У этого термина существуют и другие значения, см. Фивы.
Фи́вы (др.-греч. Θῆβαι, Διὸς πόλις ἡ μεγάλη) — греческое название столицы Верхнего Египта. Город располагался в 700 км к югу от Средиземного моря, на восточном берегу Нила. Первоначально он назывался Но-Аммон, или просто Но (копт. Нэ).
Был столицей Уасета — IV нома Верхнего Египта. Столицей всего Египта этот город стал в эпоху XI династии (Среднее царство) и оставался таковой вплоть до прихода к власти ливийских династий (22-й и 23-й) в X в. до н.э.
Остатки Уасета в современном городе Луксор — Карнакский и Луксорский храмы — в числе первых объявлены памятниками Всемирного наследия человечества.
На западном берегу Нила находятся высеченные в скалах заупокойные храмы и некрополи фараонов и их приближённых (см.
долина Царей и долина Цариц), а также колоссы Мемнона. Несколько в стороне расположен надземный поминальный храм царицы Хатшепсут (см. Дейр-эль-Бахри).
Древнейшее поселение на месте Фив датируется эпохой Среднего палеолита.
Литература
Gauthier, Henri. 1925–1931. Dictionnaire des noms géographiques contenus dans les textes hiéroglyphiques. Vol. 3 of 7 vols. Cairo: Imprimerie de l’Institut français d’archéologie orientale du Caire. (Reprinted Osnabrück: Otto Zeller Verlag, 1975). 75, 76.
Polz, Daniel C. 2001. "Thebes". In The Oxford Encyclopedia of ancient Egypt, edited by Donald Bruce Redford. Vol. 3 of 3 vols. Oxford, New York, and Cairo: Oxford University Press and The American University in Cairo Press. 384–388.
Redford, Donald Bruce. 1992. "Thebes". In The Anchor Bible Dictionary, edited by David Noel Freedman. Vol. 6 of 6 vols. New York: Doubleday. 442–443. ISBN 0-385-42583-X (6-volume set)
Strudwick, Nigel C., & Strudwick, Helen, Thebes in Egypt: A Guide to the Tombs and Temples of Ancient Luxor. London: British Museum Press, 1999, ISBN 0-8014-3693-1
Ссылки
Координаты: 25°43′15.36″ с. ш. 32°36′36.74″ в. д. / 25.720934° с. ш. 32.610208° в. д. (G) (O)25.720934, 32.610208
Памятники Фив (Уасет)
Древнеегипетские названия
Современные названия
собственно Фивы
город Луксор, поселение Карнак
гробнично-храмовые комплексы
территории храмов
Дейр эш-Шельвит • Каср эль-Агуз • Ком эль-Хеттан (Колоссы Мемнона) • Ком эс-Самак • Карнак (Храмы Амона-Ра, Храмы Монту, Храмы Мут) • Курна • Луксорский храм • Мединет-Абу (Храм Амона, Храм Аменхотепа, Храм Тутмоса II, Храм Тутанхамона, Эйе и Хоремхеба, Храм Рамсеса III, Храм Рамсеса IV)
У этого термина существуют и другие значения, см. Фивы.
Фи́вы (др.-греч. Θῆβαι, Διὸς πόλις ἡ μεγάλη) — греческое название столицы Верхнего Египта. Город располагался в 700 км к югу от Средиземного моря, на восточном берегу Нила. Первоначально он назывался Но-Аммон, или просто Но (копт. Нэ).
Был столицей Уасета — IV нома Верхнего Египта. Столицей всего Египта этот город стал в эпоху XI династии (Среднее царство) и оставался таковой вплоть до прихода к власти ливийских династий (22-й и 23-й) в X в. до н.э.
Остатки Уасета в современном городе Луксор — Карнакский и Луксорский храмы — в числе первых объявлены памятниками Всемирного наследия человечества.
На западном берегу Нила находятся высеченные в скалах заупокойные храмы и некрополи фараонов и их приближённых (см.
долина Царей и долина Цариц), а также колоссы Мемнона. Несколько в стороне расположен надземный поминальный храм царицы Хатшепсут (см. Дейр-эль-Бахри).
Древнейшее поселение на месте Фив датируется эпохой Среднего палеолита.
Литература
Gauthier, Henri. 1925–1931. Dictionnaire des noms géographiques contenus dans les textes hiéroglyphiques. Vol. 3 of 7 vols. Cairo: Imprimerie de l’Institut français d’archéologie orientale du Caire. (Reprinted Osnabrück: Otto Zeller Verlag, 1975). 75, 76.
Polz, Daniel C. 2001. "Thebes". In The Oxford Encyclopedia of ancient Egypt, edited by Donald Bruce Redford. Vol. 3 of 3 vols. Oxford, New York, and Cairo: Oxford University Press and The American University in Cairo Press. 384–388.
