Странные каменные сооружения, разбросанные по территории России. Древние каменные сооружения
Пирамиды майя, каменные фаллосы и другие странные сооружения, которые хранят тайны древних цивилизаций (11 фото)
Вход в эк Балам Майя на полуострове Юкатан, Мексика.
Древние постройки не зря называют портретами цивилизаций, которые их построили. Причём, эти портреты таят в себе загадки целых культур. Ведь эти сооружения простояли в течение тысяч лет после того, как с лица земли исчезли их строители. Он странных захоронений до неизвестных до недавнего времени городов – все эти архитектурные артефакты иногда открывают древние тайны, а иногда ещё больше запутывают учёных.
1. Туннели Теотиуакана
Древнее сооружение: туннели Теотиуакана.
Мексика
В 2017 году был начат реставрационный проект по ремонту одного из самых известных мест Мексики - доацтековского города Теотиуакан. Во время работ на центральной площади археологи использовали неинвазивную технику для просмотра подземных пустот. Сканирование с помощью электроимпендансной томографии показало неожиданное — под площадью был туннель, ведущий в соседнюю пирамиду. Ученые пока недоумевают, зачем Пирамида Луны, которая является колоссальным подвигом древней архитектуры, могла быть связана с чем-то еще подземным туннелем.
Пока его невозможно исследовать, и одной из причин является глубина, на которой проходит туннель, - 10 метров. Что любопытно, этот туннель очень похож на другой, ранее обнаруженный в одном из храмов Теотиуакана. Учитывая, что они были построены людьми, которые жили 2000 лет назад, сегодня трудно сказать, служили ли туннели практической или мистической цели.
2. Тунгунджиские курганы
Древнее сооружение: цепи Тунгунджиских курганов.
Австралия
На протяжении более 60 километров вдоль западного Кейп-Йорка, прибрежной зоны Австралии, можно увидеть ряд больших курганов. Исследователи обсуждали специфику этого явления в течение многих лет. По-видимому, они не воспринимали местное сообщество аборигенов всерьез (люди Тунгунджи утверждали, что их предки были погребены в курганах). Неудивительно, что появилось ряд странных теорий. Например, некоторые предположили, что эти 250 курганов создали... птицы.
В 2018 году, когда курганы просветили радаром, оказалось, что местные жители и археологи, считавшие курганы искусственными, были правы. Были просканированы одиннадцать песчаных сооружений, и во многих из них все еще содержались человеческие останки. Сопоставление интерьера также показало, как со временем менялись погребальные процедуры. Но даже в разное время во все гробницы клали различные вещи, такие как цветы, копья и кораллы. Возраст курганов пока неизвестен, но некоторым может быть около 6000 лет, т. е. они были созданы примерно в то же время, когда египтяне строили пирамиды.
3. Городской комплекс Тель-Эдфу
Древние сооружения: городской комплекс Тель-Эдфу.
Египет
В 2018 году при раскопках в египетском Тель-Эдфу нашли двухэтажный комплекс возрастом 4000 лет, который был одним из самых ранних среди многочисленных крупных руин в данном регионе. Археологи определили комнаты, которые использовались для хранения, для плавки меди, для производства пива и хлеба. Однако, предназначение других помещений не было определено. Внешний вид фасада здания был типичным для древнего Египта, но при этом оно было очень мастерски построено. Другой тайной является то, почему люди забросили комплекс после его постройки.
Обычно подобные заброшенные места разбирали на кирпичи для других строительных проектов. Этот же комплекс не только сохранил свои стены толщиной 1,5 - 2 метра, но и входные двери. Учитывая, что они были сделаны из крайне редкой в Египте древесины, двери должны были украсть давным-давно. Эта пивоварня-пекарня отличается от любой другой, которые сохранились со времен Древнего Царства. Ученые считают, что древний город Эдфу был важным поселением и являлся отправной точкой для экспедиций, отправляющихся в отдаленные места.
4. Вилла в Уорвике
Древнее сооружение: вилла в Уорвике.
Англия
В английском городе Уорвике недавно решили перенести среднюю школу. Строители, которые рыли котлован, обнаружили крупную римскую виллу. Ее размер составлял 28 метров в длину и 14,5 метров в ширину. По их собственным словам, эта вилла была «размером со средневековую церковь». Вырезанная из местного песчаника, она, вероятно, была частью обширного поместья во втором века нашей эры.
Сама вилла была очень внушительным зданием. Кроме того, что она была самой большой структурой в регионе, она была связана с римской дорогой. Находка камер для сушки кукурузы показало, что здание помимо того, что было чьим-то домом, использовалось в сельском хозяйствен. Тот, кто жил в вилле, покинул ее около 200 лет спустя.
5. Лагерь строителей Стоунхенджа
Древнее сооружение: лагерь строителей Стоунхенджа.
Англия
В нескольких минутах ходьбы от Стоунхенджа есть военная база в Ларкхилле. Во время подготовки к новым армейским учениям в 2018 году были обнаружены остатки древнего забора. Считается, что в таких местах происходила древняя торговля и встречи. Девять деревянных столбов стояли точно в таком же положении, как и дольмены в каменном кольце Стоунхенджа.
Это показало, что Ларкхилл был своего рода конструкторским центром для капитального ремонта знаменитого храма, который также когда-то также был скромным кольцом деревянных столбов. Первоначальная версия Стоунхенджа была возведена около 3000 г. до н.э., но археологи полагают, что забор старше его на шесть-семь веков. Вероятно, это был лагерь строителей.
6. Форт перевала Харднотт
Древнее сооружение: форт перевала Харднотт.
Англия
Во время правления римского императора Адриана (117-138 г.г. н.э.) в территорию империи входила часть Британии. Чтобы защитить эту границу, было построено несколько фортов. Одна крепость стоит возле перевала Харднотт в Камбрии. Только в 2015 году ученые заметили, что ее ворота идеально совпадают с Солнцем во время солнцестояний. Расположенные в квадратном здании, ворота обращены друг к другу двумя парами.
В самый длинный день года (летнее солнцестояние) при восходе Солнце светит в северо-восточные ворота, а при заходе — в юго-западные. В самый короткий день (зимнее солнцестояние) процесс повторяется, но наоборот. Почему этот конкретный форт был сделан именно так, неизвестно. Также непонятно, почему четыре башни форта были построены идеально в соответствии со сторонами света. Одна правдоподобная идея предполагает связь форта с религией (подобное встречалось в нескольких древних религиях).
7. Ритуальный зал и трон Моче
Древнее сооружение: ритуальный зал и трон Моче.
Перу
В 2018 году в прессе появилась новость о замечательной находке, после того, как перуанские археологи исследовали памятник Уака Лимон де Укупе. Они нашли два помещения таинственной культуры. Задолго до инков в Перу процветала культура Моче. Существовавшая на протяжении многих веков до 700 г. н.э. эта великолепная культура оставила после себя памятники, золотые артефакты и развитую сельскохозяйственную технику. Любые новые находки могут помочь объяснить загадочное исчезновение данной культуры или, по крайней мере, предоставить больше знаний о ней.
В одном помещении был прекрасный ритуальный зал. В отличие от геометрических и мифических росписей, найденных в других местах, стены зала были украшены реалистичными морскими сценами. Одна картина была размером 10 метров. На более чем 100 столах когда-то стояли тарелки, что намекает на большие и разнообразные банкеты. Два ступенчатых трона смотрели друг на друга. Более высокий предназначался для правителя, а другой, вероятно, был предназначен для покровителя праздника. Рядом с дверью другой комнаты был подиум, возможно, чтобы делать объявления во время встреч.
