Граффити Софии Киевской. Память о Древней Руси. Граффити древние
Граффити
Граффити
Этимология
Граффити и граффито происходят от итальянского понятия graffiato («нацарапанный»). Название «граффити» в истории искусств обычно применяют для обозначения изображений, которые были нацарапаны на поверхности. Родственным является понятие «граффито», обозначающее удаление одного слоя пигмента путем процарапывания поверхности таким образом, чтобы показался второй цветной слой, находящийся под ним. Данная технология использовалась в первую очередь гончарами, которые после окончания работы вырезали на изделиях свою подпись. В древние времена граффити наносились на стены с помощью острого предмета, иногда для этого использовали мел или уголь. Греческий глагол γράφειν — graphein (по-русски — «писать») имеет тот же корень.
[править] История
Настенные надписи известны с глубокой древности, они открыты в странах Древнего Востока, в Греции, в Риме (Помпеи, римские катакомбы). Значение этого слова со временем стало обозначать любую графику, нанесенную на поверхность и расцениваемую многими как акт вандализма.
[править] Древний Мир
Самые ранние граффити появились в 30 тысячелетии до н. э. Тогда они были представлены в форме доисторических наскальных рисунков и пиктографий, нанесенных на стены такими инструментами, как кости животных и пигменты [2]. Подобные рисунки часто делались в ритуальных и священных местах внутри пещер. Чаще всего на них изображали животных, живую природу и сцены охоты. Эта форма граффити нередко вызывает споры, насколько вероятно, что подобные изображения создавались именно членами доисторического общества.
Единственным известным на сегодняшний день источником сафского языка, считающегося прото-арабским языком, являются граффити: надписи, нацарапанные на скалах и огромных валунах преимущественно в базальтовых пустынях южной Сирии, восточной Иордании и северной Саудовской Аравии. Сафский язык существовал с I века до н. э. по IV век н. э.
[править] Античность
Граффити в Помпеях
Первый образец «нового стиля» граффити сохранился в древнегреческом городе Эфесе (на территории современной Турции). Местные гиды называют его рекламным сообщением проституции. Расположенное рядом с украшенной мозаикой и камнями дорогой граффити изображало отпечаток руки, отдаленно напоминающий сердце, отпечаток ноги и число. Это означало, что где-то поблизости находился публичный дом, отпечаток руки символизировал оплату [3].
Граффити в древних Помпеях: карикатура на чиновника
Древние римляне наносили граффити на стены и статуи, примеры которых также сохранились в Египте. Граффити в классическом мире имели совершенно иное значение и содержание, чем в современном обществе. Древние граффити представляли собой любовные признания, политическую риторику и просто мысли, которые можно было бы сравнить с сегодняшними популярными посланиями о социальных и политических идеалах [4]. Граффити в Помпеях изображали извержение Везувия, а также содержали латинские проклятия, магические заклинания, признания в любви, алфавит, политические лозунги и знаменитые литературные цитаты, — все это дает отличное представление об уличной жизни древних римлян. В одной надписи содержался адрес женщины по имени Новеллия Примигения из Нуцерии, вероятно, очень красивой проститутки, чьи услуги пользовались огромным спросом. На другом рисунке был представлен фаллос, который сопровождала надпись «mansueta tene»: «Обращаться бережно». Типичное граффити на стене Помпейского лупанария[5]:
Антихристианская карикатура, найденная при раскопках древнего Рима и датируемая II веком. Надпись «ALEXAMENOS SEBETE THEON» переводится, как «Алексаменос поклоняется Богу»
Граффити помогли узнать некоторые подробности об образе жизни и языков давно ушедших культур. Орфографические и грамматические ошибки в написании граффити говорят о невысоком образовательном уровне людей, живших тогда, и одновременно помогают разгадать загадки разговорной латыни. Примерами являются CIL IV, 7838: Vettium Firmum / aed[ilem] quactiliar[ii] [sic] rog[ant]. В данном случае «qu» произносится как «co». 83 часть граффити, обнаруженная в CIL IV, 4706-85, делает очевидным умение читать и писать тех слоев общества, которые считались безграмотными. Рисунки можно найти даже на перистиле, восстановленном во времена извержения Везувия архитектором Кресенсом. Граффити были оставлены как начальником, так и рабочими. Публичный дом VII, 12, 18-20 насчитывает более 120 рисунков, некоторые из них были начертаны проститутками и их клиентами. Гладиаторская академия (CIL IV, 4397) была вся исписана граффити, нацарапанными гладиатором Целадусом (Suspirium puellarum Celadus thraex: «Целадус Фракийский заставляет девушек вздыхать»). Другим изображением, найденным в Помпеях на стенах таверны, были слова о владельце таверны и его сомнительном вине:
О хозяин, ложь твоя
Растлевает твой же ум!
Не мешая, пьешь вино сам,
Воду подаешь гостям[6].
В Египте, на территории архитектурного комплекса Гиза было обнаружено множество граффити, оставленных строителями и паломниками.[7]
[править] Средние века
Граффити были широко распространены в доколумбовой Месоамерике. В одном из крупнейших городищ майя Тикаль было обнаружено множество хорошо сохранившихся рисунков.[8] Граффити викингов, уцелевшие в Риме и в Ирландии на Ньюгренджском кургане, а также знаменитая надпись варяга, нацарапавшего свое имя (Халвдан) рунами на перилах в Софийском соборе в Константинополе, — все эти граффити помогают нам узнать некоторые факты из повседневной жизни прошлых культур. Граффити, известные как Тахеронс, нередко находят на стенах в романско-скандинавских церквях[9].
[править] Средневековые граффити на Руси
У восточных славян граффити имеют долгую и богатую историю. В Новгороде сохранилось 10 граффити XI века.[10][11]. Большое число граффити XI—XV веков имеется в соборе св. Софии в Киеве, они содержат как рисунки, так и (чаще) текст. Большей частью древнерусские граффити — это записи на стенах храмов, поэтому самое частое их содержание — молитвенные просьбы к Богу или святым, но попадаются и шуточные тексты, и записи типа «здесь был такой-то», и народные заклинания. Многие граффити содержат точную дату и являются важным историческим, лингвистическим и палеографическим источником. Для Киева, где в отличие от Новгорода нет берестяных грамот, граффити являются одним из основных источников сведений о бытовой письменности и разговорной речи.
[править] Возрождение
Когда художники эпохи Ренессанса, такие как Пинтуриккьо, Рафаэль, Микеланджело, Гирландайо или Филиппино Липпи спускались в развалины Золотого дома Нерона, они вырезали или вырисовывали свои имена [12][13], и по возвращении оттуда начинали использовать гротескный стиль в своих работах.
[править] Новое время
Испанское граффито 1605 года
На некоторых из египетских пирамид обнаружены граффити, оставленные французскими солдатами во время египетской кампании Наполеона [14]. Лорд Байрон оставил свой след на одной из колонн в храме Посейдона на Мысе Сунион в Аттике, Греция. Примеры граффити также можно встретить в Америке — это знаменитый Расписной камень, национальный межевой знак на Орегонской тропе. В Германии на стенах Рейхстага до сих пор остались граффити, оставленные советскими солдатами[15].
