Все мы знаем о соперничестве двух великих греческих полисов - Афин и Спарты, знаем про подвиг 300 спартанцев, но слышали ли вы о современном городе Спарта? Вот Афины - это столица. И Акрополь в центре него. А где находятся руины Спарты и что осталось от них? Сейчас я вам их покажу.
Спарта существует и в наши дни, это небольшой, совершенно непопулярный у туристов город на юге Пелопоннеса. Добраться сюда можно только на машине. Однако, если посмотреть карту современного города, то найти там остатки былого величия будет очень непросто.
Остатки римских укреплений
Руины Древней Спарты находится на севере за чертой города в районе местного стадиона. Сама местность раскопок является огромной оливковой рощей. Здесь и находятся основные объекты античности.
В древности названия "Спарта" не существовало, известный нам город-полис назывался Лакедемон. Если Афины славились своей демократией - властью народа, то Спарта (будем называть город так, как он более нам привычен) было военизированным аристократическим государством с большой прослойкой рабов. Ему легко удавалось подчинять своей воле соседей по полуострову.
Схема расположения руин Спарты
Но в IV веке до нашей эры череда поражений ослабили мощь Спарты, а затем пришли македонцы, сила оружия которых превосходила силу спартанцев. Во II веке до нашей эры греческие полисы попадают в зависимость от Рима и больше не могут строить грандиозных планов друг против друга. С этого времени о Спарте мало что известно, город утратил свое значение, и к Средним векам его фактически не существовало. Современный город появился только в 1834 году.
Вход на территорию раскопок Древней Спарты на данный момент бесплатный, что большая редкость для Греции. Дело в том, что руины не выглядят как достопримечательность, все весьма заброшено и не представляет особого интереса. Платить здесь просто не за что. Но параллельно идут работы по реконструкции и реставрации оставшихся руин, чтобы они получили очертания, тогда и будут брать деньги.
Дорога к руинам
Главная достопримечательность - это театр, как всегда, с прекрасным видом на горы и всю долину. Он не очень хорошо сохранился, но не утратил своих очертаний, здесь можно побродить - посмотреть. Театр построен в V веке до нашей эры, во времена расцвета полиса, и вмещал в себя 17 тысяч зрителей.
Сцена
Стены трибун восхваляют героев
На холме над театром сохранились основания ряда построек - святилище, базилика и неизвестное здание
Святилище Афины Халкикос
Остатки дома с двумя нишами, его назначение неизвестно
Остатки базилики
Вид на горы
Восточнее этих мест можно найти остатки римских укреплений, а также центр римского города, еще дальше на восток, через жилой микрорайон можно найти основание храма Артемиды.
Круглое здание. Представляет из себя трехступенчатое основание, вокруг холма
Остатки римской Стои
Агора III-IV века до нашей эры
Святилище
На западе к Спарте примыкает комплекс византийских монастырей Мистры, а также очень красивый природный заповедник в горной местности. На юго-востоке дорога ведет в город-крепость Монемвасия, отсюда на машине вам ехать часа 2.
think-head.livejournal.com
Спарта – древнее государство в Греции — Альтернативный взгляд Salik.biz
Слава Спарты – пелопонесского города в Лаконии – в исторических хрониках и мире очень громкая. Это был один из известнейших полисов Древней Греции, который не знал смут и гражданских потрясений, а его армия никогда не отступала перед врагами.
Спарта была основана Лакедемоном, царствовавшим в Лаконии за полторы тысячи лет до Рождества Христова и назвавший город именем своей жены. В первые столетия существования города вокруг него не было никаких стен: они были возведены лишь при тиране Навизе. Правда, поздней они были разрушены, но Аппий Клавдий в скором времени воздвиг новые.
Создателем Спартанского государства древние греки считали законодателя Ликурга, время жизни которого приходится приблизительно на первую половину VII столетия до н. э. Население древней Спарты по своему составу разделялось в те времена на три группы: спартанцев, периэков и илотов. Спартанцы проживали в самой Спарте и пользовались всеми правами гражданства своего города-государства: им необходимо было выполнять все требования закона и они были допущены ко всем почетным общественным должностям. Занятие земледелием и ремеслом хоть и не было запрещено этому сословию, но не отвечало образу воспитания спартанцев и поэтому презиралось ими.
Большая часть земель Лаконии была в их распоряжении ее для них возделывали илоты. Чтобы владеть земельным участком, спартанцу было необходимо выполнить два требования: в точности следовать всем правилам дисциплины и предоставлять определенную часть дохода для сиссития – общественного стола: ячменную муку, вино, сыр и т. д.
Дичь добывали охотой в государственных лесах; сверх того каждый, приносящий жертву богам, посылал в сисситий часть туши жертвенного животного. Нарушение или невыполнение этих правил (по любой причине) приводило к потере прав гражданства. Все полноправные граждане древней Спарты, от мала до велика, должны были участвовать в этих обедах, при этом ни у кого не было никаких преимуществ и привилегий.
Круг периэков составляли также люди свободные, но они не были полноправными гражданами Спарты. Периэки населяли все города Лаконии, кроме Спарты, которая принадлежала исключительно спартанцам. Они не составляли политически целого города-государства, так как управление в своих городах получали только из Спарты. Периэки различных городов были независимы друг от друга, и в то же время каждый из них был в зависимости от Спарты.
Илоты составляли сельское население Лаконии: они были рабами тех земель, которые обрабатывали в пользу спартанцев и периэков. Илоты жили и в городах, но городская жизнь не была характерна для илотов. Им разрешалось иметь дом, жену и семью, продавать илота вне владений запрещалось. Некоторые ученые считают, что продажа илотов вообще была невозможной, так как они были собственностью государства, а не отдельных лиц. До наших времен дошли некоторые сведения о жестоком обращении спартанцев с илотами, хотя опять же некоторые из ученых полагают, что в таком отношении больше проглядывало презрение.
Плутарх сообщает, что каждый год (в силу постановлений Ликурга) эфоры торжественно объявляли войну против илотов. Молодые спартанцы, вооружившись кинжалами, ходили по всей Лаконии и истребляли несчастных илотов. Но со временем учеными было установлено, что такой способ истребления илотов был узаконен не во время Ликурга, а только после Первой Мессенской войны, когда илоты стали опасными для государства.
Плутарх, автор жизнеописаний выдающихся греков и римлян, начиная свой рассказ о жизни и законах Ликурга, предупредил читателя, что ничего достоверного сообщить о них невозможно. И все-же он не сомневался в том, что этот политический деятель был лицом историческим.
Большая часть ученых нового времени считают Ликурга личностью легендарной: одним из первых еще в 1820-е годы засомневался в его историческом существовании известный немецкий историк античности К.О.Мюллер. Он предположил, что так называемые «законы Ликурга» намного древней своего законодателя, так как это не столько законы, сколько древние народные обычаи, уходящие своими корнями в далекое прошлое дорийцев и всех других эллинов.
Многие из ученых (У.Виламовиц, Э.Мейер и др.) сохранившееся в нескольких вариантах жизнеописание спартанского законодателя рассматривают как позднюю переработку мифа о древнем лаконском божестве Ликурге. Приверженцы этого направления поставили под сомнение и само существование «законодательства» в древней Спарте. Обычаи и правила, которые регулировали повседневную жизнь спартанцев, Э.Мейер классифицировал как «житейский уклад дорийской племенной общины», из которой почти без всяких изменений и выросла классическая Спарта.
Но результаты археологических раскопок, которые проводились в 1906—1910-х годах английской археологической экспедицией в Спарте, послужили поводом к частичной реабилитации античного предания о законодательстве Ликурга. Англичане исследовали святилище Артемиды Орфии – один из самых древних храмов Спарты – и обнаружили много художественных произведений местного производства: замечательные образцы расписной керамики, уникальные терракотовые маски (больше нигде не встречающиеся), предметы из бронзы, золота, янтаря и слоновой кости.
Эти находки в большинстве своем как-то не вязались с представлениями о суровой и аскетичной жизни спартанцев, о почти совершенной изоляции их города от всего остального мира. И тогда ученые предположили, что законы Ликурга в VII столетии до н. э. еще не были пущены в действие и хозяйственное и культурное развитие Спарты шло так же, как и развитие других греческих государств. Только к концу VI столетия до н. э. Спарта замыкается в себе и превращается в тот город-государство, каким его знали античные писатели.
Из-за угроз мятежа илотов, обстановка тогда была беспокойной, и потому «инициаторы реформ» могли прибегнуть (как это нередко бывало в древние времена) к авторитету какого-то героя или божества. В Спарте на эту роль был избран Ликург, который мало-помалу из божества стал превращаться в исторического законодателя, хотя представления о его божественном происхождении сохранялись до времен Геродота.
