Вопрос 2. Итоги развития обществ Азии в древности. Экономика древней азии
Экономика Китая и Индии (с древнейших времен до 19 века) . Азиатский способ производства.
а Экономика Древнего Китая. Древнейшим китайским рабовладельческим образованием было государство Шан-Инь (XVIII-XII вв. до н. э.) со слаборазвитым хозяйством и преобладанием охоты и рыболовства. В эпоху Хань значительно расширилась внешняя торговля с другими государствами. Так, со II в. до н. э. китайцы проникли далеко на запад, вплоть до средней Азии. Вывозили из Китая преимущественно шелк, парчу, изделия из белой керамики и лакированные изделия, а ввозили металлы, стекло, пестрые ковры, лошадей, верблюдов. Экономика в эпоху раздробленности. В истории Китая рубеж Древности и Средневековья приходится на I—III вв. Ранний феодализм вошел в историю как время Троецарствия. На юг страны было переселено свыше миллиона самых богатых и образованных конфуцианцев. Места переселения представляли собой почти не освоенные плодородные долины, на которых новые хозяева стали выращивать рис. Наряду с развитием земледелия на южных землях начинают строиться города, развиваться ремесла, торговля и товарно-денежные отношения. Экономика Китая в Имперский период (конец VI-XIII вв.). Принципом его политики было обеспечение каждого пахаря земельным наделом. В связи с увеличением размеров наделов существенно возросли количество и размеры возделываемых земель. Восстановлены были круговая порука, ответственность каждого за выплату налогов и других повинностей. Это способствовало развитию и усложнению инфраструктуры: прежде всего, развивались города, где процветали торговля, ремесла, строительство. Развивалось также казенное ремесло. В связи с ростом городов быстро развивается разделение труда. С созданием рисового пояса на юге Китая большую роль в экономике страны стало играть ирригационное хозяйство, служившее также защитой от рек (особенно Хуанхэ), периодически выходивших из берегов и затоплявших территорию страны. Минский Китай. Первый император этой династии взял под строгий контроль центральной власти всю систему аграрных отношений. Все крестьяне получили землю, безземельные были переселены на пустующие земли, были созданы китайские налогово-земельные реестры. Налоги были умеренные, а многие дворы от них были вообще освобождены. Частных владений в начале правления династии Мин было немного. Такая аграрная политика способствовала созданию сильного государства. В целом экономика при Минах достигла высокого развития. Однако с конца XV в. Китай вступил в период затяжного кризиса. Он начался с аграрного сектора, где возросло количество безземельных крестьян, земли которых поглощали богатые помещики. Государство Цин. Правители государства Цин проводили политику изоляции Китая от внешнего мира. Европейская колонизация почти не затронула империю. В первые два столетия цинской династии Китай, закрытый от повседневных контактов с внешним миром, проявлял себя как сильное независимое государство, осуществляющее экспансию во всех направлениях. В течение двух веков территория империи Цин увеличилась более чем вдвое. Важно отметить при этом, что Цинская империя - не Китай: последний был лишь одной из ее частей. К концу XVIII века торговля империи Цин с внешним миром вновь начала расширяться. Китайский шёлк, фарфор, чай и другие товары пользовались большим спросом в Европе, но китайцы отказывались что-либо покупать у европейцев, так что тем приходилось платить серебром за китайские товары. Тогда англичане начали ввозить в Китай опиум и вскоре приобщили к курению опиума местное население. Ввоз опиума постоянно возрастал и стал подлинным бедствием для страны, что привело к серии Опиумных войн в середине XIX века. Поражение в этих войнах привело к постепенному превращению Китая в фактическую полуколонию европейских держав. Экономика Древней Индии. Основным занятием населения было земледелие. Выращивались пшеница, ячмень, овощи. С V тыс. до н. э. здесь стали культивировать хлопок, с IV тыс. до н. э. — сахарный тростник. Земледельцами были свободные общинники, с которых взимались в пользу царя натуральные налоги. В хозяйстве царя, храмов, крупных землевладельцев применялся труд рабов. Высокого уровня достигли ремесла. Добывались медь, олово, свинец, золото и серебро. В середине II тыс. до н. э. древние государства Индии были покорены племенами ариев. Арии были кочевниками, скотоводами, которые в поисках новых пастбищ захватили сначала долину Инда, а затем и Ганга. Они разрушили древние города. Культура земледелия также пришла в упадок. Главным видом деятельности долгое время было кочевое скотоводство. Со временем арии стали заимствовать у коренного населения культуру земледелия. Земля находилась во владении общин. По мере имущественного расслоения в общинах появилось право частного владения землей. Войны давали военнопленных, которые становились рабами и трудились у зажиточных членов общин. Главным занятием населения было сельское хозяйство. Сохранились сельские общины. Общинники несли в пользу царя трудовые и платили натуральные налоги. Но с развитием имущественного расслоения в общинах все большая часть общественной земли сосредотачивается в руках богатых людей, а бедняки вынуждены брать у богатых земли в аренду. Земельные участки стали продавать, дарить, сдавать в аренду. В стране стал выращиваться рис. Появилось шелководство, хлопководство. С развитием производительных сил в стране вновь стали возрождаться ремесла. Ремесленники стали специализироваться по видам ремесел, объединяться в будущие цеха и гильдии. Наиболее быстрыми темпами развивалось ткачество. Развивались металлообработка и деревообработка. Экономика Индии на раннем этапе феодализма. Темпы развития феодализма в различных частях страны были неодинаковы, поскольку племена и народности, населявшие Индию в VI в., находились на разных уровнях экономического развития, и политическая власть на Севере и Юге страны была неустойчива. На весь мир славилось ювелирное, ткацкое индийское ремесло. Торговлей индийские города были связаны с многими странами мира. Особенностью средневековых индийских городов был их аграрный характер. Несмотря на строго централизованное хозяйство, в стране постепенно начинают развиваться товарно-денежные отношения. В денежную форму была переведена часть оброка. В основном товарно-денежные отношения развивались в крупных городах. Экономика Индии в эпоху Могодьской империи (XVI-XVIII вв.). С 1526 по 1707 гг. на территории Индии существовала Империя Великих Моголов. При Шер-шахе в Индии было проложено несколько магистральных дорог, соединивших Дели с Бенгалией, Индом и т.д. При нем были проведены важные экономические преобразования: начато составление генерального кадастра земель, установлен в 1/3 средний размер ренты-налога, упорядочен характер землевладения военачальников. В империи Моголов существовали две формы государственной собственности на землю: государственный фонд, к которому относились все завоеванные земли, и пожалованные земли, в обмен на которые получившие обязывались поставить в армию правителя определенное количество воинов. В империи Моголов существовала также частная собственность на землю: собственность местных князей и предводителей племен. Около 3% всех земель находилось в собственности мусульманского духовенства и индуистских храмов. Существенное место в экономике Индии в XVI—XVII вв. занимала внешняя торговля. Развивалась также внутренняя торговля, которую вели как крупные купцы, так и лотошники. Развивающееся ростовщичество вместе с развитием внутреннего рынка способствовало объединению страны, состоявшей из множества племен, каст, народностей, религий. Государство вводит единые меры и денежные единицы. С ростом торговли и ремесел растут города, а с ростом городов развиваются торговля и ремесла. Постепенно формировался общеиндийский рынок, укреплялись экономические связи между городами и районами страны.