8. Зловещее захоронение каменного века
Древнее сооружение: странное захоронение каменного века.
Швеция
В 2009 году в Швеции нашли странную могилу, которая озадачила даже экспертов. В ней на огромной платформе известняка размером 12 на 14 метров покоились 11 черепов без челюстей. Более того, когда это захоронение было создано 8000 лет назад, оно находилось на дне озера. Также были найдены скелет новорожденного и кости животных. Почему они были «похоронены» под водой, это всего лишь одна из загадок могилы. На семи черепах были найдены следы от травм тупым предметом. Мужчин ударяли сверху или спереди, а женщин сзади.
Жертвоприношение было маловероятным. Все травмы явно лечили, и люди жили еще в течение некоторого времени. Кости также были странно выложены. Черепа людей находились посередине, причем два из них были пронизанными кольями. На юге были кости медведей. Дикий кабан, олень и лоси «украшали» юго-восточную часть. Кроме того, большая часть костей была взята с правой стороны тела. По правде говоря, исследователи не могут понять местоположение или смысл ритуала.
9. Культовые объекты в горах Эйлата
Древние сооружения: культовые объекты в горах Эйлата.
Израиль
В 2015 году в израильских горах Эйлата было обнаружено около 100 ритуальных объектов. В пустыне Негев плотными группами были расположены каменные круги и фаллообразные структуры. На площади в 80 гектаров археологи насчитали 44 культовых места. Хотя мало что известно о том, что происходило в этих местах, особенно часто встречались темы изобилия и смерти. Около 8000 лет назад на этих объектах были созданы мужские символы, такие как каменные фаллосы, указывающие на «женские» каменные круги диаметром 1,5-2,5 метра.
В качестве местоположений объектов выбирали плоские участки с хорошим видом на окрестности. Учитывая малочисленность населения и пустыню вокруг, огромное количество памятников является загадкой. Кроме того, подобные находки продолжают делать и в других местах. Только во время одного исследования нашли 349 ритуальных мест за пределами гор Эйлата.
10. Археология Майя
Древнее сооружение: археология Майя.
Гватемала
Во время недавней аэрофотосъемки северной Гватемалы на карту было добавлено более 60 000 неизвестных майянских археологических объектов. Под густым покровом лесов нашли пирамиды, стены, городские укрепления, дамбы и оборонительные сооружения - все это в пределах 2100 квадратных километров. Исследование выявило совершенно новые места для изучения, но также сразу подсказало о других аспектах цивилизации.
Огромное количество частных домов предполагало, что майя превосходили численностью тех, кто живет в этом районе сегодня. Они избегали вырубки и выпала лесов для сельского хозяйства, как современные фермеры, доказывая, что большое население может процветать и без обезлесения. Одна крепость была достаточно крепкой, чтобы можно было утверждать, что майя вели серьезные войны. Хотя большинство новых структур являются домами, число дорог является столь же удивительным.
Интересные материалы:
Бессмертные: элитные войска древнего мира (7 фото) Зачем воинов учили актёрству, как ниндзя видели в темноте и другие загадки древнего спецназа (6 фото)
nlo-mir.ru
РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ ИЗ ПРИРОДНОГО КАМНЯ. » Блог о камне
Природный камень — долговечный материал, наиболее полно донесший до нас архитектурные формы древних эпох.Влияние камня как строительного материала на архитектурные формы можно сравнительно легко проследить в истории архитектуры — каменные сооружения сохранились лучше, чем постройки из других материалов. В различные периоды менялось значение камня: в одни — он использовался как конструкционный и как отделочный материал, в другие — только как отделочный. Влияние камня на архитектурные формы было особенно сильным вте периоды архитектуры, когда он служил основным строительным материалом, обусловливающим и конструкцию сооружений.Наиболее древними каменными сооружениями, дошедшими до наших дней, являются мегалитические культовые сооружения в виде менгиров — искусственных сооружений из крупных грубообработанных камней, поставленных вертикально, или в виде простейших каменных конструкций — дольменов и кромлехов. Крупнейший менгир высотой 9 м находится на территории Франции.
Дольмены сложены из нескольких каменных глыб, поставленных вертикально и покрытых одной или несколькими плитами сверху. Если менгир — скорее всего первый памятник, то дольмен — первое здание, имеющее и внутреннее пространство, и наружный объем. Сооружения кромлехов (от бретон. crom -круг и lech — камень) свидетельствуют о том, что их создатели уже овладели началом архитектурной композиции, масштабом и ритмом, знакомы с тектоникой строечно-балочной системы. Общеизвестен, например, знаменитый кромлех Стоунхендж на территории Великобритании у г. Солсбери, состоящий из трех возведенных в разное время (от 1900 до 1400 гг. до н.э.) на том же месте сооружений.
Мегалитические сооружения создавались из камней той естественной формы, которую они получили благодаря слоистости и плитчатости каменной породы. Для них чаще всего использовались плиты известняка или песчаника. Обработка была очень примитивной. По мере совершенствования орудий обработки камня его начинают широко и повсеместно применять в строительстве, нередко повторяя уже освоенные в дереве конструктивные системы.
Здания и сооружения, возводившиеся в последующие эпохи, вплоть до Древнего Рима, по функциональному назначению можно разделить на две основные группы: жилые и культовые.
Жилые здания как место временного пребывания человека в этом мире соответственно и строились в большинстве случаев из недолговечных материалов — дерева и глины.
Культовые же сооружения — гробницы и храмы — возводились преимущественно из долговечного материала. У всех народов древнего мира культовые постройки возводились из камня, за исключением тех стран, где его месторождения отсутствовали (Месопотамия, Китай) или где особенности религиозных представлений не позволяли применять камень для построек (Япония, Китай).Культовые сооружения были основными монументальнымиКромлех Стоунхендж зданиями всех стран с деспотиической формой правления. Культ божества или его наместника на земле (правителя) основан на принижении и подавлении человека. Поэтому в монументальных сооружениях древности масса преобладает над пространством. Архитектурное решение рассчитано в основном на восприятие извне, внутреннее пространство, предназначенное для немногих, незначительно по сравнению с внешним объемом. Это важный момент в понимании влияния природного камня на архитектурные формы, так как конструктивные свойства камня позволяют создавать из него массивные сооружения, но не позволяют перекрывать сколько-нибудь значительные внутренние пространства.Массивные формы, преобладающие над внутренним пространством, характерны для храмов и пирамид Древнего Египта, пирамид древних майя, зиккуратов Вавилона, индийских башнеобразных храмов и ступ. Культовые сооружения должны были также нести в себе идею вечности. Камень был как раз тем материалом, который лучше всего помогал зодчему выразить в здании идеи величия и вечности .Египетские храмы и гробницы были не только вечными, они должны были подавлять своей мощью, размерами, массой простого смертного. Архитектура их лаконична, статична, монументальна, массивна. Созданию такого образа способствовали материал и формы, им образованные. В Египте каменоломни имелись почти по всей протяженности Нильской долины, здесь добывали известняк и песчаник. В районе Нильских порогов добывали более твердые породы: гранит, диорит, базальт, порфир. Известняки и песчаники в месторождениях имели отчетливо выраженную слоистость и трещиноватость, благодаря которой добытые глыбы камня разделялись на блоки сравнительно правильной формы. Граниты отличались системой трещин, секущих эти массивные породы на кубовидные и параллелепипедальные глыбы. Во избежание потери материала египтяне употребляли камень в том виде, в каком он получался в каменоломнях, обтесывая только облицовочные плиты. Гробницы и храмы сохранились до настоящего времени, чему в значительной степени способствовала не только прочность строительного материала, но и климат Египта.В египетских культовых сооружениях наглядно видно, как масса преобладает над пространством. Функциональное назначение храма — быть жилищем божества, святилище которого таинственно, невелико, замкнуто. В храме священнодействовали только жрецы, толпа не допускалась дальше храмового двора. Преобладание массы над пространством выражалось и во внешнем облике сооружений. Стенам египтяне придавали вид сплошного монолита, для этого они так тщательно обтесывали и подгоняли камни один к другому, что швы почти не видны. Монолитность подчеркивалась и рисунком рельефов, которые располагались без учета размеров квадратов и границ между ними. Скульптор рассматривал всю поверхность стены как единый фон. Наружным плоскостям стен придавался наклон внутрь, усиливающий впечатление устойчивости и массивности.Еще больше масса в каменных египетских гробницах — пирамидах. Размеры погребальной камеры, ведущих к ней шахт и вентиляционных каналов ничтожно малы по сравнению с колоссальной массой камня, из которого выложена пирамида.Пирамида — геометризованная форма, которую можно отнести и к скульптуре. Она является символом долговечности и абсолютного покоя .
