Статус раба в древнем вавилоне. Правовое положение различных групп населения в Древнем Вавилоне по Законам Хаммурапи».
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Правовое положение различных групп населения в Древнем Вавилоне по Законам Хаммурапи». Статус раба в древнем вавилоне


Правовое положение различных социальных групп в Древнем Вавилоне.

Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов.

Рабы («вардум») составляли низший общественный слой. Рабами становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продавали, закладывали. Повреждение их здоровья или лишение их жизни считалось не более как повреждением имущества их господина, которому виновный обязан возместить ущерб. Раб не имел права самостоятельно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием со стороны последнего. Купля-продажа, совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. За содействие бегству и укрывательство раба или отказ его выдать виновный подлежал смертной казни. Наоборот, поймавший раба и доставивший его господину получал за услугу награду. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, но считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Законы Хаммурапи не ограничивали власть господина над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявшие меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Закабаленные за долги не могли находиться в рабском состоянии более трех лет. Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику позволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободны.

Свободное население Вавилона, в свою очередь, делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные свободные граждане «авилум» (человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. «Муж» не мог стать рабом-должником. Законы называют члена семьи должника, отрабатывающего долг в хозяйстве заимодателя, не рабом, а заложником. Через три года работы заложника долг считался погашенным независимо от его суммы. Множество статей законов Хаммурапи посвящено правам и обязанностям воинов, бывших основной опорой государственной власти. Земельные наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги. Кредитор мог отобрать лишь купленные воином поле, сад, дом. Взрослый сын воина становился законным наследником его надела. Если после смерти воина оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть надела, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина. В случае пленения воина его можно было выкупить, и он сохранял свое право на земельный надел. Воины, обеспеченные земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступить в поход. За отказ следовала смертная казнь, а человек, выступивший вместо воина, получал его земельный надел.

Полноправным гражданам противостояли «мушкену» (покорные). Вопрос  «мушкену» в сословной структуре вавилонского общества не решен однозначно. Происхождение этой социальной группы с достоверностью не установлено. На неравноправное положение «мушкену» указывают статьи закона, определяющие наказание за преступление против него. Членовредительство, нанесенное' «мужу», каралось соответствующим членовредительством виновного, но если членовредительство было совершено по отношению к «мушкену», то виновный платил лишь штраф. За украденную у «мушкену» вещь вор платил 20-кратный штраф, а за украденную вещь, находившуюся в собственности царя или храма,— 30-кратный штраф. По одной из версий «мушкену» — это жители покоренных Хаммура-пи городов и областей, по другой — вольноотпущенники.

Наряду с сословиями законы Хаммурапи указывают также профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, из которых законы называют царского телохранителя и высшее жречество, стоявших в непосредственной близости к царю. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди представителей других профессий занимают храмовые служащие. Из них законы Хаммурапи отмечают только лиц женского пола: «божья жена», «божья сестра», храмовая дева, храмовая блудница. 4 Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.

Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров — они получали плату, в отличие, например, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд гонорар (подарок).

students-library.com

Правовое положение населения Древнего Вавилона на основе Законов Хаммурапи.

Поиск Лекций

Граница социально-экономических различий четко проходила между господствующей верхушкой, не принимавшей участия в производительном труде, состоящей из высших царских и храмовых чиновников во главе с самим царем, купцов, ростовщиков и пр., а также общинников-земледельцев, ведущих самостоятельное мелкое хозяйство, не эксплуатирующих, как правило, чужого труда. Они и составляли самую значительную по количеству и роли в общественном производстве часть населения. Производимый свободными крестьянами прибавочный продукт путем взимания налогов и принудительной трудовой повинности присваивался правящей эксплуататорской верхушкой.

Имущественное расслоение общины, разорение мелких производителей-крестьян способствовали широкому развитию аренды земли, личного найма. Разорившиеся общинники-земледельцы поглощались царским и храмовым хозяйством, пополняя ряды рабов и зависимых арендаторов.

Право Месопотамии закрепляло широкую палитру форм личной зависимости. Например, зависимость раба от господина отличалась от зависимости незамужней дочери от отца, имевшего право продать ее в рабство, или сына от отца, который в Вавилоне, например, не только не мог продать сына в рабство, но и беспричинно лишить его наследства.

