Древний япония. Древняя Япония (стр. 1 из 2)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Жизнь в древней Японии. Древний япония


Древняя Япония

ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

По дисциплине: «История отечественной и зарубежной культуры»

Тема: ”Культура древней Японии”.

Луганск 2000

Первые упоминания о Японии Европа услышала ещё в эпоху Средневековья, познав её вместе со смелыми путешественниками как страну неслыханной вежливости и сказочного богатства. Эти представления доминировали и тогда, когда в XVII-XVIII веках сначала португальскими, а потом голландскими купцами и миссионерами были обнародаваны многочисленные факты из жизни и истории этой далёкой для европейцев страны. Сегодня каждый может узнать из соответствующих источников, что Япония (на Японском языке Нихон) – это островное государство, которое занимает часть островов Японского архипелага приблизительно на 3400 км вдоль восточной части Азиатского материка, омытого водами Тихого океана. Япония первой встречает солнце из-за морского горизонта и поэтому носит гордое имя «Страна восходящего солнца». Национальный флаг великолепно отображает это в изображении красного овала солнца на фоне белого полотна.

Неугасающий интерес к Японии в наше время получил новый импульс в понимании её роли как единой в восточном регионе высокоразвитой капиталистической станы, которая заставляет считаться с собой и её неординарным культурным комплексом. Предметом анализа становится данный феномен и в самой Японии, которая видит в нём гарантии дальнейшего успешного развития. Японская культурологическая мысль, которая не имеет стойких исследовательских традиций и внутреннего единства и существует как поле столкновения реакционно-националистических и прогрессивно-демократических концепций, подошла, наконец, к пониманию необходимости дать объективный ответ на вопрос об уникальности японской культуры, тем самым определить постоянно действующие в ней вспомогательные стимулы.

Традиционно это предусматривает поворот к древнейшему опыту освоения человеком мира и нахождения ним своего культурно-образовательного потенциала. Но в Японии только после II Мировой Войны мифы про «эру богов», которые веками поддерживали авторитет власти и государственности, стали уступать место разговору про первичность общества, про японскую культуру. Эпоха палеолита в аспекте своих традиционных характеристик и на японской почве выявила единство общечеловеческих корней, неолит и энеолит сделали шаги в направлении спецификации японской культуры как культуры определённого народа. С этого времени на протяжении своего исторического существования она наряду с ярко выраженным традиционализмом постоянно демонстрирует умение ассимилировать элементы других культур, органично включая их в свой культурный комплекс.

Патриархальный строй (удзи), важное приобретение родоплеменных отношений, стало главной основой социальной структуризации японского общества. Его роль оставалась доминирующей и тогда, когда общинная собственность на землю и орудии труда, демократический характер первых форм власти, были вытеснены имущественными различиями, возникновением большого землевладения и рабовладельства. Ярко иллюстрирует эти перемены появление среди родоплеменных объединений главенствующего племенного союза Ямато ( III – IV ст.), который широко использовал труд рабов. Необходимо добавить, что исторические условия развития Японии не давали возможности рабовладельцу выйти за пределы одного общественного строя и определить все стороны жизни. Соответственно его роль не была центральной в иерархическом укладе общества, где ниже родовой знати и аристократии находились вольные общинники (селяне), полувольные профессиональные группы (бемин) мелких производителей и выделение своим привилегированным положением профессиональные общины-роды служители культов, администраторов, военных и других, которые свою силу и влияние использовали в борьбе за власть при дворе.

Проникновение в Японию буддизма, китайской общественно-политической мысли, письменности существенно повлияли на её дальнейшее культурное и общественное развитие. Процесс расклада родового устройства был значительно ускорен введением прогрессивных форм орошения и обработки земли, эффективных способов ремесленного производства, возникновением чайной культуры и шелководства. Обострение классовой борьбы требовало крепкой власти, способность сдерживать протест низов, то есть единой централизованной державы. В результате политической борьбы знатных родов верховный правитель племени Ямато был провозглашён императором, активно распространялась легенда про его божественное происхождение. Вся страна, приобретшая в это время название «Страна Солнца, что восходит», была раздроблена на отдельные административные единицы, власть в которых, как и важнейшие должности и ранги при дворе отдавались бывшим вождям и старейшинам, для того чтобы устранить формирование оппозиции. Феодальным кодексом Тайхорьё в 701 году были оформлены разделительная и налоговая система, структура государственного аппарата права феодальной аристократии относительно крестьянства и таким образов создано раннефеодальную централизованную державу, что определило жизненный уклад японцев более чем на 500 лет. Развитие материальных основ феодальной системы вызвало длительное существование феодальной раздробленности и численности междоусобных войн, коней которым было положено в 1598 году в битве при Секигахара дома Токугава, который приобрёл первенство в процессе объединения страны. Власть перешла в руки военных. Возглавляемых Сёгеном, владельцев наибольшего из княжеств. Правительство (сёгунат) находился в Эдо. Остальная часть территории принадлежала феодальным князям (даймё) . В тоже время император, который был признан как номинальный суверен, жил со своим двором в Киото на правах затворника.

В период Токугава, что длился более 250 лет, сложилась жестокая социальная иерархия, что поделило общество на 4 класса: дворяне, крестьяне, ремесленники и купцы. С 1640 года начинает проводится политика жесточайшей изоляции страны от внешнего мира с целью сохранения созданной общественной целостности, Защиты от какого либо влияния Запада. К западу так или иначе подталкивали Японию реальные процессы развития государства: укрепление товарного производства дало сильный толчок дифференциации крестьянства, богатые представители которого основали класс буржуазии.

В 1854 году в результате демонстрации силы американского флота возле берегов Японии страна открылась для внешних взаимоотношений, что, безусловно, ускорило процесс вызревания в ней капиталистических взаимоотношений. Это вызвало протест участий служивого дворянства, зажиточных крестьян и купечества, которые начали реформистское движение под лозунгом реставрации императорской власти, узурпированной домом Токугава. Он завершился в 1867 году свержением сёгуната и началом так называемой «революции Мэйдзи» («Мэйдзи» - просвещённое правление), что ликвидировало феодальную систему и создало единое национальное государство, и возвращённый на престол император в решении государственных вопросов

руководствовался решениями новосозданного кастово-аристократического правительства.

Обеспечение национального единства требовало повышение престижа императора, пропаганда исключительности японского государственного устройства толкало на путь шовинизма и милитаризма. Конституцией 1889 года власть императора была признана абсолютной, кабинет министров подчинялся ему полностью, несущественные демократические права декларировались только формально. Серия победоносных войн, что поставило страну в чрезвычайное положение в дальневосточном регионе, увенчалось её успехом в Первой мировой войне – под власть Японии попала не только Монжурия, Внутренняя Монголия, но и Китай, вынуждены выполнять большинство её кабальных условий. Капитуляция, подписанная Японией как участницей Второй Мировой войны 2 сентября 19454 года, положило конец японскому милитаризму, что соответственно определяло дальнейшую политику страны, которая провозгласила отказ от войны в решении международных проблем и запрет создания каких-либо вооружённых сил.

Сегодня Япония – конституционная монархия, где император, «символ государственности и единства народа», не имеет фактической власти. Роль наивысшего органа государственной и законодательной власти исполняет парламент.

Двери в самобытный мир японской культура открывает эпоха Дзёмон «VIII – I тысячелетие до новой эры», свидетель первых серьёзных шагов человека утверждение себя в природе, в обобщенных и упорядоченных ранних представлениях о мире. Это время прорыва из жестокого существования в творчество, результатом которого стали солнечные часы – символ вечности – и керамика Дзёмон (огромные парадные посудины и бытовая посуда), пластика и символичная орнаментация, которая свидетельствует о возникновении соответствующего космогоничного кода. Обожествление творческого акта породило миф о творцах японской земли – супруги Идзанаги и Идзанами, о происхождении от богини солнца Аматирасу, наиболее уважаемого божества, рода императоров, положили начало эры мифотворчества, астральным культам. С тех пор Япония вынуждена была идти путём определённым богами (Синта – путь богов), то есть поклоняться силам природы и предков, воспринимая мир через чувства удовлетворения от общения с миром.

