Древней театр. Античный театр, его устройство и основные элементы (стр. 1 из 2)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История становления и развития античного театра (стр. 1 из 3). Древней театр


Античный театр

Министерство образования Российской Федерации

Казанский Государственный Технологический Университет

Контрольная работа

по дисциплине: Культурология

на тему: Античный театр

Студентки заочного отделения

2 курса 4 факультета ФННХ

Шифр: 064366

Коробкова Светлана Степановна

Проверил: ____________________

Казань 2008г.

План:

1 Введение.................................................................................................. 3

2 Древнегреческий театр........................................................................... 6

3 Римский театр....................................................................................... 12

4 Заключение............................................................................................ 17

5 Список используемой литературы....................................................... 18

Введение

Античный театр – театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, а также ряда стран Ближнего Востока, культура которых развивалась под сильным греческим влиянием в эпоху эллинизма – период, начавшийся в IV веке до н. э. и завершившийся в 30 годы до н. э. завоеванием этих стран Римом. История античного театра охватывает почти целое тысячелетие. В эту пору возникло европейское театральное искусство в том его качестве, в каком оно живёт сейчас: появилась драматургия, сформировались основные принципы актёрского искусства, сценическая техника и основы оформления театра и спектакля, возникли стационарные театральные сооружения.

История античного театра ставит своей задачей рассмотреть, как зародился и развивался театр в двух великих городах древности – греков и римлян. Греческий театр достиг своего расцвета раньше римского. А падение западной римской империи в конце пятого века повлекло за собой упадок всей античной культуры. История греко-римской театральной культуры, основанная на документах и письменных источниках, охватывает не менее чем целое тысячелетие.

Первые театральные представления зародились ещё в глубокой древности, когда наши далёкие предки – охотники и земледельцы собирались на игрища, на празднества, когда устраивали обрядовые действа. Театр занимал особое место в жизни древних греков, он был трибуной для широкого распространения новых мыслей, освещения наиболее волновавших умы современников проблем. Велика была его общественная и воспитательная роль. Хотя, как правило, сюжеты греческих трагедий происходили из всех знакомых с детства мифов, это не означало, что спектакли были незлободневными и не затрагивали животрепещущих вопросов. Ведь в уста мифологических героев драматурги всегда вкладывали слова, касающиеся самых острых проблем современности. Поэтому драматическая поэзия (все без исключения трагедии и комедии в Греции писались стихами), смогла отодвинуть на второй план другие литературные жанры и на целый век стать жанром господствующим. Понятие античного театра включает в себя историю театра античной Греции, театра эпохи эллинизма и театра древнего Рима.

Театр греков и римлян — древнейший на территории Евро­пы. Греческий театр достиг своего расцвета в V в. до н. э. Рим­ский — начал свою жизнь позже греческого.

Наследие, оставленное нам античностью в области литера­туры и искусства, огромно. Основные роды поэзии — эпос, ли­рика и драма — возникли в Греции. Античная архитектура, скульптура, литература и театр были предметом изучения и подражания и в последующие века. Значение античного театра выходит далеко за хронологические рамки породившего его общества. Когда, например, в эпоху Возрождения стали созда­ваться первые литературные трагедии и комедии, образцами для них послужили пьесы античных авторов. Позже выдающиеся западноевропейские драматурги неоднократно обращались к богатому театральному наследию, оставленному античностью (Шекспир в Англии, Корнель и Расин во Франции, Шиллер и Гёте в Германии).

На протяжении XIX и XX вв. на европейских сцепах шли античные драмы. Во Франции в 80-х годах прошлого века ста­вили «Эдипа-царя» Софокла под открытым небом в Оранже, в театре, сохранившемся еще со времен Римской империи. Художественный театр ставил в 1899 г. «Антигону» Софокла. На сцене советских театров неоднократно шел «Эдип-царь».

Что же именно привлекает к античной драматургии передовых деятелей театра и литературы, почему мы до сих пор обращаемся к произведениям, написанным почти 2500 лет назад?

Ответ на этот вопрос надо искать в особенностях, предопределенных экономической и социально – политической жизнью Греции того времени.

Древнегреческий театр.

Древнегреческий театр располагался, как правило, на территории Акрополя – крепости, верхней укрепленной части города. До нас дошли древнейшие памятники античного театра в Афинах, в Помпеях, в Аммане (Иордания). Самый крупный театр 350–330 вв. до н.э. сохранился в Эпидавре на Пелопонессе.

Устройство античного театра было следующим. Театр состоял из трех частей: орхестры с алтарем Диониса посередине, театрона, который располагался в виде спускавшегося к орхестре амфитеатра, и скены. Орхестра – место действия хора, актеров, статистов. Зрительские места назывались театрон (от theasthai – смотреть). Первые ряды у орхестры предназначались для жрецов, должностных лиц государства и почетных граждан.

Скена (в переводе с древнегреческого «палатка») – пристройка, место для бутафории, реквизита и переодевания актеров, примыкала к орхестре с противоположной от театрона стороны. Одна из сторон этой пристройки, обращенная к зрителям, служила декорацией, изображая здание с центральным и двумя боковыми выходами к орхестре (параскениями). Между скеной и местами для зрителей, занимавшими несколько более половины круга, находились проходы — пароды, через которые до начала спектакля в театр входили зрители, а затем вступали на орхестру хор и актеры, прибывшие - по ходу действия — «из города», «из гавани», «из чужой страны».

То, что происходило за сценой, показывалось с помощью особой машины, которая выдвигалась из здания скены – эккилемы. Изобретение декораций традиция приписывает Софоклу: это были разрисованные доски, выдвигавшиеся из параскениев. Позднее появились проскении, пристройки к сцене на столбах, соединявшиеся с орхестрой деревянным мостиком (в переводе «место, с которого говорят»). Все эти термины в латинизированной форме вошли в большинство европейских языков: театр, сцена, оркестр. Крыши античный театр не имел, все действие происходило под открытым небом, и это сильно затрудняло слышимость голосов. Актерам необходимо было обладать сильным голосом, хотя в некоторых театрах применялись резонирующие урны. В греческом театре была и несложная техника: особые подъемные механизмы обеспечивали появление богов – вершителей судеб – и появление актеров из-под земли по так называемой Хароновой лестнице (Харон – перевозчик в страну мертвых), т.е. из подвала через люк в полу.

Первоначально место для представлений устраивалось в Древней Греции крайне просто: хор со своими песнопениями и плясками выступал на круглой утрамбованной площадке — орхестре (от глагола орхеомай - «танцую»), вокруг которой и собирались зрители. Но по мере того как возрастало значение театрального искусства в общественной и культурной жизни Греции и по море усложнения драмы возникла необходимость в усовершенствованиях Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее рациональное устройство сценической площадки и зрительских мест: орхестра стала располагаться у подножия холма, а зрители размещались по его склону. Театральные сооружения не были самостоятельными постройками, типа городского здания или храма. Они, как правило, входили в какой-нибудь, архитектурный ансамбль.

