Садово парковое искусство древнего китая. 2. Исторические аспекты садово-паркового искусства Китая.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ЛЕКЦИЯ 6. САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО КИТАЯ И ЯПОНИИ. Садово парковое искусство древнего китая


Садово-парковое искусство Древнего Китая

Древний Китай – колыбель человеческой цивилизации, наполненная высокими духовными традициями. Доминирующие среди древних китайцев направления духовных учений определили также особенности развития их садово-паркового искусства.

Как известно, конфуцианство, даосизм и буддизм – основополагающие религиозные течения, исповедуемые жителями Китая, почитающими естественную и природную красоту окружающего мира. Поэтому они еще в древние времена старались воспроизвести при обустройстве садовых ландшафтов традиционные пейзажи родной земли.

Духовные традиции

Древние китайские садоводы полагались в своей работе на принципы цзе и инь. Цзе значит проникновение в самую суть окружающих нас вещей, красоту которых можно выразить посредством контрастов. Инь значит сообразность и непротиводействие природе, соответствие действий окружающим условиям.

Традиционный китайский сад отличался простотой и уютом, исключались излишняя роскошь и вычурность. В то же время, наполнение сада несло максимально возможную символическую осмысленность. Он представлял собой взаимосвязанную систему духовных иносказательных символов.

Стихотворения древних авторов дают возможность представить приблизительную планировку сада. В центре находилась постройка с библиотекой, около нее – водоем с умиротворяющим журчанием ручейков, впадающих с северо-востока и с востока и вытекающих с юго-запада и запада. Пруд и вообще вода – важные для китайцев элементы сада, наличие которых при его обустройстве обязательно. Возле пруда располагалась возвышенность в виде скалы с павильоном для созерцаний закатов и восходов.

Красивые бассейники и мостики – еще одна особенность китайских садов древности. Мостики были каменными и обладали идеальной округлой формой. Их отражение в воде в паре с самим мостиком создавало впечатление идеальной замкнутой окружности.

Китайский парк был разделен на три символичные зоны: устрашающую с грудами камней и скалами, залитую солнцем и засаженную цветниками смеющуюся и, наконец, умиротворенную плодовыми деревьями и сиренью идиллическую зону.

В отличие от лаконичных садов для простых китайцев, императорские парки и сады поражали силой размаха, призванной продемонстрировать могущество правителей и вельмож. Роскошные постройки образовывали целые комплексы павильонов и галерей, соединенных между собой с соблюдением принципа «дверь в лето». Оконные проемы согласовывались между собой таким образом, чтобы из одной части парка можно было созерцать другую.

Кроме того, в садах создавались искусственные элементы рельефов: скалы, холмы, пагоды над декоративными озерами. Дополняли зрелище диковинные растения и благоухающие цветы. Статуи разнообразных животных, курильницы и чаши обрамляли аллеи для прогулок.

www.letopis.info

ЛЕКЦИЯ 6. САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО КИТАЯ И ЯПОНИИ — Мегаобучалка

План

1. Садово-парковое искусство Ки­тая.

2. Садово-парковое искусство Японии.

 

Сады и парки Китая, Кореи и Японии принципиально отличались от европейских. В их основе лежало особое отношение к природе, свя­занное с философией и религией.

 

Садово-парковое искусство Ки­тая.

Садово-парковое искусство в Ки­тае зародилось еще в глубокой древ­ности. Так, император Цин Шихуанди, при котором была построена Ве­ликая китайская стена, известен так­же как владелец огромного парка, а у императора Ханьской династии Вуди (140—87 гг. до н. э.) был сад с искусственными гротами, ручьями и дорожками. В этом саду росли декоративные деревья и кустарники. Сады того времени были связаны с даоизмом, согласно которому при­рода рассматривалась как обитель богов. Они представляли собой уча­стки естественной природы, выделен­ные из окружающего ландшафта (так называемые «парки красивых мест» — бодарчу).

С приходом из Индии в Китай буддизма (64 г. н. э.) садовое искус­ство развивалось в направлении формирования пейзажных компози­ций, выражающих природу и несу­щих определенное настроение. Эмо­циональная направленность парка обусловила классификацию его пей­зажей по впечатлению на устрашаю­щие (с темными рощами, нависши­ми скалами, грохочущей водой гор­ных рек и т. д.), смеющиеся (от­крытые, залитые солнцем поляны, цветущие растения), идиллические (спокойная гладь воды, остров, па­года). Пейзажные композиции стро­ились так, чтобы подчеркнуть кра­соту естественной природы и создать бесконечное разнообразие меняю­щихся видов.

Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Китая достигло в X—XII вв. и вновь — в XIII— XIV вв.

В северной части Китая получили развитие большие сады, занимающие обширные территории в сотни гекта­ров, а в южной (экономический центр страны) — малые, устраивае­мые при жилых домах. Однако для всех садов характерен ряд общих черт. Неотъемлемой (почти обяза­тельной) частью сада и центром его композиции является водоем. Он за­нимает значительную часть террито­рии (30—70%). Около водоема размещаются дворцовые постройки, образующие архитектурное ядро пар­ка. Водоемы имеют изрезанную бе­реговую линию и много островов, что обеспечивает чередование живопис­ных композиций при движении. Для

их восприятия устраиваются много­численные парковые сооружения — беседки, веранды, платформы, гале­реи, мосты, ориентирующие взгляд в нужном направлении с помощью фигурных проемов в стенах — «про­никающих окон», в обрамлении опор галерей, путем нейтрального реше­ния или изоляции одной из сторон маршрута. Сооружения имеют яр­кую раскраску, оттеняющую зе­лень парков, и являются частью пейзажных картин. Их поэтиче­ские названия настраивают на оп­ределенное восприятие картин при­роды или ее проявлений (например, павильон, «где слышен снег», или «беседка, омываемая ароматом ле­са», и т. д.).

Ассортимент растений чрезвычай­но богат: различные виды сосен, можжевельников, кленов, дуб китай­ский, кедр, груша, слива, вишня, ива, бамбук; много красивоцветущих — камелии, азалии, рододендроны; цве­тов, среди которых особенно цени­лись пионы и хризантемы, водоемы украшались лотосами, а их берега — ирисами.

Скульптурное оформление исполь­зуется редко. В основном это изобра­жения птиц или животных — аиста, дракона, черепахи. Чаще встречают­ся естественные камни, которыми не только оформляют берег водоема или горку, но и устанавливают как «есте­ственные» скульптуры. По ценности они приравниваются к произведени­ям искусства.

В качестве примера можно при­вести парк Летнего дворца около Пе­кина — Ихэюань (парк Безмятежно­го отдыха). Это комплекс садов пло­щадью около 400 га. Начало его со­здания относится к XIV в. Парк не­однократно подвергался разрушени­ям (в I860 и 1900 гг.), но вновь вос­станавливался. В настоящее время он имеет площадь 270 га, из которой 3/4 занято озером Куньмыньху. На южном склоне горы Ваньшоушань (горы Долголетия), в северной части парка, обращенной к озеру, располо­жен архитектурный ансамбль с многоярусной башней и комплексом дворцовых сооружений. К ним при­мыкают дворики с каменистыми са­дами, водоемами для декоративных рыб и лотоса, древовидными пиона­ми, магнолиями. Северный склон ре­шен в виде лесного массива.

У подножия горы протекает ручей. На озере имеются острова с бесед­ками и дамбы с галереями протяжен­ностью в сотни метров, являющиеся частью прогулочных маршрутов. Се­верная граница участка искусно за­маскирована невысокими холмами.

