Театр древней. Что представлял собой театр Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Театр античной культуры (стр. 1 из 3). Театр древней


Театр в Древней Греции | История театра

Фев 1, 2013 | Комментарии отключены

Театр в Древней ГрецииТеатр в Древней Греции берет свое начало от гуляний в честь Диониса. Строили театры на открытом воздухе, поэтому в них помещалось большое количество зрителей. Считается, что театральное искусство в Древней Греции берет свое начало в мифологии. Греческая трагедия начинала стремительно развиваться, поэтому рассказывалось не только о жизни Диониса, но и о других героях.

Греческая трагедия постоянно пополнялась мифологическими сюжетами, поскольку в них была глубокая выразительность. Мифол��гия же образовалась в то время, когда у народа было стремление объяснить сущность мира. В Греции не запрещалось изображать богов как людей.

Комедии содержали в себе религиозные и житейские мотивы. Житейские мотивы со временем стали единственными. Но посвящались они Дионису. Актеры разыгрывали комедийные бытовые сценки. В комедии также начали появляться элементы политической и социальной сатиры. Актеры поднимали вопросы о деятельности некоторых учреждений, ведении войны, внешней политике, политическом строе.

С развитием драматургии развивалась и постановочная техника. На ранних этапах использовались декорации, которые представляли собой деревянные сооружения. Потом начали появляться расписные декорации. Между колоннами размещали расписные холсты и доски. С течением времени начали применяться театральные машины. Чаще всего использовались выдвижные площадки на низких колесах и машины, которые позволили актеру подняться в воздух.

Театры строили так, чтобы была хорошая слышимость. Для усиления звука ставили резонирующие сосуды, которые были среди зала. В театрах не было занавеса. Обычно в постановке участвовало по 3 человека. Один и тот же актер мог играть несколько ролей. Статисты исполняли немые роли. Женщин в театре в то время не было.

Женские роли играли мужчины. Актеры должны были иметь хорошую дикцию, также им нужно было уметь петь – в патетических местах исполнялись арии. Для актеров были разработаны упражнения для голоса. Со временем в пьесы начали вводить танцевальные элементы, поэтому актеры учились владеть своим телом. Греческие актеры были в масках. Они не могли выразить при помощи мимики гнев, восхищение или удивление. Актеры должны были работать над выразительностью движений и жестов.

Представление в театре шло с рассвета до заката. Зрители, которые были в театре, там же ели и пили. Горожане надевали лучшую одежду, одевали венки из плюща. Пьесы представляли по жребию. Если зрителям представление нравилось, то они громко аплодировали и кричали. Если пьеса была неинтересной, то публика кричала, топала ногами и свистела. Актеров могли прогнать со сцены и забросать камнями. Успех драматурга зависел от публики.

kupala-theatre.by

Театр античной культуры

План

Введение…………………………………………………………………..2

1.Древнегреческий театр……………………………………………….3

2.Римский театр………………………………………………………….9

Заключение ……………………………………………………………...13

Литература ………………………………………………………………16

Введение

Театр греков и римлян – древнейший на территории Европы. Греческий театр достиг своего расцвета в Vвеке до н.э. римский – начал свою жизнь позже греческого, и его лучшая пораприходится на вторую половину III и на II век до н.э. История греко-римской театральной культуры, основанная на документах и письменных источниках, охватывает не менее, чем целое тысячелетие (V век до н.э. – V век н.э.). Театр античной культуры – театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, а также ряда стран Ближнего Востока, культура которых развивалась под сильным греческим влиянием в эпоху эллинизма – период, начавшийся в IV веке до н.э. и завершившийся в 30-е годы до н.э., завоеванием этих стран Римом.

История театра античной культуры охватывает почти целое тысячелетие ( VI в. до н. э. – IV-V вв. н. э.). В эту пору возникло европейское театральное искусство в том его качестве, к каком оно живёт сейчас: появилась драматургия, сформировались основные принципы актёрского искусства, сценическая техника и основы оформления театра и спектакля, возникли стационарные театральные сооружения.

