Охота в древнем мире. Роль охоты в жизни правителей древнего мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Охота, рыбная ловля и собирательство. Охота в древнем мире


Охота в средневековье | Украинский Сервер Охотника

В Средневековье во всей Западной Европе люди охотились на диких животных. В то время как дичь была порой источником еды, она редко бывала основным источником питания. В охоту вовлекались все классы общества, но в раннем Средневековье необходимость охоты трансформировалась в стилизованное развлечение для аристократии. Даже более чем просто увлечение: охота была важной ареной для социального взаимодействия, важной частью подготовки к войне, а также – привилегией и показателем знатности.

Так же как и в геральдике, условности и лексикон охоты изначально были французскими по происхождению, перейдя через законы римского права о собственности франкских королей.

Существует богатая антология средневековой поэзии и литературы, учебников по искусству церемониала охоты – все это было большей частью разработано в 14-15 вв. и являлось частью лексикона аристократии.

История

Священная и стилизованная охота как развлечение проводилась еще со времен охоты ассирийских королей на львов с колесниц, которые таким образом демонстрировали свою королевскую сущность. В римском праве право на собственность давала право на охоту; эта концепция продолжала существовать при франкских Меровингах и династии Каролингов, которые считали все королевство своей собственностью. Они также управляли огромными королевскими владениями – как охотничьими заповедниками (лесами). Биография дворянина эпохи Меровингов, Сен-Губера (ум. около 727/728) рассказывает о том, как охота могла стать одержимостью. Король династии Каролингов, Шарлемань, любил охотиться до самой своей смерти – в возрасте 72 лет.

После развала империи Каролингов, местные вельможи боролись за поддержку и монополизацию угодий и охоты на крупную дичь в лесных заповедниках, и на малую дичь – в заповедниках для мелкой дичи. Наиболее они преуспели в этом в Англии - после норманнского завоевания, и в Гаскони, начиная с 12 в. Это были огромные лесные заповедники – королевские леса; здесь егеря удерживали и охраняли целые популяции дичи. Селяне не могли здесь охотиться, а браконьерство подлежало суровому наказанию. Несправедливость таких огороженных заповедников была частой причиной жалоб в популярной народной литературе. Низшим классам общества приходилось в основном питаться с помощью ловушек на птиц и мелкую дичь за пределами лесных заповедников и садков.

К 16-му столетию существовало 3 вида земель, отведенных для размножения дичи и охоты на нее. Классификация основывалась на степени отгорожения и подпаданию по Лесные законы: леса, большие неогороженные пространства дикой местности, охотничьи угодья – которые обычно принадлежали знати, а не королю, - и парки, которые не подпадали под Лесные законы.

В средневековой охоте нас поражает приверженность к терминологии. Все аспекты охоты – каждое животное, на которое охотятся, на каждом году своего развития, каждая часть тела, каждая стадия охоты, каждая особенность поведения гончих собак – все это имело свой отдельный термин. Знание терминов охоты было одним из достоинств рыцаря.

В средневековых книгах по охоте сильно акцентируется то, как важна правильная терминология. Эта традиция продолжала существовать и в период эподи Возрождения.

Введение «справедливых условий» охоты приписывают Мэлори и другому рыцарю короля Артура - сэру Тристраму. Последний рассматривается и как образец знатного охотника и как создателя ритуала охоты:

«Когда его (сэра Тристрама) сила и власть возросла, он усердно занялся охотой и соколиной охотой –  и преуспел в этом, как никто другой». Как говорится в книге далее, он придумал фанфары для псовой охоты, для всех хищников и видов дичи, и все те термины, что существуют до сих пор в соколиной и обычной охоте. Поэтому книга хищников и дичи называется Книгой сэра Тристрама. «И любой джентльмен носящий герб должен почитать сэра Тристрама за прекрасные термины, используемые джентльменами до Судного дня; ибо с их помощью все уважаемые люди могут отличить благородного человека от поселянина, и селянина от холопа».

Снаряжение

Оружие для охоты было обычно тем же, что и на войне: лук со стрелами или арбалет, пика или копье, и меч. Малый и большой лук были самым распространенным оружием; арбалет был введен в действие во время первого Крестового похода (1100 г.), но в целом для охоты не использовались до второй половины 15 ст. Дубина (палица) использовалась для добивания мелкой дичи, в частности женщинами, которые присоединялись к охоте; также использовались рогатины. После введения ручного огнестрельного оружия в 16 ст. традиционная средневековая охота значительно изменилась.

Охотнику такде требовался рог для обмена сигналами с другими охотниками. Кроме того, охотник зависел от помощи некоторых домашних животных. В частности, три животных являлись обязательными для средневекового охотника: лошадь, гончая собака и сокол (или ястреб).

Лошадь

Лошадь была наиболее важным животным средневекового хозяйства. Конюшни, также называемые «маршальси», располагались отдельно от остального хозяйства, а главный управляющий конюшен – обер-церемониймейстер или маршал – был одним из старших служащих в имении. Маршал имел пажей и конюхов, которые под его начальством ухаживали за лошадьми.

Большое хозяйство имело и большой отряд лошадей для разных целей. здесь были ломовые и вьючные лошади для ежедневной работы по хозяйству, верховые лошади и иноходцы для перевозки людей; а также боевые лошади - сильное и дорогостоящее животное. В эпоху позднего Средневековья цены на таких лошадей доходили до80 фунтов. Даже при наличии необходимых качеств, боевые лошади не использовались для охоты из-за своей стоимости. Вместо них использовались быстроходные лошади – бегунки. Такие лошади, хотя они и были ниже достоинством, чем боевой конь и намного меньше современных лошадей, все же должны были быть достаточно сильными, чтобы нести всадника на высокой скорости на большие расстояния. Они должны были быть достаточно быстрыми – для маневрирования на трудной местности, и бесстрашными – чтобы не пугаться при встрече с дикими зверями.