В Индии камень был также наиболее подходящим материалом для создания массивных и почти не имеющих внутреннего пространства культовых сооружений: ступ и храмов. Мягкие, легко поддающиеся обработке породы камня, в основном песчаники, позволяли делать из них любые формы. Это видно на примерах огромных башнеобразных храмов Новобрахманского периода, получивших большое распространение также в Сиаме, Кампучии, на островах Ява и Шри Ланка. Материал, из которого сложены эти храмы, оживлен, камень изображает растущее растение. Отдельный каменный блок не имеет никакого значения. Основой архитектурной композиции индийского башнеобразного храма служитВсе это доказывает, что камень как строительный материал, из которого возводились долговечные монументальные сооружения, во многом способствовал созданию архитектурных форм культовых зданий тех стран и народов, где религия и мировоззрение были направлены на принижение человека, противопоставляли ему мощь, величие и вечность богов и верховной власти. Основной проблемой архитектуры была разработка внешних объемов.Внутреннее пространство монументальных сооружений, предназначенное для божества или для немногих посвященных, было незначительным по сравнению с внешним объемом. Не требовалось перекрывать большие пространства, конструктивные решения были самыми простыми и даже примитивными. В этих условиях камень — материал, плохо работающий на изгиб, вполне удовлетворял зодчих.По мере совершенствования орудий обработки камня его начинают широко и повсеместно применять в строительстве, нередко повторяя уже освоенные в дереве конструктивные системы.Основная внутренняя коллизия камня как строительного материала обусловливалась не менее чем 10-15-кратной разницей в прочности на сжатие и растяжение. Она ясно обнаружилась при воспроизведении в этом материале строечно-балочной конструкции зданий, разработанной в период широкого применения древесины. По мере увеличения пролета каменной балки происходило ее «раздвоение» на противоположные по характеру работы зоны материала — сжатую и растянутую. Процесс постепенного перехода от дерева к камню как основному материалу в разных странах происходил в различные периоды времени. Ранние греческие храмы, по существу, были «деревянными сооружениями из камня». Однако попытки строить из камня, как из дерева, потерпели крах — здания рушились, как только пролет архитрава превышал его шестикратную высоту.В архитектуре Древней Греции природный камень был также основным конструкционным материалом при возведении храмов, что определило степень его влияния на их архитектурные формы. Но назначение храма в Греции несколько иное, чем в странах с деспотичной формой правления, что связано с принципиальным отличием представления греков о человеке. В основе греческой культуры VI и V вв. до н.э. лежит образование всесторонне и духовно, и физически развитого идеального человека — героя.Но и в архитектуре греческого храма масса господствует над окружающим пространством. Внутреннее пространство храма, так же как и в Египте, невелико по сравнению с внешним объемом, так как основная масса народа во время религиозных празднеств находилась снаружи. И так же, как и там, архитектура храма выражает его сущность в основном во внешних формах. Но в противоположность трактовке сооружений Древнего Египта и стран Древнего Востока, в греческом перипетре наружная масса разложена на отдельные составные части. Храмы греков величественны, но не подавляют человека.В каменной архитектуре Греции на протяжении столетий совершенствовалась строечно-балочная конструктивная система. Ее последовательное развитие привело к четкому разделению несущих и несомых элементов. Тектоническая строечно-балочная система из камня, разработанная в античной Греции, стала универсальным средством архитектуры. Она нашла применение в создании архитектурных форм в течение последующих веков и позволила создать замечательные произведения архитектуры.В античной Греции была также разработана архитектоника каменной стены. Первоначально в древних сооружениях Египта каменная стена еще не имела членений. Она трактовалась как единый монолит, что и подчеркивали рельефы, наносившиеся на плоскость стены без учета швов. В древнегреческой архитектуре стену стали расчленять на блоки, а швы — подчеркивать. Стена получила тектоническое развитие. Каменные блоки подбирали по величине, размеры их зависели от величины всего сооружения и от места их размещения. В основание стен клали более крупные блоки, подчеркивая нагрузку, увеличивающуюся книзу.Влияние природного камня на развитие архитектурных форм изменилось в последующие эпохи, когда наряду с жилыми и культовыми постройками появились новые типы сооружений — общественные здания. Общественные монументальные здания светского характера широкое распространение получили в Римской империи — амфитеатры, базилики, термы. Изменение функциональных требований к архитектурным сооружениям вызвало необходимость создания обширных внутренних пространств, которые могли бы вместить большое количество людей. Строечно-балочная система, разработанная в камне, перестала отвечать требованиям функции, так как каменные балки могли перекрыть сравнительно небольшой пролет.Необходимость перекрытия больших пространств в архитектуре Древнего Рима отодвинула природный камень как конструкционный материал на второй план и привела к разработке конструкций из бетона так называемой «конкретной системы». Камень в ней выступал в качестве заполнителя в бетонообразной массе и облицовочного, декоративного материала. Из него создавались оболочки, накладываемые на объемы, форма которых определялась функциональными требованиями новых типов сооружений и конструктивной схемой, обусловленной новым строительным материалом — бетоном.В период средневековья, когда были утрачены выработанные римлянами приемы перекрытия больших пространств, зодчие вновь обратились к камню как конструкционному материалу. Освоение внутреннего пространства было возможно только при решении инженерной задачи возведения пространственных конструкций, не требующих такого обилия материалов и рабочей силы, которое было характерно для римского бетонного строительства. Закладывались основы системы сводчатых покрытий. Эта система разрабатывалась параллельно и в кирпиче и в камне, что зависело от природных ресурсов мест, где велось строительство.Противоречивость каменной архитравной конструкции в работе на сжатие и растяжение, мешавшая преодолеть максимальный пролет в 4 м, была разрешена изобретением свода, в котором двузначная работа материала уступила место преимущественно однозначной — сжатию. Применение клинчатой арочной конструкции сводов и куполов позволило по-новому использовать конструктивные свойства природного камня. Если в строечно-балочной системе каменной балке приходится работать на изгиб , хотя изгиб — наименее выгодное напряжение для каменной конструкции, то в арке отдельные балки работают только на сжатие. Это позволяет в конструкциях использовать небольшие каменные блоки. Материал, хорошо работающий на сжатие, в этих конструкциях снова нашел себе целесообразное применение.В византийской архитектуре каменными сводами различных систем перекрывали базилики.В Сирии из камня делался крестовый свод, господствовавший в архитектуре с VII в. и в течение всего средневековья. Его выкладывали из бутового камня на растворе при помощи кружал. Но кружала — нежелательный строительный прием в странах, не обладающих достаточными запасами леса. Поэтому стали прибегать к куполу, преимущество которого заключалось в том, что он не требует никакой вспомогательной опоры. Чтобы облегчить процесс кладки без кружал, профиль купола стали повышать. Появился овальный купол. Повышенный свод имел статические преимущества по сравнению с полуциркульным сводом, но форма клинчатых камней, из которых он выкладывался, должна была меняться в соответствии с изменением радиуса свода. Сирийцы устранили это затруднение путем применения стрельчатого свода, где радиус кривой неизменен и все камни отесаны по одному шаблону. Стрельчатый свод и стрельчатая арка получили распространение в странах, где основным строительным материалом был природный камень.