Урок религия древнего египта. Конспект урока по истории на тему "Религия древнего Египта" (5 класс)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

План-конспект урока на тему:"Религия и мифология в Древнем Египте". Урок религия древнего египта


Конспект урока по истории на тему "Религия древнего Египта" (5 класс)

Конспект урока по истории

«Религия Древнего Египта»

Класс – 5

Цели: 

  1. Способствовать пониманию религиозной системы Древнего Египта;

  2. Содействовать формированию представлений о пантеоне древнеегипетских богов.

Тип и вид урока: Усвоение знаний, навыков и умений/ урок-исследование

Планируемые результаты:

Предметные: Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников.

Личностные: Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Метапредметные: Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Оборудование:1. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

2. Учебник.

3. Раздаточный материал по теме урока.

Ход урока.

Организационный момент.

Психологическая установка на урок.

Учитель: (Слайд 1)

Прозвенел звонок и мы начинаем наш урок.

Здравствуйте, присаживайтесь.

На прошлом уроке мы с вами говорили о жизни и деятельности людей древнейшей цивилизации-цивилизации древнего Египта. Сегодня мы вновь отправляемся в страну сфинксов и пирамид.

Я желаю вам рабочего настроения, уважительного отношения к ответам одноклассников. Я уверена, у нас всё получится.

Сегодня на уроке мы с Вами продолжим изучать государство, которое располагается на берегу Нила.

- Что это за государство? (Египет)

Переход к изучению новой темы

Сегодня мы с вами отправимся опять в Древний Египет и будем разговаривать о ……..

А вот о чём, вы мне скажите сами, а точнее расшифруете тему урока. Перед вами свиток, в нем зашифровано название темы урока. Используя шифр, найти слова, спрятанные за цифрами.

Ответы учеников: тема - «Религия Древнего Египта» (Слайд 2)

Открываем тетради, записываем число и тему урока «Религия Древнего Египта». Давайте ещё раз проговорим про себя тему…..

Учитель: А что такое религия? (Религия - это вера в сверхъестественные существа). Записать в тетрадь. (Слайд 3)

Сегодня на уроке мы с вами будем проводить исследование.

У каждого из вас лежит рабочий лист исследования, на этом листе вы будите записывать результаты исследования, т.е. заполнять свои рабочие листы. Объяснение работы с листами.

- Но исследования не получится, если у нас с Вами не будет гипотезы (предположение, которое требует доказательства), которую мы в результате исследования должны подтвердить или опровергнуть. (Слайд 4)

Гипотеза: Религия древних египтян основана на поклонении множеству богам. Египтяне верили в загробную жизнь.

Учитель: Давайте обратимся к слайду, на котором представлен план нашего урока-исследования.

План: (Слайд 5)

  1. Каким богам покланялись египтяне

  2. Вера египтян в загробную жизнь

Изучение нового материала

Египетская религия и мир египетских богов – это лабиринт загадок. Согласно Геродоту (древнегреческий историк),(слайд6) «…египтяне – самые богобоязненные из всех людей…». Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов.

(Слайд 7).

Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Это верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта. Наряду с ними у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.

В ІІІ тыс. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие и бог солнца стал одним из главных богов египтян.

Как одно связано с другим? ( Египтяне поняли, что солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Однако они не знали, что солнце раскаленное небесное тепло и верили в то, что солнце – это бог.)

(Слайд 8). Бога Амона-Ра изображали в виде человека с головой, увенчанной золотым диском, или в виде огромного рыжего кота. Утром бог Амон-Ра выплывал на солнечной лодке и двигался по небу.

К вечеру лодка Амона-Ра спускалась в подземное царство, где он сражался с богом тьмы и побеждал страшного змея Апопа. Вырвавшись из подземного царства. Амон-Ра снова выплывал на небо. Наступал новый день.

Так объясняли египтяне смену времени суток.

Заполнение рабочего листа.

Давайте посмотрим, какие боги были ещё в пантеоне (составе) египетских богов.

(Слайд 9-пустая таблица)

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника и заполняют таблицу.

Проверяем. Слайд 10-таблица заполненная + Слайд 11-12 изображения богов

Делаем выводы.

Физминутка ( Слайды 13-14)

Оживим древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаёшь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

Встали, руки вверх, потянулись

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Кистями рук делаем «фонарики»

Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу.

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев

Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности плещутся рыбы.

Вытянуть руки перед собой, кистями рук изображая плеск рыб

Люди просыпаются. Поднимают руки к тебе и принимаются за работу

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место

( слайд 15). Но пантеон древнегреческих богов на этом не заканчивается……

Весной у нас расцветает вся природа. А в Египте наоборот: в мае и июне 50 дней дует из пустыни ветер, несущий с собой раскалённый песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи. От песка и пыли воспаляются глаза у людей и животных. От жары и отсутствия влаги вянут зелёные листья цветов и пальм, стебли прибрежных тростников покрываются пылью и жухнут. Вся растительность как будто умирает. В середине лета затихает страшный ветер пустыни, начинается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять, почему увядала растительность, а потом расцветала вновь, египтяне придумали сказание, мифы.

Давайте повторим с вами что такое миф, перед его прочтением? (миф – это сказание о богах и легендарных героях)

Чтение Мифа об Осирисе

Вопросы: Какое явление природы получило отражение в этом мифе?

О каких богах идет речь? Осирис-бог и судья в «царстве мёртвых», Сет- бог пустыни, Гор-бог-покровитель фараонов, Исида- богиня-защитница всех жён и матерей.

Давайте вернёмся к нашим рабочим листам и заполним их материалом который сейчас получили.

Задание: «лови ошибку» (Слайд 16)

Мы с вами познакомились с мифом об Осирисе. У вас на столах лежит лист с названием - приложение 2. Там представлен данный миф, но с ошибками, прочитайте его и подчеркните ошибки и устно дайте правильный ответ.

Миф об Осирисе.

Осирис был первым царём Египта, а Исида – первой царицей. Они мудро правили страной. Осирис научил людей выращивать пшеницу и ячмень, строить дома. Но завидовал Осирису его брат, бог мудрости Сет. Сет обманным путём заточил Осириса в саркофаг. Злой Сет спрятал тело Осириса.