Азиатский способ производства. Для азиатского способа производства характерны: слабое разделение труда; самообеспечиваемость общин; отсутствие частной собственности на средства производства; неразвитая торговля и политическая деспотия как особый тип монархической формы правления. Азиатский способ производства строится на эксплуатации не рабов, а общинников: рабство в нём сохраняет патриархальный характер. При азиатском способе производства можно выделить два важнейших класса: крестьянство и бюрократию. Крестьянство формально свободно, но невозможность продажи земли и некоторые повинности в пользу государства напоминают феодальную зависимость. Количество рабов очень мало, их используют в качестве слуг. Ремесленников и купцов также мало, к тому же торговля менее развита по сравнению с рабовладельческим строем. Закрепленного законом или религией жесткого наследственного сословного или кастового деления нет. Характерна также наследственная монархия с неограниченной властью монарха. Для азиатского способа производства характерно наличие крупных сооружений, которые в докапиталистическую эпоху невозможно было создать без участия государства.
studfiles.net
Вопрос 2. Итоги развития обществ Азии в древности. — МегаЛекции
Развитие Азии в древности демонстрирует становление черт, которые будут отличать неевропейское общество весь последующий период. Эти фундаментальные особенности важны и сегодня для понимания перспектив будущего Азиатского региона.
Общие черты развития древневосточных азиатских обществ. Первые древние цивилизации заложили основу для становления традиционных институтов азиатского общества: земледельческая община, государство, государственная собственность.
Земледельцы имели наследственно гарантированное право и обязанность обработки земли и использования нужных им ресурсов, от воды и пастбищ до леса, рыбы, дичи и т.п. В то же время право владения и распоряжения землей и ресурсами, постепенно трансформировалось в право собственности (власти-собственности). Оно находилось в руках оторванного от производства пищи аппарата власти. Его проявления - от храма до государства.
Материальным выражением признания этого права являлась выплата коллективом производителей избыточного продукта представителям власти. Эти выплаты могли иметь различную форму, но в любом случае представляли собой ренту-налог, за счет редистрибуции (перераспределения) которой только и могло существовать неевропейское государство.
Государство в Азии, на Востоке, подчиняло общество, стояло над ним.
Древнее общество состояло как из земледельцев, так и из ремесленников, жрецов, администраторов, воинов, необходимой сферы обслуживания (слуги и рабы) и т.п. Каждая из этих категорий лиц делала свое дело и была необходима для нормального функционирования усложненного общества и государства. Каждая из них вносила свой вклад в существование такого общества и каждая получала за это необходимые средства для существования.
Процесс приватизации внес немало изменений в экономику древних обществ. Наряду со старыми формами ведения хозяйства появились новые, принципиально иные, основанные на частной собственности и рыночном обмене, знакомые с товарно-денежными отношениями и способствовавшие обогащению отдельных лиц и групп населения. Например, частная земельная аренда, наемный труд, работа ремесленников, на рынок и на заказ, купля-продажа, ростовщичество, долговая кабала и т.п.
Основной сферой новой формы хозяйства стал город – средоточие ремесла и торговли, место обитания богатых к знатных, причастных к власти.
В результате сложения первых очагов урбанистической цивилизации и последующего достаточно быстрого процесса формирования протогосударств и ранних государств, укрупнения социальных организмов за счет усложнения их внутренней структуры появился новый тип общества.
В этом обществе были сформировались новые социальные слои. Важнейшими принципами принадлежности к тому или иному социальному слою были места в структуре власти, формы деятельности и способ получения средств для существования. Именно так обособлялись слои земледельцев и ремесленников, администраторов, жрецов и воинов.
Обычно такого рода группы были замкнутыми наследственными корпорациями, в пределах которых опыт, навыки и тайны ремесла передавались от поколения к поколению. В условиях отсутствия гражданского общества для подавляющего большинства населения корпорация была определенной гарантией от произвола, защитой нормального существования.
Одной из социальных категорий были рабы. В древних обществах Азии рабство было патриархальным. Главным было то, что раб – это не свой, а чужой и именно в силу этого он бесправен, т.е. не может претендовать на ту сумму прав, тот объем социальных гарантий, которые являются неотъемлемым достоянием всех своих просто потому, что они свои.
Высокое и общепризнанное социальное положение могла дать индивиду только причастность к власти. Именно тогда перед ним открывались широкие возможности обзавестись имуществом, стать крупным землевладельцем и даже оказаться процветающим частным собственником. Каждый причастный к власти всегда отчетливо сознавал, сколь многое значит для него должность.
Но интересы государства, аппарата в целом, были иные: не следует поощрять чересчур энергичное развитие частнособственнического сектора, так как это наносит ущерб казне и тем самым подрывает основу, на которой зиждится структура в целом во главе с тем же самым аппаратом.
Поэтому интересы государства тесно переплетались с интересами личности как представителя аппарата и решительно преобладали над интересами этой же личности как собственника, даже если речь идет о самом высокопоставленном должностном лице.
Для восточных азиатских структур с характерным для них второстепенным и подчиненным положением частного собственника и всесилием государства, господством аппарата власти главным было стремление к внутренней устойчивости и явно отрицательное отношение к любым переменам и нововведениям.
Повсюду, где товарно-денежные рыночные отношения и частнособственническая активность приобретали заметные размеры и начинали активно воздействовать на общество, государство рано или поздно вмешивалось в сложившуюся ситуацию и решительными административными мерами изменяло ее в свою пользу.
Таким образом, в основе исторического процесса в азиатском регионе как части традиционного Востока с древности лежало отчетливо выраженное стремление к консервативной стабильности.
Конечно, общества Азии не стояли на месте. Они медленно, но поступательно развивались. Однако развитие это было не линейным, а цикличным. Структура сама отвергала те инновации, которые могли бы угрожать ее консервативной стабильности, ее стремлению к самосохранению. Отбирались и адаптировались лишь те новшества, которые соответствовали нормам корпоративной этики и интересам государства.
Главной особенностью динамики исторического процесса на Востоке, в Азии, было то, что она не вела к радикальным структурным переменам.
Уходящая древность передала главные особенности развития азиатского общества средневековью, которое продемонстрировало их существование в новых условиях.
Особенности развития регионов Азии. Азиатский регион – сосредоточение первых цивилизаций мира, каждая из которых имела свои особенности. Древность – особый период в их развитии, заложивший основу для существования последующих поколений. Что же отличает и что сближает Месопотамию, Западную Азию, Индию и Китай?
Древнейшие цивилизации Азии были созданы народами самой различной расовой и языковой принадлежности. Эти народы в силу различных случайных обстоятельств оказались «в нужное время в нужном месте». Они поселились на плодородных землях умеренного субтропического пояса (главным образом в аллювиальных и лёссовых долинах великих рек) именно тогда, когда были уже освоены и распространились основные приемы производящего хозяйства - земледелие, животноводство, производство керамики, ткачество, металлургия. Ни один народ не упустил представившихся возможностей, сумев создать ирригационное земледелие, разделение труда и политические структуры.
Любая культура - это результат сложного взаимодействия культур-предшественниц, саморазвития и непрерывного культурного обмена с культурами-современницами: «чистых» культур, как и «чистых» рас, не бывает. Культурная же изоляция, подобно изоляции биологической, но в гораздо более короткие сроки, ведет к вырождению культуры.
Западная Азия и в первую очередь Двуречье, долина Тигра и Евфрата, в низовьях которой возникла шумерская цивилизация, всегда была открыта внешним влияниям и воздействиям и умела извлекать из всего этого несомненную пользу для себя. Сюда стремились и здесь укоренялись многочисленные этнические группы, постоянно смешивавшиеся друг с другом. Отсюда открывались торговые пути во все стороны. Здесь был мощный генератор новых идей и технологических новшеств. Нет сомнения, что все это сыграло важную роль в деле ускорения темпов развития этого региона.
