История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Разработка урока "Проблемы периодизации истории". Таблица периодизации древнего мира


2

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ»

ЗАДАНИЕ № 1. Заполните таблицу «Периодизация истории медицины»:

Таблица. Периодизация истории медицины

№ пп

Период истории

(цивилизации-

онный подход)

Период истории (формационный подход)

Хронологические рамки

периода

Абсолютный возраст

периода

Характерные черты медицины и ее особенности

1.

ДРЕВНЕЙШИЙ МИР

(Первобытное общество)

Первобытно-общинное

200000 до 40000

С 40000 до 4000

42 тыс.лет

2040000 тыс.лет

Коллективное врачение,культы,

Религиозные верования,магия

2.

ДРЕВНИЙ МИР

а) Древний Восток (Месопотамия, Египет, Индия, Китай)

б) Античный мир(Греция и Рим)

Рабовладельческое

4 тыс.до н.э.-середина 1 тыс.до н.э.

Около 4 тыс.лет

Врачебная этика,бальзамирование,

Мумификация,врачебная

Специализация,аюрведа,

Храмовое врачевание, «Гиппократов сборник»,

Санитарно-технического сооружения, больничное дело.

3.

СРЕДНИЕ ВЕКА

а) Византия

б) Арабский Восток

в) Западная Европа

г) Америка

д) Древняя Русь

феодальное

476 г.-середина 17.в.

Около 1200 лет

Алхимия, учения о глазных болезнях, медицинские школы в Салерно, эпидемии, обряды,

Эмпирические начала в медицине, лечебники, травники.

4.

НОВОЕ ВРЕМЯ

а) Западная Европа

б) Россия

капиталистическое

Середина 17-начало 20 в.

Около 300 лет

Интернациональный характер наук, анатомия, общая патология, микробиология, физиологическая терапия, хирургия, гигиена.

5.

НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

(современная история)

Коммунистическое /Капиталистическое

С 1918 (20 в.)

Около 100 лет.

Нобелевские премии, организация Красного Креста и Красного Полумесяца, ВОЗ, врачебная этика, врачебная клятва.

ЗАДАНИЕ № 2. Дайте определения понятиям и терминам:

Антропогенез – часть биологической эволюции, которая привела к появлению Homo sapiens, отделившаяся от прочих гоминид.

Homo erectus – человек прямоходящий, наличие речевых центров, ярко выраженная социальность

Homo habilis – человек умелый. Черты:двуногость, прогрессивное развитие кисти, зубной системы, нейроморфологический прогресс.

Homo sapiens – неоантроп, вытеснил палентропа, т.к. обладал более совершенной техникой орудий труда.

Социогенез – процесс исторического и эволюционного формирования общества.

Палеопатология – наука, изучающая болезни человека и животных, обитавших на Земле в отдаленные времена.

Палеонтология – наука о вымерших раст6ениях и животных, сохранившихся в виде ископаемых остатков, о смене их во времени и пространстве,обо всех доступных изуению проявлениях жизни в генеалогическом прошлом.

Эмпирические знания – знания, полученные опытным путем.

Иррациональные знания – знания, полученные подсознательным путем.

Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

Тотемизм - вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения.

Анимизм - вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы.

Аниматизм - вера в существование сверхъестественной силы, распространенной повсюду и оказывающей влияние на жизнь людей.

Лечебная магия – врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике (церемонии и ритуалы).

Рациональные знания – логически обоснованные, теоритически осознанные, систематизированные универсальные признаки предмета.

Трепанация черепа – хирургическая операция образования отверстия в костной ткани черепа с целью доступа к подлежащей полости.

Скарификация – шрамирование, рубцевание, обычай нанесения на кожу лица и тела рисунка из рубцов (шрамов), в которые втираются воспаляющие составы.

Формирующаяся медицина – медицина (врачевание) на стадии формирования первобытного человека и коллективного образца жизни, медицина сознательного уровня.

ЗАДАНИЕ № 3. Сделайте выводы по теме:

– Какое направление медицины вышло из недр первобытного общества? Дайте определение

Народная медицина – часть альтернативной медицины, включающая в себя знания о болезнях, методах и средствах их лечения, которые передаются в народе из поколения в поколения.

- Каковы особенности народной медицины? Выделите несколько характерных черт.

Народная медицина использует только натуральные природные продукты, без химических веществ. По своему составу она ближе к человеку, народные средства дешевле, чем традиционные лекарственные. Народная медицина влияет не на определенную болезнь, а на весь организм в целом.

2

studfiles.net

Периодизация всемирной истории.

  1. Первобытная эпоха 1,5 млн. - IV -III т.д. до. н.э. (общинно-родовое, родовое), охватывает эпоху от появления первых людей до возникновения государства. Характеризуется переходом от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству, коллективным трудом и потреблением. Основной ячейкой первобытного общества, по мнению большинства ученых, был материнский род, который сменила при патриархате большесемейная, а затем соседская община. Развитие производства и общественного разделения труда привели к возникновению частной собственности, индивидуального хозяйства и распаду рода, выделению зажиточной верхушки, превращавшей в рабов сначала военнопленных, затем обедневших соплеменников, что вызвало появление социальных групп и государства.

  2. История Древнего мира ведется с возникновения первых государств (IV -III т.п. до. н.э.) времени раскола общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, широкого распространения рабства. Античность (I т.л. до н.э. - начало н.э.), подъем цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима.

  3. Эпоху Средневековья принято определять временными рамками V - XVII вв.

Первый период этой эпохи (V—XI вв.) ознаменован падением Западной Римской империи, становлением нового типа общественных отношений, связанных с утверждением сословного строя в Европе. В его рамках каждое сословие имеет свои права и обязанности. Для этого времени характерно преобладание натурального хозяйства и особая роль религии.

Второй период (середина XI — конец ХVв.) — это время становления крупных феодальных государств, роста значения городов. Они становятся центрами ремесла, торговли, духовной жизни, приобретающей все более светский характер.

Третий период (XVI — середина XVII в.) связан с началом разложения феодального строя, его иногда характеризуют как раннее Новое время. Европейцы открывают для себя мир, начинается создание колониальных империй. Быстро развиваются товарно-денежные отношения, получает широкое распространение мануфактурное про­изводство. Усложняется социальная структура общества, она все чаще вступает в противоречие с его сословным делением. Реформация и контрреформация знаменуют собой наступление нового этапа духовной жизни. В условиях роста социальных и религиозных противоречий усиливается центральная власть, возникают абсолютистские монархии.

4. Эпоха Нового времени — эпоха становления и утверждения промышленной, капиталистической цивилизации — также подразделяется на несколько периодов.

Первый начинается с середины XVII века, когда наступило время революций, разрушивших основы сословного строя (первой из них была революция в Англии в 1640—1660-х гг.). Не меньшее значение имела эпоха Просвещения, связанная с духовным раскрепощением человека, обретением им веры в силу разума.