Первые театральные представления зародились ещё в глубокой древности, когда наши далёкие предки – охотники и земледельцы собирались на игрища, на празднества, когда устраивали обрядовые действа. Театр занимал особое место в жизни древних греков, он был трибуной для широкого распространения новых мыслей, освещения наиболее волновавших умы современников проблем. Велика была его общественная и воспитательная роль. Хотя, как правило, сюжеты греческих трагедий происходили из всем знакомых с детства мифов, это не означало, что спектакли были незлободневными и не затрагивали животрепещущих вопросов. Ведь в уста мифологических героев драматурги всегда вкладывали слова, касающиеся самых острых проблем того времени. Поэтому драматическая поэзия ( все без исключения трагедии и комедии в Греции писались стихами), смогла отодвинуть на второй план другие литературные жанры и на целый век стать жанром господствующим.

1. Древнегреческий театр

Древнегреческий театр был учреждением общественным, содержавшимся государством. Наиболее состоятельные и почтенные граждане платили за обучение хора и его содержание ( они назывались «хорегами»). Профессии драматурга и актёра считались почётными. Актёрами могли быть только мужчины – они исполняли и женские роли (эта традиция в разных странах, в разных культурах была очень стойкой – таковы театр времён Шекспира, китайский и японский театр). Актёр театра владел техникой чтения, искусством пения и танца. Древнегреческий актёр мог по ходу спектакля играть несколько ролей.

У всех народов мира с древних времён существуют праздники, связанные с ежегодными циклами умирания и возрождения природы, со сбором урожая. Эти праздники, и дали жизнь драме и театру Греции и Рима. Так на родине театра – в Древней Греции во время шумных праздничных процессий в честь Диониса, бога виноделия, веселья, разыгрывались сценки из его жизни. В них рассказывалось о том, как Дионис принёс в Грецию виноградную лозу, о борьбе Диониса с врагами, о его гибели, воскрешении и победе над противниками. Изображалось торжественное прибытие Диониса из-за моря на увитом плющом корабле, который римляне позднее прозвали корабельной повозкой – «каррус навалис». Отсюда – карнавал. Диониса окружала толпа спутников – ряженных в козлиные шкуры и маски. Маска не случайность. Недаром маска, «личина» - символ театра. Ну а где игра там должны быть и правила игры. Они тоже формировались постепенно. И первым важным правилом стало разделение на зрителей и актёров. И тогда люди поняли, что театральное действо может играть важную общественную роль, соединять их в едином чувстве. Оно может сообщать сразу многим людям что-то очень важное, общезначимое. Прошло много времени, прежде чем театр начал жить сам по себе, отделяясь от обряда, от религиозного культа. А из толпы выделился герой. Театральные представления стали организовывать специально.

Как и в других областях греческой культуры в театре непременно присутствовал агон ( состязательность). Театральные постановки шли три дня подряд, во время празднования Великих Дионисий. Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму, т.е. комедию. В каждом представлении участвовали три драматурга, а зрители должны были определить лучшую постановку, лучшего актёра, лучшего хорега ( организатора представления). В заключительный день праздника победители получали награды.

Трагедия ( в буквальном переводе – «песнь козлов») возникла из хоровой песни, из дифирамба, распевавшегося сатирами, одетыми в козлиные шкуры и изображавшими весёлых спутников греческого бога виноделия Диониса.

В V веке до нашей эры к хору были добавлены 3 актёра, ведущие с ним диалог – так возникла драма, театральное действо. Если эпоха архаики наиболее плотно выразила себя в лирике, то классическая Греция проявила себя в аттической трагедии – жанре, в наибольшей степени отвечающем духу античной культуры. В греческой трагедии нашла выражение такая эстетическая категория как катарсис, то есть очищение, облагораживание людей.

Считается что первым трагическим поэтом в Греции был Фестид. Первая постановка его трагедии (название её неизвестно) состоялась весной 534 г. до н.э. на праздники Великих Деонисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра.

Культурным и театральным Греции Афины стали при Перикле. «Век» Перикла ( 457 – 429 гг. до н.э. ) повёл за собой Пелопонесскую войну (431 – 44 гг. до н.э.), после которой наступил кризис античной рабовладельческой демократии. Противоречия того времени, столкновение гуманистических и демократических идеалов с эгоистическими, корыстными побуждениями, по-разному отразились в творениях Софокла (496 – 406 гг.до н.э.), Еврипида (485 – 400 гг.до н.э.), и Аристотеля (446 – 380гг. до н.э.).