Гончие собаки

Различные породы собак в Средневековье

Собаки были обязательными по нескольким причинам. Хороший нюх – неоценимое качество при поиске дичи. Далее собака помогала при загоне зверя и наконец, загнанный зверь или атаковался собакой или же отвлекал дичь от охотника, который заходил чтобы добить дичь. Различные породы использовались с разной целью, для разной дичи. И, в то время как некоторые породы мы можем узнать и сегодня, все же в то время собаки несколько отличались от современных пород.

Главной среди охотничьих пород была борзая. Эта порода ценилась, прежде всего, за скорость, а также – за способность атаковать и сбивать дичь. Поскольку гончая не обладала высокой выносливостью, необходимым условием было не выпускать ее до появления дичи в поле зрения под конец охоты. Далее, борзые, будучи агрессивными охотниками, в домашних условиях ценились за восприимчивость к дрессировке и зачастую запускались в дом как домашние любимцы.

Порода алан была несколько сильнее, чем борзая. Поэтому собак этой породы использовали против более крупной дичи, например, медведя и кабана. Аланы считались безрассудной породой. Известно, что они нападали на домашних животных и даже на хозяина. Мастиффы - еще более сильная порода, и, хотя их использовали для более крупной дичи, эта порода считалась охранной.

Но всем этим породам не хватало способности преследовать дичь по запаху и сбивать ее с ног. Для этого использовались беговые гончие. Они были немного схожи с современной породой фоксхаундов. Эта порода собак обладала отличной выносливостью и хорошим чутьем. Также хорошими навыками выслеживания по запаху обладали легавые, предшественники современных собак бладхаунд (ищеек). Их выпускали на длинном поводке до начал охоты, для выслеживания места залегания дичи. Поэтому было важно, чтобы эти собаки, кроме обладания хорошим чутьем, вели себя тихо. Это достигалось с помощью сочетания улучшения породы и дрессировки. Также для охоты использовали собак породы кеннит (охотничья собака небольших размеров), терьеров, херриер и спаниель.

Охотничьих собак держали на псарне, которая находилась внутри основного жилого здания или отдельно. здесь у собак были дубовые настилы для спанья и зачастую - второй ярус. Собаки переходили на него, когда внизу становилось слишком холодно или жарко. Снаружи псарни была высажена трава, - собаки ели траву при проблемах с пищеварением. Для ухода за собаками существовала целая структура слуг – пажи, помощники, ловчие. Низшую ступень в этой иерархии занимали пажи, зачастую это были молодые мальчики. Пажи часто спали в псарне вместе с собаками, удерживая их от драк и ухаживая за ними во время болезней. По нынешним меркам это может показаться грубым, но в Средневековье теплое помещение для собак часто могло оказаться намного удобнее, чем спальное помещение для других слуг.

Сокол

По средневековой терминологии, существуют соколы парящего полета и соколы ручные, что, грубо говоря, соответствует соколу и ястребу. Предпочтение отдавали самкам ястреба, так как они были и крупнее самцов и легче поддавались тренировке. Ястребов отлавливали по всей Европе, но наиболее пригодными для охоты считальсь птицы из Норвегии и Исландии.

Дрессировка ястреба была трудоемкокй работой. Сперва необходимо было завязать глаза соколу, зашить их – чтобы птица не боялась и не отвлекалась. Дрессировщик далее выносил сокола на руке несколько дней, чтбы приучить к присутствию человека. Затем постепенно птице открывали глаза, и начиналась дрессировка. Птицу побуждали к полету от насеста к руке сокольничего, постепенно увеличивая расстояние. Сначалу такая игра поощрялась мясом, затем – приманкой. Постепенно доходили до живой жертвы. Такой добычей могла быть цапля, которой ламали ноги, для облегчения охоты.

Соколы размещались в клетках, которые в большинстве среденевековых имений располагались в отдельном здании на определенном расстоянии от основного жилья. Это делалось для того, чтобы не тревожить птиц. Помещения для птиц были довольно продуманными сооружениями. В стенах были окна, а пол содержали в чистоте, чтобы отбирать отрыжку птиц для анализа.

Среди различных видов использовались следующие подвиды: ястребы, соколы-тетеревятники, соколы-перепелятники, соколы, кречеты, чеглоки, средиземноморские ланнеры, кречеты-дербники, сапсаны, фальконеты, птица для дичи.

Более всего охотились на крупных млекопитающих. Разные животные ценились за разные качества, как при самой охоте, так и за их мясо или шкуру.

Охота на оленя

Самцы оленей

Олень считался королем всех диких животных, а точнее - взрослые самцы оленя благородного. Классификация самцов благородного оленя производилась по количеству отростков оленьих рогов. Для того, чтобы животное считалось достойным охоты, оно должно было иметь минимум 10 отростков. Таких оленей называли самцы-десятники. На оленя могли охотиться двумя различными способами: par force (="в силу обстоятельств") – то есть «силой». Отсюда происходит выражение par force de chiens – «с помощью собак». Второй способ – «луком и лошадью».

Охота par force считалась наиболее благородной формой охоты. В процессе охоты дичь загоняли и выматывали, перед тем как прикончить ее. Охота par force состояла из 8 этапов: поиск, сбор, эстафета, движение или же раскрытие, преследование, загон, разделка туши и бросание собакам части добычи.

Поиск. перед началом охоты егерь, в сопровождении ищейки, выискивал добычу. С помощью следов, обломанных веток и помета он старался определить место залегания оленя как можно точнее. В идеале он практичеки видел дичь.