Распространенной формой личной зависимости была и долговая кабала, которая при определенных условиях приводила человека в рабство, например, в случаях, когда сын должника передавался храму, или при продаже за границу.

Но должник, отрабатывающий свой долг кредитору, не был рабом. Об этом свидетельствуют те статьи ЗХ, которые ограничивают срок отработки долга тремя годами, по их истечении должник освобождался из дома кредитора.

Дворцовый раб или раб мушкенума по ЗХ могли взять, например, в жены свободную женщину, дети от которой признавались свободными. Дети, рожденные от свободного и рабыни, были также свободны, даже если они не были признаны отцом. Рабыня, родившая детей свободному, не могла быть продана "за серебро". Свободные дети раба наследовали половину его имущества, другая шла хозяину.

В праве Вавилона выделялись две группы свободных. Первая - авилумы ("человек", "сын человека"), вторая - мушкенумы, лица более низкого социального статуса ("падающие ниц", т.е. бившие челом", обращающиеся к царю с просьбой о принятии на службу). Мушкенум был царским служилым человеком низшей категории. Высшие царские служащие относились к авилумам, так как наряду с большими служебными наделами они владели общинной землей.

В некоторых случаях мушкенумы пользовались особой правовой защитой. Например, кража их имущества по ЗХ каралась как кража из дворца, а их рабы, как уже говорилось, обладали некоторыми преимуществами перед рабами частных лиц.

Тамкар - ростовщик, кредитор, торговец, человек, связанный с торговой, ростовщической деятельностью дворца. По ЗХ царской властью на тамкаров накладывались не только обязанности по отчислению в царскую казну части свои доходов, но и другие обязанности: например, выкуп пленного воина с последующим возмещением затрат самим воином, его общиной или храмом.

Будучи зависимыми, тамкары между тем пользовались широкой свободой финансово-торговой деятельности, совершали крупные торговые сделки, объединяли капиталы, создавали торговые организации.

Зависимообязанным было и ремесленное производство, развивающееся главным образом в царском хозяйстве. Царскими надсмотрщиками контролировалось не только ремесленное производство, но и сбыт продукции. В Нововавилонском царстве практиковалось обучение рабов квалифицированному ремеслу. Но представители таких важнейших ремесел, как кузнецы, плотники, пивовары, обладали той или иной степенью самостоятельности, создавали профессиональные объединения и пр. По ЗХ, например, особой защите подлежали права отца-усыновителя, обучившего приемного сына своему ремеслу (ст. 188).

Большей независимостью пользовались организации некоторых "ученых" профессий, таких, например, как специалисты по "изгнанию духов", предсказатели будущего, врачи, писцы. Жречество в Вавилоне не сложилось в оформленное сословие, в административном совете храма были представлены как жрецы, так и царские чиновники, должности жрецов продавались.

 

21. Социальная структура древнеегипетского общества.

Для Древнего Египта была характерна крайняя замедленность эволюции социальной структуры, определяющим фактором которой было почти безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства. В условиях всеобщей вовлеченности населения в государственное хозяйство разница в правовом положении отдельных слоев трудового люда не считалась столь существенной, как в других странах Востока. Она не отражалась даже в терминах, наиболее употребляемым среди которых был термин, обозначающий простолюдина, - мерет. Это понятие не имело четко выраженного правового содержания, как и спорное понятие "слуга царя" - полусвободный, зависимый работник, просуществовавшее во все периоды уникальной и длительной истории Египта.

Процессы социального расслоения древнеегипетского общества особенно усиливаются в конце IV тысячелетия до н.э. когда формируется господствующий социальный слой, в который входили родоплеменная номовая аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне. Этот слой все больше отделяется от основной массы свободных общинников-крестьян, с которых взимается государством рента-налог. Они же привлекаются к принудительному труду по строительству каналов, дамб, дорог и пр.

В царских хозяйствах и хозяйствах светской и духовной знати трудились различные категории зависимых подневольных лиц. Сюда входили бесправные рабы-военнопленные или соплеменники, доведенные до рабского состояния, "слуги царя", выполнявшие предписываемую им норму работы под надзором царских надсмотрщиков. Они владели небольшим личным имуществом и получали скудное пропитание из царских складов.

