Солдаты древней руси. Российская армия: от Древней Руси до наших дней 
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

5. Снабжение армии, содержание военнослужащих. Солдаты древней руси


Воин Древней Руси - это не «солдат»

 

 

Воин Древней Руси — это не «солдат»

 

Современный «солдат» — безлик, безынициативен и, зачастую, бездуховен. Он — ремесленник от войны, обыватель, защищающий обывательские ценности. Его лицо скрыто под маской, а врага он видит лишь через прицел своего автомата. Он воюет, не глядя в глаза противнику, но лишь нажимая на спусковой крючок либо кнопку пульта управления каким-либо «средством массового поражения». Воинский Дух, личный героизм, который отличал Воинов Древности, ему, зачастую, просто не нужен…

 

Предки наши, принимая новичка в Воинскую Дружину, прежде всего подвергали его суровым испытаниям. Ведь Дружина — это как большая семья со своими особыми устоями и обычаями, с настоящими родственными отношениями, близкими и доверительными, сложившимися и укрепившимися в сражениях и ратных заботах, где все стоят друг за друга горой, где каждый готов в бою прикрыть собой спину другого, и где каждый знает, что его друг в случае необходимости поступит также.

Насильно идти в Дружину никого не заставляли. Ибо какой прок в бою от человека, которому не по Сердцу Воинская Стезя? К тому же принуждённому идти не своей дорогой — нет доверия…

 

Поэтому перво-наперво новичок должен был иметь достойных поручителей из числа опытных воинов, уже состоящих в Дружине. А кроме того старейшины — уважаемые представители Рода, из которого приходит новый дружинник, должны были принести клятву в том, что если он погибнет в бою, то сородичи павшего воина не будут мстить за него Дружине и князю, под чьими стягами сражался их сродник…

 

Само Воинское Посвящение происходило в несколько Кругов. Первый Круг — проверка на выносливость. Способов проверки здесь могло быть весьма и весьма много. Например, такой: на новичка надевали полное тяжёлое снаряжение (шлем, кольчуга, щит, боевой топор…) и заставляли пробежать несколько вёрст по пересечённой местности (лес со множеством упавших деревьев, поле с буераками и т.п.), а за ним по пятам пускали погоню, не дававшую ему делать передышки…

 

Вторым Кругом была проверка на собственно воинское умение. Здесь новичка заставляли принять бой сразу с несколькими опытными дружинниками, общее число которых могло меняться. Бой вёлся как голыми руками, так и при помощи оружия. При этом смотрели, как новичок держит удары, как терпит боль, насколько он умён и изворотлив, не поддаётся ли панике и боевому безумству…

 

Третьим Кругом была проверка Огнём — Священной Стихией, покровительствующей всему Воинскому Сословию. Здесь новичку нужно было пройти босиком по дорожке из горячих углей и при этом не обжечь себе ног. Сильные ожоги, буде таковые оставались на ногах испытуемого, говорили о его недостаточной Силе Духа и почитались как знак отвержения его самим Перуном…

 

Если новичок проходил с честью все три Круга, в урочный день вся Дружина собиралась на капище, где волхв проводил над ним обряд Воинского Посвящения. Здесь молодому воину давалось новое имя, которое в некоторых случаях могло держаться им в глубокой тайне всю жизнь. Имянаречение сопровождалось ритуальной «смертью» посвящаемого, по нему справляли тризну и какое-то время обращались как с «умершим». После чего волхв «оживлял» его Силою Небесного Огня, когда сам Сварог — Коваль Небесный «перековывал» его Судьбу в Своей Небесной Кузне, дабы даровать посвящаемому Новую Жизнь взамен «отнятой» старой…

 

Обряд Воинского Посвящения и принятия в Дружину назывался Обрядом Чёрного Перуна. «Чёрного» — потому, что проводился в тайне, и никто кроме священнодействующего волхва, князя и дружинников не могли на нём присутствовать. (Случайных любопытствующих могли наказать смертью.) Здесь же происходило Кровное Братание молодого воина со старыми дружинниками, и такое Братство порой почиталось выше единоутробного…

Источник

welemudr.mirtesen.ru

Воин Древней Руси — это не «солдат»

Воин Древней Руси

Воин Древней Руси — это не «солдат» в современном смысле слова. Воин — это состояние души, это осознанная призванность Свыше. Современный «солдат» — безлик, безынициативен и, зачастую, бездуховен. Он — ремесленник от войны, обыватель, защищающий обывательские ценности. Его лицо скрыто под маской, а врага он видит лишь через прицел своего автомата. Он воюет, не глядя в глаза противнику, но лишь нажимая на спусковой крючок либо кнопку пульта управления каким-либо «средством массового поражения». Воинский Дух, личный героизм, который отличал Воинов Древности, ему, зачастую, просто не нужен…

Предки наши, принимая новичка в Воинскую Дружину, прежде всего подвергали его суровым испытаниям. Ведь Дружина — это как большая семья со своими особыми устоями и обычаями, с настоящими родственными отношениями, близкими и доверительными, сложившимися и укрепившимися в сражениях и ратных заботах, где все стоят друг за друга горой, где каждый готов в бою прикрыть собой спину другого, и где каждый знает, что его друг в случае необходимости поступит также.