Сбор. Далее, в день охоты отряд охотников собирался пораньше, анализировал информацию егеря и помет оленя. Принималось решение относительно оптимального проведения охоты. Такое собрание имело определенную социальную функцию, подавали завтрак.

Эстафета. После прогнозирования пути оленя, вдоль этого пути расставлялись собаки. Таким образом, собаки сохранялись в свежем состоянии до появления оленя.

Движение (раскрытие). Также называлось нахождение. Использовалась ищейка для выслеживания оленя.

Преследование. Собственно сама охота. Здесь обязательно было удерживать собак по следу выбранной дичи.

Загон. Когда олень уже не мог бежать далее, он оборачивался и оборонялся. Такая ситуация называлась «загнанный зверь». Теперь необходимо было удерживать собак от нападения. Наиболее успешный охотник забивал животное, мечом или копьем.

Разделка туши. Наконец проводили разделывание оленя. Это делалось тщательно и походило на некий ритуал.

Награждение собак чатью добычи. Наконец, собак следовало наградить кусками туши. Таким образом, у собак закреплялась ассоциация вознаграждения усилий.

Охота «луком и лошадью» была не такой престижной, но могла быть даже более результативной. Дичь, зачастую целое стадо, загонялась собаками до заранее определенного места. Здесь стояли лучники, готовые завалить животных. Наиболее утонченная форма охоты – и также наиболее продуктивная по сравнению с затраченными усилиями, была описана немецким рыцарем Гиценнасом. В этом случае отряд из 2-3 человек пешком, продвигался медленно и тихо, частично скрываясь от лошадей (дословно «крадущиеся лошади» - поскольку олени относительно не потревожены четвероногими). Таким образом, оленя без ненужной тревоги склоняли к продвижению до цепи замаскированнхы лучников. Здесь требовалось терпение, низкое расположение и глубокое понимание психологии животного.

Олень ценился высоко среди животных и имел большое символическое и мифологическое значение. его часто сравнивали с Христом - за страдания. существует широко известная история, о том, как св. Юстас был обращен в христианство, после того, как увидел распятие между рогами самца оленя-пятилетки. в других историях рассказывается о том, как олень доживал до возраста в несколько сотен лет, и как кость в середине его сердца не давала ему умереть от страха.

Кабан

В отличие от римлян,  которые считали охоту на кабана (вепря) просто развлечением, охота на кабана в Средневековой Европе в основном проводилась знатными вельможами, с целью оттачивания военного искусства. Среди знати считалось традицией спешиваться после того, как кабана загнали, и приканчивать его кинжалом. Чтобы усложнить задачу, некоторые охотники проводили свое состязание в период спаривания, когда животные были более аггресивными. В хрониках говорится, что дикий кабан водился в изобилии в средневековой Европе. Эти сведения соответствуют документам из семейных архивов знати и духовенства. Представители этих сословий требовали дань с простых людей в виде туш кабана или частей туши. Так, в 1015 году, дож Оттон Орсеоло потребовал для себя и своих наследников голову и ноги с каждого кабана убитого в его владениях. Охота на кабана была весьма опасным занятием. Животное яростно боролось, когда на него нападали и с легкостью могло убить собаку, лошадь или человека. На кабана охотились par force, и когда зверь был загнан, собака типа мастиффа могла безрассудно напасть на него; в идеале же кабан должен был быть заколот всадником с копьем. Кабан считался злобным животным, и даже некоторым образом асссоциировался с дьяволом.

Волк

На волка охотились главным образом ради шкуры, для защиты домашнего скота, и в некоторых редких случаях – для защиты людей. Шкура волка – это единственная польза, которую можно было получить. Обычно ее выделывали для плащей или рукавиц – хоть и с некоторыми колебаниями, так как волк имел мерзкий запах. Не существовало в целом никаких ограничений или штрафов для гражданского населения за охоту на волка, за исключением королевских заповедников дичи. В последнем случае такие запреты аргументировались тем, что слишком большим было искушение для простого человека застрелить и оленя заодно. Во Франции в 9 столетии Шарлемань основал элитный корпус королевских чиновников, которые назывались «Люпарии». В их задачу входило контролировать популяцию волков во Франции. В Англии в 950 году король Ательстан наложил годовой налог в размере 300 волчьих шкур на короля Уэльса Гивельда. Этот налог взымался до норманнского завоевания Англии. Норманнские короли (которые правили с 1066 по 1152 гг. н.э.) нанимали слуг в качестве охотников на волка, и многие удерживали земли под предлогом выполнения этой обязанности. Король Эдвард I, который правил с 1272 по 1307 гг., своим указом объявил о всеобщем истреблении всех волков в графствах Глостершир, Вустершир, Шропшир и Стаффордшир, где волки были более обычным явлением, чем в южных областях Англии. Король Шотландии Джеймс I в 1427 году издал закон, в котором требовалось проводить ежегодно 3 озоты на волка в период с 25 апреля по 1 августа, т.е. в период выведения потомства у волков. Во время правления короля Генри VII (1485–1509) волки стали исчезающим видом в Англии. До того, как волк исчез на Британских Островах, среди английской знати волк считался одним из "Пяти королевских животных для охоты"

Другая дичь

Охота на медведя, особенно на Иберийском п-ове, была популярной из-за выносливости этого животного и его силы - и опасности такой охоты. Охота на быстрого зайца с помощью борзых или гончих – была популярной забавой, хотя мнения относительно съедобности самого зайца, разделялись.

