Роды в древней греции. Как рожали в древние времена
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ЖИЗНЬ РУССКОЙ МАМЫ В ГРЕЦИИ. Роды в древней греции


Рожденные в Греции | ЖИЗНЬ РУССКОЙ МАМЫ В ГРЕЦИИ

Эктор

Эктору в слинге 6 дней.

Ровно пять лет назад моё утро началось с состояния эйфории. Я проснулась и почувствовала любовь ко всему миру.А потом в тот же день было знакомство с няней для старшего двухлетки, совместный поход в супермаркет, где стоя у прилавка и заказывая какой-то там сыр, я вдруг поняла, что точно рожу в ближайшие сутки. Стараясь не пугать приятную и милую Данаи, я осторожно сказала, что её помощь мне может понадобиться уже в понедельник. Да, в тот день тоже была пятница, как и сегодня…

Эктор родился в ночь с 14 на 15 октября, чуть-чуть за полночь. Дома. В Салониках. Акушерка на сами роды успела лишь одна из планируемых трёх. Но это было для меня к лучшему. Это были наши с малышом роды, только наши и ничьи больше. Этот опыт, возможно, останется самым сильным и важным за всю мою жизнь. Из переживаний той ночи я помню чёткую мысль: «Я не выдержу этого до утра. Если это уже сейчас так сильно, что же со мной станет через несколько часов». Никаких часов и никакого «до утра» не было. Но эта мысль носилась в моей голове, мешая расслабиться до конца, уже практически в последние минуты перед появлением Эктора на свет. Мозг не отключался и мешал, вспоминая слова акушерки, осмотревшей меня по приходу в дом, что раскрытие ещё маленькое и спешки нет. Мозг не давал телу сделать свою работу. Да, акушерка дала неправильный прогноз, и сама, возможно, потом об этом пожалела, поскольку ей со мной одной было не справиться, а другие были ещё в пути. Я не подпускала её к себе до победного, когда она пыталась сделать всё как надо. Но малыша на выходе она подхватить успела, ловко сняв с его шеи пуповину. А значит, с основной своей задачей справилась прекрасно…

Для меня это был урок. Урок того, что себе надо верить больше других. Что я сама, очищенная от предрассудков, комплексов, чужих установок, ЗНАЮ, как надо. Это не только о родах. Это о большем…

Рассказывая женщинам, как им рожать, их лишают этой веры в себя, в свою природу, в свои силы. Греция — та страна, где этого лишают чаще всего в Европе.По страшным данным статистики, которым верить не хочется, путем кесарева сечения здесь рождаются от 50 до 70 % детей. К сожалению, при разговорах с женщинами вокруг статистика не опровергается. То, что происходит с оставшимся процентов физиологических родов в Греции — это отдельная история. Свои первые роды в греческой частной больнице я бы предпочла забыть как страшный сон. Хотя в устах многих это самые что ни на есть обычные роды, и многие о них вспоминают с благодарностью к своим врачам. Ведь спасли и без касарева даже! Ну да, стимуляция, эпизиотомия, выдавливание — эти процедуры исключительно для спасения матерей и их младенцев.Можно много рассуждать, рожать дома или нет. Опасно это или нет. Я лично никогда и никого не буду уговаривать на роды вне клиники, хотя сама больше постараюсь туда не попадать никогда. Потому что там надо выбирать — бороться с системой и врачами, которые порой деформированы настолько, что «я тут рожаю, а ты лишь помогаешь», или собственно рожать, выкинув из сознания весь бред, который туда старательно засовывается с детства. Рожаем мы, а не врачи. Это они призваны помогать, а лучше не мешать в большинстве случаев. Кесарево — операция для спасения жизни, а не опция по желанию. Стимуляция — это серьезное вмешательство, а не «вот в этот день мне будет удобно принять ваши роды, да и все равно срок у вас уже вышел».