Насильно идти в Дружину никого не заставляли. Ибо какой прок в бою от человека, которому не по Сердцу Воинская Стезя? К тому же принуждённому идти не своей дорогой — нет доверия…Поэтому перво-наперво новичок должен был иметь достойных поручителей из числа опытных воинов, уже состоящих в Дружине. А кроме того старейшины — уважаемые представители Рода, из которого приходит новый дружинник, должны были принести клятву в том, что если он погибнет в бою, то сородичи павшего воина не будут мстить за него Дружине и князю, под чьими стягами сражался их сродник…Само Воинское Посвящение происходило в несколько Кругов.Первый Круг — проверка на выносливость. Способов проверки здесь могло быть весьма и весьма много. Например, такой: на новичка надевали полное тяжёлое снаряжение (шлем, кольчуга, щит, боевой топор…) и заставляли пробежать несколько вёрст по пересечённой местности (лес со множеством упавших деревьев, поле с буераками и т.п.), а за ним по пятам пускали погоню, не дававшую ему делать передышки…Вторым Кругом была проверка на собственно воинское умение. Здесь новичка заставляли принять бой сразу с несколькими опытными дружинниками, общее число которых могло меняться. Бой вёлся как голыми руками, так и при помощи оружия. При этом смотрели, как новичок держит удары, как терпит боль, насколько он умён и изворотлив, не поддаётся ли панике и боевому безумству…Третьим Кругом была проверка Огнём — Священной Стихией, покровительствующей всему Воинскому Сословию. Здесь новичку нужно было пройти босиком по дорожке из горячих углей и при этом не обжечь себе ног. Сильные ожоги, буде таковые оставались на ногах испытуемого, говорили о его недостаточной Силе Духа и почитались как знак отвержения его самим Перуном…Если новичок проходил с честью все три Круга, в урочный день вся Дружина собиралась на капище, где волхв проводил над ним обряд Воинского Посвящения. Здесь молодому воину давалось новое имя, которое в некоторых случаях могло держаться им в глубокой тайне всю жизнь. Имянаречение сопровождалось ритуальной «смертью» посвящаемого, по нему справляли тризну и какое-то время обращались как с «умершим». После чего волхв «оживлял» его Силою Небесного Огня, когда сам Сварог — Коваль Небесный «перековывал» его Судьбу в Своей Небесной Кузне, дабы даровать посвящаемому Новую Жизнь взамен «отнятой» старой…Обряд Воинского Посвящения и принятия в Дружину назывался Обрядом Чёрного Перуна. «Чёрного» — потому, что проводился в тайне, и никто кроме священнодействующего волхва, князя и дружинников не могли на нём присутствовать. (Случайных любопытствующих могли наказать смертью.)Здесь же происходило Кровное Братание молодого воина со старыми дружинниками, и такое Братство порой почиталось выше единоутробного…

gifakt.ru

Воин Древней Руси — это не «солдат»

Воин Древней Руси — это не «солдат» в современном смысле слова. Воин — это состояние души, это осознанная призванность Свыше. Современный «солдат» — безлик, безынициативен и, зачастую, бездуховен. Он — ремесленник от войны, обыватель, защищающий обывательские ценности. Его лицо скрыто под маской, а врага он видит лишь через прицел своего автомата. Он воюет, не глядя в глаза противнику, но лишь нажимая на спусковой крючок либо кнопку пульта управления каким-либо «средством массового поражения». Воинский Дух, личный героизм, который отличал Воинов Древности, ему, зачастую, просто не нужен… Предки наши, принимая новичка в Воинскую Дружину, прежде всего подвергали его суровым испытаниям. Ведь Дружина — это как большая семья со своими особыми устоями и обычаями, с настоящими родственными отношениями, близкими и доверительными, сложившимися и укрепившимися в сражениях и ратных заботах, где все стоят друг за друга горой, где каждый готов в бою прикрыть собой спину другого, и где каждый знает, что его друг в случае необходимости поступит также. Насильно идти в Дружину никого не заставляли. Ибо какой прок в бою от человека, которому не по Сердцу Воинская Стезя? К тому же принуждённому идти не своей дорогой — нет доверия… Поэтому перво-наперво новичок должен был иметь достойных поручителей из числа опытных воинов, уже состоящих в Дружине. А кроме того старейшины — уважаемые представители Рода, из которого приходит новый дружинник, должны были принести клятву в том, что если он погибнет в бою, то сородичи павшего воина не будут мстить за него Дружине и князю, под чьими стягами сражался их сродник… Само Воинское Посвящение происходило в несколько Кругов. Первый Круг — проверка на выносливость. Способов проверки здесь могло быть весьма и весьма много. Например, такой: на новичка надевали полное тяжёлое снаряжение (шлем, кольчуга, щит, боевой топор…) и заставляли пробежать несколько вёрст по пересечённой местности (лес со множеством упавших деревьев, поле с буераками и т.п.), а за ним по пятам пускали погоню, не дававшую ему делать передышки… Вторым Кругом была проверка на собственно воинское умение. Здесь новичка заставляли принять бой сразу с несколькими опытными дружинниками, общее число которых могло меняться. Бой вёлся как голыми руками, так и при помощи оружия. При этом смотрели, как новичок держит удары, как терпит боль, насколько он умён и изворотлив, не поддаётся ли панике и боевому безумству… Третьим Кругом была проверка Огнём — Священной Стихией, покровительствующей всему Воинскому Сословию. Здесь новичку нужно было пройти босиком по дорожке из горячих углей и при этом не обжечь себе ног. Сильные ожоги, буде таковые оставались на ногах испытуемого, говорили о его недостаточной Силе Духа и почитались как знак отвержения его самим Перуном… Если новичок проходил с честью все три Круга, в урочный день вся Дружина собиралась на капище, где волхв проводил над ним обряд Воинского Посвящения. Здесь молодому воину давалось новое имя, которое в некоторых случаях могло держаться им в глубокой тайне всю жизнь. Имянаречение сопровождалось ритуальной «смертью» посвящаемого, по нему справляли тризну и какое-то время обращались как с «умершим». После чего волхв «оживлял» его Силою Небесного Огня, когда сам Сварог — Коваль Небесный «перековывал» его Судьбу в Своей Небесной Кузне, дабы даровать посвящаемому Новую Жизнь взамен «отнятой» старой… Обряд Воинского Посвящения и принятия в Дружину назывался Обрядом Чёрного Перуна. «Чёрного» — потому, что проводился в тайне, и никто кроме священнодействующего волхва, князя и дружинников не могли на нём присутствовать. (Случайных любопытствующих могли наказать смертью.) Здесь же происходило Кровное Братание молодого воина со старыми дружинниками, и такое Братство порой почиталось выше единоутробного…