Исида нашла тело мёртвого Осириса и горько зарыдала над ним. Долго пряталась Исида на берегах Нила со своим сыном Тотом. Тот стал солнечным богом и считался покровителем фараонов.

Когда Тот вырос, он вступил в борьбу с Сетом и победил его. Тот оживил своего отца Осириса. Но Осирис не остался на земле. Он стал правителем подземного царства, судьёй в царстве мёртвых.

Делаем вывод.

«Царство мертвых»

Слайд 18

Египтяне верили в жизнь после смерти. Они считали, что он переходит в «царство мёртвых». Там есть свет и тепло, в каналах течёт голубая вода, зреет зерно на полях. Но не всякому разрешалось жить там. Каждый должен был пройти суд Осириса. Умерший, стоя в белых одеждах, должен произнести клятву: «Я не делал зла. Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я не был причиной слёз. Я не поднимал руку на слабого. Я не завидовал. Я не сквернословил. Я не говорил дурного о царе. Я не пренебрегал богами. Я чист.». Показания умершего записывает бог Тот. Правдивость клятвы проверяют: сердце человека кладут на одну чашу весов, а на другую – фигурку богини правды (Маат). Равновесие означает, что умерший не солгал: он был добрым и праведным человеком. Рядом с весами опирается на передние лапы свирепое чудовище с телом льва и пастью крокодила. Оно готово проглотить того, кто при жизни творил зло.

Праведников пропускали в страну мёртвых

Чтение документа «Суд Осириса»

Вопросы: В чём клялся умерший? Кого в Древнем Египте считали хорошим человеком?

Закрепление изученного материала

(Слайд 19)

Работа с гипотезой урока.

Сегодня на уроке мы с Вами познакомились с религиозными верованиями Древних Египтян. В результате нашего исследования мы с Вами подтвердили или опровергнул гипотезу, которая стояла в начале нашего урока.

Гипотеза: Религия древних Египтян основана на поклонении множеству богам. Египтяне верили в загробную жизнь.

Домашнее задание

Учебник стр 52-55 – читать.

Рабочая тетрадь: №31,№32 –письменно (заполнение карандашом)

Рефлексия

«Плюс-минус-интересно»

(метод де Боно). В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все интересные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

infourok.ru

План-конспект урока на тему:"Религия и мифология в Древнем Египте".

История Древнего мира

Тема урока: «Религия и мифология в Древнем Египте».

Цель:

1) Ознакомить учащихся с религиозными представлениями древних египтян.

2)Раскрыть роль религии в жизни египетского общества.

3) Совершенствовать навыки интерактивного изучения нового материала; повышать культурный уровень школьников.

Ожидаемые результаты. После этого урока ученики смогут получить представление о религиозных верованиях в Древнем Египте; ознакомиться с египетской мифологией; понять, что религия в Египте стала использоваться фараонами и жрецами для поддержания своей власти.

Основные термины и понятия. Жрецы, мифы, мумия.

Тип урока. Комбинированный.

План урока •

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

  3. Изучение нового материала

  1. Древнейшие культы.

  2. Заупокойный культ. Культ фараона.

  3. Роль религиозных верований в жизни египтян.

  1. Закрепление новых знаний

  2. Итоги урока

  3. Домашнее задание

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос.

  1. На какие периоды делят ученые историю Древнего Египта?

2. Когда произошло новое объединение Египта?

3. В какую эпоху было создано огромное государство Древний Египет? Покажите его на карте.

4.Охарактеризуйте войско египтян.

5.Расскажите о религиозной реформе в Египте.

6.Назовите причины ослабления Египта в конце II тыс. до н. э.

После рассмотрения последнего вопроса можно дать классу творческое задание.

Представьте, что вы — жрец в одном из храмов Египта. Как вы объясните то, что могущество страны подорвано, и она оказалась бессильна перед натиском врагов?

В ходе выполнения задания целесообразно повторить определение понятия «религия» и вспомнить названия древнейших форм религии.

  1. Изучение нового материала

  1. Древнейшие культы.

Вступительное слово учителя.

Египтяне были странным народом. С одной стороны, они придумали геометрию, математику, знали астрономию и во всем любили точность. А с другой стороны, никак не могли навести порядок среди собственных богов. Мало того, что у каждого, города было свое собственное божество, так еще и многие общие для всего Египта боги — Ра, Осирис, Исида, Тот — в разных местах играли совершенно различные роли и по-разному друг другу подчинялись, Даже о том, как создавался весь этот мир, египтяне думали неодинаково.

Рассказ учителя.

Составить мнение о религиозных верованиях древних египтян на помогают мифы, предания, сказания о богах, героях, демонах, духах, отражавшие фантастические представления людей о мире, природе и жизни человека.

Особенно популярен миф об Осирисе, одном из наиболее почетаемых египетских богов. Осирис был царем Египта, младший брат Сет убил его, рассек тело на четырнадцать частей и разбросал по Верхнему Египту. Жена Осириса – Исида – разыскала все части тела мужа с помощью своей сестры Нефтиды, сложила и пыталась оживить тело. Им помогал бог с головой собаки по имени Анубис, бог солнца Ра и мать Осириса Нут. Тело Осириса проросло колосьями, и жизнь вернулась к нему. С тех пор каждую весну, когда появляются новые побеги, египтяне празднуют возрождение Осириса.

Однако оставаться с живыми после своей смерти Осирис уже не мог.

Он ушел в подземное царство и стал там править. Каждую ночь он встречается с Ра, когда ладья бога Солнца возвращается от заката к восходу. Простой смертный предстает перед Осирисом только однажды — когда после смерти строгий, но справедливый суд определяет ему достойную меру наказания или почета в царстве мертвых

  1. Заупокойный культ. Культ фараона.

Рассказ учителя.

Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Ее необходимые условия — сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы).