Китайские мастера выделяют 8 ос­новных принципов садово-паркового искусства:

— действовать в зависимости от местных условий;

— максимально использовать ок­ружающую природу;

— отделять главное от второсте­пенного;

— использовать контрасты: боль­шое и малое, светлое и темное, широ­кое и узкое, высокое и низкое;

— в малом добиваться большого;

— учитывать гармонию пропор­ций;

— использовать постепенное рас­крытие видов;

— учитывать время восприятия пейзажей.

Китайские сады оказали большое влияние на садово-парковое искус­ство других стран, и прежде всего Японии. Китайские сады способство­вали развитию пейзажного стилево­го направления в Европе (середина и конец XVIII в.) и побудили к со­зданию так называемого англо-ки­тайского стиля.

megaobuchalka.ru

Садово-парковое искусство Китая и Японии

Китай. Первые сведения о садах в этой стране, дошедшие до нас в письменных источниках, рисунках и других изображениях, относятся к XII в. до н. э. Один из первых парков Древнего Китая создал китайский владыка Чеу. Пришедший после него к власти My Уанг разбил роскошные сады с различными сооружениями. Император Цзин Хи-Хоанг за время своего владычества создал грандиозный парк площадью более 1000 га. К сожалению, сведения о планировке древних китайских парков до нас не дошли.

Устройство садов в Китае имело два направления. Одно из них характеризовалось наличием миниатюрных садов на небольших участках земли. К ним относились многочисленные сады в Сучжоу и Шанхае. В этих садах деревьям приданы карликовые формы.

Характерной особенностью второго направления являлось использование под сады и парки обширных участков земли с устройством водоемов, объединенных в единую композицию.

Одним из лучших образцов парков этого направления, который сохранился до наших дней, является парк Ихэюань, расположенный в пригороде Пекина. Парк имеет площадь 330 га:

Парк Ихэюань является как бы собранием уменьшенных копий наиболее красивых местностей Китая (3). Центральным мотивом парка являются озеро Куньминху и гора Ваныпоу-шань. Под горой извивается ручей. Пейзажи берегов ручья имитируют местности, характерные для провинций, расположенных южнее р. Янцзы.

Особенности садово-паркового искусства этих двух направлений заключаются в следующем: основой создания садов и парков служат природные пейзажи страны; для паркового пейзажа использованы образы, взятые из живописи; рельеф обработан с такой тщательностью, что воспринимается как созданный природой; важнейшим элементом сада является вода; сады наполнены всевозможными сооружениями, фарфоровыми и бронзовыми изделиями в виде урн, фонарей, скульптурных изображений птиц и животных; ассортимент деревьев в садах очень разнообразен.

В XVII--XVIII вв. садово-парковое искусство Китая особенно быстро развивалось при императоре Чен Люнге. Сады Китая были и монументальными, и миниатюрными. В парках множество различных сооружений: павильоны, беседки, галереи, стены, ограды, мосты и пр. Парковые аллеи оформлялись большим количеством декоративных элементов. Для мощения применяли известковые камни, мраморные плиты, мозаику, дорожки украшали рисунками птиц и животных.

В парках часто создавался искусственный рельеф. Деревья и кустарники высаживали группами и даже целыми рощами, из которых наиболее популярны бамбук, слива и сосна. Большое внимание уделялось цветочному оформлению. Широко использовались водоемы, скалы. Наиболее известны парки Ихэюань (330 га) и Бейхай (104 га) в Пекине, сад Лю в Сучжоу (4).

Япония. Появление японских садов относится ко времени правления императора Суико (592--628 гг. н.э.). При создании садов японцы широко использовали пейзажи, изображенные на картинах. Главными сюжетами являлись горы, холмы, камни и вода. Сад по-японски называется «тен-сай», что означает «гора и вода». Иногда в садах нет конкретного изображения холмов, родников или рек, а есть лишь намек на их форму -- символ. Тогда возникает так называемый «сухой пейзаж», который стремится передать красоту долин и ущелий, горных потоков без применения воды. В таких садах основную роль играет камень. В Японии имеются сады, состоящие лишь из камней и песка.

Одним из характерных садов этого типа считается сад Риосанджи в Киото. Сад имеет форму прямоугольника. Плоская его поверхность посыпана крупным белым песком, на котором находится 15 камней различной формы. Белый песок обработан бамбуковыми граблями для создания иллюзии морских волн. Здесь нет растительности, но благодаря пропорциям и искусному расположению камней этот сад является выдающимся произведением садового искусства Японии.

Из растительности наиболее распространены в японских садах лиственные и хвойные вечнозеленые деревья. Особой популярностью пользуется плотноцветная сосна, запечатленная многими художниками в гравюрах и рисунках. Характерной чертой японского сада являются карликовые деревья, выращенные в горшках. Деревья эти закручены и согнуты с таким мастерством, что создается впечатление, что не рука человека, а природа придала им эти странные формы.

Цветы в японских садах встречаются редко, но в прудах почти всегда выращиваются ирисы, лотос, лилии.

Первые дошедшие до нас из различных источников сведения о парках Японии относятся к нашей эре. Парки в Японии предназначались для уединения, раздумий, тихого созерцания красоты природы, воплощенной в садовой композиции. Основные элементы композиции -- рельеф, причем не только естественный, но нередко и искусственный, водные устройства -- пруды, речки, водопады, скалы самой различной формы и величины, разнообразнейший ассортимент пород деревьев и кустарников, лиственных, хвойных, вечнозеленых и красиво цветущих.

Характерная особенность японского сада -- пейзаж с элементами символики, формируемый в расчете на воображение человека, который должен домыслить тот или иной пейзаж. Например, если на участке нет водного зеркала, его заменяют гладким песком, а горы символизирует композиция из скал и камней.

Японский сад или парк в основном бывает трех типов: плоский сад без водоема, плоский сад с водоемом и островками и сад с холмами и водоемом.

Уже в XII в. в Японии появились трактаты по садово-парковому искусству; в них изложены основные теоретические положения и принципы садово-паркового строительства, указаны правила пользования территорией и ее членения. Рекомендован следующий баланс территории дворцово-паркового ансамбля, %: 40 -- под здания, 30 -- открытые пространства сада или парка, 30 -- зеленые насаждения.

Насаждения для оформления сада или парка выбирали очень тщательно, цветочный декор почти отсутствовал. Из хвойных деревьев излюбленной породой была сосна обыкновенная. Применялись другие виды сосны, а также кедр, ель, криптомерия, кипарис, тисе, можжевельник и др. То же самое можно сказать о лиственных породах и красивоцветущих; наряду с плодовыми -- вишней, сливой, абрикосом -- часто применялись магнолия, рододендрон, форзиция, дафне, вейгелия. Встречались реликтовое дерево гингко, камфарное дерево и др.

Для японского садово-паркового искусства не характерно яркое красочное оформление, оно скорее одноцветно. Большое значение имеют камни; то крупные, то мелкие, их располагают в зависимости от замысла вертикально или горизонтально, заменяя таким образом скульптурный декор. Камни устанавливают в одиночку, группами, создавая холмик или грот, подчеркивая поворот дорожки или береговой линии. В Японии популярно создание миниатюрных «парков», умещающихся в керамической вазе, но поражающих полнейшим сходством карликовых деревьев с их настоящими прототипами. Искусство создания таких садов называется «бансай». Оно возникало в Японии около семи веков назад. На западе «японские карлики» приобрели известность после того, как на Международной Парижской выставке 1937 г. они получили Золотой приз.Японские сады

Японские сады возникли под впечатлением китайских садов. Отличие японского и китайского садов С.С. Ожегов описывает так «… В Японии сад формируется вокруг компактной, как правило, симметричной, группы зданий. Китайский сад включает симметричные группы зданий с осевым построением и обычно с внутренними дворами. В Китае основные, наиболее выразительные точки зрения на пейзаж подчёркнуты беседками, воротами, специальными круглыми проёмами (в форме луны). Японский сад проектируют так, чтобы смена красивых пейзажей шла непрерывно вдоль обусловленного пути следования…».

