Египет древний скульптура. Древний Египет: скульптура и искусство как источник культуры древнего мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний Египет: скульптура и искусство как источник культуры древнего мира. Египет древний скульптура


Древний Египет Скульптура Живопись Декоративное

>Древний Египет Скульптура Живопись Декоративное искусство Древний Египет Скульптура Живопись Декоративное искусство

> Изобразительные законы Независимо от своего масштаба, от колоссально больших статуй до малых фигурок Изобразительные законы Независимо от своего масштаба, от колоссально больших статуй до малых фигурок — все они отвечают одним и тем же изобразительным законам. Эти законы могут быть сведены к двум главным: 1) закону фронтальности, то есть к тому, что статуи возводятся для того, чтобы быть созерцаемыми с фронтальной стороны, 2) закону осевой симметрии, то есть к тому, что фигура разделяется на две части вертикальной осью.

> Эмалированная фигурка фараона Сети I (Британский музей, Лондон) Шаблон, которому Эмалированная фигурка фараона Сети I (Британский музей, Лондон) Шаблон, которому с необходимостью надлежало следовать, устанавливал четкие пропорции различных частей тела и способы, которыми они должны были изображаться

> Материал статуй Любовь египтян к вечным материалам объясняется потребностью в Материал статуй Любовь египтян к вечным материалам объясняется потребностью в том, чтобы статуя покойника не разрушалась с течением времени. Камень был излюбленным материалом, поскольку его прочность обеспечивала длительную сохранность. С другой стороны, развитию каменной скульптуры способствовало и изобилие данного материала в Египте. Как правило, используемыми камнями являлись известняк, сланец, диорит, базальт, красный гранит (употреблявшийся для саркофагов), обсидиан и порфир. Реже применялись древесина и металл. Дерево обычно использовалось в статуях, которые прилагались к каменным скульптурам, между тем как золото, изобиловавшее в золотых приисках реки, Статуя правителя Сенби (41 см широко применялось в украшении высотой) , дерево саркофагов.

>Образцы и типы скульптуры: изображение фараона Условно существуют две типологии для изображения персонажей Образцы и типы скульптуры: изображение фараона Условно существуют две типологии для изображения персонажей божественного сана: сидящая или стоящая.

> • В модели сидящей статуи фигура сочленяется под прямыми углами, образуя

• В модели сидящей статуи фигура сочленяется под прямыми углами, образуя единое целое из двух планов блока — одного вертикального, а другого горизонтального. • Руки покоятся на бедрах или скрещены на груди, причем без каких -либо зазоров между руками и туловищем. • Симметрия объемных масс является совершенной.

> • В модели персонажей, изображенных стоящими, туловище пребывает в выпрямленном • В модели персонажей, изображенных стоящими, туловище пребывает в выпрямленном положении, а его объем равномерно распределяется по обе стороны оси. • Как правило, руки вытянуты вдоль туловища со сжатыми кулаками, а левая нога выставлена вперед, начиная шаг. • Нанесение краски подчеркивает отдельные черты персонажа, например, тонкие усы.

>Прочие скульптуры Лица, не обладающие божественным саном, такие как чиновники и слуги,

Прочие скульптуры Лица, не обладающие божественным саном, такие как чиновники и слуги, ваяются с большим реализмом. Одной из таких семейных групп является семья карлика Сенеба времен VI династии. Супружеская пара изображена сидя. Оба ребенка, изображенные в уменьшенном размере, стоят перед ними, прислоненные к каменной стене в том месте, где находились бы ноги отца, если бы он не был карликом. Различие в выражениях лиц — серьезное у Сенеба, приветливое у его супруги и миловидной робости у детей — придают всей группе бесспорное очарование.

>богиня Хатхор и фараон Микерина богиня Хатхор и фараон Микерина

> Одним из самых выдающихся изображений божественного величия фараонов Древнего Царства является

Одним из самых выдающихся изображений божественного величия фараонов Древнего Царства является "Триада царя Менкауры» (гранит, высотой 97 см) из храма данного монарха в Гизэ, которая хранится в Египетском музее в Каире. В этой скульптурной группе фараон в сопровождении богини Хатхор был высечен в несколько выступающем плане по отношению к обоим женским персонажам, хотя его более тесное отношение к богине подчеркнуто одинаковым расположением ног. Тем не менее весь ансамбль излучает красоту молодости и гармонии как идеальный символ жизни и вечности

>фрагмент триады из Микерин в Гизе Др. царство фрагмент триады из Микерин в Гизе Др. царство

>Скромное, но реалистичное изображение мужской фигуры «Сидящего писца» (высотой 53, 5 см), которая хранится

Скромное, но реалистичное изображение мужской фигуры «Сидящего писца» (высотой 53, 5 см), которая хранится в Лувре. Это статуэтка из гробницы, построенной в Саккаре важным вельможен по имени Кай. Выражение лица этого персонажа впечатляет своей загадочной улыбкой и пристальностью взгляда. Предназначенная обеспечивать бессмертие усопшего, данная статуэтка пребывает в спокойной позе, лишенной напряженности мышц.

> Позже произошли Позже произошли существенные изменения в изобразительном искусстве. Неизменное выражение лица и устремленный в бесконечность взгляд, статика туловища, которые были столь характерны для царей, преобразились в меланхолическую позу

> Во времена Нового Царства создаются невиданные фигуры, именуемые колоссами , которые устанавливаются

Во времена Нового Царства создаются невиданные фигуры, именуемые колоссами , которые устанавливаются снаружи храмов. Их считали посредниками между миром богов и земным миром. Колоссы продолжали следовать типажам египетской скульптуры, сидящим или стоящим, и в этом случае они несли в себе классические атрибуты бога Озириса: скрещенные на груди руки с бичом и посохом, длиннополую мантию и ноги вместе. Они обычно расставлялись группами, по два или по четыре. Высеченный в скале храм Рамзеса II в Абу-Симбеле

>Фасад храма, построенного в Абу-Симбе-ле по распоряжению Рамзеса II в честь царицы Нефертари, главной Фасад храма, построенного в Абу-Симбе-ле по распоряжению Рамзеса II в честь царицы Нефертари, главной его супруги в молодости, и в честь богини Хатхор. В этом высеченном в скале фасаде имеются семь контрфорсов, центральный из которых обеспечивает доступ внутрь храма

>Требования нового стиля поддерживались также в скульптуре высших сановников. Основными сохранившимися чертами были Требования нового стиля поддерживались также в скульптуре высших сановников. Основными сохранившимися чертами были длина шеи и деформированность черепа.

>Бюст царицы Нефертити, супруги Эхнатона являет собой портрет из расписного известкового камня с инкрустацией Бюст царицы Нефертити, супруги Эхнатона являет собой портрет из расписного известкового камня с инкрустацией глаз стеклом. Элегантные черты ее лебединой, необычайно стройной шеи еще более подчеркиваются голубой тиарой, которая венчает ее голову. Чувственные линии ее губ, скул, подбородка и носа придают ее лицу в высшей степени стилизованную красоту. В этот период скульптура решительно утверждает чувственность женского тела. Сладострастие без какой бы то ни было сдержанности проступает под тонкой прозрачной тканью, покрывающей тело.

>Различные рельефы (выпуклый и вогнутый) Различные рельефы (выпуклый и вогнутый)

>Живопись Живопись

>В Древнем Египте цель живописи и рельефа состояла в том, чтобы увековечить жизнь усопшего В Древнем Египте цель живописи и рельефа состояла в том, чтобы увековечить жизнь усопшего в потустороннем мире. Поэтому художественный интерес как таковой отсутствовал. По этой причине египетское искусство не воспроизводит пейзажей и не передает чувств или эмоций. Как в живописи, так и в рельефе имеются два основополагающих принципа, которые воплощены во всех изображениях: правильность геометрических форм и созерцание природы.

> Декоративной темой данной части является культ Солнца. Солнечный диск пересекает небо Декоративной темой данной части является культ Солнца. Солнечный диск пересекает небо на своей лодке, в то время как внизу Ра-Горахте, Владыка Неба с головой сокола, принимает угощение и восхваления от Афенмута

> Применение дополнительных надписей, наподобие повествовательных полос на нейтральном фоне. Живопись и

Применение дополнительных надписей, наподобие повествовательных полос на нейтральном фоне. Живопись и рельеф кажутся одним большим иероглифом, в котором гармонично сосуществуют пиктограммы и фигуры.