[править] Современная история
Солдат в Италии (1943—1944)
Считается, что граффити тесно связано с хип-хоп-культурой и тем бесчисленным количеством стилей, которые произошли от нью-йоркского граффити в метрополитене. Несмотря на это, существует много других замечательных примеров граффити. В начале XX века граффити стали появляться в товарных вагонах и подземных переходах. Один из таких граффити — Texino — ведет свою историю с 1920-х годов до нашего времени [16]. За время Второй мировой войны и в течение нескольких последующих десятилетий фраза «Killroy was here», дополненная изображением, стала распространена по всему миру. Эту фразу использовали американские войска, и она быстро проникла в американскую массовую культуру. Вскоре после смерти Чарли Паркера (у него было прозвище «Yardbird» или «Bird») граффити со словами «Bird Lives» стали появляться по всему Нью-Йорку [17]. В ходе студенческих протестов и всеобщей забастовки в мае 1968 года в Париже город оказался наводнен революционными, анархистскими и ситуационистскими лозунгами, такими как L’ennui est contre-révolutionnaire («Скука контрреволюционна»), которые были выполнены в стиле граффити, плаката и трафаретного искусства. В это время в США на короткий период становятся популярными политические слоганы (такие как «Освободите Хьюи», посвященные Хьюи Ньютону, лидеру движения Черных Пантер). Известным граффити 1970х годов стало знаменитое «Dick Nixon Before He Dicks You», отражающее враждебность молодежи по отношению к президенту США.
Граффити в Москве
Граффити, связанные с рок-н-роллом, составляют важную часть искусства граффити. Знаменитым граффити XX века стала надпись в лондонском метрополитене, гласящая «Clapton is God». Эта фраза была написана аэрозольной краской на стене станции Ислингтон осенью 1967 года. Это граффити запечатлели на фотографии, на которой собака мочится на стену. Искусство граффити также оказалось связанным и с протестным движением панк-рока начала 1970-х годов. Такие группы, как Black Flag и Crass (а также их последователи) всюду наносили свои названия по трафаретам, между тем как многие панковские ночные клубы, помещения и места встреч славятся своими граффити. В конце 1980-х изображение перевернутого бокала Мартини — символ панк-группы Missing Foundation [18] — стало самым повсеместным граффити в нижнем Манхэттене, и воспроизводилось фанатами хардкор-панка по всей Америке и Западной Германии [19].
Выгравированная надпись Kilroy. Национальный мемориал Второй мировой войны в Вашингтоне
Граффити сегодня — вид уличного искусства, одна из самых актуальных форм художественного самовыражения по всему миру. Существует множество разных стилей и видов граффити. Произведения, создаваемые граффити-художниками, — самостоятельный жанр современного искусства, неотъемлемая часть культуры и городского образа жизни. Во многих странах и городах есть свои известные райтеры, создающие на улицах города настоящие шедевры.
В большинстве стран мира нанесение граффити на чью-либо собственность без разрешения на то владельца данной собственности считается вандализмом и карается по закону. Иногда граффити используют для распространения сообщений политического и социального характера. Для некоторых людей граффити — настоящее искусство, достойное размещения в галереях и на выставках, для других — это вандализм.
С тех пор, как граффити превратили в неотъемлемую часть поп-культуры, его стали ассоциировать с музыкой в стиле хип-хоп, хардкор, битдаун и брейк-дансом. Для многих это образ жизни, скрытый от общественности и непонятный для широкой публики [20].
Граффити также используются как сигнал банды для маркировки территории или служат как обозначение или «тег» деятельности этой самой банды. Споры, которые ведутся вокруг такого вида искусства, продолжают подогревать разногласия между блюстителями порядка и граффитчиками, стремящимися выставлять свои работы на всеобщее обозрение. Это быстро развивающаяся форма искусства, ценность которого яро отстаивается его приверженцами в словесных перепалках со представителями власти, хотя то же самое законодательство зачастую защищает граффити.
[править] Зарождение современного граффити
Появление современного граффити можно отнести к началу 1920-х годов, когда рисунками и надписями помечали товарные вагоны, курсирующие по США. Однако зарождение граффити движения в современном его понимании связано с деятельностью политических активистов, которые использовали граффити для распространения своих идей.[21] Также граффити наносились уличными группировками, такими как the Savage Skulls («Дикие Черепа»), La Familia, DTBFBC, the Savage Nomads («Дикие Кочевники»), для того чтобы пометить «свою» территорию. К концу 1960-х стали повсеместно появляться подписи, так называемые теги, исполненные райтерами из Нью-Йорка которых звали Lord, Cornbread, Cool Earl, Topcat 126. Райтера Cornbread часто называют одним из основателей современного граффити.
Баллон с аэрозольной краской, самый популярный граффити-инструмент
Период с 1969 по 1974 год можно назвать революционным для граффити. За это время заметно выросла его популярность, появилось много новых стилей, а центр граффити-движения переместился из Филадельфии, штат Пенсильвания, в Нью-Йорк. Райтеры стремились оставить свои теги везде, где только можно, притом максимальное количество раз. Вскоре после того, как Нью-Йорк стал новым центром граффити, средства массовой информации обратили внимание на это новое культурное явление. Первым райтером, которому была посвящена газетная статья, стал TAKI 183. Это был подросток из района Вашингтон Хайтс в Манхэттене. Его тег TAKI 183 состоял из его имени Деметриус (или Деметраки, Таки) и номера улицы, на которой он жил — 183. Таки подрабатывал курьером, поэтому ему приходилось часто ездить на метро. Куда бы он ни ездил, он всюду оставлял свои теги. В 1971 году в Нью-Йорк Таймс вышла посвященная ему статья под названием «Таки вызвал волну последователей».[22][23][24] Одним из ранних райтеров считается также Julio 204, но в то время он остался незамеченным средствами массовой информации. Другими заметными граффитчиками были Stay High 149, PHASE 2, Stitch 1, Joe 182 и Cay 161. Barbara 62 и Eva 62 были первыми женщинами, прославившимися своими граффити.
В это же время граффити стало чаще появляться в метро, чем на городских улицах. Райтеры начали соперничать друг с другом, и смыслом их соревнования было написание своего имени максимальное количество раз во всевозможных местах. Внимание граффитчиков постепенно переключилось на железнодорожные депо, где они имели возможность исполнить большие сложные работы с меньшим риском. Именно тогда сформировались ключевые принципы современного понятия «бомбинг».
Теги в Сан-Пауло
Пример тега
К 1971 году манера исполнения тегов меняется, они становятся более изощренными и сложными. Это связано с огромным количеством граффити-художников, каждый из которых старался обратить на себя внимание. Соперничество райтеров стимулировало появление новых стилей в граффити. Художники усложняли сам рисунок, стремясь сделать его оригинальным, но кроме этого они стали заметно увеличивать размеры букв, толщину линий и использовать контур для букв. Это привело к созданию в 1972 году больших рисунков, так называемых «masterpieces» или «кусков». Считается, что райтер Super Kool 223 первым стал исполнять подобные «куски».[25][26][27]
Вошли в моду разнообразные варианты декорирования граффити: узоры в горошек, в клетку, штриховки и т. д. Сильно возросли объемы использования аэрозольной краски, потому как райтеры увеличивали размеры своих работ. В то время стали появляться «куски», которые занимали высоту всего вагона, их называли «top-to-bottoms», то есть «сверху донизу». Развитие граффити, как нового художественного явления, его повсеместное распространение и растущий уровень мастерства райтеров не могли остаться без внимания. В 1972 году Хуго Мартинес основал организацию «United Graffiti Artists» («Объединение Граффити Художников»), в которой состояло множество лучших граффитчиков того времени. Организация стремилась к тому, чтобы представить широкой публике произведения граффити в рамках арт-галереи. К 1974 году райтеры стали включать в свои работы изображения героев и сцен из мультфильмов. Команда TF5 («The Fabulous Five», «Невероятная Пятерка») прославилась тем, что искусно расписывала вагоны целиком.[28]
[править] Середина 1970-х годов
Сильно разрисованный вагон метро. Нью-Йорк, 1973
К середине 1970-х годов утвердились основные принципы граффити-искусства и культуры. На это время приходится пик популярности и распространенности граффити, отчасти потому, что финансовые условия не позволяли администрации Нью-Йорка бороться с уличным искусством, реализуя программы по удалению граффити или по улучшению технического обслуживания городского транспорта. К тому же граффити в стиле «top-to-bottoms» стали занимать целые вагоны. Середина 1970-х годов была отмечена огромной популярностью «троу-апов» («throw-up»), то есть граффити более сложных для исполнения, чем «теги», однако менее замысловатых, чем «куски». Вскоре после появления троу-апов, райтеры стали соревноваться в том, кто сможет исполнить большее количество троу-апов за меньшее количество времени.