Почти пятилетний Эктор, давно уже социализированный и убежденный в некоем устройстве мира, сильно озадачивается, когда уточняет, в какой больнице он рождён и получает ответ — ты рождён дома. Хм…. дома, а как это? Ведь ребёнка из живота матери ДОСТАЁТ врач, так ВСЕ говорят…Конечно, системе выгоднее иметь готовых пациентов, начиная ещё с утробного периода. Системе выгоднее перепуганная и не верящая себе мать, ведь тогда ей можно впаривать что угодно — от «безопасного кесарева сечения» до «бесконечно полезных смесей».Я хочу, чтобы врачи были теми, кто спасает и помогает, а не теми, кто диктует и запугивает. Хочу, чтобы выбор отзывчивого врача без предубеждений был бы нормой жизни, а не поиском иголки в стоге сена.Хочу, чтобы женщины во всем мире и в Греции в частности имели право на выбор и уважение своего выбора. Чтобы женщине после кесарева не приходилось всеми правдами и неправдами искать хотя бы робкую возможность «попытаться самой». Чтобы женщине, принявшей решение рожать дома, не пришлось доказывать, что она не делает ничего экстраординарного. Чтобы кесарево в сознании людей и в практике врачей заняло своё место серьёзного хирургического вмешательства, а не одного из двух возможных способов родить. И самое главное — чтобы мы, женщины, верили себе. И слушали себя.Если мои внуки и правнуки родятся в Греции, я хотела бы, чтобы у их матерей было больше возможностей. И когда ко мне приходит дочка соседки и спрашивает, а больно ли и страшно ли рожать, я не рассказываю ей никаких ужасов, а лишь говорю — ты это сможешь, твоё тело всё будет знать. Конечно, она вряд ли вспомнит этот наш случайный разговор, когда вырастет, но если так ей скажут многие, то есть надежда, что к моменту родов она будет более готовой СЕБЯ УСЛЫШАТЬ.

А пока, увы, картина вот такая (прошлогоднее фото со статистикой из статьи на www.kathimerini.gr). Для не читающих по-гречески некоторые цифры с фото: От 50 до 70 % — процент кесарева в Греции, в то время как в среднем по Евросоюзу — 25, а «разрешенный» процент ВОЗ — 15. Средняя продолжительность беременности: физиологичные роды — 39,4, кесарево — 38,3. Дни недели с наибольшим количеством родов в одной из известных греческих клиник — понедельник и вторник.

mamagreka.ru

Как рожали в древние времена

kak_rozhali_v_drevnie

История акушерства берет свое начало с древнейших времен, хотя первобытные люди к роженицам относились достаточно равнодушно. Во время родов женщина должна была сама принимать посильные меры к спасению собственной жизни и жизни ребенка. Производить на свет потомство было принято в полнейшем уединении, вдалеке от сородичей. В пользу женской выносливости говорит множество примеров. Древние персиянки, например, рожали, стоя на коленях и упираясь руками в небольшую пирамиду из камней, разумеется, без посторонней помощи.

Более гуманное отношение к роженицам, когда муж принимал в процессе родов посильное участие, свидетельствовало о достаточно высоком уровне культуры народа. Так, индейцы команчи строили для рожениц в отдалении от поселений специальные хижины. В них мужья принимали роды — массировали живот, помогая продвижению плода, перерезали пуповину. В некоторых африканских племенах до сих пор распространен старинный и довольно грубый способ родовспоможения: в то время как жена сидит на земле, муж, обхватив полотном ее живот и упираясь ногами в поясницу, с усилиями натягивает ткань, чтобы буквально выдавить ребенка.

Зарубежный опыт

Постепенно акушерское дело целиком перешло в женские руки. Помощь роженице обычно оказывала пожилая женщина, обладавшая определенным акушерским опытом, — так называемая «бабка». В Древней Греции выделился целый класс повивальных бабок. Акушерство было их ремеслом, причем процессу родов они помогали не только отработанными манипуляциями, но и специальными заклинаниями. Также древние греки владели технологией сложных акушерских поворотов при неправильном положении плода, но это было уже прерогативой врачей.