Стрельчатая арка и конусообразный свод (нашедший свое развитие в Грузии и Армении) в постройках из камня имели статическое преимущество по сравнению с полуциркульной формой — в них был меньший распор, который в сооружениях этой эпохи гасился преимущественно за счет массивности стен. Камень же, как известно, на сжатие работает лучше, чем на распор. Поэтому закономерным в формировании архитектурных сооружений было стремление ввысь, выражающееся в повышенных сводах и арках. Это стремление получило наиболее совершенное выражение в готической архитектуре.Под влиянием византийской школы развились архитектурные формы из природного камня на Руси. Постепенно византийские строительные приемы были переработаны, и русские зодчие создали самобытный тип каменного храма домонгольской Руси. Это небольшое сооружение с массивными стенами, где внутреннее пространство в значительной степени занято столбами, поддерживающими купол. Этот тип выработался в условиях холодного климата и необходимости упрощения строительных приемов, присущих византийской школе, что было связано с невысоким качеством местного строительного камня. Затруднения в перекрытии большого пространства не позволяли строить вместительные храмы, но этот недостаток искупался их числом. В тех областях Руси, где использовался более качественный известняк, храмы покрывались велико лепной каменной резьбой
Если развитие византийских архитектурных форм было связано не только с использованием природного камня, но и кирпича, то в странах, расположенных на территории бывшей Западной Римской империи, основным строительным материалом, определяющим архитектонику сооружений с большими пролетами, был исключительно камень. Начиная с Х в. здесь формируется романский архитектурный стиль. Феодальная раздробленность, ограниченность средств мелких государств затрудняли доставку материалов. Строители должны были пользоваться тем мате-риалом, который был у них буквально под ногами — местными породами известняка и песчаника. Материал романских построек — тесаный и бутовый камень, преимущественно мелкий, укладывался на растворе. Камень брали тех размеров, которые он получал в каменоломнях, не выравнивали высоту отдельных рядов кладки и не соблюдали регулярного распределения швов, поскольку это было связано с потерей материала. Так сложены крепостные стены Каркассона, монастыря Сен-Мишель (Франция) и других средневековых построек, сохранившиеся до наших дней.Наивысших достижений в создании архитектурных форм из природного камня добился готический стиль, который называют классикой архитектуры средневековья. В готике был найден ответ на две конструктивные задачи, решение которых романские архитекторы искали в течение столетий. Это — выкладка крестового свода из камня и достижение его устойчивости. Стимулом решения данных задач была необходимость экономии материалов и рабочей силы при колоссальных размерах соборов. Готические архитекторы всегда преследовали одну цель — облегчить массу здания. В теле свода выделили каркас. Система каркасных ребер — нервюр позволила перекрывать разнообразные по форме помещения с передачей нагрузки на опорные столбы, представляющие собой пучок колонн. Заполнение каркаса стало легким, распор уменьшился за счет облегчения массы свода, расчлененного на каркас и распалубки, что снизило нагрузки. Стена несла теперь только собственную тяжесть и стала более легкой, так как. утратила значение для устойчивости свода. Это позволило увеличить проемы и осветить интерьер. Тело стены стали заменять каменной решеткой, ячейки которой застекляли. Готические витражи, занимающие значительную часть фасада — доказательство того, какой легкости можно достигнуть в сооружениях из природного камня. Изящными и тонкими по сравнению со столбами романских храмов были и колонны в интерьерах готических соборов, так как они воспринимали только вертикальные нагрузки. Облегчение массы здания позволяло его формам все больше стремиться вверх. Вертикальная направленность соборов готики — не только символика устремления к небу, но и требование техникиГотическая архитектура явилась вершиной зодчества из камня. Дух анализа и остроумия в конструировании позволил строителям преодолеть недостатки камня как конструкционного материала и максимально использовать его достоинства. Все конструктивные задачи каменного зодчества были решены в готике, но сложность конструкции и объемного решения достигла предела возможного. Дальнейшее обновление архитектурного творчества осуществлялось путем перехода к простым формам. Ренессанс развил дальше важнейшую архитектурную задачу -освоение внутреннего пространства, но уже с использованием простых конструктивных схем. Влияние камня как строительного материала на архитектурные формы в сущности ослабло в эпоху Ренессанса, так как с этих пор и уже надолго камню была отведена второстепенная роль в конструктивном решении зданий. Он перестал быть конструкционным материалом и в основном служил облицовочным и декоративным материалом, а позднее — и составной частью бетона.В XIX в. социальные изменения и технический прогресс привели к созданию новых типов зданий и к использованию новых строительных материалов. Появились принципиально новые конструктивные системы. Но попытки эстетически их осмыслить и отразить в архитектурных формах были еще очень слабы по сравнению с тенденцией обработать эти конструкции под старые традиционные формы. Природный камень, выступавший в это время в роли облицовочного декоративного материала, продолжал диктовать решения архитектурных форм. Это выражалось в следующем: введение статических расчетов позволило уменьшить толщину стен, но архитекторы, продолжавшие работать с традиционными архитектурными формами, делали стены излишне массивными, что вызывалось желанием подчеркнуть монументальность сооружений пластической обработкой форм; при замене природного камня в облицовке штукатуркой, его продолжали изображать при помощи разбивки стены на квадры и по дцветки под тон камня; штукатурные детали также изображали камень.В течение многих столетий, вплоть до периода, когда получило широкое развитие производство керамики и стеновых материалов на основе минеральных вяжущих, природный камень был основным материалом, используемым для кладки стен (особенно в безлесных регионах). Затем его стали активно применять как долговечный и декоративный облицовочный материал для наружной и внутренней отделки, в основном кирпичных стен, а также для покрытия полов, мощения дорог, в качестве крупного заполнителя бетонных смесей и во многих других областях строительного производства. Однако разработка более дешевых и легких искусственных материалов, с одной стороны, и все возрастающие объемы потребностей строительства и ограниченность природных ресурсов, с другой, привели к тому, что природный камень стал постепенно сдавать свои традиционные позиции.Новая технология скоростного сверхтонкого пиления облицовочного камня, почти полная утилизация отходов камнеобрабатывающих предприятий вернули этому замечательному материалу его достойное место в палитре современного архитектора. Проследив историю развития архитектуры, можно заметить, что влияние природного камня как строительного материала на формообразование значительно. Такие понятия, как монументальность, мощность, прочность, массивность в человеческом сознании неразрывно связаны с архитектурными формами из природного камня.