Второй период Нового времени наступает после Великой французской революции (1789—1794). Промышленный переворот, начавшийся в Англии, охватывает страны континентальной Европы, где быстрыми темпами идет становление капиталистических отношений. Это время быстрого роста колониальных империй, развития мирового рынка, системы международного разделения труда. С завершением формирования крупных буржуазных государств в большинстве из них утверждается идеология национализма, национального интереса.

Третий период Нового времени наступает в конце XIX — начале XX века. Он характеризуется тем, что бурное развитие промышленной цивилизации «вширь», за счет освоения ею новых территорий, замедляется. Емкость мировых рынков оказывается недостаточной для поглощения растущих объемов выпускаемой продукции. Наступает время углубляющихся мировых кризисов перепроизводства, роста социальных противоречий в промышленных странах. Начинается и обостряется борьба между ними за передел мира.

Современники воспринимали это время как период кризиса индустриальной, капиталистической цивилизации. Его показателем им представлялась первая мировая война 1914—1918 гг. и связанные с него потрясения, прежде всего революция 1917 г. в России.

5. В рамках истории Новейшего времени выделяется два основных периода.

Процесс углубления, нарастания кризиса индустриальной цивилизации Нового времени, начавшегося в конце XIX века, охватывает всю первую половину XX века. Это — раннее Новейшее время. Острота противоречий, заявивших о себе в мире, продолжала возрастать. Великий кризис 1929—1932 гг. поставил на грань краха экономику наиболее развитых стран. Державное соперничество, борьба за колонии и рынки сбыта продукции привели ко второй мировой войне 1939—1945 гг., еще более разрушительной, чем первая. Рушится колониальная система европейских держав. Условия «холодной войны» разрывают единство мирового рынка. С изобретением ядерного оружия кризис индустриальной цивилизации стал угрожать гибелью всему роду человеческому.

Качественные перемены, связанные с изменением характера социального, общественно-политического развития ведущих государств мира, начинают проявляться лишь во второй половине — конце XXвека.

В этот период с распространением компьютеров и промышленных роботов меняется характер трудовой деятельности, центральной фигурой производства становится работник интеллектуального труда. В развитых странах складывается социально ориентированная рыночная экономика, меняется характер быта и досуга человека. Существенные перемены происходят на международной арене, на смену державному соперничеству приходит сотрудничество. Развиваются интеграционные процессы, складываются единые экономические пространства (западноевропейское, североамериканское и др.). С крушением СССР и его системы союзов восстанавливается целостность мирового рынка, начинают развиваться процессы глобализации экономической жизни, складывается общемировая система информационных коммуникаций.

В то же время симптомы кризиса индустриального общества дают о себе знать во многих районах мира и в начале XXI века, в том числе и на территории бывшего СССР.

Определение предмета истории связано с мировоззрением историка, его философскими взглядами.

Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает конкретные, ограниченные определенными пространственно-временными рамками, закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей.

Господствующим в западной науке убеждением является то, что главным объектом изучения в истории является человек. Известный французский историк Марк Блок определил историю как "науку о людях во времени", причем на первый план выдвигал духовную сторону деятельности человека, считая, что предмет истории" в точном и последнем смысле – сознание людей".

Серьезные расхождения между учеными различных концепций касаются не только определения предмета истории, но и объяснения исторического процесса.

В марксистской историко-материалистической концепции конечной причиной и решающей движущей силой всех важнейших исторических событий, процессов считается труд, производство, способ производства. Наряду с этим признается и особенное в историческом процессе – исторические условия (классовая борьба, взаимоотношения с другими странами, географические и другие особенности и т.д.), а также единичное – деятельность сторических личностей.

Среди западных концепций широкое распространение получила плюралистическая интерпретация исторического процесса, когда не признается общая причина исторического развития, а считается, что в обществе действуют множество разнопорядковых факторов, которые регулируются многообразием интересов различных социальных организаций и групп.

Например, американский социолог и историк Р. Пайпс и английский историк Тибор. Самуэли так определили исключительность истории (и место во всемирно-историческом процессе) России:

1. Бедность почвенно-климатических условий, что обусловило патримониальную форму государственного правления.

2. Влияние татаро-монгольского ига, передавшего русскому обществу восточную форму общественного устройства.

3. Заимствование христианства у Византии, которое привело к игнорированию "аналитического разума", к упрочению авторитарной власти.

4. Особые, свойственные русской нации, этнические характеристики. В силу этих причин - в России отсутствовала почва для формирования демократических традиций и институтов.

На каких бы мировоззренческих позициях не находились историки, все они используют в своих исследованиях научный аппарат, определенные научные категории "историческое время". В этой категории любое событие можно измерить временными и пространственными характеристиками. А история как процесс – это не просто множество рядом расположенных точечных событий, а именно движение от события к событию.

С понятием "историческое время" неразрывно связана периодизация – как форма количественного (временного) обозначения исторических процессов. Первую попытку периодизации всемирной истории сделали историки – гуманисты. Средневековье они рассматривали как упадок, прежде всего - упадок культуры, а свое время оценивали как Возрождение.

Идеологи Просвещения (Ж.-Ж. Руссо) делили историю человечества на три периода: естественного состояния, дикого и цивилизованного.

Позже возникли и другие теории периодизации. Английский историк Альфред Тойнби (30-е годы XX в.) полагал, что в истории существовали так называемые локальные цивилизации (всего он выделил 21 цивилизацию). Каждая из них проходит стадии зарождения, роста, разложения и гибели.

В марксистской историко-материалистической концепции принято строить периодизацию на основе изменений (смены) способов производства или общественно-экономических формаций, которые последовательно сменяют друг друга.

Историческая наука имеет дело с фактами, которые составляют основу всякого исторического знания. Именно на фактах базируются все представления и концепции. От достоверности фактов зависит восприятие и объяснение исторической действительности, способность постижения сущности исторического процесса.

В исторической науке факты рассматриваются в двух смыслах:

1) как явление, имевшее место в истории;

2) как его отражение в исторической науке (факт-знание).

Но между ними существует тесная связь. Второе невозможно без первого. Сами по себе "голые факты" как говорят "фрагменты действительности" могут ничего не говорить читателю. Только историк дает факту известный смысл, который зависит от его общенаучных и идейно-теоретических взглядов. Поэтому в разных системах взглядов один и тот же исторический факт получает разное толкование, разное значение. Между историческим фактом (событием, явлением) и соответствующим ему научно-историческим фактом стоит объяснение - интерпретация. Именно она (интерпретация) превращает факты истории в факты науки. Не означает ли само наличие различных интерпретаций исторических фактов, что исторической истины нет или их несколько? Нет, не означает. Просто меняются наши представления об истине. Движение науки едет как бы от неполной, относительной истины к более полной. Но абсолютной истины, как известно, не существует, поэтому, пока живет общество, не будет написано и "последней главы" истории.

Историк, как правило, имеет дело с прошлым и не может непосредственно наблюдать объект своего изучения. Главным, а в большинстве случаев единственным источником информации о прошлом для него является исторический памятник, через посредство которого он получает необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания.

Под историческими источниками понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека. Специальная научная дисциплина об исторических источниках, приемах их выявления, критики и использования в работе историка называется источниковедением.

