В предыдущей статье об особенностях социополитической эволюции у предков шведов были названы все «заслуги», приписываемые норманистами выходцам из скандинавских стран. Одной из таких «заслуг» провозглашается установление контроля над Балтийско-Волжским торговым путём, открытие и функционирование которого якобы являлось результатом деятельности скандинавских купцов и воинов. В частности, я приводила цитату из статьи Е.А.Мельниковой, где утверждается, что «к середине IX в. выход из Приладожья и Поволховья на Волгу, равно как и движение по Волге, были прочно освоены. Об этом свидетельствует появление вдоль пути торгово-ремесленных поселений и военных стоянок, где повсеместно в большем или меньшем количестве представлен скандинавский этнический компонент».
Для осуществления подобной миссии требовалось, как минимум, обладание двумя качествами: а) собственными развитыми традициями городской жизни, которые и были бы перенесены с прародины на новые места жительства; б) флотом, с помощью которого можно было преодолевать как морские просторы, так и плавать по восточноевропейским рекам с их особенным характером. Начнем с первого пункта и рассмотрим, как обстояло дело с навыками строительства городских поселений у свеев и гётов, и какие традиции по этой части они могли бы перенести на Русскую равнину уже в IX веке.
Обращение к работам ведущих шведских медиевистов сразу же рассеивает любые беспочвенные иллюзии: ни в IX веке, ни даже несколькими столетиями спустя какими-либо существенными собственными традициями возведения населенных пунктов городского или предгородского типа – центров торговли и ремесла, укрепленных пунктов – крепостей и пр. свеи и гёты не обладали. Т.Линдквист и М.Шёберг отмечали, что появление монументальных каменных построек в Швеции обнаруживается в середине XII в., а строительство городов – в XIII в.:
«В средневековый период появились такие новые типы укреплённых пунктов оборонного характера как крепости… Самой старинной королевской крепостью была уже упомянутая нами крепость на острове Визингэ (Visingsö) в озере Вэттерн (крепость короля Карла Сверкерссона, правившего в 1161-1167 гг., расположена на широте Гётеборга, в центральной части страны – Л.Г.). Визингэ была королевской резиденцией как для представителей сверкерского, так и эрикского рода, т.е. переходила правящему королю… По-настоящему же строительство городов в Швеции началось только с конца XIII в. Именно тогда появилось несколько крупных городов, ставших значительными центрами средневековья: Лёдосё и Аксвалль в Западной Гёталанд (Lödöse, Axvall), Кальмар в Смоланд (Kalmar – Småland) и Боргхольм на Эланде (Borgholm – Öland), Стегеборг (Stegeborg) в Восточной Гёталанд, а также Нючёпинг и Стокгольм (Nyköping, Stockholm) в области Мэларен. Ещё позднее, приблизительно в XIV в. началось строительство таких крупных городов-крепостей как Эребру (Örebro)…». (Lindkvist Th., Sjöberg M. Det svenska samhället. 800-1720. Klerkernas och adelns tid. Studentlitteratur. 2008. S. 43, 62-63).
Надо отметить, что Линдквист и Шёберг – профессора Института исторических исследований Гётеборгского университета. Названная работа – учебник для студентов исторических факультетов, который переиздается из года в год. Последнее издание – 2013 года.
Аналогичного взгляда на время появления городов в Швеции придерживается и шведский историк и археолог, профессор университета в Лунде Ханс Андерссон: «В Восточной Швеции, прежде всего в области озера Мэларен, городская жизнь (город), в основном, сложилась к началу XIV в., чему предшествовало её интенсивное развитие в течение XIII в. Иначе шло развитие города в нынешней Западной Швеции, которая в средневековье была поделена между тремя странами (Данией, Норвегией и Швецией). Города в этой области стали развиваться позднее, хотя и там было несколько городов, появившихся довольно рано. В некоторых регионах Западной Швеции развитие городской жизни носило нестабильный характер» (Andersson H. Sjuttiosex medeltidsstäder – aspekter på stadsarkeologi och medeltida urbaniseringsprocess i Sverige och Finland. Stockholm, 1990. S. 51). В названной работе Андерссон рассматривает историю развития городской культуры в Швеции по регионам. Вот ее краткий обзор.
В Западной Гёталанд самыми старинными городами являются Старый Лёдёсе (Gamla Lödöse) и Скара (Skara). Старый Лёдёсе, расположенный к северо-востоку от современного Гётеборга, был важным средневековым портом западной Швеции. Как населенный пункт он существовал где-то с середины XI в., но признаки первой фазы урбанизации Андерссон относит к XII в., чему способствовало возведение церкви Святого Педера. Скара издревле была местом народных собраний (тингов) и, таким образом, естественным центром региона. В XI в. здесь была построена церковь, что содействовало постепенному преобразованию данного населенного пункта в поселение городского типа. В Смоланд на юге Швеции самым старинным городом является Кальмар. Его ранняя история долго была вопросом дискуссий. Сейчас считается, что в качестве центра местности данный населённый пункт выделился не ранее начала 13 в., а в 1230-50-е годы приобрел характер городского поселения.
В Восточной Гёталанд ранее всего упоминается Линчёпинг (Linköping). С 1120 года здесь была учреждена резиденция епископа, а в первой половине XII в. был возведен Домский собор, т.е. урбанизации Линчёпинга способствовало то, что он сделался религиозным центром местности. Сюда же было перенесено и проведение народных собраний восточных гётов. С начала XIV в. Линчёпинг получил права города.
Средняя Швеция – это область, которая группируется вокруг двух больших озёр: Меларен и Хъелмарен. Она является исторически важным центром экономического и политического развития Швеции. Особенно это проявилось с XIII века. В Средней Швеции находится один из немногих раннесредневековых городов, расположенных на шведской территории – Сигтуна. Процесс урбанизации в этом населенном пункте получил развитие в XIII в., но археологические данные свидетельствуют о существовании здесь нескольких населённых пунктов с более раннего периода, причем некоторые из них могли развиться и в предгородские поселения. Королевская ставка была переведена сюда уже в 980 г., но тип застройки, характерной для плотно населённого пункта, прослеживается в Сигтуне в XI в., есть свидетельства о развитии торговли и ремесла. Упсала как религиозный центр известна с 1160-х гг., но как населенный пункт она функционировала уже с начала XII в. Известно, что здесь чеканилась монета, что свидетельствовало о том, что Упсала была и политическим центром. Результаты археологических исследований позволяют отнести начало урбанизации Упсалы к XIII веку.
Единственным городом на Готланде является Висби (Visby). В ходе археологических исследований на отдельных участках побережья были обнаружены следы временных построек и небольших гаваней, относящихся к VIII-X вв. С XI в. здесь появляется поселение, имевшее постоянный характер, со следами ремесленных занятий. В конце XI в. к югу от данного поселения была возведена первая церковь. В течение XII в. поселение стало быстро расти, особенно в восточном и северо-восточном направлениях. В первой четверти XIII в. наблюдается подъём развития: деревянные постройки в центральной части заменяются каменными, строятся новые церкви, реставрируются старые. В период 1228-29 на остров прибыли доминиканцы, в 1233 г. – францисканцы.
Отмечая эти изменения, Х.Андерссон сообщает, что с конца XII в. наблюдаются массовые переселения на Готланд немецкого населения. Это не совсем корректная формулировка, поскольку «немецким» древнее южнобалтийское население славянских княжеств становилось в течение второй половины XII в. в результате наступления немецких рыцарей под предводительством саксонских герцогов и других правителей германских земель. Поэтому отмеченное переселение или, проще говоря, бегство на север южнобалтийского населения было естественным следствием данных событий. Количество переселенцев с южнобалтийского берега на Готланде постоянно прибывало, и к XIII в. возросло настолько, что в 1225 г. епископ в Линчёпинге выдал немецким горожанам (burgenses) в Висби грамоту о привилегиях для горожан (theutonici cives in Wisby). Переломным моментом в развитии Висби становится начало XIII в., когда воздвигаются каменные постройки (Andersson H. Sjuttiosex medeltidsstäder – aspekter på stadsarkeologi och medeltida urbaniseringsprocess i Sverige och Finland. Stockholm, 1990. S. 42, 44, 46, 50-51). Начало каменного строительства говорит о том, что в городе появились дополнительные средства, поскольку каменное строительство — капиталоёмкий проект.
На рассуждения Андерссона о Висби возражал другой известный шведский археолог Бьёрн Амбросиани, который указывал, что город на месте современного Висби существовал и до переселения на остров немецких купцов, и что имеются могильники с богатым инвентарем, датируемым X-XI вв. Хотя в другом месте он замечал, что многие сотни погребений в этих могильниках, по всей вероятности, принадлежали сугубо крестьянскому обществу, не имевшего города или торжища (Clarke H., Ambrosiani B. Vikingastäder. Höganäs, 1993. S. 76; на англ. яз.: Towns in the Viking Age. Leicester University Press, 1991).
Рассуждая в той же работе о Гнёздове, Амбросиани заметил: «Достойно удивления, что викинги, которые в это время (VIII-IX вв.) практически не имели собственной городской культуры, совершенно очевидно, играли значительную роль в развитии городов на востоке» (Ibid. S.104). Возьмем и мы это на заметку: у себя скандинавские «викинги» ничего не имели, а в Восточную Европу пришли и вдруг стали играть роль. В самом деле, достойно удивления, но в норманизме многое достойно удивления!