Подпишись на новые статьи блога о камне
С уважением, Никита Федоров
blogokamne.ru
Древние каменные сооружения. - Здравницы юга России
К самым известным каменным историко-археологическим памятникам, созданным человеком, относятся пирамиды Гизы, Стоунхендж, дольмены, истуканы острова Пасхи и каменные шары Коста-Рики. Сегодня хочу предложить вашему вниманию подборку не столь известных, но не менее интересных каменных историко-археологических сооружений древности. Долина кувшинов в Лаосе Долина кувшинов – это группа уникальных площадок, хранящих в себе необычные историко-археологические памятники – огромные каменные кувшины. Находятся эти загадочные объекты в провинции Сиангкхуанг, в Лаосе. Среди густой тропической флоры разбросаны тысячи исполинских каменных сосудов. Размер кувшинов колеблется от 0,5 до 3 метров, а вес самых крупных достигает 6 тысячи кг. Большинство гигантских каменных горшков имеет цилиндрическую форму, но также встречаются овальные и прямоугольные кувшины. Рядом с необычными сосудами нашли круглые диски, которые предположительно использовались как крышки для них. Изготавливали эти горшки из гранита, песчаника, скальных пород и кальцинированного коралла. Ученые предполагают, что возраст каменных чаш составляет 1500 – 2000 лет. Территория долины включает в себя более 60 площадок, на которых расположены группы исполинских сосудов. Все площадки вытянуты вдоль одной линии, что может быть свидетельством того, что раньше здесь был древний торговый путь, который обслуживали площадки с кувшинами. В городе Пхонсаван сосредоточено наибольшее количество кувшинов, это место называют “Первой площадкой”, на которой насчитывается около 250 сосудов самых разных размеров. Существует огромное количество теорий и предположений касательно того, кем и для каких целей были созданы столь своеобразные сосуды. По мнению ученых, эти кувшины использовались древним народом, обитающим на юго-востоке Азии, культура и обычаи которого до сих пор остаются неизвестными. Историки и антропологи предполагают, что огромные кувшины могли быть погребальными урнами их использовали в похоронных ритуалах. Существует версия, что в них хранили продукты, другая версия гласит, что в сосудах собиралась дождевая вода, которой пользовались торговые караваны. Лаосские предания говорят, что этими исполинскими кувшинами пользовались как обычной посудой, проживавшие здесь в древние времена великаны. Ну а версия местных жителей гласит, что в кувшинах-мегалитах изготавливали и хранили рисовое вино. Сколько бы версий и теорий не выдвигалось Долина кувшинов, бесспорно, остается неразгаданной загадкой. Национальный историко-археологический заповедник «Каменная могила» Историко-археологический заповедник «Каменная могила», который находится вблизи г. Мелитополя на берегу реки Молочная и является мировым памятником древней культуры на Украине. Это остатки песчаника Сарматского моря, вследствие природных преобразований постепенно на этом месте сформировался уникальный каменный монолит, в котором на протяжении тысячелетий образовывались пещеры и гроты, которые древние люди использовали в культовых целях. До наших дней сохранились наскальные рисунки и каменные таблички с древними письменами, загадочные знаки и изображения, датируемые XXII – XVI тыс. до н.э. Каменная могила расположена в 2 км от посёлка Мирное Мелитопольского района Запорожской области и представляет собой нагромождение камней площадью около 30 000 кв. метров, высотой до 12 метров. Нагромождение по форме напоминает курган (укр. могила), отсюда и происходит её название. Каменная могила вначале, вероятно, представляла собой песчаниковую отмель Сарматского моря, единственный выход песчаника во всей азовско-чёрноморской впадине, что делает её уникальным геологическим образованием Ни в самой Каменной могиле, ни в непосредственной близости от неё не обнаружено человеческих поселений, которые можно связать с памятником. На основании этого, исследователи делают вывод, что каменная могила использовалась исключительно в культовых целях, как святилище Аркаим Аркаи́м — укреплённое поселение эпохи средней бронзы рубежа III—II тыс. до н. э., относящееся к т. н. «Стране городов». Расположено на возвышенном мысу, образованном слиянием рек Большая Караганка и Утяганка в 8 км к северу от посёлка Амурский Брединского района и 2 км к юго-востоку от посёлка Александровского Кизильского района Челябинской области. Поселение и прилегающая к нему территория с целым комплексом разновременных памятников археологии является природно-ландшафтным и историко-археологическим заповедником — филиалом Ильменского государственного заповедника имени В. И. Ленина УрО РАН. Памятник отличается уникальной сохранностью оборонительных сооружений, наличием синхронных могильников и целостностью исторического ландшафта. Летом 1987 года археологи Челябинского государственного университета проводили рутинные обследования археологических памятников в Большекараганской долине, что на юго-западе Челябинской области. Долину предполагалось затопить, чтобы устроить там обширное водохранилище для соседних совхозов. Строители торопили, и археологи в спешном порядке составляли для потомков карту древних памятников, чтобы никогда больше сюда не возвращаться. Но внимание исследователей привлекли валы, которые, как выяснилось, окружали поселение необычного типа — таких в степной зоне раньше не находили. В ходе изучения выяснилось, что памятник представлял собой поселок, созданный по заранее продуманному плану, с четкой градостроительной идеей, сложной архитектурой и фортификацией. В течение нескольких последующих лет было обнаружено еще 20 таких поселений, что позволило вести речь об открытии интереснейшей древней культуры, которая получила условное название “Страна городов”. В науке эта археологическая культура называется аркаимско-синташтинской. Значимость открытия Аркаима и других укрепленных поселений этого типа, является бесспорной, так оно дало совершенно новые данные о путях миграции индоевропейцев и позволило доказать, что 4 тысячи лет назад в южноуральских степях существовала достаточно высокоразвитая культура. Аркаимцы занимались металлургией и металлообработкой, ткачеством, гончарством. Основу их хозяйства составляло скотоводство. Укрепленные поселения аркаимско-синташтинской культуры датируются рубежом III-II тысячелетий до н.э. Они древнее гомеровской Трои на пять-шесть столетий, современники первой династии Вавилона, фараонов Среднего Царства Египта и крито-микенской культуры Средиземноморья. Время их существования соответствует последним векам знаменитой цивилизации Индии – Махенджо-Даро и Хараппы. Каменные памятники в горах Улытау Горы Улытау – уникальный археологический заповедник Казахстана. Здесь, на относительно небольшой территории, находится огромное количество исторических и культурных памятников VI — VIII вв. Археологами обнаружены группы каменных изваяний и наскальных рисунков с изображениями сабель, кинжалов, посуды и многое другое. Особо уникальными являются каменные изваяния – балбалы, котрые ставились перед каменными изваяниями батыров, полководцев ставится вереница балбалов. Иногда количество их достигает 200. Наряду с мужскими изваяниями устанавливались и женские. В зависимости от возраста человека они называются «девушка-камень», «женщина камень», «старуха-камень». Именно поэтому существует еще одно, славянское название балбалов – каменные бабы. Археологический комплекс Гунунг Паданг Священная гора Гунунг Паданг (Gunung Padang) находится в р-не Бандунг, Западная Ява.«Гора Света» (или «Гора Просветления») представляет собой гору, на вершине и склоне которой было обнаружен многоярусный комплекс сооружений с главной пирамидой на вершине. Первыми обратили внимание на нее голландцы в 1914 году. В своем отчете сотрудники колониальной Археологической службы упомянули ее как гору Гунунг-Паданг (Гора Просветления), на вершину которой местные жители поднимаются для медитаций. Вторично она мелькнула в 1949 году, после чего пропала ровно на 30 лет. Только в 1979 году на ее вершину поднялись ученые – географы и геологи. На макушке горы они нашли сотни каменных глыб правильной формы, расставленных в определенном порядке. Помимо явного разделения Горы Паданг на пять уровней, мегалитов, разбросанных по всей высоте горы, на площади в 900 кв м, андезитовых колон и т.