Необходимым арсеналом средств для успешного родовспоможения располагали и в Древнем Риме. Хотя специальных инструментов тогда не было, римские матроны и акушерки умели вручную исследовать и при необходимости расширять шейку матки. А для скорейшего изгнания последа роженицам давали... чихательные средства. Интересно, что врачами Древнего

Рима производилось и кесарево сечение — операция, которую можно считать отправной точкой научного акушерства. По мере того как предрассудки и ложная стыдливость уходили в прошлое, врачебная помощь роженице стала восприниматься как норма. Французский хирург Паре (1509 — 1592) был одним из пионеров научного акушерства, В XVII веке в Париже уже открыли первое родовспомогательное отделение. А в XIX веке началось применение в акушерстве наркоза и антисептических средств, что позволило уменьшить число послеродовых заболеваний и сохранить жизнь многим новорожденным.

Родовспоможение в России

В России до XVIII века квалифицированной акушерской помощи не было. Редкие родовспомогательные отделения открывали обычно при больницах. Звание акушерки было заменено званием повивальной бабки двух разрядов. Бабки первого разряда получали специальное двухгодичное образование и имели право практиковать в городах, организовывать приюты. Менее подготовленным бабкам второго разряда разрешалось работать только в деревнях. И хотя этим повивальным бабкам запрещалось самостоятельно производить акушерские операции, именно они в условиях отсутствия в деревнях квалифицированной медицинской помощи принимали на себя ответственные и нелегкие обязанности по родовспоможению.

Вы можете оставить комментарий или подписаться на обновления блога по e-mail

загрузка...

www.superbrunetka.ru

День рождения в Древней Греции. Часть 2. Традиции отказа от детей и инфантицид в античности...

...по данным археологии.

Что такое инфантицид. Спартанские Апофеты и карфагенский ТофетРимские термы в АшкелонеРимская вилла в Британии Заброшенный колодец на афинской Агоре. Часть 1

Заброшенный колодец на афинской Агоре. Часть 2

Вернемся к человеческим костям. Два скелета, как я уже говорила выше, принадлежали не младенцам, а взрослому человеку и ребенку лет 8. Оба несли на себе следы значительных патологий, которые явно отражались на двигательных функциях. Вероятно, именно из-за этого они были захоронены не на кладбище, а в мусорном колодце. Была ли их смерть насильственной или естественной – неизвестно.

Как же определили количество младенцев в куче, состоявшей из полутора десятков тысяч костей? Первоначально подсчет произвели по костям лопаток – он дал цифру в 175 детей. Более поздние исследования основывались на сортировке по правой бедренной кости, что увеличило количество захороненных младенцев до 449.

Возраст детей распределялся от 26-недельных плодов до полугодового ребенка с пиком 38-40 недель (то есть, полного рождения). Вновь можно рассматривать захоронение как свидетельство крупномасштабного инфантицида, который в данном случае не удастся списать на козни проституток. Однако не стоит все же забывать, насколько уязвим новорожденный, а уж недоношенный (15% детей из колодца были на 24-34 неделях развития) в древности – практически смертник.

Жир в организме плода начинает откладываться на последних неделях беременности, поэтому недоношенные дети наиболее подвержены гипотермии. Сейчас риск потери тепла у недоношенных детей решается путем содержания их в специальных инкубаторах до определенного возраста. В древности отсутствие постоянного контроля за тепловым режимом новорожденного должно было приводить к гипоксии, гипогликемии, обменному ацидозу и в результате – к смерти от переохлаждения. Вряд ли таковую можно считать умышленным убийством.

Также недоношенные младенцы с недоразвитыми легкими подвержены синдрому дыхательных расстройств. Этому может способствовать и хроническая болезнь матери (например, сахарный диабет, что-то сердечно-сосудистое или просто маточные кровотечения). Сейчас летальность таких детей при своевременном лечении составляет всего 1%, но это обусловлено ранней – еще до рождения – диагностикой, что было недоступно в античности.