Хотя картина, по-моему, ясна. Городское развитие в истории Швеции относится к довольно позднему периоду: XIII век – это то время, к которому современные шведские исследователи относят преобразование населенных пунктов разной природы, мест рыбачьих промыслов, старинных мест народных собраний, мест отправления культов, королевских ставок – в городские поселения. В отдельных будущих городах процессы оживления торговой и ремесленной деятельности могут прослеживаться и с XI-XII вв., но, повторяя слова Линдквиста и Шёберг, подлинное развитие городов в Швеции началось не ранее XIII в. При этом совершенно очевидно, что процесс урбанизации происходил под влиянием внешнего фактора – на фоне распространения христианства и на фоне миграций южнобалтийского населения, что явно сопровождалось поступлением дополнительных материальных ресурсов и появлением контингента, имевшего навыки в городском строительстве и организации городской жизни.
Собственно, подобный взгляд шведских исследователей на историю развития шведских городов вполне устоявшийся и хрестоматийный. Он вошёл и в шведские учебники, и в энциклопедические словари. Вот пример: «Во второй половине XII в. большого расцвета достигла торговля на Балтике в связи с завершением немецкой колонизации вендских земель. На берегах Балтийского моря стали расти новые города …Новый центр торговли и ремесла Стокгольм вырос в области озера Мэларен, невдалеке от балтийского побережья… первое упоминание в источниках с 1252 г… с самого начала испытал сильное немецкое влияние в силу непосредственного притока немецких эмигрантов… Город застраивался по типу немецких городов…» (Nordisk familjebok. Encyklopedi och konversationslexikon. Tjugonde bandet. Malmö, 1955. S.62).
Если не обращать внимание на германо-патриотичный тон, то из этого отрывка ясно, что одним из факторов, обусловивших развитие городской жизни в будущей Швеции, был приток эмигрантов из южнобалтийских земель (12-13 вв.), явно покидавших родные края из-за разразившихся там бурных событий. Для строительства города нужны материальные и человеческие ресурсы – их и принесли южнобалтийские мигранты, которые по языку сделались немецкоязычными, но по этническому составу были выходцами из бывших южнославянских городов. Влияние южнобалтийской городской традиции на урбанизацию скандинавских населенных пунктов не отрицается и скандинавскими исследователями. Цитирую уже упоминавшегося археолога Амбросиани: «Свидетельства франкских анналов начала IX в. достаточно красноречивы. …В анналах рассказывается, что Годфред в 808 г. перевёз в Шлезторп (Sliesthorp) какое-то число купцов из Рерика, расположенного в славянской области ободритов. Данное событие ознаменовало собой основание Хедебю как городского поселения».
Вторым фактором, подтолкнувшим процесс урбанизации, было распространение христианства, сопровождавшееся строительством монастырей и возведением церквей. Монастыри в Скандинавии стали появляться с конца XI в. В течение XII вв. монастыри цистерцианского ордена стали строиться и в Швеции, и в Норвегии, и в Дании (Andersson C. Kloster och aristokrati. Nunnor, munkar och gåvor i det svenska samhället till 1300-talets mitt. Göteborg, 2006. S 24).
А как же Бирка? – слышу я вопрос читателей. Шведская Бирка, появление которой как торговой фактории связывают с концом VIII в. и о которой с неиссякаемым восторгом глаголят норманисты?! Посмотрим опять, что по этому поводу сообщают шведские медиевисты. Очень авторитетным в этом вопросе является мнение археолога Амбросиани, который руководил раскопками в Бирке в течение многих лет, начиная с 1969-1971 гг. и вплоть до 2004 г.: «…Бирка – один из наиболее ранних пунктов урбанизированного типа в Северной Европе. Он упоминается в IX в. Римбертом как portum regni ipsorum qui Birca dicitur (порт в их владении/конунгстве под названием Бирка). О нём пишет и Адам Бременский в 1070 г. Учёные, исходя из ещё средневековых источников, пришли к единому мнению о том, что Бирка располагалась на островке Бьёркэ в озере Мэларен, около 30 км к западу от Стокгольма, а название – латинизированная форма названия острова… Йалмaр Стольпэ (Hjalmar Stolpe – один из первых шведских археологов, занимавшийся раскопками в Бирке во второй половине XIX в. – Л.Г.) исследовал около 560 могильников с трупосожжением и 550 могильников без трупосожжения, c погребениями камерного типа. В погребениях камерного типа найдено в обилии оружие, украшения и предметы импорта. Такие могильники в течение длительного времени служили для характеристики культуры шведских викингов, но на самом деле в них, с большей долей вероятности были похоронены иноземные купцы, поскольку в них прослеживается иной, не шведский похоронный обряд (Sic! – Л.Г.) …Большинство погребений относится к IX-X вв. с преобладанием X в. …Йалмар Стольпэ нашёл два клада серебра… оба содержали монеты с датировкой до 960 г. Более крупный клад содержал также плетёные серебряные кольца, около 450 арабских монет, самые поздние из которых относятся к 962 г., одну византийскую монету. Датировки обоих кладов помогли определить последний год существования Бирки как 970 г., что подтверждается также отсутствием англосаксонских монет 980 г., обычно многочисленных (Ibid. S. 67-71).
О том, что Бирка была торговой факторией, где проживало иноземное население, говорит и история так называемой девочки из Бирки. Возраст ребенка – 6 лет (показал анализ зубов), а пол был определен по тем предметам, которые были положены к ней в могилку: пряжка из золота и бронзы, жемчужное ожерелье, ножик и костяной чехольчик для иголок. Захоронение датируется X веком. Судя по похоронным «дарам», семья девочки принадлежала к зажиточному слою, по всей вероятности, – к торговцам фактории. По заключению современных шведских исследователей, девочка (соответственно, и ее семья) происходила из Северной Германии или Южной Дании.
Понятно, что Северная Германия X в. – это южнобалтийское побережье со славянскими княжествами, выходцы из которых были активными участниками международной торговли на Балтики (см. выше историю Хедебю), но, как видим, и современным шведским археологам тяжело называть вещи своими именами, когда дело касается южнобалтийских славян.
Очень критично оценивает роль Бирки шведский историк Д.Харрисон: «В шведской истории старейшим городом, по мнению исследователей, была Бирка, куда из нынешней Германии приезжал миссионер Ансгар и пытался распространять христианство в Средней Швеции… Археологические находки помогли идентифицировать Бирку с городским поселением на острове Бьёркё в Мэларен… Задним числом можно сказать, что Бирка была маленьким городком с незначительной судьбой, некий эксперимент, которому не суждена была долгая жизнь. Город возник где-то в конце VIII в. и просуществовал около 200 лет. Число жителей колебалось от 500 до 1000 чел. Пока не удалось выяснить, почему город стал стагнировать и постепенно исчез. Предполагается, что торговые пути пошли другим маршрутом, и число торговых гостей в Бирке стало уменьшаться… Принудительное переселение жителей было известным явлением в странах Северной Европы. Так, датский король Годфред в принудительном порядке переселил в начале IX в. ремесленников и торговцев из западнославянского города Рерика в его город Хедебю, что стало очень удачной акцией, поскольку через несколько десятилетий он стал процветающим королевским торговым городом…» (Harrison D. Bygdemakt // Sveriges historia. Sthlm., 2009. S. 61).
Параллель с Хедебю наводит на мысль о том, что и Бирка была, как бы сейчас сказали, «международным проектом», поэтому она и стоит особняком в истории шведского города. В упадке и исчезновении Бирки как торговой фактории прослеживается, говоря современным языком, изменение рыночной конъюнктуры, которое обычно бывает вызвано утратой крупных заказчиков. Такими заказчиками могли быть представители так называемой культуры вендельского периода, чьи захоронения поражают пышностью погребального инвентаря и которых шведский археолог Хиестранд рассматривал как островок чужеземной культуры, принесенной мигрантами с европейского континента. Логично предположить, что по мере вымирания этой колонии сокращалось и число заказов на предметы роскоши, в том числе, – предметов импорта. Ко второй половине X в. Бирка как порт и как торговая фактория исчезает. И в это же время, в 980 г. король свеев Эрик Победоносный основывает новую королевскую ставку на берегу Мэларен, перенеся ее со старого места, из континентальной глубинки в непосредственную близость к морскому побережью. Новая ставка получает название Сигтуна. Постепенно Сигтуна начинает процветать и как центр торговли и ремесла. Считается, что Сигтуна выступила преемницей Бирки. Указанная параллель с Хедебю позволяет предположить, что и иноземные торговцы из Бирки переместились в Сигтуну, но не в результате насильственного переселения (никаких свидетельств об этом нет), а по договоренности с королевской властью свеев – обе стороны от этого выигрывали.
