Цивилизация древних инков. Перу и Боливия: древняя цивилизация задолго до инков
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние Цивилизации Латинской Америки. Цивилизация древних инков


Цивилизация Инков

История

Доинкский период.

Скульптура доинкского периода

Культура инков сформировалась относительно поздно. Задолго до появления инков на исторической арене, еще в III тысячелетии до н.э., на побережье обитали оседлые племена, которые занимались изготовлением хлопковых тканей и выращивали маис, тыквы и бобы. Древнейшей из великих андских культур считается культура Чавин (12–8 вв. до н.э. – 4 в. н.э.). Ее центр, город Чавин-де-Уантар, расположенный в Центральных Андах, сохранял свое значение даже в инкскую эпоху. Позже на северном побережье развились другие культуры, среди которых выделяется раннеклассовое государство Мочика (ок. 1 в. до н.э. – 8 в. н.э.), создавшее великолепные произведения архитектуры, керамики и ткачества.

На южном побережье процветала загадочная культура Паракас (ок. 4 в. до н.э. – 4 в. н.э.), прославленная своими тканями, бесспорно, самыми искусными во всей доколумбовой Америке. Паракас оказала влияние на раннюю культуру Наска, развивавшуюся южнее, в пяти долинах-оазисах. В бассейне озера Титикака ок. 8 в. сформировалась великая культура Тиауанако. Столица и церемониальный центр Тиауанако, расположенный на юго-восточной оконечности озера, выстроены из обтесанных каменных плит, скрепленных бронзовыми шипами. Знаменитые Ворота Солнца высечены из огромного каменного монолита. В верхней части проходит широкий барельефный пояс с изображениями бога Солнца, который истекает слезами в форме кондоров и мифологических существ. Мотив плачущего божества прослеживается во многих андских и береговых культурах, в частности, в культуре Уари, развивавшейся неподалеку от нынешнего Аякучо. По-видимому, именно из Уари шла религиозная и военная экспансия вниз по долине Писко по направлению к побережью. Судя по распространению мотива плачущего бога, с 10 по 13 вв. государство Тиауанако подчинило себе большинство народов Косты. После крушения империи локальные трибальные объединения, освободившиеся от внешнего гнета, создали собственные государственные образования. Самым значительным из них стало воевавшее с инками государство Чиму-Чимор (14 в. – 1463) со столицей Чан-Чан (вблизи нынешнего порта Трухильо). Этот город с огромными ступенчатыми пирамидами, орошаемыми садами и облицованными камнем бассейнами занимал площадь в 20,7 кв. км. Здесь сложился один из центров керамического производства и ткачества. Государство Чиму, распространившее свою власть на протяжении 900-километровой линии перуанского побережья, имело разветвленную сеть дорог.

Таким образом, имея в прошлом древнюю и высокую культурную традицию, инки были скорее наследниками, нежели родоначальниками перуанской культуры.

Первый Инка.

Манко Капак

Солнечный календарь

Легендарный первый инка Манко Капак основал Куско приблизительно в начале 12 в. Город лежит на высоте 3416 м над у.м. в глубокой долине, пролегающей с севера на юг между двумя крутыми хребтами Анд. Как повествует предание, Манко Капак во главе своего племени пришел в эту долину с юга. По указанию бога Солнца, своего отца, он швырнул золотой жезл себе под ноги и, когда тот был поглощен землей (добрый знак ее плодородия), основал в этом месте город. Исторические источники, частично подтвержденные данными археологии, указывают, что история возвышения инков, одного из бесчисленных андских племен, начинается в 12 в., а их правящая династия насчитывает 13 имен – от Манко Капака до Атауальпы, убитого испанцами в 1533.

Завоевания. Свои владения инки начали расширять с территорий, непосредственно прилегавших к долине Куско. К 1350 в правление Инки Роки они завоевали на юге все земли вблизи озера Титикака, а на востоке – близлежащие долины. Вскоре они продвинулись на север и дальше на восток и подчинили себе территории в верховьях реки Урубамбы, после чего направили свою экспансию на запад. Здесь они столкнулись с ожесточенным сопротивлением племен сора и рукана, но вышли из противостояния победителями. Около 1350 инки навели висячий мост через глубокий каньон реки Апуримак. Ранее ее пересекали три моста на юго-западе, но теперь инки проложили прямой путь от Куско к Андауайлас. Этот мост, самый длинный в империи (45 м), инки называли “уакачака”, священным мостом. Неизбежен стал конфликт с могущественным воинственным племенем чанка, которое держало под контролем Апуримакский проход. В конце правления Виракочи (ум. 1437) чанка осуществили внезапный набег на земли инков и осадили Куско. Виракоча бежал в долину Урубамбы, оставив защищать столицу своего сына Пачакутека (букв. “сотрясатель земли”). Наследник блестяще справился с возложенной на него задачей и наголову разгромил врагов.

В правление Пачакутека (1438–1463) инки расширили свои владения к северу до озера Хунин, а на юге завоевали весь бассейн озера Титикака. Сын Пачакутека Тупак Инка Юпанки (1471–1493) распространил власть инков на территорию нынешних Чили, Боливии, Аргентины и Эквадора. В 1463 войска Тупака Инки Юпанки покорили государство Чиму, а его правителей доставили в Куско как заложников.

Последние завоевания совершил император Уайна Капак, пришедший к власти в 1493, год спустя после того, как Колумб достиг Нового Света. Он присоединил к империи Чачапойяс в Северном Перу, на правом берегу реки Мараньон в ее верхнем течении, подчинил воинственные племена острова Пуна близ Эквадора и примыкающего побережья в районе нынешнего Гуаякиля, а в 1525 северная граница империи достигла реки Анкасмайо, где сейчас пролегает граница между Эквадором и Колумбией.

Империя и культура

Язык. Кечуа, язык инков, имеет очень отдаленное родство с языком аймара, на котором говорили индейцы, жившие вблизи озера Титикака. Неизвестно, на каком языке общались инки до того, как Пачакутек в 1438 возвел кечуа в ранг государственного языка. Благодаря политике завоеваний и переселений кечуа распространился по территории всей империи, и на нем по сей день говорит большинство перуанских индейцев.

Сельское хозяйство. Первоначально население инкского государства состояло по большей части из земледельцев, которые при необходимости брались за оружие. Их повседневная жизнь подчинялась сельскохозяйственному циклу, и под руководством знатоков они превратили империю в важнейший центр культивации растений. Больше половины всех ныне потребляемых в мире продуктов происходят из Анд. Среди них – свыше 20 разновидностей кукурузы и 240 сортов картофеля, “камоте” (сладкий картофель), кабачки и тыква, различные сорта бобов, маниок (из которого изготовляли муку), перцы, земляные орехи и киноа (дикая гречиха). Важнейшей сельскохозяйственной культурой инков был картофель, способный выдерживать сильные холода и произрастать на высоте до 4600 м над у.м. Попеременно замораживая и размораживая картофель, инки обезвоживали его до такой степени, что превращали в сухой порошок под названием “чуньо”. Кукуруза (сара) выращивалась на высоте до 4100 м над у.м. и потреблялась в различных видах: сыром в початках (чокло), подсушенном и слегка поджаренном (кольо), в виде мамалыги (моте) и превращенная в алкогольный напиток (сарайяка, или чича). Для изготовления последнего женщины пережевывали кукурузные зерна и сплевывали мякоть в чан, где образовавшаяся масса под воздействием ферментов слюны перебраживала и выделяла алкоголь.

В ту эпоху все перуанские племена находились приблизительно на одном технологическом уровне. Работы производились сообща. Основным орудием труда земледельца была таклья, примитивная палка-копалка – деревянный кол с обожженным для прочности острием.

Пахотные земли имелись, но отнюдь не в избытке. Дожди в Андах обычно выпадают с декабря по май, но нередки засушливые годы. Поэтому инки орошали земли с помощью каналов, многие из которых свидетельствуют о высоком уровне инженерной мысли. Для предохранения почв от эрозии террасное земледелие использовали еще доинкские племена, а инки усовершенствовали эту технологию.

Андские народы практиковали преимущественно оседлое земледелие и крайне редко прибегали к подсечно-огневому земледелию, принятому у индейцев Мексики и Центральной Америки, при котором очищенные от леса участки засевались на 1–2 года и покидались, как только истощалась почва. Объясняется это тем, что центральноамериканские индейцы не имели натуральных удобрений, за исключением тухлой рыбы и человеческих экскрементов, тогда как в Перу земледельцы побережья располагали огромными запасами гуано, а в горах для удобрения использовался навоз лам (таки).

Ламы. Эти животные семейства верблюдовых произошли от диких гуанако, которые были одомашнены за тысячи лет до появления инков. Ламы переносят высокогорные холода и жару пустынь; они служат вьючными животными, способными нести до 40 кг груза; дают шерсть для изготовления одежды и мясо – его иногда вялят на солнце, называя “чарки”. Ламы, как и верблюды, имеют обыкновение опорожняться в одном месте, так что их навоз легко собрать для удобрения полей. Ламы сыграли важную роль в формировании оседлых земледельческих культур Перу.