Все исторические источники можно разделить на 6 групп:

1. Наиболее многочисленная группа источников - это письменные источники (эпиграфические памятники, т.е. древние надписи на камне, металле, керамике, и проч.; граффити - тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.).

2. Вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т.д.).

3. Этнографические памятники - сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов.

4. Фольклорные материалы - памятники устного народного творчества, т.е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т.д.)

5. Лингвистические памятники - географические названия, личные имена и т.д.

6 Кинофотодокументы.

Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса.

"История - писал в свое время русский историк Сергей Федорович Платонов – есть наука, изучающая конкретные факты в условиях именно времени и места, и главной целью ее признается систематическое изображение развития и изменений жизни отдельных исторических обществ и всего человечества".

Подведем итог по первому вопросу. Изучение истории – сложный процесс реконструкции прошлого, состоящий из сплава сообщений источников, собственных представлений ученых об истории, впитавших в себя опыт науки.

studfiles.net

Периодизация Хронология

Периодизация Хронология Краткое содержание периода
Первобытность Около 30-40 тыс. лет назад. Протяженность первобытной эпохи определяется более чем в 1,5 млн, лет. На протяжении этой эпохи происходит становление человека coвременнoгo типа, постепенно совepшенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству.
Древний мир IV - 111 тысячелетия до н.э. Это было время раскола общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, шиpокoгo распространения рабства (хотя и не во всех государствах древности оно имело большие хозяйственное значение). Cвoeгo pacцвета рабовладельческий строй достиг в период античности (1 тысячелетие до н.э. - начало н,э,). подъема цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима.
Средние века V - XVH вв. ^ этой эпохи (V-X/ вв.) ознаменован падением Западной Римской империи, становлением новoгo типа общественных отношений, связанных с утверждением сословного строя в Европе.В eгo рамках каждое сословие имеет свои права и обязанности. Для этого времени характерно преобладание натурального хозяйства и особая роль религии.

^ (середина Х/ - конец XV в.) - это время становления крупных феодальных государств, роста значения городов. Они становятся центрами ремесла, торговли, духовной жизни, приобретающей все более светский характер.

^ (XV/ - середина XV// в.) связан с началом разложения феодального строя, eгo иногда характеризуют как раннее Hoвое время, Европейцы открывают для себя мир, начинается создание колониальных империй. Быстро развиваются товарно-денежные отношения, получает широкое распространение мануфактурное производство, Усложняется социальная структура общества, она все чаще вступает в противоречие с eгo сословным делением. Реформация и контрреформация знаменуют собой наступление новoгo этапа дyховной жизни. В условиях роста социальных и религиозных противоречий усиливается центральная власть, возникают абсолютистские монархии.

Новое время с середины XVII до XX века эпоха становления и утверждения промышленной, капиталистической цивилизации - также подразделяется на несколько периодов.

Первый начинается с середины XVII века, когда наступило время революций, разрушивших основы сословного строя (первой из них была революция в Англии в 1640-1660-x гг.). Неменьшее значение имела эпоха Просвещения, связанная с духовным раскрепощением человека, обретением им веры в силу разума.

Второй период Новою времени наступает после Великой французской революции (1789- 1794). Промышленный переворот, начавшийся в Англии, охватывает страны континентальной Европы, где быстрыми темпами идет становление капиталистических отношений. Это время быстрого роста колониальных империй, развития мирового рынка, системы международного разделения труда. С завершением формирования крупных буржуазных государств в большинстве из них утверждается идеология национализма, национальнoгo интереса.

^ Нового времени наступает в конце XIX - начале ХХ века. Он характеризуется тем, что бурное развитие промышленной цивилизации «вширь», за счет освоения ею новых территорий, замедляется. Емкость мировых рынков оказывается недостаточной для поглощения растущих объемов выпускаемой продукции. Hacтyпает время углубляющихся мировых кризисов перепроизводства, роста социальных противоречий в промышленных странах. Начинается и обостряется борьба между ними за передел мира.

Современники воспринимали это время как период кризиса индустриальной, капиталистической цивилизации. Eгo показателем им представлялась первая мировая война 1914-1918 п, и связанные с нею потрясения, прежде вceгo революция 1917 г. в России.

Новейшая история XX век – наше время В рамках истории Новейшего времени выделяется два основных периода.

Процесс углубления, нарастания кризиса индустриальной цивилизации новoгo времени, начавшегося в конце XIX века, охватывает всю первую половину ХХ века. Это - раннее Новейшее время, острота противоречий, заявивших о себе в мире, продолжала возрастать.Великий кризис 1929- 1932гг., поставил на гpaнь краха экономику наиболее развитых стран. Державное соперничество, борьба за колонии и рынки сбыта продукции привели ко второй мировой войне 1939- 1945 гг. еще более разрушительной, чем первая. Рушится колониальная система европейских держав. Условия «холодной войны» разрывают единство мирового рынка. С изобретением ядерного оружия кризис индустриальной цивилизации стал угpожать гибелью всему роду человеческому.

Качественные перемены, связанные с изменением характера coциального, общественно-политического развития ведущих гocyдарств мира, начинают проявляться лишь во второй половине - конце ХХ века.

В этот период с распространением компьютеров и промышленных роботов меняется характер трудовой деятельности, центральной фигyрой производства становится работник интеллектуального тpyда. В развитых странах складывается социально ориентированная рыночная экономика, меняется характер быта и досуга человека.Существенные перемены происходят на международной арене, на смену державному соперничеству приходит сотрудничество. Развиваются интегpационные процессы, складываются единые экономические пространства (западноевропейское, североамериканское и др,). С крушением СССР и eгo системы союзов восстанавливается целостность мирового рынка, начинают разбиваться процессы глобализации экономической жизни, складывается общемировая система информационных коммуникаций.

В то же время симптомы кризиса индустриального общества дaют о себе знать обо многих районах мира и в начале ХХI века, в том числе и на территории бывшего СССР.

shkolnie.ru

Разработка урока "Проблемы периодизации истории"

Общая дидактическая цель:

создать условия для

  • Изучения и первичного осмысления блока новой учебной информации о периодизации всемирной истории.

  • Применение системы ЗУН в знакомой, измененной и новой учебной ситуациях .

Триединая дидактическая цель:

Образовательный аспект:

1. Формировать

  • понимание причин, определяющих различные подходы к принципам периодизации всемирной истории;

  • целостные представления об истории человеческого общества.

2. Рассмотреть различные точки зрения в исторической науке на периодизацию всемирной истории .

З. Сравнить расхождения во взглядах на то, что являлось движущей силой мирового развития и что в нем было главным.

4. Выяснить, при каких изменениях в общественном развитии можно говорить о наступлении нового этапа мировой истории.

Развивающий аспект: способствовать формированию и развитию базовых социальных и предметных компетентностей учащихся; развитию способности рассматривать события и явления действительности в движении от прошлого к настоящему и будущему.

  • Коммуникативной: умение работать в групповом режиме; владеть приемами публичных выступлений (монолог), высказывать суждения (свое мнение о проблеме периодизации всемирной истории).

