ГлавнаяДревнийЭкономические предпосылки древнего востока
Предпосылки и проблемы экономической мысли древнего востока. Экономические предпосылки древнего востока
Предпосылки экономической мысли древнего востока. Татарников Е.А. История экономических учений
В странах Древнего Востока отмечаются ранние проявления экономической мысли, что объясняется благоприятными экономическими условиями, теплым климатом.
Основой экономики того периода являлось земледелие. Постепенно возникали прочные людские поселения, совершенствовались методы агрокультуры, повышались урожаи, строились ирригационные системы. В результате появилась возможность накопления материального богатства.
Страны Древнего Востока очень рано пережили экономический подъем, процесс политического объединения и культурный расцвет. Уже в IV тысячелетии до н. э. в них зародился рабовладельческий строй, государство, а в недрах господствовавшего натурального хозяйства со временем развились товарно-денежные отношения. Взаимодействуют общинная, государственная и частная формы собственности.
Экономическая мысль пыталась решить возникающие острые проблемы, она отражалась и в хозяйственном законодательстве, и в экономических требованиях народных масс, философских системах и даже в специальных сочинениях.
Важно заметить, что одним из важнейших противоречий экономического строя Древнего Востока была незавершенность процесса разрушения крестьянской общины. Община удерживала ϲʙᴏи позиции в области сельского хозяйства, распределения воды, ремонта каналов. В борьбе с угрозой порабощения в качестве неоплатных должников крестьяне боролись за сохранение общины. Порабощение иноземцев, а тем более местных жителей встречало большое сопротивление (восстания рабов находили поддержку у бедноты, государства находились в состоянии перманентной гражданской войны).
Расширение долгового рабства вело к сокращению социальных резервов деспотии и к накалу народных восстаний, рабовладельческие государства часто распадались (в Египте централизованное государство распадалось несколько раз).
С момента появления государство играло исключительно важную роль в экономической истории. Масштабное участие государства в хозяйственной жизни (регулирование ирригации и т. д.) определило специфику азиатского способа производства. Проблемы его развития находят отражения в ряде дошедших до нас письменных источников. В частности, ирригационные системы наблюдались государственным чиновником, распределение воды контролировалось фараоном, государем или царем. Деспотическое и назойливое вмешательство государства нарушало экономику, ущемляло интересы как господ, так и средних слоев населения. Впервые в истории экономической мысли возникает сложная проблема определения пределов вмешательства государства в экономическую жизнь страны.
Хозяйство государств Древнего Востока было в основном натуральным, но уже получила значительное развитие торговля (когда возникает торговля, тогда производство становится товарным). Так, в экономической мысли побудет тема для дебатов – о преимуществе натурального и товарного хозяйств.
Основные проблемы, кᴏᴛᴏᴩые стояли перед ранней экономической мыслью Древнего Востока:
рабство;
община;
государство;
натуральное и товарное производство.
Пользовательское соглашение: Интеллектуальные права на материал - Татарников Е.А. История экономических учений принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и "Предпосылки экономической мысли древнего востока") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе. Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Татарников Е.А. История экономических учений в любом онлайн-магазине.
Тег-блок: Татарников Е.А. История экономических учений, 2015. Предпосылки экономической мысли древнего востока.
xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai
Предпосылки и проблемы экономической мысли древнего востока
ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКАНаиболее ранние проявления экономической мысли следует искать в истории
стран Древнего Востока. Это объясняется благоприятными экономическими
условиями, наличием пищи, теплым климатом. Это привело к значительной
концентрации населения в довольно ранний период, возникает охота,
скотоводство, земледелие.
Основа экономики того периода - земледелие, в дальнейшем географические
условия теряют свои приоритеты и экономика (ее развитие, степень развития)
опирается только на земледелие. Возникают прочные людские поселения.
Совершенствуются методы агрикультуры, повышаются урожаи, строятся
ирригационные системы, становится возможным накопление материального
богатства. Появляется прибавочный продукт, человек приобретает
хозяйственную ценность, все в целом это приводит к возникновению рабства.
Существует две возможности превращения человека в раба:
1) порабощение неоплатных должников;
2) порабощение военнопленных.
Рабство нуждается в политических гарантиях (рабы - взрывоопасная
собственность). Возникает государство: строительство в грандиозных
масштабах- храмы, дворцы- это выходит за рамки общины и даже племенных
союзов --> государство. Таким образом, страны Древнего Востока очень рано
пережили экономический подъем, процесс политического объединения и
культурный расцвет.
Все это и послужило основой раннего развития экономической мысли
Древнего Востока. Оно происходит на основе обострения экономических
противоречий вместе с развитием рабства и образованием деспотических
государств. Возникали острые проблемы, которые и пыталась решить
экономическая мысль. Она отражалась и в хозяйственном законодательстве и в
экономических требованиях народных масс, философских системах и даже в
специальных сочинениях.
Одним из важнейших противоречий экономического строя Древнего Востока
была незавершенность процесса разрушения крестьянской общины (рабство -
лишь экономический уклад). Община удерживала свои позиции в области
сельского хозяйства: распределение воды, ремонт каналов. В борьбе с угрозой
порабощения в качестве неоплатных должников, крестьяне яростно боролись за
сохранение общины между рабством и общиной заполняет всю историю Древнего
Востока. Порабощение иноземцев, а тем более местных жителей встречало
большое сопротивление (восстания рабов находили поддержку у бедноты,
государства находились в состоянии перманентной гражданской войны).
Возникает проблема морального оправдания рабства. Были сделаны и попытки ее
решения. Об этом свидетельствуют "Речения Ипувера", законы Ману, учение
Конфуция и другие проявления экономической мысли.
Расширение долгового рабства вело к сокращению социальных резервов
деспотии и к накалу народных восстаний, часто рабовладельческие государства
распадались (в Египте централизованное государство распадалось несколько
раз).
С момента появления государства оно играло исключительно важную роль в
экономической истории. Ирригационные системы наблюдались государственным
чиновником, распределение воды контролировалось фараоном, государем или
царем, попытка объявить властелина собственником всей земли (после
общинного землепользования), выражает система государственных монополий
(соль, железо), государственное рабовладение. Деспотическое и назойливое
вмешательство государства нарушало экономику, ущемляло интересы как господ,
так и средних слоев населения. Впервые в истории экономической мысли
возникает сложная проблема определения пределов вмешательства государства в
экономическую жизнь страны.
Хозяйство государств Древнего Востока было в основном натуральным, но
уже получила значительное развитие торговля (когда возникает торговля,
тогда производство становится товарным). Так в экономической мысли
появляется тема для дебатов - о преимуществе натурального и товарного
хозяйства.
Основные проблемы, которые стояли перед ранней экономической мыслью
Древнего Востока:
- рабство;
- община;
- государство;
- натуральное и товарное производство.
