Разговор древней руси. Кто был русью и русским и на каком языке говорил в начале времен?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

И. С. Улуханов ''Разговорная речь Древней Руси''... Разговор древней руси


На каком языке говорили первые правители Киевской Руси

Какие еще языки знали правители Киева

К вопросу, какими еще языками владели киевские князья, имеет отношение вопрос собственно происхождения этих людей. Олег («Вещий») стал киевским князем в 882 году после того, как убил правивших тогда в городе Дира и Аскольда. Именно Олег объявил Киев столицей («матерью городов русских»), в известной степени основав тем самым государство Киевскую Русь.

Точное происхождение Олега не известно. Есть версия, что он мог происходить из варяг, которые были обрусевшими потомками скандинавских племен (викингов). Есть даже гипотеза, что Олег – это герой норвежско-исландских саг, известный под именем Одд Орвар. Так что первый киевский князь вполне мог владеть не только южнославянскими диалектами, но и некоторыми скандинавскими.

Единственная женщина на киевском престоле, Ольга, была очень образованной для своего времени дамой. На это указывает тот факт, что она первой приняла христианство на Руси. Русичи в ее времена были язычниками. В государстве просто не было никаких церковных книг и, уж тем более, на литературном славянском языке (все это появится гораздо позднее).

Чтобы стать христианкой, Ольге нужно было либо читать Евангелие, либо хотя бы иметь возможность общаться с православными священниками-византийцами. Ольга в 957-ом ездила в Византию и наносила визиты императору Константину Багрянородному. С VII века до конца существования этого государства официальным его языком был греческий.

Через 2 года она отказалась от язычества и крестилась. Для такого серьезного решения киевской правительнице нужно было хорошо ознакомиться с самим христианским учением, читать священные книги и общаться со священниками, которые наставляли бы ее на этом пути. Такие действия предполагают знание греческого или латыни, на которых было написано подавляющее большинство священных книг того времени. Ольга вполне могла владеть хотя бы одним из этих языков.

Правившие после нее князья (Святослав, Ярополк) не уделяли так много внимания вопросам веры и образования, поскольку были язычниками и воинами. Их больше волновали военные походы, завоевания, укрепление границ государства. Все коренным образом изменилось при княжестве Владимира Святославича в X веке. Он не только крестил языческую Русь, но и поспособствовал тем самым развитию литературного старославянского языка. Последний был нужен для перевода церковных книг на славянский. Население Руси не понимало ни греческого, ни латыни.

Из «Повести временных лет» известно, что Владимир был женат на византийской царевне Анне. Она была гречанкой из города Корсунь (Херсонес) и говорила на греческом. Вполне вероятно, что и ее супруг понимал этот язык и мог читать на нем Священное Писание. Как и основная масса его потомков, вероятно, князь был знаком и с языками некоторых соседних русичам племен (или хотя бы понимал их). Это требовалось для заключения торговых договоров и других дипломатических союзов.

russian7.ru

Кто был русью и русским и на каком языке говорил в начале времен?: mikle1

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене.» Гривна, 200 грамм.Центральный Военно-Морской музей, Санкт-Петербург.

Около 962 года возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964 год).

После смерти Святослава разгорелась междоусобица за право на престол (972—978 или 980). Старший сын Ярополк стал великим киевским князем, Олег получил древлянские земли, Владимир — Новгород. В 977 году Ярополк разбил дружину Олега, Олег погиб. Владимир бежал «за море», но вернулся через 2 года с варяжской дружиной. В ходе междоусобицы свои права на престол отстоял сын Святослава Владимир Святославич (годы правления 980—1015). При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь.

Не знаю, есть ли более аргументированные варианты древнерусской истории. Потому как во всех  историях с Рюриками приходится признать очевидное - все нонешние русские и русины, украинцы и болорусы суть одного древнерусского корня, поименованного с Х века Русью, а жители русскими (в самых разных вариантах написания). Последние лет 300 историки используют термин Киевская Русь для определения первого русского государства.

Потому как фраза "Киев - мать городов русских" стала крылатой. Главный же вывод - все мы и правда продукт смешения славянских племен от Балтики до Рускаго моя.

В X веке на Руси действовало обычное право, которое в источниках называется «Закон русский». Его нормы отражены в договорах Руси и Византии, в скандинавских сагах и в «Правде Ярослава». А вообще самым веским доказательством служит налоговая система. Потому как это основа любого государства и по территории сбора налогов реальные границы определяются точнее всего.