Творчество Эсхила (ок. 525 – 456 гг. до н.э.) связано с эпохой становления афинского демократического государства. Эсхил совершил настоящий переворот в театре: он ввёл в свои трагедии второго актёра и тем открыл возможность более глубокой разработки конфликта, усилил действенную сторону театрального представления. Почти все дошедшие его трагедии начинаются с пролога, затем следует парод (песня хора), потом чередование эписодиев ( диалоги при участии хора и актёров) и стасимов ( песни хора). Заключительная часть трагедии называлась эксодом – песнь, исполняя которую, хор покидает сцену. Преимером ранней трагедии Эсхила служат «Персы». Особое место в творчестве Эсхила занимает «Прометей Прикрванный» ( время постановки неизвестно), который имеет нравственный характер. Эсхил побеждал в состязаниях драматургов 13 раз. Главная тема трагедий Эсхила – проблема моральной ответственности за причинённое зло, проблема рока как силы, стоящей над обществом, и возмездия.

Софокл признавался лучшим трагиком 24 раза. Созданные им художественные образы – царь Эдип, Антигона, Электра – глубоко человечны. конфликт трагедий Софокла – в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы.

Творчество младших из трёх знаменитых драматургов – Еврипида - отличалось пристальным интересом к человеческой личности, её индивидуальности, её влечениям и порывам, радостям и страданиям. Созданные им образы, особенно женские (Медея, Федра), отличаются глубиной психологических характеристик. Одновременно с ними писали и другие драматурги, однако, их произведения не дошли до нас.

Расцвет античной комедии связан с творчеством Аристофана ( «Всадники», «Осы», «Облака», «Лягушки», «Мир», «Легистрата» и другие комедии). Сюжеты комедий Аристофана взяты из тогдашней политической жизни Афин. Аттическая комедия в отличие от классической трагедии, построенной на легендарном мифологическом материале, несла заряд язвительной сатиры и актуальной политической заострённости.

Греческое слово «мимос» обозначает подражание, воспроизведение. Исполнители этих сценок также назывались мимами. Героями мимов были традиционные маски: горе-воин, базарный воришка, учёный-шарлатан, простак, дурачащий всех и т.д. Песни космоса и мимы – это главные истоки древней аттической комедии. Возникшая из аттического космоса комедия пятого века до нашей эры была политической по своему содержанию. Она постоянно затрагивала вопросы политического строя, внешней политики афинского государства, вопросы воспитания молодёжи, литературной борьбы и др. злободневность аттической комедии усугублялась тем, что в ней допускалась полная свобода карикатурных изображений отдельных граждан, которые выводились к тому же под своими подлинными именами ( поэты Эсхил, Софокл, Еврипид, Агафен, вождь афинской демократии Клеон, философ Сократ и др. – у Аристофана ). При этом ранняя аттическая комедия создавала обычно образ не индивидуальный, а обобщающий.

Греческий театр во многом отличался от современного. Во-первых, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актёры появились не сразу. Финансирование и организация театрального представления были одной из обязанностей наиболее богатых граждан. Во-вторых, само устройство греческого театра было своеобразным и напоминало, скорее, своеобразный стадион. Появились театральные здания. Древние театры, сооружались под открытым небом и достигали огромных размеров. Так, театр Диониса в Афинах вмещал 17 тысяч человек. И сейчас ещё сохранились античные театры, где устраиваются представления.

mirznanii.com

Что представлял собой театр Древней Греции

Театр в Древней Греции | История театра

Первый каменный театр в Древней Греции был сооружен в Афинах. Начало его постройки датируется приблизительно 500 г. до н.э. Для театра выбирался склон холма, на котором были размещены зрители. Естественный склон представлял собой естественный амфитеатр – в Афинах это был юго-восточный склон Акрополя. Афинский театр по некоторым подсчетам позволял вместить порядка 30000 человек. Следует отметить, что все древнегреческие театры располагались под открытым небом.