Именно в Западной Азии, имевшей более выгодные условия для ускоренного развития вследствие постоянных контактов с соседями и обмена нововведениями, чаще, нежели в других древних очагах мировой культуры, возникали новые идеи и совершались важные открытия едва ли не во всех областях производства и культуры. Гончарный круг и колесо, металлургия бронзы и железа, боевая колесница как принципиально новое средство ведения войн, различные формы письма (от пиктограмм до алфавита) – все это и многое другое генетически восходит именно к Западной Азии.
Через посредство народов Западной Азии нововведения со временем становились известными в остальном мире, включая и иные очаги первичной цивилизации.
Ускоренные темпы эволюции и технического прогресса сыграли свою роль в том, что именно в государствах Двуречья ранее всего дал знать о себе процесс приватизации. Именно в Западной Азии этот процесс достиг наивысшего для древневосточных обществ уровня, проявившийся в структурах Финикии и Вавилона, где степень частнособственнической активности намного вышла за пределы обычной для неевропейских обществ нормы.
Высокие темпы приватизации и развития общества Вавилонии вызвали к жизни исключительные в своем роде и до известной степени защищавшие частнособственническую активность правовые нормы типа законов Хаммурапи. И хотя те же законы с гораздо большей силой ограничивали произвол собственника в интересах государства, они сыграли определенную роль в том, что именно в Западной Азии централизованная администрация была вынуждена в большей степени, чем где-либо, считаться с частными собственниками.
Да и сама эта администрация, временами опиравшаяся на серьезную силу, отличалась не слишком большой степенью сакрализации: хотя правители Западной Азии нередко обожествлялись, уровень их обожествления был в целом намного ниже того, что был характерен для Китая.
Все эти особенности, да еще в сочетании с политическим полицентризмом и этнической мозаикой древней Западной Азии, обусловили не только сравнительную неустойчивость здесь централизованной администрации, но и явственную тенденцию к частой смене политически господствующих этносов, а затем и «мировых» держав.
И это тоже один из важных показателей более низкого уровня консервативной стабильности Западной Азии и большей открытости ее для изменений. В этом смысле западно-азиатский регион стоял ближе других к античному миру.
Хотя нельзя забывать, что для великого эксперимента Александра и практики эллинизма близости к античному миру было достаточно, но для «европеизации» Западной Азии или хотя бы плодотворного синтеза западноазиатской и европейско-античной структур – совершенно недостаточно. Исламизация западно-азиатского региона в исторически кратчайший срок наглядно подтвердила, что фундаментальные основы восточной структуры и после тысячелетнего эксперимента оказались практически непоколебленными.
Утверждение о прочности, фундаментальности восточных структур еще более наглядно при рассмотрении развития очагов восточно-азиатских древних цивилизаций, которые не отличались заметной открытостью к инновациям и развивались преимущественно за счет собственных внутренних потенций, в отличие от западно-азиатских.
Говоря о Китае, следует отметить, что в силу ряда существенных причин, к числу которых следует отнести большую этническую однородность, исторически сложившуюся и устойчивую тенденцию к слиянию политико-административной власти с религиозно-этическим авторитетом, да и еще ряд важных факторов, государство здесь было много более устойчивым, чем в Западной Азии.
Политическая администрация была незыблемой и, главное, почти автоматически регенерировала после катаклизмов очередного цикла, а величие обожествленного правителя (сына Неба или сына Солнца), выступавшего в функции связующего единства и первосвященника, считалось несомненным и неоспоримым.
Соответственно очень большую роль в Китае играли отношения централизованной редистрибуции (перераспределения) и тотальный контроль над населением, с массовым привлечением его к исполнению многочисленных и тяжелых трудовых повинностей. И наоборот, частнособственническая активность была существенно ограничена и находилась под строгим надзором властей, не говоря уже о том, что вся правовая система – точнее, официально фиксированная система правительственных регламентаций – была отчетливо сориентирована на защиту интересов всесильного государства.
Индию с западно-азиатскими обществами сближает большая роль внешних воздействий. Та цивилизация, которая наложила основной отпечаток на судьбы Индии, сложилась в результате миграции ариев, западно-азиатского народа, одного из тех, что внесли немалый вклад в развитие западно-азиатского очага цивилизации. (Хотя и в Китае оно ощущалось в Инь-Чжоу). Арийские волны принесли в древнюю Индию очень многое из того, чем к тому времени уже обладала западно-азиатская культура, а с древними иранцами индийские арии были даже близкими родственниками.
Есть и нечто общее у Индии и с китайскими очагами цивилизации – относительная замкнутость и изолированность, явная тенденция к устойчивой консервативной стабильности. Больше того, эта тенденция в условиях миграции и завоевания чужих земель, оттеснения аборигенов и нежелания этнически смешиваться с ними (обстоятельство, совершенно чуждое и Западной Азии, и Китаю) привела к гипертрофированию упомянутой стабильности, что и нашло свое отражение в возникновении и со временем все большем укреплении системы варн, а затем и каст.
Но есть между Индией и другими очагами древней цивилизации и существенное, в некотором смысле кардинальное различие: для всей истории Индии с прихода туда ариев и вплоть до вторжения в нее воинов ислама характерны слабая политическая власть, неустойчивое государство, аморфная политико-административная структура.
Обратив внимание на различия древнейших обществ Азии, следует еще раз остановиться на общих моментах и расширить некоторые из них.
В экономической сфере эпоха древности – становление государственной собственности, не допускающей чрезмерного развития часнособственнических отношений, принимающей их лишь в рамках своей пользы. На месте скромных поселений появляются великолепные многолюдные города, поражающие воображение монументальными постройками.
В социально-политической сфере итоги развития периода древности будут представлены многочисленными структурами, прошедшими путь от ранних протогосударственных образований до мировых империй с их нивелировкой человека, разветвленным бюрократическим аппаратом, всевластием чиновничества, появлением государства-класса, стоящего над обществом.
За тысячелетия общество эпохи древности проделало огромный путь: от общины, объединявший родственников, и от общинно-гражданского общества до сложной иерархической системы полиэтнических имперских образований, где все - подданные.
«Мировые империи» - это создание последних веков древности перед грядущим средневековьем. Они объединяли в своем составе самые разнообразные и находящиеся на различных уровнях социального развития этносы и экономические регионы.
При достаточно долгом существовании империи ее составные части выравнивались в экономическом отношении и из партнеров превращались в соперников, что вело к распаду империи (до такого естественного конца дожила лишь Римская империя). Империю могла ждать и другая опасность. «Варварская» периферия время от времени выплескивала из себя орды завоевателей, разрушавших или потрясавших до основания старые империи. Но эта же угроза со стороны «варваров» могла послужить и к укреплению имперской идеологии с резким противопоставлением империи остальному миру, особенно при отсутствии рядом соперничающей империи (так было в Китае).
Империи (например, Китайская) испытывали на себе удары мощных народных восстаний, вносивших свой вклад в последний кризис древнего общества.
Проявлениями этого кризиса явились с одной стороны, упадок старинных городов и вообще городской жизни, а с другой - возникновение слоя служилой (в том числе военной) знати, обладающей (при самом разнообразном юридическом оформлении) крупными земельными владениями. Под ее властью оказывается все большая часть земледельческого населения, ранее зависевшего непосредственно от государства.
Опираясь на свое богатство, могущество и административную власть, эта новая знать постепенно узурпирует также и часть прерогатив государства, прежде всего судебную власть.