Религия Японии - синтоизм - своими корнями уходит в природу. Церемонии и боги синтоизма тесно связаны с временами года и пейзажем. С возведением столицы - Киото - культура создания садов начала расцветать. Это время известно, как период Хейан (794- 1185 г н.э.), который связывают с появлением характерного для садов стиля. Многие сады в этот период занимали большие территории. Почти всегда в центре сада располагался большой пруд, который служил ещё и для снабжения водой. В садах особо ценили раннецветущие растения, большое внимание уделяли вечнозелёным растениям и хвойным. Для осеннего цветения широко использовали хризантемы. Японский сад - это огромный источник образов для зрителя, место превращения и уголок мечтателя, позволяющий выйти за пределы каждодневной реальности. Сады в Японии в прошлом предназначались для медитации, их создавали, чтобы радовать глаз, служить пищей для ума и чувств. Первое упоминание о саде в Японии относится к 74г н.э. Первые сады, по литературным источникам, изобиловали извилистыми ручейками, их разбивали вокруг прудов. Растения в садах были очень разнообразными.

Основные идеи японского сада: миниатюризация и символизм, основные качества - природная достоверность и художественность. Японский сад рассчитан на статическое восприятие. По традиции сады планируют так, чтобы с места наблюдения, особенно с берега водоёма, открывался живописный вид.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Садово-парковое искусство Китая

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Уральский государственный лесотехнический университет

Кафедра садово-паркового строительства.

Реферат по дисциплине: «Садово-парковое искусство».

« Садово-парковое искусство Китая ».

Екатеринбург 2009

Содержание:

Введение

1. Идеологическая основа садово-паркового искусства Китая

1.1. Фен- шуй

2. Исторический аспект садово-паркового искусства Китая

3. Характеристика китайского сада

3.1. Основные элементы китайского сада

3.1.1. Стены, окна, проходы, галереи

3.1.2.Вода

3.1.3. Камни

3.1.4. Флора и фауна

3.1.5. Садовая архитектура

4. Принципы построения композиции в садово-парковом искусстве

Китая

5. Парк Ихэюань

Заключение

Список литературы

Введение.

Познавая искусство той или иной страны, мы знакомимся с обычаями, традициями и неизвестной нам культурой других народов и осознаем, насколько же огромен мир, в котором мы живем. Одним из ярких примеров своеобразия и неповторимости культуры Востока стали интригующие принципы китайского садового искусства.

С самого момента зарождения этого направления искусства в Китае создатели садов в своих идеях и мотивах руководствовались традиционными ценностями общества и философских школ, провозглашавших взаимодействие положительного и отрицательного, правды и лжи, объединяющих работу разума и Природы. Садовое искусство Китая, прежде всего, опирается на духовные аспекты.

Создатели садов черпали вдохновение из естественных пейзажей, а исключительное качество садового пространства в Китае по большей мере - результат особого метода воспроизведения рисованных объектов в трехмерном изображении на плоскости, при котором никогда не бывает лишь одной точки обзора. Сад- образец такой концепции, в которой время соотносится с пространством и вовлекает созерцателей в большей степени в смысл изображенного, нежели простое визуальное восприятие.

Создавая сад, европейцы говорят о том, что вначале его нужно посадить, а в Китае – сады строят, или, другими словами, сооружают. В китайских садах Вы не встретите ни знаменитых английских газонов, ни аккуратных очертаний французского стиля. Вместе с тем, садовники в Китае не просто подражают Природе: они стараются создать идеальный ландшафт в миниатюре – с горами, озерами, деревьями, даже энергетикой – и объединить его с жизненным пространством человека. Жить близко к Природе в культуре Китая означает простейший источник вдохновения не только для глаз, но для ума и духа. В Китае к созданию садов относятся как к настоящему искусству, такому же, как живопись, скульптура или поэзия, стараясь достичь в нем баланса, гармонии, пропорций и разнообразия, лежащих в основе жизни. Комбинируя такие природные элементы, как камень, вода, деревья и цветы, с искусственно созданными элементами архитектуры, живописи и поэзии, мастера стремятся достичь отвечающего принципам даосизма баланса и гармонии Человека и Природы.

  1. Идеологическая основа садово-паркового искусства Китая.

Традиционный китайский сад — своеобразный феномен культуры. В нем нашло отражение основополагающее для китайской культурной традиции миропонимание, а именно — специфика философско-религиозного, эстетического и этического отношения к действительности. Особенности китайских садов состоят в качественно ином, отличном от европейского, подходе к системе взаимоотношений человека с миром. Это своего рода «наглядное пособие», модель взаимоотношений людей и природы, реализованная китайской культурной традицией.

В китайской философской традиции окружающий человека мир не разделяется на категории, привычные для философской традиции Европы. В связи с этим встает проблема анализа системы соответствующих терминов и понятий, поскольку исторически сложившийся в странах с европейской структурой сознания понятийный аппарат лишь с большими оговорками можно применить к Китаю. В частности, понятие «природа» у китайцев существенно отличается от привычного для человека с европейской культурой мышления.

Китайцы так же, как и европейцы, отделяли естественную среду от культурной, искусственно созданной человеком. Разница состоит в том, каким онтологическим статусом в системе взаимоотношений природы и культуры обладал человек. Поскольку этот статус был довольно специфичным, восприятие мира и отношение к природной среде в Китае обретало множество оригинальных особенностей, поэтому зачастую весьма сложно проводить параллели между реальным содержанием термина «природа» в западной культуре и понятием цзы-жань в китайской философской традиции. Чтобы понять особенности традиционного отношения к естественной среде в садово-парковом искусстве Китая, остановимся подробнее на том, как понималась эта естественная среда и статус самого человека.

Согласно древним китайским представлениям, мир раскладывается на три составляющие (сань-цай) — Небо, Землю и Человека. Они единосущны и обладают равным онтологическим статусом. Высшая функция человека при взаимодействии с природой сводилась к сближению с окружающим миром и самораскрытию его сущности в соответствии с образами, рождаемыми Небом и Землей. Наиболее полно это можно было реализовать в творчестве, одной из самых ярких и значимых сфер которого было искусство. Здесь мы сталкиваемся с феноменом иероглифического мышления, особой ментальной формой человеческого интеллекта, характерной для Китая. Зрительные ассоциации лежащие в основе иероглифического письма, сказались на мироощущении создателей и носителей китайской культуры, породившем специфическое восприятие формы и пространства и не имеющем аналогов в европейских структурах сознания. В индоевропейских культурах акт космогенеза начинается звуком (словом), т.е. основополагающей единицей, формирующей образ в сознании, чаще всего становится звук. В Китае же первостепенной в передаче информации и формировании образа является линия и формируемый ею визуальный знак.

Такое восприятие обусловило необыкновенную емкость зрительного образа и соответственно большее философское осмысление и большую силу воздействия на человека тех сфер творческой деятельности, которые были связаны с визуальными знаками. К ним относятся в первую очередь каллиграфия и живопись. Однако базовые для этих сфер искусства эстетические принципы активно использовались и в других его областях, в том числе и в садово-парковом искусстве.

Садовое искусство, в силу своей специфики, позволяет очень многосторонне взглянуть на многие аспекты взаимоотношений человека с естественной средой. Помимо того, что этот вид искусства предполагает визуальное воплощение образа (особо значимое в китайской традиции), средством его выражения является природная среда, из ее атрибутов моделируется тот тип взаимоотношений человека с окружающим миром (а значит и с космосом), который естественен и даже идеален для культуры такого типа и в то же время демонстрирует ее мировоззренческие основы.