Косвенно подобное предположение подтверждается историей другого древнего города, который открыли на юге Швеции, неподалеку от населенного пункта Уппокра. Об этой находке рассказывал историк Д.Харрисон: «Интерес исследователей к Бирке как старейшему городу Швеции привёл к тому, что другие населённые пункты оказались вне поля внимания… Причина понятна: о Бирке упоминается в написанном Римбертом Житии Ансгара… И мы постарались закрыть глаза на тот факт, что миссия Ансгара обернулась фиаско, а Бирка была маленьким городком… Высказанная мысль хорошо подтверждается примером с открытым недавно городом периода железного века в Сконе, который является самым крупным из известных на сегодня населённых пунктов данного периода. Сейчас на его месте находится маленький населённый пункт под названием Уппокра, расположенный неподалёку от дорожной трассы Лунд – Мальмё… Обнаруженный город не упоминается в письменных источниках, поэтому мы даже не знаем, как он назывался. Однако археологические находки настолько интересны и значительны, что предшественник современной Уппокры должен был быть признан самым первым и самым крупным городом в границах нынешней Швеции… Его систематическое исследование стало проводиться только в 90-х годах прошлого века. Археологические находки, остатки жилищ – весь материал настолько богат, что история Сконе периода железного века должна быть написана заново. Территория города составляла площадь 40-50 га, что намного превышает площадь Бирки (7 га) и Хедебю (24 га)… город существовал примерно одно тысячелетие, с времени от 100 лет до н.э. и до начала XI в. н.э. …Археологические находки значительны и очень интересны. …В храме были обнаружены драгоценный бокал, декорированный полосками золота, явно использовавшийся для ритуальных целей при жертвоприношениях, и стеклянная чаша с цветочным орнаментом, возможно, из Черноморского региона. Обе находки датируются VI в… Было обнаружено более двадцати хирургических инструментов, в частности, пинцет, скальпель, зонд. Предметы датируются III-VII вв. и напрямую соотносятся с медицинскими традициями Римской империи… Археологическое изучение Уппокры далеко от своего завершения» (Harrisson D. Bygdemakt // Sveriges historia. 600-1350.Stockholm, 2009. S. 61-68, 71-73).
Город на месте Уппокры, согласно шведскому археологу Ярлу Нордбладу, носил все черты крупного местного центра. Были обнаружены остатки крупного храмового здания и большое количество ритуальных и культовых предметов: позолоченных фигурок божков (порядка 120 штук) и других сакральных персонажей, жертвенного оружия (наконечников копий и пик, ручек щитов и пр.) Ученые пока не определили, к какой культовой традиции относились эти предметы. Жилые постройки перестраивались на старом фундаменте в течение тысячелетия, т.е. в городе рано сложилось постоянное население. Здесь явно работало много ремесленников, золотых дел мастеров. Идентифицированы предметы импортного происхождения (стеклянная чаша из бесцветного стекла с накладками синего стекла явно восточного происхождения), и предметы местного производства, например, бокал из меди с отделкой золотыми пластинками и другие бытовые предметы, в том числе, из бронзы, серебра, золота (Nordbladh J. I guldets tid // Sveriges historia. 13000 f.K. – 600 e.K. S. 421-422).
Понятно, что создание городского поселения такого масштаба требовало и человеческих, и материальных ресурсов. Следовательно, в период раннего железа они имелись на юге Сконе. Но чтобы импортировать предметы восточного происхождения или развивать медицинские знания в древнеримских традициях, надо было обладать и соответствующим парусным флотом. Таким флотом в первые века н.э. на Балтике обладали венды или южнобалтийские варины. И согласно данным ДНК-генеалогии, по словам И.Л.Рожанского, на крайнем юге шведского полуострова Сконе довольно компактно располагаются представители центрально-европейской ветви субклада М458, который доминирует у западных славян, а также является принципиальной минорной ветвью у этнических немцев. Безымянный город вблизи современной Уппокры был непосредственным предшественником Лунда.
К Уппокре я еще вернусь в следующей статье, посвященной вопросу появления паруса у скандинавов, а здесь хотелось бы привести другие косвенные данные, подтверждающие мысль о том, что исходными носителями традиций городской культуры на Балтике были южнобалтийские славяне, и в этой связи обратиться к истории нападения gentiles/язычников на Ирландию. Вопрос этот правомерен в контексте статьи, поскольку с набегами язычников-норманнов связывается появление в Ирландии традиций городской цивилизации и основание первых ирландских городов. Например, у ирландского археолога и историка П.Уоллеса так и говорится, что первые города в Ирландии были основаны викингами, выходцами из скандинавских стран (Wallace P.F. Irish Archaeology and the Recognition of Ethnic Difference in Viking Dublin // Evaluating Multiple Narratives / Ed. Junko Habu, Clare Fawcett, John M. Matsunaga. New York, 2008. P. 166-183).
А другой ирландский историк Ф.Бирн замечает по этому поводу: «Часто вызывает удивление, что «варвары»-викинги смогли принести «городскую цивилизацию» в Ирландию… Даны, которые заселили большую часть северной и восточной Англии, не строили городов, хотя они оккупировали Йорк и приложили немало усилий для захвата Лондона – два главных города в римских провинциях Британии, которые продолжали существовать и в англосаксонский период. На Фарерских, Шетландских, Оркнейских островах, в Сатерленде, на Гебридах и даже в Исландии, где они заселили пустынные местности или захватили заселённые местным населением территории, города не появились» (Byrne F. J. The Viking age // A New History of Ireland. I. Prehistoric and early Ireland / Ed. Dáibhí ó Cróinín. Oxford, 2005. P. 620-621).
Ответ на вопрос о том, кто были таинственные язычники, основавшие в Ирландии города, отыскивается в одной из статей П.Уоллеса, который отметил, что от этих язычников в ирландский обиход вошло слово «garrda» для обозначения их городских поселений, которые имели ограждения, что собственно, и означало слово «garrda». Уоллес пишет, что это слово происходит от the Old Norse или древнескандинавского – garðr (Wallase P.F. Garrda and airbeada: the plot thickens in Viking Dublin // In A.P.Smyth (ed.), Seanchas: Essays in Early and Medieval Irish Archaeology, History and Litterature in Honour of F.J. Byrne. Dublin, 2000. P. 261-274; idem. Irish Archaeology… P. 181-182).
«Древнескандинавским» славянское слово град-гард стало только под влиянием готицизма, в рамках которого германоцентризм молотил по общественной мысли как стенобитное бревно. Совершенно очевидно, что это слово (в современных датском, норвежском и шведском gård – двор, усадьба) является славянским заимствованием в скандинавских языках, куда оно наверняка пришло с того же южнобалтийского побережья, из языковой традиции, где грады возводились на огороженном пространстве, за оградой. Слово град-гард заимствовалось в то далёкое время, когда своих городов у предков датчан, норвежцев, шведов ещё не было и в помин, поэтому в скандинавских языках оно закрепилось за строениями сельского типа – крестьянский двор, усадьба. Отсюда gårdejer в датском языке – крестьянин, фермер, но никогда – горожанин.
Заимствованный характер этого слова подчёркивается ещё и тем, что скандинавские gårdar – крестьянские подворья – оград, как правило, не имели: малолюдье, малонаселённость делали ненужными возведение оград. Поэтому как ни крепка власть догматизирующей традиции над нашим сознанием, простая логика требует признать, что норманны – основатели ирландских городов – не могли быть скандинавами, а отождествление норманнов-язычников исключительно со скандинавами – плод шведского политического мифа, о чем я уже писала, но буду возвращаться к этой теме еще не раз.
Итак, влияние внешнего фактора на возникновение городов в скандинавских странах совершенно очевидно. Но для полноты картины необходимо выявить и те внутренние факторы, которые играли важную роль в процессе урбанизации. В предыдущей статье о государственности у свеев было показано, что на социополитическую эволюцию у свеев специфическое влияние оказывал такой природный феномен, как подъем дна Балтийского моря. По моему убеждению, этот же феномен оказывал замедляющее влияние и на процесс урбанизации в Средней Швеции. К такому выводу я пришла, анализируя исследования Б.Амбросиани о типах поселений в Средней Швеции.
Амбросиани подсчитал количество захоронений и сравнил эти данные со средними данными смертности для раннесредневековых обществ. На основе полученных результатов исследователь пришёл к выводу о том, что основным типом поселения в викингский период в Упланд были одиночные обособленные дворы, а не деревни. Только в период, переходный после викингского, т.е. самое раннее в конце XI в. стала появляться более плотная застройка или поселения типа малых деревень. Это объясняется тем, что подъём грунта при упландском побережье давал новые участки земли, поэтому могло идти образование новых дворов, не требовавшее деления старых. Когда процесс образования новых земель (или подъем суши) замедлился, старые подворья стали, не покидая прежнего места, разделяться на части, постепенно превращаясь в деревни (Ambrosiani B. Fornlämningar och bebyggelse. Studier i Attundalands och Södertörns förhistoria. Uppsala, 1964. S. 209-210, 214, 223, 229-231).
Амбросиани также показал, что большее количество крупных дворов и так называемых королевских усадеб (хюсбюяр/husbyar) хуторского типа, принадлежавших королю и служивших для содержания или размещения его самого и королевской свиты, было сосредоточено именно в областях, что образовались за счёт подъёма грунта в более ранний период. Амбросиани сделал вывод, что короли с большей лёгкостью могли заявлять свои права на эти участки общинной собственности и присваивать себе часть участков, как бы подаренных природой (Ibid. S. 215-218, 231).
Выводы Амбросиани о типах поселений были подкреплены исследованиями другого шведского археолога У.Спорронга. Исследуя историю развития поселений в Швеции, он также пришёл к выводу о том, что почти весь викингский период, а именно до начала XI в. основным типом застройки в области Мэларен был отдельный крестьянский двор, и только с начала XI в. начинают появляться коллективные поселения типа деревень. Направление ведущих тенденций в развитии застройки поселений шло из внутриконтинентальных областей к побережью. Островки прибрежной полосы Руден (или Рослаген – мнимая прародина Руси) были практически незаселенными весь викингский период, т.е. до конца XI в. (Sporrong U. Kolonisation, bebyggelseutveckling och administration. Lund, 1971. S. 100, 102, 104, 195-196).
