История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Литература Литература Древней Греции. Жанры литературы древней греции


Литература Литература Древней Греции

Античная литература

  • Литература Древней Греции

Архаический период греческой литературы.

  • Периодизация и художественная значимость античной литературы.

  • Долитературный период

  • Основа греческой мифологии.

  • Процесс формирования античной мифологии как системы.

  • Олимпийские боги, время, герои.

Этапы происхождения мира и богов

  • Олимпийский пантеон богов.

  • Зевс, Гера, Афродита, Гермес, Гефест.

  • Морские божества. Посейдон

  • Боги подземного мира.

  • Актеон и Артемида.

  • Афина и Арахна.

  • Легенды о нимфах.

  • Аполлон

  • Дионис

Мифологическое мышление

  • Миф - фантастические,

  • символические

  • представления о богах

  • и легендарных героях,

  • сверхъестественных

  • силах, объясняющие

  • происхождение и

  • сущность мира,

  • предназначение

  • человека.

Миф - древнее предание и повествование о божествах и обладающих сверхчеловеческой силой героях, в котором в конкретной форме выразились верования древних

  • Мифы (греч. mytan - предание, сказание) в литературе, создания коллективной общенародной фантазии, обобщённо отражающие действительность

Древнейшие литературные памятники.

  • Гомеровский эпос.

  • Древнейшие из сохранившихся памятников греческой литературы – поэмы «Илиада» и «Одиссея».

  • Аэды. Рапсоды.

  • Художественные особенности эпоса.

  • Отражение в поэмах социальных изменений.

  • Особенности мировоззрения автора.

Эпические поэмы

  • Сюжеты поэм. Идеи и образы. Социально-историческая основа. Художественный стиль. Гекзаметр. Гомеровский вопрос. Сказание о Троянской войне.

  • Влияние эпических произведений «Илиада» и «Одиссея» на художественную литературу Европы и Нового Времени.

Гомер

  • греческий поэт, согласно

  • древней традиции, автор

  • Илиады и Одиссеи двух

  • больших эпопей,

  • открывающих историю

  • европейской литературы

Гомеровский вопрос

  • Имя «Гомер» скорее подлинное, хотя многие исследователи высказывали сомнение на этот счет. Оно не принадлежит к числу греческих имен, бывших в употреблении, греки его не понимали и всячески пытались объяснить, толкуя его то как «заложник», то как «слепец». Едва ли кто мог придумать такое имя для автора «Илиады» и «Одиссеи»: очевидно, имя автора стояло в заглавиях уже первых рукописей поэм.

«Илиада»

  • Тема поэмы объявлена в первом стихе, где певец обращается к Музе, богине песнопения:

  • «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына».

  • Поэмы состояли из песен, каждую из которых можно было исполнять отдельно, как самостоятельный рассказ о том или ином событии из жизни ее героев, но все они так или иначе имеют отношение к троянской войне.

I ИЛИАДА

  • В «Илиаде » олимпийские боги являются такими же действующими лицами, как и люди. Их заоблачный мир, изображенный в поэме, создан

  • по образу и подобию земного мира.

  • Богов от обычных людей отличали лишь божественная красота, необычайная сила, дар превращаться

  • в любое существо и бессмертие.

«Одиссея»

  • Основным содержанием поэмы являются сказания о возвращении Одиссея на Итаку после окончания войны с Троей. Продолжалось это возвращение очень долго и заняло 10 лет.

  • В IX-XII песнях Одиссей сам рассказывает о своих странствиях после отплытия из Трои в течении первых трех лет.

  • Поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые слепому старцу Гомеру, оказали огромнейшее ни с чем не сравнимое влияние на всю историю античной культуры, а позже и на культуру нового времени

  • Гомер – это начало начал всей литературы, и успехи в изучении его творчества могут рассматриваться как символ движения вперед всей филологической науки, а интерес к поэмам Гомера и их эмоциональное восприятие должны рассматриваться как надежный признак здоровья всей человеческой культуры.

Дидактический (наставительный) эпос.

  • Гесиод, характеристика его творчества. Поэмы “Труды и дни”

  • “Теогония” (Происхождение богов).

  • Стиль Гесиода.

Гесиод

  • Греческий поэт. Второй после

  • Гомера великий эпический поэт

  • архаического периода, первая

  • достоверно известная личность в

  • греческой литературе.

  • Источником сведений о Гесиоде

  • являются его собственные

  • высказывания в поэмах.

Послегомеровский эпос

  • Грандиозная концентрация героических сказаний в «Илиаде» и

  • «Одиссее» стала основой для дальнейшего эпического творчества.

  • В течение VII и первой половины VI вв. возник ряд поэм, составленных

  • в стиле гомеровского эпоса и рассчитанных на то, чтобы сомкнуться с

  • «Илиадой» и «Одиссеей» и, вместе с ними, образовать единую связную

  • летопись мифологического предания, так называемый эпический «кикл»

  • (цикл, круг).

  • Античная традиция приписывала многие из этих поэм «Гомеру» и этим подчеркивала их сюжетную и стилистическую связь с гомеровским эпосом.

  • Впоследствии, когда античная критика сумела

  • отделить «киклические» поэмы от «подлинно» гомеровских, для поэм «кикла» отыскались другие авторские имена, однако далеко не всегда достоверные.

  • От киклических поэм сохранились лишь совершенно ничтожные отрывки, но содержание поэм известно нам в пересказах античных ученых. «Кикл» строился так, что одна поэма примыкала к

  • другой, продолжала повествование с того момента, которым заканчивалась предыдущая поэма.

Греческая лирика VII-VI вв. до н. э.

  • Виды греческой лирики.

  • 1. элегия

  • 2. ямб

  • 3. мелика

  • Монодическая лирика.

  • Хоровая лирика:

  • жанры – дифирамб, эпиникий, энкомий.

Развитие греческой литературы в период становления классового общества и государства

Лирика – древний вид поэзии.

  • Социально-историческое происхождение и общая характеристика.

  • Виды греческой лирики: монодическая и хоровая.

  • Жанры лирики: элегия и ямб. Виднейшие представители монодической лирики Алкей, Сапфо (первая половина VI века до н.э.), Анакреонт (вторая половина VI в.).

  • Жанры развивались самостоятельно и редко скрещивались между собой.

Элегия

  • Элегия – заплачка, причитание (Малая Азия).

  • Элегия – лирическое стихотворение наставительного содержания, заключавшее в себе побуждения, призывы к важному и серьезному действию, размышления…

  • Исполнялась в сопровождении фригийской флейты (малоазиатский инструмент).

  • Создана в Ионии.

  • Связана с фольклорными обрядовыми песнями.

  • Стиховая форма – гексаметр и родственный ему пентаметр

Ямб

  • Ямбы- насмешливые и обличительные песни, направленные против отдельных лиц или целых групп.

  • Стиховая форма – триметр («трехмерник»), состоящий из трех метрических единиц («метров») по две стопы в каждой.

Элегические поэты: Каллин

  • (Эфес, Малая Азия первая половина 7 в.) Сохранилось одно стихотворение – призыв к защите родины от нападения врагов

  • Верьте, завидная доля и славная – мужу сражаться Ради земли и детей, ради любимой жены в битве с врагами.

  • Призыв, поучение, мотивирующее этот призыв, «примеры», которым должно следовать или которых надлежит избегать, - из такого рода элементов складывается элегия.

Тиртей (Спартанский поэт 7-6 вв.)

  • Новое единство – заменившее прежнюю родовую

  • связь – из общности граждан полиса.

  • Призывает к массовому героизму во имя «полиса и

  • всего народа»

  • Стихотворение об истинной доблести:

  • Начинается с перечисления отрицательных качеств которые не создают доблести.(в основе мифологические образы)

  • Гордостью будет служить и для горца и для народа Тот, кто шагнув широко, в первый продвинется ряд И, преисполнен упорства, забудет о бегстве позорном,

  • Жизни своей не щадя и многомощной души.