Социальная организация. Айлью. В основании социальной пирамиды инкской империи находилась разновидность общины – айлью. Она была образована из семейных кланов, которые жили вместе на отведенной им территории, сообща владели землей и скотом и делили между собой урожаи. Практически всякий принадлежал к той или иной общине, в ней рождался и умирал. Общины бывали маленькими и крупными – вплоть до целого города. Инки не знали индивидуального землевладения: земля могла принадлежать только айлью или, позже, императору и как бы сдавалась в аренду члену общины. Каждую осень происходило перераспределение земли – наделы увеличивались или уменьшались в зависимости от размеров семьи. Все сельскохозяйственные работы в айлью производились сообща.

В 20-летнем возрасте мужчинам было положено жениться. Если юноша сам не мог найти себе пару, ему подбирали жену. В низших социальных слоях выдерживалась строжайшая моногамия, тогда как представители правящего класса практиковали многоженство.

У некоторых женщин появлялась возможность покинуть айлью и улучшить свое положение. Речь идет об “избранницах”, которых за красоту или особые таланты могли взять в Куско или в провинциальный центр, где их обучали искусству приготовления пищи, ткачеству или религиозным ритуалам. На приглянувшихся “избранницах” нередко женились сановники, а некоторые становились наложницами самого Инки.

Государство Тауантинсуйю. Название империи инков – Тауантинсуйю – буквально означает “четыре соединенные стороны света”. Из Куско выходили в разных направлениях четыре дороги, и каждая, независимо от своей длины, носила название той части империи, куда она вела. Антисуйю включала в себя все земли к востоку от Куско – Восточные Кордильеры и амазонскую сельву. Отсюда инкам грозили набеги не усмиренных ими племен. Континсуйю объединяла западные земли, включая покоренные города Косты – от Чан-Чана на севере до Римака в Центральном Перу (местоположение нынешней Лимы) и Арекипы на юге. Кольясуйю, самая обширная часть империи, простиралась на юг от Куско, охватывая Боливию с озером Титикака и отдельные районы современных Чили и Аргентины. Чинчасуйю пролегала на север до Румичаки. Каждой из этих частей империи управлял апо, связанный кровными узами с Инкой и подотчетный только ему.

Десятичная административная система. Социальная и соответственно экономическая организация инкского общества была основана, при тех или иных региональных отличиях, на десятичной административно-иерархической системе. Учетную единицу составлял пурик – взрослый дееспособный мужчина, имеющий домохозяйство и способный платить налоги. Десять домохозяйств имели своего, так сказать, “бригадира” (инки называли его пача-камайок), сотню домохозяйств возглавлял пача-курака, тысячу – мальку (обычно управляющий большой деревней), десять тысяч – губернатор провинции (омо-курака), а десять провинций составляли “четверть” империи и управлялись упомянутым выше апо. Таким образом, на каждые 10 000 домохозяйств приходилось 1331 чиновников различных рангов.

Инка. Нового императора обычно избирал совет членов царской семьи. Прямое престолонаследие соблюдалось не всегда. Как правило, императора выбирали из сыновей законной жены (койя) умершего властителя. У Инки была одна официальная жена при бесчисленном количестве наложниц. Так, по некоторым оценкам, Уайна Капак имел около пятисот одних только сыновей, которым довелось жить уже при испанском господстве. Своих отпрысков, составлявших особый царский айлью, Инка назначал на самые почетные должности. Инкская империя была подлинной теократией, поскольку император был не только верховным правителем и жрецом, но также, в глазах простых людей, полубогом. В этом тоталитарном государстве император имел абсолютную власть, ограниченную лишь обычаями и страхом перед мятежом.

Налоги.

Крепость (пукара) Саскауаман

-Каждый пурик был обязан частично работать на государство. Эта обязательная трудовая повинность называлась “мита”. От нее освобождались только государственные сановники и жрецы. Каждый айлью, помимо собственного земельного надела, сообща обрабатывал поле Солнца и поле Инки, отдавая урожаи с этих полей соответственно жречеству и государству. Другой тип трудовой повинности распространялся на общественные работы – добычу полезных ископаемых и строительство дорог, мостов, храмов, крепостей, царских резиденций. Все эти работы производились под надзором знатоков-профессионалов. С помощью узелкового письма кипу велся аккуратный учет за выполнением повинностей каждым айлью. В дополнение к трудовым повинностям каждый пурик входил в отряды сельских блюстителей порядка и в любой момент мог быть призван на войну. Если он уходил на войну, общинники обрабатывали его участок земли.

Колонизация. Для подчинения и ассимиляции завоеванных народов инки вовлекали их в систему трудовых повинностей. Как только инки покоряли новую территорию, они изгоняли оттуда всех неблагонадежных и вселяли кечуа-говорящих. Последние назывались “мита-кона” (в испанской огласовке “митамаэс”). Оставшимся местным жителям не возбранялось блюсти свои обычаи, носить традиционные одежды и говорить на родном языке, однако всем чиновникам вменялось в обязанность знание кечуа. На мита-кона возлагались задачи военные (охрана пограничных крепостей), управленческие и экономические, а, кроме того, колонисты должны были приобщать покоренные народы к инкской культуре. Если строящаяся дорога пролегала по совершенно безлюдной местности, в эти районы вселялись мита-кона, обязанные надзирать за дорогой и мостами и тем самым повсюду распространять власть императора. Колонисты получали значительные социальные и экономические привилегии подобно римским легионерам, служившим в отдаленных провинциях. Интеграция покоренных народов в единое культурное и экономическое пространство была настолько глубокой, что до сих пор 7 млн. человек говорят на кечуа, среди индейцев сохраняется традиция айлью, и на огромной территории доныне ощутимо влияние инкской культуры в фольклоре, земледельческой практике, психологии.

Дороги, мосты и курьеры. Держать под единым управлением огромную территорию позволяли отличные дороги с отлаженной курьерской службой. Инки использовали дороги, проложенные предшественниками, и сами построили ок. 16 000 км новых дорог, рассчитанных на любые погодные условия. Поскольку доколумбовы цивилизации не знали колеса, инкские дороги предназначались для пешеходов и караванов лам. Дорога вдоль океанического побережья, протянувшаяся на 4055 км от Тумбеса на севере до реки Мауле в Чили, имела стандартную ширину в 7,3 м. Андская горная дорога была несколько уже (от 4,6 до 7,3 м), зато длиннее (5230 км). На ней было наведено не менее ста мостов – деревянных, каменных либо канатных; четыре моста пересекали ущелья реки Апуримак. Через каждые 7,2 км стояли указатели расстояний, а через 19–29 км – станции для отдыха путешественников. Кроме того, через каждые 2,5 км располагались курьерские станции. Курьеры (часки) передавали известия и приказы по эстафете, и таким образом информация передавалась на 2000 км за 5 дней.

Сохранение информации. Исторические события и предания сохраняли в памяти специально обученные сказители. Инки изобрели мнемоническое средство для хранения информации под названием “кипу” (букв. “узел”). Оно представляло собой веревку или палку, с которой свисали цветные шнурки с узелками. Содержавшуюся в кипу информацию устно пояснял специалист по узелковому письму, кипу-камайок, иначе она осталась бы непонятной. Каждый правитель провинции держал при себе множество кипу-камайок, которые вели дотошный учет народонаселения, воинов, податей. Инки пользовались десятичной системой исчисления, у них существовал даже символ нуля (пропуск узелка). Испанские конкистадоры оставили восторженные отзывы о системе кипу.

Придворные кипу-камайок выполняли обязанности историографов, составляя перечни деяний Инки. Их усилиями создавалась официальная версия истории государства, исключавшая упоминания о достижениях покоренных народов и утверждавшая абсолютный приоритет инков в формировании Андской цивилизации.

Религия инков была тесно связана с государственным управлением. Бог-демиург Виракоча считался властителем всего сущего, ему помогали божества ниже рангом, среди которых более всего почитался бог солнца Инти. Почитание бога Солнца, ставшего символом инкской культуры, носило официальный характер. Инкская религия включала в себя многочисленные децентрализованные культы богов, олицетворявших природные реалии. Кроме того, практиковалось почитание магических и священных объектов (уака), каковыми могли быть река, озеро, гора, храм, собранные с полей камни.

Религия носила практический характер и пронизывала всю жизнь инков. Земледелие почиталось священным занятием, и все с ним связанное становилось уака. Инки верили в бессмертие души. Считалось, что аристократ, вне зависимости от своего поведения в земной жизни, после смерти попадает в обитель Солнца, где всегда тепло и царит изобилие; что же касается простолюдинов, то туда попадали после смерти лишь добродетельные люди, а грешники отправлялись в своего рода ад (око-пака), где мучились от холода и голода. Таким образом, религия и обычаи воздействовали на поведение людей. Этика и мораль инков сводились к одному принципу: “Ама суа, ама льюлья, ама челья” – “Не воруй, не лги, не ленись”.

