Китайская древняя литература. Китайская литература: краткий экскурс в историю, жанры и особенности произведений современных писателей Китая
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Китайская литература. Китайская древняя литература


краткий экскурс в историю, жанры и особенности произведений современных писателей Китая

Китайская литература является одним из древнейших видов искусства, ее история насчитывает тысячелетия. Она зародилась еще в далекую эпоху династии Шан, одновременно с появлением, так называемых буц – «гадательных словес», и на протяжении своего развития постоянно менялась. Тенденция развития китайской литературы отличается непрерывностью – даже если книги и уничтожали, то за этим непременно следовало восстановление подлинников, которые считали в Китае священными.

Книги, которые писали на черепахах

«Гадательные словеса» - буцы – представляют собой пиктографические знаки, которые, как правило, наносили на черепашьи панцири. Именно они являются прародителями современной китайской письменности – иероглифов. Стоит отметить, что китайская письменность всегда стояла особняком от устной речи и развивалась тоже отдельно.

Именно это делает китайскую литературу другой, отличной от мировой литературы. Китайцы считают искусство владения словом высшим из всех возможных, как и каллиграфию.

История развития литературы

Современная китайская литература, конечно же, имеет совсем другую структуру и смысл, нежели древняя, которую можно разделить на 8 частей – этапов развития и становления. Мифы и легенды стали ее началом и основой. После следуют уже историческая проза и рассказы о мастерах, написанные в художественном стиле, частушки, стихотворения и песни. Так, в эпоху правления династии Тан зародилась поэзия, а в эпоху Сун – лирика.

Китайскую литературу, созданную на начальном этапе развития культуры в Китае, можно считать довольно примитивной. В ее основе лежат преимущественно легенды и мифы Древнего Китая, их передавали произведения из уст в уста. Такие произведения вполне можно назвать народным творчеством и преданиями.

Однако именно эти предания и дали толчок к общему культурному развитию в Китае. И с течением времени начали появляться отдельные жанры, различные вариации литературы.

рисунок конфуций

Культура Лию и Конфуций

В начале правления династии Чжоу практиковали вотчинную систему, которая открыла новый этап в истории государства Китай. И самым распространенным направлением в литературе того времени были политические взгляды китайцев – идеалы и суждения.

Каждая страна времен Осеннего и Весеннего периодов имела свои собственные летописные книги, но самой представительной была «Весна и Осень», написанная Конфуцием. В ней шло повествование об истории государства Лу. Даже по сей день, в искусстве современной китайской литературы, она не теряет своей художественной ценности.

Конфуций, как известно, очень верил в ценность общества. Он довольно долго трудился над этой летописью, вложив в нее немало трудов.

Непохожая на других литература

В отличие от литературы всего мира, в Китае художественный вымысел не пользовался особенной популярностью, напротив, в ходу у них были историографические и этико-философские жанры. Это было прямым следствием идеологии небезызвестного Конфуция, которая пользовалась и до сих пор пользуется большой популярностью в Китае.

Также и драма возникла в Китае уже в достаточно поздний период. Такие жанры литературы, как мемуарный и эпистолярный, были менее развиты в сравнении с европейской прозой, они заняли определенную нишу только к XX веку. А вот эссе, или по-китайски бицзы, в Китае популярны уже более двух тысячелетий. Конечно, бицзы нельзя назвать эссе в полном смысле этого слова, но все же эти два поджанра весьма схожи.

китайский писатель

Особый язык для написания книг

В Китае, как в и других странах, существует своя классика литературы. Она представляет собой неразрывное культурное течение, просуществовавшие ровно до 1912 года. Это огромное количество произведений, которые были созданы примерно за 2400 лет. То есть, за все время развития книг китайской литературы никогда не имела значения разговорная речь – их писали на классическом языке. Если бы в Европе литературная история была похожей, то писатели-классики XX века должны были бы писать свои произведения на латинском или древнегреческом языках, которые давно вымерли и не использовались в повседневной речи. Именно поэтому китайская классическая литература так отличается от мировой.

Этот особый язык, на котором 2400 лет в Китае писали абсолютно все книги, являлся императорской письменностью более 1000 лет. По этой причине всем правящим слоям населения было необходимо знать всю нео-конфуцианскую литературу.

Такой впервые и увидел мир китайскую литературу. Список литературы можно найти ниже.

Классика литературы – книги

«Путешествие на Запад». Этот уникальный роман был впервые опубликован в 1590-х годах, автор доподлинно неизвестен. Уже в XX веке утвердилось мнение, что его написал книжник У Чэнъэнь. Произведение можно отнести к жанру фантастики. Книга повествует о приключениях короля обезьян - Сунь Укуна. Она по сей день занимает лидирующие позиции по продажам, причем не только в Китае, но и во всем мире.

«Сон в красном тереме». Автором романа «Сон в красном тереме» является Цао Сюэцинь. Его произведение стало классикой по ряду причин, главная из которых - особенности сюжета и повествования. Вряд ли в Китае найдется другая книга, которая могла бы с такой достоверностью и правдивостью описать китайский быт, традиции, обычаи, своеобразие национального китайского характера и жизни. Все это читатель наблюдает на фоне истории об упадке двух ветвей семьи Цзя.

«Речные заводи». Классический китайский роман открывает перед читателем жизнь в Китае времен правления династии Северной Сун, и рассказывает о так называемых благородных разбойниках, что собрались в лагере повстанцев – Ляншаньбо. Роман «Речные заводи» стал первым, написанным в рыцарском жанре - уся.

«Троецарствие». Этот роман также относится к особенному жанру китайской литературы. Он был написан в далеком XIV веке. В его основу легли народные сказки, мифы и легенды, что рассказывают о печальных событиях III века, когда Китай был разделен на три части. Все эти три новые страны вели между собой беспрерывную кровопролитную войну. Главными героями книги являются китайские богатыри, которые боролись за справедливость.

История китайкой литературы, конечно же, насчитывает куда большее количество книг. Мы рассказали только о самых популярных и востребованных на мировом книжном рынке произведениях.

книги китайская литература

Пора знакомиться: литература Китая, представленная в России

Китайские книги представлены на российском книжном рынке в куда меньшем количестве, чем, например, на рынке японском или корейском. Издают и публикуют их, как правило, довольно скромным тиражом, но книги весьма высоки в цене, да и представляю интерес разве что для специалистов в этой области. Собственно говоря, и спрос на китайские книги невысок.

Заговорить о китайской литературе мир заставил писатель Мо Янь, получивший Нобелевскую премию за свои литературные труды. Не стала исключением и наша страна. Первая переведенная на русский книга Мо Яня – «Страна вина». Она вышла из печати в тот самый день, когда ее автор получил премию, и вызвала определенный интерес у населения.

В скором времени ожидается перевод и других новых книг Мо Яня, которые также появятся на полках российских книжных магазинов, и, возможно, займут свое место в сердцах читателей. Китайская литература в России только-только начинает завоевывать аудиторию и подает большие надежды.

Разница в восприятии

Как уже говорилось, история китайской литературы уникальна, существует довольно большое количество книг, написанных на особом языке. Несомненно, они очень интересны, но не меньший интерес вызывают и современные китайские писатели, такие, как Лиза Си, Эми Тан, Анчи Мин и прочие.

Конечно, в переводе их книги звучат несколько по-другому, как и послевкусие оставляют другое – всем известно, что читать книги и смотреть фильмы лучше всего на языке оригинала. Известно, что существует большая разница между русским и английским, но еще большая пропасть разделяет такие языки, как русский и китайский. Литература в наших странах тоже разная, со своими особенностями и изюминками. Но упускать из виду литературу Поднебесной нельзя хотя бы ввиду ее уникальности.