  • Его элегии содержали восхваление доблести, и правила строевого устава и изложение основ спартанского государственного «благозакония»

Архилох (середина 7 в.)

  • В содержании его поэзии: личная жизнь, боевые приключения, отношения к друзьям и врагам.

  • Он основоположник литературного ямба, по мнению ученых

  • Басня «Лисица и обезьяна». Направлена против выскочек незнатного происхождения. Бывшего друга обвиняет в неверности, провожая в море, желает чтобы тот потерпел кораблекрушение и попал в рабство:

  • Пусть взяли бы его, закоченевшего, Голого, в травах морских, А он зубами, как собака, ляскал бы, Лежа

  • без сил на песке Ничком, среди прибоя волн

  • бушующих.

  • Нападки Архилоха на Ликамба и его дочерей. Здесь видим конфликт между личностью и обществом, который не обуславливается

  • У него сильный, сжатый и образный язык.

Монодическая лирика

  • Монодическое (сольное) пение под

  • звуки лиры. Стихотворения рассчитаны на определенную среду и обстановку.

  • Размышления на общие темы ,

  • занимают второстепенное место в творчестве лесбосцев и чаще всего в связи с личными моментами

Алкей

  • Часты мотивы гражданской войны в его стихах

  • Воспевает оружие, приготовленное заговорщиками, собирающимися захватить власть, призывает к борьбе с тиранами

  • Воспевал вино и любовь

  • Его стихи музыкальны, отличаются богатством размеров и способов строфического построения (алкейская строфа)

Сапфо – женщина поэтесса

  • Кружок «дом служительниц Муз»

  • Тематика поэзии: женские культы, с их празднествами, свадьбы, общение между подругами, их взаимные влечения, соперничество, ревность, разлука.

  • Рисует внешние проявления чувств и обстановку (природу)

  • Свадебные песни

  • Сапфическая строфа

Анакреонт

  • Темы- вино и любовь, трактуются в плане остроумной, насмешливой игры

  • Любил изображать себя седовласым жизнерадостным стариком

  • Застольные и любовные темы

  • Качества поэзии: легкость, живость, простота, ясность

Хоровая лирика

  • Дифирамб - культовый гимн в честь Диониса

  • Эпиникий - песня, прославляющая победителя на общегреческих гимнастических состязаниях

  • Энкомий – гимн, в честь определенного лица

  • Три элемента хоровой лирики: миф, дидактический элемент, личные высказывания поэта или его хора.

Пиндар

  • Эпиникия – в состав оды входят местные и личные элементы, касающиеся победителя, прославления его рода.

  • Стихотворение адресованное Ферону, властителю сицилийского города Акраганта

  • Центральную часть оды занимают мифы, окаймленные с обеих сторон похвалой в честь победителя

  • Стиль торжественный, множество образов и эпитетов

Вакхилид

  • Восхваляет доблесть

  • Стиль спокойный плавный нет пышности и темноты

  • Дифирамбы имеют характер баллад

  • Афинские предания – результат роста политического значения Афин после греко-персидских войн.

Зарождение литературной прозы VI в. до н.э.

  • Жанр басни. Басни Эзопа.

  • Художественная историография

  • V-IV в. до н.э. Геродот, Фукидид, Ксенофонт.

  • Философские произведения Сократа, Платона. Аристотель и его трактат “Поэтика” (“О поэтическом искусстве”).

Проза.

  • Литературная проза, возникшая в VI в. в

  • Ионии, интенсивно развивается в течение

  • последующих двух столетий.

  • Сфера применения стихового слова, до тех

  • пор являвшегося универсальным орудием литературного творчества, неуклонно суживается; проза оттесняет поэзию, заменяя ее в целом ряде областей. Как возникновение прозы (стр. 93 сл.), так и ее рост связаны с распадом мифологического миросозерцания,

  • с развитием критической и научной мысли.

  • Проза развивается в двух направлениях.

  • Это, во-первых, научно-философская проза,

  • а затем — историко-повествовательная.

АТТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Развитие драмы

  • Драматургия. Элементы драмы в греческой обрядности.

  • Происхождение и структура греческой трагедии.

  • Трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида – отражение трех этапов истории

  • афинской демократии.

Трагедия

  • Зарождение трагедии.

  • Культ Диониса.

  • На празднике «великих Дионисий», учрежденном афинским тираном Писистратом, помимо лирических хоров

  • с обязательным в культе Диониса дифирамбом, выступали также и трагические хоры.

  • Аристотель «Поэтика» - описание древнегреческой трагедии.

Классический (аттический) период греческой литературы

  • Античная традиция называет первым трагическим поэтом Афин Феспида,

  • и указывает на 534 г. до н. э. как на дату первой постановки трагедии во время «великих Дионисий».

  • Особенности театральных постановок.

  • Устройство театра.

Эврипид

Эсхил

  • Биографические сведения о драматурге.

  • Родился Эсхил в 525 г. В Элесвине, в аристократической семье

  • В качестве воина он участвовал во всех главнейших боях греко-персидских войн

  • Около 472 г. Эсхил был вынужден уехать в Сицилию, где он жил при дворе Гиерона.

  • Умер Эсхил после своего вторичного приезда в Сицилию, в Геле в 456.

Эсхил

  • Периодизация творчества.

  • Новаторство драматурга.

  • Особенности мировоззрения и эстетические взгляды трагика.

  • Трагедии «Орестея», «Семеро

  • против Фив», «Прометей Прикованный».

«Прикованный Прометей»

  • О времени написания и постановки ничего

  • не известно.

  • Возможно, что трагедия тоже входила в трилогию,

  • так как имеются отрывки из «Освобожденного Прометея» и «Прометея-носителя огня».

  • Дошедший до нас «Скованный Прометей»

  • был той единственной трагедией о

  • Прометее, дошедшей до нового новейшего

  • времени, образы которой навсегда

  • остались в памяти культурного

  • человечества.

  • Прометея, двоюродного брата Зевса, приковывают к скале, на краю тогдашнего культурного мира, в Скифии, за то, что Прометей выступил в защиту людей, когда Зевс, завладевший миром, обделил их и обрек на звериное существование.

Художественный стиль трагедии

  • Монументальность

  • Патетизм ослаблен большими длиннотами идейно-теоретического и философского содержания и длиннейшими разговорами,

  • часто тоже довольно спокойного характера.

  • Эсхил шел вместе со своим веком по путям восходящей рабовладельческой демократии, которая вначале отражала собой огромную

  • мощь нового класса и его титанические усилия создать культуру нового типа.

  • Архаическая мифология,

  • монументально-патетический стиль и титанизм не образует здесь внешнего привеска, но являются единым и неразделимым целым с общественно-политической жизнью молодой

  • восходящей демократии.

  • Титанизм Эсхила есть, несомненно, выражение мощного подъема не только

  • его класса, но и всего его великого

  • народа.

Софокл

  • Биографические сведения.

  • Особенности политических, эстетических и религиозных взглядов драматурга, выраженных в творчестве.

  • Новаторство Софокла.

  • Трагедии «Царь Эдип», Антигона», «Электра».

  • Осмысление творчества Софокла писателями Нового времени.

Эврипид

  • Биографические сведения о драматурге.

  • Отражение социальных и мировоззренческих проблем Древней Греции в творчестве трагика.

  • Психологизм, обращение к темным сторонам человеческой природы, особенности разрешения трагического конфликта.

  • Трагедии «Медея», «Электра», «Орест» и др.

  • Влияние творчества Эврипида на литературу Нового времени.

Комедия

  • Жанр комедии в древнегреческом театре.

  • Происхождение и эволюция комедии.