  • Информационной: поиск нужной информации в источниках разного типа (учебник, справочный материал).

  • Технологической: «свертывать» информацию в таблицы и схемы

  • Учебно-исследовательской: давать сравнительную характеристику, определение понятий, решать проблемные задания.

Воспитательный аспект: содействовать развитию кругозора учащихся, активной жизненной позиции.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Форма урока: групповая работа «Вертушка».

Формы организации познавательной деятельности:

Mетоды обучения, применяемые на уроке:

1. По источнику знаний:

  • Словесный (вступительное слово учителя, выступления представителей групп).

  • Наглядный (таблицы, схемы) .

  • Практический (работа с учебником, справочным материалом).

2. В зависимости от особенностей познавательной деятельности учащихся:

В ходе урока используются элементы педтехнологий :

В ходе урока используются педагогические техники:

«Ассоциативный ряд»

Структура урока:

I. Начало урока. Организационный момент.

II.Этап целеполагания и мотивации.

III. Этап организации групповой познавательной деятельности

IV.Этап первичного усвоения блока новой учебной информации (презентация группами результатов своей работы).

V. Этап систематизации 3УН

VI. Этап рефлексии.

VII. Инструктаж выполнения домашнего задания.

Термины и понятия, вводимые и анализируемые на уроке:

Актуализируются:

Вводятся:

Периодизация истории

Первобытность

Древний мир

Средние века

Новое время

Проблема периодизации истории

Формационный подход

Цивилизационный подход

Локальная цивилизация

Новейшее время

Оборудование и наглядность:

  • Дополнительные материалы для работы групп.

  • Наглядный материал для мультимедийной доски:

  • Структурно-логическая схема (шаблон) .

  • Схема «Марксистская концепция истории»

  • Таблица «Этапы развития человечества»

  • Схема «Всеобщая история (периодизация)»

  • Портреты ученых Л.Моргана, Ж.Кондорсе, А.Тойнби, К. Ясперса, К. Маркса

  • Таблица «Периодизация истории Российской империи и общеисторическая периодизация»

  • Таблица «Периодизация курса Отечественной истории»

  • Таблица «Парадигмы исторической науки»

  • Таблица «Цивилизационный подход»

  • Таблица «Формационный подход»

Ход урока

I. Начало урока. Организационный момент (на мультимедийной доске отображен план урока:

1.Проблема периодизации всемирной истории.

2.Этапы развития человечества

3.Периодизация Новейшей истории

II. Этап целеполагания и мотивации.

Слово учителя: Мы живем в непростое время, это время перемен. Обострение тех или иных проблем, которые проявляются в такие переломные моменты истории, побуждает людей вновь обращаться к пройденному пути, переосмысливать его. Заново открывая для себя неразрывное единство прошлого и настоящего, человечество на каждом этапе своего развития стремится обрести через историю уверенность в будущем. Сегодня на уроке мы познакомимся с разными взглядами на периодизацию мировой истории , выясним, чем обусловлены эти различия. Учитель, опираясь на данные таблицы, вкратце останавливается на парадигмах исторической науки, подчеркивая, что более детально с научными взглядами на исторический процесс обучаемые ознакомятся на этом уроке.

Таблица Парадигмы исторической науки 

Название

теории

Авторы, время создания

Критерии

деления

исторического процесса

Основные понятия

и определения

Религиозная

Основателем христианской концепции считается римский церковный

писатель Евсевий Памфил , епископ Кесарии с 311г. Законченное оформление она получила в богословской концепции отца церкви епископа Августина (354-430 гг.), разработанной  в его произведении «О граде божьем».

Божье провиденье

Провиденциализм (от лат. providentia - провидение), религиозное понимание истории как проявления

воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана "спасения" человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формационная

Разработана  в 40-60- х гг. XIX   в.

К. Марксом. Получила развитие в трудах В.И. Ленина

и в трудах советских историков и философов с 1930-х до конца 1980-х гг.

  

Социально-экономические

Общественно-экономическая формация - исторический тип общества, являющийся определенной ступенью поступательного развития человечества, основывающийся на определенном способе производства со своим базисом и надстройкой. (см таблицу №5)

Цивилизационная

Была разработана в конце XIX –  начале XX вв.

Н.Я. Данилевским, О Шпенглером,

А Тойнби 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-культурные

Цивилизация– нет универсального определения цивилизации каждый автор, в зависимости от критериев дает свое определение. Выделяют признаки состоявшихся цивилизаций: продолжительность их существования, охват обширных территорий, распространение на огромное число людей, и их уникальность (самобытность).

 Пассионарная

Л.Н.Гумилев, сформулирована в 1939 г., но увидела свет в 70-х гг. XX в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика развития этноса

Этнос  – это группа имеющая внутреннюю структуру, противопоставляющая себя другим таким же коллективам и обладающая едиными стереотипами поведения. Пассионарность (от passion – страсть) – это высокая целеустремленность отдельных личностей, способных на пути к реальной или иллюзорной цели жертвовать своей жизнью для достижения цели и вести за собой других людей, заражая их своим энтузиазмом.

III. Этап организации групповой познавательной деятельности.

Учитель: «Мы разделимся на 4 группы, каждая из которых получает справочный материал и вопросы к нему. Группы работают с полученными материалами, отвечают на вопросы и готовят выступающих перед классом. По результатам обсуждения вместе заполним сравнительные таблицы «Периодизация всемирной истории» и «Этапы развития человечества»

IV. Этап первичного усвоения блока новой учебной информации.

1.Проблема периодизации всемирной истории. Заполнение таблицы «Периодизация всемирной истории»

Работа по подготовке к заполнению таблицы «Периодизация всемирной истории». Задания группам:

Группа 1( репродуктивный уровень). Широкое признание получил подход, согласно которому основные этапы истории человечества выделяются по принципу смены форм хозяйственной деятельности, развития материальной культуры. Такие идеи высказывали французский философ Жан Кондорсе (1743-1794) и американский историк и этнограф Льюис Морган (1818-1881). Они разграничивали историю на следующие эпохи: дикости (период собирательства, охоты), варварства (преобладание земледелия, скотоводства) и цивилизации (развитие письменности и обработка металла). В основе этой периодизации лежали изменения характера орудий труда. Она получила признание археологов при изучении ранних этапов существования человечества, которые разделяются на каменный, бронзовый и железный века.

Вопросы 1 группе

1. Какой принцип лежит в основе периодизации истории по Л.Моргану и Ж.Кондорсе? ( изменения характера орудий труда)

2.Какие периоды мировой истории выделяются Ж.Кондорсе и Л. Морганом? (период дикости, варварства и цивилизации)

3. Заполните схему «Периодизация истории по Л. Моргану и Ж.Кондорсе »

Группа 2 (репродуктивный уровень)

Сторонники теории мирового цивилизационного развития видят в нем три стадии, разделяемые промежуточными. переходными этапами.

Первая стадия началась примерно в VIII тысячелетии до н.э.

И была обусловлена неолитической революцией, т.е. переходом от собирательства и охоты к земледелию, скотоводству и кустарному производству.

