Книга Древний Египет. Содержание - Кто такие гиксосы? Древние египтяне кто такие
Кто такие гиксосы?. Древний Египет
Кто такие гиксосы?
Вопрос об идентификации неуловимых и загадочных гиксосов действительно очень интересен. Энциклопедии сходятся во мнениях по этому поводу в одном: «Гиксосы – кочевые племена, „властители пустынных нагорий“, в переносном смысле – властители чужих земель (гиксосы, греческая форма египетского термина „хека-хасут“), вторгшиеся в Египет около 1700 гг. до н. э.». Но если прочие феномены египетской цивилизации (пирамиды, храмы, фараоны, зооморфные божества, загадочные мумии, иероглифы и другие таинственные вещи), на первый взгляд, не вызывают сомнений в своей явной «актуальности» и «интересности» (ну кто, например, поспорит, что загадка Сфинкса или пирамид – вещь, действительно, интригующая) – то загадка гиксосов может сразу и не впечатлить. Действительно, кочевники себе и кочевники, мало ли их путешествовало по просторам древнего мира. Но сведения о гиксосских племенах сразу приобретут весомость, если уточнить, что гиксосы не просто вторглись в Египет, но и правили им более 100 лет и даже основали целую династию гиксосских царей.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Богиня маат в древнем Египте. Древнего Египта. Кто такой. Это. Чего.
богиня маат в древнем египте
Маат
Маат (Аммаат) — древнеегипетская богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму. Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своего атрибута — пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов. Она была супругой бога мудрости Тота.
Так как народ Египта считал, что правда и мудрость - это хорошая пара.
На космическом уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения. Согласно традиции, как и другие боги, крылатая Маат в изначальные времена пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила её последовать за своим отцом Ра на небеса.
Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплоченность общества, а также, что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки. Установленный богом на земле, царь поддерживает Маат и посредством ритуалов, победоносных войн и личного благочестия уничтожает Исефет — ложь, хаос, разрушение. Поднося во время ежедневного богослужения в храме к лику божества статуэтку Маат, дочери солнца увенчанной страусовым пером, царь вновь из конкретного властителя становился воплощением самого принципа царственности, аккумулируя опыт многочисленных предков и создавая основу для жизни своих преемников.
Статуэтка Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии, царь тем самым восстанавливает космическую гармонию, ибо «сердце богини Маат возлюбило его, и она возносится к богам в вечности», воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над изначальным хаосом. Кроме того, богиня была связана и с действенностью произносимого слова; так, Книга Коровы упоминает, что на языке произносящего этот священный текст должна была быть начертана фигура богини истины Маат.
Несмотря на то, что изображения Маат сохранились практически во всех египетских храмах, её культу были посвящены лишь несколько маленьких святилищ, одно из которых располагалось неподалеку от святилища Монту в Карнаке, а другое — на западном берегу Нила в Фивах — в Дейр эль-Мединэ.
Культ Маат засвидетельствован ещё с эпохи Древнего царства; в Новом царстве богиня почиталась как дочь солнечного божества. Даже Эхнатон, основы религиозной реформы которого позже считались противоположностью Маат, в ранних текстах гробницы везира Рамосе в Фивах, назван «живущим согласно Маат». Священное насекомое Маат — пчела, посвящённый богине и её солнечному отцу материал — воск.
Титул «жрец Маат» носил чати — великий везир, который одновременно был верховным судьей и носил золотой образ богини на груди в знак своего особого статуса. Маат является одной из важнейших действующих лиц Психостасии, или загробного суда, во время которого её статуэтка или эмблема — страусиное перо является противовесом сердца умершего на великих весах, установленных пред престолом Осириса; кроме того, её изображение часто венчает и сами весы. Даже сам зал, в котором определялась мера грехов сердца умершего, назывался «Чертогом Двух Истин (Маати)».
На поддержание Маат были направлены многие ритуалы, изображения которых сохранились на стенах святилищ: начиная от изображений царя, побивающего булавой иноземцев и устанавливающего тем самым миропорядок и до рельефах, на которых фараон вместе с богами охотится с сетью на болотных птиц, с криком вылетающих из зарослей тростника. Болотные птицы в данном случае символизируют врагов бога; поймав птиц хаоса, царь приносит их в жертву богам, утверждая Маат.
Имя богини входило в большое число теофорных имён, популярных во все эпохи существования древнеегипетской цивилизации. Во многих царских церемониальных надписях говорится об установлении или восстановлении Маат как о высочайшем благе, совершенном царем: «Вновь возвел я разрушенные памятники в вечности и бесконечности, уничтожил ложь по всей стране. Утвердил я Истину и ложь сделал для земли мерзостью так, как это было в начале времён…» (из текста «Стелы Реставрации» Тутанхамона).
Принципы Маат
Я не совершал греха.
Я не совершал грабеж с применением насилия.
Я не воровал.
Я не убивал мужчин и женщин.
Я не крал зерно.
Я не похищал приношения.
Я не воровал имущество бога.
Я не произносил лжи.
Я не увлекался пищей.
Я не произносил проклятия.
Я не совершал прелюбодеяния.
Я не переспал с мужчинами.
Я не заставил никого плакать.
Я не ел сердца [то есть я не огорчал бесполезно, или не чувствовал угрызения совести].