  • Специфика категории комического.

  • Структура комедии.

  • Комедия, вторая отрасль греческой драмы,

  • получила в Афинах официальное признание значительно позже, чем трагедия.

  • Состязания «комедийных хоров» были

  • установлены на «Великих Дионисиях» только около 488 — 486 гг.

  • До этого комедия входила в состав

  • Дионисовых празднеств лишь как народная обрядовая игра, и государство не брало на себя ее устройства.

  • Из многочисленных комедийных поэтов

  • второй половины V в. античная критика выделила трех, как наиболее выдающихся представителей «древней» комедии.

  • Это — Кратин, Эвполид и Аристофан.

  • Аристофан - отец греческой комедии

  • и самый тенденциозный поэт.

Аристофан

  • Биографические сведения о драматурге.

  • Особенности политических взглядов Аристофана.

  • Проблематика творчества.

  • Комедии «Облака», «Лягушки», «Всадники», «Лисистрата» и др.

  • Аристофан и комедия Европы Нового времени.

«Всадники» (424 г.).

  • Эта пьеса была направлена против

  • влиятельного лидера радикальной

  • партии Клеона в момент его

  • наибольшей популярности, после

  • блистательного военного успеха,

  • одержанного им над спартанцами.

  • Историография. Геродот.

Геродот

  • Первый представитель художественной историографии, труд которого дошел до нас полностью;

  • древние сами называли его «отцом истории».

  • Произведение свое автор называет

  • «историей», что в переводе означает «изыскание».

  • Впоследствии «история» Геродота получила заглавие «Музы» и была разделена на

  • девять книг, соответственно числу Муз.

  • Цель труда — «дабы от времени не

  • изгладились из памяти деяния людей и

  • не были бесславно забыты великие и удивления достойные дела, совершенные

  • как эллинами, так и варварами, в особенности же — причина, по которой они вступили в

  • войну между собой».

  • Геродот является представителем чисто

  • повествовательной истории, его

  • изложение — рассказ о достопримечательностях земель

  • народов, о судьбах государств и отдельных людей.

Эллинистический период.

  • Особенности эпохи эллинизма.

  • Новоаттическая комедия.

  • Специфические черты новой комедии.

  • Бытовая комедия характеров

  • Менандра.

  • «Брюзга», «Третейский суд»,

  • «Остриженная».

Становление римской литературы.

  • Эпоха Республики.

  • Комедии Плавта и Теренция. Литературная проза Катона, Цицерона.

  • Поэзия Лукреция и Катулла.

“Золотой век” римской литературы.

  • Поэзия эпохи Августа.

  • “Энеида” Вергилия и “Метаморфозы” Овидия.

  • Драматургия и философия Сенеки.

  • Влияние античной литературы в последующие века.

rpp.nashaucheba.ru

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА - развития художественной литературы от античности до ХХ века - Основы литературоведения

Основы литературоведения. Высшее педагогическое образование

Часть вторая

Глава I

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Колыбелью античной литературы является Древняя Греция. Именно здесь сложилась, а потом распространилась по всему Средиземноморью (с Х—IX по IV вв. до н. э.) литература, театр, скульптура, которые много веков спустя стали образцом для всей Европы. Римляне, покорившие Грецию в конце III века до н. э., ассимилировали ее культурное наследие.

Античная литература выросла на основе мифологии. Греческая мифология возникла в далекой древности, когда первобытный человек еще не выделял себя из окружающей среды, воспринимая себя как часть природы. Следствием этого явилось наивное очеловечивание всего, что окружало древних людей, широкое «метафорическое» сопоставление природных и общественных явлений.

Греческая мифология прошла длительный путь развития от древнейшего хтонического (греч. Chthon — Земля) периода к классическому, или героическому. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп. По мере разложения первобытно-общинных отношений и с развитием новых государственных наивная мифология перестает существовать как самостоятельное творчество и приобретает служебный характер. Она становится формой выражения религиозных, политических, философских идей античного полиса и с этого момента начинает широко использоваться в литературе и искусстве.

Наиболее сильное влияние мифология оказала на героический эпос. В основу гомеровской «Илиады» легли сказания о греко-троянской войне, «Одиссеи» — легенды о странствиях Одиссея.

«Гомеровский эпос отражает переходную ступень между старым, суровым героизмом и новым, утонченным и изнеженным. Примеров беззаветного героизма, всякого рода воинской и мирной доблести у Гомера сколько угодно. Но зато у него же сколько угодно примеров изнеженности и религиозного равнодушия, доходящего до полнейшего свободомыслия и прямой критики авторитетнейших из богов». Удивителен антропоморфизм греческих богов, выступающих в поэмах скорее не вершителями судеб, а соучастниками земных событий. Действие в обеих поэмах происходит одновременно в двух планах: на земле и на Олимпе, но между ними нет той глубокой, непроходимой пропасти, что позднее разделит христианское мировидение на земное (греховное) и небесное (идеальное). Напротив, древнему греку мир представлялся как некое единство, гармония земли и неба, идеального и реального, души и тела. Поэтому греческие боги охотно спускались с Олимпа, а смертные становились богоподобными.

Какая-то особая телесная сущность должна быть в той религии, которая позволяла аркадским пастухам сечь крапивой своего Пана в случае плохого заработка. Она делает греческую религию совершенно несоизмеримой с христианством. Разумеется, древние греки почитали своих богов и благоговели перед ними, но в их взаимоотношениях с небожителями не было дистанцированной экзальтации и аскетического самоотречения христианства.

«Телесность» лежит и в основе греческого искусства, не случайно поэтому такое развитие у греков получило ваяние. Редкая пластичность отличает и греческую литературу.

Начало существования собственно литературы приходится на период перехода греческого общества от общинно-родового строя к рабовладельческому, от патриархального рабства к классическому (IX—VII вв. до н. э.). Литературным памятником этого периода остался эпос Гомера, который и принято считать началом всей европейской литературы.

Несмотря на то что в поэмах его действуют боги, содержание их уже не является целиком мифологическим. Слияние мифологического и реального планов изначально предопределило художественную структуру гомеровских произведений. «Вы на Олимпе среди богов, вы в битвах среди героев, вы очарованы этой благородной простотою, этою изящною патриархальностью героического века народа, некогда представлявшего в лице своем целое человечество...». Такое сочетание вымысла и действительности является важнейшим средством создания иллюзии объективности. Рассказ о самых невероятных приключениях Одиссея становится благодаря множеству реальных деталей повествованием о действительно пережитом.

Иллюзия достоверности происходящего усиливается за счет использования Гомером развернутых сравнений героев и событий с картинами природы, животными и т. п.:

Если полипа из ложа ветвистого силою вырвать,

Множество крупинок камня к его прилепятся ножкам.

К резкому так прилепилась утесу лоскутьями кожа

Рук Одиссеевых...

«В гомеровских сравнениях нас поражает огромное знание жизни. Трудно сказать, какая область жизни Гомеру известна лучше. В трудовых и бытовых миниатюрах он такой же мастер, как в картинах охоты, в изображении урагана, прибоя или безветренной тихой ночи в горах». Все это дает основания говорить о существовании первобытного, или стихийного, реализма.

В античной литературе сложились основные роды и жанры, причем система жанров в ней была отчетливой и устойчивой, ибо само «античное литературное мышление было жанровым»: принимаясь писать стихотворение, греческий поэт мог всегда заранее сказать, к какому жанру оно будет принадлежать и к какому древнему образцу стремиться. К числу самых древних и высоких жанров греки относили эпос (хотя Аристотель в «Поэтике» ставил трагедию выше).