Синтаист стал чисто японской религией, которая даже после проникновения в страну других религиозных направлений оставалась значимой, всегда ассимилируясь с ними в виде влиятельного ментального знаменателя. Соответственно в ней японцы с давних времён видели своё предназначение в гармонизации мира. Уже в одном из ранее законодательных документов «Конституции из 17 статей» Сётоку Тайси (574 – 622 годы), который правил в Японии более 30 лет, мы читаем: «Уважайте гармонию и возьмите за правило – не действовать наперекор». Гармония заняла особое место в системе японской культуры как главный организационный признак человеческой жизнедеятельности. Как определяют японисты, чувство органичного слияния с природой подкреплялось не только одухотворяющим его синтоизмом, позднее прикладывал до этого свои усилия и буддизм, который утверждал, что «всё в природе – твои отец и мать», и даосизм, уверенный, что Дао пронизует всё – от былинки до Вселенной. Убеждённый в живой связи всего со всем японец знал, что нарушение этой связи угрожает вселенскому организму, и соответственно корректировал свои мысли, чувства и поступки, тем более, что родоплеменное устройство, которое подпитывало синтоизм, ориентировало на восприятие окружающего мира через коллективные переживания, где царствовало всеобщее согласие о мироустройстве благодаря активности богов и вождей. Этот стереотип начинает, изменятся, когда иммиграция с азиатского континента (Кореи и Китая), обогащает Японию культурой металлов и поливного земледелия, вызывая коренные изменения в её развитии: концентрацию больших масс людей в поселениях, появление излишнего продукта, имущественное расслоение и, наконец, зарождение системы эксплуатации с соответствующими властными структурами. Тенденция концентрации власти, что появилась с приходом эры железа (приблизительно 3 столетие), привела к созданию первой японской державы – Ямато, которое своеобразно соединило в себе рабовладельческий строй с элементами феодализма, заимствованными в Кореи и Китае. Ей соответствовала весьма однородная культура одним из ярких явлений которой было возведение тысяч курганов (кофун), символов солнечного культа, трансформированного в условиях нового социально-политического устройства в культ государственного вождя, наследника богини солнца Аматерассу. Уникальным культурным приобретением того времени стала культура дотаку – бронзовых звонов, которые были священным ритуальным предметом, связанным с культом предков. Признаки мастерства видны на найденных в курганах погребальных аксессуаров: медных зеркал, золотых шлемов, мечах с позолоченными рукоятками, золотых и серебренных украшений, высококачественных гончарных изделий больших размеров сложной конфигурации, исполненных под влиянием континентального гончарного искусства.

mirznanii.com

Древний мир. Страны и племена. Япония. Культура Японии в период первобытнообщинной формации.

Культура раннего палеолита определялась уровнем развития производительных сил и хозяйственной деятельностью древних обитателей Японского полуострова Азии.

Это был безрелигиозный период, когда человек, делая первые шаги на длительном пути исторического прогресса, осваивал простейшие трудовые навыки, без которых он просто не мог бы существовать.

С возникновением материнского рода социальные отношения усложнялись и человек, ощущая свое бессилие перед силами природы, зависимость от местных условий существования, невозможность постижения истинной причинно-следственной связи природных, биологических и социальных явлений, стал искать “подсказку” своим действиям извне, перенося на природу свои чувства, “чувственные вожделения”, иллюзорно полагая, “будто “бесчувственная вещь” может изменить свои естественные свойства для того только, чтобы удовлетворить его прихоть”.

Источниками для реконструкции ранних религиозных верований японцев являются материалы археологии, сравнительной этнографии, литературные памятники VIII в. — первая поэтическая антология “Собрание мириад листьев” (“Манъёсю”) и геогра-фо-этнографические описания древних провинций (“Фудоки”).

Наиболее ранняя форма религиозного сознания — фетишизм проявился в Японии в виде фетиша камня, что, возможно, было обусловлено основной производственной деятельностью — изготовлением каменных орудий. Поэтому именно обыкновенный камень — галька — стал первым фетишем. В японских храмах были обнаружены гальки, расписанные красной охрой и именовавшиеся “камнями детских душ”, которые поразительно похожи на австралийские чуринги, также считавшиеся вместилищами душ детей.

На западе о-ва Кюсю, в районе современного города Нагасаки, близ села Фунахо, находились 4 камня, якобы помогавших женщинам избавиться от бесплодия и вызывавших дождь.

На северо-западе о-ва Кюсю, на территории современной префектуры Фукуока, в районе деревни Фукаэ, имелись два похожих на яйца камня, влиявших, по мнению местных жителей, на роды и содействовавших успеху.

В центре о-ва Хонсю, в префектуре Нагано, обнаружено святилище Уваппара: 29 каменных столбов, собранных в три группы, образовывали круг. В северной части круга находилось 10 каменных куч, под которыми оказались ямы с углем. Это дает основание считать, что наряду с культом камней существовал и культ огня, что подтверждается и обнаружением догу вблизи очага.

Аналогичные каменные кучи обнаружены и в Корее. Вера в возможность вызывать дождь или бурю путем заклинания камня существовала у всех тюрко-монгольских народов. Культ камня отмечен у греков, древних жителей Палестины, евреев, а черный камень “кааба” (по-видимому, метеорит) является основой мусульманской святыни в Мекке.

Перенесение японцами чувств на окружающую природу нашло отражение в легенде о любви двух гор — Кагуяма и Миминаси к горе Унэби или о любви двух звезд — Вега (Волопас) и Альтаир (Ткачиха), разлученных Млечным Путем (Небесной рекой). Встретиться они могли лишь раз в год — 7 июля. В этот день стал отмечаться традиционный японский “Праздник Ткачихи”.

Другой формой выражения первобытной религии была магия, которая подразделялась на магию фетиша (талисман), имитативную магию, магию жеста, звука, слова и цвета. На о-ве Бэнтэндзима в районе города Немуро (северо-восток о-ва Хоккайдо) обнаружено наскальное изображение охоты на кита — бесспорное свидетельство наличия имитативной магии. В “Манъёсю” сообщается о существовании в древней Японии магических обрядов “избиения” и “восхваления” вина. В первом случае, потрясая лезвием меча, якобы рубили вино, чтобы “изгнать” из него злых Духов, во втором перед началом пира присутствующие восхваляли вино, произнося слова заклинания о здоровье, счастье, успехах. При этом примечательно, что ритуальное вино изготовлялось так, как его делают, по данным этнографов, народы островов бассейна Тихого океана и аборигены о-ва Тайвань племени Цоу по сей день: “виноделы” садились в круг, посреди которого ставили чан, в который сплевывали разжеванные зерна проса или риса. Содержимое чана бродило, выдерживалось определенное время и “божественный” напиток был готов к употреблению.

Магия жеста проявлялась в обете верности, когда влюбленные на прощание завязывали друг другу шнур на одежде, а его развязывание означало нарушение обета. Завязывание стеблей соответствующих трав, корней, ветвей растений также рассматривалось как магическое действие и сопровождалось молением о счастье, благополучном пути, неизменной любви.

Отголоски магии звука — удары в барабан, имитирующие гром — голос “гневающегося Небесного Дракона”. Такая магия монозвука была характерна не только для всего Дальнего Востока в древности, это всемирно-историческое явление для определенной стадии развития человеческого общества.

Пережитки магии слова нашли свое отражение в синтоистской концепции “истинного слова” (макото), веры в “душу слова”, что проявилось в синтоистских молитвах “норито”. В них говорили о цикле сельскохозяйственных работ с верой в то, что в действительности они будут воспроизведены в таком же порядке, как и в молитве. Здесь есть оттенок и имитативной магии, по которой словесные действия якобы вызывают их реальное проявление в действительной жизни. Магия слова отражена в “Манъёсю” в названиях растений, раковин, гор, районов и рек.

Магия имени, согласно “Манъёсю”, выражалась в том, что японская девушка не смела назвать свое имя постороннему, в противном случае это означало дать согласие на интимные отношения или на брак. Магия наименования сохранилась до наших дней в девизах правления японских императоров (“Мэйдзи” — “Просвещенное правление” — 1868—1911 гг.; “Тайсё” — “Большая справедливость” — 1912—1925 гг.; “Сева” — “Блестящая Япония” — 1926 г. по настоящее время).

Магия света возникла в виде культа огня. Айны, например, хоронили обычно ночью, при свете костра, или разводили огонь при выкапывании могилы, чтобы “бог огня встретил покойника, а злой дух не мешал захоронению”. Возможно, что над могилой зажигали или возле нее оставляли огонь. Здесь, по-видимому уже имело место слияние культа огня с культом умершего, когда огонь на могиле являлся первоначальной формой почитания предка.