Продолжение следует ...
Лидия Грот,кандидат исторических наук
Перейти к авторской колонке
harmfulgrumpy.livejournal.com
Миры скандинавской мифологии. Путеводитель по древнему мирозданию / Вячеслав Паутов
Открыть меню
Книги
Что почитать?
Новинки
% Скидки
Рекомендуемое
Подборки
Все книги
Жанры полный список
Боевик
Детектив
Историческая проза
ЛитРПГ
Любовные романы
Мистика
Подростковая проза
Попаданцы
Поэзия
Приключения
Современная проза
Триллер
Ужасы
Фантастика
Фанфик
Фэнтези
Эротика
Юмор
Обсуждения
Сообщество
Конкурсы
Иллюстрации
ТОП
Авторов
Пользователей
Моя библиотека
Мобильная версия
author.today
WideOpenRoad — Туристический портал.Рибе Дания
Вид на город
Рибе типичный старинный городок Скандинавии – узкие, мощенные улицы булыжником, узнаваемые красные крыши фахверковых домов и неповторимая атмосфера. Рибе имеет звание как самого старого города Дании, а также славится как город соборов. Совершить неспешную прогулку и почувствовать дух старины – время пролетит в Рибе просто не заметно.
Рибе – небольшой городок на юге-западе Дании, на полуострове Ютландия. Численность поселения чуть более 8 тысяч человек. Городок расположен на берегу Балтийского моря и близ устья реки Рибе-О. Рибе является одним из древнейших поселений Скандинавии и самым старым в Дании. Уже в 700 году до нашей эры здесь был развитый торговый центр. Основание города считается 710 год.
Старинный улицы
Транспортное сообщение
Ближайший аэропорт расположен в 26 километрах от Рибе в Эсбьерг. Далее можно воспользоваться автобусом.
Музей викингов
Что посмотреть
Главная площадь города – Торвет. Кафедральный собор Рибе – его главная достопримечательность. Его можно увидеть из любой точки города. Строительство собора началось в 1150 году. Рядом расположен дом в стиле ренессанс. Стоит обязательно заглянуть в музей викингов. Здесь расположены дома викингов в натуральную величину. Кроме интересных мест и достопримечательностей Рибе славится своими фестивалями – Рождественский фестиваль или фестиваль викингов. И обязательно совершите неспешную прогулку по набережной Рибе.
WIDEOPENROAD.RU
wideopenroad.ru
Столица датских викингов. Роскилль, Дания.
Маленький городок на берегу одноимённого фьорда в глубине острова Зеландия раньше был столицей государства датских викингов. В воскресенье жизнь здесь замирает, кое-какое движение наблюдается лишь в музее викингских кораблей, да в городском соборе. Музей хранит пять лодок, найденных на дне залива спустя 1000 лет после затопления, а стены собора сторожат покой усопших датских королей. В общем, Роскилль – интересный город!На берегу фьорда располагалось первое поселение викингов. Когда сюда была перенесена столица Дании, на холме в отдалении от воды был построен новый собор и дворец короля.
Рассказ о Роскилле разворачивается вокруг истории викингов. Викинги – германский народ, населявший побережье Скандинавского полуострова и Ютландии (т.е. континентальной части Дании). Первые упоминания о викингах датируются VIII веком. Этот северный народ вёл активную экспансию и завоевал британские острова, включая Англию и Ирландию, колонизовал Шетландские и Фарерские острова, Исландию, открыл миру Гренландию и установил первый контакт с инуитами Канады. На востоке викинги заняли киевский престол, чему свидетельством является легенда о приглашении варяг править на Руси, имена первых князей Аскольд и Дир, а также трансконтинентальный торговый путь «из варяг в греки». На юге викинги правили Сицилией и даже оставили после себя впечатляющие архитектурные сооружения - к примеру, собор и дворец в Палермо.Корабль викингов заходит в гавань. В музее кораблей в Роскилле занимаются не только историей затопленных лодок, но и реставрацией и строителством реплик. Одна реплика в 2007 году совершила мореплавание по старинному пути из Роскилля в Дублин, центр работорговли времён викингов.Мы называем германские народы севера словом «викинги» или, на старорусский манер, «варяги», хотя с точки зрения самих викингов это было бы неправильным. Скандинавский полуостров и территорию современной Дании населял не один народ, а группа народов, объединённых исторической наукой под колпаком «викингов». Древнее деление викингов на племена, установленное ещё до создания первых государств, проявляется и в современной политической карте северной Европы. Западное побережье Скандинавского полуострова населяли так называемые норвежские викинги, восточное побережье – шведские, а южное побережье, полуостров Ютландия и острова в проливе Орезунд между двумя морями принадлежали датским викингам. Признавали ли себя викинги разных поселений единым народом, мне не известно. В отличие от восточнославянских племён, объединившихся в Киевской Руси, викинги создали отдельные государства, из которых со временем возникли Норвегия, Швеция и Дания.Ещё две лодки-реплики. На точно таких же суднах викинги плавали от Киева на востоке до Ньюфаундленда на западе.Тот факт, что викинги относятся к германским народам, доказывается лингвистическим анализом. Норвежский, шведский, датский, языки сильно похожи на немецкий (и голландский). Зная один из них, можно, если и не обсуждать в баре результаты вчерашнего футбольного матча, то, как минимум, пользоваться сайтом железной дороги в оригинале и читать памятные таблички на домах.
Территория викингов находилась так далеко от центра античного мира, что, насколько мне известно, римляне о викингах не упоминали. Благодаря уникальной, говоря современным языком, технологии кораблестроения, боевой выдержке и отличной ориентации на море, в VIII веке викинги начали регулярные нападения на окружающие их земли территории. Норвежские викинги расширяли свои владения преимущественно на запад. В их колониях в условия изоляции от метрополии из принесённого древненорвежского позже возникли исландский и фарерский языки.Макет корабля викингов, останки которого разложены на стальном каркасе на заднем плане. Это второй самый большой когда-либо найденный корабль викингов.Шведские викинги прославились в наших широтах под именем варяг. Они торговали с Киевской Русью, имели замок на Замковой Горе в Киеве и торговое поселение, своего рода дипмиссию. Постоянно присутствие хорошо вооружённых варяг гарантировало безопасность кораблей по пути из Скандинавии в Константинополь и назад.Аттракцон "Ощути себя викингом!". От участников требуется громко кричать и бить дубинкой. Кроме шуток, на репликах древних кораблей можно не только покататься по заливу Роскилль, но даже совершить одно из путешествий по древнему морскому пути.Неупомянутые мною датские викинги сконцентрировали свою военную мощь на завоевании Англии. Они вошли в европейские справочники по истории под термином «норманны», то есть «северные люди». Нормандия, регион на севере Франции, получил своё название после того, как франкский король пригласил несколько десятков викингских семей поселиться на северном побережье его государства с целью прекратить морские набеги викингов. Викинги с тех пор давно растворились, а название осталось.Одна из пяти найденных в 1961 году лодок, затопленных в заливе Роскилль.Принцип викингских набегов был прост. Небольшой вооружённой группой викинги грузились в лёгкий манёвренный корабль, плыли против ветра и совершенно неожиданно высаживались на берегу возле одной из вражеских деревень. Они грабили, что могли, живых брали в плен и продавали их в рабство. Не дожидаясь подкрепления со стороны врага, викинги оперативно грузились в лодку и уплывали назад. Их тактика была настолько успешной с военной точки зрения, что со временем им принадлежала большая часть северной Европы.В такой маленькой лодке викингские рыбаки выходили в октрытое море. И возвращались.Территории, на которых жили викинги, не представляли интереса для европейских монархов. Болотистые низины Дании или каменное, изрезанное бухтами побережье Норвегии – кроме красоты, здесь мало что произрастало. На земли викингов никто не претендовал, поэтому сбежав с награбленным, викинги возвращались домой и чувствовали себя в безопасности.В музее кораблей викингов в Роскилле группа учёных и любителей создаёт копии древних кораблей с помощью инструментов той эпохи. Не используя современные орудия труда, историки проверяют на практике теории о том, как именно викинги строили свои корабли.Один из крупнейших городов викингов того времени был Роскилль. Ныне это маленький датский городок, на центральной площади в тени собора на сильном ветре развевается красно-белый флаг. Раньше здесь находилась столица датского королевства. В 960 году объединённый король датских и норвежских викингов Харальд Синезубый перенёс сюда столицу. На новом месте король построил маленький дворец и небольшую деревянную церковь, освящённую в честь Святой Троицы.На месте деревянной церкви в XII-XIII вв. возникло массивное кирпичное здание нового собора с двумя башнями со шпилями. Собор Роскилль был первым кирпичным зданием Скандинавии.Старая церковь была разрушена и заменена каменной в 11 веке. В 12 веке монахи принесли в Данию технологию кирпичного строительства, тогда же было принято решение построить новый собор. Собор Роскилль был первым кирпичным собором Скандинавии и стал образцом для следующих поколений скандинавских архитекторов. Если присмотреться, собор уже в 13 веке заложил основы того, что мы называем североевропейской кирпичной кладкой.Фантастически массивный и по-северному холодный фасад собора Роскилль.Собор расположен на самой высокой точке холма. Внизу виднеется залив Roskilde fjord, в котором в 1961 году учёные нашли останки пяти викингских суден. всё, что можно было достать из илистой почвы залива, было поднято на поверхность и законсервировано воском. 