Шумеры – первая цивилизация на Земле. Появилась она в районе Месопотамии более шести тысячелетий назад.
В своих расчетах древние шумеры использовали троичную систему, были знакомы и с числами Фибоначчи. Легенды этого народа содержат описания о происхождении, строении и развитии Солнечной системы. Ее изображение, созданное древними шумерами, хранится в Берлине, в Государственном музее. Однако на древней карте присутствует планета Нибиру. Располагается она между Юпитером и Марсом и пересекает систему раз в 3600 лет, поэтому современным людям не видна.
Цивилизация шумеров развивалась во многом под влиянием Нибиру. Согласно легендам, древний народ мог контактировать с населением планеты. По свидетельствам шумеров, анунаки с Нибиру пришли на землю.
Древние истории о космосе указывают на событие, произошедшее порядка четырех миллиардов лет назад. Назвали его шумеры «небесная битва». Согласно истории случилась катастрофа, изменившая общий вид всей Солнечной системы
Шумерская цивилизация оставила древние рукописи, в которых имеются сведения о происхождении разумной жизни на Земле. Легенды говорят о том, что современный человеческий род создан при помощи методов генной инженерии более трехсот тысяч лет назад. Другими словами, шумеры указывали на то, что современные люди – цивилизация биороботов.
О первом появлении человека довольно подробно свидетельствуют древние глиняные таблички. На них в виде хроник изображен процесс его создания, в том числе присутствует смешение божественных и земных элементов, что похоже на оплодотворение в пробирке.
Шумерская цивилизация обладала достаточно большим объемом знаний. Народ прекрасно знал астрономию, химию, фитотерапию, математику.
Шумерская цивилизация была развита очень хорошо. На это указывает организация их государственного управления. У шумеров был суд присяжных, выборные и прочие органы, соответствующие структуре власти в современном понимании.
Тора (Еврейская Библия), созданная на руинах Шумера, приписывала сотворение человека Элохиму. Это имя указывается во множественном числе и может трактоваться, как «Боги». Тора достаточно точно определила цель создания человека, как необходимого для возделывания земель.
Шумерские легенды свидетельствуют о создании Адама. Согласно хроникам главный ученый анунаков Энки был призван к правителю Ану. Вместе они и создали Адама. Это имя происходит от древне шумерского названия земли («Adamah»). Таким образом, Адам означает «Землянин».
Шумерская цивилизация, в особенности ее происхождение, вызывает среди ученых достаточно много споров. Версия о космическом ее зарождении описана в книге Захария Ситчин «12-я планета».
Согласно археологическим данным и документальным фактам, культура шумеров появилась уже вполне сложившаяся, обладавшая своей письменностью. Религия народа имела корни космогонические, целый пантеон Богов присутствовал в ней и отвечал за природные силы. Главными божествами считались КИ и АН, олицетворявшие мужское и женское начало. Богам приходилось достаточно много работать, поэтому в помощь себе они и создали людей.
Шумеры оставили миру огромное количество предметов, используемых и в современном мире: деньги, колесо и прочие. Древний народ обладал знаниями по производству различных сплавов, главным образом, бронзы.
Шумерами был введен Зодиак для проведения астрономических расчетов, без привязки к месяцам, им также было известно о прецессионном цикле, они разделяли на двенадцать сегментов сферу неба и объединяли в созвездия группы звезд.
Цивилизация просуществовала две тысячи лет. За этот относительно небольшой промежуток она дала неоценимые знания для развития человечества в будущем.
fb.ru
Древний Шумер
Шумер – это первая городская цивилизация в исторической области Южная Месопотамия (южная часть современного Ирака) в период халколита и ранней бронзы. Ученые полагают, что это была первая цивилизация в мире.
Сегодня вы узнаете краткие сведения про шумеров и их уникальную цивилизацию. Любителям истории этот текст будет особенно интересен.
Древний Шумер
Когда большая часть человечества еще жила в пещерах, шумеры уже создавали первую цивилизацию на юге Месопотамии – в междуречье рек Тигр и Евфрат (совр. Ирак). Как здесь появился этот народ, до сих пор точно не известно.
Возможно, шумеры пришли из прикаспийских областей и в Месопотамию попали ок. 5500 г. до н. э. На протяжении следующих 3000 лет они построили первые города, установили монархию и изобрели письменность.
Цивилизация Шумеров
Шумерское государство процветало благодаря поливному земледелию. Обитатели этого региона строили водохранилища и каналы, превращая с их помощью засушливые земли в плодородные.
Статуя 24-го века до н. э. молящегося шумерского человека (современная восточная Сирия)
Повышению урожайности способствовало и появление других нововведений: плуга, тележки на колесах и парусной лодки. Все это изобрели шумеры.
Изобилие пищи повлекло за собой увеличение численности населения, рост городов и появление у людей возможности сменить сельские занятия на городские.
Среди шумеров стали выделяться торговцы, начался обмен местной сельскохозяйственной продукции на металл, древесину и прочие ресурсы. Появилось много искусных ремесленников.
Поначалу шумерскими городами управляли советы старейшин. Когда участились конфликты между городами, советы стали назначать военных вождей – лугалей (по-шумерски – «большой человек»). Эта должность была временной, а затем стала наследственной. Впоследствии слово «лугаль» получило значение «царь».
В Шумере существовало двенадцать независимых городов-государств, каждое из которых состояло из одного или нескольких городских центров, окруженных деревнями и сельскими угодьями, и управлялось своим царем.
Посреди города располагался храм бога-покровителя. Со временем эти храмы преобразовались в огромные ступенчатые сооружения – зиккураты – высотой до 50 м.
Шумеры были хорошими математиками. Они пользовались не только десятичной, но и шестидесятеричной системой счисления, именно оттуда пошло деление круга на 360°, час из 60 минут и минута из 60 секунд.
Но величайшим достижением шумерской цивилизации стало создание письменности, позволявшей фиксировать все, что угодно, от торговых сделок до законов и межгосударственных договоров.
Шумерская богиня
Около 2350 г. до н. э. Шумер захватили семитские племена, явившиеся с севера.
К 1950 г. до н. э. шумеры утратили политическое могущество, но их письменность, законы и религия сохранились в пришедших им на смену цивилизациях Вавилона и Ассирии.
Богатые шумеры ставили в святилищах богов собственные изображения – маленькие глиняные фигурки с молитвенно сложенными руками.
Первые поселения шумеров находились близ побережья Персидского залива (юг современного Ирака). Со временем их влияние распространилось по всей Месопотамии.
Великий зиккурат в Уре — наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья.
Шумерская письменность
Шумерская письменность ведет начало от примитивной системы подсчетов: торговцы и сборщики податей наносили значки и картинки (пиктограммы), обозначавшие количество и род предметов, на сырую глину.
Со временем сложилась система стилизованных знаков; их наносили заточенным концом стебля тростника. Знаки имели форму клиньев, отчего получили название «клинопись».
В ранней клинописи не было грамматических элементов, лишь после 2500 г. до н. э. с помощью знаков стали показывать, в каком порядке читать написанное. Наконец изобрели знаки, передававшие звуки речи.
Штандарт войны и мира из Ура – инкрустированные перламутром и ляпис-лазурью панели, которые, вероятно, носили в торжественных процессиях. На одной из них представлены сцены военной кампании, которую могущественный город-государство Ур вел около 2500 г. до н. э. На фрагменте изображен отнятый у побежденных врагов скот, который проводят перед пирующими правителями.
Штандарт войны и мира — пара инкрустированных декоративных панелей, обнаруженная экспедицией Л. Вулли при раскопках шумерского города Ур.
Основные даты шумерской цивилизации
Изучая развитие и уникальную цивилизацию шумеров, следует понимать, что все даты имеют относительную точность. Естественно, все это происходило до нашей эры.
Годы до нашей эры
Событие
5400
В Месопотамии впервые появляются прогрессивные методы земледелия, в том числе ирригация (искусственный полив земли).
3500
Появление первых шумерских городов. Изобретение примитивной письменности.
