1.1.2 Занятия, общественный строй, верования восточных славян. Общественный строй древних славян кратко
1.1.2 Занятия, общественный строй, верования восточных славян
Видеоурок: Восточные славяне. Занятия, общественный строй, верования восточных славян
Лекция: Занятия, общественный строй, верования восточных славян
Занятия восточных славян
Время после потрясений Великого переселения народов характеризуется качественным скачком в развитии славянского общества. Появился новый хозяйственный уклад, основанный на земледелии, хотя большая часть территории, занимаемой славянами не слишком подходила для сельского хозяйства. Основным занятием восточных славян было земледелие. Хлеб являлся не только основной пищей, но и большой частью культуры. Даже в названии зерна, славяне отразили это как основу своей жизни — «жито». Широко был распространен посев ржи. Древляне, жившие на территории густых лесов, были вынуждены прибегнуть к «подсечно-огневому» способу земледелия. Они вырубали деревья, оставшиеся пни поджигали, когда пень выгорал, его золой удобряли почву. Такой метод позволял собирать хороший урожай лишь пару лет. Полянам и прочим племенам жившим на равнинах было несколько проще. Они использовали «перелог», переходя с места на место, «перекладываясь» по мере оскудения плодородия. Но это могло быть возможно только на юге, где было достаточное количество земли.
Земля делилась на наделы (личные земли крестьян, которые передавались по наследству) и земли общего пользования. На последних находились выгоны для скота, сенокосы, вода и леса, которыми вся община пользовалась одинаково.
Славяне хорошо разбирались и в скотоводстве, выращивали крупный рогатый скот, пасли стада овец, занимались разведением лошадей, коз, свиней. Немаловажным для их жизни были сбор меда и речное рыболовство. Отдельно стоит отметить и охоту. Охота приносила не только продовольствие в виде мяса диких животных, шкуры использовались для верхней одежды, а шкурки небольших пушных животных служили в качестве валюты в обмене внутри или между общинами. Также они занимались ремеслом. Настоящим научным открытием стала добыча железной руды и выплавка железа, которое использовалось для изготовления орудий труда и оружия.
Также следует отметить, что у славян развивалась торговля, основным экспортируемым товаром был мех, кроме него торговали медом, воском.
Общественный строй восточных славян
Изначально, когда славяне только поселились на территории Восточно-Европейской равнины, общественный строй представлял множество родовых общин. То есть, каждая община состояла из людей, которые были в кровном родстве между собой. Во главе такой семьи стоял родовой владыка, обладавший практически безграничными полномочиями. Но расселение крестьянских семей, осваивавших новые земли по огромной территории привело к тому, что на смену родовому строю пришел соседский. Славяне называли его вервь. Те, кто входил в вервь имели одинаковые права на лес, сенокосы и реки, но каждый член верви имел и свой земельный надел. Родового владыку, заменил старейшина, который избирался членами верви на специальных собраниях — Вече.
На Вече собирались все женатые мужчины (главы хозяйств). Они решали вопросы по регулированию порядка пользования землей, споров из-за границ крестьянских наделов (межи). А также определяли размер повинностей между общинниками, среди которых были подать (денежные выплаты князю) и расходы на общинные нужды. Кроме старейшин общинной властью обладали сотские и десятские, которые выполняли полицейские обязанности. Каждое племя имело князя. Старейшины и князья окружили себя дружиной (воинами), принуждавшей рядовых общинников к повиновению.
Появление первых городских центров (Киев, Чернигов, Псков, Изборск, Полоцк) в VIII в. также послужило фактором распада родового общества. В них появлялись кузнечные, гончарные, ювелирные и другие ремесленные мастерские, хозяева которых были богатыми людьми и пользовались уважением.
Верования восточных славян
Восточнославянские племена были язычниками, у них не было единой религии. Они верили в пантеон богов, схожий с древнегреческим. У одного племени самым почитаемым был Ярило (бог солнца), у другого Перун (бог грома и молний), у третьего Стрибог (бог ветров), у четвертого Велес (бог скотоводства), у пятого Мокошь (бог земледелия).
Также славяне верили и в загробную жизнь, считая, что умершие превращаются в духов и защищают дом, а также своих потомков. В отличие от других языческих верований, славяне не обустраивали храмы для богов, а поклонялись им на природе, где устанавливали идолов. Эти места назывались капищами. В жертву приносился скот, а иногда и люди.
Верование славян не имело отдельной касты жрецов или священников. Людей, которые, как они считали, обладали магической силой, они называли — волхвы (кудесники). Славяне прибегали при необходимости к их помощи, но не почитали их, как в других верованиях.
cknow.ru
Общественный строй древних славян - реферат, курсовая работа, диплом. Скачать бесплатно.
22
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………. 3
Глава 1. Общественный строй славян по античным и византийским источникам ……………………………………….......…. 7
Глава II. Свидетельства археологии об общественном строе древних славян …………………………………...…………………….. 15
Заключение ………………………………………………….. 17
Список источников и литературы …………………………. 19
Примечания ………………………………………………….. 21
ВВЕДЕНИЕ
Изучение общественного строя славян не потеряло актуальности до сих пор, несмотря на то, что по этой проблеме существуют серьезные исследования. При написании данной работы были изучены труды таких исследователей, как работы М. Б. Свердлова «Общественный строй славян в VI - начале VII в.» Свердлов М. Б. Общественный строй славян в VI - начале VII в. //Советское славяноведение. 1977. №3. и «Эволюция социальных структур у славян в VII - первой половине Х в.», Свердлов М.Б. Эволюция социальных структур у славян в VII - первой половине Х в. // Памятники средневековой культуры: открытия и версии. СПб., 1994. лекция Н. В. Пигулевской «Византия и славяне», Пигулевская Н. В. Лекция «Византия и славяне», прочитанная 23 декабря 1944 г. в Казани в Государственном университете им. В. И. Ульянова-Ленина // Ближний Восток, Византия, славяне. М., 1978. в которых охарактеризованы процессы эволюции общественного строя древних славян. Тем не менее, в этой теме остается еще много неясного спорного и противоречивого, обобщающего труда по проблеме не имеется, в связи с этим тема данной работы представляется весьма актуальной.
Ее цель - анализ и изучение общественного строя древних славян и его институтов. Для этого предлагаются следующие задачи:
1) проанализировать свидетельства античных и византийских источников по данному вопросу;
2) дать общую характеристику общественного строя древних славян;
3) представить основные позиции историков по этим вопросам.
Работа по своей структуре состоит из введения, заключения, основной части из двух глав, заключения, списка источников и литературы, научно-справочного аппарата.
Поскольку хронологическую глубину истории славянства определяют от III - II тысячелетия до н. э. до распада славянских группировок в VI - VII вв.
Охарактеризуем источники по рассматриваемой проблеме.
