Сочинение древние люди казахстана. Напишите эссе на тему Древнейший человек в Казахстане. За 5 класс. Помогите пожалуйста.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Эссе по истории Казахстана на тему: "Наследие предков". Сочинение древние люди казахстана


Мини сочинение на тему древний казахстан

На территории современного Казахстана появились ныне вымершие биологические виды гоминид (питекантропа, синантропа) в горах Каратау (Кызылтау, Кошкорган, Шоктас) и в Мугоджарах, Мангышлаке и современном Северном Прибалхашье — 1 млн — 800 тыс. лет назад. Орудия труда: дисковидной формы, рубило, чоппер, чоппинг. Сырьё для создания орудий труда: речная галька, кремень. Технология обработки: ретушь.

Ранний палеолит — время обитания архантропов и палеоантропов. За этот длительный период сменилось несколько археологических эпох и произошло значительное развитие материальной культуры.

Около 12—5 тыс. лет до н. э. произошло потепление климата, закончилось последнее валдайское оледенение. Появились стоянки по всей территории современного Казахстана. Исчезли крупные животные (мамонты, шерстистые носороги и др.). Горы Каратау (Бийликколь, Арысь и др.), Северный Казахстан, Атбасарская культура. Были изобретены лук и стрелы, наконечник в виде шарика, появились лодки (активное рыболовство), вкладывающие оружия, ловушки, силки, в охоте использовались одомашненные волки (собаки), резьба по кости, одежда из шкур.

Около 5 тыс. лет до н. э. — каменные орудия труда, керамика. Возникло земледелие, скотоводство. На территории современного Казахстана обнаружены более 500 стоянок (пещера Караунгур, стоянки Саксаульская, Акеспе, Куланды). Неолитическая революция. Орудия труда: зернотёрка, топоры, мотыги, ступки. Обработка орудий труда: шлифование, пиление, полировка. Сырьё: нефрит, гранит. Зачатки горного дела: выплавляли, медь, свинец, золото. Культуры: Атбасарская (конец 7 — начало 6 тысячелетия). Кельтеминарская (конец 4 — начало 2 тысячелетия). Моканжарская. Усть-Нарымская.

Неолит характеризуется многочисленными памятниками, обнаруженными во всех регионах Казахстана. Одной из важных проблем неолита на территории Казахстана является проблема определения своеобразия каменной индустрии и выделения локальных вариантов неолитической культуры. Наряду с охотой и рыболовством, зародились земледелие и скотоводство. Стоянки эпохи неолита обнаружены повсюду на территории Казахстана, но наиболее значимой является пещера Караункур (Южный Казахстан). Здесь обнаружены каменные, костяные изделия, керамика, кости животных — кулана, медведя, оленя, джейрана, кабана, косули, лошади, и т. д.

IV—III тыс. до н. э. — появление медных изделий. Найдено до 100 поселений с литейными мастерскими (районы Жезказгана, Зыряновска и др.) Ботайская культура — относится к стоянкам: Ботай, Красный Яр, Бестамак. Антропологический тип людей: протоевропеоидный. Орудия труда: кремневые. Технология обработки: отщеповая. По последним данным именно Ботайской культуре приписывается одомашнение дикой лошади [1].

8—7 вв. до н. э. — 2—3 вв. н. э. — Арало-Каспийский регион населяли Арало-Каспийские степные племена. Это были полуоседлые и кочевые народы. Основное их занятие — кочевое скотоводство, обработка металла, дерева, кожи, кости, камня, шерсти, пошив одежды, ткачество, изготовление ювелирных изделий, оружия, конного снаряжения[2].

Начало II тыс. до н. э. — нач. VIII в. н. э. — добыча руды в Центральном Казахстане. Появление кочевого скотоводства. Крушение матриархата. Андроновская культура — поклонение небу, солнцу, огню. Обычай поминок, ритуальных жертвоприношения, главным жертвенным животным являлся конь. Бегазы — Дандыбаевская культура (наскальные рисунки Тамгалы, Ешкиольмес).

В северном степном поясе Центральной Азии исторически сложилась одна из ранних форм мировой цивилизации — скотоводческое кочевое хозяйство. Значительным достижением эпохи неолита в центральноазиатском регионе явилась выездка верхового коня[3]. Здесь же произошло приручение верблюда, дикой овчарки и горного барана, необходимые факторы для кочевого скотоводства [1]. Бронзовая эпоха представлена памятниками андроновской культуры (глиняная посуда с геометрическим орнаментом, бронзовые ножи и наконечники для стрел и т. д.), которые датируются XII—XVIII вв. до н. э. и найдены в степях Южного Урала и Южной Сибири[4].

Кочевые племена, заселявшие огромную степную территорию от монгольских гор до Днепра и Дуная, греки называли скифами, персы — саками. Письменные свидетельства о племенах, населявших нынешнюю территорию Казахстана, появились в сер. 1-го тыс. до н. э. Геродот в своей «Истории» [3] описывает саков (VII—III вв. до н. э.) и упоминает об их соседстве с Ахеменидским Ираном, а также об их борьбе с персидскими завоевателями, царями Киром, Дарием I. Царица южных саков — массагетов, кочевавших в Приаралье, Томирис, казнила самого Кира в 530 году до н. э. Дарию в 519 году до н. э. также не удалось победить конные отряды воинственных саков. Александр Великий, прозванный в Азии Искандером Двурогим (из-за формы шлема), остановил своё победное продвижение на восток на реке Яксарт (Сырдарья) в 327 году до н. э., основал там очередное поселение Александрия Эсхата (Дальняя), позже Ходжент, и, не рискнув идти в бескрайнюю степь, повернул на юг, в Индию.

obrazovalka.ru

Эссе на тему: Древние люди нашего Казахстана ДАМ 37БАЛЛОВ

Первые следы человека на территории Казахстана относятся к раннему палеолиту (примерно 800-140 тыс. лет назад) . И хотя пока не найдены останки древнего человека, но по сохранившимся следам кратковременных стоянок людей установлено, что древнейшие люди Казахстана были. современниками питекантропа и синантропа. Территория Казахстана стала осваиваться человеком миллион лет тому назад. Древний человек уже в эпоху нижнего палеолита обжил удобные для жизни, богатые дичью и дикими плодами урочища Каратау, где обнаружены наиболее древние стоянки эпохи камня. Постепенно в эпоху среднего и верхнего палеолита он осваивал Центральный и восточный Казахстан, Мангышлак. Как показали раскопки людских поселений Ботай в Северном Казахстане (эпоха неолита) , Казахстан был древнейшей областью освоения лошадей. Таким образом, здесь были сформированы первые кочевые цивилизации. Археологи обнаружили жилища, многочисленные орудия труда из камня и слоновой кости, которые представляют картину древней истории Казахстана в каменной эпохе. Большинство легенд называют основателем казахской нации Алаша. И хотя какие-либо исторические свидетельства о существовании Алаша отсутствуют, его имя и эти легенды сыграли важную объединительную роль. Палеолит (ране-каменный век) начинается 2,6 млн. лет назад (состоит из трех этапов – олдувай, амель, мустьер ) и завершается 10 тыс. лет назад до н. э. На территории Казахстана не найдено костных останков гоминид, но есть результаты деятельности – кремневая индустрия. В пределах Казахстана в настоящий момент известны две четко различающиеся зоны палеолитических культур: Южно-Казахстанская (хребет Каратау) и Северо-Казахстанская (Сары-Арка) . В Северо-Восточной части хребта – малый Каратау на площади радиусом 5-10 км. обнаружена 12 палеолитических стоянок, собрано свыше 5 тыс. кремневых изделий. Наиболее интересные находки шельн-ашельского периода сделаны в Каратау в урочищах Жабакты, Танир-Казган, Боры-Казган, Ак-Коль-I, Казангап.