Современные книги – три лучших романа

«Дикие лебеди», Юн Чжан. Самая настоящая эпопея. Сюжет книги охватывает историю жизни сразу трех поколений одной семьи – преимущественно женщин. События развиваются весьма медленно, а их описание крайне подробно, что может показаться скучным, однако следует вчитаться в строки, и вы прочувствуете неповторимый и уникальный китайский колорит. Да и сюжет романа «Дикие лебеди» воистину поразительный и необычный. В нем рассказано о силе и мужественности трех женских поколений, об испытаниях, через которые им пришлось пройти: репрессиях времен китайской «Культурной революции», гонениях и пытках. Несмотря на все трудности и страхи, им посчастливилось построить крепкие семьи и счастливые гармоничные отношения.

«Клуб радости и удачи», Эми Тан. Эта книга, как и предыдущая, посвящена судьбам женщин. Она разделена на множество рассказов и новелл, которые рассказываются от лица матерей, дочерей и бабушек. Все они объединены автором в так называемый «Клуб радости и удачи». Роман Эми Тан – очень вдохновляющее и жизнеутверждающее произведение, способное впечатлить даже самого притязательного читателя.

«Девушки из Шанхая», Лиза Си. Главные героини романа – молодые и зачастую весьма легкомысленные девушки, отпрыски богатых родителей, которые занимаются тем, что позируют для фотографий на настенные календари. В их жизни нет трудностей, провалов или взлетов. Каждый вечер они отдыхают в дорогих ресторанах и барах с такими же легкомысленными друзьями, представителями золотой молодежи. А потом – разорение семей, замужество, война, голод и много других бед, которые заставят девушек взглянуть на жизнь под совершенно другим углом.

китайская письменность

Развитие современной литературы

Книги китайских писателей сравнительно недавно начали покорять мир и достигли уже довольно больших успехов. Развитие литературы продолжается, но уже на современном уровне. И именно сейчас в Китае идет так называемая Литературная революция, крупнейшая за всю историю страны. На сегодняшний день в Поднебесной каждый год издают около 30 000 книг самых разных тематик и жанров. Стоит отметить, что наиболее популярны среди китайцев фантастические произведения о мастерах Шаолиня. Но, конечно же, пользуются спросом и другие литературные направления.

Трудности перевода

Китайский народ куда более знаком с русской прозой и классикой, нежели русский с китайской. В Поднебесной издавали и переиздавали книги Достоевского, Тургенева, Островского и Толстого. Объясняется это отчасти тем, что перевести книгу с русского на китайский язык без потери особых речевых оборотов сравнительно проще.

Но сейчас это дело поставили на поток. Лучшие переводчики работают над книгами современных китайских писателей, и стоит заметить, получается у них весьма неплохо.

Библиотека китайской литературы исправно пополняется новыми книгами, которые переводят на несколько десятков разных языков. Предлагаем вам узнать о самых известных писателях современного Китая.

Гао Синцзянь

гао синцзянь

Будущий литератор появился на свет в 1940 году в провинции Гуанчжоу. Тяга к творчеству у него стала проявляться с ранних лет: свой первый рассказ он написал, будучи еще 10-летним ребенком. Но все свои внушительные труды писателю пришлось сжечь во время Культурной революции, а его самого отправили в ссылку в воспитательных целях в отдаленную глухую деревушку. Там Гао Синцзянь продолжил писать.

Многие его произведения запрещены и по сей день. Другие же вполне свободно публикуют. Например, пьеса «Другой берег» в 1986 году попала под цензуру, тогда как за год до этого вышла из печати его книга «Голубь по имени Красный Бык».

В 1987 году писатель покинул родную страну и переехал во Францию. А после того, как он осудил действия китайского правительства в 1989, его и вовсе лишили гражданства.

Ван Мэн

Ван Мэн писатель

Ван Мэн родился в столице Поднебесной, в Пекине, в 1934 году. Писать начал рано, и к возрасту 15 лет – к началу Культурной революции - им было написано уже две книги. Ван Мэн участвовал в подпольной борьбе против правительства, за что отбывал срок в колонии. После освобождения писателю предложили высокий пост партийного руководителя, но он предпочел политике литературу.

За роман «Да здравствует юность», описывающий жизни участников подпольного сопротивления, Ван Мэн получил второй срок и отправился в ссылку на целых 20 лет. И об этом он тоже написал книгу – «На реке».

Цзя Пинва

цза пинва

Цзя Пинва – весьма популярный китайский писатель-романист. Особенным спросом пользуется его книга «Тленный город», в которой литератор повествует о соблазнах мегаполиса, его бешеном ритме жизни и обратной стороне внешнего сверкающего благополучия. Многие критики полагают, что Цзя Пинва рассказывает о Шанхае, однако сам писатель эту информацию не подтверждает, как, впрочем, и не опровергает.

Кроме этого, писатель работал еще и в эротическом жанре. Считается, что некоторые эротические книги, которые продаются, так сказать из-под прилавка, написал именно Цзя Пинва, хотя сам он давно отказался от авторства. Поэтому нельзя достоверно сказать, что писал их действительно он.

На сегодняшний день китайская литература поражает своим многообразием и яркостью. Несомненно, каждый книголюб обязан прочесть хотя бы одну книгу из Поднебесной, потому что они отличаются от других произведений мировой литературы своей самобытностью.

fb.ru

Китайская литература — WiKi

Китайская литература — литература на китайском языке.

В отличие от западноевропейской литературы Нового Времени, художественные тексты в Китае занимали второстепенное место относительно литературы историографической и этико-философской направленности, как прямое следствие господства конфуцианской идеологии.

Бросается в глаза отсутствие древнейшего пласта эпического устного творчества и разрозненность мифологических представлений. Предполагается, что в их искоренении также участвовала конфуцианская идеология; следы их существования обнаруживаются в фольклоре китайских национальных меньшинств.

Отличительной чертой иерархии китайских литературных жанров является низкое положение драмы и её сравнительно позднее возникновение. Малоразвитыми относительно европейской традиции оказались мемуарный и эпистолярный жанры, однако их место занял т. н. жанр «записок» бицзи, близкий к эссе.

Древнейшие письменные памятники

Литература классического периода

Восьмой год от основания династии Цинь является важным рубежом в истории древнекитайской литературы: это дата знаменитого указа Цинь Шихуанди, запрещающего оборот книг по территории государства.

Среди известных на тот момент литературных памятников значатся:

период Западного Чжоу

период Вёсен и Осеней и Сражающихся Царств

После падения династии Цинь конфуцианство начинает приобретать статус государственной идеологии, формируется конфуцианский канон. Поворотной датой считается 26 г. до н.э., когда император Чэн (Зап. Хань) отдал приказ о сборе всех письменных памятников государства. Работа по упорядочиванию и каталогизации была выполнена Лю Сяном, Лю Синем и Ян Сюном.

Ныне принятые названия произведений этого периода, а также их отдельных глав, вероятней всего являются продуктом редакторской деятельности, а не авторской. Для авторов доимперского периода литературной данностью было только разделение наиболее широко цитируемых источников на ши (оды, стихи, песни) и шу (книги, документы).

Раннее средневековье

Согласно Лю Се (5-6 вв.), "единственная (?) функция литературы - это быть ответвлением канона" (唯文章之用,實經典枝條 - 文心雕龍).

Литература по жанрам

Исторические хроники

Другие историко-географические жанры
  • Цуншу 叢書/丛书 - сборники подготовительных материалов для написания историй (включали в себя копии неорганизованных текстов для их сохранения в периоды политической нестабильности)
  • Дифан чжи 地方志

Книжные каноны

  • Сы шу (четверокнижие)
  • У-цзин (Конфуцианское пятикнижие)

Образование канонов относится к эп. Хань. Изучение более ранних текстов требовало интерпретации и редактуры. Исследователи обращали внимание на стилистическую неоднородность сохранившихся документов и выделяли в них наиболее заметные категории:

  • Цзин - каноны
  • Чжуань - комментарии или "традиции"
  • "внутренние и внешние главы" внутри антологий доимперского периода
  • Чэньвэй zh:讖緯 - текстуальные комментарии с ориентацией на объяснение предзнаменований с помощью классиков.

