Татары древние фото. Татары сибирские, их культура и обычаи. Татары в России
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Самые красивые татарки: фото. Татары древние фото


Почему в древних европейских книгах татары выглядят вполне по-русски? Свидетельства русской Тартарии

Нет ничего удивительного что татаро монголы, правильней наверное тартаро маголы ,выглядят как русские, как европеоидные люди.  На само деле никакого отношения к монголам они не имеют, это туранцы- "иранский" народ.

А славяне действительно жили в землянках, это исторический  археологический факт, как и  бесспорно то,что русские это не равно славяне.

Правда она посередине .. истину прячут, мешая её с ложью, или выдавая только часть правды

Географических карт Великой Тартарии в мире остаётся всё меньше. А особенно тех, что на русском языке.

Из русских карт можно скачать в интернете такие: «Чертёжная книга Сибири, составлена Семёном Ремезовым в 1701 году», «Карта Киприянова 1707 года», «Русская карта Тартарии, 1745 года». Все они прямо указывают на существование страны, название которой невозможно встретить ни в одном современном учебнике по истории нашей страны. Как невозможно там встретить никаких сведений о людях, её населявших.

Скажу хотя бы о тартарах, которых сейчас все, кому не лень, называют татарами и относят к монголоидам. Интересно посмотреть на изображения этих «татар». Очень показательна в этом случае известная книга «Путешествия Марко Поло» – так её называли в Англии. Во Франции она называлась «Книгой Великого хана», в других странах «Книгой о многообразии мира» или просто «Книгой». Сам итальянский купец и путешественник озаглавил свой манускрипт – «Описание мира». Написанный на старофранцузском, а не на латыни, он стал популярным во всей Европе.

В ней Марко Поло (1254-1324) подробно описывает историю своего путешествия по Азии и 17-летнее пребывание при дворе «монгольского» хана Хубилая. Оставив в стороне вопрос достоверности этой книги, мы направим своё внимание на тот факт, как европейцы изображали «монголов» в средние века.

Как видим, во внешности монгольского Великого Хана Хубилая нет ничего «монгольского». Напротив, он и его окружение выглядит вполне по-русски. Да ещё и с правилами обратной перспективы, применяемой только в древнеславянской живописи!

О том, что европейцы были весьма хорошо осведомлены о существовании русской Тартарии, свидетельствуют и многочисленные средневековые географические атласы, и энциклопедии. Например, сведения о Великой Тартарии сохранились в 6-томной испанской энциклопедии «Diccionario Geografico Universal» 1795 года издания, хотя уже в несколько изменённом виде.

Из первого издания Британской Энциклопедии следует, что ещё в конце XVIII века на нашей планете существовало несколько стран, которые имели в своём названии слово Тартария. В Европе сохранились многочисленные гравюры XVI-XVIII и даже начала XIX века, на которых изображены граждане этой страны – тартары.

Давайте посмотрим на внешний вид тартарских и могольских принца и принцессы на гравюрах начала XIX века.

Примечателен тот факт, что средневековые европейские путешественники называют тартарами народы, которые проживали на огромной территории, занимавшей большую часть континента Евразии. Если мы посмотрим на изображения восточных тартар, китайских тартар, тибетских тартар, ногайских тартар, казанских тартар, малых тартар, белых тартар, чувашских тартар, калмыкских тартар, черкасских тартар, тартар Томска, Кузнецка, Ачинска и т.д., это вызовет некоторое удивление в свете нынешнего понимания кто такие монголо-татары. Никакого отношения к современным татарам Тартария не имела, точно также, как и Могольская Империя, располагавшаяся на территории современного Пакистана, никакого отношения не имела к современной Монголии. Ведь даже в самом названии «Могол» звучит русское слово могущество!Внимательно посмотрев на одежды правителей моголов, нельзя не заметить поразительное их сходство с парадными одеждами русских царей и бояр, да и внешность самих моголов имеет все признаки Белой Расы.Например, предком Бабура, основателя Империи Великих Моголов является великий воин и выдающийся полководец Тамерлан (1336-1405). Посмотрите ниже на два его изображения: на одной гравюре он изображён молодым, на другой – в более зрелые годы. Существует множество изображений Тамерлана. На одной из гравюр написано: Tamerlan, empereur des Tartares – Тамерлан – Император Тартар, а в книге «Histoire de Timur-Bec, connu sous le nom du grand Tamerlan, empereur des Mogols & Tartares», написанной Шарафом аль Дином Али Язди в 1454 году и изданной в Париже в 1722, он назван Императором Могол и Тартар.Отсюда следует вполне логичный вывод о том, что о Великой Тартарии хорошо знали даже в первой четверти XX-го века. Об этом же свидетельствует и практически повсеместное использование ведических символов, которое в США и Европе продолжалось до конца 30-х годов, а в Азии продолжается до сих пор.

После того, как в России власть перешла к «учёным немцам» эпохи Петра Первого, информация о Великой Тартарии стала исчезать катастрофически быстро, а в последнее время, особенно после Второй Мировой войны, уже никто не мешал мировым СМИ диктовать миру только то, что им вздумается. Вот так и вышло, что потомки могучих моголов, называемые ныне «племенем калаш», с лёгкой руки «учёных» причисляют к потомкам «воинов Александра Македонского», которые якобы зачем-то остались в этих местах…

Приведённая здесь информация – лишь малая часть правды, которую скрывает так называемая «Академия наук» со своей нормандской теорией угробления великой Русской культуры в пользу новоявленных в древней истории мира «немцев».

Гораздо больше расскажут вам труды русских учёных, например, об афанасьевской культуре белых людей в доисторические времена бронзового века на территории Казахстана, южной Сибири, Монголии и северного Китая. Также интересен труд Л.Н.Гумилёва «Динлинская проблема» о ещё недавно широко распространённых и многочисленных белых народах Китая, труд А.А.Тюняева «Китай – младший брат Руси» о расшифровке насечек на «древнекитайской» керамике, оказавшиеся идентичными древнеславянским. Очень интересны сведения о мумиях белых людей в Китае. Да много свидетельств того, что вся Азия ещё совсем недавно была Русской!

Всё дело в том, что в Великой Мировой войне, которая в лживых, написанных немцами учебниках по истории называется «Пугачёвским бунтом», победили не мы… Но НАША победа ещё впереди! Русские долго запрягают, да быстро ездят. Куда тогда станете бежать, ЖЫДОЛЮБЫ? Мы вас всех запомним, чтобы потом спросить с вас по полной программе. Не потому, что мы злопамятны. А потому, что вы нам так и не смогли отшибить память.

ПоСкребушки: Наши советские историки времен СССР писали, скифы имели развитое земледелие уже в 6-3 тыс лет до рождества христова!

А вот эта свежая новость:

Одновременно с цивилизацией Древнего Египта на территории далекого Прииртышья существовала сложная система религиозных верований — к такому выводу пришли исследователи, обнаружив этим летом захоронение в «Омской стоянке» — серии археологических памятников, датируемых с VI тысячелетия до н.э. до XIII века н.э. !!!«Захоронение относится к периоду неолита, а именно к IV тысячелетию до нашей эры. Ему больше шести тысяч лет», -цитирует ТАСС научного руководителя раскопок, профессора Бориса Коникова. — «Вместе с художественно обработанными предметами для поклонения из кости оно подтверждает гипотезу, что одновременно с цивилизацией Древнего Египта на территории далекого Прииртышья существовала сложная система религиозных верований».

Долго нам еще будут с экранов телевизора и учебников твердить, что дикие славяне до прихода "просвещенных мужей" греков аки звери, в землянках жили? Недавно с деревьев слезли. И нужно решить вопрос "толерантности" с РПЦ , которая приложила немало усилий очернить нашу древнюю историю и продолжает прикладывать все усилия, что бы сохранить все как есть в неизменности.

Без восстановления единого древа правдивой истории России так и будут возникать теории Великих Укров или Казахов - единственных наследников Орды... (с)Sage

nktv1tl.livejournal.com

Миф ордынского наследия. Соотношение этнографии татар с их национальной самоидентификацией (фото)

Сам, имея очень сложное смешанное национальное происхождение, мать у меня татарка, отец наполовину русский наполовину еврей, маня всегда очень интересовал этногенез моих исторических корней, что обусловило углубленное изучение этого вопроса, а особенно касающегося этногенеза татар, как самого сложного и интересного из выше перечисленного. В то же время при непосредственном общении я все более стал приходить к выводу, что как в общей массе и как даже среди самой образованной части татарской интеллигенции, несмотря на самое жесткое татарское национальное позиционирование, отсутствуют даже самые общие знания о своих корнях.Так распространенным мифом является ордынское наследие, как некая память о верховенстве татарского народа перед русским.

