Древние портреты женщин. Прекрасные портреты женщин с бусами: 75 очаровательных картин
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Модные дамы. Женский портрет в живописи Старых Мастеров. Древние портреты женщин


Великосветские красавицы Петербурга 19 века. Портреты

Когда-то Федор Достоевский сказал, что «красотой спасется мир». Все великие люди относились к женской красоте как большому достоянию. Иностранцы, оказавшиеся в Петербурге 19 века, поражались созвездию красавиц, которые украшали своим присутствием императорских двор. Их портреты написаны выдающимися художниками — Элизабет Виже-Лебрен, Д.Доу, В.Гау, П.Соколовым, Александром и Карлом Брюлловыми, К.Робертсон, Ф.Винтерхальтером, К.Маковским, Т.Неффом и другими.

Графиня Софья Строганова

Мария НарышкинаКнягиня Зинаида ВолконскаяГрафиня Елизавета Воронцова

Софья Киселева Княгиня Авдотья ГолицынаКняжна Стефания РадзивиллКнягиня Мария БарятинскаяВеликая княгиня Елена ПавловнаГрафиня Елена ЗавадовскаяМария Бек (урожденная Столыпина)

Софья УшаковаНаталья Николаевна ПушкинаГрафиня Надежда Соллогуб

Графиня Эмилия Мусина-Пушкина

Аврора Демидова

Графиня Софья БобринскаяАлександра РоссетГрафиня Александра ВиельгорскаяИдалия ПолетикаГрафиня Ольга ФерзенЕлена ЧертковаБаронесса Амалия КрюденерГрафиня Юлия Самойлова

Графиня Анна ТолстаяСветлейшая княгиня Елизавета Салтыкова

Княгиня Зинаида Ивановна ЮсуповаВеликие княжны Ольга и Мария НиколаевныВеликая княжна Александра НиколаевнаКнягиня Татьяна ЮсуповаГрафиня Ольга ШуваловаСофья Нарышкина

Княгиня Елизавета ТрубецкаяВарвара Римская-КорсаковаКняжна Леонилла БарятинскаяГрафиня Варвара Мусина-ПушкинаГерцогиня Зинаида ЛейхтенбергскаяГрафиня Екатерина ШереметьеваВеликая княжна Ольга КонстантиновнаВеликая княгиня Александра ИосифовнаВеликая княгиня Елизавета ФедоровнаКнягиня Зинаида Николаевна Юсупова

Спасибо за внимание!

babiki.ru

Портреты известных женщин России с XVIII по ХХ век с именем Татьяна.

Считается, что популярным имя Татьяна стало после публикации романа «Евгений Онегин». Однако и до этого в дворянской среде это имя не было редкостью. Вспоминаем портреты Татьян с XVIII по ХХ век вместе с Софьей Багдасаровой.

Татьяны до и после Пушкина: портреты трех веков 1

А. Антропов. Портрет княгини Татьяны Алексеевны Трубецкой. 1761. ГТГ

Татьяны до и после Пушкина: портреты трех веков 1

А. Пэн. Портрет княжны Татьяны Борисовны Куракиной. 1-я пол. XVIII века, ГЭ

Татьяны до и после Пушкина: портреты трех веков 1

Неизвестный художник. Портрет Анастасии Нарышкиной с дочерьми Татьяной и Александрой. Начало 1710-х годов, ГТГ

Девочек из рода Романовых крестили Татьянами еще в XVII веке: например, так звали сестру первого царя Михаила Федоровича и его младшую дочь. Потом это имя из царской династии исчезло, и следующая Татьяна появилась в императорской семье в 1890-х годах. Однако в дворянских семьях XVII и XVIII века имя оставалось популярным. Одна из самых известных Татьян — Татьяна Шувалова. Ее сын, фаворит императрицы Елизаветы Иван Шувалов, выбрал день именин матери для того, чтобы подписать указ об основании Московского университета. Так Татьянин день стал Днем студента. Портрета Татьяны Шуваловой не сохранилось.

Старейшим русским портретом с Татьяной, видимо, стал семейный портрет Нарышкиных 1710-х годов. На нем изображена дочь первого коменданта Петербурга, московского губернатора Кирилла Нарышкина с матерью и сестрой. Неизвестный художник не очень тонко проработал лица, но тщательно выписал узоры на ткани и модный кружевной фонтанж (головной убор) матери.

Писать портрет дочери князя Бориса Куракина — и племянницы царицы Евдокии Лопухиной — пригласили придворного художника прусского короля Антуана Пэна. Директор Берлинской академии художеств в традициях классицизма проработал светотени, складки одежды и даже передал тончайшие переливы дорогой ткани на плечах княжны Татьяны Куракиной.

Княгиня Татьяна Трубецкая — сестра поэта Федора Козловского — на портрете 1761 года выглядит ярко: художник Алексей Антропов изобразил ее в наряде, украшенном красными и зелеными бантами и цветами. Княгиня при полном макияже: в те годы было модно не только пудриться, но и наносить румяна, подводить брови.

Татьяны до и после Пушкина: портреты трех веков 2

Д. Левицкий. Портрет Татьяны Петровны Разнатовской. 1781. Государственный художественный музей Беларуси

Татьяны до и после Пушкина: портреты трех веков 2

Н. Аргунов. Портрет балерины Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой. 1789. Кусково

Татьяны до и после Пушкина: портреты трех веков 2

Э. Виже-Лебрён. Портрет Татьяны Васильевны Энгельгардт. 1797. Фудзи-музей, Токио

Через двадцать лет Дмитрий Левицкий написал Татьяну Разнатовскую. Молодая женщина с горделивой осанкой выглядит благородно и изысканно. Ее светло-голубое платье и белая шелковая накидка контрастируют с темным глубоким фоном в живописных традициях тех лет.