Ликургу довелось приводить в порядок народ жестокий и возмутительный, потому надо было научить его сопротивляться натиску других государств, а для этого сделать всех искусными воинами. Одной из первых реформ Ликурга была организация управления спартанской общиной. Античные писатели утверждали, что он создал Совет старейшин (герусию) из 28 человек. Старейшины (геронты) избирались апеллой – народным собранием; в герусию входили и два царя, одной из основных обязанностей которых было командование армией во время войны.
Из описаний Павсания мы знаем, что периодом наиболее интенсивной строительной деятельности в истории Спарты был VI столетие до н. э. В это время в городе были возведены храм Афины Меднодомной на акрополе, портик Скиада, так называемый «трон Аполлона» и другие постройки. Но на Фукидида, видевшего Спарту в последней четверти V столетия до н. э., город произвел самое безотрадное впечатление.
На фоне роскоши и величия афинского зодчества времен Перикла Спарта казалась уже невзрачным провинциальным городком. Сами же спартанцы, не боясь прослыть старомодными, не перестали поклоняться архаичным каменным и деревянным идолам в то время, когда в других эллинских городах создавали свои шедевры Фидий, Мирон, Пракситель и другие выдающиеся скульпторы Древней Греции.
Во второй половине VI столетия до н. э. наступило заметное охлаждение спартанцев к Олимпийским играм. До того они принимали в них самое активное участие и составляли более половины победителей, причем во всех основных видах соревнований. В последствии, за все время с 548 до 480 года до н. э., победу одержал лишь один представитель Спарты – царь Демарат – и только в одном виде состязаний – скачках на ипподроме.
Чтобы добиться согласия и мира в Спарте, Ликург решил навсегда искоренить богатство и бедность в своем государстве. Он запретил употреблять золотые и серебряные монеты, которыми пользовались во всей Греции, а вместо них ввел железные деньги в виде оболов. На них покупалось лишь то, что производилось в самой Спарте; кроме этого, они были настолько тяжелыми, что даже небольшую сумму следовало перевозить на повозке.
Ликург предписал и уклад домашней жизни: все спартанцы, от простого гражданина до царя, должны были жить в абсолютно одинаковых условиях. В специальном предписании указывалось, какие можно строить дома, какую одежду носить: она должна была быть такой простой, чтобы не было места никакой роскоши. Даже еда должна была быть у всех одинаковая.
Таким образом, в Спарте постепенно богатство потеряло всякий смысл, так как пользоваться им было невозможно: граждане меньше начали думать о добре собственном, а больше о государственном. Нигде в Спарте бедность не соседствовала с богатством, как следствие, не было зависти, соперничества и других корыстолюбивых страстей, изнуряющих человека. Не было и жадности, которая частную пользу противопоставляет государственному благу и вооружает одного гражданина против другого.
Одного из спартанских юношей, который за бесценок приобрел землю, предали суду. В обвинении было сказано, что он еще очень молод, а уже соблазнился выгодой, в то время как корысть – враг каждого жителя Спарты.
Воспитание детей считалось в Спарте одной из основных обязанностей гражданина. Спартанца, у которого было три сына, освобождали от несения сторожевой службы, а отца пятерых – от всех существовавших обязанностей.
С 7-и летнего возраста спартанец уже не принадлежал своей семье: дети были отделены от родителей и начинали общественную жизнь. С этого момента они воспитывались в особых отрядах (агелах), где за ними надзирали не только сограждане, но и специально приставленные цензоры. Детей обучали читать и писать, приучали подолгу молчать, а говорить лаконично – кратко и четко.
Гимнастические и спортивные упражнения должны были развивать в них ловкость и силу; чтобы в движениях была гармония, юноши обязаны были участвовать в хоровых плясках; охота в лесах Лаконии вырабатывала терпение к тяжким испытаниям. Кормили детей довольно скудно, потому недостаток в пище они восполняли не только охотой, но и кражей, так как их приучали и к воровству; однако если кто попадался, то били нещадно – не за кражу, а за неловкость.
Достигнувших 16-ти летнего возраста юношей подвергали очень суровому испытанию у алтаря богини Артемиды: их жестоко секли, они же должны были молчать. Даже самый малый вскрик или стон способствовали продолжению наказания: некоторые не выдерживали испытания и умирали.
В Спарте был закон, по которому никто не должен был быть полней, чем это необходимо. По этому закону все юноши, не достигшие еще гражданских прав, показывались эфорам – членам выборной комиссии. Если юноши были крепки и сильны, то их удостаивали похвалы; юношей, чье тело считали слишком дряблым и рыхлым, били палками, так как их вид позорил Спарту и ее законы.
Плутарх и Ксенофонт писали, что Ликург узаконил, чтобы и женщины выполняли те же самые упражнения, что и мужчины, и сделались через то крепкими и могли рожать крепкое и здоровое потомство. Таким образом, спартанские женщины были достойны своих мужей, так как также подчинялись суровому воспитанию.
Женщины древней Спарты, у которых погибли сыновья, шли на поле битвы и смотрели, куда они были ранены. Если в грудь, то женщины с гордостью смотрели на окружающих и с почетом хоронили своих детей в отчих гробницах. Если же видели раны на спине, то, рыдая от стыда, торопились скрыться, предоставив хоронить убитых другим.
Брак в Спарте также подчинялся закону: личные чувства не имели никакого значения, потому как все это было дело государственное. В брак могли вступать юноши и девушки, физиологическое развитие которых соответствовало друг другу и от которых можно было ожидать здоровых детей: брак между лицами неравных комплекций не допускали.
Но у Аристотеля о положении спартанских женщин говорится совсем иначе: в то время как спартанцы вели строгую, почти аскетическую жизнь, жены их предавались в своем доме необыкновенной роскоши. Это обстоятельство заставляло мужчин добывать деньги зачастую нечестными путями, потому как прямые средства были им запрещены. Аристотель писал, что Ликург пытался и спартанских женщин подчинить такой же строгой дисциплине, но встретился с их стороны с решительным отпором.
Предоставленные сами себе, женщины сделались своевольными, предались роскоши и распущенности, они даже начали вмешиваться в государственные дела, что в конце концов привело в Спарте к настоящей гинекократии. «Да и какая разница, – с горечью вопрошает Аристотель, – правят ли сами женщины или же начальствующие лица находятся под их властью?» В вину спартанкам ставилось то, что они вели себя дерзко и нахально и позволяли себе роскошествовать, чем бросали вызов строгим нормам государственной дисциплины и морали.
Чтобы охранить свое законодательство от иноземного влияния, Ликург ограничил связи Спарты с иностранцами. Без разрешения, которое давали лишь в случаях особой важности, спартанец не мог покинуть города и выехать за границу. Иностранцам также было запрещено появляться в Спарте. Негостеприимство Спарты было самым известным явлением в древнем мире.
Граждане древней Спарты представляли из себя что-то вроде военного гарнизона, постоянно упражнявшегося и всегда готового к войне или с илотами, или с внешним врагом. Законодательство Ликурга приняло исключительно военный характер еще и потому, что то были времена, когда отсутствовали общественная и личная безопасность, отсутствовали вообще все начала, на которых зиждется государственное спокойствие. Кроме этого, дорийцы в весьма незначительном числе осели в стране покоренных ими илотов и были окружены полупокоренными или совсем не покоренными ахейцами, потому только битвами и победами они могли держаться.
Такое суровое воспитание, на первый взгляд, могло представить жизнь древней Спарты очень скучной, а сам народ несчастным. Но из сочинений древнегреческих авторов видно, что столь необычные законы сделали спартанцев самым благополучным народом в древнем мире, потому что везде господствовало лишь соперничество в приобретении добродетелей.
Существовало предсказание, по которому Спарта останется сильным и могущественным государством, пока будет следовать законам Ликурга и останется равнодушной к золоту и серебру. После войны с Афинами спартанцы привезли в свой город деньги, которые соблазнили жителей Спарты и заставили их отступить от законов Ликурга. И с этого момента доблесть их начала постепенно угасать…
Аристотель же считает, что именно ненормальное положение женщин в спартанском обществе привело к тому, что Спарта во второй половине IV столетия до н. э. страшно обезлюдела и лишилась своей былой военной мощи.
Н. Ионина
salik.biz
Спарта, Город великих воинов
Когда говорят о Спарте, тут же вспоминают 300 воинов царя Леонида и то, что хилых детей тут сбрасывали со скалы. Статуя правителя сегодня — одна из достопримечательностей и стоит на руинах Древней Спарты. От города мало что осталось: постарались захватчики, землетрясения и местные крестьяне, разобравшие храмы на постройку овчарен. Зато знаменитую скалу вам покажут непременно, хотя неизвестно, был ли такой обычай и та ли это скала.
