Как выглядели древние избы. Жилища древних людей. Как выглядело жилище древнего человека? Как древние люди строили жилища? Как защищали свои жилища древние люди?
Мария Семенова Мы - славяне Дом выходит из-под-земли. Как выглядели древние избы
Русская изба. Дома наших предков
Что вы знаете о русской избе? Какие были избы? Из каких материалов они делались? Какое было убранство изб? Попробуем разобраться.
А если люди проживали в степях, где много было глины, то она становилась основным строительным материалом и такие дома назывались мазанками или хатами.
Что представляет собой курная изба?
Примерно до тринадцатого века изба представляла собой полуземлянку. В земле выкапывалось отверстие и на него накладывалось несколько рядов бревен. Посреди дома обычно из камней складывали очаг. Двери как таковой не было. Отверстие для входа, делали небольшим, где-то около метра высотой. Это позволяло сохранять тепло в жилище. Пол ни чем не застилали. Была просто утрамбованная земля, хорошо пролитая водой. Вместе с семьей в этой полуземлянке обитал и весь домашний скот. Отец обычно спал у очага, мать с детьми справа от входа, а вся скотина непосредственно у входа в дом. Для того чтобы обогреть жилище, приготовить кушать приходилось долго топить очаг в таком доме. Образовывалось много дыма, и он весь скапливался под потолком. В процессе сгорания появлялась гарь и копоть. Назывались такие избы курными.
Время шло, изба тоже претерпевала изменения. Сначала появились оконца для выхода дыма в боковой стене. Затем люди додумались сложить печь и со временем в домах стали делать отверстия в крыше для выхода дыма. У зажиточных слоев населения печи делали с трубами для отведения дыма. И только в девятнадцатом столетии их стали строить массово. Такие избы назывались белыми.
Как выглядела белая изба?
С появление печей избы стали выше, в рост человека. В них появились окна и двери. В домах простых людей чаще всего одна комната. У людей с большим достатком отдельно была комната с печью, в которой все жили. И комната называемая сеновалом, в ней хранилось сено, находился домашний скот и птица.
Дом для человека всегда был главным местом. Строительство избы для каждой семьи являлось особенным и одним из главных событий в жизни. Дома строили, соблюдая древние заветы. Ведь дом-это не просто крыша над головой, это место наполненное любовью, благодатью, умиротворением. Место, где человек может чувствовать себя спокойно. По древнеславянским обычаям нельзя было строить дом на месте кладбища, дороги и бани. Это места с тяжелой энергетикой и дом, поставленный в таком месте, не мог быть благополучным. В местах, где строили дома из дерева, очень серьезно относились к выбору материала для сруба. Не подходили деревья сухие, так как по поверьям могли вызвать «сухотку». Старые деревья должны были умереть в лесу своей смертью. А деревья, росшие у дороги, у перекрестка дорог, считались буйными и тоже не подходили для строительства дома. Дерево должно быть молодым, длинным, ровным. Чаще всего использовали для стен избы сосну, лиственницу и ель.
Какие важные принципы соблюдались при строительстве избы?
Дверь
Прежде всего, внимание обращалось на дверь. Дверь служила не только для входа или выхода, дверь всегда была границей двух миров. Внешнего наполненного разного вида опасностью, недоброжелательством, завистью и внутреннего мира, где человек мог спрятаться и чувствовать себя в безопасности. Для того чтобы в дом не проникла что-то плохое на дверях использовались разного рода обереги. Сверху над дверью рисовали крест. Вешали крапиву от злых духов. В щели порога, дверного косяка втыкали обломок косы или нож, чтобы злой человек или дух не проник в дом. А древний обычай, присесть перед дальней дорогой, чтобы дорога была удачная, безлопастная и чтобы поскорее вернуться домой, мы используем и сейчас. Древние обычаи запрещали переговариваться людям через порог, чтобы они не поссорились. А если, придет гость, нужно было встретить его за порогом и пропустить первым в дом.
Печь
Большое значение для избы имела печь. Печь нужна была для поддержания жизни всей семьи. Прежде всего, она была источником тепла. С её помощью готовилась пища. На ней спали. Её применяли для лечения. А во многих районах Руси в ней парились и мылись. По славянским поверьям за печью жил домовой. И если чужой человек пришедший в дом посидел на печи, считался с того момента своим. Та часть избы, в которой располагалась печь, назывался печным углом. Этот угол считался женским. Его считали грязным углом, всегда отделяли занавеской. В нем делали полки для посуды, стояли жернова и разная домашняя утварь. Когда в доме был праздник, женщинам ставили в печном углу отдельный стол, мужчины располагались в красном углу и не имели права заходить на женскую половину.
Красный угол
В каждой крестьянской избе был красный угол. Название говорит за себя, что это было священное, красивое и особенное место в доме. Располагался он по диагонали от печи. В нем вешались иконы, была полочка, на которой лежали молитвенные книги. Это был Божье место в доме. И возле красного угла в избе всегда ставили стол для приема пищи. Вся жизнь в доме была ориентирована на красный угол. Возле него проходила вся жизнь семьи. Здесь молились, кушали. Все священные обряды, связанные с жизнью семьи, рождение ребенка, свадьба, похороны совершались в этом месте.
Стол
В красном углу, в каждой русской избе, стоял стол. Для славян он имел особое значение. Он служил как алтарь в красном углу. Святое место. За ним кушали. Стучать по столу считалось грехом, потому что он ассоциировался с божьей ладонью, дающей пропитание. Поначалу его делали из глины, а позже из дерева. В будни дни на него ставили солонку и клали хлеб. А в праздники стол застилали холщевой скатертью и старались приготовить много разных блюд, так стол был залогом изобилия и процветания, чтобы в доме всегда была еда. Стол также имел обрядовое значение в жизни славян. Если у женщины, живущей в доме, были тяжелые роды, его выставляли в центр избы. Если в селении случался пожар, то выносили стол на улицу, укрывали скатертью и обходили дома рядом с пожаром, тем самым пытались защитить свои жилища.