Граффити-движение приняло соревновательный характер, и художники задались целью разрисовать весь город. Они хотели, чтобы их имена появились в каждом районе Нью-Йорка. В конечном счете, стандарты и требования, установленные в начале 1970-х, устарели, и к началу 1980-х многие райтеры жаждали перемен.
Современное граффити на вагоне
Однако на рубеже 1970-х — 1980х годов граффити переживает волну новых творческих идей. Еще одной ключевой фигурой граффити-движения этих лет стал Fab 5 Freddy (Фред Брасуэйт), который организовал в Бруклине команду, рисующую на стенах («wall-writing group»). Он отмечает, что в конце 1970-х разные техники нанесения аэрозольной краски и стили написания букв, которые отличали граффити северного Манхэттена от граффити Бруклина, начали смешиваться, что в итоге привело к появлению стиля «wild style»[29]. Fab 5 Freddy принадлежит заслуга по продвижению граффити и рэп-музыки за пределы Бронкса, где они появились. С его помощью наладились связи между граффити и официальным искусством, а также современной музыкой. Впервые с тех пор, как в начале 1970-х Хуго Мартинес организовал выставку райтеров, авторитетное изобразительное искусство стало серьезно воспринимать граффити.
Конец 1970-х стал последним всплеском повсеместного бомбинга перед тем, как Управление городского транспорта Нью-Йорка поставило себе цель — очистить транспорт от граффити. Власти метрополитена приступили к укреплению заборов и ограждений депо, а также массовому уничтожению граффити. Активная деятельность городских организаций нередко приводила к тому, что многие райтеры бросали заниматься граффити, так как постоянное уничтожение их работ приводило их в отчаяние.
[править] Распространение граффити культуры
В 1979 году арт-дилер Клаудио Бруни предоставил граффити-художникам Ли Киньонесу и Fab 5 Freddy галерею в Риме. Для многих райтеров, работающих за пределами Нью-Йорка, это было первым знакомством с традиционными формами искусства. Дружеские отношения между Fab 5 Freddy и вокалистки группы Blondie Дебби Харри повлияли на создание сингла под названием «Rapture» группы Blondie в 1981 году. Видеоклип на эту песню, в котором также появляется Жан-Мишель Баския, известный своими SAMO граффити, впервые демонстрирует зрителям элементы граффити и хип-хоп культуры. Хотя более значительным в этом смысле стал выход в свет в 1983 году художественного фильма «Wild Style» независимого режиссера Чарли Эхерна, а также документального фильма «Войны стилей» («Style Wars»), снятого Public Broadcasting Service (Национальным Телевещанием США) в 1983 году. Музыкальные хиты «The Message» и «Planet Rock» способствовали повышению интереса к хип-хопу и за пределами Нью-Йорка. Фильм «Войны стилей» не только продемонстрировал публике таких знаменитых райтеров, как Skeme, Dondi, MinOne и Zephyr, но также усилил роль граффити в зарождающейся в Нью-Йорке хип-хоп культуре: кроме райтеров, в кино появляются известные брейк-данс группы, такие как Rock Steady Crew, а в качестве саундтрека используется исключительно рэп. До сих пор считается, что фильм «Войны стилей» наиболее точно отобразил то, что происходило в хип-хоп культуре в начале 1980-х.[30] В рамках проходившего в 1983 году музыкального тура («New York City Rap Tour Fab») 5 Freddy и Futura 2000 продемонстрировали граффити в хип-хоп стиле европейской публике в Париже и в Лондоне. Голливуд также проявил внимание к хип-хопу, когда в 1984 году на экраны всего мира вышел фильм «Beat Street», в котором снова фигурирует хип-хоп культура. Во время создания этого фильма режиссер консультировался с райтером PHASE 2.
Появление трафаретного граффити также относится к этому периоду. Первые примеры трафаретного искусства были созданы около 1981 года граффити художником Blek le Rat в Париже, а к 1985 году они стали популярны во многих других городах, включая Нью-Йорк, Сидней и Мельбурн. Американский фотограф Чарльз Гейтвуд и австралийский фотограф Ренни Эллис запечатлели на своих снимках многие трафаретные граффити тех лет.
[править] Упадок граффити в Нью-Йорке
Надпись на витрине ресторана между Всемирным торговым центром и Чайна-тауном, Нью-Йорк
По мере того, как культура граффити распространялась по США и за их границами, собственно культурный аспект нью-йоркского граффити практически исчез. Столь скорый упадок граффити объясняется несколькими причинами. Улицы стали более опасными из-за вспыхнувшей «эпидемии крэка». Городское законодательство разрабатывало более строгие наказания для граффитчиков, а из-за ограничений по продаже аэрозольной краски приобретать материалы стало очень сложно. Кроме этого, управление нью-йоркского метрополитена значительно усилило финансирование программы против граффити. Многие излюбленные райтерами места стали сильно охраняться, вооруженные патрули сторожили депо, возводимые заграждения стали надежнее, а уничтожение граффити стало активным и повсеместным. Писать граффити в метро стало сложно, и многие райтеры вышли на улицы. Сейчас уличное граффити, наряду с граффити в междугородних и товарных поездах, является преобладающей формой райтинга.
Несмотря на это, многие райтеры восприняли новые препятствия скорее как вызов, чем как причину бросить граффити. Однако это привело и к тому, что художники стали жестоко бороться за подходящие для райтинга места и контролировать свои территории. Как ни странно, очень важными для бомбинга стали физическая сила и количество человек в команде. Blade, Dondi, Min 1, Quik, Seen и Skeme были одними из самых заметных и влиятельных граффитчиков той поры. Так закончилась эра привычного граффити в нью-йоркском метро, и в последующие годы в граффити остались только так называемые «крепкие орешки».
[править] Нью-Йорк, 1985—1989 гг.
В период с 1985 по 1989 годы в граффити остались самые стойкие райтеры. Последним ударом для граффитчиков было то, что вагоны метро стали отправлять на металлолом. Вследствие ужесточения мер, принимаемых властями, искусство граффити шагнуло назад в своем развитии: прежние замысловатые, искусно выполненные на внешней стороне поездов куски сменились упрощенными тегами, сделанными с помощью обычных маркеров.
Можно сказать, что к середине 1986 года Управления городского транспорта Нью-Йорка и Чикаго выигрывали «войну с граффити», и количество активно работающих райтеров заметно сократилось. Вместе с этим упал и уровень насилия, связанный с командами граффитчиков и «бомбингом». Некоторые райтеры 1980-х годов стали забираться на крыши домов и рисовать там. Известные граффити-художники Cope2, Claw Money, Sane Smith[31], Zephyr и T Kid[32] активно рисовали именно в это время.