Особенно пышными были похороны фараона, ведь в Древнем Египте фараона почитали как живого бога, сына Амона-Ра. Гробницами фараонов были пирамиды. Едва вступив на престол, фараон начинал строить для себя жилище и сам выбирал для него место. В скалистом грунте высекался погребальный склеп и ведущий в него коридор, отполировывали стены, разравнивали четырехугольную площадку — основание пирамиды. Затем правильными рядами укладывались огромные камни, которые скрепляли составом из извести и глины. Вначале постройка возводилась как прямоугольный параллелепипед, расположенный над склепом, затем вокруг этого сооружения добавлялись каменные уступы, суживающиеся кверху. Уступы заполнялись камнем и щебнем, обмазывались штукатуркой,

Наиболее известны первая ступенчатая пирамида Джосера близ Саккара, первая пирамида Снофру классической формы, близ Дашура, пирамида Хеопса (Хуфу, ок. 3730 г. до н. э.), Хефрена (Хафры, 3666 г. до н. э.) и Микерина (Менкаура, 3633 г. до н. э.). Самая большая из них, пирамида Хеопса, имела высоту 146 м и длину одной из сторон основания около 230 м. По сильно преувеличенным данным Геродота, над ее сооружением трудились 120 тыс. человек в течение 20 лет. В комплекс каждой пирамиды входили заупокойные храмы и гробницы знати.

Египетские пирамиды — единственное чудо из Семи чудес света, уцелевшее до наших дней.

Беседа по вопросу.

Почему похороны фараона в Древнем Египте отличались пышностью?

В ходе беседы учащиеся должны быть подготовлены к восприятию следующего вопроса темы.

  1. Роль религиозных верований в жизни египтян.

Самостоятельная работа с текстом учебника по опорным вопросам.

  1. С какой целью в Египте совершались религиозные обряды?

  2. Где совершались религиозные обряды?

  3. Как назывались служители богов?

  1. Закрепление новых знаний

Эта часть урока может не проводиться, так как закрепление материала происходило после каждого вопроса. При наличии времени, можно провести графический диктант.

Графический диктант.

Среди предложенных утверждений имеются истинные и ложные. Истинное утверждение учащиеся отмечают знаком ↑, а ложное знаком ↓.

1. Религия — это вера в сверхъестественные силы.

2. Одним из главных богов у египтян был бог Солнца Ра.

3. Египтяне почитали также Осириса — бога умирающей и воскресающей природы и бога мертвых.

4. Древние египтяне отрицали существование загробной жизни.

5. Для почитания жрецов строили пирамиды.

6. Религиозные обряды совершались в храмах.

V. Итоги урока

Заключительное слово учителя.

- Религия у египтян зародилась еще в первобытные времена.

  • Вначале египтяне поклонялись зверям, птицам, крокодилам, змеям, жукам; наделяли сверхъестественными свойствами растения.

  • Затем возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.

- Вера в загробную жизнь вселяла в простых египтян надежду после смерти попасть в «страну мертвых», где существует полное изобилие; побуждала во всем повиноваться фараону и его чиновникам.

VI. Домашнее задание

  1. Проработать текст параграфа.

  2. Подготовить сообщения на темы «Как были расшифрованы египетские иероглифы»; «Древний Египет — родина солнечного календаря», «Храмы Древнего Египта»; «Искусство Древнего Египта»

infourok.ru

Урок 12. Религия Древнего Египта

Урок 12. Религия Древнего Египта.

Цель: ознакомить египтян с религиозными верованиями древних египтян; продолжить формирование умений анализировать исторические факты на элементарном уровне, формулировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника.

Оборудование:

Термины: мумия, амулет, реформа

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Самостоятельная работа

В 1 В2
цивилизация Государство
Рельеф

Шадуф

Деспотия

Жрец

фараон
Саркофаг

Оазис

Папирус

ном

налоги

3 . Постановка проблемы.

Сейчас я вам расскажу историю, а вы сформулируйте вопро­сы, которые показались непонятными вам, современным людям. Один вельможа, впавший в немилость фараону, бежал из Египта, в других стра­нах приобрел богатство и славу. Но когда подошла старость, он униженно стал просить о том, чтобы вернуться на родину, но не потому, что соскучил­ся по ней. Он стремился вернуться только для того, чтобы после смерти из его тела сделали мумию. Итак, какие мы зададим вопросы, какую поста­вим проблему?

Ученики: Почему для вельможи было так важно, чтобы сделали мумию? Это и будет проблемой урока: зачем египтянам нужны мумии? Что нам нужно для решения проблемы? Ученики: Узнать, во что верили египтяне, каким богам поклонялись, какие представления у них были о загробной жизни. 4.Открытие нового знания. 1. Боги Древнего Египта.

Геродот назвал Египет «Землей богов», которых в этой стране насчитывалось до двух тысяч. Данное число поражало чужеземцев. Первоначально в каждой общине существовали свои боги. После объединения Нижнего и Верхнего Египта жители отдельных частей страны могли представлять себе одних и тех же богов по-разному.

Вспомните, мы уже предположили, что в Египте природные условия ока­зывали очень сильное влияние на устройство государства и общества. Ка­ким образом природа Египта могла повлиять на религиозные представле­ния жителей? Очевидно, египтяне обожествляли силы природы.

Такую религию принято называть «язычеством» (верой народов). Какие же факты мы можем привести в подтверждение нашей версии?

Египтяне верили, что все созданное на Земле – это творчество бога Атума. Ему же подчинялись боги: Шу (воздух), Геб (земля) и Нут 9небо).

Почему верховным богом считался Ра - бог Солнца? Главным занятием египтян было земледелие; они поняли, что вырастить урожай без солнца невозможно. Они задавали вопросы. Напри­мер: «Что такое солнце?» Не зная, что это небесное тело, они решили, что это - бог. Каждое утро Ра проплывал в своей лодке по небосводу, освещая землю. Он мог принимать различные обличия – иногда красного раскаленного диска, обвитого коброй, иногда ястреба. Когда столицей Египта стали Фивы, бог Амон, который покровительствовал этому городу, стал называться Амон-Ра.

Жуки-скарабеи – одно из воплощений бога солнца и животворящих сил природы. Катание скарабеем навозного шарика представлялось египтянам символом движения солнца по небу. Сделанные из камня скарабеи были самыми распространенными амулетами в Древнем Египте.

Амулет – предмет, который, по верованиям людей, способен оберегать от несчастий и болезней.

Считалось, что они дают бессмертие. Фигурку скарабея из драгоценных камней клали внутрь мумии вместо вынутого сердца.