Из общей массы "слуг царя" выделяются так называемые неджес ("маленькие"), а среди них "сильные неджес". Их появление было связано с развитием частного землевладелия, товарно-денежных отношений, рынком. Не случайно в XVI-XV вв. до н.э. в египетском лексиконе впервые появляется понятие "торговец", а мерилом стоимости при отсутствии денег становится серебро.

Неджес вместе с ремесленниками (особенно таких дефицитных в Египте специальностей, как каменотесы, золотых дел мастера), будучи не столь прочно связаны с царско-храмовым хозяйством, приобретают более высокий статус, продавая часть своей продукции на рынке

Сильные неджес вместе с низшими звеньями жречества, мелкого чиновничества, зажиточными ремесленниками в городах составляют средний, переходный слой из мелких производителей к господствующему классу. Растет число частных рабов, усиливается эксплуатация зависимых земледельцев-надельщиков, несущих главные тяготы податного обложения, военной службы в царских войсках. Еще более нищает городская беднота.

Наряду с неджес в это время появляется и особая категория египетского населения, близкая к нему по положению, обозначаемая термином "немху". В эту категорию включались земледельцы, имеющие свое хозяйство, ремесленники, воины, мелкие чиновники, которые по воле фараоновской администрации могли быть повышены или понижены в своем социально-правовом статусе, в зависимости от потребностей и нужд государства. Чиновники, мастера противопоставлялись "простым людям", положение которых мало чем отличалось от положения рабов, их только нельзя было купить или продать как рабов. Эта система распределения рабочей силы мало затрагивала основную массу надельных земледельцев, за счет которых и содержалась эта огромная армия чиновников, военных и мастеров. Периодический учет и распределение на работу основного резерва рабочей силы в Древнем Египте были прямым следствием неразвитости рынка, товарно-денежных отношений, полного поглощения государством египетского общества.



poisk-ru.ru

Общественный строй Древнего Вавилона

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

Классы и социальные группы населения. Их правовое положение. Как и в Древнем Египте, социальная структура общества Древнего Вавилона формировалась под воздействием многоукладного характера экономики и была весьма сложной. Основой экономики было орошаемое земледелие. Для обработки полей использовали плуг, сошник, борону. Значительную роль играло скотоводство, а также была хорошо развита торговля., захваченные и присоединенные к Древнему Вавилову в различное время. Сложность социальной структуры общества Древнего Вавилона проявлялась, во-первых, в том, что процесс образования классов не был завершен; во-вторых, свободное население по правовому статусу было разделено на две социальные группы — авилум и мушкенум; в-третьих, в обществе как в среде свободных людей, так и в среде рабов было много категорий населения, которые выделялись по различным основаниям (экономическому положению, знатности, наличию власти, виду деятельности, принадлежности и др.). И эту сложность социальной структуры общества Древнего Вавилона, и ее особенности можно объяснить тем, что в Вавилоне очень рано сложился относительно высокий уровень развития товарно-денежных отношений. До настоящего времени вопрос о социальной структуре древне-вавилонского общества остается не до конца изученным. Особенно это касается таких социальных групп свободных людей, как авилум («человек») и мушкенум. Однако анализ статей Законов Хаммурапи позволяет утверждать, что мушкенумы относятся к свободной части населения. Так, согласно ст. 176 мушкенум может иметь раба; за побои, нанесенные дочери мушкенума и повлекшие выкидыш уплачивалось 5 сиклей серебра (ст. 211) в то время, как за аналогичные действия и последствия в отношении рабыни уплачивалось только 2 сикля серебра (ст. 213). Но мушкенум по правовому статусу отличается от авилума («человека»), ибо за побои, нанесенные дочери человека и повлекшие выкидыш, уплачивалось 10 сиклей серебра (ст.