[править] Кампания по очистке нью-йоркских поездов
Эта эпоха граффити характеризуется тем, что большинство граффити-художников перенесли свои работы из вагонов метро и поездов в «уличные галереи». Кампания по очистке нью-йоркских поездов началась в мае 1989 года, когда власти Нью-Йорка стали просто убирать из системы городского транспорта те поезда, в которых были нарисованы граффити. Поэтому огромному числу райтеров пришлось искать новые пути самовыражения. Горячо обсуждался вопрос, является ли граффити формой искусства[33].
До начала движения по очистке нью-йоркского транспорта, улицы многих городов, не только Нью-Йорка, были нетронуты граффити. Но после того, как власти принялись очищать метро и поезда, граффити хлынуло на улицы американских городов, где оно предстало перед невосприимчивой публикой.
Городские власти по всей стране ехидно назвали граффити паразитирующей болезнью, которая вырвалась за пределы Нью-Йорка и распространяется по США. Неумелое марание стен, зародившееся в Южном Бронксе, заполонило всю страну от восточного побережья до западного, появляясь на зданиях, мостах и шоссе в каждом крупном городе. Расходы на очистку городов от граффити взлетели до нескольких миллиардов долларов[34].
Многие райтеры нашли выход из этой ситуации в том, что стали демонстрировать свои работы в галереях или же организовали свои собственные студии.
Еще в начале 1980-х к этому обратились такие граффити-художники, как Жан-Мишель Баския, который начинал с обычного теггинга (SAMO, его подпись, означала Same Old Shit, то есть «старая добрая марихуана»), а также Кит Харинг, которому удалось заниматься искусством в рамках арт-студий.
Иногда райтеры исполняли на фасадах магазинов такие сложные и красивые граффити, что владельцы магазинов не решались их закрашивать. Зачастую такие искусные работы выполнялись в память умерших. Фактически сразу после смерти рэппера Big Pun в Бронкс появились огромные настенные граффити, посвященные его жизни, которые сделали BG183, Bio, Nicer TATS CRU[35]. Подобным образом райтеры реагировали на смерть The Notorious B.I.G., Tupac Shakur, Big L и Jam Master Jay[36][37].
studfiles.net
часть первая» в разделе «Граффити»
Специально для наших читателей мы перевели статью об истоках и развитии граффити, написанную нью-йоркскими райтерами «старой школы».
Изначально граффити использовали политические активисты, которые хотели донести свои мысли и лозунги до общественности, и уличные банды, которые таким образом обозначали свою территорию. Хотя в 1930-х граффити появилось в Лос-Анджелесе, в среде «чолос» (латиноамериканские индейцы или метисы, преимущественно мексиканского происхождения, проживающие на территории США — прим. пер.), а надписи, сделанные на товарных поездах бродягами, можно было увидеть задолго до цветных рисунков на электричках, граффити в его современном виде зародилось в 1960-х годах на Восточном побережье. Оно началось с трейн-райтинга в Филадельфии, и первопроходцами считаются Корнбрэд (Cornbread) и Кул Эрл (Cool Earl), которые покрыли надписями и рисунками весь город, обратив на себя внимание не только местных жителей, но и прессы. Не понятно, случайно или нет, но из Филадельфии граффити попало в Нью-Йорк.
Граффити (итал. graffiti — 'надписи') — надписи и рисунки на стенах зданий, заборах, поездах и т.д., сделанные от руки краской или маркерами. Сейчас сложно дать точное определение этому термину, так как он достаточно многогранен.
Трейн-райтинг, трейн-бомбминг — (англ. train wrtining — 'письмо на поезде', train bombing — 'бомбежка поезда') — рисование на поездах, при котором зачастую многим райтерам больше важен сам факт рисования, а не качество рисунков.
Пионеры: 1971-1974
Историю нью-йоркского граффити принято начинать со статьи, опубликованной в 1971-м году в The New York Times: в ней рассказывалось о парне по имени Диметриус, который жил на Манхеттене, на 183-й улице. Он работал курьером и много ездил на метро. Взяв псевдоним Таки 183 (Taki 183), он стал оставлять свою подпись в разных частях города. Люди заинтересовались, что означает эта надпись, и журналисты решили разобраться. Естественно, Taki 183 не был первым райтером или «королем», но он был первым, кого увидели и признали за пределами зарождающейся субкультуры. Среди самых первых пионеров граффити можно назвать Julio 204, Frank 207 и Joe 136.
Райтер, граффти-райтер — (англ. writer — 'писатель') — человек, занимающийся граффити.
Тег, тэг (англ. tag — 'ярлык', 'этикетка', 'бирка') — подпись райтера (его псевдоним), сделанная одним цветом маркером или краской. Глагол — тегать, тэгать. Занятие — тегинг, тэгинг. Человек — тегер, тэгер.
На улицах Бруклина также происходило движение. Появилось много активных райтеров. Одним из первых, прославившихся райтеров, был Friendly Freddie. Подземка стала своего рода системой связи: с ее помощью райтеры из пяти районов города узнали о существовании друг друга, и тогда же зародилось «соревнование между районами».
Король, кинг (англ. king — 'король') — райтер, рисующий больше и лучше остальных, признанный авторитет среди других райтеров.
Граффити быстро переместилось с улиц под землю и началась погоня за славой. В то время в основном писали теги, и, безусловно, главным было количество. Райтеры ездили на метро и тегали в вагонах. Очень скоро они поняли, что в депо можно расписать куда больше вагонов, а шансы, что тебя поймают — меньше. Так появился метод, которым до сих пор пользуются все трейн-бомберы.
Стиль тегов
Через некоторое время такое количество людей начало тегать, что нужно было придумать новый способ, с помощью которого можно было бы выделиться. Первый способ заключался в том, что нужно было придумать неповторимый тег — начали появляться различные каллиграфические стили. Райтеры добавляли к тегам росчерки, звездочки и другие элементы дизайна (многие из них используют до сих пор — прим. ред.). Какие-то значки служили просто украшением, а у каких-то был смысл. Так, например, короны использовали райтеры, которые считали себя «королями». Наверное, наиболее известным тегом за всю историю граффити можно считать Stay High 149: фигурка персонажа из телевизионного сериала The Saint с косяком на месте буквы H.
Размер тегов
Super Kool 223 Затем изменения коснулись размера тегов. Райтеры начали делать теги больше. Стандартный кэп был достаточно узким, поэтому теги большего размера все равно не привлекали особого внимания. Райтеры начали делать буквы «толще» и обводить их другим цветом, а также использовать кэпы от других аэрозольных красок. Так зарождались «куски». Не известно, кто первым сделал кусок, но чаще всего называют Super Kool 223 из Бронкса и WAP из Бруклина. Толстые буквы давали простор для развития имени. Райтеры начали украшать буквы кружочками, штрихами, звездами и клеточками. Добавление цвета и декоративных элементов были настоящим прорывом, однако куски продолжали сильно напоминать теги, от которых они и произошли. Среди известных райтеров того врмени можно назвать: Hondo 1, Japan 1, Moses 147, Snake 131, Lee 163d, Star 3, Phase 2, Pro-Soul, Tracy 168, Lil Hawk, Barbara 62, Eva 62, Cay 161, Junior 161 и Stay High 149.