Почему египтяне поклонялись реке? Вся их жизнь зависела от разливов Нила. «Если бог Нила рассердится и выльет из кувшинов воды меньше, чем обычно, то вся наша страна превратится в пустыню» (из гимнов Нилу). Бог Хапи олицетворяет ежегодный разлив Нила, который делает почву плодородной. Повсюду в Египте его почитают как бога жизни и изобилия. В Нил бросают жертвенных животных и пищу, чтобы вымолить у Хапи обильное половодье, которое щедро напоит водой поля для посева.

Богиней-матерью была Мут — жена Амона-Ра. Их сын Хонсу был символом Луны, он появлялся на небе ночью.

Осирис — бог сил природы, впоследствии царь загробно­го мира. Каждый умерший предстает перед богом-судьей загробного мира Осирисом в надежде обрести вечную жизнь в потустороннем мире. В стародавние времена, когда на земле правили боги, Осирис был царем Египта, но властолюбивый брат Сет убил его. Благодаря верной жене Исиде и богу мертвых Анубису Осирис возрождается: правда, он живет в загробном мире и не может вернуться на землю.

Жена Осириса Исида — богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности, семейной верности. Она так могущественна, что может подарить своему супругу вторую жизнь. Исида – любящая и заботливая мать: она прячет своего сына Гора от его коварного дяди Сета и охраняет от грозящих со всех сторон опасностей.

Их сын Гор изображался в виде человека с головой сокола. Все детство он провел на болотах в дельте Нила, где мать прятала от коварного Сета. Став взрослым, он вступает в логую борьбу со своим дядей Сетом за египетский трон и одерживает победу. Он считал­ся покровителем фараона.

Анубис — главный помощник Осириса в царстве мертвых. Он сделал самую первую мумию – мумию Осириса. Этот обряд позволил Осирису обрести новую жизнь. С тех пор Анубис стал богом бальзамирования. Он считал сердца умерших и подготавливал тела к бальзамированию. Изображается Анубис в виде шакала или в виде человека с головой шакала.

Брат Осириса Сет — бог чужеземцев, пустыни, олице­творение злых сил. Он изображался человеком с головой осла. Он и добрый и злой бог. Благодаря ему каждое утро солнце сияет в небе, ведь каждую ночь Сет охраняет ладью бога солнца Ра, сражаясь со страшным змеем Апопом. Вместе с тем властолюбивый Сет вероломно убивает своего брата Осириса, законного царя Египта, чтобы силой овладеть троном.

Тот — бог мудрости, счета и письма. Его изображают в виде человека с головой птицы ибиса. Он изобрел счет и письменность, чтобы сохранять и передавать знания. Покровитель писцов, он сам служит писцом при богах. Он записывает все их решения, в том числе результаты загробного суда Осириса. Кроме того, Тот - бог Луны. Он сменяет ночью на небе бога солнца Ра.

Маат – богиня истины. Египетские судьи носили на груди ее изображение.

В честь богов строили десятки храмов, а главные жрецы были богатыми и могущественными людьми. Это вызывало раздражение фараонов. В правление Эхнатона была проведена реформа.

Реформа – изменение в жизни государства.

Он объявил верховным божеством Атона, культ всех остальных богов был отменен, храмы закрыты, а находившееся в них имущество передано фараону. Однако нововведение оказалось недолговечным. После смерти Эхнатона все культы богов были восстановлены.

2. Миф об Осирисе и Исиде.

Некогда фараоном в Египте был бог Осирис. Большие темные глаза свер­кали на его смуглом лице, а волосы были блестящими и черными, как сама черная и плодородная земля. Осирис научил людей пахать и сеять, поли­вать поля нильской водой, разводить виноградники и сады.

Был у Осириса брат Сет - злобный, завистливый и уродливый. У него было красное лицо, узкие воспаленные глазки, враждебно смотревшие на мир. Казалось, он дышал злобой, горячей, как зной пустыни, и цветом сво­им он напоминал раскаленный бесплодный песок. Замыслил Сет погубить Осириса и захватить власть над всей страной.

Однажды пригласил Сет Осириса на пир. Ничего не подозревавший Осирис явился. Во время пира 50 слуг Сета (их было столько, сколько дней ежегодно дул ветер из пустыни) принесли большой и красивый гроб. Ковар­ный Сет сказал, что подарит гроб тому, кому он будет впору. (В древнем Египте гроб считался хорошим подарком, ибо люди верили в загробную жизнь и смолоду готовились к ней.) Гости ложились в гроб, но никому он не прихо­дился впору. Дошла очередь до Осириса, но едва он лег в гроб, как слуги Сета захлопнули крышку и бросили гроб в воды Нила. Осирис умер. Долго безутешной была его супруга, богиня Исида. Исида нашла саркофаг и хранила его в зарослях Дельты. Однажды во время охоты Сет нашел саркофаг и разрубил тело Осириса на четырнадцать частей. Исида нашла все части тела мужа, смазала собранное тело маслами и с помощью Тота и Анубиса за семьдесят дней сделала мумию мужа. Исида прятала в зарослях маленького сына Гора.

Потом сын Осириса Гор, человек с головой сокола, отомстил злому Сету за отца. А сам Осирис ожил, воскрес (ведь он был богом). Но он захотел оставаться на земле, а ушел в царство мертвых. И вот каждый год Осирис будто бы умирает и воскресает вновь.

С каким явлением природы связан этот миф? Каждый год в Египте, ког­да разливается Нил, расцветали растения, начиналась жизнь, а когда на­чиналась засуха, растения засыхали, и жизнь замирала. Поэтому и Оси­рис умирает и воскресает.

Итак, промежуточный вывод по проблеме: религия египтян очень тесно была связана с природой. Можно сказать, что они обожествляли явления природы. Культ животных

…Хотя Египет граничит с Ливией, в нем не особенно много зверей. Но все животные, которые там есть, как домашние, так и дикие, считаются священными… Для ухода за животными каждой породы назначены из египтян особые служители — мужчины и женщины, и эти должности переходят по наследст­ву от отца к сыну. Каждый житель города выказывает свое благоговение перед священным животным следующим обра­зом. После молитвы богу, которому посвящено данное живот­ное, они стригут своим детям всю голову, половину или толь­ко треть головы и затем взвешивают волосы на серебро. Сколько веса серебра потянут волосы, столько они отдают служительнице, а та за это нарезает рыбы в пищу животным. Таков способ питания этих животных. Если кто-нибудь умыш­ленно убьет какое-нибудь из этих животных, того карают смертью; если же — неумышленно, то платит пеню, установ­ленную жрецами. А кто убьет ибиса или ястреба, должен во всяком случае умереть.

