Собирательство древних людей. Обобщение по теме: «Жизнь древнейших людей. Древнейшие собиратели и охотники»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Жизнь древнейших людей. Древнейшие собиратели и охотники. Собирательство древних людей


Жизнь древнейших людей. Древнейшие собиратели и охотники.

6 класс история Казахстана. Итоговое повторение. Первый раздел

«Жизнь древнейших людей. Древнейшие собиратели и охотники»

  1. Первобытного человека из Танзании (Восточная Африка) ученые назвали:

А) «человек разумный» С) «человек пещерный »

В) «человек умелый» Д) «человек прямоходящий»

2. Кто занимался только охотой?

А) дети В) старейшины С) мужчины Д) дети

3. Первое жилище человека:

А) шалаш В) дупла деревьев С) хижины Д) пещеры

4. Первые люди на территории Казахстана появились:

А) 5 млн лет назад В) 1 млн лет назад С) 4 млн лет назад Д) 3 млн лет назад

5. Местонахождение древнейших орудий труда:

А) Алтай В) Германия С) Прииртышье Д) ущелье Олдувай

6. Скелет питенкантропа впрвые обнаружен в:

А) Германии В) Англии С) Америке Д) на острове Ява

7. Занятие первобытных людей:

А) собирательство В) рыболовство С) охота Д) плавка металлов

8. Ручное рубило и скребло были изобретены:

А) 1 млн лет назад В) 800-120 тыс лет назад С) 60-80 тыс лет назад Д) 100-90 лет

9. Сколько было волн переселения древнейшего человека из Африки в Азию?

А) 2 В) 4 С) 6 Д) 8

10. Место находки кроманьонского человека?

А) Англия В) Германия С) Африка Д) Франция

11. Период позднего палеолита охватывает время:

А) 3тыс- 1 тыс лет до н.э. В) 6- 3 тыс лет до н.э. С) 2,6 млн- 140 тыс лет до н.э. Д) 40-12 тыс. лет до н.э.

12. Когда проходило всеобщее похолодание на Земле:

А) в ледниковом периоде В) в эпоху бронзы С) всемирного потопа Д) в жаркий климат

13. Метод для заострения каменного орудия:

А) отесывание В) метод ретуши С) резка Д) обстругивание

14. Человек позднего палеолита:

А) «человек разумный» В) «человек китайский» С) «человек разумный» Д) «прямоходящий»

15. Запрет на брак между членами одного рода называется:

А) аменгерство В) смешанный брак С) эндогамия Д) экзогамия

16. Правителем рода был:

А) воин В) жрец С) охотник Д) вождь

17. Проблемы рода решались:

А) выборами В) военной силой С) на общем собрании Д) голосованием

18. Общество близких родственников называется:

А) семья В) человеческое стадо С) родовая община Д) материнский род

19. Оружие, повысевшее роль охоты:

А) лук В) мотыга С) копье Д) гарпун

20. Тонкие каменные пластины длиной 1-2 см:

А) крючок В) скребок С) микролит Д) макролит

21. Одна из главных особенностей мезолита – изобретение:

А) рубила В) бифаса С) скребка Д) микролита

22. Лук и стрелы появились в эпоху:

А) раннего палеолита В) позднего палеолита С) неолита Д) мезолита

23. Где в Казахстане обнаружены жилища эпохи мезолита, площадью 40-60 кв.м.

А) в отрогах Каратау В) в Приуралье С) в Прииртышье Д) в Приишимье

24. Современный животный мир сформировался в:

А) мезолите В) позднем палеолите С) в эпоху бронзы Д) в палеолите

25. Таяние ледников началось около:

А) 10 тыс.лет назад В) 13 тыс.лет назад С) 15 тыс.лет назад Д) 17 тыс.лет назад

26. Выбери стоянку, не относящеюся к периоду мезолит:

А) Акимбек В) Шакпаката С) Кызылсу Д) Телмановка

27. Какой период иногда называют ледниковым периодом?

А) мезолит В) неолит С) палеолит Д) энеолит

28. Какое время охватывает древнекаменный век?

А) 2.6 млн- 12 тыс.лет до н.э. В) 40-12 тыс.лет до н.э. С) 140- 40 тыс.лет до н.э. Д) 5-3 тыс лет до н.э.

29. Когда большие пространства Земли покрылись ледниками:

А) 40 тыс.лет назад В) 13 тыс. лет назад С) 100 тыс лет назад Д) 1 млн. лет назад

30. Человек, найденный в Китае, получил название:

А) питекантроп В) синантроп С) неандерталец Д) австралопитек

Задания к первому разделу 6 класс История Казахстана

Задание: О ком идет речь?

