Средние века древние века. 23. Понятие «средние века» в исторической науке. Периодизация средневековья. География средневекового мира.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Что изучает история Средних веков? Временные рамки и важнейшие события Средневековья. Средние века древние века


Что изучает история Средних веков? Временные рамки и важнейшие события Средневековья

Что изучает история Средних веков? Чтобы сформировать представление о сути вопроса необходимо ознакомиться с предметом её изучения, периодизацией основных событий, произошедших в этот отрезок истории человечества, и различных точек зрения на рассматриваемый период.

временные рамки средневековья

Термин «Средние века»

Этот термин (а если ещё точнее, «Средний век») возник в Италии. Придумали его гуманисты в конце XV-начале XVI вв. нашей эры. Историки XVII-XVIII веков окончательно закрепили и поделили историю человечества на древние века, средние и новое время. По их глубокому убеждению, и с их подачи, пошло кочевать мнение, которое иногда поддерживают некоторые современные учёные о том, что это была эпоха культурного и духовного упадка, мракобесия, а человечество сделало шаг назад. Верно ли это утверждение, рассмотрим далее в статье.

Сейчас необходимо осветить вопрос о том, зачем учёные нового времени ввели этот термин. Тут всё очень просто. Они превозносили до небес Античность – эпоху, по их мнению, расцвета науки, искусства и культуры. Потом Великая Римская империя рухнула, и Европа погрузилась на века в хаос.

Войны, эпидемии, религиозная нетерпимость и фанатизм негативно сказались на человечестве. Но вот началась эпоха Нового времени, а далее сменяющиеся друг за другом эпохи Возрождения и Просвещения дали человечеству новую надежду на воцарение разумных, гуманных и оправданных законов.

что изучает история средних веков

К вопросу о периодизации

Временные рамки Средневековья историками разных стран рассматриваются по–разному. И это не удивительно, так как в разных уголках земного шара имелись свои особенности и специфика. Впрочем, начало Средневековья не вызывает споров и разногласий.

Считается, что эта эпоха вступила в свои законные права с крушением Римской империи и это произошло 4 сентября 476 года. Сенат Рима под давлением объявил, что Западной империи больше не нужен император и в Константинополь уехали диадема и скипетр. Символы императорской власти и величия Рима.

Когда речь зашла о том, где закончить этот значимый период в истории человечества, то тут мнения разделились. Каждая сторона предлагала свою версию и давала обоснованную аргументацию. Это и взятие Константинополя (1455), и начало Реформации (1517) и множество других не менее значимых и уникальных событий.

История, к сожалению, используется как один из важнейших инструментов идеологического воздействия. Забывается при этом её важнейшая и главная задача – изучение и анализ опыта человечества с целью не допустить обидных и страшных ошибок. Поэтому разногласия в хронологии, а самое главное то, что термин «Средневековье» практически неприменим к истории всех народов мира, закрепили его условность.

начало средневековья

Периодизация

Однако, несмотря на условность периодизации, все же необходимо выделить три основных периода, которой придерживаются в российской историографии и в большинстве западных государств:

Раннее Средневековье

Начало Средневековья принято считать с 476 года нашей эры и падения Римской империи, и этот период продолжается до середины XI века.

Высокое, развитое, или классическое Средневековье

Это середина XI века – время возникновения средневековых городов и начало Крестовых походов и завершается этот отрезок истории эпохой развитой европейской торговли, расцвета ремесла и искусства.

Позднее Средневековье, или Раннее Новое время

Конец XIV-XVI вв. – самый расцвет эпохи великих географических открытий.

Необходимо сделать небольшую оговорку. На Западе существуют иные временные рамки Средневековья. Оно благополучно завершается после знаменитого открытия Америки Христофором Колумбом в 1492 году.

средневековая русь

Средневековье: предмет изучения

Что изучает история Средних веков и что является предметом её изучения? Это особенности, закономерности и условия развития общества того периода. В первую очередь это зарождение, становление и развитие феодальных отношений. Именно они и стали тем основным фактором, который повлиял на социальные отношения в обществе и его культурное развитие. Благодаря феодальным отношениям перекраивалась политическая карта того времени. Зарождались известные в современности национальные культуры и характеры.

Классификация источников

Отвечая на вопрос "что изучает история Средних веков", будет уместно охарактеризовать и дать классификацию источников, которые используются при изучении этого вопроса. Это пять типов источников, которые отличаются по способам фиксации информации. Перечислим эти источники:

  • Природно–географические (благодаря его изучению можно получить все необходимые данные об окружающей среде: климат, почва, ландшафт и т. д. Это необходимо для понимания природной специфики изучаемого региона.).
  • Этнографические (изучается фольклор, обычаи, традиции, национальные костюмы, жилища и т. д.).
  • вещественные (сюда входят объекты материальной культуры. Это оружие, утварь, украшения и т. д. Всё то, что в виде материальных предметов дошло до наших дней из прошлого.).
  • Художественно – изобразительные (картины, памятники архитектуры, различные скульптуры, мозаики и т. д.).
  • Письменные (это тексты, причем неважно, чем они записаны - нотами, буквами, иероглифами, клинописью или цифрами.).