Лавки
Обязательным атрибутом избы были лавки. Их ставили вдоль стен. Лавок было несколько и каждая из них, имела своё предназначение. Они служили местом для отдыха и работы. Отдельно были лавки для мужчин, они были длинными и располагались вдоль стен. Лавки для женщин и детей находились всегда возле окон. А ближе к выходу стояла лавка для странников и для людей, пришедших без приглашения, называли её нищей. Кутная лавка располагалась возле печи. На ней обычно стоили ведра с водой, чугунки для приготовления пищи. Была особая лавка для мужчин, называли её конником. Это было рабочее место мужчины в доме. Под ней находились инструменты и приспособления для мужской работы в доме. Сидя на этой лавке, мужчины плели корзины, лапти. Лавки также имели обрядовое значение.
Окна
К окнам в избах, по славянским поверьям, относились очень осторожно. Это не только место, через которое проникает свет, но место, через которое в дом может проникнуть угроза. В качестве оберега окна украшали наличниками, на которых была вырезана или нарисована оберегающая символика. Чаще всего это было солнце.
Поделитесь с друзьями
slavculture.ru
Как жилось нашим предкам в 10м веке (18 фото) » Триникси
Сегодня я хочу показать вам насколько тяжело жилось нашим предкам в русской деревне 10-го века. Все дело в том, что в те годы средний возраст человека составлял примерно 40-45 лет, а мужчина считался взрослым уже в 14-15 лет и на тот момент мог даже обзавестись детьми. Смотрим и читаем далее, довольно интересно.
В историко-культурный комплекс "Любытино" мы попали в рамках автопробега, посвященного 20-летию группы компаний "Автомир". Он не зря носит название "Одноэтажная Россия" - посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно.В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью.
Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.Кстати, перед входом в дом крытая площадка - это те самые сени из песни про "сени новые, кленовые".
Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы.При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке "по черному" есть один большой плюс - в таком доме нет грызунов и насекомых.
Разумеется, дом стоит на земле без всякого фундамента, нижние венцы просто опирают на несколько крупных камней.
Вот так сделана кровля
А вот и печь. Установленный на постаменте из обмазанных глиной бревен каменный очаг. Топили печь с раннего утра. Когда печь топится, находиться в избе невозможно, там оставалась только хозяйка, готовившая пищу, все остальные шли на улицу заниматься делами, в любую погоду. После того, как печь протапливалась, камни отдавали тепло до следующего утра. В печи и готовили пищу.
Вот так выглядит изба изнутри. Спали на лавках, расставленных вдоль стен, на них же сидели во время еды. Дети спали на полатях, на этой фотографии их не видно, они сверху, над головой. В зимнее время в избу брали молодняк домашнего скота, чтобы он не погиб от мороза. В избе также и мылись. Можете представить, какой воздух был там, насколько там было тепло и комфортно. Сразу становится ясно, отчего продолжительность жизни была такой небольшой.
Чтобы не топить избу летом, когда в этом нет необходимости, в деревне было отдельное небольшое здание - хлебная печь. Там пекли хлеб и готовили.
Зерно хранили в амбаре - постройке, поднятой на столбах от поверхности земли, чтобы оградить продукты от грызунов.
В амбаре были устроены сусеки, помните - "по сусекам поскребла..."? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.
Также в деревне был утроен ледник - погреб, в который весной укладывался лед, пересыпался сеном и лежал там почти до следующей зимы.Одежду, шкуры, не нужную в данный момент утварь и оружие хранили в клети. Также клеть использовалась, когда мужу и жене надо было уединиться.
Овин - эта постройка служила для сушки снопов, и обмолота зерна. Нагретые камни складывались в очаг, на жерди укладывались снопы, и крестьянин сушил их, постоянно переворачивая. Потом зерна обмолачивались и веялись.
Приготовление пищи в печи предполагает особый температурный режим - томление. Так, например, готовятся серые щи. Серыми они зовутся из-за своего серого цвета. Как их готовить?Для начала берутся зеленые капустные листья, те, что не вошли в кочан, мелко секутся, подсаливаются и укладываются под гнет на неделю, для заквашивания.Еще для щей нужна перловая крупа, мясо, лук, морковка. Ингридиенты укладываются в горшок, и он ставится в печь, где проведет несколько часов. К вечеру очень сытное и густое блюдо будет готово.
Вот так жили наши предки. Жизнь была нелегкой. Часто случались неурожаи, еще чаще - набеги татар, викингов, просто бандитов. Основным видом экспорта были меха, мед, шкуры. Крестьяне собирали грибы и ягоды, всевозможные травы, ловили рыбу.При обороне от неприятеля основой экипировкой воина была кольчуга, шит, шлем. Из оружия - копье, топорик, меч. Кольчуга не сказать, что легкая, но в отличие от лат, в ней можно бегать.
При обороне от неприятеля основой экипировкой воина была кольчуга, шит, шлем. Из оружия - копье, топорик, меч. Кольчуга не сказать, что легкая, но в отличие от лат, в ней можно бегать.
Отсюда
trinixy.ru
Как выглядели Хоромы на Руси: по данным археологических раскопок
Как выглядели Хоромы на Руси: по данным археологических раскопок
Хоромы — так на Руси называли все жилые и хозяйственные постройки внутри двора-усадьбы, принадлежавшей одному владельцу. Простыми хоромами мог владеть любой свободный человек, это был не обязательно дворец или купеческие палаты.
Например в рязанских «избах», «истопках», как в Древней Руси называли отапливаемое помещение, преобладал архаический южнорусский тип планировки: печь, устьем обращенная ко входу, стояла в дальнем от него углу. Осью ориентации служила диагональ: красный угол — печь.
Печь, источник тепла и уюта, — это «языческий» центр жилища. В ней готовили не только повседневную, а и обрядовую пищу («печь в дому — то же, что алтарь в церкви: в ней печется хлеб»), использовали при лечении заболеваний благодаря поверьям об очистительных свойствах освоенного огня: одинокий добрый дух жилья — домовой жил не только в подполье или на чердаке, а и под печью. Поэтому-то его ласково и называли «запечным дедушкой».
Угол с печью указывал на тьму, на заход, а противоположный ему красный, наиболее почетный, с полкой-божницей, где стояли иконы, — на полдень, на свет, восход. Так своеобразно русское двоеверие нашло воплощение и в структуре жилища.Как выглядели Хоромы на Руси: по данным археологических раскопок
Входной проем — источник дневного света — находился с южной или восточной стороны. Там же, в толще двух смежных бревен, прорубали и окна. Их называли «волоковыми», так как закрывали изнутри доской, «волочившейся» по специальным пазам. Во время холодов, чтобы в помещение проходил свет, доску отодвигали, а снаружи в оконный проем вставляли «оконницу» — деревянную раму с натянутым прозрачным материалом, например бычьим пузырем (стёкла тогда ещё не научились выделывать).