Садово-парковое искусство как модель, отражающая принципы взаимоотношений человека с природой, встречается практически в любой культурной традиции, что дает возможность провести определенные параллели. Цели создания сада и в Европе и в Китае довольно сходны: это попытка поместить естественную природную среду в социокультурную сферу, предварительно придав ей наиболее приемлемый для данного культурного сознания вид. Однако на этом сходство заканчивается, и на передний план выступают различия, обусловленные несходством психических, культурных и иных факторов.

Этико-философское наполнение садово-паркового искусства в Китае было настолько велико, что вполне правомерно поставить его в один ряд с такими традиционно важными видами китайского искусства, как каллиграфия и живопись, где использовались сходные средства выражения и принципы. Можно даже сказать, что некоторые способы пространственного построения ландшафтных композиций были заимствованы из живописи. Многие прославленные художники, которые, кстати, часто достигали немалых успехов и в каллиграфии, создавали значительные произведения в области проектировки садов. Характерны в этом отношении знаменитые сады монаха Ши-тао («Сад десяти тысяч камней» и «Горная обитель слоистых камней»). Возможность полноценного творчества одного человека в различных сферах искусства объяснялась общими принципами и задачами, лежащими в основе этих видов искусства, а также сходной организацией творческого процесса.

1.1. Фен- шуй.

Затрагивая тему китайского сада, мы неизбежно сталкиваемся с таким специфическим явлением китайской культуры, как геомантия, именуемая в Китае «фэн-шуй». До сих пор представление о влиянии геомантии на китайскую культуру не очень ясно. Проблема заключается в том, что геомантию как отдельное явление трудно вычленить из всего пласта культурной жизни Китая. В то же время многие специфические черты китайской традиции обусловлены именно влиянием фэн-шуй, которое настолько глубоко вошло в жизнь китайского общества, что стало формировать особенности его культуры и мировосприятия, что, естественно, отражалось и в искусстве.

Рис.1. Символ фен- шуй.

В самом общем виде фэн-шуй можно было бы охарактеризовать как учение о влиянии энергии, излучаемой различными ландшафтными формами земной поверхности, на жизнедеятельность человека. Все многообразие их взаимодействия формирует энергетическую конфигурацию пространства, того самого, в котором живет и действует человек и с которым он, согласно мировоззренческим принципам Китая, находится в неразрывной связи. То есть исходными в фэн-шуй являются представления о великой триаде: Небо — Земля — Человек, определявшей специфику взаимоотношений человека и природы в Китае. Поскольку мир в целом виделся как единый живой организм, освоение принципов управления энергетическими особенностями пространства давало возможность воздействия на события отдельной человеческой жизни или общества в целом.

Применительно к садово-парковому искусству фэн-шуй ставил целью выстроить окружающее пространство таким образом, чтобы реализовать потенциал человека как элемента космической триады, определяя структуру и внешний вид сада. Сад как модель космоса вовсе не требовал присутствия человека для реализации этой функции. Это достигалось самим фактом творчества, поскольку кроме геомантической структуры сад одновременно был произведением искусства.

В данном случае мы сталкиваемся с представлениями о том, что творчество человека делало его причастным к природе Неба и Земли, включая в круговорот вселенной (в китайском понятии выраженного биномами тяньди — Небо и Земля). Творческая активность человека сближала его с Небом и Землей. Китайский сад в этом смысле воплощает в себе идею единства мира и человека. Исторические корни этого представления можно найти в глубокой древности. Так уже в древнейшем каноне — «Книге Песен» — имелось упоминание о «радости парка».

www.coolreferat.com

Садово-парковое искусство Китая - страница 2

С течением времени садовое искусство становилось плодом трансформации древней космологической символики, в результате которой отошла на задний план доисторическая мифология, а на передний — вышла эстетика.

2. Исторические аспекты садово-паркового искусства Китая.

В период династии Чжоу существовали уже два четко выраженных типа сада. К первому относятся императорские ритуальные охотничьи угодья, занимавшие большие территории. Часть пойманных или убитых на охоте животных приносилась в жертву предкам, Небу и Земле.

Второй тип был характерен для царства Чу, располагавшегося на юге Китая. Он представлял собой, по всей видимости, особым образом обустроенную местность, предназначенную для погружения в шаманский транс, составлявший характерный компонент духовной культуры Чу. Подобные сады находились при храмовых территориях.. Наиболее ранние сообщения о парках представляют их атрибутами власти и знаками ее священства. Так, мифические цари Китая, по преданию, держали в прудах своих парков двух драконов. Реальные правители древнекитайских царств населяли дворцовые парки жертвенными животными и редкими зверями. Этот обычай был смутным напоминанием о священных узах, связывающих человека и животный мир в первобытной религии. Весьма древние корни имело и представление о саде как «блаженном месте» — царстве вечного довольства и счастья. Подобный сад-рай древние китайцы наделяли признаками весьма сходными с теми, которыми обладал locus amoenus в античной и средневековой литературе Европы: мягким климатом, изобилием воды и пищи, пышной растительностью, богатой фауной.

Позднее в дворцовых парках правителей древнекитайских империй мы встречаем переплетение мотивов сада-универсума и сада — райской обители. Известно, что в эти парки свозили камни, растения и зверей со всех краев света, не исключая даже Персии, в них имелось «тридцать шесть дворцов и павильонов» (несомненно символическое число) и даже миниатюрные копии реальных озер, гор и дворцов правителей завоеванных стран. При первом императоре Цинь Шихуанди, парк стал осознаваться не только как модель космоса, но и как прообраз Поднебесной. На территории его парков был воссоздан ландшафт Китая, и император управлял всей страной, не выходя из парка, так как считалось, что модель обладала теми же свойствами, что и оригинал. Дворцовые парки, очевидно, рассматривались в древности как микрокосм и необходимый атрибут вселенской власти императора. Недаром животных расселяли в разных частях парка в зависимости от районов их обитания на Земле, а придворный поэт II века до н. э. в своем беллетризованном описании дворца заявлял даже, что реки в императорском парке, как во всем мире, замерзают только в северных пределах. Во времена династии Хань (202 до н.э. — 220 н.э.) императорские парки совмещали в себе уже эзотерическую и социальную программу. Это был период особой популярности даосской алхимии, поисков пилюли бессмертия и культа небожителей сянь, которые, как считалось, были способны помочь в этих поисках. Поэтому в императорских садах воссоздавался ландшафт, способный максимальным образом привлечь небожителей: строились специальные горы — обители сяней, ставились бронзовые зеркала — для сбора лунной росы, пищи для небожителей, по склонам гор высевались «волшебные» грибы линъ-чжи и даже ставились бронзовые статуи небожителей. Иными словами, активно использовались принципы симпатической магии — притяжения подобного к подобному. В это же время обязательной принадлежностью сада стал пруд, расположенный обычно у подножия горы. Возможно, это было отголоском древних представлений о Мировой Горе и Мировом Океане, что, по выражению В.В. Малявина, стало в Китае «простейшим и самым устойчивым символом мироздания».

Зарождение классической эстетики китайского сада следует относить к эпохе раннего средневековья. По времени она совпадает со становлением китайской пейзажной живописи. К V-VI вв. н.э. сложились две устойчивые формы китайского сада: императорские и частные сады. Традиции их создания развивались в тесном взаимодействии друг с другом, что исключает возможность их противопоставления. Они взаимно дополняют друг друга. Эстетика частных садов выросла из заимствования и некоторого переосмысления принципов формирования императорских парков. Примерно таким же образом, по всей видимости, создавались и сады при монастырях.