Во-первых, это сочинения античных, византийских, арабских и других историков, географов и путешественников: Геродота (V в. до н. э.), Страбона, Плиния, Тацита (I в. н. э.), Птолемея (II в. н. э.), Йордана, Прокопия, Маврикия (VI в. н. э.) и т. д. Извлечения из трудов византийских и мусульманских авторов // Сборник документов по истории СССР. Ч.1. С. 24 - 31, 64 - 69, 72 - 74, 82 - 84; Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. 1 (I - VI вв.). М., 1991; Т. 2. (VII - IX вв.). М., 1995. Огромное значение их трудов состоит в том, что они донесли до нас первые письменные сведения о славянах. Хотя это были уже не те праславяне, какие скрыты дымчатым покрывалом глубокой древности, а их более поздние потомки в основном из первого тысячелетия нашей эры, но они определённо были славянами. На это прямо указывали названные древние авторы, именовавшие их антами и склавинами. Византийцы VI в. н. э. Прокопий Кесарийский и Маврикий Стратег писали о них: «У тех и других один и тот же язык... и по внешнему виду они не отличаются друг от друга...», они «сходны по своему образу жизни» и «по своим нравам». Прокопий Кессарийский. Война с готами. М., 1996. Т. 1.
Но еще Тацит причислял славян к германцам. По характеру их экономики и уровню общественного развития славяне не отличались особенно от германцев, и Тацит, мало знавший славян, причислял их к германским народностям. Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 337 - 356.
По свидетельству готского историка VI в. н. э. Йордана, земли склавинов располагались по Днестру, Прикарпатью, доходя на западе до Среднего Дуная и на севере до верховья Вислы. Земли антов он расположил от Днестра до Днепра, а в некоторых частях и до бассейна Дона, следовательно, и до наших мест. Он же, Йордан, указал на генетическую связь склавинов и антов с венедами, земли которых находились севернее, в бассейне Вислы: «От истоков реки Вистулы на неизмеримых пространствах основалось многолюдное племя венедов. Хотя названия их изменяются теперь в зависимости от различия племён и местностей, однако, главным образом, они именуются склавинами и антами...». Извлечения… С. 24 - 31
Основные сведения о внутреннем быте славян находим у Прокопия Кесарийского, византийского писателя VI в. Прокопий Кессарийский. Указ. соч. Т. 1. С. 35. Прокопий Кесарийский жил в первой половине VI века. Он был ближайшим советником полководца Велисария, возглавлявшего армию императора Юстиниана. Вместе с войсками Прокопий побывал во многих странах, переносил тяготы походов, переживал победы и поражения. При этом его главным делом было не участие в боях, не набор наемников и не снабжение армии. Он изучал нравы, обычаи, общественные порядки и военные приемы народов, окружавших Византию.
Тщательно собирал Прокопий и рассказы о славянах, причем особенно внимательно он анализировал и описывал военную тактику славян, посвятив ей многие страницы своего знаменитого труда "История войн Юстиниана". Рабовладельческая Византийская империя стремилась покорить соседние земли и народы. Византийские правители хотели поработить и славянские племена. В мечтах им виделись покорные народы, исправно платящие подати, поставляющие в Константинополь рабов, хлеб, меха, лес, драгоценные металлы и камни. При этом византийцы не желали бороться с врагами сами, а стремились ссорить их между собой и с помощью одних подавлять других. В ответ на попытки поработить их славяне неоднократно вторгались в пределы империи и опустошали целые области. Византийские военачальники понимали, что бороться со славянами трудно, и поэтому тщательно изучали их военное дело, стратегию и тактику, искали уязвимые места. В том числе в этих сочинениях нашло отражение и описании общественного строя славян.
ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ СЛАВЯН ПО АНТИЧНЫМ И ВИЗАНТИЙСКИМ ИСТОЧНИКАМ
Славянские племена занимали в первые века новой эры огромную территорию от Вислы до Верхней Волги и Оки и от Балтийского побережья до Черного моря, Нижнего и Среднего Дуная. В античных источниках они известны под именем венедов (венетов). По характеру их экономики и уровню общественного развития славяне не отличались особенно от германцев, и Тацит, мало знавший славян, причислял их к германцам.
Известны и другие ранние известия письменных источников о славянских племенах, которые относятся к I - II векам н. э. (Тацит, Плиний, Птолемей). Под именем "венедов" (до сих пор "venalainen" - по-фински означает "русские") славяне населяли тогда территории в бассейне реки Вислы и побережья Балтийского моря. Первые восточные славяне (анты) во II - V веках стали селиться на обширной территории от Западного Буга до Днепра. Они жили общинно-родовым строем, занимались преимущественно земледелием, а также разведением скота, охотой, сбором дикого меда, грибов и ягод.
Об общественном устройстве славян сообщают источники более позднего времени (византийские авторы VI в). "Эти племена, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим", - писал византийский писатель и историк Прокопий Кесарийский . Особенно поразило византийца свободолюбие славян. "Племена антов сходны по своему образу жизни, - отмечал он, - по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране". Там же.
У славян господствовал еще первобытнообщинный строй. Но уже начался процесс его разложения. Основной хозяйственной единицей являлась большая семья, включавшая в свой состав значительный круг родственников. Семьи объединялись в роды, роды составляли племена, имевшие уже в те времена территориальную организацию. Когда надвигалась военная угроза, требовавшая объединения сил, то у склавинов и антов возникали общинные племенные союзы под властью одного вождя. Такими вождями были Ардагаст, Добрит, Пирогост и др.
Важнейшие общественные дела решались на народных собраниях (вече). В 3-й книге своего сочинения «О готской войне» Прокопий Кесарийский пишет: «Славяне и анты не имели единодержавной власти, они имели общенародное правление, народные собрания, сходы, на которых совещались по всем военным вопросам». Там же.
Но постепенно на вече тон задавать стала все больше родоплеменная знать. В ее образовании сказалась роль как появления определенных излишков в производстве сельскохозяйственной продукции, так и распределение богатой военной добычи, которая не раз доставалась славянам - так, по свидетельству источника, захватив Балканский полуостров, славяне и здесь «разбогатели, имеют золото и серебро». Табуны лошадей и оружие усиливали их боевую мощь. Благодаря захватам золота, драгоценностей, лошадей, скота появлялись более богатые члены племени, как правило, прославленные воины и военные вожди. Большим влиянием пользовались князья, имевшие свои дружины. Шел процесс образования княжеской военной власти. Свердлов М. Б. Общественный строй славян в VI - начале VII в. С. 31.
Социальный строй древних славян в VI в. представлял собою военную демократию. Славянские князья, их вожди и военачальники названы рядом византийских источников. Известны имена вождей Ардагаста, Пирагоста, князя Даврита, князя Лавриты, посла Мезамира и брата его Калагаста, князя Акамира. К моменту, когда Византия вошла в тесное соприкосновение со славянами, их устройство было того типа, которое Энгельс называл военной демократией, то самое, что наблюдал Прокопий Кесарийский у склавен и антов. Военные походы славян сопровождались грабежами и пленением больших масс населения.