Я не нападал на любого человека.
Я не человек обмана.
Я не крал с обрабатываемых земель.
Я не был шпионом.
Я не оклеветал человека.
Я не был сердит без уважительной причины.
Я не развращал жену любого мужчины.
Я не загрязнял себя.
Я не терроризировал.
Я не преступил [Закон].
Я не был разгневан.
Я не закрыл уши от слов правды.
Я не порицал.
Я не человек насилия.
Я не сеял вражду (или возмущал спокойствие).
Я не действовал (или судил) с излишней поспешностью.
Я не влезал в вопросы.
Я не умножал свои слова в разговоре.
Я никого не обидел, я не сделал зла.
Я не работал в колдовстве против короля (или хулы против короля).
Я никогда не останавливал [потоки] воды.
Я никогда не поднимал голос (говорил высокомерно, или в гневе).
Я не проклинал его (или хулил) Бога.
Я не выступал с высокомерием.
Я не украл хлеб богов.
Я не уносил торты Кенфу от духов умерших.
Я не вырвал хлеб у ребенка, и не относился с презрением к Богу моего города.
Я не убил крупного рогатого скота, принадлежащего к Богу.
Источник: http://egyptian-pharaohs.net/maat.php
бог маат в древнем египте
Маат — древнеегипетская богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму. Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своего атрибута – пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов. В некоторых текстах богиня выступает как супруга Птаха, Тота.
На космическом уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенную богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения. Согласно традиции, как и другие боги, крылатая Маат в изначальные времена пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила её последовать за своим отцом Ра на небеса.
Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплоченность общества, а также, что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки. Установленный богом на земле, царь поддерживает Маат и посредством ритуалов, победоносных войн и личного благочестия уничтожает Исефет – ложь, хаос, разрушение. Поднося во время ежедневного богослужения в храме к лику божества статуэтку Маат, дочери солнца увенчанной страусовым пером, царь вновь из конкретного властителя становился воплощением самого принципа царственности, аккумулируя опыт многочисленных предков и создавая основу для жизни своих преемников.
Статуэтка Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии, царь тем самым восстанавливает космическую гармонию, ибо «сердце богини Маат возлюбило его, и она возносится к богам в вечности», воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над изначальным хаосом. Кроме того, богиня была связана и с действенностью произносимого слова; так, Книга Коровы упоминает, что на языке произносящего этот священный текст должна была быть начертана фигура богини истины Маат. Несмотря на то, что изображения Маат сохранились практически во всех египетских храмах, её культу были посвящены лишь несколько маленьких святилищ, одно из которых располагалось неподалеку от святилища Монту в Карнаке, а другое – на западном берегу Нила в Фивах – в Дейр эль-Мединэ.
Культ Маат засвидетельствован ещё с эпохи Древнего царства; в Новом царстве богиня почиталась как дочь солнечного божества. Даже Эхнатон, основы религиозной реформы которого позже считались противоположностью Маат, в ранних текстах гробницы везира Рамосе в Фивах, назван «живущим согласно Маат». Священное насекомое Маат – пчела, посвящённый богине и её солнечному отцу материал – воск.
Титул «жрец Маат» носил чати - великий везир, который одновременно был верховным судьей и носил золотой образ богини на груди в знак своего особого статуса. Маат является одной из важнейших действующих лиц Психостасии, или загробного суда, во время которого её статуэтка или эмблема - страусиное перо является противовесом сердца умершего на великих весах, установленных пред престолом Осириса; кроме того, её изображение часто венчает и сами весы. Даже сам зал, в котором определялась мера грехов сердца умершего, назывался «Чертогом Двух Истин (Маати)».
На поддержание Маат были направлены многие ритуалы, изображения которых сохранились на стенах святилищ: начиная от изображений царя, побивающего булавой иноземцев и устанавливающего тем самым миропорядок и до рельефах, на которых фараон вместе с богами охотится с сетью на болотных птиц, с криком вылетающих из зарослей тростника. Болотные птицы в данном случае символизируют врагов бога; поймав птиц хаоса, царь приносит их в жертву богам, утверждая Маат.
Имя богини входило в большое число теофорных имён, популярных во все эпохи существования древнеегипетской цивилизации. Во многих царских церемониальных надписях говорится об установлении или восстановлении Маат как о высочайшем благе, совершенном царем: «вновь возвел я разрушенные памятники в вечности и бесконечности, уничтожил ложь по всей стране. Утвердил я Истину и ложь сделал для земли мерзостью, так как это было в начале времён…» (из текста «Стелы Реставрации» Тутанхамона).
Сайт управляется системой uCoz
Источник: http://rani-rakshasa.narod.ru/Maat.html
богиня древнего египта маат
Богиня Маат
Дата создания: 18.05.2010, изменено: 13.01., общий рейтинг: 4.160
Маат - египетская богиня справедливости
Маат — древнеегипетская богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму. Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своего атрибута – пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов. В некоторых текстах богиня выступает как супруга Птаха, Тота .
На космическом уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенную Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения. Согласно традиции, как и другие боги, крылатая Маат в изначальные времена пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила её последовать за своим отцом Ра на небеса.
Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплоченность общества, а также, что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки. Установленный богом на земле, царь поддерживает Маат и посредством ритуалов, победоносных войн и личного благочестия уничтожает Исефет – ложь, хаос, разрушение. Поднося во время ежедневного богослужения в храме к лику божества статуэтку Маат, дочери солнца увенчанной страусовым пером, царь вновь из конкретного властителя становился воплощением самого принципа царственности, аккумулируя опыт многочисленных предков и создавая основу для жизни своих преемников.
Статуэтка Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии, царь тем самым восстанавливает космическую гармонию, ибо «сердце богини Маат возлюбило его, и она возносится к богам в вечности», воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над изначальным хаосом. Кроме того, богиня была связана и с действенностью произносимого слова; так, Книга Коровы упоминает, что на языке произносящего этот священный текст должна была быть начертана фигура богини истины Маат. Несмотря на то, что изображения Маат сохранились практически во всех египетских храмах, её культу были посвящены лишь несколько маленьких святилищ, одно из которых располагалось неподалеку от святилища Монту в Карнаке, а другое – на западном берегу Нила в Фивах – в Дейр эль-Мединэ.
Культ Маат засвидетельствован ещё с эпохи Древнего царства; в Новом царстве богиня почиталась как дочь солнечного божества. Даже Эхнатон, основы религиозной реформы которого позже считались противоположностью Маат, в ранних текстах гробницы везира Рамосе в Фивах, назван «живущим согласно Маат». Священное насекомое Маат – пчела, посвящённый богине и её солнечному отцу материал – воск.
Титул «жрец Маат» носил чати - великий везир, который одновременно был верховным судьей и носил золотой образ богини на груди в знак своего особого статуса. Маат является одной из важнейших действующих лиц Психостасии, или загробного суда, во время которого её статуэтка или эмблема - страусиное перо является противовесом сердца умершего на великих весах, установленных пред престолом Осириса; кроме того, её изображение часто венчает и сами весы. Даже сам зал, в котором определялась мера грехов сердца умершего, назывался «Чертогом Двух Истин (Маати)».
На поддержание Маат были направлены многие ритуалы, изображения которых сохранились на стенах святилищ: начиная от изображений царя, побивающего булавой иноземцев и устанавливающего тем самым миропорядок и до рельефах, на которых фараон вместе с богами охотится с сетью на болотных птиц, с криком вылетающих из зарослей тростника. Болотные птицы в данном случае символизируют врагов бога; поймав птиц хаоса, царь приносит их в жертву богам, утверждая Маат.
Имя богини входило в большое число теофорных имён, популярных во все эпохи существования древнеегипетской цивилизации. Во многих царских церемониальных надписях говорится об установлении или восстановлении Маат как о высочайшем благе, совершенном царем: «вновь возвел я разрушенные памятники в вечности и бесконечности, уничтожил ложь по всей стране. Утвердил я Истину и ложь сделал для земли мерзостью, так как это было в начале времён…» (из текста «Стелы Реставрации» Тутанхамона).
1. Я не совершал греха. 2. Я не совершал грабеж с применением насилия.3. Я не воровал. 4. Я не убивал мужчин и женщин. 5. Я не крал зерно. 6. Я не похищал приношения.7. Я не воровал имущество бога. 8. Я не произносил лжи. 9. Я не увлекаться пищей. 10. Я не произносил проклятия. 11. Я не совершал прелюбодеяния.12. Я не переспал с мужчинами. 13. Я не заставил никого плакать.14. Я не ел сердца [т.е. я не огорчал бесполезно, или не чувствовал угрызения совести]. 15. Я не нападал на любого человека. 16. Я не человек обмана. 17. Я не крал с обрабатываемых земель. 18. Я не был шпионом.19. Я не оклеветал человека. 20. Я не был сердит без уважительной причины.21. Я не развращал жену любого мужчины. 22. Я не загрязнял себя.23. Я не терроризировал.24. Я не преступил [Закон].25. Я не был разгневан.26. Я не закрыл уши от слов правды.27. Я не порицал.28. Я не человек насилия.29. Я не сеял вражду (или возмущал спокойствие). 30. Я не действовал (или судил) с излишней поспешностью. 31. Я не влезал в вопросы. 32. Я не умножал свои слова в разговоре. 33. Я никого не обидел, я не сделал зла.34. Я не работал в колдовстве против короля (или хулы против короля). 35. Я никогда не останавливал [потоки] воды. 36. Я никогда не поднимал голос (говорил высокомерно, или в гневе). 37. Я не проклинал его (или хулил) Бога. 38. Я не выступал с высокомерием. 39. Я не украл хлеб богов. 40. Я не уносил торты Кенфу от духов умерших. 41. Я не вырвал хлеб у ребенка, и не относиться с презрением к Богу моего города.42. Я не убил крупного рогатого скота, принадлежащего к Богу.ru.wikipedia.org
Источник: http://svr.su/content/item/1088/
кто такой маат в древнем египте
Богиня правды в Египте Маат – египетская богиня истины, гармонии, справедливости, порядка, правосудия и морали. Дочь и око бога Ра. принимала участие в акте сотворения мира из хаоса. Жена бога мудрости Тота. Для египтян она была персонификацией принципа или правила маат (ma'at), выражающего незыблемость и постоянство мироустройства. Египтяне верили, что если бы ее не существовало, то вселенная превратилась бы в хаос. Дух Маат пронизывает всю вселенную.