300 ЛЕТСЛАВЫ
Легендарный период славы Спарты продлился всего три века, но оставил столь глубокий след в истории, что о нем помнят и спустя две тысячи лет.
Спарта — один из самых известных городов Греции. В наши дни это довольно небольшой населенный пункт на полуострове Пелопоннес. Но во времена Древней Греции тут находился город-государство, вошедший в историю отвагой своих воинов. Античные авторы иногда называли его Лакедемон, а его жителей — лакедемонянами. Лакония — сокращенное название области.
Древняя Спарта достигла пика расцвета и могущества в 404 г. до н. э. после победы над Афинами во Второй Пелопоннесской войне.
Лакония сыграла важнейшую роль в истории Древней Греции. С юга и востока она омывается морем, а от врагов на суше была защищена горными хребтами. Плодородная долина крупнейшей в Лаконии реки Эвротас превратила Лаконию в цветущий район растениеводства и разведения скота. Общую картину благополучия портили только периодические землетрясения. Спарта была самым крупным городом Лаконии, остальным было до нее далеко по всем показателям.
Во 2 тыс. до н. э., в период микенской цивилизации, Лакония была населена греческой племенной группой ахейцев. В конце 2 тыс. до н. э. в Лаконию с севера вторглось другое древнегреческое племя — дорийцы, подчинившие ее себе. Именно они основали Спарту. Дорийцы стали главным населением Лаконии, образовав сословную группу спартиатов, обладавших всеми гражданскими правами, всех прочих превратив в государственных рабов-илотов или свободных, но не граждан — периэков из других городов Лаконии.
Фактически, вся страна представляла собой военный лагерь, превратившись в необычайно милитаризованное государство. Внедрение этого образа жизни обычно приписывается Ликургу, хотя кто это был — бог, мифический герой или историческая личность — так и не ясно.
Многие историки считают, что Спарта возникла сравнительно поздно, после нашествия дорийцев, произошедшего предположительно между 1150 и 1100 гг. до н. э. Первоначально захватчики поселились в городах, которые они завоевали, а нередко и разрушили, или возле них, но через столетие они создали собственную столицу у реки Эвротас.
Начиная с этого периода, история Лаконии полностью совпадает с историей ее столицы — города-государства Спарты, — основанной около X в. до н. э. Спарта, название которой может значить «разбросанная» (предлагаются и другие толкования), состояла из поместий, рассыпанных по территории, центром которой являлся невысокий холм, который позднее стал Акрополем.
Спарта была городом, уникальным для античного мира. Достаточно упомянуть хотя бы тот факт, что спартанцы не возводили стен для защиты своего города, более полагаясь на силу своих воинов и талант полководцев. Стены появились только во II в. до н. э. при тиране Набиде.
Наиболее интенсивно древняя Спарта застраивалась в VI в. до н. э. В то время на спартанском Акрополе были возведены храм Афины Полиухос, или Медно-домной, упоминаемый древнегреческим писателем-географом Павсанием, святилище царя Леонида I — героя греко-персидских войн, трон Аполлона и многие другие памятники архитектуры.
Однако все же Спарта сильно отставала от других греческих полисов в архитектурном плане: это был скорее типично провинциальный город, чем роскошная столица. Причину такой нарочитой скромности следует искать в «законах Ликурга», созданных самим спартанским законодателем или же приписываемых ему и в первую очередь направленных против роскоши.
Застройка города, очевидно, производилась без какого-то определенного плана, для особо значимых сооружений подбирались места повыше, на холмах.
КАМНИ ПОД ОЛИВАМИ
Остатки Древней Спарты находятся к северу от современной Спарты, в районе местного стадиона. Сама местность представляет собой огромную оливковую рощу: деревья проросли прямо сквозь руины.
В греко-персидских войнах 499-449 гг. до н. э. Спарта сыграла одну из ключевых ролей. Она еще больше укрепила свои позиции после победы над Афинами в Пелопоннесской войне 431-404 гг. до н.э., став самым влиятельным полисом Греции.
Однако к V-IV вв. до н. э. Спарта начала приходить в упадок: чтобы удержать свое ведущее положение, ей пришлось вести множество войн, знать была развращена роскошью, катастрофически упала рождаемость из-за поздних браков и замкнутости сословия спартиатов. Закат Спарты начался с поражения в Битве с Фивами при Левктрах в 371 г. до н.э. Лакедемоняне потеряли свою репутацию непобедимых, авторитет Спарты упал.
Спарта так никогда и не смогла восстановиться и вернуть себе былое влияние, и в 146 г. до н. э., как и вся Греция, легендарный город стал частью Римской империи. В 396 г. город был уничтожен вестготами Алариха. Начиная с XIII в. политическим и культурным центром Лаконии стала соседняя Мистра.
В силу особенностей развития своей истории Лакония не входит в число районов Греции, богатых историческими памятниками. Более всего известны руины одной только древней Спарты.
В ходе раскопок Британской школы в Афинах, проводившихся в 1906-1910 и 1924-1929 гг., были обнаружены остатки нескольких зданий, в том числе святилище Артемиды Орфии, храм Афины Меднодомной и театр.
Центральное сооружение — конечно же, Акрополь, который являлся центром как военной, так и культурной жизни местных жителей. Без него считалось невозможным возводить остальные здания. Спартанский Акрополь состоит из агоры (придуманной древними комбинации рыночной площади, биржи, места переговоров и оглашения решения властей), сооруженной уже в эпоху Древнего Рима.
Здесь же стоят храм Афины и прочие сооружения.
Храм Артемиды Орфии, Орфосии-Владычицы, как ее называли в Спарте — Лигодесмы, или Обвязанной ивами, — был построен в X в. до н.э. вскоре после возникновения Спарты. Это одна из немногих построек подлинных спартанского периода. В храме сохранилось изображение Артемиды Орфии, причем в вертикальном, не низвергнутом положении. Храм явно был уничтожен наводнением. В наши дни проведена его реставрация.
Был в Спарте и свой театр, сооруженный на самом высоком из спартанских холмов, причем очень большой: он рассчитан на 16 тыс. зрителей. Первоначальное сооружение было построено из дерева, позже были возведены стены из известняка, а сцена — из белого мрамора. К нашему времени от театра сохранились лишь хоры, сцена и еще несколько фрагментов.
Сохранилась также длинная арочная галерея, где располагались лавки ремесленников.
Гордостью Археологического музея Спарты является коллекция римской мозаики. Тут же находятся находки, сделанные во время археологических работ на руинах Спарты: мраморная голова воина с Акрополя, барельефы с изображениями змей из святилища Аполлона, керамические маски — атрибут ритуальных танцев в святилище Артемиды.
Неподалеку от города располагалось святилище Менелая и Елены, чьи руины сохранились до наших дней.
Город Спарта, что стоит рядом с обломками построек древнего города, практически не сохранил следов своего былого величия. Полностью перестроенный в первой половине XIX в., сегодня это административный центр нома Лакония, центр сельскохозяйственного района долины реки Эвротас и резиденция православного епископа.
Атлас. Целый мир в твоих руках №408
asonov.com
Конспект "Спарта - исторический полис Древней Греции"
«Спарта, как тип исторического полиса в Древней Греции»
Спарта — древнее государство в Греции в области Лакония на юге полуострова Пелопоннес, в долине Эврота. Древняя Спарта — образец аристократического государства, которое в целях подавления подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIII—VII вв. до н. э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя.
Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя: два родоплеменных вождя (возможно, как результат объединения ахейских и дорийских племен), совет старейшин, народное собрание. В VI в. до н. э. сложился так называемый «ликургов строй» (установление илотии, укрепление влияния общины Спарты путем уравнивания их в экономическом отношении и политических правах и превращения этой общины в военный лагерь). Во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждые восемь лет путем гадания по звездам. Им подчинялось войско, и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах.
Пример Спарты в этом отношении наиболее показателен, поскольку именно здесь выступают с наибольшей отчетливостью основные признаки, унаследованные полисом от его исторической предшественницы. И, вместе с тем, особенно заметны существующие между ними принципиальные различия. в Спарте сложилась особая форма рабовладельческого хозяйства, при которой непосредственное вмешательство рабовладельца в производственный процесс стало чем-то совершенно необязательным или даже вообще исключалось.