Искусство. Инкское искусство тяготело к строгости и красоте. Ткачество из шерсти лам отличалось высоким художественным уровнем, хотя и уступало по богатству декора тканям народов Косты. Широко практиковалась резьба из полудрагоценных камней и раковин, которые инки получали от прибрежных народов.

Однако главным искусством инков было литье из драгоценных металлов. Почти все ныне известные перуанские месторождения золота разрабатывались еще инками. Золотых и серебряных дел мастера жили в отдельных городских кварталах и были избавлены от налогов. Лучшие произведения инкских ювелиров погибли в ходе конкисты. По свидетельству испанцев, впервые увидевших Куско, город слепил золотым блеском. Некоторые здания были покрыты золотыми пластинами, имитировшими каменную кладку. Крытые соломой крыши храмов имели золотые вкрапления, имитировавшие соломинки, так что лучи закатного солнца зажигали их блеском, создавая впечатление, будто вся крыша сделана из золота. В легендарном Кориканча, Храме Солнца в Куско, имелся сад с золотым фонтаном, вокруг которого “росли” из золотой “земли” сработанные из золота в натуральную величину стебли маиса с листьями и початками и “паслись” на золотой траве двадцать лам из золота – опять-таки в натуральную величину.

Архитектура.

Мачу-Пикчу

В области материальной культуры самых впечатляющих свершений инки достигли в архитектуре. Хотя инкская архитектура уступает майяской по богатству декора и ацтекской – по эмоциональному воздействию, ей не найдется равных в ту эпоху ни в Новом, ни в Старом Свете по смелости инженерных решений, грандиозным масштабам градостроительства, искусной компоновке объемов. Инкские памятники, даже находящиеся в руинах, изумляют своим количеством и размерами. Представление о высоком уровне инкского градостроительства дает крепость Мачу-Пикчу, выстроенная на высоте 3000 м в седловине между двумя пиками Анд. Инкское зодчество отличается необыкновенной пластичностью. Инки возводили здания на обработанных поверхностях скал, пригоняя каменные блоки друг к другу без известкового раствора, так что строение воспринималось как естественный элемент природного окружения. В случае отсутствия скальных пород использовались обожженные на солнце кирпичи. Инкские мастера умели резать камни по заданным образцам и работать с огромными каменными блоками. Крепость (пукара) Саскауаман, защищавшая Куско, – это, несомненно, одно из величайших творений фортификационного искусства. Длиной в 460 м, крепость состоит из трех ярусов каменных стен общей высотой 18 м. Стены имеют 46 выступов, углов и контрфорсов. В циклопической кладке фундамента встречаются камни весом более 30 т со скошенными краями. На строительство крепости ушло не менее 300 000 каменных блоков. Все камни – неправильной формы, но пригнаны друг к другу так прочно, что стены выдержали бесчисленные землетрясения и сознательные попытки разрушения. В крепости имеются башни, подземные переходы, жилые помещения и внутренняя система водоснабжения. Инки начали строить в 1438 и закончили через 70 лет, в 1508. По некоторым оценкам, в строительстве было задействовано 30 тыс. человек.

Падение Инкской империи.

Атауальпа

Гобелен

До сих пор трудно понять, каким образом жалкая горстка испанцев могла завоевать мощную империю, хотя на сей счет выдвигается множество соображений. К тому времени ацтекскую империю уже завоевал Эрнан Кортес (1519–1521), но инки об этом не знали, поскольку не имели никаких прямых контактов с ацтеками и майя. О белых людях инки впервые услыхали в 1523 или 1525, когда некий Алехо Гарсия во главе индейцев племени чиригуано напал на сторожевой пост империи в Гран-Чако, засушливой низменности на юго-восточной границе империи. В 1527 Франсиско Писарро ненадолго высадился в Тумбесе на северо-западном перуанском побережье и вскоре отплыл, оставив двоих из своих людей. После этого Эквадор опустошила эпидемия оспы, которую занес один из этих испанцев.

Император Уайна Капак умер в 1527. По преданию, он сознавал, что империя слишком велика, чтобы управлять ею из одного центра в Куско. Сразу после его смерти разгорелся спор за престол между двумя из его пятисот сыновей – Уаскаром из Куско, отпрыском законной жены, и Атауальпой из Эквадора. Вражда между кровными братьями вылилась в пятилетнюю опустошительную гражданскую войну, в которой Атауальпа одержал решительную победу всего за две недели до второго появления Писарро в Перу. Победитель и его 40-тысячное войско отдыхали в провинциальном центре Кахамарке на северо-западе страны, откуда Атауальпа собирался идти в Куско, где должна была состояться официальная церемония его возведения в императорский сан.

Писарро прибыл в Тумбес 13 мая 1532 и двинулся в Кахамарку со 110 пешими и 67 конными воинами. Атауальпа был осведомлен об этом из донесений разведки, с одной стороны точных, с другой – тенденциозных по интерпретации фактов. Так, разведчики уверяли, что кони не видят в темноте, что человек и конь – единое существо, которое при падении уже не способно сражаться, что аркебузы испускают лишь громы, да и то лишь дважды, что испанские длинные стальные шпаги совершенно негодны для битвы. Отряд конкистадоров на своем пути мог быть уничтожен в любом из ущелий Анд.

Заняв Кахамарку, защищенную стенами с трех сторон, испанцы передали императору приглашение прибыть в город на встречу с ними. До сих пор никто не может объяснить, почему Атауальпа дал завлечь себя в ловушку. Он прекрасно знал о силе чужеземцев, причем излюбленным тактическим приемом самих инков была именно засада. Возможно, император был движим какими-то особыми побуждениями, недоступными пониманию испанцев. Под вечер 16 ноября 1532 Атауальпа явился на площадь Кахамарки во всем великолепии императорских регалий и в сопровождении многочисленной свиты – правда, безоружной, как того потребовал Писарро. После короткой невнятной беседы между инкским полубогом и христианским священником испанцы набросились на индейцев и за полчаса перебили почти всех. Во время резни из испанцев пострадал один лишь Писарро, случайно раненный в руку своим же солдатом, когда заслонял Атауальпу, которого хотел взять в плен живым и невредимым.

После этого, если не считать нескольких ожесточенных стычек в разных местах, инки фактически не оказывали завоевателям серьезного сопротивления вплоть до 1536. Плененный Атауальпа согласился выкупить свободу, наполнив комнату, где его содержали, дважды серебром и один раз золотом. Однако императора это не спасло. Испанцы обвинили его в заговоре и в “преступлениях против испанского государства” и после короткого формального суда 29 августа 1533 удушили гарротой.

Все эти события ввергли инков в состояние странной апатии. Испанцы, почти не встречая сопротивления, дошли по великой дороге до Куско и 15 ноября 1533 взяли город.

Новоинкское государство. Манко Второй.

   

Сделав бывшую инкскую столицу Куско центром испанского правления, Писарро решил придать новой власти вид легитимности и для этого назначил внука Уайна Капака Манко II преемником императора. Новый Инка не имел никакой реальной власти и подвергался постоянным унижениям со стороны испанцев, но, вынашивая планы восстания, проявлял терпение.

В 1536, когда часть конкистадоров под водительством Диего Альмагро отправилась в завоевательную экспедицию в Чили, Манко под предлогом поиска императорских сокровищ выскользнул из-под надзора испанцев и поднял восстание. Момент для этого был выбран благоприятный. Альмагро и Писарро во главе своих сторонников затеяли спор о разделе военной добычи, вскоре переросший в открытую войну. К тому времени индейцы уже ощутили на себе ярмо новой власти и поняли, что избавиться от него смогут только силой.

Уничтожив всех испанцев в окрестностях Куско, четыре армии 18 апреля 1536 обрушились на столицу. Обороной города руководил опытный солдат Эрнандо Писарро, брат Франсиско Писарро. В его распоряжении имелось лишь 130 испанских солдат и 2000 индейских союзников, но он проявил незаурядное военное искусство и выдержал осаду. Одновременно инки атаковали Лиму, основанную Писарро в 1535 и объявленную новой столицей Перу. Поскольку город окружала равнинная местность, испанцы успешно использовали кавалерию и быстро разбили индейцев. Писарро послал на подмогу брату четыре отряда конкистадоров, но они так и не смогли пробиться к осажденному Куско. Трехмесячная осада Куско была снята из-за того, что многие воины покинули армию Инки в связи с началом земледельческих работ; к тому же к городу приближалось возвратившееся из Чили войско Альмагро.