^ В период Среднего царства (XX-XVIII вв. до н.э.) необычайное
распространение получило долговое рабство, результатом которого стала
гражданская война, сопровождающаяся избиением аристократов и чиновников,
переделом их имущества. Нельзя отчетливо выяснить экономическую платформу
восставших (видимо за неумением последних формулировать и писать подобные
документы). Зато сохранился документ, отражающий экономические воззрения
побиваемых во время войны аристократов. Это любопытное "Речение Ипувера".
Впервые в мировой истории автор доказывает, что социальное неравенство
вполне естественно, раз люди, как и деревья неравны от природы. Произнося
свою речь якобы перед царем Египта, он возмущался тем, что в результате
переворота рабы стали "владеть устами", бедняки получили имущество богатых
и последним пришлось работать. Как говорилось в "Речении Ипувера" люди
зажиточные "поставлены к работе над ручными мельницами", "дети вельмож
выгнаны на улицу", "царь захвачен бедными людьми", вскрыты архивы и
"расхищены их податные декларации", чиновники убиты и придворные изгнаны из
царских домов. Его возмущало то, что бедняки, не способные построить даже
хижины, стали теперь владельцами домов, а крестьянин, который "не мог найти
себе быков для распашки, стал собственником большого количества скота" и
даже наследственных рабов. Ипувер упорно доказывал, что участники переворо
та сами стремились стать рабовладельцами. Цель восстания зависит от того,
насколько глубоко укоренилось в сознании самих рабов признание
рабовладения, потому что целью переворота в более ранних периодах
становилось возвращение общинных отношений, в поздних- возможность для
бывшего раба стать самому рабовладельцем).
Попытка несколько ограничить развитие долгового рабства, не обостряя
противоречий общества, была предпринята в Вавилонии. Появляется Кодекс
Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.).Основная задача- нейтрализовать
социальные последствия долгового рабства.
1. Социальный статус долгового рабства был объявлен временным
состоянием, через три года раб становился свободным, долги его
аннулировались.
2. Запрет на убийство неоплатных должников.
3. В случае неурожая арендаторы освобождались от арендной платы.
4. Установлены нормы для арендной платы.
5. Санкционируется частная собственность в разных видах и ей даются
широкие гарантии (в случае воровства, обмана).
6. Вопрос о натуральном и товарном хозяйстве решается в пользу
последнего. Торговля трактуется как нормальное явление. Ее регулированию
посвящалось много статей, разрешается наем ремесленников, работорговля.
С помощью рабства Хаммурапи предлагал даже укрепить семью: "Если жена
вознамерится оставить своего мужа, станет его позорить, поступать
расточительно, то она могла быть брошена в реку или должна жить в доме
мужа, как рабыня." Хаммурапи рекламировал свой кодекс как водворяющий
справедливость и исключающий обиду слабого со стороны сильного. Основные
цели: смягчить долговое рабство, сохранить военные поселения, охрана
фискальных резервов, военных контингентов.
^ Особенности Индии является раннее деление населения на касты.
Религиозным долгом и обязанностью шудры является служение брахманам,
кшатриям и вайшиям. Дело брахмана- хранение и защита священного писания,
кшатрия - управление и война, вайшия - материальное обеспечение брахманов и
кшатриев.
Наиболее яркое выражение экономическая мысль нашла в Законах Ману, они
составлялись на протяжении нескольких столетий (Индия I тысячелетие до
н.э.) и являются сводом благочестивых предписаний, которые приписываются
Ману мифическому прародителю людей.
1. Рабство - нормальное явление, и существует семь случаев превращения
человека в раба: плен; содержание или рождение в доме господина; покупка;
дарение; передача по наследству; в силу наказания. Допускалось долговое
рабство: "пусть должник уплатит долг даже работой, если он равной или более
низкой касты". Рабство выдается за социальную систему, установленную самим
богом.
В законах Ману говорилось, что "для процветания миров Брахма создал из
своих уст брахмана, рук- кшатрия, бедер- вайшью, а из ступней шудру,
установив обязанности каждого из них". Брахманам он поручил обучение Ведам
"Лишь деньги делают товары соизмеримыми", что явно завышает функции денег,
отношения между товаром и деньгами ставит с ног на голову.
8. Аристотель исследует экономическую организацию современного ему
общества и приходит к выводу, что хозяйственная деятельность людей может
быть разделена на занятия экономикой( как определял ее Ксенофонт) и занятия
фрематистикой. Экономика - естественная хозяйственная деятельность,
связанная с производством необходимых для жизни продуктов. Пределы этой
деятельности - разумное личное потребление человека. Хрематистика же
является искусством наживать состояние. "В искусстве наживать состояние,
поскольку оно сказывается в торговой деятельности, никогда не бывает
предела в достижении цели, так как целью-то здесь оказывается беспредельное
богатство и обладание деньгами. Все, занимающиеся денежными оборотами,
стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности" Аристотель считает
занятие хрематистикой противоестественным, но он достаточно реалистичен,
чтобы видеть невозможность "чистой экономики".
edushk.ru
Предпосылки и проблемы экономической мысли древнего востока
1. Введение
ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Экономико-специфическая сфера человеческой деятельности родилась одновременно с возникновением человеческого общества. В процессе своей хозяйственной деятельности первобытные люди накапливали производственный опыт, приобретали навыки решения проблем экономического характера. Все это закреплялось в родовой памяти поколений. Однако в те отдаленные от нас времена экономические представления людей являлись составной частью их архаического мышления. Поэтому ошибочно утверждать, что члены первобытного общества умели мыслить экономически. Экономические представления древних народов облеклись в форму экономического мышления лишь с появлением письменности, которая является одним из атрибутов цивилизации. Процесс его формирования нашел свое отражение в письменных памятниках древневосточных цивилизаций.
Наиболее ранние проявления экономической мысли следует искать в истории стран Древнего Востока. Это объясняется благоприятными экономическими условиями, наличием пищи, теплым климатом. Это привело к значительной концентрации населения в довольно ранний период, возникает охота, скотоводство, земледелие.
Основа экономики того периода - земледелие, в дальнейшем географические условия теряют свои приоритеты и экономика (ее развитие, степень развития) опирается только на земледелие. Возникают прочные людские поселения. Совершенствуются методы агрокультуры, повышаются урожаи, строятся ирригационные системы, становится возможным накопление материального богатства. Появляется прибавочный продукт, человек приобретает хозяйственную ценность, все в целом это приводит к возникновению рабства.
Возникает государство: строительство в грандиозных масштабах - храмы, дворцы - это выходит за рамки общины и даже племенных союзов. Таким образом, страны Древнего Востока очень рано пережили экономический подъем, процесс политического объединения и культурный расцвет.
Все это и послужило основой раннего развития экономической мысли Древнего Востока. Оно происходит на основе обострения экономических противоречий вместе с развитием рабства и образованием деспотических государств. Возникали острые проблемы, которые и пыталась решить экономическая мысль. Она отражалась и в хозяйственном законодательстве и в экономических требованиях народных масс, философских системах и даже в специальных сочинениях.