По склону располагались зрительские ряды, разделенные на три или два яруса в зависимости от размера театра. При этом ряды делились на секторы с помощью лестниц, поднимавшихся лучеобразно от нижних рядов к верхним. Первый ряд предназначался для должностных персон и выделялся от остальных наличием каменных спинок. Центральное место представляло собой кресло, украшенное резьбой, и предназначалось для жреца бога Диониса. В нижней части театра располагалась орхестра – особое место для музыкантов, а за ней возвышалась скена, на которой и происходило представление. Со времен Эсхила в театре Древней Греции впервые появились декорации.

Греческий театрЧто касается театральных постановок, то принимать участие в них имели право только мужчины и притом свободные граждане. Показательной чертой греческого театра того периода были маски, которые использовали для обозначения разных персонажей. Один актер мог играть одновременно несколько ролей, меняя маски. В том числе это были и женские роли. Маски встречались и стереотипные, говорящие точную информацию о персонаже – должность, возраст, пол и т.д.

Интересной составляющей театра в Древней Греции являлись театральные машины. Это были передвижные платформы с выдвижным балконом. Они использовались для создания специальных эффектов, таких, как спускание богов на землю, создание молний и грома. Специальная роль была у «вестника», который озвучивал голос за кадром.

Поскольку чаще всего сюжетом пьес являлись эпические предания о богах и героях, актеры использовали в своих выступлениях высокие каблуки. Это было связано с тем, что их персонажи, по мнению должны были иметь существенно больший рост, чем обычные люди.

Это интересно

О достоинствах массивной доски перед паркетом

Массивная половая доска и штучный паркет являются самыми распространенными напольными покрытиями из древесины. Русский человек порой ...

Луна-1

Луна-1 является беспилотной межпланетной станцией, сокращенно АМС, запущенной в 1959 году Советским Союзом. Перед ней ставилась цель ...

Жизнь первых людей: Мундильфери и его дети

После создания мира жизнь первых людей складывалась нелегко. Везде царила вечная ночь, и лишь мерцающий свет звезд немного ...

Смартфоны с 3d экраном

Несколько дней назад Zopo показала миру смартфон с 3D-экраном. Теперь с аналогичным решением на рынок вышла компания ...

  • Романский стиль в архитектуре средневековья

    Когда речь заходит о мужской одежде, невольно думаешь о стандартном наряде брюки, рубашка, галстук, строгие туфли, шляпа Но это современный облик делового человека, а...

  • Тесей

    После страшных событий, когда бог солнца Ра спас египтян от свирепой львицы Сохмет, богиня справедливости Маат установила на земле мир и спокойствие. Но сам-то...

objective-news.ru

Театр в Древней Греции

Жившие в Древнегреческой эпохе люди верили, что весь мир – это просто театральная сцена, на которой актеры играют свою роль и исчезают за кулисами. Что все приходят с небес и уходят туда же, исполнив свою предначертанную роль и предназначение. Поэтому не удивительно, что театру уделялось так много внимания. Сценические представления в те времена были максимально насыщены высоким, героическим и торжественным космологизмом. Театр имел огромное значение в жизни древнегреческих людей.

Жизнь как театр

Театральные представления в Древней Греции начинались рано утром и завершались с закатом солнца, и состояли из комедии, драмы и трагедии. Темы для постановок выбирались самые разнообразные: политика, вопросы воспитания, гражданского самопознания, этические и социальные темы. Подобные сценические представления имели большое влияние на сознание общества.

Еще с ранних времен в Греции были особо популярны обряды карнавального типа, которые устраивались в честь сельских богов. Стоит подчеркнуть, что огромную роль в развитии греческого театрального искусства сыграл культ бога Диониса. Появление этого тотального поклонения датируется 8-6 веком до н.э. Изначально Дионис считался богом сил природы, а затем стал покровителем веселья, виноделия, виноградарства и театрального искусства. Сценические действия в честь этого божества отличались торжеством, красочностью и грандиозностью. Вскоре театральные представления стали рассказывать о других богах и героях. К примеру, об Эдипе, Геракле и Тесее. Так жизненные мотивы проникли в суть древнегреческого театра и практически полностью вытеснили собой космологизм. Вообще считается, что сценическое искусство Древней Греции берет свое начало в мифологии. В процессе развития основой театра стали рассказы о жизни разных героев древности.

В древней Греции не существовало постоянных трупп, как это принято в современном театре, и профессиональных актеров. Сценическое представление организовывалось обычными гражданами, роли играли все желающие. К каждой постановке готовились маски, костюмы и декорации. Все эти сценические атрибуты отличались простотой и незамысловатостью.