Манко II и тысячи преданных ему людей отступили на заранее подготовленные позиции в горном массиве Вилькабамба к северо-востоку от Куско. С собой индейцы унесли сохранившиеся мумии прежних инкских правителей. Здесь Манко II создал т.н. Новоинкское государство. С целью защиты южной дороги от военных вылазок индейцев Писарро устроил военный лагерь Аякучо. Тем временем продолжалась гражданская война между воинами Писарро и “чилийцами” Альмагро. В 1538 Альмагро был захвачен в плен и казнен, а три года спустя его сторонники убили Писарро. Во главе враждующих партий конкистадоров встали новые вожди. В битве при Чупасе неподалеку от Аякучо (1542) Инка Манко помогал “чилийцам”, а когда те потерпели поражение, приютил в своих владениях шестерых испанских беглецов. Испанцы обучили индейцев верховой езде, владению огнестрельным оружием и кузнечному делу. Устраивая засады на императорской дороге, индейцы добывали оружие, доспехи, деньги и смогли экипировать небольшую армию.

Во время одного из таких набегов в руки индейцев попала копия принятых в 1544 “Новых законов”, с помощью которых король Испании пытался ограничить злоупотребления конкистадоров. Ознакомившись с этим документом, Манко II послал одного из своих испанцев, Гомеса Переса, на переговоры с вице-королем Бласко Нуньесом Вела. Поскольку распря между конкистадорами продолжалась, вице-король был заинтересован в компромиссе. Вскоре после этого испанцы-ренегаты, обосновавшиеся в Новоинкском государстве, рассорились с Манко II, убили его и были казнены.

Сайри Тупак и Титу Куси Юпанки. Во главе Новоинкского государства стал сын Манко II – Сайри Тупак. В его правление границы государства расширились до верховий Амазонки, а население увеличилось до 80 тыс. человек. В дополнение к большим стадам лам и альпак индейцы развели изрядное поголовье овец, свиней и крупного рогатого скота.

В 1555 Сайри Тупак развернул военные действия против испанцев. Свою резиденцию он перенес в более теплый климат долины Юкай. Здесь он был отравлен приближенными. Власть наследовал его брат Титу Куси Юпанки, который возобновил войну. Всякие попытки конкистадоров покорить независимых индейцев были напрасны. В 1565 фрай Диего Родригес побывал в цитадели инков в Вилькабамбе с целью выманить правителя из укрытия, но его миссия не имела успеха. Его донесения о нравах царского двора, численности и боеготовности воинов дают представление о силе Новоинкского государства. На следующий год другой миссионер повторил подобную попытку, но в ходе переговоров Титу Куси заболел и умер. В его смерти обвинили монаха, который был казнен. Впоследствии индейцы убили еще нескольких испанских послов.

Тупак Амару, последний Верховный Инка. После смерти Титу Куси к власти пришел еще один из сыновей Манко II. Испанцы решили покончить с цитаделью в Вилькабамбе, проделали бреши в стенах и после ожесточенной битвы взяли крепость. Тупак Амару и его военачальники, скованные ошейниками, были доставлены в Куско. Здесь в 1572 на главной городской площади при стечении большого количества народа они были обезглавлены.

Испанское господство.

   

- Колониальные власти Перу сохранили некоторые административные формы инкской империи, приспособив их для собственных нужд. Колониальная администрация и латифундисты управляли индейцами через посредников – общинных старост “курака” – и не вмешивались в повседневную жизнь домохозяев. Испанские власти, подобно инкским, практиковали массовые переселения общин и систему трудовых повинностей, а также сформировали из индейцев особый класс прислуги и ремесленников. Коррумпированные колониальные власти и отличавшиеся непомерной жадностью латифундисты создавали невыносимые условия для индейцев и провоцировали многочисленные восстания, происходившие на протяжении всего колониального периода.

Литература Башилов В. Древние цивилизации Перу и Боливии. М., 1972 Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков. Л., 1974 Зубрицкий Ю. Инки-кечуа. М., 1975 Культура Перу. М., 1975 Березкин Ю. Мочика. Л., 1983 Березкин Ю. Инки. Исторический опыт империи. Л., 1991

Источник http://world.online.ru

incamusic.narod.ru

Элеонора Мандалян: Перу и Боливия: древняя цивилизация задолго до инков (Номер 2 (157) от 16 января 2010 г.)

Пуно — город на юго-востоке Перу, расположенный на берегу озера Титикака. Титикака — высочайшее в мире судоходное озеро, которое находится на высоте 3.860 метров над уровнем моря.

Есть на Земле место, неизменно притягивающее воображение своей невероятностью и неразгаданностью. Это — соленое озеро на западном побережье Южной Америки на плато Альтиплано между Перу и Боливией со смешным названием Титикака, что переводится с индейского как "Каменная Пума". Вознесенное в самое небо на четыре тысячи метров озеро является самым высокогорным из судоходных водоемов мира. Загадка же его заключается в том, что оно ну никак не могло оказаться на вершине Анд.

Спустимся на минутку с заоблачных высей Альтиплано в горячие недра Земли и вспомним, что весь западный край обоих континентов Америки — суперактивная граница между подстилающими земную кору тектоническими плитами — океаническими и континентальными. Если Тихоокеанская плита скользит вдоль края Североамериканской плиты (в противоположных с ней направлениях), то та же гигантская плита подталкивает промежуточную океанскую плиту Наска под западные края Южноамериканской плиты. В результате чего края плиты Наска опускаются в магму и плавятся, а края Южноамериканской плиты вздыбливаются. И процесс этот не всегда протекает равномерно и плавно. Случаются и катаклизмы, в одночасье меняющие ландшафты, оказавшиеся в эпицентре глобальных событий.

Когда-то, очень-очень давно здесь случился подобный катаклизм. Нырнув под континентальную плиту, плита Наска вытолкнула в поднебесье ее западный край вместе с захваченной океанской водой. А это значит, что озеро Титикака, находящееся в сотнях километров от Тихого океана, не что иное, как оторванный от него его родной кусок.

Всего лишь версия, нарисованная богатым воображением? Возможно. Да только есть тому подтверждения. Вместе с океанской водой на вершину Анд было поднято огромное количество самых разнообразных обитателей моря, которые сохранились в озере по сей день — от различных ракообразных до рыб, включая даже акул. Иными словами, в холодном, высокогорном озере преобладает морская ихтиофауна. А вокруг него визитные карточки истории — миллионы окаменелых морских раковин.

Но и после того, как этот участок океана был поднят на сумасшедшую высоту и отодвинут вглубь материка, подземный "террор" не прекратился, на что красноречиво указывают колебания размеров озера и его береговой линии. На севере она на 90 м выше, а на юге на 80 м ниже нынешнего уровня воды, причем, неравномерный подъем всей окружающей местности продолжается и в наши дни. Об активности подземной жизни свидетельствуют грязевые вулканы и гейзеры, выбрасывающие в небо фонтаны горячей воды.

История происхождения озера — это, так сказать, загадка геологическая. Но его окрестности хранят и другую тайну — археологическую. Собственно, на территории Перу, куда ни поставь ногу — сплошные загадки и чудеса. Достаточно вспомнить гигантские рисунки Наска, которые, кстати сказать, просуществовали Бог знает сколько веков или тысячелетий на сухом, безводном плато, а за последние десятилетия, из-за деятельности шибко цивилизованного человека, начали ускоренными темпами разрушаться. Но не будем далеко отходить от нашего миниокеана в небесах.

В древние времена вокруг Титикаки имелось множество подземных ходов, пещер, галерей, хранилищ. Сегодня они в основном разрушены или замурованы и забыты.

Соседние горы изобилуют пещерными храмами древних цивилизаций. Каких? Вопрос повисает в воздухе. Существуют легенды, что Анды испещрены огромной сетью тоннелей, причем не только природного происхождения. Например, что подземный ход, длиной 420 км, был проложен древней расой белых людей в северо-западном направлении от Куско к Лиме. Затем тоннель сворачивает на юг, в сторону Боливии, и тянется под землей 1600 км, заканчиваясь в соляной пустыне Атакама. Согласно тем же легендам, в недрах Перу существует километровой длины тоннель, в котором инки спрятали от колонистов золото и другие сокровища, а вход в него завалили скальными породами. Несмотря на многочисленные попытки на уровне не только частных кладоискателей, но и правительств государств, ни сам тоннель, ни сокровища до сих пор не найдены.

 

Тиуанако

Неподалеку от озера уже на территории Боливии лежат руины древнего города Тиуанако. Овеянный сотнями легенд самый высокогорный город Нового Света — одна из неразгаданных тайн человечества. Название города Тиуанако (Тиауанако, Тиуанаку, Тиванако) произошло от Tiwanaku на языке народа аймара1, живущего в Андах. Означает оно "Мёртвый город". Но в древности он назывался иначе — "Вечный город" (Виньямайрка). Для инков времён испанского завоевания эти руины были не менее древними и загадочными, чем для нас. Еще в XVI веке на вопросы, кем и когда был создан этот город, индейцы аймара отвечали: "Все было построено задолго до правления инков... Как говорят наши предки, он появился внезапно, за одну ночь".