Энциклопедии

Поэзия

Традиция стихосложения в Китае восходит к Шицзину, сборнику народной и литургической поэзии. Поэтическое творчество было тесно связано с музыкальной традицией (см. юэфу).

Одним из первых сборников поэзии, следующих за Шицзином по значимости, стал Вэньсюань 文選. Создание поэтического текста было обязательным элементом в классическом образовании, догматизированным благодаря экзаменационной системе в позднюю имперскую эпоху. Зачастую поэтами были крупнейшие государственные деятели, такие как Цао Цао и Ван Аньши.

Чжигуай

"Записки о необычном" 志怪 - специфический средневековый жанр, широко распространившийся с династии Хань. Для периода, предшествовавшего основанию Тан (618), сохранилось 64 полных или фрагментарных текста, содержащих более 4 000 соответствующих сюжетов.[1]

Драма

Традиционно считающееся в конфуцианской среде недопустимо низким, театральное действо было широко распространено в Китае как развлечение. Китай подарил миру, при посредстве монгольских войск, театр теней (по сей день редко рассматривающийся как важная часть литературы, несмотря на распространённость), а в собственно Китае при монгольской династии Юань расцвели цзацзюй, или «смешанные представления», также называемые юаньской драмой. В условиях упадка конфуцианской системы в этот период драма стала основным его литературным наследием, и с тех пор драма прочно вошла в состав китайского литературного наследия.

В китайский литературный канон также вошёл ряд «южных» пьес, средневекового драматического наследия южных регионов Китая.

Современные театральные школы пекинская опера, шанхайская опера и т. д. являются прямыми наследниками юаньской драмы, которая также оказала значительное влияние на мировой кинематограф: в фильмах о боевых искусствах эти искусства демонстрировались прежде всего актерами, воспитанными в школах т. н. «опер».

Новелла

Предположительным образцом "первого китайского рассказа" Г.Крил (Herrlee G. Creel, 1905-1994) называл книгу "Цзинь тэн" из «Шаншу».[2]

дин. Тан, Мин: городской жанр категории малых (сяошо)

Роман

Цзи-и

zh:辑佚, преимущественно позднеимперский жанр, представляющий собой компиляции цитат из утерянных произведений древности.

Библиографические системы

«Ханьшу» (111 н.э.), трактат И вэнь чжи 藝文志 - наиболее ранняя сохранившаяся библиография Китая. Опирается на трактат «Ци люэ» zh:七略 (также написан в дин. Хань), который ныне утерян. И вэнь чжи содержит 6 типов книг (конфуцианские классики 六藝, философы 諸子, поэзия 詩賦, военные трактаты 兵書, вычисления 數術, оккультизм 方技), которые распределяются по 38 категориям и отсылают к названиям 13 269 сочинений 596 авторов, многие из которых известны только благодаря этому упоминанию. Ценность И вэнь чжи тем более велика, что следующие непосредственно за «Ханьшу» династийные истории не содержат подобных материалов, а библиографические каталоги из «Вэйшу» (6 в.) и «Цзиньшу» (7 в.) не сохранились.

«Книга Суй» (636), в трактате "Цзин цзи чжи" 經籍志 (из 4 частей) вводит новую систему классификации, которая ограничивается только 4 типами: классики 經, истории 史, философы 子, и собрания 集 [буддийского и даосского толка].

Современная библиография

Современная библиография лучше всего может быть проиллюстрирована изданным в конце XIX в. обозрением Сы-ку-цюань-шу-цзун-му (каталог всех книг, в четырех отделах, императорской библиотеки). В этом обозрении, по примеру предыдущих, вся китайская литература разделена на четыре главных отдела: классическая литература (цзин), история (ши), философия (цзы) и изящная литература (цзи).

Классическая литература

К первому отделу (цзин), то есть к книгам классическим или основным (цзин — «основа» ткани), кроме 13 общепринятых классических книг причисляются еще и некоторые словари-Лексиконы (иероглифические словари).

Исторические сочинения

Ко второму отделу китайской литературы — историческим сочинениям (ши) и сочинения по «исторической критике» (ши пин), кроме сочинений собственно исторических, причисляются еще сочинения по законодательству, географии и даже каталоги библиотек и обозрения литературы. В качестве примеров древнейших исторических сочинений можно привести 24 книги Династийных историй ведущие своё развитие от "Исторических записок" (史記,Ши цзи), которые составил Сыма Цянь (司馬遷) около 91 г. до н.э.. Прототипом "историй" послужила составленная Конфуцием летопись удела Лу, под названием Чуньцю (4-я из 13 классических книг), не дошедшая до нас в исходном виде, а только в виде трех комментариев. К жанру летописей относятся также так называемые "Три энциклопедии" (Саньтун): Тундянь — «энциклопедия законоположений или правительственная», составленная танским ученым Ду Ю, Тунчжи — «энциклопедия обозрений или историческая», составленная сунским Чжэном Цяо в эпоху Сун (1161 г.), и «Вэньсянь-тункао» — «энциклопедия документальная или литературная», составленная, при Юаньской династии, Ма Дуаньлинем.

Сочинения по философии

К третьему отделу китайской литературы — сочинениям по философии — относятся сочинения по философии, религиям, наукам, искусствам и т. д.

Сочинения этого отдела делятся на 14 разрядов: 1) сочинения по конфуцианству (儒學, 儒学, жу-цзя), 2) по военному искусству, 3) по законам, 4) по земледелию, 5) по медицине, 6) по астрономии и математике, 7) касательно гаданий и волшебства, 8) по искусствам, 9) практические руководства, 10) смешанные сочинения, 11) сборники, 12) эмпирические сочинения, 13) по даосизму (道教, дао цзя, дао цзяо) 14) по буддизму (佛教).

В качестве примеров литературы данного раздела можно привести сочинения философов неопределенного характера, которых нельзя отнести ни к одной школе. Таковы Мо-цзы или Мо Ди (V-IV в. до Р. Х.), Ян-цзы или Ян Чжу (IV в.), Сюнь-цзы или Сюнь Куан (III в.), Шэнь-цзы или Шэнь Дао и др.

Изящная словесность

Четвертый отдел китайской литературы — изящная словесность. Сюда относятся произведения, написанные особым изящным слогом. Причем кроме поэзии и художественной литературы в данном разделе встречаются предисловия к книгам, указы, доклады, сочинения, написанные на докторских экзаменах, сочиненные по буддизму и даже по мусульманству. Объясняется это тем, что письменный китайский язык неизмеримо богаче разговорного, и только в письменном языке может быть достигнуто соответствующее изящество.

Этот род литературы ведет свое начало от "классической" Ши цзин (诗经). В данный раздел, безусловно, относятся сочинения Цюй Юаня (屈原), первого поэта существование которого закреплено в письменной традиции. Первой значительной хрестоматией, в которой собраны образцы произведений такого рода, считается Вэньсюань (文選).

Библиотечные катастрофы

Китайская историография выработала специальный термин для обозначения событий, повлекших крупные потери в литературной традиции: шу э. Ню Хун(545-610), историограф династии Суй, классифицировал первые пять катастроф подобного рода:

Помимо них, историки также указывают на катастрофическое уничтожение книг при захвате столицы Цинь (Сяньян) Сян Юем в 206, когда пожар в имперской библиотеке, согласно описаниям, не прекращался несколько месяцев.