Если сруб для жилья устанавливали прямо «на пошве», то есть на земле,дверные проемы делали ниже человеческого роста, с высоким порогом для сохранения тепла в избе. Естественно, археологически они не прослеживаются. В других случаях, чтобы сберечь тепло, пол жилища слегка углубляли.
Как показали раскопки в древнем Берестье (современный Брест, Республика Беларусь), рядовая срубная изба имела от 12 до 14 венцов, при средней толщине венца 15 см, что дает высоту стен 1,8-2,1 м. Хоромы бояр, представителей княжеской администрации могли быть двухэтажными или стоять на подклете.
Одно из таких зданий представляло собой в нижнем ярусе сруб — пятистенок, углубленный в землю на половину этажа. Он состоял из избы с печью и клети-кладовой.
Простой геометрический расчет показал, что существовал второй этаж, куда поднимались по крыльцу, пристроенному над входом в нижние помещения.
Второй этаж был трехкамерным с сенями и горницей, печь которой при пожаре рухнула в нижнюю клеть.
Рядом с этим домом Археологами исследовано особенно сложное и живописное сооружение, условно названное теремом, теремным строением.
Нижняя часть здания состояла из трех помещений, из которых восточное, с печью, и промежуточное заглублены в материк на половину этажа, а западное, квадратное в плане, — на целый этаж. К терему примыкала галерея на столбах. Тщательный анализ конструктивных особенностей этого уникального здания позволяет воссоздать его в виде жилого дома с горницей на избе и объединенной с ним башни-вежи. Здание воссоздано по расположению ям от несущих столбов, рассчитанных на высотную конструкцию, разному уровню полов и нижнем этаже, кирпичам от упавшей печи, находившейся в горнице.
В помещениях терема показана меблировка: лавки, полки, столы: плотники называли это «нарядить нутро». Важным мотивом композиции терема была галерея. Арочные галереи неизменно повторяются в произведениях прикладного искусства, книжной миниатюре, палатном письме икон и фресок.
Башня с внутренним каркасом и системой лестниц между ярусами была увенчана теремцом-смотрильней, служившей дозорной вышкой. О крупных «косящатых» окнах здания говорят находки стеклянных оконниц, которые вставляли в деревянные рамы с прорезными круглыми отверстиями. Былины сохранили известия о стеклянных окнах в домах зажиточных хозяев: мать Добрыни «глядела в околенку стекольчату».
Находки вокруг хором подтверждают богатство их владельцев: обломки поливной и стеклянной посуды, привезенной из Ирана, Сирии, Византии, серебряный перстень со знаком в виде кисти руки и, наконец, костяная печать в форме шахматной пешки.
На ее круглом основании вырезано вглубь изображение св. Георгия-воина, может быть, небесного покровителя рязанского князя Юрия (Георгия) Ингваревича, павшего в битве с Батыем.
Источник информации: Эрзя.ру: Портал про историю Рязанского Края
Благодарим поддерживающих развитие проекта🌟СТАРКА🌟
Испокон веков, наблюдая за птицами, люди восхищались их привязанностью к своему гнезду, речке, озеру, урочищу. А первое появление в весеннем небе стай вернувшихся на гнездовья перелётных птиц люди с давних времён отмечали как праздник, возвещавший о наступлении в природе нового цикла активной жизни.
Неслучайно человек посвятил птичьим сюжетам немалые разделы народного быта и декоративно-прикладного искусства. Да и первые жилища Северного и Среднего Урала — прикрытые широкими скатами крыш избы — можно назвать избами-птицами.
С конца XI века Урал активно начали заселять славяне. Характеризуя этот процесс, знаменитый историк В. О. Ключевский образно говорил: «По условиям исторической жизни и географической обстановки оно (славянское население. — Л.Б.) распространялось по равнине не постепенно, путём нарождения, не расселяясь, а переселяясь, переносилось птичьими перелётами из края в край, покидая насиженные места и садясь на новые».
Корни старожильческого населения Северного и Среднего Урала находятся в краях, изобилующих птицами, — на берегах рек Северной Двины, Пинеги, Мезени, Ижмы, Печоры. Эту землю в России издавна называли Поморьем.
Если отталкиваться от образного определения Ключевского, становится понятным, почему в народном обиходе (прежде всего у первопоселенцев) были распространены понятия «присаживаться» и «садиться». Их использовали не только по отношению к народам и поселениям, но и к семьям, и даже к отдельным людям, облюбовавшим для дальнейшей жизни участок суровой североуральской земли.
Оказавшийся на Северном и Среднем Урале русский человек как будто и не вышел за пределы привычной для него климатической зоны с длинной, суровой зимой. Однако совершенно новыми для первопоселенцев здесь стали обильные годовые осадки у подножия Каменного Пояса, огромным барьером вставшего на пути влажных северо-западных атлантических ветров. Вот по этим-то обстоятельствам поморский человек и вынужден был «садиться» на Урале поособому, создавая местный, пермский, вариант своего обиталища.
Первые пермские крестьянские жилища можно назвать избами-птицами, прикрытыми широкими скатами крыш, словно птичьими крыльями. Такой тип жилища известен в здешних краях ещё со времён ломоватовской археологической культуры, существовавшей в Верхнекамье в середине первого тысячелетия нашей эры. Она оставила после себя высокое металлургическое искусство, предметы мелкой пластики из меди, так называемые обереги, изображавшие разнообразных животных, начиная от ископаемого ящера и кончая лосями и птицами. Обереги прикрепляли к одежде и дорожным вещам.
Одним из главных символов этой культуры была большая птица с распахнутыми крыльями и с человеческим ликом на груди, призванная защищать дом и очаг.
Ставили, или, как говорят, рубили, избы мастеровитые крестьяне-плотники, виртуозно владевшие главным своим инструментом — топором. Для одной простой избы нужно было около ста пятидесяти брёвен — в старину их называли «деревами». (И у слова «деревня» тот же корень. В древности деревни возводили группы людей, обживавшихся в лесной зоне.) И даже ещё не построенное жилище, а существующее лишь в замыслах словно бы приобретало некий живой образ. Строители же избы в народном понимании именовались не иначе, как «строители мира».