Магия цвета проявилась в поверье, что красный цвет спасает от злых сил, болезней, бед и несчастий, символизирует любовь. У древних японцев еще отсутствовало четкое различение цветов, в рудиментарном виде это сохранилось в значении 174-го иероглифического ключа “аои”, который одновременно обозначает и синий, и зеленый цвета. Примеры такого древнего “дальтонизма” встречаются и у других народов (чукчей, орочей).

Возникновение родовой организации общества — первоначально тотемного, а затем и предкового рода, ведущего свое начало от достоверно известной женщины, позже — мужчины,— способствовало появлению тотемизма и культа предков.

Для тотемизма как религии раннеродовых охотничьих общин, религии возникающего рода характерен перенос кровно-родственных отношений человеческого общества на природу и установление кровного “родства” коллектива людей с тем или иным животным или растением. Поскольку жизнь неолитических охотников зависела от наличия животных, прежде всего оленей, возник культ Небесных оленей и лосих — “Прародительниц” животного мира. Этот культ отразился в древнем японском обычае гадания по трещинам на оленьей лопатке, которую держали над огнем. Этот вид гадания был характерен для монгольских народов и распространился вместе с их появлением на территории современной Японии.

Существует гипотеза, что раковинные кучи являлись местом обрядов — проводов на небо душ съеденных животных, чтобы они вернулись и обеспечили людей пищей.

Название префектуры Кумамото (“Медвежья основа”) на о-ве Кюсю свидетельствует о проживании там в древности социальной общности, поклонявшейся медведю, считавшей его своим тотемным предком. Такой тотем характерен для предков современных айнов, которые хоронили кости медведя аналогично погребению человека.

Почитание в современной Японии лисиц, обезьян, черепах и змей можно рассматривать как отголосок тотемизма.

Наличие тотемизма в древней Японии подтверждается и сказочным образом птицы феникс Хоо с головой петуха, шеей змеи, горлом ласточки, спиной черепахи и рыбьим хвостом.

В качестве тотемов-предков почитались и деревья: у айнов — вяз, из которого они делали орудия труда, добывали огонь путем трения, а из лыка изготовляли одежду; у тунгусских, маньчжурских народов и у японцев таким деревом была сосна. Японцы почитали также кипарис и вечнозеленое дерево из семейства цитрусовых — дикий апельсин (татибана). Под этими деревьями-предками проводились языческие обряды и осуществлялась меновая торговля.

Наличие культа предков-женщин доказывается археологически их глиняными изображениями, обнаруженными не только в Японии, но и на огромной территории Азии и Европы.

Развитие земледелия, его зависимость от природных условий вызвали появление аграрного и солярного культов. Бессилие первобытного человека перед силами природы привело к возникновению различных магических обрядов, которые характерны для аграрного культа. Цель этих магических действий состояла в том, чтобы способствовать выпадению дождя, появлению солнца, созданию благоприятных условий для произрастания и созревания сельскохозяйственных культур. Для “отгона” злой силы широко практиковалась магия слова в виде ритуального сквернословия, являвшегося древнейшей формой образного отрицания, преследовавшего одновременно и цель утверждения, стимулирования плодородия и, в конечном счете, сохранения урожая.

Для усиления действия магических обрядов земля уподоблялась женскому организму, а плодородие земли отождествлялось с плодородием человека. Поэтому имело место ритуальное обнажение женщин-шаманок, обожествление половых органов, приведшее к возникновению фаллического культа, что подтверждается находками в неолите каменных палок (сэкибо) длиной от 40 см до 2,5 м с утолщениями на концах. Поклонение каменному символу фаллоса просуществовало в Японии до XIX в.

Солярный культ, отражавший суточный и годовой солнечные циклы, общий для всего региона Юго-Восточной Азии, пришел в Японию, по-видимому, из Кореи в виде мифа о Женщине-Солнце. В реконструкции он выглядит так: “В море обитает огромная Черепаха. Когда она всплывает на поверхность, ее можно принять за плавающий остров-гору. На голове Черепахи располагается Дракон (Змей). Черепаха и Дракон — супружеская пара, которая то всплывает на поверхность, то погружается в воду. Они производят на свет дитя — Дочь-Солнце. Дитя появляется из головы Черепахи поначалу в стадии “предмета” — в виде цветка, красной яшмы, жемчужины и т. п. Дракон вымогает “предмет” у Черепахи, прячет его в пояс и держит при себе. Так он “донашивает” дитя. Однажды пара Черепаха и Дракон встречается с юношей, который забирает “предмет” у Дракона. Юноша относит его в свой дом, где он и превращается в красавицу-девушку, которая становится женой юноши. Жена готовит яства и потчует мужа (или занимается ткачеством или другой хозяйственной деятельностью). Муж без причины бранит жену. Жена в обиде покидает дом мужа и уходит в море, возвращаясь в свое “исходное состояние”: она оказывается вновь в голове Матери-Черепахи”. Иными словами, “появление солнца утром (или усиление его активности ранней весной) мыслится как рождение его в стадии предмета; максимальная его активность днем (или летом) мыслится как превращение в красавицу-девушку и супружество Женщины-Солнца. Угасание солнца вечером (или осенью) понимается как нарушение супружеских отношений Женщины-Солнца, как уход ее из дома мужа. Ночь (или зима) понимается как пребывание солнца в стадии смерти-зачатия в голове своей родительницы Черепахи. И так — каждый день, и так — каждый год”. (Никитина М. И. Древняя корейская поэзия в связи с ритуалом и мифом. М., 1982. стр. 145—146.)

Наличие в Японии солярного культа подтверждается археологически находкой в префектуре Акита на северо-востоке о-ва Хонсю, в местности Ою, солнечных часов в виде каменного круга диаметром в 14,5 м, в северо-западной части которого находится каменный “небесный столп” (менгир), а вокруг него радиально располагаются продолговатые крупные камни. Все это сооружение окаймляется вторым каменным кольцом диаметром в 46,5 м. Среди камней были обнаружены сэкибо, зернотерки, каменные тарелки.

Аналогичные солнечные часы имеются в Англии (Стоунхендж), во Франции (Южная Бретань, к северу от города Карнак), в США (штат Нью-Мексико, каньон Чако), что свидетельствует о всемирном распространении солярного культа и опровергает “монополию” на него японцев.

Таким образом, религия древних японцев прошла практически те же этапы развития, что и религия у других народов, пережитки древних верований сохранились в Японии и по сей день, будучи синтезированы синтоизмом.

Одним из важнейших обрядов родового общества являлась инициация — своеобразный “первобытный университет”, по прохождении которого молодые люди становились взрослыми полноправными членами коллектива. Обряд инициации символизировал смерть новообращаемого (неофита), его “путешествие” в страну мертвых, к тотемному предку, у которого он якобы проходил курс “обучения”, и последующее возвращение в свой коллектив уже иным, взрослым человеком. Во время обряда инициации неофиты отделялись от коллектива, поселялись отдельно в “мужском” (и, соответственно, “женском”) доме, где они обучались навыкам владения оружием, приемам охоты, знакомились с мифами своего рода. Здесь проверялась их физическая и моральная стойкость путем нанесения ранений и других испытаний. Те из неофитов, которые выдерживали эти истязания, в конце обряда инициации омывались, одевались в новую одежду, и нареченные взрослым именем, возвращались в свой коллектив, где даже родители относились к ним как к совсем другим, взрослым людям. Обряд инициации юношей описан этнографами довольно подробно. Инициация девушек освещена в этнографической литературе хуже, но социальная его суть аналогична. Во время обряда инициации девушек глава социального коллектива осуществлял их ритуальную дефлорацию, пережитки которой сохранились в период средневековья в праве феодала на “первую ночь”.

Описание обряда инициации у японцев не сохранилось, однако его реликты дают полное основание утверждать, что Япония и в этом отношении не была исключением. Доказательство тому — обряд совершеннолетия “гэмбуку”: за 1—2 года до обряда у юношей подбривали волосы на углах лба, над висками. Сам обряд совершался в 12-летнем, а позднее — в 15-летнем возрасте, когда мальчику впервые делалась взрослая прическа “мотодори”: пучок скрученных волос перегибали и завязывали на макушке. Срезание “мотодори” считалось величайшим бесчестьем. Обряд завершался надеванием парадного головного убора — “вороньей шапки” и заменой детского имени на взрослое.