Кусок (англ. piece — 'кусок', сокращение от masterpiece — 'шедевр') — цветной рисунок, сделанный на стене или на поезде, на который тратится гораздо больше времени, чем на флоп.
Троу-ап, флоп — (англ. to throw-up — 'бросать', 'кидать'; to flop — 'ронять', 'шлепаться') — быстро сделанный рисунок, состоящий из контура и заливки одного цвета. Буквы обычно округлой формы, а наиболее популярное сочетание цветов — черный и хром.
Riff 170
Tracy 168
Stay High 149
Развитие стилей
Атмосфера соревнования привела к развитию современных стилей. Topcat 126 считается основоположником стиля «Бродвей» (Broadway), который позднее эволюционирует в огромные блочные шрифты и наклонные шрифты. Затем Phase 2 придумал округлые буквы — «пузыри» (bubble letters). «Бродвей» и «пузыри» были самыми первыми стилями, в которых выполнялись куски, и они стали прародителями всех остальных стилей. Вскоре к буквам начинают добавлять стрелочки, завитки и связки. Они становятся все сложнее и изощренней и приводят к появлению нового «механического» стиля (mechanical style) или, как его теперь называют, «дикого» стиля (wild style).
Соперничество между Phase с одной стороны и Riff 170 и PEL с другой привели к дальнейшему развитию граффити. Riff был одним из провокаторов «войн стилей» (style wars). Flint 707 и Pistol внесли огромный вклад в развитие трехмерных шрифтов и привнесли в куски глубину, которая станет образцом для подражания у будущих поколений райтеров.
Подобный всплеск творчества не остался незамеченным. Хьюго Мартинес (Hugo Martinez), окончивший социологический факультет нью-йоркского Сити-колледжа (City College of New York), обратил внимание на творческий потенциал нелегальных художников того времени. Мартинес основал United Graffiti Artists: они выбрали лучших райтеров, рисовавших в подземке, и представили их работы в галерее. Именно благодаря UGA райтеры получили возможность выйти из подполья. В Razor Gallery Мартинес выставлял работы Phase 2, Mico, Coco 144, Pistol, Flint 707, Bama, Snake, Stitch. Flint 707, 1973 г. Фото: Urban Research В 1973-м году в New York Magazine вышла статья Ричарда Голдштейна (Richard Goldstein) под названием «Граффити хит-парад», которая способствовала общественному признанию художественного потенциала молодых талантов, «пришедших» из нью-йоркского метро. Где-то в 1974-м году Tracy 168, Cliff 159 и Blade начали добавлять к шрифтам пейзажи, элементы иллюстраций и персонажей, которые окружали буквы. Так появились картины, которые покрывали целые вагоны (англ. whole car — 'весь вагон', 'вагон целиком'). Первые хол-кары делали AJ 161 и Silver Tips.
Расцвет: 1975-1977
The Fabulous Five (TF5), 1976 г. Фото из книги «Искусство подземки» (Subway Art). The Magnificent Team (TMT), 1977 г. Фото из книги «Искусство подземки» (Subway Art).
Основные стили сформировались где-то после 1974-г года. Все стандарты были прописаны, и райтеры нового поколения беззастенчиво пользовались всеми достижениями райтеров первой волны. По Нью-Йорку ударил экономический кризис, и на транспортную систему никто не обращал внимания. Этот период стал расцветом рисования в нью-йоркской подземке. В это время началось размежевание между теми, кто уделял основное внимание стилю (стайл-райтерами), и теми, для кого главным были скорость и количество рисунков (бомберами). Хол-карами уже нельзя было никого удивить, а любимой формой самовыражения бомберов стали троу-апы, они же флопы. Троу-апы выросли из шрифтов-«пузырей»: это куски, сделанные на скорую руку, которые состоят из контура и небрежной заливки. Большинство этих работ состояли из двух-трех букв.
Райтинг, стайл-райтинг (англ. writing — 'процесс написания букв', 'письмо'; style writing — 'стильное письмо') — рисование на стенках и поездах с упором на стиль и форму букв. Позднее райтингом стали чаще называть только рисование на стенах.Бомбинг (англ. bombing — 'бомбежка') — рисование тегов, флопов, кусков.
Blade
Особо отличились в то время команды POG, 3yb, BYB TC, TOP, и короли флопов: Tee, Iz, Dy 167, Pi, In, Le, To, Oi, Fi aka Vinny, Ti 149, Cy, Peo. Началась настоящая гонка: команды и райтеры соревновались, кому удастся сделать больше троу-апов. Расцвет флопов и хол-каров пришелся на 1975-1977 годы. В это время, следуя по пути пионеров граффити Tracy и Cliff, такие райтеры, как Butch, Case, Kindo, Blade, Comet, Ale 1, Doo2, John 150, Kit 17, Mark 198, Lee, Mono, Slave, Slug, Doc 109 Caine One украшали поздемку и пригородные поезда потрясающими хол-карами.
Уличное искусство прочно вошло в наши сердца, стены домов и подъездов. Одни честят на чем свет стоит доморощенных художников, другие восхищаются новой появившейся картиной на углу соседнего дома, а третьи встают рано утром, пока город ещё спит, но утреннее солнце уже окрашивает стены, подготавливая их к новой порции вдохновения. И нет непричастных к этому чуду, а значит все мы, так или иначе, вовлечены в этот яркий красочный мир под названием «Граффити».
Мало кто знает, что за хулиганскими выходками подростков скрывается тысячелетняя история наскальных рисунков. Именно по наскальной живописи, по настенным рисункам мир узнаёт подробности своей истории.
Древнее граффити исполнялось внутри тёмных священных пещер во время жертвоприношений или ритуальных обрядов.
По наскальной живописи человечество узнало, что существовал такой язык, как сафский. Его до сих пор изучают по наскальной живописи.
Античные публичные дома рекламировали свои услуги тоже при помощи древнего граффити. Если в Эфесе изображалась на стене рука, нога и число, - это означало что где то рядом есть публичный дом. Нога-идти, рука - брать деньги...
Потом появились не только рисунки, но и надписи. Политики писали свои политические лозунги, философы нацарапывали свои высказывания и обычные смертные писали свои письмена на латыни. Так мир узнал хоть и безграмотную, но латинскую речь не книжного образца.
Да что там говорить, даже жалобная книга древнего помпейского кабака располагалась на стене у прилавка. Там недовольные сервисом могли писать свои возмущения и увековечить недобрым словом нерадивого хозяина таверны.
Предлагаем заказать портрет или шарж по фотографии у профессионального художника. Для этого достаточно отправить письмо с кратким описанием и приложить фотографию.
Великие художники эпохи Возрождения Рафаэль и Микеланджело оставили свои нарисованные имена на развалинах дома Нерона. И даже советские солдаты оставили свои надписи на стенах поверженного Рейхстага.
Так что история граффити - это не история молодежной хип-хоп культуры. Граффити - это способ постигать мир.
Сегодняшнее граффити поджидает нас в самых разных местах, от стен лифта, подъезда, дома, до росписи стен в офисах и домах. Граффити тесно входит в политику. Так, в Донецке вы можете увидеть граффити с изображением президента. Сам рисунок сложно назвать однозначным и трактовать его может каждый как угодно, но всё же...
Как и в древнем мире, народ рисует на стенах то, что его волнует. И по надписям на стенах легко можно прочить наш быт сегодня, как он есть. Без искажения источников, без анализа политиков и аналитиков, - правда вся как она есть, без цензуры.