д., исследования показали наличие полой камеры. Размер камеры 10 м в ширину, высоту и длину. Широко распространено мнение, что она находиться в «сердце Горы». Расстояние до полости — 25 метров от повернности. Пробы грунта, извлечённые методом бурения, указывают возраст сооружения в диапазоне от 20 000 до 22 000 до н.э. Древние камни Великобритании Мен-Эн-Тол, Корнуэлл – таинственный камень, который, казалось бы, уже вечно стоит в болотах Пенвите. Калланиш, расположенный на острове Льюис архипелага Большие Гебриды, является на данный момент крупнейшим памятником мегалитической культуры Британских островов. Реконструированная форма «камней Калланиша» была установлена предположительно в период неолита, примерно между 2,9 и 2,6 тыс. лет до нашей эры. Специалисты отмечают, что ранее (до 3000 года здесь располагалось святилище). Калланиш образован тринадцатью вертикально стоящими монументами или группами камней, которые образую круги диаметром до тринадцати метров. Средняя высота камней составляет 4 метра, но может варьироваться в пределах 1-5 метров. Камни вырублены из местного гнейса. По популярности камни Калланиша могут по-соперничать со Стоунхенджем. Эйвбери, Уиттшир. Местные фермеры привычно пасут овец среди ровесников Стоунхенджа, которые датируются 2500 г. до н.э. Круг Бродгара, Стромнесс, Оркнейские острова – Британский ответ пирамидам Египта. Период камней датируется 3000 до н.э. Изваяний осталось всего 27 из 60. Камни Роллайт, Оксфордшир. Брин Селли, Англси, Уэльс. Уэльс богат на старинные россыпи камней, однако известнейшее языческое сооружение — это, конечно же, Брин Сели («Курган темной комнаты»). На острове Англси он появился в период неолита (4000 лет тому назад). Арбор-Лоу, Мидлтон-на-Йолгрив, Дербишир. 50 камней безмолвно стоят на плато Арбор-Лоу, что в нескольких минутах езды от Бейквелла. Каслригг, Кесвик, Озёрный край Девять камней, Дартмур. Мегалиты Урала Остров Веры на озере Тургояк. Мегалиты острова Веры — комплекс археологических памятников (мегалитов — камерной гробницы, дольменов и менгиров) на острове озера Тургояк (около Миасса) в Челябинской области. Остров расположен около западного берега озера и при низком уровне воды соединяется с берегом перешейком, превращаясь в полуостров. Мегалиты сооружены предположительно около 6000 лет назад, в IV тыс. до н. э Культовая площадка Остров Веры. Самым большим сооружением острова является мегалит № 1 — каменная конструкция размерами 19×6 м, врезанная в скальный грунт и перекрытая массивными каменными плитами. Стены сооружения выполнены методом сухой кладки из массивных каменных блоков. Мегалит состоит из трех камер и соединяющих их коридоров. В двух камерах мегалита обнаружены вырубленные в скале прямоугольные ямы. Зафиксирована связь постройки с основными астрономическими направлениями. Предварительно сооружение интерпретируется как храмовый комплекс. Архитектурный комплекс на дне китайского озера Фусянь Пирамида была найдена на дне китайского озера Фусянь (юго-западная провинция Юньнань). Высота ее составляет 19 м, длина стороны основания – 90 м. Сооружение построено из каменных плит и имеет ступенчатую структуру. На дне озера имеется еще около десятка подобных объектов и около 30 сооружений других видов. Площадь всего архитектурного комплекса составляет около 2,5 кв. км.Со дна озера археолагами поднят глиняный сосуд, который, как утверждают специалисты, изготовлен в период Династии Восточная Хань, которая правила в 25 — 220 годах нашей эры, передает «Синьхуа».
Странные каменные сооружения, разбросанные по территории России
Странные каменные сооружения, разбросанные по территории России, продолжают привлекать исследователей аномальных явлений и любителей загадок древних цивилизаций.
Гробницы, культовые сооружения, жилища древней цивилизации гномов, древние сейсмостанции и даже «психотронное оружие каменного века» – какие только версии ни выдвигают специалисты, чтобы объяснить предназначение этих строений, напоминающих гигантские собачьи будки и получивших название дольмены.Только в районе города Туапсе (еще в 1959-1961 годах) экспедиция по выявлению и описанию памятников природы АН СССР обнаружила 176 дольменов.Современные краеведы считают, что на сегодняшний день их сохранилось порядка сорока.Время сооружения дольменов – период от 2400 до 1300 годов до н.э. Большинство из них относится к так называемому плиточному типу. Они сложены из больших каменных плит, четыре из которых установлены вертикально и перекрыты пятой, образующей крышу каменной коробки или камеры дольмена. Передняя плита всегда выше задней, а боковые скошены, так что крыша, как и в любой односкатной современной постройке, наклонена назад.Плиты очень тщательно подогнаны друг к другу при помощи специальных пазов и выступов. В передней имеется небольшое отверстие круглой, овальной или более сложной формы (археологи называют его «лаз»). Обычно дольмен построен прямо на почве, иногда установлен на специальных камнях («пяточных»), но бывают постройки с использованием шестой плиты в качестве пола.Материал, из которого строились дольмены, чаще всего – плотный песчаный известняк. Плиты снаружи почти не обработаны, но со стороны, образующей внутренние стены, камни тщательно выровнены, почти отполированы. Многие из кавказских плиточных дольменов имеют пристройки – их называют «портальными». А иногда и портал имеет собственную пристройку – ее называют «двориком».Размеры дольменов невелики. Чаще всего средний периметр камеры составляет 720 см (это менее 2 метров на каждую сторону).Значительно реже попадаются более крупные постройки. Но есть и такие, где это значение составляет всего 472 см! Кто в домике живет? Судя по размерам дольменов, нам с вами такое жилье «в плечах узковато». Поэтому первое, что приходит в голову, – это мысли о древней цивилизации гномов.Другая версия, которая напрашивается в связи с размерами дольменов, – древние склепы, гробницы, захоронения. И, конечно же, официальная точка зрения остановилась именно на этом, лежащем на поверхности предположении. Но в этой версии есть слабое место. Хорошо известно, что в открытом виде усыпальницы встречаются крайне редко, поскольку всегда подвергались разграблению. И древние строители не были настолько наивны, чтобы не предусмотреть такой возможности. Правда, в дольменах действительно находили следы погребений.Но далеко не во всех.Возможно, эти сооружения имеют культовое значение? Согласно сообщению известного ученого А.Кондратова, на небольшом тихоокеанском острове Малекула, входящем в архипелаг Новые Гебриды, еще несколько десятилетий назад местные жители возводили дольмены, напоминающие туапсинские. Они были святынями для всех островитян. Считалось, что вождь тайного религиозного союза на острове в определенные дни слушал здесь голос духа великих предков и спрашивал у него совета.Это предположение нельзя отнести к числу самых оригинальных. Вариант, конечно, беспроигрышный: если что-то непонятно – то это культовое сооружение. Что может быть удивительного в том, что наши предки обеспечивали самым разнообразным жильем духов, у которых просили совета и помощи? Многообещающие параметры Но не все так просто. Нашлись исследователи, которые копнули глубже и попытались построить свои версии, опираясь на конструктивные особенности дольменов. Они обратили внимание на то, что соотношения сторон у разных дольменов постоянно и составляет примерно 1:1,6. Далее, обратившись к материалу, из которого построены эти сооружения, сделали совсем уж умопомрачительные выводы.Итак, дольмены сооружались исключительно из пород, содержащих кварц. А этот минерал, как известно, обладает очень интересными свойствами, в частности, способностью генерировать при сжатии электрический ток. Под его воздействием кристаллы кварца порождают ультразвук.Установлено также, что при механических деформациях кварц способен генерировать радиоволны. Это дало основание для гипотезы, согласно которой дольмены – оружие биологического воздействия.