См. также zh:中國藏書史

Литературная инквизиция

Примечания

  1. ↑ Campany, Robert Ford. Strange Writing: Anomaly Accounts in Early Medieval China. SUNY, New York, 1996:ix, 99.
  2. ↑ Creel, The Origins of statecraft in China, 458.

ru-wiki.org

Китайская литература

Иллюстрация к труду каллиграфа Ван Сичжи (303-361) "Предисловие к стихам, созданных в павильоне Орхидей"

Китайская литература является одной из древнейших классических литератур мира, ее история насчитывает более трех тысяч лет. [1] Появление китайской литературы связывают с развитием письменности, в частности с первыми цзягувэнь, записями пророчеств на костях животных и черепаховых панцирях, которые датируются XVIII в. д.р. е., изобретением бумаги во II в. д.р. е., развитием каллиграфии и ксилографии. Развитию литературы способствовало также возникновение учебных заведений в VIII-V веках д.р. е., в одной из таких традиционных школ преподавал Конфуций (551-479). В IX в. стала распространенной практика дереворитництва, когда деревянные дощечки с вырезанными на них иероглифами стали использоваться для печати значительных по объему текстов, а в XII в. был изобретен первый печатный станок с подвижными иероглифами. [2]

Существует два распространенных способа изложения истории китайской литературы - по жанровым делением и за хронологическими пределами династий. Если сторонники первого из этих подходов встречаются с проблемой освещения исторических условий, в которых было написано жанровый произведение, то исследователи, которые выбирают за образец политическую историю династий, встречаются с противоречиями там, где речь идет о непрерывности "культурной истории" - например, культурное влияние династии Тан (618-907) становится особенно заметным не в год основания этой династии, но в 650 году, и остается ощутимым еще в первые шестьдесят лет после основания династии Сун (960-1279). [3]

1. Зарождение китайской литературы

Первые письменные тексты, определивших появление и дальнейшее формирование китайской литературы, в частности ее поэтическую традицию, датируются временами династии Чжоу (1122/1045-770 года д.н. э), хотя цзягувэнь существовали еще во времена династии Шан (1600 - 1027 годы д.н. э). В течение этого периода было создано значительное корпус философских текстов, исторических произведений и поэтических сборников, некоторые из которых могут датироваться еще более ранними периодами. Наиболее известными авторами были Конфуций ( кит. 孔子 ), Лао-Цзы ( кит. 老子 ), Чжуан-цзы ( кит. 庄子 ), Мэн-цзы ( кит. 孟子 ) И Мо-цзы ( кит. 墨子 ). Книга "Искусство войны", написанная Сунь Цзы как военная стратегия, также выдающимся памятником литературы.

Произведения Конфуция оказали значительное влияние на развитие китайской культуры, в течение правления династии Хань (206 до н. э - 220 н. э) конфуцианство было провозглашено государственной религией. Труда, отредактированных Конфуций, были собраны в течение династии Сун (960-1279) в конфуцианский Классический канон "У-Цзин", в состав которого входила Книга Перемен (И-Цзин), Книга Песен (Ши Цзин), Книга записанных переводов (Шу-Цзин), Книга обрядов (Ли-Цзи) и Чуньцю. В течение этого периода получил признание Цюй Юань ( кит. 屈原 ), Который считается одним из лучших лирических поэтов Древнего Китая. Стихи Цюй Юаня было собрано в книге "Чуский строфы".

2. Династия Хань (206 д.н. э - 220 н. Э)

Книга "Исторические записи" (Ши цзи, кит. 史记 ) Сыма Цяня ( кит. 司马迁 ) Остается только важной работой по китайской истории, но и памятником литературы, до сих пор цитируется в учебниках китайского языка.

Во время правления династии Хань появились новые поэтические формы в пределах двух поэтических традиций. Если первая из них последовала стиль поэта Цюй Юаня и привела к возникновению описательно стиля "Фу" ( кит. 赋 ), То вторая следовала четким правилам просодии "Книги песен". Ханьские правители приказывали собирать старинные народные песни по отдаленным провинциям империи. В этот период развился также прозаический жанр, во многих из текстов высказывались мнения по поводу управления государством и давались советы императору.

3. Период между правлениями династий Хань и Тан (220-618)

Конце правления Восточной династии Хань приобрела популярность пентасилабична стихотворная форма (пять иероглифов в строке). Такие государственные деятели как Цао Цао и Цао Пи писали свои стихи в таком стиле, а последний изобрел форму гектасилабичного стихотворения.

Поэтесса Цай Вэнь-цзы (177 - 239) написала длинное стихотворение о том, как она была в плену у кочевников Хунну, используя пентасилабичну форму, которую можно было встретить в народных песнях. Наиболее известным было стихотворение о молодой женщине Хуа Мулань, которая пошла на войну с Хунну, заняв место своего отца.

4. Династия Тан (618-907)

Танскую династию рассматривают как высшее достижение китайской империи. Благодаря социальной стабильности и политическому устройству государства именно в этот период было создано много работ, которые сохранились до нашего времени.

4.1. Поэзия

В 1703 году, во времена династии Цин (1644-1911), был издан императорский собрание сочинений 2.200 поэтов эпохи Тан ( Ли Бо, Ду Фу, Ван Вэй, Мэн Хао-жань, Потому Цзюйи, Цуй Хао и др.)., в который вошло около 48.000 стихов. Получили развитие как классические литературные формы - поэзия древней китайской ( ши), любовная лирика ( ци), ритмическая и рифмованная проза ( фу), так и современные пента-и гептасилабични поэтические формы, в частности "люй-ши" ( кит. 律诗 , "Правильные стихи" с восемью строками, среди которых было четыре рифмованные парные строки, и четыре нерифмованные нечетные) и "цзюецзю" ( кит. 绝句 , Стихи с четырьмя строками по семь иероглифов в строке). [4]

В течение этого периода были созданы трактаты, посвященные живописи и каллиграфии, в частности "Тайны живописи", создание которых приписывается художнику и поэту Ван Вэю. Также существовала литературная течение, представители которого, Хань Юй ( кит. 韩愈 ) И Лю Цзунъюань ( кит. 柳宗元 ), Выступали за возвращение к "древнего стиля" ( кит. 古文 运动 ) Ритмической прозы, присущего поэзии эпохи Хань.

4.2. Проза

Во время правления династии Тан существовало жанровое разнообразие прозаических произведений, традиционно делились на четыре группы - любовные новеллы, исторические романы, героические и фантастические истории. Наиболее известными были авторы чуаньцы (传奇), [5] "историй о чудесном". [6] В то время как события в этих историях происходили в реально существующих местах, в частности в столице Чанъань, главные действующие лица взаимодействовали с фантастическими существами. Ли Гунцзо ( кит. 李 公 佐 ) Написал "Историю правителя нанка" (南柯太守传), герой которой во сне попадает в царство муравьев, тогда как в романе "Жизнеописание Жэнь? ( кит. 任氏 传 ), Написанном Шэнь Цзицзы ( кит. 沉 既 济 ) В 781 году, рассказывается история молодого парня, который женился на девушке, которая на самом деле была лисой в человеческом облике, о чем он узнал только после ее смерти.

Даосский ученый Ду Гуантин ( кит. 杜光庭 , 850-933) написал исторический роман "Чужак с кудрявой бородой" ( кит. 虬髯客 传 ), В котором возвеличил основателя династии Суй императора Суй Вэнь-ди (Ян Цзянь). Одной из самых популярных любовных новелл была "Повесть о красавице Ли" ( кит. 李娃 传 ) Потому Синцзян ( кит. 白 行 简 , 770 - 816), где рассказывается история молодого ученого, влюбился в куртизанку, тогда как среди фантастических историй ценилась сборник "Рассказы о загадочном и необычное" ( кит. 玄 怪 录 ), Написанная Ню Сен-чжу ( кит. 牛僧孺 , 780-848), "Рассказы из комнаты дворца" ( кит. 宣 室 志 ) Чжан Ю (834 -882), "Собрание неслыханного" ( кит. 异 闻 集 ) Чжэнь Ханя ( кит. 陈翰 ).

5. Династия Сун (c. 960-1279)

Несмотря на то, что период правления династии Сун характеризовался беспокойством и нестабильностью, в ходе него произошел расцвет китайского классического искусства. Император Хуэй-цзун ( кит. 宋徽宗 ) Был живописцем, каллиграфом и музыкантом одновременно его талантливость не распространялось на дела управления государством, поэтому правление Хуэйцзун положило конец истории Северной Сун. "Золотой век" Сунской поэзии было отмечено развитием поэтического жанра ?ци?, пришедший в классическую поэзию из народных песен, его особенность заключалась в том, что он предполагал существование строк без фиксированного количества иероглифов.