Одним из важнейших противоречий экономического строя Древнего Востока была незавершенность процесса разрушения крестьянской общины. Община удерживала свои позиции в области сельского хозяйства: распределение воды, ремонт каналов. В борьбе с угрозой порабощения в качестве неоплатных должников, крестьяне яростно боролись за сохранение общины между рабством и общиной, что заполняет всю историю Древнего Востока. Порабощение иноземцев, а тем более местных жителей встречало большое сопротивление: восстания рабов находили поддержку у бедноты, государства находились в состоянии перманентной гражданской войны. Возникает проблема морального оправдания рабства. Были сделаны и попытки ее решения. Об этом свидетельствуют "Речения Ипувера", законы Ману, учение Конфуция и другие проявления экономической мысли.
Расширение долгового рабства вело к сокращению социальных резервов деспотии и к накалу народных восстаний, часто рабовладельческие государства распадались. Например, в Египте централизованное государство распадалось несколько раз.
С момента появления государства, оно играло исключительно важную роль в экономической истории. Ирригационные системы наблюдались государственным чиновником, распределение воды контролировалось фараоном, государем или царем, выражалась система государственных монополий (соль, железо), государственное рабовладение. Деспотическое и назойливое вмешательство государства нарушало экономику, ущемляло интересы, как господ, так и средних слоев населения. Впервые в истории экономической мысли возникает сложная проблема определения пределов вмешательства государства в экономическую жизнь страны.
Хозяйство государств Древнего Востока было в основном натуральным, но уже получила значительное развитие торговля, а когда возникает торговля, тогда производство становится товарным. Так в экономической мысли появляется тема для дебатов - о преимуществе натурального и товарного хозяйства.
Основные проблемы, которые стояли перед ранней экономической мыслью Древнего Востока:
рабство;
община;
государство;
натуральное и товарное производство.
В странах Древнего Востока, являвшихся обществами азиатского способа производства, экономическая жизнь имела натурально-хозяйственную основу и регулировалась как первобытнообщинной традицией, так и государственной регламентацией. Поэтому в письменных источниках той эпохи важное место отводилось вопросам укрепления натурального хозяйства, организации и управления государственным хозяйством, защите имущественных интересов частных рабовладельческих хозяйств и регламентации, нарождавшихся товарно-денежных отношении.
2.1 Древний Египет.
Древнеегипетская экономическая мысль представлена в основном различного рода "Поучениями" неизвестных авторов. Посвящены они вопросам государственного управления хозяйственной деятельностью, изложены в форме необязательных для выполнения советов хозяйствующим субъектам по поводу сооружения и обслуживания ирригационных систем, проведения мелиорационных работ. Всё это требовало централизованного управления со стороны правительства и четкой организации производства, на что и делали упор хозяйственные трактаты.
На примере этой страны человечество располагает двумя самыми ранними памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных образований:
«Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (XXII век до н.э.). В этом «Поучении» приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя также важно, как и всякая другая сфера искусства.
«Речение Ипусера» (нач. XVIII в. до н.э.). Главная идея — недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране гражданской войны.
Произведение «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» датируется XXIIв. до н.э., составлено царем Верхнего и Нижнего Египта Ахтоем Уахкара для своего сына Мерикара.
Несколько основных положений из этого произведения:
«Вредный человек – это подстрекатель. Уничтожь его, убей, сотри имя его, погуби сторонников его. Его подчиненные любят его. Мятежник для горожан – это смута, так как он создает из подданных два отряда молодых воинов. Если ты обнаружишь горожанина и дела его известны тебе, сообщи о нем придворным, и они уничтожат его – он враг. Подавляй толпу, уничтожай пламя, которое исходит от нее. Тот, кто беден, – он враг. Будь враждебен к бедняку. Он дает разъяриться толпе, помещенной в рабочие дома…»
«Уважай твоих вельмож, охраняй твоих людей. Укрепляй твои границы и твои округа. Хорошо творить для будущего. Благословляй человека, живущего с открытым лицом, так как доверчивость хуже, чем несчастье…Возвышай твоих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам. Не пристрастен тот, кто богат в своем доме, он владыка вещей и не нуждается. Не говорит бедняк правды. Несправедлив говорящий: “О, если б я имел”. Пристрастен он к тому, кто владыка подаяний его. Велик царь своими вельможами. Могуч царь владыка, велик он богатством своих вельмож. Говори правду в твоем доме, и будут бояться тебя вельможи в стране…»
«Возвышай молодых воинов, и будет тебя любить столица. Увеличивай из твоих подчиненных воинов. Смотри, среди твоих горожан много молодых, сильных, которым исполнилось 20 лет. Молодым воинам приятно, когда исполняют их желания. Что касается старых воинов, то я возвысился благодаря им при моей коронации…»
«Награждай вельмож податными списками, жрецов – участками земли. Работают для тебя, как один отряд. Нe будет мятежников среди них. Не будешь страдать ты из-за Нила, что он не приходит. Подати севера будут в твоей руке…»
«Смотри, вбит пограничный столб для азиатов. Я установил границу на востоке от Хебену до Дороги Гора. Там находятся поселения, полны они лучшими людьми со всей земли до границ ее, чтобы отражать азиатов. Хотел бы я видеть могущественного, который прошел бы мимо всего этого, и сделал бы больше, чем я. Плох тот, который уменьшит мое наследство…»
Имя царя Х династии Ахтоя III (Хети III 2120–2070 гг. до н.э.), автора поучения, установлено по царским спискам Туринского папируса. В целом текст представляет собой политический трактат, содержащий наставление наследнику о том, как надо управлять государством. В начало поучения, судя по отдельным фразам и словам, речь шла о подавлении мятежа и борьбе с кочевниками, пришедшими с Востока. Дальнейшее содержание о том, как наказывать мятежников и обезопасить Египет от набегов, подтверждает это предположение.
В период Среднего царства (XX-XVIII вв. до н.э.) необычайное распространение получило долговое рабство, результатом которого стала гражданская война, сопровождающаяся избиением аристократов и чиновников, переделом их имущества. Сохранился документ, отражающий экономические воззрения побиваемых во время войны аристократов. Это "Речение Ипувера".
Впервые в мировой истории автор доказывает, что социальное неравенство вполне естественно, раз люди, как и деревья неравны от природы. Произнося свою речь якобы перед царем Египта, он возмущался тем, что в результате переворота рабы стали "владеть устами", бедняки получили имущество богатых, и последним пришлось работать. Как говорилось в "Речении Ипувера" люди зажиточные "поставлены к работе над ручными мельницами", "дети вельмож выгнаны на улицу", "царь захвачен бедными людьми", вскрыты архивы и "расхищены их податные декларации", чиновники убиты и придворные изгнаны из царских домов. Его возмущало то, что бедняки, не способные построить даже хижины, стали теперь владельцами домов, а крестьянин, который "не мог найти себе быков для распашки, стал собственником большого количества скота" и даже наследственных рабов.