taynoved.ru

от Древней Руси до наших дней — Рамблер/новости

Российскую армию ждут очередные перемены. Комитет Госдумы по обороне планирует обратиться к министру обороны Сергею Шойгу с просьбой увеличить срок службы в армии до полутора лет, мотивируя это тем, что сокращение сроков службы плохо повлияло на боеготовность вооруженных сил.

Существенные изменения отечественная армейская система претерпевала постоянно. Сокращались сроки службы, появлялись новые критерии набора в ряды защитников отечества и устанавливались различные льготы для призывников. Петровские реформы, появление воинской повинности, эксперимент с добровольным набором солдат в Красную армию и принятие закона «О воинской обязанности и военной службе» — все это формирует историю становления и развития отечественной военной системы.

Служба в Древней Руси и при Петре I  В Средние Века государство охраняло дворянство, которое несло постоянную воинскую службу. Остальное население пополняло ряды войск только в случае крайней необходимости, когда городу угрожала опасность. Позже появилась система вербовки в армейские ряды.

Службу в Древней Руси несли дружинники и представители народного ополчения. При Иване Грозном на Руси сформировались стрелецкие полки, которые получали жалование, а в свободное время могли заниматься ремеслом и торговлей.

Полкам помогали казачьи отряды, которые также получали небольшое жалование, хлеб и порох от государства, которое они защищали.

И только во времена Петра I в России появилась постоянная армия. Тогда же некоторые категории граждан начали получать освобождение от воинской службы. Например, в 1762 году эта привилегия стала распространяться на дворян, позже — на купцов, духовенство и почетных граждан. Таким образом, призывались лишь крестьяне и мещане.

Воинская повинность

Ситуация кардинально изменилась в 1874 году, когда в стране ввели всеобщую воинскую повинность. В армию начали призывать всех мужчин, достигших 21 года. Количество новобранцев определялось в законодательном порядке. Денежный выкуп утратил свою силу. Тех, кого по каким-либо причинам не приняли в армию, записывали в ряды ратников ополчения, где они состояли до 39 лет.

С 1906 года срок действительной службы в сухопутных войсках в пехоте и пешей артиллерии составлял три года. Затем солдат оставляли в запасе I разряда на семь лет, а в запасе II разряда — на восемь.

В других родах войск солдаты служили четыре года и оставались в запасе I разряда на срок до семи лет и в запасе II разряда на шесть лет. Служба на флоте составляла пять лет. После солдаты уходили в запас на три или на два года.

Отсрочки и льготы

Отсрочку от армии с 1906 года давали мужчинам, получившим травмы. Однако после выздоровления граждане вновь подлежали призыву. На два года от службы освобождались занимавшиеся устройством дел по имущественному положению. Не призывали также тех, кто получал образование. Молодые люди могли спокойно грызть гранит науки вплоть до 27-28 лет.

Также для тех, кто получал образование, сокращался срок действительной службы. Такие молодые люди служили в армии от года до двух лет.

Кроме того, льготы получали в связи с определенным семейным положением. Это, например, касалось единственных кормильцев в семье.

От военной повинности освобождались священнослужители. А доктора, лекари, ветеринары и пенсионеры академии художеств находились в запасе в течение 18 лет. Попавшие же в армию после призывного года, зачислялись в запас до 43 лет.