3400
Урук (площадь ок. 200 га и численность населения ок. 50 000 человек) становится крупнейшим городом Шумера.
3300
Шумеры изобретают гончарный круг и плуг.
3000
В Шумере на место пиктографической письменности приходит ранняя клинопись.
2900
Часть Месопотамии разорена сильным наводнением; считается, что именно оно послужило основой легенды о Всемирном потопе, изложенной в Ветхом Завете Библии.
2750
Правителем Урука становится Гильгамеш, вошедший в легенду герой «Эпоса о Гильгамеше», древнейшего из дошедших до нас литературных произведений.
2600
Правителей Ура погребают в усыпальницах вместе с их приближенными, принесенными в жертву.
2500
Письменность распространяется по миру, благодаря развитию торговых связей.
2350
Саргон Аккадский, правитель семитского племени, обитавшего на севере Месопотамии, покоряет шумерские города. Впоследствии Саргон объединяет страну, основав первую империю, о которой знает история.
2100
Ур-Намму, правитель Ура, восстанавливает славу шумерской державы, учреждает школы писцов, провозглашает первый свод законов, проводит реформу календаря и поощряет зарубежную торговлю.
1950
После захвата Ура пришедшими из Западного Ирана эламитами, роль шумерского государства в политике навсегда сходит на нет.
Что же, теперь вы знаете про древний Шумер все, что должен знать среднестатистический образованный человек.
Если вам понравилась статья про шумеров – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся интересные факты – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Интересные факты:
interesnyefakty.org
Магия Древних Шумеров — Древняя славянская культура
Историческая Месопотамия – место весьма примечательное. Достаточно сказать, что на севере располагалась легендарная Вавилония, называемая Аккадом, а на юге – таинственный, великий, так до конца и непознанный Шумер. Древние шумеры по преданиям пришли с гор, говорили на своем особом языке, не похожем на другие, и около четвертого тысячелетия до нашей эры активно осваивали Двуречье – долину между Тигром и Евфратом.
Примечательно то, что цивилизация шумеров во всем научном мире однозначно признана самой древней на Земле. Этот народ уже в седые исторические времена имел вполне современные представления о строении Солнечной системы, их медицина уже тогда знала антисептику, а инженерия использовала золотое сечение и троичную систему исчисления, как в современных компьютерах.
Разумеется, что и различные магические практики в Шумере занимали одно из центральных мест. Магия этого народа очень своеобразна. Это определенный симбиоз древнейших верований с очень точными академическими знаниями. Знаниями о явлениях природы, о возможностях стихий и одновременно — знания о функционировании как физической, так и ментальной сущности человека.
Древний шумер поклонялся всем четырем сторонам Света и стихиям. Проведения любого ритуала или обряда требовало использование креста. Крест – никакой не христианский символ, это просто-напросто позднейшее и наглое заимствование атрибута у более древних и высокоразвитых культур. По центру креста обязательно был расположен гоном, как знак принадлежности. Современное разделение магии на какие-то цвета шумерам было бы непонятно.
К магии шумеры относились как к универсальной константе, это доминирующее начало, которое априори не имеет начала и конца. В их трактовке сами по себе магические практики не несут абсолютного добра или зла. Только человек, по своему усмотрению насыщает их определенной понятийной составляющей, принимая тем самым ответственность на себя. Вообще все магические ритуалы древних шумеров можно подразделить на четыре большие группы – погребальные, ритуалы очищения, служебные, а также призванные освящать.
Довольно сложно ответить на вопрос, какие из вышеперечисленных ритуалов были более важными, а какие менее. Но доподлинно известно, что жрецы активно использовали все эти подтипы. В основе вышеперечисленных практик лежит сила мысли мастера, мага, его умение концентрироваться и управлять как внешними, так и внутренними процессами.
Обряды и ритуалы шумерской магии отличались пышностью и сложностью. Для начала жрец, маг расставлял все необходимые атрибуты для своей деятельности. Делал он это не торопясь, каждый предмет имел свое определенное место. Затем он кланялся всем четырем сторонам Света. После чего священный рог наполнялся жертвенным вином, а сам жрец совершал помазание благовониями. Вообще в шумерских магических практиках активно использовались всевозможные масла, благовония, вытяжки из растений и плодов.
Большой популярностью пользовались пихта и кипарис. Жертвенное красное вино обязательно освящалось в течение трех суток до проведения ритуалов. Также важное место в магических обрядах занимал священный бык – животное богини Аннлуры. Это предусматривало и то, что после жертвоприношения быка, жрецами обязательно оставлялись подношения и для этой богини. Делалось это с целью умилостивить Аннлуру за убийство ее животного. После жертвоприношения быка, из его рога изготавливалась церемониальная труба, а из кожи – магический барабан.
Итак, проведя все необходимые подготовительные действия, Мастер размещал на нужной стороне креста фигурку божества или его гоном. Затем он прокалывал свой указательный палец на левой руке и четыре раза капал своей кровью в священный рог с вином. После из рога следовало четырежды отпить. Оставшейся жидкостью из рога окроплялся крест со всех четырех сторон. Затем маг размещался по центру креста. Самый ответственный момент – это приношение в жертву животного.
Следует отметить, что в жертву приносились различные виды животных. Это зависело от характера божества. Животное связывалось и священным колом ему наносилось ровно четыре удара. Кровью, вытекающей из пробитых ран, омывалась вся фигура божества, а также место вокруг нее. В очень редких случаях божество не требовало жертвоприношения. Тогда в землю под ним зарывалась пища, предметы быта и растения или цветы. По окончанию обрядов маг в обязательном порядке совершал ритуальное омовение, и остаток ночи находился на открытом воздухе, дабы впитать в себя энергию того или иного божества.
Следует добавить, что все без исключения жрецы древних шумеров были превосходными гипнотизерами. То есть, выражаясь современным языком, владели всеми ступенями гипноза – от легкого до глубокого. Гипноз частенько использовался в медицинских целях – с помощью него происходил процесс излечения людей.
Вообще жрецы в Шумере — эти древние маги играли значительную роль в жизни всего общества. Достаточно сказать, что если царь отправлялся на войну, то верховный жрец занимал его место. Тайные знания могли передаваться из поколения в поколение. Но иногда и какой-то юноша из аристократического рода также мог стать жрецом, если был достаточно умен и образован для этого.
Верховный жрец мог быть избран только после специального обряда гадания. Его производили на внутренностях убитого священного животного. Одно из важнейших мест в практической деятельности жрецов занимало и толкование различных знамений. Следует напомнить, что жрецы превосходно разбирались в астрологии, зодиакальном круге и были гармонично развитыми личностями. Шумерские заклинания носили несколько директивный характер. Жрецы не самых высоких рангов занимались изгнаниями различных болезней, боролись с проявлениями порчи, а также нагоняли лихость и зло на головы врагов, проводили и всевозможные очистительные обряды. В среду жрецов были вхожи и женщины. Разумеется, это были представительницы самых могущественных родов. Они были служительницами богинь, таких женщин в древнем Шумере именовали «лукур».
Многое роднит древние шумерские практики и с магией Вуду. Например, у шумеров также были распространены куклы, которые, в основном, изготавливались из муки и сливок. Шумерский пантеон богов отличался богатством и многоцветностью. Для каждой сферы жизни имелся свой покровитель, а то и несколько.
В нетрадиционных практиках важную роль играли четыре демона – обитателя подземного царства — Ануннаки, демон Асакку, насылающий болезни и проклятья, демон вражды Лабасу. Балбейру – был предводителем в преисподней. А на вершине находился царь всего подземного мира – Набу, который также покровительствовал магии в частности и наукам вообще. Древняя магия шумеров предусматривала наличие в каждом ритуале только одного темного божества. И лишь на Новый год в торжественном ритуале принимали участие двенадцать шумерских божеств.
Сложность воспроизводства древних шумерских магических практик заключается в обрывочности дошедших до нас сведений, различных часто неточных переводах имеющихся манускриптов. Для большего эффекта практикующему магу необходимо познавать азы древней шумерской клинописи. Один из действенных шумерских заклинаний против демонов может быть воспроизведен следующим образом.
