История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура Древней Греции. Классы в древней греции


2. Господствующий класс. История Древней Греции

2. Господствующий класс

Господствующий класс в греческих полисах отличался по своей структуре от господствующего класса древневосточных обществ. В странах Древнего Востока основные прослойки господствующего класса были тесно связаны с государственным аппаратом восточной деспотии придворная знать, бюрократический аппарат, многочисленное жречество, военная верхушка. В греческих полисах с республиканским устройством не было придворной знати, государственной бюрократии, выделенного из общества военного сословия, могущественного жречества. Господствующий класс в полисах состоял из частных собственников земельных владений, крупных мастерских, торговых кораблей, денежных сумм и владельцев рабов, которых можно было отдать в аренду другим лицам, получая за это прибыль.

Древнегреческие полисы в V–IV вв. до н. э. были небольшими по территории, располагали скромными природными ресурсами и невысоким экономическим потенциалом. Состав полисного коллектива, довольно высокий удельный вес средних прослоек населения, проведение мероприятий со стороны полиса по поддержанию стабильности гражданского коллектива не способствовали резкому имущественному расслоению. Состояния даже богатых граждан были относительно скромными, группы магнатов, располагавших огромными средствами, не сложилось. Значительным считалось состояние в 2–3 таланта (в одном таланте 6 тыс. драхм), имущество в 10–15 талантов рассматривалось как очень крупное. Богатство афинского аристократа Никия в 100 талантов (600 тыс. драхм) считалось уникальным.

Господствующий класс не был однородным, он делился на несколько социальных групп. Одну из групп составляли представители старинной земельной аристократии, хранившие родовые традиции. Они были слабо заинтересованы в быстром развитии ремесел, торговли, товарных отношений. Основные доходы они получали от земельной собственности и в политической жизни выступали как сторонники олигархических порядков, составляли оппозицию демократическим устремлениям основной массы гражданства. Однако эта численно небольшая прослойка имела высокий социальный престиж и политический авторитет. Ее представители, получившие хорошее воспитание и образование, располагавшие средствами, играли видную роль в общественной и политической жизни полисов, избирались высшими магистратами, часто возглавляли военные экспедиции. Часть земельной аристократии (наиболее яркий пример — афинянин Перикл) смогла преодолеть узкосословные, корыстные интересы своей группировки и, понимая историческую необходимость, переходила на сторону демократических элементов и верно служила основной массе гражданства.

Вторую группу составляла наиболее динамичная часть господствующего класса — собственники ремесленных мастерских, торговых кораблей, крупных денежных сумм, домов, рабских контингентов, товарных поместий, заинтересованные в быстром экономическом развитии общества, распространении культурных достижений, проведении активной внешней политики, внедрении демократических институтов. Ее политической программой была умеренная демократия. Внутри этой прослойки, в свою очередь, существовало деление на лиц, обладавших правами гражданства, и так называемых метеков. Свободные богатые люди, владевшие солидными состояниями иногда в несколько десятков талантов, но не имевшие права гражданства, принадлежали к сословию метеков, они имели ограниченную правоспособность, не могли приобретать земельную собственность, не участвовали в работе Народного собрания и избирались на должности. Естественно, это сковывало их экономическую и общественную активность, порождало известную напряженность в отношениях, создавало почву для трений в полисе.

Во времена военных поражений, обострения внутриполитической борьбы, осложнения социальной обстановки некоторые группы богатых метеков добивались гражданских прав. Так, после свержения господства олигархов и восстановления демократии в Афинах в 403 г. до н. э. часть метеков, активно помогавшая в борьбе с так называемой тиранией Тридцати, получила права афинского гражданства. Народное собрание в порядке исключения могло даровать права гражданства за большие заслуги отдельным метекам. Так, например, один из богатейших метеков Пасион, владелец процветающей меняльной конторы середины IV в. до н. э., внесший большую сумму в истощенную афинскую казну, получил права афинского гражданина со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Существование различных групп внутри господствующего класса со своими интересами и даже политическими программами создавало основу для открытых столкновений между ними, что не могло не осложнять общую социальную обстановку в греческих полисах V–IV вв. до н. э.