Вторая стадия, начавшаяся в середине ХVII в., ознаменовалась становлением мануфактурного производства, когда сложилась система разделения труда, сделавшая его более производительным, возникли условия для внедрения машин и перехода к индустриальной стадии развития.

Третья стадия началась во второй половине хх в. и была обусловлена формированием нового типа общества (его чаще всего называют «постиндустриальным или информационным»), когда с внедрением компьютеров качественно изменился характер трудовой деятельности, возникла индустрия производства знаний.

Вопросы 2 группе

1. Какой принцип лежит в основе периодизации всемирной истории сторонниками теории мирового цивилизационного развития ? (изменение характера трудовой деятельности)

2.Какие периоды мировой истории ими выделяются? (1 стадия- традиционное общество, 2 стадия- индустриальное общество, 3 стадия- постиндустриальное или информационное общество)

3. Заполните схему «Периодизация истории сторонниками цивилизационного развития»

Группа 3(конструктивный уровень)

Сторонники восприятия истории как смены локальных цивилизаций (античной; греко-византийской, исламской, христианской средневековой Европы и т.д.) измеряют исторические эпохи по продолжительности их существования, которая колеблется от нескольких веков до тысячелетий. А. Тойнби считал, что в мировой истории сменилось тринадцать уникальных самостоятельных цивилизаций (остальные он трактовал как их ответвления).

Немецкий ученый Карл Ясперс (1883-1969), учитывая, что не все локальные цивилизации оставили заметный след в истории, предложил выделить «осевые народы», достижения которых сказались на современном облике мира. Их развитие, по Ясперсу, определяло «осевое время» исторических процессов.

В рамках каждой локальной цивилизации выделялись периоды становления, расцвета и упадка .

Вопросы 3 группе

1. Какой принцип лежит в основе периодизации истории по А.Тойнби и К. Ясперсу? (смена локальных цивилизаций)

2. В чем отличия их точек зрения? (А.Тойнби выделял 30 уникальных самостоятельных цивилизаций, К Ясперс из локальных цивилизаций выделил «осевые народы»,достижения которых сказались на современном облике мира).

3. Составьте схему, иллюстрирующую периодизацию истории по А. Тойнби и К. Ясперсу. (Всемирная история развитие локальных цивилизаций:

(античная греко-византийская исламская христианская средневековая Европа )

Группа 4 (творческий уровень)

Согласно марксистской (формационной) теории, история человечества насчитывает пять основных эпох, каждая .из которых прогрессивнее предыдущей.

Эпоха первобытнообщинного строя характеризовалась крайне низким уровнем развития производительных сил, когда еще не было частной собственности, люди полностью зависели от природы и могли выжить лишь при условии совместного, коллективного труда и потребления. Переход к рабовладельческой формации связывался с совершенствованием орудий труда, появлением возможности производства прибавочного продукта и его единоличного присвоения, возникновением частной собственности. При этом собственнику-рабовладельцу принадлежали не только земля и средства труда, но и сами работники, рабы, которых он воспринимал как «говорящие орудия».

Феодальное общество отличала частичная личная зависимость работников от собственников земли - феодалов. Крестьяне, составлявшие основную массу тружеников, обладали личной собственностью на орудия труда, могли распоряжаться частью произведенного продукта. Это определяло их заинтересованность в повышении производительности труда, которой не было у рабов.

В рамках формации, которую марксизм определял как капиталистическую, работник лично свободен. Однако, не располагая источниками средств к существованию, он вынужден продавать свою способность к труду предпринимателю. Последний присваивает неоплаченную часть произведенного работником прибавочного продукта.

Предполагалось, что с наступлением следующей, коммунистической формации произойдет отмирание частной собственности и замена ее общественной; человек обретет подлинную свободу, будет трудиться исключительно на себя и нужды общества в целом, сам станет хозяином своей жизни.

В рамках каждой исторически протяженной эпохи в марксистской теории выделялись периоды становления, расцвета и упадка соответствующих формаций.

Марксистская концепция истории

Противоборствующие классы

ФО

РМАЦИИ

Этапы развития

П Р О Г Р Е С С

Бесклассовое общество

Коммунистическая

Буржуазия

Пролетариат

Капиталистическая

Феодалы Крестьяне

Феодальная

Рабовладельцы

Рабы

Рабовладельческая

Отсутствие классов

Первобытнообщинный строй

Первобытная общественно-экономическая формация

Рабовладельческая общественно-экономическая формация

Феодальная общественно-экономическая формация

Капиталистическая общественно-экономическая формация

Коммунистическая общественно-экономическая формация

Присваиваю щий тип хозяйства (собирательство, охота), отсутствие частной собственности, эксплуатации классов и государства. Социальное равенство

Частная собственность на средства производства; хозяйство основано на принудительном труде рабов. Основные классы: рабы и рабовладельцы. Основная функция государства- подавление сопротивления эксплуатируемых классов-рабов

Частная собственность на средства производства, натуральное мелкотоварное производство, основанное на эксплуатации феодалами экономически и юридически зависимых крестьян. Основные классы: феодалы, крепостные крестьяне. Основная функция государства- подавление сопротивления эксплуатируемых классов

Капиталистический способ производства, основанный на господстве товарно-денежных отношений и промышленного производства, при котором владельцы средств производства эксплуатируют наемных рабочих. Основные классы: буржуазия, пролетариат, крестьянство. Основная функция государства – подавление сопротивления эксплуатируемых классов

Общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуататорских классов, государства.

Вопросы 4 группе

1. Какой принцип лежит в основе марксистской периодизации истории? (отношения собственности, способ производства, противоборствующие классы)

2. Какие периоды мировой истории выделяются марксистами? ( 5 ОЭФ – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую)

Выступления представителей групп. Совместное заполнение таблицы «Периодизация всемирной истории».

№№ п/п

Кто является основоположником изучаемого типа периодизации истории

Что лежит в основе периодизации

Какие периоды истории выделяются

Вопросы к таблице: 1. Как вы думаете, почему в среде историков не сложилось однозначного мнения о принципах периодизации истории? (историки рассматривают исторический процесс с разных точек зрения)

2.Можно ли выделить такие критерии, при помощи которых была бы возможна единая периодизации всемирной истории? ( таких универсальных критериев не существует)

3.Какой вывод можно сделать о необходимости различных подходов к периодизации истории? (наличие различных подходов к периодизации всемирной истории дает возможность более точно осмыслить историю )

2.Этапы развития человечества.

Слово учителя: Границы между эпохами и составляющими их 'периодами, как правило, определялись по крупным, масштабным историческим событиям, оказавшим большое влияние на жизнь народов. На первый взгляд может показаться, что сторонники различных подходов к истории должны коренным образом расходиться в ее периодизации, но в действительности этого не происходит. Споры возникают лишь по отдельным вопросам. Дело в том, что время перемен можно называть по-разному - сменой формации, крушением локальной цивилизации, наступлением новой фазы развития. Суть же описываемых событий от этого не меняется.