Имя ее - правда
Имя богини переводится как «то, что является прямым» или «правда», но также и как «заказ», «баланс» и «правосудие». Таким образом, она персонифицировала порядок и гармонию. Принцип ma'at (правила Маат), который объединял древнее египетское общество, играл ключевую роль в религиозной вере Древнего Египта. Этот термин также имел фундаментальное значение для правящего фараона. Его задачей являлось следование принципу ma'at. который воспринимался как неизменная, неподвергающаяся сомнению сила, дух Маат.
Эта укоренившаяся вера в навсегда определенный порядок вселенной имела следствием чрезвычайную консервативность египтян. Изменений нужно было избежать, а новшество не было желательным.
Перо Маат и загробная участь человека
Божество изображалось в виде женщины, носящей головной убор, состоящий из единственного страусового пера, которое получило название - перо Маат. Это страусовое перо Маат было не столько украшением богини, сколько играло важную роль во время ритуала суда над умершим в «Зале Маат» или иначе - «Зале двух истин».
Дело в том, что в отличие от cемитских религий, у египтян не было никакого понятия общего для всех Судного Дня, когда все те, кто жил в мире, должны были одновременно получить награды и наказание за их дела; напротив каждая душа представала в "Зале двух истин" перед судом богов индивидуально. Здесь ей (душе) или разрешалось пройти в царство Осириса, или она уничтожалась навсегда.
Перед богом воскрешения Осирисом. который выносил вердикт в отношении дальнейшей судьбы покойного, происходило следующее действие. На одну чашу весов клалось сердце умершего, на другую – перо Маат.
На одной чаше весов сердце человека, на другой - богиня правды в Египте. Папирус. XXI династия. Ок. 1040-945 гг. до н.э. Метрополитен-музей, США
Если сердце, которое для древних египтян было вместилищем души, было более тяжелым (из-за тяжести грехов) чем перо Маат, то божество-чудовище Аммат (Амут) тут же его пожирало, тем самым препятствуя входу покойного в загробную жизнь и обрекая его на окончательную, безвозвратную смерть. Если сердце было легче или чаши оставались в равновесии, то покойный объявлялся «верным в голосе» и ему разрешалось войти в загробную жизнь. Также часто богиня правды в Древнем Египте изображалась с большими крыльями.
Египетская богиня истины Маат с крыльями. Украшение мумии. Льняной картон. Многохромовая краска. Период Птолемеев. Виктория-музей, Уппсала
Она не сразу стала дочерью бога Ра. «Тексты саркофагов» называют ее вначале дочерью бога Атума. Во время Среднего царства богиня истины считалась ноздрей Ра, а во время Нового царства (начиная с XVIII династии), она уже упоминается как «дочь Ра».
Маат и египетские фараоны
Представление Маат. Рельеф. Песчаник. Птолемеевский период. Бруклинский музей, США Тесно связанная с понятиями правды, истины, справедливости и необходимости, она появляется на стенах храмов в одной из самых важных религиозных церемоний в древнем Египте. «Представление богини истины Маат» показывает фараона, предлагающего «правду» богам Египта. Обязанностью фараонов было поддерживать ma'at, то есть соблюдать правила Маат. «Я сделал ma'at», - сохранились такие слова нескольких фараонов, так же как и такой эпитет у них - «любимый Маат». Гимны, обращенные к ней, сохранившиеся на стенах храмов, просят ее всегда быть с фараоном.
Из-за такой веры египтяне могли быть оптимистичными в отношении своего будущего. Если человек жил в соответствии с правилами Маат, то он мог надеяться на то, что будет преуспевать и в этой жизни, и в загробной. В древнем египетском папирусе «Говорливый крестьянин», главный герой предлагает: «Говорите maat, делайте maat - это является самым важным». Более современная интерпретация этих слов - «по словам и делам воздастся человеку».
Причина смут - нарушение принципов Маат
Когда страна переживала периоды смут и неурядиц, то считалось, что произошло это из-за того, что были нарушены принципы, которые дала людям богиня истины Маат. Поэтому она отвернулась от трона (а значит, и от государства в целом). Жрецы молились, чтобы богиня правды вернулась в Египет, и тогда зло (смуты, раздоры и т.д.) будет уничтожено (отогнано). Поскольку мир придет в соответствие с духом Маат.
Исследователи отмечают, что существует совсем немного мифологических сюжетов с ее участием, она более абстрактна, чем многие другие божества Древнего Египта. Она больше представляет собой определенные морально-правовые и религиозные принципы (дух Маат), в соответствии с которыми нужно жить (египтянам) и править (фараону), нежели непосредственную богиню. Тем не менее, безусловно, она – одна из важнейших персоналий в египетском пантеоне богов.
Древнеегипетская мифология начала формироваться в VI –IV веках до н.э. Поначалу в каждой области был свой пантеон богов, но затем во время объединения Египта произошло их объединение.
Своих богов египтяне обычно изображали с головами животных или птиц. Они свято верили, что изначально их боги жили и царствовали на Земле, а затем уже попали на Небеса. Одних богов египтяне страшились – ведь они были жестоки к людям, как и все силы природы. Других – очень любили, ведь они были их помощниками и защитниками. Для того, чтобы задобрить богов египтяне строили огромное количество храмов, где проводились религиозные культы и приносились богам дары.