Новые религиозно-философские учения, к которым власти прежде относились подозрительно или прямо враждебно, претерпев значительную трансформацию, оказываются удобным и важным орудием для закрепления существующего порядка.
Особенности принципов духовной жизни древней Азии. Какие изменения произошли в духовной сфере древнего общества?
Человек древности принимал мир таким, каков он есть, со всем его добром и злом, этическое начало в религиях ранней древности практически отсутствовало. Лишь очень немногие осмеливались выразить сомнение в правильности общественного устройства. В представлении древнего человека боги были могущественны (хотя и не всемогущи), жестоки и капризны. Они могли наслать на человека тяжкие бедствия за неведомую ему самому провинность, а то и просто так. Единственной защитой были строгое соблюдение ритуалов, жертвоприношения, молитвы, заклинания.
Человек древности не сомневался в существовании богов. Должны были пройти тысячелетия, прежде чем накопленные знания привели к возникновению первых нерелигиозных объяснений мира. Это случилось лишь в поздней древности.
До тех пор исходный пункт у науки и у религии был один: видимый мир представляет собой не хаос случайных явлений, но подчиняется некоему порядку. Расхождение начинается дальше - в объяснении, откуда возник и как поддерживается этот порядок. Религия утверждает, что миром управляет сознательная воля неких могущественных существ (не «сверхъестественных», ибо человек древности не различал «естественное» и «сверхъестественное»), чьи намерения и конечные цели непостижимы.
Наука же опирается (поначалу неосознанно) на представление о порядке, внутренне присущем миру, о законах природы, которые можно обнаружить, понять и использовать. Еще не скоро должна была появиться догадка, что эти две точки зрения вряд ли совместимы. Наука и религия долгое время широко сосуществуют, и лишь в поздней древности начинают «ссориться».
Выяснив взаимоотношения религии и науки, ответим на вопрос: как соотносились многочисленные религии древности друг с другом и что было для них характерно?
Отличительными чертами всех религий ранней древности являются, во-первых, многобожие и, во-вторых, полное отсутствие религиозной вражды.
В представлении древних, каждая страна, каждый город, каждое племя имеют местного бога - хозяина, а сверх того - еще великое множество богов, от самых важных, до самых незначительных.
Верховный бог у каждого народа считался также творцом и владыкой всего мира. Это, однако, не приводило к распрям. Дело в том, что «функция» богов у различных народов более или менее совпадала. Боги были олицетворением космических и стихийных сил - Земли, Неба, Солнца, Луны, грозы, моря и т.п., а также и частных явлений природы и факторов жизни общества - растительности, рек, плодородия, любви, войны, ремесла, имущества и т.п. То есть, это были одни и те же боги, только называемые разными именами. Так их в древности и воспринимали.
Каждый человек поклонялся своим богам, но, приехав в чужую страну, приносил жертвы в местных храмах, в первую очередь - богу-«хозяину» этих мест. Это правило нередко соблюдалось даже при военных походах. Так, вторгшиеся в Грецию персы совершили жертвоприношение местным богам. При этом и обряды оказывались нередко сходными или даже одинаковыми.
Если же где-либо обнаруживался бог, не похожий ни на одного из известных приезжему, это тоже его ничуть не смущало: да, существует великое множество богов, нет ничего удивительного в том, что данного бога он встречает впервые. Надо и ему помолиться - вдруг да поможет!
Отождествление богов принимало все более широкие масштабы по мере увеличения контактов между народами. Так, античный Аполлон отождествляется с иранским Митрой, финикийский Эл - с античным Кроном и хеттским Кумарби,- античный Уран - с месопотамским Ану, библейский Яхве - с зороастрийским Ахура-Маздой и т.п.
В то же время многие народы усваивают чужих богов, чья «функция» представляется почему-либо особенно важной (если, разумеется, нет своего соответствующего бога). Например, хетты поклонялись хурритским богам (например, Тешубу, позднее отождествленному с античным Зевсом) и богу Элкуиирсе, позаимствованному у ханаанеев (его имя - Эл-коне-эрец - означает по-финикийски «Эл творец Земли»).
Взаимопроникновение религий путем отождествления и заимствований сопровождалось унификацией соответствующих обрядов и мифов. Все это облегчалось еще одним важным обстоятельством: религии ранней древности не знают «священного писания», т.е. какого-то обязательного канона религиозных текстов, исключающего все чужеродное.
Синкретизм особенно характерен для поздней древности.
Синкретизм - полное слияние религий
Ранняя древность не знала попыток обращения других народов «в свою веру» - ни посредством религиозной проповеди, ни тем более посредством насилия. Если два человека поклонялись разным богам, то они не считали друг друга нечестивцами, нечестивцем мог считаться лишь тот, кто не поклоняется никакому богу
Завоеватели никогда не пытались навязывать побежденным своих богов или подавлять местные культы. Они либо полностью усваивали эти культы, забыв или почти забыв свои собственные, либо, по меньшей мере, относились к культам покоренных народов с полным уважением.
Религиозная нетерпимость возникает лишь с появлением догматических религий - позднего иудаизма, христианства, позднего зороастризма, ислама. Произошло это на исходе древности.
Именно тогда вопрос «како веруеши?» выдвигается в человеческих взаимоотношениях на одно из первых мест. Приверженцы каждой из этих религий полагают, что есть только один «истинный» Бог (т.е. их собственный), а приверженцы иных богов поклоняются «идолам» и являются приспешниками зла или, в лучшем случае, заблудшими. Их надлежит обращать на путь истинный - добром или силой.
Мало того, еретик, т.е. человек, в целом принимающий данную религию, но в деталях отклоняющийся от предписаний догмы, считается теперь более опасным, чем иноверец: последнего до известной степени извиняет его «невежество». Войны во имя «истинной веры» заливали мир кровью более тысячи лет.
Возникновение этических религий (религий спасения) было громадным достижением человеческого духа, настоящим переворотом в мировоззрении и мироощущении древнего человека, переворотом необходимым и неизбежным. Но этические религии не зря называются также и догматическими. Новая этика, к сожалению, принесла с собой таких спутников, как ханжество, фанатизм, нетерпимость - черты, религиям ранней древности не присущие.
У человека ранней древности осознание своей национальной или, вернее, этнической принадлежности либо вообще отсутствовало, либо было очень смутным. Решающей для него была принадлежность к определенной общине, во вторую очередь - к определенному племени.
Группа племен, наконец, могла иметь предания о происхождении от общего предка в неопределенно «давние» времена. Но на первом месте, как уже сказано, был общинно-гражданский коллектив только что возникшего государства. Только на общину распространялся патриотизм древнего человека.
Для ранней древности характерно превращение войн, ранее вспыхивавших лишь от случая к случаю, в постоянный фактор жизни общества: каждая община стремилась увеличить свое благополучие за счет захвата земель, имущества и рабов у своих соседей. Поэтому естественным врагом был сосед, а естественным союзником - сосед соседа, независимо от их этнической принадлежности.
Шумеры, например, вместе с этнически неродственными им аккадцами в древней Месопотамии имели общее самоназвание «черноголовые», общую культуру, общий пантеон и общий культовый центр в Ниппуре. Но месопотамские города-государства тоже беспрерывно воевали между собой, а, объединяясь в союзы, делали это отнюдь не по этническому признаку.
Для древнего общинника каждый чужак был, разумеется, потенциальным врагом, но не в силу принадлежности к иному этносу, а в силу принадлежности к иной общине.
