Храмы древнего рима. Храм Геркулеса Победителя – самое древнее здание Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Архитектура и Проектирование | Справочник. Храмы древнего рима


Храмы древнего рима

Принято считать, что первобытные строения Рима пришли от народа этрусков, может быть, даже возводились ними. Это было по логике продолжение линии архитектуры греков. Строения римской империи сохраняли в себе основу этрусской архитектуры – циркульную арку. Циркульная арка – это закругленное покрытие из камня, которое соединяло устои между собой. Это помогало расположить камни по радиусу кругу для равномерного давления на них. Применяя новые приемы построения сооружений, римляне могли вносить креатив в новые здания. Теоретические новые знания помогали возвести храмы больших размеров, умение воздвигать многоэтажные дома и строения. В плане внедрения крестовых сводов и коробковых происходящих римляне преуспевали над греками и делали более изысканные постройки.

Для того чтобы арки стояли надежно уже не использовались колоны, которые раньше были популярные. Римские архитекторы стали возводить огромные стены и пилястры, а колоны стали просто декоративным украшением. Это применялось практически везде, однако оставались и здания, в которых применение колон было целесообразней. Стили колон при этом практически не менялись, римляне остановились на стандартном грецком варианте.

Колизей

В целом римская архитектура испытывала прямую зависимость от грецких направлений архитектуры. Однако римляне больше старались подчеркнуть свою силу и независимость для запугивания и подавления чужих народов. Они не жалели средства на украшение своих зданий, каждое строение было пышно и богато отделано. При этом со стороны взгляда архитектора они старались каждое сооружение сделать образцовым. Преимущественно строились здания для практических нужд, но и храмы занимали важное место среди сооружений.

История архитектуры Древнего Рима

Как самостоятельная отрасль мирового искусства архитектура Древнего Рима  формировалась очень долго, примерно в IV—I вв. до н. э. Несмотря на то, что многие сооружения тех времен уже рассыпались, они исправно продолжают завораживать своими остатками и отдельными элементами. Римская империя была одной из великих, если не самая великая, которая заложила фундамент новой эпохи. Общественные места того времени могли вмещать в себя десятки тысяч людей (базилики, амфитеатры, торговые рынки), при этом всегда было к чему стремиться. Религия тоже не отходила на задний план, в перечень строительных сооружений Рима входили храмы, алтари, гробницы.

Сравнивая со всем миром, даже историки пришли к выводам, что равных соперников архитектуре Рима и римскому инженерному искусству найти было сложно или попросту невозможно. Акведуки, мосты, дороги, крепости, каналы как архитектурные объекты – только малая часть списка того, что они использовали по всем фронтам. Они изменили принципы древнегреческой архитектуры, прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией.

Фонтан Треви

Большое значение в становлении римской культуры отдавалось стилю эллинов, которые были сторонниками архитектуры с огромным размахом и развитием городских центров. Но гуманизм и способность наследию гармоническому греческому стилю в Риме опустили, отдавая предпочтение возвеличиванию властных императоров. Они резко подчеркивали мощность армии. Отсюда и весь пафос, который был основой многих декораций зданий и сооружений.

Разнообразие сооружений и общий размах построек в Риме значительно выше, чем в Греции. Возведение огромных зданий стало возможным благодаря изменению технических основ в строительстве. Так и появляются новые кирпично-бетонные сооружения. Они позволяли перекрывать большие пролеты, ускоряя процесс строительных работ. Немаловажным стало и то, что с применением таких способов строительства все чаще отказывались от профессиональных мастеров, а доверяли рабам и рабочим без квалификации. Это существенно снижало расходы на постройку.

Этапы развития римской архитектуры

 І период

Этапы развития римской архитектуры можно условно поделить на 4 периода. Первый и самый короткий начинается со времен основания древнего Рима и заканчивается во II в. до н. э. Этот период небогат на архитектурные памятки, а те, что появлялись, были наследием этрусков. Практически все, что строилось в этот период, было общедоступным. Оно приносило коллективную пользу поселениям. В эту категорию относились каналы для очищения города от нечистот, которые с помощью них попадали в Тибр. Мамертинскую тюрьму и первые базилики можно тоже приписать к зданиям, которые приносили пользу.

ІІ период

Второй этап принято называть «греческим». С середины II века начинается серьезное влияние греческой архитектуры на римскую. Сильное влияние проявлялось до завершения республиканского правления (31 г. до н. э.). Считается, что в это время начали появляться первые мраморные храмы, приходящие на смену обычных пород камней и травертин. По своей конструкции они были очень схожи с греческими, однако архитекторы пытались делать и заметные отличия.

Римские храмы на протяжении этих лет выглядели продолговатыми с 4 углами. Фундамент обычно был высокий, с прилагающей лестницей по лицевой стороне. Поднявшись по лестнице, оказываешься рядом с колоннами. Спустившись немножко в глубину, находится дверь, которая ведет в основной зал. Через эту дверь происходит основное освещение, поэтому часто она открытая.

Вместе с такими храмами древнего греческого типа римляне возводили, в честь Богов, храмы круглой формы. Это были в основном свои идеи с применением греческих элементов. Одним из таких можно считать Храм Портуна, в окружении 20 колон этот исторический объект сохранился до наших дней. Мраморная крыша конусообразной формы является хорошим примером римского индивидуального стиля.

В число общин построек входили не только сооружения связанные с религией, но и многие другие:

  • Табуларий – огромное здание, предназначенное для сохранения архивов;
  • Деревянный театр Скавра – одно из интереснейших строений этого периода. Включает в себя свыше трехсот мраморных колон и статуй из бронзы, мог вместить 80 000 посетителей;
  • Первый каменный театр – построенный на четь богини Венеры.

Вся история о них исчезла вместе с ними. Однако стоит отметить, что используя современные технологии трехмерного моделирования, было доказано, что строились эти сооружения очень грамотно. Например «Каменный театр» был расположен таким образом, что сцена смотрела на северо-восток. Так как при Августе традиционно выступления и торжества проводились в утреннее время, все солнечные лучи попадали на сцену, а не на посетителей театра.

ІІІ период

По значимости самый эффективный период истории римской архитектуры. Начало считается со времени прихода Августа на республиканский престол и заканчивается в 138 году н. э.

Собор Петра

В технологиях римлян начинается активное применение бетона. Начинается новый этап возведения базиликов, цирков, библиотек. Там проходили суды, выявление лучших наездников колесниц. Набирает популярности новый тип монументального искусства – триумфальной арки. Техника при этом постоянно совершенствовалась с помощью новых возведений, приуроченных новым победам будущей империи.

Римское искусство было не таким изящным, как греческие сооружения, но техническое мастерство возведения оставалось на высшем уровне, на протяжении веков. Известными на весь мир стают Колизей (самый большой амфитеатр античности) и храм Пантеон (возведение во имя Богов).

Внесение особенностей греческой архитектуры приобрело массовую популярность и продолжало шагать в западные и северные регионы Европы. Большинство греческих архитекторов прославилось с помощью римлян, которые заказывали греческие копии, сохранившееся лучше, чем оригиналы.  Римляне в отличие от греков придерживались своей концепции скульптурных традиций. Они изготавливали бюсты своих предков, чтобы показать прообразы своего рода. Греки же использовали такие скульптуры, как произведения искусства в доме. Эта простота и яркая индивидуальность римского портретного искусства показывают его с новой для нас стороны.

С течением этого периода все сооружения архитектуры проходят этапы развития, совершенствования и повышают уровень величественности. Широко применяются элементы роскоши и впервые начинают проскальзывать черты восточного искусства.

IV период

После отхода от власти Адриана, римское архитектурное искусство быстро начинает свой упадок. Все те украшения, что раньше использовались, начинают казаться излишними и неуместными, а их использование все менее правильным. Продолжается этот период до полного становления христианства и отхода язычества далеко на задний план. Период упадка характеризуется тем, что каждый правитель хочет войти в историю с помощью величественных сооружений.