Стоит отметить, что греческая трагедия обладала глубокой художественной выразительностью. А уже в конце 6-го столетия до н.э. театральное искусство было довольно развитым, благодаря традициям использовать богатую лирику и эпос.

www.letopis.info

Возникновение театра

План. 1. Введение.

2. Возникновение театра.

3. Театр и театральные представления в Древней Греции.

4. Трагедии и комедии в древнегреческом театре.

5. Творцы театра.

6. Заключение.

Возникновение театра. Театр возник в Древней Греции примерно две с половиной тысячи лет назад. Само слово «театр» греческого происхождения и означает «место для зрелищ». Театральные представления были любимыми зрелищами древних греков. Зарождение театра было связано с религией древних греков, а именно с празднествами в честь бога Диониса – покровителя виноделов. В одном из мифов рассказывается, что Дионис странствует по всей земле вместе с толпой своих спутников. Это сатиры – лесные боги, полулюди, полукозлы. У сатиров длинные хвосты, заострённые уши и копытца. Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в этой стране начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, вся жизнь возрождается заново. В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия – Великие Дионисии. Изображая сатиров, греки надевали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Весёлое шествие ряженых двигалось по улицам города и останавливалось где-нибудь на площади. Вперёд выходил запевала. Он нараспев рассказывал о странствиях Диониса, о его встрече с пиратами и других приключениях, а остальные ряженые хором подпевали ему. Запевала изображал то кого-нибудь из героев мифа, то самого Диониса, то одного из сатиров. Сценки, разыгрываемые участниками праздника, и были первыми театральными зрелищами: запевала и ряженые являлись актёрами, а зрителями – всё население города.

Театр и театральные представления в Древней Греции. В греческих городах с конца 6 в. до н. э. строили для театральных представлений специальные здания. Почти в каждом греческом городе, включая колонии на берегах Средиземного и Черного морей, был свой театр, а иногда несколько (так, в Аттике было больше десяти театров). Каждый из древних театров вмещал по нескольку тысяч зрителей. Например, театр Диониса в Афинах имел около 17 тысяч мест. Театр был любимым зрелищем в Древней Греции, все жители стремились попасть на праздник Диониса, но эти празднества (частью которого и были театральные представления) устраивались не ежедневно, а лишь дважды в году. Вечерних спектаклей в Древней Греции не было. В театрах Греции представления начинались часов в семь утра и продолжались до захода солнца: ставили подряд несколько спектаклей. «Древнегреческие театральные билеты»: за вход в театр брали небольшую плату ( в Афинах власть принадлежала простому народу, демосу, поэтому государство, заботясь о беднейших гражданах, выдавало им деньги на покупку билетов). Билет был из свинца или обожженной глины. На билете видны буквы «бета» (В) и «эпсилон» (Е). Буквой указывался один из «клиньев», на которые театр делился лестницами, расходящимися лучами. В указанном на билете «клине» можно было занять любое место, начиная со второго ряда. Чтобы не сидеть на самом верху, греки шли в театр до рассвета. Брали с собой узелок с пирожками и фляжку с вином, теплый плащ, подушку, которую подкладывали под себя на каменною скамью. Театр редко бывал полупустым. Большую часть зрителей составляли мужчины – граждане и приезжие греки. Женщины, постоянно занятые домашними делами, посещали театр значительно

реже мужчин. Рабы попадали в театр только в качестве слуг, сопровождавших

своих господ. Место в первом ряду были не только мраморными, но и бесплатными, отводились они для почетных зрителей (жрецов Диониса, победителей на Олимпийских играх, стратегов). В театре была прекрасная слышимость. Если бросить монету в центре орхестры, звон её будет слышен на самых задних скамьях. Здание театра имело форму огромной чащи, которая, как рупор, усиливала все звуки речи и музыки. В греческом театре не было занавеса. Действие развёртывалось без антрактов, т.е. без перерывов. Театры располагались под открытым небом на склонах и вмещали тысячи зрителей. Здание театра состояло из трёх частей. Одна часть театра – места для зрителей. Они разделялись проходами на секции, напоминающие клинья. Другая часть театра – орхестра – круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актёры и хор. Без песен и танцев не проходило ни одно представление. Участники хора в зависимости от содержания спектакля изображали или друзей главного действующего лица, или горожан, или воинов, а иногда животных – птиц, лягушек и даже облака. Третья часть театра называлась скене. Это была примыкавшая к орхестре постройка. К её стене прикрепляли разрисованные доски или полотнища, изображавшие то вход во дворец, то портик храма, то берег моря. Внутри скене хранились костюмы и маски актёров. Участниками представлений были только мужчины. Они выступали в мужских или женских масках, в особой обуви на толстой подошве, чтобы казаться выше