средневековые войны

Классы письменных источников по изучению истории Средневековья

Письменные источники, в свою очередь, для удобства делятся на классы. Необходимо кратко описать каждый из них. Вот как они выглядят:

  • Нарративные, или повествовательные (повествуют о событиях в произвольной форме, используя иногда вымысел).
  • Документальные (такой класс источника формализованным языком освещает узкие и отдельные моменты в социально-экономической, юридической или политических сферах).
  • Законодательные (данный класс источника затрагивает вопросы по истории Средних веков сугубо в юридическом поле. Но тут одна интересная особенность - они очень часто отражают не только законодательную практику. По ним очень чётко можно проследить, как законодатель пытается её изменить, иногда под конкретную ситуацию.).

вопросы по истории средних веков

Средневековье на Руси

Как уже было сказано, периодизация эпохи Средневековья – условность, поэтому понимание этого феномена и создаёт условия, когда необходимо учитывать историческую специфику региона. Неслучайно средневековая Русь рассматривается историками как территория, где феодальные отношения зарождались медленнее, исходя из тех данных, которыми располагает современная наука. Поэтому здесь периодизация выглядит следующим образом:

  • IX-XII вв. – Киевская Русь, во главе с Киевом – «матерью городов Русских».
  • XII-XIII вв. – эпоха междоусобицы между отдельными княжествами и начало установления татаро-монгольского ига на некоторых русских землях.
  • XIV-XVII вв. – объединение русских земель под властью Москвы.

Почему средневековая Русь проводила строительство феодального общества гораздо позже своих европейских соседок – тема дополнительных исследований. И окончательная точка в этом вопросе еще не поставлена.

Феодализм

Зарождающийся феодализм и установление всеобщей власти Церкви вступили в явный антагонизм с существующим на тот момент, но постепенно отмирающим античным рабовладельческим строем. Происходила смена новой социально-экономической формации. Что и повлекло за собой в итоге огромный всплеск насилия и жестокости.

Это выражалось не только в крушении Западной Римской империи, на её обломках возникали новые игроки в виде варварских королевств. А Великое переселение народов, длившееся с IV по VII вв., добавляло неразберихи. Изменения произошли, в первую очередь, в самой среде варварских племён.

Зарождение варварских королевств, укрепление власти их королей неизбежно приводили к расслоению внутри их общества. Феодальные отношения и были тем инструментом, укрепляющим власть «сюзерена». За это вассалы получали не только земли, но и людей их обрабатывающих. Постепенно этот статус получили и их потомки, с правом дальнейшей передачи по наследству.

важнейшие события средневековья

Закрепощение крестьянства

Необходимо кратко коснуться основных событий в истории человечества, которые не только повлияли на жизненный уклад средневекового общества, но и создали предпосылку для дальнейшего развития. Учебник по истории Средних веков дает краткую хронологию тех событий, произошедших более чем в тысячелетнем отрезке истории.

В конце V-начале VI вв. (481-511) среди франков выдвигается жесткий и амбициозный король Хлодвиг. Он не только стал родоначальником династии Меровингов. При нем, возможно, по его прямому указанию, была оформлена «Салическая правда». Благодаря ей, можно изучить и проанализировать существовавшие архаические порядки. А самое главное – это зарождающееся имущественное и социальное неравенство. Хлодвиг и его преемники упорно завоевывали земли на территории современной Франции.

Но сменилась династия и Карл I создал огромную империю, впрочем, она просуществовала недолго. Но при нем окончательно оформилось обезземеливание и закрепощение крестьянства.

Христианская религия способствовала этому процессу. Церковь получила огромные наделы и богатства и настолько окрепла, что сама вмешивалась в дела европейских правителей и даже санкционировала грабительские Крестовые походы, прикрываясь благовидным предлогом. Важнейшие события средневековья включают в себя множество эпизодов, так или иначе, повлиявших на ход современной истории.

Города и торговля

Если бесстрастно исследовать историю человечества, то можно прийти к выводу, что основой любого конфликта являются экономические интересы. Это потом оформляется необходимая идеология, подталкивающая порой целые народы к взаимному истреблению. Средневековые войны, да и современные это прекрасно иллюстрируют. Но также верно, что именно экономическая выгода есть тот необходимый двигатель, который не только меняет общество, но и движет его к прогрессу. Торгово-экономические связи неизбежно приводят к культурному и техническому заимствованию.

Города, образовывающиеся на крупных торговых путях и вокруг укрепленных крепостей (бургов) – стали центрами торговли, ремесла, науки и культуры. Порой люди отправлялись в другие страны, чтобы научиться и преуспеть в своей области или привезти экзотических товаров.

В заключение

Что изучает история Средних веков? Принято считать Средневековье эпохой упадка и разложения. На первый взгляд с этим можно частично согласиться. Средневековые войны, антисанитария, сжигание людей и прочие «прелести» не внушают оптимизма. Однако следует понимать, что это был необходимый путь человечества при смене социально-экономической формации. История становления средневековой Европы прошла долгий и тернистый путь, но от истории нельзя отказываться: какие бы горькие и страшные уроки она бы ни давала.