> Правила в изображении человеческой фигуры • Самое главное при изображении фигуры человека: чтобы Правила в изображении человеческой фигуры • Самое главное при изображении фигуры человека: чтобы можно было прекрасно различить каждую из частей тела. Таким образом, человеческая фигура в одинаковой степени включает в себя черты в профиль и в фас: голова изображается в профиль с глазом в фас; верхняя часть туловища (плечи и грудная клетка) в фас, но с грудью и руками в профиль; таз повернут на три четверти; ноги и ступни в профиль. • Кроме того, обе ступни позволяют разглядеть на первом плане большой палец, и большой же палец всегда виден на обеих руках.

> Цветовая палитра, использовавшаяся египетскими художниками, была, как правило, не Цветовая палитра, использовавшаяся египетскими художниками, была, как правило, не очень широкой. Ее применение не было отражением действительности, а отвечала строгим нормативам, установленным канонами. Так, зеленый цвет был выражением жизненных надежд, цветом нежного папируса, который окрашивал воды реки накануне наводнения. Это был цвет, предвещавший возрождение растительности, молодость. Поэтому Озирис, бог мертвых, в соответствии с данной символикой изображался в зеленых тонах. Черный цвет символизирует благородный чернозем, несущий в себе питательный ил, он являлся кеми, смертью, отчего это был цвет непреложного сохранения и возвращения к жизни после смерти. Красный был цветом зла, необитаемой и бесплодной земли. Изображенные в этом цвете животные (ослы, собаки) считались вредоносными дьяволами. Кроме того, красной краской писались слова, которые несли недобрые предзнаменования. Белый цвет является синонимом утренней зари, признаком победы и радости. Этот цвет применялся к короне Верхнего Египта (юг страны) и изображался в виде высокой короны на висках, имеющей форму белого цветка лотоса. Ярко-желтый цвет был вечностью, нетленной плотью богов; отсюда широкое применение золота во всех видах искусства и ко всевозможным материалам. Синий и голубой цвета обладали разным значением. Синий символизировал волосы божеств. Голубой являлся очищающей водой, цветом моря и обещанием новой жизни. Человеческой фигуре, естественно, тоже назначались некоторые конкретные цвета. Женщина изображалась с бледно-желтым или розовым цветом кожи, в то время как к образу мужчины применялся темно-красный или коричневый цвет. • Нейтральный цвет, применяемый к фону, исключает любую возможность намека на изменения света или тональности в сценах.

> Гробница В погребальных склепах знатных персон живопись превращается почти в Гробница В погребальных склепах знатных персон живопись превращается почти в самостоятельное искусство

>Гробница царицы Нефертари, погребальные помещения. Гробница царицы Нефертари, погребальные помещения.

>Цвета приобрели тончайшее разнообразие. Краситель уже не наносится ровным матовым слоем, а смешанные краски Цвета приобрели тончайшее разнообразие. Краситель уже не наносится ровным матовым слоем, а смешанные краски создают мягкие тональные переливы, открывая переход к полупрозрачным зонам. Этот фрагмент наполняет изображение подробностями в описании одежд и причесок, давая возможность рассмотреть даже косы. Фрагмент росписей прихожей гробницы Нефертари.

>Сцена из гробницы писца Нахта эпохи XVIII династии в Фивах, которая изображает группу женщин, Сцена из гробницы писца Нахта эпохи XVIII династии в Фивах, которая изображает группу женщин, играющих на флейте, лютне и арфе на поминках. Своей известностью эта роспись обязана необыкновенной оригинальности, которую художник внес как в движения, так и в позы и ситуации. Так, например, обнаженная девушка, играющая на лютне, вьаделяется среди других благодаря цвету и гибкости изображенного тела.

>группа музыкантш и танцовщиц на стене гробницы группа музыкантш и танцовщиц на стене гробницы

>В 1923 г. британский археолог Ховард Картер и его меценат лорд Карнавон открыли в В 1923 г. британский археолог Ховард Картер и его меценат лорд Карнавон открыли в Долин Царей у Фив нетронутую гробницу Тутанхамона, молодого фараона XVIII династии. Вскрыв ее, они были потрясены бесчисленными богатствами, содержащимися в четырех ее залах. Сундуки с разноцветными инкрустациями, гипсовые кувшины, вырезанные головы животных, троны, кресла, части позолоченных колесниц, две статуи, расположенные по бока другой закрытой двери. Эта дверь вела в погребальный склеп с расписными стенами, в котором находилась позолоченная и покрытая инкрустацией гробница с саркофагами и мумией фараона. За погребением находилось другое помещение, сокровищница, наполненна драгоценностями и восхитительными предметами

>Профиль маски Тутанхамона Профиль маски Тутанхамона

>Декоративные виды искусства Колье из покрытого глазурью жемчуга Декоративные виды искусства Колье из покрытого глазурью жемчуга

>Опахало, или церемониальный веер из На краю несколько дерева, покрытого приспособлений для Опахало, или церемониальный веер из На краю несколько дерева, покрытого приспособлений для золотом закрепления перьев страуса.

>Ложка Ложка " Пловчиха" (резное дерево и слоновая кость, 32 см). Эта утонченная резьба изображает служанку, несущую сосуд для ароматической мази, который украшен головой селезня

present5.com

Скульптура Древнего Египта - путеводитель

Скульптура Древнего Египта

4. Скульптура Нового Царства

5. Амарнский период

6. Скульптура Позднего Царства

Более пяти тысяч лет назад в долине нижнего течения Нила начали появляться первые маленькие рабовладельческие государства. В конце четвертого тысячелетия до нашей эры правитель одного из них подчинил себе всю страну и создал царство, находившееся немного южнее Каира - левый берег Нила. В 2800 году до нашей эры правителем в этом государстве стал фараон Хуфу. Его имя историки позже изменили, и он стал называться Хеопсом. Так величают его, и по сей день.

Наибольшую роль в формировании скульптуры древнего Египта сыграл ранний (с 4000 до 3000 гг. до н. э.) период египетской истории и время раннего Царства (с 3000 до 2000 гг. до н. э.). Великие архитектурные сооружения древнего Египта - пирамиды, которые удивляют своим совершенством. Самая известная из них - пирамида Хеопса, она достигает 146 метров в высоту и сложена из многотонных каменных глыб (2300 шт.).

Вокруг пирамиды фараона гробницы всевозможных вельмож и чиновников. Этот "Город мертвых" был своеобразным переходом в мир загробный. Египтяне свято верили в особенности загробной жизни и пытались обеспечить "уходящих" людей в иной мир всем, что им могло бы потребоваться при жизни. Религия египтян гласила, что счастливая жизнь после смерти будет дана только знатным людям.

Египетская религия представляла собой собрание разнообразных культов, которые многократно изменялись. В древнем Египте почитались многие божества, скульптуры которых больше походили на зверей, например, имели рога, собачьи головы, или другие признаки животных. Однако существовали так же и божества единые для всего древнего Египта, храмы и скульптуры, которые строились по всей стране: Ра, Гор, Сет, Исида, Осирис и другие.

Осирис правил в Египте еще до того, как стал богом, и память о благих деяниях которого заставляла отождествлять его с принципами добра. В то время, его убийца - Сет (Сетх) отождествляет собой зло. Эта легенда имеет так же и другое объяснение: Осирис является заходящим солнцем, поглощаемый темнотой. Скульптура Осириса в древнем Египте часто имеет вид мумии, его атрибутами являются эмблема Нила - крестик с ушком наверху и кнут, как символ власти. Иногда скульптура Осириса изображается с головой быка.

Скульптура богини Исиды представляет собой голову с ушами коровы. На ней располагается символ вселенной. Отличительные черты скульптуры Исиды - двойная корона, диск, символизирующая власть над Нилом, а так же рога на голове. С головой птицы ибиса, изображался бог Тот, олицетворяющий божественный разум сотворивший вселенную. Также он являлся богом письма, и организатором мира, разогнавшим мрак и рассеявшим потемки души. В его обязанности входило наблюдение за подъемом воды в период разлива Нила.