Это был портовый город у самой кромки воды, с длинными причалами. Сегодня между озером и руинами пролегло 20 км суши. К тому же причалы оказались метров на 30 выше береговой линии, что может означать только одно: после того, как город уже был построен, произошел мощный катаклизм, изменивший в очередной раз рельеф местности и отбросивший город от озера. Кстати, таковой действительно имел здесь место — в XI тысячелетии до н. э. В последовавшие затем тысячелетия на Южноамериканском континенте не было каких-либо значительных культурных очагов — вплоть до появления перуанских индейцев.

По условно принятой версии археологов, которые так и не пришли к единому мнению, время возникновения Тиуанако датировано V в до н. э. Но есть и другое, альтернативное мнение, предложенное профессором Артуром Познански, боливийским археологом немецкого происхождения из университета в Ла-Пасе, и поддержанное Рольфом Мюллером, профессором астрономии из Потсдамского университета — учеными, целиком посвятившими себя изучению перуанских древностей. С помощью астрологических расчетов Познански пришёл к заключению, что Тиуанако был возведен примерно за 15 тысяч лет до н. э. Официальное признание его выводов перевернуло бы с ног на голову всю нашу предысторию, которую пришлось бы заново переписывать.

Из того немногого, что осталось от города, широко известны "Ворота Солнца" — тщательно обработанный монолит, весом более 10 тонн, в котором прорублен прямоугольный проем. Верхнюю часть Ворот в виде рельефного фриза украшают изображения человеко-кондоров и бога Солнца посредине. По мнению ряда ученых, этот памятник не просто культовое сооружение, а еще и хранилище знаний, древний календарь. Причем календарь, рассчитанный на 21 тысячу лет! "Ворота Солнца" возвышаются на каменной площадке в 1300 кв. м. и окружены огромными, реалистически выполненными каменными статуями, высотой до 7,5 м.

Почти все древние города в Перу были возведены исключительно из камня. Крепостные стены, храмовые сооружения и площадки, на которых они возвышались, были сложены из идеально обработанных громадных каменных блоков, достигавших в длину 8-11 метров. Каким образом они вырубались в скалах и доставлялись к месту строительства, чем обрабатывались? При этом не использовался скрепляющий раствор, а стены покоились на эластичном фундаменте, вероятно, выполнявшем роль амортизатора при землетрясениях.

В числе культовых сооружений древнего города — многоступенчатая пирамида Акапана ("Место, где гибнут люди"), с длиной основания около 230 м. Когда-то её грани были облицованы большими плитами андезита, а на вершине был бассейн крестообразной формы, причём, каждая из его сторон имела вид небольшой трёхступенчатой пирамиды. Внутри Акапаны была проложена хитроумная сеть зигзагообразных, тщательно выровненных по углу и состыкованных с точностью до полумиллиметра каменных каналов, по которым стекала вода из бассейна.

Современных специалистов поражают технологии обработки каменных блоков и качество их кладки. Они настолько плотно прилегают друг к другу, что между ними невозможно просунуть даже лист бумаги!

Тиуанако, согласно преданиям местных индейцев, был построен еще до того, "как в небе появились звезды". В комментариях испанского биолога Бертрама Гарсии есть такая запись, сделанная в XVI веке: "В надписях, вырезанных на камнях Тиуанако, утверждается, что совершенно иного облика человеческие существа, имевшие перепонки и отличную от нашей кровь, прибывая с иной планеты, обнаружили самое высокогорное озеро на Земле и решили устроить там свой дом".

Английский ученый Джеймс Черчворд по всему миру искал следы мифической протоцивилизации My, якобы погибшей, как и Атлантида, в результате природного катаклизма. Изучив чудом уцелевшие свитки и рукописи инков и расшифровав знаки на памятниках древнего зодчества, Черчворд написал в своей книге "Древний континент My" следующее: "В то время, когда был построен этот храм, украшенный величественными резными камнями, горы Анды еще не существовали; они еще не поднялись над равнинами западной части Южной Америки. Эта страна, большая часть ее населения и сам храм были уничтожены именно поднявшимися горами".

Подобное утверждение — заявка уже не на 17 тысяч лет назад, а несоизмеримо дальше. Ведь если Тиуанако был поднят в небеса с берега океана, значит этот город ровесник озера Титикака, возраст которого определяют чуть ли не в 100 миллионов лет2. Зато данная версия хорошо согласуется с легендами инков о том, что город появился внезапно, за одну ночь. Не люди и не боги, только мощный катаклизм способен на такой "подвиг".

 

Мачу-Пикчу

На сверхвозможности таинственных строителей указывает и еще одна находка — изысканная небольшая крепость, которую называют иногда восьмым чудом света — Мачу-Пикчу, что означает "потерянный город инков". Вряд ли он имел отношение к инкам, но действительно был потерянным и вплоть до самого начала XX века о нем ходили только легенды. Крепость Мачу-Пикчу находится в настолько неприступной местности, что после того как ее обнаружили, понадобилось еще 30 лет, чтобы найти способ туда добираться. В конце концов воспользовались древней Дорогой инков.

При раскопках были найдены предметы, не только не имевшие к инкам никакого отношения, но и которых, по логике вещей, здесь быть ну никак не должно — такие, как каменные топоры, железные ножи или кости бизона... Но что в Мачу-Пикчу вызывает еще больший интерес — это циклопические кладки его стен.

Этот заповедный город лежит на высоте 2700 м над уровнем моря, занимая всю вершину горы. С одной стороны он защищен еще более высокой отвесной скалой, а с трех других — крутыми обрывами и глубокими пропастями. Поскольку на первозданной вершине явно не было даже клочка ровного места, гора обработана уступами, террасами и ступенями, создающими прямо-таки музыкальную гармонию. Только вот ступени эти выкладывались явно не для обыкновенных людей, настолько они высоки и круты.

Можно много говорить о планировке сохранившихся построек и о назначении этого уединенного города, о совершенстве его системы водоснабжения. Но поражает и озадачивает в первую очередь другое: каким образом доставлялись на крутую вершину горы по чуть ли не вертикальным утесам колоссальные каменные блоки, иные из которых весят до 150 тонн? Достаточно взглянуть только на кладку крепостной стены, составленной как детские пазл из идеально подогнанных друг к другу многоугольных колоссальных глыб гранита.

Город Мачу-Пикчу стал основной достопримечательностью Перу и по итогам всемирного голосования, в котором приняло участие почти сто миллионов жителей Земли, вошел в новый список "Семи чудес света", оглашенный в Португалии 07.07.2007.

 

Пума Пунку

Судя по раскопкам и расшифрованным текстам, цивилизация, некогда здесь обитавшая, обладала высоким уровнем культуры и глубокими познаниями в области медицины, техники, геологии, астрономии и математики, имела развитую письменность и точный календарь. Города были пронизаны совершенной сетью акведуков, а поля — оросительными каналами. Древние обитатели цивилизации приручали животных, выращивали культурные злаки и овощи, строили зернохранилища, имели развитые ремесла и всевозможные виды искусства. И нечто большее, чего нам не дано понять. Но об этом нужно рассказать особо и не в двух словах.

Если читатель заметил, я намеренно не касаюсь культурного наследия собственно инков, достаточно хорошо изученного и осмысленного, а пытаюсь заглянуть — с помощью того, что сохранила для нас история — за их спины: что было до инков, кто был до инков, а главное — когда. Одна из самых больших загадок для современных ученых, поражающая воображение не меньше, чем гигантские рисунки на плато Наска — это Пума Пунку ("Ворота Пумы") — тысячи тонн каменных развалин на высокогорном боливийском плато, в километре от Тиуанако (что, скорее всего, составляло когда-то c древним городом единое целое).

Здесь, на пыльной безжизненной земле были столетиями разбросаны (сейчас они более или менее систематизированы) гигантские каменные блоки — то, что осталось за истекшие тысячелетия от Пума Пунку — лишь самые большие, неподъемные монолиты, весом от 22 до 1000 тонн, из красного гранита, андезита и серого диорита — пород, невероятно твёрдых и прочных, с трудом поддающихся обработке. И блоки эти обработаны, да еще с какой скрупулезностью, точностью и мастерством, с каким высочайшим профессионализмом! И снова первое, что озадачивает при взгляде на эти гигантские тяжеленные монолиты, каким образом их сюда на четырехкилометровую высоту приволокли. Было установлено, что часть блоков для Пума Пунку добывалась в гранитном карьере, находившемся далеко внизу, в 60 км от строительной площадки.

В XVI веке один испанский колонист, Гарсиласо Де Ла Вега, пораженный увиденным, записал в "Комментариях о царстве инков": "Это невозможно представить. А когда увидишь своими глазами, начинает казаться, что тут не обошлось без колдовства и что это дело рук демонов, а не людей. Он построен из таких огромных камней и в таком множестве, что сразу возникают вопросы, как индейцы добывали эти камни и как доставляли их сюда, как обрабатывали их и ставили друг на друга с такой точностью? Ведь они не пользовались ни железом, ни сталью для того, чтобы проникать в скалу, обтесывать и полировать камень. У них не было ни волов, ни телег для перевозки, хотя во всем мире не найдется таких телег и волов, чтобы справиться с этой задачей — столь огромны эти глыбы и столь трудны горные тропы, которыми их доставляли".