Зато ранняя древность не знает чувства национального превосходства, отношения к чужим народам как к «худшим», «низшим», пренебрежения или враждебности к чужой культуре. Это обстоятельство имело важное значение: все народы с легкостью и готовностью перенимали друг у друга культурные достижения, чем ускорялся прогресс человечества в целом. Именно так распространялись по всему свету лук и колесо, гончарный круг и ткацкий станок, приемы добычи, выплавки и обработки металлов и т.п.
Клинопись, изобретенная шумерами, была перенята и приспособлена для неродственных шумерскому эламского, аккадского, эблского, хеттского, протохеттского, хурритского, урартского и других языков.
Культурный синкретизм, т.е. образование «надэтнических» культур, - характерная черта этого периода. Так в создании культуры древней Месопотамии - одной из колыбелей человеческой цивилизации - приняли участие по меньшей мере четыре разных неродственных этноса - прототигрийцы (древнейшее население долины Тигра), шумеры, аккадцы и, позднее, хурриты - и в дальнейшем еще два этноса, родственных аккадцам, - амореи и арамеи. А влияние этой культуры распространилось на всю Переднюю Азию.
Античная культура в VI-IV вв. до н.э. охватывала Балканский и Апеннинский полуострова, но влияние ее (еще до похода Александра Македонского) простиралось на запад до Испании, а на востоке - в Малую Азию. Возникшая же после походов Александра культура эллинизма достигла Северной Индии и Средней Азии и впитала в себя множество местных культур.
Все это, разумеется, было возможно только при отсутствии ксенофобии, при готовности воспринимать культурные достижения, откуда бы они ни пришли.
И действительно, хотя древность была временем почти непрерывных войн, это не порождало взаимной ненависти.
Так, в огромной месопотамской литературе практически нет (за редчайшим исключением) брани по адресу того или иного народа, даже исключительно враждебного и опасного, например эламитов. Единственное, что можно в ней обнаружить, - это некоторое чувство превосходства городских жителей по отношению к кочевникам и горцам, т.е. «варварам».
Впрочем, и в устах греков это слово поначалу не имело обидного смысла: так обозначались народы, говорившие на непонятных грекам языках. Уважительное отношение к чужим обычаям, религиям, культуре хорошо заметно в книге знаменитого греческого историка Геродота, посетившего множество стран Востока вскоре после окончания греко-персидских войн. В ходе этих войн Греция понесла значительный урон, но и по отношению к персам мы находим у Геродота все ту же доброжелательную объективность.
Национальная рознь, подобно розни религиозной, возникает лишь в поздней древности, когда создаются первые империи. Если до этого существовало и повсеместно признавалось лишь различие между свободными и рабами, то теперь возникает различие между самими свободными в пределах одного государства, различие между полноправным гражданином и подданным, т.е. различие между привилегированным меньшинством (завоеватели) и более или менее бесправным большинством (завоеванные).
Разумеется, это находит свое отражение и в социальной психологии: на одном полюсе возникают национальное чванство, имперская психология, на другом - чувство национальной ущемленности, горечи, обиды.
Эти новые представления о «неодинаковости» народов вызвали своего рода цепную реакцию и охватили народы, не входящие в империи. Войны и имперские амбиции получают теперь новое идеологическое обоснование. Возникают идеи об особой мироустроительной или культурной миссии, возлагаемой богами или богом (провидением) на тот или иной народ, к сожалению, дожившие до нашего времени в виде проявляющегося то тут, то там «национального мессианизма» - самого распространенного прикрытия для шовинизма.
Эра древности в Азии на рубеже первых веков нашей эры стремительно уходила в небытие. Она сыграла свою выдающуюся роль. В условиях кризиса древнего общества зарождались новые явления, получившие свое развитие в следующую эпоху – средневековье.
Основные выводы.
1. Период I тыс. д.н.э. – VII в.н.э. носит название «осевого времени». Именно тогда, в новых условиях железного века, принесшего разрушение старого уклада и рождение мировых империй, происходит переворот во взглядах человека на мир. Разрушается стабильное мифологическое мировоззрение. Человек осознает себя как личность, индивидуальность. Он ощущает дисгармонию жизни и встает перед необходимостью объяснить проблему существования, зла, справедливости, смерти. Так появляются философские системы и «религии спасения».
2. «Осевое время» - это период возникновения новых религий («мировых религий») и философских учений, в центре которых стоит проблема смысла индивидуального существования человека, взаимоотношений человека и мира, человека и божества, человека и социума, наконец, человека и других людей.
3. Среди «религий спасения» - зороастризм, иудаизм, христианство, буддизм, ислам, конфуцианство. Они по-разному отвечают на вопросы о посмертной участи человека, о его земном предназначении, о путях ведущих к Богу. Но их объединяет одно: - это система взглядов, основанных на этике, а не на магических ритуалах.
4. «Религии спасения» возникают в эпоху поздней древности, когда в обществе нарастают кризисные явления, свидетельствующие о конце древности и наступлении новой эпохи – средневековья.
5. Среди итогов развития Азии в эпоху древности следует указать на общие моменты для её важнейших цивилизационных центров, и на различия. Главной чертой будет преобладающая роль государства, государственной собственности. Кроме того, следует отметить полное подчинение общества государству, пренебрежение правами личности, развитие частной собственности и торгово-рыночных отношений лишь в интересах развития государства.
6. Общества Азии развивались циклично и любые новшества принимались тогда, когда они способствовали интересам государства и сословной корпоративности.
7. Однако регионы Азии имели свои особенности. Западная Азия – открыта новациям, которые ускоряют ее развитие. Восточная и Южная Азия – самостоятельна, более консервативна.
8. Человек в эпоху древности обладал особым взглядом на мир, который характеризовался как многобожие. Для общества был характерен религиозный синкретизм в позднюю эпоху. Древняя Азия не знала религиозной нетерпимости, фанатизма, ксенофобии и шовинизма. Эти явления зарождаются в период кризиса, когда появляются «мировые империи», «религии спасения».
Иерархия –последовательное расположение общественных слоёв или служебных званий от низших к высшим, в порядке их подчинения
Индуизм – религиозно-социальная система, совокупность ритуалов, религиозной практики, религиозных взглядов, традиций, мифологии, санкционированных священными книгами (ведами) и предписаниями брахманов. Его основой является кастовый строй, главные боги – Шива и Вишну.
Иммунитет - совокупность определенных прав вассалов и территорий, на которых эти права были действительны
Колонат – система существования земельных отношений, когда лично свободный арендатор небольшого участка платил владельцу за пользование землей денежными средствами или долей урожая и отработкой на земле владельца
Метрополия — в переводе с греческого «мать-город». Город-государство, из которого осуществляется колонизация
Мистицизм– в переводе с греческого «таинственные обряды, таинство». Вера в возможность непосредственного контакта со сверхъестественным
Монофизиты– направление в христианской церкви, осужденное ортодоксальной церковью. Монофизиты считали, что Христос обладает лишь одной и притом божественной природой. Они также требовали от духовенства отказа от роскоши и земных благ.
Натуральное хозяйство—хозяйство, в котором продукты труда предназначаются для внутреннего потребления, а не для продажи на рынке
Несториане– направление в христианской церкви, осужденное ортодоксальной церковью. Несториане критиковали догмат о троичности бога и видели в Христе только человека, на которого временно снизошел божественный разум.