По мнению Н. В. Пигулевской, массовое пленение населения в завоеванных славянами областях было связано с потребностью в рабочих руках. Рабство, несомненно, имело место, но не получило широкого распространения, что наложило известную печать на общественный строй древних славян. Для Византии рабовладение было уже пройденным этапом, колонат имел еще широкое распространение, но тем не менее она превращалась в феодальную державу. Славянские народы шли по пути феодального развития, минуя рабовладельческий строй. Пигулевская Н. В. Указ. соч. С. 32.
Славяне наряду с другими варварскими народами сыграли значительную роль в разрушении античного рабовладельческого строя и образовании новых, феодальных отношений. В то же время у древних славян имелось рабство, но имело оно исключительно патриархальный характер. По словам Прокопия Кесарийского, славяне, доброжелательно относятся к прибывающим к ним в страну иноземцам, если те пришли с дружескими намерениями. Не мстят они и врагам, недолго задерживая их у себя в плену, и обычно предлагают им либо за выкуп уйти к себе на родину, либо остаться жить среди славян на положении свободных людей.
По мнению Н. В. Пигулевской, в VI в. намечаются формы государственного устройства славян, в VII в. можно с уверенностью говорить о больших и дифференцированных государственных образованиях у славян. Там же. С. 33.
Дальнейшее развитие общественных отношений у восточных славян приводило к формированию новых социальных организмов: союз образовывали племена, которые сами уже входили в племенной союз. Политическая организация таких суперсоюзов ("союзов союзов", "сверхсоюзов") заключала в себе ростки государственности уже в гораздо большей степени, чем предшествующие племенные союзы. Свердлов М. Б. Общественный строй славян в VI - начале VII в. С. 43.
С другой стороны, постепенно разлагалась родовая система, уступая место общинной. Родовые старейшины имели большую власть в своем роде; а, сойдясь вместе на совет (вече), они решали дела за все свое племя. Но так бывало только в особо важных случаях, например, в минуты общей опасности, грозившей всему племени. С течением же времени, когда племена и роды расселились на больших пространствах, не только ослабела связь между родами, но распадались и самые роды, поделившись на самостоятельные семьи. Прокопий Кесарийский оставил существенное замечание: «В древности оба эти племени назывались спорами, думаю, потому, что они жили, занимая страну рассеянно, отдельными посёлками». Прокопий Кесарийский. Указ. соч. Т. 1. С. 37. Этот факт крайне важен для нас характеристикой уклада жизни славян. Каждая отдельная семья на просторе заводила свою особую пашню, имела свои особые покосы, особо охотилась и промышляла в лесах. Общая родовая собственность переставала существовать, когда расходились семьи, составлявшие род. Она заменялась собственностью семейною.
Точно так же переставала действовать и власть родовладыки: он не мог управлять сразу всеми хозяйствами родичей, потому что эти хозяйства были разбросаны на больших расстояниях. Власть родовладыки переходила к отцу каждой отдельной семьи, к домовладыке. С распадением родовых связей родичи перестали чувствовать свое взаимное родство и в случае нужды соединялись для общих дел уже не по родству, а по соседству. На общий совет (вече) сходились домохозяева известной округи, и родные друг другу и неродные одинаково. Соединенные одним каким-нибудь общим интересом, они составляли общину (задугу, вервь) и избирали для ведения общих дел выборных старейшин. Свердлов М. Б. Общественный строй славян в VI - начале VII в. С. 43.
Так древнейшее родовое устройство заменялось постепенно общинным, причем в состав общин могли входить семьи, принадлежащие не только к разным родам, но даже к разным племенам. Так бывало в тех местах, где рядом друг с другом располагались различные племена, или же в тех местах, куда одновременно шла колонизация от нескольких племен.
Как уже говорилось, распаду первобытнообщинных отношений способствовали военные походы славян и, прежде всего, походы на Византию. Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей - князей и родоплеменной знати - лучших мужей.
Появление городов, а с ними торговых иноземцев еще больше поколебало старый племенной быт. Люди, собиравшиеся в города из разных мест, выходили из своих родовых союзов и соединялись по своим делам и занятиям в иные сообщества: становились воинами-дружинниками, вступали в торговые компании, обращались в городских промышленников. Вместо патриархального соединения родичей нарождались общественные классы в нашем смысле слова: людей военных, торговых, промышленных, которые зависели уже не от родовладык, а от городских властей - князей и хозяев.
И те люди, которые оставались в волостях на своих пашнях и лесных угодьях, тоже чувствовали на себе влияние городов с их торговлею и промыслами. В прежнее патриархальное время каждый род и даже каждая семья, жившая особым двором, имела свое обособленное хозяйство. Каждый для себя пахал землю и охотился, сам себя обстраивал своим лесом, одевался и обувался в ткани и кожи своего собственного изделия; каждый сам для себя изготовлял все необходимые орудия. Со стороны ничего не покупалось и на сторону ничего не продавалось. Запасалось и готовилось впрок только то, что необходимо было для своей семьи или рода. Такое хозяйство, не зависимое от других и не знающее торгового обмена продуктов, называется "натуральным". Когда на Руси развилась торговля и выросли города, на городские рынки стал требоваться товар, всего более мед, воск и меха, бывшие главными предметами русского вывоза. Эти предметы добывались в лесах деревенским людом. Под влиянием спроса из городов их стали добывать уже не только для себя, но и на продажу: из предмета домашнего потребления их обратили в товар и меняли на другие ценности или продавали на деньги, которых раньше не знали. Там, где прежде всего производили сами для себя и сами же все потребляли, понемногу начали многое покупать со стороны и запасать товары для продажи, или копить доходы за проданные товары, иначе говоря, образовывали капиталы.
Впрочем, это уже относится скорее ко второй половине I тысячелетия, хотя имеются свидетельства об образовании славянских городов (или, по крайней мере, протогородов) и в V в. - того же Киева, например.
Как можно оценить общественное устройство славян по сравнению с другими племенами, стоящими на догосударственной или протогосударственной степени развития? Однозначно ответить на этот вопрос трудно, потому что надо сравнивать отдельные славянские народы с отдельными неславянскими. Примером может служить ситуация с тюркскими кочевниками - венграми и болгарами Славяне и их соседи в I тыс. до н. э. и в I тыс. н. э. М., 1993. С. 44. (этот пример, конечно, несколько выходит за принятые во введении хронологические рамки). С. А. Плетнева пишет, что, как и болгары в Дунайской Болгарии, венгры слились здесь со славянами, но при всём этом сохранили свой язык. Исследователь видит причину этого различия в особенностях конкретной исторической обстановки: во-первых, в Болгарии славянское население было во много раз большим, чем протоболгарское, а в Венгрии -- напротив, численно преобладали завоеватели; во-вторых, уровень развития венгров в Х в. был значительно выше, чем у протоболгар в VII в., отстававших, видимо, в общественном развитии от местных славян. Плетнева С. А. Кочевники и раннефеодальные государства степей Восточной Европы. М., 1984.