fb.ru

Средние века — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

В науке Средние века датируются концом 5 века — второй половиной 15 века Условной датой начала средних веков считается крушение Западной Римской империи в 476 году, а дату окончания Средних веков связывают с падением Константинополя в 1453 году, с открытием Америки Х. Колумбом в 1492 году, Реформацией 16 века. Сторонники теории «долгого средневековья», основываясь на данных об изменениях в жизни простого народа, связывают окончание Средних веков с Великой французской революцией. Марксистская историография, сохранила традиционное трехчленное деление истории на древнюю, средневековую, новую — так называемая «гуманистическая трихотомия». Она рассматривала Средние века как эпоху зарождения, развития и разложения феодализма. В рамках теории смены общественно-экономических формаций марксисты связывали окончание Средних веков с временем Английской революции середины 17 века, после которой в Европе начал активно развиваться капитализм. Термин «Средние века», возникший применительно к истории стран Западной Европы, употребляется и по отношению к другим регионам мира, особенно к истории тех стран, у которых существовал феодальный строй. При этом временные рамки средневековья могут отличаться. Например, начало Средних веков в Китае принято датировать 3 веком н.э., на Ближнем и Среднем Востоке — с распространения ислама (6-7 века). В истории России выделяется период Древней Руси — до монголо-татарского нашествия. Следовательно, начало Средних веков на Руси относится к 13-14 векам. Окончание средневекового периода в России связано с петровскими реформами. Разногласия в хронологии и невозможность применения однозначного применения термина «средневековье» ко всем регионам мира подтверждает его условный характер. В этом плане разумным представляется рассмотрение средневековья одновременно, как всемирного процесса, и как явления, имевшего в каждой стране свои особенности и свои хронологические рамки.В узком смысле слова термин «средневековье» применяется только по отношению к истории Западной Европы и подразумевает ряд специфических особенностей религиозной, экономической, политической жизни: феодальная система землепользования, система вассалитета, доминирование церкви в религиозной жизни, политическая власть церкви (инквизиция, церковные суды, епископы-феодалы), идеалы монашества и рыцарства (сочетание духовной практики аскетического самосовершенствования и альтруистического служения обществу), расцвет средневековой архитектуры — готики. Европейское средневековье условно делится на три периода: раннее средневековье (конец 5 — середина 11 веков), высокое, или классическое, средневековье (середина 11 — конец 14 веков), позднее средневековье (15-16 века).

megabook.ru

23. Понятие «средние века» в исторической науке. Периодизация средневековья. География средневекового мира.

24. Феодализм как основа средневекового общества. Отличия его в разных регионах средневековой цивилизации (Европа, Русь, Арабский мир).

Термин «Средние века» (Средневековье) возник в Италии в среде гуманистов в эпоху Возрождения. Средние века (Средневековье) -исторический период, следующий после античности и предшествующий Новому времени. Российская и мировая медиевистика считает началом Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V в. (считается, что империя прекратила свое существование 4 сентября 476 г., когда Ромул Август отрекся от престола). Конец Средневековья - XVI -середина XVII в. - рубеж между Средними веками и Новым временем -Реформация, первая буржуазная революция общеевропейского значения (в Англии 1640-1660 гг.), положившая начало господству капитала в Западной Европе.

Средневековье условно делится на три основных периода: Раннее Средневековье (конец V - середина XI вв.), Высокое или классическое Средневековье (середина XI - конец XV в.), Позднее Средневековье или раннее Новое время (XVI - XVII в.).

Почти все народы, ныне населяющие Европу и Азию, а также народы Африки и Латинской Америки прошли в своем развитии эпоху феодализма, следовательно, пережили свое средневековье. Средневековое общество - это по преимуществу аграрное общество, базирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях. Основой его является хозяйство непосредственного производителя -крестьянина в условиях частной собственности феодалов на главное средство производства того времени - землю. Феодальная собственность на землю имеет определяющее значение для всей системы экономических, социальных и правовых отношений феодального общества. В совокупности с внешнеэкономическим принуждением и характером производительных сил можно определить основной экономический закон феодализма как производство крепостными и феодально зависимыми крестьянами прибавочного продукта, присваиваемого феодалами в форме феодальной ренты.

Для средневекового общества характерна устойчивая система ценностей и представлений, основанных на религиозных заповедях и учении церкви. В Средние века появляется то, чего не знал Древний мир -мировые религии (буддизм, христианство, ислам), церкви -могущественные общественно-политические организации.

В период Средневековья происходит зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, испанцев, итальянцев, чехов, поляков, болгар, сербов, русских и др.

Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и художественной культуры, в том числе институты научного познания и образования, среди которых следует особо выделить институт университета.Все это, вместе взятое, дало мощный толчок для развития мировой цивилизации.

Распад рабовладельческого мира в Китае, Иране и в Римской империи происходит в IIIв. н.э. В период Великого переселения народов вIII- V вв. на всемирно-исторической арене появляются новые «молодые» - «нецивилизованные» - варвары. Для китайцев это были гунны, тибетцы, жужани, несколько позже - тюрки. Для римлян этих столетий это были готы, вандалы, лангобарды, франки, гунны, несколько позднее славяне. Народы, окружавшие древний Китай, в IV в. создали в северной его половине варварские королевства - гуннское, тибетское и другие, чем привели страну к разделению на две части - северную и южную.

Вандалы, остготы, вестготы, франки способствовали также в IV в. распаду Римской империи на две половины - западную и восточную и основали на территории западной части ряд варварских королевств. На рубеже V—VI вв. франкский вождь Хлодвиг (466-511) захватил почти всю Галлию, положив начало Франкскому королевству, а затем империи франков, достигшей высшей точки своего развития во времена правления Карла Великого (768-814).

К середине IX в. здесь получила широкое распространение крупная вотчина классического образца, впервые оформилась условная феодальная собственность (бенефиции), сложилась стройная и унифицированная феодальная иерархия как основная форма социальных связей внутри феодального общества, достигла значительного развития частная власть сеньоров.

studfiles.net

Глава I СРЕДНИЕ ВЕКА Их протяженность. «Прекрасное» и «уродливое» Средневековье

Глава I

СРЕДНИЕ ВЕКА

Их протяженность. «Прекрасное» и «уродливое» Средневековье

— В школе нам говорят, что XVI век — это эпоха Возрождения, XVII век — эпоха классицизма, XVIII — век Просвещения. А когда начинается и заканчивается Средневековье?