Александр Невский ы Золотой Орде

Как то на сайте газеты «Звезда Поволжья», которая является некой независимой платформой граждански активной интеллигенции Татарстана, что очень лестно мне как автора более десятка публикаций, размещенных в этой газете, в одном комментарии было изложено некое определенное мнение возмущения фильмом «Орда» и его принятием общественном политической средой России. И это возмущение явно основывалось на некотором чувстве оскорбления предков. Тут интересен момент, что этот татарский интеллигент так возмутившийся фильмом, как выпадом против татарской нации, в том числе и казанских татар, совсем не представляет себе того, что казанские татары имеют самое отдаленное отношение к Золотой Орде.Более того, если учесть тот факт, что основными предками казанских татар являются волжские булгары, в чем сходятся большинство ученых исследователей этого вопроса, то Батый перед нападением на русские княжества завоевал как раз Волжскую Булгарию.

казанские татары

Только после того как золотоордынские монголы приняли Ислам, как и волжские булгары, то город Булгары стал самым северным форпостом Золотой Орды. Наиболее страдавший от военных походов русских князей, от таких как например как Дмитрия Донского. И происходило некоторое смешение. В то же время смешение это настолько разнообразно, что говорить о каких конкретных предках кроме волжских булгар оправдано только в отношении половцев и тюрков. В самой Золотой орде были десятки если не сотни разных народностей. Численность самих монгол, которые составляли аристократию была не более 15%, что привело и к их смешению.

Нижегородские татары

Вообще этногенез татар настолько разнообразен, что неудивительно, что татары не особенно стараются хранить свое историческое наследие. Тут и булгары, и половцы, и тюрки, а вниз по Волге ближе к Астрахани даже евреи, которые составляли значительную часть Хазарского каганата кроме тюркских народов.

астраханские татары

Сами татары, тоже делятся на разные этнические группы. Казанские татары, сибирские татары, астраханские татары, мешары, кряшены, азиатские татары. И у всех разные предки и история и даже внешний облик. От европейского типа волжских татар середины Волги с основными предками половцами и булгарами, до самого определенного азиатского типа других татар. Даже по культуре и быту (кухне) казанские татары типичные оседлые земледельцы, а не кочевники, что означает для них только более высокий уровень цивилизационного развития. Монголы в период их нашествия даже письменности не имели, не говоря уж об остальной развитой культуре. Так стоит ли на них равняться?

рязанские татары

крымские татары

А ка вы сами думаете, лолжны ли татары гордится ордынским наследием

foto-history.livejournal.com

Крымские татары. Этнография. Старинные фото. Интересные факты

Крымские татары сформировались как народ в Крыму в XIII—XVII веках. Историческим ядром крымскотатарского этноса являются тюркские племена, осевшие в Крыму, особое место в этногенезе крымских татар у кипчакских племён, которые смешались с местными потомками гуннов, хазар, печенегов, а также представителями дотюркского населения Крыма — составили вместе с ними этническую основу крымских татар, караимов, крымчаков

Крымские татары. Этнография

К концу XV века были созданы основные предпосылки, приведшие к формированию самостоятельного крымскотатарского этноса: в Крыму установилось политическое господство Крымского ханства и Османской империи, тюркские языки (половецко-кыпчакский на территории ханства и османский в османских владениях) стали доминирующими, а ислам приобрёл статус государственной религии на всей территории полуострова. В результате преобладания получившего имя «татары» половецкоязычного населения и исламской религии начались процессы ассимиляции и консолидации пёстрого этнического конгломерата, которые привели к появлению крымскотатарского народа. В течение нескольких столетий сложился крымскотатарский язык на основе половецкого языка с заметным огузским влиянием.

Крымские татары. Этнография

Окончательно процесс формирования народа завершился в период Крымского Ханства.

Крымские татары. Этнография

Татары выходящие из мечети в Бахчисарае.

Крымские татары. Этнография

Татарское кладбище в Бахчисарае.

Крымские татары. Этнография

Как но наружному виду, так и по наречию, а также и по некоторым нравам и обычаям крымское население, называемое нами теперь огульно крымскими татарами, разделилось на три группы: южнобережное, горное и степное.

Крымцы южного берега высоки, стройны, черноволосы и черноглазы, со смуглым, но в то же время вполне европейским цветом лица; черты лица их очень правильны и красивы, и среди южнобережных татар, как мужчин так и женщин, есть много известных красавцев и красавиц. В них видна благородная кровь и древних греков, и средневековых итальянцев, да и в языке их слышится и более мягкое произношение и обилие испорченных итальянских и греческих слов.

Совсем не таковы крымцы степной полосы. Они низкого или среднего роста, коротконоги и немного кривоноги, с длинными руками, большой широкой головой, выдающимися скулами, узкими глазами с немного косым разрезом. Они сами зовут себя ногаями и происходят от ногайских орд.

Горные татары, живушие около Бахчисарая, по Байдарской долине, около Симферополя, и по внешнему виду и по диалекту представляют середину между степными и южнобережными. В них еще больше смеси, чем в южнобережных.

Крымские татары. Этнография

Костюмы татар очень живописные, но развившиеся под влиянием турецкой культуры, в последнее время, когда Крым стал наводняться массою туристов, проникающих в самые затаенные углы полуострова, стал значительно изменяться. Поэтому многие национальные части местного костюма заменяются общеевропейскими частями туалета.

Прежний, типичный костюм крымца состоит из белой рубашки с прямым воротом, темных шаровар, подпоясанных широким, цветным поясом, сафьянных башмаков или туфель: сверх рубашки надевалась узкая, расшитая шнурками черпая куртка; на голове носилась низкая черная мерлушковая шапка с небольшим вытороченным золотыми галунами кружочком посередине ее вершины.

Крымские татары. Этнография

Горные татары и татары южного берега.

Крымские татары. Этнография

Степные татары.

Крымские татары. Этнография

Характер общественной жизни татар выражается и в наружном виде их деревень. Все татарские селения расположены в лощинах; в этом сказывается, может быть, привычка прежнего степняка-татарина прятаться от взоров казака. Дома здесь не скученные, как в русских селах, а разбросаны в беспорядке и отделены друг от друга если не садом, то огородом, или просто пустырем. Вокруг деревни, большею частью, примыкая к самым усадьбам, лежат поля и сенокосы. Поля эти, в свою очередь, обнесены, почти у каждого хозяина, плетнем, а иногда каменною оградою или канавою.

Только в горах, по тесноте места, дома в татарских деревнях стоят не в далеком расстоянии друг от друга, хотя также разбросаны в беспорядке. В этих селениях низкие татарские сакли, обыкновенно, плотно примыкают одною стеною к горе, так что, сходя с последней, можно легко взойти на дом, совсем того не замечая.

Жилище татарское, сакля, не везде строится одинаково: на южном берегу Крыма татары делают себе дома из грубых полевых камней, смазывают их и оштукатуривают глиною. А на северном склоне гор, и особенно в степях, татарские дома строятся из крупных самодельных кирпичей, приготовляемых из смеси глины с соломою.

В сакле татарской постоянно соблюдается чистота и порядок; войлок, постланный на полу, часто выколачивается и выветривается. Вообще, где участвуют руки и глаз татарки, там все делается исправно и обстоятельно. Это относится одинаково как к бедным, так и богатым татарским семействам.

Татарский дом, плуг и телега.

Крымские татары. Этнография

Крымскими татарами употребляются в пищу следующие кушанья: хлеб, обыкновенно, перекисший, чересчур крутой и дурно выпеченный; пилав из пшена и баранины; катык, т.е. скисшееся, свернувшееся и потом прокипяченное, а иногда еще и просоленное молоко, по большей части — овечье, что-то вроде нашего кислого молока или творогу, но на вкус русских совершенно негодное, у крымских же татар весьма любимое.

Изредка, в каких-нибудь особенных случаях, татары приготовляют: шашлык — жареную на вертеле мелкими кусками баранину; чирчир-бурек или чубурек, т.е. жареные на бараньем сале пирожки с начинкой из рубленой говядины; голубцы в виноградных листьях, облитые, вместо сметаны, катыком. Самым же роскошным блюдом считаются щи, сваренные из разных овощей и фруктов и из различного мяса; чем разнокалибернее состав этого удивительного блюда, тем выше оно ценится. Всякое кушанье у татар, обыкновенно, переварено и пережарено донельзя, и все обильно приправляется бурдючным жиром (сало из хвоста крымского барана), стручковым перцем, луком и чесноком, который татары поглощают в огромном количестве.

Сбор винограда в Крыму.

Крымские татары. Этнография

Крымские татарки

Крымские татары. Этнография

Крымские татары. Этнография

Крымские татары. Этнография

Крымские татары. Этнография

Семья крымских татар в дороге.

Крымские татары. Этнография

Крымские татары и мулла.

Крымские татары. Этнография

Крымские татары. Этнография

Крымские татары. Этнография

Крымские татары. Этнография

Мурза и его сопровождающий.

Крымские татары. Этнография

Источник: http://zidanio.livejournal.com/24233.html, http://alma.crimea.ua/forum/index.php?topic=541.0

похожие записи

perekop.org

Вопрос о татарах: кто булгар, а кто нет?