Там же Гарсиласо приводит пример, как правитель инков приказал перенести лишь один громадный блок, чтобы добавить его к уже существующему сооружению. Более 2000 индейцев волокли этот камень, но в конце концов он свалился с обрыва, задавив попутно 300 человек.

Особенно озадачивают блоки размерами поменьше. Правильные формы с идеальными ребрами и гранями, отполированными в отдельных случаях до блеска (чем!?). Изготовленные будто по единому шаблону, иные имеют несколько ступенчатых плоскостей внутри монолита сложной геометрической формы, выемки, пазы, перехваты, карнизы, лунки, замки. И это не архитектурные детали, не части каменных фризов.

Не вызывает сомнений, что все они каким-то хитроумным способом соединялись друг с другом. Одни из них зеркально повторяют друг друга. Есть пары, в которых уступы на одном блоке с абсолютной точностью, с аналогичным обратным повтором, соответствуют впадинам на другом, сопряженном с ним блоке, что позволяет намертво состыковывать их. На иных парных блоках имеются фигурные углубления, в которые явно вставлялись какие-то соединительные элементы, типа скоб или петель.

Собрать их воедино не представляется возможным, во-первых, потому, что большая часть малых блоков растащена местными жителями в разные исторические времена, но главное — еще и потому, что никто не знает, что, как и для чего собирать. Эти развалины явно не принадлежали ни храму, ни пирамиде, ни жилому дому. То есть, возможно, они вообще не имели отношения к архитектуре... У некоторых ученых возникла совсем уж фантастическая мысль: а не являются ли все эти фигурные плиты деталями каменной "машины времени"?

Обширная каменная площадка посредине похожа на остатки фундамента из мощных тёсаных блоков красного гранита. В центре этого фундамента зияет брешь с разрушившимся и ушедшим в землю блоком. Ученые считают, что разрушить такую мощную конструкцию именно с такими последствиями мог только взрыв. Предания инков донесли до нас следующее: "Пума Пунку был построен за одну ночь богами, которые умели летать. Эти же боги и разрушили своё сооружение, подняв его в воздух, перевернув и бросив на землю".

Когда фотоснимки блоков из Пума Пунку показали одному из лучших мастеров по надгробьям, тот с полной уверенностью заявил, что со всеми своими алмазными циркулярными пилами, свёрлами, фрезами и шлифовальными станками он не в состоянии изготовить такой сложный по форме предмет из каменного монолита таких размеров.

Точность обработки камня настолько высока, что допуски составляют доли миллиметра. На полированной поверхности некоторых блоков, к примеру, прорезаны как по линейке прямые, параллельные линии-бороздки длиной до 5 метров. В одной такой канавке, шириной 3 мм и глубиной 2,2 мм, через каждые 4 см просверлены (!) отверстия диаметром 1,5 мм.

Группа исследователей Эриха фон Деникена ввела в компьютер точные данные всех сохранившихся компонентов и выяснила, что все борозды и планки идеально сопрягаются друг с другом, в результате чего образуется стена из готовых элементов, невероятной прочности и сейсмоустойчивости.

Для скрепления блоков неведомые строители использовали металлические штыри, отливавшиеся на месте: расплавленный металл заливали непосредственно в заранее выбитые каменные ложбинки обоих блоков, что свидетельствует о наличии у древних мастеров переносных печей, позволявших поддерживать постоянную температуру литья. Анализ остатков сплава показал присутствие в нём железа, меди и никеля.

 

Как разрушали памятники древней цивилизации

Ну, вот пока и все, что об этом феномене известно. И поскольку понять его назначение нам не дано, остается лишь изумляться и разводить руками. Упоминания о древних цивилизациях Перу и Боливии в научной литературе встречаются крайне редко, и то лишь в связи с наследием инков, которым приписываются все археологические находки и архитектурные памятники на территории обеих стран, хотя имеются более чем веские доказательства, что индейские племена появились здесь, как минимум, 7 тысяч лет спустя после того, как таинственная цивилизация, которую инки называли "звездными людьми" и великанами, исчезла.

На протяжении четырех веков Тиуанако и Пума Пунку служили каменоломней Боливии. Прекрасно обработанные камни растаскивали все кому ни лень. А то, что увезти было не под силу, включая огромные каменные статуи, разбивали на месте кирками, позднее — взрывали динамитом. Больше всего Тиуанако и Пума Пунку пострадали во время прокладки "железной дороги Прогресса", когда строители, нуждаясь в камне — с разрешения властей (!) — взрывали их стены и статуи.

Лишь много позже боливийские и перуанские власти спохватились, чему скорее всего способствовал бурно развивавшийся по всему миру туризм. В 1957 году был основан боливийский государственный "Центр археологического изучения Тиуанако". Да только для изучения там уже мало, что осталось.

1 Язык аймара, наряду с испанским, является официальным языком Боливии. На нём также говорят в Перу и Чили. В древности аймара был, по-видимому, языком империи Вари, территорию которой позднее захватили инки. .

2 В книге Алисы Бейли "Трактат о Белой магии", надиктованной ей тибетским учителем Джуал Кхулом, говорится, что первым аванпостом Братства Шамбалы был так называемый "первоначальный Храм Ибеца", расположенный в центре Южной Америки. Указывается и дата его основания — семнадцать миллионов лет назад. Можно предпoложить, что древнейшая цивилизация в центре Южной Америки, о которой идет речь в данной статье, образовалась именно 17 млн. лет назад. — Прим. ред.

www.chayka.org

Инки - древняя цивилизация

ИнкиЦивилизация инков зародилась в 13 в. в долине Куско, на юге современного Перу. Первые поселения в Андах и на побережье Тихого океана возникли за несколько тысяч лет до этого. Люди занимались охотой и собирательством, научились обрабатывать землю, затем строить ирригационные сооружения. Примерно в 400 г. до н.э. изобрели ткацкий станок, в 6-10 вв. построили большие города-государства.

После многовековой борьбы разрозненные племена подчинил себе Инка Пачакути (1438-1471). С его именем связано основание государства инков, которое он назвал Тауантинсуйу. Государство простиралось от современного Эквадора до середины Чили.   Следующие правители, Тупак Юпанки и Уайн Капак, еще больше расширили границы государства, включив в него территории современной Боливии, Перу, Аргентины.

Среди покоренных народов инки распространяли свой язык кечуа и свою культуру, строили каменные дороги, обучали земледелию, строительству ирригационной системы, изготовлению сельскохозяйственных орудий. Хорошие дороги позволяли быстро связываться с самыми отдаленными поселениями, специально подготовленные гонцы могли за один день преодолеть до 240 км. На определенном расстоянии друг от друга вдоль дорог были установлены особые склады, в которых хранились запасы продуктов, одежды, ремесленных изделий и многого другого на случай неурожая или войны.

Когда срочно нужно было передать какое-то известие, на постах, расположенных на равном расстоянии вдоль всех дорог, разжигали костер. Огонь костра ночью и дым днем служил сигналом или предостережением. У инков сложилась особая, не похожая ни на какую другую, система письменности – узелковое письмо. Инки называли его кипу. Оно представляло собой длинную веревку, к которой были привязаны тонкие разноцветные нити с завязанными узелками. По форме, количеству и расположению узелков можно было понять, о чем говорится в письме, но умели читать кипу только жрецы, правители и верховная знать. Большинство кипу до сих пор не расшифровано.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Древние цивилизации Америки, цивилизация Инков

Из всех индейских племен, проживавших на территории Южной Америки, достичь наибольших успехов и создать реально настоящую империю, наподобии европейских, получилось только у перуанских племен кечуа, создавших империю Инков.

Империя Инков

Как и все просвещенные народы древности, инки облекали истоки своего происхождения в форму мифов. Наиболее известный из них в своих "комментариях" донес до нас Гарсиласо де ла Вега. Записал он его по памяти, со слов своих современников-индейцев. Миф этот повествует о том, что Манко Капак и его сестра-жена Мама Окльо, выполняя волю своего отца Солнца-Инти, вышли из вод озера Титикака, чтобы обратить на путь цивилизации дикарей, населявших окрестные земли, и создать великую империю. От отца своего, они получили волшебный золотой жезл, который должен был указать им, где основать центр их государства. Неподалеку от селения Пакари-Тамбо, лежащего у подножия холма Уанакаури, Манко Капак воткнул этот жезл в землю, и по воле божественного провидения он ушел в неё с большой лёгкостью. Это был знак того, что именно там должна была быть основана столица будущей империи. Такое проявление высшей воли вполне сопоставимо с орлом, державшим в клюве змею на острове посреди озера Тескоко, где, как мы помним, основали свое государство ацтеки.