209), т.е. в два раза больше, чем за подобные действия в отношении дочери мушкенума. Более того, если выкололи глаз авилуму, то и виновному в качестве наказания должны были выколоть глаз (ст. 196), но если то же самое будет совершено против мушкенума, то виновный уплачивал одну мину серебра (ст. 198), т.е. за увечье мушкенума назначалось не телесное членовредительное наказание, а имущественное наказание. Правовой статус человека зависел не только от принадлежности к авилумам или мушкенумам, но и от рода занятий, должности, пола и даже принадлежности к церкви. Породу занятий выделялись воины, жрецы, купцы, ремесленники (ткач, гравер, кузнец, сапожник, плотник и др.), строители, лекари, цирюльники, лодочники, погонщики, пастухи, пахари (землепашцы) и т.д. Как и в Древнем Египте, особое положение в обществе занимали жрецы, которые являлись проводниками существовавшей идеологии и владели большим богатством в виде храмов, земли, храмовых рабов, скота и другого имущества. Жрецы были обязаны выполнять ритуальные службы в храмах, осуществлять суд, содействовать возвращению воинов из плена и другие обязанности. Рабы в Древнем Вавилоне никогда не составляли большинства населения страны. Среди рабов выделялись три категории: царские, храмовые и частные рабы. Рабы могли иметь свою семью и имущество. Законом разрешались даже браки между свободными и рабами (ст. 175 Законов Хаммурапи). При этом в любом случае дети, рожденные от такого смешанного брака, всегда считались свободными, а не рабами. Правовой статус раба в обществе был самым низким, ибо его жизнь, телесная неприкосновенность и имущество защищались самыми низкими мерами наказания. Завершая рассмотрение вопроса, можно отметить, что общественный строй Древнего Вавилона, имея общие черты, свойственные всем странам Древнего Востока, имеет и свои особенности, обусловленные конкретными обстоятельствами, имевшими место в данном государстве.

mykonspekts.ru

Правовое положение различных групп населения в Древнем Вавилоне по Законам Хаммурапи».

Структура вавилонского общества в эпоху Хаммурапи свидетельствует о всё более чётко проявляющемся и развивающемся рабовладельческом его характере. В законах проводится резко ощутимая граница между свободными гражданами и рабами, однако не было античных понятий «свобода», «свободный» или противопоставления «свободный – раб», которое заменялось противопоставлением «господин - раб». «Господин» выступал в качестве полноправного члена месопотамского общества, обладателя подвластных ему рабов, зависимых членов семьи, вещей, за нанесение вреда которым возмещение (компенсация) полагалось лично ему. Существовало и такое понятие, как «отпущенный», то есть освобождённый от тех или иных обязанностей и связанной с ним личной зависимости.

Право Месопотамии закрепляло широкую палитру форм личной зависимости. Например, зависимость раба от господина отличалась от зависимости незамужней дочери от отца, имевшего право продать её в рабство, или сына от отца, который не только не мог продать сына в рабство, но и беспричинно лишить его наследства. 9 Например, в статье 117 говорится о том, что человек может отдать в долговую кабалу членов своей семьи: «Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца 3 года; на четвёртый год должно отпустить их на свободу». 10

Распространённой формой личной зависимости была и долговая кабала, которая при определённых условиях приводила человека в рабство. Но должник, отрабатывающий свой долг кредитору, не был рабом, о чём свидетельствует та же 117 статья. Смерть от дурного обращения заложенного за долги сына должника в доме кредитора влекла за собой смерть сына кредитора. Об этом говорится в статье 116 Законов Хаммурапи. Обе эти статьи защищали права должников, не являвшихся рабами.

Таким образом, разорение бедняков, долговая кабала и войны увеличивали количество рабов в стране. Судя по Судебнику Хаммурапи, труд рабов в Вавилоне имел широкое применение. На рабов смотрели, как на вещи: их продавали, обменивали, дарили, передавали по наследству. Ряд статей кодекса Хаммурапи преследовал одну лишь цель – защиту интересов рабовладельцев. 11 Например, в случае нанесения физического ущерба рабу или его убийства виновный должен был компенсировать ущерб владельцу раба. Об этом говорится в статье 231: «Если он причинит смерть рабу хозяина дома, то он должен отдать хозяину дома раба за раба».

Жестокие формы эксплуатации рабского труда часто приводили к тому, что рабы убегали от своих хозяев. Рабовладелец, у которого сбежал раб, мог всегда обратиться к государственной власти с просьбой поймать и вернуть ему беглого раба. Закон и власть, в свою очередь, карали смертной казнью того, кто «выводил за ворота не принадлежащего ему раба» (похищал его) или «укрывал в доме беглого раба». Об этом говорится в статьях 15 и 16 Законов Хаммурапи.