Богиня Справедливости – Маат.
Среди всех египетских богинь Маат самая абстрактная, но, пожалуй, и самая почитаемая египтянами.
Маат согласно переводу означает «правда», «баланс», «правосудие». В древнеегипетской мифологии – это богиня справедливости, гармонии, этики, равновесия, морали, а также закона и правопорядка. Маат - это воплощение истины, а ее принципы отражали незыблемость мироустройства в жизни египтян. Она символизировала божественный закон и порядок. Помимо этого принимала участие в сотворении мира, способствовала уничтожению хаоса и восстановлению порядка на Земле. Согласно древнеегипетской мифологии: её отцом являлся бог Солнца Ра, а супругом - бог мудрости Тот. Египтяне считали мудрость и справедливость хорошей парой.
Маат как бы объединяет мир богов и мир людей. Своим сводом правил, больше похожим на свод космических законов, она не только способствует правильности и закономерности развития всей Вселенной, но и сообщению всего египетского общества. Так эти правила говорят об ответственности за свои поступки и раба, и жреца, и самого фараона. Нарушение же этих законов неизбежно приведет к дисбалансу существующей гармонии египетского общества.
Изображение богини Маат
Чаще всего эту богиню можно увидеть со страусовым пером в голове, иногда ее изображали сидящей на корточках, с расправленными крыльями или восседающей на плоском песчаном холме, одна сторона которого скошена. А могли обозначить ее присутствие с помощью неизменного атрибута Маат – страусового пера или локтя. Египтяне измеряли длину в локтях, поэтому его изображение символизировал процесс измерения совести человека. Также Маат могли изображать с весами в руках.
Наиболее известный рельеф, посвященный этой богине, находится в гробнице Рамзеса ХI. На нем изображен сам фараон, облаченный в царские одеяния, с головным убором, украшенным Уреем (змеей, которая была у египтян символом мудрости и посвящения). Рамзес ХI изображается в поклоне великой богини Справедливости с протянутыми к ней ладонями. Богиня Маат облачена в длинное платье, со скипетром вечной молодости в руках. Страусовое перо, которое когда-то украшало прическу богини, к сожалению, не сохранилось до наших дней.
Между фараоном и богиней находиться уйа – это Солнечная Ладья, которая ведет умершие души в иной мир.
По мнению исследователей то, что Маат изображена значительно больше фараона, говорит не только о божественном принципе Вселенской Гармонии, но и о желании представить богиню в роли Матери Царя, которая ведет его на Ладью солнечного бога Ра, символизирующая путь фараона к вечной жизни.
Этот культ получил распространение как культ Исиды - Маат или «царской матери»
Легенды и культы, связанные с богиней Маат.
Согласно легенде, крылатая Маат, как и другие египетские боги, долгое время пребывала на Земле и жила среди людей, но их многочисленные грехи заставили ее последовать на небеса за своим отцом богом Ра.
Ввиду того, что фараон является наместником бога на земле, он был обязать поддерживать Маат как посредством ритуалов, так и с помощью победоносных войн. Он был обязан делать все, что помогает уничтожить Исефт – воплощение лжи, хаоса и разрушения.
Существовала даже традиция: во время ежедневных богослужений в храме, подносить к лику божества статуэтку дочери солнца Маат, которая способствовала превращению обычного властителя в само воплощение царственности.
Маат была самой почитаемой богиней у египтян. Поэтому ее изображение находят практически во всех древнеегипетских храмах, а вот ее культу было посвящено всего несколько храмов. Наибольшее святилище находится в Дейр эль - Мединэ, расположенное на западном берегу Нила, недалеко от Фив. Еще один крупный храм находится в Карнаке, неподалеку от храма Монту (бога Луны).
Культ богини Маат стал развиваться в эпоху Древнего царства, а вот в Новом царстве она больше почиталась как дочь Амон Ра. Интересным фактом является то, что вначале богиня Справедливости была дочерью бога Атума, в период Среднего царства – она изображалась в виде ноздри Ра, а уже в Новом царстве – она стала его дочерью. Исследователи это связывают с тем, что в период древности власть фараона была жесткой и вертикальной, а затем она стала потихоньку уменьшаться, и фараон стал терять свой престиж, из-за неспособности поддержать Маат. Египтяне верили, что в годы смут и раздоров богиня отворачивалась от Египта, ввиду нарушения ее принципов, поэтому жрецы усердно молились, чтобы богиня вновь повернулась к трону лицом - и зло отступило.
Даже во времена правления фараона Эхнатона и его реформ, Маат по-прежнему почиталась. А на грибнице Рамоса в Фивах ранних текстах этот фараон-реформатор назван» живущим по принципам Маат».
Пчела, согласно легенде появилась из слезы бога Солнца, и стала священным насекомым этой богини. Поэтому египтяне почитали это насекомое. А воск – мягкий и податливый материал, символизирующий Небо и Землю, они посвящали не только самой Маат, но и ее отцу – Амону Ра.
Роль Маат в суде Осириса.
Согласно сохранившимся записям Маат была важнейшим действующим лицом загробного суда (Психостасии), действие которого происходит в « Чертоге Двух Исин» (Маати) в присутствии 42 Судей. Во время этого богиня Справедливости доставала свое страусовое перо из прически и клала на одну из чаш весов, а на другой лежало сердце умершего человека. Душе покойного разрешалось следовать за проводником в рай, только в случае если его сердце оказывалось легче перышка.