Обе поэмы представляют собой классический образец эпического жанра: помимо мифологического элемента дается широкий (эпический) охват действительности: пространственный (со всей Греции съезжаются вожди со своими войсками под стены Трои) и временной (десять лет скитался Одиссей). Эпический размах придает поэмам торжественность и монументальность, когда на первый план выдвигается героика войны или странствий, а все бытовые подробности становятся второстепенными.

Поэмам свойствен строгий повествовательный тон и особая медлительность в разворачивании событий, нарочитое замедление темпа рассказа (или ретардация, от лат. retardatio — замедление) за счет введения «вставных» глав и эпизодов (глава «Долония» в «Илиаде»). В поэмах отсутствует авторское отношение и оценка происходящего, что усиливает иллюзию объективности изображаемого. В них также действует закон хронологической несовместимости, при котором действия одновременные воспроизводятся как последовательные.

Композиция каждой из поэм обусловлена ее содержанием: в «Илиаде» она более строгая, логически выстроенная, соответствующая героическому содержанию произведения. В «Одиссее» композиционное построение более прихотливое, усложненное инверсией: повествование начинается с развития действия, а завязка появляется лишь в рассказе героя — все это согласуется с авантюрно-приключенческим сюжетом поэмы.

Обе поэмы представляют целую галерею индивидуально обрисованных типических «героев своего времени». «Каждый из действующих лиц «Илиады» выражает собою какую-нибудь сторону национального греческого духа». Художественные образы Гомера столь же реальны и убедительны, как и мир вокруг них. Это цельные и сильные натуры, не знающие разорванности сознания человека «нового времени». Это люди необузданных страстей, не терпящие никаких ограничений или посягательств на свою свободу. Распущенность нравов у них уживается с героизмом и глубокой любовью к семье и родине. Они выросли и закалились в боях и опасностях и высшим судьей считают свой меч. Самый большой порок для них — трусость, и горе тому, кто уклонится от поединка.

Характеры гомеровских героев статичны и в большинстве случаев лишены глубокой психологической прорисовки. В их ряду выделяется образ Ахилла, строящийся по принципу антитезы, образ изначально трагический, живое воплощение гнева и мести, мужества и печали. Чувства древних были сильны и просты. Недаром в древнегреческом театре актеры играли в масках, выражение которых обозначало крайние проявления чувств, без каких-либо оттенков.

«Одиссея» создавалась позднее «Илиады», и это наложило отпечаток на психологию главного героя. Одиссей еще во многом принадлежит к эпохе варварства, но в то же время он представитель нового времени — зарождения рабовладельческого строя, когда человек становился более независимым и инициативным. Успех и богатство Одиссея во многом зависят от его практической сметки и предприимчивости, хитрости и дипломатичности.

Поэмам Гомера свойствен особый эпический стиль, одна из характерных черт которого — прием через перечисление, создание картины при помощи поочередного раскрытия отдельных деталей. Гомер не рассказывает о событиях, он показывает их. Он доподлинно рисует, лепит словами, так что созданное им зримо и осязаемо. Автор невозмутим и спокоен, казалось, страсти и волнения неведомы творцу поэм, но не от равнодушия, а потому, что Гомер приемлет свой мир, живет с ним в согласии. По его поэмам можно изучать быт и традиции современников поэта. Гомер отразил не только военную жизнь, но и мирную, он с любовью описывает труд пахаря, кузнеца, винодела. Жизнь тогдашних греков была простой и суровой: цари собственноручно перекапывали свой виноградник, а царевны вместе с рабынями стирали белье.

Гомеровские поэмы стали лоном зарождения будущих литературных стилей и жанров. Близка к мифу и неотделима от него сказка, элементы сказочного жанра в изобилии представлены в «Одиссее». В обеих поэмах присутствуют элементы будущего романа, авантюрно-приключенческого, семейного. Здесь можно обнаружить элементы лирических жанров: любовной лирики, пейзажной, героической и др. В поэмах немало трагедийных сюжетов и образов, комических эпизодов, проникнутых глубоким юмором, силен в них сатирический элемент.

Язык поэм — древнейший образец поэтической речи греческого народа, он отличается богатством словарного состава и яркой изобразительностью. Гомер не жалеет красок, изображая доброе, старое время, нас и ныне поражает обилие метафор, эпитетов, сравнений и других художественных средств. Общему возвышенно-героическому строю речи в поэмах соответствует и метрика гекзаметра, размера торжественного и медлительного, — единственного размера эпоса, ставшего в дальнейшем обязательным для всей эпической поэзии вообще. Эпические поэмы читались нараспев, речитативом, с музыкальным сопровождением.

Древнегреческая эпическая поэзия представлена произведениями еще одного автора — Гесиода, известного своим дидактическим эпосом «Труды и дни». Творчество его приходится на период становления классового общества в Греции (VIII— VII вв. до н. э.) и потому отразило новые тенденции в жизни греческого общества, когда героические идеалы иссякли и им на смену пришло моральное поучение.

В VII веке до н. э. эпос постепенно начинает уступать ведущую роль лирике. Это явилось результатом серьезных изменений, происшедших в жизни греческого общества. Родовая собственность все более вытеснялась индивидуальной, что открывало простор частной инициативе и выделению из родового коллектива отдельной личности, возможности существовать независимо от него. Впервые в истории человек осознает себя как личность и пытается выразить себя, свои душевные переживания таким образом, что эти лирические излияния становятся интересными не только самому автору, но и его слушателям. Не случайно лирика возникает позднее, чем эпос; эпос объективен, присутствие в нем личностного начала скрыто, лирика же изначально и глубоко субъективна.

«Греческая литература тем и отличается от всех позднейших, что в ней все — впервые... человек... в первый раз осмелился заговорить, или, вернее, запеть о своем и от своего имени».

Значение слова «лирика» исторически менялось. Сам термин происходит от струнного инструмента — лиры и предполагает исполнение песни под аккомпанемент лиры или авлоса (духового инструмента типа гобоя). Однако название «лирика» утвердилось лишь в III веке до н. э., когда ученые-филологи в Александрии занялись систематизацией всей греческой литературы. Более традиционным названием этого жанра было слово «мелика» (от греч. melos — напев). Древний поэт был и автором стихов и музыки, и хормейстером, ибо мелика могла быть сольной («монодийной») и хоровой. Все это — песни в прямом смысле слова. Со временем понятие лирики расширялось, вбирая в себя и другие жанры — ямб и элегию. Ямб пользовался исключительно двусложными размерами (ямбом в современном смысле слова и хореем) и служил для выражения насмешки, издевки или шутки. Элегия, хоть и родилась из фольклорных «заплачек», была не обязательно грустного содержания. Она представляла собой двустишие, написанное шестистопным или пятистопным дактилическим стихом. Наконец, в понятие лирики вошел и самый краткий и разнообразный по тематике жанр античной лирики — эпиграмма.

В лирике, в отличие от эпоса, личностное начало выдвинуто на первый план, причем древние поэты рассматривали свой дар как данный богами. Когда Архилох говорит о «сладостном даре Муз», то слово «дар» следует понимать буквально. Музы дарят певцу особую чуткость к красоте, как говорил Пиндар, способность понимать язык природы и — чарующую песню.

В греческой лирике происходит дальнейшее, по сравнению с эпосом, переосмысление мифологии. В эпосе боги, как и герои, были совершенно индивидуальны и конкретны. В стихах в образах богов проступает второй, метафорический план. В знаменитом «Гимне Афродите» Сапфо богиня выступает как обобщенный символический образ, человеческая личность, напротив, приобретает индивидуальную неповторимость.

Поэзия одного из древнейших греческих поэтов, Архилоха, и сейчас восхищает искренностью чувств, поэт одинаково безыскусен в выражении радости или гнева. Он делает чрезвычайный шаг вперед в описании психического состояния, внутреннего мира влюбленного человека: «Эта вот любовная страсть, свернувшись под сердцем, заволокла глаза густым мраком, уничтожив в груди нежные чувства». В его поэзии присутствует философская тема: «Сердце, сердце! Грозным строем встали беды пред тобой./Ободрись и встреть их грудью, и ударим на врагов. » Это стихотворение заканчивается мудрой сентенцией: «Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт».