Этот период также продолжает отличаться восточными элементами, которые все отчетливее прослеживаются в архитектурном искусстве. Они начинают преобладать над классикой жанра. Особенно красноречиво свидетельствуют об этом построения при последних правителях империи в таких отдалённых областях владений, как Сирия и Аравия. Это заметно было по изменению вздутости поверхности крыш, изобилию ненужных аксессуаров. Часто возводились загадочные, фантастичные формы, – которые считались символами восточного направления архитектуры.

Величие Рима в Храмах

Храм Юлия Цезаря

Храм Юлия Цезаря

Одно из первых сооружений возведенных Августом, посвященное обожествленному идолу Юлию Цезарю. Построен в 29 г. до н.э. Храм был создан в скромном стиле ионического ордера. Отдельно было сосредоточено место кремации Цезаря. В украшенном зале есть отведенные места для ораторов, которые заменили существовавший здесь трибунал, сосредоточенный на протяжении многих лет в западной части.

Алтарь Мира

Монументальное сооружение древнего Рима, вписавшее в историю победу Августа над испанцами и галлами. Построен он был в 13 году до н. э. С виду он похож был на ограду я прямыми углами высотой 6 м, по центру которой была ступень с алтарем. По периметру ограды было 2 сквозных прохода, с помощью которых можно было подойти к алтарю. На противоположных стенах были изображены шествия Августа на приношение жертвы к алтарю.

Памятка имела в своем олицетворении частицы всех культур предшественников римской архитектуры. По типу сооружения можно судить об итальянском стиле, а по расположению орнамента по низам и верхам об этрусских принципах. Утонченное мастерство рельефности алтаря, говорит о сильном греческом влиянии.

Храм Марса Ультора

Храм Мурса

Один из самых грандиозных по размеру храмов Рима. Ширина одного лишь фасада около 35 м. Колоны воздвигаются вверх на 18 м. Внутренняя отделка была в основном из мрамора с деревянными перекрытиями. Имея внутри торжественный вид, храм вызывал чувство восторга присутствующих в нем людей. Датой создание этого исторического монумента считают 2 г. до н. э. Прослеживаются греческие элементы практически во всех ступенях архитектуры.

Пантеон

Особенным местом в Риме можно назвать храм Пантеон. Второе название «Храм всех богов». Масса храмов древнего времени была построена по заказу императоров, Пантеон в том числе не стал исключением. Пантеон был посвящен первоочередно двум богам Венере и Марсу, именно они считались хранителями рода Юлиев. Здание складывалось с трех частей, которые переплетались между собою. Назван был в честь архитектора, который выполнял работы, но считается, что Пантеон это был его псевдонимом. Пантеон был сооружен в 118—128 гг., спустя годы несколько раз поддавался реставрациям. На сегодняшний день от него осталась только малая часть, что не дает насладиться всей величественностью храма того периода.

Скульптура Древнего Рима

Монументальное искусство  древних римлян существенно проигрывало грекам. Римлянам так и не удалось создать величайших скульпторских памятников и посоревноваться с греками на этих рубежах. Но обогатить пластику своими элементами все же было под силу.

Лучших результатов удалось достигнуть в портретном искусстве. Римский народ перенес свою наблюдательность за каждой чертой человека и его неповторимой индивидуальности. Создавались идеальные портреты, а также портреты на которых можно было увидеть человеческий негатив и реализм художественной формы. С помощью скульптур они впервые запустили пропаганду окультуривания общества. Они сооружали памятники известным личностям, делали сооружения триумфа.

mirprivet.ru

10 самых впечатляющих храмов Древнего Рима

Великий и прекрасный Рим некогда был самым сильным государством Европы. Его земли простирались по всей территории Средиземноморья, а его правители приравнивались народом к богам. Римляне вели череду завоеваний, но при этом в каждую вновь перешедшую в управление провинцию отправляли не только сборщиков налогов, но и тех, кто руководил строительством новых храмов, дворцов, театров. Благодаря этому, до наших дней сохранились потрясающие образцы античной архитектуры, воздвигнутые для почитания богов и прославления людей.

Храм Августа и Ливии, Франция

10 самых впечатляющих храмов Древнего РимаХрам, посвященный обожествленному основателю Римской Империи Октавиану Августу и его супруге Ливии, находится в Галлии, ныне на территории Франции, в Вьене. Храм небольшой, но он сохранился до наших дней в отличном состоянии. В Средние века святилище стало католическим храмом, а во времена республики его использовали в качестве здания суда.

Храм Зевса в Айзаное, Турция

10 самых впечатляющих храмов Древнего РимаХрам, посвященный Зевсу, был построен во 2 веке нашей эры в местечке, которое в настоящее время находится на территории Турции, в Анатолии. Несмотря на свой преклонный возраст, храм отлично сохранился и получил значительные разрушения только в конце 20 века, во время мощного землетрясения.

Капитолий в Дугге, Тунис

10 самых впечатляющих храмов Древнего РимаДугга – место с наибольшим сосредоточением античных храмов на территории Северной Африки. Город, воздвигнутый римлянами на месте поселения берберов, пережил нашествие вандалов и в полуразрушенном виде сохранился до наших дней. И его самой величественной постройкой является Капитолий, в котором римляне приносили жертвы богу Юпитеру, соответствующему Зевсу в греческой мифологии.

Храм Гарни, Армения

10 самых впечатляющих храмов Древнего РимаВеличественный храм был возведен в начале I в н.э. в долине реки Азат. Сильное землетрясение почти полностью разрушило здание, но в советский период оно было восстановлено археологами. В 2011 году храм получил премию ЮНЕСКО.

Храм Августа в Пуле, Хорватия

10 самых впечатляющих храмов Древнего РимаОдной из важных провинций Римской империи была Иллирия, государство на территории современной Хорватии. И как было принято в те времена, на подвластной территории строились храмы, посвященные римским богам. Один из них, храм в честь Рома, а позднее посвященный императору Августу, сохранился до наших дней. В Средние века в его здании располагалась церковь, затем – хранилище зерна, а еще позже – музей. Храм прошел масштабную реконструкцию после повреждений, полученных во время Второй мировой войны.

Храм Суфетулы/Сбейтлы, Тунис

10 самых впечатляющих храмов Древнего РимаОстатки столицы древнего государства Нумидии находятся на западе от Сусса, популярного тунисского курорта. Здесь до наших дней сохранились древнеримские постройки, в числе которых замечательный античный храм, посвященный богине мудрости Минерве. Храм находится в таком состоянии, что даже сейчас, спустя почти 2 тысячи лет можно представить, каким он был сразу после постройки.

Мезон Карре, Франция

10 самых впечатляющих храмов Древнего РимаСамый первый в числе дошедших до нас образцов древнеримской храмовой архитектуры на территории Франции находится в Провансе, в самом центре города Ним. Храм был построен примерно в 1 году до н.э и пробыл местом почитания античных богов лишь 4 века. В период распространения христианства массивное здание было занято церковью и освободилось лишь в 16 века. Храм вдохновил французов на создание собственного шедевра архитектуры – церкви Мадлен в Париже.

Пальмира, Сирия

10 самых впечатляющих храмов Древнего РимаЧто сказать о Пальмире, когда судьба этого древнего финикийского города неизвестна. Самая популярная достопримечательность Сирии в настоящее время находится в руках ИГИЛ, и что будет с ней, пока неизвестно. Главный храм Пальмиры когда-то мог похвастаться 1500 колоннами. Сейчас город лежит в руинах, но здесь еще можно почувствовать дух античного города.

Пантеон, Италия

10 самых впечатляющих храмов Древнего РимаРимский Пантеон – храм всех античных храмов. Пантеон, посвященный сразу всем богам, был построен при императоре Адриане, в период наивысшего расцвета римской архитектуры, который пришелся на начало 2 века н.э. Храм представляет собой ротонду со сферическим куполом, в центре которого открыт просвет. В полдень свет, попадающий в храм через отверстие в крыше настолько яркий, что похоже, будто он осязаем и его можно потрогать.