Девушкам на голову одевалось украшение в виде “цветочного парика”, который, по-видимому, первоначально изготовлялся из перьев.

      

В японской деревне до конца XIX в. сохранялись мужские и женские “молодежные группы” — институт совместного обучения и воспитания юношей и девушек, их подготовки к хозяйственной деятельности, сельским обрядам и церемониям, к брачным и семейным отношениям. В эти группы вступали юноши и девушки в 15-летнем возрасте и выбывали из них при вступлении в брак. Молодежные группы жили самостоятельно в особых “молодежных домах” и возглавлялись либо “домовыми родителями”, либо заместителями старост.

В период существования племенной религии — шаманизма — возникает устная история. Рассказы о прошлом включали историю данной местности, смесь реальных фактов и легенд, предсказаний, сновидений, моральных норм и генеалогий наиболее именитых представителей родоплеменной знати. Хранителями устной традиции первоначально выступали главы общин, выполнявшие жреческие функции. Затем появились специальные сказители, которые стали уважаемыми членами наиболее могущественных семейных групп, хранителями и толкователями прошлого. Во время похорон они выступали со “словом-воспоминанием”, где говорилось не только о деяниях покойного, но и о подвигах его предков. Эти сказы, по-видимому, стали записываться в V в., когда среди иммигрантов появились “люди грамоты” (фухито), знавшие китайский язык, производившие необходимые административно-хозяйственные записи и ставшие придворными историографами. Появление письменности датируется началом V в. и подтверждается археологически надписью на мече из кургана Фунаяма (совр. префектура Кумамото, о-в Кюсю): “Тому, кто будет носить этот меч, даруются долголетие, много детей и внуков”. По поверьям того времени предмет с начертанным текстом считался облеченным магической силой, что впоследствии распространилось на письменные тексты вообще.

Учет налоговых поступлений, проведение переписей осуществлялись на китайском языке, который стал распространяться среди придворной аристократии. Однако уже в конце VI в. стала употребляться и японская азбука катакана. Археологи обнаружили на кирпиче производственный знак, изображенный японской азбукой.

В VI—VII вв. составляются официально-правительственные писаные истории. В них фиксировались лишь те события, которые соответствовали интересам правящего дома, и опускались сведения о его противниках. Первыми письменными памятниками VI в. были “Хроника императорского дома” (“Тэйки”) и сборник древних мифических и легендарных сказаний о первых правителях “Древние слова” (“Кюдзи”), которые легли в основу последующих японских летописей.

Распространению китайской письменности способствовало конфуцианство, завезенное в Японию в V в., однако в то время наибольшее влияние на культуру оказал буддизм. Его появление в Японии датируется также началом V в., но особенно интенсивно буддизм стал внедряться с конца VI в. как идеологическое оружие укрепления центральной власти. Буддизм был синкретической идеологической формой, которая объединяла помимо религиозных воззрений также этические и эстетические нормы раннефеодального общества. Буддизм принес с собой свою культуру, составной частью которой являлась и наука: многие трактаты излагали вопросы мировоззрения, человеческой жизни, содержали сведения по астрономии, физике, психологии, философии и другим отраслям знания, а также литературу разных жанров — повествовательной прозы (жития святых), риторической прозы (проповеди), документальной прозы (церковные уставы).

Буддизм оказал влияние и на архитектуру: многоярусные буддийские сооружения устремлялись ввысь, что отражало идею связи исполненного тяжких страданий мира земного с небесным царством Спасения.

Вместе с тем торжественный облик храма-дворца с интерьером, наполненным скульптурными изображениями Будды, бодхисаттв, сверкающей ритуальной утварью, выкованными из серебра букетами цветов, богатейшим, с течением времени все усложняющимся декором, представлял для японца совершенно новое явление. Если синтоистское святилище с его чистыми и пустынными дворами тщательно изолировалось несколькими оградами от посторонних взглядов, то территория буддийских храмов предназначалась для пышных торжественных обрядов и различных празднеств.

Самые ранние буддийские сооружения на японской земле, дошедшие до наших дней, не только представляют современному человеку материалы, каноны и декор древнеяпонских сооружений, но в силу воспринятого ими китайского влияния являются сейчас единственными свидетельствами древнекитайской и древнекорейской архитектурной традиции. В Китае и Корее подобных сооружений древнего периода не сохранилось.

Наиболее известным среди сооружений древнего зодчества Японии является единственное в стране, сохранившееся до наших дней и самое древнее деревянное сооружение в мире монастырь “Благоденственного Закона” — Хорюдзи. Основанный в 607 г. по приказу сётоку-тайси он расположен в окраинной части современного города Нара. Храмово-монастырский комплекс Хорюдзи с его пагодой Годзююто, Золотым павильоном — Кондо, с асимметрией и свободной планировкой входящих в него других архитектурных сооружений показал очевидное умение японских строителей использовать каноническую схему, заимствованную из Китая для формирования и выражения национальных художественных идеалов.

Главное здание храма — Золотой павильон — имел настенную роспись корейского художника Тамджин из Когурё. Все сооружение было выдержано в стиле Асука с характерным ветвистым растением в орнаменте. (Асука — наименование периода с 593 по 710 г. по месту резиденции двора правителя в современной префектуре Нара, где археологами раскопан храм Асука-дэра.) Этот орнамент первоначально зародился в Египте и Ассирии, получил свое завершение в античной Греции и перешел затем во все страны Востока.

В сохранившихся трех статуях Будды, установленных в 623 г., искусствоведы обнаружили сходство со статуями Северовейского государства, созданными в период, когда оно было отдельным Сяньбийским царством и, таким образом, определили истоки искусства Асука.

Фрески Хорюдзи, пострадавшие во время пожара 1949 г., подтверждали связь японского искусства VII в. с индийским искусством времен империи Гуптов IV—V вв.

В храме имелся ковчег, расписанный картинами из жизни Будды, и шелковый занавес с вышитой картиной “Небесного царства” и изречением сётоку-тайси: “Наш мир — обман. Только Будда — истина”. Предание приписывало вышивку жене сётоку-тайси — Татибана Ирацумэ, которая верила, что своей работой она будет способствовать возрождению в потустороннем мире усопшего супруга.        

ancient.gerodot.ru

Древняя Япония

ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

По дисциплине: «История отечественной и зарубежной культуры»

Тема: ”Культура древней Японии”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Луганск 2000

Первые упоминания о Японии Европа услышала ещё в эпоху Средневековья, познав её вместе со смелыми путешественниками  как страну неслыханной вежливости и сказочного богатства.  Эти представления доминировали и тогда, когда в XVII-XVIII веках сначала португальскими, а ᴨᴏᴛом голландскими купцами и миссионерами были обнародаваны многочисленные факты из жизни и истории этой далёкой для европейцев страны.  Сегодня каждый может узнать из соответствующих источников, что Япония (на Японском языке Нихон) – это островное государство, которое занимает часть островов Японского архипелага приблизительно на 3400 км вдоль восточной части Азиатского материка, омытого водами Тихого океана.  Япония первой встречает солнце из-за морского горизонта и поэтому носит гордое имя «Страна восходящего солнца».  Национальный флаг великолепно отображает это в изображении красного овала солнца на фоне белого полотна.

Неугасающий интерес к Японии в наше время получил новый импульс в понимании её роли как единой в восточном регионе высокоразвитой капиталистической станы, которая заставляет считаться с собой и её неординарным культурным комплексом.  Предметом анализа становится данный феномен и в самой Японии, которая видит в нём гарантии дальнейшего успешного развития.  Японская культурологическая мысль, которая не имеет стойких исследовательских традиций и внутреннего единства и существует как поле столкновения реакционно-националистических и прогрессивно-демократических концепций, подошла, наконец, к пониманию необходимости дать объективный ответ на вопрос об уникальности японской культуры, тем самым определить постоянно действующие в ней вспомогательные стимулы.