Одной из особенностей социальной политики в греческих полисах, направленной на смягчение внутренней напряженности, было распределение так называемых литургий среди богатых граждан. Существовали разные виды литургий: хорегия — содержание хора (включая набор исполнителей, репетиции) и участие его в одном из общественных празднеств; гимнасиархия — организация гимнастических и других спортивных состязаний, включая оплату участников, их учителей, обеспечение тренировок, украшение мест состязаний, и триерархия — оборудование военного судна триеры (государство предоставляло деревянный остов корабля, а триерарх должен был за свой счет достроить его, приготовить снасти, снабдить парусами, набрать и обучить экипаж). Литургии считались тяжелым бременем, возлагаемым государством на богатых граждан. Введение литургий было своего рода частичным перераспределением доходов, полученных от эксплуатации рабского труда отдельными собственниками и направляемых в пользу государства как выразителя интересов всего не менее он был более однородным, чем господствующий класс, например в Афинах. Среди спартиатов не было прослойки торгово-ремесленной знати, а тем более метеков. Спартиаты не занимались организацией своих хозяйств, их связь с производством была минимальна. Спартиаты были классом — сословием землевладельцев, илотовладельцев, хотя и среди них были владельцы более крупных и менее крупных земельных участков. В IV в. до н. э. внутри этого более или менее единого сословия усиливается имущественное неравенство, концентрация земельных владений в одних руках, увеличивается численность безземельных спартиатов, которых стали называть «опустившимися» (гипомейонами). В 400 г. до н. э. по предложению эфора Эпитадея в Спарте был принят закон, разрешавший завещания и дарения земельных владений, что усилило процесс концентрации земли в одних руках. В распоряжении спартиатов оказалось значительное количество золота и серебра, рабов, земельных владений, захваченных во время Пелопоннесской войны и других военных экспедиций. Однако эти средства не привели к перестройке хозяйственной системы на началах интенсификации производства. Возросла лишь роскошь жизни, потребление господствующего класса, усилились трения между разными политическими группировками.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

2. Средний класс Древней Греции. Средний класс и Национальная Реформация

2. Средний класс Древней Греции

Родиной такого социального явления, как средний класс, стали полисы Древней Греции. Именно появление в древнегреческих полисах среднего класса сделало древнегреческую цивилизацию в корне отличаемой от других цивилизаций Древнего Мира, которые сложились прежде неё. Причиной же возникновения полисного среднего класса было выделение в среде родоплеменных общинных отношений древнегреческих племён интересов семейной собственности, которые послужили толчком к зарождению древнегреческих товарно-денежных отношений, а товарно-денежные отношения в свою очередь подталкивали к развитию всяческих интересов семейной собственности.

Самые древние цивилизации возникали в долинах возле больших разливных рек, в жарком климате с множеством солнечных дней. В таких местах оказалось возможным развивать осёдлое поливное земледелие, выращивать несколько урожаев зерна в год и тем самым получать излишки средств жизнеобеспечения. Благодаря осёдлому земледелию представители родов вождей и жрецов близкородственных племён породили древнюю государственную власть, как особое, ставящее себя над племенами насилие, которая занялась выстраиванием особых, государственных отношений между родовыми общинами для увеличения и охраны добываемых поливным земледелием средств жизнеобеспечения. Излишки зерна отчуждались от непосредственных общинных земледельцев в государственную собственность, позволяя создавать и усложнять государственные учреждения жрецов и царской знати, содержать обслуживающих запросы жрецов и царской знати ремесленников, чиновников и воинских отрядов.

Но столь «райские» для земледелия места были редкими на планете. Поэтому несколько самых древних цивилизаций века и тысячелетия существовали и развивались обособленными очагами, окружённые неблагоприятными для поливного земледелия огромными земельными пространствами с девственной природой.

Осваивать земли с иными природно-климатическими условиями самые древние цивилизации так и не научились. Первыми, кто смогли создать собственную цивилизацию на неблагоприятных для поливного земледелия землях, как раз и стали полисные государства Древней Греции. Но для этого им пришлось идти особым путём развития, созидать особые общественно-государственные отношения, сложное экономическое хозяйствование, при котором главенствующее значение получил средний класс.