  1. ...Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околевает собака, то все стригут себе волосы на теле и на голове.
  2. Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях. Собак же хоронят каж­дый в своем городе в священных гробницах...
69. Так вот в иных областях Египта крокодилы считаются священными, а в других — нет и с ними даже обходятся, как с врагами. Жители Фив и области Меридова озера почитают крокодилов священными. Там содержат по одному ручному крокодилу. В уши этому крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу, и пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях. Жители города Элефантины, напротив, не почитают крокодилов священными и даже упо­требляют их в пищу...

Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1991. С. 37

Вопросы к документу:

  1. Какие священные животные упоминаются в этом тексте?
  2. Как вы думаете, почему к ним такое отношение?
  3. Попробуйте объяснить, почему в Древнем Егип­те существовал культ кошки.

Египтяне верили во многих богов, изображая их в облике людей или зверей. Чаще всего черты людей и животных совмещались, так что и облик бога нам сейчас кажется сказочным. Так, например, богиня войны изображалась с головой львицы, а бог мудрости - с головой птицы ибис. Иногда бог был животным целиком: богиня женской красоты и любви Бастет приняла облик черной грациозной кошки; были также боги в виде кро­кодила и змеи. Египтяне поклонялись священным животным, останки которых нередко бальзамировали и хоронили в гробницах.

Предложите версии по поводу столь необычного облика египетских бо­гов. Какая версия кажется вам наиболее вероятной? Почему? Все это под­тверждает то, что религия была теснейшим образом связана с образом жизни и природой Египта. Образы богов египтяне создавали, изобретая и фантазируя, используя впечатления своей жизни.

Египтяне обожествляли также и фараона. Как это объясняли египтяне? Каким образом обожествление фараона было связано с системой управле­ния, с государством в Египте?

Как вы думаете, почему люди стали строить особые здания - храмы в честь богов? Люди верили, что жилища нужны не только людям, но и богам. Со временем они стали возводиться из камня и должны были воплощать величие бога. Постепенно появились и особые люди- «служители богов».

Почему жрецы постепенно приобрели власть и богатство? Зная многие законы природы, жрецы говорили людям, что только они знают, как умилос­тивить богов. За это люди несли в храм подарки и делали жертвоприношения.

Как египетские жрецы усиливали впечатление о могуществе богов? Вне­шний вид и внутреннее убранство храмов были величественны, наполне­ны таинственностью и полумраком.

Домашнее задание:

Хнум, Хатор, Бэс, Таурт, Бастет, Сехмет, Себек, Птах, Селкет – кто это?

Индивидуальное задание (сообщение про пирамиды)

mognovse.ru

6-й урок. Религия в Древнем Египте

6-й урок.

Образец письменности и изобразительного искусстваДревнего Египта — сцена суда Озириса.«Книга мертвых». Папирус. XXI династия.Использовано изображение из книги«Древние цивилизации» («Мысль», Москва, 1989 г.)

Цель урока: 1) показать, что развитие религиозных представлений у древних египтян, как и у первобытных людей было вызвано беспомощностью перед силами природы и неумением объяснить несправедливости общественной жизни; 2) подчеркнуть роль религии как орудия угнетения трудящихся масс.

На этом уроке раскрываются понятия: религия, жрец, храм; продолжается работа над понятием знать.

Оборудование урока: картина «Храмовое хозяйство». Таблицы 15 и 16 Альбома по истории древнего мира. Желательно диапозитивы 22, 25, 27, 35 — 37.

Опрос: расскажите об образовании в Египте могущественного государства. Напишите столбиком на доске, при помощи чего рабовладельцы укрепляли свое господство над крестьянами, ремесленниками и рабами? Почему не было государства при первобытнообщинном строе? Почему оно возникло при рабовладельческом строе? В то время как один из учащихся изображает на доске схему управления в Египте, другой рассказывает, почему власть фараона в Египте называется деспотической. Для чего она была организована? Проверяется домашнее задание по работе с учебником: перечислите обязанности и права визиря, номарха, писцов.

Обобщая ответы, учитель отмечает: рабовладельцы с самого начала разделения общества на классы не чувствовали себя спокойно. Они боялись вое новых и новых восстаний угнетенных масс. В руках рабовладельцев была власть, войско, суд, тюрьмы. Чтобы крепче держать в повиновении крестьян и ремесленников, рабовладельцы использовали веру людей в богов — религию.

План изложения нового материала

1. Поклонение силам природы в Древнем Египте.

2. Вера в загробную жизнь. Погребение.

3. Храмы и жрецы.

4. Классовое значение религии.

Изложение новой темы начинается вопросами классу по ранее пройденному материалу: почему люди стали верить в богов? Как называется вера в богов и поклонение им?

Получив ответ, учитель рассказывает о появлении религии у древних египтян. Учитель подчеркивает, что вера в богов зародилась в Египте в результате бессилия человека, его неумения объяснить грозные явления природы и несправедливости общественной жизни. Эти идеи учитель раскрывает на конкретном материале. Он говорит, что, охотясь на зверей с самым несовершенным оружием, древние египтяне нередко погибали в борьбе с ними. Сила и ловкость животных, их более острое зрение, чутье и т. п. казались египтянам чудесными. Поэтому они начинают обращаться к животным за помощью, поклоняются им. Так у египтян появилась вера в богов-животных, птиц и даже насекомых.

Особенно почитались во всем Египте корова и бык.

Своих богов египтяне изображали в виде животных или людей, у которых часто вместо человеческого лица были головы льва, шакала, сокола и др. (Таблица 15 Альбома по древней истории или диапозитив 22).

Учитель проводит беседу: чем можно объяснить почитание животных в Египте? Когда оно могло возникнуть? Чем объяснить, что в более позднее время главным богом стало солнце, а его воплощением — бык?

Учитель говорит, что почитание животных возникло в древнейшие времена, когда предки египтян занимались охотой, тогда у каждого рода богом-покровителем считалось какое-либо животное. Это обожествление животных сохранилось и в более позднее время. Оно отразилось, например, в названиях номов. Поклонение корове и быку связано с распространением земледелия и скотоводства.