  1. Найден в Восточной Африке; ему примерно 2,5 млн. лет; его ещё называют «южная обезьяна»; ученые называют его «человек умелый». ____________________________________

  2. Этот вид человека жил в эпоху мустье; его название связано с местностью в Германии; останки мальчика такого типа человека найдены в пещере Тешикташ; жил он примерно 200- 35 тыс.лет назад; многочисленные стоянки эпохи мустье обнаружены в Восточном и Южном Казахстане _____________________

  3. Останки этого человека обнаружены на острове Ява в Юго- Восточной Азии; он жил примерно 1 млн. лет назад; ученые относят его к типу «людей прямоходящих» ______________________________________

  4. Его называют «homo sapiens»; первые останки обнаружены во Франции; ___________________________________

  5. Ученые называют его «китайский человек»; жил он примерно 500-200 тысяч лет назад; в науке его назвали «человек прямоходящий» ________________________________________

За каждый правильный ответ – 1 балл Итог- 5 баллов

Задание: Определи, верно утверждение или нет?

  1. Эпоха камня делится на три периода: палеолит, мезолит, энеолит. ____________

  2. К типу «человек разумный» относится синантроп ____________

  3. На территории Казахстана человек появился примерно 1 млн. лет назад ________

  4. Тип человека, появившегося в Казахстане – питекантроп ___________

  5. Первые орудия труда- палка- копалка, дубина, заостренный камень ________

  6. Основой для зарождения животноводства стали рыбалка и собирательство _______

  7. Стоянка, подтверждающая появление первого человека в Казахстане – Арыстанды ______

  8. Древнейшие люди жили родовой общиной _____________

  9. Самое большое достижение мезолита- изобретение лука и стрел _____________

  10. Рыболовные снасти, лодку, плот человек изобрел в палеолите ______________

За каждый правильный ответ – 1 балл Итог- 10 баллов.

Задание: расставь в правильном порядке

  1. «Человек разумный» 1.

  2. Неандерталец 2.

  3. Питекантроп 3.

  4. «Человек умелый» 4.

  5. Синантроп 5.

За каждый правильный ответ – 1 балл Итог- 5 баллов

Задание: Вставь пропущенные слова:

  1. В 1859 г английский ученый _________________ написал работу «Происхождение видов путем естественного отбора».

  2. ___________________ - это каменный век.

  3. Древнекаменный век охватывает историческое время 2,6 млн.лет - __________ до н.э.

  4. Ранний палеолит делится на три периода: олдувай, ашель и _______________.

  5. Метод ______________ предполагает обработку камня мелкими зубчиками (как пила).

  6. Бифас- примитивное оборудование, обработанное с ____________ ___________, а монофас с ___________ ____________.

  7. Наиболее изучены стоянки ашельского периода эпохи палеолита ______________ и Танирказган на склонах Каратау.

  8. В __________ тысячелетии до н.э. вымерли мамонты и шерстистые носороги, из-за сильно теплого и засушливого климата.

  9. В период позднего палеолита стали использовать ____________- короткое метательное копье, _______________ - орудие с зазубренным костяным наконечником для ловли рыб, _________ - связка из трех каменных шаров.

  10. Именно через ____________ развивался человек: его руки, речь, сознание.

  11. Первая форма родовой общности ____________________ род.

  12. ____________________ - это среднекаменный век.

За каждый правильный ответ – 1 балл Итог- 15 баллов.

videouroki.net

Обобщение по теме: «Жизнь древнейших людей. Древнейшие собиратели и охотники»

История Казахстана. 6 класс.

Тема: Урок обобщения и систематизации знаний (1 час).

Цель урока: обобщить и повторить знания учащихся по истории древнего Казахстана 1 раздела.

Задачи урока:

Образовательные: проверить и оценить, насколько учащиеся усвоили особенности развития человечества в эпоху первобытного общества.

Воспитательные: продолжить воспитывать глубокое уважение причастности к судьбе своей страны, патриотизма и ответственности. Прививать интерес к изучению прошлого.

Развивающие: продолжить развитие интереса к истории, к изучению своей Родины, развивать образное воображение, представление, уметь совершать заочное путешествие.

Оборудование: иллюстрации, рисунки, опорные схемы, кроссворд.

Метод обучения: проблемно – поисковый, словесный, наглядный.