Оцени ответ

napyaterku.com

Сочинение - Древние города Казахстана

Города и поселения в VI—первой половине IXвека

На обширной территории Казахстана издревле выделяютсякрупные историко-культурные регионы развития оседлой, а в средние века игородской жизни. Одними из них были Южный Казахстан и Семиречье. Южный Казахстан,или Присырдарьинская географическая провинция, ограничивается на севере степя­миЦентрального Казахстан, на юге — Таласским Алатау, на востоке — Джувалинскимплоскогорьем, на западе — песками Кзыл-Кумов.

Особое место в Южном Казахстане занимает долина Сырдарьи.Древнее название Сырдарьи, переданное греками в форме Яксарт, сохранялось до VI— VIIвв. Затем она стала именоваться Сейхун, Кангар, Гюль-Зариун, Йинчу-Огуз и лишьв XVI в. вновь приобре­тает популярность её первоначальноеназвание Сыр. В Семиречье выделяются два историко-культурных района:Юго-Западное и Северо-Восточное Семиречье.

В науке большое внимание уделяется одной из сложнейшихисторических проблем — взаимодействию оседлых и кочевых племен, народов, городаи степи. В науке существует так называе­мое евроцентристское направление, вкотором кочевники пред­ставлены как варвары в противовес цивилизованнымземледель­цам.

В последние годы появились и другие взгляды напроблему, несколько идеализируя кочевников, исследователи отмечают та­кие их качества,как уважение к старшим, гостеприимство, обычаи побратимства, свободолюбие.Однако неправомерно рассматривать «кочевой мир» обособленно от соседнего с нимоседлого и городского, между которыми испокон веков существовали и разви­валисьтесные этнические, экономические и культурные связи. Торговля, спрос напродукты животноводства были важными причинами расширения скотоводческогохозяйства. Во взаимной торговле, сбыте продукции ремесла и сельского хозяйствабыло заинтересовано население и города и степи.

Конечно, не всегда отношения кочевников и земледельцевбыли мирными. Имеется множество исторических фактов об опустошительных набегах,нашествиях кочевников, но в то же время есть сведения и о не менее жестоких посвоему характеру походах владетелей оседлых народов на степняков. История знаетв то же время примеры, когда кочевники и горожане выступали вместе противвнешних врагов. В целом же историческая законо­мерность развития, оседлыхобластей и городов Казахстана и Средней Азии с кочевниками степей определяласьтесными эконо­мическими связями. Их взаимоотношения были явлением, стиму­лирующимразвитие и тех и других, зачастую в рамках одного государства, однойэкономической структуры. Отмечается еще одна важная закономерность: то, что навсем протяжении древней и средневековой истории под влиянием различных факторовнаблюдается переход кочевников к оседлой и городской жизни.

Первое описание городов Семиречья принадлежитбуддийскому паломнику Сюань Цзяню, проехавшему здесь в 630 г. Он сообщал:«Пройдя более 500 ли на северо-запад от Прозрачного озера, прибыли в город нареке Суй-е (Суйап, Суяб). Этот город в окружности 6—7 ли. В нем смешанно живутторговцы из разных стран и хусцы. Прямо на западе от Суйе находится несколькодесятков одиночных городов и в каждом из них свой старейшина. Хотя они независят один от другого, но все они подчиняются тудзюю (кагану). Страна отгорода Суй-е до Гэшуанна (Кушания) называется Сули, ее население также носитэто имя… Тех, кто возделывает поля, и тех, кто преследует выгоду,—поровну»

Ряд исследователей считает, что земледельческаякультура на территории Семиречья появилась в результате согдийской колони­зации.Существует и противоположная, автохтонная модель проис­хождения городскойкультуры Семиречья, по которой регион Южного Казахстана и Семиречья не былобъектом колонизации Согда, а самостоятельным, с особой экономикой и культуройрегионом, сыгравшим значительную роль в исторических и эконо­мических судьбахнародов Средней Азии. Однако эту проблему нельзя решать только с позицийэтногенетических, необходим и культурологический анализ.

В Согдийском культурном комплексе находят воплощение ифункции города как центра ремесла, торговли и сельского хозяйст­ва.Показательно сложение городского быта, который в археологи­ческих материалахпредставлен устойчивыми канонами жилой архитектуры, терракотой, керамическиминаборами, надписями на керамике, монетами, погребальными сооружениями и обрядомзахоронения. Распространение согдийского культурного комплекса в Семиречьепроисходило отчасти путем непосредственного пере­селения сюда согдийцев. Сдругой стороны его можно объяснить как отражение процесса культурнойинтеграции. Согдийцами были основаны города Джамукат, Бунджикат.

Одновременно с согдийским культурным комплексом в Семи­речье,на юге Казахстана и в Мавераннахре распространяется и тюркский культурныйкомплекс, представленный в археологичес­ких материалах такими массовыминаходками, как металлическая посуда и вооружение, предметы с руническиминадписями. В результате в VI — первой половине IX вв. вСемиречье и Средней Азии складывается своеобразный культурный комплекс, которыйможно назвать тюркско-согдийским.

Интенсивный культурный синтез проходил на фонеэтногенети­ческих процессов. Таким образом, в период раннего средневековья наюге Казахстана и в Семиречье сложилась своеобразная культу­ра, котораяинтегрировала в себе культурные достижения Согда и тюркский культурныйкомплекс. Наиболее яркое проявление этой интеграции наблюдается в культурегорода".

Археологическими исследованиями на юге Казахстаназафик­сировано 25 городищ со слоями VI— IX вв., которыеможно считать остатками городов. Известны названия некоторых из них — Исфиджаб,Шараб, Будухкет, Отрар (Фараб), Шавгар. В этих городах выделяются: арк(цитадель), шахристан (внутренний го­род) и рабад (пригород).

В юго-западном Семиречье (Чуйская и Таласская долины),по археологическим данным, насчитывается 27 городищ, которые в бельшинствесвоем отождествляются с летописными городами Таразом, Куланом, Атлахом,Джамукатом, Мерке.