ГЛАВА II. СВИДЕТЕЛЬСТВА АРХЕОЛОГИИ
ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ СТРОЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Как полагают археологи, протославянскими племенами были древнейшие племена - носители археологической культуры так называемой шнуровой керамики. Они занимались земледелием и скотоводством и в середине III - II тысячелетий до н. э. селились на обширных пространствах между течением Днепра на востоке, Карпатами на юге, Одрой на западе и Балтийским морем на севере. Во второй половине I тысячелетия до н. э. и в первой половине I тысячелетия н. э. в лесостепной зоне этой территории жили племена, известные по культуре полей погребения. Они, как правило, сжигали покойников и прах хоронили в земле в особых глиняных сосудах - Урнах на кладбищах. Они жили общинным строем, в первой половине I тысячелетия н. э. уже знали плужное земледелие и гончарный круг (черняховская культура), что свидетельствует, с одной стороны, о начавшемся отделении ремесла от земледелия а с другой - о начале разложения родо-племенного строя. Археологи считают их ранними славянскими племенами. Славяне и их соседи… С. 48.
Устоявшееся мнение о примитивности экономической и общественной жизни древних славян в значительной степени опровергается результатами современных археологических исследований. Так, для жизни славян весьма характерна постройка общей оборонительной линии, известной под именем "Змиевых валов" и охватывающей все Среднее Приднепровье. О существовании этих валов во II - IV веках говорят, в частности, два факта: отсутствие в то время самостоятельных оборонительных укреплений у всех сел и находка клада римских монет в насыпи одного из валов. Сооружение большей общей оборонительной линии может свидетельствовать о появлении государственного начала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Славяне жили общинно-родовым строем, «в народоправстве», как писал Прокопий Кесарийский. Хотя у древних славян имелось рабство, оно носило патриархальный характер. Славяне наряду с другими варварскими народами сыграли значительную роль в разрушении античного рабовладельческого строя и образовании новых, феодальных отношений.
Социальный строй древних славян в VI в. представлял собою военную демократию.
Но уже начался процесс его разложения. Распаду первобытнообщинных отношений способствовали военные походы славян и, прежде всего, походы на Византию. Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей - князей и родоплеменной знати - лучших мужей.
Основной хозяйственной единицей являлась большая семья, включавшая в свой состав значительный круг родственников. Семьи объединялись в роды, роды составляли племена, имевшие уже в те времена территориальную организацию. Когда надвигалась военная угроза, требовавшая объединения сил, то у склавинов и антов возникали общинные племенные союзы под властью одного вождя. Такими вождями были Ардагаст, Добрит, Пирогост и др.
Дальнейшее развитие общественных отношений у восточных славян приводило к формированию новых социальных организмов: союз образовывали племена, которые сами уже входили в племенной союз. Политическая организация таких суперсоюзов ("союзов союзов", "сверхсоюзов") заключала в себе ростки государственности уже в гораздо большей степени, чем предшествующие племенные союзы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
1. Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей по VII в. н. э. // Вестник древней истории. 1941. № 1. Стр. 230. Опубликовано на http://www.junik.lv/~vasilevs/viz_slav/prokopii3.htm
2. Извлечения из трудов византийских и мусульманских авторов // Сборник документов по истории СССР. Ч.1, С.24-31, 64-69. 72-74, 82-84.
3. Прокопий Кессарийский. Война с готами. М., 1996. Т. 1, 2.
4. Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. 1 (I - VI вв.). М., 1991; Т. 2. (VII - IX вв.). М., 1995.
5. Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 337 - 356.
Литература
1. Калинина Т.М. Арабские географы IX в. о славянах // Славяне и их соседи. Международные отношения в эпоху феодализма. М., 1989.
2. Калинина Т. М. Арабские источники VIII-IX вв. о славянах // Древнейшие государства Восточной Европы. М., 1994.
3. Пигулевская Н. В. Лекция «Византия и славяне», прочитанная 23 декабря 1944 г. в Казани в Государственном университете им. В. И. Ульянова-Ленина // Ближний Восток, Византия, славяне. М., 1978.
4. Плетнева С. А. Кочевники и раннефеодальные государства степей Восточной Европы. М., 1984.
4. Свердлов М. Б. Общественный строй славян в VI - начале VII в. //Советское славяноведение. 1977. №3.
5. Свердлов М. Б. Эволюция социальных структур у славян в VII - первой половине Х в. // Памятники средневековой культуры: открытия и версии. СПб., 1994.
6. Славяне и их соседи в I тыс. до н. э. и в I тыс. н. э. М., 1993.
ПРИМЕЧАНИЯ
referatwork.ru
Происхождение и общественный строй древних славян
Проблема происхождения или этногенеза славянских народов не решена учеными окончательно. Очевидно, далекие предки славян вместе с другими индоевропейскими народами во II тысячелетии до н.э. пришли в Европу из центральной Азии. Дальнейшее движение предков славян ученые реконструируют по-разному.
Сторонники автохтонной теории утверждают, что славяне уже в середине I тысячелетия до н.э. заселили территории между Карпатами и Днепром и были коренным населением данного региона. Однако существует и миграционная теория, которая доказывает, что предки славян пришли в Восточную Европу из других районов. Наиболее популярными являются теории о Дунайской и Висло-Одерской прародине восточных славян.
Примерно в середине Iвека до н.э. славянская общность разделилась на 3 ветви: восточных, западных и южных славян. К IX веку восточные славяне заселили обширную территорию от Балтийского до Черного моря и объединились в несколько крупных племенных союзов. Часть славянских племен попала в зависимость от более развитых соседей. Контакты с более развитыми народами способствовали развитию общественного строя славян.
Первой формой общественной организации у славян являлась родовая община. Родовая община объединяла кровных родственников, связанных единством происхождения. Родовая община характеризуется коллективной собственностью на средства производства и произведенную продукцию. Разделение труда практически отсутствовало.
Развитие орудий труда и частые миграции славянских племен вели к тому, что родовая община стала вытесняться соседской общиной. Соседская община объединяет людей уже не по кровнородственному, а по территориальному принципу. Основной производственной единицей становится отдельная семья, которая самостоятельно ведет хозяйство. В общей собственности остаются только земли, леса и пастбища.
При переходе к соседской общине увеличивается накопление излишков, развивается торговля и обмен, происходит отделение ремесла от земледелия. Среди общинников возникает имущественное неравенство, которое постепенно перерастает в социальное неравенство. Усложнение общественной организации создает потребность в особом аппарате управления, который обеспечивал бы поддержание порядка и защиту от внешних врагов. Поэтому переход к соседской общине сопровождался складыванием предпосылок для возникновения государств. Этот процесс происходил у восточных славян в VII-IX веках.
Появление первых форм политической власти у восточных славян было связано с активными военными походами, которые они вели в V-VI веках. В это время у них складывается военная демократия. Взрослые мужчины, составлявшие ополчение, избирали военного предводителя – князя. Князю доставалась большая часть добычи, что обеспечивало ему власть и авторитет и в мирное время. Князь опирался на свою дружину, которая выделялась из племенного ополчения. Князь и дружина отделяются от остальной части общинников и живут за счет военной добычи и дани.