Этот пост я вынашивал давно. Замыслил я его для того, чтобы лично разобраться в этногенезе современных татар и ответить на вопрос: какая группа татар относится к булгарам, а какая нет. Можно ли объединить всех татар под одним этнонимом "булгары", как это пытаются сделать булгаристы? Или же это полная бессмыслица? Эти вопросы принципиальны для меня, т.к. я убежден, что любой народ имеет право знать свою историю и идентифицировать себя так, кем он является на самом деле, а не ходить с ложным ярлыком, которого на него повесили другие. Напомню, настоящие монгольские племена под названием "татары" жили в VI—XIII веках далеко в степях Центральной Азии и к современным татарам никакого отношения не имеют. У современных татар в предках значится совсем иные народы, поэтому справедливости ради "татарами" они называться не могут. В настоящем посте попробую в этом разобраться.

Восточная Европа 9-11 веках.Восточная Европа 9-10 века

Итак, официально выделяются следующие группы татар:

• Казанские татары

• Мишари

• Касимовские и бордаковские татары

• Сибирские татары

• Астраханские татары

• Тептяри

• Пермские татары

• Польско-литовские татары

• Кряшены

• Нагайбаки

Ведущую группу из всего "татарского" этноса составляют казанские татары. С 20-х годов прошлого века их язык считается образцовым, на него равняется вся татарская литература, алфавит, произношение, правописание и т.п., по нему обучаются дети в школах, а все остальные отклонения языка перешли в разряд диалектов. Никто уже не сомневается в том (разве что безнадежно неизлечимых монголистов-татаристов-империалистов и некоторых чуваш, которые не хотят делиться булгарским наследием с казанцами), что этническую основу казанских татар составили булгары. Булгары появляются в Поволжье в 7 веке, когда Причерноморская Великая Болгария распадается под натиском хазар, и его жители в поисках спасения разбегаются кто куда. Часть болгар под предводительством Аспаруха движется на Дунай и создает Дунайскую Болгарию, часть под предводительством Котрага уходит в Волго-Камье и создает Волжскую Болгарию. На новых землях они смешиваются с местными славянами (волжские тоже - "именьковская культура" признана славянской). В 865 году дунайские болгары окончательно принимают христианство (Борис I), а волжские болгары через 57 лет в целях защиты от хазар приглашают Багдадских богословов и принимают ислам (Алмуш, 922 год). Христианство же в среду болгар начинает проникать еще, когда они жили в Причерноморье. Кубрат - основатель Первой (Великой) Болгарии, воспитывался в Византийском дворе и был крещен в 12 лет, а его дядя хан Органа (Бу-Юргана) даже основал первую булгарскую архиепископию в городе Корсунь, что в Крыму. Правда, ислам принимают не все волжские болгары, и не так, как хотело Багдадское посольство. Дело в том, что в замен на принятие ислама, Алмуш хотел получить деньги для строительства крепости, а деньги он не получил. После скандала с посольством, ислам он все-таки принимает, т.к. понимает, что будучи мусульманином, хазары на него нападать не будут. Войско у хазар было наемное из мусульман, а мусульмане не воевали с мусульманами. В последствии Волжская Болгария разгромляется татаро-монгольским нашествием и, после нескольких восстаний, включается в состав Золотой Орды (1240 год). Позднее радикальный исламист - хан Узбек, убив всех своих соперников, приходит к власти в Золотой Орде, разгоняет всех христиан с язычниками и объявляет Золотую Орду мусульманским государством (1313 год). Триста лет волжские болгары находятся в подчинении завоевателей, хотя при этом сильно влияют на них в культурном плане. Когда Орда распадается, один из чингизидов крымско-татарского происхождения Улуг-Мухаммед на месте Волжской Болгарии основывает новое ханство, называемое Казанским (1438 год). Стоит отметить, что все последующие ханы Казанского ханства не были из числа местного населения булгар, а были чингизиды из разных династий: то крымских (десять), то сибирских (один), то астраханских (три) ханов. Правителей с булгарскими корнями не было в Казанском крае с тех самых пор, как пала Волжская Болгария. Хотя, известно, что в первые года, булгарские цари, так же как и русские, получали ясак на правление. Благодаря этим - фактически чужим - правителям на булгар вывешивается ярлык "татары". Русские же имели дело с ханами, а не с местным населением, как ханы называли себя, так русские называли и болгар, то есть - татары. Действительно, последние исследования генетиков говорят о том, что казанские татары в сути своей не являются тюркской народностью, а являются финно-уграми, сменившие когда-то изначальный язык на тюркский. Возможно, тюркизация произошла вместе с исламизацией. Ибн-Фадлан, посетивший Волжскую Болгарию в составе Багдадского посольства, четко называет булгар славянами, при этом других тюрков (огузов, печенегов, башкир) он называет тюрками, а значит он понимал кто есть кто. А персидский путешественник Истархи, тоже с 10 века, пишет, что язык хазар не похож на язык тюрков, а похож на язык булгар. Эти и другие факты говорят о том, что булгары изначально не были тюрками. (Как-нибудь я обязательно напишу о языке булгар). Лишь незначительная часть татар (примерно 10-15 %%) имеет восточное происхождение. Казань со времен Золотой Орды вознеслась, как центр татарской цивилизации, она всегда притягивала тюрков и татар небулгарского происхождения. Вливание извне было неизбежно. Поэтому в Казани можно встретить любого представителя из татарских групп. Примерная численность казанских татар на сегодняшний день - 2 млн.человек.Семья богатого казанского татарина. Фото последней трети XIX в.Семья богатого казанского татарина. Фото последней трети XIX в.

Казанские татарыКазанские татары

Казанская татаркаКазанская татарка

Мишари - второй крупный субэтнос татар Среднего Поволжья и Приуралья. Разговаривают на мишарском (западном) диалекте татарского языка. Формирование мишарей происходило на правобережье Волги, вплоть до правобережья Оки на севере. Существует две основные версий о происхождении этого народа. Мещерекская – согласно этой теории мишари возникли путем тюркизации финно-угорского народа мещереков. Другая версия предпологает, что мишари потомки буртас, жившие в V-XI вв. по обоим берегам Волги (примерно от современной Сызрани до Волгограда). Этническая принадлежность буратс до сих пор остается не ясной. Некоторые учены считают их близким народом к ираноязычным аланам, другие - к финно-уграм, третьи - к булгарам. Но судя по всему мещереки и буртасы были родственными или даже одним и тем же народом, но с разными названиями. По внешнему виду современные мишари - типичные европеиды со светлыми волосами и часто с голубыми глазами. Выделяются чокающие и цокающие. Можно заметить, что цокающие в основном живут там, где жили мещереки, а чокающию живут там, где жили буртасы. Есть ли тут какая-то связь?.. Вполне возможно. Последний раз как отдельный народ мишари отмечались в 1926 году и численность их была около 1 миллиона (сегодня по некоторым оценкам может дойти до 2,5 млн.). Можно ли мишар назвать булгарами? Отчасти: может, они и не были булгарами, но генетическое родство на лицо. Любая теория о происхождении мишарей сближает их с булгарами.

Мещерячки. Гравюра из атласа к французскому изданию «Путешествий по разным провинциям Российского государства» Палласа. 1794 год.Мещерячки. Гравюра из атласа к французскому изданию «Путешествий по разным провинциям Российского государства» Палласа. 1794 год.

Мишари Сергачевского уезда 1890-еТатары Сергачевского уезда

Деревенские старшины сергачевских мишарМишари-старшины Сергачского уезда

Примерные границы некоторых мишарских княжеств в Мещере в XV—XVI веках. мишариОбратите внимание на языческие имена мишарских князей на карте.

Касимовские татары – их название связано с Касимовским царством - феодального государства со столицей в городе Касимов, существовавшего в 1452-1681 годах в западной части Мещёры. Основу их этнического субстрата составили мишари и другие финно-угорские племена, обитавшие на землях Мещерского края еще до образования Касимовского ханства. В качестве этнического субстрата выступили выходцы из Казани, Астрахани, Крыма, Сибири, казахских и ногайских орд, оседавшие на территории царства в течение XV—XVII вв. Этногенетическое взаимодействие этих племен и народностей оказало большое влияние на формирование и развитие традиционной культуры касимовских татар. В ней наиболее наглядно проявились сложные процессы политической и социально-экономической истории данной группы татар. Ныне - это территория Рязанской области. Бордаковские татары - это православные касимовские татары.