В отличие от южноказахстанских городищ топографиясемиреченских иная: в них прослеживается центральная часть, состоящая изцитадели и шахристана, и пригородная территория, обнесенная длинной стеной.Так, Шахристан городища Кок-Мардан в Отрарском оазисе по уровню VI —первой половины VII вв. был застроен кварталами, что характерно дляфеодального города со свойствен­ным ему замыканием людей в группы, связанныеродственными узами, общей профессией, религией. Городское жилище здесьхарактеризуется двумя типами домов. К первому относятся квад­ратные либопрямоугольные в плане однокомнатные наземные дома. Вариантами этого типаявляются дома, заглубленные в землю. Вдоль всех стен или трех располагалисьсуфы. В центре или ближе к выходу устраивался прямоугольный или с закруглениемчасти напольный очаг с бортиками из глины.

Ко второму типу относятся двухкомнатные дома, вкоторых кроме жилого помещения имелась небольшая кладовая.

В основе жилища Семиречья лежит принцип расположения вряд длинных узких помещений, объединенных коридором, через который сообщалиськомнаты — «гребенчатая планировка».

В цитаделях городов располагались дворцы правителей,ин­терьер которых украшали росписями, резьбой по глине и резным деревом.

Города являлись центрами ремесел и торговли. Кромемежду­народной торговли получила развитие местная областная торговля и торговляс кочевниками. О развитии ее свидетельствуют находки монет, которые обслуживалимеждународную и областную торгов­лю. В его среде получили распространениеразличные религии. В процессе сложения городской культуры тюркские племенаприни­мали самое активное участие, оседая в городах и оазисах ЮжногоКазахстана, Семиречья и Средней Азии. Их культура являлась одним из слагаемых враннесредневековой городской культуре всего среднеазиатско-казахстанскогорегиона.

Местные особенности развития городской культуры на югеКазахстана и юго-западе Семиречья, накладывали своеобразие на топографиюгородищ, городское жилище, керамику, идеологию в каждом из этих районов и всейобласти в целом.

Города и поселения вовторой половине IX— начале XIIIвв.

Арабское завоевание оказало сильное воздействие нажизнь Средней Азии. И хотя ни юг Казахстана, ни Семиречье не попали под властьарабов, тем не менее последствия завоеваний сказались

на городской культуре области. Связанная теснымиэкономически­ми и культурными связями со Средней Азией, она испытала сильноевоздействие мусульманской культуры, которая распрос­транилась в первую очередьв среде городского населения.

Письменные источники свидетельствуют об увеличениичисла городов в указанное время.

В предгорной полосе Таласского Алатау, судя по этимданным, появились города Джумишлагу и Манкент; на Средней Арыси сформировался округ Кенджиде с центром в Усбаникете; в Отрарском оазисе — горОда Кедер,Весидж и Бурук, в округе Шавгар — Ясен, Шагильджан, Карнак, Карачук; Сауран; внизовь­ях Сырдарьи — Сыгнак, Дженд, Асанас, Барчкент; на северных склонах —Баладж и Берукет. Некоторые из них существовали и раньше в качестве небольшихпоселений и городков, но в IX— начале XIII вв. они сформировались вгородские центры.

В юго-западном Семиречье число новых городов такжеувели­чилось. В Таласской долине — это Джикиль, Балу, Шельджи, Текабкет, Куль,Сус, Кенджек. В Чуйской долине главным городом становится Баласагун.

В IX—начале XIII вв. сложился новый район городской культу­ры всеверо-восточном Семиречье. Средневековые источники называют города Тальхир,Лабан, Ики-огуз, Каялык.

В этот период оседлая и городская жизньраспространяется в Центральном Казахстане. Города и поселения располагались вдолинах Джезды, Кенгира, Сарысу, в предгорьях Улутау.

Города также появились в Восточном Казахстане, вдолине Иртыша. Письменные источники сообщают, что эти города при­надлежаликимакам. Наиболее крупным был город Имакия — летняя резиденция царя (хакана).Кроме столицы были известны города Дамурия, Сараус, Бенджар, Дахлан, Астур.

Города-ставки возникают и в Западном Казахстане, вдолинах Урйла. Они принадлежали тюркам-огузам.

Раскопки городищ дают представление о тех изменениях вих застройке, которые произошли по сравнению с предыдущим пери­одом.

На юго-восточной части городища Куйруктобе на Сырдарьеоткрыты остатки кварталов XI — начала XII вв. В каждом из нихнасчитывалось соответственно от 8 до 10 домов. Один из раскопан­ных кварталовгорода имел ремесленную специализацию — был заселен гончарами.

Раскопки городища Талгар в северо-восточном Семиречьепо­казали, что и этот город был застроен кварталами. Однако площадь их былабольшей, чем на Куйруктобе. Дома группирова­лись вдоль участка магистральнойулочки. Всего домов в квартале 12—14.

Новым элементом в застройке городов стали мечети.Известно сообщение автора Х в. аль-Максидио строительстве соборной мечети вгороде Кедере (городище Куйруктобе). Остатки ее были обнаружены и обследованыархеологами.

Среди компонентов застройки городов Южного Казахстанаи Семиречья, как и других городов Востока, были общественные бани. Две из нихоткрыты на рабаде Отрара и две на шахристане Тараза.

В XI — начале XII вв. появляются новые типыжилища. Это жилище, состоящее из трех помещений, расположенных по длин­ной оси(анфиладная планировка), дом с помещениями на пересе­кающихся осях(крестообразная планировка) и дом с помещения­ми, поставленными в ряд, длиннойосью, перпендикулярно к магистральной или внутриквартальной улочке.

В домах XII в., которые тоже продолжают традиционную линиюразвития южноказахстанского городского жилища, появляются очаги нового типа —круглые и прямоугольные жаровни-сандалы, богато украшенные растительным и геометрическиморнаментом.

Новые типы жилища появляются в городах юго-западногоСемиречья. Для них характерен центрический план, когда жилища и хозяйственныепомещения группируются вокруг дворика или зала. Такая планировка былахарактерна для рядовых и богатых домов.

Городское жилище XI—-XIIвв. северо-восточного Семиречья известно по раскопкам города Талгара. Все домаотносятся к одному типу. Они состояли из 4—6 жилых и хозяйственных помещений идвора. Основания стен сложены из каменных валу­нов. В строительствеиспользовалась пахса, сырцовый кирпич, жженый кирпич и дерево.

Дворы обнесены глухими стенами из камня. В них былизагоны для скота и конюшни с отдельными стойлами для животных. Во дворахнекоторых талгарских домов обнаружены основания от юрт. Сочетание жилья сдвором для скота, наличие юрт свидетельству­ет о сохранении в жизни горожансеверо-восточного Семиречья традиции скотоводческого и кочевого хозяйства.

Намечается прогресса керамическом ремесле. Посравнению с периодом раннего средневековья, доля лепной посуды резко сни­жается.Появляется поливная керамика. Выделка стеклянных изделий в городах Казахстанаотносится к IX в., а массовое распространение их приходится на X—XIIвв. Наиболее распрос­траненными видами изделий были графины, кувшины, чаши, кубки,кружки, флаконы. Из стекла изготавливались оконные диски.