На севере Китая получили распространение масштабные императорские сады, тогда как традиция шаманских садов государства Чу, ориентированных на внутренний транс, вполне возможно, послужила ступенью для развития так называемых садов сердца. Первый тип представлял собой масштабную картину мира, поражавшую воображение размерами, буйством красок и многообразием форм, а второй — отличался преимущественной монохромностью, меньшими размерами и большой склонностью к деталям и миниатюрным композициям.В последующие столетия садовое искусство Китая непрерывно совершенствовалось. Немаловажную роль здесь сыграли идеи неоконфуцианства, упор на особое внимание к природе и внутреннее самопознание человека через диалог с природой.

Из сохранившихся до наших дней садов наиболее ранние относятся по времени сооружения к эпохе Мин (1368-1644). С этого периода, они дошли до нас без существенных изменений. Это послужило основанием для довольно распространенного мнения о том, что расцвет садового искусства приходится на период правления династии Мин. Однако образцы искусства последующих эпох являют примеры того, что садово-парковое искусство непрерывно совершенствовалось на протяжении всего своего многовекового развития.

Среди многообразия традиционных китайских садов совершенно четко можно проследить шесть их видов, близких друг к другу по принципам организации. Это:

  1. при императорских дворцах,

  2. при императорских гробницах,

  3. при храмах,

  4. сады естественных пейзажей,

  5. домашние сады,

  6. сады ученых.

В отличие от парковой традиции Европы, где сад предназначался для развлечений и прогулок, в Китае - это всегда место, где живут обычной повседневной жизнью. Сад лишь сообщает новое качество привычному быту, не отделяя от него свое пространство. И вместе с тем это пространство особое, четко выделенное, с фиксированными границами.

Интересную реализацию функций садово-паркового комплекса представляют императорские сады. Архитектурное построение дворцово-храмового комплекса выдает в нем культовое сооружение. Целью пребывания в этом архитектурном ансамбле было общение с Небом. В Гугуне все подчинено одной идее — максимально эффективно распределить поток космической энергии, что должно благотворно повлиять, по представлениям китайцев, на благополучие империи и жизнь императора — сакрализованной персоны, ее олицетворявшей.

Рис.4. «Запретный город». Императорский дворец Гугун. Пекин.15 век.

Архитектурные объекты Гугуна отличаются крайней симметричностью, правильностью форм и четкой композицией.Бросается в глаза сознательно заданная регулярность его архитектурных объектов. Очевидно, что четко организованное пространство обладает гнетущим воздействием на психику человека. Сады при архитектурном комплексе в этом случае компенсировали подобное влияние, вовлекая посетителя в своего рода психологический диалог, некую игру. Они выполняют, таким образом, компенсаторную функцию, сглаживая влияние регулярности архитектуры. В садах абсолютно отсутствует заданность, предсказуемость, они выстраивались по принципу неожиданности явления, метаморфозы. Следует учитывать и то, что они были частью жилого пространства, связанного с бытом. В отличие от церемониальной ритуальности архитектуры дворцов и храмов сад представлял собой пространство для личной свободы и уединения, поддерживая психический баланс личности.

Мы можем вспомнить о версальских парках, реализованных как часть дворцового комплекса. Но, в отличие от Китая, светский архитектурный комплекс в Европе давно утратил свой сакрально-ритуальный сектор, следовательно, и сад не нес соответствующей нагрузки. Кроме того, европейский сад не ставил целью преобразовать природную среду во что-то иное. Природа здесь зажата в мире человеческого разума, но сохраняет статус среды отличной от социальной, и не используется для подведения зрителя к истине другого порядка. Иное дело сады Китая.

Наиболее характерны в этом смысле частные сады, рассчитанные на то, чтобы подвести зрителя к сосредоточению на переживании своих внутренних эмоций. Трудно сказать, продолжает ли эта традиция ту, что характерна для императорских садов, или она в этом смысле прямо противоположна гигантским ландшафтным паркам. Частные сады миниатюрны и значит способны более лаконичными средствами выразить идею китайского сада. Здесь, как и в дворцовых ансамблях, геометрически правильно оформленная территория с четко ориентированной по сторонам света архитектурой и совершенно особым образом оформленное пространство природной среды. Попадая в природную среду сада, человек не мог предсказать, на какую композицию он выйдет. Китайский сад всегда строился по принципу неожиданно возникающего вида. Анализируя описания садов и парков Китая, молено сделать вывод, что их пейзажи подразделялись на три основных вида:

1) устрашающий;

2) смеющийся;

3) идеалистический, или романтический.

Устрашающий пейзаж создавался путем устройства искусственных холмов и утесов, нависающих над головой. Был слышен шум подземной реки, а вырванное с корнем дерево преграждало бурный поток. Устрашающий пейзаж сменялся смеющимся. За поворотом дороги темные ели и туи, закрывающие солнце, расступались и открывали большую поляну, украшенную цветами. В любое время года здесь цвели какие-нибудь растения. От этого казалось, что весна как будто не покидает долину. Светлый и жизнерадостный пейзаж переполнялся контрастами. Третий тип пейзажей — романтический — навевал легкую грусть. Основой данного пейзажа могли быть «островок с хижиной рыбака или ажурная пагода на скале, выгнутый мост и ветви плакучей ивы, склоненные к воде».

Знатоки садового искусства неизменно подчеркивали, что в устроении садовых ландшафтов «не существует установленных правил» и что их создатель на девять десятых — «господин вещей» и лишь на одну десятую — мастер, повинующийся законам своего ремесла .Это объясняется тем, что человек в китайской триаде имел статус, онтологически равный Земле и Небу, что обязывало его завершить все созданные ими образы. Такой онтологической установки мы не находим больше нигде. Предполагалось, что, доводя до совершенства небесные и земные образы, человек совершенствовал самого себя, выражая тем самым свою внутреннюю природу. Именно поэтому китайский сад — это постоянный диалог культурного и природного начал, он напоминает об онтологии. В нем всегда, независимо от размера, заключена идея всеобщей космической взаимообусловленности. Человек чувствует себя в саду хозяином, он перерабатывает материал природы и, узнавая его, обретает знания о себе.

3. Характеристика китайского сада

    продолжение

www.coolreferat.com

§ 6 Садово-парковое искусство Китая и Японии

Сады и парки Китая, Кореи и Японии принципиально отличались от европейских. В их основе лежало особое отношение к природе, связанное с философией и религией.

Китай.

Садово-парковое искусство в Китае зародилось в глубокой древности. Император Цинн Шихуанди, при котором было произведено объединение Китая., построена великая Китайская стена( длиной более 4 тыс.км., выс до 10 м, 3 в до н.э.), владели огромным парком, строительство которого было закончено в 212 г. До н.э.

Император Ханьской династии Ву-ди (140- 87 гг. до н.э.) имел сад с искусственными гротами, ручьями и дорожками. В нем росли декоративные деревья и кустврники.

Сады того времени на начальном этапе были связаны с даосизмом (одна из трех основных религий Китая), по которому природа рассматривалась как обитель богов.

То были участки естественной природы, выделенные из окружающего ландшафта (т.н. «парки красивых мест» - бодарчу).

В период следующих шести династий (220-589 гг.). С приходом из Индии в Китай буддизма (64 г. н.э.) садовое искусство развивалось в пейзажном направлении, отражало естественную природу и несло определенное настроение. Оно являлось материальным воплощением идей своего времени, господствовавших в литературе, ландшафтной живописи, поэзии – описания и изображения естественной красоты , ее поэтическое восприятие способствовало контактам человека с природой, особое внимание уделялось озерам, рекам и горам.

По эмоциональной направленности парка, по аналогии с живописью, обусловлена классификация его пейзажей на устрашающее (с темными рощами , нависшими скалами, грохочущей водой горных рек и т.д.), смеющиеся (открытые, залитые солнцем холмы, цветущие растения), Идиллические (спокойная гладь воды, остров, погода) в пейзажных композициях подчеркивались красота естественной природы. бесконечные разнообразие меняющихся видов.