Рязанская (касимовская) татарка,1930-еТатарка Рязанск.обл., 1930-еСибирские татары - коренной этнос Западной и Южной Сибири. По расовым признакам сибирские татары относятся к южносибирскому, западносибирскому и центральноазиатскому расовому типам. Этногенетические процессы средневековья и более поздних периодов антропологически сближают сибирских татар с жителями Средней Азии (сартами), казахами, башкирами. Дерматоглифический материал позволяет отнести сибирских татар к кругу метисных монголоидно-европеоидных форм со значительным преобладанием монголоидного компонента. Заболотные татары чрезвычайно близки к берёзовским хантам. Несмотря на многие общие культурные сходства сибирских, волго-уральских и астраханских татар, антропологи всё же выделяют сибирский тип как отдельный этнос! С тех пор как Татарстан стал центром и средоточием татарской культуры, влияние поволжских татар на все остальные группы татар привело к тому, что усилился процесс культурной консолидации всех татарских групп. Книги, фильмы, газеты, выпускаемые в Татарстане и доступные по всей России, концерты творческих коллективов из Татарстана в татарской диаспоре, неизбежно привели к нивелировке местных различий. Тем не менее, в среде сибирских татар сильно чувствуется их близость с казахами и отличия от казанских татар. Сибирские татары – не являются генетическими родственниками казанским татарам и булгарами их называть нельзя. Они - отдельный народ. Численность доходит до 200 тыс.чел.

Сибирские татары начала ХХ векаСибирские татары

Астраханские татары - территориальная группа татар, сформировавшаяся на территории современной Астраханской области. В XV—XVII вв. астраханские татары, населявшие Астраханское ханство (1459—1556), частично Ногайскую Орду и отдельные ногайские княжества (Большие и Малые Ногаи и др.), испытало сильное воздействие ногайцев (которые в свою очередь имеют монгольское происхождение - мангыты). Астраханские татары, равно как и многие другие представители татарского и других тюркских этносов, употребляют несколько эндоэтнонимов для обозначения субэтнической и родовой принадлежности (нугай и карагаши). В прошлом от оседлых астраханских татар особняком стояли кочевые татарские группы - так называемые юртовые татары. Сегодняшние астраханские татары по внешности скорее монголоидны, чем европеидны. Можно ли астраханских татар называть булгарами? Нет! Хотя Л.Н.Гумилев считает, что астраханские татары частично потомки хазар. А хазары в свою очередь, хоть и враждовали с булгарами, но были им родственны. Астраханских татар насчитывается всего ок. 2 тыс.чел.

Начало ХХ векаастраханская-татарка

Тептяри - субэтнос татар, возник в 17 веке на территории Башкортостана, после переселения туда казанских татар, чувашей и финно-угорских народов и смешения их между собой. Часть исследователей рассматривают тептярей как сословие, а часть как этносословную группу. В последний раз тептяри были зафиксированы в переписи 1926 года - 27 387 человек. В Башкортостане и сейчас все не мишарские татары в народе называются тептярами. Их количество при соблюдении коэффициента 1926 года на сегодняшний день получится ок. 50 тыс.чел. Тептри - это булгары? Да!

Рядовой Тептярских полков, 1819-1825Рядовой Тептярских полков, 1819-1825

Пермские татары этнографические группы татар, проживающие на территории Пермского края. Татары проживают почти во всех населённых пунктах Пермского края. Татары в Пермском крае не единая в этнографическом отношении группа. В Прикамье сформировалось несколько этнографических групп татар. Выделяют сылвенско-иренских, муллинских, тулвинских татар, татарское населения Куединского района. На территории Прикамья издавна протекали активные контакты татар и башкир, поэтому в некоторых случаях достаточно сложно провести этнокультурную границу между татарами и башкирами. Прежде всего, это касается тулвинских татар и башкир. Численность татар в Прикамье в 1989 году составила 150 460 человек. Перепись 2002 года отметила сокращение их численности до 136 597 татар. Часть этих татар можно отнести к булгарам, часть - к башкирам.

Деревня Танып Бардымский район Пермской области, дореволюционное фотоДеревня Танып (Бардымский район Пермской области).

Польско-литовские татары - самостоятельная этнотерриториальная общность татар. Общая численность свыше 11 тыс. человек (начало XXI века), из них в Белоруссии 7,3 тыс., в Литве около 3,2 тыс. и в Польше около 500 человек. Отдельные представители проживают также в Латвии, Молдове, Украине, России и других странах. Письменность на основе кириллицы и латинской графики. Верующие - в основном мусульмане-сунниты, есть также христиане (православные, католики и протестанты). Прежде эти татары называли свое вероисповедание верой бисурманской, а себя - бисурманами. Однако после войн с турками слово «бисурман» приобрело в устах христиан пренебрежительный оттенок и перестало употребляться татарами в качестве самоназвания. Согласно собственной традиции первые татары (в основном это были мужчины-воины) пришли в Великое Княжество Литовское из Золотой Орды вместе с бежавшим в Литву ханом Тохтамышем. В качестве самостоятельной этнической группы татарского народа сформировались в конце XIV — начале XV веков на территории Великого княжества литовского из поступивших на службу к литовским князьям выходцев из Золотой Орды, позже из Большой и Ногайской Орд, Крымского ханства, в том числе потомков Мамая и его воинов. В первой половине XV века образовали вассальные Литве княжества — Джаголдаева тьма и княжество Мансура. На протяжении веков военная служба являлась основным занятием польско-литовских татар. Татары составляли значительную часть конных войск Великого Княжества Литовского (например Грюнвальдская битва). В XVIII веке в войске Речи Посполитой насчитывалось несколько татарских полков. В Российской империи в 1797 году был создан Литовско-татарский конный полк. В 1812 году в гвардии Наполеона был сформирован эскадрон литовских татар. В современной Литве татары компактно проживают в Вильнюсском и Алитусском районах, разрозненно - по всей стране. Особые политические и социально-экономические условия, в которых оказалось татарское население Великого княжества Литовского, сыграло основную роль в формировании специфических черт в культуре и языке польско-литовских татар. Отсутствие мусульманских женщин вынудило смешанные браки. Родного языка у них не было, т.к. племена были разноязычны. Уже к концу XVI века перешли на старобелорусский язык, позднее часть перешла на польский. Для религиозной литературы использовался модифицированный арабский алфавит. Булгары ли польско-литовские татары? Однозначно нет! Хотя, возможно, среди них были мужчины из булгар. Но не думаю, что их было много. Булгары - земледельцы, и в войсках золоордынских ханов их было в меньшинстве, если вообще были. Основной костяк польско-литовских татар составляют потомки крымских татар и ногайцев (это были мужчины воины, которые взяли в жены литовских и польских женщин).

Польско-литовские татарыпольско-литовские

Кряшены (крещёные тата́ры) - этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов. Исповедуют православие, проживают, в основном, в Татарстане, в небольшом количестве в Башкортостане, Удмуртии, Челябинской области, а также Самарской и Кировской областях. По неофициальным данным их численность доходит до 700 тыс. человек, из них, по словам отца Павла - уважаемого кряшенского священника из Тихвинской церкви г. Казани, в Татарстане проживает 400 тыс. кряшен. Хотя при этом на переписях казанскими властями официально выделяется не более 30 тыс. кряшен. Все это делается для того, чтобы держать численность татар больше половины от числа всех жителей Татарстана и поэтому остальных кряшен причисляют к татарам.

Согласно традиционной (и сильно раздутой мусульманской интеллигенцией) точки зрения кряшены возникли в процессе поэтапной насильственной христианизации тюркских и финно-угорских народов после падения Казанского ханства. Однако в последнее время появляется все больше доказательств, что насильственной христианизации не было. Христианизация была добровольная, и многие кряшены до этого не были мусульманами. К тому же имеются множество фактов существования христиан среди предков казанских татар еще со времен Причерноморской и Волжской Болгарии. Например, историк и богослов А. В. Журавский. утверждает, что крещёные татары не являются крещёнными в 16 веке татарами, а являются потомками тюркоязычных племён - булгар, крещёных не позднее 12 века, проживавших в Волго-Камском регионе и ко времени падения Казанского ханства пребывавших в полуязыческом-полухристианском состоянии. Так в статье газеты «Татьянин день» Журавский, аргументируя эту точку зрения, отмечает: «Известен, например, христианский мученик XIII века Авраамий Болгарский (купец из Волжской Булгарии), умученный единоплеменниками-мусульманами в 1229 г. за отказ отречься от православия. Известно, что в Булгарах имелась древняя армянская (монофизитская) церковь, руины которой были уничтожены уже в советское время» и т.д. Подробнее об этом читайте:

Авраамий Болгарский: святой из волжских булгар, "Греческая палата": следы средневекового христианства в Болгаре (Татарстан), Петр и Стефан Казанские: святые из казанских татар (булгар), Турсас - Преподобный Серапион Кожеозерский: святой из казанских татар (булгар), Святая Мученица Платонида: святая из казанских татар (булгар).Предки современных татар были христианами? Интересные факты.

Ещё одну версию выдвинул казанский историк и кряшен по национальности Максим Глухов. Он считал, что этноним «кряшены» восходит к историческому племени керчин — монгольскому племени, известному как кераиты и исповедовавшему христианство несторианского толка с Х века. В конце XII века кераиты были покорены Чингисханом, но не утратили своей идентичности. Участие в завоевательных походах привело к появлению кераитов в Средней Азии и Восточной Европе. Позднее, при образовании самостоятельных Крымского и Казанского ханств большое число кераитов оказались в Крыму и на Средней Волге. Есть версия, что название династии крымских ханов Гиреи восходит к слову "кереиты". Согласно Глухову потомки кереитов поныне живут в восточных районах Татарстана, сохраняя этноним в несколько деформированной виде, как реликт исторической памяти.