Затем учитель переходит к рассказу об обожествлении сил природы. Обрабатывая землю самыми простыми орудиями, египтяне затрачивали огромные усилия, но в то же время во всем зависели от природы. Они полагали, что все в природе живое: и солнце, и земля, и Нил. Египтяне обожествляли эти силы природы и поклонялись им. Бог Нила (или по-египетски Великий Хапи) и бог плодородной земли почитались во всем Египте. Главным богом стало солнце, почитавшееся под именем Ра в образе чаще всего быка.

Египтяне верили, что бог Ра создал землю, людей, животных, растения. Бог Ра говорит: «Когда я открываю глаза, на земле становится светло, когда я закрываю глаза, на земле наступает ночь». Так египтяне объясняли смену дня и ночи.

В октябре, в дни наивысшего подъема воды при разливе, весь Египет торжественно отмечал «праздник Нила» (эти дни празднуются и поныне). Нил прославляется в гимнах.

Привет тебе, Хапи (Нил),выходящий из этой земли,Приходящий, чтобы напитать Египет...Создающий ячмень,Взращивающий полбу (пшеницу)...Когда он восходит, то земля ликует,Все люди в радости,Все спины трясутся от смеха,Все зубы рвут пищу 1

Прочитав этот гимн, учитель спрашивает: почему египтяне так восхваляли Нил?

О своих богах египтяне создавали фантастические сказания - мифы. Излагается миф об Осирисе и Исиде, если он не был рассказан на первом уроке. Проводится его анализ: какие явления природы отражены в этом мире? Почему у египтян сложилось такое сказание? Если учащиеся уже знают этот миф и его значение, они о нем рассказывают.

Затем делается обобщение: религиозные представления египтян были тесно связаны с их занятием сельским хозяйством. Египтяне обожествляли те силы природы, которые имели большое значение в земледелии.

После этого вывода учитель останавливается на классовой основе религии в рабовладельческом обществе. Прежде всего она показывается на мифе о суде Осириса.

По верованиям египтян, Осирис, победивший смерть, стал главным богом загробного царства. Там он судит людей. В учебнике (стр. 23) или на диапозитиве 25 учащиеся могут рассмотреть древнеегипетский рисунок, изображающий суд Осириса.

Учащиеся находят владыку подземного царства, сидящего на троне как фараон. Позади его — богиня Исида с сестрой. Сорок два судьи задают умершему вопросы: повиновался ли покойный фараону, властям, знати, хорошо ли работал на полях фараона и его постройках и т. д. На весах сердце покойника уравновешено страусовым перышком, символом истины. Весы находятся в равновесии до тех пор, пока покойный говорит правду. Стоит ему солгать, как сердце затрепещет. Равновесие будет нарушено, судьи и бог узнают правду. Рядом с весами — бог мудрости с головой ибиса, покровитель писцов, записывает показания. Сын Осириса Гор, с головой коршуна, докладывает о результатах допроса. Если покойника находили безгрешным, Осирис отправлял его в рай, там было много воды и вдоволь пищи; в противном случае его пожирало страшное чудовище с туловищем льва и пастью крокодила, сидящее под весами.

На вопрос учителя учащиеся сами объясняют, что этим мифом о страшном суде, о наказании и награде на том свете религия помогала рабовладельцам держать простой народ в повиновении.

В древнейшие времена египтяне не понимали, отчего умирали люди. Они думали, что как оживает природа, так могут ожить в загробном мире и люди. Поэтому они считали необходимым сохранить тело умершего от разрушения. Рассказывая о мумификации покойников в Египте, учитель может показать изображение мумии и саркофага и на таблице 16 Альбома по древней истории и напомнить о гробнице фараона — пирамиде.

Тут же можно рассказать об одной из интереснейших археологических находок (см. Книгу для чтения «Древний Восток», статья «Гробница Тутанхамона»), В этой гробнице грудами лежали золотые вещи. Мумия фараона была заключена в восемь саркофагов — больших гробов, вложенных последовательно один в другой. Один из саркофагов оказался великолепной ювелирной работы из золота. Его с трудом подняли восемь человек.

Для погребения знатного человека египтяне сооружали в земле гробницу — целый дом.

Саркофаг ставили в гробницу. Туда же помещали все, что казалось необходимым в загробной жизни — пищу, одежду, предметы домашнего обихода, фигурки рабов, которые тоже оживут и будут обслуживать покойника. Стены гробницы расписывали картинами, изображавшими жизнь умершего и его богатства. Учащиеся обдумывают, кому было доступно такое погребение.

Так погребали только богатых людей. Беднякам привязывали к шее дощечку с именем и молитвой и зарывали прямо в песке, поближе к могиле богачей, чтобы душа бедняка могла питаться милостыней от богатого покойника. А умерших рабов просто выбрасывали на свалку.

Учащиеся делают вывод о классовом характере погребений.

Особенно заметно сказывалась классовая роль религии на положении ее служителей — жрецов.

Третий вопрос плана изучается на материале, приведенном в учебнике; показывается таблица 15 Альбома по древней истории или диапозитивы 35—37.

На картине «Храмовое хозяйство» внимание учащихся привлекается к зданию храма и положению жрецов. Жрецы пользовались доходами с храмового хозяйства и дарами, которые египтяне приносили богам. Жрецы говорили: «Любим богом послушный, непослушный ненавидим богом».

К какому классу общества следует отнести жрецов? Учитель указывает, что старшие жрецы храмов составляли влиятельную часть знати.

Закрепление проводится по всему новому материалу. Что понимается под словом религия? Почему в Египте возникла религия? Из чего видно, что религия укрепляла рабовладельческий строй в Египте?

После ответов учащихся им предлагается прочесть в учебнике вывод, напечатанный курсивом и объяснить его.

Домашнее задание: выучить по учебнику § 11, Объяснить, почему жрецы поддерживали власть фараона, а фараон заботился об умножении богатств и влияния храмов. Повторить в § 5 «Возникновение религии». Желающим зарисовать саркофаг или взвешивание сердца на суде Осириса.