Расцвета с.-п. искусство Китая достигла в X-XII вв. и вновь – в XIII-XIV вв. в период правления династии Сунг (907-960), когда получили развитие различные искусства.

В северной части Китая сады занимали территории в сотни гектаров, а в южной (экономический центр страны) – малые, устраиваемые при жилых домах.

Во всех случаях центром композиции является водоем, занимающий от 30 до 70 % территории. Около него размещается архитектурное ядро парка – дворцовые постройки.. у водоемов изрезанная береговая линия и много островов.

То при движении обеспечивает чередование живописных картин, в которые включаются многочисленные парковые сооружения – беседки, веранды, платформы, галереи, мосты. Взгляд в нужном направлении ориентируется с помощью фигурных проемов в стенах - « проникающих окон», обрамлением опор галерей, путем нейтрального решения ли изоляции одной из сторон маршрута.

Сооружения имеют яркую окраску оттеняющую, зелень парков, и являются частью пейзажных картин. Их поэтические названия настраивают на определенное восприятие картин природы или ее проявлений ( например, павильон «где слышен снег», или « беседка, омываемая ароматом леса», и т.д.).

Состав растений очень богат: виды сосны, можжевельника, клена, дуба (дуб китайский), кедр, груша, слива, вишня, ива, бамбук; много красивоцветущих – камелии, азалии, рододендроны; из цветов ценились пионы, хризантемы; в водоемах высаживались лотосы, на берегах – ирисы.

В скульптурном оформлении использовались изображения птиц или животных – аистов, дракона, черепахи; часто используют естественные камни – в оформлении берегов водоемов создания горок, в качестве «естественных» скульптур (наиболее выразительны)

По значению они приравниваются к произведениям искусства.

Большое число императорских садов находилось в столице империи – в основном в северных и западных пригородах Пекина. Прекрасный парк на берегу озера, с искусственными холмами, особенными деревьями и кустарниками упоминает Марко Поло (1254-1323).

В ансамбле огромного Зимнего дворца несколько необычное пространственное решение имела светская резиденция «Храм Неба» сооруженной в 1420 г. (соответствует времени раннего Возрождения Италии). Это симметричная композиция, которая от главного входа, через квадратный двор с округлым «алтарем неба», с четырьмя террасами (квадрат был символом ритма, а круг символом неба) ведет к округлому «храму молитвы о ежегодном урожае. Комплекс зданий имел регулярное размещение, был окружен рядовыми посадками вечнозеленых деревьев. Деревьями были обсажены дороги.

В состав огромного комплекса зимнего дворца входили обширные сады (парки) с искусственно созданными озерами, островами и холмами, размещенные на западной стороне и «пурпурного города». Характерным элементом являлся сад Пай-Хай, с тремя объединенными озерами Южным, Средним и Северным. Доминантой было озеро («северное море») с островом и холмом в центре, на котором в 1644 г. построена Большая Белая Пагода, которая была видна даже с разных концов города. Острова, дикие скалы, гроты, лабиринты с разнообразными древесными растениями дополняют храм, павильоны, беседки, террасы, соединенные сетью дорог. Вход на остров дополняют каменный мост и декоративные ворота «Пай воу», аналогичные главным и боковым входам в парк. Характерным элементом парка Пай-Хай являются прекрасная «Стена девяти Драконов», украшенная керамикой и резьбой, комплекс павильонов «Пяти Драконов», а также большой императорский мост против входа в парк. Крупнейший парк Юаньмин не сохранился.

Наиболее полно сохранился парк Летнего дворца Около Пекина – Ихэюань (парк Безмятежного отдыха). Это комплекс садов около 400 га. Начало его создания относится к XIV в. Он неоднократно разрушался (в 1860 и 1900 гг.), но вновь восстанавливался. В настоящее время он занимает площадь 270 га, из которых 3/4 занято озером Куньмыньху.

На южном склоне горы Ваньшоушань (гора Долголетия), в северной части парка, обращенной к озеру, расположен архитектурный ансамбль с многоярусной башней и комплексом дворцовых сооружений. К ним примыкают дворики с каменистыми садами, водоемами для декоративных рыб и лотоса, древовидными пионами, магнолиями. Северный склон покрыт лесным массивом.

У подножия горы протекает ручей. На озере имеются острова с беседками и дамбы с галереями протяженностью в сотни метров, являются частью прогулочных маршрутов. Северная граница участка замаскирована невысокими холмами.

В стране выделяют шесть типов садов: при императорских дворцах и гробницах, храмах, сады естественных пейзажей, домашние сады, сады ученых и литературы. Они различны по размерам и богатству оформления, но отвечают следующим основным принципам, выделенные мастерами садово-паркового искусства Китая:

  1. действовать в зависимости от местных условий;

  2. максимально использовать окружающую природу;

  3. отделять главное от второстепенного;

  4. использовать контрасты: большое и малое, светлое и темное, широкое и узкое, высокое и низкое;

  5. в малом добиваться большого;

  6. учитывать гармонию пропорций;

  7. использовать постепенное раскрытие видов;

  8. учитывать время восприятия пейзажей.

Китайские сады оказали большое влияние на садово-парковое искусство других стран, и прежде всего Японии. Китайские сады способствовали развитию пейзажного стилевого направления в Европе (середина и конец XVIII в.) и побудили к созданию т.н. англо-китайского стиля.

Япония

Садовое искусство вместе с буддизмом пришло в Японию из Индии в VI в. (через Корею и Китай). На протяжении почти 2000 лет японский сад формировался как пейзажный. Этому способствовал мягкий климат Японии, богатая флора и разнообразие живописных пейзажей (скалистые горы, озера, реки, ручьи, водопады, песчаные отмели, лесистые холмы и т.д.). Японцы любят природу. Они стремились собрать на незначительной территории сада наиболее полюбившиеся им пейзажи. Хотя подобные пейзажи далеки от действительных, но в их основу положены образы родной природы.

Главная функция японского сада – созерцание и оценка красоты пейзажей с определенных мест обзора – террас, окон дома, видовых точек прогулочного маршрута.

Японский сад развивался под влиянием религиозно-философских воззрений о строении мира, религиозных учений – буддизма и синтоизма.

В его развитии выделяют следующие основные периоды: VI-VIII вв. – период Нара, характеризуется влиянием китайской культуры. Строится столица Нара по образцу китайской столицы Чань-чань. При дворцах создаются первые сады по типу китайских, с общей конструктивной схемой – горы и вода. Появляется смысловая символика (сосна – долголетие, бамбук – стойкость и др.). Это период становления японского сада на основе синтеза японских пространственных концепций и китайских садовых композиций.

IX – XII вв. – Хейанский период. Столица – Кисто. Характерны утонченная культурная жизнь, развитие искусств. Сад приобретает изысканные формы, используется для развлечений, придворных праздников, а также – для созерцания, размышления и отдыха. В отличие от китайских садов которые создавались эстетической доработкой естественных пейзажей, выявление и их художественных элементов, садово-парковое искусство Японии основано на воспроизведении живой природы в заранее заданных, как правило, уменьшенных масштабах. Подобно театральной декорации, его композиция строится фронтально, с определенных точек от воды.

Основу сада составляет озеро и остров. Садовое искусство формируется как специфический жанр и своими формальными признаками и канонами.

[Садики этого периода (С.С. Ожегов, 1993) различают на три типа: «Ке» предназначен для внутренних домашних нужд; «Харе»- для формальных традиционных церемоний; «Суки»- несут Толька эстетических функции. Иногда в садиках были объединены два типа.]

13- начало 14 в- период Камакура характеризуется приходом к власти военного дворянства и распространением секты дзэн- буддизма. Сады становятся частью храмового комплекса.