Шотландский замок Кельбурн XVII века в 2007 году был разрисован бразильскими художниками в стиле граффити по просьбе владельца замка, графа Глазго Патрика Бойла, когда стены строения нуждались в срочной защите от воздействия окружающие среды. Планировалось, что граффити на стенах замка - временная мера, но результат настолько понравился Бойлу, что в 2011 году он обратился к властям Глазго с просьбой разрешить оставить экстерьер замка в нынешнем виде, ведь они сделали Кельбурн самым необычным замком в мире.
gallerix.ru
Самые древние граффити?. 100 великих тайн Древнего мира
Самые древние граффити?
На разных континентах учёные находят гигантские древние изображения животных, людей, геометрических фигур. С какой целью они были созданы? Ответов на этот вопрос множество, порой самых фантастических…
Однако о подлинном значении загадочных рисунков не знает никто.
Похоже, самыми плодовитыми древними художниками были индейцы — пустыня Атакама на берегу Тихого океана в северной части Чили изобилует подобными картинками. Самыми интересными из них считаются геоглифы на холме Унитас между городками Тарапака и Гуара. Там, например, можно увидеть 100-метровую фигуру колдуна с шестиугольной головой, увенчанной подобием короны с 4 перьями. Связь с Солнцем и владение тайными знаниями символизируют 8 параллельных линий от висков и щёк, топорик в левой руке и некий музыкальный инструмент в правой. На западном склоне холма изображён ещё один колдун, который в левой руке держит топорик, а правой указывает на север. У его левого бока отчётливо видна гигантская ящерица. Другие фигуры на Унитасе изображают прямоугольных людей с большими головами, у одного из которых имеется что-то похожее на слоновий хобот.
На самом разукрашенном в Атакаме холме, Керро-Пинтадос, в 6 километрах от деревни с таким же названием, изображены не только люди в шляпах, птицы и ламы, но и прямоугольники, квадраты, ромбы, круги, полукружия, стрелы и мальтийские кресты.
В других районах Атакамы эрозия, сильно повредившая верхние слои почвы, тем не менее, не смогла уничтожить эти древние рисунки. В Альто-Барранко можно увидеть стада лам с пастухами, а в Альто-Гуанильос — ромбы и кондора с распростёртыми крыльями.
Как отмечает знаток чилийских геоглифов Ганс Немейер Фернандес, выполнены они двумя способами. Светлые линии — это следы удалённого верхнего, потемневшего от окисления слоя гравия, а тёмные — уложенные на светлых склонах камни.
Археологи, этнографы и специалисты по оккультным наукам считают, что изображения представляют собой тотемы местных индейцев, надеявшихся на хороший урожай и удачную охоту. Огромные размеры должны были увеличить силу воздействия, а геометрические фигуры, возможно, символизируют применяемые в магии кристаллы. Существует ещё одна гипотеза: геоглифы могут быть формой записи астрономических явлений.
Один из самых удивительных рисунков на поверхности земли — гигантский трезубец, увенчанный изображениями людей и животных, называется «канделябром Паракаса». Он с незапамятных времён украшает обращённый к морю песчаный склон полуострова Паракас в 300 километрах от столицы Перу. Центральный ствол трезубца — борозда длиной 500 метров, шириной 4,5 метра и глубиной 60 сантиметров, боковые ветви — мельче и короче. Об этом чуде упоминали побывавшие в Паракасе в XV веке конкистадоры. Рисунок сохранился в первозданном виде благодаря необыкновенным свойствам песка, мельчайшие частички которого не двигаются с места даже при очень сильном ветре.
А что же оставили нам североамериканские индейцы? В 1923 году Джерри Филипс, полковник в отставке ВВС США, обнаружил с воздуха в бассейне реки Колорадо изображение громадного человека и неизвестного животного с длинным хвостом. К 1970 году археологи Джей фон Верльхоф и Гарри Кеси насчитали в данном районе 275 геоглифов, самые известные из которых — 29-метровая человеческая фигура, круг диаметром 43 метра и подобие пумы длиной 11 метров. Учёные считают, что эти рисунки индейцы создали для своих религиозных обрядов. Но как тогда объяснить найденное в штате Огайо громадное изображение змеи и яйца, в европейской культуре считающееся символом алхимии, которой американские индейцы никогда не баловались?
Любовь к рисованию была свойственна и жителям Старого Света, особенно обитателям Британских островов. Северный склон холма в Уилмингтоне, неподалёку от пролива Ла-Манш, украшает силуэт «Длинного человека» ростом 70 метров, держащего в каждой руке по тонкой палочке. Что он означает — непонятно, а возраст изображения оценивается в 2–2,5 тысячи лет. Видимо, в то же время появился гигант и в Серн-Аббас в Дорсете — вписанный в пятиугольник обнажённый мужчина с дубинкой в правой руке, считавшийся у древних кельтов символом плодородия.
Многие склоны известняковых холмов украшают фигуры лошадей, которым поклонялись древние кельты. Самое знаменитое изображение длиной 111 метров находится в Уффингтоне неподалёку от Оксфорда, а в Уэстбери некогда красовался конь с длинным, согнутым в полукруг туловищем и огромным глазом, но… в XVIII веке древний геоглиф исчез, а на его месте появилась другая белая лошадка во вполне натуралистичном стиле.
Изобилие геолифов, найденных во всех уголках Земли, позволяет предположить, что много громадных и загадочных изображений скрыто под травой и прочей растительностью. Может быть, неиссякающая мода на их создание и вызвала к жизни нынешние многоцветные граффити? Мы видим их сегодня едва ли не на каждой стене, и для непосвящённых они кажутся такими же загадочными и непонятными, как и огромные фигуры на поверхности земли.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
info.wikireading.ru
История граффити искусства в России и в Мире.
Прежде, чем говорить об истории граффити, имеет смысл определиться с самим термином и его значением. Что же подразумевается под этим названием? Одни думают, что граффити – это лишь неразборчивые надписи на стенах, другие утверждают, что этот вид творчества включает мастерски выполненные рисунки, третьи уверенны, что graffiti можно называть любые изображения, нанесенные аэрозольной краской. Чтоб положить конец этим спорам, определим, что граффити называют все виды изображений, нанесенные на стены, асфальт или другие поверхности. Это могут быть надписи, рисунки, простое закрашивание части стены и т.д. Изображения могут быть нанесены любым способом, то есть быть выцарапаны, нарисованы краской, углем, чернилами или другими материалами.
Однако всё это справедливо для граффити в его современном понимании. В течение веков (да-да, не удивляйтесь, именно веков) этот вид искусства пережил несколько этапов развития, которые мы и рассмотрим подробнее.
Граффити как исторические источники.
К первым граффити историки относят наскальные изображения, датируемые тридцатым тысячелетием до нашей эры. Рисунки на стенах пещер, нанесенные острыми инструментами или пигментными материалами, до сих пор не получили однозначную оценку. Принято считать, что эти доисторические граффити носили религиозный характер. В пользу этой версии говорит тот факт, что на рисунках чаще всего изображались сцены охоты и других событий из жизни общины.
Времена Античности ознаменованы различными проявления граффити. На стенах и статуях оставляли различные надписи, от любовных посланий до мыслей о политическом устройстве общества. Кроме лозунгов, античные граффити включали карикатуры и даже изображения рекламного характера. Так, в Эфесе был обнаружен рисунок, сообщающий о расположении публичного дома. Античные настенные росписи выполнялись простолюдинами, и знатными мастерами. К примеру, в Помпеях граффити знакомило зрителей с извержением Везувия. Подобные изображения оставили также майя, викинги и многие другие народности. Были граффити и на Руси. К ним относятся, в первую очередь, средневековые росписи и надписи на храмовых стенах.