— Средневековье длилось очень долго — как минимум тысячу лет! Обычно, когда говорят о Средних веках, имеют в виду период с 1000 по 1500 год, хотя вообще-то они начались по крайней мере пятью веками раньше — около 500 года, еще в V веке от Рождества Христова. В 476 году предводитель варваров Одоакр сверг последнего римского императора и захватил власть в Риме. Это событие знаменовало конец Римской империи и, более того, — конец Античности.

— Но ведь эпохи не сменяются каждый раз, как свергают короля или пресекается королевская или императорская династия.

— Совершенно верно. В V веке были и другие важные перемены. Во-первых, начавшееся еще в IV столетии Великое переселение народов, которые римляне называли варварскими. Первыми пришли варвары с севера (германцы и североевропейские племена) и с запада (кельты), затем — с востока (венгры и славяне). Нашествие этих орд кажется нам ураганом, сметающим все на своем пути. Однако ближе к истине картина мирного переселения людей, которые хотят жить южнее, чем раньше. Возьмите викингов: вам наверняка попадались изображения того, как они высаживаются на берегах Нормандии, чтобы разграбить и опустошить прибрежные территории. Более вероятно, однако, что это были купцы, приплывшие из северных стран торговать, некоторые из них так и остались «у нас».

— Значит, поменялась и вера?

— Да, но по другим причинам. В IV–V веках в Римской империи распространилось христианство, религия, которую приняли императоры, и пришел конец язычеству — так христиане называли римскую веру в многочисленных богов и богинь. Язычество исчезало постепенно (но, конечно, исчезло не полностью) и мало-помалу уступало место христианству. Многобожие сменилось верой в библейского Бога Ветхого и Нового Заветов, единого в трех лицах (Отец, Сын и Святой Дух). Тогда стали принимать христианство и варвары: имя самого известного из новообращенных во Франции вам, без сомнения, знакомо: это король франков Хлодвиг (500 год от P. X.). Согласно легенде, он крестился по настоянию своей жены Хродехильды.

— А это легенда?

— Да, я сознательно сказал «согласно легенде». И хотел бы обратить ваше внимание на то, что документов от раннего Средневековья сохранилось очень немного, а те, что сохранились — например, рассказ о крещении Хлодвига, — не обязательно показывают события так, как они происходили. Поэтому к ним надо подходить критически, сопоставлять с другими документами, или, как говорят историки, источниками. У авторов этих рассказов были свои соображения: скажем, в данном случае надо было продемонстрировать, что земли, из которых состоит Франция, были крещеными изначально, подчеркнуть христианские истоки. В реальности все гораздо сложнее.

— Учитель говорил нам и о некоем «долгом Средневековье».

— На то есть причины: о датировке конца Средневековья много спорят. Я сказал «около 1500 года», потому что такую границу предлагают ваши учебники. В них пишут, что в конце XV века в Италии, а затем и во всей Европе начался новый период — Ренессанс (Возрождение). Еще, как вы скоро увидите, в школьной программе XV век считается началом так называемого Нового времени. Все же есть историки, и я в их числе, которые полагают, что Средневековье длилось до конца XVIII столетия.

— Почему?

— Если говорить коротко, именно эту эпоху отмечают три явления, круто изменившие жизнь общества (уточню — западного общества, европейского, и прежде всего наиболее развитых государств: Англии, Франции, стран Северной Европы). Во-первых, стремительный научный прогресс, введение в оборот все более и более точных инструментов и методов исследования. Далее, как следствие научных успехов, создание в конце XVII века все более эффективных механизмов и технологий производства. В 1698 году в Англии был запущен первый паровой двигатель (его изобретатели — француз Дени Папен и англичанин Томас Сэйвери). Все это позднее назовут началом «промышленной революции». Произошли, наконец, и политические революции, в частности Великая французская, признанная настоящим поворотным моментом в истории Франции, Европы и даже всего мира: она положила конец старой политической системе, старому режиму и так называемому феодализму, который стал, собственно, символом «уродливого» Средневековья.

— Давайте начнем с самого понятия — «Средние века». Почему «Средние»?

— Выражение как раз тогда и появилось, ближе к концу эпохи. Его ввели в обиход ученые и люди искусства, оценивавшие недавнее прошлое (для нас — ядро Средневековья) как этап промежуточный, переходный, и при этом темный, упадочный по сравнению с Античностью. Древняя культура идеализировалась; с их точки зрения, она была утонченнее. Это, прежде всего идея итальянских поэтов-гуманистов конца XV — начала XVI столетия, убежденных, что у людей больше достоинств, чем считает средневековое христианство, зацикленное на греховности человека перед лицом Господа.

Есть и другой источник. В XVIII веке (веке Просвещения, как вы только что совершенно верно сказали) было принято относиться с презрением к людям и культуре Средневековья. Укоренилось представление о периоде мракобесия, когда вера в Бога подавляла человеческий разум. И просветители, и гуманисты разучились видеть красоту и величие этих столетий.

Подведем итог: Средние века — это те, которые лежат между двумя эпохами, почитаемыми выше их, то есть Античностью и Новым временем. Последнее начинается с Возрождения — тоже очень характерное слово: в XV–XVI веках возрождается античность, как будто Средневековье было ненужным отступлением!