Традиционно это предусматривает поворот к древнейшему опыту освоения человеком мира и нахождения ним своего культурно-образовательного ᴨᴏᴛенциала.  Но в Японии только после II Мировой Войны мифы про «эру богов», которые веками поддерживали авторитет власти и государственности, стали уступать место разговору про первичность общества, про японскую культуру.  Эпоха палеолита в аспекте своих традиционных характеристик и на японской почве выявила единство общечеловеческих корней, неолит и энеолит сделали шаги в направлении спецификации японской культуры как культуры определённого народа.  С этого времени на протяжении своего исторического существования она наряду с ярко выраженным традиционализмом постоянно демонстрирует умение ассимилировать элементы других культур, органично включая их в свой культурный комплекс.

Патриархальный строй (удзи), важное приобретение родоплеменных отношений, стало главной основой социальной структуризации японского общества.  Его роль оставалась доминирующей и тогда, когда общинная собственность на землю и орудии труда, демократический характер первых форм власти, были вытеснены имущественными различиями, возникновением большого землевладения и рабовладельства.  Ярко иллюстрирует эти перемены появление среди родоплеменных объединений главенствующего племенного союза Ямато (III – IV ст.), который широко использовал труд рабов.  Необходимо добавить, что исторические условия развития Японии не давали возможности рабовладельцу выйти за пределы одного общественного строя и определить все стороны жизни.  Соответственно его роль не была центральной в иерархическом укладе общества, где ниже родовой знати и аристократии находились вольные общинники (селяне), полувольные профессиональные группы (бемин) мелких производителей и выделение своим привилегированным положением профессиональные общины-роды служители кульᴛᴏʙ, адмиʜᴎϲтраторов, военных и других, которые свою силу и влияние использовали в борьбе за власть при дворе. Текст с сайта Биг Реферат РУ

Проникновение в Японию буддизма, китайской общественно-политической мысли, письменности существенно повлияли на её дальнейшее культурное и общественное развитие.  Процесс расклада родового устройства был значительно ускорен введением прогрессивных форм орошения и обработки земли,  эффективных способов ремесленного производства, возникновением чайной культуры и шелководства.  Обострение классовой борьбы требовало крепкой власти, способность сдерживать протест низов, то есть единой централизованной державы.  В результате политической борьбы знатных родов верховный правитель племени Ямато был провозглашён императором, активно распространялась легенда про его божественное происхождение.  Вся страна, приобретшая в это время название «Страна Солнца, что восходит», была раздроблена на отдельные адмиʜᴎϲтративные единицы, власть в которых, как и важнейшие должности и ранги при дворе отдавались бывшим вождям и старейшинам, для того чтобы устранить формирование оппозиции.  Феодальным кодексом Тайхорьё в 701 году были оформлены разделительная и налоговая система, структура государственного аппарата права феодальной аристократии относительно крестьянства и таким образов создано раннефеодальную централизованную державу, что определило жизненный уклад японцев более чем на 500 лет.  Развитие материальных основ феодальной системы вызвало длительное существование феодальной раздробленности и численности междоусобных  войн, коней которым было положено в 1598 году в битве при  Секигахара дома Токугава, который приобрёл первенство в процессе объединения страны.  Власть перешла в руки военных. Возглавляемых Сёгеном, владельцев наибольшего из княжеств.  Правительство (сёгунат) находился в Эдо.  Остальная часть территории принадлежала феодальным князям (даймё).  В тоже время император, который был признан как номинальный суверен, жил со своим двором в Киото на правах затворника.

В период Токугава, что длился более 250 лет, ᴄᴫᴏжилась жестокая социальная иерархия, что поделило общество на 4 класса: дворяне, крестьяне, ремесленники и купцы.  С 1640 года начинает проводится политика жесточайшей изоляции страны от внешнего мира с целью сохᴘẚʜᴇния созданной общественной целостности, Защиты от какого либо влияния Запада.  К западу так или иначе подталкивали Японию реальные процессы развития государства: укрепление ᴛᴏʙарного производства дало сильный толчок дифференциации крестьянства, богатые представители которого основали класс буржуазии.

В 1854 году в результате демонстрации силы американского флота возле берегов Японии страна открылась для внешних взаимоотношений, что, безусловно, ускорило процесс вызревания в ней капиталистических взаимоотношений.  Это вызвало протест участий служивого дворянства, зажиточных крестьян и купечества, которые начали реформистское движение под лозунгом реставрации императорской власти, узурпированной домом Токугава.  Он завершился в 1867 году свержением сёгуната и началом так называемой «революции Мэйдзи» («Мэйдзи» - просвещённое правление), что ликвидировало феодальную систему и создало единое национальное государство, и возвращённый на престол император в решении государственных  вопросов  

руководствовался решениями новосозданного касᴛᴏʙо-аристократического правительства.

Обеспечение национального единства требовало повышение престижа императора, пропаганда исключительности японского государственного устройства толкало на путь шовинизма и милитаризма.  Конституцией 1889 года власть императора была признана абсолютной, кабинет миʜᴎϲтров подчинялся ему полностью, несущественные демократические права декларировались только формально.  Серия победоносных войн, что поставило страну в чрезвычайное положение в дальневосточном регионе, увенчалось её успехом в Первой мировой войне – под власть Японии попала не только Монжурия, Внутренняя Монголия, но и Китай, вынуждены выполнять большинство её кабальных условий.  Капитуляция, подписанная Японией как участницей Второй Мировой войны 2 сентября 19454 года, положило конец японскому милитаризму, что соответственно определяло дальнейшую политику страны, которая провозгласила отказ от войны в решении международных проблем и запрет создания каких-либо вооружённых сил. 

Сегодня Япония – конституционная монархия, где император, «символ государственности и единства народа», не имеет фактической власти.  Роль наивысшего органа государственной и законодательной власти исполняет парламент. 

Двери в самобытный мир японской культура открывает эпоха Дзёмон «VIII – I тысячелетие до новой эры», свидетель первых серьёзных шагов человека утверждение себя в природе, в обобщенных и упорядоченных ранних представлениях о мире. Текст с сайта Биг Реферат РУ   Это время прорыва из жестокого существования в творчество, результатом которого стали солнечные часы – символ вечности – и керамика Дзёмон (огромные парадные посудины и быᴛᴏʙая посуда), пластика и символичная орнаментация, которая свидетельствует о возникновении соответствующего космогоничного кода.  Обожествление творческого акта породило миф о творцах японской земли – супруги Идзанаги и Идзанами, о происхождении от богини солнца Аматирасу, наиболее уважаемого божества, рода императоров, положили начало эры мифотворчества, астральным культам.  С тех пор Япония вынуждена была идти путём определённым богами (Синта – путь богов), то есть поклоняться силам природы и предков, воспринимая мир через чувства удовлетворения от общения с миром. 

Синтаист стал чисто японской религией, которая даже после проникновения в страну других религиозных направлений оставалась значимой, всегда ассимилируясь с ними в виде влиятельного ментального знаменателя.  Соответственно в ней японцы с давних времён видели своё предназначение в гармонизации мира.  Уже в одном из ᴘẚʜᴇе законодательных докуменᴛᴏʙ «Конституции из 17 статей» Сётоку Тайси (574 – 622 годы), который правил в Японии более 30 лет, мы читаем: «Уважайте гармонию и возьмите за правило – не действовать наперекор».  Гармония заняла особое место в системе японской культуры как главный организационный признак человеческой жизнедеятельности.  Как определяют япоʜᴎϲты, чувство органичного слияния с природой подкреплялось не только одухотворяющим его синтоизмом, позднее прикладывал до этого свои усилия и буддизм, который утверждал, что «всё в природе – твои отец и мать», и даосизм, уверенный, что Дао пронизует всё – от былинки до Вселенной.  Убеждённый в живой связи всего со всем японец знал, что нарушение этой связи угрожает вселенскому организму, и соответственно корректировал свои мысли, чувства и поступки, тем более, что родоплеменное устройство, которое подпитывало синтоизм, ориентировало на восприятие окружающего мира через коллективные переживания, где царствовало всеобщее согласие о мироустройстве  благодаря активности богов и вождей.  Данный стереотип начинает, изменятся, когда иммиграция с азиатского континента (Кореи и Китая), обогащает Японию культурой металлов и поливного земледелия, вызывая коренные изменения в её развитии: концентрацию больших масс людей в поселениях, появление излишнего продукта, имущественное расслоение и, наконец, зарождение системы эксплуатации с соответствующими властными структурами.  Тенденция концентрации власти, что появилась с приходом эры железа (приблизительно 3 столетие), привела к созданию первой японской державы – Ямато, которое своеобразно соединило в себе рабовладельческий строй с элементами феодализма, заимствованными в Кореи  и Китае.  Ей соответствовала весьма однородная культура одним из ярких явлений которой было возведение тысяч курганов (кофун), символов солнечного культа, трансформированного в условиях нового социально-политического устройства в культ государственного вождя, наследника богини солнца Аматерассу.  Уникальным культурным приобретением того времени стала культура дотаку – бронзовых звонов, которые были священным ритуальным предметом, связанным с культом предков.  Признаки мастерства видны на найденных в курганах погребальных аксессуаров: медных зеркал, золотых шлемов, мечах с позолоченными рукоятками, золотых и серебренных украшений, высококачественных гончарных изделий больших размеров ᴄᴫᴏжной конфигурации, исполненных   под влиянием континентального гончарного искусства.