Современные ученые на основании археологических данных и изучении письменных источников пришли к выводу о том, что к IX веку славянские племена уже достигли высокого уровня развития и у них сложились необходимые предпосылки для возникновения государства. Однако этот вопрос до сих пор вызывает споры ученых историков.
histor-ru.ru
Общественный строй древних славян
СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………. 3 Глава 1. Общественный строй славян по античным и византийским источникам ……………………………………….......…. 7 Глава II. Свидетельства археологии об общественном строе древних славян …………………………………...…………………….. 15 Заключение ………………………………………………….. 17 Список источников и литературы …………………………. 19 Примечания ………………………………………………….. 21
ВВЕДЕНИЕ Изучение общественного строя славян не потеряло актуальности до сих пор, несмотря на то, что по этой проблеме существуют серьезные исследования. При написании данной работы были изучены труды таких исследователей, как работы М. Б. Свердлова «Общественный строй славян в VI – начале VII в.»[1] и «Эволюция социальных структур у славян в VII – первой половине Х в.»,[2] лекция Н. В. Пигулевской «Византия и славяне»,[3] в которых охарактеризованы процессы эволюции общественного строя древних славян. Тем не менее, в этой теме остается еще много неясного спорного и противоречивого, обобщающего труда по проблеме не имеется, в связи с этим тема данной работы представляется весьма актуальной. Ее цель – анализ и изучение общественного строя древних славян и его институтов. Для этого предлагаются следующие задачи: 1) проанализировать свидетельства античных и византийских источников по данному вопросу; 2) дать общую характеристику общественного строя древних славян; 3) представить основные позиции историков по этим вопросам. Работа по своей структуре состоит из введения, заключения, основной части из двух глав, заключения, списка источников и литературы, научно-справочного аппарата. Поскольку хронологическую глубину истории славянства определяют от III – II тысячелетия до н. э. до распада славянских группировок в VI – VII вв. Охарактеризуем источники по рассматриваемой проблеме. Во-первых, это сочинения античных, византийских, арабских и других историков, географов и путешественников: Геродота (V в. до н. э.), Страбона, Плиния, Тацита (I в. н. э.), Птолемея (II в. н. э.), Йордана, Прокопия, Маврикия (VI в. н. э.) и т. д.[4] Огромное значение их трудов состоит в том, что они донесли до нас первые письменные сведения о славянах. Хотя это были уже не те праславяне, какие скрыты дымчатым покрывалом глубокой древности, а их более поздние потомки в основном из первого тысячелетия нашей эры, но они определённо были славянами. На это прямо указывали названные древние авторы, именовавшие их антами и склавинами. Византийцы VI в. н. э. Прокопий Кесарийский и Маврикий Стратег писали о них: «У тех и других один и тот же язык... и по внешнему виду они не отличаются друг от друга...», они «сходны по своему образу жизни» и «по своим нравам».[5] Но еще Тацит причислял славян к германцам. По характеру их экономики и уровню общественного развития славяне не отличались особенно от германцев, и Тацит, мало знавший славян, причислял их к германским народностям.[6] По свидетельству готского историка VI в. н. э. Йордана, земли склавинов располагались по Днестру, Прикарпатью, доходя на западе до Среднего Дуная и на севере до верховья Вислы. Земли антов он расположил от Днестра до Днепра, а в некоторых частях и до бассейна Дона, следовательно, и до наших мест. Он же, Йордан, указал на генетическую связь склавинов и антов с венедами, земли которых находились севернее, в бассейне Вислы: «От истоков реки Вистулы на неизмеримых пространствах основалось многолюдное племя венедов. Хотя названия их изменяются теперь в зависимости от различия племён и местностей, однако, главным образом, они именуются склавинами и антами...».[7]
Основные сведения о внутреннем быте славян находим у Прокопия Кесарийского, византийского писателя VI в.[8] Прокопий Кесарийский жил в первой половине VI века. Он был ближайшим советником полководца Велисария, возглавлявшего армию императора Юстиниана. Вместе с войсками Прокопий побывал во многих странах, переносил тяготы походов, переживал победы и поражения. Однако его главным делом было не участие в боях, не набор наемников и не снабжение армии. Он изучал нравы, обычаи, общественные порядки и военные приемы народов, окружавших Византию.
Тщательно собирал Прокопий и рассказы о славянах, причем особенно внимательно он анализировал и описывал военную тактику славян, посвятив ей многие страницы своего знаменитого труда "История войн Юстиниана". Рабовладельческая Византийская империя стремилась покорить соседние земли и народы. Византийские правители хотели поработить и славянские племена. В мечтах им виделись покорные народы, исправно платящие подати, поставляющие в Константинополь рабов, хлеб, меха, лес, драгоценные металлы и камни. При этом византийцы не желали бороться с врагами сами, а стремились ссорить их между собой и с помощью одних подавлять других. В ответ на попытки поработить их славяне неоднократно вторгались в пределы империи и опустошали целые области. Византийские военачальники понимали, что бороться со славянами трудно, и поэтому тщательно изучали их военное дело, стратегию и тактику, искали уязвимые места. В том числе в этих сочинениях нашло отражение и описании общественного строя славян.
ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ СЛАВЯН ПО АНТИЧНЫМ И ВИЗАНТИЙСКИМ ИСТОЧНИКАМ Славянские племена занимали в первые века новой эры огромную территорию от Вислы до Верхней Волги и Оки и от Балтийского побережья до Черного моря, Нижнего и Среднего Дуная. В античных источниках они известны под именем венедов (венетов). По характеру их экономики и уровню общественного развития славяне не отличались особенно от германцев, и Тацит, мало знавший славян, причислял их к германцам. Известны и другие ранние известия письменных источников о славянских племенах, которые относятся к I – II векам н. э. (Тацит, Плиний, Птолемей). Под именем "венедов" (до сих пор "venalainen" - по-фински означает "русские") славяне населяли тогда территории в бассейне реки Вислы и побережья Балтийского моря. Первые восточные славяне (анты) во II – V веках стали селиться на обширной территории от Западного Буга до Днепра. Они жили общинно-родовым строем, занимались преимущественно земледелием, а также разведением скота, охотой, сбором дикого меда, грибов и ягод. Об общественном устройстве славян сообщают источники более позднего времени (византийские авторы VI в). "Эти племена, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим", - писал византийский писатель и историк Прокопий Кесарийский . Особенно поразило византийца свободолюбие славян. "Племена антов сходны по своему образу жизни, - отмечал он, - по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране".[9] У славян господствовал еще первобытнообщинный строй. Но уже начался процесс его разложения. Основной хозяйственной единицей являлась большая семья, включавшая в свой состав значительный круг родственников. Семьи объединялись в роды, роды составляли племена, имевшие уже в те времена территориальную организацию. Когда надвигалась военная угроза, требовавшая объединения сил, то у склавинов и антов возникали общинные племенные союзы под властью одного вождя. Такими вождями были Ардагаст, Добрит, Пирогост и др. Важнейшие общественные дела решались на народных собраниях (вече). В 3-й книге своего сочинения «О готской войне» Прокопий Кесарийский пишет: «Славяне и анты не имели единодержавной власти, они имели общенародное правление, народные собрания, сходы, на которых совещались по всем военным вопросам». [10] Но постепенно на вече тон задавать стала все больше родоплеменная знать. В ее образовании сказалась роль как появления определенных излишков в производстве сельскохозяйственной продукции, так и распределение богатой военной добычи, которая не раз доставалась славянам – так, по свидетельству источника, захватив Балканский полуостров, славяне и здесь «разбогатели, имеют золото и серебро». Табуны лошадей и оружие усиливали их боевую мощь. Благодаря захватам золота, драгоценностей, лошадей, скота появлялись более богатые члены племени, как правило, прославленные воины и военные вожди. Большим влиянием пользовались князья, имевшие свои дружины. Шел процесс образования княжеской военной власти.[11] Социальный строй древних славян в VI в. представлял собою военную демократию. Славянские князья, их вожди и военачальники названы рядом византийских источников. Известны имена вождей Ардагаста, Пирагоста, князя Даврита, князя Лавриты, посла Мезамира и брата его Калагаста, князя Акамира. К моменту, когда Византия вошла в тесное соприкосновение со славянами, их устройство было того типа, которое Энгельс называл военной демократией, то самое, что наблюдал Прокопий Кесарийский у склавен и антов. Военные походы славян сопровождались грабежами и пленением больших масс населения. По мнению Н. В. Пигулевской, массовое пленение населения в завоеванных славянами областях было связано с потребностью в рабочих руках. Рабство, несомненно, имело место, но не получило широкого распространения, что наложило известную печать на общественный строй древних славян. Для Византии рабовладение было уже пройденным этапом, колонат имел еще широкое распространение, но тем не менее она превращалась в феодальную державу. Славянские народы шли по пути феодального развития, минуя рабовладельческий строй.[12] Славяне наряду с другими варварскими народами сыграли значительную роль в разрушении античного рабовладельческого строя и образовании новых, феодальных отношений. В то же время у древних славян имелось рабство, но имело оно исключительно патриархальный характер. По словам Прокопия Кесарийского, славяне, доброжелательно относятся к прибывающим к ним в страну иноземцам, если те пришли с дружескими намерениями. Не мстят они и врагам, недолго задерживая их у себя в плену, и обычно предлагают им либо за выкуп уйти к себе на родину, либо остаться жить среди славян на положении свободных людей. По мнению Н. В. Пигулевской, в VI в. намечаются формы государственного устройства славян, в VII в. можно с уверенностью говорить о больших и дифференцированных государственных образованиях у славян.[13] Дальнейшее развитие общественных отношений у восточных славян приводило к формированию новых социальных организмов: союз образовывали племена, которые сами уже входили в племенной союз. Политическая организация таких суперсоюзов ("союзов союзов", "сверхсоюзов") заключала в себе ростки государственности уже в гораздо большей степени, чем предшествующие племенные союзы.[14] С другой стороны, постепенно разлагалась родовая система, уступая место общинной. Родовые старейшины имели большую власть в своем роде; а, сойдясь вместе на совет (вече), они решали дела за все свое племя. Но так бывало только в особо важных случаях, например, в минуты общей опасности, грозившей всему племени. С течением же времени, когда племена и роды расселились на больших пространствах, не только ослабела связь между родами, но распадались и самые роды, поделившись на самостоятельные семьи. Прокопий Кесарийский оставил существенное замечание: «В древности оба эти племени назывались спорами, думаю, потому, что они жили, занимая страну рассеянно, отдельными посёлками».[15] Этот факт крайне важен для нас характеристикой уклада жизни славян. Каждая отдельная семья на просторе заводила свою особую пашню, имела свои особые покосы, особо охотилась и промышляла в лесах. Общая родовая собственность переставала существовать, когда расходились семьи, составлявшие род. Она заменялась собственностью семейною. Точно так же переставала действовать и власть родовладыки: он не мог управлять сразу всеми хозяйствами родичей, потому что эти хозяйства были разбросаны на больших расстояниях. Власть родовладыки переходила к отцу каждой отдельной семьи, к домовладыке. С распадением родовых связей родичи перестали чувствовать свое взаимное родство и в случае нужды соединялись для общих дел уже не по родству, а по соседству. На общий совет (вече) сходились домохозяева известной округи, и родные друг другу и неродные одинаково. Соединенные одним каким-нибудь общим интересом, они составляли общину (задугу, вервь) и избирали для ведения общих дел выборных старейшин.[16] Так древнейшее родовое устройство заменялось постепенно общинным, причем в состав общин могли входить семьи, принадлежащие не только к разным родам, но даже к разным племенам. Так бывало в тех местах, где рядом друг с другом располагались различные племена, или же в тех местах, куда одновременно шла колонизация от нескольких племен. Как уже говорилось, распаду первобытнообщинных отношений способствовали военные походы славян и, прежде всего, походы на Византию. Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей – князей и родоплеменной знати – лучших мужей. Появление городов, а с ними торговых иноземцев еще больше поколебало старый племенной быт. Люди, собиравшиеся в города из разных мест, выходили из своих родовых союзов и соединялись по своим делам и занятиям в иные сообщества: становились воинами-дружинниками, вступали в торговые компании, обращались в городских промышленников. Вместо патриархального соединения родичей нарождались общественные классы в нашем смысле слова: людей военных, торговых, промышленных, которые зависели уже не от родовладык, а от городских властей – князей и хозяев. И те люди, которые оставались в волостях на своих пашнях и лесных угодьях, тоже чувствовали на себе влияние городов с их торговлею и промыслами. В прежнее патриархальное время каждый род и даже каждая семья, жившая особым двором, имела свое обособленное хозяйство. Каждый для себя пахал землю и охотился, сам себя обстраивал своим лесом, одевался и обувался в ткани и кожи своего собственного изделия; каждый сам для себя изготовлял все необходимые орудия. Со стороны ничего не покупалось и на сторону ничего не продавалось. Запасалось и готовилось впрок только то, что необходимо было для своей семьи или рода. Такое хозяйство, не зависимое от других и не знающее торгового