Кузнечное ремесло было одним из наиболее важных вгороде. О его развитии, технических возможностях дают представление мас­совыенаходки железных изделий. Производство изделий из меди было распространено вгородах повсеместно, тем более разработки на полиметаллы и медь находилисьнеподалеку от городских центров в Каратау, Киргизском, Таласском, Заилийском иДжунгарском Алатау. Медники изготавливали посуду, чираги, подставки под них.Зачастую они работали с драгоценными металлами, будучи одновременно иювелирами.

Развитие получили косторезное ремесло и обработкакамня. Из кости и рога изготавливались ручки ножей, пуговицы, украшенные резныморнаментом, булавки. На городище Талгар найдены костя­ные шахматные фигурки.

Высокого уровня достигла в это время торговля.Международ­ная торговля по Шелковому пути известна по сведениям средневе­ковыхавторов. При раскопках и в кладах найдены импортные изделия — художественнаяпосуда, монеты. Крупными торговыми центрами оставались Исфиджаб, Кедер, Отрар,Тараз, Навакет, Баласагун. К ним прибавились такие города северо-восточногоСемиречья, как Каялык, Ики-Огуз. В Испиджабе имелись крытые рынки и рынокполотна, караван-сараи. Некоторые из караван-сараев были населены купцами изСамарканда и Нахшеба, а купцы из Исфиджаба ездили с товарами в Багдад, торговцыиз Исфагана имели свои караван-сараи в Шельджи.

Развивается торговля города с округой и степью.Известны некоторые из товаров, которые попадали в казахстанские города изстепи, — козьи шкуры и меха.

Для IX—XII вв. характерен рост товарно-денежных отношений,вытеснявших натуральный обмен. Работают монетные дворы в Исфиджабе, Отраре,Таразе, Яссах,

Рост городского населения потребовал увеличениятоварности сельского хозяйства. Поэтому совершенствовалась система искус­ственногоорошения. Ее развитие хорошо прослежено на материа­лах Отрарского оазиса.

Как и раньше садоводство, виноградарство,огородничество, полеводство, придомное скотоводство играли важную роль в хозяйствегорожан.

В IX—XII вв. наблюдается заметное изменение в развитиигородской культуры. Вовлечение юга Казахстана и Семиречья в сферу политических,экономических и культурных отношений Халифата, Саманидского, Караханидскогогосударства сблизили исследуемую область со Средней Азией. Важную роль вразвитии городской культуры стала играть новая религия — ислам.

www.ronl.ru

Напишите эссе на тему Древнейший человек в Казахстане. За 5...

Первые следы человека на территории Казахстана относятся к раннему палеолиту (примерно 800-140 тыс. лет назад) . И хотя пока не найдены останки древнего человека, но по сохранившимся следам кратковременных стоянок людей установлено, что древнейшие люди Казахстана были. современниками питекантропа и синантропа. Территория Казахстана стала осваиваться человеком миллион лет тому назад. Древний человек уже в эпоху нижнего палеолита обжил удобные для жизни, богатые дичью и дикими плодами урочища Каратау, где обнаружены наиболее древние стоянки эпохи камня. Постепенно в эпоху среднего и верхнего палеолита он осваивал Центральный и восточный Казахстан, Мангышлак. Как показали раскопки людских поселений Ботай в Северном Казахстане (эпоха неолита) , Казахстан был древнейшей областью освоения лошадей. Таким образом, здесь были сформированы первые кочевые цивилизации. Археологи обнаружили жилища, многочисленные орудия труда из камня и слоновой кости, которые представляют картину древней истории Казахстана в каменной эпохе. Большинство легенд называют основателем казахской нации Алаша. И хотя какие-либо исторические свидетельства о существовании Алаша отсутствуют, его имя и эти легенды сыграли важную объединительную роль. Палеолит (ране-каменный век) начинается 2,6 млн. лет назад (состоит из трех этапов – олдувай, амель, мустьер ) и завершается 10 тыс. лет назад до н. э. На территории Казахстана не найдено костных останков гоминид, но есть результаты деятельности – кремневая индустрия. В пределах Казахстана в настоящий момент известны две четко различающиеся зоны палеолитических культур: Южно-Казахстанская (хребет Каратау) и Северо-Казахстанская (Сары-Арка) . В Северо-Восточной части хребта – малый Каратау на площади радиусом 5-10 км. обнаружена 12 палеолитических стоянок, собрано свыше 5 тыс. кремневых изделий. Наиболее интересные находки шельн-ашельского периода сделаны в Каратау в урочищах Жабакты, Танир-Казган, Боры-Казган, Ак-Коль-I, Казангап.

Оцени ответ

napyaterku.com

Сочинение: Казахстан. Страницы великой истории » ZHARAR © 2018

Гедрайтис Марина11 класс, школа № 15 п. Карабас, Абайский район Руководитель: Калышева Г. Г.

Казахстан. Великая Степь. Орлиными крыльями раскинулась она на карте Земли. Бескрайними полями, горными вершинами, хрустальными реками, несметными богатствами удивляет моя Родина весь мир.

Казахстан – это молодая страна, уверенно идущая вперед. Казахстан – это древняя земля, свято хранящая память о своих героях. В моём воображении, как кадры кинофильма, проносятся страницы многовековой истории страны… Вот скачет по полю «Золотой человек». Блестят на солнце доспехи. Резвый конь сбивает на скаку алые тюльпаны. Заснеженные горы эхом отвечают на его боевой клич. Юный вождь саков видит орла. Он поднимает голову и кричит: «Гордая птица! Расскажи потомкам о моём народе! Пусть берегут они эту прекрасную землю!»

Летит время. Вдруг слышу я стоны и крики! Вижу полыхающий город и толпы врагов, идущих на приступ древних стен. Это сражается Отрар!

Из глубины веков я слышу клич «Алга!» Батыры защищают город свой!А полчища несметные врага Идут на штурм кровавою волной. Но снова на пути у них – стена! Стена людей, им отступать нельзя! Не будет уничтожен наш Отрар! Бессильны перед подвигом века!

Упал батыр, сражённый вражеской стрелой в грудь. Умирая, сжал в руках горсть родной земли. За неё он сражался, за неё отдал свою жизнь. И нет ничего священнее этого подвига! Обессмертил имя своего города воин! Живет Отрар – символ мужества и стойкости!

А дорога времени бежит вперёд… Весна. Яркими цветами раскрашена степь. Колокольчиком заливается жаворонок в небе. Черный жеребёнок смешно прыгает у огромной юрты, которая белоснежным войлоком блестит среди буйства красок казахского аула.

Осадив горячего коня, останавливается перед юртой батыр. На суровом лице заметна скупая улыбка. Это радостный день! Великая степь откликнулась на призыв трех биев объединиться перед страшным испытанием - нашествием джунгар. «Только птице в небе нравится одиночество, народ должен быть сплочённым, единым », - думает батыр, слушая песенку жаворонка. Пройдет совсем немного времени, и будет мчаться воин навстречу огромному войску врага. Но не будет страха в его сердце: за ним мстительной лавиной скачут тысячи воинов. Они остановят врага, они отстоят право степняков на жизнь, любовь, свободу!