Если же сердце было все-таки тяжелее из-за совершенных грехов и преступлений, то его съедало чудовище Амту (лев с голой крокодила), что означало окончательную смерть души, без возможности ее перерождения. Эти великие весы были установлены перед Осирисом (властелином загробного мира), а держал их Анубис (бог, являющийся защитником - умерших, часто изображающийся с головой шакала), а приговор умершему выносил Тот (бог мудрости и муж Маат). Считалось, что пройти этот посмертный суд, означает победить смерть, и вновь возродиться в обновленном и нестареющем теле.
Древние египтяне верили, что следование законам Маат, является путем, приводящим к Бессмертию. Ведь преодолев свои недостатки, усопший становился божественным существом, становится богом среди богов.
Ритуалы в честь богини Справедливости изображены на стенах практически на всех святилищ. Она есть и на изображениях фараона, завоевывающего новые земли, и тем самым устанавливающий истину. Она присутствует и на рельефах, где правитель совместно с богами охотится с помощью сети на болотных птиц, которые символизировали врагов. Согласно верованиям египтян, поймав, вылетающих из тростника птиц, фараон приносит их в жертву богам, тем самым способствуя утверждению Маат. Установление или восстановление Истины считалось высочайшим благом, которое только мог совершить фараон.
Существует небольшое количество мифологических сюжетов с участием богини Справедливости, ввиду того, что она большей частью является абстрактной, в отличие от других египетских богов. Маат больше представлена в виде морально-правовых норм, этических законов и религиозных признаков, по которым фараон обязан править Египтом, а поданные – жить.
Но, несмотря на это все древнеегипетское общество пронизано духом Маат. Египтяне верили, что люди живут благодаря Маат, в Маат и для Маат. А сама богиня является одной из самых интересных персоналий во все пантеоне египетских богов.
Сегодня, несмотря на то, что прошло много веков со времени существования древнеегипетской цивилизации, Маат все еще находит отражение в нашей жизни. Ее образ лег в основу богини правосудия Фемиды, символами, которой также являются весы. А ее принципы положена в основу 12 заповедей христианства.
Относительно внешности царицы мнения современных авторов разделились. Часть из них утверждают, что Клеопатра была прекрасна, как троянская Елена, а также «умна, как Аспазия», и «страстна, как Сафо». Однако встречаются мнения, что царица была не просто некрасива, а очень некрасива (некоторые упоминают даже длинный крючковатый нос).
Самое любопытное в этом то, что достоверного описания внешности Клеопатры нет. Античные авторы упоминают лишь, что она обладала необычайным обаянием и привлекательностью, умом, талантом истинного дипломата. Поэтому источником информации современных авторов является, по-видимому, художественная литература или некоторые сохранившиеся на рельефах, монетах и в статуях изображения царицы, которые поражают своим разнообразием и отсутствием сходства между собой.
Слова о «достоверности» и «подлинности» новых фактов взяты в кавычки не случайно. Дело в том, что на самом деле они не являются ни «достоверными», ни «подлинными». То есть, с точки зрения антикварной и археологической ценности, найденные статуи, конечно, являются подлинными и действительно изображают Клеопатру и изготовлены не самыми худшими ваятелями античной Александрии. Но все дело в том, что их нельзя считать исторически достоверными, передающими реальный облик царицы.
Европейцы привыкли к такому жанру, как «парадный портрет». На нем важный и богатый заказчик всегда выглядит несколько приукрашено – с гордой осанкой, без брюшка, если таковое имеется, с превосходным цветом лица и т. д.
А в Древнем Египте со времен фараона-еретика Эхнатона дело обстояло иначе. Тогда в египетской скульптуре возникла необычная тенденция, которую иногда называют «гиперреализмом». Странный правитель требовал от своих скульпторов не просто изображать себя – «живого бога» – и простых смертных в их подлинном облике, но, более того, всячески подчеркивать особенности внешности «оригинала», даже если эти особенности были совсем уж малопривлекательными. В своем скульптурном воплощении человек посредственной внешности казался просто уродом, а уж как выглядел от природы некрасивый – и подумать страшно. Фараон ушел в вечность, само имя его прокляли и забыли, а вот скульптурный стиль привился, хотя и в несколько смягченном виде. Поэтому парадные статуи древних египтян после Эхнатона и выглядят хуже, чем «первоисточник». Своего рода «парадный портрет наоборот».
Еще яснее ситуация с компьютерной реконструкцией. Особенность «электронного портрета» в том, что он, подобно египетскому «солнечному стилю», всегда несколько выпячивает особенности человеческой внешности, тем более особенности, с точки зрения компьютера, нестандартные. Это «врожденный порок» всех электронных антропологических реконструкций. А если принять во внимание, что компьютер положил в основу своих выводов упомянутые статуэтки, становится понятным, почему «электронный портрет» Клеопатры VII выглядит еще более несимпатичным, чем ее скульптурные изображения. Впрочем, кое-что подмечено верно. Египетская царица была действительно полноватой женщиной очень маленького роста. Но это с нашей точки зрения, для своего времени она была человеком среднего, а может, и чуть выше среднего роста и нормальной комплекции.