14- 16 вв. – период Муромати. Происходит сближение хейанского и камакурского направлений и новый расцвет культуры. Этот период в истории садового искусства Японии считается классическим. Сады развиваются при монастырях и создаются монахами.

В 16 в. появляется новый сад- сад чайной церемонии.

В дальнейшем появляется множество вариантов храмового сада, вновь возникают светские сады, как необходимая часть жилого дома.

В дальнейшем появляется множество вариантов храмового сада, вновь возникают светские сады как необходимая часть жилого дома.

В последние два периода садовое искусство развивалось под влиянием идей дзэн – буддизма, по которым красота природы есть одна из форм постижения истины. Происходит обострение эстетического восприятия, вырабатываются поэтически- метафорические способы мышления. Сады должны были располагать к созерцанию, вызывать чувство эмоционального отклика.

Основным композиционным принципом (т.н. принципом неопределенности) было создание гармоничного равновесия всех элементов сада, в которых есть свобода и порядок, движение и покой. Отрицается равенство: объёмно- пространственное элементы сада не должны быть одинакового размера, в их размещении недопустима симметрия.

По функциональному назначению исторически сложились дворцовые, храмовые сады, сады чайной церемонии, сады у жилого дома.

Японские мастера 18 в выделяли следующие типы садов

По характеру рельефа: плоский сад и холмистый сад

Любимый мотив холмистого сада- миниатюрная гора «Фудзи»( священная гора Японии «Фудзияма»]

По сложности композиционного построения: полная форма- «син», полусокращенная- «со», сокращенная- «чё».

Наиболее развернутая форма «син» обычно содержит весь набор композиционных элементов. Форма «чё» более сжата; число элементов невелико, но они более выразительны и содержательны. Недосказанность должна активизировать восприятие сада.

По основному компоненту, на котором заостряется восприятие: сад камней[в том числе т.н. «гравийный сад», в котором много воздуха и света], сад мхов, сад воды, сад пейзажей и т.д.

[Известный сад мхов храма Сайхой (14век), расположенный под соснами и клёнами, поражал разнообразием оттенков, открывавшейся от извилистой тропинки, проложенной по границе сада.]

Независимо от типа сада камни и вода составляют неотъемлемую часть, его «скелет» и «кровь».

Камни подбирают по форме, цвету, фактуре. Из них образуют группы: основную - определяет всю композицию- высоту холмов, размеры и очертания водоёмов, размещение растений в саду; вспомогательную - подчиняется главной и подчеркивает её основную идею: «гостевую группу»- композиционно не подчиняется главной, но уравновешивает её; связующую группу, которая композиционно объединяет сад с домом и др.

[Камням даны в соответствии с выполняемой функцией названия: «Камень господства»- т.е. доминанта в композиции из камня, «Камень подчинения»- его противоположность, «Водоразбрызгивающий камень» - на который ниспадает, разбрызгиваясь, водный поток, «Сапогоснимательный камень»- у входа в сад, где снимают обувь, и др. Извилистые каменные дорожки и мостики, возвышающиеся над песком или водой, являются украшением сада]

Схема размещения составных в каждой группе близка к разностороннему треугольнику, длинная сторона которого должна быть обращена к фасаду дома, выходящему в сад, короткая- слева, а средняя- справа. При этом необходимо выявить и почувствовать возможности каждого камня, найти точное соотношение камней, что бы создать из них гармоничную пластику пространства сада.

Для иллюзорного увеличения пространства сада, глубины открывающихся картин выработаны искусственные приемы, важнейшими из них являются:

  1. посадка растений с крупными, выраженной формы, листьями, интенсивно окрашенными листьями цветами и соцветиями на переднем плане;

  2. на переднем плане размещают крупные, художественно выразительные камни;

  3. этот же принцип положен при искусственном формировании крон( стрижка под бонсай», геометрические фигуры)

  4. также при подборе и размещении декора;

  5. ширина дорожек уменьшается по мере удаления от видовой точки

Для усиления эмоционального воздействия около жилища высаживают растения с крупными глянцевыми листьями, создающими иллюзию дождя.

Вода – основа жизни любого сада. Это водоёмы с заливом, островами, песчаными и каменистыми берегами, изображение спокойной и широкой реки или бурного потока с порогами. Излюбленным элементом сада является водопад.

Почти во всех композициях с водоемом и островами главное место отводится «острову Черепахи» и «острову Журавля», символизирующих стремление человеческого духа к глубинам познания и воспарению вверх, а также «райскому острову», который не соединяется с берегом.

В «сухих» садах вода символически подменяется галькой или песком, т. н. «гравийный садик».

Составу растений уделяется особое внимание. Преобладают вечнозеленые, как хвойные, так и лиственные. Многие из них несут определенную смысловую нагрузку. С помощью растений акцентируется сиена времен года: весна – цветение плодовых (сакура), осень – окраской листьев (особенно клена), зима – рисунком обнаженных ветвей. Предпочтение отдается красивоцветущим деревьям и кустарникам. Цветов очень мало, или их вовсе нет.

Самое любимое растение – Сосна мелкохвойная (Pinus parvifolia), из цветущих – слива (уше), вишня (сакура), камелия, азалия, олеандр. Хризантема, слива, орхидея и бамбук – «четверка благородных» растительного мира. Компоновка растений канонизирована и ведется по их символике и декоративным признакам.

Обязательны садовые сооружения: мосты, скамьи, каменные или керамические, светильники, ограды, ворота, выполненные из естественного материала – дерева, бамбука, камня, иногда металла (чугунные или бронзовые скамьи), без лака и краски, чтобы чувствовать фактуру материала, его естественный цвет. Особенно ценится веяние (или налет) времени – лишайники на камне, блеклости тонов дерева и бамбука.

В композиционном и цветовом решении сад тесно связан с приемами живописи: рассчитан на статическое зрительное восприятие, пространство строится по канонам живописи. Общая приглушенность и мягкость колорита, некоторая монохромность, отсутствие ярких красок сближает картины японского сада с монохромной живописью тушью.

Характерным для японского сада является символизм. Надо проникнуться пониманием особого мировосприятия, чтобы оценить эстетические принципы японской культуры: «югэн» - нечто манящее, но неуловимое, чудесное, завораживающее; «саби» - красота без блеска, как бы подернута дымкой; «сатори» - внезапное озарение, прозрение. За видимым пейзажем с его красотой, отточенной формой и утонченно продуманной композицией скрывается более глубокое содержание. Эстетическая ценность растений, камней, песка, воды (как таковых) является второстепенным по сравнению с тем, что они символизируют.

Отсюда метафоричность сада, недоговоренность в передаче образа, который должен раскрыть сам зритель. Наиболее ярко эти черты проявляются в плоских (философских) садах.

Одним из самых популярных является сад камней монастыря Рьеан-дзи в Киото, созданный в конце XV – начале XVI вв. Это небольшая прямоугольная площадка, расположенная перед домом с верандой, которая тянется вдоль сада и служит местом для его созерцания. С противоположной стороны невысокая глинобитная стена, за которой поднимаются зеленые кроны деревьев.

На площадке, застланной белым крупнозернистым песком, расположено группами 15 камней. Песчаная поверхность «расчесана» специальными граблями так, что бороздки идут параллельно длинной стороне сада и образуют концентрические круги вокруг каждой группы, состоящей из 2-3 или 5 камней с любой точки веранды из 15 камней видны только 14.

Известностью в Киото пользовался сад монастыря Хейян-дзингу

Символизм японского сада тесно связан с другой его отличительной чертой - образной трактовкой природы; задача - показать природу, нетронутую человеком.