Поэзия династии Сун преимущественно последовала образцы предыдущей эпохи, в частности Ван Юйчэн ( кит. 王禹偁 , 954-1001) писал в стиле танского поэта Потому Цзюйи ( кит. 白居易 , 772-846). Сентиментальный стиль танского поэта Ли Шаньиня ( кит. 李商隐 , 813-858) нашел свое отражение в стихах поэта Ян И ( кит. 杨 亿 , 974-1020), представителя школы сыкуны ( кит. 西昆 ), Получившая название от антологии "Стихов на родственные темы с Западного Куньлунь" ( кит. 西昆 酬 唱 集 ).

Среди поэтов этой школы наиболее известными были Янь Шу (991-1055), Янь Цзидао (1030-1106), Фань Чжуньянь (989-1055) и Чжан Сянь (990-1078). Поэт Лю Юн (987-1053) создал жанр "Маньке", или "медленных ци", значительное место в которых занимали описания природы. Поэты школы Чанли ( кит. 昌黎 ), Которые считали себя последователями танского поэта Хань Юя ( кит. 韩愈 , 768-824), критиковали сикунську школу, предпочитая классическим формам поэзии. Известным среди них был Оуян Сю ( кит. 欧阳修 , 1007-1072).

Сунский поэт Су Ши, или Су Дунпо ( кит. 苏东坡 , 1037-1101), который был еще и прозаиком, живописцем и каллиграфом, получил признание еще ​​при жизни, он писал песни "ци" ( кит. 词 ), Рифмованную прозу "фу" ( кит. 赋 ), А также стихи старым и новым стилем "ши" ( кит. 诗 ), Наиболее известным его произведением является ?Фу о путешествии в красной стены" ( кит. 前 赤壁赋 ). Одним из его учеников был основатель цзянсийськои поэтической школы Хуан Тинцзянь ( кит. 黄庭坚 , 1045-1105), известный как мастер описания пейзажей природы. Другим известным представителем этой школы был Чэнь Шида (1053-1101).

Значительно усовершенствовал жанр "ши" Мэй Яочень (1002-1060). Вместе с ним развивал социальную тематику Су Шуньцинь (1008-1048). В период Южной Сун значительно развил этот жанр Ян Ванли (1127-1206).

В жанре "ци" досиг успехов не только Су Ши, но и поэтесса Ли Цинчжао ( кит. 李清照 , 1084-1151) и поэт-воин Синь Цицзи ( кит. 辛弃疾 , 1140-1207). В позднем собрании сочинений в жанре ?ци? поэтов династии Сун ( кит. 宋词 全 ) Было помещено около 20.000 стихов, авторами которых были 1300 поэтов и поэтесс этой эпохи.

Во время правления династии Сун получил распространение феномен "бицзи" ( кит. 笔记 ), Сборников художественной прозы с авторскими комментариями составителя. В "Заметках господина Сун Цзин-Веня" ( кит. 宋景文 公 笔记 ), Написанных Сун Ци ( кит. 宋祁 , 998-1061), размещено найти анекдоты, дневниковые записи, сообщение о путешествиях, а также истории о привидениях, шутки и загадки. В этот же период возникли первые версии будущих классических произведений - "Роману трех государств" и "Путешествия на Запад", а также были созданы театры, которые стали предшественниками современной китайской оперы.

6. Династия Юань (1261-1368)

Во времена династии Юань было создано более 600 театральных пьес, из которых до наших дней сохранилось около 160. Некоторые из этих произведений до сих пор остаются популярными в Китае, где их можно увидеть в репертуаре традиционных театров.

Правление монгольской династии привело к объединению различных культурных элементов, в течение этого времени было создано много эпических произведений, главными героями которых иногда были люди монгольского или тибетского происхождения. Известным историком конца Юань и начала Мин был Тао Цзуньи. Известным поэтом начала династии был Лу Чжи. На переходе власти к династии Мин работал Гао Эти (1336-1374).

7. Династия Мин (1368-1644)

Период правления династии Мин стал временем расцвета китайского классического романа, за это время появились такие произведения как "Роман трех государств", "Речные заводи", "Цветы сливы в золотой вазе" и "Путешествие на Запад".

  • События в "Романе трех государств" происходят в течение исторического периода Саньго, автор украсил изложение этих событий собственными выдумками и драматическими элементами. В романе одобрительно описывается правления династии Шу, тогда как империя Вэй изображается олицетворением зла. Взгляды, изложенные в романе, определили общее восприятие этой эпохи.
  • "Речные заводи" отсылают к реальным историческим событиям эпохи правления династии Сун. В этом романе рассказывается история разбойников из лагеря Ляншаньбо провинции Шаньдун, которые нападали на коррумпированных чиновников.
  • "Цветы сливы в золотой вазе" является ответвлением сюжетной линии "Речных заводей", через эротические сцены полную версию романа запрещено в КНР, где выдается только цензуре вариант. Значительное количество ученых его автором считает Ван Шичжэнь.
  • "Путешествие на Запад" (1570) В Чэнъэня - это фантастическая история о путешествии буддийского монаха Сюаньцзана и его учеников, - ?Короля Обезьян" Сунь Укуна, получеловека-напивсвини Чжу Бацзе, монаха Ша Сена, - в Индию по священными сутрами. В конце романа герои встречаются с Буддой и возвращаются с сутрой в Китай.

Развивались также и малые прозаические жанры, в 1378 году была напечатана книга "Новые рассказы у зажженного светильника", написанная автором "Записок о пивониевий фонарь", писателем Цюй Ю ( кит. 瞿 佑 , 1341-1427). Конце правления династии были созданы тексты, написанные в разговорном жанре, например "хуабэнь" ( кит. 话 本 ) Фен Мэнлуна. Также это время расцвета китайской драмы, олицетворением которой стали Тан Сяньцзу и Ли Юй.

Продолжаются также предыдущее поэтические традиции, закладные при династии тан, в частности написания лаконичные стихи "Цзацзуань". Мастерами его были Сюй Шупи, Чэнь Гаоми, Фан Сюань.

8. Династия Цин (1644-1911)

Династия Цин была последней императорской династией в истории Китая, а также продолжительной династией, правителями которой не были ханьцы. Уже в начале правления династии начались преследования ученых и литераторов. В этот же период была введена очень формализована и сложная форма конфуцианских государственных экзаменов. Все это привело к тому, что в эту эпоху не произошло значительного развития литературы и философии, заметным исключением стал роман "Сон в красном тереме", а также сатирическое произведение В цзинцзи "Лес ученых мужей" (1749), где высмеивалась государственная экзаменационная система. Особым событием стало произведение "В парке поэзии" Юань Мэя, описавший построение стихотворений.

Получили развитие и малые прозаические формы, в частности Пу Сунлин ( кит. 蒲松龄 ; 1640-1715) написал книгу "Рассказы Ляо Чжая о необычном" ( кит. 聊斋志异 ), В которую вошла 431 история. [7] В последнее романом, созданным в традиции китайских классических романов стали "Цветы в зеркале" пользователя "ученым-литератором" Ли Жу-чжень.

Постепенно определяется критическое отношение к деятельности правительства маньчжурской династии, появляется критика социальной политики. Наиболее известным среди мыслителей этого времени является Гун Цзычжэнь, мысли которого последующем влияние на Кан Ювэя.

Конце правления династии Цин контакты с западной культурой, происходившие в таких торговых городах как Кантон и Шанхай, повлияли на дальнейшее развитие тематики литературных произведений. В этот период появился роман Хань Банцина ( кит. 韩邦庆 , 1856-1894) "Жизнеописание цветов на воде" ( кит. 海上花 列传 , 1892), в котором рассказывались истории о шанхайских куртизанок. Развивается исторический роман, ярким представителем которого был В Вояо. На рубеже эпох работал писатель, журналист, переводчик, поэт Су Маньшу.