Каждый новый период исторического развития; как правило, подразумевает смену форм хозяйственной деятельности, 'отношений собственности и сопряжен с политическими потрясениями, глубокими переменами в духовной культуре.

Мировое развитие -это процесс постоянных изменений во всех сферах жизни обществ, государств, в их отношениях, во взаимодействии народов с природной средой их обитания. Когда эти изменения сказываются на облике если не всего мира, то жизни большинства человечества, правомерно говорить о наступлении нового этапа всемирной истории. Иногда он бывает связан с совершенно очевидными, непосредственно затрагивающими многие народы событиями. В других случаях переход к новому этапу оказывается растянут во времени. Тогда за рубежную может быть принята некая условная дата.

Следует помнить, что любая периодизация, если речь идет об истории человечества в целом, в известной мере условна. Переход к новой эпохе - это не одномоментный акт, а процесс, растянутый во времени и пространстве. Кризис и упадок общества могут сочетаться с формированием в его недрах ростков новой цивилизации. Изменения происходят разновременно. Именно так шло становление промышленной цивилизации Нового времени. Например, в середине XIX в. одни страны уже пережили промышленный переворот, другие еще только вышли за рамки сословного строя и мануфактурного производства, в третьих причудливым образом сочетались элементы старого и нового строя.

Работа в группах с материалом учебника. Заполнение таблицы «Этапы развития человечества». Подготовка ответа на вопрос, какие основные изменения подготовили переход от одного этапа развития человечества к другому.

Учитель: Сейчас вы, работая в своих группах с материалом учебника, подготовите материал для заполнения таблицы «Этапы развития человечества». Для этого, применив знания истории Древнего мира, Средних веков и Нового времени, дайте ответ на вопрос, какие основные изменения подготовили переход от одного этапа развития человечества к другому. Анализируем следующие фрагменты учебника :

1 группа от периода первобытности к Древнему миру (стр 30 учебника)

2 группа от цивилизаций Древнего мира к Средневековью (стр 30-31 учебника)

3 группа от средневековья к Новому времени( стр 31-32)

4 группа от Нового к Новейшему времени.(стр 32-33)

Выступления представителей групп. Ответ на вопрос, какие основные изменения подготовили переход от одного этапа развития человечества к другому. Совместное заполнение таблицы «Этапы развития человечества»

Периодизация

Хронология

Краткое содержание периода

Первобытность

Древний мир

Средние века

Новое время

Новейшая история

3. Периодизация Новейшей истории

Слово учителя. Для того чтобы иметь полное представление об этапах становления нашего современного мира мы должны понять, что происходило в мире в 20 веке. Без этого мы не можем в дальнейшем осознать куда идет человечество, какие проблемы могут ожидать нас в скором будущем и в более отдаленное от нас время. Основные ответы на эти вопросы мы можем получить, изучив период истории, который называется Новейшее время. В следующем году мы начнем подробно изучать этот период истории. А сегодня мы должны ответить на вопросы: Почему периодизация Новейшего времени относится к числу спорных проблем. Какие перемены в мировом общественном развитии можно связывать с наступлением нового этапа?

Самостоятельная работа групп с учебником при подготовке к ответу на поставленные учителем вопросы

V . Этап закрепления системы ЗУН

Учитель: Заканчивая урок и подводя итоги я хотела бы, чтобы вы вспомнили :

1.Какие подходы к периодизации всемирной истории существовали в исторической науке?

2. Почему любая периодизация исторического процесса условна. При каких изменениях в общественном развитии правомерно говорить о наступлении нового этапа мировой истории? ( ответы каждой группы обобщаются учителем после окончания обсуждения)

VI . Этап рефлексии.( Фронтальная работа с классом).

1.Учитель: На мультимедийной доске демонстрируется таблицы и к каждой дается задание, внимательно ознакомьтесь с таблицами и ответьте на поставленный вопрос

1 Таблица «Периодизация истории Российской истории и общеисторическая периодизация мировой истории»

Европа

Россия

Первобытнообщинный строй

Первобытное общество появилось порядка 40 тыс. лет назад с появлением человека разумного и образованием родовых общин и существовало до образования первых городов-государств в конце VI тысячелетия до н.э. в Междуречье (Азия). Дописьменный тип культуры.

Первобытнообщинный строй

(40 тыс. до н.э. – конец IV тыс. до  н. э.)

Нет сведений о существовании славянских племен в этот период.

  

 

Древний мир

(Конец IV тыс. до н.э. – конец V в. н.э)

От возникновения первых городов-государств в Месопотамии до падения Западной Римской империи (476 г).

Рабовладельческий строй. Форма правления: восточная деспотия, империя, республика.

Появление письменного типа культуры.

Древний мир.

II тыс. до н.э. славянские племена выделяются из индоевропейской языковой семьи и к V в. н.э. начинается  расселение славян по Днепру.

Первобытнообщинный строй  

 

Средние века

V в. н.э. – сер. XVII в.

Феодальный строй. Преобладающая форма правления в Европе  –монархия (все типы).

Религиозный характер культуры.

 

 

 

 

Средние века

V в. н.э. – IX в. н.э. – разложение первобытнообщинного строя, военная демократия., складывание предпосылок образования государства у восточных славян

IX н.э. –  XVII в. Феодальный строй. Формы правления: монархия (все типы),боярская республика.

Религиозный характер культуры.

Новое время

(Сер. XVII – нач. XX в.)

Распространение капиталистических отношений отношений. Промышленные революции, формирование индустриальных обществ. 

Разнообразные формы правления (монархия, ограниченная  монархия,республика).

Светская культура.

 

 

 

 

 

 

Новое время

(Сер. XVII – нач. XX в.)

Господство феодально-крепостнических отношений до сер. XIX века. Зарождение капиталистических отношений,  их бурное развитие в промышленности после отмены крепостного права в 1861 г.  Промышленный переворот. Сохранение феодальных пережитков.

Формы правления: абсолютная монархия,  Думская монархия (1906-1917).

Зарождение и утверждение светских начал в  культуре, раскол культуры на дворянскую  и народную в первой четверти XVIII века.  

Новейшее время

(Нач. XX в –  нач. XXI в.)

Многообразие путей развития экономики, политики и культуры, формирование информационного общества.

 

 

 

 

 

 

 

Новейшее время

(Нач. XX в –  нач. XXI в )

Попытка построения социалистического общества, оформление советской республики.

Господство «социалистической культуры».

Распад СССР (1991 г.).

Возврат к рыночным отношениям, утверждение многопартийности, оформление президентской республики.

Распространение западных тенденций в культуре. 

Вопрос к таблице, чем можно объяснить несходство хронологических рамок одинаковой периодизации истории России и истории Западной Европы.

2 Таблица. __________________ подход

Автор

Определение цивилизации

Г. Морган

_____________– это определенная стадия развития общества следующая за дикостью и варварством

Н.Я. Данилевский

_____________– это история развития независимого, локального и уникального культурно-исторического типа

О. Шпенглер

_____________– это закат (ниспадающая фаза) развития взаимопроницаемых и индивидуальных культур, характеризуется «закостенением », расцветом техники, городов-мегаполисов, появлением массовой, технологически ориентированной культуры.

