представления прямо на орхестре перед проскением, потому что никаких сценических площадок еще не было.

С постепенным развитием древнегреческой драматургии происходила эволюция постановочной техники. На ранних стадиях в пьесах Эсхила использовались декорации, представлявшие собой мощные деревянные сооружения. Во времена Софокла стали появляться расписные декорации, которые в считанные минуты помогали превратить проскений в фасад дворца или храма, в стену палатки предводителя и т. д. Расписные доски или холсты устанавливали между колоннами проскения.

С течением времени постановка греческих драм потребовала применения театральных машин. Самыми распространенными были эккиклема и эорема. Эккиклема – это выдвижная площадка на низких колесах. Ее выдвигали из центральной двери скены и показывали публике, что происходит внутри помещения. Эорема представляла собой агрегат, позволявший актерам подниматься в воздух. Несколько позднее она получила название «механэ», т. е. «машина».

Античные театры строили с таким расчетом, чтобы в них была хорошая слышимость. Иногда для усиления звука в театрах устанавливали резонирующие сосуды, которые размещали среди мест для публики. Занавеса в таких театрах не было. Но изредка в некоторых пьесах кое-какие части проскения временно занавешивали.

Исторические документы того времени рассказывают, что поэт Феспид практически всегда сам принимал участие в постановке своих трагедий в качестве актера. Партия актера чередовалась в пьесах с песнями хора. Это и составляло действие всей драмы. Актера, который исполнял основные роли в драме, называли «протагонист», т. е. первый актер. Позднее Эсхил ввел второго актера – девтерагониста, а Софокл – третьего – тритагониста.

В связи с тем что греческий театр был тесно связан с культом Диониса, а значит, и со всей общественной жизнью Афин, актеры пользовались большим уважением и почетом. Они занимали высокое общественное положение, избирались на высшие государственные должности, отправлялись в качестве послов в другие государства и т. д. Но актером мог стать только свободнорожденный житель Афин.

Поначалу победителями на драматических состязаниях могли стать только драматург и хорег (лицо, которое тренировало и обучало хор, а также обеспечивало хористов костюмами и деньгами). Но уже со второй половины V века до н. э. протагонисты принимали участие в состязаниях.

Обычно в постановках греческих драм участвовало по три актера. В связи с этим часто получалось так, что одному и тому же актеру приходилось играть несколько ролей. Но поскольку большая часть пьесы проходила не перед глазами зрителей (они узнавали о происшедших событиях от слуг, вестников, домочадцев и прочих), то появилась возможность обойтись малым количеством актеров. Если в драмах имелись немые роли, то их исполняли статисты.

В те времена женщин в театре не было. Их роли в драмах играли мужчины. Помимо хорошей дикции и умения декламировать стихи, актеры должны были хорошо петь. Это было нужно для того, чтобы в патетических местах пьесы исполнять монодии (арии). Для актеров были разработаны специальные упражнения, занимаясь которыми постоянно, они достигали наибольшей силы и звучности голоса, а также выразительности и безупречной дикции, т. е. они доводили певческое искусство почти до полного совершенства. Немного позднее в действие пьес стали вводиться некоторые элементы танцев, поэтому актерам нужно было учиться хорошо владеть своим телом.

Поскольку греческие актеры были в масках, то выразить удивление, восхищение или гнев при помощи мимики они не могли. Поэтому актерам приходилось много работать над выразительностью жестов и движений.

Появление масок в древнегреческом театре обусловлено связью с культом бога Диониса. Актер, который играл роль божества, всегда был в маске. В более позднее время в классическом театре маска утратила свое культовое значение. Но с ее помощью актеры могли создавать героические или карикатурно-комедийные образы. Кроме того, исполнение женских ролей мужчинами тоже требовало применения масок. Имелась еще одна причина использования масок – это размеры театра. Если бы актеры не надевали масок, то зрители последних рядов не смогли бы разглядеть их лица.

Рис. 2. Трагическая маска

Иногда маски вырезали из дерева, иногда изготовляли из полотна (рис. 2). Если маска была полотняной, то ткань натягивалась на каркас, обмазывалась гипсом, а потом расписывалась яркими красками. Маски были разного размера. Одни из них закрывали только лицо, другие – лицо и голову. В этом случае прическу закрепляли на маске, иногда к ней крепили и бороду. В комедийных пьесах маски должны были вызывать у публики смех, поэтому их делали карикатурными, даже гротесковыми. Когда авторы комедии описывали в своих произведениях современников, маски актеров выглядели как шаржированный портрет.