Ном –первые протогосударственные образования Древнего Востока
Павликиане – народно-еретическое движение в Византийской империи. Оно возникло в конце VII в. в Армении, но особенно значительное распространение получило в VIII—IX вв. в Малой Азии. Павликиане требовали восстановления порядков и обычаев раннехристианской церкви. Эти порядки понимались павликианами как социальное равенство, существовавшее в раннехристианских общинах. Религиозное учение павликиан носило дуалистический характер: мир представлялся им разделенным на два враждебных мира — царство бога и царство сатаны, на мир духовный и мир материальный. Господствующую церковь с ее богатством они относили к царству сатаны. Павликиане требовали также упрощения богослужения, уничтожения церковной иерархии и почитания икон, ликвидации монашества.
Протогосударство - это политическая структура, основанная на нормах генеалогического родства, знакомая с социальным и имущественным неравенством, разделением труда и обменом деятельностью, возглавляемая сакрализованным правителем с наследственной властью. Среди функций структуры - административно-экономическая, военная, судебно-посредническая и ряд других.
Рента— часть прибавочного продукта, который про изводили крестьяне, присваемого землевладельцем.
Синкретизм - полное слияние религий
Синтез - в переводе с греческого объединение, сочетание
Система ценностей — система нравственных норм,идеалов, которые определяют поведение человека, егоотношение к себе, окружающему миру.
Сословие – это социальная группа (слой), обладавшая согласно законам правами и обязанностями, передававшимися по наследству.
Тотемизм – вера в сверхъестественную связь между племенем, общиной, группой людей и животным, птицей. Считается одной из первых ступенек религиоз
megalektsii.ru
Вопрос 4 Экономическая мысль Древней Азии | Читать онлайн, без регистрации
Вопрос 4 Экономическая мысль Древней Азии
На территории Древней Азии в IV тысячелетии до н. э. возникли первые рабовладельческие государства. Особенностью восточного рабства явилось существование не только частной собственности рабовладельцев, но и активное участие государства в закабалении населения и распространении долгового рабства. Государство решало масштабные хозяйственные задачи, к которым относились:
• создание ирригационных систем;
• регулирование натурального хозяйства посредством правовых мер;
• регламентация ссудных и торговых операций;
• расширение масштабов собственности государства в хозяйственной и иных сферах деятельности.
Выполнение государством столь обширных функций дает основание называть восточные цивилизации «азиатским способом производства».
О зарождении и развитии экономических идей Древней Азии можно судить по экономическому устройству Древнего Египта, Вавилонии, Китая и Индии. Общей характерной особенностью философов этих стран являлась защита натурального рабовладельческого хозяйства. Зарождающиеся товарно-денежные отношения рассматривались ими лишь чисто эмпирически, а не как объективная закономерность.
Самыми ранними в истории человечества памятниками экономической мысли стали документы, появившиеся в Древнем Египте. Один из них под названием «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» появился в XXII в. до н. э. В нем указывается, что «правила» государственного управления и руководства хозяйством столь же важны, как и всякая иная область деятельности государства. Главная идея другого документа, «Речение Ипусера», датирующегося началом XVIII в. до н. э., состоит в обосновании недопущения бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и возникновения в стране гражданских волнений.
Интересна экономическая мысль Древней Вавилонии. В XX в. до н. э. в этой стране появились законы царя Эшнунны, в которых толковался широкий круг хозяйственных вопросов. Наиболее значительным памятником Вавилонского царства является Кодекс законов царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Законы охраняют экономическую основу рабовладельческого строя – частную собственность, считают ее незыблемой; покушение на частную собственность карается смертной казнью либо обращением виновного в рабство. Деление общества на рабов и рабовладельцев считается вечным и естественным явлением. Рабы приравнивались к имуществу рабовладельцев, поэтому тот, кто пытался увести к себе чужого раба, тоже подвергался смертной казни.
Основу экономики Вавилонии составляло натуральное хозяйство. Однако в законах Хаммурапи обращалось внимание на развитие товарно-денежных отношений и назывались меры, способствовавшие расширению торговых сделок.
Экономическая мысль Древнего Китая связана с философией Конфуция (551–479 гг. до н. э.) и идеями популярного в IV–III вв. до н. э. коллективного трактата «Гуань-цзы».
В экономике страны в бытность Конфуция происходили существенные сдвиги, связанные с разложением первобытнообщинного строя и становлением рабовладения. Пришло в упадок земледелие, разрушались общинные связи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческих хозяйств, расширялись товарно-денежные отношения, усиливалось купечество. Конфуций одним из первых создал учение о естественном праве. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало. Оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на «благородных», составляющих высшее сословие, и «простолюдинов» (низших), уделом которых является физический труд, Конфуций считал естественным. Экономические взгляды Конфуция были противоречивы. Рабовладение у него совмещалось с сохранением старых патриархальных порядков, отношений кровного родства. В условиях обострявшихся социальных противоречий Конфуций искал пути достижения социального «равенства» при сохранении рабовладельческих порядков. Предложенный философом консерватизм общественного устройства на долгие годы утвердился в китайском обществе.
Экономическая мысль Древней Индии встречается уже в древнейших памятниках – ведах, содержащих молитвы, гимны, заклинания. Они создавались в I тысячелетии до н. э. и отражали начавшееся разложение первобытнообщинного строя и формирование рабовладения. Развитие экономической мысли Индии содержалось также в литературно-религиозных памятниках, к числу которых относятся знаменитые «Законы Ману» – свод предписаний, ниспосланных людям «божественным законодателем». В них устанавливались формы превращения свободного человека в раба, обосновывалась брахманская концепция экономической политики государства, на которое возлагалось обеспечение доходов, регламентация хозяйственной деятельности и т. п.
Выдающимся экономическим памятником Древней Индии является трактат «Артхашастра», автором которого был советник царя Чандрагупты I брахман Каутилья (конец IV – начало III вв. до н. э.).[2] Этот документ создавался как наставление для царя, но по своему содержанию вышел за рамки свода советов. «Артхашастра» характеризует социально-экономическое и политическое устройство страны, содержит богатый материал, иллюстрирующий развитие экономических идей. В нем описывается состояние экономики страны и основные занятия населения. Главной отраслью было земледелие. Наряду с ним развивались ремесла, торговля, строительство и проведение оросительной системы. В документе содержатся сведения об общественном разделении труда, обмене и торговле. Большое внимание уделяется толкованию экономической роли государства: доказывается необходимость его вмешательства в экономическую жизнь страны.