Все перечисленные примеры в современной исторической науке служат важнейшим источником информации. Они повествуют о различных событиях того или иного отрезка времени, укладе жизни, образе мышления людей и т.д.
От средних веков до наших дней.
Отдельного внимания заслуживает творчество уличных художников, получивших прозвище мадоннари. Они появились в Италии более пятисот лет назад. На время проведения фестиваля в тот или иной город съезжались мастера изобразительного искусства и украшали улицы. Они странствовали из одного города в другой и расписывали улицы и площади. Основным сюжетом, который использовали уличные художники, были библейские мотивы, в частности, изображение Богородицы. Отсюда и название мадоннари – художник, который рисует Мадонну. Однако уличные живописцы воссоздавали и другие темы, постоянно расширяя границы своего творчества. Примеры граффити можно обнаружить также в наследии выдающихся художников эпохи Ренессанс. В частности, Рафаэль, Липпи, Микеланджело кроме прочего причудливо вырезали или выписывали свои имена на различных сооружениях. Даже в современном мире немало примеров граффити, связанных с тем или иным событием. Достаточно вспомнить надписи, сделанные солдатами на стенах Рейхстага после взятия Берлина.
Граффити как направление в современной стрит-арт культуре.
Очередной виток развития «искусства настенной росписи» начался еще в 20-е годы прошлого столетия и был связан с явлениями политической и культурной жизни. Необычные надписи начали появляться в подземных переходах, на товарных вагонах и в других местах, не предназначенных для письма. Одним из первых известных граффити художников стал «Texino». Вот уже много лет он привлекает внимание общественности, служит предметом изучения и даже нашел воплощение в кино.
Во время второй мировой войны американские солдаты повсеместно использовали выражение «Killroy was here», оставляя такие надписи и дополняя их различными изображениями. Эта фраза достаточно вошла в массовую американскую культуру и использовалась продолжительное время после окончания войны.
Различные протесты, забастовки и политические движения также нередко сопровождались рождением граффити-лозунгов. Чаще всего собственное мнение посредством уличных росписей выражали студенты и активная молодежь. Появился трафаретный способ нанесения граффити, благодаря чему надписи стали носить массовый характер. Оценить роль граффити в выражении общественного мнения можно, осмотрев остатки Берлинской стены с нанесенными на нее изображениями. Сегодня эти фрагменты являются историческими памятниками. Особо следует выделить граффити нью-йоркского метрополитена. Они появились в 70-х годах 20века. История их связана с 16-летним посыльным по прозвищу Тэйки. Парень жил на 183 улице, ежедневно в силу своей работы он объезжал различные районы города. Совместив свое прозвище и место жительства, он создал тэг «TAKI 183» и повсюду, где бывал в течение дня, выводил этот тэг небрежным шрифтом. Люди видели имя парня во всех районах Нью-Йорка, и несколько непонятных букв и цифр вызывали у обывателей недоумение и интерес. Со временем и другие граффитчики стали оставлять свои имена в подземке. Очень быстро на смену простому нанесению тэгов пришел «вайлдстайл» — неразборчивое написание букв, которое словно зашифровывало псевдоним художника от непосвященных. Скоро надписи украшали не только стены метрополитена, но и поезда, салоны вагонов, окна и двери. Каждый из художников старался выработать собственный почерк и при этом увековечить собственное имя. Стали выделяться различные формы графитти: «тэг», «набросок», «писес» (фрагменты) и другие.
Сегодня граффити – это не только замысловатые надписи. Целые картины, настоящие шедевры изобразительного искусства можно увидеть на стенах интерьеров и фасадов. Проводятся фестивали граффити, в крупных городах регулярно организовываются мероприятия, направленные на демонстрацию этого вида искусства. Многие автосалоны на презентации новых авто приглашают стрит-арт художников для создания граффити на автомобиле.
Graffiti стали активно использовать в дизайне интерьеров. Появилась возможность заказать граффити в качестве оформления любого объекта. Студия «Арт-Атак» предлагает услуги лучших стрит-арт художников, которые смогут воплотить любую идею в жизнь. Граффити в интерьере – это возможность оформить любое помещение в соответствии с собственным видением. Студия «Арт-Атак» выполняет работы любой сложности и любых масштабов. Как 100 лет тому назад, так и сегодня, граффити – это в первую очередь самовыражение.
art-atak.ru
Граффити Софии Киевской. Память о Древней Руси
В наше время писать на стенах – занятие не совсем поощрительное. Тем более если речь идет о церковных стенах – особенно внутренних, особенно если надписи процарапываются острым предметом поверх росписей.
Но в древней Руси отношение к подобной практике было не столь однозначным. С одной стороны, церковный устав князя Владимира «резанье на стенах» не одобряет и ставит в один ряд с ведьмовством, кражей церковного имущества и расхищением могил [1]. С другой, такая практика упоминается без какого-либо осуждения даже в былинах:
На часовне подписал свое имячко:
Ехал такой-то сильный, могучий богатырь,
Илья Муромец сын Иванович [2].
Мы, конечно, не знаем, какое именно «резанье по стенам» считалось предосудительным, но в практике, о которой мы будем говорить, принимали участие и клирики, и князья, и бояре.
«Здесь был Вася» по-древнерусски
София Киевская известна в основном своими росписями и мозаиками (о которых мы уже рассказывали), в качестве источника палеографических надписей ее знают чуть меньше. Часто бывает, что посетители древнего собора заглядываются на настенные лики святых, но не замечают надписей, расположенных на уровне собственного носа. А это стоило бы сделать, ведь можно обнаружить много интересного.
Святая София Киевская как Русская митрополия (дословно «мать городов русских») привлекала массу паломников, и многие из них оставляли автографы в память о своем посещении святыни.
Такие надписи называются итальянским словом «граффи́ти» (с ударением именно на второй слог, множественное число; в единственном – «граффи́то»).
Конечно, менталитет людей XI–XII вв. во многом отличался от нравов жителей XX–XXI вв., поэтому встретить в Софии надписи а-ля: «Лена + Сережа = Любовь» или «Здесь был Вася» затруднительно. Хотя аналоги надписей о Васе встречаются: «Матей писал» лаконично сообщает нам о себе некто уверенным размашистым почерком, свойственным XI веку. «Иван дьяк Давыдов» – еще проще представляется нам кто-то. Или: «Писал Ставр Городятинич» – более пафосно сообщает нам другой автор. Кстати, имя «Ставр» довольно редкое для древних русичей. Да и прозвище автора этого граффито знаковое. Ведь воевода Ставко (уменьшительное от Ставр) Гордятич упоминается в «Поучении Владимира Мономаха», а есть еще и былинный герой Ставр Городинович…
Но этот предположительный автограф былинного героя уже не относится к самоутвердительной надписи в стиле: «Здесь был…» – поскольку рядом с ней располагается другое граффито, вероятно, того же автора: «Господи, помози рабу Своему Ставрови, недостойному рабу Твоему». Такие молитвенные призывы и покаянные возгласы – важная тема софийских надписей. И действительно, их довольно много: «Господи, помози рабу Своему Георгию», «Господи, помози рабу Своему Григореви. Аминь», «Господи, помози рабу Своему Иоану грешному, иже се писа. Аминь», «Михаил убогий, а грехом богатый писал, Господи, помози ему», есть и собственно Василий: «Господи, помози рабу Своему Василиеви, грешному помози ему...»