Одна из богатейших женщин России — племянница князя Потемкина Татьяна Энгельгардт вышла замуж за одного из Юсуповых и принесла в их семью гигантское состояние и наследственное имя Татьяна. На портрете кисти заезжей французской портретистки Виже-Лебрён Татьяна Энгельгардт плетет венок из роз и одета уже по новой моде — в платье с высокой талией.

Исследователи считают, что среди крестьян имя Татьяна в XVIII–XIX веках было в три раза популярнее, чем у дворян. Крепостной художник Шереметевых Николай Аргунов изобразил крестьянку Татьяну Шлыкову — актрису крепостного театра — в элегантном сценическом костюме. Позже граф подобрал своим красавицам-актрисам «драгоценные» фамилии. Шлыкова стала Гранатовой, а ее «коллеги» — Жемчуговой и Бирюзовой.

Татьяны до и после Пушкина: портреты трех веков 3

А. Брюллов. Портрет Татьяны Борисовны Потемкиной. 1830-е. ВМП

Татьяны до и после Пушкина: портреты трех веков 3

В. Тропинин. Портрет Татьяны Сергеевны Карпаковой. 1818. Музей изобразительных искусств республики Татарстан

Татьяны до и после Пушкина: портреты трех веков 3

К. Рейхель. Портрет Татьяны Васильевны Голицыной. 1816, ГРМ

Среди увековеченных на полотнах Татьян есть и другие актрисы. В 1818 году Василий Тропинин изобразил юную танцовщицу Карпакову. Ее родители играли в Императорских театрах, а сама она с детства увлекалась балетом. Татьяна Карпакова танцевала на сцене Большого театра с 12 лет, современники восхищались ее выразительной мимикой, легкостью танца и безупречной техникой.

В том же году был создан портрет княгини Татьяны Голицыной. Невестка Натальи Голицыной, прототипа пушкинской Пиковой дамы, изображена в черном берете. В первой трети XIX века эти головные уборы традиционно носили замужние дамы. Правда, чаще модницы предпочитали яркие цвета — малиновый, зеленый, алый.

«Ширина берета простирается до двенадцати вершков; верхняя часть их одного, нижняя другого цвета. Материи, из коих делают такие береты, также разные: атлас и бархат. Сии береты надевают на голову так криво, что один край почти касается плеча».

На акварели Александра Брюллова 1830-х годов изображена Татьяна Потемкина. На ней модель одета в наряд, который укрывает не только плечи, но и шею, уши и волосы княгини: Потемкина была очень религиозной. Став духовной дочерью святителя Игнатия (Брянчанинова), она заботилась о распространении православия, строила храмы, отдавала огромные деньги на благотворительность и, разумеется, не позволяла себе носить декольте.

Татьяны до и после Пушкина: портреты трех веков 4

В. Васнецов. Портрет Татьяны Анатольевны Мамонтовой (1884, ГТГ)

Татьяны до и после Пушкина: портреты трех веков 4

И. Репин. Портрет Татьяны Львовны Толстой (1893, Ясная Поляна)

Татьяны до и после Пушкина: портреты трех веков 4

Ф. Винтерхальтер. Потрет Татьяны Александровны Юсуповой (1858, ГЭ)

В 1825–1837 годах частями публиковался «Евгений Онегин» Александра Пушкина. Татьяна Ларина стала «первой Татьяной» русской литературы — до этого писатели предпочитали другие имена. После выхода романа имя стало гораздо популярнее — многие называли своих дочерей в честь романтичной и добродетельной героини Пушкина.

Но портретов Татьян этих лет сохранилось не так уж много. Среди них — полотно, на котором модный портретист Франц Ксавер Винтерхальтер изобразил Татьяну Юсупову. Героиня портрета унаследовала его от бабушки Татьяны Энгельгардт, так же Юсупова назвала и одну из своих дочерей.

Портреты дочерей Льва Толстого и Анатолия Мамонтова созданы в 1880–90-х годах, их написали Илья Репин и Виктор Васнецов. В эти годы портретов Татьян написано гораздо больше: живопись стала более доступной, фамильные портреты заказывали теперь не только дворяне. Тогда же имя впервые с 1636 года вернули в именослов царствующей семьи: в 1890 и 1897 году им крестят своих новорожденных дочерей два больших поклонника Пушкина — великий князь Константин Константинович и император Николай II.

Татьяны до и после Пушкина: портреты трех веков 5

А. Савинов. Арфистка. Портрет Татьяны Сергеевны Барцевой. 1908, Саратовский музей им. А.Н. Радищева

Татьяны до и после Пушкина: портреты трех веков 5

Б. Кустодиев. Портрет Татьяны Николаевны Чижовой. 1924. Ивановский областной художественный музей

Татьяны до и после Пушкина: портреты трех веков 5

М. Врубель. Портрет Татьяны Спиридоновны Любатович в роли Кармен. 1890-е. ГТГ

К началу ХХ века в Москве и Московской губернии имя Татьяна стало пятым по популярности после Марии, Анны, Екатерины и Александры.

Портрет одной из Татьян принадлежит и кисти Михаила Врубеля. Оперная певица Татьяна Любатович изображена в роли Кармен — в начале ХХ века это был очень популярный образ среди художников и героинь их полотен.

В 1908 году саратовский художник Александр Савинов написал полотно «Арфистка». Его героиней стала жена известного философа Семена Франка Татьяна Франк (в девичестве — Барцева). Орнаментальный портрет с фактурным тоном и приглушенными красками Савинов создал в традициях набирающего силу нового стиля — модернизма.