— Значит, «уродство» Средневековья видят все. Но никак не скажешь, что эта сторона победила!

— Конечно. В XIX веке писатели-романтики увидели и другую — прекрасную и величественную. В чем? Здесь еще не прозвучало слово «готический», прочно связанное в нашем представлении со средневековыми соборами. Но в эпоху Возрождения это слово означало «варварский». Хулители уродливого Средневековья находят его искусство варварским. А вот романтиков, напротив, восхищает изысканность и необычность готики, особенно готических церквей. Пример такого отношения — известный вам роман «Собор Парижской Богоматери», в котором Виктор Гюго увековечил одноименный собор в сердце Парижа, куда и в наши дни туристы тысячами едут со всего мира.

Все же признаем, что оба стереотипа Средних веков — темное время и золотое время — держатся до сих пор. Даже от образованных людей часто слышишь: «Мы же не в Средневековье!» Назвать что-либо или кого-либо средневековым — далеко не комплимент…

— Это не так уж неверно!

— Я бы сказал, что Средние века не такие сусальные, какими их иногда воображали романтики, но и не эпоха скорбей и невежества (собственно, это нас и отталкивает), как нам старались внушить просветители. Явление надо изучать во всей полноте. По сравнению с Античностью Средневековье — период прогресса во многих областях, и я могу доказать это. В нем, несомненно, было «уродство»: сеньоры угнетали крестьян, церковь отличалась нетерпимостью и подвергала независимые умы (так называемых еретиков) суду инквизиции, которая пытала и сжигала бунтарей… Люди нередко голодали, и цвела нищета; люди боялись, боялись панически, например, лесов и моря… и дьявола. Но сегодня у нас еще больше страхов, и некоторые из них еще сильнее (страх перед инопланетянами или, что гораздо реальнее, перед атомной бомбой).

Но есть и «прекрасное» Средневековье, именно оно раскрывается в детском восхищении рыцарями, замками, соборами, романским и готическим искусством, красочностью (витражи!) и праздниками. Часто забывают, что женщины в ту пору, хоть и считались ниже мужчин по положению, получили, завоевали более справедливый статус, более высокий и авторитетный, какого не знали даже в древних Афинах. И наконец — но мы еще к этому вернемся, — именно в Средние века родилась Европа!

— Европа, вы сказали?

— Да, это очень важно: Европа зарождается и формируется в Средневековье. Древнеримская цивилизация охватывала только часть Европы — южные территории, расположенные в основном вокруг Средиземного моря. Северные земли (Германия, затем Скандинавия), западные (Бретань, Англия, Ирландия) и восточные (Венгрия, Центральная Европа) лишь с V века стали мало-помалу включаться в общее политическое и религиозное пространство, составившее будущую Европу.

— Получается, что Римская империя как единое целое перестала существовать около 500 года от Р.Х.?

— Именно так. Отныне новые жители будущей Европы начинают объединяться, и на тех территориях, где они обосновываются, вырастут государства, во главе которых встанет новый, очень важный исторический персонаж, к нему мы тоже еще вернемся, — король.

— И перестала существовать латынь, разговорный язык Римской империи.

— Чем севернее, тем лучше сохранялся родной язык первопоселенцев, хотя, конечно, было много заимствований из латыни. Она превратилась в письменный язык ученых и такой оставалась до XV века. На юге латынь, на которой говорили в Римской империи, преображалась веками, в каждой стране по-своему. Из нее произошла группа романских языков: французский, итальянский, испанский, португальский и (об этом часто забывают) румынский.

— В следующем классе мы должны определиться, будем ли учить латынь, — что бы вы посоветовали?

— Латынь важна тем, что дает нам доступ к наследию прошлого. Если вы готовитесь посвятить себя гуманитарным специальностям, имеет смысл пойти на факультатив, где неплохо обучают латыни. Если вы склоняетесь к естественным или точным наукам, выберите занятия полегче, но не пренебрегайте латынью вовсе. По моему мнению, в будущем вам поможет даже минимум знаний.

— А от греческого — языка восточной части Римской империи — на Западе отказались полностью?

— Да, Восточная Римская империя стала отдельным миром — Византийской империей, так как во главе ее по-прежнему стоял император, правивший страной из Виза?нтия (позднее Константинополь). В том же городе находилась резиденция главы греческой (православной) церкви, который ставил себя выше Папы.

Западный христианский мир быстро (с VII века) отделился от Византии политически. Папа добился независимости не так скоро, окончательно — в XI веке.

Отношения между западным, римско-католическим, христианством и восточным, византийским, были прохладными, затем откровенно испортились. В 1204 году католики, выступив в крестовый поход против мусульманского Востока, захватили и разграбили Константинополь.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Средние века

Предмет и периодизация

История средних веков охватывает более, чем тысячелетний период – 13 веков. Термин «medium aevum» (медиум эвум) – «средний век», отсюда медиевистика, условно определяет период с 5 по 17 века и принят всемирной историографией. Возник он в XV – XVI веках в среде итальянских гуманистов, которые делили историю на 3 периода: древнюю, среднюю и новую. Это формальное деление сохранилось, хотя в разное время и учёными разных направлений вкладывалась различное содержание в это понятие.

Периодизация периода средневековья:

Нижний рубеж: Падение Западной Римской империи в 476 году (в западной историографии часто на век раньше – эпоха торжества христианства – считается знаменующей начало средневековья).