Некоторые животные считались несъедобными, но все же, на них охотились ради забавы. Среди таких животных была и лиса, известная своим коварством. Среди других несъедобных животных были бобры и выдры. Довольно любопытно: средневековые труды по охоте часто содержали подробные указания о том, как охотиться на единорога. Оказывается, единорог, печально известный своей неуловимостью, мог быть пойман только в том случае, когда он засыпал на коленях у девственницы.

www.uahunter.com.ua

История охоты

История человечества неразрывно связана с охотой. Даже несмотря на то, что с развитием человеческого общества охота перестала быть обязательным атрибутом жизни людей, она не ушла в небытие. Наоборота, она эволюционировала и из метода добычи пропитания переросла в развлечение и даже спорт. Изменились как методы охоты, так и ее цели. В первобытном обществе охота являлась основным методом добытия пропитания, а также являлась часть древних обычаев и магических ритуалов, то в более поздний период она уже стала развлением для дворянства и знать. В настоящее же время охота для кого то — отличный способ провести время, а для кого то — бизнес по изготовлению и реализации инвентаря для охоты. Рассмотрим эти периоды истории охоты более подробно.

Охота в древности

Как уже говорилось в этот период охота является основным способом добычи пищи для подавляющего большинства людей. И хотя со временем развитие сельского хозяйства все же потеснило охоту, отодвинув ее на второй план, охота не потеряла своей актуальности. В первую очередь это конечно связанно с силой врожденных инстинктов древних людей, у которых как говорится охота была в крови. Охота в этот период не имела никаких ограничений. Каждый мог охотится там, где ему хочется и на кого хочется. В некоторых частях земного шара такой уклад сохранился вплоть до двадцатого века (например Сибирь, Северная Африка).

Время нижнего палеолита (примерно 450 000 лет назад) характеризуется крайне низким уровнем орудий труда и охоты. Для охоты использовались в основном дубины, рогатины, большие куски камней. Нередко применялся стиль охоты, когда добыча заганялась на обрыв, упав с которого разбивалась и погибала. В качестве добычи чаще всего выступали крупные животные — слоны, антилопы, бизоны. В некоторых регионах охотились на мамонтов. Как правило в охоте принимало участие большое количество людей. В этот период развитие охотничьего инвентаря шло крайне медленно, но со временем простой камень сменился заостренным, а затем острые камни стали закреплять на концах дубин как наконечники.

Средний палеолит (100 000 лет назад) — эпоха большого оледенения. Животные начинают расселяться и приспосабливаться к суровому климату Ледникового периода. Этот период связан с большим прорывом в эволюции орудий труда и охоты человека. Появляются первые копья с наконечниками из острых кремневых пластин или рогов животных. Кроме того тонкие сколы кремневых пород начинают применяться как ножи для разделки добычи. Увеличивается количество и разнообразие животных на которых можно охотиться. Повышение качества охотничьих приспособлений позволило охотиться индивидуально или небольшими группами. Охота в этот период носит хищнечиский характер. Ее называют в качестве одной из главных причин полного исчезновения таких животных как мамонты, шерстистые носороги и т. д.

Во времена верхнего палеолита (40 000 лет назад) шло постоянное развитие как способов так и орудий охоты. Все чаще в качестве добычи начинают выступать небольшие животные — песцы, зайцы, сурки. Это связано с появление гарпунов, наконечники которых имели зубцы и были идеально приспособлены для охоты на мелкую живность. Примерно 15 000 лет назад на планете началось постепенное потепление, что вынудило животных вновь приспосабливаться, но на этот раз к теплому климату. Тяжелее всего пришлось крупным травоядным животным. Их численность начала снижаться, а некоторые виды и вовсе вымерли.В это время в распоряжении охотников появляются первые луки, а также различные капканы и ловушки. Производительность охотников резко возросла, что позволило начать запасать мясо впрок, а также проводить отлов молодняка с последующим одомашниванием. Это в свою очередь дало толчок развитию скотоводство, тем самым отодвигая охоту и рыболовство на третий план, после земледелия и скотоводства.

Средневековая охота

Постепенный переход кочевых племен к оседлой жизни привел к возникновению крупных поселений. А так как в ходе постоянной охоты количество дичи вблизи таких поселений значительно снижалось, то главы поселений запрещали людям из других поселений охотиться в этих местах. К примеру в средневековой Европе такие запреты впервые были озвучены каролингскими королями, примеру которых вскоре последовали почти все европейские землевладельцы. Так зародилось исключительное право охоты. Последующее развитие феодализма привело к тому, что охота стала достоянием только выходцев из знати, а крестьяне потеряли право заниматься ей даже на тех землях, которые принадлежали им. Третьим периодом права на охоту является повяление охотничьей регалии — все права на охоту передавались государству, независимо от того, кому принадлежали земли. Государство начинает издавать законы об охоте и регулировать ее. Высшие сословия получали право на охоту по специальному королевскому разрешению, выдаваемого за плату или особые заслуги.

Настоящее время

В конце XVIII – начале XIX веков произошло падение феодального строя и охота вновь была признана свободным занятием. Право охоты вновь стало одной из частей земельной собственности. Но при этом стоит отметить, что охота все равно регулируется государством, так как отсутсвие контроля за охотой может нанести серьезный вред народному хозяйству, а также поставить под угрозу полного истребления некоторые отдельные виды животных и птиц.

skazka-dubki.ru

Охота, рыбная ловля и собирательство

В Восточном Средиземноморье в IV тысячелетии водились дикие животные: лев, пантера (леопард), медведь, волк, шакал, гиена, лисица и др. Обильную пищу находил себе в дубовых лесах и в густых болотных зарослях дикий кабан. Все эти животные, за исключением львов, имеются там и ныне1, так как ивовые рощи и камыши Иорданской долины служат диким вепрям надежной защитой. По сравнению с древностью численность их, однако, уменьшилась.