Костюмы актеров своим внешним видом напоминали пышные одежды, надеваемые жрецами Диониса во время исполнения ими священных обрядов. Театральный хитон шили с рукавами до пят, плащи были двух видов: один из них, гиматий, был широким, его укладывали складками вокруг тела; второй – хламида – имел на плече застежку. Для некоторых персонажей шили специальные костюмы (например, у царей были длинные пурпурные плащи). Многие театральные костюмы были расшиты цветами, пальмами, звездами, спиралями, фигурами людей и животных. В наши дни археологи нашли вазу, датированную I веком до н. э. Ее назвали «ваза Андромеды». На этой вазе был изображен расшитый театральный костюм.

Трагические актеры во время представления надевали обувь, называемую «котурны». Они представляли собой башмаки с высокими голенищами, с толстыми подошвами, изготавливаемыми из нескольких слоев кожи. Такая обувь значительно увеличивала рост актера.

Для того чтобы придать фигуре объемность, актеры-трагики подкладывали под одежду специальные ватные подушечки. Актеры комедийного плана при помощи ватных подушек и прокладок придавали своему телу гротескный, смешной вид.

Для женских персонажей в комедиях использовали обычный женский костюм, для мужских – короткую куртку или плащ. При раскопках старинных поселений было найдено множество статуэток, которые изображали комедийных древнегреческих актеров. У статуэтки были оттопыренные живот и зад (подложены ватные подушки), вытаращенные глаза, безобразные рот и нос и пр.

В составе хора, принимающего участие в трагедии, поначалу было 12 человек. Позднее это количество увеличили до 15. В комедии число певцов хора всегда равнялось 24. Все участники хора назывались «хоревты», а руководитель хора – «корифей».

В трагедийном представлении хор, как правило, изображал людей, близких к главному герою. В комедии хористы изображали не только людей, но и животных, и сказочных существ.

Как уже говорилось выше, все представления давались во время дионисий. Для народа это были великие праздники. Об этом говорит то, что в эти дни все дела останавливались. Суды не работали, должников освобождали от уплаты налогов в течение всех дней праздника. Из тюрем даже выпускали заключенных, чтобы они могли посмотреть представления. Вместе с мужчинами в театр приходили женщины, дети и даже домашние рабы. Вход в театр был платным, но недорогим. Во времена правления Перикла неимущим жителям выдавали специальные суммы на посещение театра.

Представления в театрах шли с рассвета до заката. Поэтому зрители, которые находились в театре, там же пили и ели. Горожане надевали свои лучшие одежды, на голову – венки из плюща. Пьесы представлялись согласно жребию, о начале каждой из них возвещала труба.

Афинская публика выражала свои эмоции очень непосредственно. Если зрителям нравилось представление, то они громко кричали и аплодировали. Если же пьеса не интересовала зрителей, то они свистели, топали ногами, кричали. Иногда актеров прогоняли со сцены, бросая в них камни. Практически всегда успех драматурга зависел от суждения народа о его произведении.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Театр в Древней Греции

Греческий театр родился из религиозных церемоний, сюжет первых пьес первоначально отражал мифологическое содержание, а их участниками являлись непрофессиональные исполнители. Очень быстро трагедия превратилась в самостоятельное искусство, отражающее самые глубокие и тонкие моральные дилеммы и конфликты. Своего апогея жанр трагедии достиг в драмах Эсхила, Софокла и Еврипида. Не случайно вышедшие из-под их пера сочинения продолжали регулярно ставиться на сцене и впоследствии классический канон.

Возникновение драмы

Дионис и его свита

Дионис и его свита. Краснофигурный кубок мастера Бригоса, около 480 г. до н. э. Национальная библиотека Франции, Париж

В VI в. до н. э. широкую популярность у греков приобрел Дионис, бог виноградарства и плодородия. В Аттике в его честь учредили празднества: Малые, или Сельские, Дионисии отмечались в ноябре-декабре, Городские, или Великие, Дионисии — в феврале-марте. С этими двумя праздниками были тесно связаны сельские Ленеи, проходящие в январе. Кульминацией торжеств в честь Диониса была процессия, сопровождавшаяся оргиастическими плясками под резкие звуки флейт, бубнов и тимпанов. На алтаре у подножия акрополя богу приносили кровавые жертвы. Хор, состоявший из 50 певцов, при этом исполнял славословия в его честь (дифирамбы). Хористы были одеты в костюмы сатиров, от чего возникло название «трагедия», или дословно «песнь козлов».