Ипувер упорно доказывал, что участники переворота сами стремились стать рабовладельцами. Цель восстания зависит от того, насколько глубоко укоренилось в сознании самих рабов признание рабовладения, потому что целью переворота в более ранних периодах становилось возвращение общинных отношений, в поздних - возможность для бывшего раба стать самому рабовладельцем.
2.2 Вавилония
Одним из древнейших центров человеческой цивилизации был регион Месопотамии, где во II тысячелетии до нашей эры возникло могущественное Вавилонское царство, достигшее своего расцвета в период правления царя Хаммурапи (ХVIII в. до н.э.). При нем был разработан сборник законов, известный под названием "Кодекса Хаммурапи", являющийся ценным источником, дающим представление об экономической мысли той эпохи. В этом своде законов была изложена система правовых норм, направленных на укрепление натурально-хозяйственных отношений, а также на всестороннее укрепление экономической власти государства. В частности, он содержал статьи защищавшие собственность граждан Вавилона, а также регламентирующие отношения аренды, найма рабочей силы, ростовщичества и долгового рабства.
Основная задача законов Хаммурапи - нейтрализовать социальные последствия долгового рабства:
Социальный статус долгового рабства был объявлен временным состоянием, через три года раб становился свободным, долги его аннулировались.
Запрет на убийство неоплатных должников.
В случае неурожая арендаторы освобождались от арендной платы.
Установлены нормы для арендной платы.
Санкционируется частная собственность в разных видах и ей даются широкие гарантии (в случае воровства, обмана).
Вопрос о натуральном и товарном хозяйстве решается в пользу последнего. Торговля трактуется как нормальное явление. Ее регулированию посвящалось много статей, разрешается наем ремесленников, работорговля.
«Кодекс Хаммурапи»
В 1901 г. французскими археологами был обнаружен кодекс законов царя Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.). Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба (247 законов).
Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.
В соответствии с этим законом, во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну, вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую экономическую, административную и уголовную ответственность, вплоть до смертной казни.
Вот некоторые примеры законодательных установок в кодексе Хаммурапи:
посягнувший на чужую собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью;
за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане более не лишаются своих земельных налогов;
срок долгового рабства кого бы то ни было не должен превышать трех лет, а сам долг отменяется по отбытии срока наказания;
предел процента денежной ссуды не может превышать 20%, натуральной - 33% от ее первоначальной суммы.
stud24.ru
Предпосылки и проблемы экономической мысли древнего востока
ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКАНаиболее ранние проявления экономической мысли следует искать в истории
стран Древнего Востока. Это объясняется благоприятными экономическими
условиями, наличием пищи, теплым климатом. Это привело к значительной
концентрации населения в довольно ранний период, возникает охота,
скотоводство, земледелие.
Основа экономики того периода - земледелие, в дальнейшем географические
условия теряют свои приоритеты и экономика (ее развитие, степень развития)
опирается только на земледелие. Возникают прочные людские поселения.
Совершенствуются методы агрикультуры, повышаются урожаи, строятся
ирригационные системы, становится возможным накопление материального
богатства. Появляется прибавочный продукт, человек приобретает
хозяйственную ценность, все в целом это приводит к возникновению рабства.
Существует две возможности превращения человека в раба:
1) порабощение неоплатных должников;
2) порабощение военнопленных.
Рабство нуждается в политических гарантиях (рабы - взрывоопасная
собственность). Возникает государство: строительство в грандиозных
масштабах- храмы, дворцы- это выходит за рамки общины и даже племенных
союзов --> государство. Таким образом, страны Древнего Востока очень рано
пережили экономический подъем, процесс политического объединения и
культурный расцвет.
Все это и послужило основой раннего развития экономической мысли
Древнего Востока. Оно происходит на основе обострения экономических
противоречий вместе с развитием рабства и образованием деспотических
государств. Возникали острые проблемы, которые и пыталась решить
экономическая мысль. Она отражалась и в хозяйственном законодательстве и в
экономических требованиях народных масс, философских системах и даже в
специальных сочинениях.
Одним из важнейших противоречий экономического строя Древнего Востока
была незавершенность процесса разрушения крестьянской общины (рабство -
лишь экономический уклад). Община удерживала свои позиции в области
сельского хозяйства: распределение воды, ремонт каналов. В борьбе с угрозой
порабощения в качестве неоплатных должников, крестьяне яростно боролись за
сохранение общины между рабством и общиной заполняет всю историю Древнего
Востока. Порабощение иноземцев, а тем более местных жителей встречало
большое сопротивление (восстания рабов находили поддержку у бедноты,
государства находились в состоянии перманентной гражданской войны).
Возникает проблема морального оправдания рабства. Были сделаны и попытки ее
решения. Об этом свидетельствуют "Речения Ипувера", законы Ману, учение
Конфуция и другие проявления экономической мысли.
Расширение долгового рабства вело к сокращению социальных резервов
деспотии и к накалу народных восстаний, часто рабовладельческие государства
распадались (в Египте централизованное государство распадалось несколько
раз).
С момента появления государства оно играло исключительно важную роль в
экономической истории. Ирригационные системы наблюдались государственным
чиновником, распределение воды контролировалось фараоном, государем или
царем, попытка объявить властелина собственником всей земли (после
общинного землепользования), выражает система государственных монополий
(соль, железо), государственное рабовладение. Деспотическое и назойливое
вмешательство государства нарушало экономику, ущемляло интересы как господ,
так и средних слоев населения. Впервые в истории экономической мысли
возникает сложная проблема определения пределов вмешательства государства в
экономическую жизнь страны.
Хозяйство государств Древнего Востока было в основном натуральным, но
уже получила значительное развитие торговля (когда возникает торговля,
тогда производство становится товарным). Так в экономической мысли
появляется тема для дебатов - о преимуществе натурального и товарного
хозяйства.
Основные проблемы, которые стояли перед ранней экономической мыслью
Древнего Востока:
- рабство;
- община;
- государство;
- натуральное и товарное производство.
ДРЕВHИЙ ЕГИПЕТ И ВАВИЛОHИЯВ период Среднего царства (XX-XVIII вв. до н.э.) необычайное
распространение получило долговое рабство, результатом которого стала
гражданская война, сопровождающаяся избиением аристократов и чиновников,
переделом их имущества. Нельзя отчетливо выяснить экономическую платформу
восставших (видимо за неумением последних формулировать и писать подобные
документы). Зато сохранился документ, отражающий экономические воззрения
побиваемых во время войны аристократов. Это любопытное "Речение Ипувера".