«Поднимайтесь! Поднимайтесь! Уходите отсюда! Стыд вам и позор. Бегите, немедленно бегите! Ваша злость да поднимется до небес аки дым! Вон, прочь из моего тела! Отвернитесь от меня, прочь! Не смейте опять ко мне возвращаться, не смейте снова селиться в моем теле! Шамаш всесильный повелевает вам, так слушайтесь же его! Энки, верховный господин приказывает убраться восвояси! Слово Мардука, главного чародея Богов да будет для вас свято и нерушимо! Иначе священный Огонь испепелит Вас! Не касайтесь моего тела, уходите и не возвращайтесь! Вон!»
Из текста заклинания видно, что оно использовалось против различных болезней, а также против нанесенной порчи. Остается добавить, что подобное заклинание рассчитано, в первую очередь, на магов очень высокой квалификации, которые с легкостью входят в транс (шаманизм). Сила мысли, внушения и самовнушения остается краеугольным камнем в организации и успешной реализации таких практик. Для лучшего контакта с Высшими Силами многие жрецы Шумера проводили обряды совершенно нагими или использовали очень легкие полупрозрачные хитоны и накидки.
Современная черная магия постоянно творчески перерабатывает и дополняет древние учения. Так, к примеру колдуны наших дней рекомендуют для создания фигурки того или иного божества использовать имеющиеся в большом количестве небольшие постаменты бывших политических деятелей. Они уже и без того достаточно заряжены негативом. Такая фигурка должна быть заполнена девятью монетками, а также пергаментом с вашим изображением демона.
В зависимости от целей того или иного обряда над фигуркой следует прочесть соответствующее заклинание. После — принести жертву. Заклинания можно и нужно повторять в течение трех-четырех дней до проведения ритуала. Так, постепенно фигурка, изготовленная заранее, будет заряжаться необходимой магической энергией. Согласно современным магическим учениям, многие шумерские кровавые обряды могут быть заменены различными сексуальными практиками. Половая энергия – очень мощная, вот почему ее всплеск в состоянии помочь реализовать самые потаенные замыслы. В конце концов, на жертвенный алтарь может быть принесено то, что опытный маг считает нужным именно в этот момент. Главное, чтобы всё делалось от души и открыто.
svargich.ru
Загадки истории. Шумеры — Древняя славянская культура
На заре истории Ближнего Востока нашему взору предстают первые города, возникшие на равнинах и болотистых низменностях южного Ирака. Древнее название этого региона звучало как Шумерум, позднейшей версией которого и является Шумер. Библия называет эти земли «страной Шинар», и, согласно ее свидетельству, именно там расселились уцелевшие потомки Адама в эпоху, последовавшую за Всемирным Потопом. Историческая эпоха, к которой мы намерены обратиться, продолжалась с VI по II тысячелетие до н. э. что соответствует таким археологическим эрам, как поздний Неолит, Кальколит, Ранний Бронзовый и Средний Бронзовый века.
Кстати сказать, даты, которыми я оперирую здесь, чтобы создать для вас хронологическую канву, — те же, которые обычно используют ученые. И лишь когда мы приближаемся к главе, рассказывающей о Великом Потопе (глава пятая), я познакомлю вас с датами истории Шумера и Месопотамии согласно Новой Хронологии.
Археологи, которые вели раскопки в регионе между двумя великими реками, Тигром и Евфратом, обнаружили древние руины великих городов, известных нам по Книге Бытия и другим столь же древним текстам. В их числе такие города, как Эриду, Урук (библейский Эрех) и Ур. Не избежали встречи с лопатой археолога и другие, менее известные широкой публике центры развития цивилизации Древнего Шумера — города Шуруппак, Лагаш, Ниппур и Киш. Все они — замечательные памятники цветущей шумерской цивилизации. Именно шумеров, кем бы они ни были, можно с полным правом назвать создателями человеческой цивилизации.
В ту эпоху люди впервые начали фиксировать деяния и подвиги своих правителей и героев с помощью нового изобретения — письменности. Первоначально древнейшие документы (небольшие глиняные таблички) представляли собой хозяйственные записи, регистрировавшие, в частности, запасы провизии и зерна, нередко — с указанием имени их владельца. Естественно, что первыми бухгалтерами были писцы, составлявшие эти списки.
Типичный телль, или холм-зиккурат, на Месопотамской равнине.
Но затем, всего через несколько веков после изобретения письменности, она приобрела более творческий характер. Именно тогда появились первые литературные произведения. Они, представляя собой куда более длинные тексты, повествовали о героическом прошлом, благодаря которому возник тогдашний цивилизованный мир. Они представляли собой эпические поэмы — легенды (некоторые, впрочем, называют их мифами), герои которых проявляли свою недюжинную физическую силу в непрестанных сражениях с могущественными демонами или, в некоторых случаях, со смертными соперниками (собратьями-правителями) далеких стран. Здесь, разумеется, возникает главный вопрос — а можно ли считать этот интереснейший материал тем, что мы понимаем под термином «достоверная история».
Ассирийский царь Ашшурбанапал II с сакральными символами (слева направо): Син, богини Луны; Ашшура, бога-покровите — ля ассирийской державы; Шамаша, бога Солнца; и рогатой короной Энлила, Ану или Эа. Под символом Шамаша изображены языки молнии — атрибуты бога-громовержца Адада — и семь кружков (один утрачен), символизирующих созвездие Плеяд.
Шумеры явились и первыми неутомимыми строителями монументальных зданий, по большей части — храмов своих богов, возведенных из необожженных кирпичей. Среди этих громадных святилищ ютились небольшие селения, превратившиеся со временем в громадные города. Так, древний Урук, например, имел в окружности свыше 8,5 км, а его население могло достигать 50 тыс. жителей. Эра «урбанистической революции» получила название «Урукский период» — дань восхищения чудесами этого древнего города с его красивейшими храмами. Уруку предстоит сыграть важную роль в нашей истории.
Семиступенчатый зиккурат в Уре (реконструкция).
Археологи находят по всей Месопотамии множество величественных древнейших каменных изваяний и рельефов, относящихся к эпохе Шумера. Как вскоре увидит читатель, в отдельные периоды своей долгой истории шумеры делали превосходную расписную керамику. Они быстро разработали технологии плавки металлов, став отцами эпохи, которую ученые назвали Бронзовым веком. Практически во всех местностях бассейнов рек Тигр и Евфрат шумеры прокладывали каналы, превращая засушливую степь в цветущие плодородные земли. Помимо подачи воды на поля эти каналы служили и главными торговыми артериями, по которым можно было плавать из одного города в другой на огромных камышовых лодках. Слово «рынок» (аккадск. карум) происходит от понятия, означавшего пристань, где ставились на причал лодки, груженные всевозможными товарами. По этим же каналам перемещались и огромные статуи богов и богинь, покидавшие свои храмы и приплывавшие на священных ладьях в гости друг к другу в дни религиозных празднеств. Храмы этих богов представляли собой огромные комплексы, украшенные многоцветными мозаичными панелями и роскошными резными фасадами и порталами. В самом сердце этих святилищ возвышались мощные платформы, на которых и возводились жилища богов. Вскоре эти храмы-башни превратились в знаменитые месопотамские зиккураты — огромные ступенчатые пирамиды, уходившие в небо, служа своего рода лестницами для бесчисленных земных богов.
Все это — вдохновенные творения шумерской цивилизации.
Всего за несколько веков шумеры преуспели в деле превращения необитаемой пустынной равнины в цветущий сад, земной рай, в котором и поселились, живя в гармонии со своими богами. Богатейшее наследие шумерской культуры, переданное историей Междуречья вавилонянам, ассирийцам и персам, обратилось в прах, развеянный по великой равнине после прихода полчищ Александра Македонского и установления греками и римлянами нового мирового порядка.