Верхний – более расплывчатый. Западные историки: Падение Константинополя 1453 год, открытие Америки Колумбом 1492, начало реформации в Германии – 1527.

В настоящее время историки считают концом средневековья период предшествующий английской буржуазной революции (т.е. I пол. XVII века), т.к. именно в это время можно говорить о победе капиталистических отношений в Западной Европе.

Основные этапы становления феодальных отношений отражены в делении «Средних веков» на 3 основных периода:

раннее средневековье (с конца V века - до середины XI века),

период развитого феодализма (с сер. XI - до конца XV века),

позднее средневековье (XVI век - пер.пол. XVII века).

Основные черты феодализма

    ·    Натуральное по преимуществу хозяйство.

    ·    Внеэкономическое принуждение производителя.

    ·    Низкое состояние техники.

Существует 2 класса: феодалы (земельные собственники) и зависимые производители (в основном крестьяне, к которым примыкают беднейшие слои городского населения). Отношение классов по сравнению с рабовладельческим обществом сделали шаг вперёд в развитии. Основной формой феодальной эксплуатации является рента. Наличие фиксированной ренты определенность прогрессивность строя по сравнению с рабовладением: феодализм имеет возможность развития. Три основных вида ренты: отработочная (барщина), продуктовая (натуральная) (оброк), денежная. Они все могли сочетаться, однако на раннем этапе преобладает барщина, а на позднем – денежная рента. Борьба крестьянства на всем протяжении средневековья за фиксированную ренту и её снижение. Отличительной чертой феодального общества является иерархическая структура земельной собственности. Во главе – король, далее различные социальные категории феодалов, покоиться пирамида на плечах крестьянства.

Проблема генезиса феодализма

Генезис (греч) – возникновение, происхождение, процесс образования принципиальных проблем. Впервые всерьёз проблема генезиса поставлена просветителями в XVIII века. Появились 2 теории во Франции, в первой половине века.

1. Германская. Графа Буленвилье: феодализм результат германского завоевания, после которого германцы получили господствующее положение.

2. Романская. Аббат Дюбо. – Раннее средневековье в Западной Европе явилось наследством римской (романской)традиции, его носители – гало – римляне.

К Германской теории склонялись и просветители второй половины XVIII века видели в средневековом обществе особую политическую и правовую систему, не связанную с экономической жизнью государства. Этим и определяли понятие «феодализм». В западной историографии проблема перехода от античности к Средним векам – до сих пор не решена. Она трактуется как непрерывное развитие (теория континуитета) германских или романских институтов без качественного скачка.

В отечественной историографии проблему генезиса феодализма решали с марксизских позиций, где во главу угла ставили изучение экономических и социальных предпосылок, а не правовых, этических или политических). В основе процессов – изменение отношений к собственности при переходе от рабовладельческого строя Римской империи и первобытно –общинного строя германцев к феодализму.

Типология феодализма

Существует несколько типов феодализации.

1. классический – В Галлии(территория Франции), аналогично в Италии, Испании – синтеза позднее римских и варварских социально экономических отношений (т.е. синтез романских и германских отношений). Путь эволюции земельных и личных отношений под влиянием принесенных в Галлии варварами отношений на землю.

2. Путь развития феодальных отношений (им идет Англия, Скандинавия, Германия, Славянские страны) – вытекает из разложения родовой общины (нет или слабый римский элемент)

3. Тип – Византийский. Характерен для южнославянских стран, которые входили в восточно-римскую империю. Исходным пунктом феодализации здесь явился синтез византийских земельных и социальных отношений принесённых славянским вторжением в Византию с 6 века.

Источники по истории средних веков V-XV вв.

Под историческим источником понимается все созданное в процессе человеческой деятельности или испытавшее ее воздействие. Все что в ходе истории порождалось или видоизменялось обществом, объективно отражает его развитие, несет в себе информацию о нем.

Классификация средневековых источников. Применительно к средневековью целесообразно выделить пять типов источников, различающихся по формам фиксирования социальной информации:

1) природно-географические, т. е. поддающиеся непосредственному изучению данные о ландшафте, климате, почвах, растительности и других компонентах окружающей среды, как подвергшихся воздействию человеческой деятельности, так и просто важных для понимания ее конкретно-географической специфики;

2) этнографические, представленные дожившими до наших дней старинными технологиями, обычаями, стереотипами мышления, обликом жилищ, костюмом, кухней, а также фольклором и древними пластами современных живых языков;

3) вещественные, к которым относятся добытые археологией или как-то иначе уцелевшие материальные реликты прошлого: постройки, орудия труда, средства транспорта, домашняя утварь, оружие и т. д.;

4) художественно-изобразительные, отразившие свою эпоху в художественных образах, запечатленных в памятниках архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства;

5) письменные, каковыми считаются любые тексты, записанные буквами, цифрами, нотами и другими знаками письма.

В принципе лишь сочетание данных всех типов источников позволяет составить всестороннее представление о средневековом обществе. Однако в практической работе медиевиста они играют неодинаковую роль. Вещественные источники имеют наибольшее значение при исследовании раннего средневековья. Фольклорные, этнографические источники, напротив, наиболее важны для изучения позднего средневековья, так как за редкими исключениями при передаче информации по памяти более или менее точно сохраняются реалии и представления лишь сравнительно недавнего времени. Главными же для всех периодов средневековья и почти для всех аспектов его истории являются источники письменные, причем с течением времени, в связи с распространение грамотности и улучшением условий хранения рукописей, их количество, разнообразие и информативность возрастает.