В греческом языке слово «ритм» происходит от глагола «течь». Таким образом, сама изменчивость («текучесть») оказывается единым законом, которому подчинен мир, и «кто постигнет этот закон, тому не страшны «вставшие грозным строем бе

scribble.su

С.И. Радциг. История древнегреческой литературы : Основные жанры прозаической литературы

С.И. РадцигИстория древнегреческой литературы

Учебник. — 5-е изд. — М.: Высш. школа, 1982, 487 с.

Оглавление

Вместо предисловия........................... 5От автора ................................ 7

Введение

1. Предмет и значение литературы Древней Греции ............ 82. Методологические вопросы....................... 103. Античное рабовладельческое общество Греции и периоды литературной истории.................................. 144. Греческие племена и наречия...................... 185. Язык древнегреческой литературы ................... 206. Древнегреческая письменность и дальнейшая судьба памятников литературы ... 227. Источники истории древнегреческой литературы............. 25

Глава I. Истоки древнегреческой литературы

1. Народно-поэтическое творчество и мифология.............. 272. Сказки, басни (Эсоп), загадки и пословицы............... 303. Народная песня, ее происхождение и формы .............. 324. Сказания и песни о героях. Аэды и рапсоды. Гомериды......... 355. Греческое общество начала первого тысячелетия до н. э.......... 40

Глава II. Поэмы Гомера

1. Сказание о Троянской войне....................... 472. Содержание «Илиады»......................... 483. Содержание «Одиссеи».......................... 524. Общий характер поэм ......................... 565. Главные образы поэм ......................... 616. Особенности эпического стиля ...................... 677. Язык и стих поэм ........................... 748. Народность и национальное значение поэм Гомера............ 76

Глава III. Гомеровский вопрос

1. Вопрос об авторе поэм в древности................... 792. История гомеровского вопроса в Новое время ............. 803. Современное состояние гомеровского вопроса .............. 864. Время создания поэм.......................... 895. Вопрос о личности Гомера ....................... 93

Глава IV. Упадок героического эпоса. Дидактический эпос

1. Киклические поэмы .......................... 942. Возникновение рабовладельческих государств-городов и упадок героического эпоса............................. 973. Так называемые «гомеровские гимны» ................. 984. Пародии на героический эпос...................... 995. Дидактический эпос и его социальные основы. Гесиод и его время .... 1016. Гесиод и его поэмы. Поэзия труда и первые научные запросы...... 105

Глава V. Простейшие формы лирической поэзии

1. Революции VII—VI вв. до н. э. и социальные корни индивидуальной лирики ... 1092. Греческая лирика и ее формы ..................... 1113. Элегия и ямб, их представители.................... 1124. Простейшие формы мелической поэзии. Алкей, Сапфо, Анакреонт. Анакреонтическая поэзия ............................ 1245. Сколии. Гномы и эпиграммы...................... 132

Глава VI. Торжественная лирика

1. Хоровая лирика и связь ее с общественной жизнью........... 1342. Развитие хоровой лирики в VII—VI вв. до н. э............. 1353. Высший расцвет хоровой лирики. Пиндар................ 1404. Бакхилид. Упадок жанра эпиникия................... 146

Глава VII. Начало науки и прозаической литературы

1. Экономический расцвет ионийских городов и начало прозы ....... 1502. Первые греческие философы...................... 1523. Диалектическая философия Гераклита и зачатки художественной прозы .... 1544. Философы-поэты ........................... 1565. Первые географы и историки-логографы ................ 158

Глава VIII. Происхождение драмы и театра

1. Основные свойства драматического жанра................ 1602. Происхождение греческой драмы и ее виды .............. 1613. Первые трагические поэты и общий характер греческой трагедии..... 1654. Организация драматических представлений ............... 1695. Устройство греческого театра. Театральные приспособления. Актеры и публика .... 170

Глава IX. Эсхил

1. Эсхил — «отец трагедии» и его время.................. 1772. Биография Эсхила........................... 1803. Произведения Эсхила ......................... 1814. Социально-политические и патриотические воззрения Эсхила....... 1885. Религиозные и нравственные взгляды Эсхила.............. 1916. Вопрос о судьбе и личности у Эсхила. Трагическая ирония ....... 1947. Хор и актеры у Эсхила. Структура трагедии .............. 1958. Образы трагедий Эсхила........................ 1979. Язык Эсхила............................. 20110. Оценка Эсхила в древности и его мировое значение .......... 202

Глава X. Время Софокла и Эврипида

1. Расцвет афинского государства и демократии при Перикле........ 2042. Строительство и художественная жизнь................. 2063. Общественные и художественные идеалы эпохи Перикла ....... 2074. Социальные изменения в период Пелопоннесской войны......... 2085. Основные течения научной и общественной мысли ........... 2106. Политическая литература........................ 2167. Начало ораторского искусства ..................... 217

Глава XI. Софокл

1. Биография Софокла .......................... 2222. Произведения Софокла......................... 2233. Социально-политические воззрения Софокла............... 2274. Религиозно-нравственные воззрения Софокла .............. 2305. Вопрос о судьбе и личности у Софокла................. 2316. Общий характер творчества Софокла .................. 2357. Образы трагедий Софокла ..................... 2378. Язык Софокла............................. 2429. Национальное и мировое значение Софокла ................ 244

Глава XII. Эврипид

1. Биография Эврипида.......................... 2462. Произведения Эврипида ........................ 2473. «Философ на сцене». Социально-политические воззрения Эврипида ... 2544. Религиозно-нравственные воззрения Эврипида.............. 2585. Общий характер творчества Эврипида ............... 2616. Образы трагедий Эврипида....................... 2667. Речи действующих лиц и язык трагедий Эврипида ........... 2718. Национальное и мировое значение Эврипида .............. 2729. Второстепенные трагические поэты. Трагедия «Рес»........... 273

Глава XIII. Древнейшая греческая комедия и Аристофан

1. Первичные формы комических представлений.............. 2752. Комедия в Пелопоннесе и в Сицилии. Эпихарм. Мелкие комические жанры: мимы и флиаки ............................ 2773. Возникновение «древней» аттической комедии. Ее характер и социальная основа................................. 2794. Аристофан — «отец комедии» и его произведения ............ 2825. Социально-политические и религиозные воззрения Аристофана..... 2876. Литературные взгляды Аристофана ................ 2937. Драматургия Аристофана........................ 2978. Действующие лица в комедиях Аристофана............... 3009. Язык комедий Аристофана....................... 30510. Значение Аристофана в мировой литературе .............. 307

Глава XIV. Греческая историческая проза

1. Основные жанры прозаической литературы............... 3092. Геродот и его «Музы». Научное и художественное значение его истории ... 3103. Фукидид и его исторический труд. Документальность. Рационализм. Художественная сила............................. 3134. Ксенофонт и его сочинения. Лаконофильство и монархические идеалы. Художественное значение его трудов .................... 3175. Продолжатели дела первых историков ................. 321

Глава XV. Кризис IV в. до н. э. и переход к эллинизму

1. Борьба за гегемонию и кризис рабовладельческого строя в IV в.до н. э. . . 3222. Упадок гражданских чувств и реакционные течения в искусстве . . . 3243. Новые формы лирики. Поэзия Тимофея, Антимаха и др......... 325

Глава XVI. Расцвет ораторского искусства

1. Лисий. Мастерство рассказа и обрисовки характеров. Исей........ 3282. Исократ и его школа. Ораторская публицистика............. 331 3. Жизнь и деятельность Демосфена..................... 3344. Речи Демосфена и его мастерство.................... 3375. Друзья и противники Демосфена. Эсхин ................ 3416. Высшее развитие ораторского искусства................. 342

Глава XVII. Греческая философия IV в. до н. э.