Трагедия Важнейший поворотный момент в истории театра произошел в 534 г. до н. э., когда Феспид прибавил к хоровому исполнению актера. Представление начиналось прологом, в котором актер декламировал миф о Дионисе. Хор по-прежнему играл важнейшую роль в представлении. Последующие драматурги — Херил и Фриних — увеличили партию актера. Диалоги между ним и хором усиливали драматический эффект представления. Позже Эсхил ввел фигуру второго актера, а Софокл — третьего, так стало возможно действие, независимое от хора. На сцене появились декорации, были придуманы особые костюмы для актеров и хора. Благодаря этим и другим нововведениям фестиваль Дионисий стал главным ежегодным праздничным событием, которое привлекало зрителей не только из отдаленных областей Аттики, но и соседних городов-государств. Традиционная дата появления трагедии в программе городских Дионисий относится к 534 г. до н. э., после этого, предполагается, они стали устраиваться ежегодно. Драматическим постановкам были посвящены третий, четвертый и пятый дни празднеств. Каждый день один из авторов представлял вниманию зрителей четыре драмы, включавшие три трагедии и одну сатирическую драму или бурлеск на мифологическую тему, который должен был развлечь зрителей и скрасить впечатление от финала трагедии. Все вместе они назывались тетралогией. Все три трагедии могли быть связаны друг с другом и представлять последовательные стадии одного сюжета, в котором соблюдалось единство места, времени и действия, впоследствии обоснованные Аристотелем. Драматический сюжет, как правило, ограничивался мифологическими преданиями.  

Сегодня известно 20 типов трагических и 43−44 комических театральных масок. В комедиях, когда актер изображал на сцене реальное лицо, маске придавали черты сходства с прототипом. Рассказывают, что когда Аристофан ставил «Облака», в которых пародировался Сократ и его ученики, сам философ, присутствовавший в театре, поднялся со своего места, чтобы зрители смогли убедиться, насколько точно маска и актер изображают его внешний вид.

Комедия

С 486 г. до н. э. в программу Дионисий вошли комедийные постановки, произошедшие от народных увеселений в форме шествий ряженых (комос) в сопровождении шуточных песенок и перебранок. Драматургические условности и сюжеты в комедию первым ввел Эпихарм из Мегары Гиблейской. Судя по названиям его комедий, в них высмеивались боги и люди, пародировался Гомер. Аттическая комедия, которую создали Эвполид, Кратин и Аристофан, с самого начала была ориентирована на изображение политики и на критику видных граждан.

С 442 г. до н. э. комедии вошли в программу Леней. Ежегодно во время праздника на сцене показывали пять комедий. В отличие от трагедий, ставившихся целыми тетралогиями, комедии всегда были отдельными самостоятельными произведениями.

Хорегия

В Афинах театральные представления очень рано приобрели огромное общественное значение. Полис брал на себя расходы по строительству театра и его содержанию, выплачивал гонорары актерам, а также призы драматургам. Остальные денежные траты брали на себя состоятельные афинские граждане. Эта обязанность (хорегия) относилась к числу городских литургий, ей подлежали богатые граждане старше 40 лет, выбиравшиеся по жребию. Драматурги писали драмы и музыку, набирали и обучали хор, разрабатывали хореографию и руководили другими аспектами подготовки. Хореги платили драматургам, хористам и музыкантам,заказывали костюмы, обувь и маски, оплачивали изготовление декораций, отвечали за спецэффекты на сцене и т. д. В случае победы поставленной им драмы хорег получал приз вместе с драматургом, эти почести были важной частью политической карьеры.

Первые представления

Рельеф с изображением маски, III в. до н. э. Национальный археологический музей, Афины

Рельеф с изображением маски, III в. до н. э. Национальный археологический музей, Афины

Первые драматические представления давали под открытым небом, зрители рассаживались на пологом склоне акрополя. Затем на этом месте около 490 г. до н. э. построили театр Диониса. Места для зрителей были деревянными и сооружались только на время представлений. После того как однажды деревянные конструкции рухнули, афиняне в 326-325 гг. до н. э. построили каменный театр, вмещавший 17 тыс. человек. Архитектурный облик театра Диониса неоднократно менялся, до настоящего времени сохранились лишь его развалины. Зрительские сидения поднимались уступами один над другим 67 рядов вверх по склону холма. Зрительский зал (театрон) разделялся двумя проходами на три горизонтальных яруса. Первый ряд сидений (проедрия) предназначался должностным лицам. Прямо перед ними находилась полукруглая площадка (орхестра), на которой размещался хор и выступали актеры. Позади орхестры была сооружена сценическая постройка с помещениями для хранения реквизита (скена), служившая также фоном, на котором разыгрывалось представление. Со временем здание скены дополнялось портиками и колоннадой,украшалось статуями и рельефами. По этому образцу стали строить театры по всей Греции, а также за ее пределами. Лучше остальных сохранился театр в Эпидавре в восточной части Пелопоннеса, в котором до сих пор время от времени устраиваются представления.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru


Смотрите также