В этом артистичном кружке Татьян примечателен «Портрет артистки Татьяны Чижовой», его Борис Кустодиев написал в 1924 году. В названии картины — неточность. После смерти Кустодиева портрет передали в Русский музей, и сокращение в подписи «арх.» расшифровали как «артистка». На самом деле Татьяна Чижова была археологом. На портрете она изображена в любимом платье и с бабушкиным перстнем на пальце.

www.culture.ru

75 очаровательных картин – Ярмарка Мастеров

Как-то так сложилось, что к украшениям я отношусь очень аккуратно. Для меня сложно найти золотую середину — одно, вроде, слишком молодежное, другое, наоборот, старит. С кольцами еще как-то. А вот подобрать бусы для меня сложней всего. И я решила посмотреть, как к этому украшению относились женщины разных эпох. Ведь бусы, колье и ожерелья,цепочки и чокеры —универсальные украшения, которые, пожалуй, найдутся в каждой женской шкатулке с украшениями. Они остаются актуальными с древних времен до наших дней. У кого-то не проколоты уши, кто-то не любит носить кольца, но нашейные украшения от скромных серебряных цепочек до крупных колье использует, наверное, каждая женщина. Художники тоже не обошли стороной это женское украшение. Хочу представить вам подборку прекрасных женских портретов разных эпох. Некоторые картины очень известны, но, надеюсь, что в подборке вы увидете много новых прекрасных лиц.

Fernand Toussaint Букетженский образ

Thomas Edward Mostyn

A Viennese Memoryпортрет

Alfred Edward ChalonFrances Stuart, Viscountess Sandonживопись

Wladislaus von Czachorski Букетбусы

 

Leonardo GasserAN ELEGANT LADY HOLDING A FANколье

Charles Courtney Curran PATH OF FLOWERSожерелье

John William GodwardThe Letterчокер

неизвестный художникPorträtt av Vicomtesse Bezerra de Tagoahyженщина

Gertrude Demain HammondQueen of heartsукрашения ручной работы

Richard Edward MillerBLACK MANTILLA

Anonimo Francese del XIX secoloFigura femminile con collana

Alfred Edward Chalon***

William Clarke WontnerA beauty in Eastern costume

Wilhelm Menzler

Lejaren HillerAbsinthe, Flynn's Weekly Detective Fiction magazine cover

George Spencer WatsonPortrait of a lady holding a parasol

Сомов Константин АндреевичPORTRAIT OF A LADY

George LuksCONTEMPLATION

Federico AndreottiA moment's reflection

Маковский Константин

Портрет женщины с коралловыми бусами

Василий Тимофеевич ТимофеевДевушка в красном платке

Степанов Клавдий ПетровичПортрет молодой женщины в национальном костюме

Charles Edward HalléAt Vespers

  POMPEO MASSANIWOMAN WITH PEARLS

Jeannette Scott

Anton EbertPortrait Of A Young Spanish Woman

Маковский КонстантинМолодая боярышня

Филипп Андреевич Малявин Портрет певицы Надежды Плевицкой

Десятов Павел АлексеевичДевушка, расчесывающая волосы

Неизвестный художник Портрет купчихи в красной шали

Седов Григорий СеменовичБоярышня

 Тыранов Алексей ВасильевичИтальянка с красным бантомimage

Маковский ВладимирLady looking into a mirror

Gustave Jean JacquetYoung Girl with Red Dress

Leon HerboHER FUTURE BEFORE HER

FRANCIS GRANT Portrait Of Lady Digby. 

Otto HakeLouise Sellergren Holding a Rose

Edouard TofanoElegante à l’éventail

George Washington Lambert Portrait of a Lady (Thea Proctor)

Frederick C Frieseke The Blue Curtains

Mary Cassatt Woman with a Pearl Necklace in a loge

 

Ernest-Louis Lessieux

 Hermann Jean Joseph Richir

JEAN DE LA HOESE Lady in a blue dress

Frederick C FriesekeThe Gold Locket

Jan PortieljeThe jewel case

Filippo Indoni

Eleanor Fortescue-BrickdalePETRARCH'S LAURA AT AVIGNON

Фешин НиколайPortrait of Duane

Agapit Stevens

Ludwig Kandler

Giovanni Boldini

Frederick C FriesekeFrederick C Frieseke

LA POUDREUSE

William OrpenANITA BARTLE, THE RED SHAWLWilliam Orpen

JOHN GRAHAMThe Love Letter

 

William OrpenPORTRAIT OF LADY IDINA WALLACE

Francis John Wyburd

Vincenzo Irolli  Dame mit RosenbouquetMichele Cortegiani

Hans MakartClothilde Beer, the cousin of the artist

Charles Zacharie Landelle

Arthur HughesThe Lady with the Lilacs

Тимашевский Орест ИсааковичДевушка в тюрбане

 

Anatoly Timoshkin

Guy Pene Du Bois

James Watterston Herald Невеста

HARRISON FISHER

Maler des 20. Jahrhunderts JUNGE SÜDLÄNDERIN MIT EINEM BLUMENKORB

Bernard Charoy

 

неизвестный художникWoman from Bahía

 Francesco BacchiaccaPortrait of a young lady holding a cat (16th century)

 Jan van RossumPortrait of a lady

JAN CORNELISZ VERSPRONCKPortrait of a young lady with embroidered dress, lace and pearls

  художник неизвестенGustavian Young woman sleeping at her sewing kits. 1700s second half.