Redford, Donald Bruce. 1992. "Thebes". In The Anchor Bible Dictionary, edited by David Noel Freedman. Vol. 6 of 6 vols. New York: Doubleday. 442–443. ISBN 0-385-42583-X (6-volume set)
Strudwick, Nigel C., & Strudwick, Helen, Thebes in Egypt: A Guide to the Tombs and Temples of Ancient Luxor. London: British Museum Press, 1999, ISBN 0-8014-3693-1
Ссылки
Координаты: 25°43′15.36″ с. ш. 32°36′36.74″ в. д. / 25.720934° с. ш. 32.610208° в. д. (G) (O)25.720934, 32.610208
Памятники Фив (Уасет)
Древнеегипетские названия
Современные названия
собственно Фивы
город Луксор, поселение Карнак
гробнично-храмовые комплексы
территории храмов
Дейр эш-Шельвит • Каср эль-Агуз • Ком эль-Хеттан (Колоссы Мемнона) • Ком эс-Самак • Карнак (Храмы Амона-Ра, Храмы Монту, Храмы Мут) • Курна • Луксорский храм • Мединет-Абу (Храм Амона, Храм Аменхотепа, Храм Тутмоса II, Храм Тутанхамона, Эйе и Хоремхеба, Храм Рамсеса III, Храм Рамсеса IV)
Так воспевали древнеегипетские поэты самый большой и самый замечательный из городов Египта, его столицу — Уасет, или Фивы, как её называли греки.
Из маленького провинциального городка Фивы выросли до пышной столицы могучего государства. Отзвуки славы египетских Фив сохранились и в греческом эпосе.
Фивы знали годы расцвета и упадка. Века расцвета сменялись тяжёлыми временами разрушительных нашествий иноземцев. Многих завоевателей — и эфиопов, и ассирийцев, и персов — видели фиванцы на улицах своего города.
Одним из наиболее интересных периодов в жизни Фив был XV в. до н. э. Египет, который уже более ста лет назад сбросил длительное иго владычества гиксосов, сделался теперь сильнейшей державой Востока. Фивы — столица области, князья которой выступили объединителями страны в борьбе с гиксосами, — стали главным городом Египта. Богатства, хлынувшие в Египет в результате удачных войн не только на севере, но и на юге, в Нубии, способствовали украшению города. Грандиозные храмы пышные дворцы фараонов и дома вельмож быстро изменили облик Фив, превратив их в самый богатый и великолепный из египетских городов.
Познакомимся же с Фивами в период их наибольшего расцвета.
Нил делит город на две части — восточную, где расположен самый город, и западную, где находились кладбища и заупокойные храмы царей Египта времени Нового царства.
Если плыть к Фивам по Нилу с севера, то ещё издали видны колоннады храмов и стоявшие перед входами в них колоссальные статуи фараонов. Когда же корабль приближался к одной из пристаней восточного берега, перед глазами приезжего во всём блеске и шуме вставал знаменитый город.
Различны улицы этого города и многолик его образ. Различна и жизнь его обитателей, лёгкая и приятная для одних, тяжёлая, изнурительная для других. И последних в городе большинство.
Пройдёмся по одной из главных улиц Фив. По обе её стороны тянутся глиняные стены оград, из-за которых видны плоские кровли домов и верхушки деревьев. Длинные тёмные листья пальм возвышаются над сикоморами и акациями с их мелкими светло-зелеными листочками, трепещущими при малейшем дуновении ветра. В ограде — ворота, которые ведут во двор. В глубине двора виден сад, направо вымощенная каменными плитами дорожка ведёт к дому. Это жилище одного из знатных фиванских вельмож.
Как все жилища в древнем Египте — даже дворцы, — этот дом построен из кирпича-сырца. Только косяки дверей сделаны из камня. Крыша плоская; на ней по вечерам, когда спадает жара, проводят время обитатели дома, главным образом женщины. Окна, небольшие и решётчатые, расположены почти под потолками комнат.
Дорожка, ведущая к дому, оканчивается небольшим, окружённым стеной двориком. Из него по маленькой лесенке поднимаются в крытый вход.
Небольшие сени ведут в длинную комнату с четырьмя колоннами, предназначенную для приёма гостей и для отдыха хозяев. Она расположена в северной части дома; ею пользуются главным образом летом, так как в её большое окно проникает свежий северный ветер.
Из этой «северной» комнаты ведёт дверь в главное помещение дома — большую комнату, также с четырьмя колоннами. Так как со всех сторон к ней примыкают другие, стены её построены выше соседних помещений, чтобы в её высоко расположенные окна мог попадать свет.
Дом знатного египтянина (Новое царство).
Эта комната служит приёмной. У одной стены устроен выложенный полированным камнем бассейн для омовения, у другой стены стоят, диваны, перед которыми!! помещаются жаровни. Колонны в комнатах деревянные с каменными основаниями.
Растирание зерна (Древнее царство).
К центральному помещению примыкает с востока ещё одна длинная комната, похожая на северную, но несколько меньших размеров. Ею пользуются зимой.
Эти три комнаты и несколько запасных для гостей составляют парадную часть дома. Остальные же помещения дома заняты его жилой частью. Здесь находится спальня хозяина с особой умывальной и женская половина, состоящая из приёмной комнаты, спальни, детских комнат и умывальной. Имеются в доме и различные кладовые. Все стены оштукатурены и покрыты росписью.
Вокруг дома на дворе расположены похожие на большие круглые ульи закрома для зерна, кухня, хлебные печи, колодец с водой, жилище для слуг. Тут же находятся сарай и загон для скота, рядом с которым видны собачьи конуры.
В саду растут плодовые деревья — финиковые пальмы, сикоморы, фиговые деревья; вокруг подпорок вьются виноградные лозы, на клумбах цветут цветы. Посередине сада расположен пруд, там плавают утки. В воде мелькают рыбы. Около пруда трудятся пленные азиаты; они черпают воду и поливают цветы и плодовые деревья.