В главенствующем значении среднего класса для государственного хозяйствования и состоит коренное отличие греческой полисной цивилизации от земледельческих цивилизаций Древнего Мира. Ибо в основании хозяйственной деятельности в земледельческих цивилизациях были только общины крестьян-земледельцев, на их труде держались государственные отношения.

Однако толчком для зарождения древнегреческой полисной цивилизации стали самые древние земледельческие цивилизации.

Их материальные достижения, их ремесленная деятельность, их бронзовые орудия труда и войны, их цивилизационное историческое существование и образ жизни заражали новыми запросами и потребностями окружающий варварский мир, века за веками завораживали варваров, толкали их вождей к военным набегам ради грабежей. Но даже тогда, когда союзам племён варваров удавалось под влиянием этих цивилизаций создать собственную государственную власть в долинах менее благоприятных для земледелия рек, а затем захватить ту или иную земледельческую цивилизацию, даже тогда завоеватели лишь превращались в продолжателей развития завоёванных древнейших цивилизаций, приспосабливались к их традициям. Так было, например, с современницей Древней Греции Великой Персией, которая стала таковой единственно потому, что выступила наследницей и продолжательницей месопотамской земледельческой цивилизации.

С течением времени постепенно, военным и организационным превосходством самые древние цивилизации приучали соседние племена варваров к торговому обмену. Вынужденный переход древнегреческих варварских племён, их небольших полисных государств от военно-грабительских набегов на земледельческие цивилизации Междуречья и Египта к развитию торговли с ними природным сырьём, шкурами диких животных, смолами и пр. и послужил началом творческого, мучительного поиска средств и способов добиться становления цивилизации на неблагоприятных для поливного земледелия территориях. Не на любых территориях, а на тех, которые были удобными для непрерывного расширения морской торговли с древними цивилизациями, то есть на Юге Балкан, на островах Эгейского моря, на побережье Передней Азии.

Интересы семейной собственности, которые раскрепощались у древних греков после того, как дорийские племена разрушили дворцовые государства ахейцев, поощряли каждую семью становиться действенным участником товарного обмена и вызывали быстрое разложение общинного и родоплеменного взаимодействия. Борьба за существование и за свои обособленные интересы собственности, которую повела каждая семья внутри родовых отношений, при перерастании товарного обмена в товарно-денежный обмен привела в условиях упадка прежнего значения родоплеменной общественной власти к быстрому перераспределению семейной собственности. Те, кто имел соответствующие склонности и средства для выделения части своей собственности в ростовщический оборот, для предоставления её другим семейным собственникам под залог, в случае не возврата взятых у него средств отнимал у должника его семейную собственность, а его самого и его семью закабалял для обслуживания своей собственности. Так происходило выделение из среды родоплеменных отношений относительно малочисленного слоя олигархов, - семейных собственников больших земельных и денежных средств, заинтересованных превращать остальных сородичей и соплеменников в нищих должников и своих рабов. Олигархами становилась, главным образом, часть прежней родовой знати, аристократии, которая захватывала столь большую долю прежней родоплеменной общественной собственности, что эта доля позволяла начать пускать её в ростовщический заёмный оборот. Но олигархами становились и посредники товарно-денежного обмена: торговцы, денежные менялы, городские денежные ростовщики. Используя свои богатства, все вместе олигархи превратили полисную государственную власть в олигархическую власть семей с большими земельными владениями и денежными состояниями, используемую для защиты их интересов от остальных участников полисных государственных отношений. Эти интересы оказывались главным образом паразитическими, - свои богатства олигархи направляли исключительно в торгово-ростовщические сделки, а не в развитие хозяйственной деятельности, и в непрерывные, самые изощрённые развлечения.