Строительство избы начинали с изготовления и установки «стульев» — больших чурбаков из ствола лиственницы; их ставили вертикально в землю по четырём углам избы. На стулья «садилась» её величество изба, точнее, её сруб, называвшийся по-старинному «стопой» или «клетью».
За многие века жизни на севере, в непосредственном соседстве с вечной мерзлотой, русские крестьяне научились строить не низкие или «поземные» избы, а рубить защищенные от холода жилища на достаточной высоте над землёй.
Вот почему, начав рубить избу, плотники «садили» на стулья не жилое помещение, а «подызбицу», или «подклеть» (место, затем используемое для хранения разных припасов и инвентаря). И уже только потом, над «мостом» из половых кедровых плах почти метровой ширины, рубили собственно избу — «истопу».
Наибольшее пространство в ней занимала огромная и универсальная по своим возможностям русская печь — её называли «хозяйкой жилища». (Она долго держала тепло, обогревая дом, в ней пекли хлеб, готовили пищу, которая до вечера оставалась горячей, на ней сушили одежду и валенки, а в зимние морозные ночи на печи спали.)
Венец за венцом плотники сплачивали стены избы, заботясь уже о том, как стены будут держать огромную тяжесть заваленной сырым снегом крыши, укрывающей дом и его обитателей от всевозможных напастей, в том числе и от разъедающей дерево сырости, принесённой обильными весенне-осенними дождями.
И плотники постепенно начинали наращивать размеры бревенчатых венцов таким образом, чтобы крыша опиралась не только на вертикальные стены, а ещё и на продолжавшие их бревенчатые карнизы, которые назывались «повалами». Выпуски же брёвен по фронтонам именовали «помочами». И неслучайно. Стены как бы помогали тяжёлой крыше, нижние края которой, по замыслу её создателей, выступали за стены (то есть свешивались) на расстояние часто больше человеческого роста.
Над бревенчатым, со специальной засыпкой, потолком по верху стен возводили две большие треугольные опоры для крыши из «брёвен-самцов». В самцы врубали слеги, образующие продольный каркас крыши, а поперечный её каркас состоял из стволов молодых елей. Их заранее заготавливали, отбирая экземпляры с мощными односторонними корнями (нередко корневые концы обрабатывали в виде птичьих голов).
Еловые стволы комлями вниз врубали в слеги. Получались «курицы» — держатели огромных брёвен-желобов, предназначенных для отвода с крыши талых и дождевых вод. Их называют также водотечниками или потоками.
На решётчатый каркас слег и «куриц» укладывали в один или два слоя тесины,нижний конец которых опирался на дно водотечника. Верхние обрубы тесин по всей длине крыши прижимались особым массивным бревном-охлупнем, коньком или шеломом. На тяжёлом лицевом конце этого бревна издавна вырубали голову птицы, коня или какого-нибудь покровительствующего дому чудища, на спине у которого восседал, тоже высеченный из дерева, человечек-всадник.
Пермская изба никогда не стояла сама по себе. Она обрастала необходимыми в быту хозяйственными постройками, часто весьма крупными. Суровые природные условия заставляли подводить двор и помещения для скотины под одну крышу с избой. Иногда, правда, двор создавали рядом с избой, под отдельной крышей, но ничуть не меньших размеров, чем крыша избы. В этих случаях говорили о «доме под двумя, тремя», а то и «четырьмя конями».
Ко дворам примыкали огородная земля, или «усад», «удворная земля», то есть пашня, выгоны для скота, сенокосные, лесные, водные угодья. Основными сферами деятельности крестьян Северного и Среднего Урала были земледелие и скотоводство, лесные, рыбные и другие промыслы, а также множество ремёсел.
Очень интересно, что зарождавшаяся по соседству горнозаводская «цивилизация» вобрала в себя уральское народное жилище и обычай жизни в нём именно в их традиционной форме. Попросту говоря, пермские крестьянские избы вместе со своим установившимся бытом благополучно переехали в новые прикамские города и образовали первые городские улицы, обусловили усадебный характер застройки не только крупных поселений при соляных промыслах, но и городов-заводов.
У русских старожилов земли Прикамской, как и у коренного населения, всё традиционное и символическое вокруг дома и внутри него пребывало в особом почёте. Почти все основные предметы домашнего обихода и бесхитростные украшения — деревянные, матерчатые, глиняные, железные, медные, костяные, кожаные — выдолблены, вырезаны, отлиты, откованы, разрисованы, расшиты изображениями птиц и зверей, деревьев и трав.
Народный быт издавна хранил богатство символов, связанных с птицей. С наибольшей выразительностью они представлены в резьбе по дереву, в керамике и в медной пластике так называемого пермского звериного стиля, который родился на пространстве уже упоминавшейся ломоватовской археологической культуры.
Поэтому и сам дом, до краёв наполненный разнообразным отображением жизни, казался живым. У него неповторимое, непременно обращенное к восходящему или полуденному солнцу лицо, или, как говорили, свой лик, своё чело.
У древней пермской избы на фасаде было обычно два окна, как два глаза — взгляд изнутри дома наружу. Через окна, по народному поверью, «душа дома» созерцала красоту мира, ею жила, ею лечилась, ею наслаждалась. Окна в старину назывались «окончинами», а делали их часто особые мастера — оконишники. Оттого что у дома всегда был свой лик, появились и такие названия деталей избы: наличники, очелье, причелины, подзоры, шелом и многие другие.
Талант крестьянского мастера во все времена признавали лишь тогда, когда его дом со всех сторон смотрелся пропорционально сложенным бревенчатым монолитом. Каждый плотник с топором в руках стремился вырубить из бревенчатой массы привлекательный силуэт, способный украсить деревню — особенно в пасмурную погоду.
При солнечном освещении игра света и тени на больших бревенчатых и тесовых плоскостях, причудливые световые и теневые пятна на выступающих частях, свесах, водотечниках и коньке могут вдруг остановить прохожего — полюбоваться красотой ручной древодельной работы. Ритмы венцов, ритмы изб и хозяйственных построек в поселении не только веселили глаз, но и радовали душу видом обихоженного человеческого жилья.опубликовано econet.ru
econet.ru
Древнерусская деревня. Как жили и чем питались наши предки.