8 лет учёные долго собирали «паззл» из нескольких тысяч досок и дощечек. В здании музея на берегу фьорда выставлены все пять лодок, точнее, те их части, которые удалось собрать. Здесь же рассказывается история битвы, в которой датские викинги затопили эти корабли, чтобы закрыть вход в бухту с моря.Искусство делать жгуты было так же важно для мореплавания, как и навигация. В музее викингских лодок можно увидеть, как викинги плели свои верёвки и паруса.Рядом со зданием музея находится уголок народного творчества. Здесь люди (учёные, мастера, их подмастерья и простые энтузиасты) восстанавливают быт викингских времён и дают туристам возможность поучаствовать в процессе. Например, здесь можно сплести корабельный трос, выковать топор или отчеканить монету. По окончанию результаты своего творчества можно купить и увезти с собой на родину.Ремесленный уголок в музее викингских лодок.Благодаря красному кирпичу, Роскилль напомнил мне Англию. На главной площади в центре города находится ратуша, рядом с ней – собор. Вниз от собора спускается тропинка к заливу. Там находится музей викингов. Это всё, что необходимо увидеть в Роскилле до возвращения в Копенгаген. На посещение города достаточно половины дня, дорога на поезде из столицы занимает меньше часа.Главная площадь Роскилля.Я приехал в Роскилль в воскресенье. Как и полагается, город спал. Не работала ни одна лавка, ни одно кафе и ни одна аптека. На улицах людей почти не было. Трудно представить себе, как преображается город, когда сюда приезжают фанаты рок-музыки. С 1971 года в Роскилле проводится одноимённый рок-фестиваль.Тихий центр. Главная улица Роскилля в воскресный майский день.Необходимо один раз приехать в Роскилль, чтобы понять, насколько сильным может быть северный ветер. Май в Скандинавии славится неустойчивой погодой (может быть как жарко, так и очень холодно), поэтому туристический сезон здесь начинается лишь в июне. В середине мая в Дании цветут фруктовые деревья, зеленеет трава и плывут по небу воздушные облака, но на улицах Роскилля холодно и мерзко, как в ноябре. Всему виной этот противный ветер. Неудивительно, что викинги пользовались силой ветра в море. Это было самой простой идеей, подсказанной им самой природой.Ветер на соборной площади Роскилля сдувал с ног.После изучения принципов кораблестроения в музее пяти лодок, на обратном пути на вокзал, можно бросить ещё один взгляд на собор Роскилль. Вход в собор, как это теперь часто бывает, платный, но визит того стоит.Усыпальница Кристиана IX выполнена в стиле ампир.В соборе похоронены все, кроме одного, датские короли и королевы. С обеих сторон к боковым нефам пристроены усыпальницы, каждая из них выполнена в стиле, популярном во время строительства. Самые древние усыпальницы находятся в полуподвалах с готическими сводами, усыпальница XIX века в строгом и холодном стиле ампир напоминает могилу Наполеона в Париже. Предыдущий монарх, Фредерик IX, был похоронен в собственной усыпальнице рядом с собором. Она сделана очень просто: стены выложены из того же кирпича, что и собор. Внутри – минимум украшений.Совсем в другом стиле, чем на предыдущем фото, выполнена усыпальница предыдущего датского монарха, Фредерика IX.Огромный собор (башни собора имеют в высоту 83 метра) был построен в Роскилле как знак богатства и могущества викингов, а также как символ их проевропейских амбиций. Когда мы сегодня говорим о викингах, мы представляем себе неотёсанных бородатых мужичков с дубинками и рогами на шлеме, тридцать человек в узкой длинной лодке с квадратным полосатым красно-синим парусом. Мы знаем, что это легенда и вымысел, на самом деле рога викинги не носили, а мыться и бриться в Х веке и у других европейских народов в привычку не входило. Тем не менее, викинги как угроза Европе растворились уже в XII веке. Приняв христианство и основав первые государства, они впитали в себя частичку Европы, сбрили бороду и сняли рога выбрали короля и подчинились папе римскому. Европа дала викингам письменность, религию и багаж культурного наследия, который покорил неуправляемую агрессию первых викингов-завоевателей. Угроза Европе со стороны викингов пропала.
Путь от первого государственного объединения до современной Дании был длинным и непрямолинейным. Из Роскилля столица перебралась в Лунд, ныне шведский университетский город, знаменитый собором XI века, одним из старейших европейских университетов и штаб-квартирой гиганта упаковки Тетра-Пак. Дания вступила в союз с Норвегией, из которого образовалась огромная Дания, а Норвегия стала её колонией. Попытка аналогичного союза со Швецией провалилась. В дальнейшем, Дания проиграла Сканию, южную часть нынешней Швеции, и сократилась до пределов полуострова Ютландия и трёх небольших островов в проливе. И Гренландии.
Больше репортажей из моего путешествия по Скандинавии - по клику!
kucheryavchik.livejournal.com
Скандинавия znamus.ru
Город Тампере — это центр Западной Финляндии, который является индустриальным центром и основным культурным источником. На примере архитектуры г.Тампере можно проследить всю историю финского строительного искусства: от средневековой каменной церкви Св. Михаила до бетонного храма в стиле модерн церкви Калева и бело-голубого здания самого большого в Финляндии концертного зала Тампере-Тало.
Сейчас это зеленый город с широкими улицами и современными зданиями, а также живописными деревянными домами и узкими аллеями. В центре города вы найдете прекрасный Стивсгарден, одну из королевских резиденций и третье крупнейшей деревянное здание в северной стране. Спокойная и прекрасная река Нидельва протекает через сердце города. После очистки воды в реке лосось стал там частым гостем.
Город Хельсинки пропитан запахом моря, а в портах стоит постоянный шум от прибывающих и отходящих кораблей.
Гетеборг — это очень приветливый город — порт с отличной планировкой, не похожий на другие шведские города. Он скорее напоминает обычный среднеевропейский город. На его оживленных улицах можно посидеть в кафе под открытым небом, полюбоваться витринами элегантных магазинов, а его под названием Авенюн (Avenyn) напоминает многим Елисейские поля.
Мальмё, третий по величине город Швеции, всегда характеризовался в чём-то особенной, более «континентальной» атмосферой по сравнению с другими крупными городами страны.
Турку — город, где сплелись воедино прошлое и настоящее, застывшая в камне старина и современная городская культура. Это крупный портовый город Финляндии и первая столица.Турку считается городом «тысячи и одной легенды». Архипелаг Турку словно драгоценное ожерелье из 20 000 зеленых островов, маленьких скалистых островков и рифов.
Столица викингов Осло расположена в устье фьорда и окружена холмами.Маленькая в чем-то даже провинциальная столица Норвегии — Осло, тем не менее, заслуживает внимания туристов. Вы увидите незабываемый музей под открытым небом – Парк скульптур Вигеланда. Именно в Осло можно увидеть знаменитый плот Кон-Тики и корабли викингов.
Уппсала — один из древнейших городов Скандинавии, когда-то была главным центром Шведского королевства.Уппсала находится на плоской равнине, среди полей пшеницы и рапса, на расстоянии в 71 километр к северу от Стокгольма. Город стоит на реке Fyris при впадении ее в озеро Меларен. Сейчас это четвертый по величине и численности населения город Швеции (нас. 170 тыс. чел.), является административным центром губернии Уппсала (Уппсальский лен).Как промышленный центр Уппсала специализ
Это один из старейших городов Европы. Датская монархия старейшая в мире и королева Маргарет II живет прямо в центре города. В Копенгагене дружеская, живописная и интернациональная атмосфера, позволяющая чувствовать себя как дома в этом фантастическом городе
В Лапландии самый чистый и морозный воздух и самый белый снег. В Лапландии Вы побываете на Полярном круге и увидите северное сияние. Здесь зимой ночь намного длиннее дня, а летом солнце светит круглые сутки.Лапландия — это прекрасное место для активного отдыха и для каникул с детьми. Катание на сноуборде и горных лыжах, уютные финские ресторанчики с настоящей лапландской кухней, баня, сауна, парки аттракционов — окунитесь в атмосферу волшебства!
znamus.ru
Древнерусские города: при чем здесь скандинавы?
В предыдущей статье об особенностях социополитической эволюции у предков шведов были названы все «заслуги», приписываемые норманистами выходцам из скандинавских стран. Одной из таких «заслуг» провозглашается установление контроля над Балтийско-Волжским торговым путём, открытие и функционирование которого якобы являлось результатом деятельности скандинавских купцов и воинов. В частности, я приводила цитату из статьи Е.А.Мельниковой, где утверждается, что «к середине IX в. выход из Приладожья и Поволховья на Волгу, равно как и движение по Волге, были прочно освоены. Об этом свидетельствует появление вдоль пути торгово-ремесленных поселений и военных стоянок, где повсеместно в большем или меньшем количестве представлен скандинавский этнический компонент». Для осуществления подобной миссии требовалось, как минимум, обладание двумя качествами: а) собственными развитыми традициями городской жизни, которые и были бы перенесены с прародины на новые места жительства; б) флотом, с помощью которого можно было преодолевать как морские просторы, так и плавать по восточноевропейским рекам с их особенным характером. Начнем с первого пункта и рассмотрим, как обстояло дело с навыками строительства городских поселений у свеев и гётов, и какие традиции по этой части они могли бы перенести на Русскую равнину уже в IX веке.