Растущее напряжение противоречий между олигархами вообще, а родовой аристократической знати, в частности, с одной стороны, и остальными соплеменниками, с другой стороны, вело первоначальные полисные государственные отношения к потере устойчивости социального взаимодействия, к общегосударственному кризису. Чтобы преодолеть кризис, в полисных городах-государствах Древней Греции рождались представления о необходимости упорядочения положений родового права, кодификации правовых отношений между всеми семейными собственниками полиса, отрыве полисного права от родового права, - то есть о коренном укреплении государственных отношений. При кодификации права узаконивались интересы семейной собственности, и появлялось собрание представителей разных слоёв населения из состава объединённых в полисном государстве племён для гласного обсуждения и согласования между ними всех имущественных противоречий и правовых положений. А для воплощения решений, принимаемых большинством участников представительных собраний полисов, создавалась и укреплялась полисная общественная власть, и эта общественная власть постепенно смыкалась с государственной властью, в ряде полисов преобразуясь в общественно-государственную власть семейных собственников.

Главными слоями семейных собственников, которые в условиях представительного самоуправления наиболее определённо боролись за становление и укрепление общественно-государственной власти, оказывались средние имущественные слои связанных с производством товаров сельских и городских семейных собственников государствообразующего этноса. Слои эти назывались демосом. В Афинах, к примеру, их определяли на основе имущественного ценза, как разряды всадников и зевгитов. Именно интересы демоса в наибольшей мере ущемлялись денежными и земельными олигархами, а потому между ними и олигархами укоренялись самые непримиримые противоречия. И побеждать власть олигархов, власть олигархической родовой знати, средние имущественные слои не могли иначе, как посредством общественно-государственной власти, которая отталкивалась от традиций этнической родоплеменной общественной власти, но должна была заменить эти традиции новыми, призванными обслуживать государственные социальные отношения.

Общественно-государственная власть не могла появиться и не появлялась вдруг и сразу. Главная причина длительного срока её становления была в том, что средние имущественные слои семейных собственников лишь постепенно находили и накапливали навыки, способы сплочённого взаимодействия для действенной борьбы с немногочисленными, но связанными личными отношениями и семейными узами олигархами. На пути к представительной общественно-государственной власти многие древнегреческие полисы в VII – VI веках до нашей эры прошли через тирании. По своей сути тирании были чиновно-полицейскими диктатурами переходного времени. Деятельность тиранов была нацелена на защиту интересов олигархов в обстоятельствах, когда сам демос уже не желал терпеть олигархическое правление и хотел утвердить главенство представительных собраний в государственных отношениях, но ещё не был способен объединяться и действовать сплочённо и согласованно для победы над олигархами посредством представительных собраний. В десятилетия тираний как раз и зародился, стал складываться средний класс, как политический класс демоса, то есть политический класс разрядов средних и мелких семейных собственников единого государствообразующего этноса.

Возникал средний класс со сменой поколений и вокруг идеологий полисного этнического патриотизма, которые объединяли и выстраивали демос для политической борьбы в представительных собраниях. Там, где демос наиболее ярко приобретал черты политического среднего класса, общественно-государственная власть превращалась в собственно демократию, то есть в классовое политическое господство демоса, в политическое господство среднего класса. Классический вид такое политическое господство среднего класса приобрело в Афинах после свержения тирании сыновей Писистрата, то есть после эпохи реформ Солона и затем тирании Писистратидов, как следствия этих реформ.

Таким образом, средний класс в полисных городах-государствах Древней Греции появился вследствие политической борьбы средних имущественных слоёв связанных с производством товаров городских и сельских семейных собственников с корыстной и асоциальной олигархической властью и на основаниях замены у этих слоёв родоплеменного религиозного мировосприятия идеологическим мифотворчеством, прославляющим полисный патриотизм государствообразующего этноса. Средний класс возникал в горниле политической борьбы в конкретных полисных государствах, а не из-за становления самих по себе имущественных отношений, и по этой причине он оказывался полисным средним классом, а не средним классом вообще. Средний класс одного полиса отличался от среднего класса другого полиса идеологическим полисным патриотическим видением окружающего мира и собственным опытом политического самоопределения от олигархов и неимущих сограждан – фетов. Идеологическое же полисное патриотическое видение мира определялось складывающимся хозяйственным развитием, географическим положением полиса, которое обуславливало хозяйственные отношения и значение каждого имущественного слоя в общей экономической жизни всего имеющего гражданство населения данного полиса. В полисах, в которых быстро развивалось городское ремесленное хозяйство, ширилась обслуживающая ремесленное производство городская торговля, в том числе нацеленная на вывоз ремесленных товаров за пределы полиса, средний класс неуклонно увеличивался в относительной численности к остальному населению, устанавливал своё господство и культ общественного патриотического сознания. А его защищаемая собственной властью высокая производительность труда, творческая нацеленность на поиск способов увеличения производительности труда вела к процветанию этих полисов, к беспримерному развитию общественной патриотической культуры. Наиболее ярко данная закономерность проявилась опять же в Афинах.