Виноделие и сбор винограда (Новое царство).
Приготовление пива (Древнее царство).
В доме и на дворе оживлённо. На кухне, в пекарне, по двору — всюду суетятся многочисленные слуги и рабы. Несмотря на жару, на самом солнцепёке слуги варят, пекут, жарят на вертелах птицу, толкут что-то в ступках. Женщины, стоя на коленях, согнувшись и обливаясь потом, растирают вручную зерно на каменных зернотёрках.
Из поместья хозяина прибыл караван ослов. Рабы снимают с них тюки и корзины с зерном, овощами, плодами, сотами душистого мёда.
Туда и обратно беспрестанно снуют слуги с тяжёлыми сосудами и подставками, букетами и гирляндами цветов. Всем распоряжается управляющий хозяйством дома. Вечером в доме будет пир: хозяин получил от фараона награду — пять больших золотых ожерелий. Сейчас хозяин в храме, он поехал туда из дворца, чтобы принести благодарственную жертву Амону за удачное возвращение из экспедиции и за получение царской награды.
Между тем в приёмной всё уже готово к пиру. Слуги разостлали по полу пёстрые циновки и расставили точёные стулья. Стены увешаны гирляндами из цветов, и пёстрые, искусно подобранные букеты укреплены у каждого стула. Вдоль стен на высоких подставках стоят большие сосуды с вином; они увиты виноградными лозами и гирляндами из лепестков голубых лотосов. В бронзовых жаровнях, на тлеющих углях положены куски ароматных смол, душистый дымок вьётся по комнате. Слуги устанавливают перед каждым стулом небольшой столик. Здесь будут поставлены многочисленные кушанья, фрукты, сласти; готовы и кубки для питья. И вновь приносят охапки лотосов и раскладывают по два-три цветка на стол. В стороне группа музыкантов пробует свой инструменты. Тут и арфы, и флейты, и лиры, и лютни. На полу, ожидая своего выступления, сидят танцовщицы и акробатки. Их волосы заплетены в бесчисленные косички, стянутые на голове пёстрой лентой, из-под которой на лоб спадает цветок лотоса. У одних в руках бубны, у других — цветы.
Арфисты (Новое царство).
Мы заглянули в дом знатного фиванца и бегло познакомились с его бытом и обстановкой. Дома других египетских вельмож немногим отличаются от описанного нами. Все главные черты жилища богатого египтянина остаются неизменными.
* * *
За кирпичными оградами домов кипит жизнь улицы. Ближе к, центру города, к главным храмам или к рынкам движение увеличивается. Идут пешеходы, семенят нагружённые товарами ослы, проносятся колесницы, запряжённые парами коней, медленно проходят, сгибаясь под грузом, носильщики.
Вот, стоя в колесницах, мчатся на охоту в пустыню молодые знатные фиванцы. За их плечами висят большие луки, за поясами заткнуты кинжалы, на колесницах укреплены колчаны со стрелами. С ними едут их оруженосцы, а в пустыне давно уже ждут слуги; одни привезли с собой припасы и готовят еду, другие привели охотничьих собак в красных кожаных ошейниках и принесли запасное оружие. Слуги будут помогать молодым вельможам в их забавах, будут загонять для них газелей, антилоп, зайцев, страусов. Иногда для больших облав пригоняют из деревень крестьян. А вечером по тем же улицам медленно потянутся обратно в город едущие шагом колесницы, нагружённые добычей, в сопровождении слуг-охотников, которые понесут убитых зверей и птиц и поведут усталых, высунувших языки собак. Охота — обязательное занятие молодых египтян; будущие воины должны уметь хорошо стрелять из лука, метать копья и дротики, ловко владеть мечом и кинжалом.
Иногда на охоту выезжает и сам фараон. Окружённый многочисленной свитой и слугами, он едет в пустыню охотиться на львов, в нильские заросли в погоне за свирепыми дикими быками.
Царевичи также учатся с детства охоте и военному делу; многим из них придётся впоследствии лично участвовать в битвах. Охота — любимое развлечение фараонов. Об этом говорят не только изображения царских охот на рельефах и росписях, но и многие интересные предметы, дошедшие до нас.
Это большие каменные жуки — скарабеи; оборотная их сторона гладкая, и на ней вырезаны надписи, в которых говорится, что фараон Аменхотеп III в течение 10 лет своего царствования убил 102 «весьма свирепых льва»!
Видимо, фараон приказал сделать несколько таких скарабеев и подарил на память своим приближённым, быть может, его спутникам по охоте.
Один такой скарабей хранится в Ленинграде, в Эрмитаже, другой — в Москве, в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
* * *
А город продолжает жить своей сложной жизнью. Умолкли крики торговцев на рынке, но во многих мастерских зажглись светильники, и при их мигающем пламени продолжают работать ремесленники. Задремали в своих лачугах бедняки, заснули в тени деревьев или под навесами опустевших ларьков бездомные нищие. В далёких селениях после тяжёлого дня изнуряющей работы садятся за свой скудный ужин крестьяне. В домах многих вельмож, ярко освещённых огнём драгоценных лампад, в полном разгаре пир. Далеко разносятся в вечерней тишине звуки музыки, пение. Вереницы слуг суетятся вокруг пирующих.