Ход урока:

Организационный момент:

Вступительное слово учителя.

-Ребята! Уроку нас сегодня необычный, мы с вами совершим увлекательное путешествие по стране «Древнейшие собиратели и охотники». Мы с вами изучили первый раздел истории Древнего Казахстана, познакомились с науками, которые помогают изучить историю, изучили, как жил человек в первобытнообщинном строе. И сегодня, отправляясь в это путешествие, мы закрепим все эти знания. Но прежде, чем отправиться в это путешествие, как вы думаете, что необходимо сделать? Ребята, нам нужно купить билеты, кассиром буду я, за правильные ответы получите билет в путешествие.

На столе разложены билеты, каждый учащийся выбирает себе билет, на обратной стороне вопрос, на которой ученик должен ответить.

Вопросы:

1. Первый человек на территории Казахстана?

2. Когда жил неандерталец?

3. Кто является Президентом РК?

4. Что относится к государственным символам РК?

5. Сколько областей в Казахстане?

6. На сколько рас делятся народы мира?

7. Первое занятие древних людей?

8. Временные рамки палеолита?

9. Животные, на которых охотились люди?

- Куплены билеты, все готовы к путешествию в страну «Древнейшие собиратели и охотники». Но , что мы видим – врата в страну закрыты, надо открыть этот замок. Чтобы его открыть, нужно ответить на вопросы.

- Археологическая периодизация истории Казахстана делится на эпохи. Назовите их?

Археологическая периодизация

истории Казахстана

ЭПОХА ЖЕЛЕЗА

ЭПОХА КАМНЯ

ЭПОХА БРОНЗЫ

Молодцы , ребята, вы правильно ответили на вопрос, врата открываются, и мы с вами попали в страну «Древнейшие собиратели и охотники».

1 станция « Жизнь первобытных людей»

1. Угадай основное занятие древнего человека.

Основное занятие

древнего человека

СОБИРАТЕЛЬСТВО ОХОТА РЫБОЛОВСТВО

2. С помощью каких орудий труда первобытные люди отправлялись на собирательство, охоту, рыболовство? На доске вывешаны орудия труда древнего человека, каждый учение должен определить, с помощью каких орудий труда он отправлялся на собирательную,охоту, рыболовство? Назовите их?

1. Топор, лук.

2. Палка – копалка.

3. Дубинка.

4. Копья.

5. Гарпун.

6. Рубило, резак, скребло.

2 станция «Расставить по порядку»

К доске выходит ученик, периоды расставлены неправильно, нужно расставить их по порядку.

1. Археологические периодизация

каменного века

ЭНЕОЛИТ

НЕОЛИТ

ПАЛЕОЛИТ

МЕЗОЛИТ

Археологические периодизация

каменного века

ПАЛЕОЛИТ

МЕЗОЛИТ

НЕОЛИТ

ЭНЕОЛИТ

2. Археологическая периодизация

ПИТЕКАНТРОП

АВСТРАЛОПИТЕК

КРОМАНЬОНЕЦ

СИНАНТРОП

НЕАНДЕРТАЛЕЦ

Археологическая периодизация

АВСТРАЛОПИТЕК

ПИТЕКАНТРОП

СИНАНТРОП

НЕАНДЕРТАЛЕЦ

КРОМАНЬОНЕЦ

3 станция «Восстановите порядок».

Показать стрелками, какому периоду соответствует данный век.

1. ПАЛЕОЛИТ НОВОКАМЕННЫЙ ВЕК

МЕЗОЛИТ ДРЕВНЕКАМЕННЫЙ ВЕК

НЕОЛИТ СРЕДНЕКАМЕННЫЙ ВЕК

Показать стрелками, в каком периоде было изготовленр орудие труда древнего человека.

2. ПАЛЕОЛИТ МОТЫГА, ПЛУГ

МЕЗОЛИТ ПАЛКА-КОПАЛКА, ДУБИНКА

НЕОЛИТ СКРЕБЛО ЛУК И СТРЕЛЫ

4 станция «Отыщи слово!»

Если в колонки по горизонтали будут правильно вписаны слова, значение которых здесь указано, то по вертикали можно отыскать слово, обозначающее самое первое занятие древнего человека.