Но время не останавливается! Оно зовет, торопит! Пролетают годы, десятилетия, века… Огненной птицей летит в небе самолёт! И снова война! Это Нуркен Абдиров! Не сомневаясь ни минуты, он пикирует на колонну немецких танков. Даже в зимнюю стужу лежат цветы у памятника Нуркену Абдирову в Караганде. Вот и я принесла свой скромный букет герою. Склоняю голову перед подвигом своего земляка.

Так суждено было Казахстану: Независимость шла трудными дорогами испытаний. Но в горниле войн наш народ смог сохранить замечательные обычаи и традиции, создал удивительные песни, сложил волшебные сказки и мудрые терме - назидания.

А как прекрасны казахские праздники! Как красивы национальные костюмы! На цветочный луг похож аул в дни веселий и торжеств. Девушки в ярких воздушных платьях спешат к качелям- алтыбакан, мудрые аксакалы рассказывают окружившим их детям удивительные истории о подвигах их дедов и прадедов, женщины в белоснежных платках суетятся у огромных казанов. Далеко в степи заметны клубы пыли: это в жаркой скачке спешат к победе джигиты. Входит в юрту застенчивая невеста. Через древний шанырак падают на ее лицо лучи степного солнца. Льется масло в священный домашний очаг, слышатся прекрасные слова благословений:

Прими, очаг, наш скромный дар! Даруй нам счастье и покой!Пусть солнце каждый день встает Над мирною моей землей!Пусть детский смех звучит всегда! Пусть сгинут горе и беда!Пусть будет крепким шанырак! Любви! Добра!

Птицей летят годы! И вот уже на кадрах моего фильма – воображения проносятся события недалекого прошлого и настоящего Казахстана: целина, космодром Байконур, закрытие Семипалатинского полигона, первые здания новой столицы Астаны, Саммит ОБСЕ, Азиада-2011, триумф казахстанской сборной на олимпиаде в Лондоне.

Реет над Казахстаном, над нашими победами Флаг цвета мирного неба! В дружбе и согласии живут под древним шаныраком все народы страны. Мчатся в будущее священные скакуны-тулпары на Гербе! Торжественно и гордо звучит наш Гимн. Как будто о моих чувствах говорил олимпийский чемпион Серик Сапиев, приезжавший на встречу с учениками нашей школы, о Государственных символах нашей страны: «Когда заиграл Гимн Казахстана и начал подниматься наш небесно-голубой Флаг , я сразу забыл об усталости и волнении. Мое сердце переполняла гордость за свою страну, за свой народ!».

О настоящем и будущем страны должны снять новый фильм мы, жители 21 века!

Жизнь моей семьи, судьба родного посёлка - это тоже история казахстанского народа. Я учусь в маленькой сельской школе. Мои родители - простые люди. Поселок, в котором мы живём, выстоял в трудные девяностые годы. Люди сохранили школу, восстановили детский сад и Дом культуры.

Конечно, не все проблемы решены, поэтому я и мои одноклассники мечтаем о будущем. Оно будет добрым, хорошим! Мы его построим! Литовка по национальности, я все годы учёбы в школе с увлечением изучала казахский язык. Теперь я горжусь своими победами: свободно говорю, читаю стихи на казахском языке; выступаю на концертах, побеждаю в конкурсах и олимпиадах по государственному языку. Особенно мне нравится казахский национальный костюм. Волнение заставляет биться мое сердце, когда я выхожу на сцену в платье степных красавиц. Закрываю глаза и … представляю себя на огромном ковыльном поле. Мне хочется крикнуть на весь мир с залитой светом сцены:

Пусть, как эхом, в дали голубой! Словно топот коней в жаркой скачке! Пронесется по всей землеМое гордое имя – Степнячка!

Мой народ радуется победам, решает проблемы. Все вместе мы строим планы на будущее, учимся, слагаем стихи и песни, спорим и миримся. Мы живём!

А время… Время – бесстрастный свидетель! Оно пишет историю, снимает фильм для потомков…

www.zharar.com

Сочинение - Стоянки Древнего Казахстана

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинская Государственная Медицинская Академия

Медицинский колледж

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «История Казахстана»

На тему: Стоянки Древнего Казахстана

Выполнила:

студентка группы 203 КЛД

Клинг Т.

Караганда 2008

Содержание

Введение

1. Древнейший каменный век (палеолит)

2. Мезолит. Х- VII тыс. лет до н. э.

3. Неолит (новый каменный век)

4. Сако — Сарматская Эпоха в Казахстане

5. Хунну, усуни и кангюи

Список литературы

Введение

Обширные пространства Казахстана в далеком прошлом представляли собой пустыню, полупустыню и степи. Это своеобразие природной среды стало одной из важнейших предпосылок обитания человека в Казахстане. Северные районы стали ареалом обитания жаркого времени, а горные области — зонами обитания при экстремальных, кризисных палеогеографических ситуациях.

палеолит мезолитический неолит сако-сарматский

1. Древнейший каменный век (палеолит)

На территории Казахстана эта эпоха имеет свои памятники материальной культуры. Кремневые орудия древнего человека найдены у поселка Конырдек и на стоянках Борыказган и Танирказган на склонах хребта Каратау. В центральном Казахстане известна стоянка Кудай-коль на северо-восточной окраине Сары-Арки. Интерес ученых вызвали стоянки Шаман-Айбат и Обалысай в регионе Жезказгана. Палеолитические стоянки были раскопаны в Северном Прибалхашье в районе мелкосопочника Сегизбугу. Особый интерес вызвали палеолитические памятники Западного Казахстана Шахбагата, Онежек расположенные у залива Сарыташ.

Поздний палеолит уже имел большое количество стоянок первобытного человека. Начало позднего палеолита охватывает время от 35-40 до 10 тыс. лет до н.э. Наиболее древние интересные стоянки известны в Восточном Казахстане — стоянки Канай, Свинчатка, Пещера, Ново-Никольское, и Шульбинка, в Прииртышье и бассейне реки Иртыш. Наиболее полный материал по истории древнего населения Казахстана дали находки в районе хребта Каратау, на Иртыше, в районе р.Сарысу и северного Прибалхашья. Интересно заметить, что именно в этот период проявляется начало духовной жизни людей. Появляется религия.

2. Мезолит. Х- VII тыс. лет до н.э.

К настоящему времени известно уже около двух десятков стоянок мезолитического типа на всей территории Казахстана Особенностью этого периода надо считать большую подвижность людей и распространение более сложных орудий труда.