9. Китайская новая (1919-1949) и новейшая (1949 -) литература

История новейшей китайской литературы начинается в ХХ веке. Изменение монархической формы правления на республиканский строй обусловила переход от моделей классической литературы до "нового стиля", где отдавалось предпочтение доступности текстов для большого количества читателей и использованию разговорной речи. [8] Манифестом этого периода стала статья Ху Ши ( кит. 胡适 , 1891-1962) "Очерки по реформе литературы", опубликованная в журнале "Новая молодежь" в 1917 году. Ху Ши принял активное участие в движении четвертого мая, представители которого, кроме выдвижения политических, выступали за модернизацию китайской литературы и отказ от моделей традиционной конфуцианской культуры. Участники движения критиковали так называемых "писателей мандаринок и бабочек" ( кит. 鸳鸯蝴蝶派 ) За чрезмерное использование популярных любовных сюжетов.

9.1. Проза

Основателем новой китайской литературы стал писатель Лу Синь ( кит. 鲁迅 ; 1881-1936), который в 1918 году опубликовал рассказ "Дневник сумасшедшего". Несмотря на то, что в тридцатые годы его позиция отличалась от позиции коммунистов, после его смерти Коммунистическая партия Китая использовала его образ в своих целях. Наиболее известной книгой Лу Синя остается сборник "Клич" ( кит. 呐喊 , 1923), в которую вошла повесть "Подлинная история А-Кью" ( кит. 阿 Q 正传 , 1921-1922). Манчжурець Лао Шэ ( кит. 老舍 , 1899-1966), настоящее имя которого было Шу Цинчунь ( кит. 舒庆春 ), Стал известным через свой ​​роман о мальчике-рикшу "Верблюд Сян-цзы" ( кит. 骆驼祥子 , 1936). Среди писателей, которые писали на политическую тематику, был журналист Мао Дунь ( кит. 茅盾 ; 1896-1981), который не только принял участие в создании Коммунистической партии Китая в 1921 году, но и работал на должности секретаря Мао Цзэдуна и министра образования КНР. Его наиболее известными трудами являются романы "Весенние шелкопряды" ( кит. 春蚕 ) И "Перед рассветом" ( кит. 子夜 , 1933). Более Цзинь ( кит. 巴金 ; 1904-2005) стал известным из-за своих трилогии "Любовь" ( кит. 爱情 , 1936) и "Стремительное течение" ( кит. 激流 , 1933-1940), а также как переводчик иностранной литературы один из первых сторонников эсперанто в Китае. Значительный вклад в развитие современной китайской литературы сделал Цао Юй (1910-1996).

9.2. Поэзия

Поэт Сюй Чжимо ( кит. 徐志摩 , 1897-1931), который в свое время учился в Кембридже, писал под влиянием французских поэтов-символистов и английских романтиков, в частности Джона Китса и Перси Биши Шелли. Известными поэтами этого периода также были Ху Ши ( кит. 胡适 , 1891-1962), Кан Байцин ( кит. 康 白 情 , 1896-1959), Бин Синь ( кит. 冰心 , 1900 - 1999) и Го Можо ( кит. 郭沫若 , 1892-1978).

10. Китай

После провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 году многие китайские писателей начали писать о классовой борьбе, коллективизацию и индустриализацию, в частности Ху Фэн ( кит. 胡风 , 1902-1985) и Дин Лин ( кит. 丁玲 , 1904-1986). Известными в то время были Чжао Шули ( кит. 赵树理 , 1906-1970), который написал роман "Изменения в поселке семьи Ли" (1946), Ай В ( кит. 艾芜 , * 1904) с трудом "тысячный закаленный в пламени" (1958) и Ду Пенчен ( кит. 排 舫 程 , 1921-1991), который описывал строительство железных дорог.

В течение Культурной революции (1966-1976) произошел упадок литературы, многие писатели стали жертвами судебных процессов. В 1979 году произошла определенная либерализация культуры. Тематикой "литературы шрамов", или "литературы раненых" ( кит. 伤痕 文学 ), Стал травматический опыт Культурной революции. Центральными работами этого направления стали "Классный руководитель" ( кит. 班主任 , 1977) Лю Синь ( кит. 刘心武 , * 1942), "Шрам" (1978) Лу Синьхуа ( кит. 卢新华 , * 1954), "Клен" ( кит. 枫 , 1979) Чжэн И ( кит. 郑义 , * 1947) и "Крик" (1979) Фен Цзицая ( кит. 冯骥才 , * 1942).

"Литература шрамов" стала предшественницей более современной "литературы реформ", которая зародилась в 1980-х годах, в ней уделялось больше внимания не только повседневной жизни, но и проблемам бюрократии в китайском обществе, правам женщин, а также призывам к реформированию промышленности. Известными представителями этого направления стали писатель Цзян Цзилун ( кит. 蒋子龙 , * 1941) и писательница Шэнь Жун ( кит. 谌 容 , * 1950). В рассказе "Глаз ночи" Ван Мэн ( кит. 蒙 , * 1934) сделал попытку имитировать сюрреалистскими технику "Потока сознания". В 1980-х годах становятся также актуальными жанры "репортажной" и "хулиганской" ( кит. 痞子 文学 ) Литератур, заметным представителем последней выступает писатель Ван Шуо.

Возникла также новая школа "туманной поэзии" ( кит. 朦 胧 诗 ; M?ngl?ngshī), первое стихотворение под названием "Ответы" ( кит. 回答 ) В этом стиле написал Бэй Дао ( кит. 北岛 , * 1949) и опубликовал его в журнале "Поэзия" в 1979 году. Другими известными представителями этой школы были Гу Чен ( кит. 顾城 , * 1956) и Шу Тин ( кит. 舒婷 , * 1952).

Современные китайские писатели были вынуждены работать в условиях введения цензуры и вмешательства репрессивного аппарата государства, которое становилось особенно заметно при "кампании против духовного загрязнения" ( кит. 清除 精神 污染 运动 ) В 1983 году и подавления студенческих протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Вместе с тем эти события дали толчок к созданию критической литературы по коммунистического режима. Одним из представителей этого периода Ян Цзишен (род. 1940). Современная китайская литература создается не только авторами из Китайской Народной Республики, но также и писателями из Тайване, Сингапура и других стран.

Нобелевскую премию по литературе получили двое китайских писателей - Гао Синцзянь (2000) и Мо Янь (2012).

11. Переводы

Переводы латыни с китайской стали появляться в XVI веке, первый перевод направил в Рим Микеле Роджере, который вместе с Маттео Риччи основал иезуитскую миссию в Китае. [9] Они оба переводили Конфуция, но эти тексты так и остались рукописями. Первое печатное издание трех книг Четверокнижие Конфуция латыни появилось в конце XVII века. Украинский язык произведения с китайской переводили Иван Чирко, Лидия Голубничий, Геннадий Турков и др..