Впервые в мировой истории автор доказывает, что социальное неравенство
вполне естественно, раз люди, как и деревья неравны от природы. Произнося
свою речь якобы перед царем Египта, он возмущался тем, что в результате
переворота рабы стали "владеть устами", бедняки получили имущество богатых
и последним пришлось работать. Как говорилось в "Речении Ипувера" люди
зажиточные "поставлены к работе над ручными мельницами", "дети вельмож
выгнаны на улицу", "царь захвачен бедными людьми", вскрыты архивы и
"расхищены их податные декларации", чиновники убиты и придворные изгнаны из
царских домов. Его возмущало то, что бедняки, не способные построить даже
хижины, стали теперь владельцами домов, а крестьянин, который "не мог найти
себе быков для распашки, стал собственником большого количества скота" и
даже наследственных рабов. Ипувер упорно доказывал, что участники переворо
та сами стремились стать рабовладельцами. Цель восстания зависит от того,
насколько глубоко укоренилось в сознании самих рабов признание
рабовладения, потому что целью переворота в более ранних периодах
становилось возвращение общинных отношений, в поздних- возможность для
бывшего раба стать самому рабовладельцем).
Попытка несколько ограничить развитие долгового рабства, не обостряя
противоречий общества, была предпринята в Вавилонии. Появляется Кодекс
Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.).Основная задача- нейтрализовать
социальные последствия долгового рабства.
1. Социальный статус долгового рабства был объявлен временным
состоянием, через три года раб становился свободным, долги его
аннулировались.
2. Запрет на убийство неоплатных должников.
3. В случае неурожая арендаторы освобождались от арендной платы.
4. Установлены нормы для арендной платы.
5. Санкционируется частная собственность в разных видах и ей даются
широкие гарантии (в случае воровства, обмана).
6. Вопрос о натуральном и товарном хозяйстве решается в пользу
последнего. Торговля трактуется как нормальное явление. Ее регулированию
посвящалось много статей, разрешается наем ремесленников, работорговля.
С помощью рабства Хаммурапи предлагал даже укрепить семью: "Если жена
вознамерится оставить своего мужа, станет его позорить, поступать
расточительно, то она могла быть брошена в реку или должна жить в доме
мужа, как рабыня." Хаммурапи рекламировал свой кодекс как водворяющий
справедливость и исключающий обиду слабого со стороны сильного. Основные
цели: смягчить долговое рабство, сохранить военные поселения, охрана
фискальных резервов, военных контингентов.
ЭКОHОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВHЕЙ ИHДИИОсобенности Индии является раннее деление населения на касты.
Религиозным долгом и обязанностью шудры является служение брахманам,
кшатриям и вайшиям. Дело брахмана- хранение и защита священного писания,
кшатрия - управление и война, вайшия - материальное обеспечение брахманов и
кшатриев.
Наиболее яркое выражение экономическая мысль нашла в Законах Ману, они
составлялись на протяжении нескольких столетий (Индия I тысячелетие до
н.э.) и являются сводом благочестивых предписаний, которые приписываются
Ману мифическому прародителю людей.
1. Рабство - нормальное явление, и существует семь случаев превращения
человека в раба: плен; содержание или рождение в доме господина; покупка;
дарение; передача по наследству; в силу наказания. Допускалось долговое
рабство: "пусть должник уплатит долг даже работой, если он равной или более
низкой касты". Рабство выдается за социальную систему, установленную самим
богом.
В законах Ману говорилось, что "для процветания миров Брахма создал из
своих уст брахмана, рук- кшатрия, бедер- вайшью, а из ступней шудру,
установив обязанности каждого из них". Брахманам он поручил обучение Ведам
"Лишь деньги делают товары соизмеримыми", что явно завышает функции денег,
отношения между товаром и деньгами ставит с ног на голову.
8. Аристотель исследует экономическую организацию современного ему
общества и приходит к выводу, что хозяйственная деятельность людей может
быть разделена на занятия экономикой( как определял ее Ксенофонт) и занятия
фрематистикой. Экономика - естественная хозяйственная деятельность,
связанная с производством необходимых для жизни продуктов. Пределы этой
деятельности - разумное личное потребление человека. Хрематистика же
является искусством наживать состояние. "В искусстве наживать состояние,
поскольку оно сказывается в торговой деятельности, никогда не бывает
предела в достижении цели, так как целью-то здесь оказывается беспредельное
богатство и обладание деньгами. Все, занимающиеся денежными оборотами,
стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности" Аристотель считает
занятие хрематистикой противоестественным, но он достаточно реалистичен,
чтобы видеть невозможность "чистой экономики".
e.120-bal.ru
Предпосылки экономической мысли на Древнем Востоке
Предпосылки экономической мысли на Древнем Востоке. Древний Египет и Вавилония
Экономическая мысль в Древней Индии
Экономическая мысль в Древнем Китае
Экономическая мысль в Древнем Риме. Учение Катона
Учения Ксенофонта
Учения Платона
Учения Аристотеля
Предпосылки экономической мысли на Древнем Востоке. Древний Египет и Вавилония
Особенность развития цивилизаций Древнего Востока – масштабные хозяйственные функции государства, например постройка пирамид или ирригационной системы.
Древний Египет
Об экономическом развитии Древнего Египта нам известно не так много, как хотелось бы. По большому счету до наших дней сохранились лишь два документа о тех временах: «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (XXII в. до н. э.) и «Речение Ипуреса» (XVIII в. до н. э.).
В первом документе говорится о том, что царь оставляет своему сыну правила управления государством. В те времена для царей было важно освоить какое-нибудь искусство, а еще лучше – несколько из них. Царь как бы завещает своему сыну овладеть наукой правильного управления хозяйством и государством в целом, поскольку это так же важно, как самый высокий уровень мастерства в каком-либо искусстве.
Второй документ дает нам понять, что уже тогда цари старались не допускать бесконтрольности в росте процентов и ссудных операций, а также образования долгового рабства с той целью, чтобы не происходило расслоения в обществе, которое впоследствии могло бы привести к гражданской войне. Цари понимали, что гражданская война вызовет еще больший упадок страны в целом, а также приведет к обнищанию крестьян. Поскольку они будут считать, что терять им практически нечего, кроме жизни, то истребят последнее, что у них есть.
Вавилония
Вавилония – это древневосточное государство, которое располагалось в долине между реками Тигр и Евфрат. Из этого государства до нас дошли так называемые законы царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.). В истории их чаще всего называют кодексом законов, который использовался уже в XVIII в. до н. э. Нарушение законов, которые были записаны в этом кодексе, могло повлечь за собой строгие наказания: экономическую, уголовную ответственность, смертную казнь. Также были очень распространены административные наказания. Некоторые из законов выглядели приблизительно так.
Самый большой процент по денежной сумме – 20%, а по натуральной немного больше – 33%.
Тот, кто посягнул на чужую собственность, даже на раба, сам может стать рабом или быть осужденным на смертную казнь.
Если царские воины или граждане Вавилона несвоевременно платили налоги, по новому закону их лишали земельных наделов.
Если кто-то попадал в долговое рабство, то не мог быть оставлен в рабах дольше, чем на три года, а после отбывания наказания в качестве раба долг прощали.