 Johann Heinrich Tischbein d. Ä.Porträt einer Dame im türkischen Gewand mit einem Kaffee servierenden Mohrenpagen 

www.livemaster.ru

Фаюмские портреты. Начало всех начал

Фаюмские портреты – уникальное явление. Если вы любите живопись, вы не пройдёте мимо них.

Ведь созданы они 2000 лет назад. А по уровню шедевральности не уступают портретам европейским, которые начали создавать в 15 веке. Да-да, 15 веков спустя!

Огромная временная пропасть, которую мы сами создали. Но и сами преодолели.

Немного истории. Корни фаюмского портрета

Так как этот феномен возник?

На самом деле ещё древние греки занимались живописью. Вот только почти ничего из их творений не сохранилось. По пальцам пересчитать оставшиеся росписи.

Одна из них сохранилась в гробнице Казанлыка. Очевидно, что греки уже в 4 в. до н.э. знали, как создать объемное изображение с помощью светотени и тонких цветовых переходов.

Неизвестный греческий мастер. Роспись гробницы в Казанлыке. Конец 4 – начало 3 в. до н.э. Болгария.

Посмотрите, насколько реалистичны кони. И как проработан рисунок мужчины, с четким разделением на светлые и темные участки.

Конечно, занятие живописью у греков переняли римляне. Достаточно посмотреть на эту фреску, на которой женщина-художник создаёт картину. На холсте!

Женщина, рисующая картину (фреска, найденная в Помпеях). 50-79 гг. Исторический музей Неаполя

Рим завоевал Египет незадолго до рождения Христа. На его территории обосновалась римская аристократия. А вместе с ней и многие традиции. Римская одежда, римские прически … и живопись.

Но римляне не гнушались перенимать и египетские традиции. Посчитав уместными, например, погребальные обряды покорённой страны.

Произошло невероятное сплетение традиций. Погребальный ритуал в виде мумифицирования. Но вместо египетской маски стали создавать портреты. Так началась история фаюмского портрета.

Такие портреты впервые нашли в Фаюме, провинции Египта. Отсюда и пошло название. Но их находили не только там.

В Пушкинском музее хранится погребальная пелена, которая наглядно демонстрирует смешение египетской и греко-римской традиции.

Погребальная пелена молодого мужчины. II век н.э. Пушкинский музей, Москва

Два бога изображены в египетском стиле, плоскостно и условно. А вот человек, отправляющийся в царство мертвых, мало того, что одет по-римски, ещё и написан совершенно в другом ключе. Объемно и реалистично.

Почему фаюмские портреты так нас поражают

На фаюмских портретах мы видим не придуманных персонажей. А настоящих людей, которые жили 2000 лет назад.

Всего в Египте найдено около 900 таких портретов. И все они уникальны, так как каждый из них – это портрет конкретного человека.

Эти работы притягательны ещё по нескольким причинам.

Повышенная пастозность

Эти портреты очень жизненны. Особенно ранние портреты 1-2 веков нашей эры. В то время их писали в основном восковыми красками.

Поверхность получалась пастозной, мазки были хорошо различимы. Но за счёт этого добавлялась изменчивость образа.

На некоторых работах это особенно заметно, как, например, на портрете «Женщина в голубой накидке».

Фаюмский портрет. Женщина в голубой накидке (фрагмент). 54-68 гг. н.э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Этот приём гипертрофированной пастозности 15-20 веков спустя будут использовать европейские художники. Рембрандт, Ван Гог. Они понимали, что густая фактура добавляет жизни, эмоций. Интересно, видели ли они фаюмские портреты?

Ассимитричные черты лица

Ещё одна интересная деталь есть у многих фаюмских портретов. Это ассимитричность лиц. Это и в самом деле явление вполне обычное, когда один глаз чуть больше другого, например.

Фаюмский портрет мужчины. 95-100 гг. н.э. Бруклинский музей, Нью-Йорк

Обратите внимание, что у этого мужчины из Бруклинского музея очень даже разные крылья носа. Глаза тоже немного отличаются.

Художник тщательно переносил эти особенности человека на доску. Делал он это сознательно, понимая, что такая ассимитричность делает лицо более живым и объемным.

Портреты НЕ для живых

Ещё есть одна важная особенность у фаюмских портретов. Они создавались для ритуала погребения. С тем, чтобы потом портрет поместить на саркофаг в районе головы.

То есть с самого начала ни художник, ни заказчик не думали о том, какое впечатление их портрет произведёт на потомков. Его должны были увидеть лишь боги. Это что-то типа паспорта для прохода в мир иной.

Фаюмский портрет юноши. II век н.э. Пушкинский музей, Москва

Золотой венок и золотой фон у юноши из Пушкинского музея не для того, чтобы произвести впечатление на других.

И вот это очень важное отличие от привычной нам живописи. Поэтому нас так поражают их глаза. Они понимают, что их ждёт неизбежный конец. Но они верят в вечную жизнь по ту сторону.

Кажется, что смерти они не боятся. Они открыты этому миру. Но немного заранее грустят.

Совсем по-другому мы воспринимаем портреты уже нашего времени. Ведь их создавали не для богов. А для живых людей, потомков.

Поэтому заказчику было важно показать свой социальный статус. И вообще себя во всей красе. И художник волей-неволей приписывал соответствующие черты. В том числе те, которые человеку реальному могли быть вовсе не свойственны.

Поэтому фаюимский портрет нам ближе, чем аристократка Аньоло Бронзино. Или королевская особа кисти великого Ван Дейка.

Слева: Аньоло Бронзино. Портрет Элеоноры Толедской (фрагмент). 1545 г. Галерея Уффици, Флоренция. Справа: Антонис Ван Дейк. Портрет Карла I (фрагмент). 1638 г. Королевский дворец в Варшаве.