Паслись стада антилоп, газелей, оленей, онагров, быков, коз и овец. Можно было встретить и диких кошек, и различных грызунов (дикобразов, зайцев). Обитали там и птицы. По берегам озер, особенно по берегу оз. Хула, водилось много водяных птиц: цапель, пеликанов, гусей, уток. Последние и в наше время не всегда долетают до Египта, а остаются часто зимовать в этих благодатных для них местах. В пустынных областях Заиорданья жили страусы. Из большого числа видов пресмыкающихся, включая и небольшого размера крокодилов, возможно, имели значение только черепахи, поскольку панцирь их мог идти на поделки, а мясо — в пищу.

Мы ничего не знаем об охоте на таких хищников, как лев и лисица, но кости их были открыты в слоях, датируемых энеолитом [61, 213; 116, 84]. Известно даже изделие из кости льва (см. раздел «Кость»). Иногда земледелец вынужден был заниматься охотой, чтобы уберечь свои поля и скот от диких животных.

Зато скопление костей газелей, антилоп, козлов, оленей, кабанов и птиц (к тому же часто разбитых) на неолитических поселениях говорит о том, что эти животные попали туда как охотничья добыча [111, 61; 156, 70; , 65, 95]. В энеолите охота велась главным образом на газелей, антилоп и оленей. В одном поселении Северного Негева, в Хорват Бетере, археологи открыли остатки газелей и антилоп. Но в Сафади и Абу Матаре, по мнению Ангресса, газелей не было найдено [17, 54, 42, 32; 116, 84]. На северной окраине описываемой ими страны чаще всего встречаются остеологические остатки лани и косули, мясо которых отличается прекрасным вкусом. На одном из рисунков в пещере Меддо изображена охота на животное, рога которого очень напоминают оленей [21, 35; 27, 225; 149, 356; 91, 19]. Олени, косули и серны были известны и не много позднее [Библия, кн. Песня песней, 2, 9; 4, 5]. В одном случае зафиксированы кости дикого онагра [149, 356] различия в костных находках говорят о том, что охота была связана с фаунистическими особенностями разных частей страны.

Кое-где в энеолитических слоях были обнаружены кости зайцев, тушканчиков, мышей, но, по мнению исследователей, часть из этих остатков попала туда случайно.

О приемах охоты в древнейшем Ханаане можно только догадываться по остаткам охотничьих орудий. До нас дошли лишь каменные наконечники копий, грел, каменные и глиняные ядра.

Если при раскопках неолитических поселений археологам попадалось много наконечников стрел, то в позденеолитических залеганиях (таких поселений, как Гибл) заметно постепенное сокращение их количества.

В энеолите их или вовсе не находят, или в лучшем случае обнаруживают лишь единицы. Исключение составляет хозяйство населения Вади-Газы, пещерных обитаелей Иудейской пустыни и некоторых других мест, археологи, исследовавшие пещеру Мураббаат, пришли к заключению, что ее население занималось земледелием в малых объемах, а главное внимание уделяло охоте и скотоводству. Об этом говорят обнаруженные там наконечники стрел [128, 4; 119, 142; 24, 22].

Сходная картина наблюдается и при рассмотрении каменных дротиков. Очевидно, это было также связано уменьшением роли охоты в хозяйстве по сравнению предшествующим временем. На севере, в поселениях Антиохийской равнины, найдены глиняные ядра. Возможно, что это были метательные ядра для пращей. Предполагается и другое решение. Так, в неолитическом среднеазиатском поселении Джейтун такими же снарядами стреляли из специального лука-гуляка [27, 508; 5, 9].

В других местах лук как охотничье снаряжение продолжал еще долго существовать. Его изображения от конца IV тысячелетия встречаются на камнях святилища в Мегиддо (см. раздел «Дерево»).

Для ловли антилоп, газелей и онагров немаловажное значение имело лассо. Анати именно так понимает один рисунок на камне в Мегиддо. И в древнем Египте при охоте на антилоп и газелей очень часто прибегали к этому же орудию. В Шумере в III тысячелетии охота на онагров также осуществлялась при помощи лассо [16, 294—295; 157, 370]. С большой долей вероятности можно допустить, что охота на этих быстроногих животных велась не без помощи собак.

Не исключено, что при облавной охоте применялись специальные загоны. Для ловли отдельных видов животных, например зайцев, как, впрочем, и птиц, возможно, ставили всякого рода механические ловушки (капканы, силки, петли и т. д.). На птиц могли охотиться и с бумерангами. Прямых доказательств тому нет, но некоторые предметы из слоновой кости отдаленно напоминают это орудие (см. раздел «Кость»). Кроме того, охота на некоторых четвероногих и пернатых носила сезонный характер. Птенцов легко можно было брать из гнезда до их вылета.

Вполне вероятно, что съедобными считались многие пресмыкающиеся и земноводные. Естественно тогда, что их тоже ловили.

Большинство рек Ханаана бедно рыбой. Причиной тому является не только быстрое течение, особенно в верховьях, но и то обстоятельство, что летом они пересыхают. В Иордане в наши дни рыбаки ведут промысел лишь в районе, близком к месту, где река вытекает из Генисаретского озера. Рыба водилась лишь в таких больших реках, как Кишон, Оронт, и некоторых других. В Ярмуке она распространена главным образом в низовье.

Интересно отметить, что фауна озер и рек этой части Средиземноморья, в особенности южной, близка к нильской. В озерах Хула и Генисаретском в наше время водятся такие редкие рыбы, как сом и карп, которых можно встретить лишь в Ниле.

Трудно сказать, занималось ли население морским промыслом. Мы не осведомлены о том, какие были у древнейших насельников этой страны лодки. Глиняная модель из одного древнего поселения позволяет предполагать, что на изготовление таких лодок могли идти тростник, камыш и папирус. Модель эта очень напоминает древнеегипетские папирусные лодки с поднятым носом и кормой [149, CXXXV: 2; 2, 124, 161]. Вряд ли можно было на таких утлых суденышках уходить далеко в открытое море.