1. Материалистическая философия Демокрита и Эпикура ......... 3442. Идеалистическая философия Платона и ее художественное значение .... 3473. Эстетическое учение Платона...................... 3514. Общий характер деятельности Аристотеля................ 3535. Учение Аристотеля об искусстве и поэзии................ 355

Глава XVIII. «Новая» аттическая комедия

1. Происхождение «новой» аттической комедии и ее главные представители ... 3622. Менандр и его творчество ....................... 3653. Менандр в римской и новой европейской литературе .......... 372

Глава XIX. Литература эллинизма

1. Общая характеристика эпохи эллинизма................. 3732. Эллинистическая образованность. Ученая литература. Литература для «избранных» и литература низов ...................... 3803. Каллимах и его сочинения. Поэзия малых форм. Эвфорион и др..... 3904. Аполлоний Родосский и судьба героического эпоса............ 3965. Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх......... 3996. Эротическая поэзия: Филет, Гермесианакт и др. Эпиграммы: Леонид Тарентский, Асклепиад и др.......................... 4067. Реализм и натурализм. Сотад, Ринфон и др. Геронд........... 4078. Театр и драма эллинистической эпохи ................. 409

Глава XX. Греческая литература в эпоху римского владычества

1. Римское завоевание и влияние его.на культурную жизнь Греции..... 4112. Ранний период империи. Эпиграммы. Риторы, философы и историки... 4163. Аттицизм и вторая софистика .................... 4214. Плутарх............................... 4285. Лукиан ................................ 4316. Энциклопедические сочинения. Грамматики и лексикографы....... 4387. Начало христианской литературы. «Священное писание»......... 441

Глава XXI. Конец античной греческой литературы и ранняя христианская литература

1. Восточная римская империя в конце античного мира .......... 4462. Последние греческие поэты: Квинт Смирнский, Нонн, Мусей и др. Анакреонтическая поэзия. Эпиграммы. Антологии ............. 4483. Позднегреческий роман......................... 4514. Последние языческие философы: неоплатоники и неопифагорейцы, киники, стоики и эпикурейцы. Положение их в обществе. Орфики. Пророчества Сибиллы ................................. 4575. Ранняя христианская литература: христианские апологеты и ученые .... 4596. Борьба язычества с христианством. Последние языческие ораторы и ученые. «Отцы церкви» ............................ 4617. Греческая литература на рубеже с византийской............. 466

Заключение ............................... 470Библиография.............................. 472

Скачать

309
ГЛАВА XIVГРЕЧЕСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА

1. Основные жанры прозаической литературы. 2. Геродот и его «Музы». Научное и художественное значение его истории. 3. Фукидид и его исторический труд. Документальность. Рационализм. Художественная сила. 4. Ксенофонт и его сочинения. Лаконофильство и монархические идеалы. Художественное значение его трудов. 5. Продолжатели дела первыхисториков.

1. ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ ПРОЗАИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Прозаические жанры античной литературы далеко не совпадают с нашими представлениями. Форма романа, которая является господствующей в наше время, едва намечается в классической греческой литературе (политический роман Ксенофонта «Киропедия») и более или менее широко развивается лишь в конечный период античного мира. Зато другие жанры, которые мы в настоящее время рассматриваем как чисто научные, в древности культивировались по преимуществу с художественными целями. Сюда относятся история, философия и ораторское искусство. В них видели не только сочинения практического характера или пример научного исследования, но и занимательное художественное чтение. В.Г.Белинский справедливо замечал: «У греков была даже художественная история, где с критическим анализом событий соединялось и художественное изложение»1. Древние считали историю по преимуществу ораторским жанром2. И действительно, историки прибегают к чисто художественным средствам — драматизируют рассказ, вкладывая в уста действующих лиц

1 Белинский В. Г. Руководство к всеобщей истории. — Полн. собр. соч., т. 6, с. 92.2 См.: Цицерон. О законах, 1, 2, 5; Квинтилиан. Образование оратора, X, 1, 31.
310
искусственные речи; некоторые философы излагают свои учения в диалогической форме, давая живые образы участников подлинной или вымышленной беседы, и т. д. Ораторское искусство по самой своей сущности, именно как искусство, рассчитывает на то, чтобы художественными средствами захватить слушателя, очаровать его своей формой. Поэтому с тех пор, как выступления ораторов начали записывать и публиковать, они становились в полном смысле слова произведениями художественной литературы, в которых отделка словесной формы доводится до высочайшей степени совершенства, вплоть до поэтической образности и музыкального звучания речи. При таких условиях произведения этого рода отражают все наиболее характерные свойства греческой культуры и составляют важную сторону литературной истории.

Подготовлено по изданию:

Радциг С. И.Р 15 История древнегреческой литературы: Учебник. — 5-е изд. — М.: Высш. школа, 1982, 487 с. © Издательство «Высшая школа», 1977.© Издательство «Высшая школа», 1982.

www.sno.pro1.ru

Литература Литература Древней Греции

Античная литература

  • Литература Древней Греции

Архаический период греческой литературы.

  • Периодизация и художественная значимость античной литературы.

  • Долитературный период

  • Основа греческой мифологии.

  • Процесс формирования античной мифологии как системы.

  • Олимпийские боги, время, герои.

Этапы происхождения мира и богов

  • Олимпийский пантеон богов.

  • Зевс, Гера, Афродита, Гермес, Гефест.

  • Морские божества. Посейдон

  • Боги подземного мира.

  • Актеон и Артемида.

  • Афина и Арахна.

  • Легенды о нимфах.

  • Аполлон

  • Дионис

Мифологическое мышление

  • Миф - фантастические,

  • символические

  • представления о богах

  • и легендарных героях,

  • сверхъестественных

  • силах, объясняющие

  • происхождение и

  • сущность мира,

  • предназначение

  • человека.

Миф - древнее предание и повествование о божествах и обладающих сверхчеловеческой силой героях, в котором в конкретной форме выразились верования древних

  • Мифы (греч. mytan - предание, сказание) в литературе, создания коллективной общенародной фантазии, обобщённо отражающие действительность

Древнейшие литературные памятники.

  • Гомеровский эпос.

  • Древнейшие из сохранившихся памятников греческой литературы – поэмы «Илиада» и «Одиссея».

  • Аэды. Рапсоды.

  • Художественные особенности эпоса.

  • Отражение в поэмах социальных изменений.

  • Особенности мировоззрения автора.

Эпические поэмы

  • Сюжеты поэм. Идеи и образы. Социально-историческая основа. Художественный стиль. Гекзаметр. Гомеровский вопрос. Сказание о Троянской войне.

  • Влияние эпических произведений «Илиада» и «Одиссея» на художественную литературу Европы и Нового Времени.

Гомер

  • греческий поэт, согласно

  • древней традиции, автор

  • Илиады и Одиссеи двух

  • больших эпопей,

  • открывающих историю

  • европейской литературы

Гомеровский вопрос

  • Имя «Гомер» скорее подлинное, хотя многие исследователи высказывали сомнение на этот счет. Оно не принадлежит к числу греческих имен, бывших в употреблении, греки его не понимали и всячески пытались объяснить, толкуя его то как «заложник», то как «слепец». Едва ли кто мог придумать такое имя для автора «Илиады» и «Одиссеи»: очевидно, имя автора стояло в заглавиях уже первых рукописей поэм.

«Илиада»

  • Тема поэмы объявлена в первом стихе, где певец обращается к Музе, богине песнопения:

  • «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына».

  • Поэмы состояли из песен, каждую из которых можно было исполнять отдельно, как самостоятельный рассказ о том или ином событии из жизни ее героев, но все они так или иначе имеют отношение к троянской войне.