Первоначально главным действующим лицом был хор из 12 человек, при Софокле – из 15. В комедии хор состоял из 24 человек и делился на две части – полухории, он выражал точку зрения идеального зрителя. В партиях хора – парабазах – раскрывался смысл спектакля. Постоянное присутствие хора требовало, чтобы действие не выходило за пределы одного дня. Отсюда французские классицисты 17 в. вывели правило единства времени и места. Постепенно функция хора сокращалась за счет увеличения нагрузки актеров. Первоначально актерами были авторы-драматурги, потом стали появляться профессиональные актеры с выработанной техникой, индивидуальной манерой игры. Их называли Мастерами Диониса, и, поскольку организация спектаклей была частью государственного культа, эта профессия была почетной, ей могли заниматься свободные полноправные граждане. Актер на первые роли назывался протагонистом, двое других – девтерагонистом и тритагонистом. Протагонист являлся своего рода антрепренером, именно он приглашал двух других актеров. У Эсхила хор во главе с корифеем играл ведущую роль. Софокл сократил хоровые части и увеличил число актеров с одного до двух, большое значение приобрел диалог. Еврипид ввел третьего актера. Четвертый актер появлялся в исключительных случаях. Все актеры были мужчинами (женщины не имели полноты политических прав), которые меняли несколько раз костюмы и маски. К ним, впоследствии, прибавились статисты – лица без речей. Поскольку героями спектаклей являлись мифологические персонажи, им старались придать огромный рост, что достигалось с помощью котурнов – сапог на высоких подметках, высокой шевелюры, толстых подкладок под одежду. На лица актеры надевали маски, которые могли передать только типическое выражение и производили впечатление полной неподвижности. В разные моменты маски менялись. Например, после ослепления Эдип выходил в новой маске. Все маски были с раскрытыми ртами, чтобы свободно мог звучать голос исполнителя. В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа. Маски мужских персонажей всегда были темных цветов, женских – белых и светлых. Раздражительность обозначалась багровым цветом маски, хитрость – рыжим, болезненность – желтым и т.д. Функцией масок было донести смысл происходящего до зрителей дальних рядов. В представлении комедии было полно буффонады, гротеска, карикатуры, оно уносило зрителя в мир фантазии, сказки.

mirznanii.com

1. Зарождение античного театра. Античный театр, его устройство и основные элементы

Похожие главы из других работ:

Античний театр як модель античного полісу

РОЗДІЛ 1. роль КУЛЬТу ДІОНІСА в житті античного полісу і становленні аттичної трагедії

Будь-який художній твір, будь-який феномен культури в певному ступені є моделлю культурної ситуації, яка його породила. Це положення давно і міцно затвердилося в теорії культури. Див., напр.: Каган М.С...

Готика Средневековья и современное общество

Зарождение Готики

Небольшой пролог. Готика - (от итал. gotico, буквально - готский, от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной...

Готика Средневековья и современное общество

Зарождение готики

Готика зародилась в Северной Франции в середине 12 в. и достигла расцвета в 1-й половине 13 в...

Древнегреческая классика

1. Периодизация античного искусства

В Древней Греции было создано совершенное по форме искусство. В то время как творения Египта, Шумера, Китая или Ассирии глубже выражали умонастроения и идеалы только этих конкретных стран и народов...

Зарождение бардовской песни в СССР. Причины популярности жанра

1.1 Зарождение бардовской песни

Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся государством) превалирующей личностной составляющей и живым, неформальным подходом...

Искусство Древней Греции и Древнего Рима

4. Особенности античного искусства

Особенностью античного искусства явился подчеркнутый интерес к человеку, который был его главной темой. Греков мало интересовала окружающая среда: ландшафту стали уделять внимание только в эллинистический период...

История и культура Древней Греции

1. Расцвет и упадок крито-микенской культуры. Ее влияние на становление античного мира

Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III-II тысячелетий до н.э. с севера, из района Придунайской низменности или из степей Северного Причерноморья, где они обитали первоначально. [1, c...

История и культура Древней Греции

3. Социальные идеалы и нормы античного полиса и их воплощение в искусстве Древней Греции

Древний грек сознавал себя в первую очередь свободным. Самым своеобразным в трактовке греками свободы было отождествление ее с самодостаточностью и самодовлением (автаркией). Свобода предполагала, прежде всего...

Йога в индийской культуре: история и современность

1.1 Зарождение йоги

Йомга -- понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик...

Культ Диониса в Античном искусстве Греции

2.1 Возникновение античного театра

Быстрой стопою приди, о владыка, к давильному чану Руководителем будь нашей работы ночной; Выше колен подобравши одежду и легкую ногу Пеной смочив, оживи пляску рабочих своих. И говорливую влагу направив в сосуды пустые...

Культурология как наука

От античного к средневековому взгляду на культуру

Тускулан - это предместье города Рима, и в своих "Тускуланских беседах" Цицерон впервые характеризует философию как "возделывание души". Он пишет: "Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа...

Религия Древней Греции и Древнего Рима в культурно-историческом аспекте

2.1 Зарождение римской религии

«В те времена, о которых можно судить уже с достаточными основаниями, на Апеннинском полуострове обитали племена япигское, этрусское и италийское, последнее делилось на две ветви: к одной принадлежали латины, к другой - умбры, марсы, вольски...

Санкт-Петербург второй половины XVIII века. Российское Просвещение

3.5 Зарождение портретной живописи

Наибольших успехов живопись второй половины XVIII века достигает в жанре портрета, который предстаёт во множестве своих разновидностей: парадный, полупарадный, камерный и интимный, портрет в пейзаже, портрет в интерьере, семейные портреты...

Субкультуры

2.3 Зарождение паркура

Незадолго до начала Первой Мировой Войны во Франции был разработан так называемый «Натуральный метод» движения. Автором метода стал Жорж Герберт живший с 1875 по 1957 год и служивший в морском флоте Франции. На основании своих познаний и опыта...

Художественная культура Древней Греции и Рима

3. Архитектурные стили античного мира

Античное (от латинский - древность) - стиль архитектуры который непосредственно связано с цивилизацией древней Греции и Рима. От начала I тысячелетия до н. э. по V век н.э. период, который называется античной...

cult.bobrodobro.ru

Театр древней Греции

Греческий театр начался в VI веке до нашей эры в Афинах с исполнением трагедийных пьес на религиозных фестивалях. Это, в свою очередь, вдохновило жанр греческих комедийных пьес. Два типа греческой драмы были бы чрезвычайно популярны, а выступления распространились по Средиземному морю и повлияли на эллинистический и римский театр. Таким образом, произведения таких великих драматургов, как Софокл и Аристофан, создали основу, на которой основывается весь современный театр.

ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТРАГЕДИИТочные истоки трагедии (трагиды) обсуждаются среди ученых. Некоторые из них связали рост жанра с более ранней формой искусства, лирическим исполнением эпической поэзии. Другие предлагают прочную связь с ритуалами, совершаемыми в поклонении Дионису, такими как жертва козлов — ритуал песни, называемый траг-ōдиа, — и ношение масок. Действительно, Дионис стал известен как бог театра, и, возможно, есть еще одна связь — обряды, в результате которых поклонники теряют полный контроль над своими эмоциями и фактически становятся другим человеком, как надеются делать актеры (гупокритаи) во время выступления. Музыка и танец ритуала Дионисиака были наиболее очевидны в роли хора и музыки, предоставляемых игроком аулоса, но ритмические элементы также сохранялись при использовании первого, трофейного тетраметра, а затем ямбического триметра при доставке произносимых слов ,

ИГРАТЬ ТРАГЕДИПьесы проводились в театре под открытым небом (театрон) с прекрасной акустикой и, казалось бы, открытыми для всего мужского населения (присутствие женщин оспаривается). С середины 5-го века до нашей эры вход был бесплатным. Сюжет трагедии почти всегда был вдохновлен эпизодами из греческой мифологии, которые мы должны помнить, часто были частью греческой религии. Вследствие этого серьезного предмета, который часто касался моральных прав и обид и трагических беспроигрышных дилемм, насилие не было разрешено на сцене, и смерть персонажа должна была быть услышана из за кулисы и не была замечена. Точно так же, по крайней мере, на ранних этапах жанра, поэт не мог комментировать или политические заявления через свою игру.

У ранних трагедий был только один актер, который выступал в костюме и носил маску, позволяя ему олицетворять богов. Здесь мы можем видеть, возможно, связь с более ранним религиозным ритуалом, где священник мог проводить судебное разбирательство. Позже актер часто говорил с лидером хора, группой до 15 актеров (всех мужчин), которые пели и танцевали, но не говорили. Это новшество приписывается Thespis c. 520 г. до н. Э. (Происхождение слова thespian). Актер также изменил костюмы во время исполнения (используя небольшую палатку за сценой, скин, которая позже превратилась бы в монументальный фасад), и таким образом разбить игру на отдельные эпизоды. Позже они перерастут в музыкальные интерлюдии. В конце концов, три актера были разрешены на сцене, но не более — ограничение, которое допускало равенство между поэтами в конкурсе. Тем не менее, игра может иметь как можно больше не говорящих исполнителей, так что игры с большей финансовой поддержкой могут стать более впечатляющими. Из-за ограниченного количества участников тогда каждый исполнитель должен был взять на себя несколько ролей, где использование масок, костюмов, голоса и жестов стало чрезвычайно важным.

КОНКУРС И ПРАЗДНОВАНИЕСамый известный конкурс на выполнение трагедии был частью весеннего фестиваля Диониса Элеутера или Городской Дионисии в Афинах. Архон, высокопоставленный чиновник города, решил, какие игры будут проводиться на соревнованиях и какие граждане будут действовать как chorēgoi и имеют честь финансировать их производство, в то время как государство платит поэту и ведущим актерам. Каждый избранный поэт представит три трагедии и одну сатирскую пьесу, тип короткой пародийности на тему из мифологии с хором сатиров, дикими последователями Диониса. В этот день пьесы были оценены группой, а приз за победителей таких соревнований, помимо чести и престижа, часто был бронзовым треножным котелом. С 449 г. до н. Э. Были также призы для ведущих актеров (prōtagōnistēs).

Особенно популярны драматурги, которые регулярно писали пьесы в соревнованиях, а тремя наиболее успешными были Эсхил (приблизительно 525 — 456 гг. До н. Э.), Софокл (приблизительно 496-406 гг. До н. Э.) И Еврипид (приблизительно 484-407 гг. До н. Э.). Эсхил был известен своим нововведением, добавив второго актера и больше диалога, и даже создавая сиквелы. Он описал свою работу как «кусочки с праздника Гомера» (Burn 206). Софокл был чрезвычайно популярен и добавил третьего актера к спектаклю, как живописные пейзажи. Еврипид был отмечен за его умные диалоги, реализм и привычку ставить неудобные вопросы аудитории с его вызывающим размышления отношением к общим темам. Пьесы этих трех были повторены и даже скопированы в сценарии для «массовой» публикации и изучения в рамках обучения каждого ребенка.

ГРЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ — ПРОИСХОЖДЕНИЯТочное происхождение греческих комедийных пьес теряется в тумане предыстории, но активность людей, одевающих и подражая другим, должна обязательно пройти долгий путь перед письменными записями. Первые признаки такой деятельности в греческом мире происходят из керамики, где украшение в VI веке до нашей эры часто представляло актеров, одетых как лошади, сатиры и танцоры в преувеличенных костюмах. Другим ранним источником комедии являются стихи Архилоха (VII в. До н. Э.) И Гиппонакс (VI в. До н. Э.), Которые содержат грубый и откровенный сексуальный юмор. Третье происхождение, процитированное как таковое Аристотелем, заключается в фаллических песнях, которые исполнялись во время Дионисийских фестивалей.

COMEDY PLAYНесмотря на нововведения, комедийная пьеса следовала традиционной структуре. Первая часть — это парадокс, в который вошли хор из 24 исполнителей и исполнил ряд песен и танцев. Одетые, чтобы произвести впечатление, их диковинные костюмы могли представлять что угодно от гигантских пчел с огромными жалом к ​​рыцарям, ездящим на другого человека в подражание лошади или даже разнообразной кухонной утвари. Во многих случаях пьеса была фактически названа в честь хора, например, «Оси» Аристофана.

Второй этап шоу был агоном, который часто был остроумным устным конкурсом или дебатами между главными актерами с элементами фантастического сюжета и быстрой сменой сцен, которые могли включать в себя некоторые импровизации. Третьей частью пьесы был парабазис, когда хор говорил напрямую с аудиторией и даже прямо говорил поэт. Финал финальной передачи комедийной пьесы был экзофосом, когда Хор передал еще одну зажигательную песню и танцевальную рутину.

Как и в трагедии, все исполнители были актеры мужского пола, певцы и танцоры. Один из звездных исполнителей и два других актера исполнили все выступающие части. Иногда допускался четвертый актер, но только если он не был инструментом для сюжета. Комедийные пьесы позволили драматургу более непосредственно рассмотреть события момента, чем формальный жанр трагедии. Самыми известными комедийными драматургами были Аристофан (460 — 380 г. до н.э.) и Менандер (примерно 342-291 г. до н.э.), которые выиграли конкурсы фестивалей, как и великие трагики. Их работы часто вызывали интерес у политиков, философов и других художников, некоторые из которых иногда были даже в аудитории. Менандру также приписывали помощь в создании другой версии комедийных пьес, известных как «Новая комедия» (так что предыдущие пьесы стали известны как «Старая комедия»). Он представил молодого романтического свинца на спектакли, которые стали, наряду с несколькими другими типами запасов, такими как повар и хитроумный раб, популярный главный персонаж. Новая комедия также видела больше закруток сюжета, ожидание и обращение с обычными людьми и их ежедневные проблемы.