3. Неолит (новый каменный век)

VII тыс. лет — IV тыс. лет до н. э. Зта эпоха характерна разнообразием и многоуровненностью материальной и духовной культуры. Стали изготовляться каменные топоры, мотыги зернотерки, ступки. Из нефрита, яшмы, серпентинита и других пород камня делались украшения — браслеты, подвески. Наиболее важной чертой неолита стало зарождение скотоводства и земледелия. В древнем Казахстане возникают зачатки горного дела; получают развитие гончарство, ткачество. Коренные изменения в жизни древнего человека получили название «неолитической революции». Одним из важнейших ее компонентов было приручение лошади. Ученые установили, что в период неолита распространяются тесные контакты людей древнего Казахстана с Приуральем и Западной Сибирью. В более позднее время в эпоху энеолита прогрессивным шагом оказалось изобретение медных орудий труда. Огромное количество остатков животных костей свидетельствовало о ярко выраженном скотоводческом хозяйстве периода энеолита. Появляется новая культура кочевников. Ко II тыс. до н. э. Коренные изменения в жизни древних людей Казахстана приводят к широкому распространению бронзовых изделий. В начале II тыс. до н. э. у степных племен Поволжья, Приуралья, Казахстана и Алтая формируется коллективное скотоводческо -земледельческое хозяйство. С этого времени в хозяйстве населения степной Евразии все большее место занимает скотоводство, а с конца II — I тыс. до н. э. большинство населения степных районов переходит к кочевому скотоводству. Изменения стали происходить и в природно-климатических условиях, наступил более засушливый период в степной зоне. В эпоху бронзы появляется так называемая «андроновская культура», получившая свое название по с.Андроново близ Ачинска. Андроновцы вели оседлый образ жизни, у них получили распространение металлические орудия, однако главной особенностью всей культуры стал необычный обряд захоронения. Погребения создавались в виде каменных оград или заменялись курганными насыпями. Умерших либо сжигали, либо хоронили особенным образом — на боку в скрюченном состоянии.

В древнюю эпоху в Казахстане важнейшим проявлением культуры, становлением самобытного и особого социально-политического устройства автохтонного населения становится кочевничество. Появление кочевничества на территории Казахстана сокрыто во времени, но уже то, что находки костей домашних животных относятся к энеолиту и бронзе, свидетельствует об особом складе людей, населявших степи Евразии. После оседлой андроновской культуры «внезапно» на степных просторах Евразии появляется кочевничество, которое было обусловлено с одной стороны природными климатическими изменениями (начало засушливого периода), а с другой -природно-психическим складом людей аридной зоны. Антропологический тип кочевников соблюдал преемственность андроновской культуры. Огромный научный и познавательный интерес вызывает открытие в 1980 году стоянки Ботай, что находится у села Никольское в бывшей Кокчетавской области. Она датируется концом 4-3-го тысячелетия до н.э. В Ботае найдены огромные скопления костей лошадей. До открытия Ботая, не были известны памятники раннего времени с таким массовым содержанием костных останков одного вида животных. Кроме костей лошади обнаружены единичные останки костей зайцев, сурка, бобра, волка, лисицы, медведя, кабана, косули, лося, джейрана, сайги, бизона, тура и туроподобных животных. Эти находки формируют наше представление о скотоводческом хозяйстве кочевников в ту далекую эпоху, о значении промыслово-охотнического занятия древних насельников степей Казахстана. Открытия ученых-археологов В.Ф. Зайберта, Л.А. Макарова, Х.А. Алпысбаева и их сподвижников создают целостную картину жизни древних кочевников Казахстана, а интерпретации этих находок позволяют в достаточной мере раскрыть духовный мир особого кочевого склада людей населявших Казахстан.

В 90-е годы ХХ-го века казахстанский археолог д.и.н. Ж.К. Таймагамбетов расширил временные рамки палеолита до 400 тыс. лет до н.э. Будучи учеником академика Окладникова, Ж.К. Таймагамбетов на основе солидных методических приемов по-новому взглянул на древнейшую историю Казахстана, а традиционная датировка «дотягивала» до 50 тыс. лет.

Они пришли — каждое племя в свое время. Они пришли как завоеватели или как беглецы, с мечем или с миром, но ты приняла их всех, Мать Степь. Ты приняла их в семью, и учила тому, что знаешь лучше других — свободе. Ты всех вместила в своем доме, ведь в твоем доме нет стен. Но дух странствий живет в твоих просторах, и многие твои дети рвутся как стремительные птицы — туда за плоский горизонт к новым просторам. У кочевников нет дома, они живут там, где «присутствуют». Но у кочевников есть Родина — Великая Степь...

4. Сако — Сарматская Эпоха в Казахстане

В первом тыс. до н.э. огромные пространства Северной Индии, Афганистана, Средней Азии и Казахстана заселяли многочисленные племена под общим названием — саки. Античные авторы называли их азиатскими скифами. Сакские племена были современниками скифов и савроматов (сарматов), древних персов игреков. Некоторые достоверные сведения свидетельствуют о трех группах саков -саки — хаумаварга (саки, варящие напиток хаума), саки — тигрохауда ( саки, носящие остроконечные шапки), саки — тиайпарадрайя ( саки, которые за морем). На территории Средней Азии и Казахстана, а точнее, вблизи нынешнего Ташкента, Северной Киргизии и Юга Казахстана обитали саки — тигрохауда, кроме этих территорий, в среду их обитания входили Южное Приуралье и Горный Алтай. Ученые очень хорошо знакомы с материальной культурой всех этих сакских племен. Широко известны замечательные открытия материальной культуры саков в Пазырыкских курганах, Чиликтинских (Восточный Казахстан), Бесшатырских и Иссыкских курганах ( юго — восток Казахстана). Находки, найденные при раскопках этих курганов, свидетельствуют о высокой художественном и духовной культуре предков народов Центральной Азии. Древнейший памятник персидской культуры «Авеста», которая положила начало древнейшей религии -зороастризма, в наибольшей и древнейшей своей части — «гатах», по — видимому, создавался в среде пастушеско- земледельческих племен Средней Азии и прилегающих районов Казахстана. Единственным письменным памятником о саках -тигрохауда стала знаменитая Бехистунская надпись царя персов — Дария (первый законодательный памятник древних персов). По этой надписи Дарий взял в плен вождя саков Скунха (VI век до н.э.) В ту же эпоху, по свидетельству Геродота, к Востоку от Каспийского моря обитали массагеты, одно из ответвлений сакского союза племен. Они объединяли племена дербиков, абиев, апосиаков (древнегреческая транскрипция). Севернее мас-сагетов жили дай. Начиная с III века до н.э. согласно Страбону «большинство скифов, начиная от Каспийского моря, называются да-ями». В это же время древнегреческие источники фиксируют союз племен по общим названием «сав-роматы». Часть из них под именем аорсов происходит из южного Приуралья и северо — западных областей Казахстана. В творениях Геродота указываются также племена будинов, фиссагетов, кирков, агриппеев. К востоку от агриппеев расселялись племена исседонов, а выше них жили племена аримаспов, и «стерегущих золото грифов». Места их обитания связаны с северо-востоком Казахстана. Таким образом, на территории Казахстана в VII — IV вв. до н.э. обитали на юге — саки-тигрохауда, они же массагеты и дай, на западе — савроматы (протоаорсы), в центральных районах — исседоны, на северо — востоке — аримаспы, и все они были родственны между собой и входили в союзы сакских и сарматских племен.