Поддержите проекты ДНК-генеалогии: ваше пожертвование – это дальнейшее изучение настоящей истории наших предков, выпуск тематических книг, организация научных мероприятий, исследование палео-днк и ещё многое другое. Первоочередные проекты: издание учебника профессора А.А. Клёсова «ДНК-генеалогия. Практический курс» и других книг, запуск сайта Академии ДНК-генеалогии, продвижение лаборатории ДНК-генеалогии. Сделать пожертвование от 100 до 5000 руб. можно буквально в один клик внизу по этой ссылке.
Обращение к работам ведущих шведских медиевистов сразу же рассеивает любые беспочвенные иллюзии: ни в IX веке, ни даже несколькими столетиями спустя какими-либо существенными собственными традициями возведения населенных пунктов городского или предгородского типа – центров торговли и ремесла, укрепленных пунктов – крепостей и пр. свеи и гёты не обладали. Т.Линдквист и М.Шёберг отмечали, что появление монументальных каменных построек в Швеции обнаруживается в середине XII в., а строительство городов – в XIII в.: «В средневековый период появились такие новые типы укреплённых пунктов оборонного характера как крепости… Самой старинной королевской крепостью была уже упомянутая нами крепость на острове Визингэ (Visingsö) в озере Вэттерн (крепость короля Карла Сверкерссона, правившего в 1161-1167 гг., расположена на широте Гётеборга, в центральной части страны – Л.Г.). Визингэ была королевской резиденцией как для представителей сверкерского, так и эрикского рода, т.е. переходила правящему королю… По-настоящему же строительство городов в Швеции началось только с конца XIII в. Именно тогда появилось несколько крупных городов, ставших значительными центрами средневековья: Лёдосё и Аксвалль в Западной Гёталанд (Lödöse, Axvall), Кальмар в Смоланд (Kalmar – Småland) и Боргхольм на Эланде (Borgholm – Öland), Стегеборг (Stegeborg) в Восточной Гёталанд, а также Нючёпинг и Стокгольм (Nyköping, Stockholm) в области Мэларен. Ещё позднее, приблизительно в XIV в. началось строительство таких крупных городов-крепостей как Эребру (Örebro)…». (Lindkvist Th., Sjöberg M. Det svenska samhället. 800-1720. Klerkernas och adelns tid. Studentlitteratur. 2008. S. 43, 62-63). Надо отметить, что Линдквист и Шёберг – профессора Института исторических исследований Гётеборгского университета. Названная работа – учебник для студентов исторических факультетов, который переиздается из года в год. Последнее издание – 2013 года. Аналогичного взгляда на время появления городов в Швеции придерживается и шведский историк и археолог, профессор университета в Лунде Ханс Андерссон: «В Восточной Швеции, прежде всего в области озера Мэларен, городская жизнь (город), в основном, сложилась к началу XIV в., чему предшествовало её интенсивное развитие в течение XIII в. Иначе шло развитие города в нынешней Западной Швеции, которая в средневековье была поделена между тремя странами (Данией, Норвегией и Швецией). Города в этой области стали развиваться позднее, хотя и там было несколько городов, появившихся довольно рано. В некоторых регионах Западной Швеции развитие городской жизни носило нестабильный характер» (Andersson H. Sjuttiosex medeltidsstäder – aspekter på stadsarkeologi och medeltida urbaniseringsprocess i Sverige och Finland. Stockholm, 1990. S. 51). В названной работе Андерссон рассматривает историю развития городской культуры в Швеции по регионам. Вот ее краткий обзор. В Западной Гёталанд самыми старинными городами являются Старый Лёдёсе (Gamla Lödöse) и Скара (Skara). Старый Лёдёсе, расположенный к северо-востоку от современного Гётеборга, был важным средневековым портом западной Швеции. Как населенный пункт он существовал где-то с середины XI в., но признаки первой фазы урбанизации Андерссон относит к XII в., чему способствовало возведение церкви Святого Педера. Скара издревле была местом народных собраний (тингов) и, таким образом, естественным центром региона. В XI в. здесь была построена церковь, что содействовало постепенному преобразованию данного населенного пункта в поселение городского типа. В Смоланд на юге Швеции самым старинным городом является Кальмар. Его ранняя история долго была вопросом дискуссий. Сейчас считается, что в качестве центра местности данный населённый пункт выделился не ранее начала 13 в., а в 1230-50-е годы приобрел характер городского поселения. В Восточной Гёталанд ранее всего упоминается Линчёпинг (Linköping). С 1120 года здесь была учреждена резиденция епископа, а в первой половине XII в. был возведен Домский собор, т.е. урбанизации Линчёпинга способствовало то, что он сделался религиозным центром местности. Сюда же было перенесено и проведение народных собраний восточных гётов. С начала XIV в. Линчёпинг получил права города. Средняя Швеция – это область, которая группируется вокруг двух больших озёр: Меларен и Хъелмарен. Она является исторически важным центром экономического и политического развития Швеции. Особенно это проявилось с XIII века. В Средней Швеции находится один из немногих раннесредневековых городов, расположенных на шведской территории – Сигтуна. Процесс урбанизации в этом населенном пункте получил развитие в XIII в., но археологические данные свидетельствуют о существовании здесь нескольких населённых пунктов с более раннего периода, причем некоторые из них могли развиться и в предгородские поселения. Королевская ставка была переведена сюда уже в 980 г., но тип застройки, характерной для плотно населённого пункта, прослеживается в Сигтуне в XI в., есть свидетельства о развитии торговли и ремесла. Упсала как религиозный центр известна с 1160-х гг., но как населенный пункт она функционировала уже с начала XII в. Известно, что здесь чеканилась монета, что свидетельствовало о том, что Упсала была и политическим центром. Результаты археологических исследований позволяют отнести начало урбанизации Упсалы к XIII веку. Единственным городом на Готланде является Висби (Visby). В ходе археологических исследований на отдельных участках побережья были обнаружены следы временных построек и небольших гаваней, относящихся к VIII-X вв. С XI в. здесь появляется поселение, имевшее постоянный характер, со следами ремесленных занятий. В конце XI в. к югу от данного поселения была возведена первая церковь. В течение XII в. поселение стало быстро расти, особенно в восточном и северо-восточном направлениях. В первой четверти XIII в. наблюдается подъём развития: деревянные постройки в центральной части заменяются каменными, строятся новые церкви, реставрируются старые. В период 1228-29 на остров прибыли доминиканцы, в 1233 г. – францисканцы. Отмечая эти изменения, Х.Андерссон сообщает, что с конца XII в. наблюдаются массовые переселения на Готланд немецкого населения. Это не совсем корректная формулировка, поскольку «немецким» древнее южнобалтийское население славянских княжеств становилось в течение второй половины XII в. в результате наступления немецких рыцарей под предводительством саксонских герцогов и других правителей германских земель. Поэтому отмеченное переселение или, проще говоря, бегство на север южнобалтийского населения было естественным следствием данных событий. Количество переселенцев с южнобалтийского берега на Готланде постоянно прибывало, и к XIII в. возросло настолько, что в 1225 г. епископ в Линчёпинге выдал немецким горожанам (burgenses) в Висби грамоту о привилегиях для горожан (theutonici cives in Wisby). Переломным моментом в развитии Висби становится начало XIII в., когда воздвигаются каменные постройки (Andersson H. Sjuttiosex medeltidsstäder – aspekter på stadsarkeologi och medeltida urbaniseringsprocess i Sverige och Finland. Stockholm, 1990. S. 42, 44, 46, 50-51). Начало каменного строительства говорит о том, что в городе появились дополнительные средства, поскольку каменное строительство — капиталоёмкий проект. На рассуждения Андерссона о Висби возражал другой известный шведский археолог Бьёрн Амбросиани, который указывал, что город на месте современного Висби существовал и до переселения на остров немецких купцов, и что имеются могильники с богатым инвентарем, датируемым X-XI вв. Хотя в другом месте он замечал, что многие сотни погребений в этих могильниках, по всей вероятности, принадлежали сугубо крестьянскому обществу, не имевшего города или торжища (Clarke H., Ambrosiani B. Vikingastäder. Höganäs, 1993. S. 76; на англ. яз.: Towns in the Viking Age. Leicester University Press, 1991). Рассуждая в той же работе о Гнёздове, Амбросиани заметил: «Достойно удивления, что викинги, которые в это время (VIII-IX вв.) практически не имели собственной городской культуры, совершенно очевидно, играли значительную роль в развитии городов на востоке» (Ibid. S.104). Возьмем и мы это на заметку: у себя скандинавские «викинги» ничего не имели, а в Восточную Европу пришли и вдруг стали играть роль. В самом деле, достойно удивления, но в норманизме многое достойно удивления! Хотя картина, по-моему, ясна. Городское развитие в истории Швеции относится к довольно позднему периоду: XIII век – это то время, к которому современные шведские исследователи относят преобразование населенных пунктов разной природы, мест рыбачьих промыслов, старинных мест народных собраний, мест отправления культов, королевских ставок – в городские поселения. В отдельных будущих городах процессы оживления торговой и ремесленной деятельности могут прослеживаться и с XI-XII вв., но, повторяя слова Линдквиста и Шёберг, подлинное развитие городов в Швеции началось не ранее XIII в. При этом совершенно очевидно, что процесс урбанизации происходил под влиянием внешнего фактора – на фоне распространения христианства и на фоне миграций южнобалтийского населения, что явно сопровождалось поступлением дополнительных материальных ресурсов и появлением контингента, имевшего навыки в городском строительстве и организации городской жизни. Собственно, подобный взгляд шведских исследователей на историю развития шведских городов вполне устоявшийся и хрестоматийный. Он вошёл и в шведские учебники, и в энциклопедические словари. Вот пример: «Во второй половине XII в. большого расцвета достигла торговля на Балтике в связи с завершением немецкой колонизации вендских земель. На берегах Балтийского моря стали расти новые города …Новый центр торговли и ремесла Стокгольм вырос в области озера Мэларен, невдалеке от балтийского побережья… первое упоминание в источниках с 1252 г… с самого начала испытал сильное немецкое влияние в силу непосредственного притока немецких эмигрантов… Город застраивался по типу немецких городов…» (Nordisk familjebok. Encyklopedi och konversationslexikon. Tjugonde bandet. Malmö, 1955. S.62). Если не обращать внимание на германо-патриотичный тон, то из этого отрывка ясно,
ross.ariy.org
Путешествие по Скандинавии, Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания
Путешествие по Скандинавии, Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания
Путешествие по Скандинавии стало удивительной, яркой и незабываемой страницей моей жизни. Поездка происходила в сентябре 2007 года, тема шестидневного тура называлась "Четыре скандинавских столицы" и включала в себя посещение следующих стран: Финляндия, Швеция, Норвегия и Дания. Наш экскурсовод Комлева Ирина Александровна своими живыми рассказами, способностью к лёгкому и неформальному общению сделала эту поездку ещё более увлекательной, за что хочется от всей души поблагодарить её.