LEGACYНовые пьесы постоянно записывались и исполнялись, а с образованием гильдий актеров в III веке до нашей эры и мобильности профессиональных трупп, греческий театр продолжал распространяться по Средиземному морю, и театры стали общей чертой городского пейзажа от Magna Graecia в Малую Азию. В римском мире пьесы были переведены и имитированы на латыни, и жанр породил новую художественную форму с 1-го века до нашей эры, пантомиму, которая черпала вдохновение из презентации и предмета греческой трагедии. Театр был теперь прочно зарекомендовал себя как популярная форма развлечений, и он продлится вплоть до наших дней. Даже оригинальные пьесы пятого века до н.э. продолжали вдохновлять современную театральную аудиторию своим вечным изучением универсальных тем, поскольку они регулярно переигрываются по всему миру, иногда, как и в Эпидавре, в оригинальных театрах древней Греции.

demon-angel.ru

Древнерусский театр

Русское театральное творчество зародилось в эпоху первобытнообщинного строя и в большей степени, чем живопись и архитектура, связано с народным творчеством. Почвой, на которой появились его первоначальные элементы, являлась производственная деятельность славян, которые в народных обрядах и праздниках превратили ее в сложную систему драматического искусства.

Древнерусский театр 1Фольклорный театр в славянских странах существует и поныне. Свадьба, похороны, земледельческие праздники представляют собой сложные ритуалы, длящиеся порой несколько дней и широко использующие такие театральные элементы, как драматическое действие, пение, танец, костюм, декорации (обряжение свата, невесты, хороводы, ритуальные или развлекательные игры и т.д.). У древних славян нашел отражение и характерный для мирового язычества праздник воскрешения умершей природы.

После принятия христианства роль народных игрищ в жизни общества значительно снизилась (церковь преследовала язычество). Театральное народное творчество тем не менее продолжало жить до XX века. Поначалу его носителями были скоморохи. На народных игрищах исполнялись популярные «игры ряженых», «покойничьи» представления с «ученым медведем». Народный театр дал театр Петрушки.

Любимыми на Руси были кукольные представления – вертепа, позже райка (Украина), на юге и западе – батлейки (Беларусь). Эти представления давались с помощью деревянного ящика, разделенного на верхний и нижний ярусы. На верхнем этаже игралась серьезная часть представления на тему библейского сказания о рождении Христа и царе Ироде. На нижнем этаже показывали бытовые комические и сатирические сценки, во многом напоминавшие театр Петрушки. Постепенно серьезная часть вертепного представления сокращалась, а вторая часть разрасталась, дополняясь новыми комическими сценкамДревнерусский театр 2и, вертепный ящик из двухъярусного стал одноярусным.

Вплоть до XVII века в России театральность являлась органичным компонентом народных обрядов, календарных праздников, разыгрываемых хороводов. Элементы ее входили в церковную службу, и именно здесь по мере усиления светского начала в русском обществе начинает формироваться профессиональный театр.

Первоначально возникли литургические действа. Это достаточно сложные театральные представления, используемые для усиления воздействия церковной службы и прославления единства государственной и церковной власти. Известны «пещное действо» (инсценировка расправы царя Навуходоносора над христианами) и «хождение на осляти» (розыгрыш сюжета Библии в вербное воскресенье).

Дальнейшему развитию театрального дела в России способствовали придворный и школьный театры XVII века. Еще при царе Алексее Михайловиче придворные празднества, приемы, церемониалы стали оформляться с большой долей театральности – выразительно и пышно. Первый русский профессиональный театр комедийная храмина был придворным и входил в число регламентированных «потех» царя. Возглавил его в 1662 году магистр богословия, пастор и руководитель школы при лютеранской офицерской кирхе в Немецкой слободе Москвы И. Грегори. Само же здание было открыто в 1672 году в селе Преображенском спектаклем «Артаксерксово действо».

Появление школьного театра на Руси связано с развитием школярского образования. В западной Европе он возник в XII веке в гуманистических школах как своеобразный педагогический прием и первоначально служил только учебно-воспитательным целям. Он помогал учащимся в форме игры овладевать различными знаниями: латинским языком и библейскими сюжетами, поэтикой и ораторским искусством. В XVI веке возможности духовного воздействия школьного театра стали использоваться в религиозно-политических целях: Лютером в борьбе с католиками, иезуитами – с лютеранством и православием. В России школьныйДревнерусский театр 3 театр использовался православием в борьбе против римско-католического влияния. Его зарождению способствовал монах, воспитанник Киево-Могилянской академии, образованный человек, политический деятель, просветитель и поэт Симеон Полоцкий. В 1664 году он приезжает в Москву и становится воспитателем царских детей при дворе. В сборнике его произведений «Рифмологион» были напечатаны две пьесы – «Комедия о Новхудоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных» и комедия «Притча о блудном сыне».

Пьесы С. Полоцкого по своему характеру предназначены для придворного театра. По своим достоинствам они стоят выше школьных пьес того времени и предваряют развитие театра XVIII века. Таким образом, функционирование «комедийной храмины» и появление первых профессиональных драматических произведений С. Полоцкого явилось началом исторически необходимого и закономерного процесса освоения достижений мировой театральной культуры в России.

Симеон Полоцкий был не только талантливым поэтом и драматургом. В мировой художественной культуре он сыграл значительную роль как крупнейший славянский теоретик искусства, рассматривающий проблемы художественного творчества – литературы, музыки, живописи. Как богослов, он отмечал, что искусство являет собой высшее духовное творчество. К нему он относил поэзию, музыку и живопись.

Древнерусский театр 4Интересны эстетические и воспитательные взгляды С.Полоцкого на искусство. Монах утверждал, что искусство прекрасного «есть духовная и душевная польза для людей». Согласно его рассуждениям, нет поэзии, живописи, музыки без гармонии, пропорции и ритма. Без искусства нет воспитания, так как через его воздействие на души людей отрицательные эмоции вытесняются положительными чувствами. Через красоту музыки и слова неудовлетворенные становятся терпеливыми, ленивые – тружениками, глупые – умными, грязные – чистыми сердцем.

С. Полоцкий создал первую в славянском регионе классификацию изобразительного искусства, возвысив живопись до Семи свободных искусств. То же касается и музыки. Он обосновал ее эстетическую ценность и доказал необходимость для церкви многоголосого пения в гармоничном сочетании голосов. Ладо-тональное разнообразие музыки, отмечал С. Полоцкий, диктуется ее воспитательной функцией.