Так веками и идёт жизнь везде на берегах Нила, где сотни тысяч людей работают ради богатства десятков, где тысячи живут впроголодь всю жизнь только для того, чтобы могли спокойно наслаждаться своей жизнью немногие богатеи.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Фивы, Египет • ru.knowledgr.com
Фивы греческое название города в Древнем Египте, прирожденно известном как, расположенном приблизительно в 800 км к югу от Средиземноморья, на восточном берегу реки Нила в современном городе Луксоре. Кладбище Theban расположено поблизости на западном берегу Нила.
Имя
Египетское имя Фив было «Городом Скипетра».
Имя Thebai () является греческим обозначением, египетским именем комплекса храма Карнака, расположенного через Нил, к западу от надлежащих Фив. Классический египетский Ta-opet стал Народной лентой, которая была принята на греческом языке как thebai, ассимилируемый к названию греческого города. Из-за его связи с египетским городом, у греческих Фив также были статуя и храм Амона (Amun) с 5-го века до н.э. Как засвидетельствовано уже в Илиаде Гомера, греки различили эти два города как «Сотня Gated Фивы» ( , Thebai hekatompyloi) для египетского города (Илиада, IX.383), и «Семь-Gated Фивы» ( , Thebai heptapyloi) для его греческого коллеги (Илиада, IV.406).
Как место Триады Theban Amun, Mut и Khonsu, Фивы были известны на египетском языке от конца Нового Королевства как, «Город Амун». Это нашло его путь в еврейскую Библию как (Наум 3:8), вероятно относясь к египетскому Amun-Ра божества, наиболее вероятно это - также то же самое как נא («Нет») (Эзекиль 30:14–16, Иеремия 46:25). На греческом языке было предоставлено это имя, «Город Зевса», как Amun в interpretatio graeca стал греческим Амоном Зевса.
Греки surnamed город megale, «Великое», чтобы дифференцировать его от многочисленных других городов под названием Diospolis. Римляне отдали имени Diospolis Magna.
История
Фивы населялись от приблизительно 3 200 до н.э. Это была одноименная столица Уосет, четвертый Верхний египетский Ном. Waset был столицей Египта во время части 11-й Династии (Среднее Королевство) и большей части 18-й Династии (Новое Королевство), когда Хатшепсут построил флот Красного моря, чтобы облегчить торговлю между Фивами порт Красного моря Элима, современного Quasir и Elat во главе Залива Акаба.
Согласно Георгу Модельскому, у Фив было приблизительно 40 000 жителей в 2000 до н.э (по сравнению с 60 000 в Мемфисе, самом большом городе мира в это время). К 1800 до н.э население Мемфиса было до приблизительно 30 000, делая Фивы самым большим городом в Египте в то время. периодом Amarna (14-й век до н.э), Фивы, возможно, выросли, чтобы быть самым большим городом в мире с населением приблизительно 80 000, позиция, которую это заняло до приблизительно 1 000 до н.э, когда это было снова превзойдено Мемфисом (среди других).
С 19-й Династией место правительства переехало в Дельту. Археологические остатки Фив предлагают поразительное свидетельство египетской цивилизации на ее высоте. Греческий поэт Гомер расхвалил богатство Фив в Илиаде, Книга 9 (c. 8-й век до н.э): «... в египетских Фивах кучи драгоценного света в слитках, сотня gated Фивы».
В 664 до н.э, ассирийская армия уволила Фивы во время их вторжения в Верхний Египет.
Археология
В 1979 руины древних Фив были классифицированы ЮНЕСКО как Мировое место Культурного наследия. Два больших храма — Луксорский Храм и Карнак — и Долина Королей и Долина Куинса среди больших достижений древнего Египта.
Примечания
Готье, Анри. 1925–1931. Dictionnaire des noms géographiques contenus dans les textes hieroglyphiques. Издание 3 7 изданий Каир: Imprimerie de l’Institut français d’archéologie orientale du Caire. (Переизданный Osnabrück: Отто Зеллер Верлэг, 1975). 75, 76.
Polz, Дэниел К. 2001. «Фивы». В Оксфордской Энциклопедии древнего Египта, отредактированного Дональдом Брюсом Рэдфордом. Издание 3 3 изданий Оксфорд, Нью-Йорк и Каир: Издательство Оксфордского университета и американский университет в Cairo Press. 384–388.
Рэдфорд, Дональд Брюс. 1992. «Фивы». В Якорном Словаре Библии, отредактированном Дэвидом Ноэлем Фридменом. Издание 6 6 изданий Нью-Йорк: Doubleday. 442–443. ISBN 0 385 42583 X (набор с 6 объемами)
Strudwick, Nigel C., & Strudwick, Хелен, Фивы в Египте: справочник по могилам и храмам древнего Луксора. Лондон: британская Museum Press, 1999, ISBN 0-8014-3693-1 (книга в твердом переплете) / ISBN 0-8014-8616-5 (книга в мягкой обложке)
Внешние ссылки
Больше информации о древних Фивах, Мировое место Культурного наследия
Theban отображение проекта
Наследие ICOMOS опасный 2001/2002
ru.knowledgr.com
Фивы (Египет) — Википедия РУ
Древнейшее поселение на месте Фив датируется эпохой Среднего палеолита. Территория Фив была непрерывно заселена по крайней мере с ок. 3200 года до н. э. Считается, что сам город зародился ещё в эпоху Древнего царства (III тысячелетие до н. э.) — с этого времени тут сохранилась часть статуи фараона Ниусерра. Во время Первого переходного периода Фивы стали одним из двух политических центров страны, а их номархи (ставшие известными как XI династия фараонов) вели борьбу с правителями Гераклеополя за контроль над Египтом.