Кроме того, греки практиковали неравные браки, а возраст отца часто связан с частотой мертворождений и преждевременных родов. Качество семени у возрастных отцов снижается, риск осложнений и выкидыша при беременности от мужчин старше 45 лет даже сейчас высок. Помимо перечисленного, с возрастом повышается способность мужчин передавать по наследству врожденные пороки развития. Все это, разумеется, было неизвестно в древней Греции.

Множество детских черепов из колодца несут на себе следы неонатального менингита – неопределяемой сразу инфекции, приводящей к сепсису и стопроцентной смерти, если необходимые меры не были приняты незамедлительно.

Также причиной смерти младенца может быть обычная диарея, что тесно связано с его питанием в первые недели. Диарея довольно быстро обезвоживает организм, при высокой температуре и сухости воздуха смерть может наступить в течение 4-5 дней. Из дегидратирующих препаратов древним были доступны лишь растворы из натуральных компонентов. Их эффективность зависела от ранней постановки диагноза и регулярного употребления.

Теперь поговорим о видимых врожденных дефектах у младенцев из колодца афинской Агоры. У одного ребенка заметно деформированы плечевая и локтевая кости руки. Другой родился с шейным ребром. Девять детей имели патологию развития верхней челюсти, т.н. «волчью пасть». Все эти дефекты помимо эстетического уродства имели еще и болезненные проявления. Данные дети вполне могли стать жертвами отказа родителей от их воспитания.

Иначе дело обстоит с двумя детьми первого года жизни, также обнаруженными в колодце. Старший ребенок – около полугода, – судя по следам на костях, прожил свой срок в обстановке ненависти. На его черепе есть трещины, причем являются они результатом не падения, а удара острым предметом. Конечности ребенка демонстрируют следы так называемого «синдрома Сильвермана» (в данном случае – периостальные наслоения), что свидетельствует о постоянном грубом обращении с ним. Вполне возможно, что смерть была вызвана черепной травмой, однако точную причину установить не представляется возможным.

Второй ребенок (возрастом от 4 до 6 месяцев) представляет собой другой случай. Череп, слишком увеличенный в объеме, незакрывшийся родничок, аномальный рост кости на других швах – все это указывает на гидроцефалию. По меркам античного общества такой ребенок однозначно был уродом, тем не менее, после рождения он прожил несколько месяцев и умер, вероятно, от своей болезни.

Как я уже говорила в первой части, при родах женщине часто помогала повитуха. Она же первая оценивала физическое состояние новорожденного, давала советы по его содержанию и, вполне вероятно, могла взять на себя заботы по избавлению семьи от непризнанного по какому-либо поводу ребенка. Заброшенный колодец в центре города хорошо подходил для утилизации трупов младенцев. В то же время 30 перинатальных смертей в год для Афин с предполагаемым населением до полумиллиона человек – слишком низкий показатель. Так что, вполне вероятно, что в древних Афинах было немало тайных мест, где можно было выбросить ненужного ребенка или его труп.

На иллюстрациях: 1. На плане Афин II в. н.э. я указала примерное расположение заброшенного колодца. 2. Реконструированный череп младенца из колодца: на задней стороне справа от средней линии виден У-образный перелом.

ulli-u.livejournal.com

День рождения в Древней Греции. Часть 2. Традиции отказа от детей и инфантицид в античности...

... по данным археологии.

Что такое инфантицид. Спартанские Апофеты и карфагенский ТофетРимские термы в Ашкелоне Римская вилла в Британии

Заброшенный колодец на афинской Агоре. Часть 1.

Все норовлю привести примеры из римской археологии. Вернемся к грекам. В греческой литературе нередки примеры «выброшенных» детей. Особенно часто так поступают отцы со своими сыновьями, получив негативный оракул, или матери, родив в результате акта насилия (чаще всего совершенного богом). В первом случае можно вспомнить Эдипа Софокла или троянского царевича Париса, во втором – Иона из одноименной трагедии Еврипида.