Армия в советскую эпоху

До принятия закона «Об обязательной военной службе» 1925 года в ряды Красной армии мужчины вступали добровольно. После красноармейцев стали призывать ежегодно на два года, а младший командный состав авиации и краснофлотцев обязали служить три года.

С 1949 года новобранцев начали призывать в ноябре-декабре. В сухопутных войсках и авиации отныне служили три года, во флоте — четыре. С 1968 года в сухопутные войска солдат вербовали на два года, во флоте — на три. Выпускники вузов без военной подготовки надевали военную форму лишь на год. Еще одно нововведение того времени — появился весенний призыв.

Армия наших дней

Всеобщую воинскую повинность отменили в 1993 году. В силу вступил закон «О воинской обязанности и военной службе», отдельные положения которого год от года претерпевали изменения и корректировались. Например, в 2006 году Госдума приняла поправки, в закон, согласно которым призванные с 2007 года были обязаны служить 18 месяцев, а призванные с 2008-го — 12. Также в стране сократилось количество военных кафедр в вузах.

Сейчас в армию призывают мужчин в возрасте от 18 до 27 лет. На воинском учете состоят все молодые люди кроме тех, кто освобожден от несения службы, проходит альтернативную службу, проживает за пределами страны или же отбывает наказание в местах лишения свободы.

Отсрочку от армии могут получить аспиранты, школьники, ученики ПТУ, техникумов, колледжей, вузов, опекуны и попечители несовершеннолетних, единственные кормильцы в семье, отцы двух и более детей, те, кто не могут нести службу по состоянию здоровья.

news.rambler.ru

5. Снабжение армии, содержание военнослужащих. Ратные подвиги древней Руси

5. Снабжение армии, содержание военнослужащих

Создавая поместное войско, наделенное земельными дачами, правительство в какой-то степени обеспечило содержание служилых людей. В походы они обязаны были подниматься за свой счет, заранее позаботившись о подготовке снаряжения и провианта («домовых запасов»). Ситуация резко изменилась после появления в составе русской армии «служилых людей по прибору», получавших из казны, помимо небольших земельных дач, кормовое, хлебное и вещевое жалованье. Содержание многочисленного войска увеличило расходы государства. В XVI в. правительство вынуждено было ввести дополнительные подати с тяглого населения, собираемые в казну на военные нужды: «стрелецкие деньги» — шедшие на содержание стрельцов, «ямчужные деньги», предназначенные для организации производства боеприпасов («ямчуг» — селитра) и «полоняничные деньги», составлявшие специальный фонд из которого выплачивался выкуп за пленных.

Русские помещики «со всей своею службой» (воеными слугами, лошадьми, оружием и припасами) выступали в поход за счет доходов с вотчин и поместий. Сигизмунд Герберштейн дал подробное описание организации походного быта московских воинов, подчеркнув их непритязательность и привычку стойко переносить трудности и лишения походной жизни. Каждый из ратников имел «в мешке, длиною в две или три пяди, толченое просо, потом восемь или десять фунтов соленой свинины; есть у них в мешке и соль, и притом, если он богат, смешанная с перцем. Кроме того, каждый носит с собою топор, огниво, котлы, или медный горшок, чтобы, если он случайно попадет туда, где не найдет ни плодов, ни чесноку, ни луку или дичи, иметь возможность развести там огонь, наполнить горшок водою, бросить в него полную ложку проса, прибавить соли и варить; довольствуясь [такой скудной] пищей, живут и господин и рабы <…> Точно так же, если у московита есть плоды, чеснок или лук, то они легко могут обойтись без всего другого».

Положение в снабжении походных ратей мало изменилось даже в конце XVI в. Вслед за своими предшественниками проблемой снабжения русской армии заинтересовался Д. Флетчер. Его записки содержат информацию, существенно дополняющую сведения Герберштейна. «Что касается до съестных припасов, — писал Флетчер, — то царь не дает никакого продовольствия ни начальникам, ни нижним чинам, и ничего никому не отпускает, кроме как иногда некоторого количества хлеба, и то на их же деньги. Каждый обязан иметь с собою провианта на четыре месяца и в случае недостатка может приказать, чтобы добавочные припасы были ему привезены в лагерь от того, кто обрабатывает его землю, или из другого места. <…> В поход они, обыкновенно, берут сушеный хлеб (называемый сухарями) и несколько муки, которую мешают с водою и таким образом делают небольшой комок теста, что называют толокном, и едят сырое вместо хлеба. Из мясного употребляют они в пищу ветчину, или другое сушеное мясо, или рыбу, приготовленные на манер голландский».