Не исключено также, что у спартанцев сохранялись даже какие-то элементы общинной организации. Особая форма рабовладельческого хозяйства, сложившаяся в Спарте, предполагает в качестве естественного и необходимого дополнения особый тип организации. Или, другими словами, особый тип полисного строя. Особенность спартанской формы полиса заключается в том, что лежащий в самой природе античной собственности принцип коллективизма получил здесь яркое выражение. Воплотился в самом жизненном укладе спартиатов, пронизанном идеей равенства.
Конспект урока «Спарта — исторический полис Древней Греции». Следующая тема:
Спарта — исторический полис Древней Греции
5 (100%) 1 vote
uchitel.pro
история Спарты, Спартанцы, Войны Спарты
История Спарты начинается с региона Дорида - северной части Греции. На протяжение всей своей многовековой истории, государство Спарта вело ожесточенные и захватнические войны. Спартанцы славились высоким моральным духом и хорошей военной подготовкой. Об истории развития Спарты и войнах Спарты, читайте далее.
Спартанцы были по происхождению дорийцами, одним из греческих народов. В Микенскую эпоху дорийцы жили на периферии греческого мира, уступали в развитии ахейцам. В 12 в. до н.э. они переселились на Пелопоннес. Прародиной всех дорийцев в историческую эпоху считалась область Дорида в Северной Греции. Спартанцы всегда демонстрировали уважение к этому региону и его жителям.
По данным полумифической традиции дорийское нашествие уничтожило ахейские царства Пелопоннеса. Но данные археологии показывают, что дворцовые центры Микенской цивилизации погибли в конце XIII – начале XII веков до н.э., а дорийская керамика появилась на Пелопоннесе только XI веке до н.э. Предполагают, что Микенскую цивилизацию уничтожило что-то другое (нашествие негреческих варварских племен), а после дорийцы маленькими группами стали «просачиваться» на опустошенный полуостров.
В XI веке до н.э. дорийцы заселили территорию Лаконики и основали поселения на месте Спарты. Кроме нее в Лаконике были и другие дорийские поселения, а также уцелевшие города ахейцев – Амиклы, Геронфры, Фарис.
На месте Спарты было четыре дорийских обы (деревни) – Лимны, Киносуры, Месоя и Питана. Объединившись, они образовали полис Спарту. В XI-VIII века до н.э. спартанцы подчиняли своей власти дорийские общины Лакедемона. На рубеже IX-VIII веков до н.э. при царях Телекле и Алкамене спартанцы подчинили ахейские города южной Лаконики. Один из них, Амиклы, стал часть спартанского полиса на правах пятой обы. Список войн Спарты, проводимых военной политикой Спарты: Мессенские войны Спарты VIII век до н.э. был временем Великой Греческой колонизации. Спарта осталась в стороне от морских экспедиций, но ее «колонизацией» стало завоевание соседней области. Мессения занимала территорию юго-западного Пелопоннеса. В период темных веков она была заселена дорийцами. Ахейцы и дорийцы смешались, создав общность мессенцев, говорившую на дорийском диалекте греческого языка.
О Мессенский войнах известно мало. Единственный современник, писавший о них – поэт Тиртей. Подробнее, эти события, описал во 2 в. н.э. Павсаний, опиравшийся на мессенскую историческую традицию.
Согласно датировкам по Олимпийским играм, I Мессенская война шла в 742-724 годах до н.э. Целью спартанцев было завоевание новых земель. После войны мессенцы клялись не нарушать мира со Спартой и поставлять туда половину урожая. Предположительно спартанцы покорили только две плодородные равнины Мессения, а горные районы остались независимы.
II Мессенская война шла, согласно «Описанию Эллады», в 685-668 годах до н.э. Восстание возглавил царь Аристомен. Мессенцев поддержали пелопоннесские полисы Элида, Аргос, ахейские общины Аркадии. После разгрома ополчения мессенцев самые стойкие продолжали вести партизанскую войну. Они прекратили борьбу, получив право свободно покинуть Мессению.
Многие мессенцы и их знать в течение обеих войн покинули родину и обосновались в других частях греческого мира – Сицилии, Южной Италии, Северо-Западной Греции, на Родосе. Оставшихся ждала участь илотов – рабов спартанской общины. Земля Мессении была разделена на клеры, принадлежавшие спартанским семьям. Войны Спарты с соседями и создание Пелопоннесского союза В течение VII-VI веков до н.э. Спарта стала сильнейшим полисом материковой Греции. В VII веке до н.э. началась борьба Спарты с Аргосом, дорийским полисом на северо-востоке Пелопоннеса. Первое упоминание о войне между ними относится к событиям около 670 года до н.э. Царь Аргоса Фидон вел завоевания на полуострове. Он разбил лакедемонян при Гисиях и отнял у них часть земель. Захваченным оказался остров Кифера к югу от Лаконики. Оттуда аргосцы могли нападать на побережье спартанского полиса.
Следующее столетие шло противостояние двух полисов, которые боролись за Фиреатиду, область на границе Арголиды и Лаконики. Его детали неизвестны, но Аргос проиграл, сохранив под своей властью только Арголиду. Борьбу за Фиреатиду решила битва, произошедшая около 550 года до н.э. Спартанцы и аргосцы сначала выставили по триста бойцов с каждой стороны. Но за этой схваткой последовала битва ополчений полисов.
В правление царя Клеомена I произошла битва при Сепее. Ее датируют разным временем от 520 до 494 годов до н.э. В этом бою спартанцы разбили аргосцев, а затем подожгли священную рощу, где укрылись выжившие. Это битва на долгие годы вывела Аргос из игры. Следом за битвой при Сепее полисы Арголиды присоединились к союзу со Спартой. Аргос уцелел и остался врагом Спарты на протяжении всей Классической эпохи. Но в V-IV веках до н.э. аргосцы не решались в одиночку воевать против старого врага и присоединялись к большинству анти-спартанских союзов.
Центральный Пелопоннес занимала гористая область Аркадия, населенная греками-ахейцами. Она стала следующим объектом агрессии Спарты. В первой половине VI века до н.э. шла борьба Спарты с ближайшим к ней аркадским полисом Тегеей. Подробности почти неизвестны, Геродот подробно рассказывает об одной битве, проигранной спартанцами, и упоминает, что тегейцы выигрывали и в других битвах.
Около 550 года до н.э. спартанцы под руководством царей Анаксандрида и Аристона, наконец, разбили войско Тегеи. Аркадский город сохранил автономию, но стал зависимым от Спарты. По мирному договору тегейцы должны были изгнать из своих земель мессенцев и больше не принимать беженцев из Мессении. После Тегеи Спарте покорились и другие полисы Аркадии.
В середине VI века до н.э. в Спарте создавалась новая идеология. Лакедемоняне позиционировали себя как наследники не только дорийцев, но и ахейцев. Были обнаружены останки легендарных царей Ореста, его сына Тисамена. Их торжественно перезахоронили в Спарте.
К середине VI века до н.э. относят формирование Пелопоннесского союза. Это было объединение полисов полуострова, во главе которого стояла Спарта. Его членами стало большинство городов Пелопоннеса. У союза не было единого устава, он формировался за счет договор между Спартой и отдельными полисами. В начале VI века до н.э. лакедемоняне заключили союз с Элидой. Они помогли Элиде разгромить полис Писы и установить контроль над Олимпийскими играми. Другим влиятельным членом Пелопоннесского союза стал Коринф. К началу Греко-персидских войн к симмахии присоединились большинство пелопоннесских городов. Вне союза остались только Аргос и полисы Ахайи (северо-запад полуострова). Персидское нашествие В V веке до н.э. на греческий мир обрушилось персидское нашествие. Спартанцы и афиняне сыграли ведущую роль в обороне Греции. Еще во время Ионийского восстания спартанцы отказались помочь малоазийским грекам в их борьбе. В 491 году до н.э. царь Дарий I направил в Спарту своих представителей, которые требовали от лаконцев подчиниться. В ответ спартанцы сбросили персов в колодец. Спустя год спартанское войско выступило на помощь Афинам против высадившихся персов, но опоздало к битве.
480-е годы до н.э. стали временем, когда полисы материковой Греции готовились к отражению нового нашествия. Перед самым вторжением Ксеркса спартанцы собрали греков для переговоров о защите родины. Полисы согласились прекратить междоусобные войны и объединиться в Эллинский союз, место собраний в Спарте получило название Эллений.
Признавая военную силу Спарты, представители нового союза предоставили ей командование всеми сухопутными силами. Хотя афиняне выставили самый большой морской контингент (больше половины всего союзного флота) морское командование тоже получила Спарта, и главнокомандующим флотом стал спартанец Еврибиад.