Также разочарованный отец мог отказаться от девочки (такая судьба постигла знаменитую Аталанту) или от плода супружеской неверности со стороны жены (так поступил деверь Антиопы с ее сыновьями от Зевса Амфионом и Зетом). При отказе от ребенка на таких условиях обычно совершенно неважно, насколько он здоров. Как же обстояло дело в Греции с хилыми и болезными детьми?

Прекраснодушные афиняне, вечные антагонисты спартанцев, как выяснилось, выбрасывали больных и увечных младенцев.

Естественной границей афинской Агоры – главной площади города – с западной стороны являлся Рыночный холм. На его склоне до сих пор стоит Гефестион – храм бога Гефеста. Рядом (на севере) в классический период находился ремесленный квартал – мастерские и лавки кузнецов. Для обслуживания квартала здесь имелась примитивная система водоснабжения с колодцем и цистерной. Примерно в первой четверти II в. до н.э. квартал был заброшен, дома ветшали и разрушались, а от взгляда с Агоры все это стыдливо прикрывала стоя Зевса.

Во время американских раскопок этого района в 1930-х годах оказалось, что заброшенный колодец (диаметром всего около 1 метра) длительное время служил помойкой. Археологи раскопали его на глубину в 22 метра, так и не дойдя до дна.

В верхней части был обнаружен тонкий слой мусора византийской эпохи, а затем до глубины в 13 метров только камни и земля. Грунтовые же воды появились на отметке в 11 метров. Между 16 и 19 метрами глубины обнаружился бронзовый лом. Но самым интересным было то, что все девять последних метров раскопанного колодца оказались набиты человеческими и животными костями вперемешку с обломками керамики.

Всего в колодце нашли останки более 450 человек, из них – одного взрослого и одного ребенка. Все остальные косточки принадлежали младенцам или человеческим плодам последних сроков беременности.

Керамика, сопровождавшая захоронения, на первый взгляд была похожа на обычный кухонный бой. Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что многие сосуды целы, и вообще большинство из них могло быть использовано при уходе за роженицей и ребенком. Таким образом, в колодце эта керамика могла оказаться по причине ее осквернения контактом с родами или смертью. На основании исследований керамики можно предположить, что те самые 9 метров колодца заполнялись в течение лет 15 – между 165 и 150 гг. до н.э.

Что же касается животных костей, то помимо ожидаемых свиных, козьих и овечьих, то есть, отходов кулинарного производства, в колодце оказалось более 150 собак. Исследования этих останков дали много интересного. Во-первых, около 70% собак были взрослыми, 16-18% - молодыми псами, оставшиеся – щенками. То есть, возрастное распределение не соответствует естественному вымиранию. В противном случае пики смертей падали бы на возраст щенков и старых псов, как наиболее уязвимые категории.

Половой состав не указывает на специальный подбор животных по этому признаку: есть как самцы, так и самки примерно в равных количествах. Размеры их варьируются весьма широко: от мелких собачонок до крупных сторожевых псов, но большинство – до 45 см в холке. Состояние костей собак указывает на довольно тяжелую жизнь – здесь и явный недостаток питания, и переломы (в том числе сросшиеся) ребер и конечностей.

По всему выходит, что животных не готовили специально для отправления похоронного культа. Однако большой процент взрослых собак среднего роста может указывать на имевший место в процессе отлова отбор по этим показателям. Ведь в городской свалке трупов животных должно быть больше остальных щенят и старых собак, поскольку, как я говорила выше, при естественном вымирании бродячих животных большинство смертей приходится именно на эти возраста.

Исходя из этих данных, можно предполагать, что собаки являлись жертвами – очистительными или отвратительными. Мясо подобных жертв не было предназначено для жертвенного пира участников и часто уничтожалось. Как мы знаем, собаки часто приносились в жертву Гекате – так что в афинском колодце они могли «способствовать» переходу душ умерших детей в иной мир.