Денежное жалованье получали лишь дворяне и дети боярские, служившие полковую службу. Мелкопоместные дворяне (оклад в 20 четвертей) зачислялись в «городовую» (осадную службу), выполнявшуюся в пешем строю, и денежного жалованья не получали. Флетчер именует полковых помещиков «окладными» или «царскими» телохранителями и пишет, что «эти 15 000 всадников разделяются на три разряда или степени, отличные одна от другой как по значению, так и жалованью. Первый разряд составляют так называемые дворяне большие, или полк главных окладных, из коих одни получают сто, другие восемьдесят рублей в год, и не один менее семидесяти. Второй разряд составляют середние дворяне, или вторые по количеству их оклада. Дворянам этого разряда уплачивается по шестидесяти или пятидесяти рублей в год, и никому менее сорока. К третьему или низшему разряду принадлежат дети боярские, самые последние по окладу. Из них те, коим дается небольшое жалованье, получают тридцать рублей в год, а другие только двадцать пять или двадцать, но никто менее двенадцати. Половина жалованья выдается им в Москве, другую же получают они в поле от главного военачальника, если бывают в походе и участвуют в военных действиях. Сумма всего, выдаваемого им, годового жалованья, когда оно уплачивается им вполне, простирается до 55 000 рублей».

Обеспечение службы воинов Государева полка и городовых полков сильно разнилось. Если средний размер владений служилого человека, записанного в Боярскую книгу, был равен 324 четвертям земли, то дети боярские, числившиеся в Каширской десятне, имели в среднем только 165 четвертей земли. Денежный оклад также разнился. В Государевом полку минимальный оклад приходился на 25 статью и составлял 6 руб., тогда как служилые люди 11 статьи получали по 50 руб. (данных о жалованье воинов других статей не сохранилось). В городовых полках денежное жалованье выплачивалось в пределах от 4 до 14 руб.

Разница в обеспечении службы людей «московского чина» и городовых детей боярских сохранилась и в XVII в..

По росписи 1616 г. бояре и окольничие получали денежного жалованья от 700 руб. (боярин князь Федор Юрьевич Мстиславский) до 300 руб. (боярин Петр Петрович Головин). Поместный оклад у бояр, как правило, составлял 1000 четвертей земли. Из придворных чинов самый большой денежный оклад — 300 руб. — получал кравчий Михаил Михайлович Салтыков, самый меньший — 150 руб. — постельничий Константин Иванович Михалков. Интересно, что думный дворянин Кузьма Минин получал из казны 200 руб. жалованья (поместным окладом он был не верстан), тогда как другой думный дворянин Гаврила Григорьевич Пушкин был пожалован окладом всего в 120 руб. Стольники получали от 200 до 90 руб., стряпчие с платьем от 65 до 15 руб., московские дворяне от 210 до 10 руб. — таким окладом был наделен Роман Андреевич Вельяминов (поместный оклад Вельяминова составил 400 четвертей земли). Жильцы получали денежного жалованья по 10 руб., поместного 400–300 четвертей, городовые дети боярские — 10 руб. и 300–50 четвертей земли, новокрещены и татары — 8 руб. и 300–40 четвертей земли, поместные (верстанные) казаки — 3 руб. и 20–12 четвертей земли.

В военное время денежные выплаты служилым людям увеличивались. В декабре 1633 г. боярину С. В. Головину и дьяку М. Поздееву был дан царский наказ о раздаче денежного жалованья воинским людям. Согласно этому документу все они были разделены на 3 статьи, получившие:

1-я («большая») статья — 25 руб.

2-я («середняя») статья — 20 руб.

3-я («меньшая») статья — 15 руб.

Поместным атаманам и казакам Замосковных городов и белозерцам полагалось раздать по 20 руб.

За выказанные на службе отличия, за раны, «полонное терпенье» поместное и денежное жалованье могло быть увеличено. В одном из дошедших до наших дней официальном документе сохранилась примерный расчет дополнительного оклада, «придававшегося» дворянам и детям боярским за убитых ими во время Смоленской войны 1632–1634 гг. «литовских людей». Составители этого указа определили: воину, «на котором написано в послужном списку побитых 10 человек или болши, тем всем придачи по 50 чети, денег за семь мужиков за убитых по рублю; а на которых убитых семь мужиков, и тем семь рублев, поместной придачи 50 чети; а будет на котором написан один, поместной придачи нет, придать один рубль за один мужик».

* * *

Денежное жалованье, назначенное для выплаты стрельцам при учреждении их отрядов в 1550 г., составляло 4 руб. в год, то есть явно соотносилось с минимальным денежным окладом служилых людей «по отечеству». Городовые стрельцы получали меньше московских — по 2 руб. в год.

Еще меньшая сумма выплачивалась служилым людям «пушкарского чина». В XVI в. московские пушкари, затинщики, воротники и кузнецы получали по 2 руб. с гривною в год (как городовые стрельцы), по осьмине муки, по половине пуда соли в месяц и сукна на 2 рубля в год. Городовые пушкари довольствовались жалованьем в 1 рубль. Помимо денег им выдавалось 2 пуда соли, 12 «коробов» ржи и 12 «коробов» овса в год.