обмена продуктов, называется "натуральным". Когда на Руси развилась торговля и выросли города, на городские рынки стал требоваться товар, всего более мед, воск и меха, бывшие главными предметами русского вывоза. Эти предметы добывались в лесах деревенским людом. Под влиянием спроса из городов их стали добывать уже не только для себя, но и на продажу: из предмета домашнего потребления их обратили в товар и меняли на другие ценности или продавали на деньги, которых раньше не знали. Там, где прежде всего производили сами для себя и сами же все потребляли, понемногу начали многое покупать со стороны и запасать товары для продажи, или копить доходы за проданные товары, иначе говоря, образовывали капиталы. Впрочем, это уже относится скорее ко второй половине I тысячелетия, хотя имеются свидетельства об образовании славянских городов (или, по крайней мере, протогородов) и в V в. – того же Киева, например. Как можно оценить общественное устройство славян по сравнению с другими племенами, стоящими на догосударственной или протогосударственной степени развития? Однозначно ответить на этот вопрос трудно, потому что надо сравнивать отдельные славянские народы с отдельными неславянскими. Примером может служить ситуация с тюркскими кочевниками – венграми и болгарами[17] (этот пример, конечно, несколько выходит за принятые во введении хронологические рамки). С. А. Плетнева пишет, что, как и болгары в Дунайской Болгарии, венгры слились здесь со славянами, но при этом сохранили свой язык. Исследователь видит причину этого различия в особенностях конкретной исторической обстановки: во-первых, в Болгарии славянское население было во много раз большим, чем протоболгарское, а в Венгрии — напротив, численно преобладали завоеватели; во-вторых, уровень развития венгров в Х в. был значительно выше, чем у протоболгар в VII в., отстававших, видимо, в общественном развитии от местных славян.[18]
ГЛАВА II. СВИДЕТЕЛЬСТВА АРХЕОЛОГИИ ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ СТРОЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН Как полагают археологи, протославянскими племенами были древнейшие племена – носители археологической культуры так называемой шнуровой керамики. Они занимались земледелием и скотоводством и в середине III – II тысячелетий до н. э. селились на обширных пространствах между течением Днепра на востоке, Карпатами на юге, Одрой на западе и Балтийским морем на севере. Во второй половине I тысячелетия до н. э. и в первой половине I тысячелетия н. э. в лесостепной зоне этой территории жили племена, известные по культуре полей погребения. Они, как правило, сжигали покойников и прах хоронили в земле в особых глиняных сосудах – Урнах на кладбищах. Они жили общинным строем, в первой половине I тысячелетия н. э. уже знали плужное земледелие и гончарный круг (черняховская культура), что свидетельствует, с одной стороны, о начавшемся отделении ремесла от земледелия а с другой – о начале разложения родо-племенного строя. Археологи считают их ранними славянскими племенами.[19] Устоявшееся мнение о примитивности экономической и общественной жизни древних славян в значительной степени опровергается результатами современных археологических исследований. Так, для жизни славян весьма характерна постройка общей оборонительной линии, известной под именем "Змиевых валов" и охватывающей все Среднее Приднепровье. О существовании этих валов во II – IV веках говорят, в частности, два факта: отсутствие в то время самостоятельных оборонительных укреплений у всех сел и находка клада римских монет в насыпи одного из валов. Сооружение большей общей оборонительной линии может свидетельствовать о появлении государственного начала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Славяне жили общинно-родовым строем, «в народоправстве», как писал Прокопий Кесарийский. Хотя у древних славян имелось рабство, оно носило патриархальный характер. Славяне наряду с другими варварскими народами сыграли значительную роль в разрушении античного рабовладельческого строя и образовании новых, феодальных отношений. Социальный строй древних славян в VI в. представлял собою военную демократию. Но уже начался процесс его разложения. Распаду первобытнообщинных отношений способствовали военные походы славян и, прежде всего, походы на Византию. Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей – князей и родоплеменной знати – лучших мужей. Основной хозяйственной единицей являлась большая семья, включавшая в свой состав значительный круг родственников. Семьи объединялись в роды, роды составляли племена, имевшие уже в те времена территориальную организацию. Когда надвигалась военная угроза, требовавшая объединения сил, то у склавинов и антов возникали общинные племенные союзы под властью одного вождя. Такими вождями были Ардагаст, Добрит, Пирогост и др. Дальнейшее развитие общественных отношений у восточных славян приводило к формированию новых социальных организмов: союз образовывали племена, которые сами уже входили в племенной союз. Политическая организация таких суперсоюзов ("союзов союзов", "сверхсоюзов") заключала в себе ростки государственности уже в гораздо большей степени, чем предшествующие племенные союзы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Источники 1. Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей по VII в. н. э. // Вестник древней истории. 1941. № 1. Стр. 230. Опубликовано на http://www.junik.lv/~vasilevs/viz_slav/prokopii3.htm 2. Извлечения из трудов византийских и мусульманских авторов // Сборник документов по истории СССР. Ч.1, С.24-31, 64-69. 72-74, 82-84. 3. Прокопий Кессарийский. Война с готами. М., 1996. Т. 1, 2. 4. Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. 1 (I – VI вв.). М., 1991; Т. 2. (VII – IX вв.). М., 1995. 5. Тацит К. О происхождении германцев и местоположении германцев // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 337 – 356. Литература 1. Калинина Т.М. Арабские географы IX в. о славянах // Славяне и их соседи. Международные отношения в эпоху феодализма. М., 1989. 2. Калинина Т. М. Арабские источники VIII-IX вв. о славянах // Древнейшие государства Восточной Европы. М., 1994. 3. Пигулевская Н. В. Лекция «Византия и славяне», прочитанная 23 декабря 1944 г. в Казани в Государственном университете им. В. И. Ульянова-Ленина // Ближний Восток, Византия, славяне. М., 1978. 4. Плетнева С. А. Кочевники и раннефеодальные государства степей Восточной Европы. М., 1984. 4. Свердлов М. Б. Общественный строй славян в VI – начале VII в. //Советское славяноведение. 1977. №3. 5. Свердлов М. Б. Эволюция социальных структур у славян в VII – первой половине Х в. // Памятники средневековой культуры: открытия и версии. СПб., 1994. 6. Славяне и их соседи в I тыс. до н. э. и в I тыс. н. э. М., 1993.
ПРИМЕЧАНИЯ
www.referatnatemu.com
Общественный строй восточных славян в догосударственный период
Предки славян
издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они
относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии
вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по
данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в
научной литературе их называют праславяне) предположительно находят среди
племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах
славянские племена появились лишь в начале н.э. Возможно, что о предках славян
говорит Геродот, когда описывает земледельческие племена среднего Поднепровья. Он
называет их «сколотами» или «борисфенитами» (Борисфен – название Днепра у
античных авторов), отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам, хотя
скифы совершенно не знали земледелия.
Предполагаемая
максимальная территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы
(Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке – до Сейма и Оки, а на юге их
границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток
в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских
племен.
В VI в.
из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие
русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени
относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Летопись
сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и
их сестры Лыбеди и об основании Киева. Такие же княжения были и в других
племенных союзах, включающих в себя 100–200 отдельных племен.
Многие
славяне, единоплеменные с ляхами, обитавшими на берегах Вислы, поселились на
Днепре в Киевской губернии и назывались полянами от своих чистых полей. Это имя
исчезло в древней России, но сделалось общим именем ляхов, основателей
польского государства. От этого же племени славян были два брата, Радим и
Вятко, главами радимичей и вятичей: первый избрал себе жилище на берегах Сожа,
в Могилевской губернии, а второй на Оке, в Калужской, Тульской или Орловской.