Царь Леонид и 300 спартанцев
В ходе кампании 480 года до н.э. спартанский царь Леонид командовал греческим войском при Фермопилах. Из-за Карнейского празднества Спарта не смогла прислать все войско, но царь привел туда отряд, состоящий из 300 спартанцев. Одновременно эллинский флот Еврибиада занял позицию у мыса Артемисий.
Как известно, греки героически обороняли Фермопилы, но персы сумели прорваться. Одновременно объединенный флот под началом Еврибиада вел боевые действия на море. Они не принесли решительной победы ни одной стороне, а после поражения на суше Еврибиад увел флот.
В 479 году до н.э. прошла битва при Саламине, где эллины разгромили персидский флот. Накануне битвы Еврибиад хотел отступить, но хитрость Фемистокла вынудила его остаться. Вероятно, именно афинский командующий Фемистокл разработал план битвы, а Еврибиад принял его.
В следующем году битва при Платеях завершила борьбу с захватчиками, и решающую роль в ней сыграли спартанцы. Павсаний, спартанский полководец из царского рода, командовал всем греческим ополчением. Одновременно в Малой Азии греки под командованием царя Спарты Леотихида и афинского стратега Ксантиппа победили в битве при Микале, которая шла на суше и на море. После этого объединенный флот начал освобождение греческих городов Малой Азии. Но спартанцы вскоре вышли из этого похода, и дальнейшую войну с Персией греки вели под началом Афин.
Период 478-431 годов до н.э. был временем противостояния между Спартой и Афинами. Оба полиса возглавляли союзы греческих городов. Противоречия между ними привели к Малой Пелопоннесской войне 457-445 годов до н.э.
В 431 году до н.э. началась Пелопоннесская война. Ее первый период получил название Архидамовой войны. Спартанские войска ежегодно вторгались на территорию Аттики и опустошали сельскую округу Афин. Население полиса нашло убежище за Длинными стенами. Боевые действия шли на море, где эскадры спартанцев и их союзников противостояли афинским.
В 430 году до н.э. впервые упоминается спартанская магистратура наварха. Этим словом в Греции обозначали командующих флотами. Наварх 430 года до н.э. Кнемон, предположительно, был первым избранным на эту должность. Выборы наварха проходили осенью, и он сохранял свои полномочия в течение года.
Навархи были под контролем эфоров, которые давали им инструкции и после истечения срока полномочий требовали предоставить отчет о своих действиях. Иногда эфоры направляли к наварху советников, которые помогали ему командовать флотом.
Самым прославленным спартанским полководцем Архидамовой войны был Брасид. Впервые он проявил себя в первый год войны, отбросив афинский десант от Мефоны в Мессении. В 424 году до н.э. он возглавил поход на полуостров Халкидика, чтобы лишить афинян их колоний в этом регионе. Он успешно действовал в союзе с Македонией. В 422 году до н.э. на Халкидику прибыло афинское войско. Произошла решающая битва этого этапа войны – при Амфиполе. Победа досталась спартанцам, афиняне потеряли свои владения на полуострове, но сам Брасид погиб в бою.
В 421-414 годы до н.э. были временем так называемого «Никиева мира». Впрочем, в этот период афинянину Алкивиаду объединить против Спарты полисы Афины, Аргос, Элиду и Мантинею. В 418 году до н.э. стороны сошлись в битве при Мантинее, в которое победили спартанцы и их союзники под командованием царя Агиса II.
В 415 году до н.э. афиняне послали свою экспедицию на Сицилию. Позже спартанцы направили небольшой контингент на помощь осажденным Сиракузам. Благодаря военному искусству спартанского командующего Гиллипа афинская армия и две эскадры уничтожены.
В 413 году до н.э. начался новый этап Пелопоннесской войны. Спартанцы больше не ограничивались вторжениями в Аттику, но заняли крепость Декелею и установили постоянный контроль над округой города. Боевые действия велись в основном на море, у побережья Малой Азии. Спартанцы стремились отторгнуть от афинян членов их союза.
В этот период, Спарте удалось заручиться поддержкой Персидской империи. Персы снабжали лаконцев деньгами для флота. Ценой была передача империи греческих городов Малой Азии после войны.
Решающая роль на последнем этапе борьбы принадлежала спартанскому наварху Лисандру. Благодаря своей дипломатии он заручился поддержкой царевича Кира Младшего. В 405 году до н.э. Лисандр уничтожил афинский флот в битве при Эгоспотамах.
За этой победой последовала долгая осада Афин. Лисандр позволили до начала осады вернуться в город афинским клерухам (поселенцам), изгнанным из освобожденных от афинян городов. Это ускорило голод в осажденном городе. В 404 году до н.э. проигравшим был навязан мир, по которому Афины лишались флота, срывали Длинные стены и получали про-спартанское правительство. Спарта стала сильнейшим полисом Греции.
Ионийские греки обратились к Спарте за помощью против Персии. Спартанцы рискнули нарушить прежний союз с империей и защитить независимость эллинов Малой Азии. В 399 году до н.э. в Малую Азию прибыл спартанский отряд. Три года спартанские полемархи вели нерешительные кампании против персидских сатрапов.
В 396 году до н.э. на полуостров прибыл недавно пришедший к власти царь Агесилай II. Он воевал с персидскими сатрапами и заключал союзы. Царь Спарты поддерживал сепаратизм отдельных правителей Малой Азии, надеясь (как считают историки) создать между империей и греческими полисами «буферную зону» из независимых государств.
В 395 году до н.э. в Греции началась новая война, получившая название Коринфской. Против Спарты объединились Афины, Аргос и прежние союзники Фивы и Коринф. В первой битве при Галиарте в Беотии победили фиванцы, и погиб Лисандр. Спартанцы решили отозвать свою армию из Малой Азии.
В 394 году до н.э. спартанцы победили союзников при Немее, Агесилай в Беотии победил беотийцев и их союзников, но не смог вторгнуться в Беотию. Дальше на суше война, в основном, состояла из небольших столкновений. Исход войны снова решили боевые действия на море и поддержка Персии. Спартанец Анталкид смог добиться поддержки империи, пообещав возвращение Персии греческих полисов в Малой Азии. На море спартанцы нанесли афинянам ряд поражений.
В 386 году до н.э. был заключен Анталкидов мир. Согласно ему, все межполисные объединения кроме Пелопоннесского союза прекращали существовать. Малоазийские города возвращались Персии. Спарта снова стала гегемоном Греции.
В 386-378 годы до н.э. лакедемоняне упрочивали свое господство над Грецией. Они свергали неугодные режимы в полисах, вмешивались в их внутреннюю жизнь. В 378 году до н.э. против Спарты выступили Афины и Фивы. В 371 году до н.э. фиванцы победили в битве при Левктрах, и эта победа мгновенно изменила баланс сил.
В 371-362 гг. до н.э. армии Беотийского союза несколько раз вторгались на Пелопоннес. Им удалось освободить Мессению и расколоть Пелопоннесский союз. В 362 году до н.э. во время последнего похода битва при Мантинее закончилась ничьей, но гибель фиванского лидера Эпаминонда положила конец могуществу Беотийского союза. Слава и испытания Классической эпохи Спарта так и не признала независимость Мессении и пыталась вновь покорить эту область. Поэтому Спарта поддержала Фокиду в III Священной войне. Спарта не участвовала в Херонейской битве 338 года до н.э. Царь Архидам III был нанят Тарентом для борьбы с племенами луканов. В тот же день, когда произошла битва при Херонее, царь Спарты погиб в бою с луканами.
После победы над Афинами и Фивами Филипп II прибыл на Пелопоннес. В Коринфе он встретился с представителями большинства греческих городов и создал Коринфский союз. Спарта сохранила независимость, но Филипп отнял у ее часть областей и передал их Аргосу и полисам Аркадии. Независимая Спарта, таким образом, была внешней угрозой для полисов Пелопоннеса и делала их заинтересованными в союзе с Македонией.
Когда Александр Македонский готовился к походу на Персию, он приглашал спартанцев присоединиться, но они отказались. Но в 331 году до н.э. царь Спарты Агис III рискнул выступить против Македонии. Он встретился с сатрапом Фарнабазом, командовавшим флотом Персии, получил от него деньги и набрал наемников. На Пелопоннесе он призвал греков бороться за свою свободу.
Сначала Агис III со спартанским ополчением и наемниками разбил македонский отряд Коррага. После первой победы к Спарте присоединились Элида, большинство полисов Аркадии и Ахайи. Всего в войске царя Спарты оказалось около 22 тысяч воинов – спартанцев, наемников и греков Пелопоннеса. Агис III осадил Мегалополь, аркадский город, сохранивший верность Македонии.