Именно благодаря высокопроизводительному труду среднего класса, его творческому, становящемуся интенсивным производству оказалось возможным осуществлять цивилизационное освоение неблагоприятных для поливного земледелия территорий, начать распространять цивилизационное развитие за пределы самых древних земледельческих цивилизаций.

Становление полисного среднего класса, как идеологически и политически нацеленного на политическую борьбу за свои интересы слоя средних и мелких семейных собственников, породило эпоху классического цивилизационного расцвета древнегреческого полисного строя, которая изменила ход всего мирового развития. Закончилась же эпоха расцвета полисного строя Древней Греции вместе с кризисом идеологии полисного патриотизма, который стал причиной идеологического и политического кризиса полисного среднего класса как такового.

Кризис идеологии полисного патриотизма был обусловлен ею самой. Он оказался следствием экономического расцвета полисного строя, в основе которого был подъём социальной культуры поведения, хозяйственного значения и политического самосознания среднего класса. Интересы семейной собственности раскрепостили рост производительности труда и впервые в мировой истории сделали производственную деятельность интенсивной. Изобретение в полисах новых и новых видов товаров, интенсивный рост их производства подталкивал расширение внешней для полисов торговли, неуклонно усиливал зависимость устойчивости хозяйственной деятельности от внешней торговли, от тех прослоек населения, которые осуществляли эту торговлю или вкладывали в неё капиталы для получения спекулятивной прибыли, благодаря ней накапливали крупные денежные состояния. Торгово-посреднические интересы данных прослоек смыкались и переплетались с ростовщическими олигархическими интересами части родовой знати, что постепенно усиливало её политическое положение, завораживало её надеждами на исторический реванш и влекло к ужесточению внутриполитической борьбы со средним классом, делало политические отношения внутри полисов крайне неустойчивыми.

Поскольку зависимость хозяйственной жизни и уровня жизни среднего класса от внешней торговли с другими полисами и с окружающим Древнюю Грецию миром неуклонно возрастала, постольку средний класс на определённой ступени развития полисов уже не мог вернуться к своей полной политической диктатуре, к демократии. Он вынужден был постоянно делать идеологические и политические уступки выразителям торговых и ростовщических интересов. Идеологические уступки расшатывали основания идеологии полисного патриотизма, вызывали кризис веры в её целесообразность в новых исторических обстоятельствах. А когда накопление уступок достигало существенного значения, начинался мировоззренческий кризис самого среднего класса; он терял смысл политической борьбы за собственную власть, за ту ответственность, к которой обязывало классовое политическое господство. В таких обстоятельствах в Древней Греции зародилось новое, космополитическое мировосприятие выразителей торгово-посреднических и ростовщических интересов, которое было нацелено в первую очередь на объединение выразителей этих интересов для их борьбы за власть, за выгодное им направление умов в среде средних имущественных слоёв горожан всех полисов Эллады. Оно обосновывало разрушение интересами личной собственности, личного эгоизма интересов семейной собственности, так как именно интересы семейной собственности связывали горожан с предками, с их традициями полисного патриотизма. Идеологи космополитизма ставили личное обогащение, личное благополучие выше семейного и полисного благополучия, личный успех, личную удачу выше целенаправленного и кропотливого труда связанного социальной этикой и моралью ремесленника или земледельца. Такая идеология оказалась востребованной большинством греков после завоеваний Александра Македонского и появления эллинистического мира греко-македонских империй. И в конечном итоге она привела к необратимому упадку полисные государства.