12. Библиография

  • Более Цзинь. Семья. Роман / Пер. с кит. И. Чирко. - Киев, 1976. - 318 с.
  • Гамянин В.И. Классическая поэзия Китая (избранные переводы с древнекитайской и современной китайской) / / Источник жемчужин Хрестоматия восточных литератур. - Киев, 1998.
  • Гао Юйбао. Я хочу учиться. Повесть / Пер. с кит. И. Чирко. - Киев, 1959.
  • Гу Хуа. Супружеская верность / Пер. с кит. И. Чирко / / Вселенная, 1989, № 10.
  • Ду Пенчен. В мирные дни. Повесть / Пер. с кит. И. Чирко. - Киев, 1961.
  • Лао Шэ. Авг месяца. Новеллы / Пер. с кит. И. Чирко. - Киев: Днепр, 1974. - 304 с. (Восемнадцатая книга серии Зарубежная новелла).
  • Лао Шэ. Сянцзы - верблюд. Роман / Пер. с кит. И. Чирко. - Киев, 1978.
  • Лао Шэ. День рождения Сяопей. Повесть-сказка / Пер. с кит. И. Чирко. - Киев, 1984.
  • Ли Бо. Дух старины / Пер. с кит. Геннадий Турков. - Львов: Пирамида, 2011. - 260 с. - ISBN 978-966-441-233-6.
  • Ли Кэ, Ли Веихань. Подземная война. Роман / Пер. с кит. И. Чирко и др.. - Киев, 1959.
  • Лу Синь. Родное село. Сборник рассказов / Пер. с кит. И. Чирко. - Киев, 1957.
  • Лу Синь. Точное история А-Кью / Пер. с кит. и вступительная статья Лидии Голубничий. - Мюнхен: Изд. "На горе", 1963. - 54 с.
  • Лу Синь. Подлинная история А-Кью.: Рассказы / Иван Чирко (Пер.з кит.). - К.: Молодь, 1958. - 138 с.
  • Лу Синь. Избранные произведения / Пер. с кит. И. Чирко. - Киев: Гослитиздат Украины, 1961. - 312 с.
  • Лу Синь. Произведения / Пер. с кит. И. Чирко. - Киев, 1981.
  • Лю Цин. История начала. Роман / Пер. с кит. И. Чирко. - Киев, 1988.
  • Мао Дунь. Радуга. Роман / Пер. с кит. И. Чирко. - Киев: Гослитиздат Украины, 1959. - 246 с.
  • Мао Дунь. Ржавчина. Роман / Пер. с кит. И. Чирко. - Киев, 1985. - 318 с.
  • Мао Дунь. Ночные размышления. Критический очерк / Пер. с кит. И. Чирко. - Киев, 1989.
  • Рассказы Древнего Китая: сборник / ред. С. А. Коваль; пер. с китайские. И. Зуев, А. Лышега. - Киев: Днепр, 1990. - 142 с. - ISBN 5-308-00731-4.
  • Пу Сунлин. Монахи-чудотворцы. Новеллы / Пер. с кит. И. Чирко. - Киев, 1980. - 384 с. (Тридцать шестая книга серии Зарубежная новелла).
  • Сыма Цянь. Исторические записки. Избранные жизнеописания / Пер. с кит. В. И. Гамянин / / Вселенная, 2001, № 5-6.
  • Современная китайская поэзия. Ай Цин, Цзоу Дифань, Ли Ин, Чжан Чжимин, Гун Лю, Лю Шахе, Шао Яньсян, Шу Тин Ли Ган, Яо Шаньби / С китайской перевели Ядвига Лисевич, Михаил Сыч и Валентин Величко / / Вселенная, 1989 , № 10.
  • Ся Янь. Испытания. Драма / Пер. с кит. И. Чирко. - Киев, 1957.
  • Федоренко Н. Т. Писатели современного Китая. - Киев, 1959.
  • Чжоу Либо. Необычная весна. Роман / Пер. с кит. И. Чирко и др.. - Киев, 1962.
  • Чжу Бай. Веселый день. Детское рассказы / Пер. с кит. И. Чирко. - Киев, 1957.
  • Чжу Цзицин. Избранные саньвень / Пер. с кит. В. И. Гамянин / / Вселенная, 1998, № 4.

Примечания

  1. Van Pelt, T. Ancient Chinese civilization / Todd Van Pelt and Rupert Matthews; illustrations by Francesca D'Ottavi. - New York: Rosen Central, 2010. - 48 p. - P. 42. - ISBN 978-1-4042-8035-9.
  2. Van Pelt, T. Ancient Chinese civilization / Todd Van Pelt and Rupert Matthews; illustrations by Francesca D'Ottavi. - New York: Rosen Central, 2010. - 48 p. - P. 43. - ISBN 978-1-4042-8035-9.
  3. The Cambridge history of Chinese literature / edited by Kang-i Sun Chang and Stephen Owen. - Cambridge, UK; New York: Cambridge University Press, 2010. - Vol. 1. - 711 p. - Р. xxviii. - ISBN 978-0-521-85558-7.
  4. Эйдлин Л. С. Танская поэзия - feb-web.ru/feb/kle/Kle-abc/ke7/ke7-3773.htm / / Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. - М.: Сов. энцикл., 1962-1978. Т. 7.
  5. Сорокин В. Ф. Чуаньцы - feb-web.ru/feb/kle/Kle-abc/ke8/ke8-5493.htm / / Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. - М.: Сов. энцикл., 1962-1978. Т. 8: Флобер - Яшпал. - 1975.
  6. Соколова И.И. Танская новелла - feb-web.ru/feb/kle/Kle-abc/ke7/ke7-3773.htm / / Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. - М.: Сов. энцикл., 1962-1978. Т. 7.
  7. Пу Сунлин и его "Рассказы Ляо Чжая о необычном" - ukrainian.cri.cn/chinaabc/chapter15/chapter150301.htm
  8. / / Специальный выпуск журнала Вселенная - Альманах китайской литературы, 2010.
  9. Некоторые иезуитов считал, что китайский язык существовала еще во времена Великого Потопа и падения Вавилонской башни, в частности иезуит-энциклопедист Афанасий Кирхер (1602-1680) высказал предположение о том, что китайские иероглифы были принесены из Египта библейским Хамом и его сыновьями.

nado.znate.ru

Китайская литература - это... Что такое Китайская литература?

Китайская литература — литература на китайском языке.

В отличие от западноевропейской литературы Нового Времени, художественные тексты в Китае занимали второстепенное место относительно литературы историографической и этико-философской направленности, как прямое следствие господства конфуцианской идеологии.

Бросается в глаза отсутствие древнейшего пласта эпического устного творчества и разрозненность мифологических представлений. Предполагается, что в их искоренении также участвовала конфуцианская идеология; следы их существования обнаруживаются в фольклоре китайских национальных меньшинств.

Отличительной чертой иерархии китайских литературных жанров является низкое положение драмы и ее сравнительно позднее возникновение. Малоразвитыми относительно европейской традиции оказались мемуарный и эпистолярный жанры, однако их место занял т. н. жанр «записок» бицзи, близкий к эссе.

Древнейшие письменные памятники

Литература до 213 г. до н.э

Восьмой год от основания династии Цинь является важным рубежом в истории древнекитайской литературы: это дата знаменитого указа Цинь Шихуанди, запрещающего оборот книг по теории государства.

Среди известных на тот момент литературных памятников значатся:

период Западного Чжоу

  • Шицзин (Книга песен)
  • Юэцзин (Книга музыки) — сохранилась частично в Лицзи, Сюньцзы и др.
  • Чжоу Ли (Книга ритуалов эпохи Чжоу)
  • Шуцзин

период Вёсен и Осеней и Сражающихся Царств

После падения династии Цинь конфуцианство начинает приобретать статус государственной идеологии, формируется конфуцианский канон. Поворотной датой считается 26 г. до н.э., когда император Чэн (Зап. Хань) отдал приказ о сборе всех письменных памятников государства. Работа по упорядочиванию и каталогизации была выполнена Лю Сяном, Лю Синем и Ян Сюном.

Ныне приянятые названия произведений этого периода, а также их отдельных глав, вероятней всего являются продуктом редакторской деятельности, а не авторской. Для авторов доимперского периода литературной данностью было только разделение наиболее широко цитируемых источников на ши (оды, стихи, песни) и шу (книги, документы).

Литература по жанрам

Исторические хроники

Другие историко-географические жанры
  • Цуншу 叢書/丛书 - сборники подготовительных материалов для написания историй (включали в себя копии неорганизованных текстов для их сохранения в периоды политической нестабильности)
  • Дифан чжи 地方志

Книжные каноны

  • Сы шу (четверокнижие)
  • У-цзин (Конфуцианское пятикнижие)

Образование канонов относится к эп. Хань. Изучение более ранних текстов требовало интерпретации и редактуры. Исследователи обращали внимание на стилистическую неоднородность сохранившихся документов и выделяли в них наиболее заметные категории:

  • Цзин - каноны
  • Чжуань - комментарии или "традиции"
  • "внутренние и внешние главы" внутри антологий доимперского периода

Энциклопедии

Поэзия

Традиция стихосложения в Китае восходит к Шицзину, сборнику народной и литургической поэзии.