Процессы классовой дифиренциации общества способствовали формированию японской литературы, которая отделилась от фольклора, а с появлением письменности стала самостоятельным видом художественного творчества.  Значительную роль в этом сыграла «вера в душу слова», его магическую власть на которую издревле опиралось земледельческая обрядность.  Древнейшие из известных   письменных   памятников книги «Кудзики»(620 год), «Кодзики» (712 год) и «Нихонги» (720 год), посвящённый истории, догматизму и ритуалу синто, демонстрирует переход обрядов, которыми сопровождалось какая либо существенная фаза сельскохозяйственных  работ, в мифы.  Кроме того, их важнейшей функцией было укрепление государственного  строя, поэтому мифологическая часть эпоса должна была дополнять историческую, что, к примеру , в «Кодзаки» ведёт читателя от времён легендарного императора Дзимму до правления императрицы Суйко (593-628гг).  Последующая литературная обработка не лишила ранние эпические произведения их первоначальных черт: последовательного изложения представлений о мироустройстве, силы природы и общественные нормы тогдашней жизни.  Общей тенденцией этих литературных памятников является  последовательный переход от богов к героям и земным правителям; от космогонии до истории: устанавливается прямая наследственность власти японских императоров от богов, что позднее с политической целью широко использовалось официальной идеологией.  И всё же перед нами прекрасные образцы старинной поэзии, где песни органично входят в прозаический текст и повязаны с ним по смыслу.  Они не имеют ещё чёткой метричной системы, характерной для классического японского стихоᴄᴫᴏжения, к тому же им присуще фольклорные формы художественной  выразительности и настоящей народной мудрости.  Не случайно мифы с книги «Кодзики» про богиню солнца Аматерасу, которая спряталась в небесной пещере, а ᴨᴏᴛом снова явила себя миру, есть не просто рассказ про смерть и воскресенье, а фиксацией факта понимания диалектической природы бытия.  Первой литературной памяткой того времени стала великая политическая антология «Манёсю» (вторая половина 8 столетия), что через разнообразие текста тематики стиля песен отображало литературную жизнь того времени в процессе его развития.  Анализ данного материала свидетельствует, что человек достиг того уровня, когда, освоившись в собственной ментальности, стало открытым в широком восприятии наработанного в контактах с другими народами, которые создали на континенте достаточно ᴄᴫᴏжную, развитую культуру.  Открытостью способствовал поиск новых форм государства на отмену от исторически первого его варианта – «Общества удзикабане» (аристократы носили фамилию «удзи», что являлось знаком происхождения и имя «кабане», что указывало на их общественное положение), где власть над человеком как своё природное право осуществлял каждый аристократ отдельно.  Потребности дальнейшего развития общества, которое входило в феодализм, требовали быстрейшей централизации правительственной власти.  Кроме того, в пределах государства Ямато этническое общество, которое опиралось на кровнородственные связи и систему военной демократии, последовательно преобразовывалось на народность, объединённую общественной теорией, экономики, языка и культуры.

Длительная экспансия на северный восток, захват чужих земель способствовали кристаллизации японской народности относительно тамошних жителей – варваров и одновременно создавали новую, служивую знать, которая, реально работая на государство оттеснила от руля старую родовую аристократию.  Сведением табелей о рангах, которые присваивались в зависимости от личных заслуг, началось формирование бюрократической системы, принципиально отличавшейся от системы удзикабане.  Отправлением в Китай посла и группы студенᴛᴏʙ и ученных монахов (607 – 608 года) возникает планомерное заимствование континентальной культуры.  Благоприятным фактором для этого становится привлечение к японскому языку китайского письма (завезенное в страну примерно в 400 году она осталась приобретением не многих) и его широкое практическое применение.  Буддизм, который проникает в Японию одновременно с китайской письменностью и в начале там воспринимается не однозначно, теперь имеет успех у аристократии как способ защиты существующего режима на ряду с идеей необходимости для каждого достичь образованности «сатори».  Культура данного периода почти полностью формируется под его воздействием.

Литература

1.      «История мировой культуры.  Культурные регионы: Уч. Пособие / под ред. Л. Т. Левчука. – Киев: 1997.

2.      Бродский В.  Искусство Японии VI-XVI вв. //  Всеобщая история искусства.  Москва 1964.

3.      Иофан Н. А. Культура древней Японии.  Москва, 1974.

4.      Губер А. А., Ким Г. Ф., Хейфец А.Н.  Новая история стран Азии и Африки. Москва 1982.

>> Древняя Япония

Культура Древней Японии
Япония : древние традиции и современный стиль жизни
Буржуазная революция в Японии. Конституция Японии 1889г.
Государство и право Древней Греции и Древнего Рима
Реформы Солона в Древней Греции и Сервия Туллия в Древнем Риме
Древняя Русь и Великая Степь по книге Л.Н. Гумилева Древняя Русь и Великая Степь
Роль рабства в экономическом развитии Древней Греции и Древнего Рима
Смешанные формы правления в Древнем Риме и Древней Греции
Сравнительный анализ систем физического воспитания Древней Греции и Древнего Рима

Похожие документы

Япония: доисторический период и палеолит

Японцы всегда интересовались собственными древностями. Подтверждением этому может служить обилие исторических сочинений, появлявшихся в Японии по крайней мере с VIII в. Этот интерес достаточно рано проявился и по отношению к артефактам, представлявших собой предмет коллекционирования. Однако сколько-нибудь систематическое изучение и коллекционирование древних памятников материальной культуры началось только в период  сёгуната Токугава, в XVII веке. До этого японские знатоки древностей основное внимание уделяли все-таки анализу сообщений в письменных источниках или интересовались тем, что мы сегодня называем "исторической археологией", в орбиту которой традиционно входили дворцы императора и знати, а также буддийские храмы....

Япония Каменного Века

Древний каменный век, палеолит, датируется для Японии примерно 40—12 тысячелетиями до н. э. Япония тогда еще не отделилась от Азиатского материка и составляла с ним одно целое. Эта хронология основана на радиоуглеродном анализе археологического инвентаря, а также обнаруженных на о-ве Хоккайдо ископаемых останков лошади, относящихся к виду, распространенному 12 тыс. лет до н. э. на севере Азии....

Япония и иностранные державы на Дальнем Востоке в конце 18 – начале 19 вв.

Япония и иностранные державы на Дальнем Востоке в конце 18 – начале 19 в Длительная изоляция Японии от внешнего мира никогда не была полной регулярная, хотя и строго регламентированные сёгунатом связи поддерживались с голландскими и китайскими купцами. Торговля полностью монополизировалась чиновниками бакуфу. В то же время сёгунский дом и императорское окружение регулярно отправляли снабжённые особыми разрешениями на плавание за пределами страны корабли для торговли в странах Юго-Восточной Азии. Сёгунат через самураев, изучавших язык иностранцев, а с 50-х годов 19 в. через штат чиновников, знавших голландский язык и переводивших материалы, книги, которые регулярно привозили голландские корабли, получал сведения о западном мире....

Япония во второй половине XIX - начале XX века

                Реферат Япония во второй половине XIX - начале XX века 1. Эпоха Мейдзи. Гражданская война ...

Япония в новое время

Министерство образования Украины Реферат   на тему: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки» подтема: «Япония»   Подготовили ученицы 10-1 класса ХФМЛ№27: Теплова А. Проверила:...

bigreferat.ru

The300Spartans » Жизнь в древней Японии

Опубликовал Spartan | Дата 27 апреля, 2013

          С чего начиналась сельскохозяйственная жизнь в древней Японии? Наверное чтобы понимать какой была жизнь в Японии, стоит заглянуть в самые пыльные страницы истории, которые помогут нам разобраться в этом вопросе.