Однако вариант М.Глухова на мой взгляд выглядит мало убедительно. Кереиты были монгольским племенем, а не тюркским, и выглядели они как настоящие монголы (были монголоидами), в то время, если посмотреть на современных кряшен, то внешне они типичные европеиды. Вряд ли за столь короткое время они кардинально изменили свою внешность. И нет фактов того, что кереиты переселялись в Казанское ханство. Среди тюркских народов кереиты остались лишь в составе казахов. Они оставили свое самоназвание и являются одним из казахских родов. По свидетельству Ч.Валиханова, кереиты после образования казахской народности вошли в состав Старшего жуза, но вскоре часть отделилась от него и ушла к узбекским сородичам. Сейчас кереиты в виде родов в составе национальности халха населяют различные аймаги Монголии. В Южной (Внутренней) Монголии они входят в состав национальностей Цахар, Ордос и Баарин. Кроме того они входят в состав торгоудов Монголии, России и Китая. Не смотря на это, в кряшенских кругах (может быть из уважения к родному ученому), ходит эта версия. Но при этом мало кто понимает, что желая откреститься от этнонима "татары", они наоборот причисляют себя к татарам, ибо кереиты - это и есть те самые настоящие татары (только не те, что живут в Татарстане, а те, которые обитали в Монголии). Если татаристы считают, что казанские татары - это потомки татаро-монгол, то и Глухов, получается, такой же, как они, - татарист. Булгарская версия их отпугивает лишь потому, что у всех на устах звучит, словно мантра, "булгары были мусульманами", что, конечно же, не правда. Но это всего лишь следствие не знания ими булгарской истории.

У кряшен есть замечательный народный стих, где говорится, что они родом из булгар:

Ургый гына ургый урак урдым

Ата-бабабызның кәсебе.

Керәшеннәр кем дип сорасагыз,

Болгарлардан килгән нәселе.

Кстати, есть мнение, что предки кряшен – керечины – выходцы из государства Керии, части гуннской им­перии, когда в 619 г. булгарский князь Бу-Юрган (дядя Кана Кубрата) для заключения союза с Византией принял с частью булгар греческое (православное) христианство в византийском городе Кряшен (вероятно, – Корсунь или Херсонес) и с той поры православных булгар называют кряшенами. Данная гипотеза так же довольно популярна в кряшенской среде, т.к. многие национальные лидеры высказывают сегодня несогласие с происхождением этно­нима своего народа от слова «крещеный»

Заведующий Центральной крещено-татарской школы с 1895 по 1917 гг. Среди учащихся женского отделения Казанской крещено-татарской школы.Кряшенская школа

Семья священника Тихона Леонтьева справа налево: священник Тихон Леонтьев, его дочь Мария Тихоновна, сестра жены Софья Никитична (в замужестве Харитонова), его жена, Мавра Никитична Леонтьева (в девичестве Старцева), его сын Иван. Фото из семейного архива праправнука священника Тихона Леонтьева - Константина Демидова

кряшенки

кряшенки

Нагайбаки. Язык нагайбаков очень близок к татарскому, хотя нагайбаки исповедуют православную веру и именуют себя "нагайбаками" и сильно дружат с казанскими кряшенами. Среди нагайбаков существует предание о том, что этот гордый народ принял христианство задолго до русских. Историк нагайбакского народа, житель села Фершампенуаз Александр Григорьевич Тептеев утверждает, что тюркский язык был таким международным языком средневековой Азии, как нынешний английский для современного мира. И нагайбаки так же приняли новую для себя речь, как болгары приняли универсальный язык Балкан - славянский. Какой была речь нагайбаков изначально, не знает никто; да и о самом происхождении нагайбаков доминирующей теории не существует. Есть очень красивая легенда о том, что нагайбаки произошли от ногайских воинов – охранников Суйембекэ (она была дочерью ногайского хана) - жены Казанского хана Джан-Али. Их нанимали ханы как искусных и честных воинов, благородных рыцарей азиатского Средневековья. Когда пала Казань, ногайцы, ведомые некоим Ногай-Беком, искали другой службы и нашли ее у Московского царя. Нагайбаки, когда Москва затеяла войну с Казанью, с низовьев Камы ушли южнее, в долину реки Ик. Когда Москва затеяла войну с башкирскими и киргиз-кайсакскими племенами, нагайбаки приняли в ней самое деятельное участие. За верность российской короне в 1736 году именным указом Анны Иоанновны нагайбаки были определены в казачье сословие. На реке Ик была основана крепость Нагайбакская (см. Село Нагайбаково: история, достопримечательности и заветные места). Первым воеводою стал В.Суворов (отец великого полководца Александра Суворова), уступивший в 1745 году место первому атаману нагайбакских казаков А.Ермекину. В 1812 году казаки Нагайбакской станицы под командованием атамана Серебрякова вступили в состав российской армии для борьбы с французскими войсками и участвовали в сражениях за Берлин, Кассель, под городом Лейпцигом, вошедшим в историю как "Битва народов". В марте 1814 года казаки бились при Арси-сюр-Об, Фершампенуазе-на Марне и проявили себя храбрыми и преданными Отечеству воинами. Оренбургский край испокон веков не знал покоя. Башкиры нападали на киргиз-кайсаков, они - на башкир, калмыки - на тех и других. Так продолжалось сотни лет. Для установления мира решили враждующие между собой народы разделить широкой полосой казачьих поселений. Для этого проложили новую сторожевую линию от Троицка до Орска протяженностью в пятсот верст. Весь "новолинейный” район вошел в состав Оренбургского казачьего войска. Весной 1842 года казаки-нагайбаки с семьями из Бакалинской и Нагайбакской станиц, погрузив свои пожитки на подводы за установленные 24 часа, длинными обозами пустились в долгий путь, пересекли Уральский хребет и оказались на "новолинейных” землях. Каждая переселенная семья получила для постройки дома от 50 до 75 стволов строевого леса. На каждую мужскую душу нарезалось до 30 десятин земли. По ходатайству генерала-губернатора Оренбургского края П.Сухтелена казачьим постам, крепостям и станицам присвоены названия, связанные с победами русского оружия: Кассель, Остроленка, Фершампенуаз, Париж, Треббия, Балканы, Лейпциг и т.п. Всего - 31 название, по местам сражений в Европе. Так началась история уникальной страны нагайбаков. Нагайбаки служили исправно. Особенной неприветливостью к нагайбакам относились башкиры, и их неоднократно усмиряли. До сих пор башкиры словосочетанием "вот придет нагайбак...” стращают своих детей. Среди нагайбаков было много полных георгиевских кавалеров, их вообще посылали в самые горячие места как самых храбрых воинов. Впрочем в историю войн они вошли как "казаки”, а потому многие из славных дел нагайбакских воинов остались за рамками военно-исторических хроник. С тех пор нагайбаки проживают в Нагайбакском и Чебаркульском районах Челябинской области. Численность ок. 10 тыс.

Можно ли отнести нагайбаков к булагарм? Хм, не знаю. По мнению одних исследователей нагайбаки не были изначально мусульманами и приняли христианство еще в булгарский период; по мнению других, что они - ногайцы (из-за схожего названия), то есть кыпчаки, которые в 14 веке мигрировали в Среднее Поволжье из Приазовья, затем уже переселились на берега рек Ик и Сюнь. Если посмотреть на внешность современных нагайбаков, то можно заметить, что они европеиды и очень похожи на казанских татар. Либо они смешались с русскими, либо изначально так выглядели. Может быть название нагайбаки и ногайцы чисто случайны? Ведь фактов того, что ногайцы исповедовали христианство нет. Но есть свидетельства того, что в их ряды попадали не только тюрки. В состав нагайбаков вошли крещеные калмыки, афганцы, арабы, аравитяне, армяне, бадакшанцы, бухарцы, каракалпаки, кубанцы, персияне, талыжцы, турки, узбеки и хивинцы. В окрестных селениях жили кряшены (крещёные ясачные татары и тептяри), которые часто переводились в ведомство Нагайбацкой крепости по мере обращения их в христианство. Кроме того частью нагайбацких казаков стали принявшие христианство башкиры. Может, действительно их название просто пошло от их легендарного предводителя Ногай-Бека и конкретно к ногайцам они не имеют никакого отношения? В общем, этот вопрос остается открытым.

Казаки-нагайбаки из села Париж, начало 20 века.Казаки-нагайбаки из села Париж, начало 20 века.