В мезолите и докерамическом неолите, судя по археологическим данным, рыболовство было весьма широко распространено в стране. От этого времени найдены остатки рыб даже в районе Иудейских гор и на реках, стекавших в Средиземное море [30, 24].

Примечательно, что обширный костяной рыболовный инвентарь — гарпуны, крючья для ловли рыбы, известные в мезолите,— в энеолитических поселениях вовсе отсутствует. В IV тысячелетии лов рыбы велся преимущественно сетями, поскольку археологи находят множество каменных грузил. Лишь в одной пещере Иудейской пустыни были обнаружены остатки плетений, часть из которых, может быть, является сетями [18, XVII В: 7—11]. Кроме того, в распоряжении рыбаков для перекрытия малых рек могли быть и другие плетения, до нас не дошедшие, как, например, различные заборообразные преграды. Только в немногих энеолитических поселениях, расположенных к тому же на морском берегу, были вскрыты небольшие наслоения костных остатков рыб [127, 178; 46, 443]. Возможно, древнейшие ханаанеяне знали и простейшие формы заготовки рыбы впрок. Все эти данные заставляют прийти к заключению, что население побережья Средиземного моря, озер, а также бассейнов некоторых рек занималось рыболовством.

В болотах и сырых местах в Ханаане рос тростник самых различных видов. Вокруг оз. Хула и к северо-востоку от Генисаретского озера стояли заросли африканского папируса, столь распространенного в древнем Египте. Он находил разнообразное применение. Им стеблей папируса, тростника, камыша и различных трав плели веревки, которые имели весьма большое хозяйственное значение. Они использовались при стягивании отдельных строительных конструкций. По крайней мере, так понимает Каплан рельеф на одной глиняной урне из Беней-Берака [78, 305]. Из веревок делались и орудия наподобие пращи и лассо.

Рис. 1. Глиняный сосуд со многими ручками

Веревки расширяли возможности транспортировки. Достаточно сказать, что ручки многих керамических и каменных сосудов имели столь малого размера проушины, что через них можно было продеть лишь веревку и таким образом или подвесить сосуд или нести его.

Из указанных растений делали корзины и всевозможные плетения: циновки-маты, рыболовную снасть, а также, может быть, изготовляли ладьи. В слое докерамического неолита в Бейде, датируемого временем около 6800 г. до н. э., сохранилась корзина. Она была наполнена кусками асфальта. Следы от циновок были найдены в глиняной обмазке полов нескольких жилищ в Иерихоне (см. раздел «Жилище»). В только что упомянутом слое поселения Бейда были зафиксированы костяные орудия, рассматриваемые Киркбрайд как приспособления для плетения и ткачества [89, 25, 30]. Плетеные изделия имели немаловажное значение и в быту древних ханаанеян. Они в известной мере заменяли им мебель. О большой развитости этого производства говорит и богатство узоров рассматриваемых изделий. Помимо простых способов вязания (спирального — от центра) применялись и более сложные приемы. Об этом можно судить по отпечаткам на дне глиняных сосудов, формовка которых шла на циновках (рис. 2). Возможно, что иногда дверные проемы завешивались циновками. К такому выводу пришел Перро при изучении глиняных хижинообразных урн. Дверцы некоторых оссуариев были расписаны под плетенку [122, 31, 34].

Рис. 2. Отпечатки плетений на днищах керамических сосудов

Весьма интересна находка сита, вскрытого археологами в одной из пещер Иудейской пустыни. Оно было сделано очень искусно из растительных волокон и прутьев и представляло собой неглубокую чашу. Бар-Адон допускает, что оно применялось для просеивания муки, что вполне вероятно. Кроме того, плетенки-подносы с успехом могли служить в качестве обеденной утвари.

Растительные волокна использовались и при тканье. Многочисленные находки керамических, каменных и костяных пряслиц от веретен свидетельствуют о том, что ткачеством занимались уже со времени неолита. Обычно это конические или биконические диски с отверстиями. Сделать такое керамическое колечко было несложным делом. Формовка шла от руки и часто на палке или даже на пальце. После этого изделие обжигалось. Встречаются пряслица, представляющие собой просто черепочки, в которых проделано сквозное отверстие. Часть из найденных маленьких дисков с отверстием служила, по-видимому, грузилами для ткацких станков, подобно тому как это было в эпоху древней бронзы [27, 204, 244]. Точная их конструкция неизвестна, но есть основания полагать, что она мало отличалась от строения простейшего египетского ткацкого станка, изображение которого дошло до нас от додинастического времени [2, 148, I; 8].

Весьма существенной деталью рассматриваемых ханаанских станков являлись ножевидные костяные орудия [91, 140], которыми уплотняли во время работы ткань, придвигая одну нить к другой.

В слоях энеолита и древней бронзы сохранились единичные фрагменты тканей, которые из-за полной разрушенности почти не поддаются изучению. Удалось лишь установить, что нити состояли из каких-то растительных волокон, в том числе, вероятно, и льняных [85, 94, 519]. Очевидно, здесь, как и в древнем Египте, помимо льна в качестве материала для выпрядания нитей широко применялись и другие растения, включая и луб дерева [2, 148]. В последнем случае мы имеем дело с нитью из крученой коры. Интересно отметить, что фрагмент ткани из Иерихона, датируемый по С 14 рубежом IV и III тысячелетий, состоит из чрезвычайно тонких нитей. Это, в свою очередь, предполагает большое умение обработки растительного волокна, т. е. связано с усложнением технологии обработки исходного сырья. От толщины волокна зависит и толщина выпрядаемой нити, а следовательно, и ткани.