Храм Юпитера в Баальбеке, Ливан

10 самых впечатляющих храмов Древнего РимаХрам Юпитера в Баальбеке – это не просто шедевр античной архитектуры, но и одна из загадок прошлого. Храм построен из массивных каменных блоков, некоторые из них весят до 1000 тонн! По этому показателю храм Юпитера оставляет далеко позади себя знаменитую пирамиду Хеопса, блоки которой не превышают 80 тонн. Ученые до сих пор не могут решить, кто же построил такую махину, кто водрузил тяжелейшие колонны на террасу весом 800 тонн.

Обязательно познакомьтесь со статьей про 10 знаменитых античных храмов Греции и других стран.

touropia.ru

Храмы Рима эпохи Республики | Архитектура Древнего Рима

Глава «Храмы» подраздела «Архитектура Римской республики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: М.Б. Михайлова (Москва, Стройиздат, 1973)

Храмы были основным типом общественных сооружений в эпоху республики, особенно в V—II вв. до н.э.

Первоначально религия италиков, поклонявшихся безликим божествам природы, не требовала изображения божеств и храмов. Богам посвящались алтари в лесу, у источников и т.п. Место культа Весты — одной из главных богинь, хранительницы домашнего очага — было простым круглым навесом над неугасимым огнем.

Постепенно под влиянием этрусков и греков религиозные представления римлян изменились. Появились статуарные изображения богов; для их сохранения понадобились храмы. Из плеяды многочисленных духов и божеств, олицетворявших различные проявления сил природы и моральные понятия (согласие, мир, добродетель и т. п.), выделилась группа верховных богов — Юпитер, Юнона, Минерва, Марс, Венера и Веста, близких по своим функциям к основным богам греческого пантеона. Но в отличие от греческой римская религия была холодно формальной, отражающей дух трезвого (практицизма латинян. Вследствие тесной связи религии с государственной властью культовым церемониям, гаданиям и обрядам придавалось большое значение в жизни государства.

В V—IV вв. до н.э. в Риме и других городах Лация было выстроено множество этрусско-италийских простилей: храмов на высоком подии (до 5 м высотой) с глубоким передним портиком, примерно равным по размерам целле, с широко расставленными деревянными колоннами и обильным терракотовым рельефным декором фронтонов. Другой разновидностью был храм италийского типа, имевший боковые портики, замкнутые продолженной задней стеной целлы.

Самым значительным из них был храм Юпитера Капитолийского в Риме, известный по остаткам его оснований и по описаниям историка эпохи Августа Дионисия Галикарнасского. Этот храм италийского типа имел три целлы (средняя больших размеров) и был посвящен триаде богов — Юпитеру, Юноне и Минерве.

Его осевая композиция подчеркивалась наличием лестницы только со стороны главного фасада, глубиной переднего портика (три ряда по шесть колонн) и вытянутостью в плане пропорций целл. Этот приземистый храм, по-видимому, с деревянными антаблементами и с широко расставленными коринфскими колоннами на массивном подии (размером 56,85x61,6 м) возвышался на Капитолийском холме и господствовал над городом. Как показывают сохранившиеся части подия, он был сложен из квадров туфа без применения раствора. Храм украшали полихромные терракотовые детали и квадрига на фронтоне работы знаменитого этрусского мастера Вулки из Вей. В 296 г. до н.э. терракотовая квадрига была заменена бронзовой копией. Храм неоднократно перестраивался с сохранением первоначального плана. Последняя его реконструкция относится к 80-м гг. до н.э.

К концу VI в. до н.э. в Риме появились трехцелловый храм Дианы на Авентине и храмы Фортуны и Матер Матуты на Бычьем рынке. Наряду с преобладающим этрусским воздействием на начинавшую складываться римскую архитектуру имело место и некоторое греческое влияние. Известно, что храм Дианы на Авентине украшали греческие мастера.

На протяжении последующих столетий воздействие архитектуры эллинизма на римское культовое зодчество все более усиливалось. Шел процесс постепенного усвоения приемов и форм греческого зодчества и преобразования их в соответствии с местными италийскими традициями и потребностями римского общественного уклада. Сначала этот процесс носил характер механического сочетания разнородных элементов. Выработанные греческой архитектурой формы сопоставлялись без понимания логики их взаимосвязи и накладывались на италийскую основу здания. Своеобразными иллюстрациями этого являются храмы Южной Италии (от многочисленных храмов Рима этого периода сохранилось очень немногое). Так называемый храм Мира в Пестуме (III—II вв. до н.э.) представлял собой четырехколонный простиль, своеобразно трактованные коринфские колонны которого несли антаблемент с дорическим фризом (рис. 20). Такое же смешение частей различных ордеров было и в храме Аполлона в Помпеях (рис. 21), где дорический фриз сопоставлялся с ионическими колоннами.

Архитектура Древнего Рима. Пестум. Храм Мира. III—II вв. до н.э. Архитектура Древнего Рима. Помпеи. Храм Аполлона. I в. до н.э. Общий вид
20. Пестум. Храм Мира. III—II вв. до н.э. 21. Помпеи. Храм Аполлона. I в. до н.э. Общий вид

О типах некоторых храмов Рима, об освоении римскими мастерами периптера как в его прямоугольном, так и в круглом виде и особенно о принципах композиции храмовых ансамблей республиканского периода дают представление немногие сохранившиеся остатки на Бычьем и Овощном рынках и на Ларго Арджентина. Все эти храмы разных форм, размеров и высоты обычно располагались параллельно и очень близко друг от друга в виде компактной группы.

На Бычьем рынке два ориентированных на юг храма располагались на подии и имели, видимо, одну заднюю стену. Они восходили к IV—III вв. до н.э., но были перестроены позже. Остатки трех храмов на Овощном рынке также дошли в поздней перестройке, возможно, сохраняющей архаические формы первоначальных сооружений (рис. 22). Храмы стоят на подиях и обращены главными фасадами на восток. Один из них — северный — италийского типа с ионическими колоннами. Два других представляют собой пример приспособления периптера к этрусско-италийской схеме простиля с глубоким передним портиком. Сравнительно небольшой (20X11 м по стилобату) южный храм был дорического ордера с колоннами из травертина и невысоким подием, украшенным строгими профилями архаического типа. Средний — ионический храм на подии (24X15 м по стилобату) 16x6,5 м внутри целлы) имел стены из туфа, мраморные каннелированные колонны и мраморный фриз. Карнизы на главном фасаде травертиновые. На менее доступных обозрению боковых фасадах они выполнены из пеперина.

Архитектура Древнего Рима. Рим. Овощной рынок (форум Голиториум). Комплекс храмов IV—I вв. до н.э. План Архитектура Древнего Рима. Рим. Ларго Арджентина. Храмы IV—I вв. до н.э. Современный вид круглого храма
22. Рим. Овощной рынок (форум Голиториум). Комплекс храмов IV—I вв. до н.э. План 23. Рим. Ларго Арджентина. Храмы IV—I вв. до н.э. Современный вид круглого храма, план комплекса
Архитектура Древнего Рима. Рим. Ларго Арджентина. Храмы IV—I вв. до н.э. План комплекса

Комплекс на Ларго Арджентина состоит из четырех храмов, расставленных несколько свободнее и также ориентированных на восток (рис. 23). Названия их неизвестны, поэтому они обозначаются буквами. Самый древний из них храм С (IV в. до н.э.) — италийского типа на очень высоком подии. Храм А в IV в. до н.э. был, видимо, дистилем в антах, в III в. он был преобразован в простиль с четырехколонным портиком, а в 80-х годах I в. до н.э. получил форму периптера с шестью колоннами на фасаде. Самый интересный — храм В (II в. до н.э.) — круглый периптер на подии с лестницей только перед входом. Он является одним из существенных звеньев в формировании круглого италийского храма, постепенно развившегося сначала из деревянного, а затем каменного ограждения вокруг очага со священным огнем Весты. На сложение архитектурного образа храма несомненно повлияли также формы греческого толоса. Но постановка здания на подий, имеющий доступ только со стороны входа, свидетельствует об италийской основе храма с его строго осевой ориентацией. В I в. до н.э. храмы Ларго Арджентина были включены в ансамбль театра Помпея, а позже закрыты общим портиком и бережно охранялись как реликвия прошлого.