Однако, несмотря на все это богатое культурное наследие, историк, обратившийся к изучению текстов по политической истории, вскоре убеждается в ограниченности, если не сказать — скудости материалов, которыми он располагает. Так как древние тексты чаще всего были лишь краткими «бухгалтерскими» отчетами (определявшими запасы провизии и зерна), у такого историка практически нет современных той эпохе письменных свидетельств, опираясь на которые он мог бы пролить свет на политические события. Как я уже говорил, записи о персонажах и связанных с ними событиях шумерской истории возникли уже в достаточно поздний период и, к сожалению, были изложены на туманном и запутанном языке мифа и эпического предания. Это ставит перед историком трудную задачу интерпретирования всевозможных археологических материалов без сколько-нибудь надежной опоры на достоверные политические хроники. Поэтому я опасаюсь, что нам придется говорить на языке стратиграфии[43] и периодов развития гончарного дела, выделяя такие технические достижения, как строительство ирригационных каналов или изобретение гончарного круга. Таким образом, мы имеем здесь дело скорее с антропологическим, нежели с политическим аспектом истории, хотя ближе к концу этой книги я намерен познакомить читателя с достаточно подробной политической историей, насыщенной событиями и персоналиями.
За последние полтора века ученые смогли воссоздать общую картину развития культуры на Месопотамской равнине. Для изучения древнейшей эпохи, особенно интересующей нас, археологическая стратиграфия Шумера была разбита на восемь основных периодов. Датировка, приводимая здесь, основана на общепринятой хронологии для археологии Шумера. Так как мы имеем дело с седой древностью, не только сами даты, но и диапазоны их разброса могут варьироваться в пределах нескольких веков, в зависимости от того, на какой источник мы ориентируемся в том или ином случае. Периоды эти таковы:
1. Эриду/Убаидский I (ок. 5000–4800 гг. до н. э.)
2. Хаджи-Мухаммадский/Убаидский II (ок. 4800–4500 гг. до н. э.)
3. Убаидский III и IV (ок. 4500–4000 гг. до н. э.)
4. Урукский (ок. 4000–3200 гг. до н. э.)
5. Джемдет-Насрский (ок. 3200–2900 гт. до н. э.)
6. Раннединастический I (ок. 2900–2700 гг. до н. э.)
7. Раннединастический II (ок. 2700–2600 гг. до н. э.)
8. Раннединастический III (ок. 2600–2340 гг. до н. э.)
За ними последовало несколько периодов регионального династического правления, которые мы условно назвали следующим образом:
9. Династия Агаде (ок. 2340–2159 гг. до н. э.)
10. Гутианский период (ок. 2208–2117 гг. до н. э.)
11. III династия Ура (ок. 2112–2004 гг. до н. э.)
12. Эламитская оккупация (ок. 2004 г. до н. э.)
13. Исин-Ларсский период (ок. 2035–1763 гг. до н. э.)
14. Старовавилонская династия (ок. 1894–1595 гг. до н. э.)
Что касается первой группы, то большинство из этих «керамических» периодов получили свое название, как и в Египте, по местам археологических раскопок, где были обнаружены образцы керамики, характерные для данной эры. Так, хотя образцы убаидской керамики встречаются по всей Месопотамии (что позволяет датировать примерно одной и той же эпохой слои в самых разных районах), свое название эта керамика получила от небольшого и вообще малозначительного селения Телль-аль-Убаид, где она была впервые открыта в 1919 г. Генри Реджинальдом Холлом, сотрудником Британского музея. Чуть позже, в 1920-е гг. сэр Леонард Вули осуществил периодизацию убаидской керамики. По иронии судьбы курган-зиккурат Телль-аль-Убаид расположен всего в шести километрах от куда более крупного археологического раскопа в Уре, где керамика такого же типа была обнаружена в огромных количествах, правда — несколько позже.
Как это часто случается с хронологическими выкладками, основанными на периодизации керамики, возникли жаркие дебаты о том, что же позволяет говорить о возникновении нового культурного этапа и что просто отражает дальнейшее развитие уже существующей культуры. Так, большинство археологов рассматривают периоды Эриду и Хаджи-Мухаммад как ранние стадии развития Убаидского периода (соответственно I и II Убаидские периоды), а Джемдет-Насрский период — позднейшей фазой Урукского керамического периода. В основе этих весьма и весьма сложных вопросов лежат разные мнения ученых относительно того, когда в южной Месопотамии впервые возникла шумерская цивилизация. Эти, прямо скажем, тернистые дебаты получили название «проблема Шумера».
Некогда бытовало мнение о том, что шумеры переселились в Месопотамию с некой неведомой прародины и что их появление на Месопотамской равнине было ознаменовано появлением нерасписной керамики, сделанной на гончарном круге, возникшей примерно в начале Урукского периода (ок. 4000 г. до н. э.). Другие археологи относят появление шумеров на исторической арене к самому началу Убаидского периода (ок. 5000 г. до н. э.). Весьма показателен и тот факт, что чем больше изучают керамику из Месопотамии, тем очевиднее становится, что любой из этих периодов развивается на основе опыта предшествующей эпохи. И если внезапно возникают существенные новации в технологии производства, то это отнюдь не означает, что в данном регионе появился некий новый народ. Все эти аргументы привели к возникновению в среде шумерологов целого течения, последователи которого отстаивают утверждение, что шумеры — это аборигены Месопотамии, а не пришельцы и не иммигранты из дальних краев. К этой проблеме мы еще вернемся несколько позже, когда будем рассматривать свидетельства Библии, согласно которым потомки Адама пришли в страну Шинар (Сеннаар, т. е. Шумер) с востока.
На основе изучения древнейших топонимов в данном регионе было установлено, что шумерский язык отнюдь не первый среди языков южной Месопотамии. Таким образом, эта вторичность шумерского языка явилась для другой группы ученых свидетельством появления новой, обособленной этнической группы, которая затем ассимилировалась или смешалась с основным населением, создавшим собственно шумерскую цивилизацию. Кроме того, в Урукский период имело место заметное увеличение численности населения, что можно считать косвенным подтверждением появления в эту эпоху массы иммигрантов.
Печать времен II Раннединастического периода из Фары с изображением «длинноволосого героя» и «человека — быка», сражающегося со львами и буйволами. Эти мифологические персонажи впервые появились во II Раннединастический период, и ученые одно время связывали их с Гильгамешем и Энкиду. Британский музей.
Но если это были этнические шумеры, то кем же были их, так сказать, предки по языку — народ, который первым поселился на равнине, когда болотистые регионы, прилегающие к Персидскому заливу, только еще начали заселяться в VII тысячелетии до н. э. Кто основал самое первое поселение в Эриду — согласно шумерской традиции, первый город на свете? Были ли то шумеры или их таинственные предшественники? Увы, шумерология выдвигает все новые и новые вопросы. Многие из них обречены навсегда оставаться без ответа, однако, на мой взгляд, у нас сохраняется потенциальная возможность ответить на них, если мы готовы искать ключи к ним в тексте библейской Книги Бытия.
svargich.ru
Шумер — Древняя славянская культура
Первой цивилизацией на планете Земля историками принято считать государство на Ближнем Востоке, которое имело название Шумер.
Шумер располагался между реками Тигра и Евфрата – это так называемое Междуречье или Плодородный Полумесяц. Эта территория была отлично приспособлена к земледелию, что дало возможность шумерам создать державу.
Основание самой древней цивилизации произошло примерно в IV-III тыс. до н. э. Шумер был первой цивилизацией, которая имела письменность и оставила себе письменные свидетельства.
История
Историкам до сих пор неизвестно происхождение шумер, так как их язык не имеет никаких сходств с другими языками. Однако есть предположение, что они пришли из Азии, и скорее всего их родина была где-то в горной местности. Многие историки сходятся во мнении, что шумеры прибыли в Месопотамию по морю. Поскольку первым делом шумеры, прибыв в Междуречье, занялись судоходством и мореходством. Своей родиной шумеры считают о. Дильмун. Это место они считают колыбелью всего живого, однако больше сведений о нем у шумеров нет.
Первым городом, который основала древняя цивилизация шумеров, стал Эрид, шумеры считали этот город первым в истории человечества.