Profile
Name: история в фотографиях
Entry Tags
1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910--е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940--е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем - не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, модераторское, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, на радость модераторам, на радость модератору, на усмотрение сообщников, на усмотрение ссобщников, награды, напитки, народный костюм, наука, нацизм, национальный костюм, наши герои, ненавижу, необычно, нет слов, новейшая история, ню, образование, образование бесплатно, одежда, одинокий путник, ой-ой, оккупация, опера, опрос, опять Бардо, опять Бордо, опять Монро, оружие, отдых, открытки, офф-топ, охота, памятники, парады, партизаны, пейзаж, печальное, пин ап, писатели, плакат, плакаты, побасенки, побасёнки, победа, победители, победителиь, подвиги, политика, полиция, поскачите с автором, поэзия, праздники, пресса, природа, промышленность, пропаганда, професии, профессии, прощай, пурга, путешествия, пятничная красавица, пятничное, радио, разведка, развлечения, ребятам о зверятах, революционеры
foto-history.livejournal.com
Жилища древних людей. Как выглядело жилище древнего человека? Как древние люди строили жилища? Как защищали свои жилища древние люди?
Согласитесь, в далеком детстве всех нас так или иначе интересовали жилища древних людей. Мы читали о них в книжках и научно-популярных журналах, смотрели в кино, а значит, волей-неволей хотя бы раз в жизни, но все же представляли, как было бы здорово на несколько часов поменяться с ними ролями, очутившись в том далеком мире, полном неизведанного и невиданного.
Однако, несмотря на обилие информации, мы порою не можем ответить на, казалось бы, совершенно простые вопросы. Например, о том, как защищали свои жилища древние люди, где и каким образом они добывали пищу, делали ли запасы на зиму и имелись ли у них какие-то домашние животные.
Статья направлена на то, чтобы познакомить читателей с темой. Прочитав внимательно все разделы, каждый будет иметь более чем подробное представление о том, какими же были жилища древних людей каменного века.
Общая информация
Чтобы более наглядно представить себе, что происходило много веков назад, давайте задумаемся, по какому же принципу строятся и облагораживаются современные дома. Многие согласятся с тем, что на выбор материала в первую очередь влияет климат. В жарких странах вы вряд ли встретите строения с толстыми кирпичными (или панельными) стенами, двойными стеклопакетами и дополнительными средствами утепления. В свою очередь в северных регионах не бывает бунгало и открытых вилл.
Первобытное жилище древних людей тоже строилось с учетом погодных условий того или иного региона. Кроме этого, конечно же, принималось во внимание наличие поблизости водоемов и характерные особенности местной флоры и фауны.
Так, современные специалисты утверждают, что охотники времен палеолита в большинстве случаев селились на слабопересеченной, а то и вовсе ровной местности, в непосредственной близости от озер, рек или ручьев.
Где можно увидеть древние стоянки?
Все мы знаем, что пещеры – это участки верхней части земной коры, расположенные, как правило, в горных районах планеты. На сегодняшний день установлено, что большая часть из них некогда представляла собой жилища древних людей. Конечно же, независимо от континента, селились люди только в горизонтальных и пологих пещерах. В вертикальных, называемых шахтами и колодцами, глубина которых может доходить и до полутора километров, жить и налаживать быт было неудобно, а то и вовсе очень опасно.
Археологи обнаружили жилища древних людей в разных частях нашей планеты: в Африке, Австралии, Азии, Европе и обеих Америках.
На территории России тоже обнаружено немало пещер. Самыми известными считаются Кунгурская, Большая Орешная, Денисова и целый комплекс Тавдинских.
Как выглядело жилище древнего человека изнутри?
Бытует достаточно распространенное заблуждение о том, что в пещерах обитателям того времени было достаточно тепло и сухо. К сожалению, это не так, а скорее даже наоборот. Как правило, в разломах горных пород очень холодно и влажно. И в этом нет ничего удивительно: такие участки достаточно медленно прогреваются солнцем, причем обогреть подобным способом огромную пещеру вообще невозможно.
Преобладающий вокруг влажный воздух, который в большинстве случаев под открытым небом едва ощущается, имеет свойство конденсироваться, попадая в замкнутое пространство, окруженное со всех сторон холодным камнем.
Как правило, воздух в пещере нельзя назвать спертым. Наоборот, тут наблюдаются постоянные сквозняки, образующиеся под воздействием аэродинамического эффекта, создаваемого присутствием многочисленных проходов и щелей.
В результате можно сделать вывод, что самыми первыми жилищами древних людей были небольшие прохладные пещеры с постоянно влажными от конденсата стенами.
Можно ли было согреться, разведя костер?
Вообще сделать костер в пещере, даже при наличии современных средств - достаточно хлопотное и не всегда результативное занятие.
Почему? Все дело в том, что изначально для него придется достаточно долго выбирать защищенное от ветра место, иначе огонь просто потухнет. Во-вторых, отапливать таким образом пещеру – это все равно, как если бы вы поставили себе цель обогреть целый стадион, вооружившись обычным электрообогревателем. Звучит абсурдно, правда?
В данном случае одного костра на самом деле мало, особенно если учесть, что холодный воздух будет постоянно двигаться к месту вашей стоянки откуда-то изнутри каменного мешка.
Меры безопасности
Как защищали свои жилища древние люди, и была ли в принципе в этом необходимость? Получить однозначный ответ на этот вопрос ученые пытались на протяжении долгого времени. Было установлено, что в теплом климате стоянки, как правило, носили временный характер. Их человек находил, преследуя по тропам диких животных и собирая различного рода коренья. Неподалеку устраивались засады и свежевались убитые туши. Такие дома не охранялись: собиралось сырье, устраивался отдых, утолялась жажда, собирался нехитрый скарб, и племя устремлялось дальше.
На территории нынешней Евразии большая часть земли была покрыта толстым слоем снега. Тут уже существовала необходимость в благоустройстве более постоянной обители. Жилище часто упорством, коварством или хитростью отвоевывалось у гиены или пещерного медведя. Во время зимних холодов входы в пещеру часто изнутри закладывались камнями и ветками. Это, прежде всего, делалось с целью не допустить проникновения внутрь бывшего владельца.
Жилища древних людей, фото которых довольно часто можно встретить в современной научно-популярной литературе, были довольно незатейливыми по своему благоустройству и содержанию.
Чаще всего внутри оно было круглым или овальным. По мнению ученых, в среднем ширина редко превышала 6-8 метров при длине в 10-12 м. Внутри, по мнению специалистов, помещалось до 20 человек. Для облагораживания и утепления использовались стволы деревьев, срубленные или сломанные в соседнем лесу. Нередко такой материал спускался вниз по реке.