Наместник Греции Антипатр собрал 40-тысячное войско из македонян и ополчений полисов Коринфского союза и прибыл к Мегалополю. Армия Антипатра победила, царь Агис погиб в битве.
В эпоху войн диадохов Спарта вынуждена была только обороняться от вторжений врагов. В 294 году до н.э. Деметрий Полиоркет вторгся на Пелопоннес и дважды разбил спартанцев: при Мантинее и около самой Спарты. Никогда еще город на Эвроте не был так близок к падению. Спартанцы готовились к обороне, усиливали укрепления, но царь неожиданно повернул из Лаконии. У Деметрия нашлись более важные дела, например, борьба за македонский трон.
В 293 году до н.э. спартанцы в союзе с Фивами воевали против Деметрия. Член дома Агидов Клеоним с армией прибыл в Беотию. Но, когда царь Македонии подвел к Фивами свои осадные орудия, регент со своей армии бежал, бросив союзный город, который вскоре сдался. Единственный источник (биография Деметрия, написанная Плутархом) не дает ответа на вопрос о позиции самого спартанского полиса. Экспедиция Клеонима могла быть его частной инициативой, и источник ничего не говорит о численности и составе его армии.
В 272 году до н.э. во время своих греческих кампаний царь Пирр Эпирский осадил Спарту. Лаконцы сумели отбить яростный штурм эпиротов, несмотря на отсутствие в городе царя Арея с частью войска (воевали на Крите). Позже царь вернулся с отрядами союзных критян и усилил ими гарнизон. Во время Хремонидовой войны 267-262 годов до н.э. Спарта и Афины при поддержке Египта воевали против Македонии. В 265 году до н.э. армии Спарты и ее союзников сразились против македонян при Коринфе. Но греки проиграли битву, и Арей погиб.
В 244 году до н.э. царь Агис IV попытался реформировать полис, но проиграл в борьбе с противниками и был казнен. Его дело продолжил царь из другой династии Клеомен III. Он сумел увеличить число граждан, способных служить в армии. В 229 году до н.э. он начал войну против Ахейского союза. Успехи Клеомена позволили ему установить контроль над большей частью Пелопоннеса. На помощь ахейцам пришла Македония. Клеомен проиграл войну, бежал в Египет.
Побежденная Спарта стала частью Эллинского союза, который создал царь Македонии. Царская власть была упразднена, во главе государства встали эфоры. В годы Союзнической войны 220-217 годов до н.э. Спарта поддержала Этолию против Македонии. В городе восстановили царскую власть. Некий Ликург, избранный царем, прогнал своего малолетнего соправителя Агесиполида.
Изгнанный царь был последним представителем династии Агидов. Через много лет он принял участие в посольстве лаконских изгнанников в Рим, но по пути его корабль столкнулся с пиратами, в битве с которыми изгнанный царь и погиб.
Ликург передал власть малолетнему сыну Пелопсу. Регентом при нем стал некий Набис. Позже он отстранил царя от власти и, предположительно, убил. Набис стал править как тиран, опираясь на наемников. В 192 году до н.э. тиран погиб от рук своих союзников этолийцев, которые заняли город. Спартанцы восстали и прогнали захватчиков. При этом они сделали своим формальным лидером мальчика из царского рода по имени Лаконик. Его судьба после этих событий неизвестна, иногда его называют последним царем Спарты.
Внутреннее устройство Спартанского государства
Основные формы внутреннего устройства Спартанского государства: Большая Ретра Внутренний строй спартанского полиса связывают с законодателем Ликургом. При этом уже древние сомневались в достоверности сведений о нем, которые сохранились. Предположительно, он провел реформы Спарты на рубеже IX и VIII веков до н.э.
Документом, который связан с именем легендарного законодателя, была Большая Ретра, текст которой дошел в сочинениях античных авторов. Ретра была оформлена в виде изречения Дельфийского Оракула. Она состояла из основной части и дополнения, которое, как пишут античные авторы, было принято позже.
Большая Ретра вводила новое территориальное деление полиса, предписывала учредить герусию и должности двух архагетов (ими были цари). Герусия была советом старейшин, в который входили представители знатных семей. Ретра предписывала регулярно собирать апеллу, народное собрание спартанцев. Ликург сделал народное собрание верховным государственным органом. Все органы, упомянутые в документе, существовали в Спарте, но Большая Ретра дала им новые функции и статус.
Античные писатели, например Плутарх, приписывали Ликургу весь комплекс реформ, которые сделали Спарту уникальным полисом. Но, предположительно, эти преобразования проходили в государстве последовательно на протяжении VIII-VI веков до н.э., и венцов реформ стала деятельность эфора Хилона.
В последней четверти VIII века до н.э. была введена поправка к Большой Ретре. Она ограничивала власть апеллы. Если геронты и архагеты считали решение народного собрания неверным, они имели право его распустить и не ратифицировать постановление. Период верховенства народного собрания в Спарте оказался недолгим.
Эфоры В середине 8 в. до н.э. появилась коллегия пяти эфоров. Впрочем, высказывались предположения, что эфорат существовал и до Ликурга. Первоначально эфоры должны были исполнять судебные функции в отсутствии царей. Первоначально, членов коллегии назначали цари, но позже должность была выборной. Список эфоров, составленный александрийскими учеными, начинается с 755 года до н.э.
Финал преобразований Спарты произошел в середине VI века до н.э. Одним из эфоров 556 года до н.э. был Хилон, и с его именем связывают реформы того времени. Эфоры стали председателями в апелле и герусии, а также стали контролирующим органом для всего государства. Эфоры должны были сглаживать противоречия между сословиями и служить гарантами их равенства.
Царская власть В Спарте с древнейших времен сохранилась царская власть. Согласно полулегендарной традиции после дорийского завоевания городом правил царь Аристодем. Его жена родила близнецов, и старейшины не смогли определить, кто из них старший. Близнецы стали основателями династий Агидов и Еврипонтидов, правившие полисом до 3 в. до н.э.
Ученые выдвинули несколько теорий происхождения двух династий. Согласно одной из них, дорийцы, заняв Лаконику, заключили договор ахейцами, по которому от каждого народа был выбран царь. По другой, диархия была результатом соглашения двух дорийских общин Лакедемона. По третьей, во время социальных смут оппозиционеры выдвинули претендента на власть, который основал вторую династию.
История Спарты сопровождалась ограничением полномочий царей. Изначально они были первосвященниками Зевса, главнокомандующими и верховными судьями. В VI века до н.э. цари утратили статус судей, в V веке до н.э. их военные полномочия могли быть ограничены. Только статус первосвященников не изменился. Цари были священными фигурами в полисе, и после смерти их почитали как героев. Население Спарты состояло из трех основных категорий: Спартиаты Полноправными гражданами считались спартиаты, называемые также гомеями (равными). Они имели право участвовать в работе апеллы Спарты и избираться эфорами. Но членами герусии могли быть не все спартиаты, а только выходцы из знатных семей. В армии полиса спартиаты служили гоплитами и всадниками. Периэки Периэки жили в населенных пунктах Лаконики, Мессении и на острове Кифера. Периэки были по происхождению ахейцами и дорийцами. Античные писатели называют их поселения полисами, и это может свидетельствовать о наличии у них органов местного самоуправления. Также засвидетельствовано наличие у периэкских общин об (территориальных единиц деления). Вероятно, на них подразделялись периэкские полисы. Археологии обнаружили в Лакедемоне около 120 поселений, включая Спарту и Амиклы, но, вероятно, не все они были периэкскими полисами. Древние авторы называют Лаконику «Стоградой». На похоронах царей спартиаты и периэки составляли похоронную процессию.
Периэки входили в состав лаконского войска. Военные функции периэков были такими же как у гомеев – гоплиты и всадники. На периэкских территориях обнаруживали надгробия воинов. Предположительно, в строю фаланги спартиаты и периэки сражались вместе, группируясь по возрастному принципу.
В эпоху Греко-персидских войн полный набор армии полиса включал 5 тысяч спартиатов и столько же периэков. Позднее в армии становилось все больше периэков. В IV веке до н.э. Спарта посылала в заграничные походы все меньшее число граждан. Основой отрядов были периэки, ксены или неодамоны. Но командные посты сохранялись за гомеями.
Илоты Семьи неполноправного сословия владели земельными участками. Они могли использовать рабский труд, и, как предполагают, илотский. Земельные клеры гомеев были больше и качественней, а для их обработки использовался труд илотов.
Илоты, как общность, были рабами всей спартанской общины. У каждого илота был хозяин-спартанец. Илоты обрабатывали его земельный надел и передавали часть урожая. Полис определял для них места для проживания, которые они не могли покинуть.