Уже в начале третьего тысячелетия на территории Плодородного Полумесяца находилось примерно 10-20 небольших городов-государств.
В этот период появляются следующие ключевые города Шумера: Киш – на севере; Ур и Урук – на юге. Правители городов-государств обладали абсолютной властью.
В середине третьего тысячелетия начинается бурный рост богатств Шумера. Все сильнее стает расслоение общества. Ирригационная сеть существенно расширяется, были прорыты новые каналы. Впоследствии строительства каналов возникают новые города, как Вавилон, многие города сильно возросли и стали богаче.
Вскоре большую часть Шумера захватывают аккадцы. А к началу второго тысячелетия Шумер полностью поглощают вавилоняне.
Научные достижения шумер
Древние шумеры изобрели клинопись. Клинопись – наиболее ранняя система письма человечества. Материалом пищущей поверхности служили глиняные таблички, на которых палочками выцарапывали письмена. Самой древней находкой шумерской письменности стала табличка из Киша, которая датируется 3500 годом до н. э. Пиктограммы – основа шумерской письменности. Число различных знаков на начальном этапе развития письменности составляло около одной тысячи. Однако их число постоянно сокращалось.
Среди научных достижений шумер также является изобретение колеса, а также обожженного кирпича. Также они первыми стали использовать ирригационную систему. Шумеры также стали первой цивилизацией, которая создала и улучшила специализированные сельскогохозяйственные орудия труда. Большинство историков сходятся во мнении, что древняя цивилизация Шумер изобрела гончарный круг. Также недоказанным остается утверждение, что древние шумеры изобрели пивоварение.
Архитектура древней цивилизации
Поскольку на территории Шумера практически не было камня, они использовали обожженную глину – кирпичи. Архитектура была основным средством выражения шумерами своей культуры.
Наиболее пышными были дворцы и религиозные постройки – зиккураты. Зиккураты напоминали ступенчатую пирамиду.
Зиккурат играл особую роль в религиозной жизни шумеров, его можно сравнить со значением египетских пирамид для египтян. Все здания освещались благодаря отверстиям в крыше и дверным проемам.
Сначала они строили круглые жилища, но вскоре стали использовать прямоугольную форму. Хижины также обмазывали глинной, которая позволяла дольше сохранять тепло.
Литература древних шумер
Самым известным памятником шумерской литературы принято считать «Эпос о Гильгамеше», где были собраны шумерские легенды. Главная роль уделяется поискам царя Гильгамеша вечной жизни. Глиняные таблички, на которых был написан текст эпоса, археологи нашли в великой библиотеке царя Ашшурбанапала.
Религия
Шумеры верили в существование целого пантеона богов, число которых достигало пятидесяти различных божеств.
Шумеры считали, что боги создали людей из глины, которую замесили в крови богов. Шумеры верили, что некогда был Великий потоп, который погубил практически всех людей. Также они верили, что и главной миссией на Земле является служение богам. Они говорят, что боги не могут существовать без труда шумер, а шумеры без милости богов.
Подсуммировав выше сказанное, можно прийти к выводу, что Шумер – был первой цивилизацией на Земле. Эта цивилизация имела собственную письменность, имела развитую культуру, достигла грандиозных научных достижение (изобретение колеса, гончарства, ирригационных систем). А религия играла наиболее важную роль в жизни шумеров.
svargich.ru
Древнейшая история Шумера, шумерская цивилизация
Политическая карта Шумера вначале III тысячелетия.
В начале III тысячелетия до н. э. Двуречье ещё не было политически объединено и на его территории находилось несколько десятков небольших городов-государств.
Города Шумера, построенные на холмах и окружённые стенами, стали основными носителями шумерской цивилизации. Они состояли из кварталов или, вернее, из отдельных посёлков, восходящих к тем древним общинам, из соединения которых и возникали шумерские города. Центром каждого квартала был храм местного бога, являвшегося владыкой всего квартала. Бог же главного квартала города почитался господином всего города.
На территории шумерских городов-государств наряду с главными городами имелись и другие поселения, часть которых была силой оружия покорена главными городами. Они находились в политической зависимости от главного города, население которого, возможно, обладало большими правами, нежели население этих «пригородов».
Население таких городов-государств было немногочисленно и в большинстве случаев не превышало 40—50 тыс. человек. Между отдельными городами-государствами лежало много неосвоенных земель, поскольку крупных и сложных ирригационных сооружений ещё не было и население группировалось вблизи рек, вокруг ирригационных сооружений местного характера. Во внутренних частях этой долины, слишком далеко расположенных от какого-либо источника воды, и в более позднее время оставались значительные пространства необрабатываемой земли.
На крайнем юго-западе Двуречья, где теперь находятся городище Абу-Шахрейн, был расположен город Эриду. С Эриду, находившемся на берегу «волнующегося моря» (а теперь отстоящем от моря на расстоянии около 110 км), была связана легенда о возникновении шумерской культуры. По более поздним преданиям, Эриду являлся и древнейшим политическим центром страны. Пока мы знаем лучше всего древнейшую культуру Шумера на, основании уже упоминавшихся раскопок холма Эль-Обойд, расположенного примерно в 18 км к северо-востоку от Эриду.
В 4 км к востоку от холма Эль-Обейд был расположен город Ур, сыгравший в истории Шумера видную роль. К северу от Ура, также на берегу Евфрата, лежал город Ларса, возникший, вероятно, несколько позже. К северо-востоку от Ларсы, на берегу Тигра, был расположен Лагаш, оставивший ценнейшие исторические источники и игравший важную роль в истории Шумера в III тысячелетии до н. э., хотя более позднее предание, нашедшее отражение в списке царских династии, его совсем не упоминает. Постоянный противник Лагаша — город Умма находился к северу от него. От этого города до нас дошли ценные документы хозяйственной отчётности, являющиеся падёжной основой для определения общественного строя Шумера. Исключительную роль в истории объединения страны сыграл наряду с городом Уммой город У рук, на Евфрате. Здесь при раскопках была открыта древняя культура, сменившая культуру Эль-Обейда, и были найдены древнейшие письменные памятники, показавшие пиктографические истоки шумерского клинописного письма, т. е. письма, состоявшего уже из знаков условного начертания, в виде клинообразных углублений на глине. К северу от Урука, на берегу Евфрата, находился город Шуруппак, откуда происходил Зиусудра (Утнапиштим) — герой шумерского мифа о потопе. Почти в центре Двуречья, несколько к югу от того моста, где обе реки теперь ближе всего сходятся друг с другом, был расположен на Евфрате Ниппур, центральное святилище всего Шумера. Но Ниппур, кажется, никогда не был центром какого - либо государства, имевшего серьёзное политическое значение.
В северной части Двуречья, на берегу Евфрата, находился город Киш, где было найдено во время раскопок 20-х годов нашего века много памятников, восходящих ещё к шумерскому периоду истории северной части Двуречья. На севере Двуречья, на берегу Евфрата, находился и город Сиппар. Согласно более поздней шумерской традиции город Сиппар являлся одним из ведущих городов Двуречья уже в самой глубокой древности.
За пределами долины находилось также несколько древних городов, исторические судьбы которых были тесно переплетены с историей Двуречья. Одним из таких центров являлся город Мари на среднем течении Евфрата. В списках царских династий, составленных в конце III тьтсячелетия, упоминается и династия из Мари, которая якобы управляла всем двуречьем.
Немалую роль в истории Двуречья сыграл город Эшнунна. Город Эшнунна служил для шумерских городов связующим звеном в торговле с горными племенами Севоро-Востока. Посредником же в торговле шумерских городов с. северными областями являлся город Ашшур на среднем течении Тигра, впоследствии центр Ассирийского государства. Здесь, вероятно, уже в очень древнее время обосновались многочисленные шумерские купцы, принёсшие сюда элементы шумерской культуры.
Переселение в Двуречье семитов.
Наличие в древних шумерских текстах нескольких семитических слов свидетельствует об очень ранних сношениях шумеров с пастушескими семитическими племенами. Затем семитические племена появляются в пределах территории, заселённой шумерами. Уже в середине III тысячелетия на севере Двуречья семиты стали выступать наследниками и продолжателями шумерской культуры.