Нельзя забывать и об акселерации. Средний рост жителей Древнего Египта не превышал 154 см. К этому можно добавить лишь, что худоба (на современном языке – стройность) тоже является следствием акселерации, и наши древние предки были не только низкорослыми, но и более массивными. Но все-таки, даже с поправкой на странные традиции египетской скульптуры и на акселерацию, во внешности Клеопатры не было ничего из ряда вон выходящего. Откуда же то потрясающее впечатление, которое она производила на мужчин своего времени?
Здесь нужно заметить, что слухи об этом потрясающем впечатлении, вполне возможно, преувеличены. Любили ли Клеопатру Цезарь и Антоний, мы со стопроцентной уверенностью не знаем и уже никогда не узнаем. Зато мы можем утверждать: как бы эти два выдающихся государственных деятеля и полководца Древнего Рима ни относились к египтянке, им был необходим союз с ней, в том числе и союз династический (брачный) для реализации собственных политических и военных планов. Об Антонии сказать труднее, но, насколько можно судить из его биографий, он также стремился к этому союзу. Ибо в жизни этого человека власть и слава играли главенствующую роль…
Впрочем, все изложенное совсем не исключает того, что Клеопатра была желанна как женщина для большинства мужчин своей эпохи. И сейчас любая представительница слабого пола знает, что можно сделать из самой банальной внешности при помощи удачно подобранной одежды, косметики, прически и парфюмерии. Особенно, если к этому добавить личное обаяние и темперамент. И две тысячи лет тому назад индустрия «женских прелестей» была немногим хуже нынешней (если вообще была хуже), хотя и не столь совершенной технологически. Во всяком случае секреты многих древних красителей и благовоний не раскрыты до сих пор и, возможно, уже не будут разгаданы никогда. Рецепты выкристаллизовывались в буквальном смысле тысячелетиями, «коллективным разумом» жреческой касты и ремесленных корпораций.
Вот, к примеру, один из таких «секретов». Смесь в виде слабого раствора ртути и сурьмы в растительном масле очень вредна для здоровья, но будучи втертой в кожу придает ей, во-первых, характерный «ртутный» блеск, а во-вторых (что важнее), создает вокруг женского тела неуловимую, но ощущаемую организмом «микроатмосферу», вызывающую у мужчины непреодолимое влечение к противоположному полу. И это только один из десятков подобных «коктейлей», широко распространенных среди «высшего общества» древности и Средневековья (и пробовать который настоятельно не рекомендуется, так как незнание точных пропорций легко приводит к летальному исходу для неудачливой обольстительницы).
В любом случае, была ли Клеопатра неотразимой красавицей или нет, 2 августа 30 года до н. э. в ее лице безвозвратно погиб независимый Египет, хотя его культура и просуществовала еще почти шесть веков. Развалины дворца Клеопатры давно ушли на дно моря при изменениях рельефа. Гробница царицы так и не была найдена. Вместе с прибрежной частью Александрии она медленно опустилась на дно Средиземного моря, которое Клеопатра так любила. Где-то там под его изумрудными волнами она поныне и покоится, легендарная царица, наследница великих фараонов древности и просто верная дочь египетской земли, всеми силами своего сердца боровшаяся за будущее страны на берегах Нила…
Кто такие гиксосы?
Вопрос об идентификации неуловимых и загадочных гиксосов действительно очень интересен. Энциклопедии сходятся во мнениях по этому поводу в одном: «Гиксосы – кочевые племена, „властители пустынных нагорий“, в переносном смысле – властители чужих земель (гиксосы, греческая форма египетского термина „хека-хасут“), вторгшиеся в Египет около 1700 гг. до н. э.». Но если прочие феномены египетской цивилизации (пирамиды, храмы, фараоны, зооморфные божества, загадочные мумии, иероглифы и другие таинственные вещи), на первый взгляд, не вызывают сомнений в своей явной «актуальности» и «интересности» (ну кто, например, поспорит, что загадка Сфинкса или пирамид – вещь, действительно, интригующая) – то загадка гиксосов может сразу и не впечатлить. Действительно, кочевники себе и кочевники, мало ли их путешествовало по просторам древнего мира. Но сведения о гиксосских племенах сразу приобретут весомость, если уточнить, что гиксосы не просто вторглись в Египет, но и правили им более 100 лет и даже основали целую династию гиксосских царей.
Информация к размышлению
Напомним, что историю Древнего Египта принято делить на три периода, ранний из которых называют Древним царством; к нему относятся первые десять династий правителей, строивших пирамиды. Этот период заканчивается 2500 годом до н. э. Второй период называют Средним царством; к нему относят время правления XI–XVII династий (2500–1587 гг. до н. э.). Это эпоха больших перемен, именно тогда кочевники-гиксосы мощным потоком вторглись в Египет из Аравийской пустыни. Они завоевали страну и установили свою власть. Гиксосы были изгнаны основателем XVIII династии Яхмосом I в 1587 году до н. э. С этого момента начинается третий период египетской истории, который принято называть Новым царством; он продолжался вплоть до 1100 года до н. э., когда заканчивалось время правления XX династии, и с этих пор Египет утратил независимость.