I ИЛИАДА

  • В «Илиаде » олимпийские боги являются такими же действующими лицами, как и люди. Их заоблачный мир, изображенный в поэме, создан

  • по образу и подобию земного мира.

  • Богов от обычных людей отличали лишь божественная красота, необычайная сила, дар превращаться

  • в любое существо и бессмертие.

«Одиссея»

  • Основным содержанием поэмы являются сказания о возвращении Одиссея на Итаку после окончания войны с Троей. Продолжалось это возвращение очень долго и заняло 10 лет.

  • В IX-XII песнях Одиссей сам рассказывает о своих странствиях после отплытия из Трои в течении первых трех лет.

  • Поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые слепому старцу Гомеру, оказали огромнейшее ни с чем не сравнимое влияние на всю историю античной культуры, а позже и на культуру нового времени

  • Гомер – это начало начал всей литературы, и успехи в изучении его творчества могут рассматриваться как символ движения вперед всей филологической науки, а интерес к поэмам Гомера и их эмоциональное восприятие должны рассматриваться как надежный признак здоровья всей человеческой культуры.

Дидактический (наставительный) эпос.

  • Гесиод, характеристика его творчества. Поэмы “Труды и дни”

  • “Теогония” (Происхождение богов).

  • Стиль Гесиода.

Гесиод

  • Греческий поэт. Второй после

  • Гомера великий эпический поэт

  • архаического периода, первая

  • достоверно известная личность в

  • греческой литературе.

  • Источником сведений о Гесиоде

  • являются его собственные

  • высказывания в поэмах.

Послегомеровский эпос

  • Грандиозная концентрация героических сказаний в «Илиаде» и

  • «Одиссее» стала основой для дальнейшего эпического творчества.

  • В течение VII и первой половины VI вв. возник ряд поэм, составленных

  • в стиле гомеровского эпоса и рассчитанных на то, чтобы сомкнуться с

  • «Илиадой» и «Одиссеей» и, вместе с ними, образовать единую связную

  • летопись мифологического предания, так называемый эпический «кикл»

  • (цикл, круг).

  • Античная традиция приписывала многие из этих поэм «Гомеру» и этим подчеркивала их сюжетную и стилистическую связь с гомеровским эпосом.

  • Впоследствии, когда античная критика сумела

  • отделить «киклические» поэмы от «подлинно» гомеровских, для поэм «кикла» отыскались другие авторские имена, однако далеко не всегда достоверные.

  • От киклических поэм сохранились лишь совершенно ничтожные отрывки, но содержание поэм известно нам в пересказах античных ученых. «Кикл» строился так, что одна поэма примыкала к

  • другой, продолжала повествование с того момента, которым заканчивалась предыдущая поэма.

Греческая лирика VII-VI вв. до н. э.

  • Виды греческой лирики.

  • 1. элегия

  • 2. ямб

  • 3. мелика

  • Монодическая лирика.

  • Хоровая лирика:

  • жанры – дифирамб, эпиникий, энкомий.

Развитие греческой литературы в период становления классового общества и государства

Лирика – древний вид поэзии.

  • Социально-историческое происхождение и общая характеристика.

  • Виды греческой лирики: монодическая и хоровая.

  • Жанры лирики: элегия и ямб. Виднейшие представители монодической лирики Алкей, Сапфо (первая половина VI века до н.э.), Анакреонт (вторая половина VI в.).

  • Жанры развивались самостоятельно и редко скрещивались между собой.

Элегия

  • Элегия – заплачка, причитание (Малая Азия).

  • Элегия – лирическое стихотворение наставительного содержания, заключавшее в себе побуждения, призывы к важному и серьезному действию, размышления…

  • Исполнялась в сопровождении фригийской флейты (малоазиатский инструмент).

  • Создана в Ионии.

  • Связана с фольклорными обрядовыми песнями.

  • Стиховая форма – гексаметр и родственный ему пентаметр

Ямб

  • Ямбы- насмешливые и обличительные песни, направленные против отдельных лиц или целых групп.

  • Стиховая форма – триметр («трехмерник»), состоящий из трех метрических единиц («метров») по две стопы в каждой.

Элегические поэты: Каллин

  • (Эфес, Малая Азия первая половина 7 в.) Сохранилось одно стихотворение – призыв к защите родины от нападения врагов

  • Верьте, завидная доля и славная – мужу сражаться Ради земли и детей, ради любимой жены в битве с врагами.

  • Призыв, поучение, мотивирующее этот призыв, «примеры», которым должно следовать или которых надлежит избегать, - из такого рода элементов складывается элегия.

Тиртей (Спартанский поэт 7-6 вв.)

  • Новое единство – заменившее прежнюю родовую

  • связь – из общности граждан полиса.

  • Призывает к массовому героизму во имя «полиса и

  • всего народа»

  • Стихотворение об истинной доблести:

  • Начинается с перечисления отрицательных качеств которые не создают доблести.(в основе мифологические образы)

  • Гордостью будет служить и для горца и для народа Тот, кто шагнув широко, в первый продвинется ряд И, преисполнен упорства, забудет о бегстве позорном,

  • Жизни своей не щадя и многомощной души.

  • Его элегии содержали восхваление доблести, и правила строевого устава и изложение основ спартанского государственного «благозакония»

Архилох (середина 7 в.)

  • В содержании его поэзии: личная жизнь, боевые приключения, отношения к друзьям и врагам.

  • Он основоположник литературного ямба, по мнению ученых

  • Басня «Лисица и обезьяна». Направлена против выскочек незнатного происхождения. Бывшего друга обвиняет в неверности, провожая в море, желает чтобы тот потерпел кораблекрушение и попал в рабство:

  • Пусть взяли бы его, закоченевшего, Голого, в травах морских, А он зубами, как собака, ляскал бы, Лежа

  • без сил на песке Ничком, среди прибоя волн

  • бушующих.

  • Нападки Архилоха на Ликамба и его дочерей. Здесь видим конфликт между личностью и обществом, который не обуславливается

  • У него сильный, сжатый и образный язык.

Монодическая лирика

  • Монодическое (сольное) пение под

  • звуки лиры. Стихотворения рассчитаны на определенную среду и обстановку.

  • Размышления на общие темы ,

  • занимают второстепенное место в творчестве лесбосцев и чаще всего в связи с личными моментами

Алкей

  • Часты мотивы гражданской войны в его стихах

  • Воспевает оружие, приготовленное заговорщиками, собирающимися захватить власть, призывает к борьбе с тиранами

  • Воспевал вино и любовь

  • Его стихи музыкальны, отличаются богатством размеров и способов строфического построения (алкейская строфа)

Сапфо – женщина поэтесса

  • Кружок «дом служительниц Муз»

  • Тематика поэзии: женские культы, с их празднествами, свадьбы, общение между подругами, их взаимные влечения, соперничество, ревность, разлука.

  • Рисует внешние проявления чувств и обстановку (природу)

  • Свадебные песни

  • Сапфическая строфа

Анакреонт

  • Темы- вино и любовь, трактуются в плане остроумной, насмешливой игры

  • Любил изображать себя седовласым жизнерадостным стариком

  • Застольные и любовные темы

  • Качества поэзии: легкость, живость, простота, ясность

Хоровая лирика

  • Дифирамб - культовый гимн в честь Диониса

  • Эпиникий - песня, прославляющая победителя на общегреческих гимнастических состязаниях

  • Энкомий – гимн, в честь определенного лица

  • Три элемента хоровой лирики: миф, дидактический элемент, личные высказывания поэта или его хора.

Пиндар

  • Эпиникия – в состав оды входят местные и личные элементы, касающиеся победителя, прославления его рода.