Часто жилища древних людей представляли собой не место в пещере, а настоящие хижины. Остов будущего дома был представлен стволами деревьев, вставленными в заранее выкопанные углубления. Позже сверху накладывались переплетенные между собой ветки. Конечно же, из-за постоянно гуляющего ветра внутри было достаточно холодно и сыро, поэтому костер приходилось поддерживать, и днем, и ночью. Кстати, ученые с удивлением обнаружили, что стволы деревьев, играющие ключевую роль в строительстве, в целях безопасности укреплялись тяжелыми камнями.
Дверей не было вовсе. Их заменял сооруженный из обломков горных пород очаг, которых не только отапливал жилище, но и служил надежной защитой от хищников.
Конечно, в процессе эволюции менялись не только люди, но и места их стоянок.
Дома древних палестинцев
На территории Палестины современным ученым удалось раскопать наиболее важные в археологическом плане города.
Установлено, что данные поселения в основном выстраивались на холмах и хорошо укреплялись как снаружи, так и изнутри. Очень часто одна из стен защищалась обрывом или же быстрым водным потоком. Город обносился стеной.
Подобно многих другим, данная культура при выборе места руководствовалась наличием поблизости источника, вода из которого была пригодна для питья и для орошения посевов. На случай осады местные жители устраивали своеобразные подземные водохранилища, расположенные под жилищами более зажиточных горожан.
Деревянные дома считались большой редкостью. В основном отдавалось предпочтение каменным и глинобитным постройкам. Для того, чтобы защитить помещение от почвенной сырости, конструкция выстраивалась на каменном фундаменте.
Очаг располагался в центральной комнате непосредственно под специальным отверстием в потолке. Второй этаж и наличие большого количества окон могли себе позволить только самые зажиточные горожане.
Жилища верхнего Двуречья
Далеко не всем известно, что тут некоторые дома были двух-, а то и несколько этажными. Например, в летописях Геродота можно встретить упоминание о строениях в три или даже четыре яруса.
Жилища перекрывались сферическим куполом, который иногда был очень высоким. Сверху имелось отверстие, позволяющее воздуху проникать вовнутрь. Кстати, нельзя не отметить, что на первом этаже практически никогда не было окон. И объяснений этому фактору может быть несколько. Во-первых, местные жители таким способом пытались обезопасить себя от внешних врагов. Во-вторых, религия не позволяла им выставлять напоказ особенности своей частной жизни. Наружу выходили лишь достаточно узкие двери и бойницы, расположенные на уровне человеческого роста.
Выше строились террасы на кирпичных столбиках, выполнявшие сразу две функции. Прежде всего их строили для того, чтобы владелец мог отдыхать там, скрывшись подальше от людских глаз. Но и это еще не все. Такой участок позволял защищать крышу от попадания прямых солнечных лучей, а значит, от перегрева. На верхней террасе чаще всего располагались открытые галереи, засаженные цветами и экзотическими растениями.
В этой местности основным строительным материалом считались глина, тростник и битум. Иногда в деревянных опорах делались специальные кирпичные или мозаичные вкладки, защищающие дерево от вездесущих муравьев.
Жилище древнеиндийской культуры
Древний город Мохенджо-Даро, расположенный в Индии, некогда был мощной окружен стеной. Тут существовала и канализационная система, которая из отдельных домов направлялась в общегородской сточный канал, обустроенный под мостовыми.
В целом дома предпочитали возводить из обожженного кирпича, который считался самым прочным, а поэтому надежным. Наружные стены были более, чем массивны, а также имели небольшой наклон вовнутрь.
Документы, рассказывающие о том, как древние люди строили жилища, указывают на то, что в домах богатых местных жителей имелась комната привратника. Практически всегда существовал и небольшой центральный двор, в который, с целью дополнительного освещения, непременно выходили многочисленные окна первого и второго этажа.
Двор мостили кирпичом, тут же проходил сточный канал. На плоской крыше дома, как правило, благоустраивалась роскошная терраса.
Древнегреческий дом
Ученые установили, что во времена троянской культуры большинство жилищ представляло собой строение квадратной или прямоугольной формы. Впереди мог находиться небольшой портик. В комнате или части общего помещения, выполнявшего роль спальни, для кроватей делали специальные приподнятые платформы.
Очагов, как правило, было два. Один нужен был для обогрева, второй - для приготовления пищи.
Стены тоже были не совсем обычными. Нижние 60 см выкладывались из камня, а чуть выше применялся кирпич-сырец. Плоская крыша ничем дополнительно не поддерживалась.
Беднота предпочитала селиться в круглых или овальных домах, т.к. их было проще отопить, а необходимости иметь по несколько комнат отсутствовала. Богатые же в своих жилищах отводили пространство не только под спальни, но и под столовую и кладовые.
загрузка...
feelwomans.ru
Мария Семенова Мы - славяне Дом выходит из-под-земли
Мария Семёнова
Мы — славяне!
Перейти к содержанию
Назад
Вперёд
Дом выходит из-под земли
Какой же дом строил для себя и своей семьи наш прапрапрадед,
живший тысячу лет назад?
Это, в первую очередь, зависело от того, где он жил, к
какому племени принадлежал. Ведь даже теперь, побывав в деревнях на севере и на
юге Европейской России, нельзя не заметить разницы в типе жилищ: на севере это
— деревянная рубленая изба, на юге — хата-мазанка.
Ни одно порождение народной культуры не было в одночасье
придумано в том виде, в каком застала его этнографическая наука: народная мысль
трудилась в продолжение веков, создавая гармонию и красоту. Конечно, касается
это и жилища. Историки пишут, что разница между двумя основными видами
традиционного славянского дома прослеживается при раскопках поселений, в
которых жили люди ещё до нашей эры.
1. Деревянная рубленая изба северных районов России2. Хата-мазанка. Кубань
Традиции во многом определялись климатическими условиями и наличием
подходящего строительного материала. На севере во все времена преобладала
влажная почва и было много строевого леса, на юге же, в лесостепной зоне, почва
была суше, зато леса хватало не всегда, так что приходилось обращаться к иным
строительным материалам. Поэтому на юге до весьма позднего времени (до XIV—XV
веков) массовым народным жилищем была полуземлянка на 0,5— 1 м врытая в грунт.
А на дождливом севере, напротив, очень рано появился наземный дом с полом,
зачастую даже несколько приподнятым над землёй.