В ту далекую эпоху складывались и очень тесные контакты между сакскими племенами и соседними народами. В VIII — VII вв. до н.э. племена, населявшие Казахстан и Среднюю Азию были тесно связаны с цивилизациями Древнего Мира -Ассирией и Мидией, с середины VI в. до н.э. начались тесные контакты с Персией. Так создавалась в это время знаменитая легенда о царице Томирис. Персидский царь Кир решил завоевать саков и массагетов, этот поход персов потерпел полную неудачу, его войска были разгромлены, а сам великий завоеватель погиб. Именно тогда, после блестяще одержанной победы, царица Томирис приказала наполнить кровью кожаный мешок, и опустив в него голову Кира, сказала: «Ты жаждал крови, пей же ее!». И эта легенда описана «отцом истории» Геродотом. При преемнике Кира, Дарие первом, саки все же были покорены, но личные качества воинов — саков были так значительны, что они попали в личную гвардию царя, в так называемые «десять тысяч бессмертных». Еще один поход предпринял Дарий первый против массагетов, и вновь, как и Кир потерпел сокрушительное поражение. Из этого похода Персидский царь узнал и о Шираке. Ширак, в 518 г до н.э., порезав свое тело ножом, перебежал к персам, и представил себя обиженным вождем, персы, поверив ему, выслали вместе с ним большой отряд своих воинов, а Ширак, окольными путями завел это войско в пустыню, и оно полностью погибло.

После персов на земли саков вступили войска Александра Македонского, в борьбе против знаменитого полководца проявил себя один из сакских вождей по имени Спитомен. Три года саки под руководством Спитомена в тылу отборных войск Македонского оказывали самое ожесточенное сопротивление, и только подкуп некоторых вождей саков позволил подавить восстание, но саки, жившие за Сырдарьей, сохранили свою независимость. Однако воинские подвиги саков составляют только одну из страниц их богатой истории. Самым значительным вкладом саков в мировую историю стало их культурное наследие. Внимание археологов издавна привлекали так называемые «царские курганы» — огромные насыпи, диаметром до 150 метров, а высотой до 18 метров. Многие из них были разграблены в давние времена. «Царские курганы», по определению А.Н. Бернштама принадлежат «царским сакам и усуням». Топография этих курганов свидетельствует о стройной системе религиозных и космогонических представлений саков. При раскопках в этих курганах находили оружие, предметы домашнего обихода и всевозможные украшения. Самым значительным достоянием науки стал раскопанный «Иссыкский курган», в котором было обнаружено захоронение Золотого человека. Это открытие позволила досконально изучить и определить духовную жизнь саков Казахстана. Все золотые изделия свидетельствуют о превалировании в искусстве саков «звериного стиля», который стал достоянием мировой культуры в изделиях из золота всемирно известных скифских курганов.

Изобразительные элементы и сам костюм, по мнению ряда ученых, воспроизводят троичную модель космоса, что сопоставимо с элементами природы, воплощенными в орнамент. Троичность заключалась в царстве низа, воды — подземного мира; середина — в царстве земли, верх — с царством неба. Конический головной убор схематизирует космос — царство неба, кольцевое строение представляет собой тетраэдерную модель мира — царство земли. Иначе говоря, головной убор Золотого человека — это мир творения неба и земли. Таким образом, жизнь саков — это уже сложный общественно — политический организм со многими элементами развитой культуры, что послужило историкам основанием заявить о сакской государственности на территории Казахстана.

Это пространство живой истории, она знает радость и страдание… Это место, где происходили события, и лишь человек делит их на большие и малые… Эта земля в центре Азии — дом для многих людей, колыбель бесчисленных родов несущих в себе неспокойную кровь кочевников...

5. Хунну, усуни и кангюи

В первом тысячелетии до н.э. обширные пространства Центральной Азии от Ордоса до Прикаспия населяли различные по своему происхождению и этническому составу племена. Первыми по времени создали свои объединения хунну (сюнну), это название появилось в источниках китайцев в конце III в до н.э… Хунну распространили свое влияние от берегов Тихого океана до Алтая и Семиречья, а позднее и дальше на запад. В 206 г. до н.э. во главе этих племен становится Модэ Шань Юй, который разгромил китайцев. Через несколько лет, около 201 г. до н.э. войска Хунну продвинулись на запад, вплоть до Илийс-кий долины.

В 177 г. до н.э Модэ и его полководцы покорили несколько племен Юечжи. Источники так пишут об этом: «Милостью неба воины были здоровы, а кони в силе; они уничтожили и усмирили юедий». Начиная с этого времени, хунну установили свою власть, по — видимому, на всей территории от Тихого океана до Прикаспия.

По одной версии усуни — это ассионы, известные по истории Древней и Средней Азии, а по другой — это те же самые Юечжи.

Многие памятники усуньской культуры указывают на заимствования из сакского стиля, особенно при изображении лошадей. Как показывают китайские источники хунну и усуни были кочевниками, где большую роль играло скотоводство. Об этом писал Сыма Цянь: «начиная с владетелей, все питаются мясом домашнего скота, одеваются его кожами, прикрываются шерстяными и меховыми одеялами». Основой всех войск кочевых объединений была конница, а важнейшим оружием были — лук и стрелы. Длина лука была 70 — 80 см, стрелы имели железный трехреберный наконечник. Хунну делились на 24 рода, во главе которых были старейшины, примерно также делились и усуни. Верховный владетель хунну назывался шаньюй, у усуней гуньмо. Государство Усунь имело свою столицу — Чигу. На территории Казахстана материальная культура усуней прослежена в долинах Чу и Кегень. Жилища усуней делались из сырого кирпича и из из камня. 4-5 семейных домов составляли поселок. Высокоразвитым ремеслом было гончарное. Ювелирное искусство усуней очень хорошо характеризуют золотые изделия из Каргалинского ущелья вблизи г. Алматы. Среди находок — два перстня со скульптурами двугорбых верблюдов, десять фигурок горных козлов и другие изделия, среди них особенно выделяется ляется Каргалинская диадема. Это длинная золотая полоса, внутри которой которой имеются изображения зверей, птиц, людей, длина диадемы 35 см, а ширина 4.7 см. Генетически эти изделия созданы в зверином стиле".