Формой налогов в Древней Руси выступала дань. Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым»,то бишь семья (у каждой свой дым. Из дыры в крыше). Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. В некоторых случаях, с племени вятичей, бралось по монете от рала (плуга). Формой сбора дани было полюдье, когда князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Русь делилась на несколько податных округов, полюдье в киевском округе проходило по землям древлян, дреговичей, кривичей, радимичей и северян. Особый округ представлял собой Новгород, выплачивающий около 3000 гривен.

По поводу языка вроде спорить особенно не приходится - старославянский (и еще с десяток названий вокруг "славянский" и "болгарский"). Как бы то ни было, язык, получивший письменность трудами Кирилла и Мефодия, без труда читается и сегодня.

Фрагмент из «Духовного наставления от отца и от матери к сыну» (Новгородского кодекса, который старше Остромирова Евангелия): …Миръ естъ градъ въ немъ же отълѫчаѭтъ отъ цръкъве еретикы.Миръ естъ градъ въ немъ же отълѫчаѭтъ отъ цръкъве чловѣкы неразѹмъны.Миръ естъ градъ въ немъ же отълѫчаѭтъ отъ цръкъве чловѣкы непокоривы.Миръ естъ градъ въ немъ же отълѫчаѭтъ отъ цръкъве чловѣкы непорочъны.Миръ естъ градъ въ немъ же отълѫчаѭтъ отъ цръкъве чловѣкы невиновъны.Миръ естъ градъ въ немъ же отълѫчаѭтъ отъ цръкъве чловѣкы непрѣломъны.Миръ естъ градъ въ немъ же отълѫчаѭтъ отъ цръкъве чловѣкы недостоины такоѩ кары.Миръ естъ градъ въ немъ же отълѫчаѭтъ отъ цръкъве чловѣкы недостойны такого отълѫчения.Миръ естъ градъ въ немъ же отълѫчаѭтъ отъ цръкъве чловѣкы прѣчистыѩ вѣры.Миръ естъ градъ въ немъ же отълѫчаѭтъ отъ цръкъве чловѣкы достоины хвалы.Миръ естъ градъ въ немъ же отълѫчаѭтъ отъ цръкъве чловѣкы достоины прославления.Миръ естъ градъ въ немъ же отълѫчаѭтъ отъ цръкъве чловѣкы неотъстѫпъны отъ правыѩ вѣры х҃совы.…"

В скрытых текстах "кодекса" найдено множество написаний азбуки, в двух вариантах: кратком (а б в г д е ж ѕ з и ї к л м н о п р с т ѹ ф х ц ч ш щ ѿ) и полном (а б в г д е ж ѕ з и ї к л м н о п р с т ѹ ф х ц ч ш щ ѿ ъ ѣ ѫ ѭ ю ia ѧ ѿ), а также с перечислением названий букв (азъ бѹкы вѣдѣ глаголи…).

В «Остромировом Евангелии» наблюдается правильная передача редуцированных гласных звуков буквами ъ, ь. Данная фонетическая особенность была общей для старославянского и других славянских языков, поэтому русский переписчик по традиции хорошо передавал её на письме, хотя она в то время уже исчезала. Там же, где в XI в. уже наблюдались различия между старославянскими и русскими особенностями, переписчик невольно их смешивал. Это позволяет идентифицировать «Остромирово Евангелие» как один из первых памятников старославянского языка русской редакции. Остромирово Евангелие имеет исключительное значение для сопоставления старославянских и древнерусских особенностей в памятниках XI в. Здесь наблюдается ряд древнерусских черт. К таким чертам в первую очередь относится смешение букв, ѧ, ѩ, ѫ, ѭ обозначавших носовые гласные, с буквами ѹ, ю, я. В древнерусском языке XI в. носовые гласные звуки, характерные ранее для всех славянских языков, уже совпали со звуками ѹ, ю, я. Поэтому Григорий, переписывая старославянский текст, не всегда правильно передавал на письме соответствующие буквы. Он пишет:

  • рабѫ вместо рабѹ
  • въкѹсить вместо въкѫситъ
  • нѹждѫ вместо нѫждѫ
  • землю вместо землѭ и др.
Хорошо видна преемственность и постепенное изменение языка и письменности. Однако, к сожалению сторонников идеи древних укров и "украинскости" Киевской Руси  ничего подобного в источниках не наблюдается. А вот единый с болгарским как раз есть. Главное - не вступать в полемику с лингвистами. Эти ребята деньги зарабатывают шарлатанскими гаданиями.