Архитектура Древнего Рима. Рим. Храм Вейова на Капитолии. 196—192 гг. до н.э. Реконструкция

24. Рим. Храм Вейова на Капитолии. 196—192 гг. до н.э. Реконструкция

25. Кора (соврем. Кори). Храм Геркулеса. План, общий вид

Архитектура Древнего Рима. Кора (соврем. Кори). Храм Геркулеса. План Архитектура Древнего Рима. Кора (соврем. Кори). Храм Геркулеса. Общий вид

Поиски и разработка типов римского культового здания продолжались и во II в. до н.э. В 196—192 гг. до н.э. был построен необычный по композиции храм Вейова на Капитолии, реставрированный в I в. до н.э. (рис. 24). Его оригинальность заключалась в поперечной по отношению к портику входа постановке целлы (ее размер 14X18 м). Храм был обращен главным фасадом к Капитолийскому подъему. От эпохи республики дошел только один храм этого типа.

Наряду с новыми архитектурными решениями продолжали существовать традиционные типы храмов. Таков построенный около 100 г. до н. э. дорический храм Геркулеса в Коре, стоящий на субструкциях на крутой горе (рис. 25) и представляющий собой простиль с равными по объему портиком и целлой. Ордер и здесь употреблен без ясного понимания его конструктивной сущности, а детали выполнены без необходимого мастерства.

Происходивший на протяжении IV—I вв. процесс приспособления периптера к местным композиционным схемам — этрусскому простилю и храму италийского типа — в основном закончился лишь к концу II — началу I в. до н.э., когда римские зодчие сумели найти органическое сочетание этих форм. В результате возник новый тип храма — псевдопериптер, наиболее полно отвечавший италийскому вкусу к фронтальным осевым композициям. Являясь синтезом форм, псевдопериптер может быть определен и как простиль с полуколоннами вокруг целлы и как италийский храм, интерколумнии боковых портиков которого заполнены раздвинутыми стенами целлы. В псевдопериптере с его единственным глубоким портиком достигнуто максимальное выделение главного фасада храма, поднятого на высокий подий и доступного только с одной стороны. Полуколонны и свободно стоящие колонны единым мотивом ордера объединяют и уравновешивают две разнородные части храма — замкнутую целлу и сквозной портик, придавая зданию необходимую целостность.

Наиболее ранним считается псевдопериптер в Тибуре, поставленный на субструкции у обрыва высокой скалы. Боковые части его портика с заполненными кладкой интерколумниями и слегка выступающими из их плоскости колоннами придают храму особое своеобразие.

Ему аналогичен более зрелый по композиции храм Д на Ларго Арджентина, выстроенный около 100 г. до н.э. на фундаментах более древнего здания. Оба храма сравнительно невелики.

Архитектура Древнего Рима. Террачина. Храм Юпитера. 1-я половина I в. до н.э. Реконструкция Архитектура Древнего Рима. Террачина. Храм Юпитера. 1-я половина I в. до н.э. Субструкции
26. Террачина. Храм Юпитера. 1-я половина I в. до н.э. Реконструкция. Субструкции

Псевдопериптер больших размеров появился в первой половине I в. до н.э. в Таррацине (совр. Террачине), (рис. 26). Опираясь на отчасти вырубленную в скале, отчасти искусственную террасу, храм Юпитера (34x20 м) был вознесен над морем на 200 м. Ориентированный строго по странам света, он стоял под углом 45° к сторонам занимаемой им площадки — необычное явление в римском зодчестве. От ансамбля сохранились великолепные сводчатые субструкции, облицованные инцертом.

К середине I в. до н. э. псевдопериптер стал ведущим типом культового здания, по образцу которого не только строились новые, но и переделывались старые храмы. Так, даже круглый храм В на Ларго Арджентина был преобразован в псевдопериптер с четырехколонным портиком, вследствие чего его осевая направленность выявилась гораздо острее.

Архитектура Древнего Рима. Рим. Храмы Весты и Фортуны Вирилис на Бычьем рынке, середина I в. до н.э. Архитектура Древнего Рима. Рим. Бычий рынок. Храм Фортуны Вирилис. 42—38 гг. до н. э. Современный вид
Рим. Храмы Весты и Фортуны Вирилис на Бычьем рынке, середина I в. до н.э. 27. Рим. Бычий рынок. Храм Фортуны Вирилис. 42—38 гг. до н. э. Современный вид, реконструкция фасада, план
Архитектура Древнего Рима. Рим. Бычий рынок. Храм Фортуны Вирилис. 42—38 гг. до н. э. Реконструкция фасада Архитектура Древнего Рима. Рим. Бычий рынок. Храм Фортуны Вирилис. 42—38 гг. до н. э. План

Вполне развитым псевдопериптером является так называемый храм Фортуны Вирилис (возможно, бога Портунуса), построенный между 42 и 38 гг. до н.э. на Бычьем рынке в Риме (рис. 27). Это единственный храм республики, дошедший почти в полной сохранности. Он был выстроен из туфа с применением травертина (углы целлы, колонны, подий) и оштукатурен. Здание четко разграничено на три равные части — портик и две ячейки целлы. Четырехколонный ионический портик своими пропорциями подобен квадрату. По сравнению с предшествующими храмами венчающие части здания утяжелены и обильно украшены декоративной резьбой. Скульптурный фриз образован гирляндами, чередующимися с канделябрами и человеческими фигурами.

Развитие круглого периптера в начале I в. до н.э. продолжилось в храме Сибиллы в Тибуре (рис. 28), стоящем рядом с псевдапериптером. Его опирающийся на субструкции небольшой объем, окруженный стройной колоннадой, завершает крутой обрыв, четко выделяясь на фоне гористого пейзажа. Форма перекрытия храма неизвестна. Его пропорции несколько вытянуты в расчете на восприятие храма издалека снизу, в ракурсе. Характерное италийское стремление сохранить одностороннюю направленность и в круглом здании ясно здесь выразилась.. Главную ось храма отмечают не только ступени перед входом и суженный кверху дверной проем, но и приближенные к нему и акцентирующие его окна тех же очертаний. Выполненный в бетоне, облицованный травертином и оштукатуренный храм с его изящными колоннами итало-коринфского ордера, легким фризом из гирлянд и букраниев и кассетированным перекрытием круглого портика являлся гармоничным архитектурным организмом, неотъемлемым от окружающей природной среды.

Построенный в самом конце республики круглый периптер на Бычьем рынке в Риме, известный как храм Весты (рис. 29), по типу довольно близко повторял храм Сибиллы в Тибуре. Однако этот в основе своей италийский храм был выполнен не в туфе и травертине, но сложен из орфостатов паросского мрамора в греческой технике кладки и имел прекрасные коринфские колонны классического типа, сложившегося под воздействием греческих образцов. Несколько позже вокруг подия появились ступени, как в греческих храмах.

И храм Весты, и храм Фортуны Вирилис, (выстроенные в переходный период между двумя историческими эпохами, естественно, содержат разнородные черты. Как и большинство сооружений республики, они сравнительно невелики по размерам, а храм Фортуны еще очень прост по использованным материалам. Но достигнутая в них монументальность и совершенство исполнения архитектурных форм, насыщенность декором и применение в храме Весты в качестве основного строительного материала дорогого привозного мрамора говорят уже о новых явлениях, назревающих в римском зодчестве. Архитектура храма Весты обнаруживает также усилившееся тяготение к формам и типу центрических сооружений эллинизма.

antique.totalarch.com

Храм Геркулеса Победителя – самое древнее здание Рима — 39Rim.ru

Последние изменения: Декабрь 6, 2017

Посещая Вечный город, обязательно стоит увидеть одно из наиболее старых строений, находящееся на Piazza Bocca della Veritá и дошедшее до наших дней практически в первозданном виде. Храм Геркулеса Победителя (Tempio di Ercole Vincitore) был возведен полностью из мрамора около 120 года до н.э. на Бычьем форуме – в самом сердце Древнего Рима. Здесь, на левом берегу Тибра между Авентинским и Капитолийским холмом, где сходились торговые пути из Этрурии и Кампании, находился древний рынок по продаже крупного рогатого скота.