В конце XVI — начале XVII в. стрелецкое жалованье было увеличено. Московские рядовые стрельцы стали получать по 5 руб., десятники — по 6 руб. и пятидесятники — по 7 руб. Хлебного жалованья они получали соответственно 7?, 83/8 и 9 четвертей ржи и столько же овса. В городах рядовые стрельцы стали получать по 3 руб. в год, десятники — по 3 руб. 25 коп., пятидесятники — по 3 руб. 50 коп., сотники — по 10 руб. Однако не всегда денежное и хлебное жалованье выплачивалось сполна, что вызывало нескончаемый поток жалоб служилых людей. В 1592–1593 гг. при формировании гарнизона Ельца, новоприборным стрельцам и казакам было «сказано» жалованье по 3 руб. деньгами, 6 четвертей (36 пудов; 576 кг.) ржи и 6 четвертей (36 пудов; 576 кг.) овса человеку. В действительности в первый год службы елецкие стрельцы и казаки получили деньгами не более полтины, а хлебом по 2 четверти (12 пудов = 192 кг) ржи и по 2 четверти овса, а на «сто первый год» (1592–1593) им было дано лишь по четверти ржи и по четверти овса. В середине XVII в. в Кольском остроге денежный оклад рядового стрельца составлял 3 руб. 50 коп., десятника — 3 руб. 75 коп., пятидесятника — 4 руб., сотника — 12 руб., головы — 25 руб. Кроме того стрельцы получали 2 четверти ржи, 4 четверти овса и 1 четверть ячменя ежегодно. Многочисленные челобитные возымели действие, и в марте 1593 г. со вторым елецким воеводой Иваном Никитичем Мясным в город прислали жалованье, после раздачи которого жалобы прекратились. Увеличилось жалованье людей пушкарского чина. В середине и второй половине XVII в. они получали от 2 до 4,5 руб. ежегодно. В Кольском остроге денежный оклад пушкарей приравняли к стрелецкому, составлявшему 3 руб. 50 коп., однако хлебного жалованья они получали вдвое больше стрельцов. При образовании новых гарнизонов на южной границе деньги на «селитьбу» и жалованье пушкари получали одинаково со стрельцами. В 1637 г. при наборе на службу в новые крепости Усерд и Яблонов стрельцов, конных казаков и пушкарей, им выдали на год по 5 руб. каждому, хлебного жалованья пушкари и стрельцы получили по 2 четверти ржи (12 пудов; 192 кг.) и 3 четверти овса (18 пудов; 288 кг.). Самыми высокооплачиваемыми из приборных людей являлись казаки, несущие конную службу. В том же 1637 г. в Усерде и Яблонове они получили на «селитьбу» и государева денежного жалованья — по 8 руб. на год, а хлебного жалованья — 3 четверти ржи (18 пудов; 288 кг.) и 5 четвертей овса (30 пудов; 480 кг.). В 30-х гг. в Усть-Чернавском остроге новоприборным казакам выдавалось 2 руб. «на селитьбу», 3 руб. жалованья, а также 4 четверти ржи, 3 четверти овса, 1 пуд соли, а также казенное оружие и боеприпасы. В 1651 г. в Болховом ратным людям, несущим конную службу (драгунам и казакам) было выдано по 5 руб., несущим пешую службу (стрельцам, пушкарям и воротникам) — по 3 руб.

Иногда стрельцам и казакам выдавались дополнительные деньги «сверх окладов», как правило, накануне выступления их в поход. Подобный случай произошел в 1611 г. в Курмыше, где стрельцам выдали, помимо «сполна» выплаченных окладов, «по полтине человеку, а казаком по рублю, потому что конные».

Жалованье «приборным людям» выдавалось дважды в год, как правило, 25 сентября и 25 марта. Стрельцам, поступавшим на службу на «земском жалованье» в годы Смутного времени, содержание выдавалось в одном случае 28 декабря и 28 июня, в другом — 20 сентября и 20 марта. Два раза в год получали свое жалованье стрельцы, находившиеся на службе у Соловецкого монастыря. В XVII в. соловецким ратникам выплачивали деньгами 3 руб., и выдавали на каждого по 3 четверти ржи и овса хлебного жалованья, на сумму 80 коп., в ценах того времени. Прибираемым на службу в «безгосударское» Смутное время стрельцам, жалованье выплачивали посадские земские старосты. В то время оно было увеличено, хотя разнилось в каждом конкретном случае. Так, В. А. Ослопов должен был получать денежного жалованья 4 руб. 10 алтын и хлебного — 6 четвертей овса; О. И. Москвитин — 4 руб. 8 алтын 2 деньги, 6 четвертей ржи и 6 четвертей овса; И. Иванов — 4 руб. «денег с четвертью», 6 четвертей ржи и 6 четвертей овса.

Служба в учрежденных в первой половине XVII в. полках «нового строя» оплачивалась несравненно выше службы стрельцов, полковых и городовых казаков, пушкарей и затинщиков. Самое большое денежное жалованье, доходившее до 30 рублей, получали рейтары и копейщики — наиболее привилегированные воины рейтарских шквадронов. Оно уменьшалось лишь для тех записавшихся в рейтарскую службу служилых людей «по отечеству», которые продолжали владеть поместьями, как правило, на 10–35 коп. за каждый имевшийся у них крестьянский двор.