Они на тему отличия диалекта от языка прочтут такую лекцию, что сразу становится ясно, кто в компании умный. Вот только толку от этих объяснений...

Потому что не существует единого понимания проблемы «язык или диалект» и, соответственно, единых критериев её решения. Проще говоря, абсолютно различные (скажем, японский и английский) однозначно и бесспорно разные языки. Близкие же и явно родственные, растущие из одного корня, разделенные как правило исключительно по территориальному признаку и несущие изменения лишь привнесением слов соседних языков или языка захватчика, разделить на язык и диалект нереально.

Считается, что немецкий язык один и в Швейцарии и в Австрии и в Моравии. Хотя жители разных регионов с большим трудом понимают друг друга. Аналогично всюду, включая крохотную Швецию. Это объясняют различными диалектами на разных территориях. Украинский же и русский определяются как языки разные, хотя основным различием служат именно привнесенные извне слова польского, немецкого et cetera. Что же касается украинской мелодичности, то это уже на уровне московского "аканья" и волжского "оканья". Хотя лингвист обязательно обольет меня помоями и запутает всех слушающих и читающих.

/1/ - «Повесть временных лет» в переводе Д. С. Лихачева

mikle1.livejournal.com

И. С. Улуханов ''Разговорная речь Древней Руси''...

Российский лингвист И. С. Улуханов в работе "Разговорная речь Древней Руси" ("Русская речь", № 5, 1972), круг славянизмов, регулярно повторявшихся в живой речи народа Московии, расширялся очень медленно.

Записи живой устной речи, произведенные иностранцами в Московии в XVI – XVII веках, включают только некоторые славянизмы на фоне основной массы местной финской и тюркской лексики.

В "Парижском словаре московитов" (1586) среди ВСЕГО СЛОВАРЯ народа московитов находим, как пишет И. С. Улуханов, лишь слова "владыка" и "злат". В дневнике-словаре англичанина Ричарда Джемса (1618 – 1619) их уже больше – целых 16 слов ("благо", "блажить", "бранить", "воскресенье", "воскреснуть", "враг", "время", "ладья", "немощь", "пещера", "помощь", "праздникъ", "прапоръ", "разробление", "сладкий", "храмъ"). В книге "Грамматика языка московитов" немецкого ученого и путешественника В. Лудольфа (1696) – их уже 41 (причем, некоторые с огромным финским "оканьем" в приставках – типа "розсуждать"). Остальная устная лексика московитов в этих разговорниках – финская и тюркская.

У лингвистов той эпохи не было никаких оснований относить язык московитов к "славянским языкам", так как самих славянизмов в устной речи не было (а именно устная речь народа является тут критерием). А потому и разговорный язык Московии не считался ни славянским, ни даже околорусским: крестьяне Московии говорили на своих финских говорах. Характерный пример: русского языка не знал и мордвин Иван Сусанин Костромского уезда, а его родня, подавая челобитную царице, платила толмачу за перевод с финского костромского на российский "государев" язык.

(на правах рекламы: Заказ фейерверков и салютов; стальные радиаторы Одесса.)

Забавно, что сегодня абсолютно мордовская Кострома считается в России "эталоном" "русскости" и "славянства" (даже рок-группа есть такая, поющая мордовские песни Костромы на русском языке, выдавая их за якобы "славянские"), хотя еще два столетия назад никто в Костроме по-славянски не говорил.

И тот факт, что Московская церковь вещала на болгарском языке (на котором писались и государственные бумаги Московии), – ничего не значил, так как вся Европа тогда в церквях говорила на латыни и вела делопроизводство на латинском языке, и это никак не было связано с тем, что за народы тут проживают.

 

www.38i.ru

mova.org.ua

Древняя Русь. Краткий книжный путеводитель для не совсем чайников

Специально для читателей СиП я составил краткий книжный путеводитель по истории Древней Руси для умеренно-чайников.

http://sputnikipogrom.com/books/44817/100-knig-1/

В первый раздел вошли следующие книги.

1. Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. I. (I-VI вв.). М., 1994; Т. II. (VII-IX вв.). М., 19952. В.В. Седов. Избранные труды. Славяне. Историко-археологическое исследование. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование. М.: Знак, 20053. Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия. Сост. Е. А. Мельникова, В. Я. Петрухин; Науч. ред. А. О. Чубарьян. М., Ладомир, 20154. Русь в IX–X веках: Археологическая панорама. Отв. ред. Н. А. Макаров. Москва; Вологда: Древности Севера, 20125. Письменные памятники истории древней Руси. Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания: Аннотированный каталог-справочник. Под ред. Я.Н. Щапова. Спб., Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», 20036. Древняя Русь в свете зарубежных источников. Т. I. Античные источники. М., 2009; Т. II. Византийские источники. М., 2010; Т. III. Восточные источники. М., 2009; Т. IV. Западноевропейские источники. М., 2010; Т. V. Древнескандинавские источники. М., 2009.7. Повесть временных лет8. Г.С. Лебедев. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. Спб.: Евразия, 20059. И.Я. Фроянов, А.Ю. Дворниченко. Города-государства древней Руси. Ленинград, Изд-во Ленинградского университета, 1988.10. Алексей Карпов. Княгиня Ольга. М., «Молодая Гвардия», 2011; Владимир Святой. М., 2004; Ярослав Мудрый. М., 2001; Владимир Мономах. М., «Молодая Гвардия», 2015; Юрий Долгорукий. М., 2006; Андрей Боголюбский. М., «Молодая Гвардия», 2014.11. П.П. Толочко. Древнерусская народность: воображаемая или реальная. Спб.: Алетейя, 200512. А.П. Толочко. Очерки начальной Руси. Киев, - Спб., Лаурус, 201513. А.В. Назаренко. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX-XII вв. М.: Языки русской культуры, 200114. Б.А. Рыбаков. Ремесло Древней Руси. М., Изд-во АН ССССР, 194815. Поучение Владимира Мономаха16. Правда Русская / Под общ. ред. акад. Б.Д. Грекова. М.; Л.: Изд-во АН СССР. Т. I: Тексты. 1940. Т. II: Комментарии. 1947. Т. III: Факсимильное воспроизведение текстов. 196317. Слово о полку Игореве18. Б.А. Романов Люди и нравы Древней Руси. М.-Ленинград: Наука, 196619. В.Т. Пашуто. Внешняя политика Древней Руси. М.: Наука, 196820. Зализняк. Древненовгородский диалект. М., «Языки славянской культуры», 200421. В.Л. Янин. Очерки истории средневекового Новгорода. М., «Языки славянских культур», 200522. Н.Н. Воронин. Андрей Боголюбский. М.: Водолей Publishers, 200723. Древнерусские княжества X-XIII вв. М., «Наука», 197524. Киево-Печерский патерик25. История культуры Древней Руси. тт. 1-2. М., Изд-во АН СССР, 1951

holmogor.livejournal.com

Исторический Музей-3. Древняя Русь - Разговоры о самоопределении русского народа

Profile

Name: Eгор Холмогоров

Entry Tags

"Антифашистская кампания", 100 книг, twitter, via ljap, via ljapp, writer's block, Византия, Древняя Русь, ЖЖ, Изобретение, Ислам, Исследование, История, Книга об Обществе, Мимолетное, Мировоззрение, Недвижимость, Общество, Письма о Христианстве, Православие в современном мире, Путешествия, Русоцид, СССР, Сан Суси, Технологии, Философия, Франция-2013, важные тексты, видеоблог, из Facebook, история, йковский, книги месяца, криптоколониализм, мировозрение, моя библиотека, письма о Христианстве, русские

26th-Mar-2008 02:12 pm (UTC)

у вас там "бревнерусские гривны" )))

26th-Mar-2008 02:17 pm (UTC)

26th-Mar-2008 02:30 pm (UTC)

А меч св. Довмонта тоже в историческом? Вроде бы в Пскове должен был быть.

26th-Mar-2008 02:33 pm (UTC)

В рамках спецпроекта в Историческом выставляются лучшие экспонаты из других музеев России.

26th-Mar-2008 02:42 pm (UTC)

26th-Mar-2008 04:08 pm (UTC)

Внушительное собрание славянских древностей.

Надо бы сходить.

27th-Mar-2008 01:29 am (UTC)

holmogor.livejournal.com