  • Стихотворение адресованное Ферону, властителю сицилийского города Акраганта

  • Центральную часть оды занимают мифы, окаймленные с обеих сторон похвалой в честь победителя

  • Стиль торжественный, множество образов и эпитетов

Вакхилид

  • Восхваляет доблесть

  • Стиль спокойный плавный нет пышности и темноты

  • Дифирамбы имеют характер баллад

  • Афинские предания – результат роста политического значения Афин после греко-персидских войн.

Зарождение литературной прозы VI в. до н.э.

  • Жанр басни. Басни Эзопа.

  • Художественная историография

  • V-IV в. до н.э. Геродот, Фукидид, Ксенофонт.

  • Философские произведения Сократа, Платона. Аристотель и его трактат “Поэтика” (“О поэтическом искусстве”).

Проза.

  • Литературная проза, возникшая в VI в. в

  • Ионии, интенсивно развивается в течение

  • последующих двух столетий.

  • Сфера применения стихового слова, до тех

  • пор являвшегося универсальным орудием литературного творчества, неуклонно суживается; проза оттесняет поэзию, заменяя ее в целом ряде областей. Как возникновение прозы (стр. 93 сл.), так и ее рост связаны с распадом мифологического миросозерцания,

  • с развитием критической и научной мысли.

  • Проза развивается в двух направлениях.

  • Это, во-первых, научно-философская проза,

  • а затем — историко-повествовательная.

АТТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Развитие драмы

  • Драматургия. Элементы драмы в греческой обрядности.

  • Происхождение и структура греческой трагедии.

  • Трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида – отражение трех этапов истории

  • афинской демократии.

Трагедия

  • Зарождение трагедии.

  • Культ Диониса.

  • На празднике «великих Дионисий», учрежденном афинским тираном Писистратом, помимо лирических хоров

  • с обязательным в культе Диониса дифирамбом, выступали также и трагические хоры.

  • Аристотель «Поэтика» - описание древнегреческой трагедии.

Классический (аттический) период греческой литературы

  • Античная традиция называет первым трагическим поэтом Афин Феспида,

  • и указывает на 534 г. до н. э. как на дату первой постановки трагедии во время «великих Дионисий».

  • Особенности театральных постановок.

  • Устройство театра.

Эврипид

Эсхил

  • Биографические сведения о драматурге.

  • Родился Эсхил в 525 г. В Элесвине, в аристократической семье

  • В качестве воина он участвовал во всех главнейших боях греко-персидских войн

  • Около 472 г. Эсхил был вынужден уехать в Сицилию, где он жил при дворе Гиерона.

  • Умер Эсхил после своего вторичного приезда в Сицилию, в Геле в 456.

Эсхил

  • Периодизация творчества.

  • Новаторство драматурга.

  • Особенности мировоззрения и эстетические взгляды трагика.

  • Трагедии «Орестея», «Семеро

  • против Фив», «Прометей Прикованный».

«Прикованный Прометей»

  • О времени написания и постановки ничего

  • не известно.

  • Возможно, что трагедия тоже входила в трилогию,

  • так как имеются отрывки из «Освобожденного Прометея» и «Прометея-носителя огня».

  • Дошедший до нас «Скованный Прометей»

  • был той единственной трагедией о

  • Прометее, дошедшей до нового новейшего

  • времени, образы которой навсегда

  • остались в памяти культурного

  • человечества.

  • Прометея, двоюродного брата Зевса, приковывают к скале, на краю тогдашнего культурного мира, в Скифии, за то, что Прометей выступил в защиту людей, когда Зевс, завладевший миром, обделил их и обрек на звериное существование.

Художественный стиль трагедии

  • Монументальность

  • Патетизм ослаблен большими длиннотами идейно-теоретического и философского содержания и длиннейшими разговорами,

  • часто тоже довольно спокойного характера.

  • Эсхил шел вместе со своим веком по путям восходящей рабовладельческой демократии, которая вначале отражала собой огромную

  • мощь нового класса и его титанические усилия создать культуру нового типа.

  • Архаическая мифология,

  • монументально-патетический стиль и титанизм не образует здесь внешнего привеска, но являются единым и неразделимым целым с общественно-политической жизнью молодой

  • восходящей демократии.

  • Титанизм Эсхила есть, несомненно, выражение мощного подъема не только

  • его класса, но и всего его великого

  • народа.

Софокл

  • Биографические сведения.

  • Особенности политических, эстетических и религиозных взглядов драматурга, выраженных в творчестве.

  • Новаторство Софокла.

  • Трагедии «Царь Эдип», Антигона», «Электра».

  • Осмысление творчества Софокла писателями Нового времени.

Эврипид

  • Биографические сведения о драматурге.

  • Отражение социальных и мировоззренческих проблем Древней Греции в творчестве трагика.

  • Психологизм, обращение к темным сторонам человеческой природы, особенности разрешения трагического конфликта.

  • Трагедии «Медея», «Электра», «Орест» и др.

  • Влияние творчества Эврипида на литературу Нового времени.

Комедия

  • Жанр комедии в древнегреческом театре.

  • Происхождение и эволюция комедии.

  • Специфика категории комического.

  • Структура комедии.

  • Комедия, вторая отрасль греческой драмы,

  • получила в Афинах официальное признание значительно позже, чем трагедия.

  • Состязания «комедийных хоров» были

  • установлены на «Великих Дионисиях» только около 488 — 486 гг.

  • До этого комедия входила в состав

  • Дионисовых празднеств лишь как народная обрядовая игра, и государство не брало на себя ее устройства.

  • Из многочисленных комедийных поэтов

  • второй половины V в. античная критика выделила трех, как наиболее выдающихся представителей «древней» комедии.

  • Это — Кратин, Эвполид и Аристофан.

  • Аристофан - отец греческой комедии

  • и самый тенденциозный поэт.

Аристофан

  • Биографические сведения о драматурге.

  • Особенности политических взглядов Аристофана.

  • Проблематика творчества.

  • Комедии «Облака», «Лягушки», «Всадники», «Лисистрата» и др.

  • Аристофан и комедия Европы Нового времени.

«Всадники» (424 г.).

  • Эта пьеса была направлена против

  • влиятельного лидера радикальной

  • партии Клеона в момент его

  • наибольшей популярности, после

  • блистательного военного успеха,

  • одержанного им над спартанцами.

  • Историография. Геродот.

Геродот

  • Первый представитель художественной историографии, труд которого дошел до нас полностью;

  • древние сами называли его «отцом истории».

  • Произведение свое автор называет

  • «историей», что в переводе означает «изыскание».

  • Впоследствии «история» Геродота получила заглавие «Музы» и была разделена на

  • девять книг, соответственно числу Муз.

  • Цель труда — «дабы от времени не

  • изгладились из памяти деяния людей и

  • не были бесславно забыты великие и удивления достойные дела, совершенные

  • как эллинами, так и варварами, в особенности же — причина, по которой они вступили в

  • войну между собой».

  • Геродот является представителем чисто

  • повествовательной истории, его

  • изложение — рассказ о достопримечательностях земель

  • народов, о судьбах государств и отдельных людей.

Эллинистический период.

  • Особенности эпохи эллинизма.

  • Новоаттическая комедия.

  • Специфические черты новой комедии.

  • Бытовая комедия характеров

  • Менандра.

  • «Брюзга», «Третейский суд»,

  • «Остриженная».

Становление римской литературы.

  • Эпоха Республики.

  • Комедии Плавта и Теренция. Литературная проза Катона, Цицерона.

  • Поэзия Лукреция и Катулла.

“Золотой век” римской литературы.

  • Поэзия эпохи Августа.

  • “Энеида” Вергилия и “Метаморфозы” Овидия.

  • Драматургия и философия Сенеки.

  • Влияние античной литературы в последующие века.

dok.opredelim.com