Молодость портретируемых

Вам может показаться странным, что на подавляющем большинстве портретов изображены молодые юноши и девушки.

Но нужно понимать, что в то время умирали по нашим меркам рано. Только 25% мужчин доживали до 40 лет. И всего лишь 2 % женщин (из-за высокой смертности во время родов) до этого же возраста!

Поэтому портреты делали в возрасте 15-25 лет, понимая, что конец близок.

Встречаются и детские портреты. Скорее всего, они создавались уже после смерти ребёнка.

Фаюмский портрет Евтихия. 100-150 гг. н.э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Встречается немного портретов людей за 40. Возможно, это люди, которые смогли себе позволить портрет только в зрелом возрасте. По материальным соображениям.

Фаюмский портрет пожилого мужчины. 2-ая половина II века н.э. Пушкинский музей, Москва

Ведь портреты могли заказать только аристократы и зажиточные представители среднего класса. Поэтому мы часто видим на них дорогие украшения.

А как же все остальные? 95-98 % населения имели после смерти лишь деревянные маски. Однотипные и продающиеся за небольшую плату в соседней лавке.

Огромные глаза

Фаюмский портрет молодой женщины. III век н.э. Лувр, Париж

У многих портретируемых глаза явно увеличены. Эта тенденция начинается со II века нашей эры. До этого, как правило, люди изображались с глазами адекватного размера. Очевидно, что это влияние египетской культуры.

Египтяне верили, что душа выходит изо рта. Но возвращается она через глаза. А вернуться в мумию она может в любой момент. Поэтому и до прихода римлян у саркофагов всегда была маска с большими глазами.

Все ли фаюмские портреты – шедевры ?

Самые главные шедевры римского Египта относятся к I-II векам нашей эры. Одним из самых значительных считается портрет Алины.

Ее портрет на саркофаге с мумией был найден в общем погребении. На момент смерти ей было 35 лет. С ней же были похоронены две её дочери. Видимо какая-то одна общая болезнь свела их в могилу.

Фаюмский портрет Алины. 24 г. н.э. Египетский музей в Берлине

Такие подробности мы знаем лишь потому, что мумии Алины и её дочерей нашли ученые. Большинство же фаюмских портретов были выкуплены археологами у расхитителей гробниц. Которые без сожаления выбрасывали из саркофагов таблички с именами, родом занятий и возрастом умершего.

Но помимо её истории особенно интересен сам портрет Алины. Если не знать о нем ничего, вы можете подумать, что написан он в веке 19. Настолько он реалистичен.

А вот этот портрет знатной женщины поражает своей выразительностью. Такому бы сочетанию цветов могли позавидовать и импрессионисты.

Фаюмский портрет женщины в красной тунике. II век н.э. Королевская шотландская галерея, Эдинбург

Посмотрите, насколько цвет её глаз и губ вторит цвету туники. А с каким вкусом подобраны украшения, несмотря на их изобилие.

Есть среди фаюмских портретов и очень посредственные работы. Понятно, что уровень художников был разный.

Вот два портрета, написанные в одной технике и примерно в одно время. Тот, что слева написан более посредственным художником, нежели второй.

Слева: Женщина с красным ожерельем. 100-150 гг.н.э. Художественный музей Милуоки, США. Справа: Женщина с сережками. 120-140 гг.н.э. Художественный музей Гарварда, США 

Со временем техника написания портретов изменяется. Восковые краски постепенно заменяются темперой (смесь пигментов с яичным желтком или водой).

Такими красками изображение создаётся быстро и изменения в него вносить нельзя. Поэтому портрет получается более плоский и схематичный.

Фаюмский портрет женщины. 300-325 гг. н.э. Британский музей, Лондон

Да и в целом к 4 веку н.э. наступает упадок живописи. С распространением в Египте христианства отмирают ритуальные традиции. А с ними и фаюмский портрет.

Исчез ли фаюмский портрет бесследно?

Фаюмский портрет просуществовал всего 300 лет. С 1 по 4 века нашей эры.

Но он не исчез бесследно. В конце 4 века н.э. Египет стал византийским. Византийские мастера видели фаюмские портреты.

Именно поэтому в иконах мы видим уже знакомые черты из далекого прошлого. Большие глаза. Взгляд сквозь зрителя в вечность. Образ души, а не тела.

Слева: Фаюмский портрет молодой женщины. 2 в.н.э. Лувр, Париж. Справа: Архангел Гавриил (Ангел златые власы). Икона новгородской школы. Русский музей, Санкт-Петербург

***

Эти люди, сами того не ведая, сохранили себя для потомков. На целых 20 веков. И продолжат жить дальше. Они превратили мгновение в вечное.

А разве наши фото на электронных и бумажных носителях сохранятся так долго? Что увидят наши потомки через 2000 лет?

Боюсь, что ничего. Мгновение так и останется мгновением.

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Женщины в картинах знаменитых зарубежных художников

Свою публикацию  посвятщаем милым и очаровательным женщинам — ведь без них человечество просто не существовало бы. В этой публикации вы сможете увидеть женщин разных эпох, народов, национальности, возрастов, социального и семейного положения, взглядов на мир, реальных и вымышленных, таких, какими их видели запечатлевшие их художники, и какими они притягивали восхищенные взгляды зрителей в свое время и продолжают притягивать много веков спустя.