Неизвестно, применяли ли в Ханаане в IV тысячелетии шерсть овец для выпрядания нити, хотя некоторые исследователи и допускают это (см. выше). По крайней мере, в Гассуле таких свидетельств не было найдено.

Рис. 3. Человеческие ноги в обуви (деталь стенной росписи в Гассуле)

Обнаруженные там ножевидные орудия ткачей отличались столь тонким лезвием, что не могли быть пригодны для работы с шерстяной нитью, которая значительно грубее растительной [91, 140]. Перро, однако, полагает, что найденное в одном поселении костяное изделие могло применяться для обработки шерсти (см. раздел «Кость»). Мы не осведомлены о каком-либо другом использовании шерсти овец, например, для изготовления войлока или ковров.

Ученые отмечают, что в позднем энеолите в Иерихоне уже умели выпрядать очень ровную (без узлов и утолщений) нить. Соответственно и ткань из таких нитей получалась лучшего качества [85, 519]. Все это, вместе взятое, говорит о росте технических навыков и прядильщиков и ткачей.

Мужчины в древнейшем Ханаане носили пояс, набедренную повязку и очень короткую юбку, материалом для которых могли служить и ткани, и кожа, а также плетенки. Женщины, по-видимому, ограничивались юбкой. В ходу была и одежда из кожи и меха [16, 294—295].

На наскальных рисунках голова обычно увенчана островерхим головным убором, сделанным либо из меха, либо из ткани [145, 56].

Сохранились также изображения человеческих ног, одетых в своеобразные чулки, возможно даже кожаные [95, LXVI; 72, 74, VII: 5].

Р. де Во реконструирует одежду населения времени древней бронзы по египетским рельефам, где, по его мнению, изображены пленные азиаты, одетые в длинное до колен платье. Несколько позднее, по предположению того же исследователя, в ходу были рубахи и туники [136, 19—20].

При изготовлении обуви, одежды и головных уборов из ткани и меха ранние земледельцы описываемой нами страны прибегали к шильям и иглам из кости и меди, а также к кремневым проколкам. Тонкими жальцами этих орудий проделывались отверстия в шкурах и ткани при их сшивании.

В дело могли идти и такие материалы растительного происхождения, как, например, стручки акации — дубильное вещество.

Собирали моллюсков (наземных, пресноводных и морских). Множество ракушек было обнаружено в поселениях времени неолита и энеолита. Нарезной орнамент на керамике, как допустил Чайлд, делался краем раковины. Ракушки служили и украшениями, которые были распространены и в эпоху древней бронзы. Так, на Телле эль-Фара вскрыли сосуд, содержавший 87 раковин- бус [89, 28; 27, 43, 99; 128, 10; 85, 40; 134, 583]. Раковины могли иметь и другое назначение. Например, в древней Месопотамии (Убейд, Урук) они употреблялись в качестве чашек, ламп и ложек для еды [19, 21—37].

Моллюски шли в пищу. На это указывают находки ракушек около очагов.

Не пренебрегали, вероятно, птичьими и черепашьими яйцами. Об использовании скорлупы страусовых яиц известно по находкам из Библа. Там из них делались бусы.

Не исключено, что в пищу употреблялись и некоторые насекомые, как саранча. Много позже, во II тысячелетии, в странах Передней Азии, в том числе и в Палестине, это считалось деликатесом. [Библия, кн. Левит,11, 22]. Могли также собирать мед диких пчел.

Важное значение имел сбор всевозможных съедобных растений. В их число входили корни, плоды и семена дикорастущих трав и плоды деревьев. Хельбек считает, что и в эпоху древней бронзы население Ханаана могло заниматься сбором плодов дикорастущих фисташковых деревьев. Одни из плодов — яблоки, груши, смоквы — годились в пищу в свежем и засушенном виде. Другие, как, например, орехи, желуди, вероятно, поджаривались. Питательные свойства желудей, как известно, очень высоки. Они лишь немногим уступают ячменю. Желудевая мука в трудное время могла замешиваться наряду с другой. Скорлупа желудей была найдена в одной пещере Иудейской пустыни.

Обработка такого рода продуктов собирательства производилась на ступках и зернотерках, использовавшихся ранними земледельцами при растирании зерен злаковых, которые наряду с мясомолочными продуктами являлись основой их питания. Вполне возможно, что помол, полученный от дробления, просеивали на сите, чтобы отделить муку от крупы. Мука могла идти на лепешки-хлебцы, а крупа — на приготовление похлебки, каши. Блюда эти, как и хлебцы из муки, полученной из поджаренного, как мы видели выше, зерна, должны были иметь сладковатый вкус, так как при прокаливании часть крахмала в зерне превращается в разновидность сахара — декстрин.

Пищу готовили, а также часто хранили в глиняной посуде. Для приготовления пищи служили очаги и печи. Внутри этих неглубоких ям-очагов и печей археологи находят кроме золы и пепла кости животных и рыб, мясо которых шло в пищу. Хлебцы выпекали, вероятно, на камнях очага, в горшках и в печах. Между раскаленными камнями можно было изжарить и мясо. Печи, столь необходимые для поджаривания зерна, имели и, другое назначение. Равномерный и долго сохраняющийся жар в них используется и современным населением этой области не только для выпечки хлебцев, но и для приготовления мясных блюд [95, 37—39]. Поэтому не исключена возможность такого же применения печей и в древности.

Точно неизвестно, какие продукты готовили из молока овец, коз и коров. По-видимому, в их числе были масло, сыры2, квашеное молоко и др.