В Архаическую эпоху существовала практика криптий, убийств илотов. Неясно, действовали ли криптии в Классическую эпоху. В начале Пелопоннесской войны засвидетельствован пример убийства 2 тысяч илотов, как экстраординарное событие.
В V веке до н.э. полис использовал илотов во время военных походов. Они были военными рабочими, оруженосцами, легковооруженной пехотой, позднее – матросами и гребцами. В Пелопоннесской войне государство начало привлекать илотов к службе в тяжелой пехоте. Нередко это сопровождалось их освобождением и дарованием статуса неодамонов. Позднее в критические моменты спартанцы освобождали илотов и включали их в войско.
Илоты Лаконики и Мессении находились в разном положении. Мессенцы были под большим экономическим давлением. Они осознавали себя как единый народ, представители которого были в других областях Греции. Это позволило со временем построить независимую Мессению.
В 464 году до н.э. началось восстание илотов, названное III Мессенской войной. В нем приняли участие илоты обеих областей и некоторые общины периэков. Война продолжалась десять лет, и в итоге спартанцы позволили восставшим уйти из Мессении и осесть в городе Навпакт в Средней Греции. Вскоре после убийства Набиса Спарта вошла в Ахейский союз, и стратег союза Филопемен отменил законы Ликурга. После разгрома союза римлянами в 146 году до н.э. спартанцы возродили древние установления. Но царская власть возрождена не была. Первые контакты с Римом Десятилетия после 146 года до н.э. были мирными для Спарты. Римляне вернули полису земли на границе с Мегалополем. В городе появилась мода на традиционное воспитание (агогэ). Регулярные контакты с Римом потребовали строительства в городе специального здания для римских должностных лиц. Первая Митридатова война Ситуация в Спарте во время первой Митридатовой войны неясна. Согласно Мемнону, понтийские войска вторглись в Лаконику (вероятно, высадившись с кораблей) и разбили спартанское войско. После этого полис перешел на сторону Митридата. Нет свидетельств о договоре между Спартой и Митридатом и поддержке его в городе. Город сделал все, чтобы сохранить верность Риму. Война между Помпеем и Цезарем Во время Гражданской войны между Помпеем и Цезарем, спартанцы, как большинство полисов, поддерживали Помпея. Контингент лаконцев сражался при Фарсале, как пишет Аппиан, «под командованием собственных базилевсов». Этоо означает лишь то, что спартанский отряд был под командованием их собственных командиров. Война Второго Триумвирата против убийц Цезаря Во время этой войны, Спарта поддержала триумвиров. Двухтысячный спартанский контингент полностью погиб в битве при Филиппах в 42 году до н.э. В благодарность триумвиры передали спартанскому полису мессенский город Дентелиатис. Война между Октавианом и Антонием Когда началась война между Октавианом и Антонием, только Спарта и Мантинея среди греческих полисов поддержали будущего принцепса. Семья Еврикла Большим влиянием в I веке до н.э. пользовалась в Спарте семья Еврикла. Спартанец Лахар был сторонником Цезаря. Афиняне почтили его статуей на Акрополе. Лахар был казнен Антонием по обвинению в пиратстве незадолго до битвы при Акциуме. В этой морской битве сын Лахара Еврикл командовал кораблем на стороне Октавиана. За свою верность принцепс сделал Еврикла правителем Спарты. У него не было какого-то официального статуса, и формально город оставался республикой. В 21 году до н.э. Август, посетив Спарту, обедал в обществе магистратов полиса. Фактически же Еврикл обладал неограниченной властью в Спарте. Он добился расположения народа строительной программой. Еврикл был удостоен римского гражданства. Он основал в Спарте культ императора. Семья Еврикла Спарта вошла в образованную Августом провинцию Ахайя. Император доверил спартанцам организацию игр, посвященных пятилетию победы при Акциуме. Позднее Еврикл впал в немилость императора. Август дважды привлекал его к суду, и в результате второго процесса Еврикл был изгнан. Сохранились туманные свидетельства, что статус правителей-клиентов в Спарте сохранили сыновья Еврикла.
Его сын Лакон имел тесные связи с двором императора Тиберия. Он выдал своего сына Арголика за дочь сенатора из окружения принцепса. Падение этого сенатора привело и к изгнанию Лакона. При Клавдии сын Еврикла вновь стал правителем Спарты. Он установил официальный культ жены Августа Ливии.
Сын Лакона Спартиатик получил от императора звание всадника. Он служил в римской армии, а потом унаследовал положение отца в Спарте. О его правлении известно только, что он потерял милость Нерона и был изгнан. После этого власть в городе вновь сосредоточилась в руках магистратов.
Упадок Спарты В III веке нашей эры город пережил упадок, а в 268 году нашей эры он вместе с другими пострадал от нападения герулов, в 396 году нашей эры – от готов Алариха. В IV веке нашей эры город пользовался известностью как памятник прошлого и, в меньшей степени, как центр образования. Продолжали действовать традиции спартанского воспитания и языческие храмы, в частности, в Амиклах. Конфликт с христианами По крайней мере, со времен Марка Аврелия в городе существовали христианская община. После реформы Константина засвидетельствованы конфликты между христианами и язычниками в городе. В одном из писем оратор Либаний упоминает, что в городе были случаи уничтожения культовых языческих статуй. В 457 году нашей эры впервые упоминается епископ Спарты. Перестройка Спарты После опустошения города Аларихом в конце IV века н.э. началась перестройка Спарты. Новый город имел иную структуру, чем античная Спарта, и он развивался вместе с Восточной Римской империей.
ancientcivs.ru
Спарта
Эллинская цивилизация дала миру столько полезного, как никакая другая. Но не было в ней более противоречивого города-государства, чем Спарта. Как только в современном мире звучит это слово, сразу же его ассоциируют со спартакиадами. Но мышление жителей этого античного полиса-государства, вместе с их вождями, было словно специально соткано из противоречий.
Раскопки Древней Спарты
Создается впечатление от хроник тех веков, что спартанцы вышли на поле истории, чтобы показать себя однобокими, а возникнув, быстро и бездарно исчезнуть. Творить собственную культуру и растаптывать ее на полях воинских сражений? Выигрывать войну и затем терять мир?
Где находится Спарта в Древней Греции?
Современная Спарта — столица области Лакония на юго-востоке полуострова Пелопоннес.А Древняя Спарта располагалась на севере от современного полиса. То, что Спарта в древности была аристократической республикой, когда в Афинах уже установлена демократия, это неполная трактовка общественного устройства жизни постоянно воинствовавших дорийцев.
Древняя Спарта на карте
История Спарты
В 12-м – 11-м столетии до нашей эры на всю территорию материковой Эллады вторглись новые племена дорийцев. В том числе и на земли Лаконики. Только Афины смогли от них устоять. Туда и бежали от захватчиков земледельцы Пелопоннеса. Дорийцы жили уже в родовом строе, что расширило его рамки и на греческие территории.
Лакония
Захватчики быстро переняли от эллинов все их достижения: приспособление для глубокой пахоты, колесные повозки, парусники, прессы и многое другое из технических новшеств. А также освоили основы храмового и замково-крепостного зодчества.
Местное население унижалось, фактически проходило становление рабских условий труда и жизни. Но не везде в одинаковых формах и масштабах. В Спарте, например, завоеватели — спартиаты – вытеснили местное население к границам Лаконики; у населения сохранялось ограниченное самоуправление, развивались ремесла и торговля.
Спартанские воины
После ожесточенной борьбы за территорию оба племени объединились, ими управляли и дорийские цари, и ахейские. Столетие Спарта воевала с соседней Мессенией за расширение территории. Ее жители стали рабами. Но с долей свободы — семьи обрабатывали собственные земельные наделы, которые облагались налогом.
Спарта должна была решать проблемы, до того времени не стоявшие перед ней, – создание такого управления, которое не было известно ни дорийцам, ни ахейцам до того времени. Так появилась аристократически-террористическая форма власти.Из нее Спарта не вышла до распада государства, несмотря на то, что пилила сук, на котором находилась. На первом месте всегда были войны. Это не про них поговорка: «хочешь мира – готовься к войне». Весь социальный уклад Спарты был положен на алтарь разбоя.
Снаряжение спартанского воина
Спартанцев или спартиатов еще называли «лакедемонянами» – по имени территории.
Что же за лад существовал в этом противоречивом обществе? Не путать этот «лад» с музыкальным дорическим. Именно эти племена придумали музыкальный лад «ре, ми, фа, соль, ля, си, до, ре», до сих пор использующийся в греческой музыке. Возможно, из нее позже сформировалась традиционная октава: «до», «ре», «ми»… «до». В архитектуре также сложился дорический стиль. Это всем известные античные и средневековые колонны с карнизом, фризом и архитавром дорической формы – со своеобразным ее расширением. Рассмотрите эти образцы в городе Спарта, Греция (на фото)
Образец дорической архитектуры
Спарта – милитаристское государство.