Piazza Bocca della Verita храм геркуеса в риме, пощадь бокка делла верита

Храм Геркулеса на площади Piazza Bocca della Veritá

Расположение храма на Бычьем форуме не является случайным. Согласно римской мифологии, в этих местах Геркулес одержал победу над Какусом – огнедышащим великаном, обитавшим в окрестностях Авентинского холма и терроризировавшим население.

 

Легенда о Геркулесе и Какусе

Сын Везувия Какус (Cacus) жил в пещере у подножия Авентина и к ужасу жителей округи питался человеческой плотью, а его жилище было украшено головами своих жертв. Геркулес, держа долгий путь из Эритеи, где он заполучил стадо Гериона (описанное в Десятом Подвиге Геракла), остановился на ночлег недалеко от логова Какуса. Когда Геркулес уснул, монстр украл у него четыре быка и четыре коровы, хитро утащив их за хвосты, чтобы оставить ложные следы в неправильном направлении. Услышав жалобные звуки похищенного скота, доносившиеся из пещеры Какуса, разгневанный странник пришел в ярость.

Hercules, геркулес, Борьба Геркулеса с Какусом

Геркулес убивает Какуса

Разбив громадный камень, которым был заблокирован вход в логово, Геркулес голыми руками задушил монстра. Согласно описанию Вергилия, изложенному в Книге VII Энеиды, у Какуса при этом выскочили глаза, и он изошел горловым кровотечением. После убийства Какуса, по римской традиции, на этом месте был основан жертвенник, где свершался ежегодный обряд почитания этого подвига Геракла.

Храм Геркулеса в риме

Храм Геркулеса на Бычьем Форуме

Кто построил Храм Геркулеса

Из трудов римского философа Амборджо Теодозио Макробия (390-430гг.н.э.) известно, что строительство Храма Геркулеса Победителя связано с историей, однажды приключившейся с богатым римским торговцем Марко Оттавио Еренио (Marcus Octavius Herennius). Купец, будучи в одной из поездок, подвергся нападению морских разбойников. Их удалось победить только после взывания помощи к Геркулесу – полубогу победы, коммерческого успеха и покровителя пастухов. По возвращению в Рим, чтобы воздать дань защитившим его Богам, Еренио заказал строительство храма греческому архитектору Ермодоросу (Ermodoros). Отсюда и взялась столь нехарактерная для римской архитектуры его округлая форма.

храм геркулеса побдителя рим схемаХрам Геркулеса Победителя был возведен из дорогого белоснежного пентеликского мрамора, добытого на северных склонах горы Пентеликус, которая находится примерно в 16км к северо-востоку от Афин. Стиль постройки полностью соответствовал архитектурной модели великих греческих святилищ – круговая колоннада удерживала богато украшенный антаблемент из отдельных блоков мрамора (ныне не существующий), покрытый низкой конической крышей. 20 колонн высотой более 10 метров, окружали цилиндрической формы внутреннее помещение, где размещалась позолоченная статуя Геркулеса, отлитая из бронзы, и жертвенный алтарь. Позади него, в фундаменте из туфа, находился глубокий куполообразный колодец, где собирались обугленные останки принесенных в жертву богам животных.

Как и некоторые другие древние здания Рима, Храм Геркулеса Победителя на Бычьем форуме сохранился в своем практически первозданном виде благодаря преобразованию его в церковь. В 1132 году храм был освящен в честь Святого Стефана (Santo Stefano delle Carrozze).

пиранези, храм геркулеса,

Храм Геркулеса. Гравюра Пиранези. (1773)

Чтобы соответствовать новым требованиям религии, в 1475 году по указанию Сикста IV промежутки внешней круговой колоннады были заложены кирпичной кладкой, а интерьер внутреннего помещения украшен фресками. Одна из них хорошо сохранилась над алтарем.

храм геркулеса победителя в риме фреска

Фреска Святой Марии Солнца в Храме Геркулеса

Однако некоторые историки склоняются к более поздней реализации фрески, когда в XVII веке церковь была перепосвящена Святой Марии и стала называться Santa Maria del Sole.

Это интересно!

Изменение посвящения связывают с удивительным случаем, который произошел с одинокой женщиной весьма преклонного возраста. Некая 115-летняя девственница, выйдя однажды из церкви Святого Стефана на берег Тибра, случайно нашла в водах реки образ Пресвятой Богородицы, брошенный кем-то во время одного из многочисленных нашествий завоевателей.Когда икону извлекли из пучины, лик Святой Девы Марии просиял сильнее Солнца, осветив на время всю округу. Чудотворный образ поместили в храм, который с тех пор стал именоваться как Санта Мария Солнца.

На протяжении многих лет храм Геркулеса из-за необычной круглой конфигурации ошибочно именовался Храмом Весты – богини домашнего очага и хранительницы семьи. Только после масштабных археологических раскопок начала XIX века все стало на свои места.

 

Впервые правильно идентифицировал храм Камилла де Турнон-Симиан (1778-1833) – префект Рима, назначенный Наполеоном руководителем для проведения работ по раскопкам города и консервации найденных античных артефактов. Для этих целей по указу французского императора из казны был предоставлен один миллион франков. После удаления четырехметрового слоя земли и ила, вынесенного при многократных разливах Тибра, на Римском форуме обнаружили полуразрушенный истинный храм богини Весты. А в окрестностях Бычьего форума был найден постамент с высеченной на нем надписью греческого скульптора Скопаса, которая дала основание предполагать, что ранее на нем стояла бронзовая скульптура Геркулеса. Само изваяние было найдено еще при реставрации храма, проводившегося при Сиксте IV. Сегодня эта скульптура хранится в Капитолийских музеях.

Геркулес, статуя геркулеса

Статуя Геркулеса, найденная на Бычьем форуме

Воспользовавшись присутствием французского правительства в Риме (1809-1814гг) и выделенными для восстановления древних памятников финансами, итальянский архитектор Джузеппе Валадье (1762-1839) предложил свои услуги по реставрации Храма Геркулеса. К тому времени от подлинного старого здания осталась лишь центральная часть в окружении 19 колонн, четыре из которых были наполовину разрушены, а от двадцатой сохранилось лишь основание. В своих записях того времени Валадье отмечал, что хотел воссоздать здание в своей прежней форме, однако, так и не найденные при раскопках фрагменты не дали осуществить задуманное в полном объеме. На выделенные скудные средства удалось лишь демонтировать кирпичную кладку между колонн, восстановить крышу и обнести здание забором по периметру, чтобы защитить храм от вандализма.

храм геркулеса в риме, храм геркулеса победителя

Фрагмент верхней части колоннады Храма Геркулеса

После реставрации Валадье Храм Геркулеса просуществовал в таком виде до 1996 года, когда муниципалитетом был осуществлен капитальный ремонт. А никогда так и не найденная двадцатая колонна осталась немым укором вандализму прошлых веков.

Храм Геркулеса на Бычьем форуме в Риме находится по адресу Piazza della Docca della Verita

Храм Геркулеса Победителя – самое древнее здание Рима

Средняя оценка 5 Проголосовало 7

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

39rim.ru

Архитектура святилищ Рима эпохи Республики | Архитектура Древнего Рима

Глава «Святилища» подраздела «Архитектура Римской республики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Автор: М.Б. Михайлова (Москва, Стройиздат, 1973)

Значительный интерес представляет архитектура святилищ, сложные комплексы которых вырастали вокруг древних мест культа. В большинстве своем они возникали на склонах гор у священного источника или расселины скалы. Храм в них обычно сочетался с театром, располагавшимся несколько ниже, где происходили культовые представления.

Самый ранний ансамбль этого рода сооружен в Кальяри, на острове Сардинии и датируется III в. до н. э. Это стоящий на высокой площадке пунический храм простильного типа с четырехколонным портиком (рис. 30). Расположение театра по оси храма, возможно, вызвано италийскими влияниями.

Архитектура Древнего Рима. Габии. Святилище Юноны. Около 200 г. до н.э. Кальяри (Сардиния). Святилище III в. до н.э.
30. Габии. Святилище Юноны. Около 200 г. до н.э. Кальяри (Сардиния). Святилище III в. до н.э.