Среднее царство
В эпоху Среднего царства Фивы стали новой столицей вновь объединённого Египта, когда фараон Ментухотеп I, а затем его последователи Ментухотеп II и Ментухотеп III захватили земли вдоль верхнего течения Нила. Они открыли пути к Красному морю, оживили торговлю и сделали Фивы столицей Египта. Следующая XII династия избрала своей резиденцией Ит-Тауи, но Фивы сохраняли своё значение как религиозный и экономический центр.
Когда гиксосы захватили северную часть Египта во время Второго переходного периода, фиванские правители (XVI династия) сохранили свою независимость. Их преемники из XVII династии повели борьбу с гиксосами, закончившуюся изгнанием последних из Египта.
Новое царство
Расцвет Фив, как и самого Египта, начался благодаря военным успехам фараонов. Жители города верили, что победы им обеспечивала поддержка главного бога царства, покровителя власти фараонов Амона, который, слившись ещё с одним древнеегипетским богом Ра, стал Амоном-Ра. Его священным животным был баран. Поэтому нередко бога Амона изображали с головой барана. Жрецы всячески распространяли его культ, устраивали в его честь различные празднества. Это позволило им сосредоточить в своих руках власть и богатство. Культ Амона распространился на весь Египет, когда Фивы вновь стали столицей всего государства. Это случилось уже в эпоху Нового царства начиная с 1580 года до н. э.
Именно жрецы способствовали возведению на фараонов престол женщины — царицы Хатшепсут, которая под накладными гримом и бородой скрывала свою женскую внешность. Она правила Египтом около 22-х лет. За это время по её приказам и при поддержке жрецов восстанавливались старые храмы, возводились новые, посвященные богу Амону.
Хатшепсут велела соорудить в Фивах «Красное святилище», в котором находилась церемониальная ладья бога Амона для его путешествий. По её приказу перед храмом ставились гигантские памятные гранитные обелиски. Её начинание подхватили следующие фараоны: Тутмос III, Аменхотеп III и Рамсес II.
На восточном берегу Нила в Фивах, который называли ещё «городом живых», они возводили величественные храмы для богов, в которые могли входить только фараоны и жрецы, а на западном берегу среди пустынных скальных нагромождений велели сооружать подземные храмы для загробной жизни фараонов — «город мёртвых». Это погребальное культовое место получило название Долины царей, где находятся в общей сложности 62 гробницы, среди них самая знаменитая — самого молодого фараона Тутанхамона.
Помимо храмов на восточном берегу, строились роскошные дворцы для знати, разбивались сады с плодовыми деревьями, делались искусственные озёра с плавающими в них экзотическими птицами. Из Сирии, Палестины в знаменитые Фивы привозили бесчисленные сосуды с вином, изделия из кожи, популярный у египтян камень лазурит. С юга Африки направлялись торговые караваны, груженные слоновой костью, чёрным деревом, золотом, благовониями.
Фивы были столицей Египта на протяжении всей XVIII династии Нового царства, за исключением Амарнской эпохи, во время которой фараон Аменхотеп IV (Эхнатон), стремясь ограничить влияние фиванского жречества, отказался от культа Амона и старых богов, а также построил новую столицу — Ахетатон. Последний, впрочем, был заброшен уже при преемниках Эхнатона.
Однако и XIX династия предпочитала Фивам новые резиденции — на этот раз в Дельте Нила, где была построена столица Рамсеса II — Пер-Рамсес. К концу правления Рамессидов из XX династии вся полнота власти на юге страны оказалась в руках верховных жрецов Амона в Фивах, один из которых — Херихор — провозгласил себя фараоном.
Поздний период
К середине VIII века до н. э происходившая из Нубии (Куша) XXV династия подчинила Фивы своему влиянию. Окончательный закат города начался в VII веке до н. э. Фараоны держали военные гарнизоны далеко от Фив, а солдат требовалась снабжать продовольствием, оружием, ими надо было управлять. Фараоны всё чаще уезжали на юг, и Фивы оставались беззащитными. В конце концов этим воспользовались враги Египта. Последний великий царь Ассирии Ашшурбанапал напал на безоружные Фивы и разграбил город. Это нападение стало началом его упадка. Фараоны уже не вернулись в Фивы.
В эпоху греческих царей Птолемеев, правивших Египтом, Фивы полностью разрушили, красивые храмы пришли в запустение. В дальнейшем бывший город разделили каналом на две части: на юге появился город Луксор, на севере — деревня Карнак. Единственным свидетельством былого могущества Фив и правивших в нём фараонов остались развалины величественного храма Амона-Ра, которые растянулись в длину на 260 метров.
В XIX веке в Египте активно развивалась столица Каир и канал Суэц, а далекий Луксор представлял собой сонное царство древних памятников, которыми мало кто интересовался. Но когда британский предприниматель Томас Кук в 1811 году организовал туристическое бюро, то одним из первых мест при посещении Египта выбрал Луксор. Это зародило интерес у европейцев к истории и обычаям Древнего Египта, его пирамидам и храмам. Луксор стал притягательным не только для туристов, но и для археологов, которые продолжают раскопки и по сей день.
http-wikipediya.ru
Фивы, Египет - Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Фивы.