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Античный театр, его устройство и основные элементы

Античный театр, его устройство и основные элементы

Оглавление

Введение

1. Зарождение античного театра

2. Архитектура театра

3. Организация театральных представлений

Заключение

Список источников и литературы

Введение

История античного театра ставит своей задачей рассмотреть, как зародился и развивался театр у двух великих городов древности – греков и римлян. Греческий театр достиг своего расцвета раньше римского. А падение западной римской империи в конце пятого века повлекло за собой упадок всей античной культуры. История греко-римской театральной культуры, основанная на документах и письменных источниках, охватывает не менее чем целое тысячелетие (пятый век до нашей эры – пятый век нашей эры). Античный театр – театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, а также ряда стран Ближнего Востока, культура которых развивалась под сильным греческим влиянием в эпоху эллинизма – период, начавшийся в IV веке до н. э. и завершившийся в 30 годы до н. э. завоеванием этих стран Римом.

Первые театральные представления зародились ещё в глубокой древности, когда наши далёкие предки – охотники и земледельцы собирались на игрища, на празднества, когда устраивали обрядовые действа. Театр занимал особое место в жизни древних греков, он был трибуной для широкого распространения новых мыслей, освещения наиболее волновавших умы современников проблем. Велика была его общественная и воспитательная роль. Хотя, как правило, сюжеты греческих трагедий происходили из знакомых с детства мифов, это не означало, что спектакли были незлободневными и не затрагивали животрепещущих вопросов. Ведь в уста мифологических героев драматурги всегда вкладывали слова, касающиеся самых острых проблем современности. Поэтому драматическая поэзия (все без исключения трагедии и комедии в Греции писались стихами), смогла отодвинуть на второй план другие литературные жанры и на целый век стать жанром господствующим.

1. Зарождение античного театра

Театр Древней Греции

У всех народов мира с древних времён существуют праздники, связанные с ежегодными циклами умирания и возрождения природы, со сбором урожая. Эти праздники, и дали жизнь драме и театру Греции и Рима.

В основе древнегреческой драматургии лежат мифы. В Пантеоне греческих богов важное место занимал Дионис, или Вакх, бог растительности, плодородия, виноградарства и виноделия. Во время шумных праздничных процессий в честь Диониса разыгрывались сценки из его жизни на которых пели дифирамбы (хвалебные песни). Наряду с торжественными и печальными, распевались веселые, а часто непристойные песни. Торжественная часть праздника дала рождение трагедии, веселая и шутливая - комедии. Где игра – там должны быть и правила игры. Они тоже формировались постепенно. И первым важным правилом стало разделение на зрителей и актёров.

Расцвет античного театра приходится на V в. до н. э. Именно в это время творили великие поэты драматурги - Эсхил, Софокли Еврипид. Персонажи их трагедий - Эдип, Антигона, Прометей - стали вечными образами мирового сценического искусства.

Римский театр

По своему культурному развитию римляне были гораздо ниже этрусков и греков. Через этрусков они познакомились с греческой мифологией и драматургией. Развитие римского театра началось в середине 3 века до н.э. Это было время, когда классический период у греков был уже позади и достиг расцвета культуры эллинистского периода. Развиваясь позже, чем Греция, Рим часто находил там ответы на многие идеологические вопросы. Сценическое искусство Древнего Рима развивалось под влиянием греческого театра и собственно римских народных представлений. На праздниках в честь жатвы исполнялись фесценины - грубоватые сатирические песни.

Истоки римского театра и драма восходит, как в Греции, к обрядовым играм, с богатым карнавальным элементом. Таков, например, праздник Сатурналий[1] – в честь италийского божества Сатурна. Особенностью этого праздника была «переворачивание» привычных общественных отношений. Сатуры включали в себя музыку, танцы, пение, драматические сценки бытового и комического содержания. В Риме на праздниках сбора урожая пелись фесценнины – насмешливые песни, в которых по мере того, как обострялась борьба между патрициями и плебеями, всё более резко звучали актуальные темы, социальные мотивы. Где песни, где праздник – там и танцы, поэтому античный театр в истоках своих нёс и высокую пластическую культуру движения, жеста. Как и в Греции, обычно выступали два полухория, которые обменивались шутками, подчас язвительного содержания. В них, по свидетельству Горация, находила отражение и социальная борьба между патрициями и плебеями. Еще одним видом ранних драматических представлений, также комического характера, были ателланы. Участие в таких представлениях не несло в себе в те времена никакого бесчестья для граждан, тогда как позже, когда у римлян появилась литературная драма, актерская профессия стала считаться постыдной. Именно маски ателланы стали одним из истоков итальянской комедии дельарте. Каждая маска обозначала определённый тип личности. Всего было четыре постоянных персонажа: Макк - обжора, дурак и простофиля (изображался лысым, с крючковатым носом и ослиными ушами), Буккон - смышленый и болтливый обжора (в маске подчёркивались отвислые губы и раздутые щёки), Папп - богатый, скупой и глупый старик, и, наконец, Доссен - хитрый горбун, невежа и шарлатан. Текст ателланы сочиняли походу действия участники спектакля, и только в I в. до н. э. появились литературные обработки ателланы.[2]

На рубеже новой эры наибольшим успехом в Риме пользовались комедии, написанные как подражание греческим образцам, - паллиаты. Сам термин произошёл от названия греческого широкого плаща - палия; в таких одеждах ходили герои этих произведений. Действие пьес происходило в Греции и соответственно персонажи были греками. Однако часто всё греческое - имена, названия городов и т. д. - становилось просто декорацией: герои занимали должности, существовавшие в Древнем Риме, упоминались римские монеты, а само поведение этих "греков" скорее напоминало поведение римлян. Создателем паллиаты был римский поэт Гней Невий, а расцвет жанра связан с именем Тита Макция Плавта. Своим творчеством он заложил основы европейской комедии нового времени.

2. Архитектура театра: Древняя Греция и Древний Рим

Древняя Греция

Тип театрального здания сложился в Греции под влиянием климатических условий и рельефа (гористая страна). Зрители первых спектаклей рассаживались по склонам холмов, внизу, на поляне, выступали актёры. Театр Диониса в Афинах, появившийся в конце VI в. до н. э., располагался на южном склоне Акрополя. На склонах холмов были устроены театры и в других городах — Мегаполисе и Эпидавре.

Первоначально место для представлений устраивалось очень просто: хор со своими песнопениями и плясками выступал на круглой утрамбованной площадке- орхестре (от глагола орхеомай - "танцую"), вокруг которой и собирались зрители. Но по мере того, как возрастало значение театрального искусства в общественной и культурной жизни Греции и по мере усложнения драмы возникла необходимость в усовершенствованиях. Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее рациональное устройство сценической площадки и зрительских мест: орхестра стала располагаться у подножия холма, а зрители размещались по склону. Все древнегреческие театры были открытыми и вмещали огромное количество зрителей.