velib.com
Экономика Азии
Список стран Азии:
АбхазияАзербайджанАрменияАфганистан
Йемен
ОАЭОман
Филиппины
БангладешБахрейнБрунейБутан
КазахстанКамбоджаКипрКиргизияКитайКувейт
Пакистан
Шри-Ланка
Вьетнам
ЛаосЛиван
Саудовская АравияСеверная КореяСингапурСирия
Южная Корея
Гонконг
МалайзияМальдивыМонголияМьянма
ТаиландТайваньТуркменистанТурция
Япония
ИзраильИндияИндонезияИорданияИран
Непал
Узбекистан
Азия в будущем: главный производитель станет главным потребителем
С наступлением кризисной ситуации в экономике, многие развитые страны оказались на месте развивающихся. Так, жители Азии не только перестали работать в подпольных цехах, но и превратились в основных потребителей.На данный момент, Восточная Азия уже является мировым производителем. В странах этого региона, где хорошо развита промышленность, производятся запасные части и различные компоненты, тогда как в менее развитых государствах, осуществляется сборка. Далее, готовые изделия отправляются в страны Евросоюза, США и прочие государства с развитой экономикой.По мнению большинства экспертов, перемены, которые происходят на территории Восточной Азии, только начались. Следующий шаг – это превращение данного региона в основного потребителя.Именно такой вывод был сделан после тщательного анализа экспортной структуры. По состоянию на 2012-й год, свыше 50% экспортных продуктов представляли собой компоненты, использующиеся для сборки конечных изделий. Кроме всего прочего, свыше 60% экспортных товаров, реализовывались в другие восточноазиатские страны.Эксперты выяснили, что структура экспорта претерпела существенные изменения в результате кризисной ситуации в 2008 – 2009 годов. Жители Америки и стран Европы стали потреблять значительно меньше товаров, тогда как финансовое положение жителей Восточной Азии, вопреки ожиданиям, существенно улучшилось, и они превратились в основных потребителей. Именно по этой причине, увеличился экспорт товаров потребления внутри восточноазиатского региона.По результатам сравнительного анализа стало понятно, что в 1999 – 2000 годах потребителем 60% продукции, производимой в восточноазиатских странах, были США и ЕС. В 2011 – 2012 годах, ситуация коренным образом изменилась, снизив долю внешнего экспорта до 40%. На данный момент, лишь 30% товаров отправляются в другие страны и еще 30% потребляются странами самого региона.Азия становится большим торговым павильономК сожалению, даже подробная статистика экспорта, не позволит увидеть полноценную картину перемен в экономической структуре Восточной Азии. Именно поэтому, специалисты выявили наиболее актуальный и надёжный показатель. Им оказалось расстояние, на которое транспортируется каждый элемент экспорта. На основании этого показателя было рассчитано среднегодовое значение.Восточноазиатские страны остались основной производственной фабрикой, но, расстояние, на которое транспортируется сырьё и промежуточные компоненты, значительно уменьшилось. Сейчас их перевозят из одной восточноазиатской страны в другую.До наступления кризиса, среднее расстояние, на которое транспортировались товары, составляло 8 тыс. км. Позже, этот показатель снизился на 4,4%.Следует отметить, что аналогичный параметр для продуктов из стран Евросоюза, а также свободной торговой зоны в Северной Америке, увеличился на 26% и 14% соответственно. На данный момент, некоторая часть продуктов, производимых в этих регионах, экспортируются в Азию.Финансовое положение жителей Азии улучшается, и они готовы покупать больше товаровБольшинство экспертов предполагают, что изменения в экономической ситуации обусловлены двумя главными причинами. Прежде всего, США и страны ЕС так и не смогли нейтрализовать воздействие кризисной ситуации 2008 – 2009 годов и продолжить своё развитие. Одновременно с этим, Азия смогла преодолеть кризис и начала активный экономический рост.Вторая причина, носит, скорее, внутренний характер. Она заключается в том, что улучшение экономической ситуации в восточноазиатских странах стало причиной увеличения доходов у жителей региона, благодаря чему, у них появилась возможность покупать гораздо больше собственных товаров. Если же в восточноазиатских странах не возникнет конфликтной ситуации, а также не начнётся очередной этап кризиса, то тенденция активного развития сохранится и в будущем.Помимо всего прочего, если внутренний экспорт товаров будет расти, то затраты на транспорт и хранение уменьшатся, а значит, товаропроизводители смогут снизить цены, получая при этом более высокую прибыль. Также в восточноазиатских странах будут открыты дополнительные заводы по сборке готового изделия, которое будет реализовываться непосредственно в регионе. Как следствие, финансовое состояние жителей Азии станет еще лучше и их покупательская способность еще больше возрастёт.
mindinvest.ru
Тема 5. Экономика азии (без стран снг)
Основные понятия: природные условия, демографический взрыв, урбанизация, экономическая интеграция, развитые страны, 3 подгруппы развивающихся стран, модель догоняющего развития, факторы «японского экономического чуда», направления и результаты экономических реформ КНР, особенности модели социально-экономического развития КНР, фактор Гонконга.
5.1. Общая характеристика Азиатского региона
Азия - самая большая часть света, занимающая около 1/3 поверхности земной суши. Берега континента омывают воды Тихого и Индийского океанов, а также окраинные моря Атлантического океана. Побережье Азии сильно изрезано, имеет много бухт, полуостровов, крупнейшие из которых - Индокитай, Индостан, Аравия, полуостров Малая Азия.
Географическое положение. Границы зарубежной Азии четко обозначены самой природой: на востоке - Тихий океан, на юге -Индийский. Западную границу определяет рубеж с Африкой - Суэцкий канал, на севере граница проходит по Черному морю, Кавказским горам, Каспийскому морю, Памиру, горам Тянь-Шаня, Алтая, реке Амур. Не совсем прост вопрос о восточной границе Азии. Условно принято считать, что граница между Азией и Океанией проходит посредине острова Новая Гвинея.
Вплоть до середины XX в. зарубежная Азия представляла собой составную часть колониальной системы. Главными станами метрополиями являлись Великобритания, Франция, Нидерланды, Япония, США.
Распад колониальной системы начался сразу после Второй мировой войны. В настоящее время колоний на территории региона уже нет. Однако осталось много нерешенных экономических и политических проблем, порожденных колониальной зависимостью стран Азии. Континент сегодня представляет гигантское поле острых современных, а возможно, еще больше потенциальных геополитических конфликтов. Во-первых, это два лидера - Китай и Япония, третьим становится Индия. На севере сохраняется присутствие и влияние России. В Азиатско-Тихоокеанском регионе проявляется «треугольник» связей и противоречий: США - Япония - КНР. Во-вторых, Азия-стык цивилизаций: конфуцианской, исламской и японской. В-третьих, опасность противостояния усугубляется тем, что три страны региона обладают ядерным оружием (Китай, Индия и Пакистан). В-четвертых, имеются и острые конфликты внутри одной и той же цивилизации (между Ираном и Ираком, КНДР и Южной Кореей, КНР и Тайванем, проблема Курдистана).
Современная зарубежная Азия - это 42 независимых государства, которые контрастны как по площади, населению, так и по основным экономическим и социальным показателям. Здесь - весь диапазон вариантов государственного устройства, принятый странами мира в начале XXI в.
Разнообразна природа зарубежной Азии, что обусловлено, в первую очередь, огромными размерами континента. На формирование климата, растительного и животного мира значительное влияние оказывают контрасты рельефа. В зарубежной Азии преобладают плоскогорья, нагорья, горы. Среди них - величайшие горные массивы нашей планеты Гималаи с самой высокой вершиной Джомолунгмой (8 848 м). В Азии находится и самая глубокая впадина суши -Мертвое море (392 м ниже уровня мирового океана).
Разнообразен климат азиатского континента. Азия расположена в пяти поясах: умеренном, субтропическом, тропическом, субэкваториальном и экваториальном.
Богаты недра Азии. 2/3 мировых запасов нефти и газа приходится на страны Персидского залива. В Азии находится 1/3 мировых запасов каменного угля, крупнейшие месторождения железа, марганца, цветных, редкоземельных, драгоценных металлов, урана, фосфоритов, калийных солей, асбеста и др.
Вместе с тем зарубежная Азия бедна лесными ресурсами. Леса промышленного назначения сосредоточены преимущественно во влажных тропиках и в горах Индии, Бирмы, Индокитая, Северо-Восточного Китая, Северной Монголии и на Филиппинах.