Наиболее древнее известное нам святилище Лация — место поклонения Юноне в Габиях, получившее архитектурное оформление около 200 г. до н.э. (см. рис. 30). Священный участок находился на возвышенности, к западу от города, близ Пренестинской дороги. Умелое использование рельефа позволило наиболее выгодно расположить отдельные элементы ансамбля. Помещенный в нижней части святилища театр, ступени которого были вырублены в скалистом склоне, подчеркивал возвышенное положение храма, поставленного в центре более высокой средней зоны участка. Расположенные дальше и еще несколько выше низкие П-образные дорические портики служили архитектурным фоном, выделявшим храм, главенствующий в ансамбле.

Храм Юноны (23,9X17,8 м) принадлежал к италийскому типу, имел целлу, задняя часть которой была выделена решеткой, и каннелированные колонны портика (видимо, коринфского или ионического ордера). Перекрытие храма не сохранилось, но большие интерколумнии его портика заставляют предполагать деревянный антаблемент. Это подтверждают найденные рядом остатки терракотовых рельефов с изображениями геометрического и растительного орнамента и мифологических сцен.

Строго осевое построение комплекса святилища в Габиях (театр — храм — портик) явилось главным отличием его от аналогичных культовых ансамблей древней Греции с их живописной планировкой. Уравновешенный и простой ансамбль в Габиях был легко обозрим и хорошо вписан в ландшафт.

Архитектура Древнего Рима. Пренесте. Святилище Фортуны. 80-е годы I в. до н. э. Реконструкция
31. Пренесте. Пренесте. Святилище Фортуны. 80-е годы I в. до н. э. Реконструкция, пандус 32. Пренесте. Святилище Фортуны. Современный вид экседры
Архитектура Древнего Рима. Пренесте. Святилище Фортуны. Пандус Архитектура Древнего Рима. Пренесте. Святилище Фортуны. Современный вид экседры

Дальнейшая эволюция архитектуры святилищ относится к первой половине I в. до н.э. и связана с расширением святилища Фортуны в Пренесте. Древнейшим местом культа в Пренесте была пещера оракула богини удачи Фортуны, особенно почитаемой практичными римлянами, и маленькое святилище вблизи нее на узкой террасе (рис. 31, 32). В середине II в. до н.э.* терраса была расширена субструкциями, а старое святилище заменено новым. Это было прямоугольное в плане здание (22,18X14 м), примыкавшее к скале, естественному гроту которой придали очертания апсиды. Вдоль расчлененных ионическими полуколоннами стен зала проходил широкий подий, на который ставились приношения богине. Пол покрывала великолепная мозаика с изображением разлива Нила. Находившаяся левее пещера оракула была превращена в нимфей. Струящаяся из скалы вода падала на цветной мозаичный пол с изображением моря и рыб. Между нимфеем и залом с апсидой впоследствии появилось пятинефное базиликальное здание.

* По другим данным это произошло в 100—82 гг. до н.э.

Над этой террасой в 82—70 гг. развернулось строительство нового грандиозного святилища Фортуны. Оно было предпринято диктатором Суллой после разгрома им своих политических врагов, укрепившихся в Пренесте, и должно было выразить не только его благодарность Фортуне, но и увековечить его победу над мятежным городом.

Согласно новым исследованиям, верхний комплекс был выстроен по единому плану. Основанием его служили три широкие террасы. Четвертая содержала помещения с фонтанами для омовения по краям террасы и два пологих крытых пандуса, сходящихся к центру и ведущих к ступеням лестницы. Объединявшая пандусы верхняя площадка отмечала начало главной композиционной оси, которая далее была прочерчена прямыми маршами крутых лестниц двух следующих террас. Концы пятой террасы оформлены полукруглыми в плане экседрами, перекрытыми цилиндрическими оводами, опирающимися с внешней стороны на колоннады. Так впервые в римском зодчестве появился изогнутый в плане свод. Облегчавшие бетонную массу свода углубления кессонов были отлиты одновременно с ним. Между экседрами и лестницей находились помещения, видимо, торгового назначения, выходящие на фасад дорическими портиками. Фон шестой террасы образуют аркады с коринфскими полуколоннами, которые чередовались с глухими простенками. Ордерная аркада, только что возникшая в Табуларии, была применена и здесь, но еще очень робко: перебиваемые простенками аркады не раскрывались во всей своей выразительности. Седьмая терраса вместила большую площадь, ограниченную с трех сторон двухъярусными коринфскими портиками. Лестница в центре площади приводила к полукружию театральных мест, завершенному двухъярусной коринфской колоннадой. Все сооружение увенчивалось небольшим круглым храмом, замкнувшим главную ось композиции. В целом обращенный к морю комплекс святилища Фортуны последовательно развивался по вертикали от массивных стен и тяжелых арок нижних террас к ордерным аркадам средних, подготовлявших переход к прозрачной верхней колоннаде и венчающей ротонде. Впечатление постепенно нарастающего движения создавалось также наклоном пандусов внизу, медленно восходящих к центру и сменявшихся лестницами, круто устремляющимися ввысь. Подобной динамической композиции столь сложного комплекса, пронизанной единой организующей осью, не знала архитектура эллинизма.

Архитектура Древнего Рима. Тибур. Святилище Геркулеса Победителя. 1-я половина I в. до н.э. Реконструкция
Архитектура Древнего Рима. Тибур. Святилище Геркулеса Победителя. 1-я половина I в. до н.э. План

33. Тибур. Святилище Геркулеса Победителя. 1-я половина I в. до н.э. Реконструкция, план

34. Тибур. Святилище Геркулеса Победителя. Субструкции со стороны реки. Гравюра Пиранези

35. Тибур. Святилище Геркулеса Победителя. Улица под субструкциями. Гравюра Пиранези

Архитектура Древнего Рима. Тибур. Святилище Геркулеса Победителя. Субструкции со стороны реки. Гравюра Пиранези Архитектура Древнего Рима. Тибур. Святилище Геркулеса Победителя. Улица под субструкциями. Гравюра Пиранези

Наряду с достижениями в сводостроении видны и некоторые слабости строителей святилища в Пренесте, которые еще не умели осуществлять пересечения сводов и поэтому выводили их друг над другом.

В середине I в. до н.э. появился последний крупный культовый ансамбль республики — храм Геркулеса в Тибуре (рис. 33). Он явился дальнейшим развитием на новой стадии римской архитектуры того типа композиции святилища, который в зачаточной форме выразился в Кальяри и затем более полно воплотился в Габиях. Сложные местные условия вызвали необычное архитектурное решение комплекса.

Поклонение Геркулесу Победителю в период постоянных победоносных для Рима войн необычайно возросло, и небольшое, аналогичное габийскому, святилище III в. до н.э. не могло вместить всех паломников. Нужны были помещения для возросшего жреческого персонала храма, сокровищницы для хранения доходов от святилища, портики для молящихся, лавки торговцев и склады. Однако холм, на склоне которого находился священный участок был слишком тесно придвинут к реке Анио, а узкую береговую полосу занимала древняя Тибуртинская дорога — одна из основных транспортных и военных дорог, отходивших от Рима. Единственным способом увеличить площадку святилища было вынесение ее на субструкции, под которыми и прошла дорога, перекрытая цилиндрическим бетонным сводом с пролетом 8,5 м (рис. 34). Распор этого свода погашался цилиндрическими и сомкнутыми сводами таберн и складов по обеим сторонам дороги, освещавшейся световыми люками (рис. 35). Все сооружения комплекса выполнены из бетона, облицованного инцертом. Осуществленное здесь впервые пересечение сводов явилось важнейшим шагом в сводостроении, открывшим новые возможности построения архитектурного пространства.

Последовательность во взаимном расположении элементов святилища здесь та же, что и в Габиях. Но портики, доведенные до нижней границы участка, объединили театр на нижней террасе с храмом на верхней террасе, преодолев некоторую разобщенность этих элементов святилища в Габиях и сообщив ансамблю целостность. Место простых колоннад в ограждающих святилище портиках заняли ордерные аркады, впервые широко примененные здесь уже как целостный архитектурный мотив.