В V в. до н. э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения, характерный для всей эпохи античности. Театр имел три главные части: орхестру, театрон (места для зрителей, от глагола теаомай - "смотрю") и скену (скенэ - "палатка", позже деревянное или каменное строение). Размер театра определялся диаметром орхестры (от 11 до 30 м). Скена располагалась по касательной к окружности орхестры. Передняя стена скены - проскений, имевший обычно вид колоннады, изображал фасад храма или дворца. К скене примыкали два боковых строения, которые назывались параскениями, которые служили местом для хранения декораций и другого театрального имущества. Между скеной и местами для зрителей, занимавшими несколько более половины круга, находились проходы, через которые в театр до начала спектакля входили зрители, а затем вступали на орхестру хор и актеры. Планировка греческого театра обеспечивала хорошую слышимость. Кроме того, в некоторых театрах для усиления звука среди зрительских мест размещались резонирующие сосуды. Занавеса в древнегреческом театре не было, хотя возможно, что в некоторых пьесах какие-то части проскения временно закрывались от зрителей.

Огромные размеры театров привели к необходимости использовать маски. Черты лица актёра зрители просто не смогли бы разглядеть. Каждая маска выражала определённое состояние (ужас, веселье, спокойствие и т. д.), и в соответствии с сюжетом актёр в течение спектакля менял собственные «лики». Маски были своеобразными крупными планами персонажей и одновременно служили резонаторами - усиливали звучание голосов. Маска меняла пропорции тела, поэтому исполнители вставали на котурны (сандалии с толстыми подошвами), а под одежду надевали толщинки. Котурны делали фигуру выше, а движения - значительнее. До сих пор в театре существует выражение "на котурнах" - оно означает излишнюю величавость, даже выспренность игры.

Ярко окрашенные природными красителями ткани, из которых шили сложные костюмы, также укрупняли и подчёркивали фигуру. Цвет одежды наделялся символическим значением. Цари появлялись в длинных пурпурных плащах, царицы - в белых, с пурпурной полосой. Чёрный цвет означал траур или несчастье. Короткая одежда полагалась вестникам. Также символичны были атрибуты, например оливковые ветви в руках просящих. Маски в комедиях были карикатурными или являлись шаржированными портретами известных людей. Костюмы обычно подчеркивали непомерный живот, толстый зад. Артистов хора иногда одевали в костюмы животных, например лягушек и птиц в пьесах Аристофана. В древнегреческом театре использовали простейшие машины: эккиклему (площадка на колёсах) и эорему. Последняя представляла собой подъёмный механизм (что то вроде системы блоков), с помощью которого персонажи (боги, напри мер) "взлетали под небеса" или опускались на землю. Именно в греческом театре родилось знаменитое выражение "Бог из машины". Позже этот термин стал означать немотивированную развязку, внешнее, не подготовленное развитием действия разрешение конфликта как в трагедии, так и в комедии.

mirznanii.com

Древнегреческий театр - история

Древнегреческий театр

Основное представление о мире у греков сводилось к тому, что мир — это театральная сцена, а люди — актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. Приходят с неба уходят туда же, там растворяются. Земля — лишь сцена, где они исполняют свою предназначенную роль. Поэтому древнегреческий театр органичен: в нем проявляется возвышенный, высокий и торжественный космологизм.

Древнегреческий театр, возникший из религиозного культа бога природы Диониса, развивался очень быстро. Сюжеты для трагедий и комедий стали брать не только из жизни Диониса. История сохранила пьесы трех великих трагиков древности; Эсхила, Софокла, Еврипида, и комедии Аристофана. В трагедиях рассказывалось о героических событиях, происходивших в незапамятные времена. В их основе лежали древние предания, мифы. Боги в трагедиях выступали как грозная сила. Герои вступали, с ними в борьбу, иногда погибали, но стойко переносили удары судьбы.

Герои комедий — не легендарные личности, а жители современных Аристофану Афин: торговцы» ремесленники, рабы. В комедиях нет такого почтения к богам, как в трагедиях. Их иногда даже высмеивали.

Театральные представления по обычаю проходили в праздник Великих Дионисий. На круглой площадке — «орхестре» размещался хор. Тут же играли актеры. Чтобы выделиться из хора, актер надевал обувь на высоких подставках — котурнах. Вначале все роли в пьесе исполнял один актер. Эсхил ввел второе действующее лицо, сделав действие динамичным; ввел декорации, маски, котурны, летательные и громоносные машины. Софокл ввел третье действующее лицо. Но и трем актерам приходилось играть много ролей, перевоплощаться в разных лиц. Позади орхестры находилось небольшое деревянное строение — «скена» , где актеры готовились к выступлению в новой роли. Перевоплощение осуществлялось просто: актеры меняли маски в которых выступали. Маски делались из глины. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя» маска. Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность — желтый, хитрость — красный, а гнев — багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой — мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актера. Театральные представления начинались утром, а заканчивались с заходом солнца. В один день ставили к трагедию, н драму, и комедию. Театральные зрелища были особенно любимы эллинами. Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема гражданского сознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра.

Древнегреческий театр

ТеатрДревнегре́ческий теа́тр — театральное искусство Древней Греции. Появление древнегреческого театра связано с Великими Дионисиями — праздничными шествиями в честь бога виноградарства Диониса. Жрец, восседающий в ладье на колесах, изображал Диониса. Его свита из сатиров в козлиных шкурах танцевала и пела дифирамбы — веселые шумные обрядовые гимны. Отсюда появилось слово трагедия. которое в переводе с греческого означает «песнь козлов». На связь театра с народными праздниками указывает обязательное участие в театральных представлениях хора, с которым вступал в диалоги единственный актер, позже количество актеров увеличилось до трех. Совместившись с литературной традицией, театр в классический период истории Древней Греции превратился в самостоятельный вид искусства. Театральные представления стали частью государственных праздников — Дионисий и Леней. Древнегреческие амфитеатры, построенные специально для театральных представлений, были рассчитаны на тысячи зрителей, например театр Диониса в Афинах. Лучше других до наших дней сохранился амфитеатр в Эпидавре. Официальной датой рождения греческого театра считается 534 год до н.э.