Из некоторых энеолитических поселений до нас дошли черепки со многими отверстиями. Они, очевидно, являются фрагментами керамических фильтров [43, 23; 105, 41—42]. В древности, кроме того, для процеживания с успехом применялись плетеные корзины и сита. (Так обстояло дело в древнеегипетском пивоварении.) Найдены также сосуды с отверстиями в днище. Они, по мнению исследователей, тоже могли иметь производственное назначение. Вода из одного сосуда попадала через эти отверстия в другой.

По общему мнению исследователей, в Ханаане поры энеолита были известны и различные напитки, изготовление которых было связано с процессом брожения. На это указывают многочисленные находки керамических сосудов не совсем обычной формы. Речь идет о двух группах керамики. Одна из них — яйцевидные вместилища (см. раздел «Гончарное дело»). В археологической литературе их обычно называют маслобойками из-за сходства с вместилищами, в которых современные женщины-бедуинки стран, расположенных на территории древнего Ханаана, сбивают масло (рис. 4) [42, 14, 16: 1]. Аналогичной формы посуда, как указывает Перро, применяется в некоторых районах Франции и в наши дни для приготовления уксуса, связанного с тем же процессом ферментации [116, 82]. В этих маслобойках, разумеется, можно было держать и воду, и молоко, и различные другие жидкости, включая и масло. Другую часть интересующей нас керамики называют сосудами в форме птицы, так как внешне они напоминают пернатых [95, 3, 53: 3]. Трудно сказать, какие приготовлялись напитки, помимо молочных и вина, но несомненно, что среди них были и хлебные, вроде пива. От времени древней бронзы в некоторых сосудах в Иерихоне были найдены остатки ячменного пива [136, 19].

Рис. 4. Сосуд для приготовления напитков — «маслобойка»

Охота, собирательство и рыболовство давали населению дополнительные продукты питания, а также сырье для изготовления орудий, предметов обихода и украшений. Эти виды хозяйственной деятельности, бывшие с палеолита основными источниками пропитания, со временем, как было показано выше, стали отходить на второй план, уступая постепенно место развивавшимся с мезолита земледелию и скотоводству. В Иерихоне уже в пору докерамического неолита, как допускают исследователи, охота не была основным занятием населения [83, 49].

Из-за отсутствия статистических данных по остеологическим находкам из северных поселений нельзя решить вопрос о процентном соотношении там домашних животных, мясо которых употреблялось в пищу. На основании изучения костных остатков из части южных поселений (Хорват Ветер, Абу Матар и Сафади) можно прийти к выводу, что в пищу шло главным образом мясо домашних животных [17, 71; 75, 256].

Изменение в охотничьем вооружении — исчезновение наконечников стрел и копий — свидетельствует, с одной стороны, о снижении роли охоты в хозяйстве энеолита.

С другой стороны, указанные изменения означали, что наметился переход к более специализированным, а следовательно, и более продуктивным методам охоты, преимущественно на крупных травоядных — газелей, антилоп, онагров и оленей [17, 54].

К совершенно аналогичному заключению мы приходим при знакомстве с рыболовством. В мезолите и в пору докерамического неолита оно базировалось на гарпунировании рыб и на том, что давали рыболовные крючки с наживкой. К IV тысячелетию, судя по археологическому материалу, стали вести этот промысел сетями и подобными им приспособлениями, что, несомненно, обеспечивало и больший улов.

1О слоне и бегемоте см. в разделе «Кость». 2В одной древнеегипетской гробнице от начала III тысячелетия (II династия) сохранились на блюдах и в сосудах остатки пищи, которые подверглись исследованию. Были определены хлебцы из пшеничной муки, каша из ячменя, приготовленное на огне мясо, птица, рыба и сыр [5-3, 6—7]

historylib.org

Роль охоты в жизни правителей древнего мира

Культура и общество

Из древних документов — египетских папирусов, древних египетских и ассирийских памятников, можно многое узнать о популярности охоты в те времена. Уже в то время существовали специальные охотничьи парки. Один из древних сюжетов рассказывает об охоте на зверей, которые содержались в специальном огороженном пространстве. На рисунке можно видеть разнообразную живность — антилоп, дикобразов, гиен, зайцев, шакалов, белок. В наши дни есть видео с гладкоствольным охотничьим ружьём, пристрелка охотничьего ружья.

Ограничения норм добычи не существовало по простой причине — в роли охотников выступали сами правители. Тулкат Гибалассар, царь Ассирии очень гордился тем, что за свою жизнь убил 920 львов. Понтийский царь Митридат известен тем, что семь лет подряд посвятил охоте. При этом он не был ни в одном населённом пункте, не заходил ни в один дом, все эти годы ночуя в охотничьих шатрах.

Леопарды, тигры, львы в огромных количествах добывались правителями Древнего Рима для своих цирков. Добыча велась руками простых людей в заморских колониях Римской империи. Во время «празднества», которое было устроено в цирке консулом Помпеи, было убито более 600 львов. Ему же пришла в голову идея устроить бой между носорогами и слонами на арене цирка. Юлий Цезарь в период своего третьего консульства решил «усовершенствовать» данное представление, выпустив 500 пеших гладиаторов против 20 слонов. Трофеями императора Филиппа в войне с персами стали 32 слона, 10 тигров, 10 оленей, 30 леопардов, 60львов, 40диких лошадей. Все эти животные были доставлены в Рим.

Знатные греки и римляне, жившие в античные времена, занимались охотой сами, и приобщали к этому своё окружение. Ксенофонт, греческий полководец и историк, считал, что занятие охотой способно развить силу, зрение, слух и хорошее здоровье, что поможет ему переносить тяготы военной службы. Филосов Платон и писатель-историк Плутарх разделяли взгляды Ксенофонта.

04.06.2013 Катя Княжина

kpvesti.ru