Одним из первых сбоников поэзии, следующих за Шицзином по значимости стал Вэньсюань 文選. Создание поэтического текста было обязательным элементом в классическом образовании, догматизированным благодаря экзаменационной системе в позднюю имперскую эпоху. Зачастую поэтами были крупнейшие государственные деятели, такие как Цао Цао и Ван Аньши.

Драма

Традиционно считающееся в конфуцианской среде недопустимо низким, театральное действо было широко распространено в Китае как развлечение. Китай подарил миру, при посредстве монгольских войск, театр теней (по сей день редко рассматривающийся как важная часть литературы, несмотря на распространённость), а в собственно Китае при монгольской династии Юань расцвели цзацзюй, или «смешанные представления», также называемые юаньской драмой. В условиях упадка конфуцианской системы в этот период драма стала основным его литературным наследием, и с тех пор драма прочно вошла в состав китайского литературного наследия.

В китайский литературный канон также вошёл ряд «южных» пьес, средневекового драматического наследия южных регионов Китая.

Современные театральные школы пекинская опера, шанхайская опера и т. д. являются прямыми наследниками юаньской драмы, которая также оказала значительное влияние на мировой кинематограф: в фильмах о боевых искусствах эти искусства демонстрировались прежде всего актерами, воспитанными в школах т. н. «опер».

Новелла

дин. Тан, Мин: городской жанр категории малых (сяошо)

Роман

Библиотечные катастрофы

Китайская историография выработала специальный термин для обозначения событий, повлекших крупные потери в литературной традиции: шу э zh:书厄. Ню Хун zh:牛弘(545-610), дин. Суй, классифицировал первые пять катастроф подобного рода.

 

{{{заглавие}}}

{{{содержание}}}

 

{{{заглавие}}}

{{{содержание}}}

 Просмотр этого шаблона Страны Азии: Литература Зависимые территории Непризнанные и частично признанные государства

Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика  • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия

¹ В основном в Африке      ² Частично в Европе

biograf.academic.ru

Литература средневекового Китая

Эпоха Тан считается «золотым веком» китайской поэзии. Это время было расцветом пятисловных и семисловных стихов с двухстрочной рифмой. Выдающимися поэтами были Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу и Бо Цзюй-и. Расцвету поэзии способствовало появление в VII в. первого крупного словаря литературного языка, включавшего 12158 иероглифов.

Первый в ряду великих классиков танской эпохи Ван Вэй (699—759) — не только замечательный поэт, но и талантливый живописец. Он сумел сделать свои стихи объемными, приблизив их к картине, а картины — к стиху.

В его творчестве большое место занимает природа. Ли Бо (701—762) принадлежал к числу тех немногих гениев, чье творчество выразило самый сокровенный дух китайского народа. Сохранилось более 900 его стихотворений. Жизнь поэта не вписывалась в рамки стандартов его положения. Он ушел из дому, странствовал, развивая идеал свободы. Однако в величии Ли Бо не было ни тени высокомерия. С поэзией Ду Фу (712—770) связана тема сострадания к человеку, обличения несправедливости, стыда благополучного перед страждущим, мотив самопожертвования. В одном их стихотворений последних лет Ду Фу мечтает об огромном доме, в котором нашли бы спасение от непогоды все бедняки Поднебесной.

Во второй половине VIII в. раскрывается дарование последнего из великих танских поэтов Бо Цзюй-и (772—846). Если его знаменитые предшественники определили свой разлад с обществом самой своей жизнью, то Бо Цзюй-и вступил на путь государственной карьеры и при каждом независимом слове рисковал ею. Среди обличительных стихов поэта центральное место занимают «Новые народные песни» и «Циньские напевы». В танскую эпоху появляется новый прозаический жанр — новеллы — чуань-ци (букв. передавать удивительное). Танскими признано 79 рассказов. Они невелики по размеру, занимательны по сюжету, назидательны по характеру и динамичны по действию. Характерная черта — тяготение к «исторической точности» повествования, которая обеспечивается частыми отсылками на личное знакомство авторов с друзьями героев. Тема любви составляет более трети дошедших до нас новелл, ибо, по представлениям рассказчиков, любовь безраздельно правит миром и находит свои жертвы повсюду. Многочисленную группу составляют рассказы о снах. Любопытно, что в новеллах не дается ни одного яркого отрицательного героя. Завоеванием жанра стал диалог, сближавший новеллу с драмой.

Сунская эпоха в истории китайской словесности (X—XIII вв.) была последней, достойно завершившей период ее расцвета. Обогащение выразительных средств поэзии было связано с развитием нового стихотворного жанра — романса — цы. Родившись в тесной связи с музыкой, этот жанр приобрел самостоятельность. Его отличало многообразие, связанное с многочисленностью мелодических образцов. Другая особенность романса состояла в использовании в стихотворении строк разной длины. В целом романс был более свободной поэтической формой, чем предшествующие жанры поэзии. Однако на первых порах его отличала узость тематики — преимущественно любовного содержания. Обновление литературы периода Сун составляло одну из граней борьбы за реформы. Ее возглавил выдающийся китайский реформатор, ученый, писатель и поэт (мастер цы) Ван Аньши (1021—1086). С общественными исканиями связано творчество лирика Лю Юна (987—1052), создавшего новую, более крупную форму романса. Другой поэт Су Дунпо (1037—1101) способствовал отделению романса от музыки и превращению цы в самостоятельный жанр. Величайшим мастером цы была поэтесса Ли Цш-чжао (1084—1151). С момента завоевания империи Сун чжурчжэнями в 1127 г. и вплоть до монгольского нашествия во второй половине XIII в. китайская поэзия была посвящена теме родины и борьбы за ее освобождение. Был сформирован идеал активной творческой личности с обостренным чувством собственного достоинства и свободолюбия. Завоеванием Классического Средневековья стала «проза древнего стиля», наивысшего расцвета достигшая в эпоху Сун. Ее отличала свободная манера изложения, усиление личного начала, сочетание лиричности со злободневностью. Инициатором обновления прозы был представитель политической элиты Оуян Сю (1007—1072), автор «Новой истории Тан» и «Истории пяти династий». Никому прежде в китайской историографии не удавалось написать историю целой эпохи со своей личной точки зрения. Оуян Сю первым взялся за пересмотр толкований конфуцианского канона. Выдающимся современником Оуян Сю был Сыма Гуан (1019—1086), автор «Зерцала всеобщего, в управлении помогающего». Это была летопись истории Китая с древнейших времен и до Х в. — первый образец большой формы исторической прозы связанного повествования.

В сунское время рождается новый жанр — народная повесть, пришедшая на смену танской новелле. Сложился этот жанр в процессе коллективного творчества рассказчиков, выступавших на улицах городов. В отличие от новеллы повесть создавалась на основе разговорного языка и была более демократична. Основными персонажами стали прежде презиравшиеся сословия — земледельцы и торговцы. Решающими при оценке человека оставались в это время богатство и чины, но важными уже становятся личные качества героя. Новым был и язык повести, ставший основой языка современной китайской художественной литературы и сохранивший в себе фольклорные элементы, воспроизводивший особенности живой разговорной речи. Условный литературный язык вкрапливался лишь в речи чиновников и в документы. Таким образом, народная повесть сунского времени совершила решительный поворот к массовому читателю и слушателю.

Впоследствии  многие из сюжетов китайских средневековых повестей легли в основу  современного китайского кинематографа.  Кое какие фильмы можно увидеть и в сети. Смотреть фильмы без регистрации можно на многих ресурсах,  посвященных Китаю.

tokitay.ru