Полуземляночное жилище древних славян, например, живших в
VI—VII веках на Днепре, обычно имело почти квадратную форму со сторонами не
более 3—4 м. Земляной котлован для него бывал различным по глубине; крыша дома
подчас опиралась непосредственно на грунт.
Полуземляночное жилище, крыша которого упирается непосредственно
на грунт.VI - VII века
Существовало два способа возведения
стен. Иногда в яме делали сруб, который затем засыпали снаружи землёй и плотно
утаптывали. В других случаях стены складывали из горизонтально расположенных
жердей или плах (колотых брёвен). Такие стены без дополнительной опоры легко
могли обрушиться внутрь и уж никак не выдержали бы тяжёлую крышу. Поэтому по
углам и посередине каждой стены ставили достаточно толстые и крепкие столбы:
стёсанные концы жердей или плах вставляли в пазы, сделанные в этих столбах. В
зависимости от способа устройства стен учёные делят полуземляночные жилища на
«срубные» и «столбовые». Древнейшие славянские полуземлянки — почти
исключительно срубные. После VII века наметилось разделение: западнее Днепра
по-прежнему преобладал срубной тип, восточнее распространился столбовой.
Археологами прослежены и иные отличия в конструкции полуземляночных жилищ,
принадлежавших разным племенам. Например, в VIII—X веках в племени северян
предпочитали глинобитные стены (судя по некоторым позднейшим находкам, их умели
и любили разрисовывать), а в племени вятичей — деревянные.
Два типа конструкций древнеславянских жилищ (X—XIII века):1 — каркасно-столбовой,2 — срубной
Вход в полуземлянку располагался, как правило, с южной
стороны. Дело в том, что деревянное сооружение засыпали землёй целиком, в том
числе и верхнюю его часть, выступавшую из земли, вместе с крышей. И это вовсе
не признак «отсталости» наших предков. Сходные дома строили в те времена и
другие народы, например жители Исландии. Как отмечают исследователи, главной
заботой древнего человека, жившего в достаточно суровом климате, было
обеспечить тепло. Поэтому в толстых деревянно-земляных стенах даже не пытались
проделывать окна. Зато дверь, раскрытая на южную, солнечную сторону, в летнее
время служила дополнительным источником света и тепла. О других причинах такой
ориентировки жилища говорится в главе «Красный угол».
Снаружи, с окружающего более высокого грунта, к двери вёл
углублённый коридорчик. В него вделывали деревянную лесенку, а если почва была
достаточно плотной — вырезали ступеньки прямо в земле.
Полы были земляные, утоптанные, иногда промазанные глиной,
особенно в тех случаях, когда дом возводили на месте более ранней постройки.
Вообще, наши предки старались извлечь все выгоды из того,
что дом строился в яме. Так, внутри некоторых «столбовых» домов вдоль стен при
раскопках были обнаружены вырезанные в грунте приступки высотой 20—40 см и
шириной 30—70 см. Учёные полагают, что это были основания лавок, а может быть,
и своеобразные верстаки.
1. Полуземляночное жилище с печью-каменкой.VIII— X века2. Полуземляночное жилище с глиняной печью.X—XI века3.Наземное жилище с комбинированной печью (камень и глина). Х—Х1 века
Как и множество иных предметов, ставших достоянием
человечества в немыслимой древности, дома-полуземлянки дожили в некоторых
местах до наших времён.
Дома, совершенно аналогичные жилищам днепровских
древнеславянских племён, в XIX веке были широко распространены в придунайской
Болгарии, а в иных селениях этнографы видели их даже в середине XX века. Иногда
они имели довольно значительные размеры. В таком доме обитало по пятнадцать—
двадцать человек — целая родственная община-«задруга». Большой дом делился на
несколько отсеков, отапливаемых и неотапливаемых. Двускатные кровли подпирали
изнутри прочными брёвнами с развилинами наверху. Эти «рогатые» брёвна
назывались «сохами» (вспомним прозвище рогатого лося — «сохатый»).
Дома-полуземлянки с двускатными кровлями, подпертые изнутри
«рогатыми» бревнами — «сохами»
Учёные пишут, что древнеславянская полуземлянка «выбиралась»
из-под земли на свет Божий в течение многих веков, постепенно превращаясь в наземную
хату славянского юга. «Переходные» жилища — хаты, углублённые в землю, —
нередко встречались в XIX веке в степной полосе России, а также в Средней Азии
— у русских переселенцев.
На севере, с его сырым климатом и изобилием первоклассного
леса, полуподземное жилище превратилось в наземное (избу) гораздо быстрее.
Несмотря на то что традиции жилищного строительства у северных славянских
племён (кривичей и ильменских словен) не удаётся проследить столь же далеко в
глубь времён, как у их южных соседей, учёные с полным основанием полагают, что
бревенчатые избы возводили здесь ещё во II тысячелетии до нашей эры, то есть
задолго до того, как эти места вошли в сферу влияния ранних славян. А в конце I
тысячелетия нашей эры здесь уже выработался устойчивый тип срубного
бревенчатого жилища, между тем как на юге долго господствовали полуземлянки.
Что ж, каждое жилище наилучшим образом подходило для своей территории.
Вот как, например, выглядела «средняя» жилая изба IX—XI
веков из города Ладоги (ныне Старая Ладога на реке Волхов). Обычно это была
квадратная в плане (то есть если смотреть сверху) постройка со стороной 4—5 м.
Иногда сруб возводили непосредственно на месте будущего дома, иногда же его
сперва собирали на стороне — в лесу, а затем, разобрав, перевозили на место
строительства и складывали уже «начисто». Учёным рассказали об этом
зарубки-«номера», по порядку нанесённые на брёвна, начиная с нижнего. Строители
заботились о том, чтобы не перепутать их при перевозке: бревенчатый дом
требовал тщательной подгонки венцов.
Жилая изба из города Ладоги.VIII- IX века
Чтобы брёвна плотней прилегали друг к другу, в одном из них
делали продольное углубление, куда и входил выпуклый бок другого. Современные
строители предпочитают делать углубление в верхнем бревне, чтобы меньше
впитывалась сырость и дом не подгнивал. Древние мастера делали углубление в
нижнем бревне, но зато следили, чтобы брёвна оказывались кверху той стороной,
которая у живого дерева смотрела на север. С этой стороны годовые слои плотнее
и мельче. А пазы между брёвнами конопатили болотным мхом, имеющим, между
прочим, свойство убивать бактерии, и нередко промазывали глиной. А вот обычай
обшивать сруб тёсом для России исторически сравнительно нов. Впервые он
запечатлён на миниатюрах рукописи XVI века.