Самым древним из городов, основанных семитами (значительно позже того, как были заложены важнейшие шумерские города),был Аккад, расположенный на Евфрате, вероятно, недалеко от Киша. Аккад стал столицей государства, которое явилось первым объединителем всего Двуречья. Громадное политическое значение Аккада видно из того факта, что даже после падения Аккадского царства северная часть Двуречья продолжала называться Аккадом, а за южной частью сохранилось название Шумер. К городам, основанным уже семитами, следует, вероятно, причислить также Исин, который, как предполагают, был расположен недалеко от Ниппура.
Наиболее значительная роль в истории страны выпала на долю самого молодого из этих городов — Вавилона, который находился на берегу Евфрата, к юго-западу от города Киша. Политическое и культурное значение Вавилона росло непрерывно в течение веков, начиная со II тысячелетия до н. э. В I тысячелетии до н. э. его блеск настолько затмил все прочие города страны, что греки по имени этого города стали называть всё Двуречье Вавилонией.
Древнеишие документы в истории Шумера.
Раскопки последних десятилетий дают возможность проследить развитие производительных сил и изменения в производственных отношениях в государствах Двуречья задолго до их объединения во второй половине III тысячелетия до н. э. Раскопки же подарили науке списки царских династий, правивших в государствах Двуречья. Эти памятники были написаны на шумерском языке в начале II тысячелетия до н. э. в государствах Исина и Ларсы на основании списка, составленного лет за двести до этого в городе Уре. На этих царских списках в сильной степени отразились местные предания тех городов, в которых списки были составлены или переработаны. Тем не менее, критически учитывая это, можно всё же дошедшие до нас списки положить в основу установления более или менее точной хронологии древнейшей истории Шумера.
Для наиболее отдалённых времён шумерская традиция является настолько легендарной, что она не имеет почти никакого исторического значения. Уже из данных Бероса (вавилонского жреца III в. до н. э., составившего сводный труд по истории Двуречья на греческом языке) было известно, что вавилонские жрецы делили историю своей страны на два периода — «до потопа» и «после потопа». Берос в своём списке династий «до потопа» насчитывает 10 царей, которые правили 432 тыс. лет. Столь же фантастическим является число лет правления царей «до потопа», отмеченных в списках, составленных в начале II тысячелетия в Исине и Ларсе. Фантастическими являются и числа лет правления царей первых династий «после потопа».
При раскопках развалин древнего У рука и холма Джемдет-Наср, как уже указывалось ранее, были найдены документы хозяйственной отчётности храмов, сохранившие, полностью или частично, рисуночный (пиктографический) облик письма. С первых веков III тысячелетия история шумерского общества может быть восстановлена не только по вещественным памятникам, но и по письменным источникам: письмо шумерских текстов стало в это время перерастать в характерное для Двуречья «клинообразное» письмо. Так, на основании табличек, раскопанных в Уре и восходящих к началу III тысячелетия до н. э., можно предположить, что царём в то время здесь признавался правитель Лагаша; наряду с ним таблички упоминают сангу, т. е. верховного жреца Ура. Может быть, царю Лагаша подчинялись и другие города, упоминаемые табличками Ура. Но около 2850 г. до н. э. Лагаш потерял самостоя тельность и стал, повидимому, зависимым от Шуруппака, который к этому времени начал играть крупную политическую роль. Документы свидетельствуют, что воины Шуруппака стояли гарнизонами в ряде городов Шумера: в Уруке, в Ниппуре, в Адабе, расположенном на Евфрате к юго-востоку от Ниппура, в Умме и Лагаше.
Хозяйственная жизнь.
Продукты сельского хозяйства были, несомненно, основным богатством Шумера, но наряду с земледелием начинает играть сравнительно большую роль и ремесло. В древнейших документах из Ура, Шуруппака и Лагаша упоминаются представители различных ремёсел. Раскопки гробниц I царской династии Ура (около XXVII—XXVI вв.) показали высокое мастерство строителей этих гробниц. В самих гробницах вместе с большим числом убитых членов свиты погребённого, возможно—рабов и рабынь, найдены шлемы, топоры, кинжалы и копья из золота, серебра и меди, свидетельствующие 6 высоком уровне шумерской металлургии. Развиваются новые методы обработки металла — чеканка, гравировка, зернь. Хозяйственное значение металла всё более и более возрастало. Об искусстве золотых дел мастеров свидетельствуют прекрасные украшения, которые были найдены в царских гробницах Ура.
Поскольку в Двуречье залежи металлических руд полностью отсутствовали, то наличие там золота, серебра, меди и свинца уже в первой половине III тысячелетия до н. э. указывает на значительную роль обмена в шумерском обществе того времени. В обмен на шерсть, ткани, зерно, финики и рыбу шумеры получали также амень и дерево. Чаще всего, конечно, либо происходил обмен дарами, либо совершались полуторговые, полуграбительские экспедиции. Но надо думать, что уже тогда временами происходила и подлинная торговля, которую вели тамкары — торговые агенты храмов, царя и окружавшей его рабовладельческой знати.
Обмен и торговля обусловили в Шумере зарождение денежного обращения, хотя в своей основе хозяйство продолжало оставаться натуральным. Уже по документам из Шуруппака видно, что медь выступала в качестве меры стоимости, а впоследствии эту роль играло серебро. К первой половине III тысячелетия до н. э. относятся упоминания о случаях купли-продажи домов и земель. Наряду с продавцом земли или дома, получавшим основную плату, в текстах упоминаются ещё и так называемые «едоки» покупной цены. Это были, очевидно, соседи и родичи продавца, которым давалась некоторая добавочная плата. В названных документах ещё сказывалось господство норм обычного права, когда все представители сельских общин имели право на землю. Плату получал и писец, который оформлял продажу.
Жизненный уровень древних шумеров был ещё низок. Среди хижин простого народа выделялись дома знати, однако не только беднейшее население и рабы, но и люди среднего по тому времени достатка ютились в крошечных домах из сырцового кирпича, где цыновки, связки тростника, заменявшие сиденья, и глиняная посуда составляли почти всю мебель и утварь. Жилища были невероятно скучены, они располагались в узком пространстве внутри городских стен; не менее четверти этого пространства занимали храм и дворец правителя с хозяйственными постройками при них. В городе находились большие, тщательно построенные государственные закрома. Один из таких амбаров был раскопан в городе Лагаше в слое, восходящем примерно к 2600 г. до н. э. Одежда шумеров состояла из набедренпых повязок и грубых шерстяных плащей или прямоугольного куска материи, обмотанного вокруг тела. Примитивные орудия труда — мотыги с медными наконечниками, каменные зернотёрки,— которыми пользовалась масса населения, делали труд необыкновенно тяжёлым.Пища была скудной: раб получал около литра ячменного зерна в день. Условия жизни и быта господствующего класса были, разумеется, иными, но даже знать не имела более изысканной пищи, чем рыба, ячменные и изредка пшеничные лепёшки или каша, кунжутное масло, финики, бобы, чеснок и не всякий день—баранина.
Общественно-экономические отношения.
Хотя от древнего Шумера дошёл целый ряд храмовых архивов, в том числе восходящих ещё к периоду культуры Джемдет-Наср, однако достаточно исследованы общественные отношения, отражённые в документах лишь одного из храмов Лагаша XXIV в. до н. э. Согласно одной из наиболее распространённых в советской науке точек зрения, окружавшие шумерский город земли делились в это время на естественно орошаемые и на высокие поля, требовавшие искусственного орошения. Кроме того, имелись ещё поля на болоте, т. е. на территории, не высыхавшей после разлива и требовавшей поэтому дополнительных осушительных работ, чтобы создать здесь почву, пригодную для земледелия. Часть естественно орошаемых полей была «собственностью» богов и по мере перехода храмового хозяйства в ведение их «заместителя» — царя становилась фактически царской. Очевидно, высокие поля и поля-«болота» до момента своей обработки являлись, наряду со степью, той «землёй, не имеющей хозяина», которая упоминается в одной из надписей правителя Лагаша Энтемены. Обработка высоких полей и полей-«болот» требовала больших затрат труда и средств, поэтому здесь постепенно складывались отношения наследственного владения. Повидимому, именно об этих незнатных владельцах высоких полей в Лагаше и говорят тексты, относящиеся к XXIV в. до н. э. Появление наследственного владения способствовало разрушению изнутри коллективного земледелия сельских общин. Правда, в начале III тысячелетия этот процесс протекал ещё очень медленно.