Организацию театральных представлений власти полиса поручали хорегу, который обеспечивал финансирование. Городские власти определяли репертуар. порядок показа комедий и трагедий, раздавали бедноте деньги на входной билет. Актерами были исключительно мужчины, они играли в особых масках, которые отражали характер и настроение изображаемого персонажа. Постановщиком спектакля обычно был сам автор пьесы. После окончания спектаклей, продолжавшихся несколько дней с утра до вечера, специальные судьи определяли лучших и вручали денежные премии хорегу и драматургу. Хорег удостаивался также лавровой ветви и памятника. В древнегреческом театре выделились два жанра — трагедия и комедия. Наиболее известными авторами трагедий были Эсхил, Софокл, Эврипид. Эсхил написал 90 пьес, 13 раз побеждал в театральных соревнованиях. Его историческая пьеса «Персы» прославляла победу Греции в греко-персидских войнах, в которых сам драматург принимал участие. Большинство древнегреческих пьес построены на мифологических сюжетах, которые авторы вольно интерпретировали, выражая собственные взгляды. Эсхил в «Прометее прикованном» восхищался мужеством и свободолюбием титана, бросившего вызов богам. Софокл мотивировал поступков героев с психологической стороны. В его «Антигоне» главная героиня пожертвовала собой, но выполнила нравственный долг: вопреки запрету царя спрятала брата. В этой трагедии хор утверждал: «в мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего». Большинство драматических произведений древнегреческих авторов были утрачены. Полностью сохранилось семь пьес Эсхила, семь пьес Софокла , семнадцать пьес Эврипида. Творчество Эврипид развивалось в период кризиса полисного строя, македонской гегемонии, что отразилось в его пьесах «Медея», «Ипполит». Мастером комедии считался Аристофан . Драматические произведения древнегреческих авторов остаются в репертуаре современного театра.

Разработка урока: Древнегреческий театр. 5 классСамо слово «театр» имеет греческое происхождение и означает место для зрелищ и само зрелище. Эпоху, когда возник древнегреческий театр, принято называть классической и воспринимать как некий образец, эталон. Древний греческий театр и драма родились из празднеств в честь бога Диониса, в основе которых лежала символическая игра и культовые обряды, связанные с зимним умиранием и весенним возрождением природы. С конца VI века до н. э. в Афинах ежегодно ставились трагедии, комедии и сатировские драмы. На подобных зрелищах присутствовал буквально весь город, т. е. все его социальные группы. Только замужним женщинам возбранялось смотреть представления комедий. А бедные зрители получали от властей деньги, чтобы оплатить вход в театр. Самым старым театром Афин считается Театр Диониса — театр под открытым небом располагался на юго-восточном склоне Акрополя в священной ограде Диониса. Здание театра и места для публики были деревянными, и поначалу сооружался театр только на время представлений. Первые ряды во время представления занимали влиятельные и уважаемые лица города. Зрительный зал от сцены отделяли проход и небольшой ров с водой. Скена располагалась на противоположной к зрительному залу стороне — это были комнаты для переодевания актеров и хранения реквизита, скена также использовалась в качестве декорации. Рядом с театром располагался и храм Диониса, в котором помещалась статуя бога из золота и слоновой кости, изваянная знаменитым Алкаменом — скульптором и мастером бронзового литья, который жил во 2-й половине V века до н. э. Следующая большая перестройка афинского Театра Диониса происходила во второй половине IV века до н. э. В Афинском Театре Диониса размещалось 17 тысяч человек. Спектакли давались на трех праздниках в честь Диониса: Малых Дионисиях, Ленеях, Великих Дионисиях. Сами спектакли носили характер состязания. В древнегреческом театре женские роли всегда исполнялись мужчинами. Один и тот же актер на протяжении пьесы играл несколько ролей. Поскольку в античном спектакле было принято музыкальное сопровождение, от актера требовалось не только хорошо читать стихи, но и петь и танцевать. Древнегреческий театр — начало начал европейского театра. До сих пор в театре соблюдаются его принципы и в архитектуре . К античной драматургии не раз будут возвращаться и в театре нового времени. Античный древний театр выделил то, что навсегда останется сущностью театра, без чего театр невозможен — без драматического диалога, без участия живого актера.

Источники: www.countries.ru, megabook.ru, otvet.mail.ru, 900igr.net

Это интересно

Ламия

Так как Гера лишила ее сна, Ламия неустанно бродила по ночам. Сжалившийся над ней Зевс даровал ей возможность ...

Достопримечательности острова Родос

На самом деле в Родосе вы найдете присутствие не только греческой культуры, но и византийской, и венецианской, и ...

Пророк Моисей – десять заповедей

На третий месяц после выхода из Египта путники остановились возле горы Синай. "И сошел Господь на гору Синай ...

Посланец богов

Обеспокоенные судьбой мира, боги собрались на совет и стали решать, кому теперь жить на земле. Решение ...

  • Отец Икара

    Система, по заявлениям разработчиков наземного оборудования, будет обладать некоторыми техническими преимуществами по сравнению с GPS. После 1996 года спутниковая группировка сокращалась и к...

  • Опасные обитатели морей

    Раньше, практически всю еду для космонавтов, помещали в тюбики. Сейчас в тюбики, а точнее в тубы, помещают только приправы к еде космонавтов, а большую часть...

objective-news.ru

История становления и развития античного театра

Античный театр.

Содержание.

Введение_________________________________________________3

1. Древнегреческий театр______________________________________5

2. Римский театр_____________________________________________12

Заключение_______________________________________________16

Список литературы_________________________________________18

Введение

История античного театра ставит своей задачей рассмотреть, как зародился и развивался театр у двух великих городов древности – греков и римлян. Греческий театр достиг своего расцвета раннее римского. А падение западной римской империи в конце пятого века повлекло за собой упадок всей античной культуры. История греко-римской театральной культуры, основанная на документах и письмнных источниках, охватывает на менее, чем целое тысячелетие (пятый век до нашей эры – пятый век нашей эры). Античный театр – театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, а также ряда стран Ближнего Востока, культура которых развивалась под сильным греческим влиянием в эпоху эллинизма – период, начавшийся в IV веке до н. э. и завершившийся в 30 годы до н. э. завоеванием этих стран Римом.

История античного театра охватывает почти целое тысячелетие (VI в. до н. э. – IV-V вв. н. э.). В эту пору возникло европейское театральное искусство в том его качестве, в каком оно живёт сейчас: появилась драматургия, сформировались основные принципы актёрского искусства, сценическая техника и основы оформления театра и спектакля, возникли стационарные театральные сооружения.

Первые театральные представления зародились ещё в глубокой древности, когда наши далёкие предки – охотники и земледельцы собирались на игрища, на празднества, когда устраивали обрядовые действа. Театр занимал особое место в жизни древних греков, он был трибуной для широкого распространения новых мыслей, освещения наиболее волновавших умы современников проблем. Велика была его общественная и воспитательная роль. Хотя, как правило, сюжеты греческих трагедий происходили из всем знакомых с детства мифов, это не означало, что спектакли были незлободневными и не затрагивали животрепещущих вопросов. Ведь в уста мифологических героев драматурги всегда вкладывали слова, касающиеся самых острых проблем современности. Поэтому драматическая поэзия (все без исключения трагедии и комедии в Греции писались стихами), смогла отодвинуть на второй план другие литературные жанры и на целый век стать жанром господствующим.