Примечания

1. И. Петровский и А. Белов. Страна Большого Хапи, стр. 103.

pedagogia.pro

Сценарий урока на тему "Религия Древнего Египта"

Технологическая карта урока истории

1. Ф.И.О: Алешкова С.В.

6. Тема урока: Религия Древнего Египта

7. Учебник: «История Древнего мира. 5 класс» А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. ООО «БАЛАСС» 2012.

8. Цель урока: дальнейшее освоение универсальных учебных действий и развитие основных компетенций обучающихся.

9. Задачи:

Общеобразовательная: Картина мира в фактах и понятиях.

Познакомить с религиозным мировоззрением древних египтян, используя понятия: религия, миф, жрец, храм.

Развивающая: Выявлять причинно-следственные связи.

Умение объяснять, почему египтяне почитали именно этих богов, и объяснять, какое значение религия играла в жизни древних египтян. Обобщать материал, подводить итоги, сравнивать новую информацию с ранее изученной, выполнять задания на соотнесение, оценивать работу класса в целом, оценивать собственную деятельность

Воспитательная: сформировать уважение к достижениям древних цивилизаций, показать их значимость и влияние на мировое развитие. Умение самостоятельно давать и объяснять оценку пониманию мировоззрения древних египтян с позиции человека XXI века.

Ожидаемые результаты: понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Тип урока: Урок изучение нового материала

Формы работы учащихся: Индивидуально, в парах, группах.

Оборудование: Доска. Мел. Учебник. Тетрадь. Карты: «Древний Египет», компьютер, интерактивная доска

План урока:

Учебная проблема урока: почему египтяне боялись погребения на чужбине?

  1. Боги древних египтян.

  2. Храмы древних египтян.

3) Религиозное мировоззрение древних египтян

Технологическая карта

Беседа. Нацеливание на изучении нового.

1)-Ребята а вы любите сказки? Чем они отличаются от рассказов, повестей? Что в них необычного? Чем как правило они заканчиваются?

– Сегодня я предлагаю вам познакомиться с египетской сказкой, в которой говориться о приключениях вельможи Синухета. Он служил царевичу сыну фараона. Давайте узнаем, что произошло когда умер владыка Египта.

Ученики выдвигают версии, соотносят со своим опытом, проговаривают во внешней речи. «В сказках есть волшебство, добро всегда побеждает зло…»

Представлять информацию,

оценочные действия

Выдвижение версий

2-3. Актуализация, выявление затруднений

Версии.

Затруднение (Выявление места и причины затруднения)

Предложить прочитать отрывок на с.58, о египетском вельможе Синухете. Прочитайте как сложилась жизнь вельможи вдали от Египта?– Читаем текст на с. 58. Выявляем противоречивые факты.

1-й факт: узнав о заговоре фараона, Синухет испугался заговорщиков и сбежал на чужбину, где вёл безбедный образ жизни.

Фиксируем на доске 1-й факт:

Синухет на чужбине жил хорошо.

2-й факт: однако к концу жизни Синухет возвращается на родину, несмотря на то, что там ему грозило наказание.

infourok.ru

Конспект урока на тему "Религия древних египтян"

План-конспект урока по теме «Религия древних египтян»

Цель: познакомить учащихся с религиозными представлениями древних египтян, для которых религия являлась неотъемлемой частью их повседневной жизни.

Задачи:

Развитие и поддержание познавательного интереса.

Поддержание уже развитых умений и навыков учащихся: делать выводы, видать причинно-следственные связи.

Сформировать интереса к истории Древнего мира

Сформировать представления о богах Египта.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая История Древнего мира 5 класс. М.: Просвещение, 2015; фрагменты фильма «ЕГИПЕТСКИЙ БОГ ОСИРИС И ЕГО ЦАРСТВО» (Пантеон богов; представление египтян о сущности человека; «Книга мертвых»; обряд бальзамирования и суд Осириса).

Ход урока

Момент урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

3 мин

Установление тишины в классе. Приветствие. Отметка отсутствующих.

(аналогично)

2. Переход к изучению новой темы.

2-3 мин

На доске: «Религия древних египтян»

План:

  1. Представление египтян о богах

  2. Миф об Осирисе и Исиде

  3. Представления о загробном мире

Основные понятия и термины: религия; боги: Амон-Ра, Апоп, Геб, Нут, Тот, Бастет, Апис, Осирис, Сет, Исида, Гор, Анубис; саркофаг, мумия.

5. Дом.задание.

2-3 мин

Записываются на доске:

§ 10-пересказ; имена богов выучить.

Уч-ся получают домашнее задание, записывают его в дневнике

6. Изучение нового материала.

Ост.время

Религия играла огромную роль в жизни каждого египтянина. В Египте сохранились воспоминания о такой вере, как тотемизм. Через эту веру, через поклонение животным и растениям прошли все народы мира. есть версия, что боги Древнего Египта – изобретение (фантазия) жрецов и художников. Дело в том, что на всех древнеегипетских изображениях фараон всегда изображался выше ростом простых смертных, жителей Египта. Боги должны были быть ещё выше, чем фараон. Для фараона же такая разница в росте была неприятна. Но если фараон стоял перед фигурой звероголового бога, а не человекоподобного, то всем сразу становилось понятно- это бог, а это – фараон.

Запишите в тетради определение религии. (Религия – одна из форм отражения действительности в фантастических образах, представлениях, понятиях. Главным признаком религии является вера в реальность сверхъестественного.

Пожалуйста, нарисуйте в тетрадях табличку, в которой будет 2 колонки. Первую назовите «название бога», а вторую – «описание».

Первую колонку мы заполним вместе, а вторую вы будете делать самостоятельно, при просмотре фильма и чтении учебника.

Бог неба - Нут

Представляли огромной коровой ее тело осеяно звездами.

Бог мудрости - Тот

У него голова птицы ибиса с длинным клювом.

Богиня Бастет –покровительница женщин и их красоты.

гибкая черная кошка

Теперь, если будете вести себя тихо и не мешать своим одноклассникам, мы посмотрим фильм, в котором повествуется о иерархии древнеегипетских богов, как они выглядели, за что отвечали. Вы увидите и услышите миф об Осирисе и Исиде. В ходе фильма отмечайте в своих тетрадях 2 колонку. (установление дисциплины)

Фильм ( 9 минут).