На иллюстрациях: собачьи челюсти из колодца, из-за контакта с бронзой позеленевшие со временем, и камеральная лаборатория («камералка», «керамичка») археологической экспедиции Агоры 1937 года – здесь обрабатывали и сортировали найденную керамику.

ulli-u.livejournal.com

День рождения в Древней Греции. Часть 3. А. Общие религиозные праздники

День рождения в Древней Греции. Часть 3. День рождения бога/богини и другие способы греческого летоисчисления

А. Общие религиозные праздники

С гораздо большим воодушевлением древний грек почитал дни рождения богов и богинь, отмечая их ежемесячным возлиянием (в хорошем смысле слова), подношением плодов или выпечки, животных жертв и народными празднествами. Помимо дней рождения, праздники устраивались и в честь других важных событий в жизни богов: например, Великие Дионисии как бы отмечали «переезд» культа Диониса Элевтерия из Элевтер в Афины. «Счет они ведут привычный срокам праздников своих», – говорит Аристофан в «Облаках» о богах.

Однако, учитывая отсутствие дат (греки отсчитывали месяц декадами), разность календарей в разных греческих полисах и титулование лет по эпонимам (то есть, по именам ежегодно избираемых магистратов – в каждом полисе своих) точных дат по всей ойкумене, как теперь, у этих праздников как бы не существовало.

Например, близнецы Артемида и Аполлон родились по афинскому календарю в месяце таргелионе. Артемида родилась первой – в шестой день месяца – и помогла матери с рождением брата, которое произошло на следующий – седьмой день. Однако афинские месяцы начинались в середине современных. Это связано с положениями Солнца (равноденствиями и солнцестояниями) и Луны (от новолуния до новолуния), которые греки использовали как систему координат для отсчета начала года и месяцев.

Таргелион – 11-й месяц афинского года – падал на период от середины мая до середины июня. Значит, по теперешнему календарю 6 и 7 дни таргелиона это примерно 20 и 21 мая. В эти дни в Афинах (и, например, на Делосе, где родился Аполлон) отмечались Таргелии/Фаргелии (в честь них месяц и получил свое название) – празднования в честь Артемиды и Аполлона. В указанных государствах названия и период этого месяца совпадали, а, например, предыдущего и последующего месяцев – нет.

Более того, даже начало года в разных государствах падало на разные месяцы. В Афинах год наступал в новолуние после летнего солнцестояния, в Спарте – после осеннего равноденствия, в Беотии – после зимнего солнцестояния (то есть, был приближен к нашему), а в Милете – после весеннего равноденствия.

Праздники в честь Артемиды и Аполлона, а равно и Афины, (день рождения которой приходился на 28 гекатомбейона – 12 августа), и Афродиты (4 мунихиона – 24 апреля), и прочих богов проходили и в другие дни других месяцев. Таким образом, для каждого месяца находился свой крупный праздник, привязанный к культу какого-нибудь бога или богини. В Афинах только общеполисных празднеств в год отмечалось с полсотни. По сути, как и у всех древних народов, этот календарь был сельскохозяйственным, отмечавшим празднованиями в честь богов этапы проведения земледельческих работ.

При этом культовый календарь старались соблюдать точно (хотя бы формально – см. далее третью главу), и каждый участник приготовлений к празднествам знал свое место, обязанности и отведенный для их выполнения срок. Это подметил Демосфен, сравнив подготовку к военным действиям и к большим праздникам. По эффективности первая намного уступала второй (Демосфен. IV. Первая речь против Филиппа. 35-36):

«Но как вы думаете, граждане афинские, почему это так происходит: праздники Панафиней и Дионисий всегда справляются в надлежащее время независимо от того, каким людям – сведущим или неопытным – выпадет жребий устраивать те и другие, и на эти празднества затрачиваются такие деньги, сколько не идет ни на один из морских походов, и, вдобавок, это требует столько хлопот и приготовлений, сколько вряд ли идет вообще на что-либо другое; между тем военные походы все у вас запаздывают, не попадая вовремя – в Мефону, в Пагасы, в Потидею?