Финляндия
Отправной точкой путешествия был город Санкт-Петербург, откуда мы выехали на автобусе рано утром. К 12 часам дня мы уже прибыли в столицу Финляндии город Хельсинки. Время, отведённое для осмотра достопримечательностей города, составляло всего шесть часов. Мы постарались использовать его с максимальной пользой и получить удовольствие от всего увиденного.
Экскурсия началась с осмотра наиболее известного здания Финляндии - лютеранского Кафедрального собора на Сенатской площади. Строительство собора было начато в 1839 году и продолжалось 22 года. Его проект разработал немецкий архитектор Людвиг Энгель. Здесь проходят богослужения в честь сессий Парламента и Дня независимости Финляндии. В 1809 году после периода Шведского господства Россия завоевала Финляндию. Русский император Александр II предоставил Финляндии в 1812 году широкую автономию, способствовал развитию финского языка и придал ему статус второго государственного языка. В настоящее время в Финляндии два государственных языка: финский и шведский. Финны хранят память о русском царе, в честь которого на площади возведён монумент. Затем нам была предоставлена возможность восхититься величественным Успенским Кафедральным собором. Эта крупнейшая в Европе православная церковь построена в 1868 году по проекту русского архитектора А. М. Горностаева. В 2007 году исполнилось 155 лет со дня закладки собора. Красный кирпич и золотые купола - один из самых видных примеров влияния России на Финляндию. Одна из самых популярных достопримечательностей города - это монумент финскому композитору Яну Сибелиусу, выполненный из металлических труб и напоминающий орган. В ветряные дни трубы издают звучание. Церковь на площади Темппелиаукио выполнена в стиле минимализма. Стенами церкви служат скалы. Благодаря хорошей акустике здесь проводятся не только богослужения, но и концерты. Остаток времени мы потратили на то, чтобы полюбоваться красотой центральных улиц и бульваров, а также посетить крытую стеклянную оранжерею "Зимний сад".
Все представленные ниже фотографии можно увеличить щелчком мыши.
Усталые, довольные и полные впечатлений мы сели в автобус и в 16 часов отправились в самый древний город Финляндии - Турку, основанный ещё в 1229 году. Раньше он являлся столицей Финляндии. В 1812 году российский император решил перенести столицу в Хельсинки. В Турку расположена главная церковь Финляндии, национальная святыня страны - Кафедральный собор, в котором ежедневно происходит богослужение. Собор считается одним из наиболее ценных памятников архитектуры страны. Это значительнейшее средневековое церковное строение в Финляндии, а также самое старинное здание в Турку. В городе сохранились множество старинных особняков, а также старинная крепость в районе порта.
Вечером мы погрузились на красивый белоснежный паром "Силья /Викинг Лайн" Изабелла и отплыли в Стокгольм. Стоя на палубе, любовались прекрасным видом окрестностей.
Швеция
Утром, не теряя времени, я опять устремилась на палубу, чтобы не пропустить момент входа в порт столицы Королевства Швеция - Стокгольм. И опять невозможно было оторвать глаз от красивых видов открывающихся берегов с маленькими укромными коттеджами. Стокгольм построен на 14 островах и не похож ни на какой другой город. Стокгольм находится в центре Скандинавии, является не только самым крупным городом самой большой страны Скандинавии, но и наиболее очаровательным скандинавским городом. В самом Стокгольме живёт около 1,6 миллиона человек, но, несмотря на это, город остаётся спокойным. Архитектура зданий восхищает.
В Стокгольме мы начали экскурсию со смотровой площадки, расположенной на старинной улочке, в сохранившихся домиках которой теперь живут современные художники и скульпторы. Проживая, они не имеют права без разрешения городских властей вносить какие-либо изменения в интерьер. Сохранены даже петли на окнах. Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на город.
Потом автобус встал на стоянку у Королевского дворца, и у нас была возможность пройтись по старой части города, по длинной пешеходной улочке со множеством магазинов и кафе. Старый город Гамла Стан является одним из наиболее сохранившихся в Европе примеров средневековой застройки, где всё дышит 750 летней историей и привлекает своей необычностью. Здесь над тесными булыжными мостовыми нависают, закрывая свет, старые дома. Улочки расходятся лучами от роскошного пышного Королевского Дворца, где, начиная с 13 века, жили члены королевской семьи Швеции.
Затем мы совершили обзорную экскурсию к гордоской Ратуше. В городской Ратуше ежегодно 10 декабря проводится банкет по поводу вручения Нобелевской премии.
Следующие фотографии иллюстрируют нашу экскурсию на остров музеев. Среди множества других музеев очень известен музей шведской писательницы Астрид Линдгрен, памятник которой также можно увидеть здесь. Этот музей очень популярен у детей, там много забавных технологических выдумок, развлечений, связанных с героями произведений этой писательницы. С удовольствием посещают музей и взрослые, педагоги приводят детей на внеклассные уроки. Выставки изделий прикладного искусства, народных промыслов проходят в Северном национальном музее.По тематике он является как историческим, так и краеведческим. Здание очень величественное, построено уже в новые времена, но смотрится, как рыцарский замок. Недалеко за Северным музеем вверх по улице расположен Сканса музей. Это музей под открытым небом. На огромной территории собраны деревянные строения, мельницы, представлен старинный промысел и ремесла древних шведов. Много домашних животных прямо в интерьере, есть даже пруд с тюленями. Детей знакомят с дикой природой: с птицами, земноводными, млекопитающими. Много лавок по продаже изделий народных промыслов: шерсть, дерево, мед. Выступают фольклорные ансамбли. На территории есть укромные уголки с ручейками, лужайками, замшелыми валунами. Много семей с детьми приезжают сюда на целый день.
Затем мы отправились автобусом в Норвегию. Проезжая небольшой город Мариефред, заехали в замок Грипсхольм, расположенный на берегу озера Маларен в 60 километрах к юго-западу от Стокгольма. Замок Грипсхольм имеет довольно внушительные размеры, построен королевской семьей Васа в 16-ом столетии и является одной из самых красивых достопримечательностей Мариефреда. Замок Грипсхольм был назван в честь Бу Йонсон Грипа, который построил этот замок в 14-ом столетии. Строительство существующего замка началось в 1537 году как часть новой системы национальной обороны Короля Густава Васы. Правление Густава III в конце 18-ого столетия ознаменовало новый период блестящей истории замка.
В течение 19-ого столетия Грипсхольм был гордостью Мариефреда, и до сих пор считается важным национальным памятником. Шикарная мебель и другие предметы исторической важности были переданы из различных районов Швеции в Грипсхольм, чтобы укрепить его национальный характер. В замке хранится выдающееся собрание портретов из шведской национальной коллекции. В настоящее время уникальность этого замка, как исторического памятника, заключается в том, что он сохранил следы пережитых им четырех исторических эпох. Во внутреннем дворе замка хранятся трофеи - русские пушки в виде волчьей головы и растут замечательные восточные лилии.
Норвегия
Когда мы подъехали к границе между Швецией и Норвегией, то вместо таможенного пропускного пункта увидели просто обыкновенный шлагбаум. На обочине дороги можно встать на камешек одной ногой на территории Швеции, а другая нога при этом уже окажется в Норвегии.
В 22 часа по местному времени мы прибыли в столицу викингов город Осло и разместились в отеле Скандик на окраине города.