А.Тойнби

____________– это замкнутое локальное состояние общества, отличающиеся особенностью культурных, религиозных и географических признаков.

Задание Вставьте недостающее слово в таблице и назовите подход к периодизации истории

3 Таблица. Периодизация курса отечественной истории

Название периода

Хронологические рамки

Характеристика

Древнерусское государство 

 

Вторая половина Х - первая треть ХII в.

 

 

Период возникновения, складывания и развития единого государства у восточных славян в форме раннефеодальной монархии

Русские земли в период политической раздробленности и монголо-татарского нашествия

 

 

 

 

 

 

 

Вторая половина ХII в.- середина XIII в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Период существования самостоятельных уделов на Руси с разнообразными формами политического устройства от феодальной монархии до феодальной республики .

Установление ордынского ига над северо-восточными и северо-западными русскими землями; вхождение юго-западных земель в состав Великого княжества Литовского и Русского.

Образование и развитие Московского государства 

 

XIV - XV II вв.

 

 

 

Период образования Московского централизованного государства и сословно-представительной монархии

Российская империя  

 

XVIII - начало ХХ вв.

 

Период существования абсолютной монархии.

Российская империя периода перехода к ограниченной монархии

1906-1917 гг.

 

 

Оформление в России ограниченной (Думской) монархии 

Россия

в период буржуазно-демократической республики

Февраль-октябрь 1917 г.

 

 

 

Свержение самодержавия, установление республиканской формы правления

 

Формирование и  существование советского государства.

1918-1991 гг.

 

1) 1918–до конца 20-х гг.

 

 

 

1) Создание новой государственной системы (государство диктатуры пролетариата). Оформление федеративного союзного государства. 

2) 1930- сер. 50-х гг.

 

 

 

2) Установление тоталитарного государства, сращивание государственного и партийного аппаратов.

3) сер. 50-х – сер. 80-х гг.

 

 

 

 

3) Ослабление контроля над обществом. Сохранение  главенствующей роли КПСС в государстве.

4) 1985-1991 гг.

 

 

 

 

4) Попытка реформирования советской системы в рамках социалистического строя. Формирование многопартийного парламента.

Формирование

Российской Федерации

1991-2005 гг.

 

 

Оформление президентской республики, основанной на принципе разделения властей.

   Вопрос к таблице : Какой принцип положен в основу периодизации курса Отечественной истории.

2. Учитель: Назовите по цепочке слова-ассоциации, возникающие при упоминании понятия Новейшее время

3. Учитель:. Ответьте на вопросы

Что вы знаете о 20 веке? Чтоб бы вы хотели еще узнать о нем?

VII. Инструктаж выполнения домашнего задания

Домашнее задание . Назвать подходы к периодизации истории, дать их краткое описание (репродуктивный уровень)

Подготовить сообщения о мыслителях, предлагавших собственные теории исторического развития , и их взглядах (конструктивный уровень).

Составить для одноклассников текст с ошибками по содержанию урока (творческий уровень)

infourok.ru

Периодизация античной философии | Мудрый Философ

 Особенности античной философии

Античный полис

Античный полис

Развитие античной философии – важнейший этап исторической динамики предмета философского познания. В рамках античной философии выделены онтология и метафизика, гносеология и логика, антропология и психология, философия истории и эстетика, моральная и политическая философии.

Античная философия (сперва греческая, а затем римская) охватывают более чем тысячелетний период с VI в. до н. э. по VI в н. э. Зародилась античная философия в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и содержанием, методами и целью отличалась от восточных способов философствования, мифологического объяснения мира, характерного ранней античной культуре. Формирование философского взгляда на мир подготавливалось древнегреческой литературой, культурой (произведениями Гомера, Гесиода, гномических поэтов), где ставились вопросы о месте и роли человека в универсуме, формировались навыки установления мотивов (причин) действий, а художественные образы структурировались соответственно чувствам гармонии, пропорции и меры.

Ранняя греческая философия использует фантастические образы и метафорический язык мифологии. Но если для мифа образ мира и реальный мир ничем не отличались, то философия формулирует своей основной целью стремление к истине, чистое и бескорыстное желание приблизится к ней. Владение полной истиной, по античной традиции, считалось возможным только богами. Человек не мог слиться с «софией», поскольку смертен, конечен и ограничен в познании. Поэтому человеку доступно только безудержное стремление к истине, которое никогда не завершалось полностью, активное, деятельное, страстное желание истины, любовь к мудрости, что выражает само понятие «философия». Бытие ассоциировалось с многочисленностью постоянно меняющихся стихий, а сознание – с ограниченным числом понятий, которые сдерживали хаотическое проявление стихий.

Поиск первоосновы мира в изменяемом кругообороте явлений – основная познавательная цель древнегреческой философии. Поэтому античную философию можно понять как учение о «первоначалах и причинах». По своему методу такой исторический тип философии стремится рационально объяснить бытие, реальность как целостность. Для античной философии значительными являются разумные доказательства, логическая аргументация, риторико-дедуктивная рациональность, логос. Переход «от мифа к логосу» создал известный вектор развития и духовной культуры, и цивилизации Европы.

Основные этапы развития античной философии

В развитии античной философии выделяют четыре основных этапа (подробное деление философских школ вы можете увидеть в таблице ниже).

Далее кратко рассмотрим каждый период.

Первый этап – 6-5 вв. до н. э. «досократовский». Философы, жившие до Сократа, так и называются – досократики. К ним принадлежат мудрецы из Милета (Милетская школа – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит из Эфеса, Элейская школа (Парменид, Зенон), Пифагор и пифагорейцы, атомисты (Левкипп и Демокрит). Натурфилософы занимаются проблемой архэ (греч. arhe – начало) – единой основы мироздания (старшие физики) и проблемами интегрального единства множественных миров (младшие физики).

Центральным предметом познания в древнегреческой натурфилософии выступает космос, а основной формой философского учения – космологические модели. Центральный вопрос онтологии – вопрос о сущности и устройстве мира – высвечивается в ракурсе вопроса о его происхождении.

Второй этап – приблизительно середина 5 – конец 4 веков до н. э. – классический. Становление классической философии знаменует собой радикальный поворот к логико-гносеологической, социально-политической, нравственно-этической и антропологической проблематике. Этот поворот связан с софистической традицией и с фигурой Сократа. В рамках зрелой классики вырабатываются совершенные образцы системных абстрактно-теоретических и философских концепций, задающий канон западноевропейской философской традиции (Платон и Аристотель).

Третий этап – конец 4-2 вв. до н. э. обычно называют эллинистическим. В отличие от предыдущего, связанного с возникновением значительных, глубоких по содержанию и универсальных по тематике философских систем, формируются разнообразные эклектические конкурирующие философские школы: перипатетики, академическая философия (Платоновская академия, стоическая и эпикурейская школы, скептицизм). Все школы объединяет одна особенность: переход от комментирования учения Платона и Аристотеля до формирования проблем этики, морализаторской откровенности в эпоху упадка эллинистической культуры. Тогда популярным становится творчество Теофраста, Карнеада, Эпикура, Пиррона и др.