Высокое проявление духовности у древних усуни наглядно и одновременно очень загадочно раскрывает курильница, найденная в окрестностях г.Алматы в 1993 году. Вместе с ней были обнаружены два человеческих скелета и множество остатков керамических изделий. Курильница — это круглое блюдо, закрепленное на усеченно-конической подставке. Сама подставка расширяется книзу. В середине блюда находится скульптурная композиция из пяти фигур животных и представляет сцену терзания горного козла двумя волками и двумя птицами. Они окружены вереницей из шестнадцати фигур хищников, похожих на кошачьих, высота всего изделия 22,5 см, диаметр 35 см. Что можно определить по этой композиции? В среде кочевников известен культ волка и он ассоциируется с темным миром, с миром погребения, с миром отходящим в небытие; в то же время у скифов и саков волк выступает как представитель царского рода, известны древние легенды о происхождении тюркских народов от волков и волкоподобных. Птицы (по всей видимости вороны) как бы являются медиаторами между хищниками и травоядными животными и как правило образ ворона связан со смертью, войной, поглощением жизни. Фигурки горных козлов воплощают верхний, светлый мир. Вся композиция отражает вековечную борьбу двух миров в настоящем, а кроме того являют возможные отражения древних воинских культов. И, действительно, один из китайских источников передает: «Гуньмо (властитель усуней — ред.) был новорожденный. Наставник бежал с ним, (затем) положил в траву и пошел искать пищу. Когда вернулся, то увидел, что волчица кормит его (ребенка) молоком, ворон, держа в клюве мясо, летает около него; поэтому счел ребенка духом и взяв его, вернулся к сюнну (хунну — ред.)- Шаньюй (царь хун-ну — ред.) воспитал (ребенка). Когда ребенок вырос и возмужал, Шаньюй дал Гуньмо народ его отца, велел начальствовать над войсками. Неоднократно Гуньмо совершал воинские подвиги.» Великое переселение народов во второй половине второго века до н.э. оказало значительное воздействие на государственные объединения в Казахстане, среди которых выделяется государство Кангюй. Территория его охватывала Южный Казахстан и бассейны рек Сырдарьи, Жанадарьи, Кувандарьи и часть юго- западного Семиречья. Государство кангюев было очень сильным вооруженным объединением. Они могла выставить до 120 тысяч конницы. По свидетельству китайского источника «кангю… горд, дерзок и никак не соглашается делать поклонения перед нашими посланцами.» В 47 — 46 годах до н.э. Кангюйский правитель поддержал северо — хуннского шаньюя Чжичжи в борьбе с государством Усунь. В переплетении взаимных претензий и вражды Чжичжи был изгнан из ставки Кангюйского правителя и ушел на Талас, где начал строить город. Китайцы сожгли город Чжичжи, а он сам был пленен, и вместе с ним 1518 его поданных. В этих событиях китайскими союзниками были кангюй: Государство кангюев представляло собой общественно — политическое объединение, где вместе со скотоводством получила распространение земледельческая культура, а многие поселения становились центрами ремесла и торговли. Включенность населения кангюев в международную торговлю подтверждают находки вещей, изготовленных в удаленных ремесленных центрах. Имеющиеся материалы свидетельствуют, что население кангюя, как горожане, так и скотоводы — кочевники были вовлечены посредством Великого Шелкового Пути в систему международной торговли. Генетически и по социально — экономическому строю Кангюй очень тесно связаны с усунями и саками. Страна кангюй большей части располагавшаяся по берегам Сырдарьи и ее ответвлений Куандарьи и Инкардарьи называлась страной «Массагетов болот и островов». Среди множества городов известен легендарный комплекс Жеты-Асар, состоящий из двадцати городов на Куандарье. Самым большим из них был Алтын-Асар, по легенде внутри этого города было так много золота, что его вывозили караванами двенадцать лет подряд по указанию персидского царя Хосрова, захватившего город.

Это одна из параллелей древней истории Казахстана, где попеременно проходили государства сюнну, усуни и кангюй. Древняя история Казахстана имела свое продолжение в период средневековья и Нового времени. Может быть, за тысячи лет мы узнали многое, но не стали мудрее. Может быть, мы никогда не преодолеем своих границ, ведь когда нам кажется, что мы подходим к самой разгадке тайны — она ускользает… Но нам уже не остановиться — мы такие же кочевники, как и те, кого эта земля научила странствовать и нам никогда не даст покоя тонкая линия горизонта...

1. История Казахской ССР (с древнейших времён до наших дней). В пяти томах. Том III. Алма-Ата, «Наука» КасССР, 1979

2. Козыбаев М.К., Козыбаев И.М. История Казахстана. Учебник для учащихся 10 класса. – 3-е изд., дополненное. Алматы: Атамура, 1997

3. История Казахстана с древнейших времён до наших дней (очерк), изд. «Дәуір», Алматы, 1993

4. Кляшторный С., Султанов Т. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992.

5. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. Алма-Ата, Наука, 1993.

6. Абдакимов А. История Казахстана. Учеб. пособие. Алма-Ата, 1994.

www.ronl.ru

Эссе по истории Казахстана на тему: "Наследие предков"

Эссе на тему: «Наследие предков»

«Изучая предков, мы узнаем самих

себя.Без знаний истории мы должны

признать себя случайностями, не зна-

ющими, как и для чего пришли в мир,

как и для чего мы в нем живем, как и

к чему мы должны стремиться».

Мы живем в независимом государстве, и это огромная заслуга наших предков. Наша жизнь началась не сейчас, не сегодня она и закончится. Многие века создавалась история. Много людей отдавали свои жизни для родины, для нашей земли. Сейчас Казахстан это молодое процветающее государство. Прошлые поколения создали нас, возвысили наши мысли и чувства до вершин человеческой мудрости. Потому мы всегда должны хранить в своей памяти след той человеческой красоты, тот огонь, который освещал жизнь ушедших, огонь, который они передали нам, а мы передадим нашим потомкам.

Нашим предкам приходилось тяжело, сколько крови было пролито за казахские земли. Все время казахи были на стороне справедливости и гуманности. В душе каждого казаха всегда было стремление к независимости. Это доказывают множественные восстания с целью выхода Казахстана из Российской империи. Самое продолжительное было восстание под руководством Кенесары Касымова, которое охватило весь Казахстан и подняло национальное самосознание казахов. Нелегкими для казахов были годы великого бедствия, однако это сплотило казахский народ. Каждый стал осознавать, что он не только принадлежит определенному роду, но и всему казахскому народу. В сознание всех, кто пережил трудности в чужых краях, глубоко проникли такие священные понятия, как Родина, Отчизна и Земля предков.

Обретение независимости республики Казахстан играло важную роль в изменении массового сознания, возрождении национальных традиций, восстановлении исторической памяти. Объявление Указом Президента 1997 г. Годом межнационального согласия и памяти жертв политических репрессий, 1998 г. – Годом единства народов и национальной истории, 1999 г. – Годом единства и преемственности поколений способствовало переосмыслению пути развитие общества через повышение массового сознания, обнародование «белых пятен» истории.

Молодое поколение должно ценить заслуги нашего народа и продолжать историю. Если бы не было, прошлого не было бы настоящего и будущего. Мы должны сделать Казахстан еще могущественнее, это в наших руках. С этой целью создана программа «Культурное наследие», она предусматривает собирание произведение национальной мысли, культуры, переиздание для изучения молодому поколению.Наследие предков - это наше прошлое, история и национальная культура нашего народа. Не зная или забывая свою великую историю, исконную культуру, мы можем утратить национальное достоинство, национальную самобытность. Как правило, человек, воспитанный вне традиций собственной культуры, не имеет будущего, какую бы страну для проживания он ни выбрал. Такой не может быть патриотом своей Родины, он равнодушен к её настоящему, его не заботит её будущее. Мы должны всегда помнить о своих корнях, которыми мы можем гордиться!

infourok.ru