Хотя воздействие низкочастотных акустических колебаний на человека еще толком не изучено, но уже известно, что они, как правило, оказывают на нас неблагоприятное влияние. Есть сведения, что воздействие на мозг человека низкочастотных колебаний с частотой 13-25 Гц приводит к резонансу различных внутренних органов. Воздействие с частотой 25 Гц в течение 30 минут вызывает эпилептический припадок. А низкочастотные колебания, близкие к частотам собственных колебаний органов человека, в частности сердца (6-12 Гц), могут быть даже смертельными.Поскольку «резонансная частота» большинства кавказских дольменов близка именно к такой величине, это позволило некоторым исследователям увидеть в них некие древние «пушки-генераторы».Обработанные внутренние стены камер улучшали акустические свойства дольменов. Устроены они были так, чтобы не только генерировать звуковые сигналы, но и направленно их излучать. Отверстие в передней стенке дольмена находится на осевой линии, на определенной высоте от пола. Если следовать логике адептов гипотезы «генератора», то дольмен генерирует в ту сторону, куда «смотрит» его отверстие, направленный пучок ультразвуковых колебаний.Интересен еще один факт: отверстия в дольменах закрывались каменными пробками-втулками. Их форма показалась исследователям близкой к форме ультразвуковых излучателей, применяющихся в современной технике для фокусирования ультразвукового потока.Возможно, дольмены применялись для психогенного воздействия на человека, предполагают исследователи. Настроив дольмен на определенную частоту, служитель культа входил в особое состояние транса и изрекал пророчества подобно тому, как это делали древнегреческие оракулы или эскимосские шаманы. Не исключено, что к дольмену приводили тех, кому надо было «вдолбить» в голову определенный образ мысли – то есть зомбировать, как принято сейчас говорить.Чем не механизм подчинения? Исследователи склоняются к мнению, что дольмены могли быть многофункциональными установками. Вот несколько вариантов их возможного использования, предложенных энтузиастами, кладущими жизнь на раскрытие тайны дольменов.Магическое зеркало На задней стенке одного из французских дольменов нанесен рельеф в виде стилизованной человеческой фигуры.Часть линий соответствует акупунктурным линиям, известным специалистам по иглоукалыванию. Но большинство из них выходят далеко за пределы контуров тела человека и скорее напоминают линии его ауры. Особо выделены на рельефе сердце, нижняя часть позвоночника (энергетически наиболее важные органы) и нижняя половина тела (от паховой линии).Характерно, что данный «магический портрет» расположен вверх ногами. Исследователи объясняют это тем, что дольмен, по сути, представляет собой камеру-обскуру. Возможно, ультразвуковой «портрет», создаваемый задней стенкой, преломляясь через отверстие в передней стенке, «переворачивается», и человек, стоящий в фокусе этой камеры, совмещается с этим ультразвуковым образом. Вероятно, считают ученые, это могло использоваться для лечения больных. В процессе «лечебного сеанса» ультразвуковое воздействие на энергетические органы и центры человека приводило больных в норму.Известно, что во Франции (Бретань) женщины, чтобы излечиться от бесплодия, ночи напролет проводили у мегалитов. Исследователи считают, что женщин приводили туда отголоски древних знаний.Нечто общее с предполагаемым воздействием дольмена имеет «магическое зеркало» древнекитайского императора Цинь-Шихуанди (259-210 гг. до н.э.), упоминание о котором можно найти в древних текстах. Согласно легенде, человек, становившийся перед этим зеркалом, видел в нем свое перевернутое изображение, на котором были видны все его внутренние органы и кости. Использовалось это зеркало с той же целью, что и современные медицинские установки, т.е. для диагностики болезней, как и в случае с предполагаемым воздействием дольмена. «Не имеем ли мы дело в обоих случаях с принципом звуковой локации?» – осторожно намекают приверженцы этой гипотезы.Орудие защиты Продолжает тему воздействия дольменов на человеческий организм еще одно предположение. В зависимости от настройки на ту или иную частоту, от использования сменных втулок в отверстии дольменов и других действий, дольмены могли применяться в качестве боевой установки, место для которой выбиралось в стратегически важном месте. «Запущенный» на нужной частоте и в нужном направлении дольмен не позволял врагам проникнуть через перевал, ущелье, перейти реку и тому подобное, вызывая у них ощущение страха, судороги, потерю сознания и даже смерть.Еще одна загадка дольменов порождает новое направление мысли исследователей. Многие из дольменов несут на себе следы разрушений, но все это – дело рук людей. Катаклизмы не тронули эти сооружения, обходя их с поразительным постоянством. Природа как бы объявила заповедниками те места, где они стоят, не позволив подвижкам и оплыванию грунта, оползням, селевым потокам их затронуть. Порой бровка срыва оползня или след селевого потока проходит всего в десятке метров от них.Конечно, мистическое объяснение такому явлению наготове: заколдованное место. Но энтузиасты смотрят на это с других позиций: почему бы не предположить, что строители дольменов просто знали, где их сооружать? Тогда это означает, что они предвидели природные катаклизмы на тысячелетия вперед! Западнокавказские дольмены находятся в сейсмически опасных районах, вдоль зон активных геологических разломов. Так не были ли они сигнализаторами приближающегося землетрясения? Известно, что перед сильным подземным толчком растут напряжения в горных породах, происходят предварительные, небольшие по силе землетрясения. Все это могло улавливаться чувствительным акустическим прибором – дольменом: он начинал гудеть. Жрец-наблюдатель, зная эти его свойства, объявлял тревогу, и жители поселений выходили на открытые места.Неужели наши далекие предки тысячелетия тому назад уже успешно решили проблему краткосрочного прогноза землетрясений, над которой сегодня без успеха бьются ученые? Некоторые гипотезы использования дольменов-генераторов лежат в мирных и повседневных областях жизни наших предков. Так, если исходить из того, что они генерируют колебания и даже способны к направленному излучению, то в принципе их могли использовать и для технологических целей. Например, известны древние кельтские и скифские ювелирные изделия, изготовленные с применением совершенно непонятной технологии. В них крепление мелких деталей к основе выполнено способом, напоминающим высокочастотную или ультразвуковую сварку. Может быть, и к этому дольмены имеют какое-то отношение?..В общем, убедительного ответа на эту загадку пока не найдено. Можно сделать еще много будоражащих воображение предположений. Впрочем, все они, увы, пока лишь плод фантазии исследователей… И пока эти фантазии не обретут реальных очертаний, расположенные в разных местах планеты дольмены, построенные народами, у которых не было единой религии, единых обрядов и, как полагают наши современники, четкой системы знаний, будут задавать загадки, за которыми порой чудится снисходительная улыбка наших пращуров.
Ирина ЦАРЕВА
othereal.ru
Каменные гости
Древние постройки в Перу создавались при помощи технологий, которые сегодня назвали бы инновационными
Для европейского человека, привыкшего к природе умеренных широт, Перу с ее микроскопическими птицами колибри, древовидными папоротниками и причудливыми лишайниками кажется другим миром, от которого кругом идет голова. Ощущение пребывания на другой планете усиливается, когда оказываешься в окрестностях древней столицы инков Куско. Недалеко от города, спрятанного в горах, раскидано множество уникальных древних памятников, о создателях которых практически ничего не известно. Крепостные стены и другие сооружения сложены из строительных блоков разной формы и размера — от небольших камней до гигантских глыб весом в сотни тонн. Все они подогнаны друг к другу настолько идеально, что в зазор не пролезет и игла. Прежде возведение памятников по высокой даже сегодня технологии приписывали инкам, однако сооружения, спрятанные в горах, гораздо старше. Какая загадочная цивилизация оставила нам свое каменное наследие?