Фи́вы (др.-греч. Θῆβαι, Διὸς πόλις ἡ μεγάλη) — греческое название столицы Верхнего Египта. Город располагался в 700 км к югу от Средиземного моря, на восточном берегу Нила. Первоначально он назывался Но-Аммон, или просто Но (копт. Нэ).
Был столицей — IV нома Верхнего Египта. Столицей всего Египта этот город стал в эпоху XI династии (Среднее царство) и оставался таковой вплоть до прихода к власти ливийских династий (22-й и 23-й) в X в. до н. э.
Остатки Уасета в современном городе Луксор — Карнакский и Луксорский храмы — в числе первых объявлены памятниками Всемирного наследия человечества.
На западном берегу Нила находятся высеченные в скалах заупокойные храмы и некрополи фараонов и их приближённых (см. долина Царей и долина Цариц), а также колоссы Мемнона. Несколько в стороне расположен надземный поминальный храм царицы Хатшепсут (см. Дейр-эль-Бахри).
История[ | ]
Древнейшее поселение на месте Фив датируется эпохой Среднего палеолита. Территория Фив была непрерывно заселена по крайней мере с ок. 3200 года до н. э. Считается, что сам город зародился ещё в эпоху Древнего царства (III тысячелетие до н. э.) — с этого времени тут сохранилась часть статуи фараона Ниусерра. Во время Первого переходного периода Фивы стали одним из двух политических центров страны, а их номархи (ставшие известными как XI династия фараонов) вели борьбу с правителями Гераклеополя за контроль над Египтом.
Среднее царство[ | ]
В эпоху Среднего царства Фивы стали новой столицей вновь объединённого Египта, когда фараон Ментухотеп I, а затем его последователи Ментухотеп II и Ментухотеп III захватили земли вдоль верхнего течения Нила. Они открыли пути к Красному морю, оживили торговлю и сделали Фивы столицей Египта. Следующая XII династия избрала своей резиденцией Ит-Тауи, но Фивы сохраняли своё значение как религиозный и экономический центр.
Когда гиксосы захватили северную часть Египта во время Второго переходного периода, фиванские правители (XVI династия) сохранили свою независимость. Их преемники из XVII династии повели борьбу с гиксосами, закончившуюся изгнанием последних из Египта.
Новое царство[ | ]
Расцвет Фив, как и самого Египта, начался благодаря военным успехам фараонов. Жители города верили, что победы им обеспечивала поддержка главного бога царства, покровителя власти фараонов Амонау, который, слившись ещё с одним древнеегипетским богом Ра, стал Амоном-Ра. Его священным животным был баран. Поэтому нередко бога Амона изображали с головой барана. Жрецы всячески распространяли его культ, устраивали в его честь различные празднества. Это позволило им сосредоточить в своих руках власть и богатство. Культ Амона распространился на весь Египет, когда Фивы вновь стали столицей всего государства. Это случилось уже в эпоху Нового царства начиная с 1580 года до н. э.
Именно жрецы способствовали возведению на фараонов престол женщины — царицы Хатшепсут, которая под накладными гримом и бородой скрывала свою женскую внешность. Она правила Египтом около 22-х лет. За это время по её приказам и при поддержке жрецов восстанавливались старые храмы, возводились новые, посвященные богу Амону.
Хатшепсут велела соорудить в Фивах «Красное святилище», в котором находилась церемониальная ладья бога Амона для его путешествий. По её приказу перед храмом ставились гигантские памятные гранитные обелиски. Её начинание подхватили следующие фараоны: Тутмос III, Аменхотеп III и Рамсес II.
На восточном берегу Нила в Фивах, который называли ещё «городом живых», они возводили величественные храмы для богов, в которые могли входить только фараоны и жрецы, а на западном берегу среди пустынных скальных нагромождений велели сооружать подземные храмы для загробной жизни фараонов — «город мёртвых». Это погребальное культовое место получило название Долины царей, где находятся в общей сложности 62 гробницы, среди них самая знаменитая — самого молодого фараона Тутанхамона.
Помимо храмов на восточном берегу, строились роскошные дворцы для знати, разбивались сады с плодовыми деревьями, делались искусственные озёра с плавающими в них экзотическими птицами. Из Сирии, Палестины в знаменитые Фивы привозили бесчисленные сосуды с вином, изделия из кожи, популярный у египтян камень лазурит. С юга Африки направлялись торговые караваны, груженные слоновой костью, чёрным деревом, золотом, благовониями.
Фивы были столицей Египта на протяжении всей XVIII династии Нового царства, за исключением Амарнской эпохи, во время которой фараон Аменхотеп IV (Эхнатон), стремясь ограничить влияние фиванского жречества, отказался от культа Амона и старых богов, а также построил новую столицу — Ахетатон. Последний, впрочем, был заброшен уже при преемниках Эхнатона.
Однако и XIX династия предпочитала Фивам новые резиденции — на этот раз в Дельте Нила, где была построена столица Рамсеса II — Пер-Рамсес. К концу правления Рамессидов из XX династии вся полнота власти на юге страны оказалась в руках верховных жрецов Амона в Фивах, один из которых — Херихор — провозгласил себя фараоном.