Египетских фараонов часто отождествляли с восходящим солнцем, и они получали титул сыновей бога Ра - Амон-Ра. Во время праздников, следуя традициям, несли статую этого бога в сопровождении толп девушек. Практически каждому божеству в древнем Египте придавали форму скульптуры, и часто, какое либо животное было посвящено каждому из них. Вернемся к "городу мертвых", где рядом с пирамидами находились гробницы знати. В одной из экспозиций Эрмитажа выставлены каменные скульптуры из гробниц древнего Египта, которые в прошлом были ярко раскрашенными.

О разработанном каноне свидетельствует характер изображений и их композиционные решения. Так, например, в древней скульптуре в гробнице Нимаатра есть фигура вельможи, находящегося за столом, она в разы превосходит по величине слуг, которые подают ему еду. В иной технике выполнен рельеф из гробницы Мирираанха: скульптура не выпуклая, а врезанная в камень.

Другой памятник архитектуры древнего Египта из коллекции Эрмитажа - скульптура фараона Аменемхета 3-го, который правил в период объединения страны, расцвета культуры и роста городов. Фигура фараона представлена в традиционной позе. Мастера стремились передать индивидуальность в портретных чертах.

Немес - характерный головной убор с изображением священной змеи, а также три имени фараона, начертанные в картуше, указывают на то, что перед нами владыка всего древнего Египта. На лице царя видны такие черты: большие скулы и узкие, глубокие глаза. В коллекции Эрмитажа находится ряд важных произведений в виде бытовых и культовых скульптур древнего Египта, в частности статуя дочери верховного бога Ра - богини Мут. Она была богиней войны и палящего зноя.

Монументальная древняя скульптура, сотворенная в годы правления Аменхотепа III, раньше находилась на территории крупнейшего храма того времени в Карнаке. Нельзя не остановиться на еще одной группе скульптур древнего Египта - статуях Аменемхеба, его жены и матери. Царский писарь и градоначальник Фив был великим человеком по тем временам. Скульптор смог передать мягкость и упругость форм тела человека, но сохранил при этом многие из традиционных черт: торжественность поз, фронтальность, статичность, и т.п. Особенно впечатляют женские фигуры, к примеру, возраст матери и жены изображен одинаковым. Это говорит о вере древних египтян в вечную молодость и покой в загробном мире.

Характерно и изображение архитектора древнего Египта - Имхотепа, знаменитого храмом фараона Джоссера и своей ступенчатой пирамидой в Саккаре. Древняя скульптура из черного базальта, изображающая Имхотепа завораживает своим изяществом. Все та же торжественная статичная поза сидящего мудреца со свитком папируса на коленях, свидетельствуют о том, что человек играл очень важную роль в древнем государстве. Как скульптура архитектора, так и сооруженная им пирамида, доносят до нас неповторимую красоту, величие и сказочность древнего Египта.

1. Скульптура Раннего Царства

Скульптура раннединастического периода происходит в основном из трёх крупных центров, где находились храмы -- Она, Абидоса и Коптоса. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Большая группа памятников была связана с обрядом "хеб-сед" -- ритуалом обновления физической мощи фараона. К этому виду относятся типы сидящих и идущих фигур царя, исполненных в круглой скульптуре и рельефе, а также изображение его ритуального бега -- характерное исключительно для композиций в рельефе.

К списку хеб-седных памятников принадлежит статуя фараона Хасехема, представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов: фигура имеет правильные пропорции и объемно смоделирована. Здесь уже выявлены основные черты стиля -- монументальность формы, фронтальность композиции. Неподвижна поза статуи, вписывающейся в прямоугольный блок трона, в очертаниях фигуры преобладают прямые линии. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени, являясь характерным стилистическим признаком портретов Раннего царства. К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь рост Додинастический период. Древний Египет додинастического периода уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела.

Новые черты появились и в рельефах. Если в предшествующую эпоху мастера обычно предпочитали многофигурные композиции, то теперь они стремились к лаконичной форме выражения. Чем больше в изображениях отброшено второстепенных, частных признаков, тем сильнее выступает главное и существенное в образе, приобретающем многозначный смысл, возводящий его в категорию символа. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Здесь художник нашел простые и емкие по значению изобразительные средства. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада "серех", который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя.

Строгое вертикальное членение фасада, аналогичное архитектурным сооружениям, контрастирует в стеле Джета с гибким телом змеи. Изображение сокола Гора, входившее в состав имени фараонов нулевой династии и Раннего Царства, являлось образцом каллиграфического написания соответствующего иероглифического знака.

В композиции можно заметить смещение изображений влево относительно рамки стелы и центральной вертикальной оси. Этот прием основан на ритмическом равновесии пропорций "золотого сечения".

скульптура египет пирамида архитектурный

2. Скульптура Древнего Царства

От эпохи Древнего Царства сохранилось много скульптурных памятников, большинство из которых имело ритуальное назначение. Погребение и храмы изобилуют портретными изображениями двойников умерших -- ка, в которых сложились портретного искусства Египта. Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и "гизехские головы" -- слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений.

Статуарные композиции в Древнем Царстве строго следовали определённому количеству канонизированных типов. Особенное распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой, сидящие на троне или коленопреклонённые. Широко применялся канонический тип статуи писца. В связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, а также тщательное декоративное оформление статуй, которые, несмотря на каноническую композицию, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет -- живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки; царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера, известной под названием "Сельский староста"). В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки, изображавшие работающих людей. Здесь канон соблюдён менее строго, хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в положении фигуры.

Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. В них появляется сюжетная повествовательность, особенно характерная для ритуальных изображений в гробницах. Постепенно складывается строгая система их размещения: у входа в храм или в гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца гробницы во весь рост. Далее вдоль стен коридоров следуют изображения носителей даров, сюжетно направленные к средней нише с ложным входом. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Такие ансамбли выполнялись группой мастеров по единому замыслу, строго соответствующему характеру архитектурного решения. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Рельефные композиции дополнялись росписью.

3. Скульптура Среднего Царства

Значительные изменения в скульптуре происходит именно в Среднем Царстве, что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, получивших самостоятельность в период распада. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно, изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей, напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры саркофагов. К этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра, изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками. Стиль отличает большая доля условности и обобщенности, в целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи. В дальнейшем скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости: раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц.

Со временем меняется и иконография царей. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место в изображениях настойчивым попыткам передать человеческую индивидуальность. Расцвет скульптуры с официальной тематикой приходится на время правления Сенусерта III, который изображался во всех возрастах -- от детского до зрелого. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III. Оригинальной находкой мастеров местных школ может считаться тип кубической статуи -- изображение фигуры, заключенной в монолитный каменный блок.

Искусство Среднего Царства -- эпоха расцвета пластики малых форм, связанных в большинстве своём по-прежнему с погребальным культом и его обрядами (плавание на ладье, принесение жертвенных даров и др.). Статуэтки вырезались из дерева, покрывались грунтом и расписывались. Нередко создавались целые многофигурные композиции в круглой скульптуре (подобно тому, как это было принято в рельефах Древнего Царства)

4. Скульптура Нового Царства

Искусство Нового Царства отличается значительным развитием монументальной скульптуры, назначение которой теперь часто выходит за пределы сферы погребального культа. В фиванской скульптуре Нового Царства появляются черты, не свойственные доселе не только официальному, но и светскому искусству. Индивидуальность отличает портретные изображения Хатшепсут. В искусстве Нового Царства появляется скульптурный групповой портрет, в особенности изображения супружеской четы. Новые качества приобретает искусство рельефа. На эту художественную область оказывают заметное влияние некоторые жанры литературы, получившие в эпоху Нового Царства широкое распространение: гимны, военные летописи, любовная лирика. Нередко тексты, выдержанные в этих жанрах, соединяются с рельефными композициями в храмах и гробницах. В рельефах фиванских храмов налицо усиление декоративности, свободное варьирование техник барельефа и высокого рельефа в сочетании с красочными росписями. Таков портрет Амехотепа III из гробницы Хаемхета, сочетающий разную высоту рельефа и в этом отношении являющийся новаторским произведением. Рельефы по-прежнему располагаются по регистрам, позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной протяженности.