Земли сельских общин были издревле размещены на естественно орошаемой территории. Конечно, не вся естественно орошаемая земля была распределена между сельскими общинами. Они имели свои наделы на той земле, на нолях которых ни царь, ни храмы не вели своего собственного хозяйства. Лишь земли, которые не находились в непосредственном владении правителя или богов, были расчленены на наделы, индивидуальные или коллективные. Индивидуальные наделы распределялись между знатью и представителями государственного и храмового аппарата, а коллективные наделы сохранялись за сельскими общинами. Взрослые мужчины общин были организованы в отдельные группы, которые и на войне и на сельскохозяйственных работах выступали совместно, под началом своих старост. В Шуруппаке они назывались гуруш, т. е. «сильные», «молодцы»; в Лагаше в середине III тысячелетия они назывались шублугаль — «подчинённые царя». По мнению некоторых исследователей, «подчинённые царя» были не общинниками, а уже оторванными от общины работниками храмового хозяйства, но это предположение остаётся спорным. Судя по некоторым надписям, «подчинённых царя» совершенно необязательно рассматривать как персонал какого-либо храма. Они могли работать и на земле царя или правителя. Мы имеем основание считать, что в случае войны «подчинённые царя» включались в армию Лагаша.
Наделы, передаваемые отдельным лицам или, может быть, в некоторых случаях и сельским общинам, были небольшими. Даже наделы знати в то время равнялись лишь нескольким десяткам гектаров. Некоторые наделы отдавались безвозмездно, а другие за налог, равнявшийся 1/6 —1/8 урожая.
Владельцы наделов работали на полях храмовых (позже также царских) хозяйств обычно месяца четыре. Тягловый скот, а также плуг и прочие орудия труда выдавали им из храмового хозяйства. Они обрабатывали и свои поля с помощью храмового скота, так как на своих маленьких участках держать скот не могли. За четыре месяца работы в храмовом или царском хозяйстве они получали ячмень, в небольшом количестве — эммер, шерсть, а в остальное время (т. е. в течение восьми месяцев) кормились урожаем со своего надела ( Существует также и другая точка зрения на общественные отношения в раннем Шумере. Согласно этой точке зрения, общинпьши землями являлись в равной стопени и естественно заливаемые и высокие земли, так как орошение последних требовало пользования общинными резервами воды и по могло быть осуществлено без больших затрат труда, возможных лишь при коллективной работе общин. Согласно этой же точке зрения, лица, работавшие на земле, выделенной храмам или царю (в том числе — на что есть указание источников — и на земле, отвоеванной у степи),уже потеряли связь с общиной и подвергались эксплуатации. Они, как и рабы, работали в храмовом хозяйстве круглый год и получали за работу натуральное довольствие, а в начале также и земельные наделы.Урожай па храмовой земле не считался урожаем общин.Работавшие на этой земле люди не имели ни самоуправления, ни каких-либо прав в общине или выгод от ведения общинного хозяйства, поэтому, согласно этой точке зрения, их следует отличать от собственно общинников, не вовлечённых в храмовое хозяйство и имевших право, с ведома большой семьи и общины, в которую они входили, покупать и продавать землю. Согласно этой точке зрения, и земельные владения знати не ограничивались наделами, которые оии получали от храма.— Ред.).
Рабы работали круглый год. В рабов обращали пленных, захваченных на войне, рабы покупались и тамкарами (торговыми агентами храмов или царя) за пределами государства Лагаш. Их труд использовался на строительных и оросительных работах. Они несли охрану полей от птиц и использовались также в садоводстве и отчасти в скотоводческом хозяйстве. Труд их применялся также в рыболовстве, продолжавшем играть значительную роль.
Условия, в которых жили рабы, были чрезвычайно тяжёлыми, и поэтому смертность среди них была огромная. Жизнь раба мало ценилась. Имеются данные о принесении в жертву рабов.
Войны за гегемонию в Шумере.
По мере дальнейшего освоения равнинных земель границы мелких шумерских государств начинают соприкасаться, развёртывается ожесточённая борьба между отдельными государствами за землю, за головные участки оросительных сооружении. Борьба эта заполняет историю шумерских государств уже в первой половине III тысячелетия до н. э. Стремление каждого из них захватить контроль над всей ирригационной сетью Двуречья привело к борьбе за гегемонию в Шумере.
В надписях этого времени встречаются два различных титула для правителей государств Двуречья — лугаль и патеси (некоторые исследователи читают этот титул энси). Первый из титулов, как можно предположить (есть и другие толкования этих терминов), обозначал ни от кого не зависимого главу шумерского города-государства. Термином же патеси, который первоначально, возможно, был жреческим титулом, обозначался правитель государства, признававшего над собой господство какого-нибудь другого политического центра. Подобный правитель играл в основном лишь роль верховного жреца в своём городе, политическая же власть принадлежала лугалю государства, которому он, патеси, подчинялся. Лугаль — царь какого-нибудь шумерского города-государства — отнюдь ещё не являлся царём над прочими городами Двуречья. Поэтому в Шумере в первой половине III тысячелетия имелось несколько политических центров, главы которых носили титул царя — лугаля.
Одна из таких царских династий Двуречья укрепилась в XXVII—XXVI вв. до н. э. или несколько ранее в Уре, после потери Шуруппаком своего прежнего преобладающего положения. До этого времени город Ур находился в зависимости от близлежащего Урука, который в царских списках занимает одно из первых мест. В течение ряда веков, судя по тем же царским спискам, имел большое значение и город Киш. Выше упоминалась легенда о борьбе между Гильгамешем, царём Урука, и Аккой, царём Киша, входящая в состав цикла эпических поэм Шумера о витязе Гильгамеше.
О мощи и богатстве государства, созданного первой династией города Ура, говорят оставленные ею памятники. Вышеупомянутые царские гробницы с их богатым инвентарём—замечательным оружием и украшениями—свидетельствуют о развитии металлургии и усовершенствованиях в обработке металлов (меди и золота). Из тех же гробниц дошли до нас интересные памятники искусства, как, например, «штандарт» (точнее — переносный балдахин) с изображениями военных сцен, выполненными в мозаичной технике. Раскопаны и предметы прикладного искусства высокого совершенства. Гробницы привлекают к себе внимание и как памятники строительного мастерства, ибо мы находим в них применение уже таких архитектурных форм, как свод и арка.
В середине III тысячелетия до н. э. на преобладание в Шумере претендовал и Киш. Но затем выдвинулся Лагаш. При патеси Лагаша Эаннатуме (около 247.0 г.) в кровавой битве было разгромлено войско Уммы, когда патеси этого города, поддержанный царями Киша и Акшака, осмелился нарушить древнюю границу между Лагашем и Уммой. Свою победу Эаннатум увековечил в надписи, которую он вырезал на большой каменной плите, покрытой изображениями; на ней представлен Нингирсу, главный бог города Лагаша, накинув ший сеть на войско врагов, победоносное наступление войска Лагаша, его торже ственное возвращение из похода и т. л. Плита Эаннатума известна в науке под названием «Стелы коршунов» — по одному из своих изображений, в котором представлено поле битвы, где коршуны терзают трупы убитых врагов. В результате победы Эаннатум восстановил границу и вернул захваченные ранее врагами плодородные участки земли. Эаннатуму удалось также одержать победу и над восточными соседями Шумера — над горцами Элама.