Дочери атамана п.Фершампенуаз Ф.А.Танаева. Девушки одеты в одежды по последнему писку "татарской моды" начала 20 века.Нагайбачки

Нагайбачка

Вкратце, ситуация такова:

Булгары (85-90%):

• Казанские татары

• Тептяри

• Кряшены

Близки к булгарам:• Мишари (значительное генетическое родство не зависимо от теорий)• Касимовские и бордаковские татары (генетическое родство с мишарами и булгарами, но суммарное влияние ногайских, крымских, астраханских, сибирских, казахских тюрков)

• Нагайбаки (зависит от теории, но булгары в этногенезе участвовали сильно)• Пермские татары (часть булгары, часть башкиры - четкого разделения нет)

Не булгары (родство на уровне соседних народов):• Астраханские татары (значительно ногайцы, незначительно хазары, из-за хазар родство с булгарами минимально)• Сибирские татары (нет никаких связей с булгарами)• Польско-литовские татары (мужчины из ногайцев, крымских татар и караимов, женщины - польки и литовки)

Вывод: всех татар назвать булгарами нельзя! Татарскую национальность создали искусственно, объединив под одним этнонином разные народы. Ожидаю, такой вывод понравится не всем...

p.s. В этом посте я не рассматривал других не татарских потомков булгар. И крымских татар тоже не рассматривал, потому что они никогда не считались с казанскими татарами (булгарами) одним народом.

Любое использование опубликованных материалов возможно только при указании авторства и(или) ссылки на исходный источник.

marxxm.livejournal.com

Миф ордынского наследия. Национальная идентификация татар ( исторические фото)

Сам, имея очень сложное смешанное национальное происхождение, мать у меня татарка, отец наполовину русский наполовину еврей, меня всегда очень интересовал этногенез моих исторических корней. В то же время при непосредственном общении я все более стал приходить к выводу, что татары в общей массе и даже среди интеллигенции плохо знают свое происхождение, несмотря на самое жесткое татарское национальное позиционирование.Так распространенным мифом является ордынское наследие, как некая память о верховенстве татарского народа перед русским.

Александр Невский в Золотой Орде

Как то на сайте газеты «Звезда Поволжья», которая является некой независимой платформой граждански активной интеллигенции Татарстана, что очень лестно мне как авторы более десятка публикаций, размещенных в этой газете, в одном комментарии было изложено некое определенное мнение возмущения фильмом «Орда» и его принятием общественном политической средой России. И это возмущение явно основывалось на некотором чувстве оскорбления предков. Тут интересен момент, что этот татарский интеллигент так возмутившийся фильмом, как выпадом против татарской нации, в том числе и казанских татар, совсем не представляет себе того, что казанские татары имеют самое отдаленное отношение к Золотой Орде.Более того, если учесть тот факт, что основными предками казанских татар являются волжские булгары, в чем сходятся большинство ученых исследователей этого вопроса, то Батый перед нападением на русские княжества завоевал как раз Волжскую Булгарию.

казанские татары

Только после того как золотоордынские монголы приняли Ислам, как и волжские булгары, то город Булгары стал самым северным форпостом Золотой Орды. Наиболее страдавший от военных походов русских князей, таких как например Дмитрий Донской. И происходило некоторое смешение. В то же время смешение это настолько разнообразно, что говорить о каких конкретных предках кроме волжских булгар оправдано только в отношении половцев и тюрков. В самой Золотой орде были десятки если не сотни разных народностей. Численность самих монгол, которые составляли аристократию была не более 15%, что привело и к их смешению.

Нижегородские татары

Вообще этногенез татар настолько разнообразен, что неудивительно, что татары не особенно стараются хранить свое историческое наследие. Тут и булгары, и половцы, и тюрки, а вниз по Волге ближе к Астрахани даже евреи, кроме которые составляли значительную часть Хазарского каганата кроме тюркских народов.

астраханские татары

Сами татары, тоже делятся на разные этнические группы. Казанские татары, сибирские татары, астраханские татары, мешары, кряшены, азиатские татары. И у всех разные предки и история и даже внешний облик. От европейского типа волжских татар середины Волги с основными предками половцами и булгарами, до самого определенного азиатского типа других татар. Даже по культуре и быту (кухне) казанские татары типичные оседлые земледельцы, а не кочевники, что означает для них только более высокий уровень цивилизационного развития. Монголы в период их нашествия даже письменности не имели, не говоря уж об остальной развитой культуре. Так стоит ли на них равняться?

рязанские татары

крымские татары

А ка вы сами думаете, должны ли татары гордится ордынским наследием

Должны ли татары гордится ордынским наследием

да, это их национальная горлость

15(24.6%)

нет, ордынское наследие не повод для гордости

7(11.5%)

они не имеют ордынского наследия

35(57.4%)

иной ответ в комментах

4(6.6%)

zlatoalex.livejournal.com

Самые красивые татарки: фото

Самые красивые татарки уже давно покоряют мужчин по всему миру. О самых выдающихся представительницах этой национальности расскажем в этой статье.

Ляйсан Утяшева

самые красивые татарки

Самые красивые татарки сегодня обосновались во всех престижнейших областях и сферах жизни - моде, телевидении, шоу-бизнесе, спорте высоких достижений. Яркий пример - Ляйсан Утяшева.

Сегодня она обладательница почетного звания заслуженного мастера спорта по художественной гимнастике. Не раз становилась победительницей соревнований в России и за рубежом. Становилась чемпионкой мира по этому виду спорта, целых шесть раз выигрывала европейское первенство. Общее количество ее наград и медалей сложно перечислить.

После завершения официальной спортивной карьеры стала популярной телеведущей. Сначала вела программу "Главная дорога" на канале НТВ, затем проект "Фитнес со звездами" на канале "Живи".

У нее большое количество авторских проектов, среди которых можно выделить танцевальное шоу "Знак бесконечности", программы "Личный тренер" на канале "Спорт Плюс", авторскую программу "Академия красоты с Ляйсан Утяшевой". С 2014 года на постоянной основе ведет программу "Танцы" на ТНТ.

Поклонники хорошо осведомлены и о ее личной жизни. В 2012 году она стала супругой известного шоумена Павла Воли, спустя год родила ему сына Роберта, а затем и дочь Софию.

Ирина Шейк

самые красивые крымские татарки

Немногие знают, что к самым красивым татаркам относится и Ирина Шейк. Это супермодель с мировой популярностью. Многие отмечают, что своей внешностью она обязана своему смешанному происхождению - ее отец татарин, а мать русская.

Карьера в модельном бизнесе началась для нее с успеха на конкурсе красоты в Челябинске, сама девушка родилась в одном из райцентров этого региона. Заметил ее известный скаут Гия Джикидзе, который открыл миру модельного бизнеса многих других первоклассных моделей (Евгению Володину, Наталья Водянову, Ольгу Шерер). С 2005 года она начала выступать на подиумах Америки и Европы.

Стоит признать, что всемирную славу она получила все же не как модель, а благодаря статьям с желтой прессе. С 2010 по 2015 года все мировые таблоиды пристально следили за ее романом с одним из лучших футболистов планеты Криштиану Роналду. Знаменитый португальский форвард на протяжении нескольких лет официально встречался с одной из самых красивых татарок.

После того, как они расстались, Ирина Шейк завела роман с американским актером, четырехкратным номинантом премии "Оскар" Брэдли Купером. В 2017 году у них родилась дочь.

Алсу

топ самых красивых татарок

В топ самых красивых татарок, безусловно, входит известная певица Алсу. Ее отец крупный предприниматель, нефтяник Ралиф Сафин. В свое время занимал пост вице-президента компании "Лукойл".

Алсу начала свою карьеру, когда ей было всего 15 лет. На пике славы и популярности оказалась в 2000 году, когда удостоилась права представлять Россию на конкурсе "Евровидение". В том году музыкальный фестиваль проходил в шведском Стокгольме. Алсу исполнила на английском языке песню "Solo". Она заняла второе место, уступив только дуэту из Дании - братьям Олсен с композицией "Лети на крыльях любви". На тот момент это было наивысшее достижение россиян на конкурсе "Евровидение". Побить его смог только Дима Билан, ставший через 8 лет победителем.

Алсу сразу после этого успеха причислили к самым красивым татаркам России. Сольную карьеру она продолжает до сих пор. Фанаты внимательно следят и за ее личной жизнью. В 2006 году она стала супругой бизнесмена Яна Абрамова. На данный момент у них уже родились две дочери и сын.

Чулпан Хаматова

самые красивые девушки татарки

Самые красивые татарки-актрисы уже не первый год завоевывают отечественные экраны. Сегодня Хаматова (к тому же заместитель художественного руководителя театра "Современник" и известный в стране меценат) - одна из ключевых учредительниц фонда "Подари жизнь".

В переводе с татарского ее имя означает "звезда рассвета". Она блестяще училась в школе, занималась фигурным катанием, без экзаменов была зачислена в Казанский университет на финансово-экономический факультет, но не проучилась в вузе ни дня. Вместо этого она забрала документы и стала студенткой театрального училища в столице Татарстана.

Преподаватели еще на первых курсах оценили ее талант и перспективы, посоветовав перевестись в ГИТИС. Она занималась в творческой мастерской народного артиста РСФСР Алексея Бородина. Дебютировала на сцене Российского академического молодежного театра.