Из подобных примеров возможно увидеть, что уже в очень древних странах, существовавших еще до нашей эры, уже начинали появляться первые «ростки» экономической мысли и законов об устройстве этого общества. Хотя в каждой цивилизации были свои нюансы, но в общих чертах их развитие совпадало, пусть даже одни цивилизации опережали в развитии другие.
Экономическая мысль в Древней Индии
Об экономической мысли в Древней Индии тоже имеется недостаточное количество данных. Много интересного хотелось бы узнать историкам об этой удивительной стране.
«Артхашастра» («артха» – «учение», «шастра» – «доход», т. е. если переводить дословно, то получится «учение о доходах») – один из самых ярких документов Древней Индии в IV – III вв. до н. э. Этот документ повествует нам об экономических достижениях страны. Автором этого труда считают Каутилью, одного из советников царя Чандрагупты I (правившего приблизительно в конце IV в. до н. э). Он старался объяснить своему народу то, что богатство появляется за счет труда, а также то, насколько необходимо разделение прибыли купцов с государством, потому что только государство позволяет льготное землепользование, ведет строительство дорог, обеспечивает охрану сооружений, развитие промыслов, освоение полезных ископаемых (например, руды), борьбу со спекулянтами, которых не так-то просто выявить среди добропорядочных купцов. По его мнению, естественно, что существуют свободные люди и рабы. Кроме того, он призывал к тому, чтобы тех, кто не оплачивает использование земли, обращать в рабство на время или навсегда. Каутилья выступал за то, чтобы государство регулировало хозяйственный механизм. Издержки, по его мнению, должны быть установлены заранее, составляя 5% на местные товары и 10% – на привозные. Возможно, его взгляды современному человеку покажутся наивными и неправильными, но так представляли экономическую теорию в Древней Индии. Конечно же с течением времени она менялась и пришла к современному пониманию экономики, которое существует и по сей день.
Экономическая мысль в Древнем Китае
Чаще всего Древний Китай ассоциируется с Конфуцием. Также у более знающих историю этой страны он ассоциируется еще и с популярным в то время коллективным трактатом под названием «Гуань-цзы». Конфуций (Кун Фуцзы) (551(2) – 479 гг. до н. э.) – философ и мыслитель Древнего Китая. Он известен всем как автор трактата «Лунь-юй» («Беседы и суждения»). По мнению Конфуция, хорошее государство должно быть похоже на добропорядочную семью. Государь – это отец, который обо всех заботится, а жители государства – это дети, которые во всем слушаются своего государя-отца. (Возможно, что даже оттуда к нам пришло словосочетание «царь-батюшка».) Но так может править лишь высокообразованный государь. Только он способен повлиять на распределение богатства в стране. Конфуций всегда стоял на защите привилегий родовой знати. Также он считал, что все люди разделены по сословиям самим богом, но все-таки напоминал, что человек любого сословия должен стараться стать совершенным в моральном плане. Конфуций полагал, что может наступить тот момент, когда у каждого появится достаток, потому что управление хозяйством будет умелым, богатство государства станет приумножаться, причем независимо от того, будет ли это частное хозяйство или общее крестьянское владение.
Главной задачей автора книги «Гуань-цзы» тоже было построение такого общества, в котором весь народ стал бы обеспеченным и поэтому счастливым. Конфуций, считал, что народ по своей сути разделен на сословия правильно, хотя точно так и не известно, к какому же сословию он относился сам. Возможно, если бы он был из самого бедного класса, то думал бы немного по-другому. Также он полагал, что государство должно обязательно регулировать цены на хлеб и создать хлебный запас на случай неурожая. Еще, по его мнению, государство должно создать самые выгодные условия по кредитованию для земледельцев. Он предложил заменить прямые налоги на соль и железо на косвенные, которые бы учитывались уже в готовых продуктах, изготовленных из этих товаров. Золото он считал товаром, который существует для измерения других товаров.
Экономическая мысль в Древнем Риме. Учение Катона
Катон, гораздо менее знаменитый под своим настоящим именем Марк Порций (234 – 149 гг. до н. э.), известен как автор труда под названием «Земледелие». В нем он старался описать экономику Древнего Рима в общих чертах, а также само земледелие и сельское хозяйство в частности. Судя по отзывам многих ученых, это ему удалось в той степени, в которой было возможно на том этапе экономического развития. Катон призывал как можно больше заниматься сельским хозяйством, потому что физический труд не позволяет человеку быть грубым, злым, агрессивным и недовольным. Труд, причем только сельскохозяйственный, может приносить пользу здоровью. Нельзя сказать, чтобы Катон был ярым противником торговли, но он и не очень-то приветствовал ее, потому как считал опасным бедствием, которое может создать неудобства и неприятности и привести к появлению недовольных (например, некачественным товаром или слишком высокой ценой на него) граждан. По мнению Катона, все хозяйственные области следует объединить в одну большую. Он очень рьяно поддерживал рабовладельческий строй и указывал на то, что рабов следует постоянно наказывать, дабы они не ленились на своем рабочем месте. Поэтому Катон выдвинул предположение, что хозяин сам должен работать время от времени, чтобы рабы знали, что за ними присматривают, и не позволяли себе расслабляться. У каждого хозяина должен быть надсмотрщик над рабами, возможно, даже один из рабов, который будет наказывать тех, кто плохо работает, по всей строгости.
Со временем в Древнем Риме стали появляться те, кто работает за деньги или определенную часть урожая (впоследствии их стали называть издольщиками). Отражение того, как правильно заключать с ними договор и вести дела, мы можем найти в труде Катона. Также в его трактате можно почерпнуть множество полезных советов по поводу покупки земли или рабов.
Историки и современники считают, что в тот период не было более экономного и умеющего правильно распоряжаться деньгами человека во всем Риме. Катон искал выгоду во всем и четко знал, где можно сэкономить.
Учения Ксенофонта
Считается, что именно Ксенофонт (430 – 355 гг. до н. э.) предложил название «экономика», что дословно переводится как «наука об искусном ведении домашнего хозяйства» (или «домострой»). Основанием послужило создание трактата «Ойкономия», где была описана экономика в представлении древних греков. Этот трактат охватывает абсолютно все стороны быта того времени (от распределения обязанностей в доме до ведения сельского хозяйства). Это связано с тем, что хозяйства были натуральными, т. е. сами обеспечивали себя всем необходимым. Также Ксенофонт признается автором трактата «Домострой», который считался у древних греков образцом мудрости. В этом трактате можно прочесть то, что считалось истинным и мудрым в то время.
Труд следует делить на труд умственный и труд физический.
Людей же следует разделять на свободных и рабов (это естественно).
Природное предназначение – это в первую очередь земледелие, а уж потом ремесло и торговля.
Чем проще работа, тем быстрее и качественнее она будет выполнена.
Чем больше рынок сбыта, тем большее разделение труда идет.