ростом. Поскольку черты лица актёров были плохо видны из последних рядов

театра, актёры надевали большие раскрашенные маски, закрывавшие не только лицо, но и голову. При взгляде на актёров становилось ясно, кого они изображают. У стариков белые волосы, худые впалые щёки. Если герой помоложе, волосы и борода делались полуседыми, юношей изображали безбородыми. Раба можно было узнать сразу – его черты выдают негреческое происхождение. Обычно в каждом представлении участвовало не более трёх актёров. В пьесе могло быть много действующих лиц, и тогда каждый актёр исполнял несколько ролей. Трагедии и комедии в древнегреческом театре. В Древней Греции было два главных вида представлений – трагедия и комедия. Трагедиями назывались пьесы серьезного содержания. В трагедиях обычно действовали герои мифов, изображались их подвиги, страдания и часто гибель. Трагедия по-гречески значит « песнь козлов». Из греческих трагиков мировую славу приобрели три корифея античной драмы: Эсхил, Софокл, Эврипид. Комедиями называли забавные пьесы или песни веселых поселян. Действующими лицами комедий – веселых и насмешливых представлений – наряду с героями мифов были современники зрителей. В демократических Афинах с их широко развитой политической жизнью богатейший материал для комедий давала сама политическая жизнь. Непревзойденным мастером политической комедии считался Аристофан ( 450-388 гг. до н. э. ), уроженец Афин, единственный писатель политической комедии, 11 пьес которого сохранились до наших дней. Отличительными свойствами творчества Аристофана служат: художественная красота формы, неистощимое остроумие, сочетание драматических, комических и лирических настроений. В своих комедиях

Аристофан выражает интересы аттического крестьянства и средних слоев

городской демократии.

Театральные представления наряду с Олимпийскими играми были любимыми зрелищами эллинов.

Творцы театра. Аристофан ( ок. 446-385 до н.э.) – афинский комедийный поэт, выдающийся представитель древнегреческой политической комедии, многосторонне отразивший политическую и культурную борьбу времен Пелопоннесской войны и кризиса афинской рабовладельческой демократии. Ученые усматривают в творчестве Аристофана выражение чаяний афинского крестьянства. Аристофан неизмененно как поклонник государственного порядка времен расцвета афинской демократии и как противник олигархии и паразитических элементов города- продукта распада афинской демократии. Аристофан критикует идейные и литературные течения, чуждые гражданским идеалам греческого полиса. Из 44 пьес Аристофана сохранилось 11. Против Пелопоннесской войны направлены комедии Аристофан «Ахарняне» (425), «Мир» (421), «Лисистрата» (412). Сатира Аристофана чаще всего облекается в форму утопии комического характера. В более поздних пьесах Аристофана персональная карикатура ослабевает, усиливаются бытовые моменты, пародия на мифы; но острая социальная тематика сохраняется в «Женщинах в народном собрании» (392) и в «Плутосе» (388), где дается критика рабовладельческой утопии потребительского равенства. Комедии Аристофана отличаются неистощимым остроумием и яркой, хлесткой народной речью. Простейшими приемами Аристофана достигает самых острых комических эффектов. Как и трагедия того времени, комедия Аристофана сопровождается хором и имеет сложное симметрическое членение, восходящее к структуре обрядовых игр и песен.