Портики усложнились не только по форме, но и по высоте, получив второй ярус (особенность, появившаяся в святилище Фортуны). Однако старый прием выделения храма как главного сооружения в ансамбле посредством меньшего масштаба ордера ограждающих его портиков остался неизменным. В этом святилище, обращенном открытой (западной) стороной к Тибуртинской дороге, храм доминировал не только над его широкой площадью и театром, но был издалека виден путникам, приближавшимся к городу. А из-за колонн храма Геркулеса и с верхних портиков открывалась прекрасная панорама Римской Кампаньи. Внешняя аркада святилища с тосканскими полуколоннами, не воспринимавшаяся в сопоставлении с храмом, но соответствующая масштабу реки, над которой она возвышалась, вдвое крупнее внутренней.

Обогащенный новыми архитектурными формами и строительными приемами, ансамбль святилища Геркулеса в Тибуре усовершенствовал традиционную италийскую осевую композицию строящегося террасами святилища.

antique.totalarch.com

Архитектура храмов Древнего Рима

   Во втором периоде расцвета римского храмового искусства можно выделить два этапа. Хотя произведения времени Адриана и Траяна объединяет общая идея – выражение величия Империи, формами своими они непохожи. Сооружения эпохи Траяна были исполнены духа или холодного практицизма, или официальной торжественности. Постройки времени Адриана теплее в своей архитектурной выразительности. Иногда они поистине величавы, а порой даже интимны. Его постройки повторяли в миниатюре шедевры Греции и Египта. Ориентация Адриана на греческое искусство и культуру определила внешнее отличие памятников его времени от траяновских. Стремление выразить в архитектурных формах величие Империи, усилившееся в первой половине II в., проявило себя в Пантеоне, превращенном позднее в церковь и сохранившемся почти без переделок.   Сооружение храма связано с последним этапом расцвета империи. Римские постройки, созданные после Пантеона, порой будут превосходить его размерами, но в них прозвучат уже не утверждающие и величественные, а тревожные темы. Конструкция храма свидетельствует о расцвете архитектурной мысли в Древнем Риме. Красота его в гармоничном сочетании четких объемов: цилиндра ротонды, полусферы купола и параллелепипеда портика. Пантеон вмещает более двух тысяч человек. При строительстве его широко применялся бетон. Стены ротонды покоятся на бетонном фундаменте глубиной 4,5 м и толщиной 7,3 м. Толщина стен — 6,3 м. Купол Пантеона пролетом 43,2 м не превзошли купола храмов средневековья, Возрождения, Нового времени, вплоть до конца XIX века. Верхняя зона купола — особенно ответственная его часть — создана из пемзобетона, чтобы уменьшить вес купола.   В одной средневековой легенде рассказывалось, что этот гигантский купол был построен на огромной куче мусора, нагроможденной внутри барабана. А чтобы эту кучу быстро разгребли, когда купол будет завершен, Адриан будто бы велел разбросать под ней куски золота. Та строительная техника, которая применялась в действительности, отличалась не меньшей хитроумностью: вокруг деревянных кессонных форм постепенно заливались слои бетона. Стена ротонды состоит из восьми опор — пилонов, соединенных арками. В стене много скрытых с помощью облицовки пустот и ниш. Один из пролетов арки служит входом в храм. Чтобы приглушить впечатление громоздкости и тяжести сооружения, мастер расчленил стену снаружи на три пояса по горизонтали. Портик с двумя рядами колонн по восемь выглядит как преддверие храма — пронаос. Внушительные монолитные колонны без каннелюр высечены из красного египетского гранита, а их капители и базы — из греческого мрамора. Своим великолепием портик маскирует тяжелый цилиндр храма. Сильно выступая на маленькую площадь перед Пантеоном, он кажется особенно большим и скрывает за собой колоссальную массивную ротонду храма. В центре купола в храм проникают лучи солнца, виднеется голубое небо. Воспринимаемый как своеобразное подобие небесного свода, громадный купол, господствующий над обширным пространством ротонды,— такова образная и композиционная тема, призванная воплотить идею сооружения храма, посвященного не одному божеству, а всем богам. В основу художественного образа Пантеона положен строгий расчет.  Диаметр ротонды равен общей высоте храма, так что, если в его пространство вписать шар, половину его образует купол. В совершенных гармонических формах круга и шара зодчий воплощает идею полного покоя, создает впечатление особенного, возвышенного величия. Внутреннее убранство храма — мраморные облицовки и стуковые украшения — необычайно торжественно. Снаружи первый ярус ротонды облицован мрамором, два верхних яруса оштукатурены. Здание дошло до нас, в общем, в хорошей сохранности, но наружная и внутренняя отделка не сохранились, изменено было архитектурное решение второго яруса стены внутри храма, исчезли бронзовые скульптуры, украшавшие фронтон портика.Пантеон — круглый в плане храм. Но большую роль в его композиции играет и продольная ось, подчеркнутая сильно выступающим портиком и противоположной входу нишей со статуей Юпитера. Гармонический покой ротонды сочетается с движением вдоль предполагаемой центральной оси. Римская идея осевой направленности в круглом здании, ранее выступавшая в республиканских центрических храмах, получила свое завершение.   Пантеон, ставший настоящим шедевром архитектуры, много раз копировали, но никто не сумел превзойти Адриана. И хотя с тех пор храм неоднократно подвергался переделкам, а крыша его давно лишилась своих бронзовых черепиц, он до сих пор сохранил свое величие. В 609 г. император Фока передал здание папе Бонифацию IV, а тот приспособил языческий храм под церковь (Санта-Мария дель Мартири). С годами к портику были пристроены разные башенки. Но простота и лаконичная соразмерность огромного храма с куполом не нуждалась в улучшениях, и в конце концов поздние пристройки убрали.   Цельность архитектурного образа, совершенство пропорций и мастерство конструктивного решения храма позволяют предполагать, что строителем его мог быть Аполлодор Дамасский. Историко-художественное значение Пантеона исключительно велико. Для архитектуры последующих эпох Пантеон навсегда остался одним из самых совершенных образцов центрического здания, увенчанного куполом, и одновременно — примером блестящего решения задачи создания сооружения с обширным внутренним пространством. Пантеон является примером замечательного единства глубокой образной идеи и архитектурных форм ее выражения и, наконец, одним из самых высоких достижений строительной техники всей античной эпохи.   Адриан предъявлял высокие требования зодчим. Однако в памятниках, которые принадлежат его собственному замыслу, нет органического единства художественной выразительности и технического воплощения, так поражающего в Пантеоне.   Эклектическое и несколько наивное сопоставление эллинских и римских принципов можно видеть в громадном, сохранившемся в руинах храме Венеры и Ромы, автором которого был сам император. Архитекторы его времени большое значение придавали размерам. Если небольшие постройки в частной вилле в Тиволи предназначены были возвеличить персону гулявшего в парке Адриана, то высота в два раза превосходящего Парфенон Пантеона или самое крупное культовое сооружение Империи – храм Венеры и Ромы призваны были прославить могущество Рима.   Те же тенденции проявлялись и в архитектуре провинциальной. В Афинах Адриан закончил сооружение огромного диптера – храма Зевса Олимпийского, сохранившиеся колонны которого и сейчас вызывают удивление размерами Храм спроектирован и построен в 135 году. Впоследствии в 307 году Храм Зевса в Олимпии он был реставрирован по приказу Максенция. Храм состоял из двух апсид, одна из которых, посвященная богине Роме, была обращена к Форуму ; другая, посвященная Венере,обращена к Колизею.В последние годы правления Адриана завершается период высшего расцвета искусства Империи. Не случайно при Траяне и Адриане, когда Рим еще заявлял о своей силе, были созданы такие величественные памятники архитектуры как, Пантеон, храм Венеры и Ромы, храм Зевса Олимпийского, которые воплощали мощь сохранявшей еще формы принципата Империи.