1. РЫБОЛОВСТВО

2. ОХОТА3. СКРЕБОК4. РУБИЛО5. ГАРПУН6. МАМОНТ7.ТОПОР8. ПЕЩЕРА9. ПЛОТ

10.ВОЖДЬ

11.СОБАКА

12.МОТЫГА

13.СКОТОВОДСТВО

14. КОПАЛКА

1.Занятие древнего человека, при котором нужен был гарпун. ( рыболовство)

2. Одно из первых занятий древнего человека. (охота)

3. Орудие труда человека 30-20 тысяч лет назад. (скребок)

4. Первое орудие труда человека из камня 200 тысяч лет назад. (рубило)

5. Орудие труда из кости или рога. (гарпун)

6. Огромное животное, на которое охотились люди. (мамонт)

7. Одно из каменных орудий труда 13-7 тысяч лет назад. (топор)

8. Первое жилище человека. (пещера)

9. Одно из первых средств передвижения древних людей по воде. (плот)

10. Предводитель рода, избиравшийся на время войны. Позже власть его стала наследственной. (вождь)

11. Первое домашнее животное. (собака)

12. Орудие земледельца 13-7 тысяч лет назад. (мотыга)

13. Занятие древнего человека, возникшее из охоты. (скотоводство)

14. Самое древнее и простейшее орудие труда 200 тысяч лет назад. (копалка)

5станция историческое лото «Подумай и отгадай»

Учащимся раздаются игровые карты. На каждой игровой карте три ряда слов. У меня лежат фишки с ответами. Я выбираю фишку и зачитываю вопрос. Ученик, знающий правильный ответ, должен поднять руку и ответить на этот вопрос. Отвечает тот, кто первый поднимает руку и правильно ответит на вопрос. Если ответ верен, фишка переходит к игроку, он закрывает ею слово на карте. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Историческое лото «Подумай и отгадай»

СТАДО

РУБИЛО

ОКОЛО 1МЛН. ЛЕТ

ТОМУ НАЗАД

ВЕК

СЕРП

МОТЫГА

МАМОНТ

ПЛОТ

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

ВОПРОСЫ:

1. Название первого человеческого коллектива? (стадо)

2. Отрезок времени, равный 100 годам? (век)

3. Огромное животное, на которое охотились люди? (мамонт)

4. Первые люди на территории Казахстана появились? (около 1 млн. лет тому назад)

5. Орудие труда из меди 5-6 тысяч лет назад, с помощью которого убирали урожай? (серп)

6. Одно из первых средств передвижения древних людей по воде? (плот)

7. Первое орудие труда человека из камня 2 тысячи лет тому назад? (рубило)

8. Орудие для возделывания земли 13 тысяч лет назад? (мотыга)

9. Занятие древнего человека, возникшее из собирательства? (земледелие)

6. Следующее задание направлено на знание дат по пройденным материалам.

Древнекаменный век палеолит – 2,5 млн лет назад – 3 тысяч лет до н. э.

Древний нижний палеолит (ранний ) – 2, 5 млн – 140 тысяч лет до н. э.

Средний палеолит – 140- 40 тысяч лет до н. э.

Верхний палеолит (поздний) – 40 – 12 тысяч лет до н. э.

Среднекаменный век мезолит - 12 – 5 тысяч лет до н. э.

Новокаменный век неолит – 5 – 3 тысяч лет до н. э.

Энеолит меднокаменный век –3000 – 1800 тысяч лет до н. э.

7. БРЕЙН –РИНГ

1. Почему древний период истории называют каменным веком?

(Потому, что орудия труда изготовлены из камня.)

2. Энеолит это….. (меднокаменный век)

3. Первый человек, появившийся на территории Казахстана, был современником….(питекантропа)

4. Какое значение имело использование огня?

(Огонь защищал от хищников, согревал и позволял готовить пищу.)

5. Какие животные обитали в период похолодания? (Мамонты, шерстистые носороги, бизоны.)

6. Хронологические рамки мезолита? ( 12 - 5 тысяч лет до н. э.)

7. Хронологические рамки неолита? (5 – 3 тысяч лет до н. э.)

8. Когда стал формироваться современный тип человека? ( 40- 35 тысяч лет до нашей эры)

9. Когда началось похолодание на Земле? (Около 100 тысяч лет назад)

10. Человеческое стадо это… ( первые коллективы людей, состоящие из 30-50 человек. Они должны обороняться от животных и охотится сообща

Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание. Спасибо всем за участие, желаю дальнейших успехов в учёбе.

kopilkaurokov.ru

Древнейшие люди

Изучение нового материала

-Какие версии происхождения человека вам известны?

-Как вы думаете, а какой из этих версий придерживаются ученые – историки? (Подвожу учащихся к выводу: человек – потомок обезьяны)

Учение о постепенном развитии животного мира и о происхождении человека от обезьяны впервые разработал великий английский ученый Ч. Дарвин.