Осло – столица Норвегии и порт на берегу залива Осло-фьорд. Город был основан, предположительно, в 1048 году и с конца XIII века до 1380 года являлся резиденцией норвежских королей. С 1814 года Осло - столица Норвегии, в которой проживают 500 тысяч жителей. Утром мы отправились осматривать город и начали с необыкновенного по своей монументальности и своеобразии архитектурно-паркового ансамбля Вигеланд. Его создал выдающийся норвежский скульптор Густав Вигеланн. Пройдя через украшенные четырехугольными фонарями и решеткой с тонким сквозным рисунком главные ворота Фрогнер-парка, мы попали в царство скульптурных композиций. Расположенные на большой территории, скульптурные композиции, в целом отображают всё многообразие развития человеческих отношений. 300 различных фигур, воплощенных в граните и бронзе, чугуне и железе, олицетворяют детство и юность, счастливую и несчастную любовь, материнство и дружбу, веселье и грусть, борьбу и раздумье, болезни и увядание, смерть и возникновение новой жизни.
В центре ансамбля семнадцатиметровый монолит, обелиск "Стремление человечества к лучшему будущему", которому мастер посвятил 15 лет своей жизни, устремленный в небо колосс из сплетенных человеческих тел. Вся композиция выполнена из одного каменного куска. Этот 270 тонный памятник изображает гибнущих мужчин, которые поддерживают женщин, в это время женщины поддерживают детей, а дети тянут свои ручки к Солнцу. Глядя на это творение, начинаешь чувствовать и понимать истинный смысл жизни. В парке собрано 150 произведений скульптора, вот названия некоторых из них: "Материнство", "Любовь", "Разлука", "Борьба". Искусствоведы определяют этот стиль как сочетание натурализма, символики и эротики.
Парк имеет регулярную планировку, чем напоминает французские парки. Всюду аккуратные и ухоженные клумбы, лужайки, фонтанчики, лестницы. Сентябрь, а в парке – многочисленные розарии в своей роскошной пышности.
Из парка мы поехали осматривать самое старое сооружение Осло - крепость Акерсхус. Крепость была заложена королем Хоконом V в 1300 году, в конце 16 века Кристиан IV перестроил ее, превратив в ренессансный замок. Бывшая резиденция королей крепость Акерсхус является одной из главных достопримечательностей Осло. Крепость расположена на холме, и со смотровых площадок вокруг него открываются прекрасные виды на город, бухту и большой фиорд. Затем проехали к городской Ратуше, в помещении которой ежегодно 10 декабря вручается Нобелевская премия Мира, послушали рассказ экскурсовода о памятнике, где два лебедя символизируют единение власти и народа.
Взошедший на престол в 1588 году Кристиан IV, воин и реформатор, превративший родную ему Данию в первостепенную морскую державу, он питал также большую симпатию к Норвегии и часто наведывался в Осло. Когда в 1624 году деревянный город в очередной раз сгорел дотла, король приказал отстроить его заново, но не на прежнем месте, а на другой стороне бухты. Король сам спроектировал новый город с улицами, пересекающимися под прямым углом, велел заложить широкие мостовые, а дома возводить из камня, оставляя деревянным лишь каркас.
Мы посетили место, с которого Кристиан, бросив свою перчатку, повелел основать город, название которому дал в честь себя любимого Кристиания (Христиания). В центре нового города король Кристиан разбил главную площадь и поставил ратушу. Двухэтажные ренессансные особняки на центральной улице прекрасно сохранились до наших дней. В старинных домах 17-го века до сих пор проживают люди в абсолютно современных интерьерах. Оставшееся время мы бродили по центру города.
Вечером на пароме ДФДС Сивейс датской компании мы отплыли в последнюю страну нашей экскурсии - Данию, а точнее, в её столицу город Копенгаген. На фоне удаляющегося города Осло высоко на холме Холменколлен выделялся знаменитый лыжный трамплин, конструкция которого уже морально устарела, и власти города приняли решение о его демонтаже, но, как к доминанте города, взгляд постоянно возвращался к нему, пока паром отплывал из порта Осло.
Дания
Утром мы вошли в самый большой город Дании, её столицу – Копенгаген, город с населением 500 тысяч жителей. В туманной дали открылось чудесное зрелище стоящих прямо в воде на одной ножке ветряков. Копенгаген – это один из старейших городов Европы. Датская монархия – старейшая в мире, королева Маргарет II живет прямо в центре города. Сегодня это приятный город с водными каналами, узкими улочками и старыми каменными домами. У входа в гавань Копенгагена расположена скульптура знаменитой Русалочки, печальной и прекрасной. У краешка берега на гранитном валуне сидит она и задумчиво смотрит вдаль. Эта замечательная бронзовая скульптура создана датским скульптором Эдвардом Эриксеном по заказу крупного пивовара и мецената Карла Якобсена. Моделью для Русалочки послужила Эллен Прайс, жена скульптора, балерина Королевского театра оперы й балета. В 1913 году Карл Якобсен подарил скульптуру городу, и с тех пор без нее невозможно представить датскую столицу.
Необычное в архитектуре города встречается на каждом шагу. Королевский дворец – это резиденция королевской семьи. Здесь ровно в полдень строго по установленному ритуалу проходит смена караула. Если Королева дома, он проходит под бравурные звуки военного оркестра. Солдаты, облаченные в ярко-красные мундиры и высокие меховые шапки, к восторгу зрителей маршируют по площади не меньше получаса.
Наш водитель рискнул провезти нас по Кристиании - району, где городские власти не вмешиваются в дела проживающих там людей. Такая своеобразная коммуна детей-цветов, живущая по своим правилам. Люди приезжают со всего мира, не регистрируются, не работают. Есть, вроде бы, даже русские. Хотя, как нам сказали, они научились собирать коляски для перевозки животных, которые прикрепляются к велосипедам. Велосипедов много, поэтому предложение находит сбыт.
Во время экскурсии по городу большое удовольствие доставляют красивые фонтаны. На набережной Лангелиние в двух шагах от Русалочки находится фонтан Гефион, названный по имени скандинавской богини. Согласно легенде, она заколдовала шведского короля, который пообещал ей отдать тот кусок земли, который она сумеет вспахать за день. Богиня превратила своих четырех сыновей в быков, взмахнула кнутом и вспахала огромную территорию, которая стала одним из датских островов - островом Северная Зеландия.
А затем мы отправились в замок Фредериксборг, который живописно разместился в местечке Хиллеред и занимает три острова на замковом озере недалеко от Копенгагена. Основателем считается сын короля Фредерика II Кристиан IV, строивший замок с1600 по 1620 годы. Замок выполнен в голландском стиле ренессанс, с нарядными фронтонами и декоративно-художественным оформлением песчаником, крыши и шпили одеты медью. Великолепный фонтан, который венчает владыка морей Нептун, украшает внутренний двор.
Интерьеры замка сохранились в прекрасном состоянии. Сохранился даже старинный лифт для более позднего владельца замка, у которого были больные ноги.
Уже под вечер мы отправились в Хельсингор, чтобы осмотреть мрачный и прекрасный замок Гамлета Кронборг. Проезжая через город с населением около 20 тысяч человек, мы не увидели на улицах ни одного жителя. Замок Кронборг стал известен благодаря истории, которая случилась далеко за его пределами на датском полуострове Ютландия, а Шекспир перенес события на северо-запад Зеландии в город Хельсингор или, как его называют в Европе, Эльсинор. Замок сначала назывался Кроген (крюк), так называется мыс, на котором он находится. Построил его король Эрик Померанский, а Фредерик II переименовал в Кронборг-замок Короны. Это самое узкое место пролива Орезунд, всего 4 километра. Владельцы замка быстро богатели, т.к. все проходящие здесь суда, платили дань за возможность быстро достичь берегов Швеции.
В близкие нам времена здесь была тюрьма. И хотя сейчас это просто музей, тускло светящееся в сумерках одно единственное окно в стене замка настроило на тревожные ассоциации, и мы быстро покинули территорию. Отвлекла от мрачных и тяжелых ощущений только семья абсолютно ручных лебедей, которые очень настойчиво просили еду и преследовали каждого, кто не хотел расстаться со своей булочкой добровольно.
Перед замком на обочине шоссе для поднятия настроения всем захотелось сфотографироваться с Ромео и Джульеттой.
Домой
А наутро, подкрепившись кашкой и всеми остальными благами шведской кухни, мы отправились в Стокгольм. Шоссе уже было другое и проходило по берегу самого крупного озера Швеции. Рассматривая фото с маленькими сельскими домиками, с бесчисленными квадратиками полей и садов, невозможно поверить, что это тоже Швеция, но, тем не менее, это так.
Стараниями правительства в Швеции очень много живой нетронутой природы -уток, кроликов и даже газелей, которые выходят на обочины шоссе и резвятся на виду проезжающих автомобилей.
Вечером, проехав всю Швецию поперек, в Стокгольме мы сели на паром "Силья /Викинг Лайн" Арабелла. Причем добраться до терминала было не так просто: в городе проходил массовый забег жителей, который очень бдительно охраняли полицейские, т.к. были стайеры очень преклонного возраста и даже мужчины с детскими колясками. Утром мы прибыли в Турку и отправились в Хельсинки, а оттуда, нагрузившись подарками, благополучно добрались до Питера.