Софокл (р. ок. 497-ум. 406 до н.э.) – великий древнегреческий драматург. Творил в эпоху высшего расцвета афинской рабовладельческой демократии и ее культуре. Вместе с Периклом Софокл был избран в стратеги (440-439 до н. э.), т.е. военачальники. Наряду с Эсхилом и Еврипидом Софокл создал и развил классическую древнеаттическую трагедию; он увеличил в пьесах количество актеров с 2 до 3, сократил хоровые части по сравнению с диалогом и действием, ввел декорации, усовершенствовал маски. Из написанных Софоклом более 120 пьес сохранились 7 трагедий и более 90 отрывков, среди них - фрагмент сатировской драмы «Следопыты». Популярность Софокла в Афинах подтверждается тем, что на драматических состязаниях он 18 раз получал первую награду и никогда не занимал третьего места. Тема трагедий Софокла, тесно связанные с мифологическими сюжетами. Для драм Софокла характерны композиционная стройность, соразмерность частей, строгое подчинение частного общему - художественной идее. Софокл психологически правдиво раскрывает внутренний мир своих героев. Творчество Софокла оказало большое влияние на мировую литературу начиная с эпохи Возрождения. Заключение. Важнейшим этапом развития театра была театральная культура античности, В Древней Греции был создан театр, основанный на народных традициях и новой гуманистической идеологии. Театр занимал важное место в общественной жизни древнегреческих демократических городов – государств. Его развитие было неразрывно связано с расцветом греческой драмы. Спектакли греческого театра, являвшиеся частью народных праздневств, устраиваемых государством, отражали важнейшие вопросы общественной жизни.

mognovse.ru

Театр в Древнем Риме

Римское театральное искусство уникально в своем роде. Оно практически единственное, которое не берет свое начало с обрядово-ритуальных сценических действий. Римский театр изначально был профессиональным. В нем вовсе не просматривался культ божества. Поэтому неудивительно, что римский театр не имел большого влияния на сознание общественности, а был всего лишь развлечением и способом приятного веселого времяпрепровождения. В римском сценическом действии главной была зрелищность, а не суть концепции представления или глубокий внутренний мир героев. Участники представлений в Риме презирались и, в отличие от древнегреческого театра, не пользовались уважением. Актерами становились рабы или вольноотпущенники. За плохо сыгранную роль они могли быть жестоко избиты.

В Древнем Риме спектакли организовывались в честь важных государственных праздников или же по изъявлению желания знатными гражданами.

Древнеримский театр отличался зрелищностью и торжественностью. Такая грандиозность достигалась путем участия огромного количества статистов, облачавшихся в яркие костюмы, украшенные настоящими драгоценными камнями. Использовались также настоящие доспехи и разнообразное оружие. Актерское исполнение не отличалось мастерством, женские роли исполнялись мужчинами и были достаточно примитивными. Стоит подчеркнуть, что практически во всех жанрах, помимо ателланы, актеры играли без масок, но активно использовали парики и яркий грим. Отказ от масок нарушал общий условный стиль спектакля. Но табу на маски было вынужденным, так как профессия актера была позорной, и считалось, что участник сценического действия, получивший жалование за него должен был выходить на публику с открытым лицом. Отказ от масок обеспечивал монополизированное право на игру в масках римской молодежи, которая развлекалась, участвуя в постановках ателланы. Древнеримская театральная маска отличалась от греческой тем, что она имела большие отверстия для рта и глаз, что способствовало более выразительной мимике.

Достойное обрамление искусства

Изначально для сценических действий сооружались деревянные подмостки высотой в человеческий рост. Их надежность и качество, тем не менее, заставляли желать лучшего. Подобные сооружения ломались по окончании театральных зрелищ. Стоит отметить, что для зрителей не всегда предусматривались скамьи или лавочки. Практика смотреть спектакль стоя существовала довольно долго. Но вскоре для столь грандиозных и торжественных представлений понадобилось соответствующее оформление в виде красивых театральных зданий. Первый постоянный каменный театр был возведен примерно в 55 году до н.э. Его вместительность поражает – 17 тысяч зрителей. А уже к концу первого столетия нашей эры в Риме было построено еще два театра, которые были способны разместить 45 тысяч человек.

Структура римского театра состояла из полукруглого орхестра и просцениума, то есть, специальной площадки, где выступали актеры. Традиционно трехэтажное здание оформлялось роскошным портиком, к которому прилегал зал заседаний сената (курия). От жары и дождя публику защищал специальный большой парусиновый купол, который назывался веларий.

www.letopis.info


Смотрите также