5. Амарнский период

Искусство Амарнского периода отличается замечательным своеобразием, которое вытекает прежде всего из характера нового мировоззрения. Самым необычным фактом является отказ от строго идеализированного, сакрального понимания образа фараона. Новый стиль нашел отражение даже в колоссах Аменхотепа IV, установленных в храме Атона вКарнаке. В этих статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, но и новое понимание портретности, которое теперь требовало достоверной передачи внешнего облика фараона вплоть до характерных особенностей строения тела. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, поэтому особым смыслом наполняется слово "маат" -- истина. Изображения Эхнатона -- любопытный пример сочетания достоверности с требованием предельной обобщенности и нормативности, свойственными египетскому искусству. Форма головы фараона, необычайно удлиненный овал лица, тонкие руки и узкий подбородок -- все эти черты бережно сохранены и отражены в новой традиции, но при этом все изобразительные приемы были закреплены на специальных образцах -- скульптурных моделях.

Характерные приемы изображения фараона были распространены и на членов его семьи. Откровенным новшеством стало изображение фигур целиком в профиль, что прежде не допускалось египетским каноном. Новым был и факт сохранения в портрете этнических черт: такова инкрустированная золотом и стекловидной пастой голова матери фараона, царицы Тии. Интимное лирическое начало проявляется в амарнских рельефах, исполненных естественной пластики и не содержащих канонических фронтальных изображений.

Кульминацией развития изобразительного искусства справедливо считаются произведения скульпторов мастерской Тутмеса. К их числу принадлежит и широко известная полихромная голова царицы Нефертити в синей тиаре. Вместе с завершёнными произведениями в раскопках скульптурных мастерских найдено и множество гипсовых масок, служивших моделями.

6. Скульптура Позднего Царства

Во времена Куша в области скульптуры навыки древнего высокого мастерства отчасти угасают -- так, портретные изображения на погребальных масках и статуях часто заменяются условно-идеализированными. Вместе с тем техническое мастерство скульпторов совершенствуется, проявляясь, главным образом, в декоративной области. Одной из лучших портретных работ является голова статуи Ментуемхета, выполненная в реалистической достоверной манере.

В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие "архаической улыбки", характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. В некоторых из них намеренно архаизированные формы, подражающие древним правилам, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. Так, в статуе приближенного фараонаПсаметиха I соблюден канон симметричного изображения сидящей фигуры, но, в нарушение его, левая нога сидящего поставлена вертикально. Точно также свободно сочетаются канонически-статичные формы тела и современный стиль изображения лиц.

В немногочисленных памятниках эпохи персидского владычества также преобладают чисто египетские стилевые черты. Даже персидский царь Дарий изображен на рельефе в одеянии египетского воина с жертвенными дарами, причем его имя написано иероглифами.

Скульптуры птолемеевского периода в своем большинстве также выполнены в традициях египетского канона. Однако эллинистическая культура повлияла на характер трактовки лица, внеся большую пластичность, мягкость и лиризм.

Скульптура Древнего Египта -- одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. Большой сфинкс в Гизеболее нигде не повторялся в натуральную величину, однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов. Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части, как правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Сохранилось огромное количество резных статуэток -- от фигур богов до игрушек и посуды. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Деревянные изображения рабов, животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире.

Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена. В традиционных статуях сидящих писцов столь же часто обнаруживается сходство с формой пирамиды (кубическая статуя).

Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях. Существовали определенные правила изображения египетских богов: так, бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса -- с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.

1. Каноническое изображение древних египтян

2. Искусство Древнего Египта. Афанасьева В. Луконин В. Померанцева Н. // Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. М. 1976

3. Искусство Древнего Египта. Шуринова Р. М. 1974--200с: ил.

4. Во времена Нефертити. Матье М. Э. М.-Л. 1965.

Размещено на Allbest.ru

Рекомендуем ознакомится: http://otherreferats.allbest.ru

worldunique.ru

скульптура и искусство как источник культуры древнего мира

Образование 12 января 2014

Одна из древнейших цивилизаций человечества возникла у истоков великой африканской реки Нил и носила название Египет. Эта страна оставила нам в наследство богатую культуру. Она потрясает разнообразием и многоплановостью.

Наибольшую известность получили египетские пирамиды. Эти монументальные сооружения служили гробницами для владык древнего царства – фараонов. Они рассказывают нам, каким был Древний Египет. Скульптура этой страны, инженерное искусство, гражданские и военные сооружения - это кирпичное и деревянное, каменное строительство. Использование камня в древнем царстве первоначально носило ритуальный характер и предназначалось для возведения усыпален египетских владык. Даже погребальные памятники знатных вельмож строились из кирпича, хотя допускалась внутренняя каменная отделка. Необходимо отметить, что пирамиды и все окружающие постройки представляли собой единый комплекс. По их эволюции можно судить о смене художественных форм, прославивших Древний Египет. Скульптура его претерпевала значительные изменения на всем протяжении истории этой страны.

Древний египет скульптура

Одной из традиций искусства нильской державы было высечение имен зодчих на памятниках, ими созданных. Скульптура древнего царства изобилует многочисленными пирамидами, одна из которых - знаменитая пирамида Хеопса - сохранилась до наших дней. Она является одним из чудес света. Кроме нее на западном берегу Нила соседствуют разные по форме и высоте пирамиды. Самыми интересными являются ступенчатая Джосера, Аменемхета, Сенурсета. Особенность гробниц-пирамид - это обилие многокрасочных росписей на стенах, а также рельефных скульптурных композиций. Древний Египет, скульптура его неразрывно связаны с переднеазиатскими и ближневосточными цивилизациями.

Искусство древнего Египта, скульптура

В эпоху Среднего царства значительно обогатились формы и цветовая палитра, поменялись объемы создаваемых предметов. Внутреннее убранство пирамид копирует жизнь страны порой в мельчайших подробностях. Скульптура Древнего царства Древнего Египта немыслима без придворных ваятелей. Большое внимание развитию живописи, скульптуры и зодчества уделяли фараоны двенадцатой династии, при этом требовали от мастеров правдивости и точности изображения. К примеру, изваяния фараона Сенурсета отличаются большим сходством с оригиналом. Авторы не пытались даже скрыть природные изъяны его внешности.

Скульптура древнего царства древнего ЕгиптаДревний Египет, скульптура, архитектура и прочие элементы материальной культуры - это не только пирамиды, но и храмы, статуи богов и бюсты фараонов, различные обелиски. О храмах древнего царства известно немного, если не брать в расчет поминальные сооружения при пирамидах. Единственный хорошо известный памятник этой эпохи - это храм царя Ниусерра вблизи современного арабского поселения Абу-Гураб. Он был не обычным, а особым, царским, и посвящен богу солнца Ра. Храм выполнен полностью из камня, частично с крытым входом, на стенах которого изображена природа, а также ритуальные манипуляции египетских жрецов. В глубине двора находился огромный приземистый обелиск из камня – символ Солнца.

К сожалению, искусство древнего Египта, скульптура, живопись, архитектура почти не дошли до нашего времени в первозданном виде.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Рисунки Древнего Египта. Культура и искусство Древнего ЕгиптаОбразование Рисунки Древнего Египта. Культура и искусство Древнего Египта

В результате объединения Нижнего и Верхнего царств к 3000 г. до н. э. сложилось Древнее государство. Согласно исчислению жреца Манефона, существовало тридцать династий. Государство развивалось по всем направлениям. Ос...

Как вызывать дьявола: заклинание и описание ритуалов разных культурДуховное развитие Как вызывать дьявола: заклинание и описание ритуалов разных культур

Многие люди, воспитанные в христианской культуре, с детства знакомы с таким персонажем религиозной доктрины и околоцерковного фольклора, как Сатана. Иначе его называют дьяволом, что на греческом языке означает «...

Новаторство – это что? Новаторство в литературе и искусстве. Чехов как новаторИскусство и развлечения Новаторство – это что? Новаторство в литературе и искусстве. Чехов как новатор

Новаторство в любой области – это нововведение, изобретение нового на основе старого, иногда сопровождающееся ломкой бывших традиций и устоев. Новаторство – это особый дар, способность изобретать и прогрес...

Что такое свиток, древняя книга, манускрипт? Как и из каких материалов их делали?Новости и общество Что такое свиток, древняя книга, манускрипт? Как и из каких материалов их делали?

Однажды пастух нашел в Кумранской пещере кувшины со свитками. Он не подозревал, какое это сокровище. Сейчас эти свитки находятся в музеях, их изучают специалисты. Это самые древние дошедшие до нас копии Священного Пис...