В эллинистических империях множество греков покидали родные полисы надолго или навсегда, они рвали семейные и остающиеся в виде наследных пережитков родовые связи. В таких обстоятельствах идеология космополитизма, идеология граждан мира объединяла их, оправдывала их выбор образа жизни, личный авантюризм, а главное, она примиряла средние имущественные слои горожан всех полисов со стоящей над ними царской военно-бюрократической имперской властью. Так стал складываться космополитический средний класс горожан эллинистического мира, как главная опора эллинистических империй. Поскольку космополитический средний класс приобретал самостоятельное значение на основаниях расширения господства торгово-посреднических и ростовщических интересов, постольку он постепенно отчуждался от созидательных интересов, от ремесленной и земледельческой деятельности, от социальной этики и морали. Это стало причиной сначала нарастания социального и хозяйственного застоя в эллинистическом мире, а затем его упадка.

Поиск выхода из упадка в эллинистическом мире был многовековым, мучительным, отталкивался от учений Сократа, Платона и их последователей. Найден же он был лишь с появлением христианского вероучения, как религиозного мировоззренческого вероучения, которое переработало иудейский монотеизм посредством выдающейся греческой идеалистической философии, порождённой полисным средним классом. Греческое христианство через религиозное идеалистическое мировоззрение предлагало революционным образом совершить обобществление интересов среднего класса разных полисов и повести борьбу с интересами личной собственности и космополитизмом, с космополитическим средним классом, но при этом сохранить имперские пространства с имперскими государственными отношениями. Обобществления же интересов семейной собственности предполагалось добиться через определённое возрождение традиций родовых общинных отношений, этнических в своей сущности, и через сословное разделение обязанностей, которое должно было заменить политическое самоуправление среднего класса и позволяло подчинить текущие интересы семейных собственников стратегическому историческому целеполаганию, стратегическому правлению, осуществляемому первым сословием священников христианской церкви. Но поскольку мифологическую основу христианского вероучения составила мифология иудейского земледельческого государства, в которой никогда не было среднего класса как такового. Постольку воплощение христианского вероучения означало превращение полисной греческой цивилизации в земледельческую, единственным, но существенным, коренным отличием которой от древних земледельческих цивилизаций оказывалась сословная социально-общественная организация со значительным влиянием сословия средних землевладельцев-дворян.

Так, посредством государственного церковного христианства, как полисный, так и космополитический средний класс в эллинистическом Византийском мире и на западе бывшей Римской империи был постепенно низведён до значения и положения идеологически и политически бесправного податного сословия. Его постоянные попытки сопротивления выражались в том, что в его среде создавались собственные философские идеологии христианского вероучения. Эти идеологии предполагали преобразование церковного христианского вероучения в религиозно-политические вероучения среднего класса с местным, общинным религиозно-политическим самоуправлением. А их целью было объединение средних имущественных слоёв горожан и тех мелких землевладельцев, что зависели от городских рынков товарного обмена, для борьбы за господствующее или, по крайней мере, существенное влияние на имперскую государственную власть. По сути, они предлагали уничтожение сословия церковников, а потому и сословной организации обществ, возрождения полисных общественно-политических отношений. В ответ императорская церковь, сознательно опираясь на крупных землевладельцев, сама являясь крупным сословным землевладельцем, объявляла христианские вероучения средних имущественных слоёв еретическими, развязывала беспощадную борьбу с их сторонниками. Из-за столетий такой непримиримой борьбы, которая порой перерастала в религиозные войны, средний класс горожан и сами города античного мира были по большей части уничтожены. Это явилось причиной гибели европейской античной цивилизации, основанной на осуществляемом средним классом интенсивном развитии, и поворота христианского мира к экстенсивному земледельческому развитию. В греческой Византийской империи последним всплеском борьбы среднего класса за свои экономические интересы и за политическую власть стало его объединение в 7-9 вв. вокруг гностических идеологий движения иконоборцев, которое вызвало самую кровопролитную и разрушительную религиозную войну Средних веков. Победа в религиозной войне сторонников ортодоксальной церкви окончательно утвердила удельно-крепостнический, феодальный строй в восточных и западных землях бывшей Римской империи.