жизнь древних японцев

Хотя японцы и поздно овладели правилами ведения сельскохозяйственных работ, вскоре они достигли в этом искусстве значительных высот.

В античные времена жизнь на  “ниппонские” островах представляли собой лакомый кусочек для многочисленных племен-завоевателей, приходивших с Азиатского континента. Первое нашествие осуществили монголы, которые пересекли Японское море и расположились на архипелаге. Кроме того, известно и о более позднем нашествии, совершенном племена из приморских районов Юного Китая: племена эти принадлежали к разным расам (китайцы, малайцы, индонезийцы), но всем им приходилось сражаться с монголами, предыдущими завоевателями.

В конечном итоге племена решили договориться друг с другом для того, чтобы общими усилиями победить туземцев, из-за которых несли постоянные потери. Впоследствии, из-за урона, который наносила война враждующими сторонам, захватчики и аборигены пришли к пониманию необходимости сосуществовать. Так, японцы, которые были очень отсталыми, смогли познакомиться с новыми способами обработки земли, занялись развитием ремесла и начали устанавливать связи с народами континента.

 Сначала японцы не занимались сельским хозяйством, занятые в основном защитой своей страны и завоеванием новых территорий. Но, став со временем более миролюбивыми и благодаря контактам с другими азиатскими народами, развили у себя сельское хозяйство, хотя и в примитивной форме. Мешала им и нехватка познаний в астрономии, а следовательно, точной информации о времени сева и сбора урожая.

  Вскоре, через китайцев, японцы познакомились с рисом и начали интенсивно выращивать его. Они узнали, как можно орошать землю и подводить каналы с водой. С этого момента почти все население стало участвовать в этих полезных, но тяжелых работах. Выкапывали огромные бассейны, в которые направлялась подведенная по каналам вода, идущая из рек, не всегда расположенных рядом. Выращивание риса, культуры несложной и дающей питательное зерно, избавило японцев от признака голода. После предварительной подготовки побеги риса росли, не требуя к себе особого внимания.

 Одним из основных занятий древних японцев была рыбная ловля.            Окруженные морем со всех сторон, зажатые среди гор и на малом количестве земли, японцы быстро поняли, что именно морские воды стали прекрасным источником  питания.

 В их водах всегда было много рыбы – оставалось лишь забрасывать сети. Со временем они приобрели значительную сноровку в рыболовстве. Они научились строить специальные суда и сооружать ловушки на значительном расстояние от берега. Рыбаки продвигались все дальше в поисках рыбных мест. Тем не менее, в те времена рыбаки не могли обогатиться на своем ремесле, так как чтобы продать свою добычу, они вынуждены были пользоваться услугами торговцев-посредников которые были единственными людьми, кому была разрешена торговля.

Просмотров: 6 919

the300spartans.ru

Древний мир. Япония. Цивилизация Древней Японии.

"Говорят, есть прекрасная страна, окруженная со всех сторон голубыми горами. Почему бы не пойти туда? - обратился Иваро к своему брату Ицусэ. Восприняв его молчание как согласие, Иваро решительно добавил: - Пойдем туда".

 

Так, согласно преданию, произошло переселение людей племен тэнсон и идзумо с острова Кюсю на остров Хонсю. Иваро посадил своих людей на корабли и отправил в путь. 7 лет длился поход. Они обогнули берега родного Кюсю, вышли в Японское море и высадились на западном побережье Хонсю. Продвигаясь на восток, они поселялись на равнинных землях, которые позднее составили владения созданного ими государства Ямато, явились центром становления японского народа.

Однако Иваро как врага встретили старейшины племен, ранее обосновавшихся в этих местах. Они оказали сильное сопротивление пришельцам-завоевателям. Особенно упорно сражались местный старейшина Нагасунэ-хико и его сторонники. Иваро пришлось даже покинуть Ямато. Только после гибели врага он со своими соплеменниками вернулся туда.

Поселившись на новом месте, Иваро, как гласит легенда, первым делом выстроил святилище для хранения трех волшебных предметов: металлического зеркала, меча и яшмового ожерелья. Согласно поверьям, их передала как знаки власти своему внуку - богу Ниниги - богиня солнца Аматэрасу. Обладание ими давало Иваро повод причислить себя к наследникам богов и считать свою власть божественной. Своими завоевательными походами он положил начало образованию общеплеменного союза под главенством вождей, а позднее царей - тэнно. Иваро, как сообщают японские летописи, правил с 660 по 585 г. до н.э. После смерти его нарекли "Дзимму-тэнно" - "Небесный" или "Божественный царь".

Начиная с Дзимму-тэнно, власть в роду правителя Ямато переходила по наследству. Вначале царь мало отличался по своему положению от главы господствующего рода или вождя племени, но постепенно его власть распространилась и на остальных вождей Ямато. С увеличением числа членов царского рода становится обычаем наделять их землей.

Важные преобразования в стране связаны с деятельностью царя Судзина (97-30 гг. до н.э.). Он, как свидетельствуют японские летописи, впервые ввел налоги двух видов. Мужчины должны были посылать царю добычу своих "лука и стрел", т.е. добытое ими на охоте, а женщины - "изделия рук", т.е. ткани. Суздин вел войны с неподвластными ему инородцами. По четырем направлениям от Ямато он послал военачальников с наказом: "Если найдутся люди, не признающие наших велений, взять войска и повергнуть этих людей на земь".

Своим именем - а оно переводится как "Он, который почитает богов", - Судзин обязан тому, что был не только царем, но и верховным жрецом Ямато.

В стране бытовал обычай хоронить вместе с царем или членами царского рода живых людей. Предание гласит, что царь Суйнин, сменивший на престоле Судзина, был потрясен зрелищем закапывания людей в землю. Он сказал своим советникам:

"Жаль заставлять тех, кто любил кого-нибудь при его жизни, следовать за ним и после его смерти. Хотя это и старый обычай, но зачем соблюдать его если он плохой? Подумайте, как приостановить следование за умершим?" Надоумил находчивый глава гончаров Номино-сукунэ. Он предложил заменять живых людей их глиняными изображениями.

Идея пришлась царю по вкусу, так и стали делать. В Ямато существовал обычай, по которому каждый новый царь переносил прежнюю столицу на новое место, но в пределах страны. Так поступали по двум причинам. Во-первых, из-за боязни жить в доме умершего, который был не только дворцом, - там хранились святыни. Со временем создается общее святилище японских царей в Исэ. Так повелела богиня солнца Аматэрасу царевне Ямато, дочери царя Суйнина. С тех пор верховными жрицами святилища в Исэ всегда были девы-царевны. Во-вторых, царевич-наследник жил отдельно в своей ставке, которую и объявляли столицей.

Со временем владения Ямато увеличивались. Завоевательные войны велись в царствование Кэйко (71 – 130 гг. н.э.). Его сын, царевич Ямато-такэру, что значит "Богатырь Ямато", сражался против непокорных племен - кумасо на острове Кюсю и эбису на острове Хоккайдо.

16-летним юношей с дружиной искусных лучников Ямато-такэру отправился в поход против кумасо. Перед этим он проявил себя дома: убил брата близнеца за непослушание царю-отцу.

С двумя непокорными вождями кумасо Ямато такэру справился, прибегнув к хитрости. К одному он проник под видом красивой девушки, а когда во время пира вождь кумасо опьянел, ударил его кинжалом в сердце. С другим царевич для вида подружился, но во время купания убил его беззащитного.

На Хоккайдо Ямато-такэру сражался 10 лет с мятежными эбису. Совершить легендарные подвиги царевичу помогла его тетка, Ямато-химэ, верховная жрица святилища в Исэ. Она дала племяннику волшебное огниво и меч бога урагана Сусаноо,

который потом стали называть "Кусанаги" - "Целебная трава" или "Истребитель травы". Легенда рассказывает, что однажды враги подожгли заросли высокой травы, в которых укрывался Ямато-такэру. Огонь подступал все ближе, тогда царевич начал рубить мечом горящую траву и, в конце концов, спасся от гибели.

Ямато-такэру умер от ран на чужбине. Перед смертью он писал царю: "Я лежу среди душистых полей, но не забочусь о жизни. Я сожалею только о том, что не могу предстать перед тобой..." В этих словах звучат мужество и преданность воина, которые Ямато-такэру оставил в наследие своим потомкам.