Уже на третьем курсе дебютировала на экране. Ее первая роль - Катя в драме Вадима Абдрашитова "Время танцора". В 1998 году 23-летняя Чулпан Хаматова снялась в культовой драме Валерий Тодоровского "Страна глухих" вместе с Диной Корзун. Фильм имел оглушительный успех, участвовал в десятках фестивалей. После него Хаматова действительно почувствовала себя знаменитой. Вошла в число самых красивых татарок мира.

Среди ее ключевых ролей также стоит отметить драму Алексея Германа-младшего "Гарпастум", многосерийную экранизацию романа Бориса Пастернака "Юрий Живаго", еще одну драму Алексея Германа-младшего "Бумажный солдат".

Алина Кабаева

самые красивые татарки мира

Самые красивые девушки-татарки нередко встречаются в художественной гимнастике. Помимо Ляйсан Утяшевой, это еще и олимпийская чемпионка Алина Кабаева. Одна из самых известных представительниц отечественной школы этого вида спорта.

На Олимпийских играх она дебютировала в 2000 году, когда ей было всего 17 лет. В личном многоборье Кабаева уступила белоруске Юлии Раскиной и соотечественнице Юлии Барсуковой, завоевав бронзовую медаль.

Триумфальными стали для нее Олимпийские игры 2004 года в Афинах. На этот раз ей не было равных, Кабаева стала олимпийской чемпионкой. В 2007 году она официально завершила спортивную карьеру. После этого занялась общественной и политической деятельностью. С 2007 по 2014 годы была депутатом Государственной думы двух созывов.

Личная жизнь спортсменки окутана тайнами. В мае 2015 года СМИ сообщили, что Кабаева родила ребенка в Швейцарии. Опровержения от нее не последовало. В 2008 году издание "Московский комсомолец" опубликовало материал о ее возможной свадьбе с Путиным. Гимнастка потребовала от газеты напечатать опровержение, сам президент на пресс-конференции также заявил, что все это неправда.

Дина Гарипова

самые красивые татарки россии

Понять, почему татарки самые красивые, не получается практически ни у кого. Поэтому большинство просто предпочитает ими любоваться, например, победительницей шоу "Голос" Диной Гариповой. Она заслуженная артистка республики Татарстан.

На пике славы певица оказалась в 2013 году, когда стала участницей престижного песенного конкурса "Евровидение".

На фестивале, проходившем в шведском Мальме, Гарипова исполнила песню "Что, если...". Она получила достаточно высокие оценки при голосовании, но они ей позволили занять только пятое место. Победительницей стала англичанка Эммили де Форест.

Гарипова - обладательница классической татарской внешности. Известно, что в 2015 году она вышла замуж. Ее супруг не имеет никакого отношения к шоу-бизнесу. Его имя не разглашается.

Роза Сябитова

почему татарки самые красивые

Среди красивых татарок немало и зрелых женщин, например, телеведущая Роза Сябитова.

Свою карьеру на телевидении она начала в 2007 году, когда стала вести шоу "Ищу любовь" на малоизвестном канале "Стрим-ТВ". Периодически принимала участие в проекте "Доброе утро" на "Первом".

Слава к Сябитовой пришла в 2008 году, когда она стала одной из ведущих популярного телешоу "Давай поженимся". Она выступала в амплуа профессиональной свахи, которая помогала соединиться любящим сердцам. Шоу до сих пор остается популярным, скорое отметит свое 10-летие в эфире.

Земфира

самые красивые татарки актрисы

Кумир молодежи - российская рок-певица татарского происхождения Земфира. Ее полное имя Земфира Рамазанова. Родом она из Уфы, где и начала музыкальную карьеру. В отечественной музыке стала основательницей целого движения, прозванного критиками "женский рок". По ее стопам последовали Диана Арбенина, Светлана Сурганова и многие другие.

В 1999 году Земфира удостоилась эпитета "прорвавшийся голос поколения" от журнала "Огонек". На протяжении всей карьеры ее песни неоднократно оказывались на первых строчках музыкальных чартов. Самые известные из них - "Ариведерчи", "Трафик", "Без шансов", "Прогулка", "Мы разбиваемся" и многие другие.

В 2000-е Земфира оказала колоссальное влияние на молодое поколение. О ней даже упоминается в учебнике истории за 9 класс в разделе "Духовное развитие", как о родоначальнице уникальной и ни на что не похожей молодежной музыкальной культуры.

Фарида Курбангалеева

самые красивые крымские татарки топ

Многие считают самой красивой татаркой телеведущую и журналистку Фариду Курбангалееву. Свою карьеру она начала на ГТРК "Татарстан". В 2007 году стала специальным корреспондентом телеканала "Россия" в Поволжье. А вскоре стала ведущей программы "Вести".

Также участвовала в создании документальных телевизионных фильмов "Незаметные герои Неизвестной войны", "Близко к сердцу", "Война непрощенных".

Айдан Шенер

самые красивые татарки

Кстати, не все красивые татарки являются русскоговорящими. Весьма популярна турецкая киноактриса и модель татарского происхождения Айдан Шенер.

Ее звездный час наступил в 1986 году, когда на экране вышел популярный, в том числе и у нас, сериал "Королек - птичка певчая". В нем она исполнила главную роль. События фильма разворачиваются в Турции во время Первой мировой войны, параллельно зрители становятся свидетелями развала Османской империи.

Айдан Шенер играет девушку по имени Фериде. Еще в детстве за игривость и шаловливость все окружающие прозвали ее корольком. В доме своей тети она встречает своего кузена Кямрана. Он ей сразу полюбился, но из-за волнения обошлась с ним не очень вежливо, поэтому окружающим могло показаться, что молодые люди не переносят друг друга. Отношениям между ними на фоне важных для Турции и всей Европы исторических событий и посвящен этот увлекательный сериал.

Интересно, что в 2004 году знаменитая турецкая актриса приехала в Казань, на родину предков. Ее лично пригласило министерство республики Татарстан.

В 1981 году Айдан Шенер выиграла национальный конкурс красоты "Мисс Турция".

Эльзара Баталова

самые красивые крымские татарки

Самые красивые крымские татарки также удостаиваются внимания общественности. В первую очередь, к ним стоит отнести заслуженную артистку Украины и заслуженную артистку автономной республики Крым, певицу Эльзару Баталову.

Она, безусловно, входит в топ самых красивых крымских татарок. Она появилась на свет в маленьком городке на юго-востоке полуострова. Проявила себя еще в составе детского ансамбля. Со временем заслуженно стала одной из талантливейших артисток республики.

Вместо заключения

Секрет успеха всех этих женщин заключается, конечно же, не только в красоте внешней. Многие считают их духовно привлекательными. Нельзя не отметить, что все татарские женщины являются прекрасными матерями и благочестивыми женами, они целеустремленные и очень гибко приспосабливаются к постоянно меняющимся условиям жизни. Еще одним секретом популярности красивых татарских женщин является их безупречная репутация, они не были замешаны ни в одном громком "грязном" скандале. Все вышеописанные черты присущи национальному татарскому характеру, что вместе с природной красотой позволяет этим представительницам прекрасной половины человечества радовать своих поклонников в той или иной сфере.

fb.ru

Татары сибирские, их культура и обычаи. Татары в России

Всем нам наверняка приходилось слышать, что татары – сибирские, казанские или крымские – это народность, которая достаточно давно населяет территории нашей необъятной родины. На сегодняшний день некоторые из них ассимилировались, и теперь их достаточно сложно отличить от славян, но есть и те, которые, несмотря ни на что, продолжают чтить традиции и культуру своих предков.

Данная статья направлена на то, чтобы дать как можно более точную характеристику такому представителю многонационального русского народа, как русский татарин. Читатель узнает много новой, а иногда и вообще уникальной информации об этих людях. Статья будет весьма интересной и в познавательном плане. Недаром ведь на сегодняшний день обычаи татар считаются одними из самых древних и необычных на планете.

Общая информация о народе

татары сибирские

Татары в России представляют собой народность, которая густо населяет центральную европейскую часть нашего государства, а также Приуралье, Поволжье, Сибирь и Дальний Восток. За пределами страны они встречаются в Казахстане и Средней Азии.

Согласно мнению ученых-этнографов, их приблизительная численность на данный момент составляет 5523 тыс. человек. Если говорить в целом про данный народ, татары, стоит отметить, могут разделяться по своему этно-территориальному признаку на три основные категории: волго-уральские, астраханские и сибирские.

Последние, в свою очередь, как правило, называют себя сибиртатарларами, или сибиртарами. Только на территории России их проживает приблизительно 190 тыс. человек, а еще около 20 тыс. можно встретить в некоторых странах Средней Азии и в Казахстане.

Татары сибирские. Этнические группы

русские и татары

Среди данной народности выделяют следующие этнические группы:

  • тоболо-иртышскую, включающую в себя курдакско-саргатских, тюменских, тарских и ясколбинских татар;
  • барабинскую, в которую входят барабинско-туражские, теренинско-чойские и любейско-тунусские татары;
  • томскую, состоящую из калмаков, эуштинцев и чатов.