Гюстав Моро “Галатея”

Александр Кабанель “Рождение Венеры”

Альфонс Муха “Зима”

Альфонс Муха “Осень”

Альфонс Муха “Лето”

Рафаэль Санти “Дама под покрывалом (Донна Велата)”

Джон Уильям Уотерхаус “Прекрасная Розамунда”

Джеймс Эббот Макнил Уистлер “Каприз в пурпурном и золотом”

Франческо Айец “Певица Матильда Джува-Бранка”

Гюстав Моро “Единороги”

Фредерик Лейтон “Девушка кормящая павлинов”

Эдгар Дега “Балет”

Альфонс Муха “Зодиак”

Клод Моне “Женщина с зонтиком”

Огюст Ренуар “Большие купальщицы”

Поль Гоген “Таитянские пасторали”

Джованни Больдини “Прогулка в парке”

Франц Винтерхальтер “Княгиня Татьяна Александровна Юсупова”

Огюст Ренуар “Зонтики”

Жан Огюст Доминик Энгр “Портрет графини Луизы д'Оссонвиль”

Франц Крюгер “Портрет императрицы Александры Федоровны”

Джеймс Тиссо “Девушки, разглядывающие японские безделушки”

Данте Габриэль Россетти “Возлюбленная (Невеста)”

Гюстав Курбе “Женщина с попугаем”

Джеймс Эббот Макнил Уистлер “Симфония в белом”

Гюстав Курбе “Девушки на берегу Сены”

Эдуард Мане “Бар в Фоли-Бержер”

Жан Огюст Доминик Энгр “Портрет мадам Инес Муатесье”

Поль Гоген “Ее звали Вайраумати”

Фредерик Лейтон “Пылающий июнь”

Иоганн Фредерик Овербек “Италия и Германия”

Жан Огюст Доминик Энгр “Жанна д'Арк на коронации карла 7 в реймсском соборе 17 июля 1429 года”

Джон Уильям Уотерхаус “Магический круг”

Жан Огюст Доминик Энгр “Большая одалиска”

Клод Моне “Камилла Моне в японском костюме”

Джеймс Тиссо “В ожидании парома”

Гюстав Моро “Саломея танцующая перед Иродом”

Энтони Сэндис “Фея Моргана”

Адольф Бугро “Рождение Венеры”

Джон Уильям Уотерхаус “Леди Шалот”

Никола Ланкре “Портрет танцовщицы Камарго”

Питер Рубенс “Вирсавия возле фонтана”

Джорджоне “Спящая Венера”

Антонис ван Дейк “Портрет маркизы Елены Гримальди Каттанео”

Лукас Кранах старший “Венера и Амур”

Себастьяно Риччи “Диана и Каллисто”

Томас Гейнсборо “Портрет достопочтенной миссис Грэм”

Франсиско Гойя “Зонтик”

Никола де Ларжильер “Элизабет Трокмортон”

Ангелика Кауфман “Портрет дамы в образе Венеры”

Ян Вермеер “Молочница”

Жан Оноре Фрагонар “Молодая девушка за чтением”

Караваджо “Святая Екатерина Александрийская”

Аньоло Бронзино “Портрет Элеоноры Толедской с сыном Джованни”

Тициан “Венера Урбинская”

Якопо Амигони “Юпитер и Каллисто”

Леонардо да Винчи “Дама с горностаем”

Жан Оноре Фрагонар “Качели”

Франсуа Буше “Туалет Венеры”

Жан-Батист Шарден “Молитва перед обедом”

Франсуа Буше “Юпитер и Каллисто”

Франсуа Буше “Туалет Венеры”

Диего Веласкес “Венера перед зеркалом”

Франсуа Буше “Диана после купания”

Иоганн Баптист Лампи старший “Портрет императрицы Екатерины II с аллегорическими фигурами Крепости и Истины

Тициан “Даная”

Уильям Хогарт “Портрет Мэри Эдвардс”

Корреджо “Юпитер и Ио”

Ян Вермеер “Молодая женщина с кувшином”

Ян Госсарт “Даная”

Ян ван Эйк “Портрет Маргариты ван Эйк”

Ян Вермеер “Девушка с жемчужной сережкой”

Франсиско Гойя “Маха обнаженная”

Питер Рубенс “Соломенная шляпка (Сусанна Фоурмен)”

Мартен ван Хемскерк “Портрет Анны Кодде”

С. Кендрик «Зимняя роза»

Леонардо да Винчи “Мона Лиза”

Пьеро ди Козимо “Портрет Симонетты Веспуччи”

Аньоло Бронзино “Портрет Лукреции Панчатики”

Рембрандт “Даная”

Франсуа Буше “Отдыхающая девушка”

Сандро Боттичелли “Рождение Венеры”

Ян Сиберехтс “Пастушка”

Симон Вуэ “Аллегория богатства”

Тициан “Венера перед зеркалом”

Петрус Кристус “Портрет девушки”

Рафаэль Санти “Поэзия”

Леонардо да Винчи “Леда с лебедем”

Леонардо да Винчи “Портрет Беатриче д'Эсте”

Клод Моне “Девушки в лодке”

Леонардо да Винчи “Женщина с распущенными волосами”

Рубенс “Портрет Елены Фоурмен”

Рафаэль Санти “Портрет Иоанны Арагонской”

Рафаэль Санти “Портрет молодой женщины с единорогом”

Рафаэль Санти “Портрет Элизабет Гонзаго”

Сандро Боттичелли “Весна”

Сандро Боттичелли “Женский портрет”

Сандро Боттичелли “Портрет Симонетты Веспуччи”

Рубенс “Портрет Марии Серра Паллависи”

Рафаэль Санти “Портрет Маддалены Дони”

Клод Моне “Дамы в саду”

Сандро Боттичелли “Возвращение Юдифи”

Леонардо да Винчи “Портрет Джиневры де Бенчи”

Рафаэль Санти “Донна Гравида”

Рубенс “Туалет Венеры”

Леонардо да Винчи “Портрет Лукреции Кривели”

Леонардо да Винчи “Леда”

Клод Моне “Читатель”

Рубенс “Шубка”

Рафаэль Санти “Портрет дамы”

Леонардо да Винчи “Голова девушки”

Франц Винтерхальтер “Императрица Евгения в окружении фрейлин”

источник

wholeworldmen.ru

Модные дамы. Женский портрет в живописи Старых Мастеров.