Однако искры иконоборчества не потухли. Разбросанные по городам всего христианского мира они уже на исходе Средних веков, в католической Западной Европе в виде буржуазной протестантской Реформации опять вызвали пожар многолетней и непримиримой религиозной войны. Захват протестантами рычагов господствующего влияния на государственную власть в ряде стран северной части Западной Европы вновь позволил им раскрепостить социально-политические интересы городских семейных собственников, что и обусловило начало упадка удельно-крепостнического феодализма и вытеснения Средних веков буржуазно-капиталистическим Новым временем.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

Культура Древней Греции

Урок истории в 5 классе

Цели: изучить особенности древнегреческого воспитания и образования, познакомить учащихся с развитием греческой науки и театра, показать, что греческая культура была в основе своей единой, хотя развивалась в условиях независимых полисов; продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой самостоятельно, составлять связный рассказ; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.», картина «Греческий театр».

Информация для учителя

Эти уроки можно провести, организовав деятельность детей по группам (подробно о методике организации групповой деятельности учащихся см. урок № 14-15). Проверку домашнего задания можно провести быстро, с помощью фронтальной беседы. Карточки-задания, подготовку по ним можно организовать заранее, а на уроках только слушать выступления учащихся. Поскольку на этих уроках оценки получат практически все дети, то домашнее задание можно дать по объему небольшое.

Ход уроков

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «В городе богини Афины»

Фронтальная беседа по вопросам.

— Какие три главных района города Афины описаны в учебнике? (Район Керамик, агора, Акрополь.)

— Что называется агорой? (Главная площадь Афин.)

— Что такое Акрополь? (Холм с крутыми склонами, где на вершине стояли статуя Афины и ее храм.)

— Как выглядел портик? (Это была крыша, которую поддерживали колонны.)

— Дайте определение понятию «культура». (Это достижения людей в разных областях человеческой жизни.)

III. Переход к изучению новой темы

Мы с вами уже познакомились с культурой древних египтян, жителей Двуречья, Китая, Индии. Кое-что мы знаем уже о культуре древних греков. Например, как проходили Олимпийские игры, что ценили греки (из мифов, поэм «Илиада» и «Одиссея»), какая система воспитания существовала в Спарте. Однако многое нам еще о культуре греков предстоит узнать. Ведь понятие «культура» объединяет самые, казалось бы, разные вещи и явления: прекрасную статую, каменный топор и то, как человек ведет себя в повседневной жизни.

— Продолжим знакомство с культурой древних греков.

  1. Изучение новой темы (работа по группам)

Для работы у каждой группы есть учебник, дополнительная литература и карточка-задание.

  1. Условия работы групп (написать на доске).

а) Консультанты получают карточку-задание.

б) Работа с литературой — 25 минут.

в) Время на шум (обсуждение, составление рассказа) — 10 минут.

г) Выступления групп — 5-7 минут (на втором уроке).

  1. Заполнение таблицы в тетради всеми учащимися на протяжении всего (второго) урока по итогам выступления групп.

Направления культуры Достижения      Значение для мировой культуры

  1. Афинская школа
  2. Афинские палестры
  3. Афинские гимнасии
  4. Театр
  5. Скульптура, архитектура
  6. Быт
  7. Работа по карточкам.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № Г~ Школа

Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):

— Учебник Вигасина, пи. 1 и 2 § 38, или Михайловского, пп. 1 и 2 § 33.

— Древняя Греция. Энциклопедия для школьников. М., 2001. С. 62-63.

— Пич С, Миллард Э. Греки. М, 1994. С. 52-53.

Подготовьте небольшой рассказ по теме: «Чему учили и как воспи-тывали детей в Древней Греции».___________________________

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 2 Палестры

Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):

— Учебник Вигасина, п. 3 § 3

— Пич С, Миллард Э. Греки. М., 1994. С. 53.

Подготовьте небольшой рассказ по теме: «Чему учили вмальчиков в палестрах?»___________________________________________

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 3 Гимнасии

Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):

— Учебник Вигасина, п. 4 § 38, или Михайловского, п. 1 § 33.

— Древняя Греция. Книга для чтения. Л., 1958. С. 65.

— Пич С, Миллард Э. Греки. М., 1994. С. 53.

Подготовьте небольшой рассказ по теме: «Чему учили вмальчиков в палестрах?»___________________________________________

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 4 Театр

Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом):

— Учебник Вигасина пп. 1 и 2 § 39 или Михайловского,, п. 4 § 34.