Антропология и язык

культура сибирских татар

Вопреки распространенному мнению, в антропологическом плане татары считаются крайне неоднородными.

Все дело в том, что, скажем, татары сибирские по своему физическому облику очень близки к так называемому южно-сибирскому типу, принадлежащему к огромной монголоидной расе. Татары, постоянно проживающие в Сибири, а также те, которые населяют Приуралье и Поволжье, разговаривают на собственном татарском языке, что принадлежит к кыпчакской подгруппе весьма распространенной тюркской группы (алтайская языковая семья).

Их литературный язык некогда сформировался на основе так называемого среднего диалекта. По мнению специалистов, письменность, называемую тюркской руникой, вполне можно отнести к одной из самых древнейших на планете.

Культура сибирских татар и предметы национального гардероба

народ татары

Далеко не всем известно о том, что еще в самом начале прошлого века местные жители татарских поселений не носили нижнего белья. Во взглядах на этот счет русские и татары значительно отличались друг от друга. Нательной одеждой последним служили довольно просторные штаны и рубахи. Как мужчины, так и женщины поверх надевали национальные бешметы, представляющие собой очень обширные кафтаны с длинными рукавами.

Также весьма популярными считались камзолы, которые изготавливались, как с рукавами, так и без них. Особое предпочтение долгое время отдавалось специальным местным халатам-чапанам. Их татарские женщины шили из прочной домотканой материи. От зимних стуж такие наряды, конечно же, не спасали, поэтому в холодное время года из сундуков доставались теплые пальто и шубы, называемые на местном языке тонами или тунами соответственно.

Где-то на рубеже веков в моду вошли русские дохи, полушубки, тулупы и армяки. Так одевались мужчины. А вот женщины предпочитали наряжаться в щедро украшенные народными узорами платья. Кстати, считается, что казанские татары ассимилировались скорее, чем сибирские. По крайней мере, сейчас первые в плане одежды практически ничем не отличаются от коренных славян, в то время как последние держатся весьма обособленно, и модными у них до сих пор считаются те, кто придерживается национальных традиций.

Как устроено традиционное жилище данного народа

обычаи татар

Удивительно, но русские и татары, долгое время прожившие рядом, имеют совершенно разное представление о строительстве так называемого домашнего очага. В течение многих веков свои поселения последние называли юртами и аулами. Такие деревни в большинстве случаев располагались по берегам озёр и рек.

Нельзя не отметить, что местные градоначальники распоряжались и тщательно следили за тем, чтобы все улицы, будь то города или скромной деревеньки, располагались прямолинейно, пересекаясь строго под прямым углом. Казанские татары, к слову сказать, данного принципа никогда не придерживались. У них центр населенного пункта представлял собой практически ровный круг с расходящимися во все стороны улочками-лучиками.

Дома татар, проживающих в Сибири, до сих пор находятся по обе стороны дороги, и только в некоторых случаях, например у водоема, наблюдается односторонняя застройка. Избы были деревянными, а вот мечети, как правило, строились из кирпича.

На общем фоне всегда выделялись почтовые станции, училища, многочисленные магазины и лавки, а также кузни.

Татарское жилище достаточно редко украшается какими-либо узорами. Лишь иногда можно встретить геометрические фигуры, нанесенные на оконные наличники, карнизы домов или ворота целой усадьбы. И это далеко не случайно. Изображать животных, птиц или тем более человека запрещалось исламом.

Что же касается внутреннего убранства, то даже сейчас современные татары Москвы, Питера и других крупных городов нашей страны очень часто украшают свои дома и квартиры столиками на низких ножках и затейливыми полками для посуды.

Хозяйственная деятельность

татары в россии

Во все времена традиционным занятием данной группы татар являлось земледелие. Оно существовало в традиции народа еще до прихода русских. Его особенности до сих пор определяются географией места проживания. Например, в самой южной части Сибири преимущественно выращивали просо, пшеницу, овес и рожь. На северных же территориях в большом почете было и продолжает оставаться озерное и речное рыболовство.

Скотоводством можно заниматься на лесостепных участках либо же на степных солонцах, которые во все времена славились своим разнотравьем. Если позволяла территория, и растительность региона была относительно буйной, татары сибирские, в отличие от тех же татарских, всегда разводили лошадей и крупный рогатый скот.

Рассказывая о ремеслах, нельзя не упомянуть кожевенное дело, изготовление особо прочных веревок, сделанных из специального липового лыка, плетение коробов, вязание сетей и практически массовое производство как для собственных нужд, так и для обмена берестяной посуды, лодок, телег, лыж и саней.

Верования представителей данной народности

татары москвы

Еще с 18-го века в российской Сибири большинство татар являются мусульманами-суннитами, и на сегодняшний день их религиозный центр находится в городе Уфе. Самыми главными и широко отмечаемыми праздниками считаются Курбан-байрам и Ураза-рамазан.

Практически сразу после прихода русских существенная часть татар приняли христианство и стали исповедовать православие. Однако нельзя не отметить, что такие представители данной народности, как правило, отрывались от своей исторически этнической группы и продолжали ассимилироваться с русским населением.

Еще приблизительно до второй половины 19-го века в деревнях массово существовали служители различных древнейших языческих культов, процветал шаманизм, а местные знахари лечили больных. Встречались и жертвоприношения, во время которых использовался бубен и особая колотушка в виде лопатки.

Кстати, нельзя не отметить, что шаманами могли быть как мужчины, так и женщины.

Поверья, мифы и легенды

Своими верховными божествами сибирские татары считали кудая и тангри. Также верили и в существование злого подземного духа айна, который приносил неприятности, болезни и даже смерть.

Мифы свидетельствуют и о специальных духах-идолах. Их, согласно поверью, нужно было изготавливать из березовой коры и веток, после чего оставлять в специальном месте в лесу, чаще всего в дуплах деревьев. Считалось, что они могли защитить целую деревню от напастей.

Нередко бывало и так, что таких вот деревянных божков приходилось приколачивать к крышам домов. Они должны были оберегать всех домочадцев.

Считалось, что духи умерших могут напасть на деревню, поэтому местные жители время от времени изготавливали из ткани специальных кукол-курчаков. Их необходимо было держать в плетеных корзинах под разлапистыми деревьями недалеко от кладбища.

Особенности национальной кухни

казанские татары

Нельзя не отметить, что даже сегодня татары Москвы, Питера, Казани и Уфы с огромной гордостью хвастают деликатесами и изысками своей кухни. Что же в ней такого особенного? Да, собственно говоря, ничего особенного, кроме, пожалуй, того факта, что буквально все тут на самом деле является очень вкусным.

В своей пище сибирские татары предпочитают использовать в основном мясные (свинину, лосятину, крольчатину и птицу) и молочные (айран, сливки, масло, сыры и творог) продукты.

Огромной популярностью пользуются супы. Сейчас посетители модных татарских ресторанов с удовольствием заказывают шурпу или весьма своеобразный мучной суп, а также национальные первые блюда из пшена, риса или рыбы.

Традиционные каши на основе молока или воды готовятся с добавлением ячменя или овса.

Татары – известные любители мучного. При первой же возможности стоит попробовать их лепешки, пироги и блюда, чем-то отдаленно напоминающие наши блины.

Социальная организация сибирских татар

русский татарин

Во времена правления Сибирского ханства у данного народа существовали так называемые родоплеменные отношения с присутствующими в них элементами территориальной общины. Изначально таких общин было две: селение и волость. Управление обществом проводилось при помощи демократичных сходов. Кстати, взаимопомощь у этого народа – это далеко не редкость, а обычный порядок вещей.

Нельзя не упомянуть и о существовании тугума, который представлял собой целую группу семей с установленными между ними родственными связями. Этот административный орган, как правило, использовался для регулирования как семейных, так и хозяйственно-бытовых отношений, а также руководил исполнением различного рода народных и религиозных обрядов.

Система современного татарского образования

В целом на сегодняшний день данный вопрос считается одним из самых насущных. Нет ничего удивительного в том, что сибирские татары прилагают массу усилий, чтобы приобщить своих малышей к национальным традициям и многовековой культуре.

Несмотря на это ассимиляция все равно идет полным ходом. Только небольшая часть татар имеет возможность отправить своих детей на лето в деревни к бабушкам и дедушкам, и тем самым дает им шанс принять участие в народных празднованиях или попрактиковаться в языке. Огромная доля подростков остается в городах, давно разговаривает только на русском языке и имеет весьма смутные представления о культуре своих предков.

В местах массовых поселений татар, как правило, выходят газеты на их родном языке, несколько раз в неделю; как по радио, так и по телевидению транслируется цикл передач на татарском. В некоторых школах, правда, в основном сельских, проводятся специализированные уроки.

К сожалению, получить высшее образование на татарском языке в России невозможно. Правда, с прошлого года в университетах была введена новая специальность «татарский язык и литература». Считается, что будущие учителя, закончив данный факультет, смогут преподавать язык в татарской школе.

fb.ru