А теперь давайте проверим, что вы написали (спрашиваю по 1 человеку)

Все правильно, вы справились с работой, у меня для вас есть ещё 1 фрагмент фильма, в котором интересно рассказывается и наглядно показывается как проходил обряд бальзамирования и что ждало умершего в «стране мертвых».

Фильм (10 минут).

Какие у вас возникли вопросы? (относится и к закреплению пройденного материала)

Ученики внимательно слушают учителя. Необходимую информацию записывают в тетради.

Записывают определение в тетрадь.

Чертят и заполняют таблицу.

Внимательно смотрят фильм, записывают в тетрадях необходимое.

Отвечают.

Задают вопросы, если они есть.

infourok.ru

Конспект урока на тему "Религия древних египтян"

Тема урока: Религия древних египтян

Цель:

познакомить суворовцев с верованиями, зародившимися еще в первобытные времена;

дать представление об особенностях религиозного мировоззрения, появление которых стало возможным только в классовом обществе;

продолжить воспитание у детей интереса к истории Древнего мира;

формирование компетенций( организационной, коммуникативной)

формирование гражданской позиции

Ход урока:

  1. Повторение изученного материала по теме «Военные походы фараонов»:

Слайд 1

Переход к новой теме

Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их и их ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг и т.д. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие погребения? Какие выводы мож­но сделать на основе этих данных?

Главный вывод: у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования

II. Новая тема.

Слайд 2

Сегодня нам с вами предстоит выяснить

1.Каким богам поклонялись

2. Во что верили египтяне

3. Их религиозные обряды, ритуалы 1) Каким

1. Боги и жрецы.

- Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Это верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта. Эти верования называются тотемизмом.

Наряду с этим у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.

- Прочитайте п.1

Кто такие жрецы? Что такое храмы?

Слайд 3

Храмы – это жилища богов

Слайд 4

Жрецы – это служители богов

2. Боги Древнего Египта. Слайд 5

Давайте познакомимся с богами Древнего Египта

Слайд 6 Нут и Геб

Слайд 7 Ра

Слайд 8 Тот

Слайд 9 Анубис

Слайд 10 Сет

Слайд 11 Маат

Слайд 12 Баст

Слайд 13 Собек

Слайд 14 Гор

Слайд 15 Осирис

Слайд 16 Изида

Слайд 17

Миф об Осирисе и Исиде (распечатка)

Некогда царем в Египте был бог Осирис. Большие темные глаза сверкали на его смуглом лице, а волосы были блестящими и черными, как сама земля на берегах Нила. Добрый Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб.

Младший брат Осириса – Сет был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка.

Сет завидовал Осирису и ненавидел его.

Однажды Сет явился на пир в царский дворец. Слуги несли за ним роскошный гроб, украшенный изображениями и надписями. «Кому этот драгоценный гроб придется впору, - сказал Сет, - тому и достанется!» Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мертвых». Один за другим гости ложились в гроб, но он был слишком велик для них. Настала очередь Осириса. Едва он лег на дно деревянного ящика, слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб и бросили его в воды Нила. Осирис умер.

Горько плакала верная жена Осириса – богиня Исида. Пряталась она от Сета в густых зарослях на берегу Нила.

Нянчила там маленького сына – бога Гора.

Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть Отца. Гор вступил с ним в единоборстве и в жестокой схватке одолел противника.

Долго искала Исида в болотах дельты гроб с телом мужа. Найдя, она чудесным образом оживила Осириса.

Воскрес бог, но не захотел остаться на земле. Стал он царем м судьей в «стране мертвых», а Гор – покровителем земных фараонов. Исида же стала защитницей всех жен и матерей.

Слайд 18

Почему египтяне, изображая Осириса, окрашивали его тело в зеленый цвет? Почему они часто изображали Осириса сидящим среди деревьев или же с виноградной лозой, обвивающей фигуру?

Вывод: В мифе говорится о том, как Осирис научил людей земледелию, разведению винограда, ремеслам.

Коварство Сета, его стремление занять престол говорит о борьбе за власть, междоусобных войнах между правителями государств.

В этом мифе отражены представления людей о загробной жизни. В качестве подарка Осирису был преподнесен гроб. Трудно представить нашу реакцию в подобном случае. Для древних египтян же такой подарок считался самым лучшим, т. к. к загробной жизни люди готовились еще при жизни.

В мифе отражена вера в справедливость : сын Осириса бог Гор одержал победу над злым и коварным богом Сетом (бог песчаных бурь, войны, зла и коварства.

«Царство мертвых»

Слайд 19

«Осирис вершит суд в царстве мертвых. А суд Осириса справедлив. Так же справедлив суд фараона».

Мифы о царстве мертвых и суде Осириса.  В мифах рассказывается, что воскресший Осирис не пожелал остаться на земле. Он стал царем и судьей в царстве мертвых. Египтяне верили в то, что после смерти они, подобно Осирису, оживут. Рассматривается рисунок «Суд Осириса» Слайд 20

Учитель рассказывает о том, как египтяне представляли себе судьбу умершего. На высоком троне в белых одеждах восседает владыка и верховный судья царства мертвых. За ним стоят супруга его Исида и сестра Пефтида. Перед Осирисом на цветке лотоса видны фигурки четырех сыновей бога Гора.

Бог мертвых Анубис с черной головой шакала держит за руку умершего, который должен убедить богов в том, что прожил жизнь достойно. «Привет тебе, великий бог, владыка справедливости!» — говорит умерший и произносит слова клятвы.

Что же нам рассказывают египтяне о «царстве мертвых»?

Прочитайте п. 4 и рассмотрите рисунок. Кто же по верованию египтян мог попасть в «царство мертвых»? Почему все стремились попасть в эту страну?

- Египтяне обожествляли фараона. Они верили, что он не просто человек, а земной бог, и называли его сыном Солнца. Бог солнца – царь среди богов, а его сын, фараон, царь среди людей.

Закрепление.

1.Каких богов и почему особенно почитали древние египтяне?

2.Особую любовь и почтение древние египтяне испытывали к кошкам. Как вы думаете, почему кошка была в Египте священным животным?

3.Как в верованиях египтян объяснялись важнейшие явления природы?

Домашнее задание Слайд 21

globuss24.ru