Жалованье начальных людей учрежденных в 30-х гг. XVII в. полков солдатского, рейтарского и драгунского строя первоначально было очень значительным, но затем, после окончания Смоленской войны подверглось резкому сокращению. Размеры этого секвестра позволяет установить «Память из Иноземного Приказа в Новгородскую четверть с росписанием жалованья начальным людям и урядникам солдатских полков» 1649 г. В систематизированном виде эти данные можно представить в следующей таблице:

Реальные выплаты несколько отличались от окладов, хотя правительство старалось соблюдать установленную норму. В середине XVII в. размер месячного кормового жалованья начальных людей полков «нового строя» составлял: у генералов — 90–100 руб., у полковников — 25–50 руб., у подполковников — 15–18 руб., у майоров — 14–16 руб., у ротмистров — 13 руб., у капитанов — 9–11 руб., у поручиков и полковых квартирмейстеров — 5–8 руб., у прапорщиков — 4–7 руб. Оклады начальных людей полков рейтарского строя были выше окладов военнослужащих полков солдатского строя; драгунские оклады равнялись соответственно солдатским окладам. У офицеров, поверстанных поместным окладом, как и у рейтаров-дворян, вычитали из денежного оклада суммы, соответствующие количеству бывших за ними крестьянских дворов. Обычно убавлялось по 10–35 коп. за каждый крестьянский двор, в зависимости от воинского звания и оклада.

Рядовые солдаты и драгуны получали намного меньше начальных людей, но в 2–2,5 раза больше стрельцов и пушкарей. Так, в 1638 г., во время большого засечного строительства на южных границах, при наборе в Туле в солдатскую и драгунскую службу «всяких охочих людей, которые не в службе и не на тягле», им было определено жалованье в 8 денег в день (старым солдатам, бывшим на службе под Смоленском и Можайском во время русско-польской войны 1632–1634 гг.) и в 7 денег (тем, «которые наперед сего в салдатцкой и в драгунской службе не были»). Во время Донского похода 1648–1649 гг. А. Т. Лазарева, подчиненные ему солдаты получали по 50 коп. в месяц и 1 руб. в год «на платье».

С целью обеспечения бесперебойного снабжения несущих походную службу солдат, рейтар, драгун и стрельцов продовольствием, правительство вынуждено было собирать со всех без исключения категорий населения «служилые хлебные запасы» (рожь, муку, сухари, толокно, крупы и т. п.), доставлявшиеся в порубежные города. От этой подати освобождались лишь жители «самых дальних мест», которые выплачивали стоимость ее деньгами. Мясо, соль и вино доставлялись в войска из Москвы с царского двора.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Воин Древней Руси — это не «солдат»

Bogatir-

Современный «солдат» — безлик, безынициативен и, зачастую, бездуховен. Он — ремесленник от войны, обыватель, защищающий обывательские ценности. Его лицо скрыто под маской, а врага он видит лишь через прицел своего автомата. Он воюет, не глядя в глаза противнику, но лишь нажимая на спусковой крючок либо кнопку пульта управления каким-либо «средством массового поражения». Воинский Дух, личный героизм, который отличал Воинов Древности, ему, зачастую, просто не нужен…Предки наши, принимая новичка в Воинскую Дружину, прежде всего подвергали его суровым испытаниям. Ведь Дружина — это как большая семья со своими особыми устоями и обычаями, с настоящими родственными отношениями, близкими и доверительными, сложившимися и укрепившимися в сражениях и ратных заботах, где все стоят друг за друга горой, где каждый готов в бою прикрыть собой спину другого, и где каждый знает, что его друг в случае необходимости поступит также.

Насильно идти в Дружину никого не заставляли. Ибо какой прок в бою от человека, которому не по Сердцу Воинская Стезя? К тому же принуждённому идти не своей дорогой — нет доверия…Поэтому перво-наперво новичок должен был иметь достойных поручителей из числа опытных воинов, уже состоящих в Дружине. А кроме того старейшины — уважаемые представители Рода, из которого приходит новый дружинник, должны были принести клятву в том, что если он погибнет в бою, то сородичи павшего воина не будут мстить за него Дружине и князю, под чьими стягами сражался их сродник…Само Воинское Посвящение происходило в несколько Кругов.Первый Круг — проверка на выносливость. Способов проверки здесь могло быть весьма и весьма много. Например, такой: на новичка надевали полное тяжёлое снаряжение (шлем, кольчуга, щит, боевой топор…) и заставляли пробежать несколько вёрст по пересечённой местности (лес со множеством упавших деревьев, поле с буераками и т.п.), а за ним по пятам пускали погоню, не дававшую ему делать передышки…Вторым Кругом была проверка на собственно воинское умение. Здесь новичка заставляли принять бой сразу с несколькими опытными дружинниками, общее число которых могло меняться. Бой вёлся как голыми руками, так и при помощи оружия. При этом смотрели, как новичок держит удары, как терпит боль, насколько он умён и изворотлив, не поддаётся ли панике и боевому безумству…Третьим Кругом была проверка Огнём — Священной Стихией, покровительствующей всему Воинскому Сословию. Здесь новичку нужно было пройти босиком по дорожке из горячих углей и при этом не обжечь себе ног. Сильные ожоги, буде таковые оставались на ногах испытуемого, говорили о его недостаточной Силе Духа и почитались как знак отвержения его самим Перуном…Если новичок проходил с честью все три Круга, в урочный день вся Дружина собиралась на капище, где волхв проводил над ним обряд Воинского Посвящения. Здесь молодому воину давалось новое имя, которое в некоторых случаях могло держаться им в глубокой тайне всю жизнь. Имянаречение сопровождалось ритуальной «смертью» посвящаемого, по нему справляли тризну и какое-то время обращались как с «умершим». После чего волхв «оживлял» его Силою Небесного Огня, когда сам Сварог — Коваль Небесный «перековывал» его Судьбу в Своей Небесной Кузне, дабы даровать посвящаемому Новую Жизнь взамен «отнятой» старой…Обряд Воинского Посвящения и принятия в Дружину назывался Обрядом Чёрного Перуна. «Чёрного» — потому, что проводился в тайне, и никто кроме священнодействующего волхва, князя и дружинников не могли на нём присутствовать. (Случайных любопытствующих могли наказать смертью.)Здесь же происходило Кровное Братание молодого воина со старыми дружинниками, и такое Братство порой почиталось выше единоутробного…