У любого товара есть полезные свойства, т. е. то, для чего его приобретают. Также есть возможность постоянно менять один товар на другой.
Деньги существуют для более быстрого и простого обмена. Также деньги придуманы для накопления, но не для того, чтобы наживались ростовщики.
Самым главным видом деятельности, по мнению Ксенофонта, является земледелие. А вот ремесло совсем не нужно, поэтому надо порицать всех, кто им занимается или собирается это делать.
Также Ксенофонт считал, что рабство необходимо. Чтобы заставить раба трудиться усерднее, надо награждать тех, кто работает лучше, как материально, так и морально, «разжигая» тем самым соперничество между ними.
Обмен и торговля уже появились, так же как и разделение труда, но это пока еще не стало необходимым средством для выживания, так как греки все же опирались на домашнее хозяйство, особенно в более мелких городах. По мнению Ксенофонта, разделение труда могло бы принести больше выгоды, потому что чем чаще человек делает одну и ту же простую работу, тем более совершенным он становится в этой области.
В Древней Греции жизнь шла по обычаям: профессии передавались от отца к сыну, и считалось, что они не имеют права выбирать себе судьбу. Также сын наследовал все, что было заработано отцом. Если у отца был скот, деньги или другие блага, то люди считали, что сын получает много благ, хотя Ксенофонт смотрел на этот вопрос иначе. По его мнению, ничто не является благом для человека, если он не умеет правильно распоряжаться этим. (Корова не сможет быть постоянно полезной, если не уметь ее доить, ведь зарезать можно только раз).
Учения Платона
Платон (428 – 348 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, один из первых мыслителей, которые пытались показать, как должно выглядеть идеальное государство. Он известен как автор произведений «Государство» и «Законы». Платон полагал, что идеальное государство – это нечто похожее на то, как устроена человеческая душа. По мнению Платона, государством должны управлять философы, потому что их главное достоинство – мудрость. Они составляют первый класс, второй – это воины, которые должны следить за порядком как в самом государстве, так и на его границах, а третий – торговцы, ремесленники, крестьяне, которые должны обеспечивать товарами первые два класса. Он считал, что землей надо наделить лишь низший класс, чтобы первые два не захватили ее как более умные люди. Платон думал, что самое лучшее – это когда государством управляет тиран, но его мысль была опровергнута, когда его самого продали в рабство. Во многом эта система напоминает построенную в Древней Индии – «разбиение» жителей страны по так называемым кастам. Платон же назвал их классами и внес свои усовершенствования. По его учению, должны существовать три класса: философы, воины и все остальные (горожане и жители окрестных земель, торговцы, ремесленники, крестьяне).
Платон первый классифицировал формы государственного управления по тому, как в них соблюдают законы и сколько человек правит государством. Это можно представить в виде следующей таблицы.
Платон, так же как и Ксенофонт, считал, что рабство необходимо, а чтобы раб работал лучше, его надо поощрять за трудовые успехи. Также он полагал, что рабы не должны понимать друг друга, как в библейском сказании о Вавилонской башне, т. е. общаться на разных языках, чтобы они не смогли договориться о побеге, или, чего хуже, восстании. Платон полагал, что рабов можно приравнивать к имуществу.
stud24.ru
Предпосылки и проблемы экономической мысли древнего востока
Содержание:1. Введение. Предпосылки и проблемы
экономической мысли Древнего Востока_______________________ 2-42. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока___________ 52.1 Древний Египет______________________________________ 6-82.2 Вавилония __________________________________________ 9-122.3 Древний Китай.______________________________________ 13-162.4 Древняя Индия.______________________________________ 17-193. Заключение___________________________________________ 20-21Список использованной литературы___________________________ 22
1. Введение
ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Экономико-специфическая сфера человеческой деятельности родилась одновременно с возникновением человеческого общества. В процессе своей хозяйственной деятельности первобытные люди накапливали производственный опыт, приобретали навыки решения проблем экономического характера. Все это закреплялось в родовой памяти поколений. Однако в те отдаленные от нас времена экономические представления людей являлись составной частью их архаического мышления. Поэтому ошибочно утверждать, что члены первобытного общества умели мыслить экономически. Экономические представления древних народов облеклись в форму экономического мышления лишь с появлением письменности, которая является одним из атрибутов цивилизации. Процесс его формирования нашел свое отражение в письменных памятниках древневосточных цивилизаций.
Наиболее ранние проявления экономической мысли следует искать в истории стран Древнего Востока. Это объясняется благоприятными экономическими условиями, наличием пищи, теплым климатом. Это привело к значительной концентрации населения в довольно ранний период, возникает охота, скотоводство, земледелие.
Основа экономики того периода - земледелие, в дальнейшем географические условия теряют свои приоритеты и экономика (ее развитие, степень развития) опирается только на земледелие. Возникают прочные людские поселения. Совершенствуются методы агрокультуры, повышаются урожаи, строятся ирригационные системы, становится возможным накопление материального богатства. Появляется прибавочный продукт, человек приобретает хозяйственную ценность, все в целом это приводит к возникновению рабства.
Возникает государство: строительство в грандиозных масштабах - храмы, дворцы - это выходит за рамки общины и даже племенных союзов. Таким образом, страны Древнего Востока очень рано пережили экономический подъем, процесс политического объединения и культурный расцвет.
Все это и послужило основой раннего развития экономической мысли Древнего Востока. Оно происходит на основе обострения экономических противоречий вместе с развитием рабства и образованием деспотических государств. Возникали острые проблемы, которые и пыталась решить экономическая мысль. Она отражалась и в хозяйственном законодательстве и в экономических требованиях народных масс, философских системах и даже в специальных сочинениях.
Одним из важнейших противоречий экономического строя Древнего Востока была незавершенность процесса разрушения крестьянской общины. Община удерживала свои позиции в области сельского хозяйства: распределение воды, ремонт каналов. В борьбе с угрозой порабощения в качестве неоплатных должников, крестьяне яростно боролись за сохранение общины между рабством и общиной, что заполняет всю историю Древнего Востока. Порабощение иноземцев, а тем более местных жителей встречало большое сопротивление: восстания рабов находили поддержку у бедноты, государства находились в состоянии перманентной гражданской войны. Возникает проблема морального оправдания рабства. Были сделаны и попытки ее решения. Об этом свидетельствуют "Речения Ипувера", законы Ману, учение Конфуция и другие проявления экономической мысли.
Расширение долгового рабства вело к сокращению социальных резервов деспотии и к накалу народных восстаний, часто рабовладельческие государства распадались. Например, в Египте централизованное государство распадалось несколько раз.
С момента появления государства, оно играло исключительно важную роль в экономической истории. Ирригационные системы наблюдались государственным чиновником, распределение воды контролировалось фараоном, государем или царем, выражалась система государственных монополий (соль, железо), государственное рабовладение. Деспотическое и назойливое вмешательство государства нарушало экономику, ущемляло интересы, как господ, так и средних слоев населения. Впервые в истории экономической мысли возникает сложная проблема определения пределов вмешательства государства в экономическую жизнь страны.