Архитектура современного города как наука и искусствоНовости и общество Архитектура современного города как наука и искусство

Архитектура современного города складывается созвучно постоянному развитию урбанистической культуры, индустрии, росту производительных сил общества. Социальный и технологический прогресс ускоряют и стимулируют дальней...

Культура Испании: музыка, изобразительное искусство и традиции. Кратко о культуре Испании и ее особенностяхНовости и общество Культура Испании: музыка, изобразительное искусство и традиции. Кратко о культуре Испании и ее особенностях

Культура и традиции Испании существенно отличаются от культурного наследия, обычаев и духовных ценностей других стран Европы. Многочисленных туристов привлекают колоритная атмосфера, темпераментность, приветливость и ...

Казанский государственный университет культуры и искусств: описание, специальности и востребованность выпускниковОбразование Казанский государственный университет культуры и искусств: описание, специальности и востребованность выпускников

Творческие и талантливые личности связать свою профессиональную деятельность с музыкой, танцами, театром, кино и другими сферами искусства могут только после получения образования. В Казани для таких людей создан спец...

Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ): факультеты и специальности, адрес, условия поступленияОбразование Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ): факультеты и специальности, адрес, условия поступления

Область культуры и искусств всегда манит абитуриентов. Многим хочется показывать свои таланты, развивать творческие способности. Однако не всем абитуриентам суждено исполнить свою мечту, ведь в учебных заведениях, пре...

Кемеровский институт культуры и искусства: обзор факультетов и отзывыОбразование Кемеровский институт культуры и искусства: обзор факультетов и отзывы

С 1969 года в городе Кемерово функционирует высшее учебное заведение, которое занимается подготовкой кадров для сферы культуры и искусства. Его название - Кемеровский институт культуры. Образовательная организация изв...

Алтайская государственная академия культуры и искусств (АГАКИ): факультеты, отзывыОбразование Алтайская государственная академия культуры и искусств (АГАКИ): факультеты, отзывы

Когда в Барнауле и других городах Алтайского края стартует приемная кампания, абитуриенты начинают изучать учебные заведения, предлагаемые ими направления подготовки. Творческие личности сразу обращают внимание на так...

monateka.com

Развитие скульптуры в Древнем Египте

Иным характером отличаются памятники, созданные в ряде местных центров, в частности при дворах правителей номов, расположенных в Среднем Египте. Именно в этих центрах развивались более передовые художественные направления в искусстве начала Среднего царства. Работавшие здесь мастера, унаследовав традиции искусства Древнего царства, творчески его переработали и создали памятники, имевшие большое значение в сложении нового направления в искусстве Среднего царства. Известная самобытность общественной среды способствовала преодолению местными художниками ряда традиции: для их произведений характерны поиски новых способов передачи окружающего мира, что соответствовало новым задачам, стоявшим перед искусством и вызванным всей сложившейся к началу 20 века исторической обстановкой.

Особый интерес представляют находимые в гробницах группы деревянных статуэток слуг и рабов, подчас изображающие целые бытовые сцены. Здесь и пастухи со своими стадами, и мастерская ткачей, и кухня в доме богатого вельможи, и лодка с гребцами, и носильщики, и отряды воинов, вооруженных то луками, то копьями и большими щитами. Эти статуэтки, помещавшиеся в гробницы для служения вельможе в потустороннем мире, отличаются разнообразием поз, живостью и непосредственностью. В них особенно чувствуется связь с народным искусством, они полны подлинной жизненной правдивости.

В период Среднего царства, чтобы усилить значимость верховной власти в создании народа, скульптурные изображения живых владык Египта, посвященные богам, стали устанавливать перед храмами и внутри их. Личность фараона возвеличивается с еще большей наглядностью (последнее достигнет небывалых масштабов в период Нового царства). Это повлекло за собой усиление индивидуально-реалистического начала при сохранении основополагающих канонов художественной практики.

Для всех портретов Древнего царства характерны обобщенная моделировка формы лица, расширяющийся книзу нос, подчеркнуто большие губы. Голова статуи Сенусерта III (19 в. до н.э.) - замечательный образец египетского реалистического портрета: резкие морщины, глубоко посаженные глаза, крупный нос и слегка выступающий властный рот.

С целью подчеркнуть могущество и величие фараонов, их божественное происхождение скульпторы Древнего Египта изображают своих правителей идеализированно. В фигурах фараонов подчеркивалась физическая мощь. Сохраняя некоторые, несомненно, портретные черты, авторы отбрасывают второстепенные детали, сообщают лицам бесстрастное выражение, обобщают могучие, величаво-монументальные формы тела. Яркий пример такого произведения искусства представляет собой статуя фараона Хефрена – властелина IV династии. Образ обоготворенного фараона полон величественного спокойствия: ни один мускул не дрогнет на лице этого сильного и властного человека. Гордо восседает он на своем троне, а Горсокол – охранитель царской власти простирает над ним свои крылья. “Композиция построена по принципу симметрического расположения частей тела по бокам от центральной оси, разрезающей всю фигуру. Этим достигается полное равновесие правой и левой частей фигуры, известная условность композиции и торжественность позы. Статуя носит культовый характер, она является по представлению египтян вместилищем духовной сущности покойного. В этом плане трактуется портретный облик царя. Портрет Хефрена вполне реален, но в нем подчеркивается не столько персональное сходство, сколько тип фараона – крупнейшего властелина древневосточной деспотии, отрешенного от повседневной жизни и живущего в веках.

Постепенно стиль в скульптуре несколько меняется: пропорции тела удлиняются, заметно увлечение красивой линией силуэта. Общий образ портрета, однако, еще здесь все тот же. Большое выразительное значение приобретает светотеневая моделировка лица: острый контраст бликов и затемненных частей на черном камне (обсидиан) подчеркивает более сложную психологическую трактовку образа, в котором энергия и проницательный ум сочетаются с моментами рефлексии.

3. Скульптура нового царства

(16 - 11 века до н.э.)

Период Нового Царства состоял из нескольких крупных этапов, характеризующих сложные пути развития культуры этого времени.

Около 17 в. до н.э. Египет был завоеван гиксосами - пришельцами из Передней Азии, спустя столетие иноземные завоеватели были изгнаны, а Египет вновь объединен в мощное государство фиванскими фараонами, превратившими Египет в наиболее могущественную державу середины 2 тысячелетия до н.э. Столицей вновь становятся Фивы.

Фивы становятся одним из самых блистательных городов древнего востока. Украшением Фив были грандиозные дворцы фараонов, великолепные виллы знати, украшенные разнообразными скульптурами.

Тяга к колоссальному прослеживается и в скульптуре Нового царства. Перед входом в храм Аменхотепа III, на окраине Фив, были установлены огромные сидящие статуи фараона из цельных блоков красноватого песчаника высотой около 20 м каждая. От колоссов к берегу Нила была проложена дорога, предназначавшаяся для религиозных процессий, по обеим ее сторонам стояли каменные сфинксы, имеющие портретное сходство с Аменхотепом III.

Женские статуи и портреты частных лиц становятся более пластичными, мягкими по проработанности объемов. Быт знати, охоты, пиры, выезды показаны чрезвычайно красочно. Усложнилась композиция, разнообразнее стали движения фигур.

В XV в. до н.э. а Египте правила 18 династия фараонов, одним из представителей которой был Аменхотеп IV – яркая фигура Египетской истории. В его правление произошел конфликт фараона с могущественным фиванским жречеством Амона, влияние которого представляло угрозу царской власти.

Чтобы разом покончить с влиятельными жрецами, Аменхотеп IV установил для всеобщего почитания культ божества солнечного диска – Атона. Все другие культы, в том числе и Амона, запрещались. Бог Атон, в отличие от прочих Египетских богов, не имел изображения (ни антропоморфного, ни зооморфного), его символом был солнечный диск с отходящими от него лучами, заканчивающимися простертыми ладонями.

Он удаляет приверженцев старых культов, окружая себя художниками и поэтами. Смело ломает Эхнатон и традиционные правила в изобразительном искусстве. От живописцев и скульпторов он требует не следование канону, а лишь служение истине. Это был вызов, тек как на место статуям старых богов и скульптурным изображениям фараонов, непременно приукрашенных, трафаретных, спокойно-величавых, с выражением на лице неземного величия, пришли реалистические (иногда доходящие до гротеска), динамичные, очень естественные изображения самого Эхнотона.