/800/600/https/i.pinimg.com/originals/ab/47/2d/ab472dabd1452ce5c3fec84c0bd65720.jpg

QuesnelCHARLOTTE DES ESSARTS, COMTESSE DE ROMORANTIN

Фламандский живописец 16 века.Портрет молодой девушки

1480—1500 Master of the Legend of St. Ursula (Bruges)Portrait of a Lady with a Carnation

YELIZAVETHA I PETROVNA ROMANOVA

ab. 1510—1514 Attributed to the workshop of Pieter van ConinxlooPortrait of a Lady (Possibly Jeanne de Beersel, Countess of Zollern)

ISABELLE DE VALOIS REINE D'ESPAGNE

ab. 1493 Ambrogio de PredisBianca Maria Sforza

 

/800/600/https/i.pinimg.com/originals/63/83/ac/6383ac01eebd437f3be434a707f932d2.jpg

MADAME LA DUCHESSE DE LA VALLIÈRE, LOUISE DE LA BAUME-LEBLANC, EN DIANE

1677 Pieter Cornelisz. van SlingelandtJanneke Ardiers

/800/600/https/i.pinimg.com/originals/3a/2e/df/3a2edf8b33eb78533965859ea94309f8.jpg

Antonio MoroMARGARITA DE HABSBURGO, DUQUESA DE PARMA, GOBERNADORA DE LOS PAÍSES BAJOS

/800/600/https/i.pinimg.com/originals/1e/6d/8d/1e6d8d428b68f48e16b6484a052dca61.jpg

Antonio MoroMARGARITA DE HABSBURGO, DUQUESA DE PARMA, GOBERNADORA DE LOS PAÍSES BAJOS

/800/600/https/i.pinimg.com/originals/b8/45/e7/b845e7be54bae45ee03250585eb502f3.jpg

YELIZAVETHA I PETROVNA ROMANOVA

1670 Gerard ter BorchPortrait of a widow

Bartolomeo Veneto (ок. 1480 — 1531)Лютнистка

/800/600/https/i.pinimg.com/originals/88/95/02/88950266a6f65f7f9d13477ebb5d18f2.jpg

PRINCESS ANNA ALEXANDROVNA GOLITSYNA, BORN STROGANOVA

1729 Jean RancBárbara de Braganza

1648 Unknown artistMária Zsófia Löbl

ab. 1775 François-Hubert Drouais or Jean-Baptiste-André Gautier d'AgotyPortrait of comtesse d'Artois

1729 Jean RancMaria Anna of Austria, Archduchess of Austria and Queen consort of Portugal

/800/600/https/i.pinimg.com/originals/0f/48/e6/0f48e66591e40e0c6bdaefce2f60ef45.jpg

ArgunovCOUNTESS ANNA PETROVNA SHEREMETEVA (detail)1768

/800/600/https/i.pinimg.com/originals/58/96/60/58966025dda723ec087fc0b382047118.jpg

ArgunovCOUNTESS ANNA PETROVNA SHEREMETEVA (detail)1768

/800/600/https/i.pinimg.com/originals/21/27/4f/21274f39ccc7829f936b76a99d8d52ee.jpg

AnonymTHE GRAND DUCHESS ALEXANDRA PAVLOVNA ROMANOVA OF RUSSIA DRESSED AS BOYARINAc. 1790

MADEMOISELLE LAFONTAINE LA DÉESSE DE LA DANCE

ab. 1718—1720 Charles JervasPortrait of Lady Mary Wortley Montagu

 

/800/600/https/i.pinimg.com/originals/dd/4f/2a/dd4f2aad985ed23da2d4e8fc9d348aa3.jpg

GIOVANNA D'AUSTRIA, GRANDUCHESSA DI TOSCANA, ARCHIDUCHESSA D'AUSTRIA

1698 Artist UnknownHedvig Sophia of Sweden

/800/600/https/i.pinimg.com/originals/4e/44/5b/4e445b257314dc1962069a32b15ce4b9.jpg

TSARITSA MARFA MATUEEVNA APRAXINA

1693 Johan Caspar HoffstaterErzsébet I. Balassa

/800/600/https/i.pinimg.com/originals/92/a6/17/92a617de0fe8826cbe72b878195e8007.jpg

Ambito di Alessandro AlloriELEONORA DI GARZIA ALVAREZ DE TOLEDO Y OSORIO «DIANORA»

KONIGIN VICTOIRA LOUISE VON HESSEN DARMSTADT MIT FRIEDRIK WILHELM III VON PREUSSEN

LADY MARY WORTLEY MONTAGU

ab. 1768 Francesco LianiPortrait of Maria Carolina of Austria

Источник

inspirationday.ru

Живопись ЖЕНЩИНЫ В ЖИВОПИСИ. От древности до нашего времени

АНТИЧНОСТЬ

Женщины Египта были более свободны и независимы, чем женщины других стран – не только Древнего Мира, но и Европы: со средневековья до конца XIX века. Однако так называемое "равенство полов" в Древнем Египте отсутствовало - ибо согласно миропорядку, установленному Маат, жизненная сущность мужчин и женщин разная. Мужчины Египта преклонялись перед женщинами, восхищались ими, заботились о них. При этом, естественно, требуя от них внимания и уважения к себе. В традиционном изобразительном искусстве Египта женщин чаще всего представляли в образе любящей жены, держащей мужа за руку, или обнимающей его за плечо. Так как мужчины работали на свежем воздухе на полях или у реки, их кожа была тёмной, в то время как у женщин, занятых в закрытом от палящего солнца помещении - светлой. Согласно изобразительному искусству, египтянок обычно представляют хрупкими и изящными.