— Древняя Греция. Энциклопедия для школьников. М., 2001. С. 88-89.

— Пич С, Миллард Э. Греки. М., 1994. С. 56-57.

Подготовьте небольшой рассказ по теме: «Каким был древнегрече-ский театр?»______________________________________________

  1. Закрепление изученного материала
  2. Беседа с учащимися.

— Какой вклад в развитие культуры народов всего мира внесли древние греки? Ответы:

а) Древние греки усовершенствовали финикийский алфавит, придумали гласные звуки, а от их алфавита произошли все алфавиты в мире.

б) Они придумали Олимпийские игры и театр.

в) Их скульптуры изображали красоту человеческого тела.

г) Они придумали своеобразную систему воспитания и обучения молодых людей.

  1. Проверка заполнения таблицы учащимися класса, оценка их деятельности (можно собрать тетради тех, кто не успел выступить на уроке).
  2. Подведение итогов уроков

Домашнее задание: сравнить обучение в современной школе и в афинской, что тебе нравится, а что нет и почему; вспомнить, кто заложил своими реформами основы демократии в Афинах.

Дополнительный материал

В афинской школе

Вообще детей не слишком баловали: купали в холодной воде, заставляли выходить легко одетыми, и даже в самые холодные дни, чтобы они стали крепкими и закаленными. Однако их совсем не приучали к работе. Ведь у родителей были рабы, которые должны были услуживать во всем и взрослым, и детям, и малыш с раннего возраста привыкал смотреть с презрением на труд, считая, что неприлично работать ему, сыну свободного гражданина. С детства внушали ему, что трудиться должен раб, а его задача — развивать свой ум и укреплять тело, чтобы быть достойным членом Народного собрания, государственным деятелем, храбрым воином, полководцем.

Девочек в школу не отдавали. Ведь афинские женщины не участвовали ни в выборах, на в Народном собрании, ни в судах. Все, что от них требовалось, это быть скромными, покорными женами и достойными хозяйками. Чем реже показывались они на людях, тем больше гордился ими отец и муж. А для такой жизни вполне достаточно было обучить их дома ткать шерсть, печь хлеб да присматривать за рабынями.

Школу, которую посещали мальчики, держал учитель, которому родители платили за обучение детей. Афиняне, как и все рабовладельцы, презирали всякого, кто работал за плату, и потому учителя не пользовались большим уважением в обществе. Когда о каком-нибудь человеке долго не было вестей, знакомые говорили: он, верно, или умер, или сделался учителем. Этим они хотели сказать, что пропавший ведет слишком жалкую жизнь, чтобы подать о себе весть друзьям.

Небогатые афиняне не могли содержать в школе сыновей в течение девяти лет, как это делали состоятельные родители. Беднякам приходилось усваивать разве только грамоту, а потом они возвращались домой, чтобы научиться у своих отцов обрабатывать поле, ухаживать за скотом или перенимали их ремесло. Мальчики же из состоятельных семей учились в музыкальных школах до 16 лет.

Когда молодые афиняне достигали 18 лет, они кончали учение в школах и гимнасиях и шли на военную службу, становились эфебами. Эфеб — это юноша. Отныне мальчик считался совершеннолетним. Теперь его имя вносилось в списки из родного округа — дема. Это была важная и торжественная церемония, потому что внесенный в списки становился полноправным гражданином, мог участвовать в Народном

собрании, управлять своим имуществом и, когда достигнет определенного возраста, занять любую государственную должность.

Эфебы должны были провести два года в афинских крепостях -Мунихии и Акте, обучаясь военному делу и неся гарнизонную службу. В свободное время они посещали театры и палестры, частные дома и общественные партии, где философы, ученые и ораторы вели беседы и поучали желающих. Особенно много слушателей собирали учителя мудрости — софисты. Молодежи нравились смелые мысли, которые проповедовали они, их умение говорит красноречиво и убедительно.

Проучившись некоторое время у какого-нибудь известного софиста, богатый молодой афинянин считал, что его образование закончено. Древняя Греция. Книга для чтения. Л., 1958.

С. 254-260.

ayratmusin.ru