Хозяйство государств Древнего Востока было в основном натуральным, но уже получила значительное развитие торговля, а когда возникает торговля, тогда производство становится товарным. Так в экономической мысли появляется тема для дебатов - о преимуществе натурального и товарного хозяйства.
Основные проблемы, которые стояли перед ранней экономической мыслью Древнего Востока:
рабство;
община;
государство;
натуральное и товарное производство.
В странах Древнего Востока, являвшихся обществами азиатского способа производства, экономическая жизнь имела натурально-хозяйственную основу и регулировалась как первобытнообщинной традицией, так и государственной регламентацией. Поэтому в письменных источниках той эпохи важное место отводилось вопросам укрепления натурального хозяйства, организации и управления государственным хозяйством, защите имущественных интересов частных рабовладельческих хозяйств и регламентации, нарождавшихся товарно-денежных отношении. 2. Экономическая мысль Древнего Востока
С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.
Как же эта проблема решалась в Древнем мире?
^
Выразители экономической мысли Древнего мира стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего «естественного порядка».
Доказательства идеологов Древнего мира базировались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала, в которых усматривали искусственную сущность, нарушающую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости.
Однако для более обстоятельной и полной характеристики эволюции экономической мысли Древнего мира необходимо обособленное рассмотрение особенностей хозяйственной жизни восточного рабства и классического (античного) рабства и основных идей и воззрений в дошедших до нас памятниках экономического мышления цивилизаций Древнего Востока и античных государств.
2.1 Древний Египет.
Древнеегипетская экономическая мысль представлена в основном различного рода "Поучениями" неизвестных авторов. Посвящены они вопросам государственного управления хозяйственной деятельностью, изложены в форме необязательных для выполнения советов хозяйствующим субъектам по поводу сооружения и обслуживания ирригационных систем, проведения мелиорационных работ. Всё это требовало централизованного управления со стороны правительства и четкой организации производства, на что и делали упор хозяйственные трактаты.
На примере этой страны человечество располагает двумя самыми ранними памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных образований:
«Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (XXII век до н.э.). В этом «Поучении» приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя также важно, как и всякая другая сфера искусства.
«Речение Ипусера» (нач. XVIII в. до н.э.). Главная идея — недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране гражданской войны.
Произведение «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» датируется XXIIв. до н.э., составлено царем Верхнего и Нижнего Египта Ахтоем Уахкара для своего сына Мерикара.
^
«Вредный человек – это подстрекатель. Уничтожь его, убей, сотри имя его, погуби сторонников его. Его подчиненные любят его. Мятежник для горожан – это смута, так как он создает из подданных два отряда молодых воинов. Если ты обнаружишь горожанина и дела его известны тебе, сообщи о нем придворным, и они уничтожат его – он враг. Подавляй толпу, уничтожай пламя, которое исходит от нее. Тот, кто беден, – он враг. Будь враждебен к бедняку. Он дает разъяриться толпе, помещенной в рабочие дома…»
«Уважай твоих вельмож, охраняй твоих людей. Укрепляй твои границы и твои округа. Хорошо творить для будущего. Благословляй человека, живущего с открытым лицом, так как доверчивость хуже, чем несчастье…Возвышай твоих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам. Не пристрастен тот, кто богат в своем доме, он владыка вещей и не нуждается. Не говорит бедняк правды. Несправедлив говорящий: “О, если б я имел”. Пристрастен он к тому, кто владыка подаяний его. Велик царь своими вельможами. Могуч царь владыка, велик он богатством своих вельмож. Говори правду в твоем доме, и будут бояться тебя вельможи в стране…»
«Возвышай молодых воинов, и будет тебя любить столица. Увеличивай из твоих подчиненных воинов. Смотри, среди твоих горожан много молодых, сильных, которым исполнилось 20 лет. Молодым воинам приятно, когда исполняют их желания. Что касается старых воинов, то я возвысился благодаря им при моей коронации…»
«Награждай вельмож податными списками, жрецов – участками земли. Работают для тебя, как один отряд. Нe будет мятежников среди них. Не будешь страдать ты из-за Нила, что он не приходит. Подати севера будут в твоей руке…»
«Смотри, вбит пограничный столб для азиатов. Я установил границу на востоке от Хебену до Дороги Гора. Там находятся поселения, полны они лучшими людьми со всей земли до границ ее, чтобы отражать азиатов. Хотел бы я видеть могущественного, который прошел бы мимо всего этого, и сделал бы больше, чем я. Плох тот, который уменьшит мое наследство…»
Имя царя Х династии Ахтоя III (Хети III 2120–2070 гг. до н.э.), автора поучения, установлено по царским спискам Туринского папируса. В целом текст представляет собой политический трактат, содержащий наставление наследнику о том, как надо управлять государством. В начало поучения, судя по отдельным фразам и словам, речь шла о подавлении мятежа и борьбе с кочевниками, пришедшими с Востока. Дальнейшее содержание о том, как наказывать мятежников и обезопасить Египет от набегов, подтверждает это предположение.
В период Среднего царства (XX-XVIII вв. до н.э.) необычайное распространение получило долговое рабство, результатом которого стала гражданская война, сопровождающаяся избиением аристократов и чиновников, переделом их имущества. Сохранился документ, отражающий экономические воззрения побиваемых во время войны аристократов. Это "Речение Ипувера".
Впервые в мировой истории автор доказывает, что социальное неравенство вполне естественно, раз люди, как и деревья неравны от природы. Произнося свою речь якобы перед царем Египта, он возмущался тем, что в результате переворота рабы стали "владеть устами", бедняки получили имущество богатых, и последним пришлось работать. Как говорилось в "Речении Ипувера" люди зажиточные "поставлены к работе над ручными мельницами", "дети вельмож выгнаны на улицу", "царь захвачен бедными людьми", вскрыты архивы и "расхищены их податные декларации", чиновники убиты и придворные изгнаны из царских домов. Его возмущало то, что бедняки, не способные построить даже хижины, стали теперь владельцами домов, а крестьянин, который "не мог найти себе быков для распашки, стал собственником большого количества скота" и даже наследственных рабов.
Ипувер упорно доказывал, что участники переворота сами стремились стать рабовладельцами. Цель восстания зависит от того, насколько глубоко укоренилось в сознании самих рабов признание рабовладения, потому что целью переворота в более ранних периодах становилось возвращение общинных отношений, в поздних - возможность для бывшего раба стать самому рабовладельцем. 2.2 Вавилония
Одним из древнейших центров человеческой цивилизации был регион Месопотамии, где во II тысячелетии до нашей эры возникло могущественное Вавилонское царство, достигшее своего расцвета в период правления царя Хаммурапи (ХVIII в. до н.э.). При нем был разработан сборник законов, известный под названием