Вот сам Эхнотон – узкое лицо с раскосыми глазами, большая голова неправильной формы, короткие и худые ноги. Его портреты выполнены с потрясающей психологической достоверностью. Часто фараона изображают в домашней непринужденной обстановке, на фоне чарующих пейзажей. Всемирно известным стал портрет супруги фараона – царицы Нефертити в высоком головном уборе.

Искусство приобретает невиданные до этого формы и черты. Появляются изящные рельефы, многоцветные росписи, изображение бытовых сцен, простых людей. Амарнский период создал целую галерею скульптурных шедевра – портретов.

Конец XVIII династии (конец XV – начало XIV в. до н.э.) – это период, имевший исключительное значение в истории египетского искусства. В истории послеамарнского периода усиливается начавшаяся еще при Аменхотепе III своего рода гигантомания в храмовом строительстве, которое проявилась так же в сооружении царских статуй – колоссов.

Здесь мы можем встретить с исключительным для всего Древнего царства случаем употребления дублирующих покойника одних голов, а не целых статуй или портретных бюстов. Эти головы менее типологичны и гораздо более реальны. С большой живостью переданы глаза с помощью самой скульптуры, без инкрустаций, моделировка чрезвычайно энергичного по своему выражению лица отличается большой мягкостью.

Заключение

Искусство Древнего Египта поражает своей грандиозностью, необыкновенными масштабами, величественностью и красотой.

Древние египтяне любили и умели ценить скульптуру. Их мастера работали в разных жанрах: создавалась свободностоящая статуя и рельеф. В основном произведения скульптуры рассматривались как органическое дополнение архитектурных построек и не имели самостоятельного значения.

В круглой скульптуре египтяне в основном разрабатывали образы царствующих фараонов и их вельмож. Особенности египетской религии, представлявшей своих богов в виде животных или в виде человека с головой соответствующего животного, не давали возможности мастеру полностью реализовать свои творческие возможности. Поэтому образ божества не стал центральным, не определял направление развития египетской скульптуры. Более важную роль стали играть изображения царствующего правителя. Уже с середины III тыс. до н.э. сложился определенный канон в трактовке образа фараона. Он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и недосягаемого величия. Мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, его торс). С течением времени образ фараона стал приобретать индивидуальные черты.

Таким образом, культ фараона, достигший своего апогея в эпоху Древнего Царства, стал в Египте государственной религией и нашел свое воплощение в искусстве, оказав влияние в первую очередь на сюжетный круг художественных произведений: скульптурные портреты фараонов, живописные и рельефные изображения сцен из жизни их семей и, конечно, пирамиды и храмы, воздвигавшиеся в честь единовластных правителей государства, имели преобладающее значение в древнеегипетском искусстве.

mirznanii.com

Древний Египет . Скульптура

 

 

 

 

 

 

Древний Египет . Скульптура

 

 

 

 

 

    

 

Около 5 тысячелетий назад в долине по нижнему течению Нила появились первые небольшие рабовладельческие государства. В конце 1У тысячелетия до нашей эры правители одного из них подчинили себе всю страну, создав единое царство с центром в городе Мемфисе, находившемся на левом берегу Нила, южнее того места, где сейчас расположен город Каир. Около 2800 г до н. э. правителем этого государства стал фараон Хуфу. Впоследствии его имя историки переделали в Хеопс. Так называют его и в наше время.

     Большую роль в формировании египетской культуры и государства сыграл ранний период египетской истории – время с 4000 до 3000гг до нашей эры и период раннего Царства 3000-2000гг до н. э.

     Главным объектом искусства становится человек. Грандиозные архитектурные сооружения – пирамиды поражают обобщенностью и законченностью форм. Величайшая из них - пирамида Хеопса - имеет высоту 146,6 м и сложена из 2300 каменных многотонных глыб.

     Вокруг пирамиды фараона располагались гробницы вельмож и чиновников. “Город мертвых” был своеобразной дорогой в загробный мир.

Древние египтяне верили в загробную жизнь и старались снабдить уходящих  в иной мир всем, что им требовалось при жизни. Египетская религия учила , что счастливая жизнь в загробном мире дается только знатным людям.

     Египтяне считали, что у человека несколько душ, и вечная жизнь после земной смерти даруется богами тем людям,  за душами которых хорошо ухаживают священники-жрецы. Гробница и рассматривалась как пристанище одной из таких душ, которую египтяне называли “Ка” (двойник умершего человека).

      В то же время египетская религия была собранием различных культов, которые в течение многих веков подвергались многочисленным изменениям. В Египте почиталось множество богов. Некоторые из них были очень древними и походили больше на животных, чем на людей. Их изображения  имеют собачьи головы, рога или другие признаки зверей.

Но существовали и общеегипетские божества, храмы которых строились по всей стране: Гор, Ра, Осирис, Исида  и другие.

 

 

 Согласно преданиям Осирис, прежде чем стать богом, царствовал в Египте , и память о его  благодеяниях заставила его отождествлять с принципом добра, тогда как его убийца отождествляет зло. Эта же легенда имела и другое религиозное, моральное объяснение: Осирис есть заходящее солнце, убиваемое  или поглощаемое темнотой -  мраком.

Исида – луна вбирает в себя и хранит, сколько может, лучи солнца,

а Гор – восходящее солнце – мстит за отца, рассеивая темноту.         

     Осирис часто изображался в виде мумии, его обычные атрибуты - крюк или кнут, символ власти, и эмблема Нила в виде крестика с ушком наверху. Иногда Осирис изображается с головой быка.

      Изображение богини Исиды - это голова с коровьими ушами, на которой возвышается здание- символ вселенной: она как бы стоит на богато украшенной чаше, символ влаги, без которой ничто не  могло бы существовать на земле. Отличительные признаки Исиды – диск, двойная корона, означающая владычество над Верхним и Нижним Нилом, и рога на голове.

      Бог Тот изображается с головой птицы ибиса, он олицетворяет божественный разум, который сотворил вселенную.   Он также и бог письмен, и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души. Кроме того, когда эта птица ест, её клюв образует вместе с лапами равносторонний треугольник, поэтому ибис олицетворяет геометрию и все науки, основанные на ней, вот почему ибис посвящен богу Тоту – богу божественного разума. В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила.  Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила.            

      Египетские фараоны часто отождествлялись с восходящим солнцем и получали тогда титул сыновей Амон-Ра. Следуя традиции, во время праздников и торжественных шествий в священной лодке несли статую бога, покрытую драгоценностями, украшениями, в сопровождении толп девушек и женщин. Египтяне утверждали, что солнце и луна  только в лодке   плавают вокруг земли.

     Почти каждому египетскому богу придавали, таким образом, формы, и каждому из них было посвящено таким образом какое - нибудь животное.

 

 

 

 

     До нас дошло всего несколько каменных табличек (их называют палетками) с изображениями первых фараонов. Сами египтяне с глубочайшим уважением относились к первым, ранним векам своей истории. Их воображение населяло эти времена великими мудрецами и могущественными царями.

     Как уже говорилось ранее  рядом с пирамидами  в “городе мертвых” находились гробницы знати. В экспозиции Эрмитажа  выставлены    каменные  Рельефы  из гробниц, в прошлом -ярко раскрашенные.

     Характер изображений и их композиционное решение дают представление  о разработанном каноне. Так в рельефе из гробницы  Нимаатра  фигура восседающего в торжественной позе за столом вельможи  в несколько раз  превосходит по величине фигуры слуг, подающих ему различную снедь. Они размещены рядами, фризами, в несколько “этажей” и движутся в плоскости изображения. Трехмерное тело сведено  к силуэту, четко очерченному контуром.

Скульптор умело объединяет части фигуры, увиденные с разных точек зрения: голова и ноги - в профиль; глаза, плечи и грудь – в фас. Такое изображение людей характерно для египетского искусства.

     Второй памятник –каменный рельеф из гробницы Мирираанха - выполнен в иной технике: изображение  не выпуклое, а врезанное в камень.

     В гробницах помещались статуи умерших. Семейная группа из гробницы Уджаанхджеса воспроизводит облик вельможи и его жены.