Поздний период[ | ]
К середине VIII века до н. э происходившая из Нубии (Куша) XXV династия подчинила Фивы своему влиянию. Окончательный закат города начался в VII веке до н. э. Фараоны держали военные гарнизоны далеко от Фив, а солдат требовалась снабжать продовольствием, оружием, ими надо было управлять. Фараоны всё чаще уезжали на юг, и Фивы оставались беззащитными. В конце концов этим воспользовались враги Египта. Последний великий царь Ассирии Ашшурбанапал напал на безоружные Фивы и разграбил город. Это нападение стало началом его упадка. Фараоны уже не вернулись в Фивы.
В эпоху греческих царей Птолемеев, правивших Египтом, Фивы полностью разрушили, красивые храмы пришли в запустение. В дальнейшем бывший город разделили каналом на две части: на юге появился город Луксор, на севере — деревня Карнак. Единственным свидетельством былого могущества Фив и правивших в нём фараонов остались развалины величественного храма Амона-Ра, которые растянулись в длину на 260 метров.
В XIX веке в Египте активно развивалась столица Каир и канал Суэц, а далекий Луксор представлял собой сонное царство древних памятников, которыми мало кто интересовался. Но когда британский предприниматель Томас Кук в 1811 году организовал туристическое бюро, то одним из первых мест при посещении Египта выбрал Луксор. Это зародило интерес у европейцев к истории и обычаям Древнего Египта, его пирамидам и храмам. Луксор стал притягательным не только для туристов, но и для археологов, которые продолжают раскопки и по сей день.
См. также[ | ]
Литература[ | ]
Малая аллея бараноголовых сфинксов перед храмом в Карнаке.
Фивы, город в Египте // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Gauthier, Henri. 1925—1931. Dictionnaire des noms géographiques contenus dans les textes hiéroglyphiques. Vol. 3 of 7 vols. Cairo: Imprimerie de l’Institut français d’archéologie orientale du Caire. (Reprinted Osnabrück: Otto Zeller Verlag, 1975). 75, 76.
Polz, Daniel C. 2001. «Thebes». In The Oxford Encyclopedia of ancient Egypt, edited by Donald Bruce Redford. Vol. 3 of 3 vols. Oxford, New York, and Cairo: Oxford University Press and The American University in Cairo Press. 384—388.
Redford, Donald Bruce. 1992. «Thebes». In The Anchor Bible Dictionary, edited by David Noel Freedman. Vol. 6 of 6 vols. New York: Doubleday. 442—443. ISBN 0-385-42583-X (6-volume set)
Strudwick, Nigel C., & Strudwick, Helen, Thebes in Egypt: A Guide to the Tombs and Temples of Ancient Luxor. London: British Museum Press, 1999, ISBN 0-8014-3693-1
Ссылки[ | ]
Древнеегипетские названия
Современные названия
собственно Фивы
гробнично-храмовые комплексы
территории храмов
прочие некрополи и гробницы
искусственное озеро
encyclopaedia.bid
Фивы (Египет) - Gpedia, Your Encyclopedia
У этого термина существуют и другие значения, см. Фивы.
Фи́вы (др.-греч. Θῆβαι, Διὸς πόλις ἡ μεγάλη) — греческое название столицы Верхнего Египта. Город располагался в 700 км к югу от Средиземного моря, на восточном берегу Нила. Первоначально он назывался Но-Аммон, или просто Но (копт. Нэ).
Был столицей Уасета — IV нома Верхнего Египта. Столицей всего Египта этот город стал в эпоху XI династии (Среднее царство) и оставался таковой вплоть до прихода к власти ливийских династий (22-й и 23-й) в X в. до н. э.
Остатки Уасета в современном городе Луксор — Карнак и Луксорский храм — в числе первых объявлены памятниками Всемирного наследия человечества.
На западном берегу Нила находятся высеченные в скалах заупокойные храмы и некрополи фараонов и их приближённых (см. долина Царей и долина Цариц), а также колоссы Мемнона. Несколько в стороне расположен надземный поминальный храм царицы Хатшепсут (см. Дейр-эль-Бахри).
История
Древнейшее поселение на месте Фив датируется эпохой Среднего палеолита. Территория Фив была непрерывно заселена по крайней мере с ок. 3200 года до н. э. Считается, что сам город зародился ещё в эпоху Древнего царства (III тысячелетие до н. э.) — с этого времени тут сохранилась часть статуи фараона Ниусерра. Во время Первого переходного периода Фивы стали одним из двух политических центров страны, а их номархи (ставшие известными как XI династия фараонов) вели борьбу с правителями Гераклеополя за контроль над Египтом.
Среднее царство
В эпоху Среднего царства Фивы стали новой столицей вновь объединённого Египта, когда фараон Ментухотеп I, а затем его последователи Ментухотеп II и Ментухотеп III захватили земли вдоль верхнего течения Нила. Они открыли пути к Красному морю, оживили торговлю и сделали Фивы столицей Египта. Следующая XII династия избрала своей резиденцией Ит-Тауи, но Фивы сохраняли своё значение как религиозный и экономический центр.
Когда гиксосы захватили северную часть Египта во время Второго переходного периода, фиванские правители (XVI династия) сохранили свою независимость. Их преемники из XVII династии повели борьбу с гиксосами, закончившуюся изгнанием последних из Египта.