www.booklot.ru
Кто такая амамат в древнем Египте.. Египет. Туристический портал
кто такая амамат в древнем египте
Аммат - "челюсти Нила"
Пожирающая сердца
Благодаря растиражированности образов древнеегипетская мифология сегодня довольно известна. Практически каждый знает или хотябы слышал такие имена, как Осирис, Исида, Гор, Амон, Анубис. Но очень мало кто знает про Аммат. А ее, между прочим, египтяне боялись больше всего на свете. И этом, и том. Аммат, Амамат, Амт, Амемайт, Амам - это все про нее. Она не была богиней, у нее вообще не было собственного культа, и ей никогда не поклонялись. Ибо для древних египтян она являлась олицетворением всего того, чего они боялись. Она была пожирательницей в буквальном смысле этого слова. Имя ее так и переводится - "пожирательница". В египетской "Книге мертвых" есть знаменитая иллюстрация Страшного суда по-египетски, на которой бог Анубис взвешивает на весах сердце умершего в Зале Двух Истин. Позади него стоит Тот, а за Тотом находится непонятное и явно гибридное чудовище. Это и есть Аммат - главный ужас египтян. Как и большинство представителей мифологии Аммат была "сложным" созданием, точнее - монстром. Считалось, что у нее массивный гладкокожий торс гиппопотама, ноги, когти и грива льва и голова крокодила с длинной, полной острейших зубов пастью. Ужаснее смертоносных челюстей Аммат для жителей берегов Нила ничего более не существовало. Если сердце усопшего уравновешивалось на весах со страусиным пером богини истины и порядка Маат, то умершего ждало вечное блаженство на райских полях Иару. Если же сердце оказывалось отяжеленным преступлениями, то его немедленно пожирала Аммат. Для египтян это означало "вторую смерть" - вечную. То есть - абсолютное небытие без всякой надежды. Ничего страшнее быть не может.
Реальный ужас
Из мифов известно, что Аммат обитала в подземном царстве Дуате. Однако современные криптозоологи уверены, что Аммат существует на самом деле! И это чудовище - не плод воображения древних египтян, а вполне реальный, хотя и немногочисленный хищник, что до сих пор прячется в илистых омутах Нижнего Нила и в густых зарослях водорослей! Криптозоологи, опираясь на свидетельства очевидцев, дали весьма подробное описание этих тварей. Реальные аммат действительно обладают гладким торсом, похожим на гиппопотамий, когтистыми лапами крупного кошачьего хищника (хотя некоторые говорили, что лапы эти похожи на человечьи), есть волосатая, "львистая" голова и, самое главное, у них имеются длинные узкие крокодильи челюсти. В длину такие твари достигают 9 метров и живут до 100 лет. Эти нильские монстры ленивы (и большую часть дня проводят во сне), но чрезвычайно прожорливы. Сожрать могут что угодно, не брезгуя падалью и даже мертвыми телами из могил. Их гнездилища - в глубоких пещерах, подземных тоннелях, расположенных поближе к воде, точнее к рекам. Амматы не любят яркий солнечный свет, предпочитая тьму, и в темноте прекрасно ориентируются, обладая превосходно развитым слухом и обонянием. По словам свидетелей, амматы обладают мощным, отвратительно пронзительным голосом, обожают оглушительно реветь, и этот чудовищный рев, даже если он исходит из подземных глубин, отлично слышен на поверхности земли. У амматов имеется еще не поддающаяся объяснению сверхъестественная особенность - вселять страх в свои жертвы, даже не будучи видимыми. Амматы, как правило, живут мини-семьями, где на одного самца приходится три-четыре самки и детеныши. В брачный сезон между самцами разворачиваются целые битвы за обладание этими мини-гаремами. От этих диких сражений река бурлит как котел, а людям обычно советуют в это время года держаться подальше от Нила. У Нила вообще советуют не слишком ротозейничать по сторонам, ибо нильские хищники только и ждут зазевавшихся жертв. Амматы среди них - самые ужасные. Они охотятся, в основном, поджидая, когда неосторожная добыча сама подойдет к ним. Чаще всего этими жертвами оказываются животные, пришедшие на водопой. Амматы умеют отлично сливаться с окружающей обстановкой. Грязно-зелено-коричневые шкуры и похожие на водоросли гривы замечательно маскируют их, так что, когда они нападают, у них есть преимущество полной внезапности. Известны случаи, когда амматы утаскивали детенышей гиппопотамов, ловили птиц на поверхности воды и даже совершали нападения на лодки, чтобы пожрать сидящих там людей. В Ниле ежегодно гибнет множество народа, и большинство этих смертей приписываются крокодилам и гиппопотамам. Однако не все так просто, и отличить смерть от крокодильих зубов и зубов аммата довольно сложно. Сами египтяне, зная их коварные повадки, боятся амматов куда больше тех же крокодилов. И в заверения ученых, что амматов не существует, совершенно не верят. И правильно делают. В музее английского города Манчестер хранится мумия 13-летней девочки. Возраст мумии - три тысячи лет. У этой мумии отсутствуют ступни ног, на которых, к тому же, видны следы переломов. Раны довольно необычные, но официальные ученые предположили, что девочка стала жертвой крокодила. Хотя, скорее всего, она стала жертвой именно аммата! Источник: http://tasherittakemet.ucoz.ru/publ/stati_o_egipte/ammat_cheljusti_nila_quot/2-1-0-84