Композиция выполнена в строгих рамках принятого канона: фронтальность более крупной фигуры  Уджаанхджеса, плотно сдвинуты ноги, руки, лежащие на коленях, торжественно застылая поза и взгляд, обращенный прямо. Лаконично и обобщенно трактованные фигуры  связаны с блоком камня. Это известняк, покрытый сверху гипсом и раскрашенный в соответствии с каноном: мужская фигура - в коричневый цвет, женская – в желтый.

     Замечательный скульптурный памятник египетской коллекции Эрмитажа – статуя фараона Аменемхета Ш, правившего в Египте в период ХХ1-ХУШ вв. до н.э. Это время   объединения страны, роста городов, расцвета культуры. В официальной скульптуре, в статуях фараонов , наряду с идеализацией и каноническими чертами, ощущается стремление мастеров передать индивидуальность особенностей модели, интерес к выявлению портретных черт. Эти тенденции прослеживаются в гранитной статуе фараона Аменемхета Ш. Фигура фараона дана в традиционной позе.

 

 

 

 

 

 

Характерный головной убор – немес - с изображением урея – священной змеи, охраняющей царя, - а также  три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта. В лице фараона отмечены присущие именно этому человеку черты: узкие, глубоко посаженые глаза, большие скулы. Плотно сжатые тонкие губы, выступающий вперед подбородок придают лицу властное и суровое выражение. Сделанная из гранита, статуя, тем не менее, отчетливо передает мельчайшие детали одежды и головного убора, что говорит о высоком мастерстве скульптора.

     В Эрмитаже находится ряд значительных скульптурных произведений бытовых и культовых, в частности статуя богини Мут – Сохмет. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя. Сохмет изображалась львиноголовой. В этом образе отражено стремление подчеркнуть могущество человека, сопоставив его с силой зверя. Согласно мифу, разгневанная на людей, переставших подчиняться её одряхлевшему отцу   и творивших зло, богиня решила испепелить их жаром засухи. И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления.

По их совету разлили ночью подкрашенное в красный цвет пиво, которое, приняв за кровь, выпила богиня. Миф порожден был реальностью: от засухи избавляют египтян красные, в период разлива, воды Нила.

Грозная богиня держит в руках “анх” - знак символизирующий жизнь.

Монументальная статуя Сохмет, исполненная в годы правления Аменхотепа Ш (его имя обозначено на троне) находилась среди подобных ей скульптур в крупнейшем храме того времени – Карнакском.

     Хочется остановиться еще на одной скульптурной группе – Статуе Аменемхеба с женой и матерью. Царский писец и градоначальник Фив был по тем временам  великий человек. Скульптор, благодаря виртуозной обработке гранита передал мягкость и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие традиционные черты  (фронтальность, статичность, торжественность поз, связь с блоком камня и т.п.). Что особенно поражает - так это  женские фигуры: и мать, и жена  изображены в одинаковом возрасте. Это говорит о том, что древние египтяне верили в то, что в загробном мире людей ожидает вечная молодость и покой.

 

 

 

     Характерно и изображение древнего египетского архитектора, автора и первого строителя пирамид – Имхотепа, жившего около ХХУШ в. до н. э.

Имхотеп знаменит ступенчатой пирамидой и заупокойным храмом фараона Джоссера в Саккаре. Небольшая по величине скульптура из черного базальта, завораживает изяществом и значительностью. Та же статичная, торжественная поза сидящего человека, свиток папируса на коленях, представляют нам человека, играющего очень важную роль в государстве.

Как и сооруженная им пирамида, так и скульптура архитектора донесли до нас неповторимую красоту, сказочность и величие Древнего Египта.

 

Литература:

Рубинштейн Р.И. “ О чем рассказывают памятники древнего Востока”

                               Москва, Просвещение, 1964

“Мифы в искусстве старом и новом”,Историко-художественная монография (по Рене Менару)

                                Санкт-Петербург, Лениздат, 1994

Шапиро Ю.Г. “Эрмитаж”, путеводитель по выставкам.

                                 Искусство, Ленинградское отделение.

Энциклопедия для детей. Всемирная история

                                  Москва, Аванта+, 1993 

znakka4estva.ru

скульптура и искусство как источник культуры древнего мира

Одна из древнейших цивилизаций человечества возникла у истоков великой африканской реки Нил и носила название Египет. Эта страна оставила нам в наследство богатую культуру. Она потрясает разнообразием и многоплановостью.

Наибольшую известность получили египетские пирамиды. Эти монументальные сооружения служили гробницами для владык древнего царства – фараонов. Они рассказывают нам, каким был Древний Египет. Скульптура этой страны, инженерное искусство, гражданские и военные сооружения - это кирпичное и деревянное, каменное строительство. Использование камня в древнем царстве первоначально носило ритуальный характер и предназначалось для возведения усыпален египетских владык. Даже погребальные памятники знатных вельмож строились из кирпича, хотя допускалась внутренняя каменная отделка. Необходимо отметить, что пирамиды и все окружающие постройки представляли собой единый комплекс. По их эволюции можно судить о смене художественных форм, прославивших Древний Египет. Скульптура его претерпевала значительные изменения на всем протяжении истории этой страны.

Древний египет скульптура

Одной из традиций искусства нильской державы было высечение имен зодчих на памятниках, ими созданных. Скульптура древнего царства изобилует многочисленными пирамидами, одна из которых - знаменитая пирамида Хеопса - сохранилась до наших дней. Она является одним из чудес света. Кроме нее на западном берегу Нила соседствуют разные по форме и высоте пирамиды. Самыми интересными являются ступенчатая Джосера, Аменемхета, Сенурсета. Особенность гробниц-пирамид - это обилие многокрасочных росписей на стенах, а также рельефных скульптурных композиций. Древний Египет, скульптура его неразрывно связаны с переднеазиатскими и ближневосточными цивилизациями.

Искусство древнего Египта, скульптура

В эпоху Среднего царства значительно обогатились формы и цветовая палитра, поменялись объемы создаваемых предметов. Внутреннее убранство пирамид копирует жизнь страны порой в мельчайших подробностях. Скульптура Древнего царства Древнего Египта немыслима без придворных ваятелей. Большое внимание развитию живописи, скульптуры и зодчества уделяли фараоны двенадцатой династии, при этом требовали от мастеров правдивости и точности изображения. К примеру, изваяния фараона Сенурсета отличаются большим сходством с оригиналом. Авторы не пытались даже скрыть природные изъяны его внешности.

Скульптура древнего царства древнего ЕгиптаДревний Египет, скульптура, архитектура и прочие элементы материальной культуры - это не только пирамиды, но и храмы, статуи богов и бюсты фараонов, различные обелиски. О храмах древнего царства известно немного, если не брать в расчет поминальные сооружения при пирамидах. Единственный хорошо известный памятник этой эпохи - это храм царя Ниусерра вблизи современного арабского поселения Абу-Гураб. Он был не обычным, а особым, царским, и посвящен богу солнца Ра. Храм выполнен полностью из камня, частично с крытым входом, на стенах которого изображена природа, а также ритуальные манипуляции египетских жрецов. В глубине двора находился огромный приземистый обелиск из камня – символ Солнца.

К сожалению, искусство древнего Египта, скульптура, живопись, архитектура почти не дошли до нашего времени в первозданном виде.

загрузка...

aikido-mariel.ru

Скульптура Древнего Египта - это... Что такое Скульптура Древнего Египта?

Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. Большой сфинкс в Гизе более нигде не повторялся в натуральную величину, однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов. Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части, как правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Сохранилось огромное количество резных статуэток — от фигур богов до игрушек и посуды. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Деревянные изображения рабов, животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире.

Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена.

В традиционных статуях сидящих писцов столь же часто обнаруживается сходство с формой пирамиды (кубическая статуя).

Существовал очень строгий канон[1] создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях. Существовали определенные правила изображения египетских богов: так, бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.

Скульптура Раннего Царства

Статуя фараона Хасехемуи. Ашмольский музей Искусств и Археологии. Оксфорд. Великобритания.

Скульптура раннединастического периода происходит в основном из трёх крупных центров, где находились храмы — Она, Абидоса и Коптоса. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» — ритуалом обновления физической мощи фараона. К этому виду относятся типы сидящих и идущих фигур царя, исполненных в круглой скульптуре и рельефе, а также изображение его ритуального бега — характерное исключительно для композиций в рельефе.