Средневековые письменные источники уместно разделить на три класса:

1) нарративные (повествовательные)

2) документальные,

3) законодательные,

Виды нарративных источников

      ·  исторические повествования,(анналы, хроники, биографии, генеалогии)

      ·  агиографические сочинения,

      ·  эпистолярные

      ·  проповеди и всевозможные наставления;

научная и художественная литература.



biofile.ru

Средние века — Циклопедия

Breaking Wheel.jpg История Средних веков (видеоурок) Час истины: Средние века. Власть и безумие

Средние века — период в истории Европы между Античностью и Новым временем.

Началом Средневековья считается падение Западной Римской империи в конце V века (считается, что империя прекратила свое существование 4 сентября 476 года, когда Ромул Август отрекся от престола). Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения, так как любая периодизация Средневековья носит условный характер.

[править] Периодизация Средних веков

При периодизации истории Средневековья историки пользуются самыми разнообразными признаками, отчего она выглядит очень несовершенной. Часть историков считает началом Средневековья упадок Римской империи (476) или разделение Римской империи на Западную и Восточную (395), или принятие христианства Константином Великим (312), или год переноса столицы империи в Константинополь (330). В качестве конца Средневековья предлагают время появления протестантства (1521), или открытие Америки Колумбом (1492), или взятие Константинополя османами (1453), или начало упадка феодализма в Европе в связи с Английской революцией (1642). Тем не менее, все эти события свидетельствуют о неком конце одной эпохи и начале новой, поэтому пределы Средних веков хоть и выглядят очень размыто, но все же они есть.

[править] Культура Средневековья

[править] Наука

В этот период Католическая церковь делается наследником Римской империи и охранником образования, создавая и поддерживая школы. Большинство образованных людей были священниками и монахами, а все отрасли знаний подчинялись богословию. Единственной целью ученых раннего Средневековья было сохранить остатки античных знаний, а центр науки и культуры тогда сместился в исламские страны Ближнего Востока и мавританской Испании. Возрастание интереса к научным знаниям началось в Европе с XII в..

Научный Ренессанс сопровождался массовой переводческой деятельностью и возрастанием общего образования в Европе. Европа находилась перед политическим, социальным и экономическим Ренессансом, а рост численности населения, урбанизация способствовали развитию школ. Школы возникали возле соборов. Когда количество учеников значительно умножилось, то стали возникать и университеты. Университеты возникали вокруг епископских школ, как это произошло с Сорбонной в Париже, либо вокруг научных кружков, как это произошло в Болонье.

Основными языками образования продолжали оставаться латинский и греческий.

Наука в Средневековье была определенным этапом в научном развитии и находилась перед наукой Ренессанса, ставшей преемницей Средневековья. Наука впитала в себя достижения греческой и исламской наук которые подготовили почву для более поздних научных достижений. В этот период был сделан ряд значительных научных изобретений, в результате которых сформировались истоки современной науки.

К наиболее значимых научных изобретениям нужно отнести:

Индийско-арабские цифры.Это изобретение сравнимое с созданием алфавита.

Оптика и линзы.В работе Ибн аль-Хайсама «Сокровищница оптики» (около 1038 г.) рассматривались линзы и их увеличительные способности. Роджер Бэкон (умер в 1294 г.) вспоминает об использовании линз для коррекции зрения взрослых людей. Очки с выпуклым стеклом, наверняка были произведены до 1280 г. К 1300 г. они были изготовлены в Венеции. Это дало шаг к развитию торговли шлифованными линзами и очками.

Влияние географии и астрономии на мореходство и географические открытия.Великие географические открытия ХV в. стали возможны благодаря использованию научных знаний, для улучшения навигации для стремления достичь Индии через Атлантический океан. Для такого плавания необходимо было существование специальных астрономических инструментов. Другими факторами, стало использование компаса и развитие картографии.

Алхимия и МеталлургияМеталлы интересовали алхимиков больше всего, их возможности изучались при помощи многих опытов. Кроме трактатов по алхимии в некоторых специальных работах описывалось производство и термическая обработка стали. Все эти исследования способствовали в отношении современной металлургии.

Порох и пушкиИзобретение пороха китайцами, его использование арабами и подражание, или новое открытие монахом Бертольдом Шварцем в Европе имело далекие исторические последствия.

Дистилляция и неорганические кислотыАлхимики получали азотную, серную, соляную кислоту и «Царскую водку» путем дистилляции.

[править] Проблематика Средних веков

Долгое время, Средневековье изучалось как «Темные времена», чему в немалой степени способствовали протестантские историки. Но сегодня, это подвергается серьезному пересмотру, и нередко, в этой области достигаются интересные результаты.

  • История человечества. Том IV. VII-ХVI века. — ЮНЕСКО, 2003. — ISBN 5-89317-156-X

cyclowiki.org

Средневековье

Средневековье. не страдающее

Термин «Средние века» был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо в работе «Декады истории, начиная от упадка Римской империи». До Бьондо доминирующим термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской империи до Возрождения было введённое Петраркой понятие «Тёмные века », которое в современной историографии означает более узкий отрезок времени.

Гуманисты намеревались обозначить таким образом пограничную эпоху между античностью. которая их вдохновляла, и современным им временем. Так как гуманисты прежде всего оценивали состояние языка, письменности, литературы и искусства, то этот «срединный» период казался им воплощением одичания античного мира, варварства и «кухонной» латыни.