Кроме того, закон требовал строгого подчинения рабов господину. В случае неповиновения устанавливалось определённое наказание. Например, в статье 282 сказано: «Если раб скажет своему господину «Ты не мой господин», то тот должен изобличить его как своего раба и затем его господин может отрезать ему ухо».

Между тем, Хаммурапи всё же пытался ограничить произвол богатых и сильных кредиторов: в 115 статье он в некоторой степени развязывает руки заимодавцу. В ней говорится о том, что «если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и будет держать его заложника, а заложник умрёт в доме взявшего в залог по своей судьбе, то это не основание для претензии».

Рождённые в рабстве дети признавались несвободными, хотя в случае признания их отцом могли даже делить наследство с детьми законной супруги после того, как отец «уйдёт к судьбе», о чём сказано в статье 170 Законов Хаммурапи.

Рабу было очень трудно вернуть себе свободу. Простейшим путём было отпущение его на свободу самим владельцем, но для этого надо было вернуть хозяину рыночную стоимость раба. Деньги могли уплатить родственники раба; иногда сам раб брал на себя такие большие обязательства перед бывшим хозяином, что полученная свобода оказывалась лишь формальной. Рабыни становились свободными, если выходили замуж за своих владельцев. Их официальные дети тоже получали свободу. 12

Этой большой группе населения, лишённой прав и имущества, противостояли свободные граждане. Внутри социального слоя свободных имелось, разумеется, много прослоек – от богатых землевладельцев до простых мелких ремесленников. Свободный полноправный гражданин именовался «авилум» - «человек». Именно авилумы занимали высшее положение, пользовались особым почётом. Во всех статьях Законов Хаммурапи защищается частная собственность имущих граждан, их права, интересы рабовладельцев.

Поскольку основную массу населения вавилонского общества составляли мелкие производители и мелкие собственники, дававшие в казну значительные налоговые поступления и обеспечивавшие военную мощь государства, в законах нашли отражение и их права, однако приостановить процесс расслоения мелких производителей было невозможно: этот класс постепенно распадался, пополняя, с одной стороны, класс рабовладельцев, с другой - рабов. 13

Кроме свободных в вавилонском обществе имелась такая категория, как мушкенумы. Термин «мушкенум» переводится как «склоняющийся ниц», то есть обращающиеся к царю с просьбой о принятии на службу. Мушкенумы работали в царском хозяйстве. Утратив связь с общиной, они не имели земли и собственности, а получали её за царскую службу в условное владение, к тому же обладали ограниченными гражданскими правами. Членовредительство в отношении мушкенума возмещалось, как правило, денежным штрафом, тогда как в отношении свободных применялся принцип «талиона» («око за око, зуб за зуб»). Об этом говорится, например, в статье 208 Законов Хаммурапи: «Если потерпевший – кто-либо из мушкенумов, то он должен отвесить 1/3 мины серебра». 14 Оплата лечения мушкенума, по кодексу Хаммурапи, была в два раза меньшей, чем свободного человека, и т. д. Таким образом ярко проявлялись различия между авилумами и мушкенумами, что свидетельствует о царившем неравноправии. Несмотря на это, из законов чётко явствует, что мушкенумы владели имуществом и рабами, их права как собственников строго защищались, при этом имущество их рассматривалось наряду с собственностью дворца, на службе которого они состояли.

Очень рано в праве Месопотамии сложилось понятие «тамкар» - ростовщик, кредитор, торговец, человек, связанный с торговой, ростовщической деятельностью дворца. По Законам Хаммурапи, царской властью на тамкаров накладывались не только обязанности отчисления в царскую казну части своих доходов, но и другие обязанности: например, выкуп пленного воина с последующим возмещением затрат самим воином (статья 32 Законов Хаммурапи), его общиной или храмом. Будучи зависимыми, тамкары, между тем, пользовались широкой свободой финансово-торговой деятельности, совершали крупные торговые сделки, объединяли капиталы, создавали торговые объединения. 15 Возможно, тамкары также устанавливали и монопольные цены. Недаром месопотамская пословица гласит: «Тамкар ушёл вон из города, и цены стали свободными». За свою службу тамкары получали земельные и садовые участки, дома. 16 В Законах Хаммурапи упоминаются также «шаммалумы» - мелкие торговцы или торговые агенты. На мой взгляд, тамкары играли важнейшую роль в месопотамском обществе, поскольку, во-первых, торговля была предметом особой заботы государства, а во-вторых, они приносили довольно высокий доход в казну царя.