К списку хеб-седных памятников принадлежит статуя фараона Хасехема, представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов: фигура имеет правильные пропорции и объемно смоделирована. Здесь уже выявлены основные черты стиля — монументальность формы, фронтальность композиции. Неподвижна поза статуи, вписывающейся в прямоугольный блок трона, в очертаниях фигуры преобладают прямые линии. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени, являясь характерным стилистическим признаком портретов Раннего царства. К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь рост Додинастический период (Древний Египет)|додинастического периода]] уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела.

Новые черты появились и в рельефах. Если в предшествующую эпоху мастера обычно предпочитали многофигурные композиции, то теперь они стремились к лаконичной форме выражения. Чем больше в изображениях отброшено второстепенных, частных признаков, тем сильнее выступает главное и существенное в образе, приобретающем многозначный смысл, возводящий его в категорию символа. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Здесь художник нашел простые и емкие по значению изобразительные средства. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя.

Строгое вертикальное членение фасада, аналогичное архитектурным сооружениям, контрастирует в стеле Джета с гибким телом змеи. Изображение сокола Гора, входившее в состав имени фараонов нулевой династии и Раннего Царства, являлось образцом каллиграфического написания соответствующего иероглифического знака.

В композиции можно заметить смещение изображений влево относительно рамки стелы и центральной вертикальной оси. Этот прием основан на ритмическом равновесии пропорций «золотого сечения»[2].

Скульптура Древнего Царства

Статуя Каапера («Сельский староста»). Каирский музей. Египет.

От эпохи Древнего Царства сохранилось много скульптурных памятников, большинство из которых имело ритуальное назначение. Погребение и храмы изобилуют портретными изображениями двойников умерших — ка, в которых сложились портретного искусства Египта. Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» — слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений.

Статуарные композиции в Древнем Царстве строго следовали определённому количеству канонизированных типов. Особенное распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой, сидящие на троне или коленопреклонённые. Широко применялся канонический тип статуи писца. В связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, а также тщательное декоративное оформление статуй, которые, несмотря на каноническую композицию, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет — живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки; царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера, известной под названием «Сельский староста»). В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки, изображавшие работающих людей. Здесь канон соблюдён менее строго, хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в положении фигуры.

Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. В них появляется сюжетная повествовательность, особенно характерная для ритуальных изображений в гробницах. Постепенно складывается строгая система их размещения: у входа в храм или в гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца гробницы во весь рост. Далее вдоль стен коридоров следуют изображения носителей даров, сюжетно направленные к средней нише с ложным входом. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Такие ансамбли выполнялись группой мастеров по единому замыслу, строго соответствующему характеру архитектурного решения. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Рельефные композиции дополнялись росписью[2].

Скульптура Среднего Царства

Три гранитных статуи фараона Сенусерта III. Британский музей. Лондон

Значительные изменения в скульптуре происходит именно в Среднем Царстве, что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, получивших самостоятельность в период распада. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно, изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей, напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры саркофагов. К этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра, изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками. Стиль отличает большая доля условности и обобщенности, в целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи. В дальнейшем скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости: раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц.

Со временем меняется и иконография царей. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место в изображениях настойчивым попыткам передать человеческую индивидуальность. Расцвет скульптуры с официальной тематикой приходится на время правления Сенусерта III, который изображался во всех возрастах — от детского до зрелого. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III. Оригинальной находкой мастеров местных школ может считаться тип кубической статуи — изображение фигуры, заключенной в монолитный каменный блок.

Искусство Среднего Царства — эпоха расцвета пластики малых форм, связанных в большинстве своём по-прежнему с погребальным культом и его обрядами (плавание на ладье, принесение жертвенных даров и др.). Статуэтки вырезались из дерева, покрывались грунтом и расписывались. Нередко создавались целые многофигурные композиции в круглой скульптуре (подобно тому, как это было принято в рельефах Древнего Царства)[3].

Скульптура Нового Царства

Искусство Нового Царства отличается значительным развитием монументальной скульптуры, назначение которой теперь часто выходит за пределы сферы погребального культа. В фиванской скульптуре Нового Царства появляются черты, не свойственные доселе не только официальному, но и светскому искусству. Индивидуальность отличает портретные изображения Хатшепсут.

В искусстве Нового Царства появляется скульптурный групповой портрет, в особенности изображения супружеской четы.

Новые качества приобретает искусство рельефа. На эту художественную область оказывают заметное влияние некоторые жанры литературы, получившие в эпоху Нового Царства широкое распространение: гимны, военные летописи, любовная лирика. Нередко тексты, выдержанные в этих жанрах, соединяются с рельефными композициями в храмах и гробницах. В рельефах фиванских храмов налицо усиление декоративности, свободное варьирование техник барельефа и высокого рельефа в сочетании с красочными росписями. Таков портрет Амехотепа III из гробницы Хаемхета, сочетающий разную высоту рельефа и в этом отношении являющийся новаторским произведением. Рельефы по-прежнему располагаются по регистрам, позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной протяженности[3].

Амарнский период

Искусство Амарнского периода отличается замечательным своеобразием, которое вытекает прежде всего из характера нового мировоззрения. Самым необычным фактом является отказ от строго идеализированного, сакрального понимания образа фараона. Новый стиль нашел отражение даже в колоссах Аменхотепа IV, установленных в храме Атона в Карнаке. В этих статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, но и новое понимание портретности, которое теперь требовало достоверной передачи внешнего облика фараона вплоть до характерных особенностей строения тела. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, поэтому особым смыслом наполняется слово «маат» — истина. Изображения Эхнатона — любопытный пример сочетания достоверности с требованием предельной обобщенности и нормативности, свойственными египетскому искусству. Форма головы фараона, необычайно удлиненный овал лица, тонкие руки и узкий подбородок — все эти черты бережно сохранены и отражены в новой традиции, но при этом все изобразительные приемы были закреплены на специальных образцах — скульптурных моделях.

Характерные приемы изображения фараона были распространены и на членов его семьи. Откровенным новшеством стало изображение фигур целиком в профиль, что прежде не допускалось египетским каноном. Новым был и факт сохранения в портрете этнических черт: такова инкрустированная золотом и стекловидной пастой голова матери фараона, царицы Тии. Интимное лирическое начало проявляется в амарнских рельефах, исполненных естественной пластики и не содержащих канонических фронтальных изображений.

Кульминацией развития изобразительного искусства справедливо считаются произведения скульпторов мастерской Тутмеса. К их числу принадлежит и широко известная полихромная голова царицы Нефертити в синей тиаре. Вместе с завершёнными произведениями в раскопках скульптурных мастерских найдено и множество гипсовых масок, служивших моделями[4][3].

Скульптура Позднего Царства

Во времена Куша в области скульптуры навыки древнего высокого мастерства отчасти угасают — так, портретные изображения на погребальных масках и статуях часто заменяются условно-идеализированными. Вместе с тем техническое мастерство скульпторов совершенствуется, проявляясь, главным образом, в декоративной области. Одной из лучших портретных работ является голова статуи Ментуемхета, выполненная в реалистической достоверной манере.

В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. В некоторых из них намеренно архаизированные формы, подражающие древним правилам, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. Так, в статуе приближенного фараона Псаметиха I соблюден канон симметричного изображения сидящей фигуры, но, в нарушение его, левая нога сидящего поставлена вертикально. Точно также свободно сочетаются канонически-статичные формы тела и современный стиль изображения лиц.

В немногочисленных памятниках эпохи персидского владычества также преобладают чисто египетские стилевые черты. Даже персидский царь Дарий изображен на рельефе в одеянии египетского воина с жертвенными дарами, причем его имя написано иероглифами.

Скульптуры птолемеевского периода в своем большинстве также выполнены в традициях египетского канона. Однако эллинистическая культура повлияла на характер трактовки лица, внеся большую пластичность, мягкость и лиризм[2].

Примечания

  1. ↑ Каноническое изображение древних египтян
  2. ↑ 1 2 3 Искусство Древнего Египта. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. // Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. М., 1976
  3. ↑ 1 2 3 Искусство Древнего Египта. Шуринова Р.: М., 1974—200с: ил.
  4. ↑ Во времена Нефертити. Матье М. Э.: М.-Л., 1965.

brokgauz.academic.ru


Смотрите также