Азиатский континент лидирует по численности населения. В государствах Азии сосредоточено 3,5 млрд чел. - свыше 50 % населения планеты. Уже сейчас каждый шестой землянин индиец, а каждый пятый китаец,
Рождаемость и смертность населения зарубежной Азии до 30-х годов XX века были очень высокими, поэтому прирост населения был умеренным. Затем темпы прироста стали постепенно возрастать, главным образом, за счет снижения смертности от эпидемических болезней. В результате, после 1950 г. резко возросли темпы естественного прироста населения (в отдельных странах более 3 % в год, при среднемировом уровне - 1,2 %). Ускоренный рост населения получил название «демографический взрыв». В настоящее время высокая рождаемость характерна для наименее развитых стран зарубежной Азии - Афганистана, Камбоджи, Лаоса, Непала, Бутана и др.
Несоответствие между высокими темпами естественного прироста населения и относительно низкими темпами роста национальной экономики, затрудняет преодоление экономической и социальной отсталости государств Азии. В Индии, Пакистане, Шри-Ланке, КНР, Вьетнаме и других странах региона для преодоления этого несоответствия с 1960-х гг. официально стала осуществляться демографическая политика ограничения рождаемости. Однако в большинстве стран Азии, за исключением КНР, эта политика не дала сколько-нибудь существенных результатов. Специалисты считают, что по мере того как социально-экономический и культурный прогресс будет утверждаться в развивающихся странах региона, традиции многодетности будут уступать дорогу малодетной семье.
Азия - очень молодой континент около 40 % населения - дети до 15 лет. В то же время в Японии - самое «пожилое» общество даже среди развитых стран: в настоящее время один человек из каждых семи - старше 65 лет, а через 20 лет в этом возрасте окажется уже один из четырех. Детей в возрасте до 14 лет в этой стране только 14 %.
Азия - плотно населенный континент. Средняя плотность населения составляет 127 чел. на кв. км. (в среднем, в мире - 50 чел). За этим средним показателем скрываются большие внутренние различия. Самой плотно населенной страной мира (не считая малых государств) является Бангладеш — более 1 000 чел. на кв. км.
Азия - менее урбанизированный континент в сравнении с другими. Однако и здесь - контрасты. Есть и высоко урбанизированные государства - Сингапур, где городское население составляет 100 %, Израиль (91 %), Япония (90 %), Южная Корея (82 %). С другой стороны, в больших странах - КНР и Индии - деревни остаются преобладающей формой расселения на их огромных пространствах. Еще ниже доля городского населения во Вьетнаме, Лаосе, Камбодже, Афганистане - около 20 %, в Непале - 11 %, Бутане - 6 %.
Современный антропологический состав населения чрезвычайно сложен и разнообразен. На огромном пространстве азиатского континента представлены всевозможные варианты европеоидных, австралоидных и монголоидных рас, а также формы, переходные между ними. Население Азии говорит на более чем 600 языках.
Характерным явлением для Юго-Восточной Азии является наличие большого числа китайских иммигрантов (хуацяо - более 60 млн чел.). Их удельный вес в общей численности населения особенно велик в Сингапуре и Малайзии, где хуацяо занимают посты в верхних эшелонах власти, являются владельцами крупнейших финансовых и торговых компаний этих стран.
Чрезвычайно сложен религиозный состав населения. Основными религиями, получившими распространение в Азии, являются: ислам, индуизм, буддизм, конфуцианство. Христианство здесь не распространено, за исключением Филиппин, Ливана, некоторых районов Индонезии и Южной Индии.
studfiles.net
Роль Азии в мировой экономике — Экономика в примерах и интересных фактах
Азия как растущая сила гораздо больше, чем Китай. Объем производства и численность населения континента быстро увеличиваются, на Азию приходится более 62% населения мира, 57,5% которого находятся за пределами Ближнего Востока, который часто по геополитическим соображениям рассматривают отдельно. Это население генерирует немногим более 46% валового мирового продукта (ВМП), больше, чем США и ЕС, вместе взятые, а без Ближнего Востока - более 38% ВМП. В будущем доля населения Азии и доля ее объема производства будут увеличиваться за счет более высоких темпов роста населения и экономики. Вспомним, что когда-то - фактически на протяжении всего прошлого тысячелетия примерно до 1820 г., когда объем производства на Западе резко повысился в результате промышленной революции, - на долю Азии приходилось свыше 60% мирового производства. В 1950 г. эта цифра составляла менее 20%, но понадобились усилия лишь двух поколений, чтобы удвоить этот показатель. Может быть, уже в 2030 г. он опять превысит 50%.
Азиатский континент чрезвычайно разнообразен с точки зрения культуры, политики и экономики. Если оставить в стороне Азиатскую часть России, которая обычно не учитывается при экономических расчетах по Азии, то ее четыре основных ядра - это Китай и Япония, а также два блока региональной интеграции: АСЕАН в Юго-Восточной Азии, без доминирующей экономики, и СААРК в Южной Азии, где доминирует Индия, региональная сверхдержава с точки зрения численности населения, а также экономической и военной мощи. Из 12 стран с населением свыше 100 млн. человек семь - Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Япония и Филиппины - расположены в Азии. Вскоре к ним присоединятся Вьетнам и Турция. Из 20 стран, на которые приходится более 1% мирового объема производства, восемь - Китай, Индия, Япония, Ю. Корея, Индонезия, Турция, Иран и Тайвань - находятся в Азии. Поэтому, размышляя о ее будущей роли, демографическом потенциале и культуре, политическом значении и особенно экономическом влиянии, следует помнить, что Азия почти во всех отношениях - крупнейший регион мира.
Нет никаких сомнений, что реальные возможности Китая - экономические и, следовательно, политические и военные, а также его влияние на мировые события, - растут, и этот процесс продолжится в обозримой перспективе. С помощью мирных методов его невозможно остановить и уж тем более повернуть вспять. Это придется признать всем, независимо от собственных интересов и субъективных предпочтений. Западу нужно снова сделать шаг вперед и попытаться найти свое место в меняющемся мире завтрашнего дня.
На сей раз китайский вызов - это не бряцание ядерным оружием и (к счастью) не безнадежная попытка экспорта революции, а главным образом успешный экспорт товаров и, что весьма важно, капитала. Это не только заметно по данным статистики и на крупных международных выставках, но и видно невооруженным глазом при поездках в разные страны. Что не так заметно, но имеет первостепенное значение для будущего, - так это долгосрочные последствия крупных инфраструктурных проектов, финансируемых в обмен на многолетние контракты на поставку стратегического сырья. Это особенно бросается в глаза в странах Африки и Латинской Америки, а также, как ни странно, хотя пока в гораздо меньших масштабах, в российской Сибири. В будущем именно в этом регионе будут происходить огромные изменения, главным образом на основе совместных российско-китайских инвестиций и проектов по добыче полезных ископаемых.
Китай тратит большие средства за рубежом на финансирование инфраструктуры для улучшения качества человеческого капитала: школ и университетов, поликлиник и больниц. Для этого используются льготные кредиты, которые в отдельных случаях становятся субсидиями. К реализации проектов в области инфраструктуры привлекают крупные китайские строительные компании, поэтому не удивительно, что они становятся серьезными глобальными игроками. Если взглянуть на геополитическую карту мира с этой точки зрения, то легко заметить, что Китай особенно активен там, где Запад потерпел поражение. Сначала, в колониальный период, последний использовал местное население в своих корыстных целях, вместо того чтобы помогать ему; затем, в неоколониальный период, он обманул эти народы, не предложив сотрудничества; а в период глобализации игнорировал их, вместо того чтобы искать сферы позитивной синергии. Если бы все это не закрепилось в памяти народов на их пути к независимости, они были бы менее склонны поворачиваться в другую сторону, где им еще и могут предложить что-то ценное.