Военные успехи Эаннатума, однако, не обеспечили длительного мира Лагашу. После его смерти возобновилась война с Уммой. Её победоносно закончил Энтемена, племянник Эаннатума, успешно отражавший также и набеги эламитов. При его преемниках началось ослабление Лагаша, снова, невидимому, подчинившегося Кишу.
Но господство последнего тоже было недолговечным, быть может, в связи с усилившимся напором семитических племён. В борьбе с южными городами Киш также стал терпеть тяжкие поражения.
Военная техника.
Рост производительных сил и постоянные войны, которые велись между государствами Шумера, создали условия для усовершенствования военной техники. О развитии её мы можем судить на основании сопоставления двух замечательных памятников. Первым, более древним из них, является отмеченный выше «штандарт», найденный в одной из гробниц Ура. Он был украшен с четырёх сторон мозаичными изображениями. На лицевой стороне изображены сцены войны, на оборотной — сцены триумфа после победы. На лицевой стороне, в нижнем ярусе, изображены колесницы, запряжённые четвёрками ослов, попирающих копытами распростёртых врагов. В кузове четырехколёсной колесницы стояли возница и вооружённый топором боец, их прикрывал щиток передка кузова. К передку кузова был прикреплён колчан с дротиками. Во втором ярусе, слева, изображена пехота, вооружённая тяжёлыми короткими копьями, наступающая редким строем на врага. Головы воинов, как и головы возницы и бойца на колеснице, защищены шлемами. Туловище пеших воинов защищалось длинным плащом, изготовленным, может быть, из кожи. Справа изображены легковооружённые воины, добивающие раненых врагов и угоняющие пленных. На колесницах сражались, надо полагать, царь и окружающая его высшая знать.
Дальнейшее развитие шумерской военной техники шло по линии укрепления тяжеловооружённой пехоты, которая могла заменить с успехом и колесницы. Об этом новом этапе в развитии вооружённых сил Шумера свидетельствует уже упомянутая «Стела коршунов» Эаннатума. На одном из изображений стелы представлена плотно сомкнутая фаланга из шести рядов тяжеловооружённой пехоты в момент её сокрушительного наступления на врага. Бойцы вооружены тяжёлыми копьями. Головы бойцов защищены шлемами, а туловище от шеи до ступней ног укрыто большими четырёхугольными щитами, настолько тяжёлыми, что их держали особые щитоносцы. Почти исчезли колесницы, на которых ранее сражалась знать. Теперь знать сражалась в пешем строю, в рядах тяжеловооружённой фаланги. Вооружение шумерских фалангитов было настолько дорогим, что его могли иметь только люди со сравнительно большим земельным наделом. Люди, имевшие маленькие земельные наделы, служили в войске легковооружёнными. Очевидно, боевая ценность их считалась небольшой: они лишь добивали уже побеждённого противника, а исход сражения решала тяжеловооружённая фаланга.
Всемирная история. Энциклопедия. — М.: Государственное издательство политической литературы. Ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт, И. Лурье, М. Полтавский. 1956—1565.
world_history_encyclopedy.academic.ru
Древняя цивилизация шумер – первая в мире цивилизация. Вавилон и культура шумер, истории и города шумеров.
Религия шумеров и Вавилона.
Posted on Май 30, 2013 in Шумер
Религия шумеров практически полностью строилась на политеизме. Не один бог, ни одно божество или богиня не обладали статусом главного существа. Шумерская мифология обладала несколькими верховными божествами, среди которых выделялись отдельные любимчики народа, но не более. Наряду с этим мифология шумеров обладала и региональными различиями. У каждого крупного региона были свои уникальные представители пантеона, жреческие традиции [...]
Искусство шумеров.
Posted on Май 29, 2013 in Шумер
Культура шумера – считается первой цивилизацией на Земле. Приблизительно в начале третьего тысячелетия до нашей эры племена кочевников, обитавшие в Азии, как предполагается, образовали на землях Междуречья первые рабовладельческие государства. Была образована шумерская культура, в которой были еще сильные пережитки первобытнообщинного строя. Вместе с многочисленными раздробленными государствами начало свое развитие и искусство шумеров, впоследствии оказавшее [...]
Шумеры - первая цивилизация на Земле.
Posted on Май 28, 2013 in Шумер
Шумеры — народность, заселявшая земли древней Месопотамии, начиная с 4 тысячелетия до нашей эры. Шумеры – первая цивилизация на Земле. Древнее государство и величайшие города этого народа располагались в Южном Междуречье, где древний шумер развивал одну из величайших культур, существовавших до нашей эры. Этому народу принадлежит изобретение письма клинописью. Кроме того древние шумеры изобрели колесо [...]
Боги древнего Вавилона.
Posted on Апр 12, 2013 in Шумер
Начало второго тысячелетия до нашей эры стало временем, когда древний Вавилон, город богатейшего культурного наследия, объединил под своей властью большую часть территорий Междуречья. Хоть союз этот и оказался непродолжительным, он оставил свой значительный след в мировой истории. Вавилонские боги, древняя религия и мифология получат свое развитие в культуре будущих империй и государств по всей планете. [...]
Теория зарождения человечества у шумер.
Posted on Апр 12, 2013 in Шумер
Шумерские боги, первоначальные знания о космологии, мифология и представления об антропоморфных божествах сформировались в момент образования шумерского государства. Шумеры – народ неизвестного происхождения, в конце четвертого тысячелетия до нашей эры освоивший долину рек Тигр и Евфрат и образовавший первые в истории человечества города-государства. Боги древних шумер являлись в первую очередь покровителями общины, воплощениями стихий природы [...]
Цивилизация Шумер.
Posted on Янв 13, 2011 in Шумер
Шумер - от аккадского Šumeru - "земля цивилизованных лордов" или "родина". Цивилизация, занимавшая территорию в южной Месопотамии, современный Ирак, и возводившая величественные города шумеров.
Цивилизация шумер и ее эпохи.
Династический период правления в цивилизации шумер охватывает несколько тысячилетий: начиная с Урука (5-ое тысячелетие до н.э.) и вплоть до 2400 года до н.э (завоевание шумер аккадцами). Города шумеров [...]
Исследования ДНК и древние знания шумер.
Posted on Дек 16, 2010 in Шумер
Насколько обширны были знания шумер? Наверняка многим из вас известно, что благодаря недавним исследованиям ДНК удалось подтвердить факт существования первичной женщины, матери человечества, - Евы, жившей приблизительно 250 - 270 тысяч лет назад (В 1987 году ученые из Калифорнийского и Мичиганского университетов объявили, что все люди произошли от единственной митохондриальной Евы: жившей в Африке). Примерно [...]
Нибиру, шумерские мифы и современные теории.
Posted on Сен 06, 2010 in Шумер
Ссылаясь, на тесты древних шумер, планета Нибиру олицетворяет главное божество пантеона – Мардук. Это божество правит Вселенной, оно воплощение порядка, мудрости и света.
Шумерские мифы рассказывают о том, как Мардук победил Тиамат, которая была богиней соленой воды. Он рассек ее на две части, сделав одну часть небом над землей. Кроме того, Мардук владеет таблицами судьбы, определяет [...]
Аннунаки - Боги Древних Шумер.
Posted on Авг 13, 2010 in Шумер
Не все боги и богини древней шумерской цивилизации одинаково ровны между собой. В этой статье вы столкнетесь с Аннунаками (Annunaki), это боги и богини древних шумер, которые произошли от "королевских кровей" божества.
Аннунаки - группа богов, связанная единой кровью и единым происхождением. Термин использовался, дабы обращаться к богам данной категории, по своей природе принадлежащим древним шумерам аккадцам [...]
Шумерская Цивилизация и ее письменность.
Posted on Авг 04, 2010 in Шумер
Шумер – цивилизация с исторической местностью в южной Месопотамии и занимавшая территорию современного Ирака. Это – наиболее древняя из известных человеку цивилизаций, колыбель человеческой расы. История Шумерской цивилизации охватывает более чем 3000 лет. С началом в периоде Ubaid во времена первого урегулирования Эриду (середина 6-ого тысячелетия до нашей эры) через период Uruk (4-ое тысячелетие до [...]