Скорее всего, это произошло до 600-х годов до нашей эры, иначе через столетие Спарта стала военным лагерем, машиной для войн. Нет оправдания тому, что, мол, обществу будет так лучше. Это важное отступление в теме.
Спартанские воины. Древнее изображение
В седьмом веке понятия «искусство» и «поэзия» в Спарте перестали существовать.
Милитаристское государство держало под контролем жизнь граждан от рождения до смерти. Оно определяло, кого из родившихся мальчиков оставить (здоровых), а кого сбросить в пропасть горы (больных). С семи лет они уже не принадлежали своей семье, а становились в ряды военизированного сословия.
Остатки строений Древней Спарты
Цари Спарты, наверное, не понимали, что существует такая вещь, как мир, и в нем хотя бы периодически приходится жить. Они продолжали столетиями одну и ту же политику: побеждали в войне, но теряли мир. В четвертом веке не было года, чтобы спартанцы не плодили новых врагов. Даже из своих союзников.
Это сегодня слово «спартанский» употребляют в значении «умеренный», «скромный».
Тогда же молодой спартанец становился орудием в битвах своих царей. На могилах погибших высекали имя и только два слова — «на войне». На их место становились другие.
Упадок государства
Погубило Спарту золото и серебро, которые захватывались на покоренных территориях. Им владела кучка общества. И уже в «домашнем» обществе пошло расслоение и назревало недовольство воинов, которым приходилось продавать доспехи, чтобы существовать. Земельные участки скупались у крестьян богачами.
Руины Древней Спарты
Последний штрих в историю войн Спарты.
Этот город единственный из древнегреческих полисов, не имевший крепостных стен вплоть до второго столетия до нашей эры. История свидетельствует, что не все крепости надежны, но в Спарте полагались ошибочно лишь на крепость человеческого тела.
Чем славится современная Спарта в Греции
Город Спарта заложен в 1834 году. Здесь проживают около двадцати тысяч человек. Это административный и коммерческий центр провинции Лакония. В нем архитектурно просторно – большие площади, парки, сохранившиеся до наших дней древние здания.
Современная Спарта
Больше известен и на полуострове Пелопоннес, и в Греции как торговый центр плодородной долины реки Эвротас (Еврот). Для оптовой, в том числе и международной, торговли используются порты ближайших гаваней. Действуют небольшие предприятия, выпускающие продукты питания, ткани, пищевые, табачные и химические изделия. Артефакты прошлых столетий выставлены на обозрение в археологическом собрании.
Морское побережье в районе Спарты
Также в городе действует кафедра православного епископа.
Старая Спарта достопримечательности передала новой
Археологический музей в Спарте
Достопримечательностями города являются руины Древней Спарты – в некотором отдалении от полиса. Туристы посещают гробницу Леонида – царя Спарты. Популярен Акрополь – античный политический, религиозный и экономический центр города.
Вблизи – древний театр на склоне холма в форме амфитеатра. Посетите и византийский монастырь 10-го века.
Maniatis Hotel в Спарте
Для привлечения туристов современная Спарта развивает пляжную инфраструктуру на берегах заливов и расширяет сеть отелей.
Спарта на карте Греции
travels.co.ua
Древняя Спарта. Быт и нравы
Древняя Спарта сегодня очень популярна. Спартанцев считают великими воинами, которые могли поставить на колени даже самого могущественного врага. При этом они были умны и подарили Греции большое количество философов и ученых. Но, были ли они столь суровы и стоичны, как нам навязывают мифы о Спарте? Сегодня мы во всем разберемся и знаем, что же представляла собой Древняя Спарта.
Древняя Спарта «без купюр»
Вообще, название Спарта не является оригинальным. Его придумали и распространили древние римляне. Сами же спартанцы называли себя лакедемонянами, а свою страну Лакедемоном. Но, так вышло, что оригинальное название не прижилось в исторических документах, а вот название Древняя Спарта дошло до наших дней.
Древняя Спарта, как и большинство государств своего времени, отличалась довольно сложной социальной структурой. Все жители Спарты делились на три группы:
Полноправные граждане;
Неполноправные граждане;
Зависимые.
В то же время, каждая из групп делилась на подгруппы. Так, к примеру, илоты были рабами, но в уникальном понимании спартанцев. Они имели свои семьи, свои селения и даже получали денежное вознаграждение за свой труд. Но, они всегда были привязаны к своему земельному участку, обязались воевать на стороне Древней Спарты и принадлежали, что интересно, не кому-нибудь одному, а всем полноправным гражданам Спарты сразу. Кроме илотов в спартанском государстве были гипомейоны – неполноценные дети полноправных граждан Спарты. Их считали неполноправными гражданами государства, но при этом они были значительно выше по социальной лестнице всех других слоев населения, таких как илоты или зависимые.
Отметим, что наличие в социальной структуре Древней Спарты такого сословия, как гипомейоны, довольно сильно бьет по самой известной легенде о спартанцах, согласно которой, всех неполноценных детей они скидывали в пропасть сразу же после рождения.
Миф о сброшенных детях впервые упоминался Плутархом. Он писал, что слабые дети по велению правительства Древней Спарты сбрасывались в одно из ущелий Тайгетовых гор. На данный момент ученые все больше склоняются к тому, что это просто легенда, которая играла у современников роль «страшилки», но под собой серьезной обоснованной почвы не имела. Кроме прочего, сами спартанцы, любившие обособленный способ жизни, могли распространять такого рода мифы о своем народе.
Древняя Спарта и армия
Популярная легенда гласит, что армия спартанцев была практически непобедимой. Нельзя не отметить, что на то время Древняя Спарта действительно могла выставить на поле боя лучших воинов Греции, но, как мы все прекрасно знаем, и они часто терпели поражения. Более того, из-за изоляционной политики, спартанская армия во многом уступала армиям других государств. Спартанцы считались великолепными пехотинцами, способными с помощью жесткой дисциплины, выучки и плотной фаланги сразить любого врага в поле или степи, а также горных ущельях. С другой стороны, Древняя Спарта практически не интересовалась инженерным делом, а потому просто не способна была вести эффективные завоевательные войны, так как не было возможности осаждать крупные города противников. Беда к спартанцам пришла вместе с римлянами. Хоть древние римляне и восхищались во многом армией Спарты, мобильные и гибкие в строю манипулы довольно быстро расправлялись с линейной фалангой Спарты, что в итоге привело к полному покорению греческого государства римлянами.
Каждый спартанский мужчина считал своей обязанностью быть дисциплинированным в бою, мужественным и проявлять свою доблесть. Очень ценилась скромность, однако пиры и оргии, в том числе гомосексуальные, спартанцы тоже очень любили. В поздний период на закате государства Древняя Спарта ассоциировалась уже совсем с другими качествами – коварством и вероломством.
Древняя Спарта и общество
Древняя Спарта имела тот же государственный строй, что и большинство полисов Древней Греции – демократию. Конечно же, демократия Спарты отличалась от Афинской. К примеру, если большинство решений все же решались общим собранием граждан, то вот особо важные вопросы обсуждал и рассматривал ареопаг – верховный орган власти, состоящий из старейшин.
Домашний быт спартанцев был таким же, как и у всех остальных. Выращивались традиционные для древних греков продукты, а разводили спартанцы овец. Сельскохозяйственные работы возлагались на илотов, зависимых и неполноправных граждан Древней Спарты.
Особо напрягать мозги в Спарте не любили, но мыслители и поэты все же были. Особо выдающимися стали Терпандр и Алкман, которые, впрочем, были еще и великолепными атлетами. Предсказывающий будущее Тисамен Элейский среди современников тоже славился как метатель диска, а не как жрец-прорицатель. Так что, больше ценились физические данные спартанского мужчины, чем умственные способности.
Завтракали и ужинали в Древней Спарте только на коллективных собраниях. Бытует мнение, что несмотря на высокое положение, даже ареопаг был вынужден кушать вместе с остальными. Это уравнивало граждан и не давало влиятельным спартанцам забывать, что они тоже часть народа.
Древняя Спарта сегодня романтизирована очень сильно, но многое из сложившегося образа можно отнести к правде. Спартанцы были действительно великолепными воинами и справедливыми людьми. А еще именно они научились выражать свою мысль одним словом. Благодаря спартанцам мы ценим лаконичность и умеем кратко выстраивать деловые речи.