Это потому, что это все установлено законом и каждый из вас наперед еще задолго знает, кто назначен хорегом, кто гимнасиархом от данной филы, когда у кого и что надо получить и что потом надо делать; ничего в этих делах не забыто, не оставлено невыясненным и непредусмотренным; наоборот, в том, что касается войны и военных приготовлений, – не установлено, не налажено, не предусмотрено ничего».

На иллюстрациях:

1. Панафинейская процессия в честь Афины. Изображение на ионическом фризе Парфенона. V в. до н.э.

2. Процессия мужчин и юношей, возглавляемая флейтистом, в честь Диониса. Краснофигурный килик вазописца Триптолема. V в. до н.э. Лувр.

Предыдущие части:

Часть 1. Рождение и первые годы жизни

Часть 2. Традиции отказа от детей и инфантицид в античности по данным археологииЧто такое инфантицид. Спартанские Апофеты и карфагенский Тофет Римские термы в Ашкелоне Римская вилла в Британии Заброшенный колодец на афинской Агоре. Часть 1 Заброшенный колодец на афинской Агоре. Часть 2Колодцы в Мессене и ЭретрииКилиндра на Астипалее – самое большое младенческое кладбище в миреПоджо Граминьяно – самое большое младенческое захоронение в ИталииИ, наконец, итоги…

ulli-u.livejournal.com

День рождения в Древней Греции. Часть 2. Традиции отказа от детей и инфантицид в античности...

... по данным археологии.

Что такое инфантицид. Спартанские Апофеты и карфагенский Тофет

Римские термы в Ашкелоне

Так были ли в древности регулярные массовые убийства младенцев из религиозных (в угоду ли богам, для отведения ли их гнева) соображений или умерщвление «неудачных» детей с евгенической целью? Рассмотрим некоторые – вопиющие, как сказали бы теперь, – случаи умышленных убийств новорожденных, известные нам по археологическим исследованиям.

В 1988 году в Ашкелоне (Израиль) под римскими термами IV-VI вв. н.э. в канализационном желобе, заброшенном около 500 года, археологи обнаружили останки почти сотни младенцев. Судя по неповрежденным костям, тела оказались в канализации целыми. Это были как мальчики, так и девочки, доношенные, но умершие (или умерщвленные с помощью неопределяемых с течением времени видов убийств?) почти сразу после рождения.

Такое значительное число жертв без признаков насильственной смерти или заболевания может указывать на неонатицид. Тотчас была придумана романтическая история, как проститутки, работавшие в борделе при банях, обливаясь слезами, избавлялись от ненужных детей, мешавших им работать.

В этой теории, однако, столько допущений, что ее невозможно считать сколь-нибудь убедительной. Во-первых, никаких доказательств существования борделя при термах нет. Это, конечно, вполне возможно и даже вероятно, но не стопроцентно. Во-вторых, методы контрацепции женщинам подобных профессий известны уже давно, и непонятно, что мешало ашкелонским работницам их игнорировать. В-третьих, совершенно незачем было убивать детей (если они, конечно, не родились увечными): их можно было продать. Особенно, если проститутки были рабынями.

Однако факт наличия непогребенных традиционным способом большого количества младенцев налицо. В общем, существующие объяснения никак нельзя считать удовлетворительными, и «тайна» младенческого «кладбища» в канализации позднеантичных бань Ашкелона пока не раскрыта.

На иллюстрациях: римские термы в Ашкелоне и останки младенца из ашкелонской канализации.

ulli-u.livejournal.com

День рождения в Древней Греции. Часть 2. Традиции отказа от детей и инфантицид в античности...

... по данным археологии

И, наконец, итоги...