Пазл инков
Вспомните игру «Тетрис», где блоки разной формы требовалось разместить так, чтобы в результате образовывалась стена без малейших зазоров. Похоже, в свой «Тетрис» играли древние перуанцы, жившие на территории, окружающей современный Куско. Только в их исполнении игра была куда более замысловатой: фигурных блоков разного размера — от небольших камней до мегалитов весом в 200—300 тонн — было множество, но все они удивительным образом походили друг на друга. Остатки древней кладки встречаются и в самом Куско, который до испанского завоевания был столицей государства инков. Их использовали в качестве фундамента для своих зданий конкистадоры, поскольку эта кладка, уложенная без каких-либо скрепляющих растворов, веками выдерживала мощнейшие подземные толчки. Но самые удивительные образцы работы древних зодчих встречаются за пределами города — это крепость Саксайуаман, Ольянтайтамбо, известный своими «Купальнями принцессы», и другие комплексы, расположенные в разной удаленности от города. Крепость Саксайуаман представляет собой три ряда стен, выстроенных из гранитных блоков по принципу пазла. Можно подумать, будто их без проблем укладывала невидимая рука гиганта, который предварительно вырезал блоки, вымеряя их размеры до миллиметра. О том, какие технологии были использованы при строительстве крепости и других объектов, каким образом производили блоки, а также кто был автором всех этих сооружений, историки спорят до сих пор.
Испанские летописцы, кажется, не сомневались в том, что именно инки построили крепость Саксайуаман: удивительные подробности о возведении этого комплекса они узнали из местных легенд. Так, согласно записям Педро де Сьесы де Леона, каждая индейская община в течение 10 лет выделяла на строительство определенное число рабочих. Одновременно возведением крепостей и пирамид были заняты 30 тысяч человек, из которых 4 тысячи вырубали глыбы в каменоломнях, а 6 тысяч занимались транспортировкой. Как установили историки, строителям понадобилось 120 лет, чтобы построить крепость. О том, каким образом рабочие производили расчеты, чтобы создать идеально подогнанные друг к другу блоки (сегодня такие операции выполнял бы компьютер), какие инструменты применялись для вырубания глыб и их шлифования, летописцы не сообщают. Со временем появилось несколько версий того, как строители могли обращаться с гранитом, который и в современных условиях требует особой обработки. Так, согласно одной из гипотез местные мастера владели рецептами уникальных растворов, размягчающих камень. Это объясняет и легкую выпуклость блоков, и то, что каждый из кирпичей идеально подгоняется под другой, будто их лепили из пластилина. Представить такую технологию в XV — начале XVI века, на которые приходится расцвет цивилизации инков, сложно. «Основной составляющей гранита является оксид кремния, — объясняет исследователь, директор фонда развития науки «III тысячелетие» Андрей Скляров, — на него можно воздействовать, например, плавиковой кислотой. Но это уже высокие технологии, температура под тысячу градусов при производстве и тому подобное. Понятно, что просто так ее в природе не найти». Против теории размягчения породы или выплавки блоков говорит и то, что в разных местах в регионе находят выработки, где видно, что блоки вырезались из породы целиком.
Свою гипотезу предложил профессор геологии из Университета штата Миннесота в Сент-Клауде Айвен Уоткинс. «У культа солнца могли быть другие причины, кроме слепого поклонения божеству, — объясняет профессор Уоткинс, — инки научились использовать его энергию в своих целях. Золото инков — не что иное, как параболические зеркала. С помощью системы отражателей и линз древние инки могли усиливать действие солнечного луча и использовать его, как лазер, для обработки камней». Впрочем, подтвердить экспериментально эту версию пока не удалось. А потому появился еще один альтернативный взгляд: индейцы, скорее, сами оказались случайными гостями на развалинах жизни другой цивилизации.
Поле битвы — Земля
Перуанский историк Гарсиласо де ла Вега, живший в XVI—XVII веках, в одном из своих трудов обратил внимание на то, что инки не могли справиться с задачей конкистадоров, требовавших поднять наверх одну из каменных глыб. Для строителей, чьи предки поколениями ворочали огромные валуны, да еще и фигурно вытачивали их, это по меньшей мере странно. Более того, многие строения, встречающиеся поблизости от мегалитических сооружений и однозначно приписываются инкскому периоду, построены по простой, если не сказать примитивной, методе. Это обычная кладка из небольших камней, соединенных друг с другом глиняным раствором. Сегодня специалисты не сомневаются в том, что Саксайуаман и другие памятники Куско относятся к более раннему периоду, чем культура инков. «Цивилизации, о которой идет речь, — объясняет Андрей Скляров, — как минимум десять тысяч лет. Об этом сейчас много говорят перуанские археологи и историки. Инки просто пришли на это место, увидели руины. Есть хорошие блоки, хорошие постройки, почему бы не остаться здесь». Увы, это объяснение только добавляет загадок. Что за загадочная цивилизация могла обладать технологиями, которые и сегодня ставят ученых в тупик? Почему при всем своем могуществе она покинула регион? По мнению Склярова, ответ следует искать в мифологии и в рассказах разных народов мира о многочисленных богах, несущих блага и разрушения простым людям, просвещали или уничтожали их. Конечно, это не были боги в прямом смысле слова, но некие народы, более продвинутые в интеллектуальном и технологическом плане. Возможно, территория Перу стала местом колонизации задолго до того, как на берег Южной Америки высадились испанские конкистадоры. И, как это часто бывает с колониями, территория вокруг Куско привлекла не одних создателей уникальных строений. Быть может, неведомые гости исчезли, поскольку регион начал подвергаться атакам другой, равной по развитию цивилизации. «Недалеко от крепости Саксайуаман есть озеро правильной формы. Инки считали его священным, — говорит Андрей Скляров, — его дно представляет собой идеальную воронку, которая могла образоваться на месте мощного взрыва. Есть и скалы, будто развороченные взрывом изнутри». Не исключено, что тысячи лет назад эта земля стала полем для событий, получивших отражение в мифах о битве богов. После упоминания о ней начинается история заката цивилизации, когда на земле остались лишь обычные люди, которым пока не удалось дотянуться до высот, предложенных доисторическими творцами.
Другой взглядДжозеф Давидовиц, профессор Института геополимеров, Франция:
— Я склоняюсь к тому, что крепость Саксайуаман и другие постройки в Перу, где можно видеть камни неправильной формы, все же созданы инками. На мой взгляд, они знали, как размягчать камень, и для этих целей использовали кислоту, полученную из экстрактов местных растений. Причем камни размягчались и подгонялись друг под друга прямо на месте, благодаря этому и удавалось достигать невероятного соответствия.
Дмитрий Беляев, кандидат исторических наук, доцент учебно-научного мезоамериканского центра имени Ю. В. Кнорозова РГГУ:
— Можно с такой же уверенностью говорить о том, что Луна состоит из сыра. Ведь она желтая и волки на нее воют, потому что съесть хотят. То, что инопланетяне лепили из «пластилина» блоки, полный бред. Так называемая полигональная кладка была разработана инками в XV веке для того, чтобы строить мегалитические сооружения из тех камней, которые имелись на месте. Хотя есть указания на то, что некоторые постройки относятся к более раннему периоду, но большая их часть была возведена в XV—XVI веках. На примере комплекса Ольянтайтамбо экспериментально давно доказано, что глыбы эти обрабатывались при помощи каменных инструментов. Камни доставляли из каменоломен и потом на месте подгоняли друг к другу.