Древнегреческий театр.

Древнегреческий театр был учреждением общественным, содержавшимся государством. Наиболее состоятельные и почтенные граждане платили за обучение хора и его содержание (они назывались хорегами). Профессии драматурга и актёра считались почётными. Актёрами могли быть только мужчины – они исполняли и женские роли (эта традиция в разных странах, в разных культурах была очень стойкой – таковы театр времён Шекспира, китайский и японский театр). Актёр античного театра владел техникой чтения, искусством пения и танца. Древнегреческий актёр мог по ходу спектакля играть несколько ролей.

У всех народов мира с древних времён существуют праздники, связанные с ежегодными циклами умирания и возрождения природы, со сбором урожая. Эти праздники, и дали жизнь драме и театру Греции и Рима.Так на родине театра – в Древней Греции во время шумных праздничных процессий в честь Диониса, бога виноделия, веселья, разыгрывались сценки из его жизни. В них рассказывалось о том, как Дионис принёс в Грецию виноградную лозу, о борьбе Диониса с врагами, о его гибели, воскрешении и победе над противниками. Изображалось торжественное прибытие Диониса из-за моря на увитом плющом корабле, который римляне позднее прозвали корабельной повозкой – «каррус навалис». Отсюда – карнавал. Диониса окружала толпа спутников – ряженных в козлиные шкуры и маски. Маска не случайность. Недаром маска, «личина» – символ театра. Ну а где игра – там должны быть и правила игры. Они тоже формировались постепенно. И первым важным правилом стало разделение на зрителей и актёров. И тогда люди поняли, что театральное действо может играть важную общественную роль, собирать людей, соединять их в едином чувстве. Оно может сообщать сразу многим людям что-то очень важное, общезначимое.Прошло много времени, прежде чем театр начал жить сам по себе, отделяясь от обряда, от религиозного культа. А из толпы выделился герой. Театральные представления стали организовывать специально.

Как и в других областях греческой культуры в театре непременно присутствовал агон (состязательность). Театральные постановки шли три дня подряд, во время празднования Великих Дионисий. Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму, т.е. комедию. В каждом представлении участвовали три драматурга, а зрители должны были определить лучшую постановку, лучшего актера, лучшего хорега (организатора представления). В заключительный день праздника победители получали награды.

Трагедия (в буквальном переводе – «песнь козлов») возникла из хоровой песни, из дифирамба, распевавшегося сатирами, одетыми в козлиные шкуры и изображавшими веселых спутников греческого бога виноделия Диониса.

В V веке до нашей эры к хору были добавлены 3 актера, ведущие с ним диалог, - так возникла драма, театральное действо. Если эпоха архаики наиболее плотно выразила себя в лирике, то классическая Греция проявила себя в аттической трагедии – жанре, в наибольшей степени отвечающем духу античной культуры. В греческой трагедии нашла выражение такая эстетическая категория как катарсис, то есть очищение, облагораживание людей.

Считается, что первым трагическим поэтом в Греции был Фестид1 . Первая постановка его трагедии (название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. до н.э. на праздники Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра.

Культурным и театральным центром Греции Афины стали при Перикле2 . «Век» Перикла (457 – 429 до н.э.) повел за собой Пелопонесскую войну (431-44 до н.э.), после которой наступил кризис античной рабовладельческой демократии. Противоречия того времени, столкновение гуманистических и демократических идеалов с эгоистическими, корыстными побуждениями по-разному отразились в творениях Софокла (496—406 до н.э.), Еврипида (485-400), и Аристофана (446-380).

Творчество Эсхила3 (ок. 525 – 456 до н.э.) связано с эпохой становления афинского демократического государства. Эсхил совершил настоящий переворот в театре: он ввел в свои трагедии второго актера и тем открыл возможность более глубокой разработки конфликта, усилил действенную сторону театрального представления. Почти все дошедшие его трагедии начинаются с пролога, затем следует парод (песня хора), потом чередование эписодиев (диалоги при участии хора и актеров) и стасимов (песни хора). Заключительная часть трагедии называлась эксодом – песнь, исполняя которую, хор покидает сцену. Примером ранней трагедии Эсхила служат «Персы»4 . Особое место в творчестве Эсхила занимает «Прометей Прикованный»1 (время постановки неизвестно), который имеет нравственный характер. Эсхил побеждал в состязаниях драматургов 13 раз. Главная тема трагедий Эсхила – проблема моральной ответственности за причиненное зло, проблема рока как силы, стоящей над обществом, и возмездия.

Софокл признавался лучшим трагиком 24 раза. Созданные им художественные образы – царь Эдип, Антигона, Электра – глубоко человечны. Конфликт трагедий Софокла – в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы2 . Творчество младшего из трех знаменитых драматургов - Еврипида – отличалось пристальным интересом к человеческой личности, ее индивидуальности, ее влечениям и порывам, радостям и страданиям. Созданные им образы, особенно женские (Медея, Федра), отличаются глубиной психологических характеристик3 . Одновременно с ними писали и другие драматурги, однако, их произведения не дошли до нас.

Расцвет античной комедии связан с творчеством Аристофана («Всадники», «Осы», «Облака», «Лягушки», «Мир», «Лисистрата» и другие комедии)4 . Сюжеты комедий Аристофана взяты из тогдашней политической жизни Афин. Аттическая комедия в отличие от классической трагедии, построенной на легендарном мифологическом материале, несла заряд язвительной сатиры и актуальной политической заостренности.

Греческое слово «мимос» обозначает подражание, воспроизведение. Исполнители этих сценок также назывались мимами. Героями мимов были традиционные маски: горе-воин, базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий всех и т.д. песни космоса и мимы – это главные истоки древней аттической комедии. Возникшая из аттического космоса комедия пятого века до нашей эры была политической по своему содержанию. Она постоянно затрагивала вопросы политического строя, внешней политики афинского государства, вопросы воспитания молодежи, литературной борьбы и др. Злободневность аттической комедии усугублялась тем, что в ней допускалась полная свобода карикатурных изображений отдельных граждан, которые выводились к тому же под своими подлинными именами (поэты Эсхил, Софокл, Еврипид, Агафен, вождь афинской демократии Клеон, филисоф Сократ и др. – у Аристофана). При этом ранняя аттическая комедия создавала обычно образ не индивидуальный, а обобщающий.

Греческий театр во многом отличался от современного. Во-первых, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Финансирование и организация театрального представления (литургии) были одной из обязанностей (хорегия) наиболее богатых граждан. Во-вторых, само устройство греческого театра было своеобразным и напоминало, скорее, современный стадион. Появились театральные здания. Древние театры сооружались под открытым небом и достигали огромных размеров. Так, театр Диониса в Афинах вмещал 17 тысяч человек. И сейчас ещё сохранились античные театры, где устраиваются представления.

mirznanii.com


Смотрите также