Главным инструментом российского плотника до недавних времён
оставался топор: пила в деревянном строительстве появляется значительно
позднее. Иногда из этого делают вывод, что она вообще достаточно поздно стала
известна славянам. Отнюдь: при раскопках в Старой Рязани и Ладоге найдены
обломки пил, сделанных ещё в IX веке. Это были одноручные пилы типа наших
ножовок, а также двуручные лучковые. И оказалось, что наши предки-строители не пользовались
ими сознательно! (В позднейшие времена — даже несмотря на штрафы, которым
подвергали плотницкие артели.) Дело в том, что топор, рассекая бревно, уплотняет
и сплющивает сосудистую ткань древесины. Срез, сделанный топором, блестящий и
гладкий, в него с трудом проникает вода. А вот пила разлохмачивает древесные
волокна и делает их лёгкой добычей гнили. Потому-то славянские плотники так
упорно предпочитали топор, применяя его даже для выделки досок: не случайно они
назывались «тёсом».
В крестьянском хозяйстве XIX века, зафиксированном
этнографами, при рубке углов избы пользовались лишь простыми способами
соединения брёвен. Более сложные — «в крюк», «в лапу», «в замок» — только
проникали в обиход, и некоторые из них на Украине, например, называли
«немецкими». Тогдашние немецкие авторы (настаивавшие на превосходстве немцев
над славянами буквально во всём) поспешили сделать вывод: строительные
традиции, мол, с древнейших времён заимствовались нашими предками у «более
просвещённых» германских племён. Русский народ и в самом деле никогда не
пренебрегал прогрессивными новшествами, но минуло время, и археологические
раскопки установили: в старинном русском деревянном зодчестве использовалось до
пятидесяти (!) способов врубки! В том числе и те, что в XIX веке именовались
«немецкими»...
Узлы и элементы соединений деревянных конструкций
Пол в избе порою делался земляным, но чаще — деревянным,
приподнятым над землёй на балках-лагах, врубленных в нижний венец. В этом случае
в полу устраивали лаз в неглубокий погреб-подполье.
К избе нередко пристраивали своего рода прихожую — сени
около 2 м шириной. Иногда, впрочем, сени значительно расширяли и устраивали в
них хлев для скота. По мнению учёных, отсюда уже недалеко и до знаменитых
крытых дворов Русского Севера. Использовали сени и по-другому. В обширных,
опрятных сенях держали имущество, мастерили что-нибудь в непогоду, а летом
могли, например, уложить там спать гостей. Такое жилище археологи называют
«двухкамерным», имея в виду, что в нём два помещения.
Согласно письменным источникам, начиная с X века
распространились неотапливаемые пристройки к избам — клети. Сообщались они
опять-таки через сени. Клеть служила летней спальней, круглогодичной кладовой,
а зимой — своеобразным «холодильником».
Если полуземлянки, по крышу заваленные грунтом, были, как
правило, лишены окон, то в ладожских избах окна уже имеются. Правда, они ещё
весьма далеки от современных, с переплётами, форточками и ясными стёклами.
Оконное стекло появилось на Руси в X—XI веках, но даже и позже было очень
дорого и использовалось большей частью в княжеских дворцах и церквах. В простых
избах устраивали так называемые волоковые (от «волочить» в смысле
раздвигать-задвигать) окошечки. Два смежных бревна прорубались до середины, а в
отверстие вставлялась прямоугольная рама с деревянной задвижкой, ходившей
горизонтально. В такое окошечко можно было выглянуть — но и только. Их так и
называли — «просветцами»...
Схема устройства волокового окна(по М.В. Красовскому)
Немалые споры среди учёных вызвал дополнительный венец брёвен,
опоясывавший ладожские избы на некотором расстоянии от основного. Не забудем,
что от древних домов до наших времён сохранилось хорошо если один–два нижних
венца да беспорядочные обломки рухнувшей крыши и половиц: разбирайся, археолог,
где что. Поэтому о конструктивном назначении найденных деталей делаются порой
самые разные предположения. Какой цели служил этот дополнительный внешний венец
— единой точки зрения не выработано до сих пор. Одни исследователи считают, что
он окаймлял завалинку, не давая ей расползаться (очень часто в книгах пишут о
том, как кто-то сидел «на завалинке»; многие читатели теперь полагают, что это
нечто вроде скамеечки, на самом же деле завалинка, как и явствует из самого
слова, — невысокая утепляющая насыпь вдоль внешних стен избы). Другие учёные
думают, что древние избы опоясывали не завалинки, — стена была как бы
двухслойной, жилой сруб окружала своего рода галерейка, служившая одновременно
и теплоизолятором и хозяйственной кладовой. Судя по археологическим данным, в
самом заднем, тупиковом конце галерейки нередко размещался туалет. Понятно стремление
наших предков, живших в суровом климате с морозными зимами, использовать для
обогрева уборной избяное тепло и в то же время не допустить скверный запах в
жилище. Туалет на Руси именовался «задок». Это слово впервые встречается в
документах начала XVI века.
Как и полуземлянки южных славян, древние избы северных
славянских племён оставались в употреблении много столетий. Уже в ту давнюю
пору народный талант выработал тип жилища, очень удачно отвечавшего местным
условиям, да и жизнь практически до последнего времени не давала повода людям
отойти от привычных, удобных и освящённых традицией образцов.
Иногда, сохраняя весьма архаические черты, предмет меняет
своё назначение. Так, учёные пришли к выводу, что многие черты древнерусской
жилой избы унаследовала... деревянная баня, каких и сейчас ещё немало в старых
северных деревнях. Прямое родство с избами наших далёких предков обнаруживают и
временные жилища — лесные избушки («зимовки», «зимницы»), сооружавшиеся на
Русском Севере охотниками, лесорубами, рыбаками и другими людьми, занятыми в
лесу. Примечательно, что чем старше такая «зимовьюшка», тем более заглублена она
в землю: самые старые — на две трети высоты.
Зимовки 30-х годов XX века уходят в землю на несколько
венцов. Действительно, здесь как будто задержались те отдалённейшие времена,
когда славянское жилище только ещё «выбиралось» из-под земли на свет...