Новое царство
Расцвет Фив, как и самого Египта, начался благодаря военным успехам фараонов. Жители города верили, что победы им обеспечивала поддержка главного бога царства, покровителя власти фараонов Амона, который, слившись ещё с одним древнеегипетским богом Ра, стал Амоном-Ра. Его священным животным был баран. Поэтому нередко бога Амона изображали с головой барана. Жрецы всячески распространяли его культ, устраивали в его честь различные празднества. Это позволило им сосредоточить в своих руках власть и богатство. Культ Амона распространился на весь Египет, когда Фивы вновь стали столицей всего государства. Это случилось уже в эпоху Нового царства начиная с 1580 года до н. э.
Именно жрецы способствовали возведению на фараонов престол женщины — царицы Хатшепсут, которая под накладными гримом и бородой скрывала свою женскую внешность. Она правила Египтом около 22-х лет. За это время по её приказам и при поддержке жрецов восстанавливались старые храмы, возводились новые, посвященные богу Амону.
Хатшепсут велела соорудить в Фивах «Красное святилище», в котором находилась церемониальная ладья бога Амона для его путешествий. По её приказу перед храмом ставились гигантские памятные гранитные обелиски. Её начинание подхватили следующие фараоны: Тутмос III, Аменхотеп III и Рамсес II.
На восточном берегу Нила в Фивах, который называли ещё «городом живых», они возводили величественные храмы для богов, в которые могли входить только фараоны и жрецы, а на западном берегу среди пустынных скальных нагромождений велели сооружать подземные храмы для загробной жизни фараонов — «город мёртвых». Это погребальное культовое место получило название Долины царей, где находятся в общей сложности 62 гробницы, среди них самая знаменитая — самого молодого фараона Тутанхамона.
Помимо храмов на восточном берегу, строились роскошные дворцы для знати, разбивались сады с плодовыми деревьями, делались искусственные озёра с плавающими в них экзотическими птицами. Из Сирии, Палестины в знаменитые Фивы привозили бесчисленные сосуды с вином, изделия из кожи, популярный у египтян камень лазурит. С юга Африки направлялись торговые караваны, груженные слоновой костью, чёрным деревом, золотом, благовониями.
Фивы были столицей Египта на протяжении всей XVIII династии Нового царства, за исключением Амарнской эпохи, во время которой фараон Аменхотеп IV (Эхнатон), стремясь ограничить влияние фиванского жречества, отказался от культа Амона и старых богов, а также построил новую столицу — Ахетатон. Последний, впрочем, был заброшен уже при преемниках Эхнатона.
Однако и XIX династия предпочитала Фивам новые резиденции — на этот раз в Дельте Нила, где была построена столица Рамсеса II — Пер-Рамсес. К концу правления Рамессидов из XX династии вся полнота власти на юге страны оказалась в руках верховных жрецов Амона в Фивах, один из которых — Херихор — провозгласил себя фараоном.
Поздний период
К середине VIII века до н. э происходившая из Нубии (Куша) XXV династия подчинила Фивы своему влиянию. Окончательный закат города начался в VII веке до н. э. Фараоны держали военные гарнизоны далеко от Фив, а солдат требовалась снабжать продовольствием, оружием, ими надо было управлять. Фараоны всё чаще уезжали на юг, и Фивы оставались беззащитными. В конце концов этим воспользовались враги Египта. Последний великий царь Ассирии Ашшурбанапал напал на безоружные Фивы и разграбил город. Это нападение стало началом его упадка. Фараоны уже не вернулись в Фивы.
В эпоху греческих царей Птолемеев, правивших Египтом, Фивы полностью разрушили, красивые храмы пришли в запустение. В дальнейшем бывший город разделили каналом на две части: на юге появился город Луксор, на севере — деревня Карнак. Единственным свидетельством былого могущества Фив и правивших в нём фараонов остались развалины величественного храма Амона-Ра, которые растянулись в длину на 260 метров.
В XIX веке в Египте активно развивалась столица Каир и канал Суэц, а далекий Луксор представлял собой сонное царство древних памятников, которыми мало кто интересовался. Но когда британский предприниматель Томас Кук в 1811 году организовал туристическое бюро, то одним из первых мест при посещении Египта выбрал Луксор. Это зародило интерес у европейцев к истории и обычаям Древнего Египта, его пирамидам и храмам. Луксор стал притягательным не только для туристов, но и для археологов, которые продолжают раскопки и по сей день.
См. также
Литература
Малая аллея бараноголовых сфинксов перед храмом в Карнаке.
Фивы, город в Египте // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Gauthier, Henri. 1925—1931. Dictionnaire des noms géographiques contenus dans les textes hiéroglyphiques. Vol. 3 of 7 vols. Cairo: Imprimerie de l’Institut français d’archéologie orientale du Caire. (Reprinted Osnabrück: Otto Zeller Verlag, 1975). 75, 76.
Polz, Daniel C. 2001. «Thebes». In The Oxford Encyclopedia of ancient Egypt, edited by Donald Bruce Redford. Vol. 3 of 3 vols. Oxford, New York, and Cairo: Oxford University Press and The American University in Cairo Press. 384—388.
Redford, Donald Bruce. 1992. «Thebes». In The Anchor Bible Dictionary, edited by David Noel Freedman. Vol. 6 of 6 vols. New York: Doubleday. 442—443. ISBN 0-385-42583-X (6-volume set)
Strudwick, Nigel C., & Strudwick, Helen, Thebes in Egypt: A Guide to the Tombs and Temples of Ancient Luxor. London: British Museum Press, 1999, ISBN 0-8014-3693-1