Древляне, названные так от своей лесной земли, обитали в Волынской губернии;
дулебы и бужане по реке Бугу, впадающему в Вислу; лутичи и тивирцы по Днестру
до самого моря и Дуная, уже имея города в земле своей; белые хорваты в окрестностях
гор Карпатских; северяне, соседи полян, на берегах Десны, Семи и Суды, в Черниговской
и Полтавской губернии; в Минской и Витебской, между Припетью и Двиною Западною,
дреговичи; в Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины,
Днепра и Волги, кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота,
единоплеменные с ними полочане; на берегах же озера Ильменя собственно так
называемые славяне, которые после Рождества Христова основали Новгород.
Наиболее
развитыми и культурными среди восточно-славянских объединений были поляне. К
северу от них проходила своеобразная граница, за которой племена жили «зверинским
образом». По данным летописца «земля полян также носила название «Русь». Одно
из объяснений происхождения термина «Русь», выдвигаемых историками, связано с
названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого
жили поляне.
К тому же
времени относится и начало Киева. Нестор в летописи рассказывает об этом так:
«Братья Кий, Щек и Хорив, с сестрою Лыбедью, жили между полянами на трех горах,
из коих две слывут, по имени двух меньших братьев, Щековицею и Хоривицею; а
старший жил там, где ныне (в Несторово время) Зборичев взвоз. Они были мужи
знающие и разумные; ловили зверей в тогдашних густых лесах днепровских, построили
город и назвали оный именем старшего брата, т.е. Киевым. Некоторые считают Кия
перевозчиком, ибо в старину был на сем месте перевоз и назывался Киевым; но Кий
начальствовал в роде своем: ходил, как сказывают, в Константинополь, и приял великую
честь от царя греческого; на возвратном пути, увидев берега Дуная, полюбил их,
срубил городок и хотел обитать в нем, но жители дунайские не дали ему там
утвердиться и доныне именуют сие место городищем Киевцом. Он скончался в
Киеве, вместе с двумя братьями и сестрою».
Кроме народов
славянских, по сказанию Нестора, жили тогда в России и многие иноплеменные:
меря вокруг Ростова и на озере Клещине или Переславском; мурома на Оке, где
река впадает в Волгу; черемиса, мещера, мордва на юго-восток от мери; ливь в
Ливонии, чудь в Эстонии и на восток к Ладожскому озеру; нарова там, где Нарва;
ямь, или емь в Финляндии, весь на Белоозере; Пермь в губернии сего имени; югра,
или нынешние березовские остяки, на Оби и Сосве; печора на реке Печоре.
Данные
летописца о размещении славянских племенных союзов подтверждаются
археологическими материалами. В частности, данные о различных формах женских
украшений (височные кольца), полученные в результате археологических раскопок,
совпадают с указаниями летописи о размещении славянских племенных союзов.
Восточные
славяне составляли значительную часть населения Восточной Европы. Племена
восточных славян в разное время имели различные названия, но, как утверждает
академик Б. А. Рыбаков, к VII в. получило распространение общее
наименование «славяне».
Среди
славянских племён были, как представляется учёным, и русы (росы). Как считают
историки, территорией русов была, видимо, лесостепная область Среднего
Поднестровья, где протекала река Рось, в бассейне которой росы жили.
Крупными
восточно – славянскими племенными группами были поляне, древляне, ильменские
славяне, дреговичи, кривичи, половчане, северяне, родимичи, вятичи и др.
Историки полагают, что это были крупные племенные союзы, возглавляемые вождями.
Исследования
славянских поселений свидетельствуют о том, что славяне жили соседскими
общинами, характерными для времени разложения первобытно – общинного строя,
зарождения классов, развития имущественной дифференциации.
В середине 1
тысячелетия основным занятием восточных славян было земледелие, наиболее
развитое на юге (пашенное землевладение). В лесной полосе пашенное земледелие
стало преобладающей формой в конце 1 тысячелетия.
В первой
половине 1 тысячелетия в более развитых южных областях территории восточных
славян начался процесс разложения первобытно – общинного строя. Начиная с VI в.
он охватывает все основные восточно-славянские племена.
Долгое время
славяне не оставляли своих воинственных обычаев и обогащались не только мирными
промыслами, но и за счёт военной добычи. Племенные вожди совершали набеги на
Византию или на соседние племена и добывали там рабов и предметы роскоши. Часть
военной добычи славянские князья распределяли между своими соплеменниками, что
повышало их престиж как предводителей походов Одновременно вокруг князей складывались
дружины – группы постоянных боевых соратников, друзей князя, своего рода
профессиональных воинов и советников.
Славяне жили
общинами, родами. Каждый свободный мужчина (не раб) был вооружён и входил в
ополчение. Выделение дружин было существенным этапом в расслоении славянской
общины и превращением власти князя из родоплеменной в государственную.
По мере
улучшения обработки земли, связанного с появлением плуга и железного сошника, с
применением скота как тяговой силы, возросла производительность труда.
Необходимость в коллективном труде отпала. Родовая община стала ненужной,
каждая семья вела хозяйство самостоятельно.
Развивается
ремесло, всё большее значение приобретает торговля, особенно внешняя.
Разделение труда, рост его производительности создавали возможность
эксплуатации чужого труда. В сельской общине начинается процесс социального
расслоения, выделения богатой верхушки, обогащавшейся за счёт эксплуатации
соседей, военной добычи, торговли, а затем и использования рабского труда.
Разорившиеся крестьяне попадали в зависимость к богатым землевладельцам, «большим»
хозяевам (боярам).
Родоплеменные
вожди, военачальники, их приближенные (дружинники) захватывали общинные земли,
насильственно взимали с населения подати (дань), за долги обращали крестьян в
рабство. В их руках оказывалась значительная часть рабов из пленных.
Из
родоплеменной знати и бывших богатых общинников складывается постепенно
господствующий класс, эксплуатирующий не только рабов, но и рядовых крестьян – общинников.
В связи с
войнами росла зависимость рядовых крестьян – общинников от князей – военачальников,
их дружин, которые обеспечивали охрану общин от внешних врагов. Ранее
добровольно приносимая военачальниками дань становится обязательной,
превращается в подать. Кроме того, князья облагали данью покорённые соседние
племена, что также способствовало княжескому обогащению.
Таким
образом, социально – экономический строй восточного славянства во второй
половине 1 тысячелетия характеризуется разложением первобытно – общинного
строя, формированием классового антагонистического общества, превращением
родовых органов власти в органы экономически господствующего класса и наконец
появлением государства.
Но при этом
политическая власть наряду с функциями обслуживания интересов и организации
принуждения в части общества, определённого класса сохраняло и функции так
называемых общих дел, обслуживание интересов всего общества.
В VII в.
источники свидетельствуют о существовании трёх больших политических объединений
восточных славян: Куявия, Славия (в районе озера Ильмень), Артания
(предположительно Тмутаракань, располагавшаяся на Таманском полуострове).