Критские женщины имели неестественно узкую талию, были невысокого роста и изящного телосложения. Лица они прятали в тени, от чего кожа была бледной, и на ее фоне - черные глаза и волосы. Женщины носили локоны, обрамлявшие шею, кудри, собранные на лбу, либо косы с вплетенными лентами. На головах критянки носили пышные шляпки (подобные шляпкам XIX века). Ноги часто были босые, но женщины высшего класса иногда одевали кожаные туфли с вышивкой.

Фрагмент спинки трона Тутанхамона

Роспись в Кносском дворце. Крит

Роспись в Помпеях

Фаюмский портрет.Египет

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Средневековье отвело женщине очень скромное, если не сказать ничтожное, место в стройном здании социальной иерархии. Патриархальный инстинкт, традиции, сохранившиеся еще со времен варварства, наконец, религиозная ортодоксия - все это подсказывало средневековому человеку весьма настороженное отношение к женщине.Неотъемлемым атрибутом женской «греховности» считалось использование косметики и украшений – и то и другое сурово осуждалось церковью. Даже существовала особое постановление, согласно которому брак, заключенный при помощи женских «ухищрений» - косметики, нарядов и т. д. считался обманным, незаконным и мог быть расторгнут.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Человеческая личность опосредуется в эпоху Возрождения не Богом, а красотой и прежде всего женской красотой. Впервые в истории человечества женщина занимает исключительное место, как Мадонна на троне.Вот откуда бесконечная вереница Мадонн, постепенно превращающихся просто в портреты молодых женщин эпохи. Женщина эпохи Возрождения - это знатность, красота и образованность.

Ван Эйк

Боттичелли -Мадонна Магнификат (Величание Мадонны)

Ботичелли- Рождение Венеры

Эль Греко

Рафаэлло

Рафаэлло

Бронзино

да Винчи- Дама с горностаем

да Винчи- Мадонна Литта

да Винчи- Джоконда

Кристофано Аллори

Джорджоне -Спящая Венера

БАРОККО

В эпоху барокко (кон. XVI-XVII вв.) естественность вновь выходит из моды. На смену ей приходят стилизация и театральность. Расцвет барокко пришелся на период правления французского «короля-солнце» Людовика XIV. С этих пор французский двор начинает диктовать моду всей Европе.  Женское тело в период барокко, как и ранее, должно быть «богатым» с «лебединой» шеей, широкими откинутыми назад плечами и пышными бедрами. Но талия теперь должна быть как можно тоньше, и в моду входят корсеты из китового уса. Пышная, вычурная одежда надолго становится одним из основных элементов женской неотразимости. Парадность внешнего вида наиболее ярко проявилась в широком использовании роскошных воротников и париков, просуществовавших среди знати без малого три века.

Рубенс

Рубенс с женой

ван Меер

Рембрандт

Рембрандт - Саския

РОКОКО

В начале XVIII в. наступает эпоха рококо, и женский силуэт снова меняется. Теперь женщина должна напоминать хрупкую фарфоровую статуэтку. Торжественную парадность барокко сменяет грациозность, легкость и игривость. При этом театральность и неестественность никуда не уходят – напротив, достигают своего пика. И мужчины, и женщины приобретают кукольный облик. Красавица эпохи рококо имеет узкие плечи и тонкую талию, маленький лиф контрастирует с огромной округлой юбкой. Декольте увеличивается, а юбка несколько укорачивается. В связи с этим пристальное внимание начинает уделяться нижнему белью. В моду входят чулки, а нижняя юбка богато украшается. Обнажать женскую грудь, касаться ее и целовать – отныне считалось вполне приличным. Скромность вызывала лишь насмешки: раз девушка стыдится – значит нечем похвалиться. Дамы же постоянно находили повод показать свою грудь – то роза упала и уколола, то блошка укусила – «посмотрите!». Популярным развлечением знати были и своеобразные конкурсы красоты, где дамы без стыда задирали подолы и распахивали корсажи. На лицо галантные дамы накладывали столько грима, что, говорят, мужья часто не узнавали своих жен.

Франсуа Буше- Портрет Луизы О`Мэрфи

Франсуа Буше

Фрагонар -Качели

РОМАНТИЗМ

Подражание античной одежде изменило и силуэт женщины. Платье приобретает ясные пропорции и плавные линии. Основной одеждой модниц стал белоснежный шмиз – полотняная рубашка с большим декольте, короткими рукавами, зауженная спереди и свободно обволакивающая фигуру внизу. Пояс переместился под самую грудь. Ампир был одним из последних ярко выраженных стилей, диктующих относительно четкие каноны красоты и моды. С началом XIX века мода начинает меняться настолько стремительно, что уловить можно только некоторые самые яркие тенденции.

Фредерика Лейтон

Гойя-Портрет графини Чинчон

Гойя-Одетая Маха

Гойя- Время

Деларкуа - Свобода на бариккадах

Источник http://michel.hiblogger.net/1215733.html

monich65.livejournal.com