Войны сыграли важную роль в укреплении власти царствующего рода Ямато. Во время походов царь и его ближайшие родственники становились во главе ополчения. Львиная доля захваченной добычи шла царю и его близким, в храмы, где священнодействовали опять же люди из царствующего дома. Военнопленные обрабатывали царские земли или зачислялись в разряд ремесленников, многие из которых работали на царский род.

В результате завоевательных походов Ямато старейшины побежденных инородцев становились подчиненными владетелям Ямато, их данниками. Для укрепления своей власти в покоренных землях цари Ямато назначали туда в качестве правителей своих родственников, которые проявляли себя храбрыми или способными людьми.

С расширением территории, подвластной царям Ямато, и увеличением населения на ней им уже трудно единолично справляться с делами управления. При государе Сэйму (131 - 190 гг.) впервыепоявляется должность "оми" - ближайшего помощника царя по управлению Ямато, а в области назначаются губернаторы и уездные начальники.

Преемник царя Сэйму, красавец-великан Тюай не отличался воинственным духом. Однажды его жена, царица Дзингу, увидела во сне земли, лежащие на юго-западе от Ямато, которые могли быть завоеваны. Это была Корея. Дзингу поведала свой сон царю, закончив рассказ словами: "Там изобилие разных сокровищ, манящих глаз, от золота до серебра. Я теперь дам эту землю тебе". Тюай вместо ответа продолжал играть на флейте. Все-таки покой его был потревожен. Вновь восстали непокорные кумасо. Они разгромили войска Тюая, смертельно ранив его самого. Царица Дзингу жестоко отомстила им за смерть мужа, но и ей не удалось их окончательно покорить. Они, как эбису, боролись за свободу в течение нескольких последующих веков.

Похоронив мужа и усмирив восставших, царица Дзингу предприняла поход против корейского государства Силла, давнего союзника кумасо. Она лично возглавила поход в заморский край. Военная экспедиция потребовала много средств и трудов на постройку кораблей, подготовку снаряжения, множество людей насильно взяли на войну. Недовольством населения воспользовались царевичи Кагосака и Осикума. В отсутствие Дзингу они возглавили мятеж. Однако верным Дзингу людям во главе с советником Такэноути-но сукунэ удалось вовремя его подавить.

Наследник Дзингу, Одзин, правивший страной с 270 по 310г., мечтал о морских походах и обязал жителей приморской области Идзу бесплатно, в качестве дани, строить для него корабли. В то время их корпуса делали, выдалбливая из стволов деревьев.

У Одзина появился целый флот - 500 судов - карано. Столько до него не было ни у одного царя Ямато. К судостроительству в Ямато поневоле оказались причастными жители Кореи. Часть кораблей Одзина сгорела неподалеку от домов, где размещались послы кореского царства Силла. Их обвинили в поджоге. Тогда правитель Силлы прислал в Ямато искусных корабелов. Там они потом основали наследственный союз кораблестроителей.

При Одзине создается прмословый союз рыбаков. До этого они были разобщены. Пользуясь этим, царский двор забирал у них рыбу. Со временем, осознав свою силу, рыбаки отказались выполнять приказы царских властей. После длительных переговоров царским указом было разрешено создание союза рыбаков, который представлял их интересы.

С развитием в стране разнообразных промыслов появились особые группы ремесленников, которые обслуживали царский двор и знать. Так, в конце 3 в. в распоряжение одного из царевичей было выделено 10 артелей ремесленников: ткачей парчи, изготовителей щитов, мечей, луков, стрел, резных камней и т.д.

Для развития ремесел цари Ямато поощряли переселение в свою страну искусных мастеров из-за рубежа. При Одзине с этой целью в другие страны было направлено несколько посольств. По приказу царя в Китай, в царство У, отправился приехавший оттуда Атино-оми с сыном. Им надлежало привезти в Ямато искусных ткачих и портных. Позже из корейского царства Пэкче прибыли гончары, шорники, вышивальщицы.

После смерти Одзина почти три года шла борьба за власть. Старший сын царя был убит, младший покончил жизнь самоубийством. Трон достался среднему – Нинтоку (313 - 399 гг.). То, что увидел новый царь вокруг себя, поразило его: войны, междоусобицы знати оборачивались бедами и нищетой для населения страны. Японские летописи донесли до нас слова Нинтоку: "Мы взошли на высокую башню и взглянули окрест, но нигде с земли не поднималось дыма. Из этого мы заключили, что народ беден и в домах никто не варит риса". После этого Нинтоку списал недоимки, на три года отказался от получения земельного налога. Сам стал ходить в старой одежде и поношенной обуви. Во дворце его, говорится в хвалебной оде в честь царя, в дождь переходили из одной комнаты в другую, так как протекала крыша.

Хозяйственное состояние страны не было безразлично царю.

Природные условия, пригодные для возделывания злаков, и богатое рыбой море обусловили основные занятия жителей страны Ямато - земледелие и рыболовство. По преданию, земледелие был делом нелегким. Удобной для обработки земли было мало. Освоение горных участков требовало больших усилий. С распространением железных орудий почву стали обрабатывать кирками, мотыгами, лопатами. Вошла в обиход соха с бычьей тягой. Выращивание риса, ставшего излюбленной пищей населения Ямато, требовало создания поливных полей, каналов, плотин, водохранилищ - проведения обширных гидротехнических работ.

С именем царя Юряку (457 - 479 гг.)связаны особые заботы о развитии шелководства. По преданию, он будто бы собрал расселившихся в разных местах людей рода Хата, умевших получать шелковые нити, и поселил их вместе, приказав заниматься шелководством и ткать шелковые ткани. В 472 г. вышли указы о разведении тутовника везде, где он может расти. И одновременно предписывалось вновь расселить людей рода Хата по различным местам, чтобы они могли обучить большее количество крестьян шелкоделию.

За годы правления царей Нинтоку и Юряку хозяйство страны окрепло, народ стал жить лучше. Цари получили такую большую власть, что самые могущественные главы родов не могли мешать им править. Однако постепенно в царском семействе начались разлады. Они вдохновили Матори, члена семейства Хэгури, захватить трон у десятилетнего царя Бурэцу (499 – 506 гг.). Но против Матори выступила военная знать, и род Хэгури был истреблен.

В 6 в. значение царской власти падает, вновь верховодят влиятельные старейшины родов. Беспредел и распри царят в Ямато. Им пришел конец после решающих сражений домов Мононобэ и Сога.

Воинов Мононобэ возглавлял родоначальник Мория, воинов Сога - шестнадцатилетний царевич Сетоку-тайси. В решающем сражении Мария был убит, погибли многие его родственники и сторонники, а оставшихся в живых обратили в рабство. Их имущество перешло в казну.

Как гласит предание, во время битвы голову Сетоку-тайси украшал шлем с изображением четырех царей - стражей мира, которые защищают мир и людей от злых сил. С их изображениями, как и с другими образами буддийских богов и защитников, японцы познакомились впервые в 552 г., когда король корейского государства Пэкче прислал в Ямато статую Будды, отлитую из золота. Его сопровождали буддийские монахи. С новой религией первоначально познакомился царский двор. Сетоку-тайси был приверженцем буддизма и всеми силами содействовал его распространению в стране, надеясь с его помощью стать вершителем судеб народа.

В 604 г. он опубликовал "Закон из 17 статей". В нем излагались основы управления государством. Например, в статье 3 говорилось: "Когда получаете повеление государя, обязательно соблюдайте его... Если не будете соблюдать, погубите сами себя"; в статье 4: "Все сановники и должностные лица, считайте самым главным закон... Если нет закона наверху, нет порядка и внизу. Если же нет закона внизу, обязательно появляются преступления"; "Долг чиновника - справедливо, не поддаваясь соблазну обжорства и алчности, рассматривать жало бы, ему подаваемые" - статья 5; "Сановники и чиновники! Рано приходите на службу и поздно уходите! Дел очень много" - статья 8.

На рубеже середины 7 в. для страны Ямато заканчивается период древности, и она вступает в новую пору своего развития. На смену "Ямато" приходит "Ниппон" - "Япония" - "Страна восходящего солнца".

Источник: неизвестен :(

ancient.gerodot.ru


Смотрите также