Четвертый этап – 1 в. до н. э. – 5-6 вв. на. э. – период, когда решающую роль в античности стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой, особенно эллинистической. В римской философии выделяются три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар). В 3-5 вв. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, известным представителем которого является философ Плотин. Неоплатонизм значительно повлиял не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию.

Использованная литература:

1. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, — Современный литератор, 2001. – 1312 с.

2. Історія філософії: Підручник для вищої школи. — Х. : Прапор, 2003. — 768 с.

Читайте также:1. Отличия Античной философии от философии Древнего Востока2. Древнегреческая философия. Общая характеристика  

www.mudriyfilosof.ru

Политическая карта мира: этапы формирования (таблица)

Политическую карту мира можно рассматривать в двух аспектах. Первый - это простое издание на бумаге, которое отображает, как устроен мир с точки зрения расстановки политических сил. Второй аспект рассматривает это понятие с более широкой стороны, как источник информации о формировании государств, их строение и расскол, о перестановке сил в политическом мире, о преимуществе и влиянии больших и могущественных государств на экономику мира. Прошлое дает нам картину будущего, поэтому так важно знать этапы формирования политической карты мира.

Общая информация

Любое государство имеет свой жизненный цикл. Он представляет собой кривую, похожую на горб. В начале своего пути страна строится и развивается. Затем наступает пик развития, когда все счастливы и все вроде бы хорошо. Но рано или позно, государство теряет свою силу и мощь и начинает постепенно разваливаться. Так всегда было, есть и будет. Именно поэтому на протяжении веков мы наблюдаем постепенное вознесение и угасание великих империй, сверхдержав и огромных колониальных монополий. Рассмотрим основные этапы формирования политической карты мира. Таблица представлена на рисунке: политическая карта мира этапы формирования

Как вы видите, многие историки выделяют именно пять этапов современной истории. В различных источниках можно встретить всего 4 основных. Такая дилема возникла уже давно, поскольку можно по-разному трактовать этапы формирования политической карты мира. Таблица основных разделов, предложенная нами, содержит наиболее достоверную информацию на сегодняшний день.

Древний период

В древнем мире на арену главных событий выходят первые великие государства. Вы все наверняка помните их из истории. Это славный Древний Египет, мощная Греция и непобедимая Римская Империя. Одновременно с ними существовали и менее значимые, но тоже довольно развитые государства в Средней и Восточной Азии. Их исторический период заканчивается в 5 веке нашей эры. Принято считать, что именно в это время уходит в прошлое рабовладельческий строй. этапы формирования политической карты мира таблица

Средневековый период

В нашем сознании за время от 5 до 15 веков произошло очень много изменений, которые одним предложением не охватить. Если бы историки того времени знали, что такое политическая карта мира, этапы формирования ее были бы уже тогда разделены на отдельные части. Ведь вспомните, за это время родилось христианство, зародилась и распалась Киевская Русь, начинает возникать Московское государство. В Европе набирают силу большие феодальные государства. Прежде всего это Испания и Португалия, которые наперебой один за другим совершают новые географические открытия.  новейший этап формирования политической карты мира

В то же время постоянно изменяется политическая карта мира. Этапы формирования того времени изменят дальнейшую судьбу многих государств. Еще несколько столетий просуществует могущественная Османская империя, которая захватит государства Европы, Азии и Африки. современный этап формирования политической карты мира

Новый период

С конца 15 – начала 16 веков начинается новая страница на политической арене. Это было время начала первых капиталистических отношений. Века, когда в мире начинают зарождаться огромные колониальные империи, покорившие весь мир. Часто меняется и переделывается политическая карта мира. Этапы формирования постоянно сменяют друг друга.

Постепенно Испания и Португалия теряют свою мощь. За счет грабежа других стран уже невозможно выжить, ведь более развитые государства переходят на совершенно новый уровень производства продукции – мануфактурный. Это дало толчок в развитии таких держав, как Англия, Франция, Нидерланды, Германия. После гражданской войны в Америке к ним присоединяется новый и очень крупный игрок – Соединенные Штаты Америки.

Особенно часто менялась на рубеже 19-20 веков политическая карта мира. Этапы формирования в тот период зависели от исхода успешных военных кампаний. Так, если еще в 1876 году Европейскими странами было захвачено лишь 10 % территории Африки, то всего лишь за 30 лет им удалось покорить уже 90 % всей территории жаркого континента. В новый 20 век весь мир вступил уже практически поделенный между сверхдержавами. Они управляли экономикой и властвовали единолично. Дальнейший передел был неминуем без войны. Так заканчивается новый период и начинается новейший этап формирования политической карты мира. основные этапы формирования политической карты мира

Новейший этап

Передел мира после Первой мировой войны внес огромные коррективы в мировом сообществе. Прежде всего исчезли четыре могущественные империи. Это Великобритания, Османская Империя, Российская Империя и Германия. На их месте образовалось множество новых государств.

Одновременно с этим появляются новое течение – социализм. И на карте мира возникает огромное государство – Союз Советских Социалистических Республик. В то же время укрепляются такие державы, как Франция, Великобритания, Бельгия и Япония. Им были переданы некоторые земли бывших колоний. Но такой передел многих не устраивает, и мир снова оказывается на пороге войны.

На этом этапе некоторые историки продолжают писать о новейшем периоде, но сейчас принято считать, что с окончанием Второй мировой войны начинается современный этап формирования политической карты мира. этапы формирования политической карты мира

Современный этап

Вторая мировая война обрисовала нам те границы, большинство из которых мы видим и сегодня. Прежде всего это касается государств Европы. Самый большой результат война принесла тем, что полностью распались и исчезли колониальные империи. Возникли новые независимые государства в Южной Америке, Океании, Африке, Азии.

Но еще продолжает существовать самая большая страна в мире – СССР. С ее распадом в 1991 году появляется еще один важный этап. Многие историки выделяют его как подраздел современного периода. Ведь в Евразии после 1991 года образовалось 17 новых независимых государств. Многие из них решили продолжить свое существование в границах Российской Федерации. Например, Чечня долго отстаивала свои интересы, пока в результате военных действий не победила власть могущественной страны.

В то же время продолжаются изменения на Ближнем Востоке. Там происходит объединение некоторых арабских государств. В Европе возникает единая Германия и распадается Союз ФРЮ, в результате чего появляются Босния и Герцеговина, Македония, Хорватия, Сербия и Черногория. карта мира

Продолжение истории

Мы представили лишь основные этапы формирования политической карты мира. Но история на этом не заканчивается. Как показывают события последних лет, скоро придется выделять новый период или перерисовывать карты. Ведь посудите сами: еще два года назад Крым относился к территории Украины, а теперь нужно полностью переделывать все атласы, чтобы изменить его подданство. А еще проблемный Израиль, тонущий в боях, Египет на пороге войны и передела власти, несмолкающая Сирия, которую вообще могут стереть с лица Земли могущественные сверхдержавы. Все это наша современная история.

fb.ru