Подытожу рассказанное в предыдущих постах части 2. В античных источниках период раннего детства, и особенно младенчества, практически не освещен. С медицинской точки зрения его тоже никто не рассматривал. Два таких известных медика античности, как Гиппократ (V-IV вв. до н.э.) и Соран (I-II вв. н.э.), уделяли внимание только женщинам – беременности и родам, кратко упоминая советы по уходу за младенцами. Также письменные источники не сообщают нам ничего подробного о ритуальных обычаях, касающихся смерти и похорон детей до трех лет. Однако, несомненно, эти смерти трогали близких ребенка и наверняка вызывали печаль и боль у родителей.

Интерес к исследованию детских костей появился не так давно. Вроде как ребенок – не человек, что с него взять, он же и не жил почти вовсе. Однако, как выяснилось с появлением все новых методов исследования остеологического материала, и останки младенцев могут многое рассказать о жизни в античности. И не только о самих младенцах.

К сожалению, детские косточки очень хрупкие, что отражается на их сохранности, и по ним не различить пола погребенного ребенка. Возраст для младенцев чаще всего определяют по неонатальной линии на молочных зубах: если она присутствует, значит, ребенок родился живым и некоторое время прожил. При её отсутствии следует считать его мертворожденным или результатом выкидыша/аборта.

Какую же информацию могут дать детские скелеты? О заболеваниях и патологиях, методах их лечения или поддерживающей терапии. О культуре питания, характерной для данной местности. А также об отношении античных взрослых к античным детям – вспомним о двух таких разных малышах из афинского колодца.

Относительно античного инфантицида следует сказать, что с ним дело обстоит не так просто, как могло показаться на первый взгляд. Да, ценность жизни младенца в античности была весьма невелика. Но это обуславливалось, скорее, высокой перинатальной смертностью, нежели склонностью древних людей к предумышленному убийству новорожденных.

К тому же религиозное сознание того времени рассматривало видимые врожденные патологии как проклятие богов, и не всякий мог позволить себе идти наперекор божественному замыслу. Видимо, с этим связано равнодушное отношение к останкам детей с патологиями.

Что же касается массовых захоронений неонатальных косточек в непредназначенных для этого местах, то не всякий подобный «некрополь» был свидетельством инфантицида. Хотя исследователи могли предполагать худшее и строить версии относительно инициаторов зловещего «преступления», часто реальность была намного проще.

Вероятно, стоит смотреть на это, как на традиции погребения определенной возрастной категории, обусловленные сложившимся в веках и закрепленным правом отношением к детям от рождения до трех лет как к неполноценным членам социума. Им отказывали в посмертных обрядах, но, тем не менее, некоторые черты культа в погребениях все же присутствуют. Взрослые заботились о правильном переходе младенцев в иной мир, давая им в «поводыри» собаку, а «в подарок» (детям или богам) – бусину.

Впрочем, интерпретации как младенческих захоронений, так и присутствия в них собачьих останков достаточно гипотетичны, и в будущем, с увеличением количества (и качества) исследований в этой области, нас наверняка ждут интересные открытия.

На иллюстрациях: младенец Дионис в компании Гермеса (мрамор, IV в. до н.э., Археологический музей Олимпии) и младенец Плутос в обществе богини Эйрены (римская копия с греч. оригинала IV в. до н.э., мюнхенская Глиптотека).

Предыдущие части:

Часть 1. Рождение и первые годы жизни

Часть 2. Традиции отказа от детей и инфантицид в античности по данным археологииЧто такое инфантицид. Спартанские Апофеты и карфагенский Тофет Римские термы в Ашкелоне Римская вилла в Британии Заброшенный колодец на афинской Агоре. Часть 1 Заброшенный колодец на афинской Агоре. Часть 2Колодцы в Мессене и ЭретрииКилиндра на Астипалее – самое большое младенческое кладбище в миреПоджо Граминьяно – самое большое младенческое захоронение в Италии

ulli-u.livejournal.com