Прорисовка записи о Василии
Такие надписи можно воспринимать как своего рода «вечные» помянники, ведь книги и бумаги могут сгореть, а стены Софии Киевской все еще содержат просьбы о молитвах наших далеких предков…
Но среди таких молений можно встретить и лаконичное анонимное покаянное сообщение: «Блуд сотворил в свят день».
Впрочем, древнерусские прихожане Софийского собора молились не только о себе. В проеме окна южной галереи некто верноподданный начертал: «Помози, Господи, кагану нашему». Каган – древнетюркский титул, аналог царя или князя. Каганами именовали, например, хазарских царей. Имел хождение титул и на Руси. Святитель Иларион Киевский в своем «Слове о Законе и Благодати» (1030–1050) каганами называет великих князей Владимира и Ярослава:
«О законе, Моисеомъ даннеемъ, и о благодати и истине, Исусом Христом бывшии. И како законъ отиде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера въ вся языкы простреся и до нашего языка рускаго. И похвала кагану нашему Влодимиру, отъ негоже крещени быхомъ», «Быша же си въ лето 6559, владычествующу благоверьному кагану Ярославу, сыну Владимирю» [3].
Значительно реже каганами, т. е. царями, в древнерусской письменности именуют других князей. Автор «Слова о полку Игоревом» вспоминает о былом «каганьем времени» – времени могущества Киевской Руси до эпохи междоусобиц.
Княжеские автографы
Хоры Софии - княжеское место
Особого внимания заслуживают граффити, расположенные на хорах Софии. Ведь это место, куда в XI–XIII веках не было доступа простым смертным – здесь молилась великокняжеская семья и их приближенные. Оказывается, что и правители древней Руси не очень отставали от своих подданных в деле писания на стенах.
В северной части хоров, на женской половине (т. н. гэниконите), на одном из столбов можно видеть такую надпись: «Господи, помози рабе Своей Олисаве, Святополчей матери, руськой княгине» – и ниже находится приписка мужской рукой: «а аз дописал: сыны Святополчии».
Запись княгини Олисавы и Святополка II
Большинство исследователей склонны считать, что в надписи идет речь об одной из жен великого князя Изяслава І Ярославича, от брака с которым родился Святополк, со временем занявший киевский престол. По всей видимости, надпись была создана именно во времена княжения сына Олисавы – великого князя Святополка II Изяславича, и вполне вероятно, что «сынов Святополчих» в моление своей матери дописал он сам. Тем более что рядом с первой надписью на том же столбе можно увидеть: «Господи, помози рабу Своему Михаилу», а ведь Михаил – это крестильное имя Святополка II.
Настенная летопись
Интерьер Софии Киевской, красным крестом выделено место с записью о смерти Ярослава Мудрого
Но не только молитвы несут в себе древнерусские граффити софийского храма, на его стенах есть записи о событиях, которые в той или иной мере поразили современников.
Одна из самых драматичных надписей на летописном языке сообщает:
«В 6562 [лето] (т. е. в 1054 году нашего летоисчисления) месяца февраля 20-го кончина царя нашего…», что вполне соответствует записи в Ипатьевской летописи в этот самый 6562 (1054) год:
«Преставися князь русский Ярослав… предасть душу свою месяца февраля в 20 в субботу 1 недели поста» [4].
Наименование Ярослава Мудрого царем в который раз демонстрирует особое уважение, которое к нему питали подданные (вспомним уже упоминавшийся ранее титул кагана).
Встречаются также граффити, сообщающие о погребении и восшествии на престол князей, поставлении епископов и т. д.
Но не только это поражало воображение древних киевлян и почиталось достойным записи на храмовых стенах. В наше неспокойное время с особым пониманием можно принять граффити следующего содержания:
«Месяца декембря в 4 [день] сотвориша мир на Желяни Святополк, Владимир и Олег».
Речь, видимо, идет о мирных переговорах уже упомянутого нами великого князя Киевского Святополка II Изяславича, князя Владимира Всеволодовича Мономаха (тогда Переяславского) и князя Олега Святославича («Гориславича», как назван он в «Повести о полку Игореве») Черниговского. Переговоры проходили примерно в 1097–1098 гг. в местности, которую некоторые историки отождествляют с Жулянами современного Киева, они знаменовали окончание одной из княжеских усобиц и давали надежду на прочный мир и прекращение братоубийства…
***
Большинство письменных памятников древности находятся в особых хранилищах, которые обычно доступны лишь исследователям. Чаще мы можем видеть только фотографии раритетов. Но в Софии Киевской драгоценные свидетельства жизни наших далеких предков не скрыты от обычного человека, можно прийти и увидеть все своими глазами.
Дмитрий Марченко
Примечания:
1) Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 2. М., 1995.2) Буслаев Ф. И. Русская хрестоматия: памятники древней русской литературы и народной словесности. М., 1894.3)«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. Подготовка текста и комментарии А. М. Молдована, перевод диакона Андрея Юрченко // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – СПб., 1997.4) Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI–XIV вв. – К., 1966.
pravlife.org
социальные сети в древней Италии
Сегодня мы можем быстро передать информацию по сети своим друзьям, родным или совершенно незнакомым пользователям, узнать самые свежие новости на интернет-порталах, по радио или телевидению. Древним же людям было сложнее в информационном плане, ведь в их время не существовало высоких технологий.
Несмотря на то, что в древние времена не было компьютеров и телевидения, люди научились быстро распространять информацию, особенно преуспели в этом в Древнем Риме. Чтобы поделиться друг с другом интересными сведениями, древние римляне эффективно использовали стены родного города. Древний Рим мы привыкли видеть в исторических фильмах, как город с белоснежными стенами, улицы которого могли бы быть эталоном чистоты. По мнению же историков, современные режиссеры грубо ошибаются, изображая город таковым. На самом деле Рим в древние времена был полной противоположностью.
Стены Рима были полностью исписаны граффити и пестрели самыми разными цветными надписями и иллюстрациями к ним. Римские улицы были для горожан чем-то вроде современных социальных систем. На собственных домах они нередко оставляли информацию о себе, своей семье, чем не анкета в ВКонтакте или Моем Мире? А иногда возле дверей можно было прочитать самые настоящие «социальные статусы», например: «Сегодня я в плохом настроении, не принимаю гостей» или «Красивые дамы заходите, мне сегодня одиноко». И это было не только в Риме, древние граффити археологи находят по всей стране, ими была найдена вилла в Италии, в Помпеях, которая была разрисована не только снаружи, но и внутри. Исследования показали, что в те времена итальянцы нередко оставляли граффити в домах тех, к кому пришли в гости – это уже аналогия гостевых книг современных социальных сетей. Они могли оставить поздравления, пожелания, а иногда и сообщения содержащие сарказм или юмор в доме, который посетили с гостевым визитом. Зачастую владельцы дома были не против этого.
Граффити для граждан древней Италии были самым продуктивным способом обмена информации. С помощью надписей и рисунков (неграмотные горожане, не умевшие писать, выражались графическим способом) они проводили предвыборные компании, делились новостями и сплетнями (желтая пресса), рекламировали свои лавки, развлекательные заведения, «пиарили» гладиаторов и артистов, высмеивали власть и даже знакомились! При раскопках Помпей на стенах зданий было найдено немало нецензурных слов, непристойных рисунков и пошлых карикатур, а также граффити, проливающие свет на конкретные исторические события.