Ученые не могут точно воссоздать картину жизни наших далеких предков. Этот период таит в себе множество загадок.

-Как вы думаете, почему нам так мало известно об истории первобытного общества?

-Какие из видов исторических источников позволяют историкам узнать о жизни первобытных людей?

-Как называют ученых, которые занимаются поиском и изучением вещественных источников?

Согласно научным данным первобытные люди появились на земле около 2,5 млн лет назад. Где же жили древнейшие люди?

Работа с картой:

Историческая карта, как важный источник информации, нужна нам сегодня на уроке. Откройте страницу № 7 вашего учебника. Перед вами – карта восточного полушария Земли с материками Евразия, Африка, Австралия. Легенда карты поясняет нам, где располагается ПРАРОДИНА человечества (находим область на карте).

- На каком материке находится искомая область?

- Какая часть материка включает искомую область?

- Что такое, по-вашему, прародина?

Прародина - первоначальное место обитания рода, потомки которого затем заселяли и другие места.

(физическая карта Восточного полушария)

Таким образом, прародиной человечества большинство ученых считает Восточную Африку. Но до сих пор ученые спорят по вопросу о том, где зародилось человечество. Одни полагают, что родиной человека является Южная и Восточная Африка. Другие считают, что было несколько центров возникновения человека, в том числе в Азии и Южной Европе (учитель показывает по карте называемые территории).

- Почему прародина человека предположительно находится именно на этих территориях? Что их объединяет?

- По каким признакам ученые смогли сделать вывод о месте нахождения прародины человека?

(Учащиеся говорят об археологических раскопках, учитель акцентирует внимание учащихся на наиболее древние стоянки человека, показывая их на карте) (родиной человечества является Африка).

Именно здесь в Африке были обнаружены останки ближайших предков человека. Их назвали австралопитеками – «южными обезьянами». Они появились на земле около 6 млн лет назад.

-Когда появились первые люди на земле?

Первый человек получил название «человек умелый». Он умел делать простейшие орудия труда, заостряя края камней.

-Что такое орудия труда?

Орудия труда – то, с помощью чего человек осуществляет трудовую деятельность.

Из поколения в поколение предки человека накапливали и передавали опыт, их мозг развивался. Более миллиона лет тому назад возник следующий после человека умелого вид древнейших людей — «человек прямоходящий». Он был выше ростом, имел больший объем головного мозга. Но самое главное — он умел изготовлять и совершенствовать различные орудия труда.

Работа с иллюстрациями:

1.Как выглядел древнейший человек: что у него было общего с животными? чем он похож на современных людей?

2.Чем можно доказать, что на картинках изображены люди, а не животные?

Подводим учащихся к выводу: главным отличием древнейших люде от животных было умение изготавливать орудия труда.

3.Рассмотрите иллюстрации и назовите первые орудия труда древних людей.

Первые орудия труда древних людей: рубило, палка-копалка, копье.

4.Предположите, что древние люди могли делать с помощью этих орудий труда?

-Как же древние люди добывали себе пищу?

Подводим учащихся к выводу: основные занятия древних людей – охота и собирательство.

-Предположите, на кого и как мог охотиться древний человек?

-Проверти свои предположения, прочитав соответствующий пункт параграфа: в чем вы оказались правы, а в чем допустили ошибку?

-Какие продукты могло принести собирательство? (Среди объектов собирательства желательно назвать зерна диких злаков, что в дальнейшем поможет учащимся понять, как из собирательства возникло земледелие.)

Древнейшие люди, как и многие животные, жили группами.

-Как вы думаете, почему?

Подводим учащихся к выводу: древний человек мог выжить только в группе.

Эти группы называют человеческими стадами. Они были столь же непрочными объединениями, как и стада животных.

Человеческое стадо – коллектив древнейших людей.

Люди постепенно создавали всё более сложные орудия труда. Их пальцы вытянулись и стали ловкими. Мозг человека развился и увеличился. Все эти перемены заняли много времени. Так появился «человек разумный». Около 40 тысяч лет тому назад в Африке появились наши прямые предки. Их называют кроманьонцами (по месту находки их скелетов — пещеры Кро-Маньон во Франции). Строение тела и внешний вид кроманьонца и современного человека почти совпадали.

Около 40 тысяч лет тому назад появился человек современного вида, «человек разумный».

omedicin.ru


Смотрите также