Но способ показа с помощью символики, углубляющей смысл виденного, и композиционных канонов, как бы раздвигающих границы сада, не скрывает, что эта задача решается мастерством человека. В отличие от европейских пейзажных садов рукотворность японских садов очевидна. Многие растения несут определенную смысловую нагрузку.

Помимо придворных и храмовых садов с XVI в. В Японии формируется новый тип сада - сад чайной церемонии. Он связан с обрядами чаепития, которые, появившись в стране в XII в., стали популярными во всех слоях населения. Церемония служила своеобразным отдыхом и превратилась в ритуал наслаждения красотой природы и искусства. Сад стал частью этого ритуала.

Сад чайной церемонии имел небольшие размеры. Основой композиции являлся миниатюрный, т. н. "чайный домик". Неотъемлемые части этого сада - дорожка, ведущая к чайному домику, сосуд для омовения рук, каменный фонарь. Дорожка имела различное покрытие. Неровные камни заставляли посетителя смотреть себе под ноги, а специально выровненные ее участки позволяли оглядеться и полюбоваться садом. Для устройства дорожек использовались также круглые площадки деревянных спилов.

Идея сада чайной церемонии сохранилась до наших дней.

В XVII - XVIII вв. (период позднего средневековья) создаются обширные сады-парки, представляющие собой комплекс садов, переходящих один в другой. Это сады императорских резиденций и дворцов сегунов. Наиболее известны парковые ансамбли Кацура (1625 - 1651) и Шигакуин (1656 - 1695 и позже). Они занимабт большие площади (Кацура - 6,6га, Шигакуин - 20га), имеют сеть дорог со сменой пейзажных картин, раскрывающихся последовательно при движении - поэтому они получили название чередующихся.

Ансамбль Кацура создавался по замыслу владельца - принца Тосихитоя, находящегося под сильным впечатлением от садов Китая. В центре ансамбля находится большое искусственное озеро, вокруг которого проложены дорожки. Дворец расположен на берегу, имеет сложную форму и состоит из трех частей, обращенных к различным частям сада.

В традиционный тип сада - сад " озера и острова" - органически вошли приемы других типов садов. Пять чайных домиков сельского вида для использования в разные времена года, являются основой построения отдельных местных ландшафтов. Для любования природным материалом идет активное использование маршрута, который, подобно гиду, то заставляет отвлекаться от картин сада, то фиксирует внимание на его особо интересных местах.

Особое место предназначено для наблюдения за полнолунием.

Сложный план не позволяет охватить сад одним взглядом. Его образ постигается через детали: через часть раскрывается целое.

Сад Шигакуин - бывшая резиденция императора Гомицуно. В отличие от остальных садов он расположен на трех уровнях, террасами поднимающихся по склону горы, и благодаря этому ориентирован на далекие горы и деревья. Все искусственные элементы сада становились передним планом композиции и получали подчиненную роль.

В XIX в. В Японии сформировался ансамбль из жилого дома и сада как его неотъемлемой части.

Основные особенности содово-паркового искусства Японии:

1. типологичность;

2. традиционность;

3. символизм;

4. образная трактовка природы;

5. связь с живописью;

6. канонизация композиционных приемов в использовании парковых компонентов - камней, воды, растительности, сооружений.

Японский сад представляет большой интерес для современной урбанизированной среды. В 1959г. У здания ЮНЕСКО в Париже был создан небольшой (200м2) Сад мира. Его автор - скульптор И. Ночуки. Некоторы приемы получают распространение и в Европе.

В 1987г. В ГБС АН СССР открыт японский сад на площади 2,7га по проекту и под руководством Кон Нахадзимо. Сад решен в традициях японского паркостроения. В составе растений представители японской флоры (сакура, вяз Давида, клен моно, рододендроны), и других, передающие характер японского ландшафта (сосна горная, можжевельник казацкий и др.).

studfiles.net

2. Исторические аспекты садово-паркового искусства Китая.. Садово-парковое искусство Китая

Похожие главы из других работ:

Ашугское искусство народов Южного Дагестана. Мусульманская культура и арабо-графическое книгопечатание

1. Духовно-нравственные аспекты ашугского искусства народов Южного Дагестана

Слово «ашуг» имеет арабское происхождение. Изначально, оно означало -- «страстно любящий, пылающий любовью к божеству», затем перешедшее в персидский, тюркские, армянский, и грузинский языки уже со значением «певца-поэта»...

Бальные танцы как вид искусства

2.1 Исторические аспекты развития бальных танцев

Рассматривается роль танца как особого вида искусства в различные исторические эпохи. Представлено понимание танца как особой формы эстетического отражения действительности, описаны основные характеристики танцевального образа...

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно, Москва

2.Теория садово-паркового искусства и композиционные основы проектирования

Отличительная особенность ансамбля заключается в том, что даже самые крупные здания решены как парковые сооружения...

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно, Москва

4.1 Взаимосвязь садово-паркового искусства с пейзажной живописью

Взаимосвязь садово-паркового искусства и пейзажной живописи прослеживается на всем протяжении истории существования этих различных видов искусства...

Искусство Средневековья

1. Исторические предпосылки становления средневекового искусства

Воинственные народы, под ударами которых пал Рим, были не только разрушителями -- они омолодили одряхлевший мир, влили в него новые живительные силы. По всей территории бывшей Римской империи они уничтожили рабство...

Картина мира в России и Китае

1.2 Характерные черты традиционного мировосприятия в художественной культуре Китая до ХХ века: религиозно-философские, мифологические и эстетические аспекты

Китайская культура принадлежит к древнейшим. Ее долгая, богатая событиями история отмечена выдающимися изобретениями, соцветиями талантов, она отличается многими неповторимыми особенностями...

Образное содержание парковых композиций

1.1 История садово-паркового искусства

Садово-парковое искусство возникло в эпоху рабовладельческого строя, когда особое значение придавалось паркам при культовых сооружениях, дворцах, усадьбах знати и так далее...

Основные растения и термины паркового дизайна

1. Значение терминов садово-паркового искусства

...

Особенности народной музыки Китая

2.1. Основные виды и идейно-эмоциональное содержания музыкально-поэтического искусства Древнего Китая

До наших дней дошли многие суждения ученых и философов с сущности музыки, о ее глубоком идейном содержании, о ее громадной общественной роли...

Разработка и выполнение в материале серии работ в технике горячего батика под девизом "Белгород - зеленая столица"

1.2 Исторические аспекты развития художественной росписи ткани в России

На Руси с незапамятных времен известны способы расцвечивания ткани путем набивания узора, в дальнейшем получившие название печатных рисунков. Это так называемые различные виды «набойки», от слова «набивать»...

Раннехристианское искусство Древнего Рима

1.1 Исторические черты появления раннехристианского искусства

Мостом между искусством собственно средневековья и античным явилось так называемое искусство раннехристианское, возникшее в период, когда христианство нелегально существовало в языческой Римской империи...

Садово-парковое искусство Китая

1. Идеологическая основа садово-паркового искусства Китая.

Традиционный китайский сад -- своеобразный феномен культуры. В нем нашло отражение основополагающее для китайской культурной традиции миропонимание, а именно -- специфика философско-религиозного...

Садово-парковое искусство Японии

1.3 Влияние религии на развитие садово-паркового искусства

Всё живое и неживое - любое созданье поёт. Шёпот веток, шорох песка, рокот ветра, журчанье воды. Всё сущее сердцем наделено". Из пьесы театра Но "Такасаго" Дезами ХIV-ХV вв...

Свадебный обряд как одна из форм активизации и развития творческих способностей человека

Глава I. Теоретические и исторические аспекты изучения обрядовых праздников

...

Фестивали, шествия и маскарады. История и современность

Глава 1. Исторические аспекты зарождения фестивалей, шествий и маскарадов

...

cult.bobrodobro.ru