инки

Главным героем инкской мифологии был Манко Калик. Как Кецалькоатль у науа и Бочика у чибча, он одновременно сочетал в себе черты полубога и великого вождя, который вывел своих подданных на путь цивилизации. Действительно, должно было произойти нечто поистине великое, чтобы сохранить в памяти поколений вплоть до наших дней, предания об этом вознесенном до уровня божества человеке и основателе государства, которые пережили само время и ту последовательно разрушавшуюся культуру, у истоков которой он стоял.

Оттуда переселенцы добрались до долины, где располагалось селение Пакари-Тамбо. Там они и обосновались. Через несколько столетий, именно из итого места они начали завоевание района Куско и впоследствии создали там свое государство. После Манко Капака, в Тауантинсуйю правили 12 его преемников Инков. Однако от первых из них, живших в ХIII-ХIV веке, Синчи Роки, Льоке Юпанки, Майты Капака, Капаки Юпанки, Инки Роки и Яуара Уакака до нас дошли только имена. Подлинная история империи началась с Виракочи Инки, правившего в первой половине ХV веке. Его позорное бегство в селение Какиа, в долине Шакишауана, когда он спасался от чанков, привело к тому, что его сын Куси Юпанки Пачакутек стал героем-освободителем инков.

Все деяния инков, начиная с эпохи Пачакутека, были сохранены для потомства с чрезвычайной тщательностью, поскольку сами инки высоко ценили свою славу и имели ясное представление о значении истории. О неизменной целенаправленности их деятельности по возвеличиванию Тауантинсуйю, свидетельствует создание специального почетного поста официального историка империи, избираемого из панаки каждого Инки, иначе говоря, из состава многочисленных родственников властителя, оставленных им после смерти, прежде всего жен и детей.  История империи передавалась из поколения в поколение, так что все важнейшие ее события всегда были свежи в памяти кипукамайоков каждой панаки даже после испанского завоевания. Валькарсель писал о том, что, когда испанцы пришли в Куско, первые сведения об истории инков во времена Ваки де Кастро (Кристобаль Вака де Кастро,  они получили от оставшихся в живых кипукамайоков каждой панаки, никогда между собой не смешивавшихся. Именно благодаря этому мы знаем о сражениях Пачакутека с аймара-колья на берегах озера Титикака, о его походах против народов юга нынешнего Перу вплоть до побережья, ну и обо всем остальном тоже.

Согласно легендам, основателем «империи» инков был легендарный Манко Капак, носивший титул Инка в знак своего божественного происхождения. Существует несколько версий возникновения Тауантинсуйю. По одной из них, Манко Капак и его сестра-жена Мама Окльо, выполняя волю своего отца-солнца — Инти и матери-луны — Кильи, вышли из вод озера Титикака, чтобы обратить на путь цивилизации дикарей, населявших окрестные земли и создать великую «империю». От своего отца они получили волшебный золотой жезл, который должен был указать им, где основать центр государства. Неподалеку от селения Пакаритампу, лежавшего у подножия холма Уанакаури, Манко Капак воткнул этот жезл в землю, и по воле божественного провидения он вошел в нее с необычайной легкостью. Это был знак того, что именно здесь должна быть основана столица будущей «империи».

инки

Во многом этот миф близок мифу о Теночтитлане, возведенном ацтеками на острове посреди озера Тескоко. Однозначно ответить, существовал ли Манко Капак в действительности или это мифический персонаж, сегодня вряд ли возможно. Он сочетал в себе черты полубога и великого вождя, который, подобно легендарному майя-тольтекскому Кецалькоатлю-Кукулькану, вывел своих подданных на путь цивилизации. Легендарный Манко Капак основал в долине Куско небольшое государство. Возникновение этого государства, превратившегося впоследствии в величайшую «империю» доколумбовой Америки, можно примерно датировать первой половиной XIII века.

Что было дальше, до сих пор мы представляем очень поверхностно. Существует несколько разных, порой весьма противоречивых трактовок истории инков, особенно ее начального этапа. Из тумана всевозможных мифов и преданий инки начинают понемногу выступать только около 1437 или 1438 года. В ту суровую для жителей Куско годину они столкнулись с достойным, сильным противником — соседними индейцами чанками. По одной из легенд, начало войны сложилось для инков неудачно, и вскоре чанки, возглавляемые их победоносными полководцами Анко-Уальо, Асту и Тамай Уаранками, уже стояли перед воротами Куско, как великий карфагенский полководец Ганнибал перед Коллинскими воротами Рима. Началась паника. В самый критический момент многочасового кровопролитнейшего сражения за Куско, когда инициатива не раз переходила из рук в руки и было совершенно не ясно, кому же улыбнется капризная фортуна, в тыл наступавшим несметным полчищам чанков ударил засадный отряд отборных инкских воинов. Инки победили! Это было самое кровавое и жестокое сражение в истории древнеамериканских войн. С обеих сторон полегли тысячи, если не десятки тысяч воинов. Один из опаснейших врагов инков был побежден, а затем обращен в союзника.

Вскоре после этой легендарной и очень трудной победы правителем инков становится Инка Пачакути (или Пачакутек).Пачакути Инка (1438—1471) был одной из ключевых фигур в истории инкской «империи». Именно 1438 год, вероятно, следует считать началом ее создания. Историчность его личности сомнений не вызывает. Он реорганизовал армию, повысив ее боеспособность, увеличил генералитет. При Пачакути военные походы инков совершались в южном и юго-восточном направлениях: в исключительно упорной борьбе инки захватили земли индейцев аймара по берегам озера Титикака, завладели колоссальными стадами лам и альпак (разновидность ламы) — чуть ли не сотнями тысяч голов. Для тех времен, это была выдающаяся победа и огромное богатство. Отныне армии Куско больше не испытывали нужды в транспортных средствах, одежде и продовольствии. Захват этих стад означал для инков не меньше, чем позднее овладение их сокровищами для испанцев. Пачакути объявил животных «царской» собственностью, а на островах озера Титикака основал богатейшие храмы. В результате его завоеваний были заложены основы громадной инкской «империи», а он сам, по сути, стал первым «императором» инков. Пачакути был одной из наиболее выдающихся личностей в древне-американской истории — воин, политик, философ, историк, архитектор, поэт.

Пока победитель чанков и аймара — Пачакути воевал у озера Титикака, у него вырос наследник — Тупак (Топа) Юпанки, чья военная слава позднее затмит отцовскую. (Полагают, что всего у Пачакути было около 100 сыновей и 50 дочерей.) Отношения между Пачакути и Тупак Юпанки, как это часто случается между сильными личностями, даже когда они состоят в ближайшем родстве, были, по-видимому, напряженные, если не откровенно враждебные. Однако в большом северном походе они оба действовали сообща. В результате северная граница Тауантинсуйю пролегла по территории современного Эквадора, и по своим размерам государство инков стало равно площади современной Великобритании.В 1471 году, незадолго до смерти своего отца Пачакути, Тупак Юпанки стал новым Инкой. Тупак Юпанки (1471— 1493) значительно расширил границы инкской «империи», объединив всю древнеперуанскую ойкумену, и вошел в доколумбову историю Южной Америки как «император» - завоеватель.

Легенды по-разному повествуют о многочисленных военных походах этого перуанского Александра Македонского. По одной из них, неожиданно и стремительно вторгшись в Чимор — наиболее опасное для инков крупнейшее государство на территории Перу,— он быстро овладел им. Правитель Чимора — могущественный Минчансаман не ожидал столь мощного удара с севера, где у чиморцев не было общей границы с инками, а следовательно, и укреплений. Победа над более развитым, чем государство инков, Чимором, вытянутым узкой (50—70 км) и длинной (около 1 тыс. км) полосой вдоль побережья, открыла инкам доступ к Тихому океану. Одна за другой были захвачены богатые перуанские прибрежные долины и столица Чимора в устье реки Моче, крупнейший город доиспанской Южной Америки Чан-Чан (площадь 26 км) с населением около 20—30 тыс. человек. После разгрома Чан-Чан опустел.

Покорив Чимор, инки, очевидно, захватили несметные богатства. Испанцы нигде в Америке не обнаружили таких сокровищ, как в разграбленных ими гробницах «царей» и знати Чимора. Их общая стоимость составляла фантастическую по тем временам сумму — около миллиона (!) золотых испанских, кастельяно. Можно предположить, что большая часть золота, которое индейцы собрали в качестве выкупа за плененного позднее, в 1532 г., испанцами Инку Атауальпу, была либо шестьюдесятью годами раньше награблена на побережье самими инками, либо, по крайней мере, обработана руками искуснейших чиморских мастеров-ювелиров, угнанных из Чан-Чана в Куско.