30school.ru

Храмы и базилики Древнего Рима | Архитектура и Проектирование

ПАМЯТНИКИ ГРАЖДАНСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ АРХИТЕКТУРЫ АНТИЧНОГО РИМА

В настоящей главе мы рассмотрим памятники дохристианской эпохи, а также и те, которых не коснулось влияние христианства. Они распадаются на две группы:

а) Памятники, связанные с этрусской традицией или греческим влиянием: храмы, базилики, частные сооружения.б) Памятники, в которых выявляется организаторский и политический гений Рима без всяких чуждых влияний, т. е. сооружения, являющиеся символом владычества над миром и распространения римских нравов: термы, акведуки, амфитеатры, дороги и оборонительные сооружения.

Мы собираемся подробно остановиться на памятниках, являющихся собственным достоянием римлян; в остальном же мы ограничимся только выявлением тех новых деталей, на которые Рим наложил свой отпечаток.

 

ХРАМЫ

Первобытная религии римлян была заимствована от этрусков, как и вся совокупность римских государственных учреждений. Наиболее древним типом римского храма является тот, который описан Витрувием под названием Тосканского (рисунок 335). Ордер этого храма происходит от дорийского и переносит нас в эпоху, когда антаблементом служил только архитрав, увенчанный выступающей кровлей. Что касается плана, то он отличается всеми особенностями расположения греческого архаического храма. Пронаос имеет двойной ряд колонн, причем сходство еще усугубляется тем, что украшения из терракоты играют здесь такую же роль, как и в примитивном дорийском стиле. Целла обычно разделена на несколько частей. К этому типу принадлежит храм Юпитера Капитолийского, описание которого нам оставил Дионисий Галикарнасский.

Остальные римские храмы являются только немного видоизмененными греческими храмами. В консульскую эпоху для украшения храмов допускались три ордера: дорийский, как например в храме Благочестия, ионийский — в храме Фортуны Вирилис и коринфский, который употреблялся греками, по-видимому, только внутри храмов и который становится в Риме в эпоху империи почти обязательным ордером для фасадов. Приводить примеры коринфских храмов значило бы перечислить все сооружения этого рода, построенные от времен Тиберия до эпохи Диоклетиана.

Римские здания отличаются от современных им греческих, во-первых, глубиной портика перед целлой, во-вторых — вертикальным основанием с широким перроном спереди. Греки окружали площадку своих храмов рядом ступеней; вертикальное основание является у них исключением; в римской архитектуре оно становится правилом.

Храмы Древнего Рима. Тосканский храм
Рис. 335
Храмы Древнего Рима. Римский храм в Галлии
Рис. 336

На рисунке 336 эта двойная особенность пояснена примером римского храма в Галлии: мы видим тут и глубину портика, и высокий цоколь колоннады. Греки придавали иногда своим храмам круглую форму; эта форма становится частой у римлян. Она встречается не только в Тиволи, но и в других храмах Рима: например в храме Весты и еще одном храме, открытом на развалинах форума; ее же мы находим и в Пуццолах. Самый большой храм Рима — Пантеон (рисунок 313) — имеет круглую целлу, покрытую куполом более 43 м диаметром.

Ротонда Пантеона долго считалась созданием Агриппы. Открытия Шедан позволяют теперь датировать каждую отдельную его часть: круглая целла — не древнее эпохи Антонинов, а Пантеон во времена Агриппы представлял собой десятиколонное здание. Число колонн портика было сокращено до восьми, когда его переделали во фронтон ротонды, перед которой он стоит и до сих пор.

Примечание: Круглая целла Пантеона была сооружена в 110—125 гг.

Независимо от данных, полученных при исследовании фундамента сооружения, об этом изменении свидетельствует одна существенная подробность: отлогий карниз, задуманный для фронтона с менее покатым уклоном, был переделан, модильоны, имевшие отвесную боковую поверхность, получили легкий наклон. Приведенная подробность достаточно подтверждает, даже за неимением других доказательств, факт изменения плана.

Круглая целла в Тиволи была сводчатой и освещалась окнами, что является почти единственным примером такого рода конструкции. Храм Венеры и Ромы представляет собой один из немногих храмов с удлиненной целлой, в котором применен свод.

 

БАЗИЛИКИ

Базилика, послужившая впоследствии образцом христианского храма, являлась у римлян чисто гражданским зданием. Идее древней базилики среди современных зданий, быть может, наиболее соответствует «биржа». Это — помещение, предназначенное для судопроизводства, деловых и политических собраний. Пока господствовали древнеримские нравы, обходились без таких базилик; заседания на форуме происходили под открытом небом.

Первая базилика относится к 180 г. до н. э., причем замечательно, что это нововведение, преследующее цели комфорта, связано с именем сурового Катона. Общее расположение базилики заимствовано из Греции.

Витрувий описал традиционное, по-видимому, расположение базилики в главе, посвященной этому виду сооружений. В графическом изображении она, по-видимому, соответствовала деталям А и С (рисунок 337).

Базилика имеет три вида нефа — один центральный и два боковых. Боковые нефы — двухэтажные. Над всем зданием проходят деревянные стропила. Общая ширина должна быть в пределах от трети до половины длины. Если же последнее невозможно, то Витрувий советует придавать зданию указанную пропорцию добавлением на обоих концах «халкидиков», или поперечных нефов С и, С".

Витрувий предписывает делить ширину базилики при вычерчивании плана на пять частей, из которых три должны приходиться на средний неф, а две остальных — на боковые. Высота колонн нижнего яруса равняется ширине боковых нефов. Колонны второго яруса на одну четверть ниже колонн первого. Между двумя ярусами проходит стилобат (plateum), высота которого на одну четверть ниже колонн второго яруса. Его назначение — отделить галереи второго этажа, являющиеся только местами для прогулок, от нижнего этажа, служащего для деловых целей. Витрувий не говорит ни слова ни о расположении лестниц, ведущих на галереи, ни о способе освещения большого нефа.

Описав самый тип базилики, Витрувий приводит в виде примера базилику в Фано, строителем которой был он сам и которая включала (деталь В рисунка 337), кроме главного зала и галереи, пристройку, служившую одновременно и трибуналом и храмом Августа.

Сопоставим разрез базилики в Фано В с разрезом типа А: ширина одинаково разделена между нефом и портиками, план портиков один и тот же, от нормального типа отклоняется только высота в свету. Зато декоративные детали нисколько не соответствуют сакраментальной формуле и свидетельствуют о духе независимой оригинальности, делающей честь архитектору.

Архитектура Древнего Рима. Базилика
Рис. 337
Архитектура Древнего Рима. Базилика
Рис. 338

Витрувий пользуется вместо двух ярусов, поставленных один над другим, только одним ярусом колонн, высота которых охватывает оба этажа галерей. Эти колонны усилены прилегающими к ним пилястрами, служащими опорами для полов. Вместо классического антаблемента Витрувий допускает архитрав, составленный из нескольких рядов сдвоенных балок. Над ними проходит ряд кубиков, выступающих перпендикулярно к плоскости колонны и образующих глухие части ажурного фриза. Все это венчается вместо карниза рядом связанных вместе балок. Стропила кровли не обшивались снизу. Кровля поперечного нефа, по всей вероятности, не врезывалась в кровлю среднего, но возвышалась над ней, и здание имело вид, указанный на рисунке 338. Описанная базилика находилась в очень незначительном городке; наиболее же известной является базилика Ульпия, построенная архитектором Аполлодором на одном из концов форума Траяна. Мы видим здесь пять нефов: средний окружен по всему периметру двойным поясом второстепенных галерей; на каждом конце имеется полукружие, диаметр которого равен ширине трех нефов. Эти полукружия были, вероятно, перекрыты сводами, а остальная часть — бронзовыми стропилами. Стволы колонн — гранитные монолиты, опирающиеся на цоколи из белого мрамора.

На старом форуме возвышалось несколько базилик, из которых одну приписывали Юлию Цезарю; ее план выяснен не вполне. До нас дошла почти нетронутая помпейская базилика: за пределами Италии довольно хорошо сохранились базилики в Трире и Пергаме.

В некоторых городах Сирии имелись преторианские судилища в виде сводчатых базилик (Мусмийэ, Санамен). Упомянем, наконец, о сводчатой базилике Константина (рисунок 312), которую мы приводили в качестве примера обширного зала, сложенного бутовой кладкой на растворе.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

arx.novosibdom.ru


Смотрите также