Ещё одной важнейшей группой населения были редумы и баирумы. Их права и обязанности как царских людей регулируются в статьях 26-39 Законов Хаммурапи. Редумы и баирумы – воины, несшие царскую службу и получавшие за это участок земли и другое имущество в пользование. Именно из них состояло рядовое воинство старовавилонских царей. Имущество, выданное редуму и баируму, не подлежало отчуждению, однако наряду с ним редум и баирум могли приобретать любое имущество на началах частной собственности и распоряжаться им. Об этом говорится в статье 39 кодекса Хаммурапи. Закон стремился сделать статус военных колонистов необратимым и наследственным (статьи 27, 28), чтобы укрепить и обезопасить государство, что, на мой взгляд, является довольно мудрым шагом царя Хаммурапи. Редуму и баируму строго запрещалось нанимать наёмников вместо себя (статья 26). При нарушении данного положения баирум и редум карались смертной казнью.

В некоторых случаях субъектом права могла быть и женщина, прежде всего, если она жрица. В отношении имущественных прав жрицы почти ничем не отличались от мужчин. Замужняя женщина тоже могла иметь в некоторых случаях отдельное от мужа (полученное из отцовского дома) имущество (п. 150) и обезопасить себя от ответственности за его долги, сделанные до женитьбы (п. 151). Известными имущественными правами пользовалась также и вдова: она получала свое приданое и вдовью долю, если муж ей её выделял. Если же муж при жизни не оставил супруге вдовьей доли, то она получала из наследства долю, подобную доле одного наследника.

 

Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 151 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.008 сек.)

mybiblioteka.su

В Древнем Вавилоне Правовое положение рабов: рабы рассматривались законом как вещь

В _ г была упразднена должность президента Веймарской республики. (*ответ*) 1934 1933 1935 1938В _ возникло Христианство  (*ответ*) I веке н.э. V веке н.э. X веке н.э. III веке н.э.В _ была установлена четвертая республика во Франции  (*ответ*) 1946 г. 1945 г. 1944 г. 1958 г.В Англии порядок престолонаследия был установлен _ г. (*ответ*) Актом об устроении 1701 Биллем о правах 1689 Хабеас Корпус Актом 1679 Актом «Орудие управления» 1653В Англии принцип формирования кабинета на однопартийной основе был закреплен _ г.(гг._ (*ответ*) Актами 1708 -1715 Актами 1705-1707 Актом 1701 Актом 1679В Арабском Халифате Кади (судьи)  (*ответ*) рассматривали все виды судебных дел (*ответ*) контролировали исполнение судебных решений (*ответ*) удостоверяли факт законности избирались БогословамиВ Арабском Халифате“Мульк”- категория земель, находившаяся в _ собственности  (*ответ*) частнойВ Афинском государстве Институт “остракизма” - это (*ответ*) форма тайного голосования форма принуждения общественное мнение политические реформыВ Афинском государстве реформы Клисфена были направлены на: (*ответ*) упразднение остатков родового строя (*ответ*) изменение административно-территориального деления введение свободной купли-продажи земли запрет вывоза оливкового маслаВ Германии были предусмотрены решениями Потсдамской конференции 1945 г.  (*ответ*) введение временного оккупационного режима (*ответ*) раздел территории на 4 зоны (*ответ*) денацификация сохранение монополий в экономикеВ Германии статус и полномочия президента Веймарской республики  (*ответ*) избирался всеобщим голосованием (*ответ*) мог распустить парламент (*ответ*) мог вводить чрезвычайное положение не мог назначать канцлераВ Древней Греции основными формами правления были: (*ответ*) демократическая республика (*ответ*) аристократическая республика абсолютная монархия ограниченная монархияВ Древней Индии Царь принадлежал к варне (*ответ*) кшатриев вайшьей брахманов шудрВ Древнем Вавилоне Правовое положение рабов: рабы (*ответ*) рассматривались законом как вещь (*ответ*) находились в полной собственности хозяина (*ответ*) передавались по наследству могли совершать мелкие сделки

www.soloby.ru