В XVII веке термин «средние века» ввел в оборот профессор Галльского университета Й. Келлер. Он разделил всемирную историю на античность, средневековье и новое время. Келлер считал, что средневековье длилось с 395 года и вплоть до 1453 года .

В узком смысле слова термин «Средневековье» применяется только по отношению к западноевропейскому Средневековью. В этом случае данный термин подразумевает ряд специфических особенностей религиозной, экономической и политической жизни: феодальная система землепользования, система вассалитета, безусловное доминирование Церкви в религиозной жизни, политическая власть Церкви, идеалы монашества и рыцарства, расцвет средневековой архитектуры — готики. В более широком смысле данный термин может применяться к любой культуре, но в этом случае он обозначает либо преимущественно хронологическую принадлежность и не указывает на наличие вышеперечисленных особенностей западноевропейского средневековья, либо, наоборот, указывает на исторический период, имеющий признаки Европейского Средневековья, но не совпадающий по хронологии со Средними веками Европы.

Рыцарство в эпоху средневековья

Средние века — эпоха господства в Западной и Центральной Европе феодального экономического и политического строя и христианского религиозного мировоззрения, наступившая после крушения античности. Сменяется Возрождением. Охватывает период с IVпо XIV века. В некоторых регионах сохранялась и в гораздо более позднее время. Средневековье условно делится на Ранее Средневековье, Высокое Средневековье и Позднее Средневековье.

Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о мире, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах.

Раннее средневековье в Европе - это период с конца IV в. до середины X в. В целом раннее средневековье было временем глубокого упадка европейской цивилизации по сравнению с античной эпохой. Этот упадок выражался в господстве натурального хозяйства, в падении ремесленного производства и, соответственно, городской жизни, в разрушении античной культуры под натиском бесписьменного языческого мира Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные войны, грабежи и набеги, которые существенно замедляли экономическое и культурное развитие.

В период с V по Х в. на фоне общего затишья в строительстве, архитектуре и изобразительном искусстве выделяются два ярких явления, важных для последующих событий. Это меровингский период и каролингский ренессанс на территории Франкского государства..Меровингское искусство. Архитектура меровингской эпохи, хотя и отразила упадок строительной техники, вызванный крушением античного мира, подготовила вместе с тем почву для расцвета дороманского зодчества в период каролингского возрождения.Каролингский ренессанс. В каролингском искусстве, воспринявшем как позднеантичную торжественность и византийскую импозантность, так и местные варварские традиции, сложились основы европейской средневековой художественной культуры. Храмы и дворцы украшались многоцветными мозаиками и фресками.

Эпоха Средневековья

Средневековье обои (70 фото) для рабочего стола, скачать картинки ...Российская и западная медиевистика считают началом Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века , однако в энциклопедическом издании ЮНЕСКО История человечества рубеж был проведён по моменту возникновения ислама. Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя, изобретение книгопечатания, открытие Америки, начало Реформации, Битва при Павии, начало Английской революции, конец Тридцатилетней войны, Вестфальский мир и уравнение в правах католиков и протестантов по принципу cujus regio, ejus religio в 1648 году, 1660-е годы, рубеж 1670-х-1680-х годов, рубеж 1680-х-1690-х годов и некоторые другие периоды.

Сторонники так называемого Долгого Средневековья, основываясь на данных о развитии не правящей элиты, а простого народа, считают окончанием Средневековья, повлекшим за собой изменения во всех слоях европейского общества, Великую французскую революцию. В последние годы российская медиевистика относит окончание периода Средневековья к середине или концу XV началу XVI веков. Наиболее верным является рассмотрение Средневековья одновременно и как всемирного процесса, и как явления, имевшего в каждой стране свои особенности и свой период. Например, если итальянские историки считают началом Нового времени XIV век, то в России начало Новой истории принято относить к концу XVII и первым десятилетиям XVIII века. Очень трудно систематизировать в рамках европейского Средневековья, например, историю государств Азии, Африки, доколумбовой Америки. Разногласия в хронологии эпохи и невозможность применения термина Средневековье ко всем государствам мира подтверждает его условный характер.

Источники: dic.academic.ru, knowledge.allbest.ru, ppt4web.ru, clan-rw.ru, otherreferats.allbest.ru

Это интересно

Извозничья повозка - четырехколесный транспорт прошлого

Так приговаривал про себя азартный лермонтовский герой, велев извозчику «погонять на Пресню» и, видимо, придя в ...

Нибелунги

Нибелунгами, в германо-скандинавской мифологии и эпосе, называли владельцев золотого клада карлика-цверга Андвари, который ранее украл золото у Рейнских ...

Бразилия - сторона многосерийных сериалов

Бразилия вызывает ассоциации с многосерийными сериалами  и красочными карнавалами. Действительно, среди главных героев кино сериалов hd качества прежде всего вспоминаются ...

Чернобог – повелитель тьмы

Когда улетела Правда на небеса, а на земле-матушке осталась лишь Кривда, рассеялись по всей земле русской ...

  • Черный камень Каабы. Часть3

    Обеспокоенные судьбой мира, боги собрались на совет и стали решать, кому теперь жить на земле. Решение...

  • Запрещенные фотографии Луны

    Вавилоняне считали, что Юпитер держит  перекрестье неба и земли и является центром Вселенной, а именно с этой планетой отождествлялся бог Мардук. Увидев устроенный...

objective-news.ru