На север походов больше не было. Объясняется это довольно просто: инки — горные жители и чувствовали себя не в своей тарелке, попадая в непривычную природно-климатическую зону, расположенную на несколько километров ниже их собственной. Отчасти поэтому вылазки инков на приморскую равнину Эквадора были неудачными: жаркая болотистая местность оказалась малопривлекательной для людей, привыкших к чистому, прохладному горному воздуху. К тому же в горных районах Эквадора армиям Тупак Юпанки приходилось вести изнурительные и не всегда удачные бои со свободолюбивыми и воинственными местными племенами. Не исключено, что эквадорские вожди посылали инкам какую-то нерегулярную дань, но независимость свою в основном сохранили. Дальнейшего продвижения инков на север к индейцам чибча-муискам и еще севернее, в сторону Мезоамерики, не последовало.

Если завоевание Чимора (около 1471 года) престарелый Пачакути еще застал (возможно, он был одним из инициаторов этого похода), то новый южный поход состоялся уже после его смерти. Поход Тупак Юпанки на юг — самая крупная военная операция в истории доколумбовой Америки.

Во главе огромной армии, Тупак Юпанки двинулся через земли теперешней Боливии в северную часть современной Аргентины, затем вновь перешел Анды, вступил в безлюдную Атакамскую пустыню на севере территории нынешнего Чили, продвинувшись более чем на тысячу километров к югу. Но переправиться через реку Мауле он не смог. Встретив мужественное и ожесточенное сопротивление чилийских арауканав (мапуче), он вынужден был остановиться. Здесь и пролегла южная граница Тауантинсуйю.

Таким образом, в состав «империи» вошли обширные территории, расположенный на юго-западе Боливии, северо-западе Аргентины и севере Чили, по площади примерно равные всем остальным ее землям. Трудно сказать, знали ли инки, предпринимая южный поход, что в том районе находятся богатейшие месторождения меди и драгоценных металлов. Во всяком случае, создается впечатление, что именно этот район и был конечной целью Тупак Юпанки.

инки

Хотя после Тупак Юпанки и были попытки еще больше раздвинуть рубежи государства, в том числе на восток (во влажной и жаркой Амазонии инкские отряды гибли или возвращались оттуда ни с чем), в целом границы «империи» почти не изменялись. Последователям Пачакути и Тупак Юпанки приходилось думать не столько о завоеваниях, сколько о защите границ своей огромной «империи». С этой целью по восточной границе Тауантинсуйю инки возвели ряд крепостей и соединили их тянущейся по гребням гор каменной стеной длиной почти 200 км — американским подобием Великой Китайской стены. Правда, в отличие от своего древнекитайского аналога «Великая перуанская стена» не была столь мощной, имея, скорее, символическое значение. Ее высота не превышала рост человека, и поэтому она годилась лишь для отражения натиска противника, незнакомого с искусством правильной осады. Только восточная граница «империи» требовала постоянной защиты от воинственных соседей Тауантинсуйю — индейцев гуарани, диагита и др.

В 1493 году, Тупак Юпанки умер, отравленный, по некоторым преданиям, одной из своих многочисленных наложниц. Его младшему сыну, уроженцу города Кито (Эквадор), Уайна Капаку (1493—152?), оказавшемуся на престоле благодаря хитроумным дворцовым интригам его дяди, знаменитого военачальника Уаман Ачачи, досталась в наследство огромная «империя», равной которой не было во всей индейской Америке. С севера на юг она простиралась почти на 5 тыс. км, а ее территория равнялась 2754 тыс. км 2. Уайна Капак достойно завершил дело отца и деда, захватив эквадорские земли и отстояв границы «империи» на юго-востоке от притязаний воинственных чиригуано к карангов, а на юге — неукротимых чилийских арауканов.

Однако прежде всего ему пришлось заняться наведением порядка внутри «империи», чрезвычайно разросшейся в результате походов его деда и отца. Десятки крупных и сотни небольших пукар, с гарнизонами солдат, иногда насчитывавшими по нескольку тысяч воинов, обеспечивали охрану «империи» как от внешних, так и от внутренних врагов, восстававших против инкского господства «царств» и «провинций», мирно или насильственно вошедших в состав Тауантинсуйю (а было их немало — более 200: Билькас, Хауха, Бомбао, Кахамалька, Гуанка, Бомбакоме, Кито, Каранги, Хатункана, Айавире, Чукиаба, Парна и другие).

С участниками самого крупного восстания (на острове Пуна, у побережья нынешнего Эквадора) расправились очень жестоко: каждого десятого повстанца сбрасывали в море или закалывали, обезглавливали, четвертовали, забивали до смерти камнями, вешали и т. п. Не все было спокойно и при дворе «императора»: один из его многочисленных дядей — инка Уальпайя пытался его отравить, чтобы освободить трон для собственного сына не удалось.

Уайна Капак, был последним Инкой, правившим Тауантинсуйю до прихода испанцев. За годы своего долгого правления, большую часть из которых он провел на севере, в городе Кито, этот властитель многое успел сделать для укрепления инкской «империи», оставшись в народной памяти «императором»-администратором, «императором»-миротворцем. Когда Уайна Капак внезапно умер (от чумы или от оспы, а возможно, от какой-то другой болезни, эпидемия которой охватила тогда весь север «империи»), не успев назвать наследника, на престол в Куско вступил его старший законный сын — надменный Уаскар.

В то время в Кито, любимом городе Уайна Капака (северной столице Тауантинсуйю), правил один из сводных братьев Уаскара — независимый и властолюбивый Атауальпа. Задумав использовать смерть отца в своих интересах и интересах клана киотской (эквадорской) аристократии, он заявил, что Уайна Капак, умирая, завещал разделить Тауантинсуйю на две части: якобы столь огромной «империей» стало затруднительно управлять из одного центра, и что северной половиной государства должен править он — Атауальпа. В результате, когда далеко на севере (в Панаме) «стая голодных псов» — испанских конкистадоров — во главе с авантюристом Франсиско Писарро готовилась к завоеванию сокровищ легендарного Тауантинсуйю — самой могущественной древ неамериканской  «империи»,— в ней вспыхнула беспощадная борьба за престол между двумя братьями, которая привела к кровавой междоусобице.

В итоге, в 1532 году, победу одержал честолюбивый Атауальпа, в чьем подчинении находились лучшие инкские военачальники, служившие еще его отцу — Кискис (Кэскис) и Чилько-Чим (Калькучима),— и отборные, беззаветно преданные ему войска, обученные еще при Уайна Капаке,— гвардия Инки. В этой междоусобной войне «империя» утратила свою былую мощь. Уаскара пленили и заточили в темницу, но именно он являлся истинно законным наследником престола, так как был сыном Уайна Капака и его сестры, т. е., по инкским правилам законной жены — койо. Однако Атауальпа был лишь бастардом, т. е., незаконнорожденным сыном от брака Уайна Капака с его любимой женой, а точнее, наложницей — несравненной красавицей Токто Кока, дочерью вождя племени кара (бывшего «царя» города Кито). Несмотря на пленение Уаскара, население Тауантинсуйю все же признавало законным Инкой Уаскара. В конце 1532 года, или в начале 1533,  Уаскара убили по приказу брата-узурпатора, а затем от рук испанских конкистадоров (1533 год) пал и сам Атауальпа.

На трон вступали другие Инки… Последним из них, был Тупак Амару, казненный испанцами лишь в 1572 году. Однако после завоевания «империи» испанцами власть инкских «императоров» в значительной мере была иллюзорной. Они «правили» лишь в весьма отдаленных, высокогорных, еще не покорившихся конкистадорам районах Тауантинсуйю, где в 1539 году, было создано так называемое Новоинкское царство с центром в Вилькабамбе.

Города инков: Вилькабамба - Вилькасуаман - Виткос - Гран Пахатен - Ингапирка - Инкальяхта - Инкауаси (Аякучо) - Инкауаси (Каньете) - Кориуайрачина - Куско - Мачу-Пикчу - Морай - Ольянтайтамбо - Пайтити - Пайхан - Паккаритампу - Пачакамак - Писак - Пука Пукара - Пума Пунку - Ракчи - Саксайуаман - Тамбо Колорадо - Тамбомачай - Тарауаси - Типон - Тиуанаку - Тукуме - Тумебамба - Уаманмарка - Уиньяй Уайна - Учкус Инканьян - Учуй Коско - Чинчеро - Чокекирао - Шинкаль - Юкай – Гран Вилайя — Вилькаваин — Гитарреро (пещера) — Паньямарка — Апуримак — Торо Муэрто — Пикимачай — Пумакоча - Кумбе Майо — Кенко — Кориканча — Морай — Пикильякта — Пуйупатамарка — Ракчи — Румиколка — Тамбомачай — Тарауаси — Типон — Уайна-Пикчу — Уаманмарка — Уиньяй-Уайна — Ла-Либертад - Гран Пахатен — Храм Солнца — Храм Луны — Эль Брухо - Ламбайеке —- Лима - Акарай — Асперо — Буэна-Виста — Кантамарка — Парамонга — Пачакамак — Пукльяна — Пуручуко - Пуно - Силустани — Хискаирумоко - Такна — Токепала - Уанкавелика - Уануко.

 

latino-america.ru


Смотрите также