Кумиры Славянских Богов 240 Серебряные обереги 240 Этническая посуда 240 Натуральная косметика 240

Коментарии:

Добавить комментарий

www.rod.mk.ua

Воин Древней Руси — это не «солдат»

Bogatir-

Современный «солдат» — безлик, безынициативен и, зачастую, бездуховен. Он — ремесленник от войны, обыватель, защищающий обывательские ценности. Его лицо скрыто под маской, а врага он видит лишь через прицел своего автомата. Он воюет, не глядя в глаза противнику, но лишь нажимая на спусковой крючок либо кнопку пульта управления каким-либо «средством массового поражения». Воинский Дух, личный героизм, который отличал Воинов Древности, ему, зачастую, просто не нужен…Предки наши, принимая новичка в Воинскую Дружину, прежде всего подвергали его суровым испытаниям. Ведь Дружина — это как большая семья со своими особыми устоями и обычаями, с настоящими родственными отношениями, близкими и доверительными, сложившимися и укрепившимися в сражениях и ратных заботах, где все стоят друг за друга горой, где каждый готов в бою прикрыть собой спину другого, и где каждый знает, что его друг в случае необходимости поступит также.

Насильно идти в Дружину никого не заставляли. Ибо какой прок в бою от человека, которому не по Сердцу Воинская Стезя? К тому же принуждённому идти не своей дорогой — нет доверия…Поэтому перво-наперво новичок должен был иметь достойных поручителей из числа опытных воинов, уже состоящих в Дружине. А кроме того старейшины — уважаемые представители Рода, из которого приходит новый дружинник, должны были принести клятву в том, что если он погибнет в бою, то сородичи павшего воина не будут мстить за него Дружине и князю, под чьими стягами сражался их сродник…Само Воинское Посвящение происходило в несколько Кругов.Первый Круг — проверка на выносливость. Способов проверки здесь могло быть весьма и весьма много. Например, такой: на новичка надевали полное тяжёлое снаряжение (шлем, кольчуга, щит, боевой топор…) и заставляли пробежать несколько вёрст по пересечённой местности (лес со множеством упавших деревьев, поле с буераками и т.п.), а за ним по пятам пускали погоню, не дававшую ему делать передышки…Вторым Кругом была проверка на собственно воинское умение. Здесь новичка заставляли принять бой сразу с несколькими опытными дружинниками, общее число которых могло меняться. Бой вёлся как голыми руками, так и при помощи оружия. При этом смотрели, как новичок держит удары, как терпит боль, насколько он умён и изворотлив, не поддаётся ли панике и боевому безумству…Третьим Кругом была проверка Огнём — Священной Стихией, покровительствующей всему Воинскому Сословию. Здесь новичку нужно было пройти босиком по дорожке из горячих углей и при этом не обжечь себе ног. Сильные ожоги, буде таковые оставались на ногах испытуемого, говорили о его недостаточной Силе Духа и почитались как знак отвержения его самим Перуном…Если новичок проходил с честью все три Круга, в урочный день вся Дружина собиралась на капище, где волхв проводил над ним обряд Воинского Посвящения. Здесь молодому воину давалось новое имя, которое в некоторых случаях могло держаться им в глубокой тайне всю жизнь. Имянаречение сопровождалось ритуальной «смертью» посвящаемого, по нему справляли тризну и какое-то время обращались как с «умершим». После чего волхв «оживлял» его Силою Небесного Огня, когда сам Сварог — Коваль Небесный «перековывал» его Судьбу в Своей Небесной Кузне, дабы даровать посвящаемому Новую Жизнь взамен «отнятой» старой…Обряд Воинского Посвящения и принятия в Дружину назывался Обрядом Чёрного Перуна. «Чёрного» — потому, что проводился в тайне, и никто кроме священнодействующего волхва, князя и дружинников не могли на нём присутствовать. (Случайных любопытствующих могли наказать смертью.)Здесь же происходило Кровное Братание молодого воина со старыми дружинниками, и такое Братство порой почиталось выше единоутробного…

Кумиры Славянских Богов 240 Серебряные обереги 240 Этническая посуда 240 Натуральная косметика 240

Коментарии:

Добавить комментарий

www.rod.mk.ua